УТС по ОСАГО 2021 судебная практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «УТС по ОСАГО 2021 судебная практика». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если обстоятельства ДТП и характеристики авто соответствуют условиям, допускающим автовладельцу возможность претендовать на возмещение утраченной стоимости машины по ОСАГО, алгоритм действий по получению компенсации следующий:

  • обратиться к страховщику, сообщив о факте происшествия и заявив о необходимости возмещения по страховке;
  • написать необходимое заявление и предоставить документацию, предусмотренную для рассмотрения страхового случая;
  • предъявить автомобиль к экспертизе;
  • после оценки состояния машины, выполнить ремонт в СТО, предложенном страховой компанией;
  • обратиться к независимым экспертам для оценки стоимости ремонта с учетом оплаты услуг специалистов и приобретения замененных деталей, цены машины после восстановления и сравнения с авто аналогичных характеристик, не побывавших в ДТП;
  • когда получены результаты независимой экспертизы со сравнительным анализом, необходимо подать заявление страховщику о возмещении УТС автомобиля;
  • в случае отказа страховой компанией или не предоставления отрицательного ответа в письменном виде в течение пяти рабочих дней, автовладельцу необходимо подавать исковое заявление в судебную инстанцию.

Бумага составляется в двух экземплярах, один из которых, с отметкой о получении (даты и входящего номера регистрации корреспонденции в СК), остается у автолюбителя.

Кроме перечисленного, в 2021 году владелец машины должен предварительно провести необходимые досудебные действия, без выполнения которых рассмотрение дела в судебной инстанции не увенчается успехом. Для этого страховщику направляется досудебная претензия с изложением предъявленных требований и уведомлением о намерении обратиться в суд.

Компенсация утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2021 году

По этому методу расчета УТС в 2021 году сравнивается процентное отношение цены машины после восстановления в результате аварии к аналогичной, не участвовавшей в ДТП.

Для расчета используется следующая формула:

С = S х ∑Кi/100, где:

  • С – часть цены автомобиля, на которую уменьшилась рыночная стоимость в результате происшествия (после проведенного восстановления). Этот параметр и требуется установить;
  • С – сколько стоила машина перед аварией;
  • Кi – специальный поправочный коэффициент, используемый экспертом при оценке авто.

Выбирая корректировочный коэффициент, руководствуются следующими правилами:

  • если при восстановлении машины возникает необходимость замены узлов, соединенных сваркой, величина поправки уменьшается в пять раз от первоначального значения;
  • ремонт деталей не должен обходиться дороже их замены;
  • при устранении дефектов, не явившихся следствием ДТП, коэффициент снижается наполовину;
  • цена автомобиля снижается, если по итогам восстановления пришлось наносить новое лакокрасочное покрытие кузова.

Величины коэффициентов указаны в таблицах данной методики.

Наиболее сложная методика, предусматривающая определение потери цены по-отдельности для каждой пострадавшей детали. В расчете используется следующая формула:

У общ. = У1 + У2 + … + Уn, в которой

У1 – Уn – цена восстановления отдельных деталей, пострадавших при аварии. Предварительно эти характеристики рассчитываются, с использованием формулы:

m

У эл. = К2 х ∑К1 х Цi,

1

где:

  • коэффициенты К1 и К2, соответственно – поправки, учитывающие влияние на УТС способа восстановления и степени износа деталей;
  • Цi – цена запчасти, подвергнутой ремонту, в розницу;
  • m – число деталей, нуждающихся в ремонте или восстановлении.

Коэффициенты принимаются из таблиц, приведенных в методике.

Если страховая компания отказывается возмещать УТС по ОСАГО, в 2021 году автовладельцу необходимо обращаться с исковым заявлением в судебную инстанцию по месту расположения СК. Обращение должно содержать следующие данные:

  • наименование органа, куда подается иск, с указанием фамилии и инициалов руководителя;
  • персональные сведения ходатайствующего;
  • описание обстоятельств дела с учетом попытки досудебного решения вопроса;
  • нормативные ссылки, подтверждающие правомерность обращения;
  • требования, предъявляемые заявителем;
  • перечень приложенных документов.

Утрата товарной стоимости ОСАГО

Учитывая требования отечественного законодательства, судебные органы в подавляющем большинстве рассмотрений подобных дел становятся на сторону заявителя, удовлетворяя требования по взысканию компенсации УТС со стороны виновного в ДТП или страховщика. Отрицательное решение возможно, если не соблюдены условия, допускающие выплату возмещения, либо заявителем не в полном объеме представлена необходимая документация и доказательная база.

Как видим из представленного материала, в 2021 году страховая компания по ОСАГО обязана возмещать утраченную в результате ДТП товарную стоимость автомобиля, если соблюдаются предусмотренные условия. Если сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат, пострадавшему необходимо взыскивать компенсацию с виновного в ДТП в судебном порядке.

Вопрос Ответ
При каком возрасте автомобиля можно претендовать на выплату компенсации по УТС при ДТП в 2021 году? Иномарки – до пяти лет, отечественные авто – до трех.
Возможна ли выплата компенсации по УТС, если автомобиль попал в ДТП повторно? Нет.
Кто возмещает ущерб по УТС, если стоимость ремонта превышает размер максимально возможной выплаты по ОСАГО? Виновник ДТП.
Относится ли утрата товарной стоимости машины к реальному ущербу? Да.
Предусмотрено ли возмещение УТС по КАСКО? Да, если обратное условие не зафиксировано в договоре.

Утрата товарной стоимости автомобиля и последующая компенсация – это сложный в законодательном плане вопрос. Чтобы получить нужные выплаты, сам водитель и рассматриваемая авария должны соответствовать параметрам:

  1. владелец машины, попавший в дорожно-транспортное происшествие, не должен находиться в статусе виновника аварийной ситуации;
  2. машина используется по назначению в рамках законодательно установленного периода (иномарки – 5 лет, российские автомобили – 3 года);
  3. максимальный размер денежной компенсации не может превышать сумму, равную 400 000т.р.;
  4. элементы кузова и конструкции машины, рассматриваемые по компенсационному обращению, не должны обладать повреждениями, полученными в результате прошлых аварий.

При соблюдении всех условий владелец машины может рассчитывать на компенсацию.

По законам России, каждый владелец машины обязательно оформляет страховой полис. Свидетельство, помимо покрытия основных рисков, также дает право на компенсацию по УТС. Чтобы реализовать возможность, связанную с выплатами, водитель должен организовать и пройти ряд процессуальных мероприятий. При этом величина компенсации будет зависеть не только от модели автомобиля, но и от текущей рыночной цены.

Процедуры, связанные с получением выплат на потерю товарной стоимости автомобиля после ДТП, сопряжены с множеством мероприятий, в том числе и по подбору нужных бумаг.

В качестве основных документов, требующихся для реализации права на выплаты, выступают:

  • паспорт гражданина России;
  • водительские права;
  • страховое свидетельство;
  • свидетельство о регистрации машины;
  • протокол дорожно-транспортного происшествия;
  • чек за оплату экспертизы;
  • нормативный акт, регламентирующий величину УТС;
  • заявление, написанное по установленному образцу.

Загрузить образец заявления на получение компенсации по УТС можно ниже.

Возмещение УТС по ОСАГО в 2021 году — судебная практика

По современному законодательству, страховые компании, получившие запрос от водителя на возмещение УТС по ОСАГО, должны реализовать соответствующие выплаты в течение 20 суток с момента поступления обращения. Аналогичные временные рамки даются таким организациям на проведение выплат, связанных с классической страховой компенсацией.

Водители могут сформировать заявление по поводу выплат за утрату товарной стоимости в течение 3 лет с момента совершения аварии. Спустя указанный временной период гражданину России будет отказано в проведении соответствующих процессуальных мероприятий.

Законодательство Российской Федерации предусматривает конкретный и конечный перечень случаев, в рамках которых компания-страховщик получает обязанность по выплатам за УТС.

Получить указанную компенсацию нельзя, если:

  • водитель пребывает в статусе виновника аварии;
  • автомобиль не соответствует указанным требованиям;
  • полис не совершение подобных выплат;
  • водитель уже обращался ранее и получил компенсацию;
  • водитель не совершил соответствующее обращение;
  • пострадавшая сторона провела ремонтные работы в самостоятельном порядке.

Для того чтобы четко понимать, когда можно рассчитывать на компенсационные выплаты, владельцу машины следует тщательно ознакомиться со всеми разделами договора об автомобильном страховании.

Несмотря на то, что в российской судебной практике присутствует небольшое количество обращений, связанных с необходимостью выплат по УТС, подобные прецеденты все-таки случаются. В том случае если водитель и автомобиль соответствуют установленным в законодательстве регламентам, получение соответствующих компенсаций – достаточно простая и легко реализуемая задача.

Можно пойти двумя путями, чтобы получить взыскание утраты товарной стоимости автомобиля (взыскание УТС):

  • досудебное разбирательство;
  • разбирательство посредством суда — взыскание УТС с виновника ДТП или страховой компании.

Первый шаг в обоих направлениях – это обязательная экспертиза и необходимый акт оценки УТС. Уже на его основании Вы сможете выставить требование о компенсации от страховой компании виновника, а мы Вам в этом поможем как на этапе составления претензии либо искового заявления, так и в процессе ведения дела взыскание УТС в суде.

Если происходит досудебное разбирательство, то обычно предъявляются результаты экспертизы страховщику и происходит требование от него возмещения УТС. Правила обязательного страхования говорят, что страховая компания обязана принять решение в течение 15 дней с момента получения письма. Однако, по сложившейся практики, ни одна страховая компании не будет платить Вам добровольно.

Поэтому такие ситуации чаще всего приводят к судебному разбирательству, соответственно приходится нашему Адвокатскому бюро «Кацайлиди и партнеры» (г. Екатеринбург) тягаться с юристами страховых, чтобы выиграть суд в Вашу пользу. Складывается вопрос в такой ситуации — зачем тогда страховые компании, если они не хотят выполнять свои обязательства, за которые мы же и платим!!!

  • Так как утрата товарной стоимости авто – это реальный ущерб, она подлежит обязательному взысканию со страховой организации. Вы можете получить полное возмещение причиненных Вам убытков, то есть расходов, которые вы произвели или должны будете произвести для восстановления нарушенного права. Также Вы вправе требовать возмещения неполученных доходов, которые Вы могли бы получить, если бы Ваше право не было нарушено.
  • После даже самого дорогого ремонта автомобиль можно продать только по меньшей цене. Разница в цене между покупкой и продажей считается утратой товарной стоимости. УТС – это потеря эксплуатационных качеств автомобиля, так как ни ремонт, ни что другое не позволит Вам привести битый автомобиль в прежнее состояние. Это является Вашими убытками, которые Вы несете при продаже автомобиля.
  • Не все автовладельцы имеют право на возмещение утраты товарной стоимости, а только те, чей автомобиль не старше 5 лет, при этом износ должен составлять не более 35%.

Смотрите видео нашего канала YouTube и вы узнаете как подать претензию в страховую компанию, что делать и с чего начать действовать. Пишите вопрос в комментариях — адвокат по страховым спорам бесплатно ответит Вам.

Судьям рассказали, как разрешать споры об ОСАГО

  1. Добиваемся для своих доверителей полное взыскание утраты товарной стоимости автомобиля через взыскание УТС по КАСКО или взыскание УТС по ОСАГО.
  2. Все затраты на услуги адвоката возвращаются Вам как судебные расходы, то есть за это платит страховая компания.
  3. Организуется весь процесс: от оценки до исполнения решения суда (по ссылке можно ознакомиться более подробно с действиями в рамках исполнительного производства).
  4. Вы получаете возможность вознаграждения в размере 50% от суммы, которую присуждает суд в Вашу пользу – данные средства взимаются с ответчика как штраф за несоблюдение удовлетворения требований потребителя в добровольном порядке.

Если вы не уверены в собственных силах, то обратитесь к адвокату, специализирующемуся на данной категории дел. Мы поможем решить Вашу проблему с недоплатой со стороны страховой компании, чтобы вы наслаждались пользованием полностью восстановленного автомобиля за счет страхового возмещения.

Мировому судье судебного участка № 2

Ленинского района города Екатеринбурга

ИСТЕЦ:

Р.

Представитель истца

Адвокат Кацайлиди Андрей Валерьевич

Сот. 8 912 67 88 131

ОТВЕТЧИК:

ОАО «Военно-страховая компания»

Екатеринбургский филиал

г. Екатеринбург, ул. Добролюбова, 16

Цена иска: 13 987 рублей 00 коп.

Госпошлина: 600 рублей 00 коп.

Исковое заявление

о взыскании УТС по КАСКО

В августе 2010 года на перекрестке ул. Малышева и ул. Красноармейской, г. Екатеринбурга произошло ДТП с участием принадлежащего мне автомобиля NISSAN MICRA г/н Р616ОТ 96, под моим управлением и автомобилем под управлением лица, чья гражданская ответственность застрахована в страховой компания являющейся ответчиком по данному делу.

Считаю, что дорожно-транспортное происшествие произошло по вине водителя, чья гражданская ответственность застрахована. На момент ДТП, в отношении данного водителя действовал договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств заключенный с ОАО «Военно-страховая компания».

Виновником ДТП явилось лицо, чья ответственность застрахована в вашей компании, поскольку он не убедился в безопасности своего маневра, тем самым нарушил п. 8.1 ПДД.

В результате аварии у принадлежащего мне автомобиля были повреждены: передний бампер, крышка омывателя фары, заглушка буксировочной петли, крыло переднее правое и иные детали автомобиля. В связи с тем, что у меня заключен договор КАСКО № 10440С5006201 от 21 июля 2010 г. я обратилась к ответчику с заявлением о наступлении страхового случая, решение по моему заявлению было положительным для меня – 05.10.2010 г. мой автомобиль был полностью отремонтирован, за счет средств страхового возмещения (выплата составила 42 398 рублей).

Я считаю возможным в настоящее время требовать возмещения мне утраты товарной стоимости, в связи с вышеуказанным страховым случаем, поскольку ответственность виновного лица застрахована в компании ответчика.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Согласно закону, автоматического перечисления средств по УТС клиенту не происходит. Для предоставления выплаты надо направить заявку страховщику в положенный период времени. В ней указываются основания, ссылки на договор, по которым человек имеет право на компенсацию. Заявление направляется оператору в 2-х экземплярах. В документе должны быть следующие нюансы:

  • Данные руководителя страховой фирмы, реквизиты.
  • Сведения о клиенте компании, его адрес и телефон.
  • Подробная информация о ДТП, протокол из ГИБДД (при наличии), полные данные о виновнике аварии.
  • Требовательная часть, где указывается, в каком виде совершить выплату. В приложении документы, подтверждающие законные основания для этого.
  • Число на момент подачи, подпись заявителя.

Совет! При составлении заявления можно смело пользоваться образцами, чтобы ничего не упустить. Заполняется оно в офисе компании. Если планируется отправка по почте, то направить лучше заказное письмо с уведомлением.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО

При причинении ущерба в ДТП и получении отказа от страховой, клиенты вынуждены идти в суд. Огромное число решений принимаются в их пользу, но случаются и отводы в рассмотрении. Сторону фирмы суд часто занимает из-за некорректно заполненных заявлений или при несоблюдении истцом досудебного претензионного порядка. Еще одной распространенной причиной является несоответствие автомобиля условиям начисления УТС после ДТП. Если потерпевший уверен в своей правоте и желает получить компенсацию в полном размере, ему необходимо сделать следующее:

  • заказать платную оценку у стороннего специалиста;
  • направить претензию страховщику и сообщить о спорной ситуации;
  • убедиться, что выполнены все условия и есть все основания для получения УТС;
  • получить официальный отказ от фирмы.

В процессе рассмотрения вопроса надо представить все доказательства своей правоты. С собой обязательно взять оригиналы всех бумаг. Кроме самой выплаты можно также получить взыскание всех судебных издержек. Пойти в суд пострадавший может только в течение 3-х лет, после этого заявления судом не рассматриваются. Каждое авто имеет свою цену, и после ДТП она существенно снижается. Собственник может ее компенсировать за счет страховой выплаты, если направит заявку в компанию виновника за перечислением УТС. Правила и последовательность действий имеют свои особенности, о которых надо знать, чтобы в случае отказа отстаивать свои интересы в суде.

Второй кассационный суд определение апелляционного суда отменил и направил дело на новое рассмотрение, сославшись на то, что размер расходов на запчасти должен определяться с учетом износа.

Данное определение обжалует Саилян в Верховном Суде РФ.

Верховный суд вынес Определение, в котором указал, что по закону об ОСАГО страховщик после осмотра машины или проведения независимой экспертизы выдает заявителю направление на ремонт и осуществляет оплату стоимости восстановительного ремонта. При этом стоимость такого ремонта оплачивается без учета износа комплектующих деталей.

В связи с тем, что страховщик не направил машину на ремонт, он должен компенсировать его стоимость. Иных обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о том, что страховая компания давала направление на ремонт, судом не установлено, поэтому он должен возместить потерпевшей стороне стоимость восстановительного ремонта без учета износа комплектующих. Верховным Судом отменены предыдущие акты и дело направлено на новое рассмотрение во Второй кассационный суд.

Таким образом практика может положительно сказаться на владельцах транспортных средств, а для страховых компаний означать более трепетное отношение к процессу урегулирования.

Данный метод считается по праву наиболее сложным среди приведенных ранее способов. Это объясняется тем, что есть ряд сложностей в расчете, а математическая составляющая методологии доступна людям, умеющим считать. И так, формула расчета имеет следующий вид:

Х общ =Х кар + Х эл + Х окр + Х куз, где

  • Х общ – итоговая сумма утраченной ценности авто.
  • Х кар – итоговая сумма, затраченная на ремонт кузова автомобиля.
  • Х эл – итоговая сумма, затраченная на ремонт или замену съемных элементов кузовной части.
  • Х окр – итоговая сумма, затраченная на выполнение всех видов лакокрасочных работ.
  • Х куз – итоговая сумма, затраченная на замену или восстановление нормальной геометрии кузова, заложенной завод-производителем.

Расчет каждого из слагаемых выполняется отдельно. К примеру, ниже приведена формула по расчету стоимости замены съемных деталей:

Х эл = К2 × ∑К1 × Ци × m, где

  • К1 – это первый коэффициент, от которого зависит способ ремонта или характер замена деталей.
  • К2 – это второй коэффициент, который варьируется в зависимости от сложности работ по замене кузовных элементов.
  • Ци – розничная рыночная стоимость детали, которая подлежит замене в результате ДТП.
  • M – количество деталей, подлежащих замене.

В отличие от способа руководящего документа, этот метод признан наиболее простым и распространенным. В защиту предыдущего способа стоит упомянуть, что в России при потери товарного вида автомобиля по ОСАГО чаще используется все-таки метод руководящего документа. Это следствие того, что последний – не совсем состоявшийся, а его результаты часто вызывают ряд вопросов.

Главный тезис заключается в следующем: в расчете применяется общая стоимость ремонта без его кластеризации по типам и сложности. Формула имеет следующий вид:

УТС = (К ÷ 100) × (ЦР + СО), где

  • К – это общий коэффициент от максимальной потери стоимости. Его выбор осуществляется из таблицы Хальбгевакса.
  • ЦР – это оценочная стоимость автомобиля в момент времени, когда случилось ДТП.
  • СО – это общая стоимость, которая ушла на ремонт и восстановление авто.

Коэффициент максимальной утраты – результат дополнительного внутреннего расчета. Он базируется на двух показателях, которые приведены ниже:

  • А – коэффициент относительной стоимости ремонта. Рассчитывается по формуле: (СО ÷ ЦР) × 100%
  • В – коэффициент отношения суммы, потраченной на стоимость материалов относительно запчастей. Рассчитывается по формуле: (СР ÷ СМ) × 100%, где:
    • СР – итоговая стоимость работ;
    • СМ – итоговая стоимость запчастей, материалов и работы.

Учет износа при оценке ущерба по полисам ОСАГО. Изменение практики.

Мы постарались рассказать простым языком, как получить УТС по ОСАГО в современных реалиях. Главное право каждого водителя – это возмещение утраченной стоимости в случае ДТП, произошедшего не по вине владельца транспортного средства. Даже сегодня, в век цифровых технологий и Google, у многих возникают трудности при оформлении досудебной претензии.

Напомним в виде тез, что необходимо выполнить, чтобы страховая компания удовлетворила все ваши требования:

  1. Убедиться, что по уровню износа и возрасту ваш автомобиль попадает в рамки младше 5 лет, при этом менее 40% износа соответственно.
  2. Собрать полный перечень документов (внимательно перечитайте статью), подготовить акты экспертизы, заверенные и подтвержденные сертифицированными оценщиками.
  3. Подать досудебную претензию и, в случае надобности, обратиться в суд при отказе досудебного погашения спора.

Если вы будете следовать советам, приведенным в статье, с вероятностью 95% вам удастся получить компенсацию за утерянную стоимость авто. Обычно получить УТС по ОСАГО в 2021 г. можно без каких-либо проблем.

Каталог страховых компаний России

По ссылке, вы можете ознакомиться с каталогом страховых компаний РФ предлагающих услугу обязательного автострахования ОСАГО. Описание организаций, актуальные финансовые показатели, рейтинг, отзывы и другая информация. В случае, если вы уже имели положительный или отрицательный опыт по ОСАГО какой-либо страховой компании, оставьте свой отзыв. Спасибо!

  • Автострахование
    • ОСАГО
    • КАСКО
  • Недвижимость
  • Жизнь и здоровье
    • ОМС
    • ДМС
  • Пенсионное и социальное
  • Бизнес
  • Финансы
    • Инвестиции
    • Кредит
  • Туризм
  • Ещё
    • Страховые компании РФ

Обращения по вопросам автоКАСКО с подачей исков в судебную инстанцию происходят всегда только в мировой суд, причем, находиться это учреждение должно по месту регистрации страховой организации, а не прописки места жительства клиента.

В случае, когда пакет документов истцом подается неполным, суд имеет полное право отказывать в рассмотрении иска.

Обычно такое может произойти на тот случай, если автовладелец не проходил процедуру досудебного урегулирования споров со страховой компанией, или же случаи с наступлением сроков исковой давности дела.

На основании Президиума Верховного Суда РФ, который состоялся 30 января 2013 года и является действующим документом до сих пор, утрату товарной стоимости (далее – УТС) автомобиля следует относить к реальному ущербу.

Это обозначает, что страховщик обязан оплатить страхователю УТС, как только страховой случай наступит.

Причем этот параметр компенсации оценивается вместе со стоимостью ремонтно-восстановительных работ и стоимостью новых деталей, которые заменят поврежденные элементы машины.

Постановление суда Самарской обл. № 34-56725 от 18.01.2021 г. Случай судебного разбирательства по УТС и пропущенных сроков исковой давности:

  1. В суд обратился гр. «М» с исковым заявлением, поданным с тяжбой с ОАО «Страховым Обществом «Сургутнефтегаз» о том, чтобы суд взыскал со страховщика возмещение в полном объеме за ущерб, причиненный автомобилю в результате наступления страхового случая. Страховщик недоплатил возмещение – исключил УТС, мотивируя тем, что о нем ничего не сказано в договоре.
  2. Застрахованный автомобиль «Renault Logan».
  3. Страховой случай – ДТП.
  4. Виновник автодорожной аварии – другой участник, управляющий своей машиной.
  5. Уровень повреждений – значительный.
  6. Страховщик в ответ на иск прислал ходатайство о том, что клиентом был пропущен срок исковой давности и сослался на ст. 966 ГК РФ, где таковым сроком является период в 2 года с момента подачи заявления на выплату.

Суд постановил следующее:

  1. 15 ноября 2014 года гр. «М» в надлежащем порядке письменно уведомил страховую компанию «Сургутнефтегаз» о том, что страховой случай наступил. Внутренних правил, установленных компанией, не нарушал.
  2. 28 октября 2021 года гр. «М» дополнил пакет документов, который ранее сдавал в страховую компанию, справкой по форме №748 о случившемся ДТП, которая была не полностью оформлена, а потому и не давала возможности окончательно решить о назначении виновной стороны и деталей случая.
  3. По уголовному делу гр. «М» признан не было потерпевшим, поэтому не мог влиять на ход расследования, а следственные органы не обязаны уведомлять гражданина о ходе расследования.
  4. Также, по закону (ст. 942 ГК РФ и Постановление ВС РФ №25 от 26.06.15 г., часть I) УТС надлежит рассматривать не как отдельный страховой случай, который был бы прописан в договоре, а как ущерб, который следует рассчитать вместе со стоимостью ремонта машины.
  5. В удовлетворении ходатайства страховой компании касательно сроков исковой давности – отказать в пользу клиента. Обоснование – клиент узнал о нарушении своего права и отказе в доплаты возмещения только 15 декабря 2021 года. Подав иск на компанию 25 декабря 2021 года, клиент не попадает под нарушение пропущенных сроков исковой давности потому, что они пропущены не были. Сроки исковой давности начинают исчисляться с момента отказа, а не с момента подачи заявления на выплату.
  6. Иск о доплате УТС в размере 5460 руб. и доплате оставшегося страхового возмещения в размере 54 000 руб. – удовлетворить в пользу клиента страховой компании.
  7. Страховой компании – выполнить все пункты решения суда в период, назначенный судебным требованием.

Возмещение утраты товарной стоимости

Неустойку зачастую страховщик обязан выплатить при задержках выплат, необоснованном отказе от начислений компенсации по ущербу, а также при задержках рассмотрения пакета документов, претензии, поданной в досудебном порядке.

Даже задержка расчетов страховой компанией может привести к штрафной неустойке по ст. 395 ГК РФ, где указывается размер процента неустойки.

Нарушение сроков договорных отношений, если таковые имеются, наказываются также по регламенту п. 1 ст. 314 ГК РФ.

Предел суммы неустойки зафиксирован в п. 5 ст. 28 закона о потребительских правах №2300-1 от 07.02.1992 г., который последний раз редактировался 13 июля 2015 года.

Желательно, чтобы тема неустойки была отражена в условиях договора – в пункте «Споры и разногласия».

По добровольному полису страховщик обязан перечислить средства клиенту, после наступления аварийного события. Однако часто они ссылаются на различные нормы правил и выставляют отказ автолюбителю.

Рассмотрим, в результате чего возникают основные споры по КАСКО:

  1. Заниженная сумма выплаты. Как показывает судебная практика по КАСКО, именно по причине заниженной компенсации автолюбители обращаются в суд. Так поступают мелкие компании, которые заинтересованы в получении прибыли и сокращении расходов.
  2. Нарушение сроков. Ряд компаний специально затягивают сроки или производят ее частями. В результате этого также необходимо добиваться правосудия в судебном порядке.
  3. Не страховой случай. Распространенная причина судебных споров. Стоит внимательно изучать правила и сам договор. Безусловно, сделать это лучше до оформления полиса КАСКО, а не при наступлении страхового события.
  4. Банкротство или отзыв лицензии. Это самая редкая причина. Необходимо сначала уточнить, какие полномочия остались у страховщика и только после подавать жалобы в остальные инстанции.
  5. При хищении колес или дисков. Зачастую страховщики относят это к дополнительному оборудованию, которое нужно страховать отдельно. Перечисление денег полагается, если это штатная комплектация.

Суброгация по КАСКО – это определенные обстоятельства, после возникновения которых, страховая фирма может требовать конкретную сумму ущерба с виновника ДТП.

Для наглядности рассмотрим пример, когда наступает суброгация. К примеру, произошла авария, при этом у пострадавшей стороны есть ОСАГО и КАСКО. Сумма ущерба по договору составила 500 000 рублей.

Для экономии своего времени пострадавшая сторона сразу обратилась по КАСКО и получила деньги в полном объеме. Страховщик обратился к виновнику, с требованием возместить ущерб.

При этом 400 000 рублей покрылся ущерб по ОСАГО виновника, а вот 100 000 придется компенсировать самостоятельно.

Выставить требования финансовая компания может только в судебном порядке. Как показывает практика, существует несколько вариантов развития события:

  1. В судебных спорах выигрывает организация, которой виновная сторона обязана перевести средства в течение фиксированного срока. Суд может пойти навстречу клиенту и установить оплату частями, если сумма доходов минимальная или нет имущества в собственности, которое можно продать для погашения задолженности.
  2. Выигрывает клиент, поскольку срок исковой давности истек. Стоит отметить, что он составляет 3 года по договорам суброгации. Если страховщик поздно начал процедуру взыскания, то клиент освобождается от перечисления разницы.
  3. В 2021 году выиграл клиент, который управлял машиной, в которую не был вписан. Участник движения был застрахован только по ОСАГО, в результате чего смог сохранить свое финансовое положение.

Важно! В судебном порядке можно сократить сумму выплаты, если клиент сможет доказать, что она завышенная. Для этого следует запросить проведение специальной независимой экспертизы.

Изучив основные законы, становится ясно, что на основании Президиума Верховного Суда РФ, который был 30 января 2013 года установлено, что возмещение УТС по КАСКО относится к реальному ущербу. Поэтому клиент обязан получать средства с общей суммой компенсации, сразу после наступления аварийного случая.

Важно! Данный параметр финансовые учреждения обязаны определять наравне со стоимостью восстановительных работ. При этом обязательно учитывается стоимость новых деталей, которые ставятся на поврежденный транспорт.

Если же страховая произвела выплату без учета УТС, то она признается не полной. В таком случае автолюбитель имеет полное право обратиться в суд с претензией и получить недостающую часть компенсационной выплаты.

Если хотите узнать больше по этой теме из официального источника, то обязательно ознакомьтесь с текстом Постановления Пленума ВС РФ №2 от 29.01.2015 года «О применении судами законодательства об ОСАГО». Именно этот нормативный акт наделяет автовладельцев правом получить возмещение по УТС.

Согласно букве закона, претендовать на получение компенсации может только водитель, чье поведение на дороге не стало причиной ДТП. А автомобиль пострадавшего в аварии должен быть определенного возраста. Иномарки — не старше 7 лет, а представители отечественного автопрома — не старше 3. А еще автомобиль не должен быть изношен более чем на 30%, и случившаяся авария, в которой он потерял товарный вид, должна быть первой в его истории существования.

Как рассчитывает утрата товарной стоимости (УТС) по ОСАГО

Если соблюдены все условия, указанные выше, автовладелец обязан заручится актом независимой экспертизы. Именно в нем будет содержаться не только выводы о техническом состоянии транспортного средства, но и конкретный размер суммы УТС.

С этим документом нужно идти к страховщику, чтобы составить заявление. Строгого образца заявления нет, поэтому обращение пишется по правилам официального заявления, с указанием сути, по которой обращается автовладелец, а также с приложением копии акта экспертизы.

Не факт, что компенсацию выплатят сразу, поэтому нужно быть готовым к тому, чтобы добиваться денег через суд. Хотя в последнее время страховщики перестали спорить по этому поводу со страхователем, потому что суды в 99,9% случаев решают дело в пользу истца, т.е. автовладельца.

Автомобиль, как правило, в результате дорожно-транспортных происшествий приходит в негодность, поэтому он подлежит восстановлению.

Под понятием «утрата товарной стоимости» подразумевается невозможность восстановления его технического состояния и стоимости в соответствии с тем, которое было до ДТП.

Оно выражается в объективно необратимых изменениях:

  • его технических параметров, характеризующих габариты;
  • физико-химических свойств, которые имеют материалы для изготовления конструктивных деталей;
  • характеристик соразмерно технологическим процессам, постепенно ухудшающим функциональные и эксплуатационные характеристики автомобиля.

Разница в цене составляет размер товарной стоимости, которая теряется при попадании автомобиля в аварию. В некоторых случаях он существенно превышает размер нанесенного ущерба, если автомобиль был новый, а ДТП было небольшим.

Законодательство по Гражданскому праву признает факт реального ущерба от аварийных ситуаций, сложившихся на автодорогах.

Следовательно, возникает необходимость в установлении утраты товарной стоимости, основанной на оценке ущерба от ДТП путем проведения технической экспертизы и осуществления платежей по ОСАГО.

Работы по восстановлению прежнего состояния автомобиля сопровождаются убытками, которые несет владелец автомобиля.

Он имеет право потребовать у страховой компании возместить затраты согласно договора по ОСАГО. Зачастую страховые компании стремятся снизить расходы на восстановительные работы, отказывая в проведении экспертизы.

Хотя в их обязанности входит назначение технической экспертизы автомобиля, чтобы с точностью выяснить размер утраты товарной стоимости.

Многим владельцам транспортных средств приходится обращаться в суд с исковым заявлением, чтобы взыскать УТС по ОСАГО. Но этим вариантом можно воспользоваться только в отдельных случаях.

К ним относятся:

  • год выпуск автомобиля, если он иностранного производства не должен превышать пяти лет, отечественного и стран СНГ не более трех лет;
  • амортизация автомобиля не должна превышать 35 % на момент получения повреждения;
  • случай должен классифицироваться как страховой в соответствии с действующими нормами.

Выплата компенсации обосновывается решением суда. Она позволяет возместить утрату товарной стоимости автомобиля, для чего необходимо предоставить размер УТС.

На практике зачастую страховые компании в добровольном порядке не совершают платежи за утерю товарной стоимости, оценка производится без расчета.

Чтобы рассчитать величину УТС, необходимо установить первоначальную стоимость автомобиля. Реальный размер компенсационных средств, возможно, определить исключительно в ходе проверки его состояния.

В расчет вводится коэффициент ka, характеризующий стоимость ремонтно-восстановительных работ. Если он меньше 10 % по отношению к первоначальной цене с учетом его изношенности, то расчет УТС производиться в исключительных случаях.

Однако его осуществление практически бессмысленно при значительном превышении его фактической рыночной цены, если вышеуказанный коэффициент составляет более 90 %.

С точки зрения экономической целесообразности не вполне разумно рассчитывать УТС и проводить экспертизу автомобиля при превышении стоимости запчастей потребных для осуществления ремонтных работ по отношению к стоимости выполнения самих работ, то есть при kb — 40%.

Стоимость запчастей в расчете не учитывается. Действующими законодательными актами не установлена четкая методика производства расчета УТС, чтобы судить об их правильности.

В то же время существует несколько методик, которые применяются для производства расчетов. По ним определяются определенные виды показателей, позволяющие получить в той или иной мере утрату товарной стоимости.

Расчеты УТС производятся на день, когда произошло ДТП. Обычно ее величина составляет от 10 до 20 % от реального размера нанесенного ущерба.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что единственной доказательной базой является постановление президиума Верховного суда РФ, изданное в августе 2005, его решение за номером ГКПИ07-658, датированное июлем 2007 года.

Существуют полисы КАСКО, которые покрывают риск УТС и страховки, в которых четко прописано, что ухудшение товарной цены не компенсируется. Если страховщик готов возмещать УТС, то он включает ее в состав другого риска “Ущерб”. Просматривая текст страхового договора, поинтересуйтесь: покрывает ли он УТС при наступлении страхового события или нет.

Взыскание возможно:

  • по страховке КАСКО, ОСАГО либо через суд, путем подачи иска к виновнику ущерба;
  • только в случаях, когда виновником повреждений было другое лицо (не страхователь);
  • если калькуляция восстановительного ремонта не менее 5% стоимости машины;
  • если автомобиль не старше 3-7 лет (по подержанным авто УТС не считается).

Выплаты ОСАГО: что изменится с вердиктом Верховного суда

Если страховщик признал событие страховым случаем, то он выписывает направление на ремонт на СТО. Машина ремонтируется и уже после окончания работ можно получить УТС в денежном эквиваленте. До этого еще придется получить заключение оценщика о размере УТС (делается обычно в течение недели). Для расчета используются формулы Минюста РФ либо формулу Хальбгевакса.

УТС обычно требуют, если:

  • при ремонте на СТО кузова, его деталей;
  • замене несъемных элементов;
  • перекраске автомобиля или изменения дизайна салона.

После страхового события очень важно соблюсти все требования страхового договора. В течение недели нужно будет подготовить письменное заявление и сообщить о факте ДТП или другого случая. Необходимо также предоставить автомобиль для осмотра (в течение 5 дней). Это необходимо для того, чтобы страховщик смог убедиться в том, что события действительно имело место и смог оценить размер ущерба.

Пошаговый алгоритм действий для получения УТС:

  1. Составление заявления о страховом событии и подача документов в страховую компанию.
  2. Получение от страховщика направления на ремонт.
  3. Оценка УТС у независимого оценщика.
  4. Подача еще одного заявления о возмещении УТС (заключение оценщика прилагается).
  5. Получение возмещения и оплаты ремонта.

Обычно заявление об УТС подается уже после восстановительного ремонта. Сроки подачи этого документа не предусмотрены договором (в отличие от сроков подачи заявления о выплате).

Принятие решения о выплате или об отказе обычно производится в течение 30 дней с момента подачи заявления и пакета документов (в зависимости от условий программы КАСКО, в некоторых компаниях этот срок может равняться 15-20 дней). УТС возмещается уже после того как страховщик согласился с отчетом оценщика. Вместе с суммой УТС оплачивается и стоимость услуг оценщика.

Заявление о возмещении УТС нужно подать сразу после того, как будет сделано заключение эксперта о ее размере. Страховщик обязан отреагировать на это обращение в те же сроки, что и на заявление о выплате (15-30 дней).

Сумма денежной компенсации по ОСАГО, рассчитывается по Положению Банка за номером № 432-П, с учетом износа и без учета износа автомобиля. Соответственно, с увеличением возраста машины, увеличивается ее пробег. Тогда оценка производится по определенным коэффициентам, учитывая возраст автомобиля. Сумма, подлежащая возмещению поэтому будет гораздо ниже, чем необходимая. Потерпевший имеет право обратиться в КАСКО, если имеет такой страховой полис. Он получит денежное возмещение на ремонт своего авто без учета износа, при этом будет рассчитана разница между суммой возмещения КАСКО и суммой выплаты ОСАГО, а разница подлежит взысканию с установленного виновника дорожно-транспортного происшествия.

Такие действия регламентирует статья Гражданского кодекса Российской Федерации за номером № 965. А именно, получение страховой компанией права, востребовать компенсацию с виновника аварии равную сумме, выплаченной страховой компанией ранее и необходимой для ремонта в полном объеме.

ВАЖНО !!! Или коротко, у пострадавшего полис КАСКО, ваш автомобиль застрахован в ОСАГО, тогда придется компенсировать разницу выплат из собственного кармана. Все эти действия подпадают под статью № 15, Гражданского кодекса Российской Федерации, дающие определение убытка, а именно – возмещение нарушенных прав, потеря или порча имущества (реальный ущерб) и неполучение определенной суммы дохода, которую мог бы получить участник аварии, если бы не было этой аварии (упущенная выгода).

Поэтому пострадавший имеет право возмещения своих убытков, нанесенных третьими лицами, то есть потерпевший должен возвратиться в реальное положение своего материального положения, до аварии. После появления решения Конституционного суда, о порядке начисления суммы ущерба, полученного в результате дорожно-транспортного происшествия, ведется такая практика – начисление суммы компенсации, не использующие коэффициенты, то есть решения выносятся без износа, ОСАГО судебные решения выносятся на основании иска, поданного пострадавшей стороной.

В случае обращения пострадавшего, за оценкой ущерба в независимую экспертизу, виновник снова будет обязан выплатить разницу сверх лимита по ОСАГО. Судебная практика показывает, что такие исковые заявления встречаются довольно часто. Независимая экспертиза была введена для снижения различий в результатах оценки, так как введена общая схема расчета страховых выплат.

ВНИМАНИЕ !!! Но, разница в сумме оценки бывает довольно существенной, что вызвано отличиями в характере и объеме нанесенных повреждений, без учета износа, судебная практика показывает следующий результат, виновному в аварии придется компенсировать сумму, превышающую сумму выплаты по страховке собственными силами.

Обязательное страхование гражданской ответственности введено с целью повышения защиты пострадавших в ДТП при использовании транспортных средств и не может приводить к уменьшению денежных компенсаций.

Новая практика Верховного суда РФ по выплатам ОСАГО без учета износа

Иногда, происходят аварии, в которых тяжело установить виновность одного водителя и пострадавших может быть несколько. Верховный суд, в ходе судебных разбирательств, постановил, если нельзя найти непосредственного виновника в наступлении страхового случая, или определить степень виновности каждого водителя по отдельности, в случае обращения одного из участников происшествия в страховую компанию за денежной выплатой, такой водитель имеет право получить компенсацию в сумме одной из равных долей. То есть, компенсация всем участникам ДТП выплачивается в равных долях.

Учащаются случаи, когда участники происшествия не имеют страхового полиса, нет даже полиса ОСАГО. В таком случае ситуация существенно усложняется. Ведь оплату восстановления пострадавшего автомобиля, виновному в аварии водителю будет компенсировать своими средствами. В случае, если пострадавшие стороны не смогут прийти к мирному решению вопроса, за обращением в суд последует увеличение суммы расходов на компенсацию, возможно и в разы. В сумму входят и оплата услуг адвоката, сумма моральной компенсации и дополнительной компенсации на восстановление здоровья пострадавших, если таковое пострадало.

ВАЖНО !!! В случае, обнаружения отсутствия страхового полиса ОСАГО у виновника дорожно-транспортного происшествия, особое внимание следует обратить на правильность оформления протокола сотрудниками госинспекции. Обязательно нужно зафиксировать в протоколе отсутствие страховки. Пострадавшей стороне следует записать данные виновника, включающие фамилию и инициалы, регистрацию постоянного места жительства, контактный телефон.

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *