Конституция РФ 2021 право на пенсию

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конституция РФ 2021 право на пенсию». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Социальное обеспечение в государственно организованном обществе — это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социальных прав человека. По своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными отношениями в обществе.

Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит прежде всего в том, что оно является особым источником средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

К конститутивным признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.

Нужно отметить, что в современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в виде доброхотства, благодеяния, предоставлявшегося более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным гражданам. Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных категорий граждан. Социальное обеспечение как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного существования каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. С учетом изложенного социальное обеспечение принято определять как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Всеобщая декларация прав человека в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Неслучайно поэтому статьей 25 названной Декларации связывает реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или в иных случаях утраты средств к существованию по не зависящим от гражданина обстоятельствам. Важно отметить, что в комментируемой норме Конституции случаи, при наступлении которых каждому гарантируется социальное обеспечение, также не носят исчерпывающего характера. Социальное обеспечение может предоставляться и в иных случаях, установленных законом. К ним, в частности, относятся пребывание в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, приобретение статуса безработного и др.

2. Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это потребовало ее реформирования и практически полного обновления законодательства в области социального обеспечения.

Федеральный закон № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” был принят Государственной Думой в третьем чтении 30 ноября 2001 года и утверждён Советом Федерации 5 декабря 2001 года. Президент подписал закон 17 декабря 2001 года, после чего он вступил в силу.

173-ФЗ регулирует порядок назначения пенсии гражданам Российской Федерации, а также определяет права на её получение. В соответствии с государственным пенсионным обеспечением, выплата пенсий из федерального бюджета дополнительно регламентируется Федеральными законами № 166-ФЗ и № 4468-1.

ФЗ о трудовых пенсиях определяет следующие категории трудовых пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по причине потери кормильца.

Фз о занятости населения в РФ смотрите здесь:

Трудовая пенсия по старости подразделяется в свою очередь на:

Об этой тематике рано или поздно задумывается любой работающий гражданин, потому что по закону (и по сути) такая пенсия является компенсацией заработной платы, которая не получена по причине старости, профессиональной болезни, инвалидности или утрате кормильца. Закон «О трудовых пенсиях» устанавливает и особенности выплаты пенсий работникам, условия труда которых отличаются от обычных, часто являясь более тяжелыми.

Этот закон состоит из семи глав и тридцати двух статей. Главы, кроме общих положений и механизма вступления закона в силу, рассматривают вопросы определения страхового стажа, определения суммы пенсии, видов пенсий и категорий граждан, имеющих на нее право.

Правительство уверяет, что даже если пенсионные отчисления ниже минимального порога, то будут осуществляться дополнительные выплаты. Такие меры призваны искоренить слой населения страны, находящихся за чертой бедности.

Таким образом, закон о выходе на пенсию введен в действие в 2001 году и с тех пор не раз корректировался и дополнялся. На сегодняшний день политика Правительства РФ направлена на повышение благосостояния малообеспеченных слоев населения. В связи с этим страховые пенсии в РФ с 2021 года станут индексироваться по новым ставкам.

Как новая Конституция защитит социальные права граждан

Мнение эксперта

Давыдов Александр Юрьевич

Консультант по вопросам гражданского права с 20-летней практикой. Автор множества статей на юридическую тематику

В соответствии со статьей 7 ФЗ право на выплаты по старости имеют мужчины, которые достигли возраста 60 лет, и женщины, которым исполнилось 55 лет. Кроме этого, она выплачивалась при наличии стажа работы не менее 5 лет.

Современный Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ в значительной мере ужесточил требования к претендентам на получение денег. Так, в ходе пенсионной реформы увеличился пенсионный возраст на 5 лет, а также значительно возросли требования к страховому стажу.

Кроме этого, основанием для назначения пенсии также является такой параметр, как ИПК, значение которого влияет и на размер выплат.

В целом же переходный период продлится в той или иной форме до 2028 года. На время его действия требования для получения обеспечения будут возрастать поэтапно.

На получение страховых пенсионных платежей по инвалидности по 400-ФЗ могут рассчитывать инвалид всех трех групп. При этом не имеет значения, какая причина послужила причиной частичной или полной потери трудоспособности. Также не играет роли трудовой стаж соискателя, и когда трудоспособность была потеряна — до, во время или после работы.

Несмотря на то, что немногочисленные изменения не меняют сути документа, наиболее актуальной версией является редакция на начало 2021 года. Именно в ней вся информация соответствует внесенным на сегодняшний день поправкам и подтверждена комментариями.

Статья 75 основного указа Российской Федерации содержит общие положения о состоянии социальной сферы в стране. Корректировки не только изменили статьи 70, 75, 79, 81, 93 и другие, но и добавили свежие пункты. Так официально утвердился принцип всеобщности в выплате пенсий. Также было введено понятие «солидарность», под которым предполагается обеспечение пенсионеров не за счет государства, а с помощью юного трудоспособного населения.

В точности эта часть пункта 6 статьи 75 звучит последующим образом:

«В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения людей на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее действенное функционирование».

В статье 75 пункте 6 указывается информация о пересчете выплат. Были пересмотрены не только лишь условия получения социальных и страховых пенсий, но и их размер.

С 1 июля индексация будет возрастать в соответствии с экономической обстановкой по всей стране, а конкретно уровню инфляции. Но все преобразования имеют длительные сроки. Реформу планируют окончить только в 2024 году.

Положение об индексации в новенькой Конституции (основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу):

«Осуществляется индексация пенсий не реже 1-го раза в год в порядке, установленном федеральным законом».

Работающим пенсионерам такая преференция со стороны гос-ва по-прежнему не будет предоставлена. Остальные сведения в основном законе остаются не тронутыми. Пункт 2 статьи 39 о муниципальных пенсиях и их правовом регулировании сохраняется в исходном виде.

Статья 39. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту…

Согласно принятым поправкам в Конституцию, индексация (или индексирование (от лат. index) могут означать: Индексация (экономика) — средство защиты от инфляции путём привязки к индексу потребительских цен) сейчас будет производиться ежегодно. В 2020 году она уже осуществлялась, но так как указ новый и вступил в силу недавно, то с 1 числа последующего месяца уже будет проводиться повторный пересчет пенсионных выплат.

Обратите внимание: под эту категорию попали только лишь те, кто получают страховую пенсию или являются опекунами и попечителями. Для работающих пожилых людей (общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры) на данный момент такой привилегии не предусмотрели.

Таким образом, корректировки в Конституцию 2020 года вносят новый порядок в социальную сферу публичной жизни. Также вводится принцип солидарности поколений и каждогодная индексация для неработающих пенсионеров. В настоящее время разрабатывается указ о пересчете для работающего населения, достигшего пенсионного возраста.

Недавно в Министерстве финансов появился молодой человек, который получил должность консультанта по вопросам назначения пенсионного пособия. Владимир Назаров лично получил от Медведева государственную награду, только его подходы к работе с пенсионерами стандартными не назовешь, и это мягко сказано.

Безусловно, строить карьеру надо жестко, но не так же, когда теряется человечность. Его прогнозы, касающиеся внедрения новой пенсионной системы, выглядят так:

  1. По мнению молодого «эксперта», пенсионеров нельзя «баловать» высокими пенсиями, поскольку это снижает мотивацию к труду. Риторический вопрос, зачем тогда баловать депутатов большими зарплатами?
  2. Буквально, но Владимир Назаров «спит и видит», что вскоре РФ откажется от социального и страхового пенсионного обеспечения, оставив только накопительную пенсию, чтобы люди сами обеспечивали себя в старости.

Может в последнем прогнозе и есть какая-то логика, но с нашей системой накопительная часть может резко упасть в цене, вследствие чего люди действительно будут работать до самой смерти.

Давайте объективно, вследствие новшества, связанного с пенсионной реформой, появляется много проблем. Люди планировали выйти на заслуженный отдых, получать пенсию и жить спокойно. Но получается, что придется еще поработать. Безусловно, вопрос того, что сил на это нет, не волнует никого. Но и это половина беды, всем известно, как относятся работодатели к пенсионерам.

Вследствие этого пенсионеру найти работу – очень сложно. У работодателя имеется много причин отказать:

  • низкая производительность труда;
  • пенсионер может часто уходить на больничный;
  • пенсионеру сложно освоить новые технологии;
  • дополнительные льготы, в ходе которых пенсионер имеет право на получении дополнительного отпуска.

На основании этих причин, Министерством труда уже разрабатывается специальная программа, которая позволит устраиваться на работу пожилым людям либо поменять уже существующую работу. Помимо этого, было обещано, что все жалобы пенсионеров, которые не могут устроиться работать, будут рассматриваться очень тщательно.

МИР – национальная платежная система. И если пенсионер хочет получать пенсионное пособие на карточку, то оформить ее нужно обязательно. Рассмотрим преимущества и недостатки этого.

Плюсы:

  1. Бесплатное обслуживание. Однако имеется информация, что с 2020 года обслуживание карты для пенсионера обойдется в 750 рублей.
  2. 3,5% кэшбэк на остаток на счету.
  3. Максимальная защита (со слов разработчиков системы).

Закон 173 ФЗ «О трудовых пенсиях»: редакция 2021 года

Содержит в себе основные положения, раскрывая суть данного нормативного акта. Отдельные статьи вводят специальную терминологию и понятия, которые используются в законе. Кроме этого, конкретизируются лица, имеющие право на данный тип обеспечения, устанавливаются виды государственных пенсий.

Нормы данной главы устанавливают основания для назначения рассматриваемого вида материального обеспечения по каждой категории лиц, которые имеют соответствующее право.

Глава 3 устанавливает размер пенсии для различных категорий граждан, которые в силу закона могут обращаться за получением выплат.

Нормы данной главы вводят такие понятия, как «трудовой стаж», «стаж государственной службы» и «среднемесячный заработок». Кроме этого, устанавливается порядок расчета стажа и заработка соответственно.

Нормами этой главы регулируется порядок установления материального обеспечения, выплат, организации доставки, индексации и перерасчета (в случае возникновения оснований для этого).

В данном разделе содержатся нормы, устанавливающие порядок введения в действие федерального закона и определяющие некоторые специальные положения.

Выплаты, рассматриваемые в рамках данной статьи, назначаются различным категориям граждан. Соответственно, основания и условия для назначения также будут являться разными, а соответствующие положения могут быть применимы только к конкретной группе получателей пенсий.

Далее подробно разберем основания и условия назначения финансовых выплат различным категориям пенсионеров, руководствуясь ст. ст. 7-13 федерального закона.

Новая Конституция защитит права пенсионеров

Космонавты вправе рассчитывать на получение государственной поддержки при наличии выслуги не менее 25 лет у лиц мужского пола и 20 лет у женщин. При этом также предъявляются требования к количеству лет, проведенных в составе авиационных подразделений (10 и 7,5 лет у мужчин и женщин соответственно).

Аналогичные требования к выслуге предъявляются и к летчикам-испытателям, однако при оставлении данного вида деятельности из-за ухудшения здоровья они могут рассчитывать на оформление пенсионных выплат и при наличии меньшего количества лет выслуги (20 и 15 лет у мужчин и женщин соответственно).

Назначение пенсионных денег служащим армии и флота имеет определенную специфику. Порядок назначения государственных выплат военным, а также иным сотрудникам силовых структур устанавливается соответствующим федеральным законом, что прямо указано в п. 1 ст. 8 федерального закона.

Установлено, что право на особую материальную поддержку от государства имеют лица, являющиеся ветеранами ВОВ, а также граждане со статусом «житель блокадного Ленинграда», которым установлена инвалидность.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 15. 1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

В соответствии с законом, Россия – государство социальное, и, кроме прочего, это означает, что каждый ее гражданин, проработав до определенного возраста, вправе рассчитывать на денежное обеспечение в нетрудоспособном возрасте – пенсию.

Однако для ряда категорий работников предусмотрены определенные льготы, когда они имеют право выйти на заслуженный отдых раньше. Это касается государственных гражданских служащих, педагогов, медицинских работников, и, конечно, военных. Военнослужащим пенсия назначается по правилам, отличным от условий начисления выплат остальным категориям работников. Однако в ряде случаев офицерам и лицам, служившим в войсках по контракту, может быть назначена смешанная пенсия – военная и гражданская.

По общему правилу для получения военной пенсии гражданин обязан прослужить в войсках или иных силовых структурах, приравненных к ним, не менее 20 лет. Это так называемая выслуга лет. Ее начисление имеет ряд особенностей, о которых пойдет речь ниже.

Однако если гражданин не имеет подобной выслуги, то есть, период его службы составляет менее 20 лет и при этом он трудился на гражданских должностях, то на полное военное пенсионное обеспечение он рассчитывать не может. Ему назначается смешанная пенсия, учитывающая как стаж военной службы, так и за гражданский стаж. Основания для ее начисления конкретно прописаны в законе и являют собой:

  1. Общий трудовой стаж – не менее 25 лет.
  2. Период стажа в войсках – не менее 12 лет и 6 месяцев.

При этом важно учесть и обстоятельства, на основании которых военнослужащий был уволен в запас. Они могут быть следующими:

  • состояние здоровья;
  • сокращение и реорганизация воинского подразделения (иных структур);
  • достижение определенного возрастного порога (к примеру, для военнослужащих контрактной службы из рядового и сержантского состава предельный возраст пребывания в войсках – 35 лет).

Пенсионные выплаты начисляют на основании положений ТК РФ и ФЗ РФ №166-ФЗ и №4468-1-ФЗ. Правом получения сразу 2 видов обладают:

  • инвалиды, травмированные во время ведения боевых действий;
  • лица, участвующие в ВОВ (исключение – граждане, не задействованные в армии);
  • родители военнослужащих, скончавшихся во время несения службы или нахождении в рядах ВС РФ (что именно послужило причиной смерти военнослужащего, значения не имеет);
  • вдовы военных, не заключившие после их смерти законного брака (им выдается пенсия по старости и пособие, связанное с утратой кормильца);
  • граждане, пережившие блокаду Ленинграда (деньги выплачивают по старости и инвалидности);
  • лица, ликвидировавшие аварию на Чернобыльской АЭС, пострадавшие от облучения, а также их родственники;
  • граждане, задействованные в космической сфере, родственники;
  • офицеры (получают пособия по инвалидности и за выслугу лет);
  • государственные служащие, работающие на предприятии федерального уровня.

По новому законопроекту, вынесенному на рассмотрение Госдумы РФ, пособия в двойном размере предлагают выплачивать:

  • членам семей ликвидаторов аварии на «Маяке» (в случае потери ими трудоспособности);
  • членам семей граждан, занимавшихся устранением последствий заражения радиацией территорий вдоль реки Теча, оказавшимся нетрудоспособными.

В настоящее время инициатива находится на рассмотрении у депутатов. Не исключено, что список лиц, имеющих право на двойные пособия, расширят.

Если социальные выплаты не осуществляются или выдаются не в полном объеме, гражданин, имеющий на них право, может обратиться с заявлением в суд.

При условии получения соответствующих выплат по выслуге, работающий военный пенсионер вправе получать и гражданскую пенсию.

Для этого должны быть выполнены следующие условия:

  1. Достижениегражданином общепринятого пенсионного возраста (до начала пенсионной реформы он составлял 60 лет для мужчин и 55 для женщин, однако предусмотрено его плавное увеличение).
  2. Следует иметь минимальный страховой стаж по гражданской специальности. До 2016 года он составлял 6 лет, однако предусмотрено его повышение на 1 год ежегодно. Таким образом, в 2019 году он составляет уже 10 лет.

Еще больше информации по вопросу предлагаем посмотреть в видео-сюжете:

Военнослужащие, исходя из рода своей деятельности, связанной с повышенной опасностью для жизни, имеют целый ряд льгот и преференций по вопросам, связанным с пенсионным обеспечением. Они вправе рассчитывать на выплаты от МО по достижении выслуги лет. Дополнительно, как и все граждане РФ, они могут получать и вторую, гражданскую, если после окончания службы трудились на гражданских должностях. Для военнослужащих, не прослуживших 20 лет по уважительным причинам, предусмотрено назначение смешанных выплат.

Должники получили право на неприкосновенный минимум

Расчет ее суммы состоит из многих слагаемых и производится по следующей формуле:

Используя данную формулу, можно рассчитать пенсию военнослужащему по следующему алгоритму:

  1. Складываются значения выплат по должности (ОВД), выплат по званию (ОВЗ), и надбавки за выслугу (НВЛ).
  2. Полученная сумма умножается на фиксированный понижающий коэффициент. На данный момент он составляет 72,23.
  3. Затем, при условии полной выслуги (20 лет), года работы сверх выслуги (N) умножается на 50%, при этом за каждый последующий год добавляется еще 3%. Если же расчет происходит для смешанной пенсии, будет прибавляться не 3%, а 1% за каждый год переработки.
  4. Оба полученных значения умножаются друг на друга.
  5. К полученному значению прибавляется президентская надбавка (ПД), индексирующаяся каждый год.
  6. Общее значение умножается на районный коэффициент (РК), который определяется исходя из местности прохождения службы.

Льготное пенсионное обеспечение военнослужащих за выслугу лет приводит к тому, что в силу еще молодого и трудоспособного возраста они нередко продолжают работать на «гражданке». Соответственно, такие люди становятся участниками системы ОПС, а значит могут рассчитывать на получение второй пенсии. О том, что собой представляет вторая пенсия работающим военным пенсионерам, и при каких условиях она назначается, читайте в нашей статье.

В 2021 году право выйти на пенсию имеют женщины, достигшие 56,5 лет (в 2020 году выходили в 55,5 лет). Также действуют и новые требования, касающиеся стажа и количества индивидуальных пенсионных коэффициентов: теперь должно быть 12 отработанных лет (в 2020-м было 11) и 21 коэффициент (в 2020-м — 18,6).

В 2021 году на пенсию могут отравиться те мужчины, которые достигли возраста в 61,5 года. Для них действуют аналогичные требования, касающиеся стажа и количества индивидуальных пенсионных коэффициентов — 12 лет и 21 коэффициент.

  • —1-е полугодие (до 30 июня включительно) 1960 года рождения — во 2-ом полугодии 2021 года (в 61,5 года);
  • —2-е полугодие (после 1 июля) 1960 года рождения — в 1-ом полугодии 2022 года (в 61,5 года);
  • —1961 год рождения — в 2024 году (в 63 года);
  • —1962 год рождения — в 2026 году (в 64 года);
  • —1963 год рождения — в 2028 году (в 65 лет);
  • —1964 год рождения — в 2029 году (в 65 лет);
  • —1965 год рождения — в 2030 году (в 65 лет);
  • —1966 год рождения — в 2031 году (в 65 лет);
  • —1967 год рождения — в 2032 году (в 65 лет);
  • —1968 год рождения — в 2033 году (в 65 лет);
  • —1969 год рождения — в 2034 году (в 65 лет);
  • —1970 год рождения — в 2035 году (в 65 лет).

Выход на пенсию старше 55 и 60 лет – прямое нарушение Конституции, что делать?

  • —1-е полугодие (до 30 июня включительно) 1965 года рождения — во 2-ом полугодии 2021 года (в 56,5 лет);
  • —2-е полугодие (после 1 июля) 1965 года рождения — в 1-м полугодии 2022 года (в 56,5 лет);
  • —1966 год рождения — в 2024 году (в 58 лет);
  • —1967 год рождения — в 2026 году (в 59 лет);
  • —1968 год рождения — в 2028 году (в 60 лет);
  • —1969 год рождения — в 2029 году (в 60 лет);
  • —1970 год рождения — в 2030 году (в 60 лет).

Реализуя свое право на пенсию, граждане зачастую сталкиваются с нарушениями, допускаемыми органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, что приводит к возникновению споров.

Под пенсионным споромследует понимать разногласие между сторонами материальных и тесно связанных с ними отношений процедурно-процессуального характера по вопросам: а) применения закрепленных в законе условий и норм пенсионного обеспечения; б) соблюдения порядка реализации права на пенсионное обеспечение; в) установления юридических фактов, необходимых для возникновения этих отношений; г) принятого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, решения, которое обжалуется гражданином в орган, в компетенцию которого входит рассмотрение в установленном законом порядке данного обращения.

Текст Ст. 39 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

1. В статье 7 Конституции РФ предпринята попытка дать определение социального государства через направленность его политики, результатом проведения которой должно стать создание условий, «обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Налицо явно неправовой характер такого определения, а отсюда следует невозможность выявления, корректировки степени или уровня социальности государства. И если Конституция РФ содержит вполне реальные, четко очерченные положения, позволяющие на этом фундаменте построить здание, именуемое «правовым государством», то для формирования «социального государства» таких «кирпичиков» явно недостаточно, а в рассматриваемой сфере социального обеспечения они не заложены вовсе.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется не только на самом высшем, конституционном уровне, но и в международном праве (ст. 22 Всеобщей декларации прав человека). Россия, как социальное государство, берет на себя обязательства по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.

Федеральный закон о пенсионном обеспечении от 15.12.2001

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2007, N 9

Конституционный суд рф защитил права пенсионеров

КС РФ принял важное решение для граждан, которые получали заниженную пенсию из-за того, что предприятия или организации, в которых они работали, не перечисляли в необходимом размере денежные средства в Пенсионный фонд.

10 июля Конституционный Суд РФ принял решение о несоответствии Конституции РФ п. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон) в части, согласно которой предусмотрено, что в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ .

См.: «Российская газета». 2007. 13 июля.

Однако норма не была признана неконституционной полностью, она сохранила свое действие в той части, в какой закрепляет безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд.

Что дает пенсионерам указанное решение Конституционного Суда РФ? Для тех, кто выйдет на пенсию после принятия данного постановления, пенсия будет рассчитываться исходя из начисленных, а не фактически уплаченных страховых взносов. Второй категории пенсионеров, которым пенсия была назначена до 10 июля, без учета соответствующих периодов времени и страховых взносов, соответственно, должны произвести перерасчет размера пенсии с учетом указанных обстоятельств.

Безусловно, это важное решение для граждан, которые получали заниженную пенсию из-за того, что предприятия или организации, в которых они работали, не перечисляли в необходимом размере денежные средства в Пенсионный фонд. Теперь указанные лица не будут страдать по этому поводу, т.к. пенсия им будет установлена в должном объеме. Необходимые для этого денежные средства, как сказано в решении Конституционного Суда РФ, должны быть предоставлены в Пенсионный фонд из средств федерального бюджета.

Поводом к подобному рассмотрению соответствия Конституции анализируемого Закона послужили запросы судов общей юрисдикции (Верховного Суда РФ и Учалинского районного суда Республики Башкортостан), а также жалобы граждан (А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой), чьи интересы были нарушены. В качестве примера приведем дело по иску 12 работников Учалинского завода железобетонных изделий к местному управлению Пенсионного фонда о перерасчете страхового стажа и размера трудовой пенсии по старости, которым при назначении трудовой пенсии по старости пенсионные органы не включили в их страховой стаж период работы с января 2002 г. по сентябрь 2005 г. ввиду неполной уплаты работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за этот период и произвели им расчет размера пенсий исходя из сумм фактически уплаченных, а не начисленных страховых взносов.

По мнению заявителей, оспариваемое положение Закона необоснованно, т.к. допускает распространение на застрахованных лиц неблагоприятных последствий ненадлежащего исполнения работодателем (страхователем) своих обязанностей в виде невключения в страховой стаж соответствующих периодов трудовой деятельности и снижения размера страховой части трудовой пенсии. Следовательно, Закон ставит реализацию права на трудовую пенсию в зависимость не от соблюдения гражданами условий, установленных нормами права, а от противоправного поведения третьих лиц, в данном случае работодателей. Такое положение дела, с их точки зрения, никак не может соотноситься с принципами равенства и справедливости, а также с предусмотренным ст. 39 Конституции РФ правом на пенсионное обеспечение.

Согласно действующему законодательству уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу граждан, работающих по трудовому договору, возлагается на работодателя (страхователя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. В свою очередь, Пенсионный фонд РФ (страховщик), обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать трудовые пенсии.

Изначально выстраивая взаимоотношения на основании указанных нормативных актов между участвующими сторонами (страхователем, страховщиком и застрахованными лицами), законодатель подразумевал, что работодатель (страхователь) своевременно и в полном объеме будет уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда.

Однако на практике события, к сожалению, часто развиваются по иному сценарию. Не секрет, что сегодня в России, по оценкам экспертов, около 50% бизнеса находится в «тени», в результате чего существенно занижаются суммы различных отчислений в бюджеты всех уровней, в том числе и в Пенсионный фонд. Например, «Российская газета» пишет: «Известно, что очень многие работодатели, начисляя зарплату, страховые взносы с нее задерживают или вовсе не платят. Сумма недоплат в Пенсионный фонд достигает 11 млрд руб. » .

См.: «Российская газета». 2007. 17 июля.

В связи с этим возникает справедливый вопрос: на ком лежит обязанность по обеспечению финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе по обеспечению поступлений обязательных платежей в бюджет Пенсионного фонда РФ?

  1. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.
  2. Темнов, Е. И. Теория государства и права / Е.И. Темнов. — М.: КноРус медиа, 2014. — 589 c.
  3. Годунов, Н. Мера ответственности / Н. Годунов. — М.: Юридическая литература, 2017. — 176 c.
  4. Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
  5. Бадинтер, Робер Смертная казнь. Отмена смертной казни; М.: Nota Bene, 2012. — 416 c.

Этот закон состоит из семи глав и тридцати двух статей. Главы, кроме общих положений и механизма вступления закона в силу, рассматривают вопросы определения страхового стажа, определения суммы пенсии, видов пенсий и категорий граждан, имеющих на нее право.

Очень важно знать, какие из положений закона о пенсиях утрачивают силу после внесения изменений в законодательство. К примеру, после вступления в силу ФЗ «О страховых пенсиях» нормы этого акта действуют только в той части, которая не противоречит данному нововведению.

Размер государственной пенсии может быть различным у разных категорий ее получателей.

  1. Гражданские служащие. Федеральные чиновники получают пенсию в размере 45% от среднемесячной зарплаты. Следует отметить, что если госслужащий имеет стаж более установленного для выхода на пенсию, то за каждый «лишний» год ему добавляется 3% от среднего заработка к пенсии.
  2. Военнослужащие. Армейская пенсия зависит от материального довольствия в последние годы службы, а также некоторых иных условий. Ст. 15 рассматриваемого нормативного акта также устанавливает размер матобеспечения военнослужащих, ставших нетрудоспособными, а также выплат членам семьи погибшего военного. Он непосредственно зависит от множества факторов, связанных с формой военной службы, характером и степенью выраженности причин, которые повлекли к невозможности дальнейшей службы в рядах ВС или гибели.
  3. Ветераны ВОВ и «блокадники». Так, для ветеранов ВОВ сумма составляет (в процентах от размера установленной социальной пенсии): I группа – 250%; II группа – 200%; III группа – 150%. Для граждан, бывших жителей блокадного Ленинграда: I группа — 200%; II группа – 150%; III группа – 100%.
  4. Лица, пострадавшие от радиационных и техногенных аварий. Размер выплат этим лицам также зависит от величины социальной пенсии. В подавляющем большинстве случаев она составляет 250% от нее. Это касается не только тех, кто имеет отношение к ЧАЭС, но и пострадавших при других форс-мажорных обстоятельствах такого порядка. Гражданам, живущим в загрязненной зоне, платят 200% от соцпенсии.
  5. Космонавты и летчики-испытатели. Космонавты при наличии достаточной выслуги получают пенсию в размере 55% от оклада. Летчики могут рассчитывать на пенсию в размере 1000% от социальной.
  6. Социальная пенсия. Базовая социальная пенсия в России на начало 2021 года составляет 5283,85 рубля. На такой же размер обеспечения могут рассчитывать и некоторые иные категории граждан.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении» № 166-ФЗ

Выплаты, рассматриваемые в рамках данной статьи, назначаются различным категориям граждан. Соответственно, основания и условия для назначения также будут являться разными, а соответствующие положения могут быть применимы только к конкретной группе получателей пенсий.

Далее подробно разберем основания и условия назначения финансовых выплат различным категориям пенсионеров, руководствуясь ст. ст. 7-13 федерального закона.

Космонавты вправе рассчитывать на получение государственной поддержки при наличии выслуги не менее 25 лет у лиц мужского пола и 20 лет у женщин. При этом также предъявляются требования к количеству лет, проведенных в составе авиационных подразделений (10 и 7,5 лет у мужчин и женщин соответственно).

Аналогичные требования к выслуге предъявляются и к летчикам-испытателям, однако при оставлении данного вида деятельности из-за ухудшения здоровья они могут рассчитывать на оформление пенсионных выплат и при наличии меньшего количества лет выслуги (20 и 15 лет у мужчин и женщин соответственно).

Назначение пенсионных денег служащим армии и флота имеет определенную специфику. Порядок назначения государственных выплат военным, а также иным сотрудникам силовых структур устанавливается соответствующим федеральным законом, что прямо указано в п. 1 ст. 8 федерального закона.

Установлено, что право на особую материальную поддержку от государства имеют лица, являющиеся ветеранами ВОВ, а также граждане со статусом «житель блокадного Ленинграда», которым установлена инвалидность.

По большей части, речь идет о так называемых «чернобыльцах» – гражданах, на жизнь и здоровье которых, так или иначе, отразилась авария на ЧАЭС.

Так, лица, которые непосредственно заняты работой на АЭС или пострадали вследствие ликвидации катастрофы, выходят на отдых в 55 и 50 лет, если отработали не менее 5 лет. Граждане, получившие инвалидность, становятся пенсионерами в 50 и 45 лет при наличии аналогичного трудового стажа.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *