Участие прокурора в производстве в судах кассационной и надзорной инстанций по уголовным делам в 2021 г в РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Участие прокурора в производстве в судах кассационной и надзорной инстанций по уголовным делам в 2021 г в РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Прокурор – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

В качестве прокурора в уголовном процессе могут действовать: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

Прокурор действует на всех стадиях уголовного процесса, но его полномочия на различных стадиях процесса неодинаковы.

Широкими полномочиями прокурор наделен на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он осуществляет надзор за исполнением законов органами, выполняющими оперативно-разыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.

Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.

В судебных стадиях прокурор выступает в качестве государственного обвинителя – стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, либо в качестве должностного лица, уполномоченного принимать меры к устранению нарушений закона.

Права и обязанности прокурора в уголовном процессе

Основным нормативным актом, регулирующим положение и правовой статус прокурора, является Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации. Он определяет круг его полномочий. Так, в соответствии с дефиницией, приведенной в пункте 1 ст. 37, прокурор — это должностное лицо, которое выступает от лица государства и осуществляет преследование в рамках уголовного законодательства, а также выполняет контрольно-надзорные задачи по отношению к следственным органам и органам дознания. Кроме того, регулятором полномочий являются отдельные статьи закона «О прокуратуре».

Важно! Прокурор в уголовном процессе является таким должностным лицом, которое выражает не только публичные общественные интересы, но и частные.

Участие прокурора в судебном процессе на стороне обвинения является обязательным, поскольку оно является основой справедливого и всестороннего рассмотрения дела.

В юридической литературе, как и в научной теории уголовного права России в целом нет единого мнения, каких функций у прокурора больше: надзорных или тех, что непосредственно связаны с проведением уголовного преследования. Последнее указанное понятие распространяется на все стадии, которые проходит дело: от возбуждения до признания подсудимого виновным или невиновным.

Порядок участия прокурора в процессе таков, что все начинается с устного изложения предъявляемого подсудимому обвинения. Делается это громко, отчетливо, официальным тоном. После этого судья опрашивает обвиняемого, затем прокурор представляет имеющиеся доказательства. Осуществить это нужно полно и наглядно, акцентируя внимание суда на наиболее важных моментах и сведениях. Кроме того, важно и обоснованно опровергать доказательства другой стороны — адвоката.

Обратите внимание! Далее, по общему правилу, прокурор уполномочен принять участие в допросе всех участников дела. Рекомендуется использовать приемы, способствующие установлению психологического контакта. Так, нужно относиться к свидетелям максимально вежливо, проявляя внимание к их показаниям, интересуясь их личным мнением и комментариями по делу.

На последнем этапе участия прокурора в уголовном судопроизводстве осуществляется выступление с речью. Обычно она содержит такие части, как:

  • вступление;
  • рассказ о фактически установленных обстоятельствах дела;
  • анализ собранных доказательств, причин и условий преступного деяния;
  • краткая объективная характеристика подсудимого как человека;
  • правовое обоснование квалификации преступления;
  • предложение о виде и размере наказания.

Какие прокуроры будут участвовать в новых межрегиональных судах?

Первым этапом уголовного судопроизводства считается возбуждение дела. С 2007 года в нормативно-правовые акты РФ были внесены поправки и изменения, связанные с тем, что представителей прокуратуры лишили нескольких важнейших полномочий. В том числе права возбудить уголовное дело. Причиной этого, прежде всего, является стремление оградить самостоятельность следственных органов от внешнего вмешательства. Однако в результате данная новация ослабляет и полномочия по прокурорскому надзору, а также усиливает его зависимость от результатов проведенного следователем или дознавателем разбирательства.

В соответствии с требованиями ФЗ «О прокуратуре РФ» (разд. IV, ст. 35, 36, 39) и нормами процессуального законо­дательства прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции:

  1. принимает участие в рассмотрении судом конкретных уголовных, гражданских, арбитражных и административ­ных дел (выступает в качестве равноправного участника, сто­роны уголовного, гражданского или арбитражного судопро­изводства);
  2. осуществляет надзор за законностью решений, приговоров, опре­делений или постановлений суда (предполагает право и обязанность прокурора обжаловать в установленном законодательством порядке указанные акты суда в случаях выявления их незаконности).

Конституция предоставляет право каждому осужденному за преступление право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (ч. 3 ст. 50 УПК РФ).

Судебно-контрольные стадии в уголовном судопроизводстве могут быть условно разделены на две группы: обычные и исключительные. К последним относятся производства по уголовному делу в суде надзорной инстанции, а также по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Их исключительность объясняется в первую очередь тем, что рассмотрение уголовных дел в этих судебных стадиях осуществляется тогда, когда приговор вступил в законную силу и началось его непосредственное исполнение.

К обычным судебно-контрольным стадиям уголовного судопроизводства относятся соответственно апелляционное и кассационное производства. Сущность производства в указанных стадиях заключается в проверке законности, обоснованности и справедливости вынесенного судом первой инстанции приговоров, определений, постановлений, не вступивших) в законную силу.

Специфику производства в этих судебных инстанциях составляет непосредственно предмет судебной проверки — не вступивший в законную силу приговор, постановление, определение, которые являются важнейшими актами правосудия и должны отвечать требованиям законности, справедливости и обоснованности.

Требование законности означает, что судебное решение должно быть принято в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством. Обоснованность соответствует тому, что выводы суда, содержащиеся в судебном решении, должны быть основаны на фактических обстоятельства уголовного дела, исследованных в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции. Справедливость судебного решения означает, что назначенное судом наказание должно соответствовать тяжести совершенного преступления, а также) личности подсудимого.

В апелляционном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями. В кассационном порядке разбираются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций.

Право обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю, потерпевшему и его представителю. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска.

Вместе с тем необходимо отметить и новые условия рассмотрения не вступивших в законную силу судебных решений. Так, УПК определяет новые пределы прокурорского надзора в стадии апелляционного и кассационного судопроизводств (ст. 360 УПК РФ). Суд, рассматривающий уголовное дело в апелляционном или кассационном порядке, проверяет законность, обоснованность и справедливость судебного решения лишь в той части, в которой оно обжаловано, и в отношении тех осужденных, которых касается жалоба или представление. При рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке суд вправе смягчить осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить уголовный закон о более тяжком преступлении.

Руководители прокуратур должны обеспечить участие государственных обвинителей в судебных заседаниях апелляционной инстанции по всем уголовным делам. Необходимо учитывать, что право апелляционного и кассационного обжалований судебных решений, не вступающих в законную силу, предоставлено исключительно государственному обвинителю.

В суде кассационной инстанции должны участвовать прокуроры из состава структурных подразделений прокуратуры, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В отдельных случаях поручение об участии в кассационной инстанции может быть дано прокурору, участвовавшему в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя.

В связи с тем, что разбирательство в суде кассационной инстанции основано на принципе состязательности, предусматривающем, в частности, непосредственное исследование доказательств в этой стадии, а также представление дополнительных материалов, уполномоченные прокуроры должны в обязательном порядке принимать участие в разрешении дела судом кассационной инстанции как в случае принесения кассационного представления, так и в случае рассмотрения дела по жалобе стороны защиты.

Государственным обвинителям следует активно участвовать в исследовании доказательств не только в суде первой инстанции, но и в суде второй инстанции, который вправе непосредственно исследовать доказательства, в том числе вновь представленные сторонами. При этом необходимо тесно взаимодействовать с должностными лицами, производившими предварительное расследование, использовать в строгом соответствии с требованиями процессуального закона имеющуюся у них информацию.

Поскольку пересмотр в порядке надзора необоснованных оправдательного или обвинительного приговоров, постановления или определения суда по мотивам, влекущим к усилению наказания, не допускается, такое необоснованное судебное решение должно быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке. Пропуск по неуважительной причине установленного законом срока для принесения представления Генеральный прокурор РФ предлагает расценивать как дисциплинарный проступок.

В случае обжалования судебного решения другой стороной и отсутствия оснований для принесения представления в обязательном порядке прокурор должен выражать свое отношение к существу жалобы посредством соответствующих возражений.

Специфику производства в этих судебных инстанциях составляет непосредственно предмет судебной проверки — не вступивший в законную силу приговор, постановление, определение, которые являются важнейшими актами правосудия и должны отвечать требованиям законности, справедливости и обоснованности.

После выступления сторон суд переходит к проверке доказательств. Свидетели, допрошенные в суде первой инстанции, допрашиваются в суде апелляционной инстанции, если их вызов суд признал необходимым. Стороны вправе заявить ходатайство о вызове новых свидетелей, производстве судебной экспертизы, истребовании вещественных доказательств и документов, в исследовании которых им было отказано судом первой инстанции. При этом суд апелляционной инстанции не вправе отказать в удовлетворении ходатайства на том основании, что оно не было удовлетворено судом первой инстанции.

13. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса «Байконур» не реже одного раза в полугодие анализировать работу по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении гражданских и административных дел. Докладные записки, содержащие сведения согласно приложению к настоящему приказу, направлять в Главное гражданско-судебное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главную военную прокуратуру в срок не позднее 25 января и 15 июля.

7.4. При обжаловании судебных постановлений иными участниками процесса в кассационный суд общей юрисдикции (кассационный военный суд) и при отсутствии оснований для принесения кассационного представления обеспечить подготовку и направление не позднее пяти дней до установленного судом срока в территориальные отделы, Главную военную прокуратуру возражений на жалобу и наблюдательного производства по делу в электронном виде (при отсутствии технической возможности — в бумажном виде) для формирования единой правовой позиции по делу.

Например, в компетенцию Первого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью входит рассмотрение дел по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, принятые судами 13 субъектов РФ (Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Курской области, Липецкой области, Московской области, Нижегородской области, Орловской области, Пензенской области, Республики Мордовия, Саратовской области, Тульской области), а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты, вынесенные судами субъектов в качестве суда первой инстанции.

Кассационное производство по уголовным делам

– Сроки и порядок апелляционного обжалования остались прежними. Стороны могут подать жалобу через суд первой инстанции в течение десяти суток с момента провозглашения судебного решения, а в отдельных случаях – в этот же срок с момента вручения его копии. После ознакомления сторон с поступившими жалобами материалы дела передаются для дальнейшего разбирательства в апелляционный суд общей юрисдикции.

Ранее кассационные жалобы на любое вступившее в законную силу решение подавались в Президиум Верховного суда Республики Бурятия . Однако не все граждане могли рассчитывать на рассмотрение их доводов высшей судебной инстанцией республики. Сначала судья предварительно изучал материалы дела, доводы жалоб и в случае выявления нарушений закона передавал ее для рассмотрения судом кассационной инстанции. В тех ситуациях, когда судья не видел оснований для отмены или изменения судебного решения, он сам отказывал в удовлетворении жалобы. Иными словами, Президиум Верховного суда республики проверял законность только тех судебных решений, по которым возбуждено кассационное производство.

– Сроки и порядок апелляционного обжалования остались прежними. Стороны могут подать жалобу через суд первой инстанции в течение десяти суток с момента провозглашения судебного решения, а в отдельных случаях – в этот же срок с момента вручения его копии. После ознакомления сторон с поступившими жалобами материалы дела передаются для дальнейшего разбирательства в апелляционный суд общей юрисдикции.

Среди прочего сделан упор на электронный документооборот с помощью недавно созданной единой защищенной сети передачи данных прокуратуры РФ (ЕЗСПД). Так, в случае принесения апелляционного или кассационного представления прокурорам субъектов РФ следует направлять электронные копию и наблюдательное производство по делу в соответствующий территориальный отдел ГП с помощью этой сети в пятидневный срок. Участвующим в гражданском и административном судопроизводстве прокурорам указано пользоваться официальными сайтами и иными электронными системами судов для своевременного получения информации о движении дела.

Предметом надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении являются соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, гражданским делам, делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению.

Статья 34 УПК предусматривает обязанность прокурора во всех стадиях уголовного судопроизводства принимать меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они ни исходили. Указанное требование уголовно-процессуального закона применимо в одинаковой мере к выступлениям прокурора в суде первой, кассационной и надзорной инстанциях. Однако в кассационной инстанции прокурор не выступает в роли обвинителя, он осуществляет надзор за законностью рассмотрения дела кассационной инстанцией присущими ему в данной стадии процессуальными средствами. Выполняя в кассационной инстанции обязанности представителя органа надзора за законностью, прокурор не только отстаивает обвинительный приговор или поддерживает протест на мягкость наказания, но и вносит предложение о прекращении дела производством по основаниям, указанным в законе (полагая, таким образом, необоснованным обвинительный приговор); о смягчении назначенного судом первой инстанции наказания (считая приговор чрезмерно суровым); о применении закона, предусматривающего более мягкое уголовное наказание (выступая против применения закона о более строгом наказании) и т.д. Осуществление надзора в этой стадии переходит к прокурорам вышестоящих прокуратур, которые ранее не имели отношения к надзору за соблюдением законности при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Это одно из условий, обеспечивающих объективность и процессуальную независимость этих прокуроров.

Участие прокурора в судебном заседании кассационной инстанции является обязательным. Прокурор может принести кассационное представление в течении 10 суток со дня провозглашения приговора и приносится в суд, рассматривающий уголовное дело или непосредственно в кассационную инстанцию.

Дела в порядке надзора рассматриваются с обязательным участием прокурора,которому предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобами других участников. Участие прокурора в надзорном производстве в гражданском процессе? В подтверждение или опровержение доводов, приведенных в кассационном представлении, прокурор вправе представить в суд кассационной инстанции дополнительные материалы.

6. Прокурорам предписано организовать эффективную работу по предъявлению заявлений в суд в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

б) путем вступления в процесс для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий;

10.4. При подготовке кассационного представления учитывать положения части 1 статьи 381 и части 1 статьи 391.5 ГПК РФ, части 2 статьи 323, части 2 статьи 337 КАС РФ и в необходимых случаях ходатайствовать о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной инстанции.

Прокурору, предъявившему заявление, совершать вышеуказанные процессуальные действия самостоятельно, в том числе при наличии технической возможности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо в письменной форме предоставлять полномочия на их совершение прокурору, участвующему в деле.

ОСОБЕННОСТИ КАССАЦИОННОГО И НАДЗОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

The presented article is devoted to the study of theoretical and practical problems that arise with the participation of the prosecutor in the court of appeal, cassation and supervisory instances. The main methods of achieving results are formal legal, comparative legal, separate logical techniques. Based on the analysis of the current legislation, doctrinal sources, the authors considered various aspects of the participation of the prosecutor in the courts of verification instances. Particular attention is paid to the legal regulation of the forms of participation of the prosecutor in the revision of judicial acts. It is noted that the participation of the prosecutor in the court of appeal, cassation, as well as the supervisory instance, is characterized by gaps in the legal regulation. The legislation does not specify the forms of participation of the prosecutor in reviewing judicial acts, it is not specified in which cases the prosecutor gives a conclusion on the case, and in which explanations, attention is drawn to the excessive restriction of the powers of the prosecutor to apply to the courts of verification instances. In this regard, the authors come to the conclusion that the forms of participation of the prosecutor in reviewing judicial acts should be improved, and the practice of hearing cases involving his participation should be thoroughly studied and analyzed.

Анализ норм нынедействующего ГПК позволяет говорить об отсутствии прямых оснований для дачи таких заключений, тогда как в ГПК РСФСР, в частности в ст. 303, предусматривалось право прокурора давать заключение о законности и обоснованности пересматриваемых судебных актов. Несмотря на то, что в ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено правовое основание для вступления прокурора в дело на любой стадии процесса, реализация этого права ставится в зависимость от процессуального законодательства, которое, увы, не закрепило право прокурора вступить в процесс для дачи заключения в судах проверочных инстанций.

Руководители прокуратур должны обеспечить участие государственных обвинителей в судебных заседаниях апелляционной инстанции по всем уголовным делам. Необходимо учитывать, что право апелляционного и кассационного обжалований судебных решений, не вступающих в законную силу, предоставлено исключительно государственному обвинителю. В суде кассационной инстанции должны участвовать прокуроры из состава структурных подразделений прокуратуры, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В отдельных случаях поручение об участии в кассационной инстанции может быть дано прокурору, участвовавшему в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя. В связи с тем что разбирательство в суде кассационной инстанции основано на принципе состязательности, предусматривающем, в частности, непосредственное исследование доказательств в этой стадии, а также представление дополнительных материалов, уполномоченные прокуроры должны в обязательном порядке принимать участие в разрешении дела судом кассационной инстанции как в случае принесения кассационного представления, так и в случае рассмотрения дела по жалобе стороны защиты. Особое внимание осударственным обвинителям необходимо уделять качеству и полноте апелляционных и кассационных представлений, которые должны строго соответствовать закону и материалам дела, быть конкретными, ясными и мотивированными. По результатам рассмотрения дела прокурор, принимавший участие в судебном разбирательстве суда второй инстанции, должен составлять соответствующее заключение. Апелляционное производство. Апелляционные представления подаются в районный суд. Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 14 суток со дня его поступления. Следует отметить, что апелляционное и кассационное представления приравнены к соответствующим жалобам осужденного, его защитника, потерпевшего и иных участников уголовного судопроизводства, которым предоставлено право обжалования не вступивших в законную силу судебных решений. Это обусловлено тем, что прокурор в уголовном судопроизводстве является стороной и не имеет никаких процессуальных преимуществ перед другими участниками уголовного процесса. Государственный обвинитель вправе в подтверждение оснований представления либо возражений против жалобы другой стороны направить в суд новые материалы или ходатайствовать о вызове в суд указанных им свидетелей и экспертов. Вместе с тем государственный обвинитель, подавший представление, вправе отозвать его до начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанции. Государственный обвинитель также вправе до начала судебного заседания изменить представление либо дополнить новыми доводами. При этом в дополнительном представлении прокурора или его заявлении об изменении последнего, поданных по истечении срока обжалования, не может быть поставлен вопрос об ухудшении положенияю.

Для принесения протеста в порядке надзора необходимо наличие оснований и поводов. Основанием выступают нарушения норм материального и процессуального права, в результате которых судебный акт является незаконным или необоснованным. Для того, чтобы решить вопрос, имеются ли основания для принесения надзорного протеста прокурор проверяет уголовное дело. Правом истребования для проверки уголовного дела из суда принадлежит, прежде всего, прокурорам, управомоченным приносить надзорные протесты, причем в пределах их территориальной компетенции. Районные (городские) и приравненные к ним прокуроры также вправе истребовать дела из районных (городских), межгарнизонных судов, они не вправе приносить надзорные протесты, но имеют право в необходимых случаях вносить вышестоящему прокурору представление о принесении протеста в порядке надзора. Поводом к истребованию уголовного дела является ходатайство граждан, предприятий, учреждений и организаций о принесении протеста на приговор, сообщения в СМИ, инициатива прокурора, если данные о неправосудности решения получены им при непосредственном участии в рассмотрении дела. Основным поводом для принесения надзорного протеста выступает надзорная жалоба лица, участвующего в деле (обвиняемого, потерпевшего).

Государственный обвинитель вправе отказаться от обвинения полностью или частично, при этом он обязан незамедлительно сообщить прокурору о наличие оснований для отказа от обвинения, т.к. в случае несогласия прокурор имеет право заменить государственного обвинителя либо поддерживать обвинение лично.

В соответствии с ч. 5 ст. 365 УПК стороны вправе заявить ходатайство о вызове новых свидетелей, производстве судебной экспертизы. об истребовании вещественных доказательств и документов, в исследовании которых им было отказано судом первой инстанции. Толкование смысла ч. 4 и 5 ст. 365 УПК даст основание полагать, что государственный обвинитель вправе ходатайствовать о производстве следственно-судебных действий в целях собирания доказательств, если только подобное ходатайство было заявлено в ходе рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции.

Кассационная инстанция — суд, рассматривающий в кассационном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов первой и апелляционной инстанций. Суд, рассматривающий уголовное дело в кассационном порядке, проверяет законность, обоснованность, справедливость приговора и иного судебного решения.

При поступлении уголовного дела с кассационным представлением судья назначает дату, время и место судебного заседания, о чем прокурор должен быть извещен не позднее 14 суток до дня судебного заседания. Однако неявка лиц, своевременно извещенных о дате, времени и месте заседания суда кассационной инстанции, не препятствует рассмотрению дела.

Рассмотрение уголовного дела судом кассационной инстанции начинается стого, что председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело рассматривается и по чьим кассационным жалобе и (или) представлению. Председательствующий выясняет у участников судебного разбирательства, в том числе прокурора, имеются ли у них отводы и ходатайства.

Гражданское право, гражданский процесс — Прокуратура Кировской области

Судебные составы, рассматривающие кассационные и надзорные жалобы и представления по существу, формируются с тем расчетом, чтобы в них не входили судьи, ранее участвовавшие в рассмотрении уголовного дела или ранее выразившие в постановлениях свое отношение к доводам кассационного или надзорного ходатайства, по которым возбуждено производство.

Председательствующий открывает судебное заседание, объявляет, какое дело слушается, представляет участвующим в заседании лицам судей, докладчика, прокурора, секретаря судебного заседания, ведущего протокол, разъясняет права, разрешает отводы. В судебном заседании участие защитника, если осужденный не заявил отказ от него в порядке ст. 52 УПК РФ, является обязательным.

При решении вопроса о принесении кассационных и надзорных представлений в целях отмены судебных решений по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного, лица, в отношении которого дело прекращено, прокуроры должны руководствоваться тем, что основанием для этого являются допущенные в ходе судебного разбирательства и повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия .

Судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 1 года со дня его вступления в законную силу . Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен в порядке, предусмотренном ст. 389.5 УПК РФ.

Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносят в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконные или необоснованные решения, приговоры, определения или постановления суда.

Справедливость означает принятие судом такого решения, посредством которого восстанавливаются нарушенные права, положение, существовавшее до нарушения закона, противоправные действия осуждаются, устанавливаются виновные в совершении преступления и им назначается наказание, соответствующее степени их общественной опасности, доле участия в совершении преступления постольку, поскольку оно способствует исправлению осужденного.

В надзорном представлении должны быть приведены доводы прокурора, подавшего представление, с указанием оснований к отмене или изменению приговора или иного обжалуемого решения, предусмотренные ст. 379 УПК РФ. Требования, предъявляемые к представлению, делают более предметной проверку приговора или иного решения, а также обязывают привести в решении надзорной инстанции те основания, которыми отвергнуты эти или иные доводы представления. Такие мотивированные ответы должны предупреждать неоднократные обращения в надзорные инстанции с ходатайством о проверке дела.

Требования, предъявляемые в законе к представлению, обусловлены и тем, что в УПК РФ право его принесения принадлежит прокурору, который имеет возможность самостоятельно указать, что именно и почему в состоявшемся решении является, по его мнению, незаконным или необоснованным.

Расследование по уголовному делу прекращается, если в его результате были установлены обстоятельства, которые исключают возможность или необходимость дальнейшего производства по делу. Обоснованное и своевременное прекращение уголовного дела ограждает невиновного от привлечения к уголовной ответственности или исключает применение уголовного наказания к тем лицам, которые не представляют большой общественной опасности в силу незначительности совершенного деяния и последующего примирения с потерпевшим, деятельного раскаяния или иных предусмотренных законом обстоятельств.

Обвинительный акт составляет дознаватель, непосредственно осуществлявший предварительное расследование по находящемуся у него в производстве уголовному делу. В обвинительном акте указываются: время и место его составления; должность, фамилия, инициалы лица, его составившего; все данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности, имеющиеся в его документах (паспорте, свидетельстве о рождении и т. п.), а также установленные в ходе дознания, включая сведения о судимости; место, время, способ, форма вины, мотивы и цели совершенного им деяния, характер и размер вреда, причиненного преступлением потерпевшему, а также иные обстоятельства; формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ, а также вид соучастия в преступлении (ст. 32-35 УК); перечень доказательств, подтверждающих обвинение, а также приводимых стороной защиты; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; сведения о потерпевшем, гражданском истце, гражданском ответчике; список лиц, подлежащих вызову в суд.

Производство в суде кассационной и надзорной инстанции в уголовном процессе

Государственные обвинители обязаны уделять особое внимание качеству и полноте апелляционных и кассационных представлений. Представления должны соответствовать требованиям закона, быть конкретными, ясными и мотивированными, а изложенные в них доводы — подтверждены материалами дела.

Апелляционное производство. Апелляционные представления подаются прокурором в районный суд. Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 14 суток со дня его поступления.

Если решение мирового судьи обжалуется противоположной стороной, то прокурор вправе представить мировому судье возражения в письменной форме с приложением документов, подтверждающих эти возражения, и их копий, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле, и вправе ознакомиться с материалами дела, с поступившими жалобой и возражениями относительно них.

Ссылка прокурора, приносящего кассационное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.

Руководители прокуратур должны обеспечить участие государственных обвинителей в судебных заседаниях апелляционной инстанции по всем уголовным делам. Необходимо учитывать, что право апелляционного и кассационного обжалований судебных решений, не вступающих в законную силу, предоставлено исключительно государственному обвинителю. В суде кассационной инстанции должны участвовать прокуроры из состава структурных подразделений прокуратуры, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В отдельных случаях поручение об участии в кассационной инстанции может быть дано прокурору, участвовавшему в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя. В связи с тем что разбирательство в суде кассационной инстанции основано на принципе состязательности, предусматривающем, в частности, непосредственное исследование доказательств в этой стадии, а также представление дополнительных материалов, уполномоченные прокуроры должны в обязательном порядке принимать участие в разрешении дела судом кассационной инстанции как в случае принесения кассационного представления, так и в случае рассмотрения дела по жалобе стороны защиты. Особое внимание осударственным обвинителям необходимо уделять качеству и полноте апелляционных и кассационных представлений, которые должны строго соответствовать закону и материалам дела, быть конкретными, ясными и мотивированными. По результатам рассмотрения дела прокурор, принимавший участие в судебном разбирательстве суда второй инстанции, должен составлять соответствующее заключение. Апелляционное производство. Апелляционные представления подаются в районный суд. Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 14 суток со дня его поступления. Следует отметить, что апелляционное и кассационное представления приравнены к соответствующим жалобам осужденного, его защитника, потерпевшего и иных участников уголовного судопроизводства, которым предоставлено право обжалования не вступивших в законную силу судебных решений. Это обусловлено тем, что прокурор в уголовном судопроизводстве является стороной и не имеет никаких процессуальных преимуществ перед другими участниками уголовного процесса. Государственный обвинитель вправе в подтверждение оснований представления либо возражений против жалобы другой стороны направить в суд новые материалы или ходатайствовать о вызове в суд указанных им свидетелей и экспертов. Вместе с тем государственный обвинитель, подавший представление, вправе отозвать его до начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанции. Государственный обвинитель также вправе до начала судебного заседания изменить представление либо дополнить новыми доводами. При этом в дополнительном представлении прокурора или его заявлении об изменении последнего, поданных по истечении срока обжалования, не может быть поставлен вопрос об ухудшении положенияю.

6. Если кассационные жалоба, представление были переданы на рассмотрение суда кассационной инстанции постановлением Председателя Верховного Суда Российский Федерации или его заместителя, в течение 10 дней с момента принятия решения суд кассационной инстанции направляет копию этого решения Председателю Верховного Суда РФ или его заместителю, который своим постановлением вправе передать кассационные жалобу, представление, если они были оставлены без удовлетворения или удовлетворены частично, для рассмотрения в вышестоящий суд кассационной инстанции либо в Президиум Верховного Суда РФ.

2. В случаях, предусмотренных пунктами 2 — 7 части первой настоящей статьи, суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии с частью первой статьи 412.9 УПК РФ.

Прокурорский надзор Тест с ответами

Из материалов уголовного дела следует, что 27 июня 2021 г. Е.А. Филин был удален из зала судебного заседания до окончания судебных прений. Судебные заседания 5 июля, 10, 23 августа, 6, 25 сентября, 2, 9, 16, 23, 30 октября, 6 ноября и частично 7 ноября 2021 г. проходили в отсутствие подсудимого.

Изменяя судебные решения, суд кассационной инстанции указал, что согласно ч. 1 ст. 62 УК РФ при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей УК РФ. Кроме того, ч. 5 ст. 62 УК РФ предусмотрено, что при особом порядке срок или размер наказания не может превышать две трети максимального срока наиболее строгого вида, предусмотренного за совершенное преступление.

Федеральным законом Российской Федерации от 09.12.2010 № 353-ФЗ с 1 января 2012 года внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, касающиеся порядка пересмотра по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу, и порядка пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.

В силу статья 394 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее -ГПК РФ) правом на обращение в суд с заявлением, представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам обладают участвующие в деле лица, а также другие лица, если судебными постановлениями разрешен вопрос об их правах и обязанностях.

Прокурор вправе обратиться в суд с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений по указанным основаниям, если дело было возбуждено по заявлению прокурора, поданному в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 45, статья 394 ГПК РФ), либо если прокурор вступил в процесс для дачи заключения по делу в случаях, когда это предусмотрено ГПК РФ и иными федеральными законами (часть 3 статьи 45 ГПК РФ). При этом право на обращение прокурора с таким представлением не зависит от фактического участия прокурора в заседаниях судов соответствующих инстанций.С учетом аналогии закона прокурор также вправе обратиться в суд с заявлением о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся и новым обстоятельствам в интересах круга лиц, указанных в части 1 статьи 45 ГПК РФ, не привлекавшихся судом к участию в деле, если судебными постановлениями разрешен вопрос о правах и обязанностях этих лиц.

Судебные определения, принятые при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, могут быть обжалованы путем подачи частной жалобы, представления прокурора в суд апелляционной инстанции, а в случае отказа в удовлетворении частной жалобы (представления) на определение суда первой и апелляционной инстанций могут быть поданы кассационные и надзорные жалобы (представление).

Новеллой процессуального законодательства является пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу, по новым обстоятельствам, перечисленным в части 4 статьи 392 ГПК РФ.

Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

Производство в суде кассационной инстанции предназначено для исправления существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела и повлиявших на исход дела, и без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.

Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, прокурор субъекта Российской Федерации вправе обратиться с кассационным представлением, если дело было возбуждено по заявлению прокурора, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, либо прокурор вступил в процесс для дачи заключения по делу в случаях, когда это предусмотрено ГПК РФ и иными федеральными законами.

Кассационные жалоба, представление рассматриваются судом кассационной инстанции в судебном заседании. В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании в президиуме суда субъекта Российской Федерации принимает участие прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель.

Судебный акт президиума суда субъекта Российской Федерации выносится в форме постановления и вступает в законную силу со дня его принятия.

Выполняя задуманные законодателем задачи, этот этап судопроизводства имеет свое немаловажное значение:

Любой из вопросов выносится на голосование, большинство голосов является решающим фактором. Именно большинство, равенство количества проголосовавших за пересмотр дает прямо противоположный отрицательный результат. По окончании заседания принимается постановление, не подлежащее оспариванию, действующее с момента провозглашения.

  • отказ в удовлетворении протеста;
  • отмена и прекращение производства;
  • возврат без рассмотрения по существу (ст.412.4);
  • изменение документа;
  • отмена и передача для нового разбирательства.

Судебное заседание проводится при участии лиц, обратившихся с ходатайством. Прокурор присутствует обязательно. Производство в суде надзорной инстанции в уголовном процессе 2021? Неявка других участников не препятствует заседанию. Все происходящее фиксируется в протоколе. Ознакомившиеся с протоколом участники при обнаружении неточностей или искажения приносят замечания.

Например, по данным статистики, полученным отВерховного Суда РФ, был опубликован обзор, включающий все жалобы, преодолевшие первоначальный фильтр в течение календарного года иитоги рассмотрения.

Согласно данной информации, было рассмотрено всего 161 уголовное дело в отношении 181 осужденного (когда в рамках одного производства выносился общий акт для соучастников). Во-первых, среди лиц, имеющих право на возбуждение надзорного производства, следует различать: 1 ) институт непосредственного запрета поворота к худшему (ст. 384, 385, 405 УПК РФ). устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;Практически совпадает порядок проведения судебного заседания.

Для чего обжаловать приговор? Во-первых, это нужно делать, если приговор вынесен действительно несправедливо. Не исключена возможность судебной ошибки. Возможно, появились новые доказательства, которые не были рассмотрены первым судом. Наконец, могли проясниться новые обстоятельства.

В отличие от первой инстанции, за судейским столом находятся три судьи. На заседании заслушиваются мнения каждой из сторон, проверяются доказательства, при необходимости допрашиваются свидетели и эксперты. По завершении прений, предоставляется последнее слово обвиняемому, после чего судьи покидал зал. Как правило, чем дольше они совещаются, тем больше шансов изменения приговора.

Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле. Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом. Апелляционная жалоба согласно ГПК РФ может быть подана в течение месяца со дня вынесения судебного решения в окончательной форме (ст. 321).

Апелляционные жалобы, представления рассматриваются:

1) районным судом — на решения мировых судей;

2) верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом — на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов;

3) Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ — на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции; Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда РФ — на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции;

4) Апелляционной коллегией Верховного Суда РФ — на решения Верховного Суда РФ, принятые по первой инстанции.

В соответствии с ГПК РФ при установлении определенных фактов правопрепятствующего характера (апелляционная жалоба не соответствует требованиям ст. 322 или не оплачена государственной пошлиной) судья выносит определение об оставлении жалобы без движения и назначает лицу, подавшему жалобу, срок для исправления недостатков. Если лицо, подавшее жалобу, в установленный срок выполнит указания, содержащиеся в определении судьи, жалоба считается поданной в день первоначального поступления ее в суд (ст. 323).

Следовательно, передел перемен поверг к тому, что теперь некоторые судебные решения вообще не могут быть пересмотрены в «новом кассационном порядке, причем открыто в кодексе, об этом не указано. Разница стала не количественной, а качественной. Ведь ответа на поставленный вопрос: «А зачем нам нужны эти изменения? — так и не нашло своего отражения, на мой взгляд, поискам глубокого смысла выработанных изменений будет посвящено множество диссертационных исследований.

Надзор может выходить за рамки поступившего иска. Надзорная инстанция носит ревизионный характер, имея абсолютный контроль законности полученной документации.

Верховный Суд РФ имеет следующие полномочия:

  • прекращение судопроизводства;
  • отказ в удовлетворении протеста;
  • изменение документа;
  • возврат дела без рассмотрения;
  • отмена приговора.

Отмена может касаться не всех документов, а только тех, которые вынесли в кассации. У граждан нашего государство есть право обращаться в ЕСПЧ (Страсбургский суд), который может признавать факт нарушения прав, а также давать заключения об устранении несоблюдения прав человека.

Чтобы дело не дошло до обращения в данный орган, проводится контроль решений нижестоящих инстанций. Требующих вмешательство ситуаций не так уж много.

Процент отмены вердикта надзорным органом в 2021 году равняется около 10%, изменению подлежат 15-20% обвинительных приговоров.

Кассационная жалоба обращается в суд высшей инстанции после вступления в действие вердикта, полученного при предыдущих процессах. Этим кассация отличается от апелляции, которую подают до вступления постановления в силу.
По ГПК кассационная инстанция считается высшей, третьей по уровню значимости после первоначального и апелляционного судопроизводства. Заявить протест имеют право участники процесса и сторонние лица, чьи интересы затронуты делом.

Надзорное производство в уголовном процессе необходимо для правильного применения закона, а также исправление ошибок, связанных с незаконно или необоснованно вынесенными судебными решениями. Основные задачи процедуры — предотвратить нарушения прав и свобод всех участников уголовного судопроизводства.

Участники уголовного процесса имеют законное право подать надзорную жалобу в установленные законом сроки. Таким образом будет проверена законность и корректность приговоров и постановлений, уже вступивших в силу.

ВАЖНО !!! В ходе надзорного производства приговор не может быть изменен в худшую сторону. Для этого существует другой формат обжалования судебных решений.

Участие прокурора в кассационном и надзорном производстве

Основным поводов для возбуждения уголовного производства является наличие любых сведений и данных, свидетельствующих о том, что вердикт суда вынесен незаконно, является неоправданным. Стоит отметить, что в 2021 году соответствующим постановлением срок подачи надзорной жалобы сделали неограниченным. Более того, надзорных инстанций существует несколько. Поэтому если вам отказали в удовлетворении жалобы в одной инстанции, вы имеете полное право обратиться в другую.

Подать надзорную жалобу можно как сразу после вынесения приговора, так и в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы. Даже после погашения судимости человек имеет право на возбуждение надзорного производства в уголовном процессе в том случае, если на это есть основания.

В соответствии с ч.1 ст.391.12 ГПК РФ суд надзорной инстанции наделен следующими полномочиями:

  • оставить итог судебного разбирательства без каких-либо изменений;
  • первоначальное решение отменить полностью или частично, а дело направить на повторное рассмотрение;
  • постановление нижестоящего суда отменить, оставив при этом заявление без рассмотрения или же прекратив разбирательство;
  • оставить неизменным одно из решений, принятых нижестоящими судами по конкретному делу;
  • отменить (изменить) первоначальное постановление и принять новое, не направляя дело на повторное рассмотрение (такой вариант допускается, если обнаружена ошибка в толковании и использовании норм материального права);
  • оставить жалобу без рассмотрения при наличии весомых оснований, прописанных в ст.391.4 ГПК РФ.

В целом суды надзорной инстанции уполномочены проверять правильность применения нижестоящими судами положений материального и процессуального права. Однако они не могут пересматривать те части судебного постановления (или весь документ в целом), которые не обжалуются.

Есть ряд условий, которые необходимо соблюсти для рассмотрения надзорной жалобы в рамках уголовного производства.

Жалоба подлежит возвращению без разбирательства в следующих случаях:
  1. Заявление составлено некорректно, не указаны необходимые данные, присутствуют орфографические ошибки, документ сложно или вовсе невозможно прочесть;
  2. Жалобу подал человек, не фигурирующий в уголовном деле и не имеющий для этого законных оснований;
  3. Процесс рассмотрения уголовного дела не был соблюден в полной мере;
  4. Человек, подавший жалобу, самостоятельно ее отозвал;
  5. Приговор суда еще не вступил в юридическую силу – в данном случае для подачи надзорной жалобы нет никаких оснований.

В случае, если в рассмотрении жалобы было отказано, заявитель уведомляется об этом в течение 10 дней с даты отказа.

Разобравшись, куда писать надзорную жалобу по уголовному делу, нужно понять кто вправе выполнять подобное действие. Этот вопрос регламентирован первым пунктом статьи 412.1 и статьей 401.2 УПК. Согласно этим положениям закона, правом подачи наделены следующие субъекты уголовного процесса:

  • осужденные лица;
  • оправданные лица;
  • потерпевшие;
  • любые другие субъекты уголовного процесса, чьи права были нарушены решением суда.

Жалоба может подаваться как самолично, так и через представителя. Например, писать жалобу от имени лица, отбывающего наказание, должен его представитель, имеющий соответствующую доверенность, заверенную нотариусом или начальником колонии.

§ 1. Эволюция надзорного производства в российском уголовном процессе

Возникновение надзорного производства исторически связано с периодом образования советского государства и поиском новых форм судопроизводства, призванных компенсировать последствия коренного слома дореволюционной судебной системы. Декретом о суде от 24 ноября 1917 г. N 1 были упразднены общие судебные установления, приостанавливалось действие института мировых судей, упразднялись институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно и институты присяжной и частной адвокатуры. Принятый вслед за ним Декрет о суде от 7 марта 1918 г. N 2 упразднял институт апелляционного обжалования и допускал лишь кассацию как единственную форму проверки правосудности судебных решений. Образовавшаяся множественность кассационных инстанций, а также тот факт, что судейские кадры зачастую пополнялись из лиц, не имеющих юридического образования, неизбежно вели к разобщенности судебной практики. Преодолеть сложившуюся ситуацию было решено за счет создания проверочной инстанции, вышестоящей по отношению к кассации, которая могла бы взять на себя функции обеспечения единства судебной практики и контроля за деятельностью нижестоящих судов.

Первым шагом к этому стало принятие Положения о Высшем судебном контроле, утвержденного Декретом ВЦИК и СНК 10 марта 1921 г. В целях установления правильного и единообразного применения всеми судебными органами законов РСФСР на Народный комиссариат юстиции были возложены функции: а) общего надзора за деятельностью судебных органов; б) признания не имеющими законной силы приговоров или судебных решений, хотя и вступивших в законную силу, но требующих пересмотра. Осуществление административным органом (Наркомюстом) судебной функции надзора являлось временной мерой, введенной на довольно непродолжительный срок. Следующим шагом в развитии надзорного производства стало принятие Положения о судоустройстве 1922 г., учредившего Верховный Суд РСФСР, и последовавшее за этим введение нового УПК РСФСР. Согласно УПК РСФСР 1923 г. право пересматривать судебные решения в надзорном порядке перешло к судебному органу — Верховному Суду РСФСР, действовавшему в составе Пленума и Президиума. Наличие единой надзорной инстанции подчеркивало исключительный характер пересмотра вступивших в законную силу судебных решений и полностью отвечало первоначальной задаче упорядочивания судебной практики.

Позднее в связи с большим объемом проверочных производств полномочия надзорной инстанции были дополнительно возложены на пленумы и президиумы губернских судов. В 1938 г. с принятием Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик и ликвидацией пленумов и президиумов губернских судов круг надзорных инстанций вновь значительно сузился. Однако уже в 1954 г. он был снова расширен за счет образования президиумов в составе верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей. С увеличением числа надзорных инстанций проявилась тенденция, направленная на превращение надзорного производства в еще одну ординарную форму проверки судебного решения (наряду с кассацией).

С принятием УПК РСФСР 1960 г. надзорное производство надежно укрепилось в системе проверочных инстанций и сохранилось в практически неизменном виде вплоть до введения действующего УПК РФ 2001 г. К основным чертам советского надзора можно отнести, во-первых, широкий предмет пересмотра, включавший проверку как законности, так и обоснованности вступившего в законную силу судебного решения. Во-вторых, ограниченный круг субъектов права надзорного опротестования судебных решений, к которым относились только должностные лица суда и прокуратуры. В-третьих, сложную трехэтапную структуру производства, состоявшую из: 1) рассмотрения жалоб (ходатайств, представлений) субъектами надзорного опротестования; 2) изучения дела и в необходимых случаях принесения надзорного протеста уполномоченным субъектом; 3) непосредственно рассмотрения дела в судебном заседании надзорной инстанции.

Характеризуя развитие надзорного производства в постсоветский период (до введения Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ), следует отметить, что при создании УПК РФ было принято важное решение изменить концепцию судебного надзора, максимально сориентировав его на защиту прав человека и в первую очередь лица, привлеченного к уголовной ответственности. Во-первых, ст. 405 УПК РФ в первоначальной редакции устанавливала абсолютный запрет ухудшать положение осужденного (оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено) при пересмотре вступившего в законную силу решения суда. Это придавало надзорному производству действительно особый характер инстанции, действующей исключительно в интересах и в пользу осужденного. Однако «новаторская» позиция законодателя не нашла поддержки: Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 мая 2005 г. N 5-П ст. 405, как ограничивающая право стороны обвинения на обжалование вступившего в законную силу решения суда, была признана противоречащей Конституции РФ, а надзорное производство вновь стало сложно отличить от обыкновенной проверочной инстанции.

Суд правомочен выйти за рамки полученного ходатайства.

Многие авторы научной юридической литературы и студенты в курсовых заданиях отмечают ревизионный характер проверки, что означает полный контроль законности поступающих документов:

  • правовые нормы должны применяться корректно, особенно это касается специального законодательства в области материального права;
  • процедурные нарушения должны отсутствовать.

При этом законодатель подчёркивает важный признак изъянов, выявление которых становится причиной отмены или изменения. Этот признак – существенность.

Какие нарушения можно считать существенными, указано в нескольких примерах:

  1. Имело место изготовление протокола секретарём в заседании по частям, каждая из которых отдельно не была заверена, только в конце стояла подпись председательствующего и секретаря, а между тем ведение протокола осуществлялось двумя лицами.
  2. Отказ в допросе свидетеля, о вызове которого настаивала сторона обвинения, по причине того, что его слова «не относятся к существу предъявленного обвинения», является препятствием к представлению доказательств. Сторона обвинения была лишена возможности подтвердить обвинение.
  3. Описательно – мотивировочная часть не содержит описания умысла, не расписано, почему сделаны такие выводы, если исследованные доказательства не в полной мере подтверждают эту позицию.
  4. Признание виновным за совершение нескольких преступлений, когда состав одного охватывает состав другого и назначение наказания в большем размере.
  5. Непредставление переводчика на любом этапе следствия и судебного заседания.

Несущественным нарушением можно посчитать, к примеру, отказ в допросе свидетеля, характеризующего личность подсудимого.

Какие действия входят в круг полномочий Верховного Суда РФ, это:

  • отказ в удовлетворении протеста;
  • отмена и прекращение производства;
  • возврат без рассмотрения по существу (ст.412.4);
  • изменение документа;
  • отмена и передача для нового разбирательства.

Следует понимать, что отмена может коснуться не всех представленных актов, а только вынесенных в определённой инстанции – кассации или апелляции, соответственно новое рассмотрение продолжится именно с указанного момента.

При отмене или внесении изменений в определения, постановления, акцентируется внимание на разъяснение причин. В новом процессе важно не повторять аналогичных ошибок.

Последнее обновление: 03.03.2020

При обращении в суд каждая из сторон надеется, что положительное решение их спора будет принято на первом же заседании. В реальности таких дел не так много, как хотелось бы всем участникам процесса. Значительная часть споров пересматривается сначала в апелляционном порядке, а иногда даже передается в суд кассационной инстанции.

По своей сути судебная инстанция – это не орган или подразделение судебной системы РФ, а функция, которую они уполномочены исполнять. В России действует четыре инстанции, закон №1-ФКЗ от 1996 года:

  • первая;
  • апелляционная;
  • кассационная;
  • надзорная.

Исходя из правил судопроизводства в РФ, дела должны рассматриваться в строгой последовательности:

  1. В первой инстанции по существу (в обязательном порядке).
  2. В апелляционном, а затем кассационном порядке (если соблюдены сроки обращения с апелляцией). Если апелляцию не подавали, то остается возможность обращения с кассацией.
  3. В порядке надзора. Оценку законности проводит Президиум ВС РФ.

Человеку, впервые обращающемуся в суд, нужно четко разделять понятия юрисдикции, подсудности и инстанции:

  • юрисдикция – полномочия отдельного суда рассматривать дела разной направленности (гражданские споры, уголовные деяния, разбор разногласий между субъектами хозяйствования);
  • подсудность – иск должен быть направлен по территориальности (в некоторых делах это только место нахождения ответчика, а в отдельных – допускается обращаться по адресу регистрации истца);
  • инстанция – иск, жалоба или представление могут быть направлены в суды разной юрисдикции, если они имеют право выполнять ту функцию, которая необходима заявителю (рассматривать апелляцию, кассационную или надзорную жалобу).

Один и тот же судебный орган может выполнять роль одновременно нескольких инстанций (к примеру, Верховный Суд России совмещает сразу четыре функции). Для того чтобы разобраться в полномочиях разных ступеней в инстанционной судебной иерархии, нужно понимать общую суть каждой и различия между ними.

В зависимости от вида рассматриваемого дела, один и тот же орган может выступать как судом первой инстанции, так и апелляционной или кассационной инстанцией


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *