Субсидирование медицинских работников в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидирование медицинских работников в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Их цель — государственная социальная поддержка медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба), оказывающих медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения России временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):

врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи — 2430 рублей, 1215 рублей, 950 рублей соответственно за одну нормативную смену;

фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи — 600 рублей за одну нормативную смену;

врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, — 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;

врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, — 2430 рублей, 1215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену;

врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), — 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;

водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) — 1215 рублей за одну нормативную смену;

члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) — 1215 рублей за одну нормативную смену;

б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, — 2430 рублей, 1215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.

Он формируется:

федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении;

органами исполнительной власти субъектов Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций

Такой перечень формируется в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства России от 31 марта 2020 г. № 373 «Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

В перечне указывается наименование организации, идентификационный номер налогоплательщика, коды причины постановки на учет, основной Государственный регистрационный номер, период включения в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).

Утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 — 2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Специальная социальная выплата производится ежемесячно.

Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.

Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.

Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену.

Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.

Размер специальной социальной выплаты определяется с учетом размеров районных коэффициентов.

Для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган Фонда до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.

Реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также следующих сведений по каждому работнику:

а) категория, должность (профессия);

б) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

в) реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты (наименование банка, банковский идентификационный код, номер счета или номер банковской карты, являющейся национальным платежным инструментом);

г) фактическое число нормативных смен;

д) размер районного коэффициента.

Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования, посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда России.

С 1 декабря 2020 г. в случае неполучения (несвоевременного получения, получения в неполном размере) специальной социальной выплаты работник может подать жалобу в Фонд или территориальный орган Фонда, в том числе в электронном виде посредством личного кабинета получателя социальных услуг на официальном сайте Фонда в сети «Интернет», а также с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Признаётся утратившим силу постановление Правительства России от 2 апреля 2020 г. № 415 (с изменениями, внесёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2020 г. N 784).

Постановление вступило в силу с 1 ноября 2020 г.

Правовой департамент администрации губернатора Архангельской области

Минтруд и Минздрав разработали новую систему оплаты труда медработников

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2020, № 29, ст. 4502) и пунктом 37 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. № 1496 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 51, ст. 7807; 2020, № 50, ст. 8196), приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации прилагаемые Правила предоставления из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя, субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. № 80н «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя, субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 марта 2019 г., регистрационный № 54069);

приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. № 978н «О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя, субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. № 80н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2019 г., регистрационный № 56919);

приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 апреля 2020 г. № 262н «О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя, субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. № 80н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 апреля 2020 г., регистрационный № 57950);

приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 июня 2020 г. № 609н «О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя, субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. № 80н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июля 2020 г., регистрационный № 58907);

приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 декабря 2020 г. № 1300н «О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя, субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. № 80н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2020 г., регистрационный № 61496).

Министр М.А. Мурашко

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 февраля 2021 г.

3. Для получения целевых субсидий федеральные государственные учреждения направляют в Министерство:

заявку и пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости осуществления расходов, со ссылкой на нормативные правовые акты, если осуществление указанных расходов требуется в целях реализации положений указанных актов, включая расчет-обоснование сумм целевых субсидий;

справку по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется принятие решения о предоставлении целевой субсидии, подтверждающую отсутствие у федеральных государственных учреждений неисполненных обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подписанную руководителем и главным бухгалтером федерального государственного учреждения (при наличии), скрепленную печатью федерального государственного учреждения (при наличии) (за исключением случаев, предусмотренных абзацем шестым пункта 5 настоящих Правил);

справку об отсутствии у федеральных государственных учреждений по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется принятие решения о предоставлении целевых субсидий, просроченных задолженностей по возврату в федеральный бюджет целевых субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в соответствии с иными правовыми актами, подписанную руководителем и главным бухгалтером федерального государственного учреждения (при наличии), скрепленную печатью федерального государственного учреждения (при наличии) (за исключением случаев, предусмотренных абзацем шестым пункта 5 настоящих Правил);

информацию о количестве физических лиц (среднегодовом количестве), являющихся получателями выплат, и видах таких выплат (целевые субсидии, предусмотренные подпунктами 2.1 — 2.6, 2.51, 2.55, 2.59 настоящих Правил);

перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту (ремонту), акт обследования таких объектов недвижимого имущества, подлежащих капитальному ремонту (целевые субсидии, предусмотренные подпунктами 2.7, 2.13, 2.14 настоящих Правил);

дефектную ведомость, подтверждающую необходимость проведения работ (целевые субсидии, предусмотренные подпунктами 2.7, 2.14, 2.19 настоящих Правил);

смету (сметные расчеты) на проведение работ (мероприятий) (целевые субсидии, предусмотренные подпунктами 2.7, 2.13, 2.14, 2.16, 2.18, 2.19, 2.48, 2.53 (в случае проведения ремонтных работ), 2.57 настоящих Правил);

положительное заключение государственной экспертизы по результатам проверки сметной стоимости (целевые субсидии, предусмотренные подпунктами 2.7, 2.53 (в случае проведения капитального ремонта) настоящих Правил;

информацию о планируемом к приобретению имуществе (целевые субсидии, предусмотренные подпунктами 2.15, 2.23, 2.24, 2.30, 2.31, 2.50 (в случае приобретения оборудования), 2.53 (в случае приобретения оборудования) настоящих Правил);

документы, подтверждающие наступление аварийной (чрезвычайной) ситуации и акт обследования объектов, пострадавших в результате аварийной (чрезвычайной) ситуации (целевая субсидия, предусмотренная подпунктом 2.19 настоящих Правил);

программу мероприятий, согласованную с Министерством (целевые субсидии, предусмотренные подпунктами 2.26, 2.46, 2.49 настоящих Правил);

сведения о численности граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, вынужденно покинувших территорию Украины и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке (целевые субсидии, предусмотренные подпунктом 2.20 настоящих Правил);

иную информацию, подтверждающую потребность федеральных государственных учреждений в осуществлении расходов.

Документы, указанные в абзаце третьем и четвертом настоящего пункта, направляются федеральными государственными учреждениями в Министерство в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.

Документы, указанные в абзаце девятом настоящего пункта, не предоставляются федеральными государственными учреждениями в Министерство в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 264-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»6.

Расчеты-обоснования целевых субсидий формируются федеральными государственными учреждениями с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами, требованиями технических регламентов, положениями стандартов, сводами правил, порядками и правоустанавливающими документами в зависимости от цели субсидии.

4. С целью принятия решения о предоставлении целевой субсидии Министерство вправе запросить у федеральных государственных учреждений дополнительные обоснования.

Регионы смогут получить субсидии на покупку зданий и быстровозводимых модульных конструкций для размещения медицинских организаций. Новый вид поддержки закреплён изменениями в государственную программу «Развитие здравоохранения», которые утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Речь идёт о строительстве и модернизации зданий для поликлиник, отделений общей практики, врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов в посёлках городского типа и малых городах страны.

Господдержка позволит ускорить открытие новых медицинских учреждений в сельской местности. Главное условие – приобретаемая для этих целей недвижимость должна быть не старше пяти лет.

Работа по модернизации первичного звена здравоохранения ведётся по поручению Президента России Владимира Путина. До 2025 года на эти цели будет направлено не менее 500 млрд рублей, из них 90 млрд рублей – в 2021 году. Субсидию могут получить территории, где действует региональная программа модернизации здравоохранения. Объём финансирования рассчитывается по специальной формуле с учётом количества граждан, имеющих полис ОМС, степени износа медицинских учреждений, демографических показателей. Деньги могут быть потрачены на капитальный ремонт, строительство и реконструкцию зданий, приобретение медицинского оборудования, покупку автотранспорта для доставки пациентов в больницы и выезда врачей на вызовы.

Вопросы модернизации первичного звена здравоохранения обсуждались 6 апреля на заседании президиума Координационного совета при Правительстве по борьбе с распространением коронавирусной инфекции. По словам Михаила Мишустина, уже в этом году планируется построить и реконструировать более тысячи объектов здравоохранения, столько же – капитально отремонтировать. Кроме того, будет закуплено более 25 тыс. единиц медицинского оборудования и 4 тыс. специализированных машин.

Документ будет опубликован.

Работа Правительства:

  • Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование
  • Государственная программа «Развитие здравоохранения»
  • COVID-19. Меры Правительства по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики

Министерства и ведомства, органы при правительстве:

  • Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России)

Июнь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Рассмотрим, каков порядок допуска к медицинской деятельности в 2021 году?

Министерство здравоохранения утвердило приказ от 08.02.2021 № 58н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста, в 2021 году».

Приказом до 31 декабря 2021 года продлевается действие свидетельств об аккредитации и сертификатов врачей, если они истекают в период действия постановления Правительства №440 (вступило в силу с 6.04.2020).

ВАЖНО!!! Срок действия продлевается ровно на 1 год с момента окончания сертификата, а срок окончания сертификата у каждого свой. Иными словами, у ряда медработников уже этой весной может закончиться срок документа, даже с учетом продления.

Срок действия моратория до 1 июня 2021 года

Мораторий действует на выдачу свидетельств, но не на прохождение аккредитации. Он затрагивает только отдельные категории медиков.

Так, до 1 июня 2021 года не смогут получить свидетельство об аккредитации только следующие категории специалистов:

  • прошедшие программы повышения квалификации;
  • получившие образование в иностранном государстве;
  • имеющие диплом профессионального (немедицинского) образования.

Таким образом, аккредитация специалистов начнется уже после указанной даты, поэтому медработники могут продолжать проходить обучение, копить баллы НМО.

Медработники могут учиться по программам профессиональной переподготовки и работать на основании диплома, не дожидаясь допуска к мед. деятельности. При этом моратория на первичную специализированную аккредитацию нет, т.е. при желании ее можно будет пройти.

Необходимо начать подготовку к периодической аккредитации, особенно если сертификат специалист заканчивается в ближайшее время (в том числе, и набор баллов НМО).

Всем медицинским специалистам, которые могут быть допущены к медицинской деятельности без сертификатов или свидетельств об аккредитации в 2021 году, необходимо проходить курсы повышения квалификации. Объем обучения должен быть не менее 36 часов, а сами курсы определяются конкретным видом деятельности.

Если же медработник допущен к работе с пациентами с COVID-19, ему следует пройти соответствующее обучение.

Государственные расходы на здравоохранение в 2019 г. составят 3657 млрд руб.4 и по сравнению с 2018 г. возрастут на 10% в текущих ценах или на 6% в постоянных ценах (см. табл. 1).

Если сравнить бюджет здравоохранения 2019 г. с прошлыми периодами, то выяснится, что после снижения государственных расходов в 2014–2017 гг. он только вернется к уровню финансирования здравоохранения 2012 г. в постоянных ценах. С 2019 по 2021 г. рост расходов на здравоохранение запланирован за счет реализации национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография».

С 2018 по 2021 г. расходы бюджетов бюджетной системы (государственные расходы на здравоохранение) возрастут на 23% в текущих ценах, а в постоянных ценах – только на 9% (средний темп прироста составит 3% в год в постоянных ценах). При этом расходы федерального бюджета за этот период возрастут на 38% в постоянных ценах, расходы ФОМС возрастут на 12%, а расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ сократятся на 17% в постоянных ценах.

Сегодня в РФ фактические государственные расходы на здравоохранение (из всех источников финансирования – системы ОМС и бюджеты всех уровней) существенно разнятся по субъектам РФ в расчете на душу населения (рис. 8). Так, средневзвешенная по РФ величина государственных расходов на здравоохранение в 2018 г. составила 16,4 тыс. руб. на душу населения. В 80% регионов (66 из 85) данные расходы оказались меньше этой средней величины (расчеты сделаны с учетом применения коэффициента дифференциации бюджетного финансирования, на который были поделены фактические расходы).

Мораторий и продление документов медицинских работников в 2021 году

В РФ высока доля личных расходов населения на здравоохранение, она составляет 35%, что в 1,3 раза выше, чем в «новых» странах ЕС (27%). Это связано с недостаточными расходами государства на здравоохранение: в 2018 г. подушевые государственные расходы на здравоохранение в РФ были в 1,9 раза ниже, чем в «новых-8» странах ЕС.

В доле ВВП государственные расходы на здравоохранение в РФ составили 3,2% ВВП, что в 1,6 раза ниже, чем в этих странах (5% ВВП). На фоне и так невысоких государственных расходов на здравоохранение в РФ за последние 6 лет (с 2012 по 2018 г.) произошло их сокращение на 4% в постоянных ценах (2012 г. – 100%). Такое уменьшение расходов привело к снижению гарантированных объемов медицинской помощи.

Результаты расчетов показали, что в РФ для достижения ОПЖ 78 лет к 2024 г. наряду с целенаправленной политикой, направленной на снижение потребления крепких алкогольных напитков (снижение на 45% к 2024 г.), необходимо ежегодно увеличивать государственные расходы на здравоохранение на душу населения примерно на 15% в постоянных ценах. Такой темп роста государственных расходов на здравоохранение будет соответствовать 6,5% ВВП в 2024 г., что на уровне стран ЕС в среднем.

Для достижения ОПЖ 77 лет к 2024 г. потребуется увеличение государственных расходов на 10% ежегодно в постоянных ценах. Заложенные в госпрограмме «Развитие здравоохранения» финансовые средства недостаточны для достижения ОПЖ 78 лет к 2024 г. – динамика роста этих расходов с 2018 по 2024 г. составит всего 6% в постоянных ценах. К 2024 г. эти расходы составят 2,9% ВВП, что ниже, чем в 2018 г. (3,2% ВВП).

Конституция Российской Федерации в статье 41 гарантирует оказание в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатной медицинской помощи, в том числе, за счет средств страховых взносов. Правоотношения, предметом которых являются права и обязанности сторон в связи с оказанием указанной медицинской помощи, регламентируются федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об ОМС»). Под данным видом обязательного социального страхования нормативный акт понимает систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая (заболевание или иное состояние здоровья застрахованного лица) гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи.

Положения Конституции уточняются в статье 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» где указывается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации и устанавливает перечень видов, форм и условий бесплатной медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, для которых оказание медицинской помощи осуществляется бесплатно.

В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливается базовая программа обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств ОМС медицинской помощи на всей территории Российской Федерации. Территориальная программа ОМС определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.

Эффективность системы обязательного медицинского страхования, между тем, ставится под сомнение не только плательщиками взносов и пациентами, но и врачами, а также экспертами, включая аудиторов Счетной палаты. Так, еще в 2017 году Счетная палата выявила, что в листе ожидания находились пациенты, для которых наличествовала возможность оказания медицинской помощи ранее, планируемые объемы на год были не выполнены, в том числе, федеральными медучреждениями. Например, Военно-медицинская академия им. Кирова в 2016 г. получила объемы на 3 трансплантации, из которых была осуществлена только одна. При этом, объемы высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой на платной основе, росли кратно.

В целях повышения эффективности обязательного медицинского страхования и обеспечения доступности медицинской помощи, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.09.2020 г. № 2492-р в Государственную Думу был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 1027750 — 7. После ряда корректировок проекта, система обязательного медицинского страхования была трансформирована вследствие издания федерального закона от 08.12.2020 № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Изменения потребовали разработки ряда подзаконных актов.

В данной статье подробно рассматриваются новеллы законодательства, регулирующего систему обязательного медицинского страхования, которые начнут работать в 2021 году.

В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» субъектами обязательного страхования являются, в том числе, страхователи, обязанные уплачивать страховые взносы, застрахованные лица, которые имеют право на страховое обеспечение, и страховщики, осуществляющие при наступлении страхового случая страховые выплаты или иные виды обеспечения.

Для целей регулирования ОМС выделяют две группы акторов:

субъект участник
  • застрахованные лица:
    • граждане Российской Федерации;
    • отдельные категории иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев
  • ТФОМС – территориальный фонд обязательного медицинского страхования
  • страхователи:
    • работодатели;
    • частнопрактикующие лица;
    • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для неработающих
  • страховые медицинские организации
  • ФФОМС – федеральный фонд обязательного медицинского страхования
  • медицинские организации

По общему правилу, полномочия страховщика были распределены между ФФОМС (в части базовой программы ОМС, действующей на всей территории Российской Федерации), ТФОМС (в части территориальной программы ОМС, действующей в конкретном субъекте) и страховыми медицинскими организациями, которые заключают договоры о финансовом обеспечении ОМС с ТФОМС.

Изменения в ФЗ «Об ОМС» вводят дополнительное основание классификации медицинских организаций:

медицинские организации
функции и полномочия учредителей, в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (далее — медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти) иные
характеризует осуществление и финансовое обеспечение деятельности
в соответствии с едиными требованиями базовой программы ОМС опционально: территориальной программой ОМС по территориальным программам ОМС
на основе договора
на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования с ФФОМС; опционально: на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС с ТФОМС и страховой организацией на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС с ТФОМС и страховой организацией

Следовательно, исключение из правоотношений с первой группой медицинских организаций ТФОМС и страховых медицинских организаций влечет переход к ФФОМС всего объема полномочий страховщика в части организации оказания и оплаты медицинской помощи застрахованным лицам.

Новеллы повлекли изменение и статусов базовой и территориальной программ ОМС в составе программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Теперь непосредственно базовой программой регулируются особенности оплаты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти.

Каждая категория лиц, перечисленных выше, обладает правами и несет определенные обязанности в сфере ОМС.

Права и обязанности страхователей не затронуты изменениями: как и прежде, они должны зарегистрироваться и своевременно уплачивать взносы, и вправе получать соответствующую информацию.

Поскольку федеральные медицинские организации приобрели специфический статус, они заключают договоры на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС непосредственно с ФФОМС, который и осуществляет контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Соответственно, медицинские организации приобрели право обжаловать заключения ФФОМС по оценке предоставления медицинской помощи. Среди новых обязанностей таких медицинских организаций – предоставление напрямую в ФФОМС частных сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, и общих сведений о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а также показателях доступности и качества медицинской помощи. Кроме того, теперь медицинские организации вправе использовать средства нормированного страхового запаса ФФОМС для организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также приобретения и проведения ремонта медицинского оборудования.

У застрахованных лиц, помимо прав на бесплатное оказание медицинской помощи при наступлении страхового случая, выбор врача и страховой медицинской организации, их замену, появилось право выбрать медицинскую организацию, подведомственную федеральному органу исполнительной власти. При этом, право на получение достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи реализуется непосредственно ФФОМС.

Права и обязанности страховых медицинских организаций существенно затронуты изменениями, при этом, вопрос касается не только изъятия некоторых полномочий страховщиков. По заключаемым страховыми организациями договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования ТФОМС предоставляют средства, предназначенные на расходы на ведение дела по ОМС в пределах норматива, которые являются собственными средствами страховой организации. Норматив расходов на ведение дела по ОМС устанавливается законом о бюджете территориального фонда в размере не менее 0,8 процента и не более 1,1 процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (в действующей редакции ФЗ «Об ОМС»). Ранее норматив расходов был установлен в размере не менее одного процента и не более двух процентов от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам. Первоначальная версия проекта № 1027750 — 7 предполагала их сокращение до минимальных половины процента и максимальных одного процента.

У ФФОМС, в свою очередь, появились дополнительные расходы на ведение дела по ОМС в части оказания застрахованным лицам медицинской помощи организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти (и, конечно, собственно расходы на оказание такой помощи). Также ФФОМС приобрел право требования о возмещении расходов на оплату медицинской помощи к лицу, причинившему вред здоровью застрахованному лицу в соответствии со статьей 31 ФЗ «Об ОМС». Кроме того, ФФОМС ведет единый реестр экспертов качества медицинской помощи, включающий в себя сведения об экспертах качества медицинской помощи, которая оказывается медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти.

Комитет по охране здоровья поддержал проект бюджета на 2021–2023 годы

Еще до первого чтения на законопроект обрушилась критика. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку раскритиковал уменьшение установленного нормативного размера средств, предоставляемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования страховой медицинской организации на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, отметив, что существенное изменение действующих подходов приведет к снижению роли страховых медицинских организаций в системе ОМС, что не соответствует определенным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» стратегическим национальным приоритетам в части обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и завершения ее перехода на страховые принципы. При этом, сокращение финансирования страховых медицинских организаций при сохранении обязанностей, возложенных на них законодательством об ОМС и Национальной программой развития здравоохранения, отразится на их финансовой устойчивости. Отток с рынка страховых медицинских организаций и их представителей, имеющих достаточный опыт по обеспечению защиты прав застрахованных лиц, из сферы ОМС, неблагоприятным образом отразится на качестве защиты прав и законных интересов застрахованных лиц. Комитет отметил, что экономия от изъятия части средств страховых организаций может быть сопоставима с затратами на формирование собственной системы контроля качества медицинской помощи ФФОМС, тем более что средства на эти цели не заложены. Отмечен и потенциальный конфликт интересов ФФОМС и медицинских организаций, а «передача функции экспертизы медицинской помощи, оказанной гражданам в федеральных медицинских организациях, от страховых медицинских организаций в ведение ФФОМС лишает систему медицинской экспертизы в обязательном медицинском страховании второго контура контроля».

Счетная палата указала, что в проекте закона усматриваются риски отхода от страховых принципов в системе ОМС и ее финансовой устойчивости. Целесообразность решения о сокращении средств, предоставляемых ТФОМС на ведение дел страховым организациям, не подтверждена обосновывающими материалами. Помимо этого, Счетная палата отметила, что несмотря на то, что предполагается ведение федерального реестра экспертов качества медицинской помощи, источник затрат на его формирование и сопровождение не определен.

При прохождении законопроекта в Совете Федерации Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам также отметил риски снижения доходов страховых организаций, и, соответственно, ликвидации собственно компаний или рабочих мест, и в связи с необходимостью недопущения негативных последствий рекомендовал Правительству Российской Федерации осуществлять мониторинг ситуации с возможностью оперативной корректировки в случае необходимости.

Разумеется, представители страховых организаций первыми выразили обеспокоенность инициативой экономии бюджета за счет снижения нормативов на ведение дел, выступили с публичными заявления о том, что новшества приведут к снижению качества и доступности медицинской помощи, повысят риски бюрократизации и коррумпированности отрасли. Снижение объемов финансирования страховых медицинских организаций, кроме того, приведет к сокращению рабочих мест и даже банкротству некоторых из них. Всероссийский союз страховщиков потребовал публичного обсуждения проекта, к диалогу подключились Российский союз промышленников и предпринимателей, Всероссийский союз пациентов. Неоднозначность предстоящей реформы освещалась ведущими СМИ, такими как Forbes, ТАСС, Коммерсантъ, критика звучала даже в Российской газете. Лидер страхового лобби Игорь Юргенс направлял обращения ключевым политическим фигурам и добился компромиссного варианта текста закона, который был, в конце концов, поддержан.

Стоит отметить, что изменения в текст ФЗ «Об ОМС» подразумевают корректировку ряда подзаконных актов. Однако, до настоящего времени отсутствуют изменения в Постановление Правительства РФ от 21.04.2016 № 332 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования», которые бы позволили медицинской организации реализовать право на использование средств нормированного страхового запаса ФФОМС на обучение и ремонт. Согласно введенной части 3.1. статьи 26 ФЗ «Об ОМС» средства нормированного страхового запаса ФФОМС предоставляются получателям указанных средств, определенным в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса ФФОМС, на основании соглашений, типовые формы и порядок заключения которых утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказ Минздравсоцразвития России от 30.12.2010 № 1229н «Об утверждении Порядка использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования», зарегистрированный в Минюсте России 08.02.2011 № 19744 действует в редакции от 13.02.2020, соответственно, вряд ли в ближайшее время медицинские организации фактически смогут осуществить свои права в указанной части.

Целью реформирования системы ОМС является обеспечение доступности медицинской помощи гражданам, которые нуждаются в медицинской помощи с использованием современных методов лечения. Медицинские организации федерального подчинения, подавшие соответствующую заявку и включенные в единый реестр, смогут заключить договоры непосредственно с ФФОМС и предоставлять специализированную медицинскую помощь (в том числе, высокотехнологичную) в рамках базовой программы ОМС. Федеральные медицинские организации параллельно могут оказывать первичную помощь в соответствии с территориальной программой ОМС.

ФФОМС будет проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями федерального подчинения.

Реформа повлекла снижение нормативного размера средств, предоставляемых территориальным фондом ОМС страховой медицинской организации, на расходы на ведение дела по ОМС, который устанавливается в диапазоне от 0,8% до 1,1% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (ранее от 1% до 2%).

Разумеется, преобразования в системе здравоохранения вызвали острую общественную дискуссию.

Представители Министерства здравоохранения убеждены, что нормативы отчислений на ведение дел во многих регионах и без того невысоки, изъятие средств сопряжено с возвратом части полномочий страховщика ФФОМС, издержки страховых организации снижаются за счет подключения сервисов госуслуг и многофункциональных центров.

Сторонники реформы отмечают, что недофинансирование федеральных центров со стороны субъектов приводило к оттоку квалифицированных специалистов. С другой стороны, высокотехнологичная помощь является дорогостоящей и неподъемной для некоторых региональных бюджетов, а новый порядок позволит расширить доступ пациентов к ней. Прямое финансирование, по мнению спикера Государственной Думы В. Володина, позволить исключить «лишнее» звено в виде страховых медицинских организаций.

Некоторые эксперты высказываются о поспешности легализации двух подсистем ОМС вместо ранее существовавшей единой, поскольку такой подход может породить неравные возможности получения медицинской помощи для разных категорий пациентов. Кроме того, тот факт, что тарифы для федеральных и иных медицинских организаций будут формироваться по-разному, вызывает опасения их возможное несправедливое неравенство.

Кроме того, страховые организации, будучи независимыми, по мнению ряда экспертов, способны более эффективно контролировать качество предоставляемой медицинской помощи, чем «огосударственный» ФФОМС в отношении «прогосударственных» медицинских организаций. Правительство утверждает, что к проведению контроля будут привлекаться независимые эксперты.

Таким образом, можно заключить, что централизация свойственная всем сферам общественной жизни, нашла выражение в медицине.

Очевидно, что для медицинских организаций федерального подчинения изменения повлекут, как минимум, увеличение бюрократической нагрузки – подача заявок, заключение договоров с ФФОМС в рамках базовой программы и параллельно с ТФОМС и страховыми организациями в целях реализации территориальной программы и администрирование финансовых потоков из различных источников.

Вместе с тем, рынку страховых медицинских организаций реформа дает негативный сигнал, объявляя их «лишним» звеном, по крайней мере, в части обеспечения инновационного лечения. Остается открытым вопрос, почему применительно к одному и тому же учреждению, в оставшейся части услуг, они по-прежнему необходимы и будет ли в дальнейшем урезаться их сфера деятельности.

Кроме того, на первом этапе пациенты также могут столкнуться с неопределенностью в части инстанции, куда следует обращаться при ненадлежащем лечении. Вряд ли все из них способны четко классифицировать течение своей болезни по видам оказанной медицинской помощи. Долгое время пациенты вообще не знали, как защитить свои права, но на сегодняшний момент, благодаря СМИ, люди привыкли звонить по номеру горячей линии, указанному в полисе ОМС. Теперь же некоторым их них придется освоить еще один канал подачи жалоб, который, к тому же, территориально удален от ряда регионов по сравнению с региональными страховыми организациями.

С сельскими медработниками ситуация веселее. Государство всячески стимулирует переезд специалистов в села и поселки городского типа, и там шансы получить больше льгот есть. Но все равно основная их часть устанавливается на региональных уровнях.

Подъемные

Молодые медработники, переехавшие в сельскую местность, могут рассчитывать на выплату подъемных. Их размер обычно не превышает 2-3 окладов, зависит от региона проживания и квалификации.

Власти определяют молодых специалистов как тех, кто недавно закончил вуз или ссуз, и трудоустроился в государственное или муниципальное учреждение.

Для участия в программе нужно:

  • медицинское образование (высшее или среднее);
  • заключение трудового договора с сельским медучреждением сроком от 5 лет.

Обязателен переезд в село или поселок, это придется подтверждать документами.

В 2017 году депутаты выступили с инициативой о выплате компенсаций за оплату ЖКУ сельским медработникам. Они предлагали включить в ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ новую ст. 72.1, регулирующую этот вопрос. Но инициативу не приняли, и коммунальных льгот на федеральном уровне нет.

Можно уточнить информацию в районной администрации: возможно, по месту проживания медработника предоставляются субсидии на коммунальные услуги. Обычно их размер не превышает 50% от нормированной стоимости.

Почетное звание «Заслуженный врач» присваивается на основании Указа Президента РФ от 07.09.2010 №1099 за особые заслуги в сфере здравоохранения. Вместе с ним обычно получают и звание «Ветерана труда», благодаря которому перечень льгот расширяется. Он также определяется региональными властями. Что в него может входить:

  • бесплатный проезд на общественном транспорте;
  • компенсации за ЖКУ;
  • льготы по транспортному налогу;
  • доплаты к пенсии или зарплате.

Определяют право на досрочную пенсию медицинских работников, а также перечень должностей медработников Федеральный закон, 781 Постановление Правительства от 29.10.2002 и ПП РФ № 449 от 26.05.2009.

Возможность досрочного назначения страховой пенсии дает выслуга для медработников. После того как гражданин проработал на медицинской должности определенное количество лет и приобрел специальный стаж, он может обратиться в ПФР для получения льготы. В этом случае не имеет значения общий трудовой стаж работника и его возраст на момент обращения.

В таблице найдете границы отсрочки, начиная с 2020 года:

Выход на пенсию медиков по старому законодательству Период отсрочки Выход на пенсию после пенсионной реформы
Первое полугодие 2020 г. Полгода Второе полугодие 2020 г.
Вторая половина 2020 г. Полгода Первое полугодие 2020 г.
Первое полугодие 2020 г. Полтора года Второе полугодие 2021 г.
Второе полугодие 2020 г. Полтора года Перовое полугодие 2022 г.
2021 г. Три года 2024 г.
2022 г. Четыре года 2026 г.
2023 г. Пять лет 2028 г.

Льготный стаж — это социальный норматив, позволяющий служащим получить льготу при оформлении страховой пенсии (173-ФЗ от 17.12.2001), то есть досрочно заявить о намерении уйти на пенсию, не достигая установленного законом возраста.

  • 25 лет — для сельской местности, деревни, поселка городского типа;

Льготное исчисление стажа медработникам начинается с определения типа медучреждения. Для некоторых организаций применяется особый расчет (п. 5 Правил ПП № 781):

  1. Льготная пенсия медработнику на селе исчисляется как один календарный год за фактические один год и три месяца. Если в течение срока службы гражданин трудился как в селе, так и в городе, то при расчете величины стажа используют коэффициент 1,3.
  2. Год работы как полтора года льготного стажа устанавливается для узкого круга специалистов: сотрудники скорой помощи, судмедэксперты, специалисты микрохирургических и ожоговых отделений, хирургии, реанимации и т. п. Для сотрудников хирургии в сельской местности при расчете стажа нужно применять индекс 1,9, так как позиции по исключениям суммируются.
  3. Для работников военно-медицинских институтов, медицинских рот, медицинских научных организаций и ряда других военных подразделений специальный стаж пересчитывается на коэффициент 1,6.

Для всех остальных категорий медработников 1 фактический год равен 1 календарному.

Медстаж — это период непрерывной работы медработника в учреждениях здравоохранения. В расчетный период входят те моменты, когда сотрудником осуществлялась трудовая деятельность по полной ставке или сокращенной единице, если это предусмотрено законодательством.

Для работы по совместительству периоды занятости суммируются. В расчет стажа включаются периоды временной нетрудоспособности, отпусков по беременности и родам, повышения квалификации, испытательных сроков при найме на работу.

Порядок начисления во время учебы медработникам (интернатура, ординатура) предусматривает полный отрыв от работы. Во время обучения медработники не занимаются практикующей деятельностью, следовательно, эти периоды не включаются в расчет стажа. То же самое касается отпусков за свой счет и ухода за ребенком до 1,5 и до 3 лет.

Общий размер пенсии медработникам и другим гражданам складывается из фиксированной суммы и выплаты по баллам. Стоимость одного балла фиксирована — 81,49 рублей. Общий ИПК определяется по каждому служащему индивидуально — на основании итогового значения трудового стажа и величины заработной платы.

Досрочная пенсия по выслуге лет оформляется так же, как и при достижении пенсионного возраста. Нужно составить заявление по форме ПФР и приложить требуемый пакет подтвердительных документов:

  • паспорт гражданина РФ;
  • трудовая книжка (ее копия) или иной документ, подтверждающий льготный стаж;
  • справка о средней зарплате.

В России существуют разные виды господдержки:

  • Финансовая: субсидии, гранты, льготы.

  • Имущественная: предоставление прав на пользование государственным имуществом на льготных условиях.

  • Информационная: создание федеральных и региональных информационных систем.

  • Консультационная: профессиональные консультации в виде обучающих курсов о создании и ведении бизнеса.

  • Образовательная: подготовка и переподготовка сотрудников.

В каждом регионе предусмотрены свои программы поддержки и выплаты из региональных фондов.

Льготная пенсия медработникам в 2021 году: изменение, льготы врачам

Государство оказывает финансовую поддержку предпринимателям в виде программ субсидирования. Это выделение денежных средств в виде субсидий и различных грантов для бизнеса.

В 2021 году размеры грантов и субсидий составляют от 60 тыс. рублей до 25 млн. Чтобы получить представление о мерах поддержки малого бизнеса и среднего бизнеса в регионах, рекомендуем ознакомиться с сайтом Минэкономразвития РФ.

Цель расходования грантов и некоторых видов субсидий обязательно отражаются в бизнес-плане, который предприниматель должен предоставить в соответствующий орган для получения помощи. Нельзя тратить средства по своему усмотрению. На какие задачи разрешается тратить деньги:

  • Приобретение оборудования или его модернизацию.

  • Аренда или ремонт недвижимости для ведения бизнеса. Не более 20% от полученных денег. Надо заключить договор для подтверждения расходов.

  • Оплата необходимого для ведения бизнеса ПО, получение лицензий, патентов.

  • Закупка сырья, расходных материалов. Не более 20% полученных денег.

За все потраченные деньги потребуется отчитаться, поэтому важно сохранять подтверждающие платежные документы.

Субсидия выдается на конкурсной основе для уже работающих молодых предпринимателей, которые хотели бы расширить свой бизнес. Ее размер составляет от 300 до 500 тысяч рублей. Здесь также потребуется бизнес-план, где описывается, что есть на сегодня и что будет после вложения денег.

Конкурсный отбор проводится по показателям: создание рабочих мест, увеличение ЗП сотрудникам, рост выручки и производительности труда, характеристики приобретаемого оборудования.

Государство готово взять на себя до 50% предполагаемых расходов. Важно наличие собственных сбережений для инвестирования в проект. Неизрасходованный остаток начисленной суммы или нецелевое использование финансов необходимо будет вернуть в госбюджет.

  • На лизинг оборудования. Субсидия на уплату до 70% первого взноса при заключении договора лизинга оборудования. Назначается также по конкурсному отбору.

  • На возмещение ставок по кредитам. Компенсация затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на поддержку и развитие деятельности.

  • На участие в выставках. Компенсация до 50% затрат. Выставка в России – до 350 тыс. рублей, выставка за рубежом – до 700 тыс. рублей.

  • На рекламу в размере до 300 тыс. руб, но не деньгами, а товарами или услугами на рекламную компанию вашей деятельности. Предположим, если вы хотите сделать сайт, или вам надо вести инстаграм.

  • На транспортировку товаров за рубеж, сертификацию продукции, получение патентов и свидетельств – до 3 млн рублей.

Обстоятельства для отказа:

  • Неправильный выбор направления ведения бизнеса. Государство не поддерживает производство алкоголя и табачных изделий, банковскую сферу, области страхования.

  • Повторная подача заявления на субсидию. Вероятность отказа 80%.

  • Неграмотный бизнес-план. Недостаточно подробное рассмотрение доходов и расходов, отсутствие необходимых расчетов, слишком продолжительный срок окупаемости, нет описания экономической и социальной значимости.

  • Завышенный объем необходимого финансирования.

  • Отсутствие описания направления расходования средств. Важно показать, на что будут израсходованы деньги. Без этого госорганы не смогут контролировать целевое расходование денег.

В некоторых случаях индивидуальным предпринимателям для реализации проектов не требуется масштабное финансирование в десятки миллионов рублей. Для этого предусмотрены микрозаймы размером от 100 тысяч до 5 миллионов рублей. Заем выдается на срок от трех месяцев до трех лет по льготной ставке.

Назначение полученных средств как всегда целевое. При сумме до 300 тысяч рублей банк требует залог в виде движимого или недвижимого имущества, либо поручительство. При сумме выше требуются оба вида гарантии.

Гарантийную поддержку при получении банковских кредитов предпринимателям оказывает МСП Банк. Организация помогает получить субъекту МСП кредит при недостаточном залоге и берет на себя роль поручителя.

Разделяются по способу помощи:

  • выдача денежной субсидии — денег, которые можно использовать строго по целевому назначению: программы молодой семье, налоговый вычет, материнский капитал, выезжающие с крайнего севера, военным, земской учитель, земской доктор и земской фельдшер, малоимущим и бюджетникам
  • иные виды поддержки, не связанные с непосредственной выдачей денег: льготная ипотека, ипотечные каникулы, реструктуризация ипотеки особым категориям граждан, военным, детям-сиротам.

Государственная поддержка бывает федеральная и региональная.

Обычно федеральные программы задают общее направления и минимальную планку по размеру помощи, а региональные — конкретизируют условия и дополняют федеральные бонусы из местного бюджета. То есть отдельные региональные программы без федеральных почти не существует.

Основным документом, на основании которого появляются и действуют федеральные и региональные программы, направленные на улучшение жилищных условий граждан РФ является Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Есть несколько программ ипотеки, по которым государство частично субсидирует ставку. За счет этого заемщики могут взять кредит на покупку жилья на более выгодных условиях и сэкономить на процентах.

  • Ставка 6% для семей с двумя и более детьми или с одним ребенком-инвалидом. Максимальная сумма кредита для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области составляет 12 млн рублей, для других регионов — 6 млн рублей. При покупке жилья на Дальнем Востоке ставка еще ниже — 5%, а дом в сельской местности там можно купить на вторичном рынке.
  • Ставка 3% для покупки жилья в сельской местности. Для Дальнего Востока и Ленинградской области максимальная сумма кредита по льготной ставке составляет 5 млн рублей, для остальных регионов — до 3 млн рублей. Срок ипотеки — до 25 лет.
  • Ставка 2% для Дальнего Востока. Отдельная программа государственной поддержки действует для покупки и строительства жилья в регионах Дальневосточного федерального округа. Заемщиками могут стать супруги с гражданством РФ не старше 35 лет, родитель в возрасте до 35 лет с несовершеннолетним ребенком или владелец «дальневосточного гектара».

В Бурятии 100 сельских медиков получат в 2021 году компенсацию по ипотеке

С 2020 года семьи с детьми, инвалиды, ветераны боевых действий и родители студентов, обучающихся на очных формах и не достигших 24 лет могут рассчитывать на уменьшение размера кредита на сумму до полутора миллионов рублей за счет единоразового прощения части долга и/или замены иностранной валюты по кредиту на российские рубли по курсу ниже курса соответствующей валюты, установленного ЦБ РФ на дату реструктуризации.

Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений, за счет средств федерального бюджета.

Государственная финансовая помощь для ветеранов ВОВ или их вдов положена в полном объеме согласно рыночной цене недвижимости. Право на господдержку имеют также ликвидаторы в Чернобыле и люди, участвовавшие в военных и боевых операциях.

Госслужащие тоже имеют право на государственную субсидию для решения жилищных проблем. Законодательством предусмотрено много условий, которые необходимо соблюсти для получения такой финансовой помощи, но практика показывает, что многим удается получить поддержку.

Граждане, проживающие и отработавшие в условиях Крайнего Севера свыше 15 лет, имеют право на финансовое субсидирование. Размер льготы будет рассчитан исходя из норм, разработанных для региона, в котором она должна выдаваться.

Автопроизводители не меньше покупателей заинтересованы в поднятии максимальной цены автомобилей, которые могут участвовать в госпрограмме. В 1,5 миллиона рублей вписывается слишком мало моделей, и автокомпании пытаются добиться ее увеличения хотя бы до 2 миллионов рублей.

Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что в 2021 году субсидии будут распределяться в зависимости от показателей эффективности. Видимо, речь идет о том, чтобы отдавать приоритет Lada, Hyundai и Kia, которым удается продавать больше всего моделей по госпрограмме.

Ваш комментарий опубликован.

Провокационные или оскорбительные комментарии запрещены.

Как будут повышаться оклады российских медиков в 2021 году

В медицинском учреждении трудятся:

  • основной персонал, который оказывает медицинские услуги населению: врачи, медсестры и т. д.;
  • вспомогательный персонал, не ведущий медицинскую деятельность: санитары, секретари, работники пищеблока;
  • административно-управленческий и обслуживающий персонал: руководители организации, их заместители и т. д., а также лица, занятые обслуживанием зданий, оборудования и не оказывающие медуслуг.

Основной и вспомогательный медперсонал могут получать стимулирующие выплаты по критериям, принятым в отношении медицинских работников.

Деятельность административно-управленческого и обслуживающего персонала оценивается по другим, индивидуальным показателям.

Если представители руководящего состава совмещают руководство с приемом больных, стимулирующие надбавки медиков им положены.

Денежное стимулирование не распространяется на следующие категории медработников:

  • участники программы «Здоровье», оказывающие услуги по родовспоможению и уходу за новорожденными: педиатры, участковые терапевты и медсестры;
  • медики, оказывающие высокотехнологичную помощь.

Выплаты могут быть отменены:

  • при наличии дисциплинарного взыскания в отчетном периоде;
  • если медик получил от пациентов деньги за медицинскую помощь, которая должна оказываться безвозмездно.

К руководителям учреждения предъявляются особые требования: им не полагаются стимулирующие при выполнении госзаказа ниже 90 %, если будут выявлены нарушения правил противопожарной безопасности и т. д.

Как начисляются стимулирующие выплаты медработникам? Учрежденная в медицинской организации комиссия назначает размер выплат. Он варьируется в зависимости от качества услуг, оказанных медработником. Порядок начисления доплат установлен локальным нормативным актом. Документ действует в течение одного года, затем утверждается новый.

При этом сумма стимулирующих не может быть меньше или больше рекомендованной Минздравом или Комитетом по здравоохранению конкретного региона.

Критерии выплаты стимулирующих определяются каждым медучреждением индивидуально. При этом обязательно учитываются рекомендации федеральных органов. Они закреплены в Приказах Минздрава России № 421 и № 430н.

Распределяют стимулирующие выплаты по-разному. Часто используется система баллов с повышающим коэффициентом.

Приведем пример критериев оценки работы участкового врача-терапевта.

ПоказательКритерииОценкаПериодичность
Выполнение государственного заказа 100 % + 3 Ежемесячно
От 95 % до 100 % + 1
От 90 % до 95 % 0
Доля посещений с профилактической целью от общего числа посещений 30 % и более + 2 Ежемесячно
От 25 % до 30 % + 1
Менее 25 % 0
Уровень госпитализации населения на участке Менее 18 % + 1 Ежемесячно
18 % и более 0
Обоснованные жалобы Отсутствие + 1 Ежемесячно
1 и более 0
Удовлетворенность качеством оказанной медицинской помощи 50 % и более + 1 Ежемесячно
Опрошенных менее 50 % 0
Отсутствие запущенных случаев онкологических заболеваний (в части управляемых причин) Отсутствие + 2 Ежемесячно
1 и более – 1
Отсутствие осложнений и декомпенсированных форм СД (в части упр. причин) Отсутствие + 1 Ежемесячно
1 и более 0
Охват взрослого населения диспансерным наблюдением (подлежащих) Более 97 % + 1 Ежемесячно
Менее 97 % 0

Основные критерии стимулирующих выплат медработникам в 2021 году:

  • насколько качественно выполняется работа;
  • в полном ли объеме оказаны услуги и насколько результативна проделанная работа;
  • сколько премий получено;
  • непрерывность стажа;
  • работа по совместительству.

Дополнительные критерии:

  • сколько заболеваний было обнаружено и на какой стадии;
  • процент несвоевременных госпитализаций и неверно поставленных диагнозов;
  • процент осложнений во время различных врачебных манипуляций;
  • насколько пациенты удовлетворены качеством лечения (их жалобы, положительные отзывы);
  • работа с документацией: правильно или неправильно заполнены отчеты.

На уровне учреждения трудовую деятельность каждого сотрудника оценивает специальная комиссия с учетом мнения профсоюза. Она же распределяет выплаты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *