План счетов казенных учреждений в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «План счетов казенных учреждений в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

План счетов и инструкция к нему регламентированы Приказом Минфина от 31.10.2000 г. № 94н. Его должны использовать хозяйствующие субъекты всех организационно-правовых форм, которые применяют метод двойной записи.

Исключением являются банки и бюджетные учреждения. Предпринимателям также можно не использовать план счетов.

Внимание! Можно отказаться от двойной записи по счетам. Это могут сделать микропредприятия и некоммерческие организации, поскольку им предоставлено право вести упрощенный бухучет и формировать упрощенную отчетность. (п. 6.1 ПБУ 1/2008).

План счетов бухучета в 2021 году

ГУП и МУП используют в бухучете план счетов, регламентированный Приказом Минфина от 01.12.2010 г. № 157н. Он отличается от стандартного плана счетов для коммерческих субъектов.

В плане счетов для бюджетной сферы счета имеют другую структуру, и использовать их нужно иным образом.

Структура плана счетов

План счетов — это схема, согласно которой производится группировка и регистрация фактов деятельности субъекта.

В нем имеются счета первого порядка — они называются синтетическими. Каждый такой счет имеет свой номер и название. Все счета первого порядка делятся на 3 типа:

  1. активные — увеличиваются по дебету, уменьшаются по кредиту, сальдо только по дебету;
  2. пассивные — увеличиваются по кредиту, уменьшаются по дебету, сальдо только по кредиту;
  3. активно-пассивные — увеличиваются и уменьшаются как по дебету, так и по кредиту, сальдо может быть как по дебету, так и по кредиту.

Кроме счетов первого порядка используются счета второго порядка — они называются субсчетами. Они открываются к конкретному счету первого порядка, и их может быть открыто несколько к одному синтетическому счету.

Из общего плана счетов компания выбирает только те счета и субсчета, с помощью которых она будет отражать факты хозяйственной деятельности. При этом организация вправе открывать дополнительные субсчета, если ей это необходимо для работы. Также субсчета можно переименовать, объединить или исключить.

Когда компания определилась со счетами и субсчетами, она составляет рабочий план счетов. Он закрепляется в учетной политике организации. Если планируется использовать иные счета, в рабочий план счетов можно вносить корректировки, требующие утверждения.

Организация вправе ввести дополнительный синтетический счет, если в плане счетов нет подходящего, но только с разрешения Минфина. Для этого нельзя использовать номера, которые уже используются в основном плане счетов.

Верное использование плана счетов, применяемого компаниями в 2021 году, позволяет не только отразить все операции и факты хозяйственной деятельности в бухгалтерском и налоговом учете, но также и сформировать достоверную отчетность в контролирующие органы.

Счета первого порядка (синтетические)

Счета второго порядка (субсчета)

Тип

Наименование

Номер

Номер и наименование

Раздел I. Внеоборотные активы

Активный

Основные средства (ОС)

01

По видам ОС

Пассивный

Амортизация ОС

02

Активный

Доходные вложения в материальные ценности

03

По видам материальных ценностей

Активный

Нематериальные активы (НМА)

04

По видам НМА, по расходам на НИОКР и на технологические работы

Пассивный

Амортизация НМА

05

Активный

Оборудование к установке

07

Активный

Вложения во внеоборотные активы

08

1. Приобретение земельных участков

2. Приобретение объектов природопользования

3. Строительство объектов ОС

4. Приобретение объектов ОС

5. Приобретение НМА

6. Перевод молодняка животных в основное стадо

7. Приобретение взрослых животных

8. Выполнение НИОКР и технологических работ

Раздел II. Производственные запасы

Активный

Материалы

10

1. Сырье и материалы

2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали

3. Топливо

4. Тара и тарные материалы

5. Запчасти

6. Прочие материалы

7. Материалы, переданные в переработку на сторону

8. Стройматериалы

9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности

10. Специальная оснастка и спецодежда на складе

11. Специальная оснастка и спецодежда в эксплуатации

Активный

Животные на выращивании и откорме

11

Активно-пассивный

Резервы под снижение стоимости материальных ценностей

14

Активный

Заготовление и приобретение материальных ценностей

15

Активно-пассивный

Отклонение в стоимости материальных ценностей

16

Активный

НДС по приобретенным ценностям

19

1. НДС при приобретении ОС

2. НДС по приобретенным НМА

3. НДС по приобретенным материально-производственным запасам

Раздел III. Затраты на производство

Активный

Основное производство

20

Активный

Полуфабрикаты собственного производства

21

Активный

Вспомогательные производства

23

Активный

Общепроизводственные расходы

25

Активный

Общехозяйственные расходы

26

Активный

Брак в производстве

28

Активный

Обслуживающие производства и хозяйства

Образец плана счетов бюджетного учета государственного учреждения можно скачать по ссылке. В нем перечислены все используемые счета, в том числе и забалансовые. В таблице представлена информация о том, в каком виде учреждения используются разные счета — в казенном, бюджетном или автономном:

Все эти организации входят в систему так называемой государственной учетной политики, которая представляет собой строго определенный порядок бюджетного учета в органах государственной, территориальной, муниципальной власти, внебюджетных фондов и др.

План Счетов Казенного Учреждения 2021 Таблица

До конца года в учетную политику нужно внести кардинальные изменения. В новой учетке должно быть как минимум восемь разделов. Сформировать новую учетную политику привычными методами не получится. Вы не сможете воспользоваться готовой усредненной учетной политикой из интернета или составить ее из шаблонных выдержек из инструкций.

Правило 1. Формируйте ее исходя из особенностей своей структуры, выполняемых полномочий, отраслевых и других особенностей деятельности.
Правило 2. Состав документа соответствовать требованиям пункта 9 СГС «Учетная политика».

Эта инструкция ограничивает проявления «самодеятельности» бюджетных организаций при самостоятельной разработке собственных правил учета, и одновременно является основой этих правил и принципов.

План счетов бюджетного учета разработан для сопоставления данных бюджетов различных организаций, входящих в бюджетную сферу.

Образец плана счетов бюджетного учета государственного учреждения можно скачать по .

Если вы уже провели инвентаризацию в целях составления отчетности за 2021 год, переделывать ничего не надо. Но для перехода на стандарты придется дополнительно провести анализ по всем объектам имущества на предмет их соответствия понятию «актив». Результаты этого анализа можно оформить с помощью новых форм.

  • Электронных денег — счет 1070 «Учет электронных денежных средств»;
  • Производных финансовых инструментов — счет 1140 «Производные финансовые инструменты»;
  • Дополнительно оплаченного капитала – группа счетов 5400 «Дополнительно оплаченный капитал».
  • Активов в форме права пользования (в соответствии с новым стандартомМСФО 16 «Аренда»), их амортизации и обесценения – счета 2440, 2450, 2460 для ОС и счета 2760, 2770, 2780 для НМА.
  • Активов и обязательств по договорам (в соответствиис новым стандартомМСФО 15 «Выручка по договорам с покупателями»), а так же учета затрат по договорам, их амортизации и обесценения — счета 1730 и 2940-2980.

Финансовые активы, учитываемые по справедливой стоимости через прочий совокупный доход.

К этой категории относятся финансовые активы, цель приобретения которых не только получение денежных потоков, в форме выплаты долга и процентов, но и продажа актива. В группу могут входить так же инвестиции в долевые инструменты, если инвестиция не предназначена для торговли. Для учета активов предназначены счета 1120 и 2021.

Рекомендуем прочесть: Проектная Документация Косгу В 2021 Году

  1. Первый раздел посвящен нефинансовым активам. К ним относят ОС, НМА, непроизведенные активы, вложения в предметы лизинга и т.д.
  2. Второй раздел характеризует финансовые активы.

    Эти счета предусмотрены для отражения присутствия и перемещения ликвидных средств, денежных вложений, выданных авансов и остальных расчетов с должниками бюджетных учреждений.

  3. Третий раздел «Обязательства» раскрывает, какие у организации имеются долги перед кредиторами и бюджетом.
  4. Четвертый раздел посвящен финансовому результату. Счета этого раздела специализированы для представления итогов финансовой деятельности.
  5. Счета пятого раздела «Санкционирование расходов» необходимы для объединения данных о процессе выполнения бюджетным учреждением указаний, в том числе по принятию и (или) реализации учреждением обязанностей на данный финансовый год.

Бюджетное учреждение имеет полномочие на основании тезисов Инструкции по использованию Плана счетов для государственных организаций вовлекать вспомогательные аналитические коды счетов, которые обеспечивают создание в бухгалтерском учете дополнительных данных, требуемых различными пользователями бухгалтерской отчетности этих учреждений.

Обязательные требования к составу учетной политики утверждены в п. 9 Стандарта “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”, утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н. Приведем эти положения и примеры к ним в таблице:

Что включить в Учетную политику Пример
Методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок их признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета), и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности Оценка стоимости объектов на счете 21 “Основные средства в эксплуатации” должна быть установлена учетной политикой.Варианты:1. Условная оценка: один объект, один рубль2. По балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта
Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета Может быть в виде Приложения к учетной политике в форме:1. Перечня счетов бухгалтерского учета, применяемых в учреждении, с полной бюджетной классификацией2. Перечня применяемых счетов и порядка формирования полного кода счета
Порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета Порядок проведения инвентаризации может быть закреплен:1. В текстовой части Учетной политики2. В качестве отдельного Приложения к Учетной политике
Формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов К примеру, в Приложениях к учетной политике можно предусмотреть форму Акта о ликвидации основного средства, иные формы документов, которые не предусмотрены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н
При ведении учета учреждением самостоятельно нужно утвердить: правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета В составе документов учетной политики могут быть утверждены, к примеру:1. График документооборота со сроками и порядком обработки учетной информациии (или):2. Порядок взаимодействия структурных подразделений (ответственных лиц) по представлению первичных документов
При ведении учета централизованной бухгалтерией нужно утвердить: правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки (представления (обмена) учетной информации В составе документов единой учетной политики при централизации учета нужно утвердить график документооборота со сроками и порядком обработки учетной информации
Порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля Порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля может быть закреплен:1. В текстовой части Учетной политики2. В качестве отдельного Приложения к Учетной политике
Порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты Порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты может быть закреплен:1. В текстовой части Учетной политики2. В качестве отдельного Приложения к Учетной политике
Иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом учета. Все необходимые элементы бухгалтерского учета, которые не закреплены в нормативных актах

\n\n

ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).
\n
\nВ нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.

\n\n

Три вида синтетических счетов:

\n\n

    \n\t
  1. Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
  2. \n\t

  3. Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
  4. \n\t

  5. Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.
  6. \n

\n\n

Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.

\n\n

Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.

\n\n\n

ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.

\n\n\n

В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.
\n
\nЕсли какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.

\n\n

\n\t \n\t\t \n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t

\n\t

\n\t

\n\t\t \n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Счета первого порядка (синтетические)

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Счета второго порядка (субсчета)

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Тип

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Наименование

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Номер

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Номер и наименование

ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).

В нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.

Три вида синтетических счетов:

  1. Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
  2. Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
  3. Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.

Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.

Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.

ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.

В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.

Если какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.

Счета первого порядка (синтетические)

Счета второго порядка (субсчета)

Тип

Наименование

Номер

Номер и наименование

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Все важные изменения в бюджетной сфере с 2021 года 841.7 КБ

  • Важные новости для бухгалтера бюджетной сферы за июнь
  • Профпереподготовка для бухгалтера бюджетной сферы: зачем и по каким программам учиться
  • Дайджест № 64. НДС и налог на прибыль: новые законы. Важные письма по налогам
  • Изменения в работе бухгалтера бюджетной сферы: дайджест за май
  • Дайджест № 63. Новое по НДС и НДФЛ
  • КОСГУ и КВР в 2021 году для бюджетных учреждений

План счетов бухгалтерского учета в 2021 году

В Единый ПС а также ПС бюджетного учета № 162н в 2019 году были внесены изменения, которые следует учитывать при формировании рабочего плана счетов с 01.01.2019 и на 2020-2021 годы (приказы Минфина от 28.12.2018 № 298н, от 28.12.2018 № 297н). Планы счетов приведены в соответствие с КОСГУ и федеральными стандартами бухучета в госсекторе, которые вступили в силу 1 января 2019 года.

В частности, в едином ПС согласно новой КОСГУ были детализированы счета 205 00, 206 00, 208 00 и 302 00. Например:

  • появились новые группы счетов 206 80 и 302 80 для учета безвозмездных перечислений капитального характера организациям;
  • скорректировано назначение групп счетов 205 50, 205 60, 206 40, 302 40.

Изменились и некоторые проводки. Кстати, в инструкции к бюджетному ПС на конкретных проводках показано, как формировать счета для ситуаций, которые не рассмотрены в КОСГУ.

Государственные и муниципальные учреждения составляют рабочий ПС на основе уже утвержденных законодательно. В 2020-2021 годах необходимо внести соответствующие изменения в рабочий ПС и кодировку счетов, а также перенести на измененные счета остатки на начало года.

Источники:

  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ
  • Приказ Минфина России от 06.06.2019 № 85н
  • Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н
  • Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021
  • Изменения с 1 января 2021 года

17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об этом см. здесь. Часть этих изменений применяется с 2020 г., часть – с 1 января 2021 г. Поменялась единая для всех организаций бюджетной сферы инструкция по применению плана счетов, это значит, что должны быть изменены и инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

9 декабря 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (далее – Приказ № 246н). Он вносит изменения в План счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). Изменения в плане счетов бюджетного учета дублируют изменения, которые внесены в Единый план счетов, они также повлекли корректировки приложения к Инструкции № 162н.

Отдельного внимания требуют изменения в корреспонденциях счетов. Теперь в Инструкции № 162н закреплены ситуации, которые ранее не были урегулированы. Большую часть изменений нужно применять уже сейчас. Другие изменения вступят в силу с 1 января 2021 г.

Приказом Минфина от 28.10.2020 № 246н утверждена обновленная версия инструкции № 162н. Основные нововведения:

  • для учета нематериальных ценностей добавлены счета с новой аналитикой (N, R, I, D).
  • уточнен порядок отражения ряда операций. Например, при списании израсходованных материальных запасов допускается использование счетов 0 401 20 214, 0 401 20 223, 0 401 20 263, 0 401 20 265 и 0 401 20 267.

Бюджетная классификация была разработана законодателем для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. Она является основой бюджетного учета и базой для разработки счетов бюджетного учета. В ПС бюджетного учета приводится структура счетов.

Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, расшифровывающая его состав. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому ПС, а также таблице ПС бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).

Таблица 1

Номер разряда счета

1–17

18

19–21

22

23

24–26

Классификационный признак поступлений и выбытий

Код финансового обеспечения (деятельности)

Объект учета

(код ситнетического счета)

Группа объекта учета

(код аналитического счета)

Вид объекта учета

(код аналитического счета)

Вид поступлений, выбытий объекта учета

Разряды 18-26 номера счета образуют код счета бухгалтерского учета.

Рассмотрим пример: счет КРБ (код расходов бюджета) 1 102 3 0 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения».

Номер разряда

Значение разряда

Расшифровка

1–17

КРБ

См. таблицу 2

18

1

За счет средств бюджета

19–21

102

Нематериальные активы

22

3

Иное движимое имущество

23

0

24–26

320

Увеличение стоимости НМА

Остановимся подробнее на составлении разрядов 1–17. Для этого используются коды бюджетной классификации. В инструкции к ПС бюджетного учета содержится отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой код аналитического учета по бюджетной классификации необходимо указать: код расходов бюджета (КРБ), код доходов бюджета (КДБ), код источников финансирования дефицита бюджета (КИФ) или 0. Причем для учреждений берутся 4–20-й разряды КБК, а для финансовых органов — 1–17-й.

КБК состоит из 20 разрядов. Как мы уже отметили, 4–20-й разряды КБК переносятся на место 1–17-го разрядов счета бюджетного учета учреждений. В указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, можно найти структуру кодов для систематизации доходов (гл. II, табл. 1), расходов (гл. III, табл. 2) и источников (гл. IV, табл. 5). Для наглядности в таблице 2 приведен состав кода бюджетных расходов.

Топ‑10 изменений с 2021 года для бухгалтера бюджетной сферы

  • Дайджест № 55: приняты поправки к налоговому кодексу
  • Дайджест № 54: новости для тех, кто на УСН
  • Дайджест № 53: разъяснения по НДС и новая декларация по налогу на имущество
  • Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н
  • Дайджест № 52. Перешли с ЕНВД на УСН? Переведите на «упрощенку» все расчеты и обязательства
  • Дайджест по налогам № 51. Важное за первую половину декабря

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

  • Стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц

Применять план счетов бухучета обязаны все экономические субъекты, которые ведут бухгалтерский учет. Освобождения предусмотрены только в отношении индивидуальных предпринимателей и частных практиков. Остальные коммерческие фирмы, государственные учреждения и предприятия вести бухучет обязаны.

Но и коммерсанты вправе организовать бухгалтерский учет в рамках своей деятельности. Запрета на ведение нет. Индивидуальные предприниматели принимают решение самостоятельно. Если ведение бухучета необходимо, то придется соблюдать действующие правила:

  1. Разрабатывать и утверждать учетную политику.
  2. Назначать ответственных лиц.
  3. Вести первичную и учетную документацию.
  4. Проводить ревизии, инвентаризации и проверки.
  5. Составлять финансовую отчетность.

Некоторые экономические субъекты вправе вести бухучет в упрощенном виде. Например, некоммерческие организации, субъекты малого предпринимательства, представители Сколково. Но даже переход на упрощенный способ не освобождает от использования единого ПС.

ВАЖНО! Применение плана счетов обязательно для всех экономических субъектов, которые должны вести бухгалтерский учет. Исключений нет даже для упрощенцев.

  • Очное участие в семинаре — 6 500 рублей
  • Очное участие + запись семинара — 7 500 рублей
  • Онлайн вебинар — 6 500 рублей

    Бухгалтер-практик, аттестованный профессиональный бухгалтер, аттестованный преподаватель Института Профессиональных Бухгалтеров России по бухгалтерскому учёту государственных (муниципальных) учреждений, преподаватель СИУ РАНХиГС, известный лектор в СФО по вопросам организационно-правовых особенностей деятельности государственных и муниципальных учреждений (казенных, бюджетных, автономных), бухгалтерского и налогового учета, оплаты труда (г. Новосибирск)

    I. Обширные изменения с 2021 года для государственных муниципальных учреждений по единому плану счетов № 157н и по инструкциям по бухгалтерскому учету № 174н, № 183н, № 162н, № 52н

    1. Новые требования по аналитическому учету на счетах дебиторской, кредиторской задолженности, на дополнительных забалансовых счетах.

    2. Новые требования по порядку и отражению в бухгалтерском учете переоценки до справедливой стоимости нефинансовых активов, межбюджетные передачи.

    3. Новые требования по отражению на забалансовом учете нефинансовых активов при признании не активами и восстановлении на балансовом учете на основании решения собственника об их дальнейшем использовании.

    4. Применение новых счетов с 2021 года по исправлению ошибок прошлых лет. Практические примеры применения по различным хозяйственным операциям.

    5. Новое в принятии к бухгалтерскому учету расчетов по недостачам, компенсации затрат и иным доходам.

    6. Изменение в учете по забалансовым счетам: материальные ценности на хранении, полученные в пользование, бланки строгой отчетности, призы, кубки, награды и т.д.

    7. Изменения по порядку ведения кассовых операций, денежных документов.

    II. Разъяснения МФ РФ по практике применения принятых федеральных стандартов по бухгалтерскому учету для организаций бюджетной сферы

    1. Разъяснения МФ РФ по отражению в бухгалтерском учете возмещения затрат по концессионному соглашению.

    2. Ситуации безвозмездного пользования имуществом по которым не применяется СГС от 31.12.16 № 258н «Аренда».

    3. Обязано ли учреждение всегда применять счет 10634 при оприходовании запасов.

    4. Принятие к бухгалтерскому учету металлолома оставшегося после ремонта.

    5. Документальное оформление отпуска материалов.

    6. Учет медицинских перчаток, масок, медицинских изделий.

    7. По какой стоимости учитывать актив, если к поставщику применены штрафные санкции.

    8. Отражение в бухгалтерском учете расходов на судебную экспертизу.

    III. Необходимые мероприятия для перехода к новым стандартам бюджетной сферы в 2021 году

    1. Готовимся к новому отражению нематериальных активов с 2021 года в соответствии с федеральным стандартом утвержденным приказом МФ РФ от 15.11.2019г № 181н, методическими рекомендациями и изменениями в инструкции по бухгалтерскому учету:

    — инвентаризация объектов нематериальных активов, прав пользования у субъектов бухгалтерского учета на программное обеспечение и базы данных;

    — признание на разных балансовых счетах в зависимости от условий пользования по договору;

    — прекращение признания на забалансовых счетах, в расходах будущих периодов;

    — новая аналитика отражения в бухгалтерском учете исключительных и неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности;

    — создание нематериальных активов собственными силами;

    — новый порядок начисления амортизации на нематериальные активы.

    2. Определение состава связанных сторон и их отражение в бухгалтерской финансовой отчетности в соответствии с методическим рекомендациям к СГС «Информация о связанных сторонах» от 30.12.2017г № 277н.

    3. Непроизведенные активы: новая аналитика, оценка при первоначальном признании, субъекты отражения в бухгалтерском учете непроизведенных активов, переоценка. Учет земельных участков, собственность на которые не разграничена.

    Единый план счетов дополнен счетами:

    Код Наименование Примечание

    205 38

    Расчёты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда

    207 40

    Расчёты по прочим долговым требованиям

    208 50

    Расчёты с подотчётными лицами по безвозмездным перечислениям бюджетам

    С детализацией по счетам:

    • 208 52 «Расчёты с подотчётными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
    • 208 53 «Расчёты с подотчётными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств».

    Аналогичная информация внесена в Инструкцию № 157н

    Забалансовый счёт 33

    Ценные бумаги по договорам репо

    Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 390.5, 390.6 Инструкции № 157н.

    План счетов бухучета (ПСБУ) и инструкцию по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) обязаны применять компании всех форм собственности и организационно-правовых форм, использующие метод двойной записи. Исключение составляют кредитные организации и бюджетные учреждения. Индивидуальным предпринимателям ПСБУ не нужен.

    • на упрощение и создание единой методики ведения бухучета;
    • обеспечение вариативности записей однотипных операций;
    • усовершенствование контрольных мер, регулирующих корректность ведения учетных операций;
    • обобщение аналогичных показателей, полученных от различных источников как на предприятии, так и по регионам и стране в целом;
    • упорядочение составления бухгалтерской документации, а также промежуточной и итоговой отчетности;
    • уменьшение ошибок в корреспонденции счетов.

    Все бюджетные организации формируют рабочий план счетов на основе регистра, закрепленного Инструкцией № 157н. Нумерация рабочих счетов состоит из 26 цифр, в которых отражены аналитический код учета, тип денежного обеспечения, синтетический код счета учета и код финансово-хозяйственной операции по КОСГУ.

    Для всех остальных категорий бюджетных организаций он носит название «План счетов бухгалтерского учета 2021» (таблица). Его можно скачать ниже. Такое различие образовалось в связи с возможностью ведения БУ и АУ предпринимательской деятельности и получения дохода от нее (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ).

    Счет 0 201 11 000 «Денежные средства на счетах учреждения» — раскрывает информацию о наличии финансов на расчетных счетах, открытых в органе, осуществляющем кассовое обслуживание субъекта (в рублях и иностранной валюте).

    Стандарты уточняют определения некоторых объектов бухгалтерского учета, вводят новые подходы к учету этих объектов и раскрытию информации о них в отчетности, которые требуют внесения изменений в учетную политику уже сегодня, поскольку стандарт экономического субъекта должен быть утвержден руководителем до конца 2019 года, чтобы учесть требования новых стандартов с 1 января.

    Следует указать, что для небанковских компаний данный порядок действует по тому же принципу, но существенная разница состоит в ограничениях Банка России, который не предоставляет возможности таким компаниям проводить все желаемые банковские операции.

    Для того чтобы методика ведениявнебалансовых счетов не отличалась отведения учета по другим главам (А,Б,Г,Д)в главу внебалансовых счетов введены2 технических счета: 1) 99998 — это счет длякорреспонденции с пассивными внебалансовымисчетами при двойной записи. 2)99999 — это счет для корреспонденции сактивными внебалансовыми счетами при

    • ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
    • План счетов бухгалтерского учета объединяет множество счетов, используемых в результате хозяйственной деятельности предприятия.
    • Информация, которая находится в счетах, используется администрацией фирмы для анализа и принятия управленческих решений, а также предоставляется по запросу внешним пользователям.
    • План счетов обеспечивает:
    • единую методологию ведения бухгалтерских операций каждой фирмы независимо от профиля предприятия и его прав собственности;
    • обобщает одинаковые показатели, полученные в различных компаниях;
    • многовариантность отражения в счетах операций одного типа;
    • упорядоченное ведение бухгалтерской документации;
    • упрощенное ведение бухгалтерских счетов за счет типизации;
    • руководство бухгалтерским учетом;
    • снижение вероятности появления ошибок в корреспонденции счетов;
    • применение и соблюдение в обязательном порядке всеми организациями независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.

    Таким образом, несмотря на то, что новые счета для отражения имущества в концессии уже введены в Единый план счетов и планы счетов бюджетных, автономных и казенных учреждений, применять их будут только после утверждения упомянутого проекта стандарта.

    Описание счетов выполняется в том же порядке, в каком расположены разделы в плане счетов. Также указана схема корреспонденции с другими синтетическими счетами. Если необходимо создать собственную корреспонденцию, непредусмотренную инструкцией, она создается в соответствии с требованиями и подходами к описанным ранее примерам.

    Государственные и муниципальные учреждения применяют единый план счетов, утвержденный приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н. Он не похож на ПСБУ для коммерческих компаний. Счета бюджетного учета 2021 имеют другую структуру. Использовать их следует иначе, нежели в «обычной» бухгалтерии (подробнее см. «Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета»).

    Кроме этого, ПС бюджетного учета предусмотрен забалансовый счет 31. Они используются так же, как в учете коммерческих организаций, то есть приход отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций. За балансом учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции. Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.

    • денежные средства в различных местах хранения;
    • финансовые вложения в виде различных ценных бумаг и участия в других организациях;
    • дебиторскую задолженность различных контрагентов, работников, налоговых органов и т. д.;
    • вложения в финансовые активы.

    Бюджетная классификация была разработана законодателем для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. Она является основой бюджетного учета и базой для разработки счетов бюджетного учета. В ПС бюджетного учета приводится структура счетов.

    Стандарты уточняют определения некоторых объектов бухгалтерского учета, вводят новые подходы к учету этих объектов и раскрытию информации о них в отчетности, которые требуют внесения изменений в учетную политику уже сегодня, поскольку стандарт экономического субъекта должен быть утвержден руководителем до конца 2021 года, чтобы учесть требования новых стандартов с 1 января.

    Начало – первый этап внедрения пяти федстандартов бухгалтерского учета из 29 – ключевое событие 2021 года для бухгалтерского сообщества и особенно для учреждений госсектора, к которым тогда относились и учреждения казенные, бюджетные и автономные. Второй этап – еще пять стандартов в 2021-м, и третий – еще пять с 2021. За три года – 15 стандартов-ребусов! Осталось на 2021 и 2022 годы по 7 стандартов. Новые ключевые понятия, объекты учета, принципиально новые подходы к формированию профессионального суждения в сфере бюджетного и бухгалтерского учета сегодня уже не так страшны. Действительно, через три года все существенные изменения, даже в части базового стандарта «Концептуальные основы» с «Арендой», «Основными средствами» и «Обесценением», кажутся понятными. Не зря говорится, что дорогу осилит идущий. Не просто идущий, а «по навигатору», с помощью давнего нашего Советника бухгалтера и главного регулятора – Минфина России. Можно сказать, что главный наш актив – это профессионалы-бухгалтеры, финансисты, которые ведут учет и составляют отчетность, своевременно выявляют и исправляют ошибки по новым стандартам, стараются для учреждения, учредителя и репутационного капитала российского бюджета страны. Как сказал в начале реформ один руководитель, деньги делать из этих людей – крепче не было бы в мире рублей!

    Бух. учет в кредитной организации существенно отличается от БУ коммерческих фирм и государственного сектора. Рекомендации и особые правила организации и ведения БУ в таких компаниях устанавливает Центральный Банк России.

    Следовательно, каждому типу организаций присущи индивидуальные особенности ведения бухгалтерского учета, а также отражения хозопераций бухгалтерскими проводками (плана счетов). Рассмотрим особенности каждого типа ЕПСБУ отдельно.

    Чтобы сгруппировать и систематизировать учет, законодатели предусмотрели особый порядок отражения бухгалтерских проводок в учете компании на основании Единых планов счетов бух. учета (ЕПСБУ). Однако для каждого типа организаций действуют свои правила.

    1. Стоимость объекта нужно надежно оценить. В бюджетных организациях закон позволяет сразу списать с балансового учета объекты дешевле 10 000 рублей. В коммерции этот критерий намного выше.
    2. Основные средства в бюджетном учете должны приносить деньги и должны быть пригодны для работы. В противном случае объекты следует учитывать на забалансовых счетах бюджетного учета.

    Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2021 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.

    Бухгалтеру бюджетного учреждения следует проверить, соответствует ли учет основных средств новым правилам. При необходимости сделать перемещение объектов между группами. Перевод оформить проводкой с помощью счета 0 401 30 000. Операцию следует отразить бухгалтерской справкой на 01.01.2021.

    В бюджетном учете предусмотрено два типа забалансовых счетов — те, на которых учитываются не относящиеся к активам или пассивам объекты (как в случае с учетом на коммерческих предприятиях), и те, которые открываются к балансовым счетам в качестве вспомогательных. Перечень забалансовых счетов закреплен в Инструкции по приказу № 157н. Учреждение вправе дополнить их своими счетами в соответствии с учетной политикой.

    Показатели возврата налогов, уплачиваемых за счет прибыли, отражаются по соответствующим кодам аналитики раздела «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737) (п. 42 Инструкции № 33н). Следовательно, в Отчете (ф. 0503737) уплата НДС отражается путем уменьшения кода аналитики 180 в разделе «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737).

    • Согласно пункту 3 Инструкции 157н информация в денежном выражении о состоянии активов, обязательств, иного имущества, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта), отражаемая на соответствующих счетах, в том числе на забалансовых, рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) и существенности затрат на ее формирование.
    • При этом субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, настоящей Инструкцией, формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий (пункт 6 Инструкции 157н).
    • Пунктом 332 Инструкции 157н предусмотрено, что учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, в том числе выданного в пользование.
    • законом № 402-ФЗ в части ключевых вопросов организации БУ;
    • инструкциями № 157н и № 162н в части единого плана счетов и правил его применения;
    • инструкцией № 65н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
    • инструкцией № 191н в части состава и порядка формирования отчетности в КУ;
    • федеральными стандартами БУ, регламентирующими отраслевые методы учета;
    • методическими рекомендациями, письмами и пояснениями Министерства финансов ФР и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.

    Так, например, учет основных средств в казенных учреждениях в 2021 году будет осуществляться по-новому. Изменены счета учета, добавлены новые методы начисления амортизации, также увеличены стоимостные пределы для исчисления амортизации. Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».

    Рабочий план счетов бюджетного учета на 2020 — 2021 годы

    В пункте 93 Инструкции № 157н уточнено, что по объектам нематериальных активов амортизация начисляется в соответствии с СГС «Нематериальные активы».

    В Единый план счетов внесены следующие изменения:

    Исключены счета

    Введены счета

    0 104 09 000 «Амортизация нематериальных активов»;

    0 104 29 000 «Амортизация нематериальных активов – особо ценного движимого имущества»;

    0 104 39 000 «Амортизация нематериальных активов – иного движимого имущества»

    0 104 0N 000 «Амортизация научных исследований (научно-исследовательских разработок)»;

    0 104 0R 000 «Амортизация опытно-конструкторских и технологических разработок»;

    0 104 0I 000 «Амортизация программного обеспечения и баз данных»;

    0 104 0D 000 «Амортизация иных объектов интеллектуальной собственности»

    Согласно дополнениям, внесенным в п. 151.1 Инструкции № 157н, на счете 0 111 00 000 «Права пользования активами» также осуществляется учет неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности (прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на результаты интеллектуальной деятельности), признаваемые в составе нефинансовых активов в силу СГС «Нематериальные активы».

    Напомним, до 2021 года неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности не являются объектами балансового учета (затраты на их приобретение относятся на расходы текущего финансового года или на расходы будущих периодов, учет таких объектов осуществляется на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование»).

    Пункт 151.2 Инструкции № 157н дополнен положениями о том, что права пользования нематериальными активами учитываются по аналитическому коду группы синтетического счета 60 «Права пользования нематериальными активами» и соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:

    • N «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;

    • R «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»;

    • I «Права пользования программным обеспечением и базами данных»;

    • D «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности».

    В Единый план счетов введены следующие счета:

    Синтетический счет

    Аналитические счета

    0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами»

    0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;

    0 111 6R 000 «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»;

    0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»;

    0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности»

    Кроме того, согласно изменениям, внесенным в Инструкцию № 157н, с 2021 года:

    • нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), не учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (п. 66, 333);

    • приобретение неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов не отражается на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» (п. 302).

    Аналитический учет прав пользования активами ведется по объектам, полученным в пользование, правам пользования нематериальными активами, идентификационным номерам объектов нефинансовых активов (учетным номерам, реестровым номерам, кадастровым номерам (при наличии)) и по правообладателям (арендодателям) в разрезе договоров (иных правовых оснований прав пользования нематериальными активами), мест нахождения имущества, полученного в пользование, а также ответственных лиц (п. 151.3 Инструкции № 157н в новой редакции).

    Вложения в права пользования нематериальными активами учитываютсяна счете 0 106 00 000, содержащем:

    1) аналитический код группы синтетического счета 60;

    2) аналитические коды вида синтетического счета:

    • N «Вложения в научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

    • R «Вложения в опытно-конструкторские и технологические разработки»;

    • I «Вложения в программное обеспечение и базы данных»;

    • D «Вложения в иные объекты интеллектуальной собственности».

    Соответствующие поправки внесены в п. 127 Инструкции № 157н.

    В Единый план счетов введены следующие счета:

    Синтетический счет

    Аналитические счета

    0 106 60 000 «Вложения в права пользования нематериальными активами»

    Пункт 127 Инструкции № 157н дополнен положениями о том, что произведенные в силу концессионного соглашения суммы инвестиций (капитальных вложений) при создании и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения учитываются федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, выступающими от имени концедента, учреждениями в случае передачи по концессионному соглашению имущества государственных (муниципальных) учреждений без прекращения права оперативного управления на счете 0 106 90 000 по соответствующим аналитическим кодам вида синтетического счета объекта учета:

    • 1 «Вложения в недвижимое имущество концедента»;

    • 2 «Вложения в движимое имущество концедента»;

    • I «Вложения в нематериальные активы концедента»;

    • 5 «Вложения в непроизведенные активы концедента».

    В Единый план счетов внесены следующие изменения:

    Исключен счет

    Введены счета

    0 106 60 000 «Вложения в имущество концедента»

    0 106 90 000 «Вложения в имущество концедента»;

    0 106 91 000 «Вложения в недвижимое имущество концедента»;

    0 106 92 000 «Вложения в движимое имущество концедента»;

    0 106 9I 000 «Вложения в нематериальные активы концедента»;

    0 106 95 000 «Вложения в непроизведенные активы концедента»

    В пункт 151.5 Инструкции № 157н внесены дополнения, согласно которым счет 0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов»предназначен для отражения в учете снижения стоимости активов в связи с их обесценением, а также резерва под снижение стоимости материальных запасов.

    В пункт 151.6 Инструкции № 157н введено положение о том, что аналитический учет по счету 0 114 00 000 ведется в разрезе объектов нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, прав пользования активами, материальных запасов), идентификационных номеров объектов нефинансовых активов (инвентарных номеров, кадастровых номеров (при наличии), реестровых номеров, учетных номеров).

    Обесценение нефинансовых активов учитывается на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета в разрезе соответствующих видов имущества:

    • 10 «Обесценение недвижимого имущества учреждения»;

    • 20 «Обесценение особо ценного движимого имущества учреждения»;

    • 30 «Обесценение иного движимого имущества учреждения»;

    • 40 «Обесценение прав пользования активами»;

    • 60 «Обесценение прав пользования нематериальными активами»;

    • 70 «Обесценение непроизведенных активов»;

    • 80 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов».

    В Единый план счетов внесены следующие изменения:

    Исключены счета

    Введены счета

    0 114 09 000 «Обесценение нематериальных активов»

    0 114 0N 000 «Обесценение научных исследований (научно-исследовательских разработок)»;

    0 114 0R 000 «Обесценение опытно-конструкторских и технологических разработок»;

    0 114 0I 000 «Обесценение программного обеспечения и баз данных»;

    0 114 0D 000 «Обесценение иных объектов интеллектуальной собственности»

    0 114 60 000 «Обесценение непроизведенных активов»

    0 114 60 000 «Обесценение прав пользования нематериальными активами»

    0 114 71 000 «Обесценение земли»;

    0 114 72 000 «Обесценение ресурсов недр»;

    0 114 73 000 «Обесценение прочих непроизведенных активов»

    0 114 80 000 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов»;

    0 114 87 000 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции»;

    0 114 88 000 «Резерв под снижение стоимости товаров»

    Таким образом, с 2021 года счет 0 114 60 000 применяется для учета снижения стоимости прав пользования нематериальными активами (до 2021 года данный счет использовался для учета снижения стоимости непроизведенных активов). Начиная с 2021 года в части обесценения непроизведенных активов применяется счет 0 114 70 000.

    В отношении счетов, предусмотренных для учета резерва под снижение стоимости материальных запасов (0 114 87 000, 0 114 88 000), необходимо отметить следующее.

    В силу СГС «Запасы» резерв под снижение стоимости формируется в отношении материальных запасов, относящихся к группам «Товары», «Готовая продукция, биологическая продукция», на которые в течение отчетного периода нормативно-плановая стоимость (цена) для целей распоряжения (реализации) либо цена продажи снизилась.

    С 1 января 2021 года вступают в силу правки, внесенные в БК РФ. Изменения внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 479-ФЗ. В частности, добавлены новые главы 24.2 «Система казначейских платежей», 24.3 «Казначейское обслуживание».

    Согласно новой статье 242.14 БК РФ на казначейских счетах с 01.01.2021 будут учитываться:

    • денежные средства бюджетов;
    • денежные средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств;
    • денежные средства бюджетных и автономных учреждений;
    • денежные средства иных юридических лиц, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе (финансовом органе).

    Получается, что лицевые счета организациям бюджетной сферы будут открываться в органах Федерального казначейства (финансовых органах) на казначейских счетах.

    В целях реализации положений Федерального закона от 27.12.2019 № 479-ФЗ было выпущено совместное письмо Минфина России, ЦБ РФ и Федерального казначейства от 29.07.2020 № 09-01-10/66747, 04-45-7/5526, 07-04-05/05-14880.

    В письме указано, что финансовым органам субъектов РФ (муниципальных образований) в срок до 01.04.2021 необходимо провести работу по закрытию счетов, открытых им в подразделениях ЦБ РФ или кредитных организациях.

    С 01.01.2021 не допускается совершение операций финансовыми органами по банковским счетам, открытым в подразделениях ЦБ РФ и кредитных организациях. Исключение составляют операции по ежедневному переводу остатков денежных средств на банковские счета, входящие в состав единого казначейского счета, открытые органам Федерального казначейства в подразделениях ЦБ РФ.

    Использование забаланса в бухучете бюджетного учреждения регламентируется Инструкцией 157н (раздел 7). В этом разделе приведен список ценностей, которые не должны учитываться в составе балансовых счетов. По действующему законодательству, учреждения имеют право корректировать данный перечень и при необходимости включать в него иные товарно-материальные ценности.

    В соответствии с п. 373 Инструкции 157н в редакции 31.03.2018, на забалансовых счетах бюджетных учреждений ведется бухучет:

    • ценностей, находящихся в организации без права оперативного управления (аренда, бесплатное пользование и т. д.);
    • ценностей, которые учитываются вне балансовых счетов (основные средства в сумме до 10 000 руб., бланки строгой отчетности, призы, путевки и т. д.);
    • обязательств, ожидающих исполнения.

    Ознакомиться со всеми счетами, которые используются при ведении учета в бюджетном учреждении можно в таблице.

    Что такое забалансовый счет в бухгалтерии? Забсчета — это специальные вспомогательные бухсчета, которые предназначены для отражения информации об имуществе, активах и обязательствах, не принадлежащих компании на праве собственности, но переданы во временное пользование. Иными словами, забалансовые счета используются для сбора и обобщения сведений, которые не включены в баланс.

    В соответствии с Приказом Минфина № 94н, забалансовые счета предназначены для учета разного вида имущественных активов и финансовых обязательств. В отличие от основных счетов БУ, записи на забсчетах ведутся по упрощенному порядку, то есть в обход метода двойной записи. Иными словами, операция отражается либо по дебету, либо по кредиту соответствующего вспомогательного забсчета.

    Сколько забалансовых счетов существует с 2015 года? Таких забсчетов всего одиннадцать, рассмотрим ключевое предназначение каждого из них.

    Арендованные основные средства

    Объекты основных средств, полученные по договорам аренды, отражают по стоимости, которая прописана в договорных условиях. Если такой информации договор аренды не содержит, а арендодатель не сообщает данные о стоимости объекта, то ОС принимаются к учету по рыночной стоимости.

    Офис получен в аренду: Дт 001.

    Станок возвращен арендодателю по истечению срока договора: Кт 001.

    В Единый ПС а также ПС бюджетного учета № 162н в 2019 году были внесены изменения, которые следует учитывать при формировании рабочего плана счетов с 01.01.2019 и на 2020-2021 годы (приказы Минфина от 28.12.2018 № 298н, от 28.12.2018 № 297н). Планы счетов приведены в соответствие с КОСГУ и федеральными стандартами бухучета в госсекторе, которые вступили в силу 1 января 2019 года.

    В частности, в едином ПС согласно новой КОСГУ были детализированы счета 205 00, 206 00, 208 00 и 302 00. Например:

    • появились новые группы счетов 206 80 и 302 80 для учета безвозмездных перечислений капитального характера организациям;
    • скорректировано назначение групп счетов 205 50, 205 60, 206 40, 302 40.

    Изменились и некоторые проводки. Кстати, в инструкции к бюджетному ПС на конкретных проводках показано, как формировать счета для ситуаций, которые не рассмотрены в КОСГУ.

    Государственные и муниципальные учреждения составляют рабочий ПС на основе уже утвержденных законодательно. В 2020-2021 годах необходимо внести соответствующие изменения в рабочий ПС и кодировку счетов, а также перенести на измененные счета остатки на начало года.

    Источники:

    • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ
    • Приказ Минфина России от 06.06.2019 № 85н
    • Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н

    Единый план счетов дополнен счетами:

    Код Наименование Примечание

    205 38

    Расчёты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда

    207 40

    Расчёты по прочим долговым требованиям

    208 50

    Расчёты с подотчётными лицами по безвозмездным перечислениям бюджетам

    С детализацией по счетам:

    • 208 52 «Расчёты с подотчётными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
    • 208 53 «Расчёты с подотчётными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств».

    Аналогичная информация внесена в Инструкцию № 157н

    Забалансовый счёт 33

    Ценные бумаги по договорам репо

    Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 390.5, 390.6 Инструкции № 157н.

    Аналитический счёт ведётся по соответствующим кодам бюджетной классификации (кодам КОСГУ) в целях отражения операций по зачёту взаимных обязательств по первой и второй частям договоров репо

    Забалансовый счёт 38

    Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии

    Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 390.1, 390.2 Инструкции № 157н

    Забалансовый счёт 39

    Доходы от инвестиций на создание и (или) реконструкцию объекта концессии

    Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 390.3, 390.4 Инструкции № 157н

    Забалансовый счёт 45

    Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда

    Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 395, 396 Инструкции № 157н

    Переименованы следующие счета:

    Код счёта Прежнее наименование Наименование с учётом изменений Примечание

    104 90

    Амортизация имущества в концессии

    Амортизация имущества учреждения в концессии

    Единый план счетов дополнен счетами:

    Счёт Наименование Примечание

    Счета для учёта активов

    102 90

    Нематериальные активы – имущество в концессии

    На счёте 102 91 «Программное обеспечение и базы данных в концессии» отражается информация о таких объектах концессионных соглашений, как:

    • программы для ЭВМ;
    • базы данных;
    • информационные системы (в т. ч. ГИС);
    • сайты в интернете или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят программы для ЭВМ и (или) базы данных;
    • совокупность этих объектов;
    • операции, изменяющие эти объекты

    Прежде чем охарактеризовать бухгалтерский учет в казенных учреждениях в 2021 году, рассмотрим понятие данного типа госучреждений. Это отдельный тип государственных и муниципальных организаций, созданный для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемый за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

    • утвердили новые требования к учетной политике,
    • утвердили отчет о движении денежных средств,
    • утвердили порядок определения событий после отчетной даты,
    • охарактеризовали объект учета — доходы,
    • обозначили влияние изменения курсов иностранных валют.

    Вычисленный стоимостный показатель в виде рыночной цены нужно обязательно подкрепить бумажным подтверждением. Первоначальную стоимость безвозмездно полученного актива могут формировать следующие составляющие: Рыночная цена.

    • основные средства, которые получены по результатам НИОКР;
    • материальные запасы, которые остались в распоряжении учреждения после ремонтных работ, в том числе демонтажа объектов нефинансовых активов;
    • изменение стоимости земельного участка (в том числе в составе казны) из-за изменения кадастровой стоимости.

    Если значения показателей в группировочных строках сведений (ф. 0503173) не изменились, а показатели по аналитическим счетам, включенным в указанные строки, изменились, в графе 9 (код причины изменения «06») сведений (ф. 0503173) отражается значение, равное нулю (например, в случае реклассификации объектов основных средств в графе 9 по строке 010 приводится значение «0,00»).

    Казенщики являются отдельным типом государственных и муниципальных организаций, созданных для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Правила организации и ведения бухучета в казенных учреждениях регламентированы:

    • законом № 402-ФЗ в части ключевых вопросов организации БУ;
    • инструкцией № 157н и инструкцией 162н в бюджетном учете для казенных учреждений в 2020 году;
    • инструкцией № 132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
    • инструкцией № 191н в части состава и порядка формирования отчетности в казенных учреждениях;
    • порядком № 209н в части формирования КОСГУ;
    • федеральными стандартами БУ, регламентирующими отраслевые методы учета;
    • методическими рекомендациями, письмами и пояснениями Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.

    В основную систему нормативного регулирования БУ относят региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие отдельные правила учета и составления отчетности.

    При ведении бюджетного и бухгалтерского учета организациям госсектора придется дополнительно к ранее введенным применять следующие ФСБУ:

    • «Запасы»;
    • «Концессионные соглашения»;
    • «Долгосрочные договоры»;
    • «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»;
    • «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности».

    Стандарты применяйте в учете с 01.01.2020, а в отчетности — начиная с отчетности 2020 года. Кроме того, с отчетности 2020 года применяются положения ФСБУ «Отчет о движении денежных средств», которые касаются отражения информации о производных финансовых инструментах.

    С 2011 года бюджетные структуры, которые учреждены государством или муниципалитетами, делятся на 3 разновидности:

    • автономные;
    • бюджетные;
    • казенные.

    Законодатель в целях оптимизации регулирования бухучета в отмеченных структурах разработал специальные НПА. Главный из них — приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н, утвердивший, в частности, Единый план по счетам бухучета.

    Юрисдикция приказа Минфина России № 157н распространяется на все разновидности учреждений, функционирующие в рамках бюджетной системы РФ. Однако с целью повышения эффективности регулирования учета в различных разновидностях соответствующих структур законодателем были изданы дополнительные НПА:

    • приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н, который регулирует учет финансовых и хозяйственных операций в учреждениях, классифицируемых как казенные, а также в фондах — ПФР, ФСС, ФФОМС и органах власти (ниже мы рассмотрим пределы юрисдикции данного НПА подробнее);
    • приказ Минфина от 16.12.2010 № 174н, в котором утверждены нормы, регулирующие учет финансовых операций в бюджетных учреждениях;
    • приказ Минфина от 23.12.2010 № 183н, положения которого регулируют бухучет в учреждениях, классифицируемых как автономные.

    Исследуя особенности законодательного регулирования бухучета в бюджетных структурах РФ, следует уделить большое внимание понятийному аппарату законодателя.

    Приведем нюансы учета в рассматриваемой структуре:

    • Учредитель участвует в управлении финансами.
    • Счета открываются в казначействе.
    • Финансирование осуществляется в пределах сметы.
    • Доходы от работы направляются в бюджет.
    • Учреждение не имеет прав собственности на имущество.
    • Операции с ценными бумагами не проводятся.
    • Структура не имеет прав на использование УСН.

    Вопрос: Как отразить в учете организации — плательщика ЕСХН расчеты с казенным учреждением по аренде земельного участка, находящегося в федеральной собственности?
    Согласно договору аренды:
    — арендная плата в сумме 90 000 руб. уплачивается до 15-го числа месяца, следующего за расчетным;
    — стоимость арендуемого земельного участка равна 3 000 000 руб.
    Земельный участок используется организацией для выращивания сельскохозяйственных культур. Договор аренды заключен на срок менее года.
    Посмотреть ответ

    Также существенными являются следующие особенности:

    • Данные об активах фиксируются за балансом. Двойная запись не применяется.
    • Учреждение использует только ОСНО.

    Налоги не начисляются только на доход от основной деятельности.

    ВАЖНО! Субъекту нужно направлять декларацию. Однако допускается предоставление документа в сжатом виде. Указывается минимальная информация.

    План счетов казенных учреждений в 2021 году

    В 2021 году учет, отчетность и налогообложение казенного учреждения ведется с обязательным применением новых ФСБУ:

    • «Выплаты персоналу»;
    • «Нематериальные активы»;
    • «Непроизведенные активы»;
    • «Затраты по заимствованиям»;
    • «Совместная деятельность»;
    • «Информация о связанных сторонах»;
    • «Финансовые инструменты».

    Стандарты применяйте в учете с 01.01.2021, а в отчетности — начиная с отчетности 2021 года.

    В 2020 ввели такие ФСБУ:

    • «Запасы»;
    • «Концессионные соглашения»;
    • «Долгосрочные договоры»;
    • «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»;
    • «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности».

    С отчетности 2020 года применяются положения ФСБУ «Отчет о движении денежных средств», которые касаются отражения информации о производных финансовых инструментах. Кроме того, учитывайте изменения при составлении годовой отчетности для казенных учреждений за 2020 год: Минфин скорректировал инструкции №33н и 191н (Приказы №292н от 30.11.2020, №311н от 16.12.2020). Вот что изменилось:

    • в справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (форма 0503130) добавили новые счета;
    • для Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503169) установили новые требования к заполнению КОСГУ 560, 660, 730, 830;
    • в Сведения об изменении остатков баланса (форма 0503173) включили новый раздел.

    С 2021 года финансисты скорректировали Порядок № 85н и Порядок № 209н. Поэтому Минфин России также подготовил сопоставительную таблицу видов расходов и КОСГУ на следующий год. В ней учли все изменения, а также новые коды:

    • например, новому КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов» соответствует только КОСГУ 223 «Коммунальные услуги».

    А вот КОСГУ 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» и КОСГУ 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» в таблице нет, так как их не применяют для кассовых поступлений и выбытий.

    Скачайте новую таблицу увязки КВР и КОСГУ на 2021 год и используйте в работе.

    В конце статьи есть шпаргалка

    Основные поправки связаны со вступлением в силу новых стандартов. Уточнен порядок составления кассовой книги и требования к аналитическому учету.

    Подробнее о поправках: «Инструкция № 157н: изменения с 2020 года»

    Приказ Минфина России от 14.09.2020 N 198н

    Новые стандарты бухучета с 2021 года

    Семь новых ФСБУ определили, что бухучет в 2021 году ведут уже по-новому. Изменены счета и инструкция по бухгалтерскому учету в казенных учреждениях в 2021 году, введен порядок учета нематериальных и непроизведенных активов. Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».

    С 2021 года все выплаты персоналу делятся на две группы:

    • текущие — заработная плата;
    • отложенные — отпускные.

    Порядок оценки и бухучета выплат персоналу зависит от группы. Текущие учитывают в составе принятых обязательств по оплате труда и начислениям на них, а отложенные — в составе резерва, на счете 0 401 60 000.

    С января 2021 года права пользования нематериальными активами отражаются на новых подстатьях КОСГУ:

    • неисключительные права с определенным сроком полезного использования — 352, 452;
    • неисключительные права с неопределенным сроком полезного использования — 353, 453.

    Изменены требования к отражению прав на земельные участки в отчетах бюджетных учреждений. Если впервые применяется стандарт «Непроизведенные активы», следует переоценить земельные участки на балансе и внесенные в ЕГРН до кадастровой стоимости.

    Казенным организациям необходимо скорректировать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения бухучета, то есть обновить учетную политику. Утвердить эти изменения следовало еще в декабре 2020 года. Проверьте, все ли изменения включены в учетную политику на 2021 год в статье «Учетная политика: как составлять по новым требованиям».

    Обратите внимание на статью о том, как правильно вести бухучет банковских гарантий.

    Материалы могут поступить в казенную структуру на основании договора купли-продажи, дарения. Рассмотрим порядок установления стоимости материалов:

    • При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
    • Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
    • Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
    • Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.

    Рыночную цену можно узнать путем установления рыночной стоимости аналогичных материалов.

    Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

    Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.

    Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.

    В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.

    В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

    С 1 января 2021 года все расчеты по лицевым счетам, которые открыты в Казначействе и финансовых органах, будут проходить через казначейство. Счета финорганов в ЦБ РФ закроют.

    У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

    Казначейство самостоятельно будет проводить операции между лицевыми счетами, без оформления платежных поручений. Однако через ЦБ пройдут расчеты с организациями, у которых таких лицевых счетов нет.


    Учет объектов нематериальных активов осуществляется на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы». Согласно дополнениям, внесенным в п. 67 Инструкции № 157н, данный счет содержит:

    1) аналитические коды группы синтетического счета:

    • 20 – особо ценное движимое имущество;

    • 30 – иное движимое имущество;

    • 90 – имущество в концессии;

    2) аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:

    • N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

    • R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

    • I «Программное обеспечение и базы данных»;

    • D «Иные объекты интеллектуальной собственности».

    В Единый план счетов введены следующие счета:

    Синтетический счет

    Аналитические счета

    0 102 90 000 «Нематериальные активы – имущество в концессии»

    0 102 0N 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

    0 102 0R 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

    0 102 0I 000 «Программное обеспечение и базы данных»;

    0 102 0D 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности»

    Таким образом, счет 0 102 00 000 детализируется соответствующими аналитическими счетами в зависимости от принадлежности и вида объекта.

    Пункт 67 Инструкции № 157н также дополнен следующими положениями:

    1. На счете 102 9I 000 подлежит отражению информация о являющихся объектами концессионных соглашений программах для электронных вычислительных машин (программах для ЭВМ), базах данных, информационных системах (в том числе государственных информационных системах) и (или) сайтах в Интернете или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, либо о совокупности указанных объектов, а также об операциях, их изменяющих.

    2. Установление в составе рабочего плана счетов дополнительных аналитических кодов видов синтетического счета объекта учета, детализирующих группу «Иные объекты интеллектуальной собственности» (по счету 0 102 0D 000), производится учреждением (централизованной бухгалтерией) в рамках учетной политики исходя из требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, требований по раскрытию информации о нематериальных активах учреждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *