Приказ минздрава России от 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ минздрава России от 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2015, N 29, ст. 4356), пунктом 6 статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2013, N 48, ст. 6165), пунктом 14 части 2 статьи 14, частью 3 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724), подпунктами 5.2.55, 5.2.87 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:

1. Утвердить:

Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно приложению N 1;

Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, согласно приложению N 2.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 апреля 2021 г. и действует до 1 апреля 2027 г.

Министр
М.А. МУРАШКО

Приказ Минздрава РФ от 28.01.2021 N 29Н

1. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливает правила проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

2. Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу (далее — предварительные осмотры) проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе.

3. Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее — периодические осмотры) проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

4. Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой организационно-правовой формы, имеющие право на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (далее — медицинские организации).

Периодичность и объем медицинских осмотров устанавливается в соответствии с приложением к настоящему Порядку .

Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878) (далее — Трудовой кодекс Российской Федерации).

Периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации. Работники перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов проходят в медицинских организациях диагностические исследования.

5. Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия.

В состав врачебной комиссии включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология» или имеющие действующий сертификат по специальности «профпатология».

Возглавляет врачебную комиссию врач-профпатолог.

Состав врачебной комиссии утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.

6. Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя .

Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

Медицинская организация обязана качественно осуществить проведение предварительных и периодических осмотров работников.

7. При проведении предварительного или периодического осмотра работника (лица, поступающего на работу) учитываются результаты ранее проведенных (не позднее одного года) предварительного или периодического осмотра, диспансеризации, иных медицинских осмотров, подтвержденных медицинскими документами, в том числе полученных путем электронного обмена между медицинскими организациями, за исключением случаев выявления у него симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований либо иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотра.

Медицинские организации, проводящие предварительные или периодические осмотры, вправе получать необходимую информацию о состоянии здоровья работника или лица, поступающего на работу, с использованием медицинской информационной системы из медицинской организации, к которой работник прикреплен для медицинского обслуживания.

18. Частота проведения периодических медицинских осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ. Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, предусмотренные приложением к настоящему Порядку.

В случае введения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации проведение периодических осмотров, указанных в приложении к настоящему Порядку, за исключением пунктов 23 — 27, а также случаев, когда условия труда отнесены к подклассам 3.3 и 3.4 в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» , по решению работодателя может быть отложено, но не более чем на 6 месяцев.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 14, ст. 2028.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2019, N 52, ст. 7769.

Работники в возрасте до 21 года, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят периодические осмотры ежегодно.

19. Внеочередные медицинские осмотры (обследования) проводятся на основании выданного работодателем направления на внеочередной медицинский осмотр при наличии медицинских рекомендаций по итогам медицинских осмотров и/или после нетрудоспособности работника.

20. Периодические медицинские осмотры проходят работники:

занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта ;

Приказ Минздрава России и Минтруда России от 31.12.2020 N 988н/1420н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» (зарегистрирован Минюстом России 29.01.2021, регистрационный N 62278).

организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей;

выполняющие работы, предусмотренные приложением к Порядку.

21. В списке работников, подлежащих периодическим осмотрам, указывается:

наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;

наименования вредных производственных факторов, работ в соответствии с приложением к Порядку, а также вредных производственных факторов, установленных в результате специальной оценки условий труда.

22. Список работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний , разработанный и утвержденный работодателем, не позднее 10 рабочих дней направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по фактическому месту нахождения работодателя.

Часть вторая статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации.

23. На основании списка работников, подлежащих периодическим осмотрам, составляются поименные списки работников, подлежащих периодическим осмотрам (далее — поименные списки).

В поименных списках указываются:

фамилия, имя, отчество (при наличии) работника;

профессия (должность) работника, стаж работы в ней;

наименование структурного подразделения работодателя (при наличии);

наименование вредных производственных факторов или видов работ.

1. Особенности проведения аккредитации специалистов в 2021 году (далее — Особенности) определяют правила организации и проведения аккредитации специалистов в 2021 году, обусловленные мероприятиями, направленными на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации.

2. Положение об аккредитации специалистов, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 334н1 (далее — Положение об аккредитации специалистов), не применяется в части:

определения регламента работы аккредитационной комиссии и аккредитационной подкомиссии;

проведения первого этапа аккредитации специалиста (тестирования);

оформления протоколов аккредитационной комиссии и аккредитационной подкомиссии.

3. Для прохождения аккредитации специалиста лицо, изъявившее желание пройти аккредитацию специалиста (далее — аккредитуемый), представляет в аккредитационную подкомиссию документы, предусмотренные пунктами 26 и 27 Положения об аккредитации специалистов, одним из способов, предусмотренных пунктом 25 Положения об аккредитации специалистов, или посредством электронной почты в форме документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования или фотографирования с обеспечением машиночитаемого распознавания их реквизитов.

Дополнительно к документам, указанным в пункте 26 Положения об аккредитации специалистов, аккредитуемый представляет в аккредитационную подкомиссию копию трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности (при наличии).

4. В заявлении о допуске к аккредитации специалиста, предусмотренном пунктами 26 и 27 Положения об аккредитации специалистов (далее — заявление о допуске), аккредитуемый в том числе указывает адрес (адреса) электронной почты.

При взаимодействии с аккредитуемым посредством электронной почты используется адрес (адреса) электронной почты, указанный (указанные) в заявлении о допуске.

5. Представленные посредством электронной почты документы в день их поступления в аккредитационную подкомиссию регистрируются ответственным секретарем аккредитационной подкомиссии в журнале регистрации документов, о чем аккредитуемому высылается расписка о получении документов по адресу (адресам) электронной почты в форме документа на бумажном носителе, преобразованного в электронную форму путем сканирования.

Представленные документы принимаются, если они поступили в аккредитационную подкомиссию не позднее установленного срока приема документов, утвержденного в соответствии с абзацем третьим пункта 28 Положения об аккредитации специалистов.

6. Информация об адресах электронной почты аккредитационных подкомиссий размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на информационных стендах организации, указанной в пункте 7 Положения об аккредитации специалистов.

7. В случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, принятия актов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) по месту проведения аккредитации специалистов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 316 «Об определении порядка продления действия мер для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 20, ст. 3157) председатель аккредитационной комиссии принимает решение о проведении первого этапа аккредитации специалиста с использованием дистанционных технологий в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) переносе сроков проведения аккредитации специалиста (ее отдельных этапов), которое отражается в регламенте работы аккредитационной комиссии.

8. В случае принятия решения о проведении первого этапа аккредитации специалиста с использованием дистанционных технологий аккредитационная подкомиссия обеспечивает идентификацию личности аккредитуемого, выбор способа которой осуществляется аккредитационной комиссией самостоятельно.

9. В случае принятия решения о проведении первого этапа аккредитации специалиста с использованием дистанционных технологий заседания аккредитационной комиссии (аккредитационной подкомиссии) могут проводиться дистанционно.

Протоколы заседаний аккредитационной комиссии (аккредитационной подкомиссии) при проведении заседаний дистанционно подписываются председателем и ответственным секретарем аккредитационной комиссии (аккредитационной подкомиссии) с отметкой о проведении заседания дистанционно.


В 2021 г. Минздрав продолжит проводить аккредитацию специалистов в особом порядке. Особенности на 2020 г. при этом утрачивают силу.

Действующие правила не будут применяться в части:

— определения регламента работы аккредитационной комиссии и подкомиссии;

— проведения первого этапа аккредитации (тестирования);

— оформления протоколов комиссии и подкомиссии.

Документы можно подавать в т. ч. по электронной почте.

В случае угрозы возникновения ЧС, принятия региональных актов об ограничениях принимается решение о проведении первого этапа аккредитации с использованием дистанционных технологий и (или) о переносе сроков аккредитации (ее отдельных этапов).

Вопросов, как провести предварительный и периодический медосмотр по новым правилам сейчас очень много, масса расхождений, недопонимания в трактовании приказа №29н.

На фактические вопросы Минтруд и Минздрав если и дают ответы, то крайне размытые, либо ссылаются друг на друга, либо вообще на Роспотребнадзор, а со вступлением в силу приказа, медосмотры никуда не денутся их нужно будет проводить в кратчайшие сроки.

А у некоторых работодателей медосмотр назначен уже в первые числа апреля, то есть подготовиться нужно заранее и нужно знать заблаговременно актуальную информацию, либо принять какое-то решение, направлять или нет работников.

Но так как очень много споров и различных мнений, разных видений и трактовок приказа №29 н, то сейчас я расскажу вам о своей позиции и понимании нового порядка. Не говорю,что оно основное и на него нужно делать упор при направлении на медосмотр, но вы можете его принять к сведению и далее основываясь на финансовые возможности компании, основываясь на свое видение этого приказа принимать какое-то решение.

Возможно, вы решите, да не будем “заморачиваться” всех на медосмотр, и проще, и предписаний точно не будет. Но к сожалению, так далеко не у всех дело обстоит.

Поэтому сейчас необходимо узнать обо всех нюансах, деталях и, возможно, у вас появится какое-то своё отличное от моего видение. Или же вы со мной согласитесь и поступите именно так, как мне подсказывает моя практика и мой опыт.

Рекомендую ознакомиться и соблюдать сроки, обязательные для выполнения, потому как в случае нарушения возможен штраф. Может и обойдется, и никто не заметит, не узнает, но лучше не рисковать.

  1. За 2 месяца до даты начала проведения периодических МО вам нужно предоставить поименный список в лечебное заведение (п. 24).
  2. В течение 10 дней медицинское учреждение разрабатывает календарный план проведения периодического медосмотра и передают его вам на согласование (п. 26).
  3. Не менее чем за 14 дней до начала проведения медосмотров календарный план должен быть согласован и утвержден (п.26).
  4. Не позднее чем за 10 дней до даты проведения медосмотров персонал должен быть ознакомлен с календарным планом, лучше это делать приказом по предприятию с указанием периода проведения медосмотра и списка сотрудников, которые подлежат прохождению периодического медосмотра.

Первое, что сейчас нужно сделать работодателю – это составить списки работников и поименные списки по новым образцам. Теперь мы руководствуемся Приказом №29н и необходимо эти документы переработать, а также пересмотреть локальные нормативные акты, приказы, положения системы управления охраной труда, чтобы ссылки на приказы были актуальные и “свежие”.

Далее, согласовываем график проведения медосмотров по новым спискам с медицинской организацией, после этого, обязательно, нужно ознакомить под подпись работников с календарным планом. Это требование обязательно, причём разрабатывает его медицинская организация, а вам направляет на согласование.

Выдаете направление работнику под подпись, потому как обязательно учет выданных направлений, обязательно ведение журнала.

Проводить медосмотр по новым правилам – это не только правильно оформить документы, убрать по максимуму направление работников, чтобы уменьшить финансовые затраты работодателя. В погоне за экономией бюджета, не забывайте о том, что медицинские осмотры нацелены на выявление заболеваний на ранней стадии, предупреждение профзаболеваний.

Вовремя невыполненные рекомендации по результатам медосмотра, могут привести еще к более печальным последствиям. Сейчас никого не запугиваю, а просто призываю вспомнить, что охрана труда – это не только правильно подготовленные “бумажки”, но сохранение жизней!

Именно поэтому я за то, чтобы лишний раз провести медосмотр, чем найти сто причин, чтобы от него отказаться.

На этом у меня все. А если у вас остались вопросы или есть, что добавить или возможно вы с чем-то не согласны, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях, подискутируем.

Желаю безопасной и эффективной работы!

Все про медосмотр по новым правилам с 2021 года

По новым правилам работодатель получает право организовать для своих работников прохождение первого этапа диспансеризации или профилактического медосмотра за счет средств ОМС с целью предоставления результатов врачебной комиссии, необходимых при подготовке заключения по итогам предварительного / периодического осмотра.

При этом стоимость услуг, оказываемых за счет средств ОМС, не учитывается в оплате по договору, заключенному с работодателем на проведение медосмотра работников.

Для этого у работников будут дополнительно собирать сведения о полисе ОМС и передавать их в медицинский центр.

В свою очередь медицинские центры, проводящие медицинский осмотр, наделяются правом получать в рамках электронного документооборота из поликлиник результаты ранее проведенной диспансеризации еще до его явки работника на медицинский осмотр.

Работодатель теперь должен утверждать не только списки уже работающих сотрудников, но и список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам. Это не поименные списки, они должны содержать наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию и наименования вредных производственных факторов и работ.

В направлении на медосмотр теперь потребуется указывать номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования.

Направление разрешено формировать в электронном виде с использованием электронных подписей работодателя и лица, поступающего на работу. Учет выданных направлений также можно организовать в электронном виде.

По новым правилам периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации.

Однако перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов работники проходят в медицинских организациях диагностические исследования.

В-четвертых, скорректирован объем медицинского осмотра

Для всех работников введен обязательный осмотр врача-невролога.

При сборе анамнеза у всех работников дополнительно выявляются жалобы и симптомы, характерные для дорсопатий.

При проведении периодического осмотра работников, контактирующих с:

— химическими веществами, способными вызывать аллергические заболевания, к обязательному объему обследования дополнительно привлекаются врач-дерматовенеролог, врач-оториноларинголог ;

— аэрозолями преимущественно фиброгенного действия к обязательному объему обследования дополнительно проводится цифровая рентгенография лёгких в двух проекциях;

— веществами, опасными для репродуктивного здоровья человека, к обязательному объему обследования дополнительно привлекается врач-хирург ;

— канцерогенными веществами, биологическими и физическими факторами к обязательному объему обследования дополнительно привлекаются врач-дерматовенеролог, врач-оториноларинголог и проводится цифровая рентгенография лёгких в двух проекциях.

Например, в случаях затруднения в оценке результатов осмотра лицу, поступающему на работу, в связи с имеющимся у него заболеванием теперь будет выдаваться справка о необходимости дополнительного медицинского обследования.

Работодателю направляется информация о выдаче такой справки, а лицо, поступающее на работу, считается не прошедшим предварительный осмотр.

Экспертиза профессиональной пригодности проводится в таких случаях лицом, поступающим на работу самостоятельно в рамках программы государственной гарантии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Заключения по результатам медосмотров разрешено выдавать в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством передачи по защищенным каналам связи, исключающим возможность несанкционированного доступа к информации третьих лиц, и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.

Уважаемые читатели, если Вам понравился обзор, не забудьте поставить лайк и подписаться на новые статьи и обзоры, а также поделиться с коллегами!

Приказ 302н отменили – как проходить медосмотры в 2021 году

Для некоторых категорий работников, которые трудятся во вредных и опасных условиях, действующим законодательством предусмотрено прохождение обязательных медицинских осмотров. С 1 января 2012 г. порядок проведения медосмотров регулируется нормативным актом Минздрава от 12 апреля 2011 г. № 302н. Но уже в ближайшее время эта ситуация изменится. Дело в том, что Министерство здравоохранения РФ подготовило и согласовало новый нормативный документ, который установит обновленные правила проведения медосмотров – Приказ Минздрава 29н от 28.01.2021 года.

Скачать в ворде Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н

Этот правовой акт вступит в действие с 1 апреля 2021 года. Он имеет ограниченный срок применения, который закончится через шесть лет – 1 апреля 2027 года. Надо сказать, что регулярная актуализация нормативных документов – это новый принцип российского законодательства, который распространяется на большинство принятых в последнее время правовых актов.

Новый Приказ МЗ РФ от 28.01.2021 №29н содержит две важных составляющих, которые приведены в приложении:

  • приложение № 1 содержит порядок проведения медицинских осмотров работников, указание на периодичность и объем таких осмотров в зависимости от характера вредных факторов, воздействию которых подвергаются сотрудники;
  • приложение № 2 представляет собой список противопоказаний к выполнению определенных видов работ, которые способны оказать негативное влияние на здоровье работника. Соответствующие заболевания и патологии приведены в соответствии с Международной классификацией болезней (МКБ-10).

Новый приказ 29н по медицинским осмотрам в сравнении с прежним порядком вводит следующие основные изменения:

  • возможность проведения медосмотров мобильной бригадой специалистов при условии предварительного прохождения работником необходимых диагностических процедур в медицинской организации;
  • изменение требований к направлению на осмотр – теперь здесь следует указывать данные полиса ОМС, электронную почту и контактный телефон работодателя и медучреждения, пол работника. Кроме того, само направление теперь разрешается формировать в электронном виде;
  • возможность организовать прохождение диспансеризации или профосмотра работников с целью учета их результатов в рамках обязательного медосмотра;
  • уточнение видов работ, при которых необходимо проводить медицинские осмотры;
  • установление связи медицинских противопоказаний к выполнению определенных видов работ, зафиксированных в пр. МЗ РФ 29н от 28.01.21 г., с Международной классификацией болезней в редакции МБК-10.

Проанализировав приказ МЗ РФ 29н от 28.01.2021, легко заметить, что в нем не содержится прямого указания на отмену ранее действовавшего нормативного документа о медосмотрах. Но важно учитывать, что новый документ станет действовать не самостоятельно, а в совокупности с другим недавно принятым правовым актом Минтруда и Минздрава от 31.12.2020 № 988н/1420н. Он утверждает конкретный список вредных факторов, которые обусловливают для работодателя обязанность проведения медицинских осмотров персонала при приеме на работу и в ходе дальнейшей трудовой деятельности. Этот правовой акт тоже вступает в силу с 1 апреля 2021 года и тоже будет действовать до 1 апреля 2027 года. Таким образом, в этом смысле действующее законодательство полностью гармонизировано. По сути, порядок проведения медосмотров с этой даты станет определять приказ 29н, а действие приказа 302н о медосмотрах прекратится. Указание на его отмену содержится в пункте 2 нормативного документа № 988н/1420н.

Рассмотрим, каков порядок допуска к медицинской деятельности в 2021 году?

Министерство здравоохранения утвердило приказ от 08.02.2021 № 58н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста, в 2021 году».

Приказ Минздрава 29н от 28.01.2021

Приказом до 31 декабря 2021 года продлевается действие свидетельств об аккредитации и сертификатов врачей, если они истекают в период действия постановления Правительства №440 (вступило в силу с 6.04.2020).

ВАЖНО!!! Срок действия продлевается ровно на 1 год с момента окончания сертификата, а срок окончания сертификата у каждого свой. Иными словами, у ряда медработников уже этой весной может закончиться срок документа, даже с учетом продления.

Срок действия моратория до 1 июня 2021 года

Мораторий действует на выдачу свидетельств, но не на прохождение аккредитации. Он затрагивает только отдельные категории медиков.

Так, до 1 июня 2021 года не смогут получить свидетельство об аккредитации только следующие категории специалистов:

  • прошедшие программы повышения квалификации;
  • получившие образование в иностранном государстве;
  • имеющие диплом профессионального (немедицинского) образования.

Таким образом, аккредитация специалистов начнется уже после указанной даты, поэтому медработники могут продолжать проходить обучение, копить баллы НМО.

Медработники могут учиться по программам профессиональной переподготовки и работать на основании диплома, не дожидаясь допуска к мед. деятельности. При этом моратория на первичную специализированную аккредитацию нет, т.е. при желании ее можно будет пройти.

Необходимо начать подготовку к периодической аккредитации, особенно если сертификат специалист заканчивается в ближайшее время (в том числе, и набор баллов НМО).

Всем медицинским специалистам, которые могут быть допущены к медицинской деятельности без сертификатов или свидетельств об аккредитации в 2021 году, необходимо проходить курсы повышения квалификации. Объем обучения должен быть не менее 36 часов, а сами курсы определяются конкретным видом деятельности.

Если же медработник допущен к работе с пациентами с COVID-19, ему следует пройти соответствующее обучение.

Приказом от 31.12.2020 № 988н/1420н утверждается два перечня, а именно:

  • перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (химических, биологических, аэрозолей фиброгенного действия и пыли, физических факторов, факторов трудового процесса);
  • перечень видов работ (22 вида).

Именно приказом № 988н/1420н полностью отменяется действующий приказ 302н со всеми изменяющими его документами и с 1 апреля 2021 года будет применяться только новый приказ 29н. Причём срок его действия ограничен в соответствии с существующим порядком шесть годами — до 1 апреля 2027 года.

Обращаем внимание, что трактовка некоторых видов работ и указания условий, при которых ВОПФ вносится в списки, в ряде случаев изменены, но не стоит переживать, поскольку это тот редкий случай, когда всё стало проще и понятнее! Ниже мы выбрали несколько таких вариантов:

Стало Было
Работы на высоте:

Работы с высоким риском падения работника с высоты, а также работы на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более; работы, выполняемые на площадках на расстоянии менее 2 м от неогражденных (при отсутствии защитных ограждений) перепадов по высоте более 5 м либо при высоте ограждений, составляющей менее 1,1 м.

Прочие работы, относящиеся в соответствии с законодательством по охране труда к работам на высоте.

Работы на высоте, верхолазные работы

Верхолазными считались все работы, когда основным средством предохранения работников от падения с высоты во все моменты работы и передвижения является страховочная привязь.

Работы, связанные с техническим обслуживанием электроустановок напряжением 50 В и выше переменного тока и 75 В и выше постоянного тока, проведением в них оперативных переключений, выполнением строительных, монтажных, наладочных, ремонтных работ, испытанием и измерением. Работы по обслуживанию и ремонту действующих электроустановок с напряжением 42 В и выше переменного тока, 110 В и выше постоянного тока, а также монтажные, наладочные работы, испытания и измерения в этих электроустановках.
Работы в особых географических регионах с местами проведения работ, транспортная доступность которых от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь в экстренной форме, превышает 60 минут, а именно:

Работы в нефтяной и газовой промышленности, выполняемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также при морском бурении.

Работы в особых географических регионах со значительным удалением мест проведения работ от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь, включая:

Работы в нефтяной и газовой промышленности, выполняемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пустынных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах, а также при морском бурении.

Работы, непосредственно связанные с обслуживанием оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа) и подлежащего учету в органах Ростехнадзора:

а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

б) воды при температуре более 115 °С;

в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа

Работы, непосредственно связанные с обслуживанием сосудов, находящихся под давлением.

Приказ от 28.01.2021 № 29н является основным, поскольку содержит не только те же самые перечни, утверждённые приказом № 988н/1420н (документ № 1), но и сам порядок проведения предварительных (при поступлении) и периодических (в процессе трудовой деятельности) медицинских осмотров. Честно говоря не совсем понятно, зачем вообще надо было издавать два практически идентичных документа?! Может лыжи не едут…

Приказ № 29н также вступает в законную силу с 1 апреля 2021 года и действует до 1 апреля 2027 года.

Внимание! Те, у кого сроки периодического медосмотра работников истекают в апреле 2021 года, могут попасть в тупиковую ситуацию!

Согласно п. 24 Приказа 29н (новый Порядок МО) поимённые списки должны быть составлены, утверждены работодателем (его уполномоченным представителем) и не позднее, чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра должны быть направлены работодателем в указанную медицинскую организацию, если иной срок не установлен договором между РАБОТНИКОМ и работодателем.

Мы полагаем, что разработчики ошиблись и тут имеется ввиду договор между работодателем и медицинской организацией! Вот именно эта ошибка и формирует тупиковую ситуацию.

Приказ Миздрава от 28.01.2021 № 29н вступает в силу 1 апреля и с этой же даты отменяется приказ № 302н (отмена предусмотрена совместным приказом Минтруда и Минздрава от 31.12.2020 № 988н/).

То есть самая ранняя дата, когда вы вправе утвердить переработанные списки — 1 апреля 2021 года. А в медицинскую организацию его надо направить за 2 месяца до даты проведения медицинского осмотра, то есть медосмотр ранее 1 июня вы провести не сможете — это будет нарушением Порядка. Разработать и утвердить списки по новому порядку ранее 1 апреля тоже нельзя. Приказ ещё не вступит в силу. То есть, если срок периодического медосмотра истекает в апреле, то до июня вы его провести не сможете.

По закону, всех, кто медосмотр не прошёл по истечении сроков, нужно отстранить от работы и это будет простой, причём оплачиваемый.

Но если Порядок давал бы возможность регулировать это срок договором, уменьшить его до 1 месяца, например, то все бы встало на свои места!

По ходу сравнительного анализа мы дадим пошаговый алгоритм действий, примеры заполнения форм документов по новым требованиям и вы сможете сразу скачать их электронные версии.

ШАГ 1 ПРОВЕДИТЕ РЕВИЗИЮ ИМЕЮЩИХСЯ ДОКУМЕНТОВ
Подготовьте для работы (желательно электронные формы) документов, регламентирующих проведение медосмотров на сегодняшний день в вашей организации (положение, список контингентов, поименный список, бланки направлений на МО, форму журнала регистрации выдачи направлении на МО и заключений по результатам его прохождения, приказ об их утверждении).

Поскольку процедура проведения МО — часть СУОТ, то не следует ее ломать. Пересмотрите списки и сам порядок проведения в части нововведении по срокам, электронному документообороту и все.

Если их нет, не расстраивайтесь. Не придется ничего переделывать (сарказм).

ШАГ 2 СФОРМИРУЙТЕ БАЗУ ЭЛЕКТРОНЫХ ВЕРСИЙ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ФОРМ ДОКУМЕНТОВ
ШАГ 3 СОРИЕНТИРУЙТЕСЬ В ТРЕБОВАНИЯХ НОВЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ОПРЕДЕЛИТЕСЬ С МАСШТАБОМ «БЕДСТВИЯ»
ШАГ 4 СОСТАВЬТЕ СПИСКИ
ШАГ 5 ОФОРМИТЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ШАГ 6 ПОЛУЧИТЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ/ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ И РУКОВОДСТВУ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ КАДРОВЫХ РЕШЕНИЙ

Теперь разберём подробнее каждый из шагов.

Открытая онлайн-консультация, 25.06.2020

Самая воодушевляющая новость — никаких существенных изменений не произошло, и все виды медосмотров проводятся всё в той же последовательности:

Создаём списки на медосмотр > Согласуем график с медицинской организацией (с которой у нас заключен договор) > Выдаём направление > Получаем результат > Фиксируем и принимаем решение о допуске до работы

Как правило, все сопровождающие эту процедуру документы уже есть в документообороте предприятия. Их придётся проверить на соответствие новым требованиям.

Обязанности по организации, как и ранее, возлагаются на работодателя (ст.212.213 ТК РФ). Сохраняются виды медосмотров, а также их цели и принцип определения сроков проведения с некоторыми изменениями. И они вас точно порадуют!

Важно! Периодический медицинский осмотр может быть проведён мобильными бригадами врачей-специалистов, но диагностические обследования в этом случае работник всё равно должен будет пройти в медицинской организации.

На этом этапе также предоставлена возможность обмена документами в электронной форме. Порядок действий в случае выявления признаков профзаболеваний или наличия противопоказаний также остались неизменными, как и сроки хранения документов.

Вопросы и ответы об организации и прохождении медицинского осмотра (приказ №29н)

В соответствии с частью 3 статьи 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (Собрание законодательства РФ, 2011, №48, ст. 6724; 2016, № 1, ст. 9)

приказываю:

1. Утвердить составы аккредитационных комиссий Министерства здравоохранения РФ для проведения аккредитации специалистов, имеющих высшее медицинское образование (бакалавриат, специалитет, магистратура, ординатура), согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства здравоохранения РФ от 23 июня 2020 г. № 618 «Об утверждении составов аккредитационных комиссий Министерства здравоохранения РФ для проведения аккредитации специалистов, имеющих высшее медицинское образование (специалитет, ординатура, бакалавриат, магистратура)»;

приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 августа 2020 г. № 807 «О внесении изменений в приложение к приказу Министерства здравоохранения РФ от 23 июня 2020 г. №618 «Об утверждении составов аккредитационных комиссий Министерства здравоохранения РФ для проведения аккредитации специалистов, имеющих высшее медицинское образование (специалитет, ординатура, бакалавриат, магистратура)»;

приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 сентября 2020 г. № 933 «О внесении изменений в приложение к приказу Министерства здравоохранения РФ от 23 июня 2020 г. №618 «Об утверждении составов аккредитационных комиссий Министерства здравоохранения РФ для проведения аккредитации специалистов, имеющих высшее медицинское образование (специалитет, ординатура, бакалавриат, магистратура)»;

приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 ноября 2020 г. №1188 «О внесении изменений в приложение к приказу Министерства здравоохранения РФ от 23 июня 2020 г. №618 «Об утверждении составов аккредитационных комиссий Министерства здравоохранения РФ для проведения аккредитации специалистов, имеющих высшее медицинское образование (специалитет, ординатура, бакалавриат, магистратура)»;

приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 декабря 2020 г. №1308 «О внесении изменений в приложение к приказу Министерства здравоохранения РФ от 23 июня 2020 г. №618 «Об утверждении составов аккредитационных комиссий Министерства здравоохранения РФ для проведения аккредитации специалистов, имеющих высшее медицинское образование (специалитет, ординатура, бакалавриат, магистратура)»;

приказ Министерства здравоохранения РФ от 24 декабря 2020 г. № 1367 «О внесении изменений в приложение к приказу Министерства здравоохранения РФ от 23 июня 2020 г. №618 «Об утверждении составов аккредитационных комиссий Министерства здравоохранения РФ для проведения аккредитации специалистов, имеющих высшее медицинское образование (специалитет, ординатура, бакалавриат, магистратура)»;

приказ Министерства здравоохранения РФ от 1 февраля 2021 г. №38 «О внесении изменений в приложение к приказу Министерства здравоохранения РФ от 23 июня 2020 г. №618 «Об утверждении составов аккредитационных комиссий Министерства здравоохранения РФ для проведения аккредитации специалистов, имеющих высшее медицинское образование (специалитет, ординатура, бакалавриат, магистратура)»;

приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 февраля 2021г. №139 «О внесении изменений в приложение к приказу Министерства здравоохранения РФ от 23 июня 2020 г. №618 «Об утверждении составов аккредитационных комиссий Министерства здравоохранения РФ для проведения аккредитации специалистов, имеющих высшее медицинское образование (специалитет, ординатура, бакалавриат, магистратура)»;

приказ Министерства здравоохранения РФ от 25 марта 2021г. №243 «О внесении изменений в приложение к приказу Министерства здравоохранения РФ от 23 июня 2020 г. №618 «Об утверждении составов аккредитационных комиссий Министерства здравоохранения РФ для проведения аккредитации специалистов, имеющих высшее медицинское образование (специалитет, ординатура, бакалавриат, магистратура)».

3. Настоящий приказ действует в течение одного года.

Заместитель Министра
Т.В. Семёнова

Приложение №1 включает в себя:
– общие требования;
– порядок проведения предварительных медицинских осмотров;
– порядок проведения периодических медицинских осмотров;
– приложение “Периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров”.

Наименование вредных и (или) опасных производственных факторов Периодичность осмотров Участие врачей-специалистов Лабораторные и функциональные исследования
I Химические факторы…
II Биологические факторы…
III Аэрозоли и пыли…
IV Физические факторы…
V Факторы трудового процесса…
VI Выполняемые работы
Приложение “Периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров”

В 23 разделе объединили все пищевые и около пищевые профессии и производства.

Предварительный медицинский осмотр проводится с целью уточнения соответствует ли состояния здоровья лица той работе, на которую он претендует.

Периодический медицинской осмотр проводится с целью:
– раннего выявления ухудшения показателей здоровья под влиянием факторов трудовой среды;
– наблюдения за состоянием здоровья работника в процессе трудовой деятельности для выявления профессиональных заболеваний;
– выявления наличия противопоказаний к трудовой деятельности.

Предварительный и периодический медицинский осмотр могут проводить медицинские организации как государственные, так и частные, при наличии лицензии на данный вид деятельности.

Медицинские осмотры могут проводится как на базе медицинских учреждений, так и выездными бригадами. При организации выездных бригад необходимо обеспечить проведение лабораторных и инструментальных исследований для проведения медицинского осмотра в полном объеме.

То есть, не всегда выездной медицинский осмотр может гарантировать, что сотрудникам не придется дополнительно посетить медицинское учреждение. Учитывайте это при выборе способа проведения мед осмотра для своих сотрудников.

Организация проведения медицинского осмотра, как предварительного, так и периодического, остается обязанностью работодателя.

Статья 212 ТР ТФ.

Медицинские организации могут получать информацию о состоянии здоровья работника (при проведении медицинского осмотра) у медицинской организации, в которой обслуживается работник (например, по месту жительства).

Как и в утратившем силу приказе перечень вредных и (или) опасных производственных факторов разделен на разделы:

  • Химический факторы;
  • Биологические факторы;
  • Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия и пыли (АПФД);
  • Физические факторы;
  • Факторы трудового процесса.

Из основных изменений стоит отметить, что Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия и пыли выделены в отдельную группу.

Приказ от 31.12.2020 г. №988/1420н вступает в силу с 01 апреля 2021 года и действует на 6 лет до 01 апреля 2027 года.

Посмотреть Приказ от 31.12.2020 г. №988/1420н «Об отверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры».

Как и ранее при поступлении на работу работодателю необходимо будет подготовить направление на медицинский осмотр.

Мы проанализировали требования к направлению на медицинский осмотр в приказе 29Н и 302Н:

Требования к новому направлению по приказу №29н Требования к старому направлению по приказу №302н

1) наименование работодателя, электронная почта, контактный телефон;

2) форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;

3) наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН, электронная почта, контактный телефон;

4) вид медицинского осмотра; фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, пол работника;

5) наименование структурного подразделения работодателя (при наличии);

6) наименование должности (профессии) или вида работы; вредные и (или) опасные производственные факторы, виды работ, в соответствии со списком контингента;

7) номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования.

1) наименование работодателя;

2) форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;

3) наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;

4) вид медицинского осмотра (предварительный или периодический); фамилия, имя, отчество лица, поступающего на работу (работника);

5) дата рождения лица, поступающего на работу (работника);

6) наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет занято лицо, поступающее на работу (занят работник);

7) наименование должности (профессии) или вида работы; вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам.

По сравнению со старым Приказом дополнительно в направлении теперь нужно будет указать:

  • электронную почту контактный телефон работодателя и медицинской организации;
  • пол работника;
  • Номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования. Полис обязательного (добровольного) медицинского страхования так же необходимо будет предоставить работнику при прохождении предварительного медицинского осмотра.

Важно:
Работодателю необходимо будет вести учет выданных направлений в бумажном и электронном виде.

В целях упрощения документооборота работодатели смогут выдавать направление на медицинский осмотр в электронном виде с использованием электронной подписи работодателя и работника.

Периодичность проведения медицинских осмотров определяется наличием вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте и (или) видами выполняемых работ.

Важно:
Согласно п. 18 Работодателю можно будет отложить проведение медицинских осмотров, но не более чем на 6 месяцев в связи с введением режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, за исключением п. 23-27 выполняемых работ и если по результатам специальной оценки условий труда установлены класс вредности 3.3 и 3.4.

Работодателю, как и ранее необходимо будет утвердить:

  • список работников, подлежащих периодическим осмотр;
  • поименные списки работников, подлежащих периодическим осмотрам.

Список работников, подлежащих периодическим осмотрам с указанием наименование профессии или должности работника, наименование вредных производственных факторов, в том числе вредных производственных факторов по результатам СОУТ.

В отдельных случаях организации необходимо будет в течение 10 рабочих дней направить разработанный и утвержденный список в территориальный орган Роспотребнадзора по фактическому нахождению. К таким организациям относятся:

  • пищевой промышленности;
  • общественного питания и торговли;
  • водопроводных сооружений;
  • медицинских организаций;
  • работодателей, попадающих под ч. 2. ст. 213 ТК РФ.

На основании списка работников, подлежащих периодическим осмотрам, работодателем составляются и утверждаются поименные списки работников, подлежащих периодическим осмотрам, которые не позднее чем за 2 месяца направляются работодателем в медицинскую организацию.

Работодателю дается право организовать работникам прохождение диспансеризации (первого этапа) и (или) ежегодного профилактического медицинского осмотра взрослого населения с целью предоставления результатов врачебной комиссии, необходимых при подготовке заключения по итогам периодического осмотра.

Если при проведении медицинского осмотра в медицинской организации будет установлен диагноз о наличии у работника профессионального заболевания, медицинской организации необходимо руководствоваться Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 967.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.01.2021 № 15н

До апреля 2021г порядок проведения медосмотров устанавливается Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011г № 302н. С 1 апреля его заменит Приказ Минздрава от 28.01.2021г № 29н об утверждении порядка проведения предварительных и периодических медосмотров, предусмотренных ч.4 ст.213 Трудового кодекса РФ.

Вторым важным документом в области медицинских осмотров стал Приказ Минздрава России от 31.12.2020г № 988н/1420н. Приказ №988н/1420н содержит Приложение с таблицей, в которой перечислены вредные и опасных производственные факторы. Присутствие этих факторов на рабочих местах требует проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.

Эти два документа будут работать до 1 апреля 2027 года.

Приказ №29н распространяется на работников, которые указаны в ч.4 ст.213 ТК РФ. Это работники с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движениями транспорта, работники пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений.

Предварительный медосмотр организуется для лиц, поступающих на работу. Трудовой договор с работником заключают после прохождения медосмотра. При прохождении медосмотра работник берет с собой в медорганизацию пакет документов:

  • Паспорт

  • СНИЛС

  • Направление на медосмотр от работодателя

  • Решение врачебной комиссии по психиатрическому освидетельствованию (если это требуется)

  • Полис обязательного и дополнительного медицинского страхования (ОМС и ДМС) (п.9 Приказа Минздрава №29н)

Работник имеет право предоставить выписку из своей медицинской карты по месту прикрепления.

Сведения о проведенной ранее диспансеризации работника медорганизация запрашивает самостоятельно (если это потребуется, то до начала медосмотра).

В направлении на медицинский осмотр, которое работодатель выдает сотруднику, указывается номер полиса ОМС и ДМС.

Формулировка некоторых видов работ в Приложении к Приказу №29н изменилась. На примере пункта 27 «Работы в медицинских организациях» видно, что на медосмотры теперь будут направляться все работники такой организации, в том числе и не связанные с медицинской деятельностью: кадровики, дворники, бухгалтеры, административно-хозяйственные рабочие и т.д. В Приказе №302н требования распространялись только на медицинский персонал.

Аналогичные требования сейчас предъявляются и к работникам организаций коммунального и бытового обслуживания населения. (п.26 Приложение к Приказу №29н)

  • Основанием для внеочередного медосмотра может стать один из (или сочетание обоих) факторов:

  • Рекомендация врачей по итогам медицинского осмотра

  • Период нетрудоспособности работника

С учетом всех установленных новым Приказом изменений, работодатель действует по плану.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *