Контрактный управляющий профессиональный стандарт
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контрактный управляющий профессиональный стандарт». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Термин введен законом в целях регулирования сферы госзаказов. Эта должность не включена в тарифно-квалификационный справочник и профессиональные квалификационные группы. Соответственно, не утверждена типовая должностная инструкция, нет и унифицированной формы приказа о создании службы.
Исполняет другие обязанности, установленные Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Обязанности контрактного управляющего
Профстандарт специалиста по закупкам 44 ФЗ — это требования к умениям, навыкам и опыту работы сотрудника, который будет отвечать за проведение закупок у заказчика. Стандарты разработаны и применяются по правилам статей 195.3 и 195.4 ТК РФ.
Информация о профстандарте и его применении появилась в ТК РФ с 2012 года. Термин введен для определения квалификационных характеристик, необходимых для применения в конкретной сфере работы. Стандарты созданы, чтобы исполнять ст. 195.1 ТК РФ, и должны помочь реализации принципа профессионализма заказчика.
Уровень образования здесь аналогичен предыдущему, а вот опыт работы должен быть не менее пяти лет непременно в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях — от трех лет. Речь идет о руководителях в сфере закупок.
Должность контрактного управляющего разделена на 4 уровня квалификации, с требованиями образования и профессиональных навыков.
Для работы в этом направлении сотрудник должен иметь высшее образование по программе бакалавриата и опыт практической работы не менее трех лет в области закупок.
Применение профстандартов на практике
Своеобразным водоразделом является текущий год. Еще в 2016 г. контрактному работнику достаточно было иметь образование по правилам размещения заказов. Нынешняя ситуация обязывает соблюдать профстандарт специалиста по закупкам с 2020 года с наличием документов об образовании в контрактной сфере.
Вот квалификационные требования к должности специалиста по закупкам:
- уровень 5, начальный — обеспечение (предварительный сбор данных, подготовка документации, заключение контракта);
- 6 — осуществление (составление планов и обоснований, осуществление процедур);
- 7 — проверка (анализ результатов госзакупки, исполнения условий контракта и качества продукции);
- 8 — максимальный — контроль (мониторинг и аудит).
Любая компания, в круг деятельности которой включено осуществление госзакупок, обязана сформировать для этого специальную службу либо возложить соответствующие обязанности на одного человека.
Существуют две группы сотрудников закупочной сферы: специалисты по госзакупкам и эксперты. Первые проводят закупочные процедуры, управляют ими и контролируют их проведение. Вторые ведут более теоретическую деятельность: консультируют, составляют методические рекомендации, участвуют в приемке результатов госзакупок как оценщики.
Регулирование использования профстандартов
Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 в действие введены правила для разработки и утверждения профстандарта специалиста по закупкам с 2020 года.
В крупной компании может действовать более одного управляющего, при этом обязанности между ними разделяются в соответствии с существующими закупочными секторами. Один работник может, к примеру, отвечать за продуктовые поставки, второй – за закупку технических средств, в сфере деятельности третьего – ремонтные и строительные работы, и т.д.
Перечень не является закрытым: заказчик вправе его дополнить в соответствии с собственными интересами.
В отношении ведомственного контроля по осуществлению госзакупок в 2017 году тоже приняты новые правила.
Где указаны требования к работникам госзаказа
Для выполнения задач работник должен иметь высшее образование по программе специалитета или магистратуры и опыт практической работы не менее четырех лет. В этом профстандарт контрактный управляющий с 2018 года не претерпел никаких изменений.
Вы сможете получить бесплатно баллы НМО в следующем 2019 году по ВСЕМ вашим специальностям: вашей основной или той, по которой прошли переподготовку. Все циклы будут проходить с применением дистанционных технологий, поэтому баллы смогут получить даже жители отдаленных регионов.
Все работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь по 44-ФЗ специальное образование (ч. 6 ст. 38 44-ФЗ). Специалисты обязаны получить высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере госзакупок.
Акция действует только для врачей, поступивших на курсы профессиональной переподготовки до конца декабря 2018 г.
Все работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь по 44-ФЗ специальное образование (ч. 6 ст. 38 44-ФЗ). Специалисты обязаны получить высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере госзакупок.
Профстандарт для контактных управляющих и работников контрактной службы должен соблюдаться в безусловном порядке, а претендент на должность — подтверждать документами образование в сфере контрактных закупок.
Независимая оценка квалификации
Перечень юрлиц, обязанных применять в деятельности эти требования, установлен Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584.
В ЕКС нет кода для должности, контрактного управляющего, однако его функции описаны в профессиональном стандарте, утвержденным министерством труда и социальной политики, где указаны общие трудовые функции:
- Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд.
- Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд.
- Экспертиза результатов закупок, приемка контракта.
- Контроль в сфере закупок.
Он содержит 4 раздела: общие сведения, описание трудовых функций, входящих в стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности), характеристика обобщенных трудовых функций, сведения об организациях-разработчиках.
Кто такой контрактный управляющий по 44-ФЗ
Профстандарт специалиста в сфере закупок — это характеристика уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, которые необходимы для деятельности по контролю и управлению госзакупками.
Занимается организацией обязательного общественного обсуждения закупки товара, работы либо услуги в случаях, установленных Законом.
Осуществление закупок посредством государственных контрактов должно находиться в ведении лица, имеющего для этого определенный специфический набор знаний. Таковы требования 44-ФЗ к контрактному управляющему.
Новый профессиональный стандарт для контрактных управляющих, руководителей контрактной службы, консультантов и экспертов по закупкам.
В стандарте заявлены и требования к образованию и обучению специалистов в закупочной сфере – это среднее профессиональное образование либо дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Разработчиками обоих стандартов являются Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Междисциплинарный академический центр социальных наук «Интерцентр» и Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций.
Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 в действие введены правила для разработки и утверждения профстандарта специалиста по закупкам с 2020 года. Минтруд Приказами от 10.09.2015 № 625н и № 626н утвердил два профстандарта:
- специалист в сфере закупок;
- эксперт в сфере закупок.
Должностные обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ с изменениями 2021 года:
- планирует закупки;
- определяет поставщика;
- заключает, исполняет, вносит изменения и расторгает договоры.
Утвердили новый профстандарт для эксперта в сфере закупок
Специалист в сфере закупок относится к категории специалистов и находится в непосредственном подчинении у руководителя.
Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».
Пятый уровень квалификации, предполагает требования к должности и соискателю:
- наличие среднего профессионального образования, прохождение курсов повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;
- требований к опыту не выдвигается;
- сотрудник должен подготавливать документ о совокупном спросе, и изучать предложения рынка товаров и услуг;
- подготавливать документы для осуществления закупок;
- обрабатывать результаты закупки и заключать контракты;
- должен обладать знаниями основ законодательства относящихся к закупкам, бухгалтерского учета, антимонопольного законодательства.
Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании», статья 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Но нельзя исключать появления такого требования в будущем как по отношению ко всем заказчикам, работающим по тому или иному закону, так и в отношении отдельных категорий организаций (см. выше).
Для минимального предела необходимы высшее, дополнительное профессиональное образование с опытом практических навыков не менее 3 лет.
Трудовые функции, действия, умения и знания для эксперта в сфере госзакупок расписаны по аналогии со специалистом.
Восьмой уровень квалификации, требует от соискателя:
- наличие высшего образования (магистратура, специалитет), а так же курсы повышения квалификации и переподготовка в сфере госзакупок;
- опыт работы от более 5 лет в сфере закупок, или на руководящих должностях более 2 лет;
- в особенности входит аудит и контроль за соблюдением выполнения контрактов;
- провождение проверок, правильность ведения договорных отношений и составление отчетов, по результатам деятельности.
Средний уровень предусматривает наличие высшего образования в форме специалитета, магистратуры, доппрофессионального образования и стажа в сфере деятельности от 4 лет.
Проводит подготовку и размещение в единой информационной системе извещений о проведении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений на принятие участия в выборе поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми методами.