Расчет налога на имущество в РК 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет налога на имущество в РК 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей объект обложения – находящиеся на территории РК:

  • Здания, сооружения, части зданий, учитываемые в составе ОС;

  • Здания и части зданий, предоставленные физическим лицам по договорам долгосрочной аренды жилища с правом выкупа.

  • Здания, сооружения, являющиеся объектами концессии, права на которые переданы по договору концессии и т.д.

Не являются объектами обложения:

  • Здания, сооружения, находящиеся на консервации по решению Правительства РК;
  • Государственные автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения на них;
  • Объекты незавершенного строительства и т.д.

Для физических лиц объект обложения – находящиеся на территории РК жилища, здания, дачные постройки, гаражи и иные строения, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства со дня эксплуатации.

В конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана» основные средства, являющиеся объектами налога на имущество, отображаются в регистре сведений Объекты имущественного налога.

Категория налогоплательщика Налоговая ставка
1. Юридические лица

1,5% к налоговой базе

2.Юридические лица, применяющие СНР на основе упрощенной декларации

3. Индивидуальные предприниматели

0,5% к налоговой базе

4. Юридические лица:
  • Некоммерческие организации;
  • Осуществляющие деятельность в социальной сфере;
  • Осуществляющие библиотечное обслуживание;
  • Осуществляющие деятельность по объектам. питьевого водоснабжения и т.д.

0,1% к налоговой базе

5. Юридические лица, являющиеся автономной организацией образования

0 %

Для физических лиц налог на имущество исчисляется в зависимости от стоимости объекта по следующим ставкам:

Номер Стоимость объектов налогообложения Ставка налога

1.

до 2 000 000 тенге включительно 0,05 процента от стоимости объектов налогообложения

2.

свыше 2 000 000 тенге до 4 000 000 тенге включительно 1 000 тенге + 0,08 процента с суммы, превышающей 2 000 000 тенге

3.

свыше 4 000 000 тенге до 6 000 000 тенге включительно 2 600 тенге + 0,1 процента с суммы, превышающей 4 000 000 тенге

4.

свыше 6 000 000 тенге до 8 000 000 тенге включительно 4 600 тенге + 0,15 процента с суммы, превышающей 6 000 000 тенге
5.

свыше 8 000 000 тенге до 10 000 000 тенге включительно

7 600 тенге + 0,2 процента с суммы, превышающей 8 000 000 тенге

6.

свыше 10 000 000 тенге до 12 000 000 тенге включительно 11 600 тенге + 0,25 процента с суммы, превышающей 10 000 000 тенге

7.

свыше 12 000 000 тенге до 14 000 000 тенге включительно 16 600 тенге + 0,3 процента с суммы, превышающей 12 000 000 тенге

8.

свыше 14 000 000 тенге до 16 000 000 тенге включительно 22 600 тенге + 0,35 процента с суммы, превышающей 14 000 000 тенге

9.

свыше 16 000 000 тенге до 18 000 000 тенге включительно 29 600 тенге + 0,4 процента с суммы, превышающей 16 000 000 тенге

10.

свыше 18 000 000 тенге до 20 000 000 тенге включительно 37 600 тенге + 0,45 процента с суммы, превышающей 18 000 000 тенге

11.

свыше 20 000 000 тенге до 75 000 000 тенге включительно 46 600 тенге + 0,5 процента с суммы, превышающей 20 000 000 тенге

12.

свыше 75 000 000 тенге до 100 000 000 тенге включительно 321 600 тенге + 0,6 процента с суммы, превышающей 75 000 000 тенге

13.

свыше 100 000 000 тенге до 150 000 000 тенге включительно 471 600 тенге + 0,65 процента с суммы, превышающей 100 000 000 тенге

14.

свыше 150 000 000 тенге до 350 000 000 тенге включительно 796 600 тенге + 0,7 процента с суммы, превышающей 150 000 000 тенге

15.

свыше 350 000 000 тенге до 450 000 000 тенге включительно 2 196 600 тенге + 0,75 процента с суммы, превышающей 350 000 000 тенге

16.

свыше 450 000 000 тенге 2 946 600 тенге + 2 процента с суммы, превышающей 450 000 000 тенге

Юридические лица и индивидуальные предприниматели исчисляют налог на имущество самостоятельно путем применения соответствующей ставки налога к налоговой базе.

Налоговые органы осуществляют исчисление налога на имущество физических лиц до 1 июля года, следующего за налоговым периодом, путем применение соответствующей ставки налога к налоговой базе.

Если объект налогообложения находился на праве собственности менее года, то расчет налога производится за период фактического владения.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели (за исключением ИП на СНР) уплачивают в течение года текущие платежи по налогу на имущество: равными долями 25 февраля, 25 мая, 25 августа, 25 ноября.

Окончательная уплата налога на имущество осуществляется по данным декларации не позднее 10 календарных дней после ее представления.

ИП, применяющие СНР, уплачивают налог на имущество через 10 календарных дней после представления декларации.

Физические лица уплачивают налог на имущество до 1 октября года, следующего за налоговым периодом.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели (за исключением ИП на СНР), представляют в налоговые органы расчет текущих платежей до 15 февраля отчетного налогового периода – форма 701.01.

Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (форма 700.00), представляется до 31 марта года, следующего за отчетным.

Индивидуальные предприниматели, применяющие СНР для субъектов малого бизнеса, представляют в налоговые органы декларацию по форме 700.00 в установленные сроки.

В конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана» реализована форма 701.01 «Расчет текущих платежей по земельному налогу и налогу на имущество». Также реализована декларация 700.00 «Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество».

Данные формы расположены в разделе Отчеты Регламентированные отчеты Налоговая отчетность.

Налог на имущество в Казахстане в 2021

Ответ на вопрос, как рассчитать налог на имущество зависит от статуса плательщика. Для юридических лиц/ИП и граждан предусмотрен свой порядок расчета такого платежа в бюджет.

Итак, для имущественного налога, взимаемого с организаций и предпринимателей, установлена единая формула расчета:

Налог на имущество = Налоговая база * Ставка

Особенности определения налоговой базы для юридических лиц и ИП описаны в ст. 520 Кодекса РК. Здесь действуют следующие правила:

  1. Для всех плательщиков (кроме отдельных случаев) базой для исчисления такого вида платежа является среднегодовая балансовая стоимость имущества. Она определяется по данным бухучета.
  2. Если у налогоплательщика отсутствуют сведения о среднегодовой балансовой стоимости объектов, то в качестве базы принимается стоимость такого имущества, определенная в порядке, установленным Правительством Казахстана.
  3. Если ИП в соответствии с законом освобожден от ведения бухгалтерского учета, то за основу берется среднегодовой размер долгосрочной задолженности дебиторов.

Также в Кодексе Казахстана предусмотрены определенные особенности при определении ставки по налогу на имущество юридических лиц. В общих случаях ее размер составляет 1,5% (рассчитываются от налоговой базы). Ставка может быть снижена до:

  • 0,5% – для ИП и организаций, применяющих налоговый режим на основе упрощенной декларации,
  • 0,1% – для юридических лиц, указанных в ст. 289 и ст. 290, организаций из сферы библиотечного обслуживания. Также пониженная ставка действует для таких объектов, как: водохранилища, гидроузлы, гидромелиоративные сооружения и т.д. Полный перечень приведен в п. 3 ст. 521 Кодекса.

Налог на имущество в РК, взимаемый с граждан, также рассчитывается, как произведение налоговой базы и ставки.

В соответствии с п.1 ст. 529 Кодекса РК для жилищных и дачных построек налоговой базой выступает стоимость этих объектов. При этом рассчитывается она по следующей формуле:

Налоговая база или стоимость имущества (С) = базовая цена 1 кв.м (Сб) * коэф. физического износа (К физ) * коэф. функционального износа (К функц) * коэф. зонирования (К зон) * коэф. изменения месячного расчетного показателя (К изм. МРП)

Если речь идет о постройках холодного типа, подвалах, цокольных этажах и т.д., то налоговой базой будет считаться стоимость таких объектов по состоянию на 1 января соответствующего года. Формула расчета приведена в п. 3 ст. 529 Кодекса РК и имеет следующий вид:

Налоговая база или стоимость имущества (С)= базовая цена 1 кв.м (Сб) * общая площадь объекта (S) * коэф. физического износа (К физ)* коэф. изменения месячного расчетного показателя (К изм. МРП) * коэф. зонирования (К зон)

О том, как рассчитать перечисленные показатели, включая налог на имущество в РК, подробно написано в ст. 529 Кодекса.

При исчислении налога на имущество для граждан используется целая система ставок. Они различаются в зависимости от стоимости имущества, попавшего под налогообложение. Чем выше этот показатель, тем, соответственно, больше размер ставки. Полный их перечень приведен в ст. 531.

Базовые ставки для земельных участков устанавливаются из расчета на 1 кв.м. площади и варьируются в зависимости от населенного пункта. Например, для Караганды установлена базовая ставка в размере 0,58, а для Алматинской области всего лишь 0,39.

Для налога на имущество, взимаемого с граждан и организаций (ИП), установлены свои сроки уплаты.

В соответствии с положениями ст. 522 Кодекса РК юридические лица и ИП должны платить налог на имущество по месту нахождения объектов, которые попадают под налогообложение. Расчет суммы они производят самостоятельно. При этом обязаны соблюдать следующие сроки перечисления такого платежа в бюджет:

  • до 25 февраля, 25 мая, 25 августа и 25 ноября соответствующего налогового периода – общие сроки уплаты налога на имущество для организаций и ИП,
  • предприниматели, применяющие упрощенные режимы налогообложения для субъектов малого бизнеса – до 10 апреля года, следующего после отчетного периода.

В соответствии со ст. 532 Кодекса РК в отношении имущества, принадлежащего физическим лицам, налог исчисляется налоговыми органами до 1 июля года, следующего за отчетным периодом. При этом для граждан установлен следующий общий срок уплаты имущественного налога – до 1 октября года, следующего после отчетного.

Если плательщик продал объект, который был в его собственности, то он должен уплатить налог за фактический период владения до наступления дня государственной регистрации сделки по купле-продаже.

В соответствии с установленным порядком, физические лица освобождаются от представления налоговой отчетности по платежам в бюджет за имущество. Исключением являются граждане, которые используют те или иные объекты для ведения предпринимательской деятельности.

Порядок представления и состав отчетности, которую должны подавать юридические лица, ИП и отдельные категории граждан, описан в ст. 525 Кодекса РК. Здесь действуют следующие правила:

  1. До наступления 15 февраля текущего периода организации и ИП обязаны представить в налоговые органы расчет текущих платежей (утвержден Приказом Министра финансов Казахстана № 1214) по налогу на имущество, возникшему на начало года.
  2. Не позднее 10 дней до наступления срока уплаты налога налогоплательщик должен представить: расчет текущих платежей (если налоговые обязательства возникли в течение налогового периода) и дополнительный расчет текущих платежей (если в течение налогового периода были изменены обязательства перед бюджетом по этому виду платежа).
    В случаях, когда обязательства по данному виду налога возникли после уплаты текущих платежей, налогоплательщики освобождаются от представления расчета текущих платежей.
  1. До 31 марта года, следующего за отчетным периодом, также должна быть представлена в налоговый орган декларация. Ее форма утверждена Приказом Министра финансов Казахстана № 166 (Приложение № 50). Обязанность по представлению такого документа возникает у следующих категорий плательщиков налога на имущество:
  • юридических лиц,
  • ИП, использующих соответствующие объекты при ведении бизнеса,
  • физических лиц по имуществу, которое используется ими при ведении предпринимательской деятельности.

Налогоплательщикам доступны разные способы перечисления такого вида обязательного платежа в бюджет.

Итак, как оплатить налог на имущество:

  • в ближайшем отделении банка второго уровня,
  • внесение необходимой суммы в кассе налоговой инспекции,
  • использование интернет-банкинга (при наличии доступа к такому сервису),
  • проведение платежа через портал Электронного правительства.

Сегодня для большинства налогоплательщиков наиболее удобным является именно последний способ. В этом случае провести платеж можно, не выходя из дома/офиса, тем самым сэкономив большое количество времени.

Чтобы оплатить налог на имущество онлайн в Казахстане через сайт Электронного правительства нужно выполнить следующие шаги:

  1. Перейти по ссылке http://egov.kz и авторизоваться в своей учетной записи.
  2. Далее следует найти раздел «Таможня и налоги» и, перейдя в него, кликнуть на ссылку «Оплата налогов и других обязательных платежей в бюджет».
  3. На экране появится страница со справочной информацией об услуге. Здесь же есть кнопка «Оплатить онлайн». По ней нужно кликнуть.
  4. Откроется онлайн-форма, куда нужно внести следующую информацию: ИИН, название налогового органа, сумма платежа, КНП, КБК. После заполнения всех пустых граф нужно нажать на кнопку «Оплатить».
  5. Последний шаг – выбор способа оплаты и проведение платежной операции. Чек об уплате налога появится в личном кабинете плательщика.

Как рассчитать налог на имущество ТОО?

Плательщиками налога на имущество физических лиц не являются:

  1. Герои Советского Союза, герои Социалистического Труда, лица, удостоенные званий «Халық қаһарманы», «Қазақстанның Еңбек Epi», награжденные орденом Славы трех степеней и орденом «Отан», многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвеской «Алтын алқа», отдельно проживающие пенсионеры — в пределах 1000-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, от общей стоимости всех объектов налогообложения, находящихся на праве собственности;
  2. Участники и инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним по льготам и гарантиям, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, а также лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды — в пределах 1500-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, от общей стоимости всех объектов налогообложения, находящихся на праве собственности;
  3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на период до достижения ими 18-летнего возраста.
  4. Индивидуальные предприниматели по объектам налогообложения, используемым в предпринимательской деятельности, за исключением жилищ и других объектов, по которым налоговая база определяется в соответствии со статьей 529 Налогового кодекса и налог исчисляется налоговыми органами в соответствии со статьей 532 Налогового кодекса.

Определение налогоплательщика в отдельных случаях

  1. При передаче государственным учреждением объектов налогообложения в доверительное управление налогоплательщик определяется в соответствии со статьей 41 Налогового кодекса.
  2. Если объект налогообложения находится в общей долевой собственности нескольких лиц, налогоплательщиком признается каждое из этих лиц.
  3. Плательщиком налога по объектам налогообложения, находящимся в общей совместной собственности, может являться один из собственников данного объекта налогообложения по согласованию между ними.

При этом по объектам налогообложения, находящимся в общей совместной собственности, по которым государственная регистрация права собственности произведена после 31 декабря 2016 года, плательщиком налога может являться один из собственников данного объекта налогообложения, указанный собственниками в заявлении на осуществление государственной регистрации права собственности на такой объект.

Порядок исчисления и уплаты налога

  1. Исчисление налога по объектам налогообложения физических лиц производится налоговыми органами не позднее 1 июля года, следующего за отчетным налоговым периодом, по месту нахождения объекта налогообложения, независимо от места жительства налогоплательщика, путем применения соответствующей ставки налога к налоговой базе с учетом фактического срока владения на праве собственности по объектам налогообложения физических лиц, права на которые были зарегистрированы до 1 января года, следующего за отчетным налоговым периодом.
  2. Если в течение налогового периода объект налогообложения находится на праве собственности менее двенадцати месяцев, налог на имущество, подлежащий уплате по таким объектам, рассчитывается путем деления суммы налога, определенной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, на двенадцать и умножения на количество месяцев фактического периода нахождения объекта налогообложения на праве собственности.

При этом фактический период нахождения объекта на праве собственности определяется с начала налогового периода (в случае если объект находился на праве собственности на такую дату) или с 1 числа месяца, в котором возникло право собственности на объект, до 1 числа месяца, в котором было передано право собственности на такой объект, или до конца налогового периода (в случае если объект находится на праве собственности на такую дату).

  1. За объект налогообложения, находящийся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налог исчисляется пропорционально их доле в этом имуществе.
  2. При уничтожении, разрушении, сносе объекта налогообложения перерасчет суммы налога производится при наличии документов, выдаваемых уполномоченным государственным органом, подтверждающих факт уничтожения, разрушения, сноса.
  3. В случае возникновения или прекращения в течение налогового периода права на применение положений подпунктов 1), 2) и 3) пункта 2 статьи 526 Налогового кодекса такие положения:
  • при возникновении права — применяются с 1 числа месяца, в котором такое право возникло, до окончания налогового периода или до 1 числа месяца, в котором такое право прекращается;
  • при прекращении права — не применяются с 1 числа месяца, в котором такое право прекращается.
  1. Если иное не установлено пунктом 7 статьи 532 Налогового кодекса, уплата налога производится в бюджет по месту нахождения объектов обложения не позднее 1 октября года, следующего за отчетным налоговым периодом.
  2. Сумма налога, подлежащая уплате за фактический период владения объектом налогообложения лицом, передающим право собственности, должна быть внесена в бюджет не позднее дня государственной регистрации права собственности.

При этом в целях исчисления налога на имущество физических лиц в случае, предусмотренном частью первой настоящего пункта, используется налоговая база, определенная за налоговый период, предшествующий году, в котором произведена передача права собственности на объект налогообложения.

  1. При изменении границ административно-территориальной единицы налог на имущество физических лиц, находящееся в населенном пункте на территории, которая в результате такого изменения границ переведена в границы другой административно-территориальной единицы, за налоговый период, в котором произведено такое изменение, исчисляется исходя из базовой стоимости, установленной для категории населенного пункта, в границах которого находился данный населенный пункт до даты такого изменения.

Налоговый период для исчисления и уплаты налога на имущество

  1. Налоговым периодом для исчисления налога на имущество физических лиц является календарный год с 1 января по 31 декабря.
  2. При уничтожении, разрушении, сносе объектов налогообложения физических лиц в расчет налогового периода включается месяц, в котором произошел факт уничтожения, разрушения, сноса объектов налогообложения.

Стоимость объекта налогообложения

Ставка налога

1.

до 2 000 000 тенге включительно

0,05 процента от стоимости объектов налогообложения

2.

свыше 2 000 000 тенге до 4 000 000 тенге включительно

1 000 тенге + 0,08 процента с суммы, превышающей 2 000 000 тенге

3.

свыше 4 000 000 тенге до 6 000 000 тенге включительно

2 600 тенге + 0,1 процента с суммы, превышающей 4 000 000 тенге

4.

свыше 6 000 000 тенге до 8 000 000 тенге включительно

4 600 тенге + 0,15 процента с суммы, превышающей 6 000 000 тенге

5.

свыше 8 000 000 тенге до 10 000 000 тенге включительно

7 600 тенге + 0,2 процента с суммы, превышающей 8 000 000 тенге

6.

свыше 10 000 000 тенге до 12 000 000 тенге включительно

11 600 тенге + 0,25 процента с суммы, превышающей 10 000 000 тенге

7.

свыше 12 000 000 тенге до 14 000 000 тенге включительно

16 600 тенге + 0,3 процента с суммы, превышающей 12 000 000 тенге

8.

свыше 14 000 000 тенге до 16 000 000 тенге включительно

22 600 тенге + 0,35 процента с суммы, превышающей 14 000 000 тенге

9.

свыше 16 000 000 тенге до 18 000 000 тенге включительно

29 600 тенге + 0,4 процента с суммы, превышающей 16 000 000 тенге

10.

свыше 18 000 000 тенге до 20 000 000 тенге включительно

37 600 тенге + 0,45 процента с суммы, превышающей 18 000 000 тенге

11.

свыше 20 000 000 тенге до 75 000 000 тенге включительно

46 600 тенге + 0,5 процента с суммы, превышающей 20 000 000 тенге

12.

свыше 75 000 000 тенге до 100 000 000 тенге включительно

321 600 тенге + 0,6 процента с суммы, превышающей 75 000 000 тенге

13.

свыше 100 000 000 тенге до 150 000 000 тенге включительно

471 600 тенге + 0,65 процента с суммы, превышающей 100 000 000 тенге

14.

свыше 150 000 000 тенге до 350 000 000 тенге включительно

796 600 тенге + 0,7 процента с суммы, превышающей 150 000 000 тенге

15.

Уважаемый пользователь!

Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.

Инструкция по запуску программы

Для дальнейшей работы с egov.kz Вам необходимо установить сертификат Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан.

Уважаемый пользователь!

Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.

Инструкция по запуску программы

Инструкция по использованию калькулятора расчёта налога на имущество юрлиц

  1. Введите налоговую ставку (по умолчанию 2,2%) и остаточную стоимость основных средств (имущества) за все периоды.
  2. Нажмите «РАССЧИТАТЬ». Калькулятор сделает расчёт общей суммы налога на имущество за год, среднегодовой стоимости имущества, суммы авансовый платежей и суммы налога к доплате.

Калькулятор налога на имущество юридических лиц – это простой и надежный помощник бухгалтера в работе по налоговым отчетам, в том числе и в расчете налога на имущество субъекта предпринимательской деятельности.

Для начала расчетов следует знать налоговую ставку по налогу на имущество юридических лиц.

Уточним, что налоговые ставки устанавливаются на региональном уровне. Это означает, что ставка принимается представительными органами субъекта Российской Федерации в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса РФ.

В равной степени на региональном уровне устанавливаются также:

  • конкретные особенности по исчислению налоговой базы;
  • налоговые льготы;
  • условия применения льгот субъектами предпринимательской деятельности.

Применительно к калькулятору это означает, что налоговая ставка и иные показатели, необходимые для расчета, должны быть введены самим пользователем – налогоплательщиком по ст.474 НК РФ, поскольку ни один калькулятор не способен учитывать все региональные особенности.

В специально отведенные для этого окна введите остаточную стоимость всех имеющихся на балансе основных средств по показателям:

  • на начало каждого месяца;
  • на конец года.

Для каждого месяца в калькуляторе имеется отдельное окно. Таким образом, в 12 полей потребуется ввести 13 показателей, из которых два приходятся на декабрь.

После заполнения всех полей следует сделать клик левой клавишей мыши на кнопку «Рассчитать». Полученные в результате расчета данные будут выведены в нижерасположенной таблице.

Из налоговой базы, в соответствии со ст. ст. 374, 381 НК РФ следует исключить:

  • объекты имущества, входящие в первую и вторую группу классификатора;
  • земельные участки и иные объекты природопользовательского назначения;
  • элементы движимого основного фонда, за исключением объектов, перечисленных в ст. 105.1 НК РФ;
  • элементы основного фонда, не принятые на баланс предприятия.

Бюджетные организации, как правило, определяют размер налога по среднегодовой стоимости. Поскольку на региональном уровне могут иметься значительные различия в порядке исчисления, то прежде чем браться за отчет, рекомендуем получить квалифицированную консультацию в территориальной ИФНС.

Движимое имущество, принятое на баланс по результатам реорганизаций либо ликвидаций, имевших место до 1 января 2013 года, не входит, в соответствии со ст. 381 НК РФ, в налоговую базу.

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

  • Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
  • Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.

Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества. Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера. Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые.

Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации. Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет. Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется.


1 Письмо ФНС России от 31 октября 2019 г. № БС-4-21/22311@ «Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу».

2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ».

Основание: Закон Пермского края от 13.11.2017 N 141-ПК (ред. от 27.11.2020) «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», Закон Пермского края от 08.10.2015 N 549-ПК (ред. от 06.11.2019) «О регулировании действия законодательства Пермского края о налогах и сборах в отношении налогоплательщиков, с которыми заключен специальный инвестиционный контракт, об установлении налоговых ставок по налогу на имущество организаций и по налогу на прибыль организаций для указанной категории налогоплательщиков и о внесении изменения в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», Закон Пермского края от 28.02.2018 N 197-ПК (ред. от 23.08.2018) «Об установлении налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в границах территорий индустриальных (промышленных) парков, технопарков в сфере высоких технологий»

Если раньше конкретный срок уплаты этих налогов устанавливали регионы, сейчас он один по всей России — 1 марта года, следующего за отчётным. Срок для авансовых платежей не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Отмена деклараций по транспортному и земельному налогам

Начиная с отчётности за 2020 год организации не предоставляют декларации по налогам на транспорт и землю.

Налоговая инспекция в информативных целях будет отправлять организациям сообщение о рассчитанной сумме налога, но это не освобождает организацию от обязанности самостоятельно рассчитать налог и уплатить его в положенный срок. Неполучение от налоговой сообщения — не повод не платить или платить невовремя.

В связи с нововведениями, с 1 января 2021 года у организаций появилась новая обязанность. Если им не пришло из налоговой сообщение о рассчитанной сумме транспортного или земельного налога, они должны направить в ИФНС сообщение о наличии транспортных средств или земельных участков, облагаемых налогом. Сообщение отправляют по форме и в порядке, утверждённым Приказом ФНС России № ЕД-7-21/124 от 25 февраля 2020 г.

К сообщению нужно приложить копии документов, подтверждающих госрегистрацию транспортных средств. По земельным участкам нужно приложить копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на эти участки. Такое сообщение представляется по каждому объекту однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если не отправить такое сообщение, или отправить с опозданием, будет штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога с объекта, по которому нужно было представить сообщение.

2021 год: какие новшества ожидают казахстанцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *