Перечень мед услуг оказываемых бесплатно в 2021 г по полису ОМС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перечень мед услуг оказываемых бесплатно в 2021 г по полису ОМС». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Каждая категория лиц, перечисленных выше, обладает правами и несет определенные обязанности в сфере ОМС.

Права и обязанности страхователей не затронуты изменениями: как и прежде, они должны зарегистрироваться и своевременно уплачивать взносы, и вправе получать соответствующую информацию.

Поскольку федеральные медицинские организации приобрели специфический статус, они заключают договоры на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС непосредственно с ФФОМС, который и осуществляет контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Соответственно, медицинские организации приобрели право обжаловать заключения ФФОМС по оценке предоставления медицинской помощи. Среди новых обязанностей таких медицинских организаций – предоставление напрямую в ФФОМС частных сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, и общих сведений о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а также показателях доступности и качества медицинской помощи. Кроме того, теперь медицинские организации вправе использовать средства нормированного страхового запаса ФФОМС для организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также приобретения и проведения ремонта медицинского оборудования.

У застрахованных лиц, помимо прав на бесплатное оказание медицинской помощи при наступлении страхового случая, выбор врача и страховой медицинской организации, их замену, появилось право выбрать медицинскую организацию, подведомственную федеральному органу исполнительной власти. При этом, право на получение достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи реализуется непосредственно ФФОМС.

Права и обязанности страховых медицинских организаций существенно затронуты изменениями, при этом, вопрос касается не только изъятия некоторых полномочий страховщиков. По заключаемым страховыми организациями договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования ТФОМС предоставляют средства, предназначенные на расходы на ведение дела по ОМС в пределах норматива, которые являются собственными средствами страховой организации. Норматив расходов на ведение дела по ОМС устанавливается законом о бюджете территориального фонда в размере не менее 0,8 процента и не более 1,1 процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (в действующей редакции ФЗ «Об ОМС»). Ранее норматив расходов был установлен в размере не менее одного процента и не более двух процентов от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам. Первоначальная версия проекта № 1027750 — 7 предполагала их сокращение до минимальных половины процента и максимальных одного процента.

У ФФОМС, в свою очередь, появились дополнительные расходы на ведение дела по ОМС в части оказания застрахованным лицам медицинской помощи организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти (и, конечно, собственно расходы на оказание такой помощи). Также ФФОМС приобрел право требования о возмещении расходов на оплату медицинской помощи к лицу, причинившему вред здоровью застрахованному лицу в соответствии со статьей 31 ФЗ «Об ОМС». Кроме того, ФФОМС ведет единый реестр экспертов качества медицинской помощи, включающий в себя сведения об экспертах качества медицинской помощи, которая оказывается медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти.

Перечень бесплатных услуг по полису ОМС на 2021 год

Порядок направления застрахованных лиц в медицинские организации, функции и полномочия учредителей, в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, для оказания медицинской помощи в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования утвержден Приказом Минздрава России от 23.12.2020 № 1363н и зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2020 № 61884.

В соответствии с указанным документом направление пациента в федеральную медицинскую организацию будет осуществляться лечащим врачом той медицинской организации, которая в рамках территориальной программы проводила диагностику пациента и предоставляла первичную или специализированную медицинскую помощь.

Показаниями к оказанию специализированной медицинской помощи федеральными медицинскими организациями являются:

  • нетипичное течение заболевания или отсутствие эффекта от лечения;
  • необходимость в отсутствующих в медицинской организации регионального подчинения методов лечения;
  • риск хирургического лечения в связи с осложнениями;
  • потребность в повторных хирургических вмешательствах;
  • повторное обследование в диагностически сложных случаях;
  • повторная госпитализация по рекомендации федеральной медицинской организации.

Вопрос о госпитализации пациента решается врачебной комиссией.

На этапе обсуждения законопроекта высказывались опасения относительно ограничения права пациента на выбор медицинской организации. Однако, обновленный порядок предусматривает обязанность врача проинформировать пациента о возможности выбора федеральной медицинской организации в случае, если помощь при заболевании (состоянии) пациента имеют возможность оказать несколько учреждений.

Тем не менее, в отсутствие правоприменительной практики, остается неясным, будут ли у лечащего врача стимулы фактически обеспечивать полноту информации о возможности направления пациентов в федеральные медицинские организации при наличии иных медицинских организаций, оказывающих аналогичную специализированную медицинскую помощь, или же новый порядок станет очередным коррупциогенным фактором в медицине. Сергей Готье, директор НМИЦ трансплантологии и искусственных органов им. академика В.И. Шумакова, полагает, что попасть в федеральные медицинские организации пациентам станет проще, однако, Юрий Демин, генеральный директор СМК «РЕСО-Мед», напротив, считает поправки фактическим ограничением права на выбор медицинской организации.

Еще до первого чтения на законопроект обрушилась критика. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку раскритиковал уменьшение установленного нормативного размера средств, предоставляемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования страховой медицинской организации на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, отметив, что существенное изменение действующих подходов приведет к снижению роли страховых медицинских организаций в системе ОМС, что не соответствует определенным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» стратегическим национальным приоритетам в части обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и завершения ее перехода на страховые принципы. При этом, сокращение финансирования страховых медицинских организаций при сохранении обязанностей, возложенных на них законодательством об ОМС и Национальной программой развития здравоохранения, отразится на их финансовой устойчивости. Отток с рынка страховых медицинских организаций и их представителей, имеющих достаточный опыт по обеспечению защиты прав застрахованных лиц, из сферы ОМС, неблагоприятным образом отразится на качестве защиты прав и законных интересов застрахованных лиц. Комитет отметил, что экономия от изъятия части средств страховых организаций может быть сопоставима с затратами на формирование собственной системы контроля качества медицинской помощи ФФОМС, тем более что средства на эти цели не заложены. Отмечен и потенциальный конфликт интересов ФФОМС и медицинских организаций, а «передача функции экспертизы медицинской помощи, оказанной гражданам в федеральных медицинских организациях, от страховых медицинских организаций в ведение ФФОМС лишает систему медицинской экспертизы в обязательном медицинском страховании второго контура контроля».

Счетная палата указала, что в проекте закона усматриваются риски отхода от страховых принципов в системе ОМС и ее финансовой устойчивости. Целесообразность решения о сокращении средств, предоставляемых ТФОМС на ведение дел страховым организациям, не подтверждена обосновывающими материалами. Помимо этого, Счетная палата отметила, что несмотря на то, что предполагается ведение федерального реестра экспертов качества медицинской помощи, источник затрат на его формирование и сопровождение не определен.

При прохождении законопроекта в Совете Федерации Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам также отметил риски снижения доходов страховых организаций, и, соответственно, ликвидации собственно компаний или рабочих мест, и в связи с необходимостью недопущения негативных последствий рекомендовал Правительству Российской Федерации осуществлять мониторинг ситуации с возможностью оперативной корректировки в случае необходимости.

Разумеется, представители страховых организаций первыми выразили обеспокоенность инициативой экономии бюджета за счет снижения нормативов на ведение дел, выступили с публичными заявления о том, что новшества приведут к снижению качества и доступности медицинской помощи, повысят риски бюрократизации и коррумпированности отрасли. Снижение объемов финансирования страховых медицинских организаций, кроме того, приведет к сокращению рабочих мест и даже банкротству некоторых из них. Всероссийский союз страховщиков потребовал публичного обсуждения проекта, к диалогу подключились Российский союз промышленников и предпринимателей, Всероссийский союз пациентов. Неоднозначность предстоящей реформы освещалась ведущими СМИ, такими как Forbes, ТАСС, Коммерсантъ, критика звучала даже в Российской газете. Лидер страхового лобби Игорь Юргенс направлял обращения ключевым политическим фигурам и добился компромиссного варианта текста закона, который был, в конце концов, поддержан.

Стоит отметить, что изменения в текст ФЗ «Об ОМС» подразумевают корректировку ряда подзаконных актов. Однако, до настоящего времени отсутствуют изменения в Постановление Правительства РФ от 21.04.2016 № 332 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования», которые бы позволили медицинской организации реализовать право на использование средств нормированного страхового запаса ФФОМС на обучение и ремонт. Согласно введенной части 3.1. статьи 26 ФЗ «Об ОМС» средства нормированного страхового запаса ФФОМС предоставляются получателям указанных средств, определенным в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса ФФОМС, на основании соглашений, типовые формы и порядок заключения которых утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказ Минздравсоцразвития России от 30.12.2010 № 1229н «Об утверждении Порядка использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования», зарегистрированный в Минюсте России 08.02.2011 № 19744 действует в редакции от 13.02.2020, соответственно, вряд ли в ближайшее время медицинские организации фактически смогут осуществить свои права в указанной части.

Если врач предлагает провести платный анализ и при этом предполагается оплата помимо кассы, рекомендуется отказаться. Действия врача незаконны, а доказать оплату для возврата средств будет нереально.

Когда пациент точно знает, что назначенный анализ есть в списке ОМС, а доктор настаивает на направлении в платную клинику, следует попросить врача дать письменный отказ в предоставлении бесплатной услуги. Обычно даже на этом этапе доктор находит возможность дать направление на бесплатные процедуры. Если этого не произойдет, следует жаловаться главврачу или в страховую.

  • Автострахование
    • ОСАГО
    • КАСКО
  • Недвижимость
  • Жизнь и здоровье
    • ОМС
    • ДМС
  • Пенсионное и социальное
  • Бизнес
  • Финансы
    • Инвестиции
    • Кредит
  • Туризм
  • Ещё
    • Страховые компании РФ

С крахом социалистического строя изменилась и система бесплатного предоставления медицинских услуг. Если раньше вся медицина была бесплатной для больного, то сейчас платить не нужно только за определенный набор услуг, круг которых оговорен системой обязательного медицинского страхования (ОМС).

Полис ОМС является гарантией получения таких услуг. Система охватывает поголовно всех жителей страны. В цепочку участников входят:

  • физические лица (застрахованные);
  • страховые компании с лицензией на ведение деятельности по ОМС – посредники между медицинскими учреждениями и фондами ОМС (федеральным и территориальными);
  • фонды ОМС;
  • медицинские организации с соответствующими лицензиями;
  • страхователи: предприятия, учреждения, ИП, специальные фонды и государство (субъекты – источники денежных поступлений).

Страховой полис ОМС действующего образца гарантирует получение экстренной, неотложной, плановой и паллиативной помощи.

  • обязательные – те, которые входят в базовую программу, одинаковые для всех регионов России;
  • входящие в территориальную программу, разработанную в конкретном регионе сверх обязательной программы.
  • медико-санитарная первичная, включая профилактическую;
  • скорая (кроме эвакуации с помощью средств авиации);
  • специализированная, включая некоторые виды высокотехнологической помощи, необходимость в которой возникла в результате заболеваний из перечня болезней, по которым проводится лечение по полису ОМС.

В разделе 3 постановления дается список заболеваний, которые входят в базовую программу или обязательный минимум оказываемых услуг.

  • инфекционных;
  • паразитарных;
  • связанных с новообразованиями;
  • эндокринной системы;
  • нервной системы;
  • крови и кроветворных органов, системы кровообращения;
  • связанных с нарушением обмена веществ и расстройством питания;
  • включающих отдельные нарушения иммунного механизма;
  • глаз, включая придаточный механизм;
  • ушей, включая сосцевидный отросток;
  • огранов дыхания;
  • органов пищеварения;
  • мочеполовой системы;
  • кожи;
  • костей, мышц и соединительной ткани.
  • отравлениях, травмах и других проблемах, возникающих в результате внешних воздействий;
  • врожденных аномалиях;
  • деформациях и хромосомных нарушениях;
  • беременности, родах, абортах, послеродовых явлениях;
  • дородовых;
  • расстройств психики и поведения.

Кроме заболеваний и состояний лечению подлежит ряд признаков, симптомов и отклонений.

В 2021 году по полису ОМС можно получить больше услуг

Высокотехнологическая помощь не оказывается и бесплатное диспансерное наблюдение не проводится

  • при заболеваниях, передающихся при половом контакте;
  • вызванных ВИЧ;
  • при синдроме приобретенного иммунодефицита;
  • туберкулезе;
  • расстройствах поведения и психики.
  • проходить бесплатную диспансеризацию, включая профосмотр;
  • получать бесплатные лекарства (для некоторых категорий больных);
  • находиться под диспансерным наблюдением (для лиц, болеющих хроническими, социально значимыми заболеваниями и функциональными расстройствами);
  • проходить дородовую диагностику развития ребенка;
  • осуществлять скрининг новорожденных на 5 врожденных и наследственных болезней;
  • проводить обследование слуха у детей 1-го года жизни (аудиологический скрининг);
  • осуществлять процедуру экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).

Если интересующее заболевание или состояние не найдено в базовой программе, чтобы проверить, можно ли по полису ОМС его вылечить, нужно обратиться к территориальной программе бесплатного страхования.

Она помимо критериев, условий и порядка оказания медицинской помощи содержит перечень медицинских услуг, которые должны осуществляться бесплатно:

  • перечень лекарств, отпускаемых по рецепту врача бесплатно;
  • список групп населения, которые должны получать лекарства с 50%-ной скидкой;
  • порядок обеспечения медицинскими препаратами, имплантируемыми изделиями, лечебным питанием; донорской кровью;
  • порядок обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями при оказании паллиативной помощи;
  • порядок предоставления всех видов медицинской помощи.

Территориальная программа должна включать многие административные указания, а также расширенный перечень медицинских услуг и заболеваний, в том числе, лечение зубов по полису ОМС.

Несмотря на то, что человек с медицинским полисом имеет право лечиться в любом населенном пункте страны, нужно знать, что он получит в чужом регионе бесплатно только услуги из базовой программы. Например, приехав в столицу, где территориальная программа значительно расширена, застрахованный получит значительно меньший набор бесплатных услуг, чем лицо с московским полисом ОМС.

Это положение не относится к ситуациям, когда застрахованный приезжает с направлением в специализированный медицинский центр для получения помощи, которую должны оказывать бесплатно, но не могут этого сделать на месте. В приложении к Постановлению №1506 перечислены все виды бесплатной высокотехнологической помощи.

Ознакомиться с конкретной территориальной программой можно на сайте ТФОМС.

  • на срок работы на рынке ОМС;
  • режим работы;
  • доступность офиса;
  • круглосуточную горячую линию;
  • максимальный охват регионов;
  • наличие интернет-чатов;
  • возможность онлайн консультаций.

Будет правильным заключить договор с той СК, с которой ранее человек работал по другим видам страхования и остался доволен обслуживанием. Раз в год застрахованный может сменить страховщика, если недоволен его работой.

Кроме страховой компании человек имеет право выбрать поликлинику по полису ОМС, к которой он прикрепляется, и сменить врача. Поликлинику лучше выбирать с учетом:

  • доступности,
  • оснащенности,
  • наличия узких специалистов,
  • рейтинга медицинской организации.

Информацию можно почерпнуть на официальном сайте поликлиники, а с ее рейтингом – на сайте регионального департамента здравоохранения.

Кроме государственных и муниципальных поликлиник и стационаров бесплатные услуги в рамках ОМС оказывают аккредитованные частные клиники. Сейчас их на рынке более 3 тысяч. Попасть туда на диагностику или лечение можно по направлению врача медицинского учреждения, к которому прикреплен застрахованный.

Если человек по ОМС выбирает поликлинику не по своему месту жительства, он должен понимать, что не сможет вызвать из нее врача на дом. Вызвав врача по месту жительства, ему нанесет визит врач, у которого нет его карточки и который не знаком с состоянием его здоровья.

Частный врач обязан принять вас с результатами исследований, которые сделала лаборатория госклиники. Если коммерческая поликлиника отказывается и направляет на повторные анализы в свою лабораторию, то нарушает закон. Об этом «Прайму» рассказала председатель правления АНО «Центра урегулирования конфликтов в медицине» Ирина Гриценко.

Если в коммерческой клинике настаивают, что анализы платные, звоните в страховую компанию. Номер обычно указан на полисе ОМС. Уточните, можно ли сделать назначенные исследования бесплатно и попросите страховщика помочь вам.

Но бывает, что регистратура частной клиники отказывается делать обследования по ОМС, аргументирует отказ «внутренними правилами».

В таком случае придётся подавать жалобу главному врачу. Напишите заявление в двух экземплярах и зарегистрируйте в приёмной. Один оставьте себе с отметкой секретаря, второй отдайте главврачу.

Пишите жалобу в Роспотребнадзор и Фонд ОМС, если главврач не решил проблему.

Бесплатные услуги по омс список 2021

В рамках Территориальной программы обеспечивается оказание медицинской помощи в следующих формах:

  • Экстренная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний, состояниях, представляющих угрозу жизни пациента;
  • Неотложная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний, состояниях, без явных признаков угрозы жизни пациента;
  • Плановая — медицинская помощь, оказываемая при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной либо неотложной формы оказания медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшения состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

В рамках Территориальной программы обеспечивается оказание медицинской помощи в следующих условиях:

  • Вне медицинской организации (по месту вызова выездной бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
  • В амбулаторных условиях, в том числе на дому при вызове медицинского работника;
  • В условиях дневного стационара (предусматривается медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требуется круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);
  • В стационарных условиях (обеспечивается круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
  • Медицинская помощь в стационарных условиях в экстренной форме оказывается безотлагательно;
  • Срок ожидания специализированной медицинской помощи (за исключением высокотехнологичной) в стационарных условиях в плановой форме (плановая госпитализация) составляет не более 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию пациента;
  • Срок ожидания специализированной медицинской помощи для пациента с онкологическим заболеванием (состоянием, имеющим признаки онкологического заболевания), за исключением высокотехнологичной, в связи с наличием указанного заболевания (состояния) в стационарных условиях в плановой форме — не более 7 рабочих дней со дня гистологической верификации опухоли или со дня установления диагноза онкологического заболевания (состояния, имеющего признаки онкологического заболевания). Плановая госпитализация обеспечивается при наличии направления на госпитализацию пациента;
  • Медицинская помощь по неотложным показаниям в амбулаторных условиях оказывается врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми, врачами акушерами-гинекологами и осуществляется в день обращения пациента;
  • Срок ожидания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме составляет не более двух часов с момента обращения пациента;
  • Оказание первичной медико-санитарной помощи в плановой форме осуществляется по предварительной записи пациентов, в том числе в электронной форме. Срок ожидания приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми не должен превышать 24 часов с момента обращения пациента;
  • Срок ожидания приема врачей-специалистов при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме составляет не более 10 календарных дней со дня обращения пациента;
  • Срок ожидания приема (проведения консультаций) врачей-специалистов в случае подозрения на онкологическое заболевание составляет не более трех рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;
  • Срок ожидания проведения диагностических инструментальных исследований (рентгенологические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме составляет не более 10 календарных дней со дня назначения исследования;
  • Срок ожидания проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме (за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание) составляет не более 14 рабочих дней со дня назначения исследования;
  • Время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента вызова бригады скорой медицинской помощи для оказания такой медицинской помощи;
  • Срок ожидания проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований в случае подозрения на онкологическое заболевание составляет не более 7 рабочих дней со дня назначения исследования;
  • Срок установления диспансерного наблюдения врача-онколога за пациентом с выявленным онкологическим заболеванием составляет не более трех рабочих дней со дня постановки ему диагноза онкологического заболевания;
  • Сроки ожидания оказания высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях в плановой форме устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. В медицинских организациях, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь в стационарных условиях, ведется «лист ожидания» оказания специализированной медицинской помощи в плановой форме и осуществляется информирование граждан в доступной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о сроках ожидания оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Помощь, оказанная застрахованным, должна быть надлежащего качества, поэтому в задачи экспертов страховых компаний и внештатных врачей-экспертов качества медицинской помощи входит исследование случаев оказания медицинской помощи, выявление врачебных ошибок, выяснение причин возникновения этих ошибок, рекомендаций по их предотвращению. За неисполнение обязательств по предоставлению застрахованным медицинской помощи надлежащего качества и гарантированного объема, к медицинским организациям применяются финансовые санкции. Особому контролю подлежат случаи при поступлении жалоб от застрахованных на доступность и качество медицинской помощи в медицинской организации, летальные исходы, в том числе материнская и младенческая смертность, осложнения заболеваний, внутрибольничное инфицирование.

«Что в 2021 году можно получить по полису ОМС?»

В силу действующих законодательных актов пациентам гарантировано право на следующие виды медицинского обслуживания:

  • экстренное (скорая помощь), в том числе специальная;
  • амбулаторное лечение, в том числе обследование;
  • услуги стационара: гинекологические, по беременности и родам; при обострении недугов, обычных и хронических; в случаях острых отравлений, при получении травм, когда необходима интенсивная терапия, связанная с круглосуточным наблюдением;
  • плановая помощь в стационарных условиях: высокотехнологическая, в том числе с использованием сложных, уникальных методов; медицинское обслуживание граждан с неизлечимыми недугами.

Важно! Если заболевание не подпадает под один из вариантов, за медицинские услуги придется заплатить.

Лекарственные средства выдаются за счет бюджета людям, страдающим такими видами заболеваний:

  • сокращающими срок жизни;
  • редкими;
  • приводящими к инвалидности.

Внимание! Полный и подробный перечень препаратов утверждается правительственным постановлением.

В правительственном постановлении от 19.12.2016 N 1403 приведена более детальная расшифровка медицинских услуг, предоставляемых без взимания платы. В частности, расшифровывается первичная медико-санитарная помощь. Она разбита на подвиды. А именно первичная:

  • доврачебная;
  • врачебная;
  • специализированная.

Внимание! В рамках программы к перечню оказываемых бесплатно добавлена паллиативная медпомощь.

Кроме того, в тексте документа приведен перечень специалистов-медиков, на которых распространяется обязанность обслуживать пациентов без взимания денег.

К ним относятся:

  • фельдшеры;
  • акушеры;
  • другие медработники со средним специальным образованием;
  • врачи всех профилей, включая докторов семейной медицины и педиатров.

Внимание! Документ содержит перечень заболеваний, лечить которые врачи обязаны бесплатно.

Выдают документ соответствующие компании, действующие в рамках законодательства РФ. На официальных сайтах регулярно печатается их рейтинг, позволяющий гражданам определиться с выбором.

Чтобы выдали полис ОМС, необходимо предоставить минимальное число документов.

А именно:

  • для детей до 14 лет:
  • свидетельство о рождении;
  • паспорт родителя (опекуна);
  • СНИЛС (если есть);
  • для граждан, старше 14 лет: паспорт; СНИЛС (при наличии).

Важно! Для граждан РФ полис действует бессрочно. Временным документом обеспечиваются только иностранцы:

  • беженцы;
  • временно проживающие в стране.

В некоторых ситуациях документ положено менять на новый. К таковым относятся следующие:

  • при переезде в регион, где страховщик не работает;
  • в случае заполнения бумаги с ошибками или неточностями;
  • при утере или порче документа;
  • когда он пришел в негодность (обветшал) и невозможно разобрать текст;
  • вслучае перемены персональных данных (замужества, к примеру);
  • в случае планового обновления образцов бланка.

Внимание! Новый полис ОМС выдается без внесения платы.

В п. 6 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ приведен полный перечень бесплатных услуг по медицинскому полису, оказываемых владельцам документа. Они предоставляются в:

  • поликлинике;
  • амбулатории;
  • стационаре;
  • скорой помощи.

В частности, пациенты имеют право на бесплатную медицинскую помощь и лечение в таких ситуациях:

  • в предродовой и послеродовой период беременных женщин, во время освобождения от бремени, при необходимости прервать беременность;
  • при диагностировании инфекционных недугов, заражения паразитами (в данную категорию не входят заболевания: ВИЧ, СПИД, туберкулез, ЗППП);
  • проявления любых недугов у новорожденных;
  • недуги основных систем жизнедеятельности организма: нервной; пищеварительной; мочеполовой; эндокринной; кровеносной; дыхательной; иммунной; органов чувств;
  • при хромосомных нарушениях;
  • при поражении опорно-двигательной системы.

Важно! Каждый субъект федерации имеет возможность дополнить (но не урезать) перечень, утвержденный федеральным нормативно-правовым актом. Узнать о региональном списке можно в любом бюджетном лечебном учреждении.

Список бесплатных анализов по ОМС в 2021 году

С целью организации лечения пациентов, их прикрепляют к поликлинике. Выбор медицинского учреждения отдается на откуп клиента.

Он определяется:

  • удобством посещения;
  • местом размещения (рядом с домом);
  • другими факторами.

Важно! Менять медицинское учреждение позволено не чаще раза в год. Исключением является смена места жительства.

Порядок оказания бесплатной медицинской помощи изложен в:

  1. ФЗ №326 от 29.11.2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в РФ».
  2. Постановлении Правительства №1403 от 19.12.2016 г. «О программе госгарантий….». Содержит полный перечень заболеваний, подлежащих бесплатному лечению.
  3. Законах субъектов РФ.

Исходя из этого понятно, что в разных регионах итоговый перечень будет отличаться.

Часть (базовая) субсидируется из федерального бюджета, а часть (региональная) – из местного, и вот эта вторая часть в каждом регионе – своя.

Бесплатно будет выполнен анализ, если он соответствует следующим условиям:

условия

  1. Необходим для диагностики и лечения патологии, входящей в ПП №1403.
  2. Требуется для выявления вероятных сопутствующих болезней.
  3. Важен для профилактики данного и возможных сопутствующих заболеваний.

В последнем случае врач может назначить дополнительные анализы, если подозревает наличие сопутствующей этой болезни патологии.

Если пациент обратился с жалобой на боль в желудке, а у врача имеются основания подозревать наличие патологического процесса в печени. В этом случае бесплатно будут проведены все диагностические мероприятия по выявлению патологических процессов и в желудке, и в печени.

Стандарты, согласно которым врачи обязаны лечить различные группы заболеваний, детально изложены на сайте Министерства здравоохранения.

  • Анализ крови на выявление конкретных инфекций: ВИЧ, сифилис, гонорея, герпес и т.д.
  • Исследование лимфы и крови на выявление концентрации кровяных телец и других компонентов;
  • Биохимические анализы лимфы и крови;
  • Гормональные тесты;
  • Биопсии внутренних органов и тканей;
  • КТ и МРТ;
  • Рентгенологические снимки;
  • УЗИ;
  • Мазки и соскобы кожи, ротовой полости и т.д.

Платно медики назначают тесты на выявление редких патологий, которые встречаются не чаще 0,01% случаев. Это преимущественно генетические или аутоиммунные болезни. Сюда же относится диагностика, необходимая в эстетической медицине.

Если назначено то или иное исследование платно, а у пациента возникли сомнения в том, что оно не входит в бесплатный перечень, то проверить это можно самостоятельно.

Ведь даже при отсутствии данного метода диагностики в базовом списке, он может входить в:

  • Областную медицинскую программу;
  • Программу, финансируемую работодателем.

Субъекты РФ выделяют ежегодно в определенных пределах деньги на оплату медицинских услуг, не входящих в базовый перечень. При этом региональный список формируется везде индивидуально. Власти опираются на статистические данные по распространенности тех или иных групп заболеваний в данном регионе.

Распространена ситуация, когда на первичном приеме выписывается направление в частную лабораторию на те или иные анализы, которое мотивировано отсутствием реактивов, оборудования, специалистов в этой поликлинике.

Такая практика неправильна. Врач может выдать только направление на диагностику, а место ее выполнения пациент может выбирать на свое усмотрение.

Процедура оформления направления на бесплатные анализы состоит из стандартных этапов:

  1. Осуществляется первичный прием для диагностики заболевания.
  2. Выписывается направление и выдается пациенту.
  3. Если в данной клинике выполнить направление нельзя, то оно вписывается в другое медучреждение, где его можно сделать бесплатно.
  4. Отказ врача выписать такое направление – основание для жалобы главврачу.

Если главврач в ответ на жалобу не предпринимает никаких действий, то необходимо сразу же обращаться к представителю страховщика, выдавшего полис ОМС.

Полис ОМС: краткая инструкция по применению

Если вам все-таки пришлось сдать анализ в частной лаборатории платно, не поздно вернуть потраченные деньги. Иногда речь может идти о значительных суммах.

Сделать это можно одним из способов:

  1. Через кассу той поликлиники, к которой приписан пациент.
  2. Через страховщика, выдавшего полис ОМС.

Если вас вынудили оплатить бесплатный анализ в муниципальной поликлинике, для возврата денег, необходимо выполнить следующий алгоритм действий:

порядок действий, если навязали платный анализ

  1. Написать заявление на имя главврача, в котором необходимо описать все факты: личные данные заявителя, его адрес, номер полиса ОМС, кто выписал направление, в какую сумму обошлась диагностика, когда был сделана.

    В качестве основания для компенсации нужно указать, в каком из перечней (базовом или региональном) содержится данный анализ.

  2. К заявлению прилагается оплаченный чек, а также договор, который в таких случаях всегда оформляется.
  3. После рассмотрения заявления главврачом на руки выдается приказ-резолюция, на основании которого выплачивается компенсация или документально оформленный отказ в такой выплате.
  4. Для получения денег необходимо обратиться в бухгалтерию поликлиники с приказом и вашим паспортом.

Если диагностика была сделана в частной клинике, то возвратом денег должна заниматься страховая компания. Заявление составляется точно также, только подается в офис страховщика.

В такой ситуации речь идет о наступлении страхового случая: необходимость сдать анализ в рамках ОМС. Деньги должны быть возвращены в течении 3-8 дней на карту клиента.

Если речь идет о гарантиях, финансируемых работодателем, то деньги возвращаются через кассу предприятия.

Требовать соблюдения своих прав пациенты могут не только в кабинете главврача больницы или офисе страховщика.

Когда стандартные действия не принесли должного результата, назначенные анализы требуются и сделать их можно в данном случае только платно, хотя они и включены в бесплатный перечень, можно требовать защиты своих прав в суде.

Ответчиком в таком случае выступает территориальный фонд ОМС, больница и страховая компания, не сумевшие оказать помощь пациенту в рамках обеспеченных государством гарантий.

Бывает, что направление на бесплатные анализы выписывают в соседний город. Делать это разрешается только, когда:

  1. В муниципальном образовании нет государственных медучреждений, выполняющих данную диагностику.
  2. Сейчас в клинике нет необходимых специалистов.
  3. Диагностика не входит ни в базовый, ни в региональный перечни.
  4. Гражданин зарегистрирован в ином субъекте РФ.

В любом из указанных случаев, врач обязан сообщить обо всех имеющихся альтернативах.

Случается, что пациентов обманывают. Предлагают подписать отказ от бесплатной услуги из-за того, что ее невозможно оказать в этом учреждении.

Такой отказ лишает права на компенсацию.

Поэтому договор оказания платной медуслуги нужно читать внимательно, а обнаружив пункт об отказе от бесплатных услуг, не подписывать его.

Деньги можно будет вернуть и после подписания такого незаконного договора, но только в судебном порядке.

Важно: отказ выдать чек и договор при оказании платной медуслуги – незаконен. Следует сразу жаловаться главврачу и представителям страховой компании.

К базовому пакету бесплатных анализов и исследований, перешагнув определенный возрастной порог, можете плюсовать еще и другие. Например, с 40 лет положена маммография, но при условии, что у вас есть факторы риска развития рака молочной железы. Эти нюансы описаны в приказе Минздрава №504, в дополнении 2 к Порядку предоставления первичной медицинской помощи. Итак, направление на какие бесплатные исследования можно просить у своего семейного врача после того, как вам стукнуло 40 лет.

  • Что выявляет: рак молочной железы.
  • С какого возраста положена бесплатно: с 40 лет — при наличии факторов риска. Если их нет, как и жалоб, тогда бесплатное исследование положено в возрасте с 50 до 69 лет.
  • Как часто можно делать: каждые 2 года.
  • Факторы риска: подтвержденная мутация BRCA-1 или BRCA-2, наследственная предрасположенность к этому заболеванию, поздние первые роды (30 лет и старше), бесплодие, поздняя менопауза (55 лет и старше), длительная гормонозависимая терапия менопаузы, постменопаузное ожирение, злоупотребление алкоголем, курение.
  • Что выявляет: колоректальный рак.
  • В каком возрасте положен бесплатно: 50–75 лет.
  • Как часто можно делать: каждые 2 года, при наличии факторов риска — каждый год.
  • Факторы риска: семейный аденоматозный полипоз, наследственный неполипозный колоректальный рак, воспалительные заболевания кишечника, аденоматозные полипы.

Не платите: частные клиники бесплатно делают дорогие исследования и анализы

  • Что выявляет: рак предстательной железы.
  • С какого возраста положен бесплатно: с 50 лет — с низким риском заболеть РПЖ, с 45 лет — со средним риском (РПЖ у родственника в возрасте до 65 лет), с 40 лет — с высоким риском (РПЖ у нескольких родственником в возрасте до 65 лет).
  • Как часто можно делать: при ПСА

Также в Программе медицинских гарантий существует пакет обследований для ранней диагностики онкозаболеваний. В него кроме маммографии входят:

  1. гистероскопия;
  2. эзофагогастродуоденоскопия;
  3. колоноскопия;
  4. цистоскопия;
  5. бронхоскопия.

Чтобы бесплатно пройти эти обследования, нужно обратиться к своему семейному или лечащему врачу, который выпишет направления.

Если у пациента есть жалобы или семейный врач считает нужным дополнительно его обследовать, он даст направление к узкому специалисту, например эндокринологу или гастроэнтерологу. А тот уже, при необходимости, направит вас на дополнительные анализы по своему профилю.

Перечень услуг, которые государство гарантирует пациенту бесплатно, зафиксирован в спецификациях к каждому из пакетов медуслуг. Познакомиться с ними можно на сайте НСЗУ в разделе «Требования Программы медицинских гарантий 2020». Они будут действовать до 31 марта.

Аргументы врача в стиле «в нашей больнице эндокринолога нет, поэтому я не могу дать вам направление» не принимайте. Вы имеете право идти к любому специалисту в любом медучреждении, у которого есть договор на амбулаторный пакет с НСЗУ. В электронном направлении по Программе медицинских гарантий не указываются ни заведение, ни врач, к которому направляют пациента. Только код услуги, а также информация о медучреждении и враче, который его создал.

К сожалению, бывают ситуации, когда люди приходят с направлением, например, на бесплатную маммографию, а в кабинете диагностики с них требуют за эту услугу деньги. В таком случае нужно оставить жалобу на сайте НСЗУ, описав ситуацию и оставив контактный номер телефона. Проконсультироваться, как все правильно оформить, можно по бесплатному телефону 1677. Медучреждение, в котором требуют деньги с пациента за бесплатную услугу, рискует утратить договор с НСЗУ и остаться без финансирования из госбюджета.

Киевлянка Анна Эринчак недавно проверила состояние своего здоровья по программе медгарантий от НСЗУ. Она поделилась своими впечатлениями с «Вестями»:

«Перед тем как зайти в кабинет к своему семейному врачу, я внимательно изучила зеленый плакат, который висел возле стойки регистрации. На нем было четко расписано, на какие бесплатные анализы и исследования можно рассчитывать в рамках профосмотра. На мою просьбу выдать направления на них семейный врач не удивилась и оперативно все оформила. Сразу же, в кабинете, медсестра сделала мне электрокардиограмму. Все остальные анализы и обследования я провела в этом же Центре первичной медико-санитарной помощи. Он находится в Печерском районе Киева.

В соответствии с частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2015, N 29, ст. 4356), пунктом 6 статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2013, N 48, ст. 6165), пунктом 14 части 2 статьи 14, частью 3 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724), подпунктами 5.2.55, 5.2.87 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:

1. Утвердить:

Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно приложению N 1;

Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, согласно приложению N 2.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 апреля 2021 г. и действует до 1 апреля 2027 г.

Министр
М.А. МУРАШКО

Что вам положено бесплатно, если у вас есть полис ОМС

1. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливает правила проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

2. Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу (далее — предварительные осмотры) проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе.

3. Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее — периодические осмотры) проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

4. Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой организационно-правовой формы, имеющие право на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (далее — медицинские организации).

Периодичность и объем медицинских осмотров устанавливается в соответствии с приложением к настоящему Порядку .

Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878) (далее — Трудовой кодекс Российской Федерации).

Периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации. Работники перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов проходят в медицинских организациях диагностические исследования.

5. Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия.

В состав врачебной комиссии включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология» или имеющие действующий сертификат по специальности «профпатология».

Возглавляет врачебную комиссию врач-профпатолог.

Состав врачебной комиссии утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.

6. Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя .

Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

Медицинская организация обязана качественно осуществить проведение предварительных и периодических осмотров работников.

7. При проведении предварительного или периодического осмотра работника (лица, поступающего на работу) учитываются результаты ранее проведенных (не позднее одного года) предварительного или периодического осмотра, диспансеризации, иных медицинских осмотров, подтвержденных медицинскими документами, в том числе полученных путем электронного обмена между медицинскими организациями, за исключением случаев выявления у него симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований либо иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотра.

Медицинские организации, проводящие предварительные или периодические осмотры, вправе получать необходимую информацию о состоянии здоровья работника или лица, поступающего на работу, с использованием медицинской информационной системы из медицинской организации, к которой работник прикреплен для медицинского обслуживания.

18. Частота проведения периодических медицинских осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ. Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, предусмотренные приложением к настоящему Порядку.

В случае введения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации проведение периодических осмотров, указанных в приложении к настоящему Порядку, за исключением пунктов 23 — 27, а также случаев, когда условия труда отнесены к подклассам 3.3 и 3.4 в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» , по решению работодателя может быть отложено, но не более чем на 6 месяцев.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 14, ст. 2028.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2019, N 52, ст. 7769.

Работники в возрасте до 21 года, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят периодические осмотры ежегодно.

19. Внеочередные медицинские осмотры (обследования) проводятся на основании выданного работодателем направления на внеочередной медицинский осмотр при наличии медицинских рекомендаций по итогам медицинских осмотров и/или после нетрудоспособности работника.

20. Периодические медицинские осмотры проходят работники:

занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта ;

Приказ Минздрава России и Минтруда России от 31.12.2020 N 988н/1420н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» (зарегистрирован Минюстом России 29.01.2021, регистрационный N 62278).

организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей;

выполняющие работы, предусмотренные приложением к Порядку.

21. В списке работников, подлежащих периодическим осмотрам, указывается:

наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;

наименования вредных производственных факторов, работ в соответствии с приложением к Порядку, а также вредных производственных факторов, установленных в результате специальной оценки условий труда.

22. Список работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний , разработанный и утвержденный работодателем, не позднее 10 рабочих дней направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по фактическому месту нахождения работодателя.

Часть вторая статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации.

23. На основании списка работников, подлежащих периодическим осмотрам, составляются поименные списки работников, подлежащих периодическим осмотрам (далее — поименные списки).

В поименных списках указываются:

фамилия, имя, отчество (при наличии) работника;

профессия (должность) работника, стаж работы в ней;

наименование структурного подразделения работодателя (при наличии);

наименование вредных производственных факторов или видов работ.

Минздрав напоминает, что бесплатная медицинская помощь оказывается в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая утверждена Постановлением Правительства от 8 декабря 2017 года №1492.

Данная Программа утверждена на 2018, а также плановые 2019 и 2020 годы. Источником финансирования программы является система обязательного медицинского страхования и бюджетные средства.

Здесь устанавливается:

  • перечень видов, форм и условий бесплатной медицинской помощи,
  • перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно,
  • категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно,
  • средние нормативы объёма медицинской помощи,
  • средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи,
  • средние подушевые нормативы финансирования,
  • порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты,

На основе этой Программы разрабатываются и утверждаются территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в каждом субъекте РФ.

Какая медицинская помощь оказывается бесплатно?

В ниже приведённой таблице перечислены 4 вида медпомощи, которые оказываются бесплатно

Вид бесплатной медицинской помощи

Описание бесплатной медпомощи

Первичная медико-санитарная помощь, куда включены

доврачебная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара.

врачебная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами);

первичная специализированная медицинская помощь, которая оказывается врачами-специалистами.

Специализированная медицинская помощь, которая оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами.

Сюда включены профилактика, диагностика и лечение заболеваний и состояний, в том числе в период беременности, родов и послеродовой период, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий.

Высокотехнологичная медицинская помощь

Здесь применяются новые сложные и уникальные методы лечения, а также ресурсоемкие методы лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточные технологии, роботизированная техника.

Минздрав указывает, что Программа госгарантий предполагает бесплатное оказание следующих медуслуг и процедур:

  • Бесплатная медицинская реабилитация;
  • Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО);
  • Различные виды диализа;
  • Бесплатная химиотерапия при злокачественных заболеваниях;
  • Профилактические мероприятия. Сюда входят профилактические медосмотры, в том числе детей, работающих и неработающих граждан, обучающихся в образовательных организациях по очной форме, в связи с занятиями физической культурой и спортом, а также диспансеризация, в том числе пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновлённых (удочерённых), принятых под опеку (попечительство) в приёмную или патронатную семью.

Граждане проходят диспансеризацию бесплатно в медицинской организации, в которой они получают первичную медико-санитарную помощь. Большинство мероприятий в рамках диспансеризации проводятся 1 раз в 3 года за исключением маммографии для женщин в возрасте от 51 до 69 лет и исследования кала на скрытую кровь для граждан от 49 до 73 лет, которые проводятся 1 раз в 2 года;

Также бесплатно производится диспансерное наблюдение граждан, которые страдают социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями.

Виды, качество и условия медицинской помощи

Минздрав напоминает, что Программа гарантирует проведение

  • пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка у беременных женщин,
  • неонатального скрининга на 5 наследственных и врожденных заболеваний у новорожденных детей,
  • аудиологического скрининга у новорожденных детей и детей первого года жизни

Минздрав разъясняет гражданам о формах медпомощи.

Плановая медпомощь

Неотложная медпомощь

Экстренная медпомощь

Эта помощь оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью

Медицинская помощь при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

Медпомощь при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента.

При этом медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

Минздрав напоминает о сроках ожидания пациентом помощи.

Сроки ожидания при плановой медпомощи

Не более 24 часов на ожидание приема врачом-терапевтом (участковым), врачом общей практики, участковым педиатром.

Не более 14 дней в ожидании консультации врача-специалиста.

Не более 14 дней на ожидание на проведение рентгенографического исследования, включая маммографию, функциональной диагностики, ультразвукового исследования, и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи.

Не более 30 дней на проведение компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи, не более 14 дней для пациентов с онкологическими заболеваниями.

Сроки ожидания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи не должны превышать 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями — 14 календарных дней с момента установления диагноза заболевания

Сроки ожидания неотложной медпомощи

Не более 2 часов с момента обращения в медорганизацию

Сроки ожидания скорой медпомощи

Время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. При этом в территориальных программах время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учётом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов

Минздрав в своей Памятке указывает на перечень медуслуг и лекарств, за которые платить не нужно.

Бесплатно назначаются лекарства, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Бесплатно назначаются и применяются медицинские изделия, компоненты крови, лечебное питание, в том числе специализированные продукты лечебного питания по медицинским показаниям.

В перечень бесплатных хирургических операций вносят периодические изменения, направленные на расширение возможностей граждан по восстановлению здоровья путём, оперативного вмешательства. Обновленный список бесплатных операций направляют, зарегистрированным рамками ОМС медучреждениям и страховым компаниям. Информация является открытой.

Свободный доступ обеспечивается размещением на информационных стендах медучреждений, их сайтах, а также информированием, на консультациях лечащего доктора, какие операции делают бесплатно.

Перечень бесплатных операций по полису ОМС на 2021 год включает следующие вмешательства:

  1. Хирургические операции на глазах:
  • при катаракте хрусталика глаза;
  • вмешательство при косоглазии, в том числе страбизма у детей;
  • травматической деформации сетчатки;
  • глаукоме;
  • выявление врожденных аномалий.
  1. Сентопластика (исправление перегородки носа), при следующих показаниях:
  • нарушены дыхательные функции;
  • отсутствие обоняния;
  • отёчность слизистой;
  • не стойкость к ОРВИ;
  • не стандартное дыхание, храпение;
  • чрезмерная сухость пазух, систематические боли.
  1. Удаление желчного пузыря при наличии холецистита, расстройствах функционирования (холестероз, желчнокаменных проявлений).
  2. Операция Мармара (болезни вен органов половой системы мужчин) при показаниях:
  • варикоцеле второй и последующих стадий;
  • невозможностью оплодотворения (спермовыделения);
  • болезненные ощущения;
  • эстетика;
  • изменения мошоночной ткани.
  1. Артроскопия суставов.
  2. Операции на венах при венозных заболеваниях.
  3. Болезней области гинекологии.
  4. Грудного отдела (онкология, патологические изменения лёгких).
  5. Вальгуса стоп.

Представленный список, является не полным перечнем безвозмездных хирургических вмешательств допустимых, при наличии полиса ОМС. Однако вмешательства косметического характера (например: бариатрическая операция), к бесплатной медпомощи не относят.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *