Лесная амнистия 2021 судебная практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лесная амнистия 2021 судебная практика». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

достоверность, категории земельных участков, лесной фонд, Единый государственный реестр недвижимости, лесная амнистия, Лесной реестр, пересечение границ земельных участков лесная амнистия, лесной фонд, Единый государственный реестр недвижимости, Лесной реестр, категории земельных участков, достоверность, пересечение границ земельных участков

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

«Лесная амнистия» и как ей воспользоваться

Законным способом увеличить часть своего участка за счет земель лесного фонда, находящихся в государственной или муниципальной собственности, стало возможно после принятия так называемого Закона о лесной амнистии (Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», далее – Закон о лесной амнистии).

Закон о лесной амнистии устанавливает особенности отнесения земельных участков из состава лесного фонда в соответствии с данными государственного лесного реестра (далее – ГЛР) к землям иных категорий, а также порядок исправления сведений о земельных участках в ЕГРН.

Цель лесной амнистии – приведение субъектами РФ до 1 января 2023 г. сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.

Согласно лесной амнистии данные участков, зафиксированные в ЕГРН, получают приоритет перед сведениями государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод информации о лесах, об их использовании и охране.

Таким образом, если есть разница между фактически используемой гражданином площадью земельного участка и площадью кадастровой, указанной в ЕГРН, то согласно Закону о лесной амнистии для такого участка можно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на их наложение на лесную территорию.

Лесной амнистией можно воспользоваться только в том случае, если земельный участок облагорожен гражданином, огорожен забором, а также находится на территории лесного фонда, земли которого отмежеваны.

Для начала надо выяснить, кому действительно принадлежит та земля, которую автор вопроса относит к лесному фонду.

Чтобы прирезать участок лесного фонда, применив Закон о лесной амнистии, заинтересованному гражданину надо подать в органы местного самоуправления по месту нахождения участка заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (заявление о прирезке участка) и утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Просьба не путать проект межевания территории с межевым планом, в котором указываются координаты границ и площадь конкретного участка, что изготавливают кадастровые инженеры для постановки участка на кадастровый учет.

Проект межевания территории готовят на территорию всего квартала, в нем определены границы и площади всех земельных участков внутри квартала. После публичных слушаний проект межевания территории утверждается органами местного самоуправления.

Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).

При образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений (ч. 1 ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», далее – Закон о введение в действие ЗК РФ).

Таким образом, органы местного самоуправления должны в порядке межведомственного взаимодействия согласовать предоставленную гражданином схему с региональным органом власти, уполномоченным в области лесных отношений. В Московской области таким органом власти является Московский областной комитет лесного хозяйства.

Срок согласования схемы с органом местного самоуправления составляет от 30 до 45 дней со дня поступления от гражданина заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (ст. 39.18 ЗК РФ).

Решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданину является основанием для предоставления земельного участка.

В этом случае с органом местного самоуправления заявитель-гражданин заключает договор, а участок в новых границах ставится на кадастровый учет и оформляется на гражданина.

В п. 6–7 ст. 3.5 Закона о введение в действие ЗК РФ перечислены основания для отказа в согласовании предоставленной гражданином схемы. Если вы не согласны с отказом в согласовании схемы, то можете обжаловать его в суде (п. 8 ст. 3.5 Закона о введение в действие ЗК РФ).

В любом случае автору вопроса лучше всего начинать с посещения кадастрового инженера, который поможет и с консультацией по конкретной ситуации, и с оформлением необходимой документации, а также проведет кадастровые работы по изготовлению межевого плана.

  • Эксперт Бюро А.В.Мазуров провёл 4-дневный вебинар для организаций Росавтодора 2021-04-20
  • Декабрь-2020: очередные изменения градостроительного и смежного законодательства 2021-01-18
  • Лето-2020: очередные изменения градостроительного и смежного законодательства 2021-01-18

Ранее в регионах Российской Федерации наблюдалось множество проблем, связанных с близостью участков к лесной кромке. Стали достоянием общественности проблемы с регистрацией прав и изъятием собственности в Иркутской, Псковской, Челябинской областях, Тюмени и многих других местах. Попытки людей обращаться в суд далеко не всегда приносили положительные результаты: сложившаяся судебная практика, как правило, выносила решения об отказе в регистрации и других обоснованных требований собственников.

Теперь ограничения в праве регистрации на землю и недвижимость, реализации других возможностей собственников участков, расположенных у кромки лесов, имевшие место вследствие противоречий отдельных положений старого законодательства, сняты. Люди могут не опасаться изъятия принадлежащих им участков и другой недвижимости по причине их расположения в границах лесного массива.

С принятием закона, начала действовать «лесная амнистия»: собственники, имеющие законные права на участки, получили гарантии их реализации без ограничений. Участок должен быть поставлен на кадастровый учет даже тогда, когда его граница пересекается с границей лесного участка. В кадастр в таком случае вносятся соответствующие изменения о местоположении и границах площади участка леса. Это также касается граждан, имеющих участки для огородничества и садоводства.

Однако следует знать, что действие положений ФЗ №280-ФЗ касается только участков, оформленных в собственность до начала 2016 года.

Закон готовился в условиях жарких дебатов, так как высказывались опасения об уничтожении лесных массивов вследствие массового присвоения участков, расположенных в пределах их границ. Однако статистические данные не зарегистрировали значительного роста и фактов неправомерного узаконивания лесов. Зато сейчас люди стали свободны от опасений, что огороды и прочие земельные участки с постройками, находящимися на площадях лесного фонда, могут быть изъяты.

С таким положением дел согласился и Конституционный суд, зафиксировавший 21 сентября 2017 года в своих определениях верховенство права для правообладателей участков. Центр кадастра и регистрации «Стар-Сервис» готов оказать квалифицированную юридическую помощь в оформлении документов о собственности, оценке, регистрации, узаконивании самостроев и других вопросах, гарантирующих защиту прав собственности на расположенную в границах лесного фонда недвижимость.

Стоит отдельно внимание уделить и усложнению процедуры оформления лесных участков, которая теперь требует дополнительной проверки. Данная проверка включает в себя утверждение схем земельных участков.

Сделано это с целью недопущения ситуации, когда участок лесного фонда по ошибке оформляется в другую категорию земли. Подобный процесс позволяет на месте исправлять все неверно указанные данные в различных документах и менять их на те, которые указаны в ЕГРН.

Проверяться документы будут в органах местного самоуправления. Чаще всего, это Главное управление лесами для каждой из областей. Отправляться в данную службу необходимо только тем, кто хочет получить участок, который в настоящий момент принадлежит государству и при этом не относится к землям в населенном пункте.

Одним словом, если участок покупается у государства вдали от любого населенного пункта, необходимо утверждение схемы в государственном органе.

Давайте попробуем разобраться и с тем, что такое земельный участок, который принадлежит государству. По факту, это все земля, которая не находится во владении физических и юридических лиц, а также не находится в муниципальной собственности.

Официально эта земля называется неразграниченной государственной собственностью. Неразграниченной ее называют, потому что она не числится в земельном кадастре и не разделена на отдельные участки.

Таким образом, приобретение земельного участка в собственность за пределами населенного пункта частично усложняется. Срок подобной проверки не маленький, и после подачи заявки, государственному органу дается 45 дней на ответ.

При этом если последние дни срока выпадают на выходные, конечной датой будет первый рабочий день после выходных или праздников.

Все это означает, что процесс приобретения и приватизации земли теперь будет занимать еще больше времени. С другой стороны, владельцу не придется переделывать документы и сталкиваться с проблемами неправильно определенной категории.

Рассмотрим перечень схем участков, которые не нуждаются в согласовании:

  • Расположены в местности, где нет лесничеств и лесопарков;
  • Расположены в местности, где вся информация о границах лесничеств и лесопарков уже занесена и согласована в ЕГРН. К сожалению, чтобы узнать эти регионы, необходимо обратиться за консультацией;
  • Участок расположен в границах любого населенного пункта.

Отказ в поданной заявке может прийти в случаях, когда намеченный участок полностью или частично находится на территории лесопарка или лесничества.

При этом отказ придет даже в случае, если пересечение минимальное и составляет несколько сантиметров. Проверяется информация согласно данным ЕГРН, а вот в регионах схемы чаще всего делаются на основе других документов, поэтому подобные ситуации периодически случаются.

Вместе с отказом должен прийти развернутый ответ, где описывается причина отказа, также должен быть приложен графический материал, где указаны места пересечения.

Как физические, так и юридические лица, получившие отказ, могут обжаловать решение в суде. Обжаловать решение в суде есть смысл, когда отказ был необоснованным.

Все еще ищете ответ? Спросить юриста проще! Задайте вопрос прямо сейчас через форму (внизу), и в течение часа профильный специалист перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.

Правовые итоги проведения лесной амнистии

В настоящий момент произошло много изменений, из-за которых чаще всего возникает путаница. Подобное чаще всего происходит в случаях, когда в различных документах указаны различные категории земли. С одной стороны, приоритет имеют данные ЕГРН, но с другой — есть ряд исключений.

Подробная информация описана в 10–15 пунктах 14 статьи ФЗ №172, действие которой недавно было возобновлено.

Рассмотрим несколько наиболее ярких и полезных примеров устранения противоречий, которые помогут разобраться в ситуации:

  • Если по информации ЕГРН участок относится к категории «земли запаса», а по документам лесного реестра относится к землям лесного фонда, то участок будет переведен в земли лесного фонда. По факту, земли запаса никому не принадлежат, поэтому подобное изменение категории никак негативно не скажется;
  • Если речь идет об определении категории земли на основе сведений ЕГРН и правоустанавливающих документов, приоритет отдается последним. Допустим, если человек имеет приватизированный участок со всеми оформленными документами, то участок не будет переведен в лесной фонд, даже если расположен в самом центре леса или лесопарка;
  • Бывают ситуации, когда часть участка находится на территории населенного пункта, а часть за ней. В таком случае, земля полностью становится частью населенного пункта.

Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно ваших проблем. Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты! Задайте вопрос через форму (внизу), и один из наших юристов перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.

Существует упрощенная схема оформления участков, которые расположены на территории лесного фонда. В основном, речь идет о земле, права на которую были получены до 01.01.2019 г.

Постановка таких участков на кадастровый учет происходит в обычном порядке на основании схемы земельного участка. Говоря проще, изменения никак не влияют на владельцев, которые получили земли в собственность до 1 января 2016 года.

Если же права на участок были получены после этой даты, то присваивается категория на основе разрешенного использования объекта недвижимости.

После прочтения статьи у вас остались вопросы? Задайте вопрос через форму (внизу), и в течение часа профильный специалист перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.

Согласно последним изменениям, все данные лесного реестра каждого из региона со временем должны быть изменены и соответствовать данным ЕГРН.

Но в новом законе существует сразу ряд противоречий, которые меняют положения вещей. Давайте попробуем разобраться с этим вопросом более детально и узнать несколько важных особенностей.

Например, согласно последним изменениям, из земель лесных фондов необходимо исключить все участки, которые были ранее в него включены, но в настоящий момент не используются и мешают оформлению других участков.

Подобные участки из фонда исключаются только на основе сразу нескольких условий:

  • В ЕГРН нет никакой информации о данных участках. То есть информация записана исключительно в лесном реестре;
  • Границы данного участка пересекаются с границами других участков. При этом не важно, с какими участками есть пересечение;
  • Договоры аренды данных участков были прекращены или окончили свое действие.

Исходя из указанных выше условий, можно сделать вывод, что в данном случае закон изрядно упрощает жизнь. Неиспользуемые участки как бы удаляются из владений лесных хозяйств и лесопарков, что позволяет использовать их в других целях. Чаще всего, это позволяет выровнять границы заповедных зон в местах, где они сильно «деформированы».

Помимо этого, из лесного фонда исключаются те участки, которые не могут быть поставлены на кадастровый учет в связи с различными причинами. Самой популярной из причин является противоречие информации об участках в ЕГРН.

Узнайте, как решить именно вашу проблему. Задайте вопрос через форму (внизу), и один из наших юристов перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.

Второй темой, которую вынесла на обсуждение Ева Михайловна, это поддержание законопроектов, разработанных с участием СПЧ:

1. Предусматривает для заключённых в СИЗО звонки и свидания с самыми близкими без разрешения следователя;

2. Позволяет изымать тотальную переписку заключённого только по решению суда.

Разработка документов связана с существующей практикой «выбивания» показаний путём манипуляций свиданиями и звонками, что, безусловно, и нарушает права заключённых, и подрывает доверие к органам. Ожидается, что принятые данных законопроектов позволит «снять гнёт с заключённых и их близких и заставит следствие качественно заниматься сбором доказательств возможной виновности вместо того, чтобы выбивать признание у, возможно, безвинных».

Меркачева напомнила и об ещё одном факте, являющимся обычным для заключённых — элементарное отсутствие часов. Журналист отметила, что такая практика применялась ещё в 30-х годах и действует до сих пор.

Также Ева Михайловна решила поднять тему медицинской помощи заключённым. Журналист попросила Владимира Владимировича высказать своё мнение по поводу того, что следователи не рекомендуют вывозить того или иного заключённого в больницу, на консультацию или на операцию.

В окончание эмоциональной речи журналист попросила принять закон об оплате проезда волонтёров Общественной наблюдательной комиссии до мест пребывания заключённых, а также сделать процедуру приёма кандидатов в ряды ОНК более прозрачной. Последняя просьба связана со случаями прохождения в наблюдательную комиссию людей, не заинтересованных в результате.

Зачастую граждан волнует вопрос дороговизны услуг кадастровых инженеров. Решение этого вопроса было дано в ведение региональных властей, которых наделили правом устанавливать максимальный порог цен на кадастровые работы. Но предельные цены действуют только до 1 марта 2021 года. Таким образом:

  • на территории Московской области действует максимальная цена услуг за 1 сотку в 450 руб., но не более 7000 руб. за один земельный участок;
  • в регионах эти тарифы ниже, например Владимирская область установила для кадастрового определения «амнистируемого» участка тариф в 4 тыс. рублей.

Государство создает все условия для быстрого оформления недвижимости гражданами для учета таких объектов, заполняя базы достоверными сведениями об их количестве и характеристиках. Но основным моментом, является налогообложение земли и строений имущественным налогом и пополнение казны. Именно поэтому многие граждане не стремятся оформлять право собственности жилого дома на дачном участке, несмотря на угрозы признания их самовольными постройками.

Закон «О лесной амнистии» возник из–за накопившихся противоречий в результате существовавшего более 10 лет упрощенного регулирования отношений по оформлению прав на лесные участки. Лесная «упрощенка» позволяла вносить в кадастр сведения о лесных участках без определения их точных границ. Итогом стало появление большого числа пересечений лесных участков с другими землями — внутри лесных участков оказались дачные, садовые участки и другие объекты.

?

Двойной учет. Одни и те же участки земли могут одновременно относиться к разным категориям — землям сельхозначения, лесного фонда или землям населенных пунктов.

Во-первых, установить приоритет данных ЕГРН перед информацией лесного реестра (ГЛР). Например, если в ГЛР указано, что конкретный участок принадлежит к лесному фонду, но в ЕГРН либо в правоустанавливающем документе обозначено, что этот же участок — частная собственность, относящаяся к иной разновидности земель, то верными в такой ситуации нужно признать данные ЕГРН либо правоустанавливающего документа. Это положение распространяется на те участки, которые были сформированы до 1.01.2016.

Во-вторых, изъять из лесного фонда территории, которые фактически лесами не являются. Это касается участков, которые были образованы до 8.08.2008. В первую очередь это те владения, которые были отданы СНТ, дачникам, огородникам и другим гражданам для ведения индивидуальных подсобных хозяйств и возведения частных зданий жилого предназначения. В данном случае отношение участка к составу лесного фонда по ЛГР роли не играет. С даты принятия «лесной амнистии» их можно оформить как земли, входящие в состав населённого пункта, или сельскохозяйственных угодий, что исключает применение данных участков в качестве лесопользования. Воспользоваться процедурой могут как первообладатели, так и лица купившие, либо унаследовавшие участок.

«Лесная амнистия» касается любого участка, на котором построены какие-либо недвижимые объекты, при условии, что право на строительство всех имеющихся объектов было зарегистрировано до 1.01.2016. Согласно закону, собственник постройки вправе поставить землю, на которой расположена постройка, на кадастровый учет, с занесением данных в ЕГРН на основании чертежа (показывающего расположение участка земли) и описания этого участка, содержащееся в кадастровом плане. Пересечение границ такого участка с границами лесного или лесопаркового надела не будет препятствием для межевания и занесения в ЕГРН.

Если участок был сформирован до 01.01.2016 года и согласно информации, в лесном реестре принадлежат к числу лесных территорий, а по данным ЕГРН (либо правоустанавливающего документа) — к другим категориям, такой участок из состава лесных площадей изымается, а лесопользование прекращается.

К подобным участкам относятся земли следующих предназначений:

  • частное жилищное строительство;
  • индивидуальное подсобное хозяйство;
  • земли, входящие в состав населённых пунктов.

Обратите внимание, что земли, полученные до 8 августа 2008 для садоводства или дачного хозяйства, считаются землями населенных пунктов. Переводить такие площади из одной категории в другую не нужно.

Речь идёт о тех территориях, которые ранее судами были признаны относящимися к территории леса.

Закон № 280-ФЗ придал нормам обратную силу и позволил собственникам территорий, которые попали под «лесную амнистию», обрести право вовлечения своих земель в оборот, провести процедуры межевания, уточнения границ, внесения данных в ЕГРН.

Итак, ожидаемая многими в 2020 году амнистия не состоялась, законопроект «Об объявлении амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» так и остался не реализованным. Таким образом последняя крупная амнистия проводилась более 5 лет назад в 2015 году (посвящалась 70-летию Победы) и тогда она коснулась около 220 000. человек, отбывающих наказание.

Что принесет нам текущий год. Будет ли амнистия в 2021 году?

Много прогнозов давалась о проведении амнистии в связи с распространением риска распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и рискам пандемии для заключенных (в связи с их скученностью в условиях ограниченного пространства).

В России уже месяц действует закон о «лесной амнистии», устанавливающий порядок определения границ частных земельных участков, пересекающихся с землями лесного фонда. За это время тысячи граждан по всей стране устремились в местные органы власти восстанавливать свои права. Но не тут-то было. Чиновники в большинстве своём разводят руками. Им либо не хватает подзаконных актов, либо разъяснений от Росреестра, либо они просто не успели разобраться с нормами документа и потому помощь оказать не могут.

Гораздо меньше беспокойства испытывают чиновники федеральных органов власти. Присутствующей на заседании в Госдуме замдиректора Департамента недвижимости Минэкономразвития РФ Алексей Бутовецкий сразу же заявил, что масштабные законы, подобные «лесной амнистии», трудно сразу без проблем реализовать. «Мы решили не дожидаться вала обращений и 15 сентября направили разъяснения в территориальные подразделения Росеестра. Кроме того, проводим работу над изменениями в подзаконные акты», — сообщил чиновник.

А замдиректора Росеестра Галина Елизарова вообще призналась, что не видит пока глобальных проблем в происходящем. «К нам не поступало обращений, которые требуют экстренных ответов. Но мы плотно работаем с Рослесхозом для упреждения таких ситуаций», — сказала чиновница.

Вспомнили присутствующие и про тяжёлую ситуацию с пересечением лесных земель с землями населённых пунктов в Подмосковье. Ещё год назад губернатор Московской области Андрей Воробьёв говорил о необходимости принятия закона о «лесной амнистии»: власти региона намерены ежегодно вводить в оборот 70 тысяч гектаров земли, поэтому и требуются нормативы, которые позволят это сделать.

Начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Владислав Гордиенко сообщил членам рабочей группы, что сейчас в области зафиксировано более 200 наложений лесных участков на земли иных категорий и закон ситуацию изменит в лучшую сторону.

Лесная амнистия предполагает защиту интересов обладателей участков, которые располагаются вблизи лесов и отчасти пересекаются с лесным фондом. Они получают возможность утвердить свои права в спорных ситуациях, когда их надел смежен с лесом.

Это относится ко всем участкам, которые были образованы до 1 января 2016 года. При этом данная отсечка не относится к началу периода владения участком. Если нынешний владелец приобрел участок у предыдущего после 1 января 2016 года. В том числе в 2017 году, но сам участок был выделен как отдельный объект ранее этой даты. То воспользоваться лесной амнистией безусловно можно.

Кроме того в законе установлено, что участки, которые были предоставлены ранее 8 августа 2008 года и при этом относились к землям лесного фонда. Они могут быть переоформлены в иную категорию вместо данной. Эта норма относится уже к наделам, которые не просто соприкасаются с территорией лесного фонда. А находятся непосредственно внутри нее.

При этом оговаривается, что такая амнистия для данных объектов возможна лишь в том случае, если их эксплуатация не была сопряжена с каким-либо использованием леса. Требуется, чтобы наделы были переданы собственникам до августа 2008 года с целью ведения личного подсобного хозяйства. Для использования под сады и огороды, а также под личную застройку. Если же обнаружится и будет документально подтверждено, что определенный участок эксплуатировали иным образом. Тогда лесная амнистия к нему применена быть не может.

В законе оговаривается:

  1. Если такой участок находится внутри населенного пункта, то он может быть включен в землю поселения.
  2. Если же он располагается вне населенного пункта, его нужно переоформить в качестве земли сельхозназначения.

Очень интересная норма. Пожалуй, даже единственная в своем роде. Её суть заключается в том, что если физлица или компании в результате судебного решения потеряли недвижимость по причине того, что их участок относится к лесной территории, то они теперь могут потребовать признания своих прав на потерянные объекты. Государство признает, что оно было неправо и разрешает вновь обратиться в суд для возврата собственности.

Правда, формулировки этой статьи вызывают вопросы. Так, с одной стороны, законодатель указывает на возможность «обжалования» судебного решения и даже восстанавливает для этого срок — в течении года с момента принятия настоящего закона. А с другой стороны, он уточняет, что защита права осуществляется с помощью нового иска.[7] Но так не бывает. Законодательство не предполагает подобной возможности отмены (или пересмотра) судебного решения. Она (то есть отмена судебного акта) осуществляется в процессуальном порядке, а не с помощью нового искового заявления по тем же основаниям. Остаётся только ждать разъяснений Верховного суда РФ по этому поводу.

Появление возможности межевания

Все владельцы территорий, подпавших под «амнистию», получили реальную возможность провести межевание, уточнить периметры своих наделов и внести сведения в ЕГРН. До введения данных норм этого сделать было нельзя.

Облегчение перевода земель в иную категорию

Данный процесс осуществляется теперь с учетом информации из ЕГРН и правоустанавливающих бумаг. Если лесной реестр относит надел к лесной территории, а в ЕГРН содержится иной вид землепользования, то верными считаются сведения из ЕГРН. А если в ЕГРН нет указания на тип земли, то на первый план выходят разрешения и правоустанавливающие бумаги.

Предоставив официально полученные правоустанавливающие документы, владелец сможет вывести участок из лесного фонда. Исключения составляют земли особо охраняемых природных и культурных территорий, специального назначения (промышленных, энергетических и других предприятий, сельхознаделы). Речь в данном случае идёт опять же о владениях, права на которые оформлены до 1 января 2016 года.

Лесная амнистия судебная практика 2021 года

Закон «О лесной амнистии» возник из–за накопившихся противоречий в результате существовавшего более 10 лет упрощенного регулирования отношений по оформлению прав на лесные участки. Лесная «упрощенка» позволяла вносить в кадастр сведения о лесных участках без определения их точных границ. Итогом стало появление большого числа пересечений лесных участков с другими землями — внутри лесных участков оказались дачные, садовые участки и другие объекты.

Закон о «лесной амнистии»[1] не регулирует какие-то особые, отдельные правоотношения, касающиеся лесной сферы. Он просто-напросто вносит изменения в кодексы и федеральные законы.[2] Но это не умаляет его важности и значимости для россиян. О сути, целях и задачах «лесной амнистии» рассказывает данная статья.

Реформа «лесного законодательства» преследует две главные задачи. Во-первых, установить верховенство ЕГРН перед лесным реестром. Так, если в ГЛР[3] записано, что участок принадлежит лесфонду, а в ЕГРН (или в правоустанавливающих бумагах) указывается, что он является частной собственностью и относится к иному типу земель, то правильной должна считаться информация из ЕГРН. Раньше было наоборот. Суды брали за основу сведения из лесного реестра и лишали граждан и юрлица их собственности. Под действие этих новелл подпадают участки, сформированные до 1 января 2016 года.

Вторая задача, которую решает закон, — вывести из ГЛР площади, которые уже давно фактически не относятся к лесам и не являются таковыми. Здесь речь идет об участках, сформированных до 8 августа 2008 года.

Прежде всего, это земельные владения, сформированные до 08.08.2008 года и официально выделенные дачникам, огородникам и СНТ, а также для личного подсобного хозяйства и строительства частного жилья.[4] При этом не имеет значения, что по данным лесного реестра и по сведениям, находящимся в ЕГРН, они относятся к лесному фонду. С момента вступления закона в силу их можно оформить в качестве земель населенных пунктов либо сельскохозяйственных угодий. Причем данную процедуру смогут провести не только первообладатели надела, но и лица, которые купили землю или получили ее по наследству. Это тоже очень важный момент.

Подпадают под «амнистию» и участки с возведенными на них объектами недвижимости, если, конечно, права субъектов на постройку были зарегистрированы до 1 января 2016 года. Теперь владелец здания сможет поставить землю под ним на учет и внести информацию в единый госреестр в общем порядке, опираясь на чертеж и описание участка на кадастровом плане территории.[5] И даже если его границы пересекаются с лесопарковым или лесным наделом, то это не может воспрепятствовать межеванию и внесению сведений в кадастр.

Далее, исключаются из лесных площадей участки, сформированные до 1 января 2016 года, если по данным лесного реестра они являются лесными территориями, а по сведениям, находящимся в ЕГРН (или в правоустанавливающих бумагах), относятся к иной категории земель.[6] Это могут быть земли ИЖС, личного подсобного хозяйства, земли населенных пунктов и так далее. Главное теперь – то, что записано в ЕГРН.

Ну и наконец, закон разрешил проблему так называемых «подвисших» участков. Нередки ситуации, когда в результате межевания и уточнения границ надел целиком или частично «попадает» (либо «съезжает») в лесопарковую зону. Владельцы подобной земли просто не знали, что делать в таком случае. Теперь же вопрос прояснился. Государство исключает такой надел из лесного фонда, если его разрешенное использование противоречит лесопарковому режиму.

Очень интересная норма. Пожалуй, даже единственная в своем роде. Её суть заключается в том, что если физлица или компании в результате судебного решения потеряли недвижимость по причине того, что их участок относится к лесной территории, то они теперь могут потребовать признания своих прав на потерянные объекты. Государство признает, что оно было неправо и разрешает вновь обратиться в суд для возврата собственности.

Правда, формулировки этой статьи вызывают вопросы. Так, с одной стороны, законодатель указывает на возможность «обжалования» судебного решения и даже восстанавливает для этого срок — в течении года с момента принятия настоящего закона. А с другой стороны, он уточняет, что защита права осуществляется с помощью нового иска.[7] Но так не бывает. Законодательство не предполагает подобной возможности отмены (или пересмотра) судебного решения. Она (то есть отмена судебного акта) осуществляется в процессуальном порядке, а не с помощью нового искового заявления по тем же основаниям. Остаётся только ждать разъяснений Верховного суда РФ по этому поводу.

Появление возможности межевания

Все владельцы территорий, подпавших под «амнистию», получили реальную возможность провести межевание, уточнить периметры своих наделов и внести сведения в ЕГРН. До введения данных норм этого сделать было нельзя.

Облегчение перевода земель в иную категорию

Данный процесс осуществляется теперь с учетом информации из ЕГРН и правоустанавливающих бумаг. Если лесной реестр относит надел к лесной территории, а в ЕГРН содержится иной вид землепользования, то верными считаются сведения из ЕГРН. А если в ЕГРН нет указания на тип земли, то на первый план выходят разрешения и правоустанавливающие бумаги.

Предоставив официально полученные правоустанавливающие документы, владелец сможет вывести участок из лесного фонда. Исключения составляют земли особо охраняемых природных и культурных территорий, специального назначения (промышленных, энергетических и других предприятий, сельхознаделы). Речь в данном случае идёт опять же о владениях, права на которые оформлены до 1 января 2016 года.

Ускоренная застройка городов привела к тому, что в их черте, окруженные землями иных категорий, оказались многочисленные лесные площади. Например, в Новой Москве, в Самаре, Новосибирске и других крупных городах России появились целые территории лесных земель, которые со всех сторон граничат с наделами иного вида землепользования. Понятно, что сначала надо было решать вопросы перевода земель, а только потом возводить дома. Но, что сделано, то сделано. Поэтому власть разрешила включить данные территории в городскую черту, уточнив, что их эксплуатация должна осуществляться с ограничениями, предусмотренными для городских лесов.

Если участок расположен в лесной зоне, и есть проблема с определением земельного статуса, собственнику или арендатору следует в органе лесного хозяйства запросить документы о наложении границ такого участка. Обычно по подобным запросам выдаются следующие документы:

  1. выкопировка из лесоустроительных планшетов;
  2. план лесного участка;
  3. лесоустроительные схемы и карты;
  4. описание таксационное;
  5. акт обследование участка с наложением границ с GPS координатами;
  6. заключение кадастрового инженера о наложении границ участка со схемой и указанием координат GPS:
  7. выписка из ЕГРН на земельный участок.

РосРеестр присылает выписки в течение 3-х рабочих дней (бывают задержки). Если хотите получить информацию быстрее, то рекомендую заказывать выписки из ЕГРН напрямую через API РосРеестра — так вы получите готовый документ в течение часа. Стоимость та же — 250 рублей, данные официальные — из ЕГРН РосРеестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП).

  • Аренда земельного участка для дома (13)
  • Аренда земельного участка под бизнес (19)
  • Земельные участки по госпрограмме (10)
  • Земельные участки по льготе (9)
  • Земли сельскохозяйственного назначения (15)
  • Индивидуальное Жилое Строительство (26)
  • Кадастровые работы (15)
  • Отказ в аренде земельного участка (21)
  • Отказ в переводе в собственность (6)
  • Отказ в разрешении на строительство (3)
  • Покупка земельного участка (24)
  • Продажа земельного участка (15)
  • Судебные иски и споры (10)
  • Ознакомиться со статьями ЛК РФ и ЗК РФ. Также можно со статьями ГК РФ. Составить примерный план действий и нужной документации. Написать обоснование – нужно обязательно или можно обойтись без них.
  • Обратиться за бесплатной консультацией к сотрудникам местного органа самоуправления. Сверить список и добавить новые позиции, изменить или удалить их.
  • Составить заявление со ссылками на нормативные правовые источники Российской Федерации. Обозначить цель обращения, в качестве приложений указать необходимые бумаги (прикладывать нужно оригиналы и копии – их заверяет сам работник уполномоченного органа).
  • При необходимости заплатить государственную пошлину посредством безналичного перевода (точная денежная сумма зависит от регионального законодательства).
  • Собрать весь полный пакет документов по списку, при необходимости заверить через нотариуса справки или выписки, копии.
  • В указанные органом местного самоуправления сроки принести документацию на регистрацию и визирование.
  • Заключить с органом местного самоуправления договор в письменной форме (в собственность землю лесного фонда получить весьма проблематично – обычно дело заканчивается арендой или бессрочным пользованием). При наличии же положительного решения нужно нести бумаги в Росреестр для регистрации в собственность.
  • Взять экземпляры договора и иных бумаг (на них обязательно должны стоят соответствующие реквизиты – хотя бы подпись и печать государственного органа).
  • Обязательно изучить правовые нормы, необходимые для обращения в уполномоченный орган.
  • Для граждан лучше всего будет первичное обращения для составления списка документов. Это поможет избежать суеты и бумажной волокиты.
  • Рекомендуется не строить несанкционированные постройки в лесу, так как администрация откажет в получении разрешения на регистрацию в собственность.
  • Не стоит путать дачную амнистию с лесной – это разные понятия. Первое означает, что гражданин может самостоятельно заниматься вопросами регистрации в собственность участка. Второе означает, что данными вопросами занимаются уполномоченные лица без участия заинтересованных лиц.
  • Нужно иметь в виду, что зоны кладбищ, особо охраняемые, военные и заповедные, парковые невозможно оформить в собственность.
  • По каждому выделенному лесному участку (не переведенному) ежегодно нужно составлять специальный отчет в обязательном порядке. Отчеты подлежат регистрации и хранению в местном муниципальном органе.
  • Для выделенного участка возможен перевод из одной категории в другую.

ВАЖНО !!! На каждом этапе рекомендуется проверять документацию и обоснованность решений уполномоченных органов.

Нередки случаи, когда сотрудники умалчивают определенную, важную информацию или пренебрегают своими полномочиями, нормами права. В таких проблемных ситуациях следует обращаться с жалобой в суд.

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

Однако, и в сведениях Росреестра встречаются неточности. Они возникли не по вине собственников или пользователей спорных участков. Раньше дачные поселки, пионерлагеря или дома отдыха с прилегающими территориями создавались в лесном фонде без изменения категории земель. Есть также множество технических ошибок по той причине, что десятками лет к учёту лесных земель относились безответственно. Статистика приводит результаты — спорные участки занимают площадь до 4 миллионов гектаров. Причём они расположены не в непроходимой тайге, а возле больших городов.

Чиновники опасаются, что воспользоваться плюсами лесной амнистии смогут недобросовестные граждане. Вокруг Москвы образуется зона, недоступная для простых граждан. Большинство участков, вызывающих спор, расположены вблизи нелесных объектов, инфраструктуры и поселений, поэтому при введении законопроекта в действие множество граждан встретятся с закрытым доступом в лес. Например, почти все дачные посёлки в Москве граничат с землями лесного фонда. По оценкам 10% леса при принятии лесной амнистии могут быть огорожены и застроены.

Также вызывает опасение то, что находящиеся сегодня в реестре земли лесного фонда могут быть мошеннически выведены из него и с помощью «амнистии» легализированы. По мнению защитников земель, принадлежащих лесфонду, законопроект следует переработать, а именно:

  • предусмотреть возможность исправления ошибок касающихся интересов добросовестных граждан, которые пользуются землями лесного фонда;
  • продумать нормативы о невозможности легализации владений, мошеннически захваченных без судебного решения;
  • лишить законопроект обратной силы.

Юристы АН Истрариел считают, что оформление участка в наше время необходимо, так как встречаются мошенники, которые могут незаконно расправиться с любой недвижимостью. Для законного оформления земельного участка необходимо будет провести межевание этого участка. Без этой процедуры не обойтись при оформлении строительства на этом участке, его продажи и аренды. Все подобные сделки не будут законно проведены, если границы участка не уточнены, и земельный участок не зарегистрирован в государственном реестре.

С другой стороны, если вы в действительности являетесь собственником земельного участка, то для проведения каких-либо действий с ним, достаточно будет выписки из ЕГРН, которая считается документом, подтверждающим право собственности на объекты недвижимости.

Кадастровые инженеры АН Истрариел оформляют участки, прилегающие к лесу. Если произошла накладка, мы готовим межевой план и регистрируем границы по фактическому пользованию. При необходимости наши юристы подготовят исковое заявление и зарегистрируют границы в судебном порядке.

Чтобы разрешить огромное количество накопившихся вопросов, которые не регулируются законодательством, разработан и одобрен проект «Лесной амнистии». По нему планируется все участки, имеющиеся на территории лесных поселков, оформить в частную собственность. Несомненно, что этим целостность лесов ставится под угрозу, так как открывает дорогу для застройки и разрастания городов в зону лесного фонда. Таких объектов на территории России больше миллиона.

Возможно, что при легализации недвижимости на землях лесхоза будет учитываться правомерность действий, по которым они оказались в распоряжении землевладельца. В связи с этим планируется отдавать приоритет при принятии решений имеющейся регистрации по Росреестру и тем, кто получил лесной участок до первого января 2007 года, проживает на территории временных поселков, созданных для освоения леса и переросших в полноценные.

По закону на территории лесных угодий нельзя вести капитальное строительство, но именно в заповедных зонах расположено огромное количество детских лагерей и санаториев. Нередко земля застраивалась гостиницами и коттеджами не по целевому назначению.

Конечно, просматривается заинтересованность тех, кто пользуется территориями в десятки гектаров, для них «Лесная амнистия» может стать еще одним способом обогащения. Чтобы этого не произошло, предусматривается ввести пункт об отсутствии финансовой выгоды.

Новый закон определяет процесс межевания участков и согласования границ.

Для того, чтобы документы были приняты к рассмотрению, необходимо представить Акт согласования границ (Пр.921 от 08. 12.2015), новая форма которого действует с 1 января 2017 года.

Он должен содержать сведения:

  1. О кадастровом инженере, который составляет план.
  2. О том, какие документы используются.
  3. Подробные сведения о земельных участках, с которыми имеются общие границы, кадастровые номера.
  4. Информацию о местоположении границ.

Все владельцы участков, указанных в акте, должны подтвердить свое согласие на обработку данных. При наличии возражении в акте указываются характерные точки , кадастровые номера спорных смежного участков, возражения. В третьем разделе акта фиксируются сведения о снятии возражений, каким способом они были сняты.

Цель «лесной амнистии» – защита прав собственников земли. Достигается она через решение основных проблем:

  1. устранение противоречивых сведений ЕГРН об участках, границы которых пересекаются с землями лесфонда
  2. исключение из ЕГРН дублирующих сведений о лесных участках
  3. применения принципиально новых положений, ранее законодательно не предусмотренных, направленных на защиту лесов — для исключения впредь возможности внесения в государственные реестры противоречивых сведений

Одно из положений «лесной амнистии» – главенство сведений ЕГРН о категории земель участка над данными:

  • лесного реестра
  • лесного плана субъекта федерации
  • иных документов

Эти материалы позволяли относить ЗУ к лесным землям. У собственников ЗУ возникала проблема с доказательством того факта, что участок не относится к лесфонду.

Законом 280-ФЗ (пункт 3 статьи 14) установлено, что когда один и тот же земельный участок, по сведениям ЕГРН, относится, к примеру, к сельхозземлям, выделенным, скажем, под ЛПХ или СНТ, а по данным ГЛР числится в лесном фонде, приоритет отдаётся сведениям, содержащимися в ЕГРН.

Сведения ЕГРН признаются достоверными. Владельцу участка, стоящего на учёте в государственном реестре недвижимости, не придётся доказывать, что участок не относится к лесным землям.

Законом установлены временные рамки применимости положения о приоритетности сведений ЕРГН перед сведениями ГЛР по так называемым «точкам отсечения», снижающим риски в действии «лесной амнистии»:

  • 8 августа 2008 года:
  1. люди получали участки на лесных землях законно
  2. собственники ЗУ вправе рассчитывать на помощь со стороны государства
  • 1 января 2016 года:

начало упреждения мошеннической деятельности при попытках узаконивания перехода в частные руки:

  1. лесных массивов
  2. лесных земель на особо охраняемых природных территориях

выявившейся в период подготовки и обсуждения Лесного кодекса.

Не упустил закон и случаи «съезда участков» в лесопарковые зоны.

Рассмотрим положения «лесной амнистии» детальнее.

Речь идёт не о любых участках, а только о тех, права собственности на которые возникли до 8 августа 2008 года, а сами участки были предоставлены для таких целей, как:

  • садоводство
  • огородничество
  • личное подсобное хозяйство
  • дачное хозяйство
  • индивидуальное жилищное строительство

Таким участкам можно присвоить более удобную для собственника категорию земель:

  • земли сельскохозяйственного назначения
  • земли населённых пунктов

соответствующую виду использования участка.

Вывести участок из состава земель лесфонда можно даже в случаях, когда:

  1. в ГЛР о ЗУ указано, что надел находится в границах лесных земель
  2. в выписке ЕГРН указано, что категория ЗУ – «земли лесфонда»

Присвоение участку новой категории земель определяется только сроком возникновения права на земельный участок (сроком первичного землеотвода), который должен быть ранее 8 августа 2008 года, и не зависит от целого ряда фактов:

  • от наличия на участке построек
  • от наличия зарегистрированных прав на постройки
  • от категории ЗУ «земли лесного фонда», указанную:
    • или в кадастровом паспорте
    • или в правоустанавливающем документе
    • или в ином документе
  • от того, что современный владелец участка купил его или унаследовал много позднее, чем 8 августа 2008 года – главное, что первый собственник надела стал его владельцем до указанной даты

Примечание

По «лесной амнистии» кадастровый учёт земельного участка:

  • для садоводства
  • для огородничество
  • для ведения личного подсобного хозяйства

не требует согласования той части границ ЗУ, что расположена в лесу.

Законом 280-ФЗ для перечисленных участков установлен финальный срок согласования границ — 1 января 2023 года (пункт 9 статьи 10 закона).

До истечения этого срока исключается необходимость в согласовании местоположения части границы ЗУ на землях лесничества или лесопарка, при одновременном соблюдения следующих условий:

  • земельный участок был предоставлен для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года
  • смежным земельным участком является лесной участок

В случае, когда:

  • собственник участка занимается уточнением положения границ ЗУ, смежного с лесным участком
  • площадь ЗУ превышает более чем на 10% ту площадь, что указана в правоустанавливающих или в правоудостоверяющих документах

органы власти субъекта РФ в области лесных отношений вправе ��озразить против согласования местоположения границ ЗУ (пункт 10 статьи 10 закона 280-ФЗ).

Как узаконить участок земли в лесу?

Гарантия «лесной амнистии» в оформлении собственности на участки и земли под возведёнными на них объектами обеспечивается только при одновременном выполнении следующих условий:

  1. объекты не предназначены для нужд лесопользования
  2. права собственности на построенные объекты недвижимости зарегистрированы до 01.01.2016 г.

Если собственность:

  • на здание
  • на дом
  • на иную постройку

зарегистрирована до 1 января 2016 года, владелец недвижимости имеет право поставить на учёт и земельный участок под объектом. Регистрация проводится вне зависимости от того, что границы ЗУ пересекаются с лесным или лесопарковым наделом (пункт 2 статьи 60 закона 280-ФЗ).

Для подтверждения права собственности на земельный участок владелец дома должен:

  • обратиться с заявлением в орган, который предоставил ЗУ
  • провести межевание
  • внести в ЕГРН сведения:
    • об участке
    • о границах ЗУ (материалы межевого плана):
      1. чертёж
      2. описание участка на кадастровом плане территории)

При подготовке межевого плана кадастровый инженер делает пометку о возможности применения закона о «лесной амнистии».

Далее Росреестр произведёт:

  1. исключение ЗУ из состава лесных площадей:
    1. если участок числился в лесном реестре в качестве части лесной территории, а в ЕГРН – как участок ИЖС, ЛПХ, участок с/х назначения и т.д.)
  2. поставит ЗУ на кадастровый учёт
  3. произведёт владельца постройки в полноценного собственника земельного надела
  4. зарегистрирует право собственности в ЕГРН

Проблем с регистрацией участка и его границ в ЕГРН не будет в случае, когда при уточнении местоположения границ ЗУ было выявлено пересечение границ ЗУ с границами:

  • лесного участка
  • лесничества
  • лесопарка

Нужно только ещё раз сделать акцент на том, что обязательными и одновременно соблюдаемыми условиями будут:

  1. право на участок было оформлено до 1 января 2016 года
  2. право на участок было возникло до даты внесения в ЕГРН сведений о границах участка

Так установлено пунктом 1 статьи 60 закона 280-ФЗ.

Законом рассматривается случай, когда в результате межевания или уточнения их границ получается, что на плане участок «съехал» – полностью иди частично оказался в лесопарковой зоне.

До «лесной амнистии», подобные ситуации превращались в неразрешимые проблемы.

После вступления закона 280-ФЗ в силу способ их разрешения играет в пользу владельца участка:

земельный надел исключается из состава земель лесного фонда, если ВРИ участка противоречит лесопарковому режиму.

Так установлено пунктом 7 статьи 604 закона 280-ФЗ.

По ФЗ 280, устанавливался судебный порядок признания прав на объекты недвижимости, собственность на которые была утрачена по причине относения участков к лесной территории.

До принятия закона, по решениям судов, принятым по искам органов лесного хозяйства, повсеместно проводился снос жилых домов с выселением из них жильцов, вынужденно освобождались от построек садовые, огородные и дачные участки с полным аннулированием прав на них. Граждане лишались и без какой-либо компенсации своего законного права собственности, ранее подтверждённого государством.

Введение нормы закона о возврате собственности на утраченные участки и здания стало признанием государства своей неправоты и предложением об устранении случившейся несправедливости через обращения пострадавших владельцев недвижимости в суд для обжалования судебного решения и восстановления права собственности. Правда, срок подачи иска был ограничен — в течение года со дня вступления закона в силу, то есть закончился 29 июля 2018 года.

Во всяком случае, такая возможность была и, наверное, многие сумели воспользоваться ею.

Нормативные акты, которые обеспечивают взаимодействие граждан и администрации:

  • Лесной Кодекс;
  • Земельный Кодекс;
  • Гражданский Кодекс;
  • федеральные и региональные документы.

К землям этого назначения относят участки, в границах которых произрастают леса природного происхождения.

Их использование в любом виде возможно только после согласования с муниципалитетом, в ведении которого находится территория.

В зависимости от качества и количества деревьев, их ценности с экологической и биологической точки зрения, лесной фонд делится на категории по целевому назначению:

  1. защитные (первая категория): в границах водоохранной зоны, на охраняемых территориях (национальные парки и заповедники), защищающие почвы от разрушения, а поля от ветров. Могут содержать реликтовые деревья, быть местом обитания редких животных, защищать границы государства;
  2. эксплуатационные (вторая категория) – используются для нужд муниципалитета по необходимости: заготовка древесины и живицы, сбор пищевых и непищевых ресурсов, охота, сельское хозяйство, научная и образовательная деятельность, выращивание саженцев, плодовых и декоративных культур, строительство некоторых объектов, переработка древесины и даров леса;
  3. резервные (третья категория) – не используются и не планируются к использованию на протяжении минимум 20 ближайших лет. Государство осуществляет контроль над этими землями: поиск браконьеров, защита от пожаров, поддержание санитарно-экологической безопасности. Здесь возможна деятельность без вырубки и без нанесения вреда экосистеме;
  4. иные участки, которые относятся к защитным.

Помимо самих деревьев в состав лесополосы входят:

Изменения в законе должны привести к развитию рынка загородной недвижимости: активизировать строительство ИЖС. Ожидается, что число заинтересованных в строительстве загородных домов вырастет на 5–7 %. Прогнозируют и небольшое увеличение спроса на готовые загородные дома – не более 3%.

Принятый Федеральный законодательный акт разрешил возникшее противоречие между сведениями, содержащимися в двух государственных реестрах.

С момента вступления закона в силу, сведения из ЕГРН по спорным вопросам имеют большую силу, и они заменяют сведения из ГЛР. Применение федерального закона на практике означает, что органы государственной власти должны самостоятельно выявить все противоречия и устранить их, но, если этого не случилось, заинтересованному лицу необходимо обратиться с заявлением в отделение Росреестра.

Перевести участок в желаемую категорию земель можно при наличии следующих условий:

  • изначальная категория земель относится к одной из следующих: ИЖС, ЛПС, для дачного строительства, садоводства и огородничества;
  • первоначальное право собственности возникло до августа 2008 года. При этом не имеет значения, сколько раз отчуждался участок после этого. Однако право на земельный участок у последнего пользователя должно возникнуть не позднее января 2016;
  • участок не относится к особо охраняемой территории. Это означает, что приобрести в собственность заповедник или заказник не получится;
  • если участок относится к категории промышленных, либо сельскохозяйственных земель, не должно быть сведений о его использовании с нарушениями правил.

После изменения сведений в реестре, участок переходит в категорию населенного пункта (если входит в его границы), либо в земли сельскохозяйственного назначения. Далее Росреестр самостоятельно направляет уведомление в орган контроля и надзора за лесными правоотношениями.

С этого момента можно считать, что перевод земли в необходимую категорию завершен, и пользователь может зарегистрировать право собственности.

Практика применения закона и разрешения подобных дел еще не сформирована, поэтому могут возникать различные сложности.

Зачастую принятый закон не способен урегулировать все вопросы, в связи с высокой сложностью рассматриваемых правоотношений и невозможностью дать однозначное толкование. Отдельные положения закона все еще содержат в себе существенные и неразрешимые в административном порядке противоречия.

Лесная амнистия предполагает защиту интересов обладателей участков, которые располагаются вблизи лесов и отчасти пересекаются с лесным фондом. Они получают возможность утвердить свои права в спорных ситуациях, когда их надел смежен с лесом.

Это относится ко всем участкам, которые были образованы до 1 января 2016 года. При этом данная отсечка не относится к началу периода владения участком. Если нынешний владелец приобрел участок у предыдущего после 1 января 2016 года. В том числе в 2017 году, но сам участок был выделен как отдельный объект ранее этой даты. То воспользоваться лесной амнистией безусловно можно.

Кроме того в законе установлено, что участки, которые были предоставлены ранее 8 августа 2008 года и при этом относились к землям лесного фонда. Они могут быть переоформлены в иную категорию вместо данной. Эта норма относится уже к наделам, которые не просто соприкасаются с территорией лесного фонда. А находятся непосредственно внутри нее.

При этом оговаривается, что такая амнистия для данных объектов возможна лишь в том случае, если их эксплуатация не была сопряжена с каким-либо использованием леса. Требуется, чтобы наделы были переданы собственникам до августа 2008 года с целью ведения личного подсобного хозяйства. Для использования под сады и огороды, а также под личную застройку. Если же обнаружится и будет документально подтверждено, что определенный участок эксплуатировали иным образом. Тогда лесная амнистия к нему применена быть не может.

В законе оговаривается:

  1. Если такой участок находится внутри населенного пункта, то он может быть включен в землю поселения.
  2. Если же он располагается вне населенного пункта, его нужно переоформить в качестве земли сельхозназначения.

Согласно закону, существует возможность перевести эти земли в категорию не лесных (оформить в собственность), а также арендовать для производственного пользования.

Сделать собственностью лесные земли можно только через перевод их в категорию не лесных. Сразу нужно сказать о том, что оформить землю очень сложно и положительный результат далеко не гарантирован.

Федеральный закон № 150-ФЗ от 17.06.2019 года «О внесении изменений в ФЗ «О кадастровой деятельности» и ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» уточнил порядок проведения комплексных кадастровых работ (далее – ККР). А именно:

  • Дополнил правила уточнения границ участков при проведении комплексных кадастровых работ (ч.1 ст.42.8 221-ФЗ от 24.07.2007 «О кадастровой деятельности»).
  • Установил порядок определения границ участка для случаев, когда фактическая площадь земли больше площади, заявленной в документах на предельный минимальный размер участка или на 10% ( ч.4 ст.42.8 221-ФЗ от 24.07.2007 «О кадастровой деятельности»).

Половина земельных участков были образованы еще в советское время. С тех пор их площадь и границы значительно изменились. Владельцы земли перенесли заборы, захватили лишние сотки, но никак их не узаконили.

Итак, если вы решили воспользоваться правом оформить землю по новому закону (№150-ФЗ от 17.06.2019 г.), то вам необходимо иметь ввиду следующее:

1. Бесплатно увеличить участок на 10% возможно только в ходе проведения комплексных кадастровых работ и никак иначе! Комплексные кадастровые работы выполняют кадастровые инженеры по заданию органов государственной власти – местной администрации. Это крупные, полномасштабные работы на основании госконтракта и за счет государственного бюджета. Трудность состоит в том, что заказать такие работы только для своего участка собственник не может. Следовательно, чтобы прирезать часть земли, необходимо ждать, когда местные власти будут проводить комплексные кадастровые работы на вашей территории. Об этих работах граждан оповещают заранее.

Важно! Все нововведения коснулись порядка проведения комплексных кадастровых работ и не затрагивают работы по уточнению границ на единичных, отдельно взятых участках.

* Есть другой способ увеличить площадь своего земельного участка за счет так называемой прирезки. Об этом мы подробно писали в другой нашей статье «Самозахват земли: как оформить прирезку к участку в собственность».

Строительство на землях лесного фонда согласно современному законодательству возможно, только с целью возведения отдельных строений с учетом всех экологических норм. Строительство домов, коттеджей на территориях лесополос строго запрещено законом.

Территория земельного фонда представляет собой, прежде всего, земли, находящиеся под охраной ЗК РФ и ЛК РФ, а также под защитой других нормативно-правовых актов, которые регулируют управление ими. Бизнесмены вполне могут получить разрешение на строительство зданий на этой территории, но только в случае, если докажут необходимость их возведения. Кроме того, придется подготовить множество различных бумаг, которые подробно представят план строения.

Современным законодательством запрещено производить капитальные застройки зданий в лесополосе, относящейся к лесному фонду. Законом не воспрещается лишь возведение отдельных построек, не противоречащих экологическим регламентам. Среди них:

  • временные лесничие сторожки и иные тому подобные постройки;
  • лагерь, создаваемый специально для туристов в восстановительных целях без уничтожениялесополосы;
  • физкультурные комплексы, используемые для занятий спортом;
  • оздоровительные санатории;
  • восстановительные строения для отдыха и оздоровления.

Частное возведение зданий в зонах, относящихся к лесополосе, категорически запрещено законом. Однако имеется возможность осуществить постройку сооружения в поселении, если его пограничная линия совпадает с лесополосой. Этот вариант вполне реален и для постройки крупных госучреждений, которые не связаны с эксплуатацией восстановительных лесонасаждений.

Помимо фундаментальной застройки согласно закону разрешена постройка временных зданий, применяемых для конкретного вида деятельности, к примеру, для исследования земляных недр и водохранилища, поиска или добывания полезных ископаемых, прокладки дорог, создания линий электрических передач, заготовления лесных ресурсов.

Дачные сотки героини имеют спорный статус из-за общих границ с лесом.

В 90-х и 2000-х годах учет земли проводился в упрощенном порядке без точного межевания. Для согласования достаточно было иметь данные с лесоустроительной документации. Такая ситуация привела к тому, что реальные территории лесхозов преувеличены в три раза! В искусственную площадь лесов входили дачи садоводов, военные части, поселения. Собственники пытались отвоевать право на обжитые наделы в суде, но решения принимались в пользу лесного фонда.

  1. На амнистию имеют право владельцы участков, собственность которых подтверждена до 1 января 2016 года.
  2. Принадлежность земли определяется в сведениях в ЕГРН.
  • Амнистия не распространяется на участки, расположенные в границах особо охраняемых территорий или территорий объектов культурного наследия.
  • Нельзя оформить в собственность землю специального назначения без зарегистрированной недвижимости.
  • Амнистируемая площадь не должны быть в составе земель сельхозназначения (это земли, вынесенные за пределы поселений и служащие для осуществления сельского хозяйства).
  1. После обращения собственника в Единый государственный реестр недвижимости вносятся изменения — вписываются новые территориальные границы всех участков.
  2. Сотки, полученные до 8 августа 2008 для садоводства или дачного хозяйства, считаются землями населенных пунктов. В этом случае не нужно переводить площадь из одной категории в другую.
  3. Если ранее надел был отнесен к определенной категории земель, то это решение станет приоритетным над другими сведениями, которые внесены в ЕГРН.
  4. Если вы собственник недвижимости, которая зарегистрирована на “лесной” земле до 1 января 2016 года, то имеете право на прилегающий к дому участок.
  5. Предыдущие судебные акты, по которым частники теряли собственность, могут быть обжалованы. Иск нужно подать в течение одного года со вступления в силу судебного решения.

Во-первых, установить приоритет данных ЕГРН перед информацией лесного реестра (ГЛР). Например, если в ГЛР указано, что конкретный участок принадлежит к лесному фонду, но в ЕГРН либо в правоустанав��ивающем документе обозначено, что этот же участок — частная собственность, относящаяся к иной разновидности земель, то верными в такой ситуации нужно признать данные ЕГРН либо правоустанавливающего документа. Это положение распространяется на те участки, которые были сформированы до 1.01.2016.

Также проект продлевает на те же пять лет возможность направления уведомлений о строительстве жилых домов, строительство которых было начато до 4 августа 2018 года. Эти нормы послужат мотивацией для граждан к возобновлению строительства жилых домов и позволят без лишних сложностей оформить свои права на строящуюся недвижимость, считает глава комитета.

Жилой дом, построенный на садовом участке в СНТ должен стоять на кадастровом учете в Росреестре, только в этом случае оформляется налоговый вычет 13%. Также органы власти будут обязаны сами заниматься образованием земельного участка (под жилыми домами, построенными до 1 марта 2005 года), его межеванием и постановкой на кадастровый учет.

Закон «О лесной амнистии» возник из–за накопившихся противоречий в результате существовавшего более 10 лет упрощенного регулирования отношений по оформлению прав на лесные участки. Лесная «упрощенка» позволяла вносить в кадастр сведения о лесных участках без определения их точных границ.

Информации:

  • о землях лесного фонда
  • о границах лесных земель
  • о наложении границ лесных и частных участков

Всего с момента начала реализации Закона «о лесной амнистии» площадь лесных участков в данных ЕГРН уменьшена на 158 млн га (устранены пересечения границ лесных участков с границами лесных участков и земельных участков иных категорий земель и т.д.), в том числе в границы населенных пунктов включена 1,1 тыс. га.

Максимальная площадь жилого или садового дома не ограничивается. При строительстве дома площадью до 500 кв. м нужно уведомить местные власти сначала о планах, а потом о завершении строительства. Если же его площадь более 500 кв. м, придется разработать и согласовать проектную документацию, провести ее экспертизу и получить разрешение на ввод в эксплуатацию.

За одно заседание рабочей группы области принимаются решения приблизительно по 300–400 участкам. А некоторые из них автоматически переходят в следующее собрание в связи с тем, что для принятия окончательного решения комиссии не хватает уточняющих сведений.

Максимальная площадь жилого или садового дома не ограничивается. При строительстве дома площадью до 500 кв. м нужно уведомить местные власти сначала о планах, а потом о завершении строительства. Если же его площадь более 500 кв. м, придется разработать и согласовать проектную документацию, провести ее экспертизу и получить разрешение на ввод в эксплуатацию.

Несмотря на то что обслуживание в торговых точках остается довольно хорошим, многие люди всё равно могут столкнуться в споре с продавцами.

Земельные участки, выделенные на любом основании до 30 октября 2001 года, можно оформить в собственность по заявлению и документу о правах.

Обо всех нюансах упрощенного порядка оформления дачной недвижимости в собственность «Российская газета» поговорила с первым заместителем председателя Мособлдумы, председателем Союза дачников Подмосковья Никитой Чаплиным.

Уважаемая Ольга Дмитриевна, мы с мужем хотим выразить Вам благодарность за помощь и поддержку в оформлении документов для выделения долей в собственности. Без Вашей консультации мы потратили бы гораздо больше средств и нервов.

Оператор федеральной государственной информационной системы лесного комплекса обеспечивает доступ к указанному в части 6 настоящей статьи специальному программному обеспечению лицам, которые обязаны предоставлять материалы фотофиксации в соответствии с настоящим Кодексом без взимания платы.

Ретроспективная судебная защита в рамках «лесной амнистии»

Электронный сопроводительный документ оформляется собственниками древесины или уполномоченными ими лицами.
В соответствии с настоящим Кодексом учету подлежат древесина и продукция ее переработки, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — учет древесины). 2.

Часть нововведений регуляторной гильотины носят временный пятилетний характер. Это своего рода проверка законных норм в действии. Если пробный период пройдет успешно, то новые правила и порядки укоренят, если возникнут трудности или проблемы – то пересмотрят или вовсе отменят.

В Ленинградской области, которая вошла в тройку лидеров по количеству заявлений об устранении пересечений границ земельных участков и земель лесного фонда, число поданных заявок до 1 июля 2020 года составило 1547 единиц, говорится в отчете Росреестра.

Например, в Ломоносовском районе местное лесничество пересекают сразу 99 участков, входящих в СНТ «Метростроевец–2». И подобные случаи в регионе встречаются нередко.

Часто возникают ситуации, когда люди, начиная строительство, даже не знали, что их земля по данным ГЛР находится в границах лесничества или лесопарка, и что строительство незаконно.

И не только считали. Лесные ведомства опровергали:

  • право собственности на землю
  • правомерность предоставления ЗУ в собственность граждан

Рассказываем, почему этот закон важен для дачников, какие новые изменения содержатся в нем и как теперь воспользоваться упрощенным порядком регистрации дома.

Наибольшая активность заявителей отмечена в Московской области (6 555 заявлений), Ленинградской области (1 740 заявлений), Республике Карелия (983 заявления), Иркутской области (712 заявлений), Владимирской области (622 заявления).

На сегодняшний день, собственник участка может воспользоваться лесной амнистией, если: в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта РФ, этот участок относится к категории земель лесного фонда, и при этом в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами он отнесен к иной категории земель.

Указанные декларация, уведомления прилагаются к техническому плану объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и являются его неотъемлемой частью.

Смысл «лесной амнистии» — вывести некоторые земельные участки из состава земель лесного фонда и присвоить категорию, которая будет более пригодной для хозяйственного использования (это могут быть «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозназначения»).

Это актуально для земельных участков, которые были поставлены на государственный учет декларативно и требуют уточнения границ. Ранее было невозможно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на наложение на лесную территорию.

Однако отдельные положения «амнистии» должны были закончить свое действие 1 марта 2021 года. Это касается нормы об упрощенном порядке оформления прав на жилые и садовые дома, расположенные на садовых земельных участках. После этой даты о начале и завершении строительства домов пришлось бы уведомлять власти и ждать согласований.

В случае приобретения древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли ее транспортировка осуществляется при наличии первичного учетного документа о торговой операции.

Под дачной амнистией

понимают механизм регистрации имущественных прав, который для определенных законом объектов недвижимого имущества упрощен.

Процедура регистрации упрощена в отношении отдельных видов земельных участков, построек, для тех категорий владельцев, которые получили недвижимость до наступления даты, указанной в законе.

Ранее собственники земельных участков после получения их во владение не вносились ни в какие реестры, и, как правило, не имели никаких документов, кроме кадастрового паспорта и распоряжения.

В настоящее время, когда вся собственность подлежит государственному учету

, чтобы зарегистрировать предоставленный участок земли или постройку, возведённую на предоставленной земле, необходимо
провести процедуру межевания или получить разрешение на эксплуатацию
построенного объекта. В свою очередь, это достаточно дорогостоящие процедуры, которые могут занять большое количество времени (до полугода с момента подачи заявки). При всем этом, документы, выданные при получении недвижимого имущества, также не теряют своей юридической силы и являются действующими.

Вследствие этого государством был разработан нормативный акт, который облегчил процесс оформления прав на такую категорию недвижимости. Он получил наименование «О дачной амнистии».

Зарегистрирован закон в качестве документа федерального уровня «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» No 93 – ФЗ от 30.06.2006 года .

Строились они без всяких разрешительных документов. Но пришла пора узаконивать многочисленные постройки. И оказалось, что это не так-то просто. А без документа дачку ни продать, ни подарить. Процесс же узаконивания оказался чрезвычайно долгим, а часто и тупиковым.

Напомним, что прежде при оформлении права на загородную недвижимость юридическую силу имели документы и справки БТИ, свидетельства о праве собственности, договоры, завещания, свидетельства о праве на наследство. Новый закон наделил такой же силой целый перечень других документов: акты, свидетельства, выписки из хозяйственных книг, справки, подтверждающие факт получения гражданином объекта недвижимости или права на него.

Вступивший в юридическое действие в 2006 году документ должен был действовать на территории страны до наступления марта 2015 года. Однако в феврале указанного года, Президентом был подписан документ, продлевающий срок осуществления регистрации на основании упрощённой процедуры до наступления 1.03.2018 года

.

До наступления этой даты собственниками может быть произведено оформление права на объект, использующийся для осуществления индивидуального строительства

на нем.

Что касается участков, используемых для других целей (возведение подсобных помещений, автомобильных гаражей

), то введенным законом упрощенный механизм не ограничивался каким-то сроком.

Однако в 2014 году вступили изменения, в соответствии с которыми дачная амнистия на подобные земельные участки будет действовать до наступления 2021 года.

Сегодня вступил в силу закон о лесной амнистии

В 2015 году после продления периода действия нормативного документа вступили в юридическую силу изменения, в соответствии с которыми процедура регистрации имущественных прав на индивидуальный объект строительства до 2021 года можно будет осуществить без получения предварительного разрешения

на строительство и разрешения на начало эксплуатации недвижимости.

В 2021 году были введены изменения, в соответствии с которыми для земельных участков, на которых осуществляется садоводство и огородничество, после наступления января 2021 года необходимо будет предоставление технических паспортов

, оформленных сотрудниками бюро технической экспертизы или независимыми инженерами по кадастру.

Федеральным законом уточняется обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления по образованию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Федеральным законом предусматривается, что органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя осуществляют в установленном указанными органами порядке информирование граждан о порядке строительства объектов капитального строительства на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Крымским органами власти также был разработан правовой документ, упрощающий механизм регистрации прав на имущество. Он вступил в юридическую силу в начале 2021 года и внес изменения в закон «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым «.

На основании этого документа механизм оформления имущественных прав

упрощен в отношении следующих категорий недвижимых объектов:

В соответствии с принятым нормативным документом единственным условием осуществления регистрации в государственном органе является предоставление документа, являющегося основанием пользования этим объектом (распоряжение или приказ администрации).

В случае если владение недвижимостью было ранее зарегистрировано в реестре, предоставление документа, являющегося основанием имущественного права, не требуется.

Однако данная процедура не осуществляется в отношении тех объектов, которые только строятся или имеют статус построенных, но сведения о них в реестре отсутствуют.

О дачной амнистии смотрите в следующем видеосюжете:

Приватизировать дачный участок стало сложнее. Государственные регистраторы больше не верят на слово и вместо декларации просят предоставить технический план строений. Упрощенная система оформления построек на садовых и дачных участках больше не работает. Такие новшества содержит последняя редакция закона о дачной амнистии 93 ФЗ вступившая в действие с 1 января 2017 года.

Сегодня порядок применения амнистии является основанием для судебного органа издать постановление об освобождении некоторых осужденных, которые попадают под определенную статью, касающуюся амнистии. Следует учесть, что само выявление таких лиц может занять немало времени, так как водить такие решения нужно будет на местах тем органам правосудия, в чьем ведении находятся исправительное учреждения.

Те осужденные, которых интересует вопрос, как освободиться по амнистии, должны сопровождаться инспектором уголовно-исправительной инспекции, который выявляет по личному делу подходит ли осужденный под критерии объявленной амнистии. Для попадания под амнистию осужденному необходимо перестать действовать преступно до момента, как примется определенный акт, любое преступление совершенное после объявления амнистии, но до ее применения будет считаться новым и непопадающим под прощение.

Решение инициировать объявление амнистии по случаю 75-летия Победы в Великой Отечественной войне президиум Совета по правам человека принял еще в апреле этого года. Подготовка была поручена двум постоянным комиссиям Совета. В результате чего в настоящее время имеются два альтернативных варианта этой амнистии.

«Сейчас мы приступаем к их обсуждению, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант со всех точек зрения, доработать и передать президенту», — сообщил в интервью РИА Новости глава Совета Михаил Федотов.

Объявление амнистии – это прерогатива Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации, но в последние годы сложилась практика, согласно которой с инициативой объявления амнистии выступает именно Президент Российской Федерации, на основании предложений, подготовленных в Совете по правам человека.

Помилование — верховный акт главы государства, смягчающий наказание одного или нескольких конкретных заключенных.

В данном случае прощение носит индивидуальный характер.

В Федеральном Законе «О помиловании» выделяются следующие виды этого акта:

  • полное освобождение;
  • частичное освобождение;
  • сокращение срока;
  • замена наказания более мягкой его формой.

Часть правовой меры, примененной к преступнику, попавшая под помилование, может быть заменена на условное наказание.

Так же, как и при амнистии, с человека, уже отбывшего заключение, актом снимается судимость.

В связи с 76-летием Победы в Великой Отечественной войне, а также предстоящим Днем России, который состоится 12 июня, в сети начали распространять информацию о возможном проведении амнистии в июне текущего года. Однако недавно в правительстве опровергли данную информацию. По словам властей, в ближайшее время в Кремле не планируют досрочно освобождать часть заключенных.

«Пока ничего такого нет повестке» – прокомментировал ситуацию пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

Напомним, что последняя амнистия по уголовным делам в России была осуществлена в 2015 году и приурочена к 70-летию Победы в ВОВ. Данные ФСИН гласят, что тогда в результате процедуры на свободу вышли около 230 тысяч заключенных.

Хотя правительство еще не решило ничего относительно амнистии в 2021 году, всех ее противников предупредили, что подобное постановление станет действительным далеко не для всех осужденных. Преступники, совершившие тяжкие преступления (в особенности в отношении малолетних либо несовершеннолетних детей), не сумеют избежать ответственности и досрочно выйти на свободу.

Амнистия, как считают в Совете по правам человека — это не реабилитация и не акт милосердия в отношении тех, кто совершил какое-либо тяжкое преступление. В связи с этим на амнистирование не следует рассчитывать насильникам, убийцам, участникам разбойных нападений либо грабежей со смертельным исходом и заключенным, осужденным по целому ряду тяжких статей.

Не станут также рассматриваться кандидатуры граждан, ранее неоднократно отбывавших наказания в местах лишения свободы, вне зависимости от тяжести их статей. Рецидивисты и нарушители режима тоже не получат возможности досрочно выйти на свободу раньше назначенного судом срока.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *