Статья 79 трудового кодекса РФ 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 79 трудового кодекса РФ 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

разрешению трудовых споров;

обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ)

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 03.07.2016 N 347-ФЗ)

Статья 79 ТК РФ. Прекращение срочного трудового договора (действующая редакция)

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Срочный трудовой договор прекращается в связи с истечением срока его действия (завершением работы, выходом другого работника на работу, окончанием сезона) с обязательным письменным предупреждением об этом работника не менее чем за три календарных дня до увольнения.

Определение Верховного Суда РФ от 11.03.2009 N 66-Г09-6

В обоснование заявления указал на то, что с 12 марта по 3 декабря 2007 года он проходил муниципальную службу в администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» в должности заместителя главы администрации и был уволен на основании статьи 79 Трудового кодекса РФ и трудового договора в связи со сложением полномочий перед вновь избранным главой администрации.

Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2008 N 753-О-О

ЧАСТЬЮ ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 79 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУНКТОМ «Г» ЧАСТИ
СЕДЬМОЙ СТАТЬИ 19 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ «О МИЛИЦИИ»
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

Определение Конституционного Суда РФ от 21.10.2008 N 614-О-О

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.С. Володина оспаривает конституционность части первой статьи 79 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия; о прекращении трудового договора в данном случае работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения.

Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2011 N 2-В10-6

В силу части 1 статьи 79 Трудового кодекса РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 1002-О-О

СТАТЬИ 77 И ЧАСТЬЮ ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 79 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,

Статья 79 ТК РФ. Прекращение срочного трудового договора

Мы считаем своим долгом предупредить наших читателей, что подавляющее большинство комментариев к ТК РФ, имеющихся в свободном Интернет-доступе, не может служить безусловным основанием для их использования в конкретном трудовом правоотношении.

Дело в том, что комментировать и толковать ТК РФ вправе абсолютно все. Однако руководством к действию могут служить только толкования, данные на официальном уровне.

Инкорпорирование существующих толкований — это технически сложная задача, поэтому на настоящий момент не существует единого сборника нормативных и казуальных толкований к ТК. Имеющиеся на настоящий момент толкования статей ТК разрознены и содержатся во множестве бюллетеней и ведомостей, относящихся к практике Верховного и Конституционного судов РФ.

Дифференциация толкований находится в прямой зависимости от их правовых последствий.

Так, толкования и комментарии различных министерств и ведомств относительно статей ТК РФ не порождают правовых последствий, поскольку не являются обязательными к применению.

В то же время официальные толкования, данные компетентным органом и опубликованные в специальном акте, приравниваются по юридической силе к самому нормативному акту и, как следствие, становятся обязательными к применению. По сути, подобные толкования — это данная государством директива, объясняющая, как именно следует применять ту или иную норму права.

В свою очередь, компетентные официальные толкования и комментарии подразделяются на два вида: нормативные и казуальные.

Нормативное толкование — это эквивалент закона, которое обязывает любые органы, применяющие право, действовать определенным образом при обращении к той или иной статье ТК РФ в случае, если сама статья содержит в себе нарушения логики или дает возможность двоякого понимания.

Как правило, нормативные толкования дает орган, разработавший и утвердивший закон. В условиях Российской Федерации этими органами являются:

  • Государственная Дума РФ;
  • Президент РФ;
  • законодательные органы на региональном уровне;
  • Конституционный Суд РФ относительно положений Конституции;
  • Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего арбитражного суда РФ. Толкования нормативных актов в свете их применения в судебной практике оформляются в виде Постановлений Пленума ВС и ВАС РФ. В первую очередь эти постановления обязательны для судебных органов.

К казуальному толкованию можно отнести то или иное решение судебного органа, дающее толкование нормы права по конкретному правоотношению. Обязательность исполнения казуального толкования применительна только к этому конкретному правоотношению.

Подвидом казуального толкования является административное толкование. К примеру, административное толкование статьям ТК РФ дает Минтруд РФ, а статьям НК РФ — ФНС РФ. Сфера распространения этих толкований — это подведомственные органы. Например, для суда толкования, данные Минтрудом РФ, обязательными не будут.

Что касается различных толкований ТК, даваемых общественными организациями, Интернет-сайтами или практическими работниками, то все они будут неофициальными и носящими исключительно рекомендационный или научный характер.

По источнику происхождения неофициальные толкования и комментарии можно, в свою очередь, дифференцировать по признаку их компетентности или некомпетентности.

Рекомендуем осторожно относиться к толкованиям из некомпетентных источников. Их почти всегда можно отличить от компетентных источников по отсутствию юридической терминологии.

С точки зрения юриста, любой отраслевой кодекс, включая Трудовой, — это своего рода литературное произведение. Как и в каждом литературном произведении, в кодексе имеется своя сюжетная линия.

Для кодекса принципиально важна линейность сюжета, то есть последовательно регламентируемые правоотношения от их возникновения до их окончания.

Например, ГПК РФ отличается хорошо проработанным линейным сюжетом — задачи ГПК, подача иска, принятие иска, рассмотрение в первой инстанции, в апелляционной инстанции, кассация, надзорная инстанция, исполнение решения.

Сюжетная линия ТК РФ весьма нарушена. Например, вопросы прекращения трудового договора интегрированы в раздел «Трудовой договор», и, соответственно, вопросы, связанные с рабочим режимом и дисциплиной труда, расположены после статей, регламентирующих вопросы расторжения трудового договора.

С точки зрения казуистики подобный логический «зигзаг» можно рассматривать, как продолжение трудовых отношений после их прекращения.

Трудовой кодекс РФ увольнение регламентирует строго. Нельзя просто так, не соблюдая определенных правил, разорвать трудовые отношения. Поэтому кроме собственно разрыва этих отношений между нанимателем и работником, под увольнением понимают и строгую процедуру, нарушив которую, могут пострадать обе стороны.

Правила увольнения одинаковы для любого работника и работодателя, без разницы, госпредприятие это, коммерческая фирма, ИП, обычный трудяга или топ-менеджер. Расставшись по закону правильно, работник получает трудовую книжку, сопутствующие справки и полный расчет по долгам и компенсационным выплатам. Руководитель находит на освободившееся место нового сотрудника.

Порядок увольнения трудящихся строго расписан трудовым законодательством, потому что обидеть слабого может каждый, а положение работника как раз и требует защиты от произвола начальства.

Работодателей обязали строго выполнять процедуру увольнения, любое отклонение позволит признать увольнение незаконным, со всеми вытекающими последствиями:

  • штрафами за нарушение ТК,
  • компенсациями несправедливо уволенному за вынужденные прогулы и моральный вред,
  • необходимостью и дальше терпеть ненавистного работника, восстановленного на прежнем месте судом.

Шутить с собой государство не позволит.

При увольнении работник получает на руки свою трудовую, справку о зарплате по форме 182н и прочие бумаги, точнее, их заверенные канцелярией копии, которые он захочет получить. Выдать их ему обязаны за три дня после получения соответствующего заявления. Речь идет о копиях:

  • приказа о трудоустройстве работника, которым он был зачислен в штат;
  • приказов, повышающих трудящегося в должности, если таковые в течение его работы у этого нанимателя издавались;
  • приказов, изданных, чтобы перевести сотрудника в другие отделы компании;
  • трудового контракта и дополнительных соглашений к нему;
  • приказа о его увольнении.

Это тоже важно знать:
Как исправить запись в трудовой книжке, если она недействительна

Кроме того, работнику обязаны вернуть медкнижку, если таковая оформлялась.

Если уволенный платил алименты, работодатель уведомляет о его увольнении судебных приставов и получателя алиментных платежей и возвращает им исполнительный лист. В нем требуется указать, какие суммы в счет алиментов были удержаны и когда. Если наниматель не успел передать эти данные за три дня, его могут оштрафовать.

62-ая статья ТК РФ обязывает нанимателя без промедления выдать уволенному все необходимые бумаги. Если «шеф» в отпуске или на больничном или из личной неприязни не желает выдавать документы, а они требуются срочно, следует идти прямиком в прокуратуру. Начальник обязан рассчитаться с уволенным не только по деньгам, но и по документации. Нарушил — плати штраф. Законных причин отказа выдать документы не существует.

Для различных видов увольнения они могут варьироваться. Так при увольнении по собственному или через соглашение с работодателем можно расстаться буквально в тот же день, все будет зависеть от воли нанимателя: хочет соблюсти все нюансы процедуры, может уволить через две недели, не захочет ждать — уволит немедленно.

То же самое касается увольнения по сокращению или ликвидации, когда процедура требует уведомления работников за два месяца до начала «решительных действий». Руководитель может вызвать кандидатов в безработные и уговорить их уволиться по собственной воле или через соглашение с ним.

Поэтому сроки сроками, а в реальности все зависит от воли нанимателя и того, как отреагирует на нее сотрудник.

Сколько отрабатывать увольняемому, зависит от того, кем он работает и какой договор с ним заключен. Так, руководители уведомляют о своем увольнении за месяц, соответственно, месяц и отрабатывают, а те, кто принят на испытательный срок, устроился на сезон, подают заявления на увольнение за три дня до даты окончательного ухода с работы. Кроме как решением руководителя, избавляющего от отрабатывания, есть законные причины не отрабатывать вовсе:

  • когда договор прекращается из-за увольнения сотрудника на заслуженный отдых;
  • когда его призывают на службу в ряды ВС РФ;
  • если поступил на дневное отделение вуза или ссуза;
  • если права увольняемого нарушил работодатель;
  • сотрудник, получил должность в госучреждении, победив в конкурсе на замещение вакансий.

Если увольняющийся после подачи заявления перестал выходить на работу, т. е. не отрабатывает положенное, его могут запросто уволить, только уже не по собственному, а по статье за прогул. Получив такую запись в трудовой, будет очень проблематично устроиться на работу. Прогульщики никому не нужны. Если нет возможности отрабатывать, стоит перечитать трудовой контракт, не исключено, что в нем разрешается уволиться без отбывания периода предупреждения. Второй вариант, попроситься в отпуск с последующим увольнением. Либо уйти на больничный.

Как следует из ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают только в двух случаях – в результате заключения договора и по факту. В первом случае стороны, вступая во взаимоотношения, заключают письменный договор в соответствии с нормами ФЗ №197 на основаниях, перечисленных в статье 16. Во втором случае взаимоотношения между субъектами права могут считаться трудовыми в том случае, если один из них начал выполнять свои обязанности, а другой не возражал или дал прямое указание о начале работы.

Однако в дальнейшем отношения, возникшие по обоюдному согласию, должны быть закреплены договором. Допущение человека к выполнению обязанностей без ведома работодателя запрещено.

Определение термина «трудовые отношения» дано в ст. 15 ФЗ №197. Ими являются отношения, которые сложились на основании соглашения между работником и работодателем. Суть обоюдного соглашения состоит в том, что одна из сторон обязуется выполнять работу в соответствии с определёнными правилами и режимом, а другая сторона обязуется оплачивать этот труд. Такие отношения должны закрепляться специальным договором.

Таким образом, основой отношений, регламентируемых ФЗ №197, является соглашение между работником и работодателем, которое обязательно должно быть закреплено письменным договором.

В трудовом праве существует только три субъекта. Это:

  • работодатель;
  • работник;
  • государство как гарант законности реализации прав людей на труд.

Считается, что ТК РФ, выполняя функцию посредника между сторонами производственного процесса, защищает преимущественно права наёмных работников. В какой-то степени это так. Однако существование чётких правил взаимодействия сторон выгодно и работодателю, поскольку государственные нормативы всегда создают стабильную и предсказуемую ситуацию.

В соответствии с нормами ФЗ №197, работники имеют право на:

  • своевременную выплату заработной платы;
  • обеспечение постоянных и адекватных условий труда в соответствии с договором и существующими нормативами;
  • защиту от произвольного увольнения;
  • сорокачасовую рабочую неделю;
  • отдых в соответствии с режимом и графиком;
  • защиту персональных данных;
  • отпуск по беременности и родам и уходу за ребёнком.

Следует отметить ещё одну особенность Трудового кодекса РФ – базовой регламентацией рабочего времени является количество часов в неделю, а не в день (ст. 91). Это даёт возможность работодателю устанавливать свой график в соответствии с договором. Увеличено и максимально допустимое количество часов сверхурочной работы. Конкретной регламентации ежедневного количества часов подвержены только особые условия труда или отдельные категории сотрудников. К последним относятся лица, совмещающие работу и учёбу, несовершеннолетние, инвалиды I и II групп.

Таким образом, ТК РФ содержит нормы, направленные на то, чтобы совместить интересы работников и их нанимателей. Однако любой закон, регламентирующий взаимоотношения сотрудников и их нанимателей, призван, прежде всего, защищать права наёмных работников, что является объективной необходимостью.

  • Часть 1 Трудового кодекса РФ Раздел 1. Общие положения Глава 1. Основные начала трудового законодательства (Статьи 1-14)
  • Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений (Статьи 15-22)
  • Часть 2 Трудового кодекса РФ Раздел 2. Социальное партнерство в сфере труда Глава 3. Общие положения (Статьи 23-28)
  • Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве (Статьи 29-34)
  • Глава 5. Органы социального партнерства (Статьи 35-35.1)
  • Глава 6. Коллективные переговоры (Статьи 36-39)
  • Глава 7. Коллективные договоры и соглашения (Статьи 40-51)
  • Глава 8. Участие работников в управлении организацией (Статьи 52-53.1)
  • Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства (Статьи 54-55)
  • Часть 3 Трудового кодекса РФ Раздел 3. Трудовой договор Глава 10. Общие положения (Статьи 56-62)
  • Глава 11. Заключение трудового договора (Статьи 63-71)
  • Глава 12. Изменение трудового договора (Статьи 72-76)
  • Глава 13. Прекращение трудового договора (Статьи 77-84.1)
  • Глава 14. Защита персональных данных работника (Статьи 85-90)

Конституционный суд в своём определении № 1622-О-О от 08.12.2011 установил альтернативное определение, назвав такой вид частным случаем выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Такая формулировка была приведена с целью аргументации тезиса о том, что сверхурочная работа подлежит оплате в повышенном размере. Особо отмечено, что данный подход полностью согласуется со ст. 4 Европейской социальной хартии 1996 года, подтверждающей право работников на повышенную оплату работы за пределами границ рабочего дня в целях обеспечения эффективного осуществления права на справедливое вознаграждение за труд.

Повышенная оплата сверхурочной работы имеет целью компенсацию трудозатрат в условиях повышенной нагрузки на организм, вызванной переутомлением в связи с осуществлением работником работы в предназначенное для отдыха время.

Новая редакция Трудового Кодекса РФ с изменениями на 2021 год

Срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Трудовой договор, заключенный на время выполнения определенной работы, прекращается по завершении этой работы.

Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу.

Трудовой договор, заключенный для выполнения сезонных работ в течение определенного периода (сезона), прекращается по окончании этого периода (сезона).

Статья 185. Гарантии работникам, направляемым на медицинский осмотр

Статья 367. Федеральный государственный энергетический надзор

Статья 349.5. Размещение информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

ГК РФ (часть I)

ТК РФ

НК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

Земельный кодекс

Жилищный кодекс

КоАП РФ

ГрК РФ

НК РФ (часть II)

ТК ЕАЕС

ГПК РФ

КАС РФ

УПК РФ

УК РФ

Семейный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Бюджетный кодекс

ТК ТС

Лесной кодекс

ГК РФ (часть IV)

ГК РФ (часть III)

АПК РФ

УИК РФ

[Трудовой кодекс] [Часть третья] [Раздел III] [Глава 13]

Срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключённого на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Трудовой договор, заключённый на время выполнения определённой работы, прекращается по завершении этой работы.

Трудовой договор, заключённый на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу.

Трудовой договор, заключённый для выполнения сезонных работ в течение определённого периода (сезона), прекращается по окончании этого периода (сезона).

Изменения трудового законодательства 2021

Под бюджетными инвестициями понимаются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Статья 79 БК РФ посвящена государственным (муниципальным) бюджетным инвестициям в форме капитальных вложений в объекты недвижимого имущества, включенные в состав государственной (муниципальной) собственности.

Инвестиционная деятельность в форме капитальных вложений регламентируется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ. По общему правилу объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, в том числе недвижимого имущества. Объектами бюджетных инвестиций могут выступать основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий. Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию сопровождается соразмерным увеличением уставного капитала государственного (муниципального) унитарного предприятия. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, не являющиеся государственной (муниципальной) собственностью, не допускаются. Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в государственные (муниципальные) объекты капитального строительства предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти или решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов. Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления.

Пункт 2 ст. 79 БК РФ регламентирует полномочия соответствующих органов исполнительной власти по принятию решений, связанных с подготовкой и реализацией бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. В зависимости от объема федеральных бюджетных ассигнований они учитываются либо в составе ведомственной классификации (сметная стоимость инвестиционного проекта более 8 млрд. рублей), либо в составе сводной бюджетной росписи раздельно по каждому проекту (сметная стоимость инвестиционного проекта более 100 млн. рублей), либо в составе сводной бюджетной росписи суммарно по соответствующему виду расходов (сметная стоимость инвестиционного проекта менее 100 млн. рублей). Региональные бюджетные инвестиции отражаются в составе региональных бюджетов в соответствии с законами субъектов РФ. Однако, если инвестиционные проекты субъектов РФ или муниципальных образований софинансируются за счет межбюджетных субсидий, соответствующие бюджетные ассигнования подлежат утверждению соответственно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, решением представительного органа местного самоуправления о местном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в форме капитальных вложений в основные средства могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»).

В случае недостаточности средств нижестоящего бюджета для предоставления запланированных бюджетных инвестиций вышестоящим бюджетом может быть предусмотрено предоставление субсидий нижестоящему уровню бюджетной системы РФ на условиях софинансирования объектов капитального строительства государственной или муниципальной собственности. Порядок предоставления данных субсидий предусмотрен ст. 179 БК РФ.

Срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия, о чем работник предупреждается работодателем не менее чем за три календарных дня до увольнения в отличие от прежней редакции статьи.

Предупреждение о прекращении срочного трудового договора должно быть обязательно сделано в письменной форме. Законодатель устанавливает общее обязательное правило для работодателя предупреждать работника о предстоящем прекращении трудового договора. Если письменного предупреждения работодателя не последовало, а работник продолжает работать, то трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок (см. ст. 58 ТК и коммент. к ней). Трудовые отношения фактически продолжаются, однако если в дальнейшем стороны сочтут нецелесообразным продолжение трудового договора, то он может быть прекращен, но только не по ст. 79 ТК.

Увольнение работника по истечении срока договора, заключенного на время выполнения обязанностей отсутствующего работника, не требует такого предупреждения.

Части 2 — 4 комментируемой статьи уточняют момент истечения срока действия срочного трудового договора. Трудовой договор, заключенный на время выполнения определенной работы, прекращается по завершении этой работы. Законодатель связывает прекращение трудового договора не со сроком его окончания, а со сроком выполнения конкретной порученной работы (например, составление бухгалтерского отчета). Фактом увольнения работника в таком случае будет дата, на которую работа признается выполненной (завершенной).

Часть 3 комментируемой статьи предусматривает, что трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу. Необходимо иметь в виду, что такой договор может иметь конкретный срок: скажем, четыре месяца или полтора года, и в случае досрочного выхода отсутствующего работника на работу такой договор прекращается.

Трудовой договор, заключенный на время выполнения сезонных работ, прекращается по истечении определенного срока. Основанием увольнения работника будет окончание сезона. Перечень сезонных работ, в том числе отдельных сезонных работ, проведение которых возможно в течение определенного периода (сезона), превышающего шесть месяцев, и максимальная продолжительность указанных отдельных сезонных работ определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства (см. ст. ст. 293 — 296 ТК и коммент. к ним).

Действующее трудовое законодательство устанавливает дополнительные гарантии при прекращении срочного трудового договора, например для беременных женщин. В частности, в случае истечения срочного трудового договора в период беременности работающей женщине работодатель обязан по ее заявлению и при предоставлении медицинской справки продлить срок трудового договора до окончания беременности. При этом беременная женщина обязана по запросу работодателя (но не чаще чем раз в три месяца) представлять справку, подтверждающую состояние беременности. Однако если женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности (см. ст. 261 ТК и коммент. к ней).

При установлении в ходе судебного разбирательства факта многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции суд вправе с учетом обстоятельств каждого дела признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок (см. п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

Следим за изменениями: регулирование удаленной работы, переход на электронные трудовые книжки, соблюдение правил по профилактике коронавируса и инструктаж работников по действиям при ЧС.

И ищем ответы на любопытные вопросы в решениях судов: о заключении срочных трудовых договоров, признании незаконным увольнения по собственному желанию и об увольнении за отсутствие на работе в день рождения

Продолжается стартовавший в 2020 г. постепенный переход на электронные трудовые книжки1. В течение этого года работники должны были определиться, перейти ли полностью на электронный формат книжки или сохранить бумажную версию.

Об электронных трудовых книжкахС 2020 г. работодатели обязаны ежемесячно направлять в Пенсионный фонд сведения о трудовой деятельности работников для формирования электронных трудовых книжек

Согласно информации с сайта Пенсионного фонда РФ от 7 декабря 2020 г., заявление о ведении трудовой книжки только в электронном виде подали 4,2 млн человек.

Те, кто выбрал электронную трудовую книжку, получают на руки бумажную трудовую с соответствующей записью о сделанном выборе. При сохранении бумажной трудовой книжки работодатель вносит в нее сведения о трудовой деятельности и при этом обязательно ведет электронный учет данных в отношении каждого работника.

Работодатель также продолжит вести трудовую книжку на бумаге, если работник не смог определиться и не подал соответствующее заявление в этом году.

Сведения о трудовой деятельности граждан, которые впервые устроятся на работу в 2021 г., будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки. В данном случае мнение работника не учитывается.

Для работодателей продлевается действие всего комплекса санитарно-эпидемиологических правил по профилактике коронавируса до 2022 г.2 Так, например, работодателям предписано:

  • проводить дезинфекцию во всех рабочих помещениях;
  • использовать оборудование по обеззараживанию воздуха;
  • создать запас дезинфицирующих средств;
  • ограничить или отменить выезды за пределы территории РФ;
  • измерять температуру у сотрудников при их приходе на работу в целях выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний.

(Какие работодателю нужно соблюдать санитарные правила и предписания, чтобы не лишиться бизнеса или свободы, и как доказать их соблюдение, читайте в статье «Как компании возобновить работу после отмены режима самоизоляции?». А о возросших рисках привлечения предпринимателей к уголовной ответственности, в том числе за нарушение санитарных правил, читайте в статье «За что предпринимателя лишат свободы»).

С 2021 г. всех работодателей обяжут проводить для работников инструктаж по действиям при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера3. Делать это нужно не реже одного раза в год и при приеме на работу в течение первого месяца работы сотрудника.

Новые правила вступают в силу с 1 января 2021 г. и будут действовать до 31 декабря 2026 г.

В этом году работодатели были вынуждены временно переводить своих работников на удаленную работу, но из-за отсутствия соответствующего регулирования каждый определял порядок такого перевода по своему усмотрению.

С 1 января 2021 г. вступают в силу изменения в Трудовой кодекс РФ в части регулирования труда дистанционных работников4. Поправками удаленная работа была приравнена к дистанционной, различий между ними не предусмотрено, термины эти рассматриваются как синонимы.

Виды дистанционной работы

Дистанционная (удаленная) работа может осуществляться как на постоянной основе, так и временно. Временная непрерывная дистанционная работа предполагает ее введение на срок не более 6 месяцев, а периодическая предусматривает возможность чередования сотрудником работы в офисе и дистанционно.

№ Вид дистанционной работы
1. На постоянной основе
2. Временно:
  • непрерывно – на срок до 6 месяцев;
  • периодически – при условии чередования работы дистанционно и на стационарном рабочем месте

Перевод на удаленную работу без согласия работника

По общему правилу, перевод на дистанционную работу осуществляется по соглашению сторон, например путем подписания дополнительного соглашения к трудовому договору. Однако в период пандемии остро встал вопрос о том, как грамотно оформить такой перевод, если работник на него не согласен и отказывается подписывать соглашение к договору. Поправки в Трудовой кодекс решают эту задачу.

Работодатель сможет перевести сотрудников на удаленную работу без их согласия в следующих случаях: 1) при чрезвычайных ситуациях; 2) при принятии соответствующего решения органом государственной власти или местного самоуправления. Такой перевод должен носить временный характер и оформляться путем принятия внутреннего документа, например приказа.

  • С 1 января 2020 года начался процесс формирования электронных трудовых книжек.

    Переход на новый формат сведений о трудовой деятельности стал добровольным и осуществляется только с согласия работника.

    То есть у работника до 31 декабря 2020 года включительно есть возможность выбрать — оставить бумажную трудовую или перейти на электронную. Дальнейшие действия работодателя зависят от этого выбора.

    • Пилотный проект по запуску прямых выплат из ФСС стартовал 2011 года и развивался поэтапно — каждый год к нему подключились новые регионы.
    • Проект предполагает, что работодатель самостоятельно рассчитывает пособие, но перечисляет лишь те суммы, которые выплачиваются за его счет — например, больничные за первые три дня.
    • Далее работодатель отправляет заявление ФСС, а выплату причитающейся суммы за счет ФСС выплачивает непосредственно сам фонд.
    • Изменения трудового законодательства 2020 года, с которыми мы переходим в 2021 год
    • Дистанционный труд в локальных документах организации: пошаговый план для работодателя
    • Роструд о порядке изменения трудовых отношений при оргизменениях и реорганизации

    Праздничные дни указаны в статье 112 ТК РФ. Однако ежегодно их переносят, если они выпадают на выходной. Перенос утверждается Постановлением Правительства.

    1. В 2021 году перенесены следующие праздничные даты:
    2. 2 января — на 5 января;
    3. 3 января — на 31 декабря;
    4. 20 февраля — на 22 февраля.

    Бланк СТД-ПФР, на котором работодатель сдавал сведения о трудовой деятельности, изменен и уже работает с 14 декабря 2020 года. Новый бланк содержит новые графы — «Работодатель (наименование), регистрационный номер в ПФР» и «Периоды работы».

    Трудовой кодекс Российской Федерации
    Вид Федеральный закон (Россия)
    Номер 197-ФЗ
    Принятие Государственной Думой 21 декабря 2001
    Одобрение Советом Федерации 26 декабря 2001
    Подписание Президентом 30 декабря 2001
    Вступление в силу 1 февраля 2002
    Первая публикация «Российская газета» № 256 от 31 декабря 2001
    Действующая редакция от 5 февраля 2018
    Электронная версия в Викитеке

    Трудово́й ко́декс Российской Федерации — кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, Федеральный закон № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года. Введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года. Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями, с Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и др.

    • Раздел I. Общие положения
    • Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
    • Раздел III. Трудовой договор
    • Раздел IV. Рабочее время
    • Раздел V. Время отдыха
    • Раздел VI. Оплата и нормирование труда
    • Раздел VII. Гарантии и компенсации
    • Раздел VIII. Трудовой распорядок, дисциплина труда
    • Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
    • Раздел X. Охрана труда
    • Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора
    • Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
    • Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
    • Раздел XIV. Заключительные положения

    В ноябре 2021 года завершены процедуры по рассмотрению законопроекта №611690-7. Результат — закон №372-ФЗ от 12.11.2019, который вносит следующие изменения в ТК РФ:

    • Отредактирована статья 262.
    • Добавлена новая статья 263.1. Теперь труженицы села получают право на дополнительный (неоплачиваемый) выходной, сокращенную 36-часовую рабочую неделю, повышение оплаты труда на должностях, где рабочий день разбит на части.

    Первый российский кодекс законов о труде был принят большевиками в 1918 году. Основной задачей кодекса было регулирование взаимоотношений между трудящимся и работодателем [1].

    Кодексом вводились следующие понятия:

    • трудящиеся — лица, работающие за вознаграждение;
    • вознаграждение за труд — предоставлялось в виде денег, услуг (например предоставление помещения для жилья) или продукции (в том числе продовольствие);
    • прожиточный минимум — установленное для данной местности минимальное вознаграждение за труд;
    • предварительное испытание — определённый срок, предшествующий окончательному приёму на длительную работу;
    • нормальное рабочее время — время, установленное для производства данной работы тарифным положением;
    • посменная работа — непрерывная работа, для выполнения которой требуется несколько рабочих смен;
    • сверхурочная работа — работа сверх нормального рабочего времени, допускалась в исключительных случаях;
    • праздничные дни — установленные дни, в которые работа не производится;
    • норма выработки — установленный расценочной комиссией и утвержденный отделом труда объём работ, производимый в нормальных условиях в течение нормального рабочего времени;
    • инспекция труда — орган, осуществляющий охрану жизни, здоровья и труда лиц, занятых хозяйственной деятельностью;
    • отдел распределения рабочей силы — орган, занимающийся учётом безработных и предоставлением им рабочих мест.

    В первом кодексе вводились следующие обязанности трудящихся:

    • трудовая повинность — обязанность каждого гражданина РСФСР;
    • персональная трудовая книжка — документ с отметками о произведенных работах, полученных вознаграждениях и пособиях;
    • возможность привлечения к сверхурочным работам взрослого мужского трудоспособного населения;
    • выполнение количества работ не менее установленных норм выработки ;
    • соблюдение правил внутреннего распорядка ;
    • сообщение отделу распределения силы и профсоюзу о факте замещения на рабочем месте трудящегося, самовольно оставившего рабочее место.

    Декларировались следующие права трудящихся:

    • право на труд — право на применение труда по своей специальности и за установленное вознаграждение;
    • вознаграждение за труд не ниже установленного прожиточного минимума;
    • получение вознаграждения за труд не реже чем раз в две недели;
    • возможность увольнения по собственному желанию (фактически это право элиминировалось необходимостью обоснования причины увольнения, которое устроило бы орган рабочего самоуправления);
    • длительность нормального рабочего времени не более 8 дневных или 7 ночных часов в сутки.
    • сокращённое рабочее время для лиц моложе 18 лет;
    • сокращённое рабочее время на тяжких и вредных работах;
    • обеденный перерыв;
    • дополнительный перерыв для кормящих ребенка грудью;
    • еженедельный непрерывный отдых в течение не менее 42 часов;
    • сокращённый рабочий день перед днём отдыха;
    • ежегодный отпуск;
    • денежное пособие и бесплатная врачебная помощь по случаю болезни, беременности и родам;
    • пособие по безработице в размере положенного трудящемуся вознаграждения за труд согласно его тарифу, группе и категории;
    • пособие трудящимся, работающим не по специальности.

    Кодекс явным образом запрещал трудящимся работать во время ежегодного отпуска и в праздники, ограничивал длительность трудового дня 8-ю часами в дневное время и 7-ю часами — в ночное [1] (впервые 8-часовой рабочий день был установлен декретом от 29 октября (11 ноября) 1917 года, а до этого по закону от 2 июня 1897 года рабочий день ограничивался 11,5 часами[2]). При установлении факта таких работ с трудящегося удерживалось полученное им при этом вознаграждение. Также запрещалось получение дополнительного вознаграждения за труд кроме как за нормальное рабочее время и за сверхурочное время. Запрещалась оплата труда авансом.

    Второй кодекс был принят постановлением ВЦИК за подписями М. Калинина, народного комиссара труда В. Шмидта, секретаря ВЦИКа Енукидзе в ноябре 1922 года. Новый кодекс из 192 статей отразил в себе принятый в 1921 году курс Новой Экономической Политики, а также аспекты трудовой деятельности граждан, многие из которых сохранились до настоящего времени[3].

    По сравнению с предыдущим кодексом вводились новые понятия, такие как:

    • коллективный договор ;
    • трудовой договор ;
    • расчётная книжка ;
    • артель ;
    • выходное пособие;

    Кодекс устанавливал 8-часовой рабочий день, непрерывный отдых, продолжительностью не менее 42 часов [4] , ежегодный очередной оплачиваемый 2-недельный отпуск. Запрещалась эксплуатация детского труда (до 16 лет).

    Для женщин предусматривалось освобождение от работ на время до родов и после родов: 6 недель до и 6 недель после — для работников умственного труда, 8 недель — для работников физического труда; также вводились дополнительные (кроме обеденных) перерывы для кормления грудных детей.

    Кодексом устанавливался список государственных праздников, а также вводилось понятие профессий «конторского и умственного труда». Отсутствовала пенсия по старости, вместо этого было лишь «право на социальное обеспечение при инвалидности.»

    С некоторыми поправками кодекс действовал почти половину столетия.

    ТК РФ Статья 79. Прекращение срочного трудового договора

    Если у вас есть вопросы по ст. 79 ТК, вы можете получить консультацию юриста.

    1. Истечение срока является самостоятельным основанием для прекращения трудового договора.

    Следует учитывать, что, если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора, а работник продолжает работу после истечения срока трудового договора, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок (см. ст. 58 ТК и комментарий к ней). Следовательно, одного факта истечения срока недостаточно для прекращения действия трудового договора; этот факт должен быть дополнен соответствующим волеизъявлением либо работника, либо работодателя.

    Трудовой кодекс вводит дополнительные правила, конкретизирующие акт воли работодателя, направленный на прекращение трудового договора: а) работодатель обязан предупредить о расторжении договора не менее чем за три календарных дня до увольнения; б) такое предупреждение должно быть выражено в письменной форме.

    2. Трудовой кодекс устанавливает минимальный срок, до истечения которого работодатель, желающий прекратить трудовой договор в связи с истечением срока его действия, обязан предупредить работника. Относительно возможного максимального срока предупреждения каких-либо указаний Закон не содержит. Поэтому на практике возникает вопрос о возможности фиксирования предупреждения работодателя о прекращении трудового договора в связи с истечением срока в самом трудовом договоре на момент его заключения. Какие-либо формальные ограничения для такого решения вопроса отсутствуют. Но при этом существенно искажается то фактическое значение, которое имел в виду законодатель, формулируя данное правило. Понятно, что на момент истечения срока трудового договора может возникнуть множество обстоятельств, имеющих значение при решении сторонами вопроса о его судьбе, которые нельзя было предвидеть на момент заключения договора. Поэтому можно предположить, что до тех пор, пока данная норма законодательства действует, судебная практика будет исходить из того максимального срока предупреждения о прекращении трудового договора, который является разумным в данных конкретных условиях.

    В силу комментируемой статьи о расторжении трудового договора в связи с истечением срока работник должен быть предупрежден не менее чем за три календарных дня до увольнения. Поскольку с учетом правила ст. 58 ТК увольнение работника по указанному основанию не может быть произведено после истечения срока действия договора, днем увольнения следует считать день истечения срока. Следовательно, фактически о расторжении трудового договора работник должен быть предупрежден не позднее чем за три дня до истечения срока действия трудового договора.

    3. Трудовой кодекс не устанавливает форму выражения предупреждения работника работодателем о предстоящем расторжении трудового договора. Такое предупреждение может быть оформлено в виде отдельного документа, с которым работник должен быть ознакомлен под расписку, либо в виде приказа о предстоящем увольнении, знакомясь с которым работник, помимо своей подписи, указывает дату ознакомления с ним.

    4. Устанавливая правило об обязательном заблаговременном письменном предупреждении работодателем работника о расторжении трудового договора в связи с истечением срока его действия, законодатель не определяет последствия, которые могут наступить в случае неисполнения этой нормы (например, работодатель предупредил работника об увольнении не за три, а за два дня либо предупредил не письменно, а устно). Учитывая императивный характер рассматриваемой нормы, следует считать, что ее нарушение работодателем исключает возможность прекращения трудового договора на основании комментируемой статьи. В то же время, поскольку подобного рода ограничения не предусматриваются для другой стороны договора, прекращение трудового договора в связи с истечением срока его действия возможно при наличии соответствующего волеизъявления работника (такое волеизъявление может выражаться в невыходе на работу). При отсутствии волеизъявления наступают последствия, предусмотренные ст. 58 ТК, т.е. действие трудового договора считается продолженным на неопределенный срок.

    5. Как правило, окончание срока действия трудового договора связывается с наступлением определенной даты, которую целесообразно указывать в договоре. Однако в ряде случаев определить конкретную дату истечения срока трудового договора невозможно, поэтому момент окончания его действия связывается с наступлением определенного события. Такими событиями могут быть завершение определенной работы (ч. 2 комментируемой статьи), выход на работу работника, на период отсутствия которого был заключен договор (ч. 3 комментируемой статьи), истечение определенного сезона (ч. 4 комментируемой статьи).

    Поскольку ТК с точки зрения сроков различает лишь два вида трудовых договоров — на неопределенный срок и срочные, в указанных случаях речь идет о различных способах определения действия одного рода договоров — срочного. Следовательно, норма ч. 1 комментируемой статьи, будучи правилом общего характера, должна была бы применяться во всех случаях прекращения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия. Однако в случаях, указанных в ч. ч. 2 — 3 комментируемой статьи, требование ч. 1 комментируемой статьи в части заблаговременного предупреждения работника о прекращении трудового договора выполнить невозможно. Поэтому в указанных случаях трудовой договор прекращается в момент окончания этой работы, т.е. с наступлением соотв��тствующего события.

    6. При истечении срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее заявлению продлить срок договора до наступления у нее права на отпуск по беременности и родам (см. ст. 261 ТК и комментарий к ней).

    • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

    • Бюджетный кодекс РФ

    • Водный кодекс Российской Федерации РФ

    • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

    • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

    • ГК РФ

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

    • Земельный кодекс РФ

    • Кодекс административного судопроизводства РФ

    • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

    • Кодекс об административных правонарушениях РФ

    • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

    • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

    • НК РФ

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

    • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

    • Трудовой кодекс РФ

    • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовный кодекс РФ

    • ФЗ об исполнительном производстве

    • Закон о коллекторах

    • Закон о национальной гвардии

    • О правилах дорожного движения

    • О защите конкуренции

    • О лицензировании

    • О прокуратуре

    • Об ООО

    • О несостоятельности (банкротстве)

    • О персональных данных

    • О контрактной системе

    • О воинской обязанности и военной службе

    • О банках и банковской деятельности

    • О государственном оборонном заказе

    • Закон о полиции

    • Закон о страховых пенсиях

    • Закон о пожарной безопасности

    • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

    • Закон об образовании в Российской Федерации

    • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

    • Закон о защите прав потребителей

    • Закон о противодействии коррупции

    • Закон о рекламе

    • Закон об охране окружающей среды

    • Закон о бухгалтерском учете

      • Обзор судебной практики разрешения судами споров, связанных с принудительным исполнением требований исполнительных документов банками и иными кредитными организациями

        (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021)

      • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)

        (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

      • Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 (ред. от 04.03.2021)

        «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

      Все документы >>>

      Трудовой кодекс рф 2021 статьи увольнения

      • Указ Президента РФ от 25.02.2011 N 233 (ред. от 17.05.2021)

        «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов

      • Приказ Управления делами Президента РФ от 15.03.2021 N 90

        «Об утверждении Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Управления делами Президента Российской Федерации, работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Управлением делами Президента Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2021 N 63777)

      • Распоряжение Президента РФ от 30.11.2020 N 291-рп

        «О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»»

      Все документы >>>

      • Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467 (ред. от 11.06.2021)

        «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих

      • Распоряжение Правительства РФ от 11.06.2021 N 1569-р

        «О проекте федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»»

      • Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2021 N 1488-р

        «О внесении изменений в устав федерального казенного предприятия «Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем»»

      Все документы >>>

      • Профилактика нарушений. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за III квартал 2019 года. Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования. Руководство по соблюдению обязательных требований

        (утв. Рострудом)

      • Приказ Минсельхоза России от 26.11.2019 N 654

        «О внесении изменения в приказ Минсельхоза России от 17 июля 2012 г. N 362 «О предоставлении полномочий»

      • Приказ Минсельхоза России от 01.07.2019 N 365

        «О внесении изменений в приказ Минсельхоза России от 17 июля 2012 г. N 362 «О предоставлении полномочий»

      Все документы >>>

      Ученический договор прекращает свое действие по окончании срока обучения. После профессионального обучения или переобучения в образовательных учреждениях выдается соответствующий документ. Если обучение проходило на территории организации, то по окончании обучения документы не выдаются, а проводятся экзамены, позволяющие проверить полученные знания и определить уровень навыков.

      С соискателем после успешного завершения обучения оформляется трудовой договор, при этом согласно ст. 207 ТК РФ не устанавливается испытательный срок.

      Ученический договор может прекратить свое действие и по другим основаниям, к которым относятся:

      — перевод работодателя в другую местность (если ученик не согласен с таким переводом);

      — запрет лицу, прошедшему обучение, заниматься видами деятельности, с которыми было связано ученичество, по причинам, влияющим на степень трудоспособности работника;

      — прекращение трудового договора, к которому ученический является дополнительным;

      — ликвидация организации, сокращение численности или штата работников; и др.

      Одной из ключевых задач государства является защита прав всех граждан на нормальное обеспечение трудового процесса. Именно поэтому нормы ст.196 ТК РФ предусматривают определенные права работников, которые могут быть реализованы ими в процессе подготовки к получению дополнительных профессиональных навыков. Исходя из норм действующей законодательной базы, каждый работник имеет следующие права:

      • влиять на процесс регулировки правоотношений с работодателем, которые тем или иным образом затрагивают вопросы получения дополнительного образования, а также все нюансы, касающиеся данного процесса.
      • Каждый служащий имеет права на получение дополнительных гарантий со стороны руководства компании. В частности, речь идет о том времени, в течении которого работник будет отсутствовать ввиду нахождения на обучении, а также финанс6овые гарантии сохранения заработка и получения необходимых социальных норм.
      • При подписании трудового соглашения регулировать вопросы, касающиеся обязательной отработки и ее продолжительности, а также возмещения всех материальных затрат на обучение (стипендия, оплата проживания и т.д.).


      Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *