Приказ 343 от 20 июля 2021 ростехнадзор

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ 343 от 20 июля 2021 ростехнадзор». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215; 2006, № 6, ст. 636; 2007, № 10, ст. 1151, № 16, ст. 1828, № 49, ст. 6070; 2008, № 13, ст. 1186, № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3597, ст. 3624, № 48, ст. 5719, № 51, ст. 6150, ст. 6159; 2010, № 5, ст. 459, № 7, ст. 704; № 49, ст. 6413, № 51, ст. 6810; 2011, № 1, ст. 31; № 27, ст. 3866, № 29, ст. 4295, № 48, ст. 6730, № 49, ст. 7333, № 50, ст. 7337; 2012, № 48, ст. 6744, № 50, ст. 6954, № 52, ст. 7571, № 53, ст. 7620, ст. 7652; 2013, № 14, ст. 1665, № 19, ст. 2326, ст. 2329, № 23, ст. 874, № 27, ст. 3441, ст. 3462, ст. 3477, № 43, ст. 5454, № 48, ст. 6165, № 49, ст. 6351, № 52, ст. 6961; 2014, № 14, ст. 1545, № 49, ст. 6905, № 52, ст. 7542; 2015, № 1, ст. 62, ст. 63; № 14, ст. 2008; № 24, ст. 3374; № 29, ст. 4388; № 41, ст. 5639; 2016, № 1, ст. 15; ст. 38; № 23, ст. 3300; № 27, ст. 4157; ст. 4209) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения служебной проверки и применения дисциплинарных взысканий в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 9 сентября 2009 г. № 788 «Об утверждении Положения о порядке проведения служебной проверки и применения дисциплинарных взысканий в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 октября 2009 г., регистрационный № 15157; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2009, № 47).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Ростехнадзора В.В. Козивкина.

Руководитель А.В. Алёшин

Аттестация по электробезопасности теперь вне учебных центров!

1.1. Настоящее Положение о порядке проведения служебной проверки и применения дисциплинарных взысканий в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Положение) разработано на основании Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, (2004, № 31, ст. 3215; 2006, № 6, ст. 636; 2007, № 10, ст. 1151, № 16, ст. 1828, № 49, ст. 6070; 2008, № 13, ст. 1186, № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3597, ст. 3624, № 48, ст. 5719, № 51, ст. 6150, ст. 6159; 2010, № 5, ст. 459, № 7, ст. 704; № 49, ст. 6413, № 51, ст. 6810; 2011, № 1, ст. 31; № 27, ст. 3866, № 29, ст. 4295, № 48, ст. 6730, № 49, ст. 7333, № 50; ст. 7337; 2012, № 48, ст. 6744, № 50, ст. 6954, № 52, ст. 7571, № 53, ст. 7620, ст. 7652; 2013, № 14, ст. 1665, № 19, ст. 2326, ст. 2329, № 23, ст. 2874, № 27, ст. 3441, ст. 3462, ст. 3477, № 43, ст. 5454, № 48, ст. 6165, № 49, ст. 6351, № 52, ст. 6961; 2014, № 14, ст. 1545, № 49, ст. 6905, № 52, ст. 7542; 2015, № 1, ст. 62, ст. 63; № 14, ст. 2008; № 24, ст. 3!374; № 29, ст. 3388; № 41, ст. 5639; 2016, № 1, ст. 15; ст. 38; № 23, ст. 3300; № 27, ст. 4157; ст. 4209) (далее — Федеральный закон) и определяет порядок организации и проведения служебной проверки и применения дисциплинарных взысканий в отношении федеральных государственных гражданских служащих (далее — гражданские служащие) центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Ростехнадзор, территориальный орган Ростехнадзора).

1.2. Перед применением дисциплинарного взыскания в отношении гражданских служащих проводится служебная проверка.

1.3. Решение о проведении служебной проверки принимается:

руководителем Ростехнадзора или лицом, его замещающим, в отношении гражданских служащих центрального аппарата Ростехнадзора, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Ростехнадзора;

руководителем территориального органа Ростехнадзора или лицом, его замещающим, в отношении гражданских служащих территориального органа Ростехнадзора (за исключением заместителей руководителя территориального органа Ростехнадзора).

Основаниями для издания приказа о проведении служебной проверки являются:

1) докладная (служебная) записка, содержащая признаки (факт) совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка, то есть неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей;

2) представление на имя руководителя Ростехнадзора (руководителя территориального органа Ростехнадзора) соответствующих государственных органов Российской Федерации, содержащее сведения о совершении гражданским служащим дисциплинарного проступка;

3) письменное заявление гражданского служащего.

3.1. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка., имеет право:

1) давать устные и письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать руководителю Ростехнадзора (руководителю территориального органа Ростехнадзора) решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку;

3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

4.1. Результаты служебной проверки оформляются письменным заключением (далее — Заключение), в котором указываются:

факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

4.2. Заключение подписывается начальником структурного подразделения центрального аппарата Ростехнадзора по вопросам государственной службы и кадров (начальником кадрового подразделения территориального органа Ростехнадзора) и членами комиссии.

4.3. Заключение, оформленное в соответствии с настоящим Положением, представляется руководителю Ростехнадзора (руководителю территориального органа Ростехнадзора) для принятия соответствующего решения.

4.4. Заключение приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

4.5. Сформированные в номенклатурное дело документы служебной проверки хранятся в структурном подразделении центрального аппарата Ростехнадзора по вопросам государственной службы и кадров (кадровом подразделении территориального органа Ростехнадзора).

Новая нормативная база по промышленной безопасности с 2021 года


Обновлен порядок проведения служебной проверки и применения дисциплинарных взысканий в отношении госслужащих Ростехнадзора.

Решение о проведении проверки принимается руководителем Ростехнадзора или руководителем его территориального органа, а также лицами, их замещающими, в зависимости от категории служащего.

Уточняются сведения, которые указываются в приказе о проведении проверки. Среди них — основание для принятия решения о проведении служебной проверки; срок представления заключения по ее результатам и др.

Список документов, приобщаемых к номенклатурному делу о проверке, не раскрывается (кроме заключения о ее результатах).

Из списка возможных дисциплинарных взысканий за совершение служащим дисциплинарного проступка исключено освобождение от замещаемой должности.


С 1 июля 2021 г. устанавливаются индикаторы риска нарушения обязательных требований, используемых в рамках ветконтроля (надзора). Отслеживать будут:

— рост количества случаев возникновения заразных и иных болезней животных, падежа, вынужденного убоя животных на производственном объекте;

— увеличение количества утилизированных или уничтоженных товаров на объектах убоя животных и производства товаров, подлежащих ветконтролю (надзору);

— рост количества произведенных товаров при отсутствии сведений об увеличении количества сырья.

Во всех случаях речь идет об увеличении не менее чем на 20% в течение 3 месяцев подряд по сравнению с аналогичным предшествующим периодом. Данные будут брать из ГИС в области ветеринарии.

Главные изменения в промышленной безопасности в 2020 году, которых с нетерпением ожидали как руководители предприятий, так и сотрудники контролирующих органов, были связаны с планами по пересмотру основного нормативного документа, который регулирует деятельность компаний относительно промбезопасности. Речь идет о федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ.

В начале года Ростехнадзор подготовил обстоятельный проект обновленной редакции этого закона. Он предполагал существенные изменения законодательства в области промышленной безопасности, включая:

  • обновление нормативной базы;
  • введение классификации технических, производственных устройств;
  • сужение сферы промышленной безопасности за счет исключения из ее состава непрофильных блоков, включая нормативный срок эксплуатации зданий, конструкций и другие вопросы;
  • внедрение оптимизированного алгоритма проведения плановых проверок с учетом принципов риск-ориентированного подхода и введения системы аудита промышленной безопасности;
  • внедрение системы дистанционного мониторинга работы производственных объектов;
  • дополнительные требования к безопасности выполнения отдельных видов работ и операций.

Разработанный ведомством законопроект согласно установленному порядку был размещен на Федеральном портале проектов нормативных документов для прохождения обязательной процедуры многоступенчатого рассмотрения.

Впрочем, проект регуляторной гильотины оказал свое воздействие не только на упомянутый законопроект. Он также повлек за собой серьезные изменения в экспертизе промышленной безопасности. Сейчас Ростехнадзор уже разработал новый порядок проведения этой процедуры, которые учитывают обязательные требования к нормативным документам. Он получит статус федеральных норм и правил, то есть будет обязателен к исполнению любыми субъектами Федерации. Сейчас документ уже размещен на портале проектов и успешно прошел процесс общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы.

Кроме этого, по ходу реализации проекта по сокращению объема регулирующей и нормативной документации изменения в промышленной безопасности в 2021 году коснутся еще многих правовых актов Ростехнадзора. Всего предполагается, что свое действие прекратят около 180 разных постановлений и приказов. Это произойдет с 1 января 2021 года.

Изменения в сфере промышленной безопасности, связанные с коронавирусом Вторым важнейшим фактором, который повлиял на ситуацию в российской экономике, включая сферу промбезопасности, стало распространение коронавирусной инфекции. Вспомним, что в первой половине года на большинстве предприятий был объявлен карантинный период, в рамках которого функционировать продолжала лишь небольшая часть наиболее важных производств. В мае 2020 года карантин был отменен, однако деятельность компаний была возобновлена с серьезными ограничениями, направленными на то, чтобы препятствовать распространению COVID-19.

Эти ограничения были направлены в первую очередь на то, чтобы минимизировать взаимодействие людей друг с другом. Они коснулись и деятельности государственных органов – контролирующей, лицензионной и прочей. При этих обстоятельствах Правительство решило снизить административное давление на бизнес и производство и приняло ряд решений, направленных на упрощение работы предприятий в таких условиях.

Для этого было принято особое постановление от 1 октября 2020 года № 1580, которое внесло корректировки в ранее опубликованное постановление от 3 апреля 2020 г. № 440.В результате этого решения начали действовать следующие нормы:

  • продлен срок, в течение которого предприятиям, осуществляющим эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производств, разрешается не переоформлять лицензию, если у них изменился адрес выполнения работ. Указанный срок пролонгирован до 1 января 2022 года. Впрочем, если руководство компании все же намеревается переоформить лицензию по этому основанию, оно может это сделать;
  • произошли изменения в аттестации в области промышленной безопасности, а также безопасности эксплуатации гидротехнических объектов и объектов электроэнергетики. Срок действия уже выданных свидетельств продляется до 1 июля 2021 года вне зависимости от даты, обозначенной документом. При этом предприятиям разрешается организовывать аттестацию и раньше;
  • срок действия удостоверений по охране труда также продлевается до 1 июля 2021 года с аналогичным порядком проведения подготовки и проверки знаний работников до указанного срока. Таким же образом останутся действительными свидетельства о прохождении обучения по безопасному выполнению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения граждан и организаций.

При этом Ростехнадзор на своем официальном сайте, публикуя соответствующие разъяснения, напоминает, что указанные меры будут действовать только до обозначенных дат. По окончании сроков продления соответствующих разрешений срок действия перечисленных документов будет считаться истекшим. Это значит, что предприятия, работающие на их основании, окажутся нарушителями норм законодательства и могут быть привлечены к ответственности с применением соответствующих статьей КоАП.

В этом материале, который постоянно обновляется, вы можете узнать, какие правила по охране труда вступили в силу уже с 01.01.2021 года, ознакомиться со списком изменений по отраслям с отсылками к устанавливающим их НПА.

Сейчас задача каждого специалиста по охране труда — привести в соответствие с новыми нормами документы организации и провести ряд мероприятий, инструктажей и обучений по ОТ. В помощь вам мы подготовили пошаговый гайд.

Приказ Ростехнадзора от 16.08.2016 N 343

Пункт 3.3 Постановления Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.01.2003 № 1/29 предписывает при введении новых нормативов провести у работников внеочередную проверку знаний по охране труда.

Здесь есть свои нюансы:

  • Для тех, кто обучался по ОТ в Учебном центре — внеочередная проверка также проводится в Учебном центре
  • Остальным работникам внеочередная проверка проводится внутренней комиссией

Важно также иметь в виду, что:

  • Если внеочередная проверка не будет проведена, удостоверение работника становится недействительным! Подробнее об удостоверениях
  • Внеочередная проверка на отменяет, не заменяет и не продлевает очередную проверку знаний!

Итак, если изменения коснулись правил по охране труда, непосредственно касающихся производственной деятельности компании, необходимо:

  • Издать приказ о проведении мероприятий в связи с вводом в действие новых правил. В приказе определить сроки прохождения обучения в УМЦ, график проведения внепланового инструктажа и внеочередной проверки знаний по ОТ, назначить ответственных за проведение инструктажа.
  • Направить на внеочередную проверку знаний по ОТ в УМЦ членов комиссии/ответственных по ОТ.
  • Проведение внепланового инструктажа и внеочередной проверки знаний для работников (проводят ответственные по ОТ).

Учебно-методический центр «ЭКОСТАНДАРТ» уже обновил учебные программы в соответствии с последними изменениями. Закажите обучение по охране труда и пожарно-техническому минимуму (ПТМ)

Пунктом 3 ППР 1479 Постановления Правительства Р Фот 16.09.2020 для работников организации установлено два вида обучения:

  • противопожарный инструктаж
  • дополнительное профессиональное образование (ДПО)

31 декабря 2020 г. Постановлением Правительства Р Фот 31.12.2020 N 2467 продлено действие приказа МЧС 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

Из новых ППР убрали термин «пожарно-технический минимум» (ПТМ), НО в силу нормы ч. 2 ст. 76 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» под ДПО подразумеваются не только программы профессиональной переподготовки, но и программы повышения квалификации, т. е. в том числе и ПТМ. Также это предусматривает абзац 3 статьи 25 Федерального закона № 69 Федеральный закон «О пожарной безопасности».

На основании пункта 46 действующего приказа МЧС № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» необходимо провести внеочередную проверку знаний работников по ПТМ.

В отличие от охраны труда внеочередная проверка знаний по пожарной безопасности (ПТМ) проводится при утверждении НПА, т. е.с 16.09.2020 г. Таким образом все ответственные за ПБ компании заказчика должны пройти внеочередную проверку знаний в УМЦ, а всем остальным работникам необходимо провести внеплановый инструктаж по ПБ.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Указ Президента РФ от 17.06.2021 N 367

      «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва»

    • Указ Президента РФ от 15.06.2021 N 364

      «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

    • Указ Президента РФ от 15.06.2021 N 366

      «О приеме в гражданство Российской Федерации и выходе из гражданства Российской Федерации»

    • Распоряжение Правительства РФ от 16.06.2021 N 1611-р

      «О выходе России из группы государств — участников Договора по открытому небу от 24.03.1992»

    • Постановление Правительства РФ от 16.06.2021 N 915

      «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий Фондом социального страхования Российской Федерации в 2021 году из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях их стимулирования к трудоустройству безработных граждан»

    • Постановление Правительства РФ от 16.06.2021 N 913

      «О внесении изменений в пункт 8 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно»

    • Информация Росаккредитации

      «Президент России подписал закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»

    • Информация ФНС России от 17.06.2021

      «Утверждены документы для электронного взаимодействия бизнеса, госорганов и операторов ЭДО»

    • Письмо ФНС России от 17.06.2021 N БС-4-21/8462@

      «О передаче через личный кабинет налогоплательщика налоговых уведомлений с суммой налогов менее 100 рублей» (вместе с «Письмом» Минфина России от 11.06.2021 N 03-02-10/46701)

    Всего-то 89 области

    Подпункт Наименование области аттестации Шифр области аттестации

    Общие требования промышленной безопасности

    1

    Основы промышленной безопасности

    А.1

    Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности

    2 Эксплуатация химически опасных производственных объектов Б.1.1
    3 Эксплуатация опасных производственных объектов нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических производств Б.1.2
    4 Эксплуатация опасных производственных объектов сжиженного природного газа Б.1.3
    5 Эксплуатация хлорных объектов Б.1.4
    6 Эксплуатация производств минеральных удобрений Б.1.5
    7 Эксплуатация аммиачных холодильных установок Б.1.6
    8 Эксплуатация опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов Б.1.7
    9 Проектирование химически опасных производственных объектов Б.1.8
    10 Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация химически опасных производственных объектов Б.1.9
    11 Проектирование, строительство, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасных производственных объектов нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических производств Б.1.10
    12 Безопасное ведение газоопасных, огневых и ремонтных работ Б.1.11
    13 Эксплуатация компрессорных установок с поршневыми компрессорами, работающими на взрывоопасных и вредных газах Б.1.12
    14 Эксплуатация стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов Б.1.13
    15 Производство водорода методом электролиза воды Б.1.14
    16 Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых осуществляются технологические процессы нитрования Б.1.15
    17 Эксплуатация объектов маслоэкстракционных производств и производств гидрогенизации жиров Б.1.16
    18 Производство и потребление продуктов разделения воздуха Б.1.17
    19 Эксплуатация опасных производственных объектов производства шин, резинотехнических и латексных изделий Б.1.18

    Требования промышленной безопасности в нефтяной и газовой промышленности

    Приказ Ростехнадзора от 02.03.2021 № 81

    • Регистрация опасного производственного объекта
    • План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛА/ПЛА)
    • Положение о производственном контроле (ППК)
    • Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов (ПТР)
    • Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности
    • Отчет по производственному контролю
    • Постановка на учет в Ростехнадзоре технических устройств
    • Разработка документации по эксплуатации опасных производственных объектов
    • Экспертиза промышленной безопасности технических устройств
    • Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
    • Экспертиза промышленной безопасности подъемных сооружений, механизмов и кранов
    • Экспертиза промышленной безопасности газопроводов
    • Экспертиза промышленной безопасности газоиспользующего оборудования и газораспределительных устройств
    • Экспертиза промышленной безопасности котельной
    • Разработка и экспертиза промышленной безопасности проектов технического перевооружения, консервации, ликвидации
    • Техническое диагностирование
    • Техническое освидетельствование сосудов, работающих под избыточным давлением
    • Техническое освидетельствование подъемных сооружений
    • Обследование строительных конструкций зданий и сооружений
    • Неразрушающий контроль
    • Отмена экспертизы промышленной безопасности.
    • Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»
    • Постановление Правительства от 01.10.2020 № 1580
    • Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1477 О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности
    • Постановление Правительства от 15.09.2020 № 1437

    Последние изменения в законодательстве в промышленной безопасности

    Сводная таблица изменений по отдельным направлениям надзора промышленной безопасности:

    № пп

    Шифр области аттестации

    Обзор изменений

    1

    Б.1.

    1. Добавлены новые виды деятельности:

    • эксплуатация ОПО сжиженного природного газа,
    • эксплуатация ОПО производства шин, резинотехнических изделий…

    2. Несколько видов деятельности объединены в один, например, как «Безопасное ведение газоопасных, огневых и ремонтных работ».

    3. Упорядочена нумерация.

    2

    Б.2.

    1. Исключены виды деятельности, которые дублированы в Б.1.

    2. Уточнены формулировки и нумерация.

    3

    Б.3.

    1. Область Б.3.6 расширена до «Доменное и сталеплавильное производство».

    2. Упорядочена нумерация.

    4

    Б.6.

    Изменены формулировки областей Б.6.3 и Б.6.4.

    5

    Б.7.

    1. Виды деятельности, указанные в пп. Б.7.6 и Б.7.8 приказа 233, объединили в один пункт — Б.7.3.

    2. Термин «системы» заменен на «сети».

    3. Изменена нумерация.

    6

    Б.8.

    1. Эксплуатация отдельных видов оборудования заменена на эксплуатацию ОПО, на которых используется это оборудование.

    2. Упорядочена нумерация.

    7

    Б.9.

    1. Вместо аттестации специалистов по надзору и членов комиссий предприятий, связанных с эскалаторами в метрополитенах, введены поднадзорные виды деятельности в этой сфере.

    2. Добавлена новая область надзора:

    «Б.9.5. Проектирование, строительство, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация, ликвидация опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

    3. Расширен перечень поднадзорных видов деятельности, связанных с пассажирскими канатными дорогами и фуникулерами.

    4. Упорядочена нумерация.

    8

    Д

    Область аттестации «Д» в приказе 334 имеет шифр «В».

    9

    Г.2

    1. Область аттестации Г.2 «Требования к порядку работы на тепловых энергоустановках и тепловых сетях» в приказе 334 исключена.

    2. Шифр «Г.2» присвоен сфере «Требования к эксплуатации электрических станций и сетей».

    3. Введены поднадзорные виды деятельности:

    • Г.2.4. Эксплуатация объектов возобновляемых источников энергии;

    • Г.2.5. Организация оперативно-диспетчерского управления в энергетике.

    Вступление в силу приказа Ростехнадзора от 03.09.2020 г. № 334 — формально не основание для проведения внеочередной аттестации персонала в области промышленной безопасности. Случай, когда процедура проводится вне плана, по нормативным требованиям один — авария по доказанной вине необученного работника (п. 7 Постановления Правительства РФ от 25.10.2019 г. № 1365).

    Тем более, до 1 июля 2021 года организации освобождены от необходимости подтверждать имеющуюся аттестацию в области промышленной, энергетической безопасности — смотрите Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 г. № 1580.

    Однако приказ № 334 ввел новые области надзора, по которым не проводилась проверка знаний персонала.

    Поэтому мы считаем правильным обучить и аттестовать руководителей, специалистов в новых областях промышленной безопасности, не дожидаясь 1 июля 2021 года.

    Мы рекомендуем:

    • Провести инвентаризацию должностных инструкций, трудовых договоров, приказов о распределении ответственности и составить список работников для аттестации по новым областям.

    • Направить сотрудников на обучение по программам дополнительного профессионального образования.

    • Подать заявление на аттестацию персонала в территориальных аттестационных комиссиях РТН и ведомственных комиссиях до 1 июля 2021 года.

    Так организации снизят риск «придирок» при надзорных проверках, а, главное, повысят компетентность сотрудников при обращении с опасными производственными объектами.

    В этом году уже утверждены или находятся на утверждении приказы, которые вносят изменения в ранее действовавшие правила и порядок в сфере технического регулирования.

    Утверждены и разработаны:

    • Утверждён Приказ Ростехнадзора от 09.04.2018 N 165 «О внесении изменений в Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённые приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 г. N 495» (зарегистрирован Минюстом России 27.04.2018, регистрационный N 50931).
    • Разработан Приказ от 21.06.2018 N 269 «О внесении изменений в Административный регламент по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утверждённый приказом Ростехнадзора от 11 августа 2015 г. N 305;
    • Разработан приказ от 12.07.2018 N 298 «О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта»;
    • Зарегистрирован в Минюсте приказ от 12.12.2017 N 539 «О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116″ (зарегистрирован 15.06.2018, регистрационный N 51352);
    • Зарегистрирован в Минюсте приказ от 30.11.2017 N 518 «О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах», утверждённые приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 декабря 2013 г. N 605″ (зарегистрирован 12.04.2018, регистрационный N 50737);
    • Зарегистрирован Приказ от 09.11.2017 N 470 «О внесении изменений в Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утверждённые приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1128» (зарегистрирован 15.02.2018, регистрационный N 50053).

    Приказами ведомства были отменены ряд действовавших регламентов и правил:

    • Утверждён Приказ Ростехнадзора от 24.01.2018 N 32 «О признании не подлежащими применению отдельных требований, содержащихся в актах Федерального горного и промышленного надзора России, в области ведения горных и взрывных работ» (зарегистрирован Минюстом России 26.02.2018, регистрационный N 50123);
    • Утверждён Приказ Ростехнадзора от 01.06.2018 N 237 «О признании не подлежащей применению на территории Российской Федерации Типовой инструкции по организации безопасного проведения газоопасных работ, утверждённой Госгортехнадзором СССР 20 февраля 1985 г.».
    • Приказ Ростехнадзора от 15.01.2018 N 12 «О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств», утвержденные приказом Ростехнадзора от 29 марта 2016 г. N 125″ (зарегистрирован Минюстом России 02.02.2018, регистрационный N 49871);
    • Приказ Ростехнадзора от 15.01.2018 N 13 «О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденные приказом Ростехнадзора от 7 ноября 2016 г. N 461″ (зарегистрирован Минюстом России 02.02.2018, регистрационный N 49880);
    • Приказ Ростехнадзора от 21.03.2018 N 120 «О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Инструкция по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 октября 2016 г. N 449″ (зарегистрирован Минюстом России 19.04.2018, регистрационный N 50822).

    Лифты, подъёмные платформы, конвейеры и эскалаторы

    Определены контрольно-надзорные мероприятия в отношении организаций, эксплуатирующих лифты, подъёмные платформы для инвалидов, пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки), эскалаторы. Здесь конкретно введен уведомительный порядок начала деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъёмных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов. Об этом гласят изменения в Федеральный закон от 23.04.2018 N 94-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    В Федеральном законе от 23.04.2018 N 114-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», оптимизированы и приведены в соответствие с действующим законодательством составы преступлений в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах и безопасности при производстве строительных или иных работ, дифференцированы формальные и материальные составы таких преступлений, а также унифицированы наказания за нарушения обязательных требований промышленной безопасности.

    Федеральный закон от 19.07.2018 N 207-ФЗ «О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда» разделил полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда.

    Этот закон устанавливает, что государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

    Государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения, установленных правилами по охране труда, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного энергетического надзора.

    Также принят Федеральный закон от 19.07.2018 N 208-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда». Он уточняет контрольно-надзорные полномочия в сфере охраны труда, где к федеральному государственному энергетическому надзору отнесён надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения, установленных правилами по охране труда.

    Принятый Федеральный закон от 19.07.2018 N 210-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» определил полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения.

    Они должны осуществлять

    • подготовку населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций,
    • согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

    В этом же законе уточнено понятие «газификация», согласно которому под газификацией понимается деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса на объектах жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектах.

    Уточнены полномочия Правительства Российской Федерации в области газоснабжения. Так Правительство будет еще и утверждать методики расчёта показателей газификации, а также определять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченного на утверждение указанной методики.

    Утвержден новый перечень НПА, обязательных для госнадзора

    Невзирая на то, что номинально список основных правовых документов, составляющих нормативную базу для организации обучения в области электробезопасности, не изменился, нельзя не учитывать, что отдельные корректировки в этом вопросе все же произошли. Ключевые новости электробезопасности в 2021 году сосредоточены в двух направлениях: уточнение уже действующих документов и принятие новых правовых актов. В этой сфере было сделано следующее:

    • в приказ Минэнерго № 6 приказом Минэнерго от 13 сентября 2018 года N 757 были внесены изменения, связанные с обновлением правил проведения переключений в электроустановках. Новым приказом их ПТЭЭП был изъят длинный ряд пунктов, которые регулировали правила выполнения рассматриваемых переключений. Приказ № 757 вступил в силу 24 мая 2019 года. В результате 2020 год стал первым временным периодом, когда анализируемые правила будут действовать в полном объеме в течение всего календарного года;
    • в приказ Минтруда № 328н приказом Минтруда от 15 ноября 2018 г. N 704н были внесены изменения, касающиеся правил выполнения государственного надзора за соблюдением актуальных нормативов. Согласно этому документу, надзор за выполнением основного объема правил ОТ при использовании электроустановок производится Управлением государственного энергетического надзора Ростехнадзора. При этом контроль в области соблюдения организацией требований к персоналу, занятому в эксплуатации электроустановок, выполняет Роструд. Действие обновленных требований началось с 25 января 2019 года. В 2021 году рассматриваемые требования будут действовать в полном объеме в течение всего года;
    • 6 ноября 2019 года вступило в действие Постановление Правительства № 1365 от 25.10.19 г., которое установило новый порядок прохождения аттестации по промышленной безопасности для работников отдельных категорий предприятий.

    Теперь проанализируем изменения по электробезопасности в 2021 году, которые касаются порядка организации обучения работников производственных предприятий. Они связаны в том числе с вступлением в силу новых требований перечисленных нормативных документов.

    Понятие электробезопасности в организации — это комплекс систематизированных мер, нацеленных на достижение требуемого уровня безопасности персонала при выполнении должностных обязанностей, связанных с эксплуатацией разных категорий электрических аппаратов и установок. При этом такие аппараты могут относиться к разным типам: от простейшего оборудования, не требующего специальных навыков при обращении с ним, до сложной аппаратуры, работа с которой требует сложных знаний и высокого уровня квалификации.

    В этой связи приказом Минэнерго № 6 вводится категория группы по электробезопасности. Ее также именуют группой допуска. Под этим термином обычно понимают набор навыков и знаний, дающих конкретному сотруднику право работать с определенными категориями аппаратуры. В общей сложности интересующий нас приказ выделяет пять основных квалификационных групп. Их основные параметры по состоянию на 2021 год приведены в нижеследующей таблице.

    Группа по электро-безопасности

    Квалификационные требования

    I

    Наличие элементарных представлений о механизмах воздействия электрического тока

    Наличие знаний о мерах достижения требуемого уровня безопасности при взаимодействии с электрическими приборами

    Наличие базовых навыков оказания первой помощи лицам, пострадавшим от поражения электрическим током

    II

    Наличие базовых знаний о порядке работы с разными видами электроустановок

    Информированность о факторах, обусловливающих опасность поражения электрическим током

    Наличие знаний об основных мерах безопасности при работе с разными типами электрической техники

    Наличие практических навыков оказания первой помощи лицам, пострадавшим от поражения электрическим током

    III

    Наличие базовых знаний в сфере электротехники

    Наличие знаний об устройстве электротехники, к работе с которой допущен сотрудник

    Информированность о порядке технического обслуживания аппаратуры, с которой взаимодействует работник

    Наличие специальных знаний о порядке работы с конкретными видами электротехники, включая организацию допуска к выполнению операций, порядок использования средств защиты, правила эксплуатации оборудования и другие профильные требования, связанные с особенностями выполняемой работы

    Наличие навыков безопасной работы с конкретными типами техники

    Наличие практических навыков высвобождения пострадавшего из зоны поражения электрическим током и оказания первой помощи пострадавшим с учетом конкретного типа воздействия

    IV

    Наличие профессиональных навыков в сфере электротехники

    Комплексная информированность об опасности работы с разными типами электроустановок, включая механизмы воздействия поражающих факторов

    Наличие профессиональных знаний о порядке эксплуатации конкретных видов техники, включая правила применения специализированных защитных средств, обеспечения пожарной безопасности, выполнения технического обслуживания и т.д.

    Умение проводить инструктаж по работе с техникой для сотрудников предприятия, организовывать работу на объекте и контролировать соблюдение требований безопасности при выполнении технологических задач

    Умение организовывать и проводить обучение мерам безопасности на объекте, а также порядку предоставления первой помощи лицам, пострадавшим от поражения электрическим током

    Наличие практических навыков высвобождения пострадавшего из зоны поражения электрическим током и предоставления первой помощи пострадавшим с учетом конкретного типа воздействия

    V

    Наличие профессиональных знаний об устройстве разных видов электротехники и ее основных узлов, а также специальных знаний, необходимых для корректной компоновки аппаратуры и выполнения ее технического обслуживания

    Наличие знаний о правилах эксплуатации разных видов оборудования

    Наличие знаний о порядке достижения требуемого уровня безопасности работ, включая применение защитных средств и обоснование для использования конкретного типа защиты

    Наличие знаний о правилах устройства электрических установок разных типов

    Наличие знаний о требованиях пожарной безопасности при эксплуатации объекта с учетом его особенностей

    Умение организовывать работу подчиненных на разных видах электроустановок

    Умение организовывать и проводить инструктаж по работе с техникой для сотрудников предприятия, организовывать работу на объекте и контролировать соблюдение требований безопасности при решении технологических задач

    Умение организовывать и проводить обучение мерам безопасности на объекте, а также порядку предоставления первой помощи лицам, пострадавшим от поражения электротоком

    Наличие профессиональных навыков высвобождения пострадавшего из зоны поражения электрическим током и предоставления первой помощи пострадавшим с учетом конкретного типа воздействия

    I группа допуска по электробезопасности не требует каких-либо сложных навыков: для ее получения достаточно уметь безопасно взаимодействовать с элементарными типами техники. Поэтому для присвоения этой группы установлен упрощенный порядок.

    Обучение работников предприятия для присвоения I группы в 2021 году можно проводить силами самой организации. Для этого нужно привлечь сотрудника, имеющего группу допуска не ниже III. Само обучение проводится в форме инструктажа. Список лиц, которые должны получить I группу, устанавливается отдельным приказом руководителя компании. При этом если он считает, что каким-то работникам не нужно проходить такую подготовку, он может не включать их в приказ. Если руководитель примет соответствующее решение, на предприятии могут и вовсе отсутствовать работники, имеющие I квалификационную группу.

    Прохождение инструктажа и присвоение группы для тех работников, которые упомянуты в таком приказе, регистрируется в специальном журнале установленной формы. Выдача удостоверений, подтверждающий прохождение обучения, в этой ситуации не осуществляется. После получения квалификационной группы для этой категории работников организуется ежегодная проверка знаний. Порядок ее организации определяется руководителем компании с учетом особенностей ее деятельности.

    В 2021 году предоставление допуска к самостоятельной работе сотрудника с электроустановками, кроме прохождения обучения и аттестации, требует также организации стажировки на рабочем месте. Такое условие предусмотрено главой 1.4 приказа № 6. Основной целью его введения становится необходимость проинформировать сотрудника об особенностях конкретных условий, в которых он будет выполнять свою работу. В ходе стажировки под руководством грамотного наставника он получает информацию по следующим направлениям:

    • правила обеспечения охраны труда на производстве и актуальные нормативы, содержащиеся в инструкциях по ОТ;
    • список навыков, необходимых для достижения эффективного результата труда и безопасной эксплуатации вверенного ему оборудования;
    • способы работы с оборудованием, обеспечивающие нужный уровень безопасности работ.

    В зависимости от имеющегося уровня квалификации и полномочий в области работы с электроустановками весь персонал организации делится на три укрупненных категории:

    • электротехнический – персонал, обладающий наиболее полными навыками в этой области. Его допускают к выполнению всех видов работ с электроустановками, включая монтаж, пуско-наладку, ремонт и другие. При этом в зависимости от набора задач в составе этой категории персонала выделяют дополнительные подкатегории, включая административно-техническую, оперативную, ремонтную и оперативно-ремонтную. Персонал этой категории может иметь группу безопасности от II до V, однако чаще всего работники, относящиеся к ней, имеют III группу допуска и выше;
    • электротехнологический – персонал, который допускается к эксплуатации сложного электрооборудования и его текущему обслуживанию. Работники, принадлежащие к этой категории, должны иметь группу безопасности не ниже II;
    • неэлектротехнический – персонал, не относящийся к указанным категориям.

    Разделение на эти категории обусловлено различиями в порядке прохождения проверки знаний по электробезопасности, выполняемой уже после присвоения группы допуска.

    Новые правила в охране труда 2021: пошаговый гайд, как разобраться в изменениях

    В 2021 году проверка знаний работников, которые в силу своих производственных обязанностей взаимодействуют с разными типами электрооборудования, регулируется положениями приказа Минэнерго № 6. Согласно пункту 1.4.19 рассматриваемого нормативного документа выделяется несколько видов таких проверок. Первичная проводится для работников при устройстве в компанию для контроля знаний, необходимых для безопасной эксплуатации оборудования и выполнении других операций с ним. Аналогичная проверка выполняется для работников, имеющих более чем трехлетний перерыв в работе по профильной специальности. В соответствии с действующим порядком при таком перерыве имеющаяся у них группа по электробезопасности снижается до II: чтобы получить группу более высокого уровня, им придется снова пройти процедуру подготовки и аттестации.

    Повторная, или очередная проверка организуется в следующем порядке:

    • электротехнический персонал, который выполняет пуско-наладку, ремонт, обслуживание и другие сложные операции с электроустановками промышленного назначения, должен проходить ее один раз в год;
    • электротехнический персонал, имеющий право выдачи разрешительной документации на выполнение опасных видов работ с электрооборудованием, а также организации и осуществления оперативных переговоров, проходит ее один раз в год;
    • административно-технический персонал, не относящийся ни к одной из рассмотренных категорий, проходит проверку один раз в три года;
    • специалисты по охране труда, выполняющие инспектирование электроустановок, проходят ее один раз в три года.
    1. Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения».

    2. Приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 № 486 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора».

    3. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением».

    4. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива».

    5. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления».

    6. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 532 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы».

    7. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 533 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств».

    8. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 534 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности».

    9. Приказ Ростехнадзора от 03.09.2020 № 331 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья».

    10. Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».

    11. Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 № 458 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии».

    12. Приказ Ростехнадзора от 27.11.2020 № 469 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по предупреждению экзогенной и эндогенной пожароопасности на объектах ведения горных работ угольной промышленности».

    13. Приказ Ростехнадзора от 13.11.2020 № 438 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по безопасной перевозке людей ленточными конвейерами в подземных выработках угольных (сланцевых) шахт».

    14. Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 № 458 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии».

    15. Приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 № 494 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения».

    16. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 528 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ».

    17. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 535 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила осуществления эксплуатационного контроля металла и продления срока службы основных элементов котлов и трубопроводов тепловых электростанций».

    18. Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения».

    19. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением».

    20. Приказ Ростехнадзора от 19.11.2020 № 448 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по расчёту и применению анкерной крепи на угольных шахтах».

    21. Приказ Ростехнадзора от 08.12.2020 № 506 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по аэрологической безопасности угольных шахт».

    22. Приказ Ростехнадзора от 09.12.2020 № 512 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов».

    23. Приказ Ростехнадзора от 10.12.2020 № 515 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по прогнозу динамических явлений и мониторингу массива горных пород при отработке угольных месторождений».

    24. Приказ Ростехнадзора от 11.12.2020 № 519 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах».

      Список грузоподъемных средств, которые нужно использовать в соответствие с ФНП по ПС, приведены в п. 3 настоящего документа, представленного в новой редакции. Таким образом, в список того, на какие ПС распространяются требования ФНП, входят:

      • краны-экскаваторы;
      • краны-манипуляторы;
      • краны-трубоукладчики;
      • тельферы (тали электроприводные);
      • подъемники (вышки);
      • кабины и люльки, подвешиваемые на краны с целью перемещения рабочих;
      • грузозахваты сменного типа, применяемые вместе с ПС;
      • рельсы для передвижения подъемных средств;
      • краны-штабелеры мостовые;
      • электроприводные тележки, применяемые для перевозки грузов по рельсовым путям над землей;
      • все типы грузоподъемных кранов;
      • строительные подъемники;
      • тара, используемая для перевозки грузов, кроме той, что применяют в портах и в металлургической промышленности.

      Сокращенное название документа – ФНП по ПС, что расшифровывается, как «Федеральные нормы и правила по подъемным сооружениям». В редакции приказа 533 ФНП ПС от 12 апреля 2016 г. довольно много корректировок. Они коснулись следующего:

      • применения требований в отношении разных видов ПС и совместимого с ним оборудования;
      • списка ПС, которые не нужно регистрировать в надзорных органах;
      • объектов, которые попадают под действие приказа, и тех, на которые требования документы не распространяются;
      • требований к дубликатам паспорта и руководства ПС.

      В новой редакции ФНП по ПС действительно много изменений, касающихся не только списка ПС. Особое внимание стоит обратить на следующие нюансы:

      • В п.3 приказа есть дополнение про краны-манипуляторы, самоходные краны и вышки. Вне зависимости от возможностей передвижения их считают стационарно закрепленными механизмами.
      • В п. 5 убрали информацию по поводу необходимости сертификатов и деклараций соответствия для ПС, впервые введенных в эксплуатацию. Подобное оборудование перечисляется в приложении №3 ТР ТС 010/2011.
      • Согласно п. 6, теперь требования ФНП ПС на ОПО (опасных производственных объектах) обязательны для ПС и применяемого с ними оборудования, которые стали использоваться еще до вступления в силу ТР ТС 010/2011.
      • В п. 148 теперь говорится о ПС, которые не требуют учета в исполнительных органах, которые занимаются ведением реестра ОПО. Ранее они не подлежали учету в Ростехнадзоре.

      Приказ Ростехнадзора от 05.09.2019 N 343

      Главные изменения в промышленной безопасности в 2020 году, которых с нетерпением ожидали как руководители предприятий, так и сотрудники контролирующих органов, были связаны с планами по пересмотру основного нормативного документа, который регулирует деятельность компаний относительно промбезопасности. Речь идет о федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ.

      В начале года Ростехнадзор подготовил обстоятельный проект обновленной редакции этого закона. Он предполагал существенные изменения законодательства в области промышленной безопасности, включая:

      • обновление нормативной базы;
      • введение классификации технических, производственных устройств;
      • сужение сферы промышленной безопасности за счет исключения из ее состава непрофильных блоков, включая нормативный срок эксплуатации зданий, конструкций и другие вопросы;
      • внедрение оптимизированного алгоритма проведения плановых проверок с учетом принципов риск-ориентированного подхода и введения системы аудита промышленной безопасности;
      • внедрение системы дистанционного мониторинга работы производственных объектов;
      • дополнительные требования к безопасности выполнения отдельных видов работ и операций.

      Разработанный ведомством законопроект согласно установленному порядку был размещен на Федеральном портале проектов нормативных документов для прохождения обязательной процедуры многоступенчатого рассмотрения.

      Впрочем, проект регуляторной гильотины оказал свое воздействие не только на упомянутый законопроект. Он также повлек за собой серьезные изменения в экспертизе промышленной безопасности. Сейчас Ростехнадзор уже разработал новый порядок проведения этой процедуры, которые учитывают обязательные требования к нормативным документам. Он получит статус федеральных норм и правил, то есть будет обязателен к исполнению любыми субъектами Федерации. Сейчас документ уже размещен на портале проектов и успешно прошел процесс общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы.

      Кроме этого, по ходу реализации проекта по сокращению объема регулирующей и нормативной документации изменения в промышленной безопасности в 2021 году коснутся еще многих правовых актов Ростехнадзора. Всего предполагается, что свое действие прекратят около 180 разных постановлений и приказов. Это произойдет с 1 января 2021 года.

      Изменения в сфере промышленной безопасности, связанные с коронавирусом Вторым важнейшим фактором, который повлиял на ситуацию в российской экономике, включая сферу промбезопасности, стало распространение коронавирусной инфекции. Вспомним, что в первой половине года на большинстве предприятий был объявлен карантинный период, в рамках которого функционировать продолжала лишь небольшая часть наиболее важных производств. В мае 2020 года карантин был отменен, однако деятельность компаний была возобновлена с серьезными ограничениями, направленными на то, чтобы препятствовать распространению COVID-19.

      Эти ограничения были направлены в первую очередь на то, чтобы минимизировать взаимодействие людей друг с другом. Они коснулись и деятельности государственных органов – контролирующей, лицензионной и прочей. При этих обстоятельствах Правительство решило снизить административное давление на бизнес и производство и приняло ряд решений, направленных на упрощение работы предприятий в таких условиях.

      Для этого было принято особое постановление от 1 октября 2020 года № 1580, которое внесло корректировки в ранее опубликованное постановление от 3 апреля 2020 г. № 440.В результате этого решения начали действовать следующие нормы:

      • продлен срок, в течение которого предприятиям, осуществляющим эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производств, разрешается не переоформлять лицензию, если у них изменился адрес выполнения работ. Указанный срок пролонгирован до 1 января 2022 года. Впрочем, если руководство компании все же намеревается переоформить лицензию по этому основанию, оно может это сделать;
      • произошли изменения в аттестации в области промышленной безопасности, а также безопасности эксплуатации гидротехнических объектов и объектов электроэнергетики. Срок действия уже выданных свидетельств продляется до 1 июля 2021 года вне зависимости от даты, обозначенной документом. При этом предприятиям разрешается организовывать аттестацию и раньше;
      • срок действия удостоверений по охране труда также продлевается до 1 июля 2021 года с аналогичным порядком проведения подготовки и проверки знаний работников до указанного срока. Таким же образом останутся действительными свидетельства о прохождении обучения по безопасному выполнению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения граждан и организаций.

      При этом Ростехнадзор на своем официальном сайте, публикуя соответствующие разъяснения, напоминает, что указанные меры будут действовать только до обозначенных дат. По окончании сроков продления соответствующих разрешений срок действия перечисленных документов будет считаться истекшим. Это значит, что предприятия, работающие на их основании, окажутся нарушителями норм законодательства и могут быть привлечены к ответственности с применением соответствующих статьей КоАП.

      1. № 2-4-38-2/кп-32/203 от 28.02.2008 Соглашение о взаимодействии Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

      2. № КП-32/841 от 18.08.2008 Соглашение о взаимодействии Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при транспортировании ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них;

      3. Соглашение от 28.12.2010 Соглашение между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральным медико-биологическим агентством о взаимодействии в области государственного регулирования радиационной безопасности при использовании атомной энергии;

      4. № 00-01-19/641 от 29.09.2011 Соглашение о взаимодействии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Института проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук.

      1. НП-022-2000 Общие положения обеспечения безопасности ядерных энергетических установок судов;

      2. НП-023-2000 Требования к отчету по обоснованию безопасности ядерных энергетических установок судов;

      3. НП-029-01 Правила ядерной безопасности ядерных энергетических установок судов;

      4. НП-037-11 Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками;

      5. НП-054-04 Нормы расчета на прочность элементов оборудования и трубопроводов для судовых атомных паропроизводящих установок с водо-водяными реакторами;

      6. НП-062-05 Правила устройства и безопасной эксплуатации оборудования и изделий реакторных установок с водным теплоносителем плавучих атомных станций;

      7. НП-079-06 Требования к планированию мероприятий по действиям и защите работников (персонала) при радиационных авариях на ядерной установке судна и (или) иного плавсредства;

      8. НП-088-11 Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе судов и с ядерными установками и радиационными источниками.

      1. ОРП-2006 Организация работы с персоналом на атомных станциях;

      2. ОСТ 95 10598-2008 Учет и контроль ядерных материалов. Типовая программа контроля качества измерений ядерных материалов;

      3. № 703 от 09.10.2009 Об утверждении и введении в действие форм отчетности в области государственного учета и контроля ядерных материалов, порядка и сроков представления отчетов;

      • ГО, ЧС и пожарная безопасность (5)
      • Нормативно-правовая база (1)
      • Охрана труда (5)
      • Промышленная безопасность (3)
      • Экология (2)

      Причинами для исключения ОПО из реестра по-прежнему являются:
      — ликвидация или вывод из эксплуатации (консервация);
      — утрата признаков опасности, указанных в приложении № 1 к ФЗ № 116;
      — изменения критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации ОПО, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ.
      Чтобы исключить ОПО из реестра, нужно подать в Ростехнадзор (см. п. 24 приказа РТН № 140):
      1) Заявление по форме из Приложения № 1 к приказу РТН № 140.
      2) При ликвидации ОПО:
      — сведения о документации (проекте) на ликвидацию ОПО (в том числе информация о наименовании документации, разработчиках);
      — рег. номер заключения ЭПБ (в реестре Ростехнадзора) на проект ликвидации ОПО;
      — копии документов об утилизации или передаче опасных веществ (при наличии опасных веществ);
      — копии документов, подтверждающих снос/демонтаж технических устройств, зданий и сооружений на ОПО, которые имели признаки опасности;
      — копию акта ликвидации ОПО.

      Для выдачи дубликата свидетельства о регистрации ОПО нужно подать в Ростехнадзор заявление по форме из приложения № 3 к приказу РТН № 140.

      3) При выводе ОПО из эксплуатации (консервации):
      — сведения о проекте консервации ОПО на срок более одного года (в том числе информация о наименовании документации, разработчиках);
      — рег. номер заключения ЭПБ на проект консервации ОПО;
      — копию акта о консервации ОПО на срок более одного года.
      4) В случае утраты ОПО признаков опасности, указанных в приложении № 1 и № 2 к ФЗ № 116:
      — сведения из проектной документации ОПО (например, проект реконструкции и т.д.), включая копию раздела «Технологические решения» (или аналогов);
      — иные документы, подтверждающие утрату объектом признаков опасности.
      5) При изменении критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации ОПО, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ:
      — пояснительную записку (пока не ясно — к проекту или обоснование в форме сопроводительного письма) с указанием изменившихся критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации ОПО.
      Дополнительно заявитель вправе представить электронный носитель, содержащий заявление и документы, подтверждающие причину исключения ОПО из реестра.

      1. Для выдачи дубликата свидетельства о регистрации ОПО нужно подать в Ростехнадзор:
      — заявление по форме из приложения № 3 к приказу РТН № 140.
      2. Чтобы переоформить свидетельство о регистрации ОПО в связи с исправлением допущенных Ростехнадзором опечаток (ошибок), нужно предоставить:
      — заявление по форме из приложения № 3 к приказу РТН № 140;
      — копию документа, содержащего опечатки (ошибки).
      3. Если заявитель хочет прекратить (прервать, отменить) предоставление госуслуги по регистрации ОПО и вернуть пакет документов до истечения срока, он должен подать в Ростехнадзор заявление по форме из приложения № 5 к приказу РТН № 140 (ранее заявление писали в свободной форме).

      Рассмотрим новую форму заявления на регистрацию ОПО (исключение ОПО, внесение изменений в госреестр) из приложения № 1 к приказу РТН № 140.
      В примере — регистрируем ОПО «Сеть газопотребления». Курсивом даны комментарии по заполнению.
      Заявление оформляем на фирменном бланке организации.

      Заключение экспертизы промышленной безопасности вам понадобиться в следующих случаях:

      • При подготовке документации на консервацию или ликвидацию опасного производственного объекта
      • При подготовке документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта (если данная документация не входит в состав проектной документации)
      • При разработке декларации промышленной безопасности в составе документации на техническое перевооружение
      • Для обоснования безопасности опасного производственного объекта
      • Для оценки соответствия технического устройства применяемого на ОПО.

      Экспертизу проводит специализированная компания, имеющая лицензию на ее проведение.

      Для объектов 1 и 2 класса опасности, предусмотрена форма отчета о функционировании системы управления промышленной безопасностью. Данный отчет предоставляется ежегодно, утверждается руководителем организации


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *