Административные штрафы по 44 ФЗ заказчикам с 2021 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административные штрафы по 44 ФЗ заказчикам с 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Вид нарушения
Статья КоАП
Размер штрафа, руб.
Нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации и документов для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
лица
Штрафы в госзакупках по 44-ФЗ 2021 г.
Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросев соответствии с требованиями законодательства Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям
Нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений
Ненадлежащее исполнение сторонами условий контракта законодательно регулируется с 2013 года, когда проект был одобрен Госдумой. Последние правки в него внесли в 2018 году. Одним из главных новшеств стал переход на электронную форму закупок.
С 1 июля 2018 г. заказчики могли воспользоваться разными видами конкурсов, а уже с 1 января 2019 г. электронная форма стала единственно возможной. Это делает заключение контрактов проще и прозрачнее, но участники тендеров будут обязаны проходить аккредитацию и регистрацию в Единой информационной системе.
Введение электронной формы закупок предполагает дополнительные изменения в законопроект:
- обеспечение заявки будет осуществляться не только с использованием денежных средств, но и по банковской гарантии (нововведение позволяет увеличить число участников конкурса);
- обеспечение не будет требоваться, если сумма начальной максимальной цены контракта не превышает 5 млн. руб. Если она колеблется в пределах от 5 до 20 млн., требуется внести гарантию от 0.5 до 1% от начальной стоимости. Если максимальная цена превышает 20 млн., обеспечение может составить до 5%;
- следующее требование касается внесения обеспечения. Участников торгов обязали направлять средства на специальные счета, которые должны быть открыты в банках для этих целей. Каждый счет может использоваться только для одного контракта.
Неприятным нововведением стало то, что операторы электронных площадок были наделены правом взимания средств за участие в госзакупках. До этого участие в торгах было бесплатным.
Далеко не всегда участники тендеров действуют строго в рамках установленных законодательством правил. Часто встречаются случаи, когда сами заказчики или поставщики услуг не выполняют взятые обязательства.
В этом случае КоАП (Кодекс об административных нарушениях) предусматривает пени и некоторые другие административные взыскания в отношении нарушителя. Встречаются два наиболее распространенных вида нарушений:
- неполное исполнение условий контракта, за что заказчик вправе требовать неустойку (товар либо услуга не совпадает с тем, что было указано в договоре);
- срыв сроков исполнения, за что также накладывается взыскание (если просрочка произошла по вине поставщика, а не заказчика).
Нарушения встречаются не только со стороны поставщиков товаров или услуг, но и среди заказчиков, хотя и реже. Чаще всего происходят следующие несоблюдения установленных правил:
- неверный выбор способа определения исполнителя контракта;
- неправильная форма осуществления тендера;
- несоблюдение срока возврата средств, направленных на обеспечение торгов.
Минимальный штраф для должностных лиц составляет 5 тыс. руб. и может достигать нескольких сотен тысяч рублей для юридических лиц.
На общую сумму штрафных санкций влияет длительность срыва сроков. За каждый день просрочки поставщику придется заплатить неустойку.
Если задержка составляет менее 2 суток, начисляется пеня в размере 3 тыс. руб. (кроме оборонных заказов, где даже за незначительную просрочку придется заплатить 30 тыс.).
В дальнейшем сумма взыскания будет расти. Закону обязаны следовать операторы электронных площадок, которым за несоблюдение периода блокировки назначат штраф в 15 тыс. руб.
Заказчик, который не удовлетворен исполнением контракта (нарушены условия, сорваны сроки), имеет право обратиться в суд с требованием взыскать с поставщика неустойку. Сделать это нужно до истечения срока давности (3 года). Суд принимает решение, согласно которому нарушителя штрафуют, и выносит постановление о переводе на счет заказчика установленной суммы.
Федеральный закон №44 в полной мере регламентирует обязанности обеих сторон, участвующих в закупках. Нарушение установленных правил чревато внушительными денежными санкциями, как для заказчика, так и для поставщика.
44-ФЗ с большим вниманием регулирует меры ответственности сторон за неисполнение обязательств и требует прописывать последствия правонарушений в текстах государственных контрактов. Это необходимо, так как данный подход:
- дисциплинирует поставщиков (исполнителей). Деньги для оплаты госзаказа поступают из бюджета, а получить качественную услугу заинтересован не только заказчик, но и общество в целом. Игнорировать некачественную работу ни в коем случае нельзя;
- мотивирует заказчиков строго следить за всеми этапами исполнения контракта, обдумывать каждое условие и вовремя призывать к ответственности недобросовестных исполнителей.
30 января 2020 г. на сайте проектов нормативных актов Минфином был размещен проект нового КоАП и процессуального кодекса. Законное действие приобретут с 1 января 2021 г. В отдельной гл. № 28 в новом КоАП говорится о нарушениях в рамках госзаказа по 44-ФЗ, закупок отдельными видами юрлиц и гособоронзаказа. Предельные показатели штрафов за каждое нарушение по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ не поменяются. Заказчики заплатят до 500 тыс. руб., а должностные лица — до 50 тыс. руб.
Важный момент! К малозначительным правонарушениям будут применяться предупреждения.
В таблице систематизированы нарушения по новому КоАП с 2021 г.
Статья в новом КоАП | Ответственность (за что предусмотрен штраф) |
28.1 | За несоблюдение требований 44-ФЗ при принятии решения о способе и об условиях выбора поставщика |
28.2 | За несоблюдение правил информационного обеспечения госзакупок |
28.3 | За закупки с нарушением порядка проведения по 44-ФЗ |
28.4 | За несоблюдение порядка или возврата денежных средств с опозданием, которые перечислены в качестве обеспечения заявок, исполнения контракта и порядка или сроков блокирования операций по спецсчету участника закупки |
28.5 | За несоблюдение порядка проведения электронной процедуры |
28.6 | За нарушение порядка заключения, изменения контракта |
28.7 | За несоблюдение срока и порядка оплаты ТРУ в закупках по 44-ФЗ |
28.8 | За несоблюдение порядка проведения закупок отдельными видами юрлиц |
28.9 | За отказ или уклонение исполнителя от подписания договора по гособоронзаказу (ГОЗ) и договора, который необходим для выполнения ГОЗ |
28.10 | За несоблюдение обязательных требований по ТРУ для гособоронзаказа |
28.11 | За ликвидацию или перепрофилирование производственных мощностей, обеспечивающих поставку товаров по ГОЗ |
28.12 | За нецелевой расход бюджета, предназначенного для нужд ГОЗ |
28.13 | За нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности |
28.14 | За действия/бездействие головного исполнителя, исполнителя, которые ведут к необоснованному завышению стоимости по ГОЗ и неисполнению или ненадлежащему исполнению госконтракта по ГОЗ |
28.15 | За несоблюдение условий контракта по гособоронзаказу |
28.16 | За несоблюдение требований об информировании в рамках заключения, исполнения обязательств по ГОЗ |
28.17 | За совершение уполномоченным банком операций, проведение которых противоречит законодательству по гособоронзаказу |
28.18 | За неисполнение уполномоченным банком обязанностей, которые установлены в сфере ГОЗ при банковском сопровождении |
28.19 | За несоблюдение порядка размещения сведений в ЕИС сопоставления цен на однородные ТРУ в сфере ГОЗ и гражданской сфере |
Заказчику грозят штрафы за несоблюдение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки:
- При планировании закупок и составлении планов-графиков.
- При выборе способа закупки, расчете НМЦК.
- Во время проведения торгов, заключения и оплаты контракта.
- При ведении реестра контрактов и взаимодействии с ФАС.
Меры ответственности заказчиков прописаны в КоАП РФ. Согласно нему, заказчикам-нарушителям в подавляющем большинстве случаев назначают штраф, реже — дисквалификацию до 2 лет. При этом ответственность чаще всего несут должностные лица заказчика, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Сотрудник может быть привлечен и после его увольнения, если не истек срок давности нарушения — в течение 1 года.
Организации редко получают штрафы, т.к. тогда деньги в пользу бюджета взыскивают с бюджетной организации. Но если нарушение серьезное, то ответственность понесут и сотрудник, и организация.
Согласно КоАП, размер штрафа для сотрудников может достигать 50 тыс. руб., для юрлица заказчика — 100-300 тыс. рублей.
Сроки оплаты работ должны быть отражены в тексте контракта, это обязывает заказчика оплачивать полученные услуги вовремя. Правила устанавливает ст.34 44-ФЗ: для всех закупок — до 30 дней со дня подписания актов о приемке, для закупок среди СМП — до 15 дней. За нарушение сроков заказчик понесет ответственность по ст.7.32.5 КоАП.
В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.
Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.
Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.
Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.
С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.
Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:
- НМЦК не более 3 млн руб.;
- общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
- не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
- закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
- извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
- после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
- контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.
С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.
В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.
Изменения в Законах 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2021 году
3 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому товаром российского происхождения признается товар, включенный:
- в Реестр промышленной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616;
- в Реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878.
Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
Новые правила применяются к закупкам, осуществляемым с 1 января 2021 года.
О других изменениях в закупках по 223-ФЗ рассказал эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.
Важное новое изменение касается административной ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ в части нарушения сроков оплаты по договору либо его отдельному этапу, заключенному с СМСП. Предусмотрены довольно внушительные штрафы:
- для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
- для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
Изменения в КоАП РФ вступили в силу 2 января 2021 года.
В апреле 2021 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО. Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2021 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными. Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.
- дисциплинарная
- гражданско-правовая
- административная
- уголовная
Основной объект – должностное лицо заказчика. Также привлекаются к ответственности члены комиссии по осуществлению закупок, оператор электронной площадки, контрактная служба, контрактный управляющий.
- штрафы за неисполнение контракта по 44-ФЗ
- штрафы за ненадлежащее исполнение контракта по 44-ФЗ
- за нарушение сроков размещения и не размещение информации в ЕИС
- за нарушение порядка заключения, изменения контракта, ведения реестра контрактов
Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях в сфере государственных закупок. Срок давности привлечения к ответственности составляет 1 год со дня совершения правонарушения. Если в ходе проверки контрольный орган выявит нарушение законодательства, то может возбудить дело об административном правонарушении в соответствии с Коап. Основное наказание за такое правонарушение – это административный штраф. Административная ответственность по 44-ФЗ и 223-ФЗ прописана в Коап. Постановление Правительства от 25 ноября 2013 г. N 1063 разъясняет правила определения размера штрафов.
№ п/п | Вид нарушения | Статья КоАП | Размер штрафа, руб. | ||
Неправильный выбор способа
определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Несоблюдение установленных законодательством РФ о контрактной системе порядка и формы обоснования закупок | 10 000 | |||
3. | Размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика закрытым способом в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график | 30 000 |
[1] Принят в первом чтении 16 октября 2015 года Государственной Думой РФ.
Штрафы по 44-ФЗ в 2020 году: таблица КоАП с последними изменениями
Положение субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) несколько легче. Для таких поставщиков штрафные ставки гораздо ниже — 1% от суммы контракта (цены его этапа), однако, не ниже 1000 руб. и не более 5000 руб.
У некоторых обязательств отсутствует стоимостное выражение. За их нарушение тоже полагается штраф. Это может быть, к примеру, задержка доставки товара, бракованный товар, отсутствие сопроводительных документов на поставленные товары и т.п.
НМЦК, руб. | Менее 3 млн | 3-50 млн | 50-100 млн | 100 млн и выше |
Штраф, руб. | 1 000 | 5 000 | 10 000 | 100 000 |
Внимание! Заказчик обязан указать такие обязательства, а также штрафы за их нарушение, ещё в проекте контракта. В противном случае штрафовать будут уже заказчика — за некорректно оформленную документацию.
В таблице меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок.
Статья КоАП | Вид нарушения | Сумма штрафа | ||||||||||||||||||||||||
ч.1 ст.7.29 | Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ | 30 000 руб. — на должностное лицо | ||||||||||||||||||||||||
ч.2 ст.7.29 | Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ | 50 000 руб. — на должностное лицо | ||||||||||||||||||||||||
ч.2 ст.7.29.3 | Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта) | 10 000 руб. — на должностное лицо | ||||||||||||||||||||||||
ч.3 ст.7.29 | Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено | 30 000 руб. — должностное лицо | ||||||||||||||||||||||||
ч.1.4 ст.7.30 | Размещение в ЕИС информации с нарушением установленных требований | 15 000 руб. — на должностное лицо; 50 000 руб. — на юрлицо |
||||||||||||||||||||||||
ч.3 ст.7.30 | В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ | 50 000 руб. — надолжностное лицо; 500 000 руб. — на юрлицо |
||||||||||||||||||||||||
ч.4 ст.7.30 | Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:
Госзакупки регулируются, кроме вышеперечисленного, определёнными статьями Уголовного Кодекса:
Предусмотрено наказание и для представителей заказчика, подкупивших исполнителя:
Более того, нарушение закона № 44-ФЗ — это не единственное в области закупок, что подвергается уголовному преследованию. Мошенничество, взятки, превышение полномочий, нецелевой расход средств из бюджета — тоже уголовные преступления. Пени за просрочку рассчитывают по правилам, которые прописаны в ч. 5 ст. 34 44-ФЗ. За каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы, которую не оплатили срок. Формула расчета выглядит так: Пени = Цена контракта × 1/300 × Размер ключевой ставки × количество дней просрочки При расчете пеней заказчик уменьшает цену контракта пропорционально объему выполненных работ. В дни просрочки входят выходные и праздничные дни, но не входят дни приемки товара (Письмо Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293). Например, поставщик заключил госконтракт на сумму 50 000 рублей на поставку товара в срок до 3 сентября 2020 года. К этому дню исполнитель поставил часть товара на 20 000 рублей. Остальной товар привез 14 сентября. Просрочка составила 11 дней, ключевая ставка в этот период — 4,25 %, сумма неисполненного обязательства — 30 000 рублей. Пени = 30 000 × 1/300 × 4,25 % × 11 = 46,75 рублей Для заказчиков и поставщиков пени считают одинаково. Ключевые изменения в закупках по 223-ФЗ в 2021 годуСумма штрафа для госзаказчиков зависит от цены контракта — чем больше цена, тем выше штраф:
Общая сумма штрафов не может быть больше суммы контракта. Кроме ответственности по 44-ФЗ, на заказчика действует Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Специализированная организация «ИжТендер» на основании ст.40 Федерального закона №44-ФЗ имеет право аналогично уполномоченному органу проводить закупочные процедуры от имени и по поручению заказчика, а также участвовать в торговых процедурах от имени поставщика. Специализированная организация является организатором или участником торгов, а контракты заключают сами заказчики или поставщики.
Штрафы по 44-ФЗ (проверка деятельности заказчика в ЕИС)
В следующей статье мы расскажем о том, что изменится в закупках госкомпаний (федеральный закон 223-ФЗ) с 1 января 2021 года. Не пропустите! Как не платить штраф в госзакупкахВсе материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется. 15.12.2020 на сайте Госдумы опубликовали проект изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) № 1075609-7. Планируют закрепить ответственность за передачу участниками госзакупок недостоверных сведений. В законопроекте указано, что если потенциальный поставщик передаст недостоверные данные в заявке или документы, которые подтверждают соответствие доптребованиям, или победитель передаст недостоверную информацию при заключении или выполнении обязательств по госконтракту, то должностное лицо и ИП получат штраф на сумму от 20 000 до 50 000 рублей, а юрлицо за такие действия оштрафуют на сумму от 100 000 до 300 000 рублей. ВАЖНО! К административной ответственности не привлекут, если такие действия образуют состав уголовного преступления. В этом случае последует уголовное преследование. За направление заявки с заведомо недостоверной информацией о предлагаемом товаре, в т. ч. о товаре, который поставляется при выполнении работ, оказании услуг, должностных лиц и ИП оштрафуют на сумму от 10 000 до 30 000 рублей, а юрлица оплатят штраф от 50 000 до 200 000 рублей. Федеральный закон № 44-ФЗ уделяет вопросу ответственности контрагентов по госконтрактам большое внимание и обязывает предусматривать положения о ней в текстах соглашений. Такой подход:
Предусмотрена такая ответственность по 44-ФЗ о контрактной системе 2021 года:
В контракте обязательно прописываются штрафы и пени по 44-ФЗ с последними изменениями для обеих сторон. Осуществляя закупки для государственных и муниципальных нужд, необходимо помнить о различных видах ответственности в отношении как заказчика, так и поставщика. В первую очередь стоит различать пени и штрафы по 44-ФЗ. Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение контракта представляют собой зафиксированную в договоре сумму, которую придется заплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по госконтракту. Пени начисляются за каждый день просрочки выполнения обязательств. Материальная ответственность сторон устанавливается самим контрактом. Предусматривают такие формы ответственности:
В ст. 34 44-ФЗ и постановлении правительства № 1042 от 30.08.2017 установлены штрафы и пени по 44-ФЗ с последними изменениями. Собрали их в таблицу.
|