Анализ безработицы в России 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Анализ безработицы в России 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Год Незанятость
1992 5.9%
1993 5.9%
1994 8.1%
1995 9.5%
1996 9.7%
1997 11.8%
1998 13.3%
1999 12.9%
2000 10.6%
2001 9.0%
2002 7.9%
2003 8.2%
2004 7.8%
2005 7.1%
2006 7.1%
2007 6.0%
2008 6.3%
2009 8.4%
2010 7.3%
2011 6.5%
2012 5.5%
2013 5.5%
2014 5.2%
2015 5.6%
2016 5.5%
2017 5.5%
2018 4.9%
2019 4.9%
2020 5.9%

Исследование выявило рост уровня безработицы в России

Анализ безработицы в России показывает, что самыми кризисными годами в истории РФ были 1992–2000 гг., после этого периода уровень незанятости начал постепенно снижаться.

В связи с тем, что рождаемость в годы перестройки снизилась и соответственно сократилось количество трудоспособного населения, стране удалось увеличить занятость граждан, то есть предоставить рабочие места.

Среди молодёжи безработица в России достигла максимального предела в конце 90-х гг. Согласно статистике безработных было около 41 % людей в возрасте до 20 лет и 19% в возрасте от 20 до 24 лет.

Государство Процент безработных
Киргизия 3%
Словакия 7,6%
Эстония 7,4%
Украина 9.5%
Таджикистан 2.1%
Молдова 3.4%
Белорусская Республика 0.2%
Россия 5,9%
Азербайджан 4,8%

Подсчитано число официальных безработных в России

В Чечне на протяжении многих лет разрушалась экономика. Это напрямую отразилось на безработице. В 2006 году уровень безработице в этой республике составлял 67.77 %. Это один из наиболее высоких показателей в РФ.

Сегодня же уровень безработицы в республике Чечня равен 7,2%. Уменьшение безработицы было постепенным и процент нетрудоустроенных граждан с каждым годом снижался благодаря реализации инвестиционных и коммерческих проектов.

Основная ставка Чечни в области трудоустройства была сделана на создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа, которые предоставляли рабочие места своим гражданам.

В Магаданской области один из самых низких показателей безработице по всей Российской Федерации – всего 5,8%. В это области представлено свыше 2 500 вакансий на 1 500 граждан региона.

Сегодня Магаданская область нуждается в рабочей силе, но при этом для стабилизации ситуации по трудоустройству власти приняли решение сократить квоту на иностранную рабочую силу в 2 раза.

Рабочая сила в возрасте
15 лет и старше

75034

75039

75015

75126

74519

607

4206

4244

4057

3898

4286

-388

В процентах

Уровень участия в
рабочей силе
(рабочая
сила к численности
населения в возрасте
15 лет и старше)

62,1

62,1

62,1

62,2

61,7

0,5

Уровень занятости
(занятые к численности
населения в возрасте
15 лет и старше)

58,6

58,6

58,7

59,0

58,1

0,9

Уровень безработицы
(безработные к численности рабочей силы)

5,6

5,7

5,4

5,2

5,8

-0,6

Среди безработных в возрасте 15 лет и старше доля женщин в апреле 2021 г. составила 48,4%, городских жителей – 67,2%, молодежи от 15 до 25 лет – 17,4%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности – 22,7%.

Уровень безработицы среди сельских жителей (7,5%) превышает уровень безработицы среди городских жителей (4,5%). Уровень безработицы у мужчин и женщин совпадает (5,2%).

Численность и состав рабочей силы в субъектах Российской Федерации

в возрасте 15 лет и старше

(по данным выборочных обследований рабочей силы
в среднем за февраль-апрель 2021 г.)

Численность
рабочей
силы,
тыс. человек

В том числе

Уровень, в %

занятые

безра-
ботные

участия в рабочей силе

заня-
тости

безра-
ботицы

Российская Федерация

75060,2

70993,8

4066,4

62,1

58,8

5,4

Центральный
федеральный округ

21228,2

20397,4

830,8

63,8

61,3

3,9

Показатель Значение Период
Уровень безработицы 5.2 % апр. 2021
Количество трудоустроенного населения 71.2 млн. чел. апр. 2021
Уровень занятости населения 59 % апр. 2021
Общая численность безработных 3.9 млн. чел. апр. 2021
  • Уровень безработицы в России упал до 5.2 % в апреле 2021. Максимальный уровень достигал 14.1 %, а минимальная 4.3 %.
  • Данные публикует Ежемесячно Федеральная служба государственной статистики.

Данные Период Дата

5.2 апр. 2021 25.05.2021
5.4 мар. 2021 20.04.2021
5.7 фев. 2021 19.03.2021
5.8 янв. 2021 18.02.2021
5.9 дек. 2020 28.01.2021
6.1 ноя. 2020 18.12.2020
6.3 окт. 2020 20.11.2020
6.3 сен. 2020 20.10.2020
Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Владимир Путин (2) 07.05.2002 — 5.1000 4.7000 5.2000 4.7000 -7.84%
  • Число трудоустроенного населения в России вырос до 71.2 млн. чел. в апреле 2021. Максимальный уровень достигал 74.1 млн. чел., а минимальная 60.4 млн. чел.
  • Данные публикует Ежемесячно Федеральная служба государственной статистики.

Безработица в России в феврале снизилась до 5,7%

Данные Период Дата

71.2 апр. 2021 25.05.2021
71 мар. 2021 24.04.2021
70.8 фев. 2021 03.04.2021
70.6 янв. 2021 06.03.2021
70.8 дек. 2020 06.02.2021
70.7 ноя. 2020 26.12.2020
70.3 окт. 2020 28.11.2020
70.5 сен. 2020 24.10.2020

    Количество трудоустроенного населения в России по президентам

    Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.

    Самый низкий показатель безработицы в феврале-апреле 2021 года был в Ямало-Ненецком автономном округе — 2,4%. Далее в рейтинге Санкт-Петербург и Чукотка (2,5% каждый), Татарстан (2,8%) и Москва (3%).

    При этом в пиковый период пандемии наиболее низкий уровень безработицы также зафиксировали в ЯНАО — 2,5%. Следом за этим регионом располагались Москва (2,7%), ХМАО — Югра (3,2%), Санкт-Петербург (3,6%) и Камчатский край (3,6%).

    По данным Минтруда, показатель безработицы зависит от структуры экономики региона и различных социально-демографических факторов.

    Эксперты «Известий» говорят, что показатель безработицы в республиках Северного Кавказа связан с высоким уровнем рождаемости, что приводит к недостатку качественных рабочих мест и большому уровню нелегальной занятости.

    Самая низкая безработица фиксируется в наиболее развитых регионах страны, в этих субъектах наблюдается хорошая ситуация с рынком труда.

    На текущий момент существует несколько выраженных причин, увеличивающих уровень безработицы. К ним стоит отнести затяжной экономический кризис и увеличение пенсионного возраста. Первая причина очевидна не всем — кризис привел к сложностям с деньгами у граждан, те не могут тратить достаточно средств, а небольшие компании и частные предприниматели вынуждены останавливать свою деятельность или модернизировать ее, сокращая количество рабочих мест.

    С пенсионной реформой все ясно — те, кто должен быть уйти на заслуженный отдых, теперь будут работать еще несколько лет, лишая трудовых мест молодежь, вынужденную сидеть без дела. При этом есть и обратная сторона — вместо почетных возрастных работников берут молодых специалистов, а пожилые сотрудники отправляются на биржу труда, т.к. еще не получают пенсию. Все это сильно влияет на итоговый уровень безработицы, причем до полного завершения пенсионной реформы его снижение не предвидится.

    17783

    10084

    9527

    Фото 13415

    Эксперты прогнозируют пик безработицы в России в I квартале 2021 года

    11618

    Фото 11307

    Эксперты дают очень неутешительные вопросы. Они допускают рост безработицы при жёстком кризисе на очень высоких темпах – в три раза выше, чем есть сегодня. Затяжной кризис, которому способствует карантин, приведёт к тому, что примерно 15 % населения лишатся своих рабочих мест. Уровень безработицы в пределах 15 % прогнозируют также и мировые эксперты. Все это приведёт к очень пагубным последствиям на фоне увольнения, а также урезание зарплат.

    Есть мнение по поводу того, что в 2020-м году, то есть ближе к окончанию этого периода, ситуация начнёт постепенно улучшаться, то есть работа наладится, но пока верить в это не слишком получается, потому что число официально зарегистрированных безработных растёт ежедневно. И это ведь не настоящие цифры, потому что большинство неработающих людей не идут на биржу труда.

    Есть несколько вариантов развития событий, которые покажут уровень безработицы в России в 2021 году.

    • В соответствии с первым вариантом, если эпидемия прекратится быстро и будет только одной волной, то безработица вырастет, но не критически – около 7 %. Естественно, это повлечёт за собой в первую очередь сферу услуг и торговли, доходы населения снизятся, но очень скоро начнут рост.
    • В случае повторной волны безработицы можно рассчитывать на то, что её уровень будет гораздо выше – от 8 до 10 %. Кризис окажется существенным, больше всего он коснётся производственной сферы, а также строительства. Как и в первом случае доходы населения упадут, но уже куда более существенно – уменьшатся на 6 %.
    • В самом крайнем случае возможен уровень безработицы до 12-15%. Такой сценарий развития возможен в том случае, если жёсткий карантин продолжится и он затронет сферу экономики, включая банки, металлургии и так далее.

    Для справки! Занятость и безработица в Российской Федерации не должна находиться на критическом уровне. Базовый прогноз на 2021 год предсказывал то, что безработица должна была достигнуть 5,5 процентов. Сегодня по всем прогнозам и в соответствии с любыми цифрами безработных стране будет намного больше.

    На данном этапе государственная поддержка направлена на то, чтобы сгладить шок на трудовом рынке. Среднесрочная перспектива выглядит слишком воодушевляюще, но Минтруд ожидает сокращения числа безработных, потому что малый бизнес должен получить поддержку.

    Сегодня государственная программа предлагает малому и среднему бизнесу гранты в размере 12 000 рублей на каждого сотрудника, для того, чтоб работодатели имели возможность оплатить труд каждого человека. Параллельно с этим разрабатывается предоставление беспроцентных кредитов, списание процентов и так далее. Государство гарантирует помощь, потому что адекватно оценивает тот факт, что если прогноз уровня безработицы в России будет слишком высоким, то пострадают от этого все.

    Минтруд наконец пересмотрел список профессий, запрещённых для женщин. С 2021 года женщинам открыто 100 профессий, считавшихся вредными.

    Женщины смогут работать водителями большегрузов и тракторов, войти в экипаж судна ‒ матросами, шкиперами и боцманами, водить высокоскоростные электропоезда. Условия труда этих специалистов изменились к лучшему, а зарплата остаётся высокой.

    Официальный прогноз ‒ к концу 2021 года уровень безработицы составит чуть меньше 5% (сейчас ‒ 6,1%).

    Большинство услуг центров занятости обещают перевести в электронную форму и создать единую цифровую платформу для службы занятости. В перспективе ‒ переделать центры занятости в государственные кадровые агентства и полностью переобучить всех сотрудников.

    Сейчас безработные россияне в среднем находят работу за 6 месяцев, после модернизации ЦЗН это время должно сократиться.

    В АНО «Национальные приоритеты» рассказали, что в 2021 году бесплатно переобучать будут не только тех, кто уже потерял работу, но и тех, кто находится под риском увольнения. Достаточно обратиться в местный центр занятости.

    Многие уверены ‒ клятва Гиппократа звучит так: «Клянусь работать в любое время дня и ночи бесплатно». Но во-первых, в медвузах сейчас дают клятву российского врача, а во-вторых, про бесплатный труд там ничего не говорится. Мы подсчитали ‒ как оценивают работу врача в России. Спойлер: несправедливо

    У каждого есть такой коллега, который портит жизнь. Ты можешь найти миллион способов поставить его на место, но что, если человек сам не осознаёт, что с ним что-то не так? А стоит намекнуть ‒ и проблема решится. Мы нашли 4 примера, как донести до коллег их неправоту ‒ нежно, аккуратно и вежливо

    На сегодня можно с полной уверенностью заявить, что безработица в России стабильно снижается с 1999 г. Некоторые всплески наблюдались в периоды кризисов, например 2009 и 2015 гг.

    Какие регионы России — лидеры по безработице в 2021 году?

    Какой же на самом деле уровень безработицы в Российской Федерации? Для нашей страны характерна большая безработица в низкоурбанизированных регионах. И обратная ситуация в мегаполисах – полно свободных рабочих мест.

    На 2020 год уровень безработицы упал на 0,7 пункта, что является отличным показателем.

    Но по факту официальная статистика не показывает реальной ситуации на рынке труда ввиду активного использования теневых методов расчета. Следственно не стоит ждать резких скачков в сфере занятости по стране в официальных данных. Но и фактическое падение также маловероятно. Единственная проблема, которая может проявиться, это падение заработка в реальном выражении.

    Официальные данные говорят о том, что показатель зарегистрированной безработицы не будет подниматься, в крайнем случае быстро. Однако стоит отметить, что с 2014 г уровень жизни постепенно падает. Отсюда два вывода:

    Основными причинами фрикционной безработицы в России является ликвидация предприятий, сокращение штатов и увольнение граждан по собственному желанию. В 2018 году по первой из перечисленных причин оказались в поиске работы 18,5 % фрикционных безработных, вторая причина обусловила наличие 24,86 % фрикционных безработных (таблица 1).

    Таблица 1 — Причины незанятости безработных

    Причины незанятости Количество человек, тыс. чел. Удельный вес, %
    Всего безработные 4243
    Оставили прежние места работы 785 18,5
    из-за:
    — высвобождения, сокращения штатов, а также ликвидации организации, собственного бизнеса;
    — увольнения по собственному желанию; 1055,0 24,86
    — окончания срока действия договора; 169,0 3,98
    — выхода на пенсию; 174 4,10
    — изменения места проживания; 88 2,07
    — состояния здоровья; 159,0 3,75
    — личных обстоятельств; 392 9,24
    — увольнения из армии; 12 0,28
    — других причин 317 7,47

    [flat_ab id=»11″]


    Наибольшее количество фрикционных безработных (1255 тыс. чел.) искали работу более 12 мес. В 2019 году среднее время поиска работы составило 7,6 мес.

    Имеется тенденция к увеличению числа безработных, становящихся таковыми по собственному желанию. Если таких людей в 2012 году было 1247 тыс. чел., то в 2019 году – 1055 тыс. чел. В возрастной структуре безработных по сокращению штатов преобладают лица, достигшие возраста 30-49 лет. Таких лиц в 2019 году было 393 тыс. чел. Среди этой возрастной категории больше всего граждан, которые уволились по собственному желанию (548 тыс. чел.). Всего безработных всех возрастов и по разным причинам нетрудоустроенных в 2019 году было 4243 тыс. чел.

    Структурная безработица более продолжительна по времени и связана с изменениями в структуре экономики страны, повлекшими исчезновение и появление современных видов производств. В 2019 году наибольший уровень безработицы был зафиксирован среди неквалифицированных рабочих (8,3 %). Уровень безработицы среди работников сферы торговли, обслуживания и охраны составлял 5,6 %. Среди квалифицированных рабочих уровень безработицы также высок и составлял 5,4 % (рис. 3).

    Сложная ситуация с трудоустройством молодежи возникает вследствие неправильных маркетинговых стратегий ВУЗов, направленных на запросы абитуриентов, желающих удовлетворить свои амбиции совершенно не считаясь с ситуацией на рынке труда и не принимая во внимание прогнозы ее изменения.

    Ориентация на социальные стереотипы и на престиж высшего образования приводит к перекосам на рынке труда, вызванным избытком одних специалистов и недостатком других.

    Доля индивидов, имеющих высшее образование в общей численности экономически активного населения, достигает в России 23 %. Только в Нидерландах, США и Норвегии данный показатель имеет значение выше, чем в нашей стране. В некоторых развитых странах, например, в Испании, Японии, Канаде и Великобритании высшее образование имеет значительный меньший процент населения.

    Сложности с адаптацией после окончания ВУЗов вынуждают выпускников устраиваться на работу не по полученным специальностям, переквалифицироваться или выезжать из страны.

    Нередко молодые специалисты с дипломами ВУЗов разочаровываются в низкой оплате труда и идут работать не по полученной специальности. Высшее образование в России универсальное, а не специальное. Ценность его состоит не в сумме знаний, слабо востребованных сейчас, а суммой компетенций, хорошо реализуемых в новой экономической структуре.

    В России в основном преобладает скрытая безработица, которая в наибольшей степени имеет место на северо-востоке и Дальнем Востоке страны. Ситуация усугубляется тем, что жители данных регионов ищут работу самостоятельно и не доверяют службе занятости. Много людей из этих регионов задействованы в криминальной сфере.

    [flat_ab id=»5″]

    Одной из основных проблем безработицы как социально-экономического явления является то, что в Российской Федерации в значительной степени несовершенна законодательная база. Это выражается в том, что на данный момент не разработано ни одного отдельного нормативно-правового акта, который бы регулировал безработицу. Одним из основных нормативных документов, на который опираются при изучении данного явления, выступает Федеральный закон «О занятости населения РФ», где дается понятие безработицы и сообщается, кто может быть безработным.

    Еще одной не менее важной проблемой безработицы является тот факт, что Россия находится в десятке государств, имеющих самый большой уровень риска, который имеет отношение к старению населения страны. По данным агентства Bloomberg, на одного пенсионера в России приходится 2,4 работающих. Если исходить из усредненных 65 лет, то на одного пенсионера приходится 5,1 работника.

    В свете выявленных проблем можно предложить следующие направления реформирования сферы занятости:

    — совершенствование законодательной основы сферы занятости;

    — внедрение государственной программы стимулирования предприятий в приеме на работу выпускников ВУЗов страны;

    — совершенствование механизма учета количества безработных;

    — создание современного механизма мониторинга рынка труда.

    — совершенствование российского законодательства о занятости.

    — осуществление политики занятости должно предусматривать программы формирования рабочих мест, имеющих антикризисное направление

    — повышение производительности труда.

    — важнейшим направлением политики на рынке труда должно стать дальнейшее развитие структуры малого бизнеса.

    Необходимо уходить от возрастных ограничений в приеме на работу. Это касается как молодых, так и зрелых специалистов.

    В целях борьбы с безработицей необходимо финансово, инфраструктурно, кадрово и информационно укреплять региональные службы занятости. Необходимо переходить на страховые принципы борьбы с безработицей. Только в этом случае общество будет видеть, что государство имеет заинтересованность в рациональном функционировании рынка труда.

    Снижению безработицы (в том числе естественного уровня) будет способствовать постепенное устранение барьеров, затрудняющих движение рабочей силы (в том числе за счет сокращения времени поиска работы в результате широкого распространения и активного использования интернет – технологий в данной области).

    Несмотря на снижение уровня безработицы, в условиях общего сжатия рынка труда (под воздействием уже отмеченного негативного демографического фактора), численность занятых снизится с 72,1 млн. человек в 2018 г. до 71,7 млн. человек в 2020 году.

    В части оплаты труда работников бюджетного сектора после выполнения в 2018 г. обязательств, закрепленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2014 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2014 — 2019 гг.» и от 28 декабря 2014 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в 2019 — 2020 гг. для данных категорий работников (врачи, средний и младший медицинский персонал, педагогические работники образовательных учреждений дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей и оказывающие социальные услуги детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, преподаватели и мастера производственного обучения начального и среднего профессионального образования, преподаватели вузов, работники науки и культуры и социальные работники) предполагается сохранить достигнутые соотношения (заработной платы к доходу от трудовой деятельности в соответствующем регионе или иное, закрепленное в указах).

    Подход в отношении прочих категорий работников бюджетной сферы предполагает проведение, начиная с 2018 г., ежегодной индексации на целевой уровень инфляции (4%).

    С учетом замедления инфляции и текущей динамики ожидается, что реальная заработная плата в целом по экономике в 2019 г. продемонстрировала рост на 3,2%. В 2018 г. рост показателя будет пиковым в среднесрочной перспективе за счет целевых категорий бюджетного сектора, динамика ускорится до 4,1%. В целом за 2019 — 2020 гг. в условиях базового варианта реальная заработная плата в целом по экономике увеличится на 10,5%.

    Прогноз величины прожиточного минимума на 2019 — 2020 гг. рассчитан с учетом потребительской корзины, установленной в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2014 г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Реальные располагаемые доходы населения уже в текущем году могут продемонстрировать рост на 1,3%. Вслед за ускорением заработной платы, ожидаемым в 2018 г., реальные располагаемые доходы также продемонстрируют рост на 2,3% с дальнейшей стабилизацией динамики на уровне 1,1-1,2% в 2019 — 2020 гг. В целом за 2019 — 2020 гг. рост реальных располагаемых доходов населения может составить 6%.

    В среднесрочной перспективе определяющими развитие рынка труда факторами будут являться нарастающие демографические ограничения, обусловленные сокращением численности населения трудоспособного возраста, что приведет к снижению численности рабочей силы. В этих условий высокую важность приобретает политика, направленная на вовлечение в трудовую деятельность отдельных категорий граждан, испытывающих сложности при трудоустройстве (в первую очередь молодого поколения и женщин, имеющих малолетних детей, а также старшего поколения).

    [flat_ab id=»5″]

    Так, в соответствии с планом мероприятий на 2018 — 2020 гг. по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г. в прогнозном периоде будут реализованы меры, направленные на стимулирование занятости пожилых граждан, такие как профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, развитие института наставничества.

    Кроме того, планом мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2019 — 2020 гг. предусматривается совершенствование механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и контроля за трудоустройством инвалидов на квотируемые рабочие места, повышение эффективности работы органов службы занятости и создание условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов.

    Также в прогнозный период предполагается реализация Национальной стратегии действий Российской Федерации в интересах женщин на 2019 – 2022 годы, в число мероприятий которой входит в том числе вовлечение женщин в предпринимательскую деятельность.

    Реализация указанных мер в условиях сокращения численности населения в трудоспособном возрасте на 3,1 млн. человек (с 83,7 млн. человек в 2018 г. до 80,6 млн. человек в 2020 г.) позволит частично нивелировать потери в совокупной численности рабочей силы: снижение составит около 1 млн. человек (с 76,3 млн. человек в 2018 г. до 75,3 млн. человек в 2020 г.).

    В условиях ожидаемого экономического роста темпами, превышающими 2% в год в среднесрочном периоде, прогнозируется снижение безработицы с ожидаемых 5,2% в 2019 г. до 4,7% в 2020 г.

    Прогноз по безработице в России на 2021 год

    Безработицей принято считать наличие той части экономически активного населения (то есть не пенсионеры, школьники, дети и т.д.), которая желает работать, но не может трудоустроиться.

    Согласно Международной организации труда, безработным считается тот, кто одновременно не имеет работу, ищет работу и готов к ней приступить.

    Отношение количества безработных к общему количеству экономически активного населения (в процентах) называется уровнем безработицы – один из основных показателей экономического развития страны. Например, тот факт, что в Зимбабве уровень безработицы составляет около 95%, а в Либерии – 85%, дает уже определенное понимание, что с экономикой этих стран все очень печально. В России уровень безработицы составляет около 5,2%.

    Для того чтобы сдерживать уровень безработицы на низком уровне, государству необходимо осуществлять грамотную политику, способствующую повышению занятости населения.

    Третий этап – подача документов в центр занятости. Здесь в течение 10 дней должны подобрать варианты трудоустройства. Если этого не произошло, то на одиннадцатый день гражданин получает статус безработного и ему начисляются выплаты на бирже труда в течение установленного срока.

    Если гражданин соответствует описанию, то начинается второй этап – сбор документов. Это стандартный набор, включающий в себя паспорт, трудовую книжку (если человек работал), справка с последнего места работы о средней зарплате, документ об образовании, а также документы об инвалидности.

    Компании экономят и делают ставку на интернет. Прогрессивная цифровизация услуг, однако, становится причиной увольнений. В следующем году серьезные сокращения ожидают транспортную отрасль, автомобильную и в целом машиностроительную промышленность, а также горнодобывающую и нефтегазовую. И везде увольнения коснуться в основном офисных работников. Увольнять будут даже гиганты: Газпром, Роснефть и Лукойл. Единственная отрасль, где не будет ухудшения, и даже наоборот, будут наняты новые сотрудники – это IT-сектор. До 18% российских IT-компаний планируют нанять новых специалистов.

    Пособие по безработице в России бывает минимальным и максимальным. В новом году увеличится размер как наименьшего размера пособия по безработице, так и наибольшего. Вместо минимальных 850 рублей, нетрудоустроенные граждане начнут получать 1500 руб. Одновременно максимальный размер пособия по безработице составит 8 тыс. рублей вместо 4,9 тыс. руб.

    Социальная выплата по причине безработицы рассчитана на граждан, которые по определенным причинам не могут трудоустроиться или потеряли работу. Статус безработного в 2021 году возможно получить исключительно через Центр занятости по месту проживания. Условия для этого должны быть следующими:

    Службы занятости ведут учет количества незанятых граждан, являющихся официальными безработными, по отношению к 100 свободным рабочим местам, которые предоставлены в органы трудоустройства. Этот показатель называется коэффициентом напряженности. За текущий год он снизился в целом по России с 55 человек на 100 вакансий до 47 человек на 100 вакантных мест.

    При этом никто не обещает создание невероятно комфортных условий для безработных. Речь идет об увеличении суммы в разумных пределах, но не на столь большой срок. Такого социального явления, как длительное проживание на пособие, характерное для ряда западных стран и Америки, не будет. Увеличение максимального размер ППБ вероятно не приведет к изменению длительности выплат — уже к концу первого года нахождения на бирже пособие уменьшится до минимального уровня.

    Государственная поддержка населения, оставшегося без работы, является одной из социальных мер развитого общества. В России такая поддержка присутствует, хотя она очень далека от полноценного выполнения своих функций. Условно безработным помогают совсем немного, в остальном таким людям необходимо полагаться на свои силы и волю случая. Особенно это касается материального обеспечения. Пособие по безработице в 2021 году должно изменить свой размер, но свершится ли это на самом деле, а если да, то до каких конкретных величин.

    Глава государства также отметил, что экономический кризис во время самоизоляции на нашей стране отразился не так губительно, как на других государствах. Так, отечественный ВВП сократился на 8,5 процентов, а в европейских странах на 15. Данная особенность связана со структурой экономикой политики, а также с мерами, принятыми властями разных государств.

    Президент считает, что правительству удалось, конечно, не без изъянов, восстановить и подержать экономику страны. Мероприятия, проводимые для оказания поддержки во время коронавируса, для нашей страны беспрецедентны. Сегодня, в ситуации выхода из кризиса, экономический показатель России начинает набирать утраченные позиции. За лето 2020 года число покупок товаров и услуг увеличилось по сравнению с февралём этого же года.

    Для того чтобы нарастить показатель занятости и уровня доходов населения, необходимо применить все возможные механизмы, включая использование государственного бюджета.

    На ряду с тем, что президент объявил о наличии экономической стабилизации и даже роста, уровень безработицы продолжает расти. Сегодня нет работы, более чем у 6% экономически активного населения. В 2019 году данный показатель насчитывал 4,7%.

    В.В. Путин также отметил, что на фоне полученного за пандемийный период опыта, стоит направить имеющиеся ресурсы на стратегические планы, нацпроекты, включая развитие сферы здравоохранения, образования и обороны страны.

    Глава подчеркнул, что наиболее важным сейчас является сохранение ответственной бюджетной политики, которая включает в себя инфляционное таргетирование. Это необходимо для того, чтобы уметь сохранять устойчивость и наращивать показатели финансов.

    Помимо этого, Путин указал, что предпринятые меры по предотвращению безработицы и поддержки россиян, утративших место работу, были временными. Однако в связи с затяжными трудностями на рынке труда, правительство постарается сделать все возможное, чтобы оказать адресную помощь безработному населению.

    Специалисты выделяют несколько причин безработицы в России:

    • Первая причина заключается в технологическом прогрессе. Сегодня многие процессы на предприятиях и заводах выполняет современное оборудование. Если сравнить технологический уровень сегодня и 20–30 лет назад, то можно сделать вывод, что применение новых технологий значительно сокращает потребность в рабочей силе.
    • Экономический фактор. Во время экономического кризиса работники подпадают под сокращение из-за нежелания или невозможности оплаты их труда со стороны руководства, поэтому происходят массовые увольнения трудовых ресурсов.
    • Рост численности трудоспособного населения.
    • Низкая оплата труда.

    Виды безработицы:

    1. Фрикционная. Данный тип незанятости характеризуется затратами времени на поиск нового рабочего места.
    2. Структурная. Эта форма безработицы характеризуется технологическими изменениями в производстве. Иными словами, человек, уволившись из другой отрасли, не может трудоустроиться в другую сферу.
    3. Циклическая – возникает вследствие экономического кризиса.
    4. Сезонная связана с тем, что многие предприятия в случае отсутствия потребности в рабочей силе просто увольняют сотрудников, а не отправляют их в отпуск или снижают заработные выплаты.

    Отдельно от всех форм существует скрытая безработица в России. Данный тип незанятости возникает в том случае, когда человек официально не трудоустроен, но при этом сохраняет трудовые отношения с работодателей и регулярно получает зарплату за свой труд.

    В Чечне на протяжении многих лет разрушалась экономика. Это напрямую отразилось на безработице. В 2006 году уровень безработице в этой республике составлял 67.77 %. Это один из наиболее высоких показателей в РФ.

    Сегодня же уровень безработицы в республике Чечня равен 7,2%. Уменьшение безработицы было постепенным и процент нетрудоустроенных граждан с каждым годом снижался благодаря реализации инвестиционных и коммерческих проектов.

    Основная ставка Чечни в области трудоустройства была сделана на создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа, которые предоставляли рабочие места своим гражданам.

    В Магаданской области один из самых низких показателей безработице по всей Российской Федерации – всего 5,8%. В это области представлено свыше 2 500 вакансий на 1 500 граждан региона.

    Сегодня Магаданская область нуждается в рабочей силе, но при этом для стабилизации ситуации по трудоустройству власти приняли решение сократить квоту на иностранную рабочую силу в 2 раза.

    Естественно, что наименьший уровень населения, которое не имеет работы, наблюдается в крупных городах. Неудивительно, что рейтинг благополучности возглавили Москва и Санкт-Петербург. Здесь отмечен показатель на уровне 1,3%.

    Что касается других населенных пунктов и регионов, в которых большая часть населения является занятой, то это:

    • Ямало-ненецкий автономный округ – 2,1%.
    • Московская область – 2,8%.
    • Ханты-Мансийский АО – 2,9%.
    • Также к благополучным можно отнести Воронежскую, Новгородскую, Тверскую области, республику Татарстан, Хабаровский край, Севастополь, Камчатку.

    Причем данная тенденция наблюдается практически на протяжении всего периода современной истории РФ, после распада Советского Союза.

    Интересно рассмотреть, как распределялось отсутствие работы в зависимости от возраста конкретного человека независимо от периода:

    • Хуже всего обстояла ситуация у молодежи в возрасте до 20 лет – здесь каждый 3 испытывал проблемы. Таким образом, статистика здесь свидетельствует о том, что 30% граждан находятся в постоянном поиске занятости. Связать это можно, в первую очередь с тем, что молодые люди не имеют определенной квалификации, так как в этом возрасте, в преобладающем большинстве случаев они только заканчивают школу.
    • Затем неблагополучно выглядела ситуация у граждан в возрасте от 20 до 24 лет – в среднем около 10%.
    • И, конечно, у лиц старше 60. Это естественная ситуация, когда слишком возрастную группу работодатели не хотят вовлекать в трудовой процесс.
    • Наиболее благополучной выглядит ситуация в возрасте от 30 до 54 лет.

    Естественно, что если проводить сравнение, то легче всего сравнивать данные, учитывая все показатели, сведенные в графики и таблицы. Интересно, наравне с выше представленными статистическими параметрами, учесть классификацию по характеру труда в России:

    • Около 87-88% населения постоянно заняты в различных сферах по найму.
    • 2, 7% имеют свой собственный частный бизнес.
    • 2,2% совмещают работу по найму и собственное дело.
    • 2, 5% занимаются индивидуальной деятельностью, сюда относятся и самозанятые.
    • 5,5% от общего количества трудоспособных имеют другие взаимоотношения между работодателем и нанимаемым лицом.

    На данный момент можно утверждать, что количество безработных в России стабильно уменьшается с 1999-го года. Всплески нетрудоустроенности наблюдались только в кризисные года: 2009 и 2015.

    Причины безработицы в России связаны, как правило, с падением цен на нефть — основным экспортным товаром страны, составляющим большую часть федерального ВВП: если цены падают, уровень безработицы растет, но верно и обратное.

    Поэтому мы могли наблюдать провальную статистику по трудоустроенности в период с 1991 по 1999 года, когда баррель нефти стоил 20-25 долларов (по сравнению с нынешними 60-65 долларами). Этим же объясняются и всплески нетрудоустроенности в 2008 и 2015 годах.

    Итак, каков уровень безработицы в России? Для Российской Федерации свойственен низкий уровень занятости в слабо урбанизированн��х регионах и, наоборот, в крупных мегаполисах по-прежнему много свободных рабочих мест. К 2020 году показатель занятости повысился еще на 0,7 пунктов, что в целом является очень хорошим показателем.

    • Читать
    • Просмотр
    • История

    Принятый в 1991 году закон “О занятости населения” формально устанавливает довольно неплохую и даже справедливую систему расчёта таких пособий. В течение первых трёх месяцев после потери работы человек может получать 75% своего среднего заработка. Затем ещё три месяца пособие должно быть равно 60% среднего дохода на последнем месте работы.

    В том же законе прописано, что сумма пособия по безработице может быть ограничена как с точки зрения минимума, так и с точки зрения максимума. И в 1990-е годы логика этих ограничений тоже была вполне разумной и справедливой.

    Основными причинами фрикционной безработицы в России является ликвидация предприятий, сокращение штатов и увольнение граждан по собственному желанию. В 2018 году по первой из перечисленных причин оказались в поиске работы 18,5 % фрикционных безработных, вторая причина обусловила наличие 24,86 % фрикционных безработных (таблица 1).

    Таблица 1 — Причины незанятости безработных

    Причины незанятости Количество человек, тыс. чел. Удельный вес, %
    Всего безработные 4243
    Оставили прежние места работы 785 18,5
    из-за:
    — высвобождения, сокращения штатов, а также ликвидации организации, собственного бизнеса;
    — увольнения по собственному желанию; 1055,0 24,86
    — окончания срока действия договора; 169,0 3,98
    — выхода на пенсию; 174 4,10
    — изменения места проживания; 88 2,07
    — состояния здоровья; 159,0 3,75
    — личных обстоятельств; 392 9,24
    — увольнения из армии; 12 0,28
    — других причин 317 7,47

    [flat_ab id=»11″]


    Наибольшее количество фрикционных безработных (1255 тыс. чел.) искали работу более 12 мес. В 2019 году среднее время поиска работы составило 7,6 мес.

    Имеется тенденция к увеличению числа безработных, становящихся таковыми по собственному желанию. Если таких людей в 2012 году было 1247 тыс. чел., то в 2019 году – 1055 тыс. чел. В возрастной структуре безработных по сокращению штатов преобладают лица, достигшие возраста 30-49 лет. Таких лиц в 2019 году было 393 тыс. чел. Среди этой возрастной категории больше всего граждан, которые уволились по собственному желанию (548 тыс. чел.). Всего безработных всех возрастов и по разным причинам нетрудоустроенных в 2019 году было 4243 тыс. чел.

    Структурная безработица более продолжительна по времени и связана с изменениями в структуре экономики страны, повлекшими исчезновение и появление современных видов производств. В 2019 году наибольший уровень безработицы был зафиксирован среди неквалифицированных рабочих (8,3 %). Уровень безработицы среди работников сферы торговли, обслуживания и охраны составлял 5,6 %. Среди квалифицированных рабочих уровень безработицы также высок и составлял 5,4 % (рис. 3).


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *