ФЗ об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФЗ об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Участниками отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

1. В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей. (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 113-ФЗ, от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

В случае, если при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган регистрации прав), обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 113-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

2. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах). (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)

3. В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

Залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 06.06.2019 N 138-ФЗ)

1. В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

2. Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении частного сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности. (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

3. Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ)

Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет. (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ)

4. В договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены с учетом особенностей, установленных статьями 8 и 10 настоящего Федерального закона.

5. В случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

6. Площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.

7. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

8. В пределах срока действия договора аренды при передаче арендатором арендных прав земельного участка в залог согласие участников долевой собственности на это не требуется, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

Новые правила оборота земель сельскохозяйственного назначения

В случае, если принятие наследства привело к нарушению требований, установленных статьями 3 и (или) 4 настоящего Федерального закона, к наследникам применяются требования, установленные статьей 5 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)

1. Земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

2. Определение размеров земельных долей в виде простой правильной дроби, в гектарах или баллах является юридически действительным. (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

3. В целях принятия решений о подсчете голосов участников долевой собственности размеры земельных долей должны быть определены единым способом в соответствии со следующими условиями: (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

1) площадь земельного участка определяется как площадь, указанная в выписке из Единого государственного реестра недвижимости о таком земельном участке; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2010 N 435-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

2) при определении одним способом размеры земельных долей должны быть не менее чем размеры равноценных земельных долей, определенные другим способом. В случае, если такое соотношение размеров невозможно в отношении всех земельных долей, равноценность их определения обеспечивается за счет пропорционального уменьшения размеров невостребованных земельных долей; (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

3) при определении единым способом размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах для различных сельскохозяйственных угодий, используются коэффициенты, установленные субъектами Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

4) если размеры некоторых земельных долей определены в виде простой правильной дроби, размеры всех других земельных долей также должны быть определены в виде простой правильной дроби. (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

4. Порядок определения размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах, в виде простой правильной дроби устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 352-ФЗ)

В соответствии с этим земельным классификатором могут быть использованы коды 1.1 – 1.18, запрещающие строительство объектов на землях сельхозназначения, предназначенных для проживания граждан. Однако классификация 2.1 и 2.2 дает право производить постройку жилого дома. Это возможно, если земельный участок предназначен для ведения подсобного хозяйства, постройки индивидуальных сооружений – дачных или садовых домиков.
Однако возникают вопросы, можно ли переоформить земли сельскохозяйственного назначения в крестьянско-фермерские хозяйства и каким образом это юридически корректно осуществить? Ответам на эти и другие вопросы и посвящена данная статья. Механизм изменения разновидности земель для фермерских хозяйств регулируется статьями 11 и 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Отличие садового дома от жилого заключается в том, что он предназначен для сезонного (временного) пребывания в нем граждан, тогда как жилой дом используется для постоянного проживания и равнозначен индивидуальному жилому дому.
Дали право присутствовать на собрании,дали право голоса-БЛАГОДЕТЕЛИ.только меня не спросили,не надо мне их прав.Теперь они решают что мне сажать?

Я веду садоводство на своем частном участке,оформленном в собственность,так почему меня насильно зачисляют в товарищество?Территория моего участка оказывается на территории товарищества.Как может быть территория у юр,лица?Опять коллективизация?Крепостное право?Где права и свободы гарантированные мне Коституцией? Кроме того, рассматривая вопрос строительства жилого дома на земельном участке категории «земли сельхозназначения», стоит обратить внимания на Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и введенное данным Федеральным законом в оборот понятие «жилое строение».

Законное строительство и разрешенное использование построек на с/х участках зависит от вида хозяйской деятельности. В 2021 году в Российской Федерации разрешено фермерское, садоводческое, дачное и приусадебное направления деятельности. Постройки необходимы для успешного развития каждого вида с/х направления и имеют целенаправленное назначение.

Исходя из трактовки данного юридического акта, можно прийти к выводу, что при аренде или договоре о купле-продаже таких земель, мы имеем дело с необычной территорией паев, которые не имеют точно очерченных границ и размеров, а являются особой территорией, которая не считается недвижимостью.

В случае обнаружения собственником земли нарушений, связанных с осуществляемой арендатором деятельностью, договор аренды расторгается в одностороннем порядке, а все возникающие вследствие этого спорные ситуации решаются в судебном порядке.

Трактовка закона является настолько четкой, что ни о каких исключениях не может быть и речи. Это означает, что, даже, лица, имеющие свидетельство о праве собственности на конкретный объект недвижимости, не смогут им распоряжаться в полной мере без обозначения в кадастровой карте, ранее обозначенного межевания.

Закон о земле сельхозназначения 2021

Все плодородные участки относятся к сельскохозяйственной категории. На этих землях можно проводить только некоторые виды работ, а строительство может быть только связанное с сельским хозяйством (фермерские помещения и пр.).

Также возможно перевести участок в другую категорию при помощи градостроительного плана, когда происходит расширение площади поселения. Такой переход можно осуществить только в соответствии с планами государственных структур по развитию того или иного населенного пункта. Такой способ не предусматривает изменение категориальной принадлежности – изменяется только вид разрешенного использования.

Обычно для возведения жилого дома требуется перевод участка сельхозназначения в другую категорию. Это связано со сбором довольно внушительного пакета и получением соответствующего разрешения от местного муниципалитета.

Рекламные слоганы компаний, которые занимаются продажей земли, обещают, что участки предназначены для жилого строительства. Однако попытавшись получить разрешение на строительство, граждане натыкаются на отказ. Это связано с тем, что земли сельскохозяйственного назначения находятся под особым контролем государства. Поэтому порядок использования таких угодий регламентирован действующим законодательством.

Урегулированием всех вопросов, связанных с распределением и арендой земельных участков сельскохозяйственного назначения, занимается непосредственно муниципальный орган на территории, которого и в чьем ведении находится конкретный участок.

Арендатор земельного участка может заложить свое право аренды на срок, не превышающий указанный в договоре. Залогодержателем зачастую выступают кредитные организации, предоставляющие денежные средства на развитие отрасли сельского хозяйства под залог имущества (земли).

Шанс на расширение населенного пункта с включением нового участка есть только в том случае, когда они расположены территориально на близком расстоянии. Чем дальше участок, тем меньше надежд на положительное решение властей.

Сельскохозяйственная деятельность неразрывно связана с использованием земельных угодий для сельхоз целей. Надел можно иметь в собственности или долгосрочной аренде, но нужно знать целевое назначение земли, которое подчиняется определенной классификации виду разрешенного использования. От этого будет зависеть, какую деятельность не запрещено осуществлять на конкретном участке земли, чтобы избежать неприятных недоразумений.

Неподдерживаемый режим веб-обозревателя

Земельные наделы сельскохозяйственного назначения – это все угодья, которые могут быть переданы как юридическим, так и физическим лицам под следующие цели:

  • разработка, выращивание и обработка продукции сельского хозяйства;
  • создание инфраструктуры для полного цикла производства сельхозпродукции;
  • ведение исследовательской деятельности в научных и учебных целях.

К угодьям, наделам относятся следующие категории земель:

  • пашня;
  • угодье для покосов и сенозаготовления;
  • пастбище;
  • лесополоса, за исключением лесного фонда;
  • надел, занятый дворами и хозяйственными постройками;
  • земля под многолетними насаждениями.

Отметим, что под ведение сельского хозяйства выделяются земли, пригодные для этого. А для объектов промышленности и иных целей выделяются земли менее ценные и плодородные, не предназначенные для сельскохозяйственных работ.

Уточним, что для ряда земель сельскохозяйственного назначения, которые могут быть взяты гражданами в долгосрочную аренду или приобретение в собственность, имеется возможность возвести жилые постройки.

С 2019 года определение «дачи» перестали свое существование. Теперь дачное строительство переходит в садовое.

Категории земель по целевому назначению Виды разрешенного использования
Садоводство Огородничество Ведение личного подсобного хозяйства ИЖС
1.5, 13.2 13.1 1.16 2.1
Земли сельскохозяйственного назначения Можно выращивать сельхозкультуры “для себя”, можно построить жилье, но право регистрации в нем не предусмотрено. Возведение только временного и не капитального строения. Прописаться нельзя. На участке выращиваются сельскохозяйственные культуры, сад. Разрешение на строительство на земле не предусмотрено.

Есть возможность построить дом для временного пребывания без права прописки.

Земли населенных пунктов Дом должен быть признан офиц. пригодным для проживания и иметь статус как “жилое”.

В этом случае прописаться можно.

Разрешение на строительство можно получить, а так же в дальнейшем прописаться. Предусматривается регистрация, прописка. Земля должна быть обязательна застроена, нельзя просто развести огород или организовать сад.

Для категории земель с/х назначения законодательство ограничивает разрешенное использование и, в случае его нарушения, предусматривает наказание в рамках КоАП. Таким образом, если владелец нарушил целевой характер использования, то на него налагается штраф:

  • для физических лиц — 0,5-1 %, не свыше 10 тыс.руб.;
  • для должностных лиц — 1-1,5 %, не свыше 20 тыс.руб.;
  • для юридических лиц — 1,5-2 %, не свыше 100 тыс.руб.

При нанесении вреда экологии в результате нецелевого использования земель деяния виновного рассматриваются, как отягчающие, и применяется максимальный размер штрафа.

Часто владельцы такой категории земель желают перевести под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство), чтобы можно было построить частный жилой дом для постоянного проживания и зарегистрироваться в нем. Это дает возможность также получить строению адрес и провести коммуникации. Но следует знать, что заявиться для перевода земли в другую категорию вправе только собственники. Арендаторам это запрещено.

Как и другие объекты недвижимости, земельные участки могут передаваться по наследству, и земли сельхозназначения не исключение. Эта процедура предусмотрена несколькими статьями Гражданского кодекса, при этом передаваться по наследству может отдельно взятое имущество. Так, согласно положениям статьи 1181 ГК РФ, участки, находящиеся в собственности, переходит по наследству на общих основаниях, при этом других юридических действий закон не предусматривает. Если при переходе прав наследнику произошло нарушение предписаний, необходимо пройти через процедуру отчуждения участка (5-я ст. ФЗ-№101). Стоит также знать, что 3-й статьей закона ограничен круг лиц, которые могут стать собственниками земель сельхозназначения.

Важно! Известны многочисленные случаи, когда раздел участка, находящегося в долевой собственности, невозможен. Владеть участком в этом случае может тот, кто имеет преимущественные права на него, а остальным собственникам предлагается материальная компенсация.

Таким образом, все земли сельскохозяйственного назначения, для более рационального их использования, распределяются между субъектами. Они вправе распоряжаться своими наделами по собственному усмотрению: продавать, дарить, сдавать во временное пользование, передавать в залог. В любом случае участок, как и любой другой объект недвижимости, должен пройти процедуру регистрации, а сделка должна сопровождаться заключением договора.

Основными источниками законодательства, регулирующими процедуру приватизации земельных участков (ЗУ) из числа земель сельхоз назначения, являются Федеральные законы:

  1. № 136-ФЗ от 25.10.01 г. – Земельный кодекс (ЗК) РФ.
  2. № 101-ФЗ от 24.07.02 г. – об обороте земель сельхоз назначения.
  3. № 93-ФЗ от 30.06.06 г. – дачная амнистия или упрощённый порядок приватизации.
  4. № 218-ФЗ от 13.07.15 г. – изменения, внесённые в процедуру регистрации ЗУ по дачной амнистии.

Важно! Для ЗУ, приобретенных до 30.10.01 г. — даты вступления в силу ЗК РФ, — упрощённая приватизация действует бессрочно (ч. 1 ст. 49 ФЗ 218).

В положения ЗК РФ даны основные понятия земель этой категории, изложенные в ст. 7 настоящего кодекса, а в главе 3 – виды собственности. Приватизация ЗУ – это процедура перехода земельной недвижимости из муниципальной (федеральной) собственности – в частную. Её нормы установлены в статье 1 закона № 101-ФЗ. Пункт 1 ст. 59 и п.1 ст. 64 ЗК РФ допускают возникновение земельных споров при приватизации и их решение в судебном порядке.

Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения 1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения 1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;казачьими обществами;опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.2. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий 1. Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.2 — 3. Утратили силу. — Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ.4. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.5. Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Статья 80. Фонд перераспределения земель 1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд: 1) при добровольном отказе от земельного участка; 2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства; 3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.3. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.4. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

Процедура осуществляется при условии ранее возникшего права на землю. Она проводится безвозмездно, на льготных условиях вступления в собственность на участок.Применяется, если лица:

  • получили право пользования ЗУ;
  • использовали надел по целевому назначению;
  • исправно уплачивали земельный налог;
  • ранее не воспользовались правом приватизации;
  • провели постановку надела на кадастровый учёт;
  • получили соответствующее разрешение на приватизацию.

Основанием для переоформления земель на обозначенных условиях является договор, заключённый между лицом, притязающим на переход надела в частную собственность и администрацией населённого пункта.

Градостроительный регламент разработан для каждой территориальной зоны страны в индивидуальном порядке.

В его основе лежат правила землепользования и плана застройки территорий, который составлен с учетом особенностей их расположения, дальнейшего развития инфраструктуры, сочетаемости разных видов использования земли.

Соответственно с нормативами Градостроительного кодекса в пределах одной территориальной зоны для земельных участков установлен единый регламент.

Он служит основанием правового режима земляного участка, применяется в ходе застройки территории, эксплуатации зданий и сооружений, о чем отмечено в нормативах Федерального закона № 171-ФЗ.

Нормативы вышесказанного акта в обязательном порядке должны быть вне зависимости от формы собственности исполнены:

  1. Землевладельцами.
  2. Землепользователями.
  3. Арендаторами земли.

Соответственно нормативам статьи 15 Федерального закона № 101-ФЗ земельной долей называется доля в праве собственности на отдельный земельный участок, который выделен из земель, отнесенных к сельскохозяйственным землям.

Процесс приватизации земель населенных пунктов есть соглашение об определении доли, которое входит в состав собственности населенного пункта.

Граждане могут его приватизировать, зарегистрировав право собственности в установленном законодателем порядке.

Законодатель допускает право отказа от него, для чего они должны подать заявление в администрацию населенного пункта.

Законодатель ввел в действие классификатор, который позволяет определить способ использования земель населенного пункта в зависимости от их назначения.

В администрацию населенного пункта подаются нижеперечисленные документы:

Показатели Описание
Заявление с просьбой о передаче прав на земельный участок оно должно содержать подробное описание характеристик, таких как его местоположение, площадь, пространственные размеры, цель использования
Паспорт заявителя удостоверяющий подлинность личности
Правоустанавливающий акт или выписка из похозяйственной книги
Кадастровый паспорт

До 2020 года к этой процедуре допускались физические и юридические лица. С 2020 года, отказавшиеся от приватизации юридические лица обязаны были переоформить участки в аренду, после чего приватизация стала невозможной.

Справка! Арендаторы к участию в процедуре приватизации земель не допускаются.

В настоящее время участниками этой процедуры могут быть только правообладатели земель, полученных в пользование или во владение, из числа граждан населённого пункта. Ими могут быть жители сельского поселения, получившие угодья:

  • в виде земельных паёв;
  • для сельскохозяйственного бизнеса;
  • под сады и огороды;
  • под личное подсобное хозяйство (ЛПХ).

Таким же правом обладают владельцы дачных участков, расположенных на землях данной категории.

Субъектами приватизации в определённых ситуациях могут быть также:

  1. Дачники, если они приобрели дачный домик, возведённый на неприватизированном участке.
  2. Наследники земель пожизненно наследуемого владения, официально оформившие право наследования.

Процедура может проводиться только в случае инициативы правообладателя ЗУ, которую он изъявит официальным заявлением в поселковую администрацию. А также в случае, если получит от административной комиссии, рассматривающей поданное заявление, официальное согласие. Или когда такое решение принимается гражданским судом по иску правообладателя ЗУ.

Закон (глава 2) уточняет особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения. Она состоит всего из четырех статей, каждая из которых разъясняет нюансы:

  • покупки и/или продажи земли;
  • аренды;
  • выкупа;
  • передачи в наследство.

Согласно статье 8 ФЗ правовое регулирование оборота земель, относящихся к сельхозназначению, связанное с их изъятием у владельца или арендатора согласно действующему законодательству, предполагает преимущественное право выкупа участка муниципальным образованием. Однако это не имеет отношения к случаям, когда земля выставляется на открытые торги.

Если же местные органы власти не заинтересованы в приобретении сельскохозяйственного участка, от которого желает отказаться его владелец, он имеет право продать его третьему лицу. Следует учесть, что несоблюдение процедуры продажи земли, касающегося преимущественного права выкупа муниципальным учреждением, влечет серьезные последствия. Согласно закону последующая сделка при покупке или продаже (физическому либо юридическому лицу) объявляется ничтожной.

Определенные ограничения имеются и относительно аренды земли, используемой для аграрного производства. В частности, положения статьи 9 ФЗ предусматривают, что договор аренды подписывается на срок от 3 до 49 лет лишь на участки, зарегистрированные в Росреестре (имеющие кадастровый номер). Если же арендуемая земля — это собственность группы лиц — владельцев земельных паев, то законодательные особенности оборота земельных долей предусматривают обязательное проведение собрания совладельцев с голосованием по поводу аренды земли.

Если необходимо пасти скот или использовать угодья под сенокос, соглашение аренды заключается на срок до 3 лет. Однако это ограничение касается лишь государственных/муниципальных земель.

Действующие правовые нормы вполне допускают выкуп сельхозугодий. Для фермеров или владельцев аграрных предприятий подобная возможность чрезвычайно привлекательна, учитывая, что цена выкупа сельхозземли, арендованной у претендента на покупку, но при этом имеющей статус муниципальной, составляет всего лишь 15% от ее кадастровой стоимости (статья 10 ФЗ).

Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения: основные положения

Известно, что владение земельным паем или долей имущества сельхозпредприятия имеет ряд существенных ограничений. К примеру, собственник пая не может самостоятельно распоряжаться принадлежащей ему землей в полном объеме без выделения земли. В то же время ему предоставляется возможность частичного отчуждения пая способом дарения, передачи в наследство, продажи. Причем в последнем случае соглашение о продаже пая может быть заключено лишь с другими владельцами или с арендатором, который обрабатывает эту землю на основании ранее подписанного соглашения.

Точное и правильное определение земельных долей необходимо не только для подсчета будущей арендной платы или при решении проблем, связанных с выделением участка. Оно также должно сыграть существенную роль в голосовании при рассмотрении различных вопросов, касающихся продолжения срока аренды, вариантов использования земли или выбора арендатора.

Статья 15 ФЗ позволяет определять земельную долю различными способами: в метрической системе (гектарах или сотках), в процентном соотношении к общей площади или в виде дробного числа (1/2, 1/3, 1/16 и т.д.). Единственное условие — чтобы все другие доли также определялись по единому методу.

Согласно статье 18 ФЗ при отсутствии информации в ГКН относительно прав на земельную долю наличие сертификата (земельного пая), который был получен гражданином после расформирования колхоза (совхоза), но до принятия данного закона, имеет равноценную юридическую силу, в том числе для заключения сделок.

Наследники, еще не вступившие в свои законные права на имущество, находящееся в долевой собственности, могут участвовать в голосованиях наряду с другими участниками при предъявлении свидетельства о праве на наследство, выданного нотариусом.

Как и при потере любого другого выданного документа, земельный пай можно восстановить. Однако здесь следует понимать, что сравнивать сертификат на землю с паспортом нельзя — разница в юридическом смысле здесь весьма ощутима. Процедура восстановления паспорта или, например, домовой книги отнимет у вас значительно больше усилий, чем получение нового земельного пая. Это объясняется тем, что восстановление самого бланка паевого сертификата может и не понадобиться. Согласно статье 18 (глава 4) ФЗ земельный пай имеет одинаковую юридическую силу с выпиской из ЕГРЛ.

1. Федеральный закон №101-ФЗ регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из сельхозземель устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из сельхозземель — сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из сельхозземель и доли в праве общей собственности на земельные участки из сельхозземель определяет условия предоставления земельных участков из сельхозземель находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Действие Федерального закона №101-ФЗ не распространяется на относящиеся к землям сельхозназначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ.

2. Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из сельхозземель осуществляется Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом №101-ФЗ, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и законами субъектов РФ.

3. Оборот сельхозземель основывается на следующих принципах:

1) сохранение целевого использования земельных участков;

2) установление максимального размера общей площади сельхозугодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;

3) преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципального образования на покупку земельного участка из сельхозземель при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;

4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина — члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из сельхозземель при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;

5) установление особенностей предоставления земельных участков из сельхозземель иностранным гражданам, иностранным юрлицам, лицам без гражданства, а также юрлицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юрлиц , лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов;

6) утратил силу.

4. Приватизация земельных участков из сельхозземель находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом РФ и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта РФ, осуществляется с момента, установленного законом субъекта РФ.

Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из сельхозземель занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.

5. Принятие субъектами РФ законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из сельхозземель не допускается.

6. К отношениям, возникающим при использовании земельных участков из сельхозземель в соответствии с их целевым назначением и требованиями охраны земель, в части, не урегулированной Федеральным законом №101-ФЗ, применяются нормы иных федеральных законов.

Приватизация земель сельскохозяйственного назначения

1. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О госрегистрации недвижимости», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

2. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О госрегистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельхозугодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

3. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи — список невостребованных земельных долей).

4. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

5. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

6. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

7. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

8. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

1. Проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также — образуемые земельные участки). Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.

2. Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо.

3. Требования к проекту межевания земельных участков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

4. Предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по подготовке проекта межевания земельного участка или земельных участков могут устанавливаться субъектами РФ.

5. Проект межевания земельного участка или земельных участков утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо в случае, указанном в пункте 4 статьи 13 Федерального закона №101-ФЗ решением собственника земельной доли или земельных долей.

Одновременно с решением общего собрания участников долевой собственности об утверждении проекта межевания земельных участков должно быть принято решение об утверждении перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.

6. При подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей (далее также — исходный земельный участок или исходные земельные участки), органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения каждого исходного земельного участка и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем исходного земельного участка или исходных земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке. Срок ознакомления с проектом межевания земельных участков не может быть менее чем тридцать дней до дня его утверждения.

7. Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ.

8. Извещение, указанное в пункте 7 настоящей статьи, должно содержать:

1) сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;

2) сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

3) кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка;

4) порядок ознакомления с проектом межевания земельных участков, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня получения или опубликования извещения;

5) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами предложений о доработке проекта межевания земельных участков после ознакомления с ним.

9. Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

10. Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ.

11. Извещение, указанное в пункте 10 настоящей статьи, должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1 — 4 пункта 8 настоящей статьи, а также сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами обоснованных возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

12. В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с пунктами 9 — 11 настоящей статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных ��олей земельного участка.

1. Общее собрание участников долевой собственности (далее — общее собрание) проводится по предложению участника долевой собственности, либо лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, либо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Общее собрание принимает решения по вопросам, указанным в пункте 3 статьи 14 Федерального закона №101-ФЗ.

2. Участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети «Интернет» (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания, а в случае проведения повторного общего собрания — не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. О проведении общего собрания по предложению участника долевой собственности или лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, уведомляется в письменной форме.

3. Указанные в пункте 2 настоящей статьи сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать:

1) дату и время проведения общего собрания;

2) адрес места проведения общего собрания на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности;

3) повестку дня общего собрания;

4) адрес места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, и сроки такого ознакомления.

4. Если в предлагаемую повестку дня общего собрания включаются вопросы об утверждении проекта межевания земельных участков, указанные в пункте 2 настоящей статьи сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать также информацию, предусмотренную пунктом 8 статьи 13.1 Федерального закона №101-ФЗ.

4.1. Общее собрание вправе принимать решения только по вопросам, которые включены в повестку дня общего собрания. Общее собрание не вправе изменять повестку дня общего собрания.

Не допускается включение в повестку дня общего собрания вопросов, которые предусмотрены подпунктами 7, 8 и 10 пункта 3 статьи 14 Федерального закона №101-ФЗ если решение по ним принято менее трех месяцев назад.

Решения общего собрания, отменяющие и (или) изменяющие ранее принятые решения общего собрания, должны содержать указание на такие решения.

5. Общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 50 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей.

5.1. В случае, если общее собрание не состоялось в связи с тем, что количества участников долевой собственности, необходимого для обеспечения его правомочности, недостаточно в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, повторное общее собрание с той же повесткой дня считается правомочным, если на нем присутствуют участники долевой собственности, составляющие не менее чем 30 процентов их общего числа, или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющие более чем 50 процентами таких долей.

5.2. Повторное общее собрание участников долевой собственности может быть проведено не позднее двух месяцев после несостоявшегося общего собрания.

С даты опубликования органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, сообщения о проведении общего собрания в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи и до даты проведения этого общего собрания созыв и проведение общего собрания, повестка дня которого содержит аналогичные вопросы, не допускаются.

6. В случае, если количества участников долевой собственности на земельный участок, не включенных в утвержденный список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, недостаточно для обеспечения правомочности общего собрания в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, общее собрание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее чем 50 процентов общего числа участников долевой собственности на этот земельный участок, не включенных в указанный список.

1. Земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельхозугодий до вступления в силу Федерального закона №101-ФЗ является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельхозназначения .

2. Определение размеров земельных долей в виде простой правильной дроби, в гектарах или баллах является юридически действительным.

3. В целях принятия решений о подсчете голосов участников долевой собственности размеры земельных долей должны быть определены единым способом в соответствии со следующими условиями:

1) площадь земельного участка определяется как площадь, указанная в выписке из Единого государственного реестра недвижимости о таком земельном участке;

2) при определении одним способом размеры земельных долей должны быть не менее чем размеры равноценных земельных долей, определенные другим способом. В случае, если такое соотношение размеров невозможно в отношении всех земельных долей, равноценность их определения обеспечивается за счет пропорционального уменьшения размеров невостребованных земельных долей;

3) при определении единым способом размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах для различных сельхозугодий, используются коэффициенты, установленные субъектами РФ;

4) если размеры некоторых земельных долей определены в виде простой правильной дроби, размеры всех других земельных долей также должны быть определены в виде простой правильной дроби.

4. Порядок определения размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах, в виде простой правильной дроби устанавливается Правительством РФ.

Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельхозугодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Нововведения в закон об обороте земель сельхозназначения

Область при­ме­не­ния зако­на — сво­бод­ные неза­стро­ен­ные сель­хоз­уго­дья, выде­ля­е­мые отдель­ным граж­да­нам и юрли­цам, сель­ско­хо­зяй­ствен­ным пред­при­я­ти­ям и орга­ни­за­ци­ям, пуб­лич­но-пра­во­вым обра­зо­ва­ни­ям, а так­же кре­стьян­ским фер­мер­ским хозяй­ствам (КФХ) для сов­мест­но­го вла­де­ния на прин­ци­пах общей доле­вой собственности.

  • Устав­ный капи­тал таких хозяйств обра­зу­ет­ся из пае­вых взно­сов участ­ни­ков. Поэто­му ФЗ № 101 изве­стен так­же под назва­ни­ем “закон о земель­ных паях”.
  • Рас­по­ря­жать­ся сво­ей долей земель­ные пай­щи­ки могут как угодно:
    • напри­мер, они могут выде­лить из нее отдель­ный земель­ный уча­сток для веде­ния ЛПХ или ФКХ;
    • сдать в арен­ду (или субаренду);
    • про­дать (при нали­чии прав собственности).
  • Пра­во­вая база регу­ли­ро­ва­ния обо­ро­та земель­ных участ­ков и долей ОС, вхо­дя­щих в состав сельхозугодий:
    • Кон­сти­ту­ция РФ;
    • ЗК РФ;
    • ФЗ № 101;
    • ГК РФ;
    • др. зако­ны.

Участ­ни­ка­ми пае­вых земель­ных сооб­ществ могут быть:

  • госу­дар­ство РФ;
  • субъ­ект РФ;
  • МО (муни­цип. образования);
  • физи­че­ские и юри­ди­че­ские лица (рези­ден­ты РФ);
  • ино­стран­ные гр-не и юрли­ца, лица без гр-ва (при усло­вии соблю­де­ния усло­вия в пп. 5 п.3 ст. 1).

Обо­рот земель сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го назна­че­ния под­ра­зу­ме­ва­ет пере­да­чу участка:

  • в соб­ствен­ность;
  • арен­ду;
  • посто­ян­ное пользование;
  • без­воз­мезд­ное сроч­ное пользование;
  • пожиз­нен­ное насле­ду­е­мое владение.

Одна­ко все эти виды исполь­зо­ва­ния могут быть прекращены.

Земель­ный уча­сток может быть изъ­ят у соб­ствен­ни­ков (арен­да­то­ров, вла­дель­цев и поль­зо­ва­те­лей) госу­дар­ствен­ны­ми орга­на­ми орга­на­ми в случаях:

  • Нане­се­ния ущер­ба ЗУ и экологии:
    • под ущер­бом пони­ма­ет­ся непра­виль­ная экс­плу­а­та­ция зем­ли, при­вед­шая к сни­же­нию пло­до­ро­дия, кри­те­рии кото­ро­го уста­нов­ле­ны пра­ви­тель­ством РФ;
    • мас­шта­бы нане­се­ния ущер­ба окру­жа­ю­щей сре­ды опре­де­ля­ют­ся в соот­вет­ствии с поста­нов­ле­ни­ем № 7 — ФЗ “Об охране окр. среды”.
  • Исполь­зо­ва­ние ЗУ не по целе­во­му назна­че­нию, то есть не для осу­ществ­ле­ния сель­ско­хо­зяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, в тече­ние 3 и более лет (в этот срок не вклю­ча­ет­ся вре­мя, когда надел не мог исполь­зо­вать­ся из-за ава­рий­ной ситу­а­ции, сти­хий­но­го бед­ствия, нало­же­ния пуб­лич­но­го серви­ту­та и т.д.).

Эти два пра­ви­ла рас­про­стра­ня­ют­ся толь­ко на участ­ки, не явля­ю­щи­е­ся ипо­теч­ным зало­гом или пред­ме­том судеб­но­го раз­би­ра­тель­ства по делу о банкротстве.

Гла­ва вто­рая ФЗ № 101 регла­мен­ти­ру­ет сле­ду­ю­щие виды сде­лок с ЗУ земель с/х назначения:

  • куп­ля-про­да­жа;
  • арен­да;
  • предо­став­ле­ние в собств-сть­/а­рен­ду ЗУ, при­над­ле­жа­щих госу­дар­ствен­ным и муни­ци­паль­ным фондам;
  • насле­до­ва­ние.

Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения

Законом определяются возможности для использования доли в праве общей собственности, то есть части земли на большом с/х участке. Владелец земельной доли может распоряжаться ей по своему усмотрению: продавать, обменивать, совершать другие юридически операции.

  • выполнять отказ от нее;
  • передавать по наследству;
  • заключать сделки между собственниками участка.

Если же планируется выполнение других действий, к примеру, продажа доли постороннему покупателю, участок нужно будет выделять в натуре. Для этого необходимо будет обращаться к кадастровому инженеру для проведения измерений и составления проекта межевания. После согласования участок следует ставить на кадастровый учет и регистрировать на него соответствующее право.

  • муниципалитет региона, на землях которого расположен участок, обладает преимущественным правом выкупа, поэтому его следует уведомлять о планируемой продаже земли. Если через месяц после отправки уведомления ответ не будет получен, в течение года можно заниматься продажей участка, после чего эту процедуру придется повторять снова, иначе сделка может быть оспорена;
  • в аренду передаются с/х участки, прошедшие кадастровый учет, в том числе земля, находящаяся в долевой собственности;

Закон помогает решать вопросы:

  • связанные с распоряжением, пользованием, ограничением и передачей собственности на сельскохозяйственные участки;
  • по установлению нормативов на оборот сельскохозяйственных земель;
  • по регулировке сделок, в результате которых возникает или прекращается право собственности на сельскохозяйственные территории;
  • по определению условий выделения сельскохозяйственных территорий муниципальной или государственной собственности;
  • связанные с изъятием участков и передачей их в собственность государства или муниципалитета.

Полномочия закона не распространяются на сельскохозяйственные территории, выделяемые лицам для гаражного и индивидуального строительства, личного хозяйства, разведения животных, садоводства и занятия огородничеством. Закон не регулирует оборот земель сельскохозяйственного направления, на которых в особенности присутствуют постройки, здания, сооружения и строения.

Мы уверены, что Вам будет полезна информация о том, какой забор можно возвести между соседними участками.

Сделки регулируются правилами Гражданского кодекса, если количество членов долевого владения превышает пять человек, то в сделке учитываются рекомендации 13 и 14 статей ФЗ. Без предоставления участка в счет доли земли, участник может завещать свою долю или отказаться от права на нее, внести ее в уставной капитал или передать ее доверительное управление, подарить или продать другому участнику долевого владения или организации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *