Сроки подписания контракта заказчиком в еис 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки подписания контракта заказчиком в еис 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Всю процедуру подписания можно поделить на условные этапы:

  • Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, которые предложил победитель закупки, а также включает в проект сведения о победителе закупки.
  • Заказчик публикует в ЕИС и на ЭТП проект контракта.
  • Победитель закупки подписывает проект контракта, предоставляет обеспечение. Подписанный контракт и документ об обеспечении публикуются в ЕИС.
  • Заказчик проверяет обеспечение исполнения контракта. Подписывает контракт.

Об изменениях Закона № 44-ФЗ с 1 апреля 2021 года

Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки. В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта. В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения.

При этом заказчик и победитель не должны слишком торопиться с подписанием. Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ, в электронных аукционах и конкурсах контракт можно заключить не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола закупки. В запросах котировок и запросах предложений — не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС протоколов.

Срок заключения контракта может увеличиться на 6 дней. Так, если победитель не согласен с проектом контракта, он может не подписывать его, а разместить в ЕИС протокол разногласий. Сделать это нужно в течение 5 дней с даты направления на подписание контракта заказчиком. Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и публикует в ЕИС доработанный проект контракта. В течение трех рабочих дней победитель подписывает проект контракта в ЕИС.

Поставщики периодически используют протокол разногласий, чтобы выиграть время до подписания контракта. Например, чтобы успеть подготовить банковскую гарантию на обеспечение контракта.

Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:

  • такое право предусмотрено документацией о закупке,
  • участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.

При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).

Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:

  • Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.
  • Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального.

Требования к обеспечению контракта мягче в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО):

  • Обеспечение устанавливается в виде процента от цены, предложенной победителем закупки, а не от НМЦК. Это исключает ситуации, когда СМП обязан предоставить обеспечение в размере, превышающем стоимость самого контракта.
  • СМП может совсем не предоставлять обеспечение, если подтвердит свою добросовестность — три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом контракты должны быть исполнены без штрафов и их сумма должна быть не менее НМЦК текущего контракта.

Подписание проекта контракта может быть приостановлено при следующих условиях:

  • есть принятые судом акты либо обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки;
  • другая сторона уведомлена о том, что есть такие акты или обстоятельства в течение одного дня.

Тогда подписание контракта приостанавливается на срок исполнения судебных актов или действия обстоятельств, но не более чем на 30 дней.

Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Также уклонившимся может быть признан участник торгов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо): если в такой закупке НМЦК снизилась на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование предложенной цены.

Поставщик, уклонившийся от подписания контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. В течение этого срока он не может участвовать в закупках по 44-ФЗ и части закупок по 223-ЗФ.

Решение о включении в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого нужно предоставить доказательства, что контракт не удалось заключить по обстоятельствам непреодолимой силы.

Также поставщика признают уклонившимся от заключения контракта, если он не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ либо предоставил недостоверную информацию о своем соответствии, что позволило ему выиграть. В таком случае заказчик отказывается заключать с ним контракт.

В случае отказа от заключения контракта:

  1. Заказчик оформляет протокол, в который включает время и место составления, данные победителя, основания отказа и реквизиты документов, которые подтверждают факт-основание для отказа.
  2. Возвращает участнику обеспечение контракта.

Протокол об отказе в заключении контракта размещается в ЕИС не позднее одного рабочего дня с даты, когда будет установлено, что победитель не соответствует требованиям.

В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.

Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.

Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.

Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:

  • НМЦК не более 3 млн руб.;
  • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
  • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
  • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
  • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
  • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.

В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.

Заключение контракта с заказчиком 2021 г.

Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.

3 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому товаром российского происхождения признается товар, включенный:

  • в Реестр промышленной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616;
  • в Реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878.

Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

Новые правила применяются к закупкам, осуществляемым с 1 января 2021 года.

О других изменениях в закупках по 223-ФЗ рассказал эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.

Важное новое изменение касается административной ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ в части нарушения сроков оплаты по договору либо его отдельному этапу, заключенному с СМСП. Предусмотрены довольно внушительные штрафы:

  • для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Изменения в КоАП РФ вступили в силу 2 января 2021 года.

В апреле 2021 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО. Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2021 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными. Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.

Уже с 1 апреля 2021 года заказчик сможет закупать по новым запросам котировок. Чтобы проще было определить, когда стоит использовать такой способ, эксперт редакции составил 14 особенностей нового запроса котировок. К примеру, изменить извещение о запросе котировок будет нельзя, так же, как и продлить запрос, если подана одна или 0 заявок. А с помощью комикса заказчики успеют за неделю подготовиться к новому запросу котировок.
А, чтобы вы не запутались мы разработали удобного помощника, он знает про новый запрос котировок все, и уже сейчас в формате чата готов ответить на вопросы и рассказать про преимущества такого способа.

Заказчики привыкли использовать запрос котировок в электронной форме, когда надо закупить недорогой товар, и сделать это в сжатые сроки. С 1 апреля можно делать это быстрее и закупать товар с более высокой НМЦК. Заказчики будут использовать в своей работе новый формат запроса котировок, который сильно отличается от предыдущего.

Изменения в Законах 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2021 году

Закупать запросом котировок теперь можно будет до 3 млн руб., лимит в 100 млн руб. отменили, а процент от СГОЗ оставили прежним. Можно будет закупать не более 10 процентов. Новая процедура похожа на электронный аукцион. Отменить процедуру будет возможно всего за один час до окончания срока подачи заявок. Направить контракт на подпись победителю нужно будет в течение трех часов после публикации протокола подведения итогов. А подписать контракт вы сможете не раньше, чем через два рабочих дня с момента размещения протокола.

Важно

Обязанность заказчиков проводить запрос котировок по новым правилам вступает в силу с 1 апреля 2021 года (ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ).

Да, можно. В Законе № 44-ФЗ нет запрета размещать сведения о закупке в выходной день. Вы не ограничите конкуренцию, так как у претендентов теперь есть 4 рабочих дня, чтобы подготовить и подать заявку. Срок для подачи заявок начинайте отсчитывать с первого рабочего дня, который следует за датой публикации извещения. Например, если разместили извещение в субботу или воскресенье, четырехдневный срок начинается с понедельника, если опубликовали извещение в праздничный день — с первого рабочего дня. Вывод следует из части 1 статьи 82.2 Закона № 44-ФЗ.

Особенность 6.

Особенность 7.

Внесение изменений в извещение о запросе котировок не допускается. Если заказчик допустил ошибку, у него есть возможность только отменить процедуру, а не изменить ее.

Особенность 8.

Нельзя продлить извещение о запросе котировок. В случае подачи одной заявки или 0 заявок электронный запрос котировок признается несостоявшимся. Если подана одна заявка и она соответствует, заказчик сразу заключает контракт. Если все отклонены либо не поступило ни одной — проводит новую процедуру.

Особенность 9.

Заключить контракт можно не раньше, чем через 2 рабочих дня с момента размещения протокола итогов. Заказчик может быстрее заключить контракт, а значит, проводить больше закупок и тратить на это меньше времени.

Особенность 10.

Особенность 11.

Конкретные показатели можно не указывать, если в извещении есть товарный знак либо включена проектная документация. Комиссии заказчика меньше проверять документов и сведений.

Особенность 12.

Наименование страны происхождения товара указывается в соответствии с ОКСМ при поставке товара всегда, а также при услугах и работах с поставляемым товаром. Заказчик всегда проверяет, указал ли участник страну происхождения товара.

Особенность 13.

При установлении требований нацрежима в ЭЗК, если участники не предоставляют подтверждающие нацрежим документы, товар приравнивается к иностранному. Заказчик рассматривает заявки участников по правилам нацрежима, если он предусмотрел требования в извещении.

Особенность 14.

Заказчик вправе установить обеспечение исполнения контракта в пределах от 0,5 до 30 процентов и до 10 процентов для СМП. Требования к обеспечению исполнения контракта при электронном запросе котировок не изменились.

Запрос котировок по новым правилам

☎ Связаться с нами!

Вот такие первоапрельские сюрпризы подготовили нам с Вами, уважаемые участники рынка госзакупок, наши законодатели. Напоминаем, что очередные изменения в закон «О контрактной системе» вступают в силу с 1 июля и 1 октября этого года. Ну и, конечно, ждем с нетерпением второй оптимизационный пакет поправок, который уже прошел первое чтение в Госдуме.

Видимо так и придется потратить всю жизнь на изучение закона 44-ФЗ.

В следующей статье мы расскажем о том, какие изменения произойдут с 1 апреля в закупках госкомпаний (закон 223-ФЗ). Следите за новостями на нашем сайте.

НО БУДУТ ЗНАНИЯ!

Заказчик публикует закупку, рассматривает первые части заявок на участие и по ним допускает к аукциону. После аукциона заказчик рассматривает вторые части заявок пяти участников, предложивших самые низкие цены. Если заявка участника, сделавшего минимальное предложение на аукционе, подходит под требования заказчика, с ним заключают контракт. В противном случае заказчик выбирает другого подрядчика.

Изменения в законодательстве о госзакупках с 1 апреля 2021 года

Срок, в течение… / статья 44-ФЗ Описание
1 дня с момента подписания итогового протокола
часть 8 статьи 69
Организатор торгов публикует протокол результатов.
1 часа
часть 12 статьи 69
Оператор ЭТП рассылает уведомления участникам, чьи вторые части заявок рассматривались.
5 дней
часть 2 статьи 83.2
Заказчик размещает в ЕИС проект контракта, дополненный данными из предложения победителя, без своей подписи.
5 дней
часть 3 статьи 83.2
Победитель тендера изучает контракт, публикует подписанный вариант и прикладывает к нему подтверждение наличия у него обеспечения. Стоит иметь в виду, что если изначальная цена была снижена на 25% и более, необходимо предоставить подтверждение добросовестности или обеспечение в полуторакратном объеме.
3 дней
часть 7 статьи 83.2
Заказчик со своей стороны подписывает договор и публикует его в ЕИС. С этого момента сделка считается заключенной.
Срок, в течение… / статья 44-ФЗ Описание
5 дней после публикации проекта
часть 4 статьи 83.2
Если поставщик нашел в проекте ошибки и хочет внести изменения, он направляет заказчику протокол разногласий через систему ЭТП. Это допускается делать только один раз.
3 дней
часть 5 статьи 83.2
Заказчик дорабатывает проект контракта и вывешивает его заново или к старому прикрепляет обоснованный отказ от внесения изменений.
3 дней
часть 6 статьи 83.2
Победитель подписывает контракт и предоставляет обеспечение.

Общий срок подписания контракта по 44-ФЗ составляет не менее 10 дней (7 дней для онлайн запросов котировок и предложений).

Нарушение победителем указанных сроков или непредоставление обеспечения автоматически расценивается как уклонение – заказчик обязан в течение 3 дней внести поставщика в список РНП и в течение 5 дней заключить контракт с участником, занявшим второе место. Уклонившийся поставщик лишается суммы обеспечения заявки и возможности участвовать в закупках в течение 2 лет.

В случае несостоявшихся торгов подписание контракта с единственным участником происходит по стандартному сценарию.

Срок действия государственного контракта является одним из важнейших параметров для любой государственной закупки. С учетом сроков действия контракта определяется ответственность сторон: они требуются для определения добросовестности заказчика и поставщика.

Нарушение установленных сроков действия контракта может стать основанием для начисления неустойки. Между тем в 44-ФЗ не прописано четкое определение сроков действия контракта и порядок их установления.

Но по нормам ст. 425 ГК договор вступает в силу с момента подписания и действует до окончания исполнения обязательств или до конкретной даты, которая прописана документально.

Стоит различать понятия срок действия контракта и срок исполнения. Срок действия является более широким понятием: он указывает на временной период, в течение которого контракт сохраняет свое значение и юридическую силу.

Срок исполнения контракта может не совпадать со сроком действия и обычно заканчивается раньше. Именно срок исполнения контракта является существенным условием по 44-ФЗ, а срок действия таковым не является.

Отсутствие данного параметра в договоре является важным нарушением и может стать основанием для признания контракта недействительным.

Под сроком исполнения контракта понимается временной период, за который поставщик и государственный заказчик обязаны полностью исполнить свои обязательства. Но после исполнения всех обязательств у сторон должно остаться время на проверку и подготовку документов. В этих целях введено в действие понятие общего срока договора по 44-ФЗ.

Срок действия договора по 44-ФЗ может быть различным, и он определяет тип государственного контракта. Контракты бывают:

  1. Краткосрочные – это контракты, которые подписываются на период от нескольких дней до месяцев.
  2. Годовые – их длительность составляет ровно год с момента вступления договора в силу.
  3. Долгосрочные – они вводятся на период от года до нескольких лет.
  4. Госконтракты, подписанные на неопределенный срок.
  5. Разовые договоры – в данном случае исполнение обязательств по договору будет разовым, и оно не привязано ко времени.

Сроки договора в рамках 44-ФЗ устанавливаются государственным заказчиком с учетом положений Гражданского кодекса и Бюджетного кодекса. В 44-ФЗ не прописано, на какие сроки заключается договор, и срок действия контракта вводится на любой временной период.

На основании п. 3 ст.

425 ГК окончание действия контракта приводит к прекращению договорных обязательств.

Срок исполнения контракта входит в срок действия и должен быть меньше. Нарушение установленных сроков исполнения контракта является недопустимым и грозит ответственностью по нормам 44-ФЗ.

Наглядная инструкция: проведение электронного аукциона

Сроки исполнения по договору могут быть следующих типов:

  1. Конкретные сроки с указанием временного промежутка или даты окончательного исполнения поставщиком своих обязательств по контракту.
  2. Сроки по заявке – если тип и предмет контракта предполагают, что заказчик будет делать заявку на поставку товара, а поставщик – выполнять его требования, то сроки исполнения будут отсчитываться каждый раз заново с даты подачи заявок. Например, поставщик обязан поставить нужную партию товара в течение 10 дней с даты подачи заявки.
  3. График – работы, услуги или поставка товара должны быть выполнены в несколько этапов. В этом случае сроки устанавливаются в виде графика с указанием на конкретные даты поставки. Заказчик может проверять результаты исполнения каждого этапа или проводить одну окончательную приемку.

Но независимо от выбранного заказчиком способа определения срока договора по 44-ФЗ его нарушение не допускается. Это грозит не только неустойкой, возможностью взыскания ущерба, но и расторжением контракта в одностороннем порядке.

Срок действия контракта предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Исполнение обязательств со стороны поставщика (выполнение работ, оказание услуг или поставка товара).
  2. Исполнение обязательств со стороны заказчика по приемке, экспертизе и оплате товаров, работ и услуг.
  3. Гарантийные обязательства.
  1. Поставщик поставил товары, оказал услугу или выполнил работу.
  2. Заказчик подписал акт приема-передачи или товарную накладную, что буквально означает принятие им работы.
  3. Заказчик оплатил работы на условиях контракта.

С этого периода наступают определенные договором гарантийные обязательства.

Заказчик считается исполнившим свои обязательства после того, как с его счета будут списаны деньги в счет поставщика. При этом сроки оплаты услуг поставщика строго регламентированы в 44-ФЗ.

В случае проведения закупки среди СМП и СОНКО заказчику следует произвести оплату в сроки, которые не превышают 15 рабочих дней после подписания приемочных документов. В стандартных закупках данные сроки составляют не более 30 календарных дней. Исключением являются контракты, подписанные Правительством в целях обеспечения обороноспособности.

Также на заказчика возлагается обязанность вернуть обеспечение исполнения контракта поставщику в установленные сроки. Если поставщик своевременно внес обеспечение, но по вине заказчика или объективным обстоятельствам контракт не был подписан, то заказчик должен вернуть обеспечение в течение 5 дней.

Например, в отношении ремонтно-отделочных работ обычно вводятся сроки гарантийного периода в 24 месяца.

В рамках срока действия контракта заказчик и поставщик должны исполнить все обязательства перед друг другом, в противном случае, допускается расторжение договора по инициативе одной из сторон.

Изменение сроков по государственному контракту допускается только в отношении срока действия договора. Для этого в тексте контракта нужно прописать возможность подобного рода.

Обычно для изменения срока действия договора нужно подписать дополнительное соглашение между сторонами. При необходимости продления договора стороны подписывают дополнительное соглашение с указанием измененных сроков действия.

Изменять такие сроки запрещается в одностороннем порядке. Но возможность подписания контрактов с неопределенным сроком действия и их автоматическая пролонгация являются спорными.

Так, по мнению Минэкономразвития, изложенному в письме №Д28и-1818 от 14.07.2016, подписание таких контрактов недопустимо.

В 44-ФЗ предусмотрено лишь одно исключение, когда заказчику предоставляют право изменить сроки исполнения контракта. Это изменение лимитов бюджетного финансирования, которые выделяются заказчику. В этом случае можно изменить объем поставки и сроки, но только в сторону уменьшения.

При реализации государственного инвестиционного контракта, если созданный товар удалось направить на экспорт в размере не менее 10% количества такого товара в течение 12 месяцев, период закупки у данного поставщика продлевается на аналогичный временной промежуток (по п. 2 ч. 4 ст. 111.3 44-ФЗ).

Таким образом, срок действия договора является одним из базовых пунктов договора. Он представляет собой временной период, в течение которого обе стороны берут на себя обязательства в полном объеме исполнить контракт.

Перед подписанием контракта поставщику следует обязательно обратить внимание на такие пункты договора, как сроки исполнения и сроки действия, чтобы тщательно проанализировать свои шансы исполнить обязательства по контракту.

Положения 44-ФЗ не подразумевают обязательного включения в текст госконтракта сроков его действия и не дают толкования данному периоду.

Более понятной ситуация со временем контрактного существования становится благодаря положениям ст. 425 ГК РФ, в котором начало времени действия соглашения обозначается моментом подписания документа, а завершение — выполнением сторонами всех своих контрактных обязательств.

Эти рамки устанавливаются в случае, если в тексте госконтракта не значатся конкретные временные границы его исполнения.

Но в любом случае нарушение временных рамок исполнения договора чревато штрафными санкциями.

При этом имеются различия между понятиями «срок действия контракта по 44-ФЗ» и «срок исполнения», которые устанавливает 44-ФЗ:

  1. Первое из них охватывает период дееспособности контракта, а второе обозначает время, в течение которого все участники госзакупки должны выполнить взятые на себя обязательства.
  2. Временной период исполнения должен укладываться в рамки периода дееспособности договора и представляет собой существенное условие заключенного соглашения, чего нельзя сказать о периоде его действия.

Если период дееспособности договора завершен, однако при этом стороны не успели выполнить свои обязательства, это не приводит к их аннулированию.

До подписания контракта участник закупки должен внести обеспечение исполнения контракта. Сделать это он может одним из двух способов, на свое усмотрение:

  • Перечислить деньги на расчетный счет заказчика. Счет указан в документации закупки. Необходимую сумму нужно перечислить полностью.
  • Оформить банковскую гарантию. Гарантию должен выдать банк из перечня Минфина. Сведения о ней должны быть включены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна отвечать требованиям документации закупки и 44-ФЗ. Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из требований, заказчик не примет ее в качестве обеспечения и может признать победителя уклонившимся от заключения контракта.

Документ, подтверждающий внесение обеспечения, поставщик должен прикрепить в ЕИС до того, как подпишет контракт. В первом случае это будет платежное поручение, во втором — банковская гарантия.

Размер обеспечения варьируется от 5 до 30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), но не меньше аванса. Если НМЦК больше 50 млн рублей, то обеспечение составляет от 10 до 30% от НМЦК. Точную сумму заказчик указывает в документации закупки и проекте контракта.

Если в ходе закупки НМЦК была снижена на 25% и более, то к победителю применяются антидемпинговые меры — размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза от установленной в документации закупки. Исключение составляет случай, когда НМЦК не больше 15 млн рублей, и победитель может подтвердить свою добросовестность — показать три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее 20 % от НМЦК текущей закупки.

Требования к обеспечению контракта мягче в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО):

  • Обеспечение устанавливается в виде процента от цены, предложенной победителем закупки, а не от НМЦК. Это исключает ситуации, когда СМП обязан предоставить обеспечение в размере, превышающем стоимость самого контракта.
  • СМП может совсем не предоставлять обеспечение, если подтвердит свою добросовестность — три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом контракты должны быть исполнены без штрафов и их сумма должна быть не менее НМЦК текущего контракта.

Подписание проекта контракта может быть приостановлено при следующих условиях:

  • есть принятые судом акты либо обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки;
  • другая сторона уведомлена о том, что есть такие акты или обстоятельства в течение одного дня.

Тогда подписание контракта приостанавливается на срок исполнения судебных актов или действия обстоятельств, но не более чем на 30 дней.

Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Также уклонившимся может быть признан участник торгов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо): если в такой закупке НМЦК снизилась на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование предложенной цены.

Поставщик, уклонившийся от подписания контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. В течение этого срока он не может участвовать в закупках по 44-ФЗ и части закупок по 223-ЗФ.

Решение о включении в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого нужно предоставить доказательства, что контракт не удалось заключить по обстоятельствам непреодолимой силы.

Также поставщика признают уклонившимся от заключения контракта, если он не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ либо предоставил недостоверную информацию о своем соответствии, что позволило ему выиграть. В таком случае заказчик отказывается заключать с ним контракт.

В случае отказа от заключения контракта:

  1. Заказчик оформляет протокол, в который включает время и место составления, данные победителя, основания отказа и реквизиты документов, которые подтверждают факт-основание для отказа.
  2. Возвращает участнику обеспечение контракта.

Протокол об отказе в заключении контракта размещается в ЕИС не позднее одного рабочего дня с даты, когда будет установлено, что победитель не соответствует требованиям.

В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.

Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.

Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:

  • НМЦК не более 3 млн руб.;
  • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
  • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
  • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
  • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
  • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.

В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.

В апреле 2021 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО. Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2021 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными. Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.

В УФАС России поступила информация из УФСБ РФ о нарушениях в деятельности заказчика антимонопольного законодательства при проведении закупочных процедур. При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что заказчик без проведения конкурентных процедур заключил дополнительное соглашение к ранее подписанному договору поставки дизельного топлива (зимнее) о приобретении у того же контрагента дизельного топлива (летнее). Организатор процедуры пояснил, что закупка данного вида топлива разрешалась по Положению, учитывая, что его срочное приобретение обусловлено погодными условиями, а также тем, что дизельное топливо летнее и дизельное топливо зимнее являются однородными товарами, входящими в одну подгруппу «19.20.21.300 Топливо дизельное» согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности. Также заказчик пояснил, что закупка иного вида топлива у одного и того же поставщика обусловлено наименьшей стоимостью товара, согласно коммерческим предложениям. Приобретение дизельного топлива (летнего), оформленное дополнительным соглашением, по мнению УФАС является нарушением норм действующего законодательства. В своем решении антимонопольный орган указал, что данное дополнительное соглашение, образует иную сделку, и должна оформляться самостоятельным договором, с проведением торгов и иных конкурсных процедур, предусмотренных Законом о закупках (Решение УФАС по Пензенской области по делу № 3-09/51-2018 от 27.11.2018).

По итогам закупочных процедур, предусмотренных ФЗ № 223, а также Положением о закупках заказчик может заключить договор и электронной форме, и в бумажной. Как правило, если процедура проходила на ЭТП, то соглашение между сторонами подписывается с помощью ЭП. Однако функционал площадок может предусмотреть в таком случае и бумажную форму договора. Как показывает практика большая часть заказчиков и поставщиков (подрядчиков, исполнителей) перешла на электронный документооборот и лишь в редких случаях вспоминают о бумажных документах.

Плюсы заключения договоров в электронной форме на ЭТП:

-оперативность;

-возможность быстрого заключения договора в случае отсутствия подписанта на рабочем месте;

— отсутствие бумажной волокиты;

-сокращение времени движения документов (особенно, когда контрагент находится в другом регионе);

-сокращение финансовых затрат на делопроизводство и документооборот и др.

При заключении договоров нередко возникают различные казусы, мешающие довести закупочную процедуру до логического завершения- заключения договора и получения в дальнейшем необходимой продукции . Нельзя однозначно сказать, кто виноват в таких ситуациях, поскольку каждый случай индивидуален и промахи бывают как у заказчиков, так и у поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Срок, в течение… / статья 44-ФЗ Описание
1 дня с момента подписания итогового протокола
часть 8 статьи 69
Организатор торгов публикует протокол результатов.
1 часа
часть 12 статьи 69
Оператор ЭТП рассылает уведомления участникам, чьи вторые части заявок рассматривались.
5 дней
часть 2 статьи 83.2
Заказчик размещает в ЕИС проект контракта, дополненный данными из предложения победителя, без своей подписи.
5 дней
часть 3 статьи 83.2
Победитель тендера изучает контракт, публикует подписанный вариант и прикладывает к нему подтверждение наличия у него обеспечения. Стоит иметь в виду, что если изначальная цена была снижена на 25% и более, необходимо предоставить подтверждение добросовестности или обеспечение в полуторакратном объеме.
3 дней
часть 7 статьи 83.2
Заказчик со своей стороны подписывает договор и публикует его в ЕИС. С этого момента сделка считается заключенной.

Заказчик публикует закупку, рассматривает первые части заявок на участие и по ним допускает к аукциону. После аукциона заказчик рассматривает вторые части заявок пяти участников, предложивших самые низкие цены. Если заявка участника, сделавшего минимальное предложение на аукционе, подходит под требования заказчика, с ним заключают контракт. В противном случае заказчик выбирает другого подрядчика.

  • База знаний
  • Как заполнить отчеты
  • Форматы первичных документов
  • Электронные трудовые книжки
  • Электронные больничные
  • Как перевести офис на удаленную работу
  • Что важно знать о 54-ФЗ
  • ЭДО и как он работает
  • Как ИП участвовать в тендерах
  • Электронный аукцион по 44-ФЗ
  • Что такое и как открыть спецсчет

Напомним, что до указанной даты вопрос заключения контракта по результатам несостоявшейся процедуры регулировался пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Основанием для признания конкурентной закупки несостоявшейся служило следующее:

— на участие в конкурентной закупке подана только одна заявка;

— только один из участников закупки, подавших заявки на участие в ней, признан его участником;

— ни один из участников электронного аукциона не подал предложение о цене контракта в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона;

— комиссией заказчика принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нём;

— только одна заявка признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением о проведении запроса предложений либо указанным в извещении о проведении запроса котировок.

В этих случаях контракт должен быть заключён с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна была превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.

Прежде всего, в пункт 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе были внесены изменения, согласно которым заказчик должен направить в контрольный орган обращение о согласовании, если не состоится:

— закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс или аукцион;

— открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;

— электронный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;

— электронный аукцион, если была подана или осталась только одна заявка, а также если не было подано ни одного ценового предложения;

— запрос предложений (в том числе в электронной форме), если была подана или осталась только одна заявка, а также если не было подано ни одной заявки или все участники были отклонены.

Однако согласовывать придётся не каждую несостоявшуюся закупку, а только ту, цена контракта которой превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961 «Об установлении предельного размера (предельных размеров) начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса, аукциона или запроса предложений несостоявшимися осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об утверждении Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Такое согласие потребуется, если начальная (максимальная) цена контракта, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961, превысит предельные размеры. Эти размеры устанавливаются не только в зависимости от способа закупки, но и от уровня заказчика.

Например, согласование нужно при заключении контракта для федеральных нужд, если начальная (максимальная) цена контракта превысит 500 млн рублей (за исключением закупки, осуществляемой путём проведения запроса предложений или запроса предложений в электронной форме в случае их признания несостоявшимися в соответствии с частью 19 статьи 83 или частью 27 статьи 83.1 Закона о контрактной системе соответственно или путём проведения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При закупке для нужд субъекта Российской Федерации либо для муниципальных нужд такой размер уже составит 250 млн рублей. Исключения, предусмотренные при согласовании заключения контракта для федеральных нужд, применимы и в этом случае.

И всего при сумме в 1 000 рублей потребуется получать согласование, при запросе предложений или запросе предложений в электронной форме (в случае их признания несостоявшимися согласно ч. 19 ст. 83 или ч. 27 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ), а также при закрытых способах определения поставщика.

Вовсе не потребуется согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком, если не состоялся запрос котировок, в том числе в электронной форме (п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

ФАС России наделён полномочиями при рассмотрении обращений, при проведении закупок для федеральных нужд и закупок, проводимых закрытыми способами;

контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ ‒ при закупках для региональных в г. Москве таким органом является Главное контрольое управление г. Москвы (Постановление Правительства Москвы от 01.06.2012 № 252-ПП)

муниципальный контрольный орган в сфере закупок либо контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ при наличии соглашения о передаче контрольных полномочий ‒ при закупках для муниципальных (например, отдел внутреннего контроля администрации городского округа Ивантеевка (Постановление администрации городского округа Ивантеевка МО от 23.08.2019 № 643).

Прежде всего обращаем внимание, что получение контрольным органом обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком послужит основанием не только на рассмотрение обращения, но и на проведение внеплановой проверки.

По результатам проведённых действий контрольный орган примет решение либо о согласовании заключения контракта, либо об отказе.

При положительном решении заказчик получит такое решение на бумажном носителе, а после 01.07.202 – с использованием ЕИС. При отрицательном решении в адрес заказчика будет направлено соответствующее предписание.

Если заказчик получит отказ, ему надлежит при необходимости внести изменения в план-график и провести новую закупку.

Заказчик обязан определить срок подписания проекта контракта исключительно со дня, следующего за днём получения согласования.

Если вместе с согласованием заказчику было выдано предписание по результатам проведённой внеплановой проверки, не допускается заключение контракта до исполнения выданного предписания.

Если по требованиям предписания необходимо внести изменения в проект контракта, то после такого изменения заказчику надлежит направить его участнику закупки в порядке, предусмотренном для соответствующего способа закупки.

Контракт заключается не ранее чем через 10 дней со дня размещения в ЕИС протокола с информацией о признании закупки несостоявшейся (подписания такого протокола, если он не размещается в ЕИС) и не позднее чем через 20 дней с даты получения решения о согласовании.

Итак, новая процедура согласования стала более сложной, чем раньше, однако она позволит строже подходить к вопросу о заключении контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупки.

Напомним ещё раз, пройти процедуру согласования потребуется не после каждой состоявшейся закупки, а только если начальная (максимальная) цена контракта, установленная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961, превысит предельные размеры.

Обжалование действий (бездействия) закупочной комиссии Заказчика по всем способам закупок, осуществляется с 1 июля 2021 года только в течение 5 дней с даты публикации соответствующего протокола, решение комиссии по которому обжалуется. Раньше срок составлял 10 дней, что значительно сокращает возможности для обжалования незаконных действий Заказчика через ФАС. По истечении 5 дней с даты публикации соответствующего протокола обжаловать действия (бездействие) закупочной комиссии Заказчика можно будет только в судебном порядке.

2 ЭТАП — в течение пяти календарных дней победитель закупки должен подписать контракт усиленной цифровой подписью и приложить документ, подтверждающий внесение обеспечения исполнения контракта (если такое требование установлено). В случае применения антидемпинговых мер к победителю информация, подтверждающая добросовестность поставщика также должна быть приложена вместе с обеспечением исполнения контракта.

На практике, как и большинство изменений, эти нововведения можно охарактеризовать известной фразой «благими намерениями. » К сожалению, уже четвёртый месяц мы наблюдаем всю сложность технического воплощения мало-мальски положительной задумки законодателей. И хотя уже много статей и информации есть на эту тему в открытом доступе, обсуждения между заказчиками не утихают до сих пор.

Также уклонившимся может быть признан участник торгов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо): если в такой закупке НМЦК снизилась на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование предложенной цены.

  • Получить согласие второго участника. Его можно подтвердить документом в произвольной форме.
  • Составить проект контракта с условиями, предложенными вторым участником.
  • Разместить проект в ЕИС не позднее 10 дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся.
  • Заключить контракт по стандартному сценарию.
  • В течение 3 рабочих дней с даты заключения направить в РНП сведения об уклонившемся от подписания победителе.

План-график нужно оформлять на срок, равный сроку действия закона или муниципального акта о бюджете. В документ также придётся включать информацию о закупках, которые в соответствии с бюджетным законодательством будут осуществлены по истечении планового периода.

Если в ходе аукциона цена была снижена до 0,5% НМЦК, процедура проводится на право заключить контракт. Стороны не могут подписать документ до тех пор, пока победитель не внесет сумму денег, равную предложенной им цене, а также полный размер обеспечения.

В настоящее время порядок оформления госконтракта по итогам конкурентной процедуры, в форме аукциона регулируется ст. 82.3 закона № 44-ФЗ. Далее представим сроки подписания контракта по 44-ФЗ после проведения электронном аукционе в таблице и расскажем, какие особенности нужно учесть.

при подготовке проведения общероссийского голосования;

  • 10) взиманием оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки платы в соответствии с частью 4 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;

  • 11) заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

    • 3. Особенности регулирования отношений, указанных в части 1 настоящей статьи, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут быть установлены отдельными федеральными законами.

    Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

    • 1. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

    • 2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии Росатом, Государственная корпорация по космической деятельности Роскосмос вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее – нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

    • 3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.

    • 4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

    4.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

    • 5. Федеральные законы, вносящие изменения в положения настоящего Федерального закона, касающиеся планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе установления новых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контроля в сфере закупок, мониторинга закупок товаров, работ, услуг, аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг, вступают в силу с 1 января очередного календарного года, следующего за годом их принятия, за исключением случаев их принятия после 1 октября текущего календарного года, при которых такие федеральные законы вступают в силу с 1 января года, следующего за очередным календарным годом.

    Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок

    • 1. В целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 настоящей статьи обеспечивает:

    • 1) формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;

    • 2) контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в планах-графиках закупок (далее также – планы-графики), извещениях об осуществлении закупок, протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), условиях проектов контрактов (направляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом с использованием единой информационной системы участникам закупок, с которыми заключаются контракты);

    • 3) использование усиленной квалифицированной электронной подписи (далее – усиленная электронная подпись) для подписания электронных документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

    • 4) утратил силу с 1 июля 2018 года. – Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.

    • 2. Порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    • 3. Единая информационная система содержит:

    Вы просрочили подписание Контракта. Алгоритм действий. Часть 1

    С 1 января 2021 года планировался к вступлению в силу масштабный законопроект Минфина России, во многом меняющий положения Закона № 44-ФЗ. Сам регулятор контрактной системы называет его вторым оптимизационным пакетом поправок в Закон № 44-ФЗ.

    Подготовка второго оптимизационного пакета поправок к Закону № 44-ФЗ была завершена только в мае, в том числе из-за пандемии коронавирусной инфекции и введения в РФ режима самоизоляции, что потребовало оперативного изменения закупочного законодательства и корректировки других законопроектов, находящихся на стадии подготовки. В конце мая Минфин России внес согласованный со всеми федеральными органами исполнительной власти оптимизационный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ на рассмотрение правительства РФ, поэтому, очевидно, сроки вступления в силу положений законопроекта будут перенесены на более поздний срок.

    Среди основных изменений, указанных в законопроекте, можно выделить следующие:

    1. Оптимизация способов закупок: существенно сократят количество способов закупок. Оставят только электронный аукцион, электронный конкурс, новый запрос котировок в электронной форме, электронные закупки «с полки» и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
    2. Исключение документации о закупке при проведении вышеперечисленных конкурентных способов закупки. Реализация повлечет формирование одного документа о закупке (извещения) вместо двух документов (извещения и документации), при этом проект контракта, расчет начальной (максимальной) цены контракта, описание объекта закупки будут размещаться заказчиком в составе извещения.
    3. Введение универсальной стоимостной предквалификации (с сохранением специальной предквалификации по отдельным закупкам). Предусматривается необходимость наличия у участника закупки опыта исполнения любого государственного, муниципального контракта для участия в закупке с ценой от 20 млн. рублей (на 20 % от начальной (максимальной) цены проводимой закупки). Данные изменения направлены на определение заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обладающих квалификацией, выражающейся в опыте участия в государственных и муниципальных закупках, и исключение участия в закупках недобросовестных участников, фирм-однодневок.
    4. Расширение круга участников закупки, которые вправе заключить контракт при уклонении победителя. По электронным закупкам обязаны заключить контракт как минимум первые 3 участника закупки (остальные обязаны, если не отзовут свою заявку). При проведении электронных процедур устанавливается, что, в случае уклонения участника закупки от заключения контракта, заказчик направляет контракт для заключения участнику закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (каждому следующему участнику до заключения контракта). При этом участники закупки, за исключением первых трех, вправе отозвать заявки и не заключать контракт с заказчиком. Такой подход существенно увеличивает возможности заказчика заключить контракт со следующим участником закупки, принявшим участие в закупке, без повторного ее осуществления.
    5. Внедрение не только электронного актирования, но и электронного документооборота при расторжении контракта, а также при включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
    6. Установление условия о том, что взыскание заказчиком обеспечения исполнения контракта допускается не автоматически при расторжении контракта в одностороннем порядке, а только в случае включения ФАСом России поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.2

    Еще одной новацией второго оптимизационного законопроекта стал рейтинг деловой репутации предпринимателей. Регуляторы сообщают о запуске данного механизма не ранее 2023 года.

    Правила формирования и использования в госзакупках рейтинга деловой репутации должно будет определить правительство Российской Федерации. В положении оптимизационного законопроекта отмечается, что под рейтингом деловой репутации участника закупки подразумевается совокупная оценка опыта участника закупки, формируемая в соответствии с правилами, установленными правительством Российской Федерации на основании данных из реестра контрактов, реестра договоров с госкомпаниями, информации и документов об исполнении контрактов. По замыслу Федеральной антимонопольной службы России, являющейся разработчиком этого предложения, рейтинг должен стать инструментом для поощрения добросовестных поставщиков и рассчитываться автоматически на основании данных единой информационной системы (количество исполненных контрактов, их цена, качество выполнения). Для компаний, включенных в этот рейтинг, предполагается снизить в несколько раз финансовое обеспечение заявки или контракта.3

    Основная часть изменений вступила в силу с 13.11.2020 г. Позднее вступят в силу следующие изменения:

    • с 01.01.2021 г. – Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 №932 о форме плана закупок и часть изменений, касающиеся закупок для нужд обороны страны (Постановление Правительства РФ от 27.11.2017 г. №1428);
    • с 01.04.2021 г. – изменения, касающиеся закупок у МСП и СОНО (Постановление Правительства от 17.03.2015 г. № 238);
    • с 01.07.2021 г. – изменения, касающиеся утверждения планов-графиков закупок (постановление Правительства от 30.09.2019 г. №1279), а также отдельные изменения в порядке контроля закупок (Постановление Правительства от 05.08.2020 г. №1193);
    • с 01.01.2022 г. будет внесено дополнение в подпункт «б» пункта 13 Правил ведения реестра контрактов (Постановление Правительства от 28.11.2013 г. №1084) о проверке финансового обеспечения по каждому коду объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества, сформированному в системе «Электронный бюджет».
    1 апреля 2021 г. вступает в силу новая редакция ст. 36 и 82.1 Федерального закона № 44-ФЗ, а ст. 82.2 – 82.6 утрачивают силу. Новая редакция ст. 82.1 предусматривает, что предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), при котором заказчики вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме, увеличивается с 500 тыс. руб. до 3 млн руб. Также исключается ограничение совокупного годового объема закупок (СГОЗ), который в прежней редакции не должен был превышать 100 млн руб. Однако годовой объем закупок путем проведения запроса котировок в электронной форме в текущей редакции не должен превышать 10 % от СГОЗ. Новая редакция ст. 36 предусматривает, что заказчик вправе будет отменить запрос котировок не позднее чем за 1 час до окончания срока подачи заявок на участие в нем. В прежней редакции этот срок составляет 2 дня. Помимо этого, сокращается до 4 дней минимальный срок подачи заявок участниками, ранее он составлял 5 дней. Срок исчисляется со дня, который следует за днем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок в электронной форме. Внесение изменений в извещение не допускается. Члены комиссии по осуществлению закупок подписывают усиленными электронными подписями протокол подведения итогов. При признании запроса котировок несостоявшимся продление срока не предусмотрено: если из-за отсутствия заявок или отклонения всех поданных заявок запрос котировок признается несостоявшимся, заказчик вправе осуществить новую закупку сразу же. В новом порядке нет положений об изменении и отзыве заявок. ФЗ-449 устанавливает, что формирование и размещение протокола разногласий при подписании контракта по итогам запроса котировок не допускается.

    Обновленный закон 44-ФЗ вводит возможность с 1 июля 2021 года проведения запроса котировок в электронной форме. А с 1 января 2019 года — заказчики будут обязаны осуществлять закупки по 44-ФЗ на электронных площадках.

    Параграф § 3.1 44-ФЗ устанавливает полный перечень требований к процедуре запроса котировок в электронной форме. Основными моментами можно выделить:

    1. Извещение о проведении закупки должно быть опубликовано не менее, чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок.
    2. Внесение изменений в извещение возможно не позднее 2-х дней до окончания подачи заявок.
    3. Продление сроков подачи заявок таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания подачи заявок было не менее 5 дней.

    В связи с изменениями в законодательстве с 1 января 2021 года запросы котировок подаются только в электронном виде за исключением отдельных случаев, которые в рамках данной статьи не рассматриваются. Готовить документацию стало гораздо легче, но это вовсе не значит, что заказчик обязательно признает заявки всех участников на конкретный запрос котировок соответствующими своим требованиям. Отклонить котировочную заявку заказчик имеет право только в случаях, перечисленных в статье 78 закона 44-ФЗ. Остановимся на каждом из них подробнее.

    1. Котировочные заявки редко отклоняются заказчиками из-за несоответствия предлагаемых характеристик товаров требованиям заказчика. Объем требований в спецификациях или технических заданиях (аналогах рекомендованных форм 2) котировочных заявок несравненно меньше, чем в аукционах, а, следовательно, намного меньше и количество «подводных камней». К тому же в предложении участнику не требуется указывать товарные знаки, что еще больше облегчает подготовку технических предложений. Поэтому отклонение по данному основанию наблюдаются, как правило, только при подготовке котировочной документации неопытными специалистами.
    2. Если участник не указал или неправильно указал в заявке ФИО своего единоличного исполнительного органа, коллегиального органа, ИП или адрес местонахождения организации (адрес физического лица, если участник – ИП), номер телефона, а также банковские реквизиты он сильно рискует отклонением. При полном или частичном отсутствии банковских реквизитов отклонение заявки неизбежно, при ошибке в реквизитах заказчик может ее не заметить и допустить заявку. Впоследствии, в случае победы, победителю запроса котировок придется заключать с заказчиком дополнительные соглашение с указанием правильных реквизитов. Чтобы не рисковать отклонением. Автор советует специалистам по торгам при внесении их в заявку быть очень внимательными, чтобы не пришлось им потом тратить время на исправление реквизитов, не говоря уже о риске отклонения.

    Возможность изменения сроков действия контракта

    В котировочной заявке на поставку мягкой обуви участник, торопясь подать заявку до истечения срока подачи, в спешке округлил НМЦД в большую сторону. В извещении заказчик указал НМЦД запроса котировок 199249,9 рублей. Участник указал в предложении: 199250 руб. Заявка была отклонена. Обжалование отклонения не производилось ввиду бесперспективности.

    1. Отклонение котировочных заявок заказчиками довольно часто имеет место, если участник не представил выписку из ЕГРЮЛ, либо представил устаревшую выписку из ЕГРЮЛ, либо представил выписку из ЕГРЮЛ, не подписанную ЭЦП, однако оно является неправомерным. Ведь согласно п. 11 ст. 78 44-ФЗ, выписку из ЕГРЮЛ нужно представлять лишь победителю запроса котировок, чтобы он мог заключить с заказчиком контракт и не был признан уклонившимся от его заключения. Тем не менее, сам автор всегда прилагает к котировочным заявкам электронную версию выписки из ЕГРЮЛ с ЭЦП, чтобы избежать возможных походов в ФАС. Всегда идет он навстречу и незаконным требованиям многих заказчиков к предоставлению свежей выписки из ЕГРЮЛ (в пределах месячной давности), поступая по пословице «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало».
    2. Неуказание в заявке ИНН учредителя, единоличного исполнительного органа или ИП является весьма серьезным нарушением, обоснованно карающимся заказчиком отклонением заявки. Вышеупомянутые индивидуальные номера налогоплательщиков должны быть указаны именно в самой заявке. Если же участник их там не укажет, но при этом приложит к заявке выписку из ЕГРЮЛ, и заказчик допустит такую заявку, то возможны непредсказуемые последствия в случае проверки котировочной документации судебными инстанциями уже после заключения контракта.

    В заявке на запрос котировок на поставку мебели участник (ООО) не указал ИНН единоличного исполнительного органа. Заказчик не придал этому значения и допустил заявку, поскольку ИНН генерального директора был указан в приложенной выписке из ЕГРЮЛ. Впоследствии при проверке документации прокуратор прокурор обвинил председателя котировочной комиссии в административном преступлении – необоснованном допуске заявки, мотивируя это тем, что, во-первых, согласно закону, ИНН должен быть указан именно в заявке, во-вторых выписка из ЕГРЮЛ заявку не заменяет, а является лишь приложением к ней, а в-третьих отсутствует сквозная нумерация документов заявки, что не позволяет считать выписку даже приложением. Тяжба продолжается и по сей день.

    1. В случае непредоставления участником выписки из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (реестра субъектов МСП) вместе с заявкой на запрос котировок для субъектов малого предпринимательства отклонение котировочной заявки неизбежно. Если участник еще не внесен в данный реестр, он может представить декларацию об отнесении организации к субъектам малого и среднего предпринимательства, которая имеет такую же юридическую силу, что и выписка из вышеуказанного реестра. Сказанное выше в равной степени касается как юридических лиц, так и Индивидуальных Предпринимателей.

    В составе котировочной заявки для субъектов малого и среднего предпринимательства на поставку гвоздей участник (ИП) не представил ни декларации об отнесении его организации к субъектам малого предпринимательства, ни выписки из реестра МСП. Заявка была отклонена. При обжаловании в ФАСе участник успеха не добился – комиссия ФАС подтвердила необходимость предоставления такой декларации, в которой ИП должен был подтвердить выполнение условий его отнесения к субъектам СМП, согласно статье 4 закона от 27.07.2007 г. № 209 ФЗ г.

    1. Анализируя котировочное извещение участнику всегда следует обращать внимание на наличие запретов на поставку товаров из иностранных государств, а также приоритета на поставку товаров российского происхождения. В случае установления таких запретов участнику может потребоваться предоставление дополнительных документов, например, декларации о российском происхождении товаров, сертификатов соответствия и т.д. В противном случае заявка будет отклонена. Но это ещё полбеды. В определенной ситуации опасней выглядит неуказание страны происхождения товара при подаче заявки с установленным приоритетом российских товаров над зарубежными. Заявка не будет отклонена, но комиссия заказчика будет считать, что участник предлагает зарубежные товары со всеми вытекающими отсюда последствиями: при заключении контракта в случае победы победитель потеряет 15% от НМЦК и может «уйти в ноль», а то и «в минус».

    08.03.2021 вступает в силу приказ Минфина №5н от 21.01.2021, который уточнил порядок формирования и обмена информацией и документами между заказчиком и казначейством для работы с реестром контрактов. Установили, что с этой даты, формируя сведения об источнике финансирования, необходимо указывать в числе прочего код объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества, который сформирован в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».

    Подробнее: «Подключение к системе «Электронный бюджет»: пошаговая инструкция».

    Информация о коде объекта указывается, в т. ч. если заключается госконтракт, предметом которого является приобретение объектов недвижимого имущества, подготовка проектной документации или выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции или капремонту, сносу объектов капстроительства (в т. ч. линейных объектов) и контрактов жизненного цикла, предусматривающих проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства.

    Подробнее: «Когда и как заключать контракт жизненного цикла: новые случаи применения с 2021 года».

    Определили, что в закупках товара, который поставляется при выполнении работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства данные о стране происхождения такого товара формируются для товара, который по законодательству принимается заказчиком к бухучету как отдельный объект основных средств.

    ВАЖНО!

    После заключения контракта заказчик обязан передать данные в реестр в течение 3 рабочих дней. Предоставляется информация о заказчике и поставщике (наименование либо ФИО, если поставщик — физлицо или ИП), а также подробная информация о контракте:

    • источник финансирования;
    • способ проведения закупки;
    • дата подведения итогов;
    • параметры итогового документа;
    • дата заключения и номер контракта;
    • объект закупки, при наличии национального режима — сведения о происхождении товара;
    • цена, в том числе размер аванса, стоимость единицы товара;
    • срок исполнения контракта;
    • данные о гарантии, если таковые имеются;
    • ИКЗ.

    Также есть некоторые особенности для отдельных объектов закупки. Например, если приобретаются лекарства, то дополнительно нужно указать номер регистрационного удостоверения и наименование его владельца, название производителя, форму, дозировку и некоторые другие параметры.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *