Платное обучение в школе 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Платное обучение в школе 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ещё 5 декабря 2018 года Государственная Дума приняла новые законопроекты, которые касаются социального заказа на оказание муниципальных услуг, затрагивающих социальную сферу деятельности. Закон объясняется довольно сложно, но если рассматривать все простыми словами, то каждый человек в России получит специальный сертификат, в котором будет указана возможность получения некоторого вида образовательных услуг – к примеру, в детском саду, в школе или на дополнительных кружках.

Однако впоследствии к этому закону были приняты поправки, и теперь сертификат будет действовать ещё и для институтов. Во всяком случае теоретически законодательная база выглядит именно так.

Законопроект дорабатывается, в него вносятся поправки и ориентировочно он вступит в силу в 2024 году. Только на первый взгляд кажется, что это бесплатное образование, на самом деле эксперты его активно критикуют и говорят, что именно это основной закон о платном среднем образовании, потому что всё, что не будет покрывать ваучер, придется оплачивать отдельно. И проблема стоит очень остро, поэтому изменения в системе образования заслуживают особенного внимания.

Один из депутатов Государственной Думы выступает с резкой критикой данного законопроекта, которая вполне оправдана. Он уверен в том, что ваучер не покроет все расходы на образование, соответственно, оставшуюся часть, а она будет довольно внушительной (по мнению депутата) придётся оплачивать родителям. Правда, если соблюдены будут все особенности, то власти, естественно, будут несколько видоизменять общеобразовательную систему, которая позволит школьникам получить достаточный уровень знаний.

Бесплатное образование гарантируется конституцией Российской Федерации. Соответственно, закон о платном образовании должен быть внесён в конституцию, где на данный момент сказано, что учёба должна быть общедоступной, обязательной и бесплатной, не зря российские учителя являются государственными работниками, то есть их оклады финансируются из госбюджета.

Однако закон о том, что школы должны постепенно переходить на самоокупаемость, обсуждается уже достаточно давно, то есть частично учителей должны финансировать родители, хотя некоторые предметы всё-таки останутся общедоступными. Оплачиваться будут дополнительные занятия, факультативы, кружки, то есть все те предметы, которые станут отличным подспорьем в получении будущей профессии. Дети смогут сами (или в комбинации с родителями) выбирать для себя дополнительные занятия, которые в будущем пойдут им на пользу.

Несколько уроков в день будут бесплатными для всех школьников, например, три предмета – история, русский язык и математика. Остальные школьники смогут выбирать на свое усмотрение, родители будут за них платить, соответственно, пропускать их будет максимально невыгодно.

Пока сложно представить себе, как будет работать система на практике, не повлияет ли все это на дальнейшую учёбу студентов в ВУЗах. Да, и вообще, слишком мало конкретики в законе о платном образовании. Однако до 2024 г. – ориентировочно закон вступит в силу именно в это время, ещё есть время, поэтому за новостями остается просто следить.

Это – первая проблема, с которой все сталкиваются, считает Инна Гориславцева: к сожалению, из детских садов в школу приходят дети, не подготовленные к учёбе в первом классе. Фактически детский сад перестаёт готовить детей, как это было ещё в советское время, когда в школе училось наше поколение. В основном сейчас воспитатели просто выполняют функции по присмотру или, как говорит, по «передержке» детей.

Вторая проблема заключается вот в чём: такое серьёзное укрупнение образовательных учреждений приводит к тому, что дети, живущие поблизости от одного из школьных корпусов, ходить туда не могут, потому что корпус отдан под начальную школу, а ученики средней школы должны ходить в другой корпус, находящийся за несколько кварталов. При этом они нередко пересекают несколько дорог, даже вынуждены пользоваться общественным транспортом.

Таким образом нарушается принцип шаговой доступности учебного заведения – один из основополагающих принципов, по которому должны строиться жилые комплексы, где основное ядро – это либо детский сад, либо школа. Сейчас закон об образовании говорит о том, что местом обучения ребёнка вне зависимости от его физического местонахождения является юридический адрес школы, который присваивается по месту нахождения основного школьного корпуса.

То есть в тот момент, когда мы наблюдаем бум строительства тех самых «человейников», нужно и инфраструктуру создавать, а она за возведением домов не поспевает, добавила Анна Шафран.

И это не самое плохое, считает Гориславцева. В Москве вошло в практику строить не жилые комплексы, спроектированные по нормативам, предусматривающим некий объём социальной инфраструктуры – поликлиника, детский сад, школа соответствующей вместимости, а аппартаментные комплексы, в которых люди живут и, исходя из места своего жительства, обладают правом поступить в ближайшую к месту своего фактического проживания школу, но юридически этой школы там быть не должно. Потому что нет норматива, который бы привязывал количество мест в учебном заведении к количеству «нежилья», которое в этот период времени вводится, но в это «нежильё» фактически заселились и уже живут люди.

То есть на градостроительную отрасль не возлагают дополнительные социальные издержки, а расхлёбывать эти проблемы потом придётся за счёт средств городского бюджета. И ещё за счёт родителей, которые будут вынуждены определять ребёнка в школу не у себя в районе, в непосредственной близости от дома, а туда, где будет свободное место.

Это три повода, из-за которых происходит укрупнение и слияние образовательных учреждений. Но есть ещё и третий, не менее важный, считает Гориславцева – это экономия денежных средств. Меньше удельные издержки на администрацию, на педагогов.

К примеру, достаточно иметь одного преподавателя химии, который будет весь день бегать из корпуса в корпус и вести уроки по своему предмету. Нет необходимости принимать на работу отдельного педагога для каждой из школ, если бы они существовали порознь. Это, видимо, выглядит очень привлекательно для городских бюджетов – позволить себе сэкономить на объёмах выплат по заработной плате для педагогов.

Кроме того, на подходе гибридное обучение. Когда занятия проводятся в нескольких корпусах, всегда можно сказать, что физически учитель будет находиться в классе в таком-то корпусе и вести урок вживую, а в других корпусах в это время ученики будут смотреть фильм про этот урок.

Довольно циничная картина получается, отметила Анна Шафран. Всё, что сейчас происходит с законом об образовании, с укрупнениями школ, с их слияниями – всё это выглядит достаточно цинично, согласилась Инна Гориславцева.

Вы в самом начале программы сказали, что дополнительные баллы школы получают за то, что дети из детского сада переходят в первый класс школы. Но оценивается и трансфер детей из 4-го класса в пятый класс. То есть после начальных классов максимальное количество детей должны остаться в этой же школе. Это тоже дополнительный бонус для директора и для администрации. Именно поэтому сейчас в школах пошли по пути создания многопрофильных комбинатов.

Если раньше речь шла о школах со специализацией, к примеру, с углубленным изучением английского или французского языка, то теперь языковых школ как таковых не осталось. Потому что сейчас во всех школах предлагается математическая вертикаль или научная вертикаль. С одной стороны, это вроде бы и неплохо, позволяет ребёнку остаться в этой школе. Тем не менее профильное преподавание предусматривает какой-то специальный объём компетенций со стороны педагога, какую-то особую методику преподавания.

Вообще этот бухгалтерский подход к социальной сфере переходит все разумные пределы. Всё это надо останавливать.

То есть получается, если говорить о селе, то тут всё возвращается в каменный век, добавила Анна Шафран. Сначала страна тратила усилия на то, чтобы построить эти школы и больницы, чтобы сделать их доступными, а сейчас разворачивается полностью противоположный процесс.

Кто-то может сказать: а нужно ли нам вообще это всеобщее образование, задала вопрос Анна Шафран, завершая программу. Ведь ещё сто пятьдесят лет назад образование было привилегией, а неграмотных было больше половины. Так зачем же сейчас тратить деньги и силы на поголовное качественное образование? Пусть молодые люди научатся кое-как читать-писать и идут себе работать курьерами или продавцами.

Это, конечно, крайне неверное и очень опасное заблуждение. Напомню слова президента Владимира Путина из его послания Федеральному собранию:

В школы также должны прийти специалисты, которые станут настоящими помощниками классных руководителей, наставниками и воспитателями, будут организаторами увлекательных, интересных проектов для ребят в школе.

Очень важно, чтобы для молодых людей ориентиром в жизни служили судьбы и победы наших выдающихся предков и, конечно, современников, их любовь к Родине, стремление внести личный вклад в её развитие. У ребят должна быть возможность в передовых форматах познакомиться с отечественной историей и многонациональной культурой, с нашими достижениями в сфере науки и технологий, литературы и искусства. До сих пор ещё, знаете, открываю некоторые школьные учебники, с удивлением смотрю, что там написано, как будто не про нас. Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия? Просто удивительно! Всё что угодно там написано, и о «втором фронте», только про Сталинградскую битву ничего не сказано – бывает и такое. Просто удивительно! Просто не знаю, даже не хочу комментировать.

В 21-м веке основные войны ведутся не на полях сражений. Это в 19-м веке, если от города хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь, то город находился в безопасности.

Сейчас ситуация полностью изменилась, считает Анна Шафран. Войны происходят в головах людей. И если не давать детям хорошее качественное образование, то «Коля из Уренгоя», который извинялся перед бундестагом за невинно погибших солдат вермахта, нам ещё покажется настоящим патриотом и прекрасным знатоком истории. Да и ситуация на Украине, где выросло поколение, свято уверенное, что в Европе рай, а в России – ад, вряд ли была бы возможна без качественного промывания мозгов на школьном уровне.

Поэтому создание «школьных фабрик», где тысячи детей смотрят видеозаписи уроков, после чего строем маршируют ставить галочки в тестовых заданиях – это, увы, не светлое будущее. Это крайне серьёзная угроза безопасности страны.

Нужно учить детей так, как учили нас, так, как учили задолго до нас. Учитель должен быть не «сотрудником учреждения, предоставляющим образовательные услуги», а уважаемым детьми и родителями преподавателем, способным и передавать знания, и воспитывать.

Техношовинисты то ли в шутку, то ли нет говорят, что, вполне возможно, человек – не венец творения. Мол, человек был создан для того, чтобы создать роботов, и вот они-то и будут венцом творения, а роду человеческому предстоит исчезнуть с лица Земли.

Готовы ли мы к такому сценарию? Хотим ли такого будущего для наших детей? Подумайте об этом.

Вопрос стоимости обучения стал актуален из-за пандемии коронавируса. Ранее премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минобрнауки, Минпросвещения и Минфину проработать тему снижения оплаты за обучение для студентов вузов, где образовательный процесс преимущественно ушёл в онлайн.

Глава Минобрнауки Валерий Фальков 17 марта заявил журналистам, что ведомство сейчас обсуждает подходы к решению этого вопроса и планирует объявить о результате уже в апреле. По его словам, пандемия коронавируса обострила проблему обоснованности цены обучения в вузах, поэтому думать чиновники будут вместе с ректорским сообществом, как это было сделано и в 2020 году. Тогда, напомним, Минобрнауки и Союз ректоров договорились не повышать цены на учёбу из-за сложной экономической ситуации.

Сегодня в Москве и Петербурге действуют более двухсот вузов, а это больше четверти всей системы высшего образования в стране. В Минобрнауки хотят устранить такой перекос, развивая региональные учебные площадки.

«Чрезмерная концентрация научных и образовательных ресурсов в двух столицах, на наш взгляд, это серьёзный вызов для сбалансированного пространственного развития страны», — заявил Фальков.

Российскую молодёжь интересует не только возможность получить высшее образование, но и в дальнейшем работать по полученной специальности. Поэтому Валентина Матвиенко призвала ректоров вузов помогать выпускникам с трудоустройством.

«Надо вернуться к ответственности и, в хорошем смысле, воспитательной работе с ректорами высших учебных заведений, чтобы у них было понимание о необходимости сопровождения своих выпускников до обязательного трудоустройства», — предложила она Валерию Фалькову.

Почему платят за среднее образование? Это избавляет от необходимости постоянно нести «добровольно-принудительные» траты — на шторы, охрану, ремонт и так далее. Все расценки чётко прописаны в договоре о предоставлении возмездных услуг, который заключается с организацией — легко рассчитать бюджет. Родители понимают, за что платят, и в случае недовольства могут обоснованно предъявить претензию по конкретным пунктам.

В платных школах бывает опция дополнительных занятий с психологом, логопедом, тьютором и другими специалистами. Этого часто не хватает в бесплатных государственных заведениях — скорее всего, вы и сами помните вечно закрытый и пустующий кабинет психолога в своей школе.

Платное школьное образование позволяет учиться на другом уровне. В частной школе дети осваивают программу в комфортных условиях и с использованием современных технологий. И неважно, очная это или онлайн-школа — платное обучение открывает новые возможности и идёт в ногу с прогрессом.

Повальный спрос на репетиторов и курсы в преддверии ОГЭ и ЕГЭ демонстрирует, что большинство государственных школ не справляется с подготовкой учеников к государственным экзаменам. Чтобы сдать ОГЭ и ЕГЭ, недостаточно разбираться в предмете. От учеников требуются довольно специфические умения: правильно интерпретировать задания, писать ответы в строгом соответствии с критериями оценивания, грамотно заполнять бланки, а на уроках этому не учат.

Частные учреждения, как правило, включают подготовку к ОГЭ и ЕГЭ в общий план обучения. Это не идёт вразрез с повседневной учебной деятельностью, а является его неотъемлемой частью.

Студенты платных отделений ждут тарифы

Конечно, одна из главных болей — непосредственно плата за обучение в школе. Но коммерческое обучение не всегда подразумевает заоблачные цифры — есть и бюджетные варианты. Такая учёба выгоднее в долгосрочной перспективе — родители инвестируют в качественное школьное образование ребёнка, что быстро окупается.

Традиционные платные школы нередко относятся к «элитному» классу — в том числе и потому, что обучение неоправданно дорого.

Так, президент России Владимир Путин высказывался категорически: «Если в России будет введено полностью платное общее образование, она скатится на уровень третьестепенных стран».

Действительно, не все граждане России смогут позволить себе «элитное» коммерческое обучение. Такой разрыв может увеличить расслоение общества. Выходом может стать доступное платное среднее образование — по приемлемым для рынка ценам.

Мнение по поводу того, должно образование быть платным или бесплатным, разделяются. По Конституции образование в Российской Федерации бесплатное, но по факту обучение в массовой школе подразумевает множество «невидимых» трат. Есть точка зрения, что образование должно быть платным — плюсами будут прозрачные платежи, компетентные педагоги, профильное обучение, современные технологии и подготовка к государственным экзаменам.

На семейном обучении не нужно платить за школьную форму, ремонт в классе или учебные пособия. А ещё можно оплатить обучение материнским капиталом, сделать налоговый вычет или получить компенсацию в некоторых регионах — масса выгодных юридических возможностей. Учить детей необязательно самим — есть доступные онлайн-школы.

Ещё 5 декабря 2018 года Государственная Дума приняла новые законопроекты, которые касаются социального заказа на оказание муниципальных услуг, затрагивающих социальную сферу деятельности. Закон объясняется довольно сложно, но если рассматривать все простыми словами, то каждый человек в России получит специальный сертификат, в котором будет указана возможность получения некоторого вида образовательных услуг – к примеру, в детском саду, в школе или на дополнительных кружках.

Однако впоследствии к этому закону были приняты поправки, и теперь сертификат будет действовать ещё и для институтов. Во всяком случае теоретически законодательная база выглядит именно так.

Законопроект дорабатывается, в него вносятся поправки и ориентировочно он вступит в силу в 2024 году. Только на первый взгляд кажется, что это бесплатное образование, на самом деле эксперты его активно критикуют и говорят, что именно это основной закон о платном среднем образовании, потому что всё, что не будет покрывать ваучер, придется оплачивать отдельно. И проблема стоит очень остро, поэтому изменения в системе образования заслуживают особенного внимания.

Один из депутатов Государственной Думы выступает с резкой критикой данного законопроекта, которая вполне оправдана. Он уверен в том, что ваучер не покроет все расходы на образование, соответственно, оставшуюся часть, а она будет довольно внушительной (по мнению депутата) придётся оплачивать родителям. Правда, если соблюдены будут все особенности, то власти, естественно, будут несколько видоизменять общеобразовательную систему, которая позволит школьникам получить достаточный уровень знаний.

Правда, есть и противоположные мнения, в соответствии с которым бесплатное название является пережитком социалистического прошлого. Оно является «обязаловкой», которая не ценится детьми, и даже некоторыми родителями. Бесконечная ненависть к школе у некоторых детей также идёт отсюда, в то время как платное образование может привести к тому, что дети будут хотеть учиться. Школы станут лучше, ведь школьники будут посещать их с удовольствием, а не с ненавистью.

Платное или бесплатное образование: что выбрать

Естественно, платное образование в 2021 году не вызывает воодушевление у многих родителей, но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то можно заметить, что школа сегодня действительно не доработана. Учителя обязаны отправлять отчёты о посещаемости учебных заведений в департамент образования, объясняя причины того, почему того или иного ребёнка не было на уроке.

Однако, кто сказал, что учителя это знают. Дети прогуливают, но сложно представить себе ситуацию, в которой родители оплачивают все уроки своих детей, а те не приходят на них. Ценность образования после того, как оно станет платным, повышается.

Сегодня стране нужны дополнительные нововведения, которые позволят получить достаточный уровень знаний. Закон о платном образовании должен дорабатываться, но, в целом, идея выглядит довольно неплохо. Возможно останется способ бесплатного обучения в магистратуре или обязательная стипендия правительства, но дальше это будет все обсуждаться более подробно.

Следует отметить, что положения старого и нового документа во многом совпадают. Новшества затронули пункты о порядке расчета стоимости платных услуг и некоторых условий заключаемого договора.

Основные принципы

В правилах платные образовательные услуги определяются как «осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, которые заключаются при приеме на обучение». Согласно документу, такие услуги не заменяют образовательную деятельность, финансируемую за счет средств федерального, субъектного или местного бюджета. При этом образовательная бюджетная организация может оказывать платные услуги.

В роли заказчика может выступать физическое или юридическое лицо. В некоторых случаях заказчик может отказаться от них, однако такой случай не должен являться причиной изменения условий и объема услуг по ранее заключенному договору. В новых правилах это положение сформулировано максимально точно и конкретно.

В п. 5 новых правил говорится, что бюджетные образовательные организации могут самостоятельно устанавливать стоимость оказываемых ими услуг. Кроме этого, в документе сохранились положения о порядке снижения и увеличения цены:

  • Стоимость платных образовательных услуг может быть снижена за счет собственных средств образовательного учреждения, а также за счет средств, которые получены как доход от деятельности, добровольных пожертвований и взносов;
  • Повышение цены после подписания договора с заказчиком, недопустимо. Исключение составляют случаи увеличения цены с учетом уровня инфляции.

В правилах говорится о соглашении, которое заключается при приеме на образовательный курс. Договор оформляется в простой письменной форме в двух экземплярах. Теперь в нем в обязательном порядке необходимо указывать контактные данные законного представителя обучающегося (если таковой на момент обучения не достиг возраста совершеннолетия). Кроме этого, в соглашении должны быть отражены следующие моменты:

  • Полное наименование образовательного учреждения (юридического лица) или ФИО индивидуального предпринимателя, выступающего в роли Исполнителя обязательств;
  • Точный адрес нахождения образовательного учреждения или место жительства ИП;
  • Фамилия, имя и отчество Заказчика (обучающегося), его контактный телефон (или телефон законного представителя);
  • Место жительства Заказчика (или его законного представителя);
  • ФИО представителя Исполнителя, реквизиты его документов, удостоверяющих личность;
  • Права и обязанности всех сторон договора;
  • Полная стоимость услуг по договору, порядок внесения оплаты;
  • Данные о лицензии, по которой действует Исполнитель;
  • Уровень, вид, направление образовательной программы;
  • Форма обучения;
  • Сроки обучения (продолжительность);
  • Вид документа, который получит обучающийся после окончания курса;
  • Иные сведения.

В договоре недопустимо указывать условия, которые ограничивают права человека, имеющего право на получение образования. Также документ не должен содержать пункты и формулировки, снижающие уровень предоставления гарантий. Форма договора должна соответствовать соответствующему документу, который утвержден министерством, курирующим соответствующий образовательный уровень.

Новые правила оказания платных образовательных услуг обязывают образовательные организации быть открытыми. Другими словами, они должны предоставлять заказчику полную и достоверную информацию о своей деятельности и услугах, чтобы обеспечить возможность их правильного выбора. Вся информация должна быть доведена до заказчика в том порядке и в том объему, которые предусмотрены законами «О защите прав потребителей» и «Об образовании в Российской Федерации».

Раздел об ответственности Исполнителя и Заказчика в новых правилах полностью повторяет соответствующие пункты старой редакции. К примеру, Заказчик имеет право расторгнуть договор и потребовать возврат уплаченных денежных средств. Это возможно в том случае, если Исполнитель не смог оказать услуги в установленный срок или есть основания усомниться в качестве оказания платных образовательных услуг. Исполнитель может отказаться от своих обязательств, если Заказчик (обучающийся) не выполняет обязанности по освоению образовательной программы и не выполняет учебный план, если имеется просрочка внесения оплаты, если возникает невозможность надлежащего исполнения обязательств из-за действий (или бездействия) обучающегося.

Самое очевидное — уменьшить количество школьников.

Сделать это можно несколькими путями:

  • В первую очередь — частичное дистанционное обучение, когда на него переходит не вся школа, а только ее часть. Например, при преподавании гуманитарных наук в старших классах. Это поможет разгрузить школы и классы.
  • Второй вариант — подтолкнуть родителей школьников для определения детей в частные школы. Причем многие открытые недавно частные школы предлагают весьма привлекательные цены на обучение, подстраиваясь под сложившуюся ситуацию.

Какая-то часть родителей сможет себе позволить перевести детей в такие частные школы.

Вопрос этот закономерно вызывает большой общественный резонанс, поэтому подходить к нему надо ответственно и с большой осторожностью, по всем правилам продвижения непопулярного предложения.

Сначала о нем надо просто заговорить. Затем — гневно отклонить, а потом, учитывая большое количество мнений, начать диалог с населением, который закончится разрешением для всех желающих переводить своих детей в современные и перспективные частные школы.

Обучение в государственной школе состоит из трех ступеней. Начальное общее образование ребенок получает в течение первых четырех лет, основное общее — в течение следующих пяти. По итогам девяти классов подростку выдается аттестат, дающий возможность поступить в профильные колледжи или училища. Ребята, которые решают продолжить занятия в школе, учатся еще два года и потом получают аттестат о среднем (полном) общем образовании. В муниципальных школах дети учатся пять или шесть дней в неделю в зависимости от образовательной программы. Существует также возможность дистанционного обучения, когда ребенок прикрепляется к определенному классу, но все задания получает по электронной почте, выполняя их дома. Обычно такой вариант подходит детям с ограниченными возможностями здоровья или тем, кто занят, к примеру, спортивной карьерой. В основном родители выбирают муниципальную школу для ребенка поближе к дому, но бывает и так, что ему приходится ездить в другой район, где расположена более престижная гимназия или лицей.

Государственные школы официально считаются бесплатными, вместе с тем во многих из них существуют негласные взносы на ремонт, навязанные и малоинтересные детям досуговые мероприятия. Особо «преуспевшие» в поборах школы таким образом за год выуживают с родителей приличные суммы, сопоставимые с ценой обучения в частной школе. Причем в отличие от платных школ, где стоимость и прочие условия оговариваются заранее, в этом случае «предъявление счета» может стать неприятной неожиданностью. Если учесть, что в коммерческой школе поддерживаются высокие стандарты и качество обучения, то выбор явно склоняется в их пользу. Применение передовых и эффективных педагогических методик позволяет подготовить прочную базу знаний и навыков для поступления в престижный вуз и построения перспективной карьеры.

По нормам СанПиН сегодня в каждом классе муниципальной школы должно учиться не больше 25 человек, но в густонаселенных городах соблюдать требования получается не всегда. В переполненном классе учителю гораздо труднее работать, а ребенку — усваивать материал. В платных школах классы, как правило, небольшие, поэтому за отведенный промежуток времени педагог успевает проверить, насколько каждый из присутствующих усвоил тему, и при необходимости объяснить ее еще раз. Как и любая коммерческая структура, частная общеобразовательная школа дорожит своей репутацией, поэтому к подбору кадров тут подходят особенно строго. В таких учреждениях работают исключительно опытные преподаватели, которые имеют профессиональные награды и могут найти индивидуальный подход к любому ребенку. Условия труда в частных школах хорошие, поэтому сотрудники не станут срывать свое плохое настроение на детях или закрывать глаза на их проблемы.

У платных школ также более развита система безопасности и материально-техническая база: гораздо приятнее получать знания за новыми партами и пользоваться компьютерами последнего поколения. Большой плюс и в развитой внеурочной деятельности — ребенку не придется ездить после уроков на карате или рисование, если такая секция работает в стенах родной школы. Основной недостаток коммерческих школ заключается в стоимости обучения. В зависимости от условий контракта цена обучения в частной школе может меняться каждый год. Но даже если стоимость остается неизменной, стоит учитывать, что материальное положение семьи может внезапно ухудшиться, а значит, ребенку придется перейти в государственную школу, привыкнуть к порядкам которой будет трудно.

Стоимость обучения в платной школе зависит от ее статуса, географического расположения, программ основного и дополнительного образования, формы обучения и других условий. Сумма складывается в том числе и из издержек, которые несет учебное заведение, и рациональности ведения бизнеса. К примеру, одна школа работает до 19 часов, а другая — до 20 часов. Лишний час пребывания оборачивается расходами на оплату труда персонала, дополнительное питание школьников и так далее. С другой стороны, занятым родителям с ненормированным рабочим днем зачастую сложно доехать до школы к 19 часам. Они предпочтут завершить важные дела и совещания и без спешки приехать на час позже. Или, например, у школ, имеющих здание в собственности, стоимость услуг может быть меньше. Ведь школы, находящиеся в арендованных помещениях, закладывают расходы на аренду в стоимость обучения.

Кроме того, некоторые школы устраивают различные маркетинговые акции: дают сезонные скидки, делают пересчет годовой стоимости особо старательным и успешным ученикам, предоставляют льготы на обучение второго и последующих детей из одной семьи. Таким образом, вычислить среднюю цену обучения в частной школе довольно проблематично. Негосударственные школы-пансионы, демонстрирующие высокую результативность по ЕГЭ, запрашивают за месяц учебы от 40 000 до 90 000 рублей. Сумма немаленькая, но она может стать очень выгодной инвестицией. Выпускники таких школ с практически стопроцентной вероятностью попадают на бюджетные места престижных российских вузов или выбирают учебу в ведущих университетах Старого и Нового Света. Однако прямой зависимости качества образования от стоимости нет: обучение в пределах 45 000–50 000 рублей может включать в себя все необходимые элементы для успешного поступления в вуз, обеспечить отличную языковую практику, подкрепленную дипломами и сертификатами международного образца. Кстати, выпускники частных школ, сотрудничающих с иностранными вузами, получают возможность учиться в Европе и США и при желании остаться там работать или, вернувшись в Россию, построить карьеру в крупной международной компании.

Пожалуй, каждый родитель хочет дать своим детям лучшее образование: ведь это залог успешного будущего. Верный выбор школы позволит повысить шансы ребенка поступить в престижный университет или колледж.

Подразумевают, что закон о платном образовании позволит объединить школы и сделать из них мощную базу для выпуска специалистов, имеющих возможность работать на различных предприятиях. Менеджер школы (можно назвать его и так) должен заключить договора на обучение учеников различным специальностям на предприятиях города. Считается, что в результате должна быть выстроена конкурентная основа среди государственных учреждений, что позволит быстрее объединить школы в одно целое.

Чтобы родители могли как-то повлиять на образовательную деятельность своей школы, им нужно входить в попечительские советы или родительские комитеты. Так они будут иметь возможность влиять на принятие внутришкольных решений и нововведений, помогать своим детям получать достойное образование и помогать выбрать хорошую работу.

Необходимость обновления федеральных стандартов образования назрела давно. Президент России Владимир Путин дал поручение обновить их в феврале этого года, когда обратился с посланием к Федеральному собранию. Работа над обновлением образовательных стандартов началась еще раньше и заняла около полутора лет.

Всего в разработке и обсуждении проекта приняли участие порядка 10 тысяч человек, велось широкое обсуждение с представителями профессионального сообщества и общественности.

«Мы потратили очень большое количество времени на диалог в различных форматах с экспертами и экспертными центрами, с общественными организациями и педагогами», — заявила на заседании Совета министр просвещения Ольга Васильева.

Первый заместитель министра просвещения Павел Зенькович предложил назначить датой вступления обновленных ФГОС 1 сентября 2021 года.

«За полтора года мы эту работу проделаем и успеем подготовить систему к их вступлению в силу и дальнейшей реализации», — отметил он.

Обновленные проекты основываются на базе, уже содержащейся в примерных образовательных программах.

В течение ближайших полутора лет министерству просвещения предстоит «колоссальная работа по подготовке и направлению методических рекомендаций в органы власти субъектов, разъяснительной работе, как жить с новыми ФГОС», добавил замминистра.

За время, оставшееся до 1 сентября 2021 года, педагогический состав школ должен будет уяснить для себя, как именно вести работу по новым стандартам.

Ничего кардинально нового в жизни учителей не появится, поясняет замминистра Зенькович. Обновленные ФГОС содержат программу, тождественную той, что уже сейчас преподается в школах.

Важнейшей особенностью новых образовательных стандартов станут ясные критерии оценок результатов учащихся.

«Ключевой новацией предлагаемых вашему вниманию стандартов являются детализированные и конкретизированные требования к образовательным результатам, на основе которых должны быть созданы примерные и основные образовательные программы, написаны рабочие программы педагогов-предметников», — подчеркнула Ольга Васильева.

Таким образом, теперь детям не нужно будет учиться будто бы в разных мирах: в родной школе — по предписанной программе, и с репетитором — готовясь к ОГЭ или ЕГЭ. Все, что будет на экзаменах, ребенку обязательно преподадут в школе.

«Стандартами мы отнюдь не хотим ограничить возможности творчески работающих учителей или потенциал инновационных школ. Но мы хотим гарантировать семье и ученику тот оптимальный и понятный набор результатов обучения и воспитания, который соответствует его возрасту, обеспечивает последовательное изучение основ наук и формирование личностных качеств, создает прочную основу для обучения на следующих уровнях общего или профессионального образования», — заявила министр.

Федеральные государственные общеобразовательные стандарты содержат тот необходимый минимум, который должен получить учащийся в школе.

«Стандарт должен не только декларировать методологические подходы или давать общую характеристику результата по предмету или предметной области. Он должен задавать четкое понимание достигаемого конкретного результата в разрезе как конкретных предметов, так и сформированности личностных ценностей, установок и убеждений», — добавила Васильева.

Что нового ждет школьников, учителей и родителей с 1 января 2021 года

Другой важной новацией обновленных ФГОС стало разделение учебного процесса не на годы обучения, как это было раньше, а на этапы. Для большинства школ предложенные в стандартах этапы будут равняться годам. Однако образовательное учреждение теперь вправе самостоятельно определить продолжительность освоения каждой части по каждой предметной области.

То есть, к примеру, теперь стандарт позволяет пройти необходимую программу не за год, а за полгода, а в дальнейшем предоставить детям дополнительные знания. Это будет особенно полезно школам для одаренных детей.

«Синхронизация посредством структурирования предметных результатов по частям (годам изучения) не является самоцелью и не должна носить жесткий характер, не дающий возможности для некоторого «люфта» в профессиональном выборе учителя. Для определенной категории образовательных организаций — инновационных площадок — такая возможность в проекте стандартов предусмотрена в полной мере», — пояснила глава министерства просвещения.

Кроме того, структура новых ФГОС позволяет существенно снизить нагрузку по отчетности, которая ранее тяжелым грузом ложилась на плечи педагогов. Так, количество бумажных отчетов будет снижено на 30%, заверили в министерстве.

В обновленных стандартах была закреплена и структура направлений воспитательной работы.

«Это является последовательным шагом в исполнении поручения президента по развитию воспитательной компоненты в общеобразовательной школе», — указала Васильева.

Вернуться назад

Разумеется, никакого подобного закона нет. Сообщения на эту тему — обычные фейки и передергивания. Люди, которые придумали и распространяют такие “новости”, либо делают это намеренно с каким-то злым умыслом, либо нуждаются, чтобы их самих отправили в школу, хотя бы на уроки обществознания 10-11 классов.

В принципе, для того, чтобы закрыть эту тему, достаточно обратиться к российской Конституции. Во второй главе основного закона, где речь идет о правах и свободах человека и гражданина, есть статья 43. Второй ее пункт прямо указывает: “Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях”.

Не первый год государство ведет борьбу с так называемыми поборами в школах. Сейчас порядка в этом отношении куда больше, чем было раньше. Хотя, конечно, кое-где поборы сохраняются, в основном из-за того, что родители сами так или иначе готовы мириться с этой системой.

Если обратиться к законодательству, то оно четко перечисляет те услуги школы, которые могут быть платными, но при этом не могут навязываться. В их число входят:

  • преподавание дополнительных предметов, которые отсутствуют в программе,
  • преподавание предмета, который есть в программе, на более глубоком уровне, чем предусмотрено этой программой,
  • участие в различных кружках и секциях,
  • репетиторские услуги школьных учителей.

Разумеется, отдельной оплаты требует школьное питание, поездки на экскурсии, покупка школьной формы, пребывание ребенка в группах продленного дня.

Нужно четко понимать, что даже такие услуги школа может предоставлять за деньги при двух важных условиях: устав школы содержит перечень платных услуг, а родители ребенка выражают свое добровольное согласие на получение этих услуг.

Оплата услуг должна поступать на лицевой счет школы. Никакой передачи наличных, тем более без квитанции, быть не может. Полученные за счет оказания дополнительных услуг деньги школа может направлять только на собственные нужды: ремонт, покупка мебели или оргтехники и т.п.

Таким образом, школьное образование остается в России бесплатным, а все платные услуги школы предоставляют только с согласия родителей и по описанному в законе порядку. В 2019 году в этом отношении ничего не меняется.

В мире активно развивается новый стандарт высокоскоростного интернета — 5G. Скоро мы сможем смотреть ролики в 4К-разрешении на мобильных в онлайн-режиме, заниматься в «тяжелых» сервисах и потреблять еще больше трафика.

Это значит, что системы обучения все чаще будут ориентироваться на смартфоны, потому что будет не нужен большой настольный компьютер или ноутбук, достаточно телефона или планшета.

Что с этим делать: если вы разрабатываете образовательные курсы, учитывайте, что потреблять их могут на ходу, а не в спокойном аудиторном режиме. Если решили учиться, то ищите курсы, которые можно проходить с мобильного, ведь это удобно.

У родителя могут быть претензии к школе в трех случаях:

  1. Занятий проведено меньше, чем планировалось, или не по тем темам.

  2. Нарушены сроки договора: должны были начать занятия в сентябре, а начали в декабре.

  3. У школы нет лицензии на оказание образовательных услуг или документы заполнены неправильно.

Если родители не довольны качеством услуг, они могут обратиться в суд или провести досудебные переговоры. Например, школа может компенсировать ущерб — вернуть деньги, провести недостающие занятия бесплатно.

У школы могут быть претензии к родителям ученика, если они несвоевременно оплачивают услуги. Чаще всего школа не подает в суд на родителей, а просто расторгает договор. Но эта возможность обязательно должна быть прописана в договоре. Если родители-неплательщики решают повторно заключить договор, школа может им в этом отказать.

Официальный текст закона определяет перечень образовательных услуг, которые должны предоставляться бесплатно. В школах не могут требовать от родителей деньги на:

  • покупку учебников;
  • ремонт в помещениях;
  • приобретение учебной мебели, инвентаря;
  • благоустройство территории (сюда относится покупка саженцев);
  • уроки, входящие в список стандартных;
  • заработную плату уборщиц или охранников.

Родители не должны оплачивать занятия, если только они не входят в список дополнительных программ обучения. Стандартные уроки, предусмотренные федеральным законом, предоставляются бесплатно. Не оплачиваются подготовительные к контрольным либо экзаменам.

Школа обязана самостоятельно оплачивать услуги уборщиц и охраны, приобретать учебники и методические пособия. Есть исключение из этого правила. Например, если учащийся занимается по дополнительным программам, не предусмотренным федеральными стандартами, учебники родители приобретают за свой счет.

Законом предусмотрены не только бесплатные, но и платные услуги в школе. За предоставление дополнительных видов учебного сервиса общеобразовательные учреждения могут назначать отдельную плату. В список входят следующие услуги:

  • преподавание по дополнительным образовательным дисциплинам. Оплачивается отдельно, если курс не предусмотрен в стандартной школьной программе;
  • занятия с учениками по углубленному изучению дисциплин. Сюда можно отнести также репетиторство. Плата за обучение устанавливается по договоренности с родителями, либо ее регламентирует школьный устав, если дополнительные уроки учитель проводит на основании договора с работодателем. Может осуществляться с одним или с двумя учащимися одновременно, на занятиях обеспечен индивидуальный подход. Дополнительные уроки позволяют более слабым ученикам понять курс школьных предметов или лучше подготовиться к предстоящим вступительным экзаменам;
  • в школах могут предоставляться услуги по преподаванию дисциплин для специального развития детей. К примеру, родители могут оплачивать дополнительные уроки рисования или музыки, если считают, что у ребенка есть к этому расположенность;
  • предоставляются прочие услуги, которые не входят в перечень стандартов, установленных государством.

Каждое учебное учреждение имеет право сформировать полный перечень платных услуг, однако список должен находиться в свободном доступе, а вся информация по дополнительным дисциплинам должна быть прозрачной.

Если в школе, которую посещает ваш ребенок, поборы – обычное дело, а другие родители предпочитают мириться с ситуацией, необходимо отстаивать права на бесплатное образование.

В первую очередь следует обратиться к руководству учебного учреждения с требованием разъяснить, на основании чего происходит сбор средств. Обязательно просите письменный ответ. Он вам пригодится, если дело дойдет до вышестоящих инстанций.

В некоторых случаях руководство предпочитает разобраться с конфликтом мирно и перестает вымогать деньги (по крайней мере, с того родителя, который платить не хочет). Но иногда требуется обращение в профильные структуры. Если директор проигнорировал ваш запрос и поборы остались прежними, необходимо обратиться в одно из следующих ведомств:

  • муниципальный комитет образования (или региональный);
  • администрация;
  • полиция;
  • отдел по борьбе с экономическими преступлениями;
  • прокуратура;
  • министерство образования.

В некоторых случаях родители опасаются, что после оформления жалобы может пострадать их ребенок. В такой ситуации в заявлении следует указать требование о неразглашении данных.

Законодательством предусмотрены штрафы за поборы в школах. Для сотрудников образовательных учреждений предусмотрены следующие санкции:

  • ограничение свободы либо принудительные работы сроком до четырех лет;
  • арест на полгода;
  • денежное взыскание (максимальная сумма 80 тыс. руб.).

Представители власти неоднократно заявляли о том, что родителям не следует закрывать глаза на поборы. Если эта проблема есть в учреждении, которое посещает ваш ребенок, не нужно бояться. Следует обратиться в один из органов, уполномоченных наказать руководство школы. Помните о праве каждого ребенка на бесплатное среднее образование и заявляйте о нарушениях, чтобы в будущем исключить факты поборов в школах.

Что же касается последних новостей, то появились слухи о скором внедрении в школьное расписание платных и бесплатных предметов. Якобы государство оставит бесплатным определенный образовательный минимум (несколько часов математики, русского, истории и английского языка, а также урок физического воспитания). Остальные предметы ребенок может выбрать из профильного списка, но за их преподавание родителям придется заплатить деньги. По предварительным подсчетам, ежемесячная оплата может варьироваться в пределах от 5000 до 7000 рублей (в зависимости от количества выбранных предметов).

В Министерство образования и науки заявляют, что пока что ни о каком платном преподавании предметов речь не идет. Единственное, что обсуждают в правительстве – это модернизация текущей системы финансирования школ со стороны родителей. То есть Конституция гласит, что каждый имеет право на среднее общее образование, и данный закон не может быть никак нарушен.

Также Министерство образования уверяет родителей, что все предметы так и будут преподаваться в школе совершенно бесплатно. А вот те деньги, которые учителя собирают с родителей на дополнительные нужды школы, станут подконтрольны государству. Оплата всех дополнительных занятий и приобретение учебной литературы также будет регулировать Министерство образования. Возможно, будет создан специальный счет школы, куда родители будут направлять деньги.

На самом деле, сегодняшнюю образовательную систему уже можно считать отчасти платной. Каждый родитель не по наслышке знает, сколько денег необходимо выделить школе, чтобы ребенок смог спокойно и комфортно учится. Вот перечень школьных услуг, за которые необходимо будет заплатить в 2020 году:

  • посещение дополнительных сверхнормативных часов по предметам;
  • факультативные занятия;
  • кружки и секции;
  • некоторые школы взимают с родителей плату за установку различного оборудования (турникетов, компьютеров, видеокамер и так далее);
  • в ряде учебных заведений работает платный гардероб;
  • родитель может оплатить питание в столовой для своего ребенка;
  • многие учителя оплачивают из родительского кармана дополнительную учебную литературу (что особенно актуально при изучении иностранных языков или при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ).

На самом деле, перечислять можно до бесконечности, ведь количество платных услуг в каждой школе может существенно отличаться.

Многие родители знают: чтобы их ребенок смог успешно сдать выпускные экзамены, подготовиться к важному конкурсу, принять участие во всероссийской олимпиаде или поступить в престижный ВУЗ, необходимо посещать репетитора. Чаще всего такие педагогические услуги оказывают школьные учителя, которые за дополнительную плату преподают и объясняют материал на должном уровне. По статистике, более 70% абитуриентов посещают или посещали репетитора.

Подводя итог, следует отметить, что среднее общее образование в школах России в 2019-2020 учебном году так и останется бесплатным, и государство готово выделять каждый школе минимальный размер средств из федерального бюджета. Но, к сожалению, качественное среднее образование бесплатно можно получить далеко не в каждой школе. Родители должны быть готовы к тому, что за качество и добросовестность им придется платить из своего кармана.

В последние годы популярность альтернативных методов получения образования растет в геометрической прогрессии, родители ищут более приемлемые варианты, чем массовая школа. Наиболее популярной формой в 2021 году является семейное обучение.

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый ребенок в нашей стране получает бесплатное среднее образование. А вот как именно его получать, имеют право решать родители. Можно ходить в обычную школу, а можно выбрать для ребенка другой формат.

Семейное обучение — это форма получения образования самостоятельно вне образовательной организации, о чем говорится в статье 17 «Закона об образовании». В таком случае за получение знаний ребенком отвечают только родители. Это означает, что они выбирают программу, учебники и методы обучения. Такая система в России — официальный способ получить необходимое образование с подтверждающим аттестатом, поэтому периодически ребенок, учащийся на СО, должен проходить аттестацию в школе, к которой прикреплен. А по окончании 9 и 11 класса ученик сдает экзамены.

По просьбе родителя директор образовательного учреждения должен рассказать все о семейном обучении и его особенностях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *