Компенсация за семейное образование 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Компенсация за семейное образование 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На обучение каждого ребёнка государство выделяет деньги. Школы на них закупают учебники, платят зарплату учителям и так далее. При семейном образовании логично, чтобы средства выделялись родителям, ведь они тоже несут организационные расходы.

До 2012 года компенсация за семейное образование была зафиксирована на федеральном уровне. В новой редакции закона «Об образовании» возможность выплаты компенсации не исключена, но платить или нет теперь решают субъекты Российской Федерации.

О том, что компенсировать затраты родителей при семейном образовании — это право, а не обязанность регионов, говорится также в рекомендательном письме Министерства образования и науки.

Субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки.

Письмо Минобрнауки России от 15 ноября 2013 года

Что такое компенсация за семейное образование и как её получить

  1. Перевестись на семейное образование.
  2. Прикрепиться к школе и заключить с ней договор, где будет прописан размер компенсации и порядок её выплаты.
  3. Если школа отказывает в заключении такого договора, обратиться в управление образования региона.

«Домашняя школа Фоксфорда» поддерживает семьи на семейном образовании. Юрист и координаторы проекта готовы помочь вам с переходом на СО и оформлением документов. Для более подробной консультации заполните следующую форму.

Многие путают или объединяют понятия семейное образование и домашняя учеба. Обучаться дома можно только по состоянию здоровья. В этом случае образовательным процессом полностью занимается ответственная школа. Домой к ребенку приходят учителя и проводят с ним уроки, проверяют задания и выдают аттестат.

Под семейным образованием надлежит понимать добровольную процедуру, когда родители забирают ребенка со школы учиться под их присмотром. В этом случае школа не участвует в обучении ребенка, а только проводит проверку его знаний – аттестацию.

Чтобы перейти на семейное образование, не нужно никаких дополнительных причин, кроме желания самих родителей.

Компенсация за семейное образование 2021

Аттестация учеников бывает нескольких видов:

  • текущая;
  • промежуточная;
  • итоговая (государственная).

Для лиц, которые проходят обучение в семейной форме, не проводится текущая аттестация. Для получения возможности сдавать промежуточную и итоговую аттестацию в школе, ребенок туда оформляется экстерном.

Статья 44 действующего закона об образовании возлагает всю ответственность за обучение ребенка на семейной форме на его родителей или опекунов. На школу возлагается ответственность только за организацию процедуры аттестации.

Действия должностных лиц, которые не являются правомерными, или же их бездействие могут быть обжалованы родителями в суде. Об этом говорится в статье 45 закона об образовании.

Где можно найти образец заявления о переходе на семейную форму обучения? Такой бланк можно взять на сайте Департамента образования. Документ следует адресовать директору школы. В тексте нужно указать посылания на законодательные акты, опираясь на которые происходит переход.
Новое законодательство относит семейное образование к формам обучения вне образовательных учреждений. Насколько это хорошо или плохо? В статье 17 нового закона указано, что семейное образование считается таким, что происходит вне школы. Это следовало и из норм старого закона, но было описано не так четко. Это приводило к тому, что школы считали возможным контролировать образовательный процесс в семье.В новом же законе четко указано, что обучение происходит за пределами школы, а значит, школа в него вмешиваться не имеет права. Это нововведение делает закон более ясным и устраняет двусмысленности.
Имеют ли дети, учащиеся в семье, отношение к школе? Имеют, но уже не в качестве непосредственных учеников, а только как аттестующиеся. В законе сказано, что аттестация происходит экстерном, а дети имеют право проходить ее бесплатно. Экстерны хоть и являются по закону обучающимися в образовательном учреждении, но они не считаются учащимися.
Обязательным ли условием считается согласование аттестации? Нет, но специалисты настоятельно рекомендуют это сделать. В таком случае родители будут точно знать, когда и какой экзамен ждет на ребенка. В ином случае можно слишком поздно узнать, что учителя уже заняты и некому принимать аттестацию. Дата может переноситься раз за разом, что не принесет комфорта ни родителям, ни ребенку.
Что можно предпринять, если директора школы нет на месте в часы приема, а больше никто не хочет принимать заявление? Заявление можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о том, что его уже вручили. Так не придется ждать на директора и родители будут полностью уверены в том, что документ дошел до адресата.
Когда ребенку уже не нужно будет посещать школу? Дату перехода на семейное обучение сообщит Департамент образования. С этого времени ходить в школу уже будет не нужно.
Сколько раз в год ребенку нужно будет посещать школу? Во-первых, необходимо будет приходить на аттестации. Их количество оговаривается в договоре. Во-вторых, ребенок сможет посещать школьную библиотеку и общешкольные мероприятия, но это уже полностью добровольно.
Какие права получает ребенок, пребывающий на семейном обучении? Ребенок может бесплатно получать учебники, пользоваться библиотекой, а также принимать участие в школьных мероприятиях. Кроме того, у семейного ученика есть право на консультации перед аттестацией. На каждый предмет выделяется по два часа.
Можно ли в таком случае оформить справку, что ребенок является учеником образовательного учреждения? Это возможно только в том случае, если ребенок зачислен в школу как экстерн. В ином случае он не будет считаться контингентом школы, поэтому и звания школьника у него не будет.
Как получить компенсацию за обучение ребенка на семейной форме? Это очень сложная процедура, так как компенсацию выплачивают не в каждом учебном заведении. О возможности получения подобных выплат стоит узнавать в местном Департаменте образования.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Вспомнить и четко сформулировать (лучше письменно) о причинах, побудивших вас выбрать семейное образование, необходимо всем родителям.

Только что вы из школы, собираетесь в первый класс, уже несколько лет путешествуете самостоятельно по академическому миру без школьной поддержки — это неважно. Цель стоит повторять и напоминать.

Она важна, она помогает направить усилия в нужную вам сторону.

Депутат предложил выплачивать компенсации за детей на семейном обучении

Разделяются по способу помощи:

  • выдача денежной субсидии — денег, которые можно использовать строго по целевому назначению: программы молодой семье, налоговый вычет, материнский капитал, выезжающие с крайнего севера, военным, земской учитель, земской доктор и земской фельдшер, малоимущим и бюджетникам
  • иные виды поддержки, не связанные с непосредственной выдачей денег: льготная ипотека, ипотечные каникулы, реструктуризация ипотеки особым категориям граждан, военным, детям-сиротам.

Государственная поддержка бывает федеральная и региональная.

Обычно федеральные программы задают общее направления и минимальную планку по размеру помощи, а региональные — конкретизируют условия и дополняют федеральные бонусы из местного бюджета. То есть отдельные региональные программы без федеральных почти не существует.

Основным документом, на основании которого появляются и действуют федеральные и региональные программы, направленные на улучшение жилищных условий граждан РФ является Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Есть несколько программ ипотеки, по которым государство частично субсидирует ставку. За счет этого заемщики могут взять кредит на покупку жилья на более выгодных условиях и сэкономить на процентах.

  • Ставка 6% для семей с двумя и более детьми или с одним ребенком-инвалидом. Максимальная сумма кредита для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области составляет 12 млн рублей, для других регионов — 6 млн рублей. При покупке жилья на Дальнем Востоке ставка еще ниже — 5%, а дом в сельской местности там можно купить на вторичном рынке.
  • Ставка 3% для покупки жилья в сельской местности. Для Дальнего Востока и Ленинградской области максимальная сумма кредита по льготной ставке составляет 5 млн рублей, для остальных регионов — до 3 млн рублей. Срок ипотеки — до 25 лет.
  • Ставка 2% для Дальнего Востока. Отдельная программа государственной поддержки действует для покупки и строительства жилья в регионах Дальневосточного федерального округа. Заемщиками могут стать супруги с гражданством РФ не старше 35 лет, родитель в возрасте до 35 лет с несовершеннолетним ребенком или владелец «дальневосточного гектара».

С 2019 года потеря работы, инвалидность, временная нетрудоспособность, потеря более 30% доходов, появление новых иждивенцев может стать основанием для получения временной передышки в ипотечных платежах.

С 3 апреля 2020 года кредитные каникулы до 6 месяцев могут получить как обычные граждане, так и индивидуальные предприниматели, представители малого и среднего бизнеса, у которых произошло снижение доходов на фоне пандемии на 30 и более процентов по сравнению со среднемесячной зарплатой за 2019 год или была временная нетрудоспособность из-за коронавирусной инфекции.

С 2020 года семьи с детьми, инвалиды, ветераны боевых действий и родители студентов, обучающихся на очных формах и не достигших 24 лет могут рассчитывать на уменьшение размера кредита на сумму до полутора миллионов рублей за счет единоразового прощения части долга и/или замены иностранной валюты по кредиту на российские рубли по курсу ниже курса соответствующей валюты, установленного ЦБ РФ на дату реструктуризации.

Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений, за счет средств федерального бюджета.

Государственная финансовая помощь для ветеранов ВОВ или их вдов положена в полном объеме согласно рыночной цене недвижимости. Право на господдержку имеют также ликвидаторы в Чернобыле и люди, участвовавшие в военных и боевых операциях.

Госслужащие тоже имеют право на государственную субсидию для решения жилищных проблем. Законодательством предусмотрено много условий, которые необходимо соблюсти для получения такой финансовой помощи, но практика показывает, что многим удается получить поддержку.

Граждане, проживающие и отработавшие в условиях Крайнего Севера свыше 15 лет, имеют право на финансовое субсидирование. Размер льготы будет рассчитан исходя из норм, разработанных для региона, в котором она должна выдаваться.

Министерство образования и науки Российской Федерации в связи с возникающими вопросами по получению образования в семейной форме после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) сообщает.

В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. При этом получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие. Аналогичное положение предусмотрено статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.

Частью 2 статьи 63 Федерального закона установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (статья 17 Федерального закона). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона).

Учитывая, что статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

В частности при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования — целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.

Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения образования и обучения, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона).

Обучающиеся в форме семейного образования в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. Образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. При этом вышеуказанный локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно статье 33 Федерального закона, экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Следует отметить, что согласно Федеральному закону экстерны являются обучающимися (часть 1 статьи 33 Федерального закона) и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.

Андрей Куропаткин 02 июня 2021 10:42 Сотни самарцев выстроились перед школой на 5-й просеке

Как показывает время, ничего эффективнее номерков на руке не придумали. Гоните директора, чему он современных детей научит, судя по организации набора в школу

Павел Фирсов 24 сентября 2018 14:26 Юрий Белонощенко: «Учеба в СГАУ стала для меня своеобразным «умственным спецназом»

СамГУ круче вопреки всему (хотя и его нет несколько лет). Ибо там замечательные юристы заведуют кафедрами, которые предлагают лишать гражданства за неучастие в выборах. Это круто. Не боятся за свой докторский диплом. Один только вопрос к СамГУ: где ваши академики? В СГАУ их было. И первый появился очень давно. И членкоры тоже в наличии. Но ведь это к крутизне не имеет отношения, правда? Особенно, если университет имеет статус национального исследовательского. 🙂 Но ведь это к крутизне отношения

ALEX LAWER 16 марта 2018 20:03 Геннадий Котельников предложил перевести школы на пятидневку

Родители, давайте поддержим эту инициативу.Мы же не враги наших детей. Мы получим возможность общаться больше со своими детьми. Очевидно, что перевод на пятидневку требует комплексного подхода.»Школа» должна перестать сопротивляться и сесть за стол переговоров с родителями. По Трудовому кодексу нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, наши дети же занимаются значительно больше.Необходимо пересмотреть количество часов занятости детей в сторону снижения. Родители, обратите внимание на то, как строится учебный процесс, каков обьем домашних заданий ,сколько времени ваши дети тратят на их выполнение и сверьтесь с государственными стандартами.Не открою большой тайны, учеба- это не игра в одни ворота, когда мы заставляем только детей учится, образовательная услуга, оказываемая школой, должна быть качественной и на это у нас с вами есть соответствующее право требования.

Антон Задворнов 29 декабря 2017 13:33 Самарский университет получит лишь 135 млн руб. на повышение конкурентоспособности

Какая часть из этой субсидии уйдет на увеличение получки (официальной з/п) ректору Самарского университета Шаматову, а какая часть уйдет на нужды университета, остается только предполагать.

Роман Кутуков 18 декабря 2017 11:00 Юрий Белонощенко: «Учеба в СГАУ стала для меня своеобразным «умственным спецназом»

СамГУ все равно круче. А СГАУ уже нет несколько, а есть СНИУ. Это так, на минуточку.

Компенсация за семейное образование

Дети на семейном обучении вынуждены заниматься и проходить школьную программу самостоятельно, с помощью родителей или репетиторов. Возможно также посещение специализированных платных школ, которые проводят подготовку по отдельным предметам.

Некоторые родители недооценивают свою ответственность при переводе ребенка на семейное обучение – в школе по новому закону руководство несет ответственность только в период сдачи экзаменов, ОГЭ и ЕГЭ. Остальное время семьи предоставлены сами себе. Конечно, хорошо, если кто-то из родителей окончил престижній вуз, прекрасно разбирается в науке, может помочь в любом предмете, вдобавок ребенок тянется к учебе. В таких семьях проблем с экзаменами не возникает.

Другое дело, когда родители излишне доверяют школьнику, но не контролируют его знания. В результате оказывается, что к моменту экзаменов ничего не сделано. В таком случае лучше бы было, если бы ученик ходил в школу вместе со всеми.

Здесь вопросы разделились на теоретические и фактические. Теоретически можно претендовать на выплату от государства, так как оно финансирует всех учащихся, кто посещает школу очно. Но когда некоторые родители попробовали добиться этих самых выплат, то столкунлись с проблемами.

Теоретически процесс выплаты денежной компенсации выглядит так:

  1. Перевод ребенка на семейную форму.
  2. Заключение договора с руководством школы о размере выплат.
  3. Если школа отказывается компенсировать семейное обучение, то родители идут в региональное управление по вопросам образования.

Почему государство обязано выплачивать денежные компенсации при семейной форме образования? Считается, что дети не пользуются школьными учебниками, а покупают их сами. Не пользуются трудом учителей, а ищут репетиторов и оплачивают их работу. Не изнашивают школьное оборудование. Всего получается от 19 до 150 тысяч рублей в год. Сумма зависит от местного бюджета – такую фразу услышали родители, когда попробовали добиваться выплат.

Они узнали вот еще что:

  • Не в каждом регионе принят местный закон, на основании которого власти будут выплачивать детям на семейном образовании денежную компенсацию.
  • Региональные власти имеют право выплачивать деньги родителям, но совершенно законно могут этого не делать.

Дальше были судебные разбирательства. Но закончились они неблагоприятно для родителей – большинство исков против школ и отделов образования были проиграны.

Чтобы как-то сгладить ситуацию, школы со своей стороны начали предлагать бесплатно пользоваться учебниками и другими учебными пособиями. Это делалось для того, чтобы все доступные бесплатные «опции» школы касались и семейников.

Что посоветовать родителям, если отношения со школой совсем не кладываются: в качестве эксперимента попробовать дистанционное образование. Онлайн-платформ для школьников предостаточно,учебный материал предоставлен в полном объеме, темы поданы понятно и достаточно глубоко, видеоуроки можно найти в записи и повторить какое годно количество раз.

Прежде чем переводить детей на семейное обучение, необходимо обсудить вопрос компенсации с руководством школы. Дело в том, что не во всех регионах такую форму подачи знаний практикуют. Для сравнения – в Москве и области на семейной форме числится около 2000 учеников средних школ. Это очень небольшая цифра для столицы.

Можно представить, что делается в других регионах страны.

Интересно то, что Сибирь в этом отношении лидирует. В Челябинске около 500 детей учатся семейным способом, там планируют полностью узаконить семейное образование и ввести гарантированные выплаты родителям.

Что же сдерживает столичных чиновников от введения такой денежной компенсации? Больше всего они опасаются, что многие неадекватные родители будут тратить деньги на себя, а не на ребенка. Тем более, что есть опыт в Закарпатской области в Украине, где проживает много представителей ромской национальности, проще говоря – цыган. При введении пособий при рождении детей, в их среде рождаемость повысилась в 4 раза. При этом украинцы не стали «плодиться» выше обычного уровня. Это говорит о том, что детей использовали как повод купить дома, машины, бытовое имущество, алкоголь.

На лицо коррупционная схема: кто сможет договориться с начальством, тот получит компенсацию. Кто не сможет, тот будет платить за обучение ребенка сам, ведь закон звучит двояко: ни в одном акте не прописано, что региональные власти обязаны выплачивать деньги, они лишь могут воспользоваться этим правом.

В лучшем случае, стоит рассчитывать на добровольную помощь учебного заведения, если ребенок действительно нуждается в деньгах. А вот решать, по каким критериям он в них нуждается, будут все равно местные власти.

Каждый ребенок обучается на деньги, которые выделяет государство. Общеобразовательные учреждения из этих средств выплачивают зарплату педагогам, приобретают учебники. Ребенка-«семейника» всем необходимым обеспечивают родители. На первый взгляд, логично, чтобы государство помимо школ выделяло средства и семьям, которые тратят средства на хоумскулеров (детей, которые учатся дома).

До 2004 года компенсация семейного обучения была четко оговорена на федеральном уровне. Деньги получали все семьи, в которых дети числились как хоумскулеры. Но постепенно вопрос о выплатах был передан органам самоуправления субъектов РФ. Необходимые нормативные акты приняли не все.

Новая редакция закона об образовании неоднозначна. Выплата не исключается, но вот выплачивать ли ее — решение остается за конкретным регионом. Иными словами, возвращать деньги родителей, чьи дети учатся дистанционно дома — право региона, но не обязанность.

В Госдуме предложили оплачивать родителям домашнее обучение детей

Размер выплат зависит от местного законодательства. Вопросы о возвращении средств за семейное образование можно разделить на теоретические и фактические.

Для получения выплаты нужно пройти три шага:

  • Ребенок переводится на семейную форму обучения.
  • Родители заключают договор о размерах выплат с руководством школы.
  • Если общеобразовательное учреждение отказывается компенсировать семейное образование, вопрос решается в региональном управлении образования.

Казалось бы, все логично — хоумскулер не пользуется школьными учебниками. Учеников-«семейников» не обучают школьные педагоги — родители находят и оплачивают репетиторов. Такие учащиеся не изнашивают школьного оборудования. Размер компенсации должен составлять 19-150 000 руб/год. Точную сумму определяет местный бюджет.

Тем родителям, которые выбрали для своего ребенка семейную форму обучения, стоит учесть ряд возможных нюансов:

  • Если в регионе дети не получают семейное образование, то компенсация, соответственно, тоже не выплачивается.
  • Если компенсация в регионе не установлена, но дети могут учиться дома, вопросы о выплатах следует в первую очередь обсудить с руководством школы. Размер компенсации будут определять местные власти.
  • Если школа дала твердый отказ, можно посетить управление образования. Если и там решать вопрос с выплатами отказываются, но родители хотят добиться справедливости, можно подать исковое заявление. В таких случаях размер выплаты определит суд. Но стоит учесть, что такие дела редко удается выиграть.
  • Если дети проживают в регионе, который осуществляет выплаты, им нужно аттестоваться в школе по месту жительства. Это значит, что родители должны закрепить ученика-«семейника» за общеобразовательным учреждением в своем городе или области. Если дети проживают в Перми, а аттестуются в Красноярске, семья не получит соответствующих выплат.

Например, только для одаренных детей или тех, кто был вынужден уйти из школы из-за проблем со здоровьем. Однако родителям удалось настоять на том, что выплаты должны получать все семьи, чьи дети учатся дома и успешно проходят аттестацию в школе за каждое полугодие.Напомним, что Омская область является одним из пяти регионов России, где «семейников» поддерживают финансово.Впервые компенсации за уроки на дому жители Прииртышья начали получать в 2021 году — благодаря омичке Ирине Глазковой, которая обратилась за помощью в «Российскую газету». После публикации материала проблемами «семейников» заинтересовалась прокуратура.

Согласно положениям закона ФЗ-№273 от 29.12.2021г., отказать родителям в их желании самим выбирать форму обучения, не может никто. Согласно ст. 44 закона «Об образовании», до получения общего образования принимать решение о выборе формы обучения должны взрослые, а после окончания 9 класса решать свою судьбу может сам ребенок, но с одобрения взрослых.

Если один из родителей или законных представителей ребенка оплачивает его образование, ему полагается налоговый вычет как способ возврата части потраченных денег в семейный бюджет. При этом к заявителю предъявляется множество условий и требований, и при несоблюдении одного из них право на компенсацию утрачивается. Давайте выясним, как действовать, чтобы налоговая компенсация за образование ребенка была выплачена.

Согласно Закону г. Москвы от 23 ноября 2021 г. №60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве», а именно статье 27 данного Закона только обучающимся по очной форме обучения предоставляются льготы по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси), а также льготы по оплате проезда на пригородном железнодорожном транспорте в размере 50 процентов в период с 1 сентября по 15 июня в порядке, установленном Правительством Москвы.

Вопрос компенсации за семейное образование в Подмосковье считают преждевременным

В частности, п. 9 рекомендаций, требующий, чтобы родители написали в школу заявление об исключении ребенка из контингента организации (из текста непонятно, имеется в виду контингент обучающихся или учащихся) крайне странен. Такое требование, как я уже выше говорил, не основано на законе и ни из чего не вытекает. В контингенте учащихся ребенок-«семейник» и так числиться не должен, а в контингент обучающихся, напротив, сдавая аттестации экстерном, должен включаться.

  • среднем специальном учебном заведении (колледже, лицее и т.д.);
  • высшем учебном заведении, институте, академии;
  • детском саду;
  • школьном учреждении;
  • учреждениях дополнительного образования (кружки и секции);
  • автошколе.

В связи с вышеизложенным, просим обратить внимание на проблему, касающуюся затрат на образование детей, разработать необходимые правовые акты и принять соответствующие Постановления, чтобы вернуть ситуацию в правовое поле и обеспечить тем самым выплаты родителям, выбравшим семейное образование, согласно действующему законодательству.

По прогнозам экспертов, сегодняшние 100 тысяч школьников на дистанционном обучении — это только начало. Ожидается, что каждый год количество родителей, выбирающих альтернативные формы обучения для своих детей, будет увеличиваться двукратно. На данный момент чаще всего образование вне школы выбирают родители, которые недовольны качеством обучения и имеют возможность оплачивать репетиторов или изучать программу с ребенком самостоятельно. Кроме того, данные формы образования в старших классах нередко используют и талантливые ребята, участвующие в значимых олимпиадах, у них просто не хватает времени на очное посещение всех уроков.

В России резко выросло количество школьников, получающих среднее образование по дистанционной и семейной форме обучения. Последние исследования показали, что в этом учебном году за парты не сели уже более 100 тысяч российских ребят. При этом еще два года назад альтернативные формы образования, в основном по состоянию здоровья, выбирали лишь 8,5 тысячи школьников. В чем преимущество дистанционного и семейного обучения, как оно отразится на традиционной школе, мы выяснили у экспертов.

– Мы на площадке Народного фронта еще обсудим эту тему, но уже сейчас ясно, что в министерстве образования грамотно проработали все возможности, которые можно в сегодняшних правовых и экономических условиях создать для приверженцев семейной формы образования, – отметил модератор тематической площадки «Образование» Общероссийского народного фронта в Омской области Валерий Гагарин.

В отдельную категорию выделены те, кто уже получал компенсацию с 1 сентября 2021 по 1 сентября 2021 года. При этом в министерстве уверяют, что при внесении новых категорий будет корректироваться и сам закон.

Если один из родителей или законных представителей ребенка оплачивает его образование, ему полагается налоговый вычет как способ возврата части потраченных денег в семейный бюджет. При этом к заявителю предъявляется множество условий и требований, и при несоблюдении одного из них право на компенсацию утрачивается. Давайте выясним, как действовать, чтобы налоговая компенсация за образование ребенка была выплачена.

Согласно Закону г. Москвы от 23 ноября 2021 г. №60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве», а именно статье 27 данного Закона только обучающимся по очной форме обучения предоставляются льготы по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси), а также льготы по оплате проезда на пригородном железнодорожном транспорте в размере 50 процентов в период с 1 сентября по 15 июня в порядке, установленном Правительством Москвы.

Ещё больше меня удивил тот факт, что весь материал в интернете о выплатах компенсации двух-трёх летней давности. Люди даже не поднимают этот вопрос, они боятся, что школа «отыграется» на оценках детей при аттестации. Но есть в нашей стране отдельные герои.

Не думали мы о деньгах и год спустя, когда перевели на семейное обучение ещё двух девочек после четвёртого класса. Одна из них два дня ходила в школу и две недели болела. Когда мы забирали её в семью 10 лет назад, ей ставили диагноз ЗПР ( задержка психического развития). В школе ей было неуютно.

В частности, п. 9 рекомендаций, требующий, чтобы родители написали в школу заявление об исключении ребенка из контингента организации (из текста непонятно, имеется в виду контингент обучающихся или учащихся) крайне странен. Такое требование, как я уже выше говорил, не основано на законе и ни из чего не вытекает. В контингенте учащихся ребенок-«семейник» и так числиться не должен, а в контингент обучающихся, напротив, сдавая аттестации экстерном, должен включаться.

  • среднем специальном учебном заведении (колледже, лицее и т.д.);
  • высшем учебном заведении, институте, академии;
  • детском саду;
  • школьном учреждении;
  • учреждениях дополнительного образования (кружки и секции);
  • автошколе.

В связи с вышеизложенным, просим обратить внимание на проблему, касающуюся затрат на образование детей, разработать необходимые правовые акты и принять соответствующие Постановления, чтобы вернуть ситуацию в правовое поле и обеспечить тем самым выплаты родителям, выбравшим семейное образование, согласно действующему законодательству.

Господдержка: полный список всех жилищных программ 2021 года

По прогнозам экспертов, сегодняшние 100 тысяч школьников на дистанционном обучении — это только начало. Ожидается, что каждый год количество родителей, выбирающих альтернативные формы обучения для своих детей, будет увеличиваться двукратно. На данный момент чаще всего образование вне школы выбирают родители, которые недовольны качеством обучения и имеют возможность оплачивать репетиторов или изучать программу с ребенком самостоятельно. Кроме того, данные формы образования в старших классах нередко используют и талантливые ребята, участвующие в значимых олимпиадах, у них просто не хватает времени на очное посещение всех уроков.

В России резко выросло количество школьников, получающих среднее образование по дистанционной и семейной форме обучения. Последние исследования показали, что в этом учебном году за парты не сели уже более 100 тысяч российских ребят. При этом еще два года назад альтернативные формы образования, в основном по состоянию здоровья, выбирали лишь 8,5 тысячи школьников. В чем преимущество дистанционного и семейного обучения, как оно отразится на традиционной школе, мы выяснили у экспертов.

– Мы на площадке Народного фронта еще обсудим эту тему, но уже сейчас ясно, что в министерстве образования грамотно проработали все возможности, которые можно в сегодняшних правовых и экономических условиях создать для приверженцев семейной формы образования, – отметил модератор тематической площадки «Образование» Общероссийского народного фронта в Омской области Валерий Гагарин.

В отдельную категорию выделены те, кто уже получал компенсацию с 1 сентября 2021 по 1 сентября 2021 года. При этом в министерстве уверяют, что при внесении новых категорий будет корректироваться и сам закон.

На обучение каждого ребёнка государство выделяет деньги. Школы на них закупают учебники, платят зарплату учителям и так далее. При семейном образовании логично, чтобы средства выделялись родителям, ведь они тоже несут организационные расходы.

До 2012 года компенсация за семейное образование была зафиксирована на федеральном уровне. В новой редакции закона «Об образовании» возможность выплаты компенсации не исключена, но платить или нет теперь решают субъекты Российской Федерации.

О том, что компенсировать затраты родителей при семейном образовании — это право, а не обязанность регионов, говорится также в рекомендательном письме Министерства образования и науки.

Субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки.

Письмо Минобрнауки России от 15 ноября 2013 года

  1. Перевестись на семейное образование.
  2. Прикрепиться к школе и заключить с ней договор, где будет прописан размер компенсации и порядок её выплаты.
  3. Если школа отказывает в заключении такого договора, обратиться в управление образования региона.

«Домашняя школа Фоксфорда» поддерживает семьи на семейном образовании. Юрист и координаторы проекта готовы помочь вам с переходом на СО и оформлением документов. Для более подробной консультации заполните следующую форму.

Семейная форма обучения – это одна из разновидностей заочного школьного образования. Суть ее состоит в том, что родители принципиально отказываются от перспективы нахождения ребенка в школе и получения знаний наравне со всеми.

Что ж, это их право, тем более, что закон позволяет переводить детей на заочную форму и самостоятельно заниматься их развитием.

Какие могут быть причины для перевода:

  1. Ребенок, по мнению родителей, очень умный и требует к себе повышенного внимания. Например, занятий с более квалифицированными преподавателями-репетиторами. Такое действительно может быть. И умственно продвинутые дети часто подвергаются насмешкам со стороны одноклассников, которым больше нечем похвастаться, кроме как физической силой. Родители защищают своего сына или дочь от психологической травмы, позволяя им заниматься самостоятельно.
  2. Болезнь или ограниченные возможности ученика. Хотя эта причина находится далеко не на первом месте.
  3. Тяжелые материальные условия в семье, когда ребенка воспитывает мать или отец, не имея времени привести и забрать школьника из учебного заведения.

Чаще всего встречаются недовольные качеством образования родители, которые трезво оценивают ситуацию и хотят, чтобы ребенок не терял зря времени, а учился индивидуально. В этом есть смысл, потому что подобрать коллектив преподавателей крайне сложно, да и не бывает такого, чтобы все учителя были одинаково позитивно настроены к детям. Обязательно кто-нибудь испортит табель, аттестат или психику.

Дети на семейном обучении вынуждены заниматься и проходить школьную программу самостоятельно, с помощью родителей или репетиторов. Возможно также посещение специализированных платных школ, которые проводят подготовку по отдельным предметам.

Некоторые родители недооценивают свою ответственность при переводе ребенка на семейное обучение – в школе по новому закону руководство несет ответственность только в период сдачи экзаменов, ОГЭ и ЕГЭ. Остальное время семьи предоставлены сами себе. Конечно, хорошо, если кто-то из родителей окончил престижній вуз, прекрасно разбирается в науке, может помочь в любом предмете, вдобавок ребенок тянется к учебе. В таких семьях проблем с экзаменами не возникает.

Другое дело, когда родители излишне доверяют школьнику, но не контролируют его знания. В результате оказывается, что к моменту экзаменов ничего не сделано. В таком случае лучше бы было, если бы ученик ходил в школу вместе со всеми.

Здесь вопросы разделились на теоретические и фактические. Теоретически можно претендовать на выплату от государства, так как оно финансирует всех учащихся, кто посещает школу очно. Но когда некоторые родители попробовали добиться этих самых выплат, то столкунлись с проблемами.

Теоретически процесс выплаты денежной компенсации выглядит так:

  1. Перевод ребенка на семейную форму.
  2. Заключение договора с руководством школы о размере выплат.
  3. Если школа отказывается компенсировать семейное обучение, то родители идут в региональное управление по вопросам образования.

Почему государство обязано выплачивать денежные компенсации при семейной форме образования? Считается, что дети не пользуются школьными учебниками, а покупают их сами. Не пользуются трудом учителей, а ищут репетиторов и оплачивают их работу. Не изнашивают школьное оборудование. Всего получается от 19 до 150 тысяч рублей в год. Сумма зависит от местного бюджета – такую фразу услышали родители, когда попробовали добиваться выплат.

Они узнали вот еще что:

  • Не в каждом регионе принят местный закон, на основании которого власти будут выплачивать детям на семейном образовании денежную компенсацию.
  • Региональные власти имеют право выплачивать деньги родителям, но совершенно законно могут этого не делать.

Дальше были судебные разбирательства. Но закончились они неблагоприятно для родителей – большинство исков против школ и отделов образования были проиграны.

Чтобы как-то сгладить ситуацию, школы со своей стороны начали предлагать бесплатно пользоваться учебниками и другими учебными пособиями. Это делалось для того, чтобы все доступные бесплатные «опции» школы касались и семейников.

Переход на семейную учебу должен осуществляться на основании таких нормативных документов:

  • закон «Об образовании»;
  • приказ Минобразования №1015;
  • письмо Минобразования «О получении образования в семейной форме»;
  • приказ Минобразования №1400;
  • ФГОС;
  • законодательные акты отдельных субъектов России.

Нужно учитывать локальные нормативные акты, которые действуют в образовательном учреждении, принимающем аттестацию у обучающихся на семейной форме.

Принимать решение о выборе формы образования вправе только родители или законные представители ученика. Следует брать во внимание взгляд ребенка. Законодательство утверждает, что родителям нельзя отказать, если они хотят перевести своего ребенка на иную форму учебы.

Также допустимо сочетать несколько форм. Это значит, что законодательство не запрещает совмещать семейный и очный вариант обретения образования.

В том случае, если ребенок еще не учился в школе, а только должен идти в первый класс, писать заявление директору не нужно. Следует сразу же идти в Департамент образования и там писать специальное уведомление.

Сотрудник организации проведет с родителями беседу, и если он решит что их решение обдуманное и правильное, то направить в определенную школу. В этом учебном заведении ребенок будет проходить аттестации.

Каждая школа имеет свой Устав, в котором прописаны правила аттестации. Это значит, что в одном учреждении она может проходить каждую четверть, в другом – раз в год. Некоторые школы выбирают блочную систему для сдачи экзаменов, другие хотят, чтобы ребенок сдавал все контрольные работы.

Процедура обучения первоклассников на семейном образовании должна состоять из таких шагов:

  1. Изучить правила и Уставы местных школ.
  2. Попасть на прием в Департамент образования, заполнить уведомление.
  3. Согласовать прикрепление к школе с сотрудниками Департамента.
  4. Получить направление в образовательное учреждение для вступления на экстернат.
  5. Согласовать все необходимые моменты с директором школы.

В школе нужно будет написать заявление об аттестации. К этому аспекту следует отнестись очень внимательно, так как установленным в нем моментам придется следовать. Практически всегда для проведения всех аттестаций следует написать только одно заявления, но в некоторых школах просят писать заявление для каждой аттестации по отдельности.

Аттестация учеников бывает нескольких видов:

  • текущая;
  • промежуточная;
  • итоговая (государственная).

Для лиц, которые проходят обучение в семейной форме, не проводится текущая аттестация. Для получения возможности сдавать промежуточную и итоговую аттестацию в школе, ребенок туда оформляется экстерном.

Статья 44 действующего закона об образовании возлагает всю ответственность за обучение ребенка на семейной форме на его родителей или опекунов. На школу возлагается ответственность только за организацию процедуры аттестации.

Действия должностных лиц, которые не являются правомерными, или же их бездействие могут быть обжалованы родителями в суде. Об этом говорится в статье 45 закона об образовании.

Вспомнить и четко сформулировать (лучше письменно) о причинах, побудивших вас выбрать семейное образование, необходимо всем родителям.

Только что вы из школы, собираетесь в первый класс, уже несколько лет путешествуете самостоятельно по академическому миру без школьной поддержки — это неважно. Цель стоит повторять и напоминать.

Она важна, она помогает направить усилия в нужную вам сторону.

В ст.219 НК РФ прописана возможность получить компенсацию налогоплательщиком за оплату образовательных услуг детей.

Такая компенсация в виде возврата может быть получена безналичным способом путем денежного перевода на счета плательщика.

Компенсация не назначается автоматически, для ее получения налогоплательщик должен обратиться в налоговую службу по месту регистрации для того, чтобы подать заявление. Заявление подается дважды: на назначение компенсации (при этом собирается пакет требуемых документов), на перечисление денежных средств.

Другой процедурой является обращение непосредственно в бухгалтерию по месту трудовой деятельности. Если налоговая служба примет положительное решение по такой заявке, то каждый месяц работник будет получать сумму компенсации вместе с заработной платой. Сумма выплат будет происходит до тех пор, пока вся положенная компенсация не будет выплачена.

Основные критерии, которые предусмотрены для получения компенсации:

  • вычет может быть применен только к той базе НДФЛ, которая соответствует заявленному года;
  • сумма компенсации не может превышать выплаты по НДФЛ;
  • компенсацию невозможно перенести на следующий год;
  • при появлении обстоятельств, лежащих в основе выплаты компенсации много раз, она также будет выплачиваться многократно.

Важно! Главным условием для получение компенсации является деятельность самого учреждения. Оно должно быть официально зарегистрированным, а также иметь лицензию на ведение образовательной деятельности.

Сумма возмещения налога за обучение детей (в отличие от вычетов за недвижимость) не ограничена законом. Таким образом, если родитель платит за образование своих детей, он может вернуть часть потраченных денег один раз в год. Например, можно подать заявку на возврат подоходного налога за обучение ребенка в детском саду, на уроках развития, в школе (включая музыку, спорт, искусство), в старшей школе, на курсах (например, на английском языке), в учебных заведениях и университетах.

Чтобы получать налоговые компенсации, необходимо соответствовать определенным условиям возврата подоходного налога на образование ребенка.

Прежде, чем начать процесс возмещения расходов на обучение ребенка, следует убедиться, что выполнены условия для получения компенсации. Среди таких условий можно назвать:

  1. в том году, в котором ребенок получил образование, родитель имел официальное трудоустройство и выплачивал подоходный налог (13%);
  2. нет ограничений в сроке исковой давности при получении компенсаций за обучение детей;
  3. работник является родителем (или опекуном) ребенка;
  4. есть документы, собранные для получения возврата подоходного налога за обучение детей, которые подтверждают оплату услуг;
  5. организация, в которой учится ребенок, должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности;
  6. ограничением получения компенсации за образование ребенка является его возраст – до 24 лет;
  7. в случае дошкольного образования возможен только полный налоговый вычет;
  8. в ИФНС предоставлен весь пакет документов, необходимых для получения вычета налога за обучение.

Лица, которым по закону разрешено подавать заявку на возврат средств в виде компенсации за обучение ребенка:

  • оба родителя;
  • брад или сестра;
  • опекун или попечитель.

Важно! В отношении бабушки, дедушки, дяди и тети такой возврат невозможен.

«Переход на семейное обучение обошелся нам очень дорого»

Рекомендательные формулировки законодательства РФ насчет компенсации за домашнее обучение ребенка оставили множество лазеек. Директора школ используют это по своему разумению и на практике, школьная администрация имеет возможность отказать в осуществлении выплат. Некоторые директора упирают на то, что дети действительно имеют полное право получить бесплатное образование. Для этого достаточно ходить на уроки в школу. Никаких обязательных компенсаций при домашних занятиях законодательством не предусмотрено.

В данном случае, родителям, при отстаивании своих интересов, следует упирать на то, что средства из госбюджета учебным учреждениям выделяют на обучение всех школьников РФ. Независимо от формы получения образования. Идея лишить этих выплат ученика, который находятся на семейном образовании, выглядит, по меньшей мере, нелогично, а по сути, противоречит ст. 43 Конституции РФ.

Если в учебном заведении вам твердо отказали в компенсации, с соответствующим заявлением стоит обратиться в органы управления по вопросам образования. Если отказ получен и там, но вы настроены решительно, можно подать исковое заявление в суд. Главное, подготовить доказательную базу и убедительно отстаивать свои позиции.

Разумеется, было бы намного удобнее, если бы единую норму в отношении компенсации «семейникам» выработали и закрепили на федеральном уровне. Тогда этот вопрос не вызывал бы столько споров. Однако пока родителям остается только ожидать подобное решение и настойчиво его добиваться.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) дети могут обучаться не только в школе, но и вне школы в форме семейного образования. При этом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Как оформить компенсацию на семейное образование
Для этого необходимо прикрепиться к школе и оформить с ней отношения согласно нормативному акту региона, где будет прописан размер компенсации и порядок её выплаты.
Если школа отказывает в выплате компенсации при наличии регионального нормативного акта о компенсации, то следует обратиться в орган управления образованием, возможно и обращение в суд.
Обратим внимание, что для получения компенсации на семейное образование ребёнок должен быть прикреплён к школе в том регионе, где предусмотрена компенсация.

Что делать, если родителям отказывают в компенсации на семейное образование ребенка?

Для этого родители могут обратиться в региональный орган управления образованием либо подготовить документы и обратиться в суд. Если есть родители, у которых дети также получают образование в форме семейного образования, подключить их, чтобы совместно инициировать обращение в орган власти субъекта РФ, законодательное собрание для решения вопроса о компенсации на уровне субъекта РФ.

Государство проверяет уровень освоения школьной программы с помощью аттестаций. Итоговые аттестации в 9 и 11 классах — ОГЭ и ЕГЭ. Промежуточные аттестации — полугодовые или годовые контрольные работы, тесты, диктанты и прочие виды. Они могут быть ежегодными или чаще, по желанию родителей, но до итоговой аттестации не допустят без промежуточных. Пройти аттестацию можно в школе , в учебных центрах, офлайн или дистанционно. Для этого нужно написать заявление в той школе, к которой хотите прикрепиться для аттестации. О том, как перейти на семейное образование, мы расскажем дальше.

Если ребёнок дважды не сдал годовые экзамены, ему придётся вернуться в школу .

Объявление форума
Уважаемые посетители!
Наш форум открыт. Добро пожаловать! Ознакомьтесь с Правилами форума — 2010

К сожалению, большинство школ категорически не хочет терять деньги, вернее, передавать их родителям. Поэтому вместо семейного образования ребёнка чаще оформляют на домашнее или экстернат. Но тут надо помнить о своих правах. Существует «Закон об образовании» и приложение к нему «О получении образования в семье», где чёрным по белому написано, что любой родитель может воспользоваться правом дать ребёнку семейное образование, которое должно быть профинансировано учредителем учебного заведения. Школы же соглашаются «отпустить» ребёнка на семейное образование лишь тогда, когда родители пишут отказ от денег, что незаконно.

Новый закон «Об образовании», принятый в 2013 году оставил для администрации школ множество лазеек, которые они при желании используют. Теперь все расходы по образованию несут сами субъекты федерации, а значит именно они должны принять постановление о выплатах компенсаций. Такие «местные» законы приняты не везде, что усложняет родителям получение компенсаций за семейное образование ребёнка.

Конечно же, нужно пытаться получить компенсацию, так как за год в разных регионах она составляет от 80 до 150 тысяч рублей, с помощью которых родители могут организовать обучение ребёнка более эффективно, наняв дополнительных педагогов или отдав ребёнка в тематические кружки (а хорошие всегда стоят дорого).
Получение компенсации нужно оговаривать сразу с директором школы при написании заявления о переводе ребенка на семейное обучение. Если вам отказывают — идёте в Департамент образования. Обычно этого хватает. Если же нет — можно написать письмо в Российскую газету, чтобы привлечь внимание к теме. Так поступила Ирина Глазкова из Омска. После её письма омичи, переведшие детей на семейное образование, будут получать:

  • на ребёнка начальных классов — 7816 рублей ежемесячно;
  • на ребёнка средних классов — 9770 рублей в месяц;
  • на старшеклассника — 11724 рубля в месяц.

Можно довести дело до судебного разбирательства, обычно оно заканчивается победой родителей. Если же молча соглашаться с нарушением законов, страдать будет, в первую очередь, ваш ребёнок.

если ребенок обучается в школе, то следует обратиться к ее директору с заявлением о переходе на семейное образование. В этом случае ребенок исключается из списков обучающихся образовательного учреждения.

Семейное образование — перспективная система подготовки детей, обеспечивающая широкие горизонты для развития творческого потенциала, независимого мышления, одновременного прохождения программ российских и иностранных школ с параллельной аттестацией.

Некоторые родители недооценивают свою ответственность при переводе ребенка на семейное обучение – в школе по новому закону руководство несет ответственность только в период сдачи экзаменов, ОГЭ и ЕГЭ. Остальное время семьи предоставлены сами себе. Конечно, хорошо, если кто-то из родителей окончил престижній вуз, прекрасно разбирается в науке, может помочь в любом предмете, вдобавок ребенок тянется к учебе. В таких семьях проблем с экзаменами не возникает.

Почему государство обязано выплачивать денежные компенсации при семейной форме образования? Считается, что дети не пользуются школьными учебниками, а покупают их сами. Не пользуются трудом учителей, а ищут репетиторов и оплачивают их работу. Не изнашивают школьное оборудование. Всего получается от 19 до 150 тысяч рублей в год. Сумма зависит от местного бюджета – такую фразу услышали родители, когда попробовали добиваться выплат.

На сайте областного правительства опубликован проект постановления о материальной поддержке воспитания и обучения обучающихся, получающих начальное, основное или среднее общее образование в форме семейного образования.

Для получения компенсации должны быть соблюдены следующие условия: родитель или законный представите должен проживать на территории Ульяновской области; обучающийся весь текущий учебный год по всем учебным предметам и курсам образовательной программы находился на семейной форме обучения (за исключением периода прохождения ГИА); обучающийся в текущем учебном году успешно прошёл промежуточную и (или) государственную итоговую аттестацию.

Да. На фрилансе при гибком графике. Но это не обязательное условие. Если ребёнок достаточно взрослый, чтобы оставаться дома один, или есть родственники, которые могут приглядеть за ним в течение дня — регулярная работа родителей не станет препятствием для семейного образования. С ребёнком можно заниматься по вечерам, а на день оставлять ему задания для самостоятельной работы.

Компенсация за обучение на дому

К сожалению, большинство школ категорически не хочет терять деньги, вернее, передавать их родителям. Поэтому вместо семейного образования ребёнка чаще оформляют на домашнее или экстернат. Но тут надо помнить о своих правах. Существует «Закон об образовании» и приложение к нему «О получении образования в семье», где чёрным по белому написано, что любой родитель может воспользоваться правом дать ребёнку семейное образование, которое должно быть профинансировано учредителем учебного заведения. Школы же соглашаются «отпустить» ребёнка на семейное образование лишь тогда, когда родители пишут отказ от денег, что незаконно.

Новый закон «Об образовании», принятый в 2013 году оставил для администрации школ множество лазеек, которые они при желании используют. Теперь все расходы по образованию несут сами субъекты федерации, а значит именно они должны принять постановление о выплатах компенсаций. Такие «местные» законы приняты не везде, что усложняет родителям получение компенсаций за семейное образование ребёнка.

Конечно же, нужно пытаться получить компенсацию, так как за год в разных регионах она составляет от 80 до 150 тысяч рублей, с помощью которых родители могут организовать обучение ребёнка более эффективно, наняв дополнительных педагогов или отдав ребёнка в тематические кружки (а хорошие всегда стоят дорого).
Получение компенсации нужно оговаривать сразу с директором школы при написании заявления о переводе ребенка на семейное обучение. Если вам отказывают — идёте в Департамент образования. Обычно этого хватает. Если же нет — можно написать письмо в Российскую газету, чтобы привлечь внимание к теме. Так поступила Ирина Глазкова из Омска. После её письма омичи, переведшие детей на семейное образование, будут получать:

  • на ребёнка начальных классов — 7816 рублей ежемесячно;
  • на ребёнка средних классов — 9770 рублей в месяц;
  • на старшеклассника — 11724 рубля в месяц.

Можно довести дело до судебного разбирательства, обычно оно заканчивается победой родителей. Если же молча соглашаться с нарушением законов, страдать будет, в первую очередь, ваш ребёнок.

Семейное образование практикуется в России достаточно давно и его популярность постоянно растет. Такой формат выбирают тот, кто:

  • дорожит своим временем;
  • недоволен качеством образования или психологической обстановкой в обычной школе;
  • много путешествует и вынужден пропускать занятия;
  • имеет проблемы со здоровьем.

Это совершенно законно с точки зрения российского законодательства.

Ранее вопросы выплат за семейное образование родителям оговаривались на уровне федерального законодательства. Однако еще в двухтысячных годах подобные регламенты были отменены.

В последней редакции закона «Об образовании», которая была разработана в 2012 г., возможность компенсации не исключается, однако решение о выплатах принимают отдельно в каждой области России.

На практике с выплатами за семейное образование возникают проблемы даже в тех регионах, где они утверждены на местном уровне. Например, в Омской области компенсацию узаконили в 2013 г., но спустя несколько лет решили отменить. В 2016 г. даже подготовили соответствующий законопроект, но все же решили оставить все по-прежнему.

В Пермском крае, ситуация более стабильная. Этот регион считается прогрессивным в части домашнего образования. Родители в Прикамье не только получают компенсацию, но и кооперируются, открывая мини-школы.

Поскольку нормы о денежной компенсации за семейное образование при обучении ребенка на дому не закреплены на федеральном уровне, в каждом субъекте РФ складывается своя ситуация. В одних областях разворачиваются настоящие судебные баталии, а в других – противоречия урегулированы местными законами.

Теоретически, оформить компенсацию можно следующим образом:

  1. Подготовить и отправить официальные уведомления о переходе на семейное образование.
  2. Прикрепить ребенка к школе для прохождения промежуточной аттестации.
  3. Заключить со школьной администрацией договор о размере и порядке компенсационных выплат.

Если в школе вам откажут в компенсации, то запрос можно перенаправить в местное управление образованием. Там родителям должны выдать официальное заключение чиновников, объясняющие причины отказа.

Рекомендательные формулировки законодательства РФ насчет компенсации за домашнее обучение ребенка оставили множество лазеек. Директора школ используют это по своему разумению и на практике, школьная администрация имеет возможность отказать в осуществлении выплат. Некоторые директора упирают на то, что дети действительно имеют полное право получить бесплатное образование. Для этого достаточно ходить на уроки в школу. Никаких обязательных компенсаций при домашних занятиях законодательством не предусмотрено.

В данном случае, родителям, при отстаивании своих интересов, следует упирать на то, что средства из госбюджета учебным учреждениям выделяют на обучение всех школьников РФ. Независимо от формы получения образования. Идея лишить этих выплат ученика, который находятся на семейном образовании, выглядит, по меньшей мере, нелогично, а по сути, противоречит ст. 43 Конституции РФ.

Если в учебном заведении вам твердо отказали в компенсации, с соответствующим заявлением стоит обратиться в органы управления по вопросам образования. Если отказ получен и там, но вы настроены решительно, можно подать исковое заявление в суд. Главное, подготовить доказательную базу и убедительно отстаивать свои позиции.

Разумеется, было бы намного удобнее, если бы единую норму в отношении компенсации «семейникам» выработали и закрепили на федеральном уровне. Тогда этот вопрос не вызывал бы столько споров. Однако пока родителям остается только ожидать подобное решение и настойчиво его добиваться.

Закон предусматривает, что получить семейное образование могут дети до 9 класса, после чего разговор уже идет о самообразовании. Родители, узнав об этом, считают, что семейное обучение доступно только до получения общего образования, но это не так. На самом деле, речь идет о том, что до достижения ребенком определенного возраста процесс обучения происходит при непосредственном участии родителей, а по окончании 9 класса подростки могут сами решать, что выбрать: семейное образование, самообразование или смешанную форму обучения. Все дело в том, что дети выросли, и некоторые предметы могут изучать уже самостоятельно.

Родители должны отличать семейное образование от домашнего обучения. Последнее назначается в случае отсутствия у ребенка возможности посещать школу (по инвалидности, к примеру). В этом случае обучением занимаются не родители, а учителя, приходящие на дом к ученику.

Плохого в том, что родители сами дадут образование ребенку, нет, особенно если они имеют педагогическое образование и много свободного времени. В этом случае родители должны четко осознавать, что вся ответственность за качество образования и результаты аттестации ложится на них. Родители сами должны выбирать программу обучения, давать ребенку задания и проверять их исполнение, а на это уходит немало времени.

Не стоит забывать также о том, что образование на дому происходит в свободной форме, а это означает, что ребенок не будет чувствовать ответственности, откладывать выполнение задания «на завтра», а еще ребенку нужно общение со сверстниками. С другой стороны, все внимание преподавателей, а в их роли выступают родители, уделяется одному ученику, а это, в случае достаточной подготовки родителей, благотворно действует на качество образования.

Семейная форма обучения предусмотрена и регламентируется следующими нормативными документами:

  • часть 4 статьи 43 Конституции РФ;

  • Статья 63 «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей» Семейного кодекса РФ;

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 15.11.2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»;

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (ред. от 09.01.2017) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;

  • Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС);

  • Субъекты РФ могут издавать собственные нормативно-правовые акты, которые закрепляют особенности организации семейного образования на уровне конкретного региона;

  • локальные акты образовательной организации также могут содержать информацию об аттестации учащихся, находящихся на семейном обучении.

Объем знаний, который должен быть получен ребенком при освоении общего образования в форме семейного образования:

  • должен быть не ниже объема, установленного ФГОС.

Лица, осваивающие образовательную программу общего образования в форме семейного образования:

  • проходят экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования БЕСПЛАТНО;

  • при прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе;

  • родители сами могут выбрать образовательное учреждение, где их ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию (ГИА);

  • если же обучающийся не будет аттестован, в установленные сроки не ликвидирует академическую задолженность по итогам промежуточной аттестации, то он должен далее получать образование в образовательной организации.

Законом не запрещается переводить детей на семейную форму обучения — это могут сделать абсолютно все. Полученные дома знания проверяются на государственных экзаменах — их сдача обязательна для получения аттестата. Среди самых распространенных причин, из-за которых родители отказываются от традиционного образования для своего ребенка:

  • школьная программа дается слишком легко — умственно продвинутым детям посещать обычные уроки скучно и нецелесообразно;

  • плохие отношения со сверстниками и преподавателями — если ребенок, в силу особенностей своей внешности или характера, терпит постоянные насмешки, упреки, угрозы со стороны одноклассников и даже учителей, обучение дома будет для него более комфортным и безопасным;

  • ограниченные возможности или болезнь — в силу такой причины родители должны не только обеспечить достойный уровень образования, но и предотвратить психологические проблемы своего чада, которые неизбежно возникнут, если в обществе он будет не таким, как все;

  • тяжелое материальное положение или специфический рабочий график, из-за которых родители не могут водить детей в школу.

Какой бы ни была причина, семейное образование ничуть не хуже традиционного, но при условии, что родители отдают себе отчет в уровне принимаемой на себя ответственности. Получить в этом случае компенсацию достаточно непросто, поэтому асоциальным людям нет смысла гнаться за финансовыми выплатами в ущерб развитию своего ребенка.

Законы не обязуют субъекты Российской Федерации выплачивать компенсацию всем, кто выбрал семейное образование. Они лишь дают на это право. Это обусловливает тот факт, что на сегодняшний день решение о денежных выплатах исполняется только в Пермской, Омской и Свердловской областях. В других регионах родители не могут добиться получения финансов из государственной казны на погашение организационных расходов по учебе. Многие обращаются в суд, но выигрышных дел в этой сфере очень мало. В теории есть определенный порядок действий, как получить положенную компенсацию на законных основаниях:

  1. Перевести ученика на семейную форму.

  2. Заключить договор с директором школы, где будет зафиксирован размер выплат и порядок их уплаты.

  3. При получении отказа обратиться в региональное управление по вопросам образования.

Денежная компенсация направляется на покрытие расходов, возникших при покупке учебников, дополнительной литературы, оплате услуг репетиторов. К тому же дети, которые обучаются дома, не изнашивают школьное оборудование. В среднем размер государственной компенсации варьируется от 19 до 150 тыс. руб. в год. Обязать региональные власти делать выплаты, по сути, невозможно — они могут отказаться от этого на законных основаниях. Некоторые школы создают лояльные условия для тех, кто сделал ставку на семейное образование. Руководство дает «зеленый свет» на бесплатное пользование школьными ресурсами.

Прежде чем остановиться на семейной форме обучения, стоит обсудить все вопросы, в том числе денежные, с руководством школы. Если до сих пор нет никого, кто получал бы компенсацию из регионального бюджета, то вероятность стать первым крайне мала. Чиновники отчасти опасаются узаконивать этот момент из-за вероятности воровства денег. Недобросовестные родители, которые не заботятся о будущем своих детей, могут потратить финансы в другое русло. Проследить на что была израсходована компенсация достаточно сложно, также как и привлечь нечестного родителя к ответственности.

Семейное образование стремительно набирает популярность, и отнюдь не из-за шанса получить материальную помощь. Многих родителей не устраивают школьные программы, они хотят обучать детей по-своему, и потому забирают их со школ, собственноручно формируя особый учебный процесс. Чем чаще всего аргументируют люди решение перейти на семейную форму обучения:

  • родители имеют высшее образование, хорошие знания и широкий кругозор, а потому могут самостоятельно обучать, не уступая школьным преподавателям;

  • возможность организовать быт по собственному усмотрению — в современном обществе все больше людей работают удаленно, через Интернет, что позволяет проводить с ребенком больше времени и составлять график учебы удобный для всех;

  • разбираясь в тонкостях детской психологии, родители не хотят доверять развитие своих детей учителям, работающим по шаблонам;

  • желание расставить приоритеты в занятиях — больше времени уделять тому, что ребенку интересно, и что, по мнению родителей, наверняка пригодится ему в жизни.

Многие приходят к единому мнению, что семейное образование позволяет максимально подготовить детей к реальной жизни, приучить их к самостоятельным занятиям, критическому мышлению. Если родители уверены в своих силах и готовы взять на себя ответственность, их ребенок нисколько не уступит тем, кто окончит 11 классов школы. А материальная компенсация, если таковую удастся получить, будет лишь приятным бонусом.

  • Новости ЕГЭ
  • Нацпроект «Образование»
  • Советы студенту
  • Дистанционное обучение

Семейное образование в новой России отпраздновало свое 26-летие. В 1992 году появилась возможность, как в царские времена, обучать детей дома. Сейчас в Омской области так называемых хоумскулеров 1273 человека — 0,56% от общего количества учащихся общеобразовательных школ (в 2017 году их было 810, в 2016-м — 447).

В соответствии с законом родители имеют право на возмещение подоходного налога за обучение ребенка в возрасте до 24 лет.

Есть возможность получить налоговые льготы за обучение ребенка:

  • для дошкольника;
  • для студента;
  • для ребенка старше 18 лет (до 24 лет).

Важно! Ребенку не должно быть более 24 лет на момент оплаты обучения. (Письмо Минфина России от 12.12.2011 N 03-04-05 / 7-1085).

Опекун – налогоплательщик имеет право на возмещение затрат на обучение в ситуациях:

  • ребенок в возрасте до 18 лет;
  • бывший подопечный в возрасте от 18 до 24 лет.

Законом не предусмотрена компенсация при заочной форме обучения, что подтверждено письмом Министерства финансов Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. № 03-04-05 / 5-103. Родители имеют право на налоговые вычеты, только если они учат ребенка в очном форме. Кроме того, возврат подоходного налога невозможен, если обучение проходит на вечернем отделении, а родители при этом производят оплату (письмо Минфина России от 24 марта 2017 г. № 03-04-05 / 17204).

Список регионов по алфавиту Размер выплат, ₽ Примечание Алтайский край 7500 Благовещенск и Амурская область 2021 Архангельск и Архангельская область 1929 ежегодная денежная выплата на приобретение одежды для ребенка, обучающегося в общеобразовательных организациях или в профессиональных образовательных организациях либо образовательных организациях высшего образования Астрахань и Астраханская область 1175 Белгород и Белгородская область 1844 В соответствии с Социальным кодексом Белгородской области Брянск и Брянская область 1000 Владимир и Владимирская область 1645 Волгоград и Волгоградская область 1107 Вологда и Вологодская область — Воронеж и Воронежская область 2769 Москва 5000 Еврейская автономная область 1600 — обычный размер;

Денежная выплата предоставляется один раз в три года на приобретение школьной формы, либо заменяющего ее комплекта детской одежды для посещения учебных занятий,
а также спортивной формы в период обучения детей в образовательной организации в размере, установленном исходя из нормативов одежды и белья, утвержденных постановлением администрации области, и средней
цены покупки.

Сложность ситуации состоит в отсутствии какого-то универсального документа, подтверждающего автоматическое предоставление желанных льгот. Посему родителям 3 и более детей приходится постоянно обращаться в органы социальной защиты, Россреестр, муниципалитет, инспекцию по жилищным вопросам, пенсионный фонд и ещё немало сродных ведомств.

Некоторые могут подумать, что намного выгоднее продать земельный участок и на вырученные средства купить квартиру в городе. Вот только провернуть подобною затею не получиться – земля предоставляется исключительно по договору социального найма, а потому продолжает оставаться в собственности муниципалитета.

Законом не запрещается переводить детей на семейную форму обучения — это могут сделать абсолютно все. Полученные дома знания проверяются на государственных экзаменах — их сдача обязательна для получения аттестата. Среди самых распространенных причин, из-за которых родители отказываются от традиционного образования для своего ребенка:

  • школьная программа дается слишком легко — умственно продвинутым детям посещать обычные уроки скучно и нецелесообразно;

  • плохие отношения со сверстниками и преподавателями — если ребенок, в силу особенностей своей внешности или характера, терпит постоянные насмешки, упреки, угрозы со стороны одноклассников и даже учителей, обучение дома будет для него более комфортным и безопасным;

  • ограниченные возможности или болезнь — в силу такой причины родители должны не только обеспечить достойный уровень образования, но и предотвратить психологические проблемы своего чада, которые неизбежно возникнут, если в обществе он будет не таким, как все;

  • тяжелое материальное положение или специфический рабочий график, из-за которых родители не могут водить детей в школу.

Какой бы ни была причина, семейное образование ничуть не хуже традиционного, но при условии, что родители отдают себе отчет в уровне принимаемой на себя ответственности. Получить в этом случае компенсацию достаточно непросто, поэтому асоциальным людям нет смысла гнаться за финансовыми выплатами в ущерб развитию своего ребенка.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *