Стадии механизма правового регулирования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стадии механизма правового регулирования». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В представленном укрупненном механизме действия права каждый из блоков выглядит неким целым, внутренне не дифференцированным. Обладая автономностью, он имеет свои правовые закономерности, особенности, которые в полной мере раскрываются на автономном уровне, что и будет предпринято в последующих главах настоящей работы.

Вместе с тем стандартная модель имеет существенные изъяны, внутренне противоречива и нуждается в переосмыслении. Остановимся на основных её недостатках.
Правовое регулирование (специальное юридическое воздействие) определяется сторонниками этой модели как целенаправленное нормативно-организационное упорядочивающее воздействие на общественные отношения при помощи системы юридических средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) [3].

5. Механизм правового регулирования: понятие, основные стадии, элементы.

Для того чтобы эта норма начала работать, нужно появление реальных обстоятельств, необходимых для действия нормы права, которыми являются соответствующие юридические факты.

Такое понимание рассматриваемого явления считает наиболее предпочтительным большинство авторов. И, хотя, приведенное здесь определение механизма правового регулирования далеко не единственное, ценность данной категории, по мнению подавляющего числа ученых, состоит в возможности с ее помощью раскрыть процесс перевода предписаний права в реальное правомерное поведение человека.

Для отображения процесса правового регулирования, момента его движения, функционирования правовой формы в теории права была выработана категория «механизм правового регулирования». Впервые в советской юриспруденции выдвинул идею о механизме воздействия права на общественную жизнь Н.Г.

Регулятивные (дозволяющие, обязывающие, запрещающие), охранительные и специализированные нормы — составные элементы нормативной основы правового регулирования.

Метод децентрализованного регулирования, основанный на координации целей и интересов сторон взаимоотношений.

Рациональное объяснение такому положению найти сложно, особенно если учесть, что С. С. Алексеев, делая данное допущение, в то же время считает, что юридический инструментарий, опосредующий правотворчество, находится за пределами правового регулирования [5].

Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной базой правового регулирования, в них указывается, что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные элементы носят поднормативный характер.

Понятие и элементы механизма правового регулирования

Связан данный пример с арбитражным процессом. Для осуществления права на защиту своих интересов юридическое лицо часто обращается в арбитражные суды, опираясь при этом на соответствующие нормы права, т.е. стадия регламентации общественных отношений уже имела место.

В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в персонифицированное правило поведения для соответствующих субъектов.
Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый «последний момент».

Данная стадия включает в себя фактические действия, поступки сторон правоотношения по осуществлению прав и выполнению обязанностей. Таким образом, программы поведения, заложенные в нормах права, воплощаются в жизнь в фактическом поведении участников общественных отношений. Для реализации норм права в фактическом поведении субъектов необходимо издание актов применения права.

СТРУКТУРА И СТАДИИ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

О том, что жители Московии своего ничего не имели и все у них в этой жизни заимствовано — уже ни для кого в этом мире не новость, и ею никого не удивишь. Но вот новостью, что татар, как народа никогда не было, сегодня еще удивить можно!

Стадии процесса применения норм права. 61. Юридические коллизии и способы их разрешения. 62. Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды. 63. Толкование права: понятие и виды по субъектам. 64. Акты официального толкования: понятие и виды. 65. Способы и объем толкования правовых норм. 66. Пробелы в праве и способы их преодоления. 67. Юридическая практика. 68.

На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения.

Предпосылки возникновения правоотношений. 70. Взаимосвязь нормы права и правоотношения. 71. Понятие и виды субъектов правоотношений. 72. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность. 73. Правовой статус личности: понятие и структура. 74. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и структура. 75. Объект правоотношения. 76. Понятие и классификация юридических фактов. 77.

Каждый основной элемент механизма правового регулирования предполагает соответствующую стадию. Более того, именно в рамках тех или иных стадий вышеназванные элементы только и могут осуществляться. Потому пять стадий механизма правового регулирования весьма жестко связаны с его элементами.

Не всегда в качестве самостоятельной стадии указывают на юридические факты, так как они неотделимы от правоотношений, которые не могут возникнуть без юридических фактов.

86. Естественно-правовая теория

П. Лебедева, А.В. Малько, Н.И. Матузова, В.В. Лазарева, а так же других авторов. Современная концепция правового механизма заключается в его выделении в качестве самостоятельной и реальной категории теории права, которая наиболее полно и точно отражает сложный функциональный характер правового регулирования как особого, структурированного вида человеческой деятельности.

Для того чтобы эти нормы начали работать, нужен соответствующий юридический факт. Таковым является исковое заявление заинтересованных лиц. Предъявить иск — это значит обратиться в арбитражный суд с заявлением, в котором должна содержаться просьба, адресованная суду о рассмотрении возникшего спора о праве. Судья должен проверить, соблюдены ли при этом необходимые условия.

На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение интересов, находящихся в сфере права и требующих их упорядочения.

Другая его особенность проявляется в том, что правовое воздействие осуществляется не только на общественные отношения, поведение людей, но и на их сознание, внутренний духовный мир и предстает как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права и правовых явлений на общественную жизнь, сознание и поведение людей.

89. Нормативистская школа права

Таким образом, складывается следующее определение. Механизм правового регулирования — это взятая в единстве система правовых средств, с помощью которых осуществляется комплексное регулятивное воздействие на общественные отношения с целью удовлетворения общественно полезных целей.

Эта модель, основным разработчиком которой является С. С. Алексеев, описывает типичный, как полагают её сторонники, процесс правового регулирования, а потому её условно можно назвать стандартной.

Правовое положение гражданина определяется конституционными правами и обязанностями, а правовой статус организации составляет ее компетенция.

Понятие и элементы формы государства. 14. Соотношение типа и формы государства. 15. Форма государственного правления: понятие и виды. 16. Форма государственного устройства: понятие и виды. 17. Политический режим: понятие и виды. 18. Место и роль государства в политической системе общества. 19. Понятие и классификация функций российского государства. 20.

Соотношение экономики, политики и права. 30. Функции права: понятие и классификация. 31. Понятие и структура правосознания. 32. Правовая культура: понятие и структура. 33. Правовая система общества: понятие и структура. Соотношение права и правовой системы. 34. Социальные и технические нормы, их особенность и взаимосвязь. 35. Соотношение права и морали. 36. Понятие нормы права.

Их непосредственное действие завершается моментом возникновения юридического факта, порождающего конкретные правоотношения (например, договорное). Прекращение связано и с окончанием существования общего правоотношения.

Вынесение индивидуального предписания о назначении пенсии означает индивидуализацию общих правил применительно к конкретному лицу. При помощи индивидуально-правового акта за участниками регулируемых отношений закрепляется соответствующее субъективное юридическое право и субъективная юридическая обязанность.

В научно-познавательной и прикладной целях необходимо выделять в правовом регулировании такой механизм, элементами, блоками, подсистемами которого являются нормативные и статутные средства, а также средства правореализационного характера.

Психологическая теория права. Достоинства психологической теории права Недостатки 89. Нормативистская школа права. 90.

Они устанавливают общее правило или модель поведения, а также определяют круг субъектов, их правовой статус. От вида нормы права — запрещающая, обязывающая, уполномочивающая, рекомендательная, поощрительная и др. — зависит характер поведения субъектов права.

Акты официального толкования – документы, издаваемые спец.уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Правоотношения, как известно, возникают на основе норм права и при наличии определенных юридических фактов. В рамках правоотношения абстрактная программа действия, заложенная в нормах права, преобразуется в конкретное правило поведения для соответствующих субъектов.

79. Понятие, признаки и виды правонарушений

Хотелось бы особо подчеркнуть, что прекращение действия общего правоотношения моментом возникновения конкретного правоотношения употреблено в строго определенном смысле.

Рассмотрим действие механизма правового регулирования на конкретном примере. Так, у абитуриента есть цель — поступить в вуз. Для осуществления права на поступление в вуз абитуриент опирается на соответствующие нормы права, т.е. стадия регламентации общественных отношений уже имела место.

Другими важными элементами любого механизма правового регулирования являются его цели, методы и способы, используемые для правового воздействия на общественные отношения, а также правовые средства, через которые непосредственно и осуществляется правовое регулирование.

Правоотношения — средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретные и индивидуальные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.

Но нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования. С. С. Алексеев придает наибольшее значение в нормативной основе таким юридическим средствам, как позитивные обязывания, дозволения и запреты, поскольку они проявляют себя именно в действии права. Ключевые слова: правовое регулирование, стандартная модель правового регулирования, стадии правового регулирования, средства правового регулирования, стадия нормативного правового регулирования, стадия индивидуального правового регулирования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *