Положение о службе охраны труда 2021 образец

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о службе охраны труда 2021 образец». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Положение по охране труда должно создаваться на каждом предприятии вне зависимости от форм собственности. Письмо разрабатывается специальной комиссией, службой по ОТ или отдельным специалистом по типовой форме, утвержденной приказом Минтруда №15.

Руководитель предприятия ставит подпись и печать, после чего положение считается вступившим в силу. Локальный акт должен храниться на предприятии от 45 до 75 лет. Дополнительноего требуется утвердить путем составления специального приказа.

Распоряжение об утверждении подписывается руководителем и направляется в отдел кадров. Там он должен храниться в журнале с приказами в течение пяти календарных лет и может потребоваться в ходе внешних и внутренних инспекций.

Документ утверждает руководитель. Утверждение положения о службе охраны осуществляется путем издания специального приказа (смотрите образец в конце статьи) и проставлением соответствующего грифа с подписью уполномоченного лица непосредственно на самом акте.

В приказе об утверждении указывается следующее:

  • основание введения приказа в действие;
  • дата вступления положения в силу;
  • сведения о формировании службы;
  • данные о начальнике и работниках СОТ.

После того как приказ подписан руководителем, в правом верхнем углу первой страницы положения проставляется гриф «Утверждаю». Под грифом указывается дата утверждения акта и проставляется подпись генерального директора.

Здесь необходимо перечислить полномочия специалистов СОТ. Обычно сотрудников этого подразделения наделяют правом беспрепятственного посещения и осмотра помещений компании, проведения соответствующих проверок и предъявления предписаний об устранении нарушений.

Кроме этого, работники СОТ могут готовить для руководителя предложения относительно привлечения к ответственности виновных субъектов, а также относительно поощрений отдельных сотрудников.

1. Настоящее Положение о службе охраны труда организации разработано с учетом специфики и характера деятельности предприятия.
(на основе Типового Положения о службе охраны труда организации разработанного на основании части шестой статьи 20 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» в редакции Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года, подпункта 7.1.5 пункта 7 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» и утвержденное Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 98 от 30 сентября 2013г. и вступившее в силу с 25 января 2014г., в соответствии с чем утратило силу Типовое Положение о службе охраны труда организации, утвержденное постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002г. № 82).
2. Для целей настоящего положения применяются термины в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» в редакции Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г. № 158, 2/1453; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2013, 2/2059).
3. Настоящим Положением определяются основные задачи и функции службы охраны труда организации (под службой охраны труда следует понимать структурное подразделение организации: управление, отдел, сектор, инженер по охране труда или специалист по охране труда, далее – служба охраны труда).
4. Служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю предприятия или уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда его заместителю – главному инженеру.
5. Служба охраны труда организует работу по охране труда в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране труда», иными актами законодательства.
6. Работники службы охраны труда кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

7. Основными задачами службы охраны труда являются:
организация работы по охране труда, координация деятельности структурных подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
создание, внедрение и совершенствование системы управления охраной труда;
внедрение передового опыта и научных разработок в области охраны труда;
пропаганда охраны труда;
осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

8. Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью. При формировании службы охраны труда необходимо руководствоваться ст.20 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 «Об охране труда» (с учетом изменений и дополнений от 23.07.2013) и постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.07.1999 № 94 «Об утверждении нормативов численности специалистов по охране труда на предприятиях».
9. На должности руководителя и специалистов службы охраны труда назначаются лица в соответствии с квалификационными требованиями, предусмотренными законодательством.
10. Служба охраны труда по своему статусу, в том числе по оплате труда, включается в состав основных производственно-технических подразделений предприятия, и ее решения, принятые в пределах предоставленных прав и полномочий, являются обязательными для выполнения руководителями и специалистами, другими работниками всех структурных подразделений предприятия

26. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии:
со структурными подразделениями организации (далее – структурные подразделения) в пределах их полномочий установленных системой охраны труда и других локально нормативных правовых актов, с первичной профсоюзной организацией независимо от наличия у нее статуса юридического лица либо уполномоченными лицами по охране труда работников предприятия;
с органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора) за соблюдением законодательства об охране труда, органами государственного управления охраной труда на республиканском, отраслевом и региональном уровне в пределах предоставленных им прав и полномочий, с профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов (далее – профсоюзы), службой охраны труда вышестоящей организации, медицинскими организациями, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими другими организациями и учреждениями в соответствии с законодательством.

Положение о службе охраны труда организации: пример

Специалистам по охране труда в медицинских организациях стоит посочувствовать, если в остальных правилах по охране труда изменения были, но незначительные, то у медиков они новые и требований там очень много.

К примеру, по психиатрическим отделениям прописаны детали от и до, как вести себя с пациентам, что говорить, как одеваться, поворачиваться к ним спиной или нет. И так по все отделениям, производственным процессам и по эксплуатации медицинского оборудования.

Есть, конечно, размытые и нечеткие требования, но в целом информации много и теперь необходимо разработать инструкции по охране труда для всех отделений, опираясь на правила по охране труда для медицинских организаций. Работы предстоит много, но делать нужно, потому как при проведении проверки инспектора будут первым делом смотреть, а все ли вы изменили и сделали, когда были внесены изменения по новым ПОТ.

Инструкции нужно разрабатывать не только по должностям, но и по видам работ, например, при работе с кровью и другими биологическими жидкостями, при работе со стерилизатором, при обращении с медицинскими отходами и так далее.

И особенно нужно обратить внимание на то, что необходимо обновить абсолютно все инструкции. Если часть организаций, некоторых сфер деятельности, таких как школы и детские сады вносят изменения в некоторые инструкции, то в медицинских организациях максимально все.

А теперь о не менее важном, какие общие изменения во всех правилах по охране труда в 2021 году.

И первое, допускается применять к охране труда электронный документооборот, то есть вы одним ЛНА организуете сбор электронно-цифровых подписей работников и в дальнейшем при проведении обучения используете эти ЭЦП.

Не знаю, на сколько это будет реализовано на практике, потому как многие работники 100% будут категорически против, особенно в небольших городах. Данное требование больше подойдет для больших организаций, потому что небольшим компаниям до этого ещё далеко, деньги на спецодежду найти бы.

Но к этому уже давно все шло, и потока полностью так ни в одной организации не реализовано, потому как от живой подписи сложно отказаться. Как мы все прекрасно знаем охрана труда – это безопасность работников и работодателя, а для последнего это, когда у вас есть возможность предоставить инспектору живую подпись 🙂 Но в целом полностью электронный документооборот – это очень удобно, отрицать не стоит.

Второе общее нововведение – это требование проводить оценку профессиональных рисков, снижать их, то есть в ТК РФ еще обязательное требование не внесено, а в ПОТ уже эта обязанность есть.

Если у вас оценка рисков еще не проведена, рекомендую в кратчайшие сроки к этому вопросу приступить.

И третье общее нововведение – это разрешение работодателю на видео и аудиофиксацию при выполнении работ, также с целью снижения риска. Не так давно ко мне обратился за консультацией руководитель большого строительного подразделения, суть его вопроса заключалась в том, что их работодатель обязывает проводить инструктажи с видеофиксацией. Ему нужно было доказать, что она недопустима.

Работодатель ввел данное требование для того, чтобы быть уверенным, что до работников доносится максимально полностью информация по безопасному проведению работ. Возможно мастера это и делают, но время для съемки, сохранения и отправки файлов тоже занимает время, а хочется побыстрее “отстреляться” и пойти выполнять работу, чтобы вовремя уйти домой.

Производство работ включает в себя, в том числе, проведение инструктажей и работодатель имеет полное право требовать не только выполнение профессиональных обязанностей, но и всех инструктажей и обучения. Все нацелено на то, чтобы минимизировать риски травмирования работников в каждой организации.

Вообще во всех измененных ПОТ сказано, что работодатель может устанавливать свои более жесткие требования по охране труда, чтобы обеспечить безопасность работников.

Вопросов по изменениям в правилах по охране труда в 2021 году остается много, которые в рамках одного мероприятия или статьи не разобрать, поэтому перед проведением и после вебинара собрала все поступившие вопросы от специалистов и подробно разобрала их в видеоформате.

И переходим к самому злободневному вопросу, что же делать в связи с переменами? Отсрочки по изменениям никакой нет, где-то я читала, что дается 1 месяц, нет это неправда. Поэтому организуйте мероприятия в кратчайшие сроки, если новые изменения в 2021 году в правилах по охране труда вас коснулись.

Первое, что нужно сделать, это переработать инструкции по охране труда и параллельно заключить договор с учебным центром, чтобы направить на внеочередную проверку знаний (ВПЗ) комиссию по охране труда и лиц, ответственных за безопасное производство работ на местах, то есть тех кто проводит инструктажи.

Также, пока проходит заключение договора и само обучение в УЦ, нужно переработать программы проведения инструктажей на рабочих местах.

Хочу обратить ваше внимание, что инструктажи проводить без обучения ответственных нет смысла, это будет считаться фикцией.

Далее когда всем в УЦ проведели внеочередную проверку знаний, проводите на местах в организации ВПЗ, но только тех работников, к которым внесенные изменения в правилах относятся, и внеплановый инструктаж по той же схеме.

Недавно был вопрос на блоге, как документально это оформить. Готовите приказ по предприятию, что на основании изменений в правилах по охране труда необходимо провести внеочередную проверку знаний следующим работникам в срок до, и внеплановый инструктаж, указываете кто проводит, кому и в какой срок.

  • субъекты малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • некоммерческие организации, среднесписочная численность работников которых за 2020 не превысила 200 человек;
  • другие организации и ИП, которые не попадают под основания проведения плановых проверок в 2021.

Главное про изменения по охране труда в 2021 году и порядок действий

Проект содержит изменения для организаций, эксплуатирующих транспорт. А именно регламентирует вопросы организации и проведения предрейсового и предсменного контроля технического состояния транспорта. Порядок касается и организаций, и ИП, которые используют автобусы и грузовые автомобили для перевозки пассажиров или грузов по коммерческому договору.

В этом материале, который постоянно обновляется, вы можете узнать, какие правила по охране труда вступили в силу уже с 01.01.2021 года, ознакомиться со списком изменений по отраслям с отсылками к устанавливающим их НПА.

Сейчас задача каждого специалиста по охране труда — привести в соответствие с новыми нормами документы организации и провести ряд мероприятий, инструктажей и обучений по ОТ. В помощь вам мы подготовили пошаговый гайд.

Пункт 3.3 Постановления Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.01.2003 № 1/29 предписывает при введении новых нормативов провести у работников внеочередную проверку знаний по охране труда.

Здесь есть свои нюансы:

  • Для тех, кто обучался по ОТ в Учебном центре — внеочередная проверка также проводится в Учебном центре
  • Остальным работникам внеочередная проверка проводится внутренней комиссией

Важно также иметь в виду, что:

  • Если внеочередная проверка не будет проведена, удостоверение работника становится недействительным! Подробнее об удостоверениях
  • Внеочередная проверка на отменяет, не заменяет и не продлевает очередную проверку знаний!

Итак, если изменения коснулись правил по охране труда, непосредственно касающихся производственной деятельности компании, необходимо:

  • Издать приказ о проведении мероприятий в связи с вводом в действие новых правил. В приказе определить сроки прохождения обучения в УМЦ, график проведения внепланового инструктажа и внеочередной проверки знаний по ОТ, назначить ответственных за проведение инструктажа.
  • Направить на внеочередную проверку знаний по ОТ в УМЦ членов комиссии/ответственных по ОТ.
  • Проведение внепланового инструктажа и внеочередной проверки знаний для работников (проводят ответственные по ОТ).

Учебно-методический центр «ЭКОСТАНДАРТ» уже обновил учебные программы в соответствии с последними изменениями. Закажите обучение по охране труда и пожарно-техническому минимуму (ПТМ)

Пунктом 3 ППР 1479 Постановления Правительства Р Фот 16.09.2020 для работников организации установлено два вида обучения:

  • противопожарный инструктаж
  • дополнительное профессиональное образование (ДПО)

31 декабря 2020 г. Постановлением Правительства Р Фот 31.12.2020 N 2467 продлено действие приказа МЧС 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

Из новых ППР убрали термин «пожарно-технический минимум» (ПТМ), НО в силу нормы ч. 2 ст. 76 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» под ДПО подразумеваются не только программы профессиональной переподготовки, но и программы повышения квалификации, т. е. в том числе и ПТМ. Также это предусматривает абзац 3 статьи 25 Федерального закона № 69 Федеральный закон «О пожарной безопасности».

На основании пункта 46 действующего приказа МЧС № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» необходимо провести внеочередную проверку знаний работников по ПТМ.

В отличие от охраны труда внеочередная проверка знаний по пожарной безопасности (ПТМ) проводится при утверждении НПА, т. е.с 16.09.2020 г. Таким образом все ответственные за ПБ компании заказчика должны пройти внеочередную проверку знаний в УМЦ, а всем остальным работникам необходимо провести внеплановый инструктаж по ПБ.

Образец положение о службе охраны труда

Это направление в политике, осуществляется Правительством посредством нижестоящих уполномоченных органов.

Управление ОТ предполагает создание законов, защищающих права граждан на благоприятные условия труда. Главный орган, исполняющий эту функцию – Министерство труда. Его основные задачи:

  1. осуществление программ по усовершенствованию служебных условий;
  2. оказание поддержки мероприятий, нацеленных на усиление безопасности;
  3. контроллинг за четким исполнением законодательных норм.

Министерство труда разрабатывает нормативные акты. Например, такие:

  • порядок соответствия проводимых мероприятий установленным требованиям;
  • правила оглашения инструкций и тестирование знаний сотрудников;
  • перечень действий, подлежащих аккредитации.

Сотрудник службы уполномочен:

  • проводить проверки;
  • выносить на основании результатов предписание с указанием выявленных нарушений;
  • требовать устранения нарушений;
  • контролировать исполнения требований;
  • требовать от начальников подразделений удаления от работы граждан, действия которых нарушают правила ОТ;
  • вносить предложения директору о наказании нарушителей;
  • инициировать поощрение исполнителей, помогающих осуществлять улучшения в сфере ОТ;
  • просить у руководителей подразделений участия кадров в мероприятиях, нацеленных на совершенствование условий;
  • быть представителем на собраниях в государственных органах.

Несмотря на широкий спектр прав специалиста по ОТ, он не может самостоятельно совершать ряд действий. Например:

  • освобождать от выполнения обязанностей лиц, не посетивших медицинское учреждение для осмотра, инструктаж, совершающих нарушения;
  • налагать ответственность исполнителей за нарушения;
  • привлекать отдельных сотрудников к содействию в мероприятиях;
  • поощрять материально за участие в совершенствовании служебных условий.

В компетенцию специалиста по ОТ входит: внесение предложений, рекомендации, предоставление информации по вышеуказанным вопросам. Непосредственное исполнение не требуется.

Окончательное решение и приведение в действие исполняется после согласования руководителем фирмы и подразделений.

Проведение дня охраны труда – традиция, появившаяся во времена СССР. Целью проведения является закрепление знаний о мерах безопасности на производстве.

В этот день работодатели стараются снизить нагрузку подчиненных для того, чтобы все члены коллектива могли принять участие в мероприятии. Заранее готовится сценарий, проводятся лекции, беседы, посвященные улучшению качества жизни и сохранности здоровья. Также могут проводиться проверки.

Законодательно это мероприятие не закреплено. Работодатель самостоятельно устанавливает периодичность проведения в Положении о службе ОТ.

Кроме этого составляются:

  • программа проведения дней ОТ;
  • приказ о проведении;
  • перечень участников;
  • перечень нарушений, выявленных в ходе проведения проверок с рекомендациями по устранению.

В маленьких организациях такие мероприятия, пожалуй, редкость. Дню охраны труда, как правило, придают большее значение фирмы:

  1. с высокой численностью персонала;
  2. с опасным производством;
  3. с государственными источниками финансирования.

Примерное положение о системе управления охраной труда в дошкольной образовательной организации (далее — Примерное положение) разработано в соответствии c Трудовым кодексом Российской Федерации, Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённым приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007», Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».

Настоящее Примерное положение определяет порядок организации работы по охране труда и структуру управления охраной труда в дошкольной образовательной организации (далее — образовательная организация), служит правовой и организационно-методической основой локальных нормативных актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса.

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию.

Государственная экспертиза условий труда — оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Допустимые условия труда — условия труда, при которых на организм работника воздействуют вредные производственные факторы, не удовлетворяющие установленным гигиеническим нормативам, но функциональные изменения в организме работающих в данных условиях восстанавливаются к нормальным за время регламентированного отдыха или к началу следующей рабочей смены.

Знаки безопасности — представляющие собой цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и/или поясняющих надписей знаки, предназначенные для предупреждения работающих о непосредственной или возможной опасности, запрещении, предписании или разрешения определенных действий, а также для информации о расположении объектов и средств, использование которых исключает или снижает риск воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов.

Идентификация риска — процесс нахождения, составления перечня и описания элементов риска.

Локальный нормативный акт — документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Напряженность труда — характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу труда.

Непрерывное совершенствование — последовательно повторяющийся процесс повышения эффективности системы управления охраной труда, направленный на улучшение деятельности организации по охране труда в целом.

Несчастный случай на производстве — событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях как на территории работодателя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном работодателем, и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур.

Опасность — фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья.

Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Профессиональное заболевание — хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности и (или) его смерть.

Профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Специальная оценка условий труда — комплекс мероприятий по выявлению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Система управления охраной труда — комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Стандарты безопасности труда — правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

Требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Тяжесть труда — характеристика трудовой деятельности, определяемая степенью совокупного воздействия всех элементов условий труда на функциональное состояние человека — его работоспособность, состояние здоровья и процесс воспроизводства рабочей силы.

Система управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса (далее — СУОТ) является неотъемлемой частью общей системы управления образовательной организацией.

Основа функционирования СУОТ — Положение о СУОТ в образовательной организации, утвержденное приказом работодателя (руководителя образовательной организации) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Положение о СУОТ содержит следующие разделы (подразделы):

1. Политика и цели в области охраны труда и безопасности образовательного процесса.

2. Обеспечение функционирования СУОТ:

3. Процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда и безопасности образовательного процесса:

4. Планирование мероприятий по реализации процедур.

5. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур.

6. Планирование улучшений функционирования СУОТ.

7. Управление документами СУОТ.

Политика является самостоятельным документом (разделом документа) образовательной организации, содержащим основные направления деятельности и обязательства работодателя (руководителя образовательной организации) в области охраны труда и безопасности образовательного процесса. Политика в области охраны труда и безопасности образовательного процесса (далее — Политика по охране труда) обеспечивает:

— приоритет сохранения жизни и здоровья работников и детей в процессе трудовой и образовательной деятельности;

— соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

— выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников и детей, профилактике производственного и детского травматизма, профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;

— непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;

— обязательное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;

— установление гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

— выделение необходимых ресурсов для достижения целей в области охраны труда;

— предоставления необходимых условий и гарантий деятельности лицам, ответственным за обеспечение охраны труда, уполномоченным лицам по охране труда, членам комиссии по охране труда для правильного выполнения ими своих функций.

В Политике по охране труда отражаются:

— положения о соответствии условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

— обязательства работодателя (руководителя образовательной организации) по предотвращению производственного и детского травматизма и ухудшения здоровья работников и детей;

— положения об учете специфики деятельности организации, обусловливающей уровень профессиональных рисков;

— порядок совершенствования функционирования СУОТ.

При определении Политики по охране труда работодатель обеспечивает совместно с работниками и (или) уполномоченными ими представительными органами предварительный анализ состояния охраны труда в образовательной организации и обсуждение Политики по охране труда.

Политика по охране труда, как правило, включается в раздел «Условия и охрана труда» коллективного договора.

Политика по охране труда должна быть доступна всем работникам образовательной организации, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях образовательной организации.

Основные цели работодателя в области охраны труда определяются Политикой по охране труда, направленной на обеспечение охраны труда и здоровья работников и детей в процессе трудовой и образовательной деятельности, предупреждение производственного и детского травматизма, профессиональной заболеваемости, и достигаются путем реализации работодателем процедур, направленных на достижение целей в области охраны труда и безопасности образовательного процесса.

Организация работ по охране труда возлагается на специалиста по охране труда.

Специалист по охране труда:

организует и координирует работу по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса, координирует работу структурных подразделений в области охраны труда;

проводит с работниками организации вводный инструктаж, контролирует проведение руководителями подразделений инструктажей по охране труда (первичных, повторных, внеплановых, целевых).

участвует в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда в образовательной организации;

участвует в управлении профессиональными рисками;

участвует в организации и проведении специальной оценки условий труда;

участвует в разработке локальных нормативных актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса, раздела по охране труда коллективного договора;

осуществляет контроль за целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

участвует в организации и проведении подготовки по охране труда и оказанию первой помощи, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации работников образовательной организации;

участвует в работе по определению контингента работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам и психиатрическим освидетельствованиям;

оказывает методическую помощь заместителям руководителя, руководителям структурных подразделений организации в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда, а также в составлении программ обучения работников безопасным приемам и методам работы;

осуществляет проведение проверок состояния охраны труда в образовательной организации; выдает предписания об устранении имеющихся недостатков и нарушений требований охраны труда, контролирует их выполнение;

осуществляет контроль за соблюдением в организации законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда, проведением профилактической работы по предупреждению производственного и детского травматизма, профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда и образовательного процесса.

информирует работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда и средствах индивидуальной защиты;

организует размещение в доступных местах наглядных пособий и современных технических средств для проведения обучения по охране труда;

осуществляет координацию и контроль обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также их хранения, оценки состояния и исправности;

осуществляет контроль за обеспечением работников нормативной правовой и методической документацией в области охраны труда;

участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, анализе причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предотвращению.

Важным следствием реализации указанного проекта регуляторной гильотины стала отмена значительного количества нормативных актов, которые имели статус основополагающих для разных отраслей. Инженеры по ОТ, которые почти ежедневно сталкивались с положениями этих правовых актов, с 1 января 2021 года обнаружили, что многие из них больше не действуют. Последние изменения в законодательстве по охране труда привели к тому, что список упраздненных включил следующие категории правовой документации:

  • Постановление Правительства от 26 августа 1995 г. № 843, которое содержало список типовых мер по достижения требуемого уровня безопасности труда работников;
  • Постановление Правительства от 25 февраля 2000 г. № 162, содержавшее список должностных позиций, запрещенных для женщин по причине тяжелых условий работы;
  • порядка 180 стандартных инструкций по охране труда для разных сфер;
  • рекомендации по организации работы по охране труда уполномоченных сотрудников, выступающих представителями профсоюзной организации или рабочего коллектива;
  • ряд ключевых приказов Минтруда, которые устанавливали правила ОТ для конкретных областей деятельности – например, отлично известный приказ Минтруда от 28 марта 2014 года № 155н, определявший правила выполнения работ на высоте;
  • пункт 7 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, который допускал возможность использования неаттестованных методик для выполнения замеров вредоносных факторов при выполнении спецоценки условий труда;
  • другие нормативные акты по ОТ.

Приведенный список, конечно, далеко не полон и включает только самые важные правовые акты, которые были отменены с 1 января 2021 года. Полный перечень изменений по охране труда в 2021 году, содержащий указания на отмененные нормативные акты, определен постановлением Правительства от 4 августа 2020 г. № 1181.

Анализируя проделанные изменения, представителям отдельных отраслей следует тщательно проверить применяемые нормативные документы на предмет их действительности: изменения в правилах охраны труда в строительстве, новые изменения в охране труда в школах и другие нововведения слишком объемны, чтобы осветить их одним материалом. Однако некоторые общие сведения будут актуальны для любой области деятельности, поэтому стоит указать, какие нормы действовавшего законодательства по ОТ остались актуальны и в 2021 году. Их список включает:

  • обязательный характер спецоценки для организаций, кроме тех, которые сотрудничают только с надомными или удаленными работниками. Порядок организации и выполнения СОУТ по-прежнему регулируется положениями федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ;
  • введение должности инженера по ОТ или профильной службы на предприятиях, имеющих больше 50 работников;
  • организация регулярных инструктажей по охране труда для работников предприятия, а для некоторых категорий сотрудников – расширенного обучения по программам охраны труда по профилю их деятельности. Согласно совместному постановлению Минобра и Минтруда от 13 января 2003 года для организации такого обучения следует разработать инструкции по охране труда с новыми изменениями;
  • выдача работникам защитных средств, обеспечивающих минимизацию вредоносного воздействия производственных факторов, присутствующих на рабочих местах. Нормы выдачи и номенклатура таких средств устанавливаются положениями приказа Минтруда от 09.12.2014 № 997н;
  • финансирование оплаты страховых взносов на обязательное страхование персонала предприятия от производственных травм и профессиональных заболеваний согласно нормативам федерального закона от 25.12.2018 N 477-ФЗ;
  • другие нормы законодательства.

Можно признать, что основные принципы государственной политики по направлению к приемлемому уровню безопасности труда работников предприятий остались прежними.

Стоит сразу отметить несколько основополагающих принципов нового подхода к организации нормативной базы, устанавливающей государственные требования к охране труда на предприятиях:

  • преемственность. Законодатели приложили серьезные усилия к тому, чтобы ни одна отрасль производства не оказалась без руководящей документации, то есть в ситуации, когда ранее действовавшие нормативные акты уже отменены, а новые еще не приняты. Обзор изменений в правилах по охране труда показывает, что почти для всех направлений, где были упразднены значимые правовые акты, с 1 января 2021 года начала применяться новая документация;
  • необходимость пересмотра требований. Большая часть новых принятых нормативных документов получила ограниченный срок действия, который составляет 5-7 лет, то есть будет применяться до 2025-2027 годов. Это сделано специально, чтобы обеспечить институциональную основу для регулярного пересмотра нормативной базы по безопасности труда работников. Это значит, что по истечении этого срока нас ждет новый крупный пересмотр принятых нормативов;
  • отраслевой характер. Изменения в правилах по охране труда не слишком сильно коснулись основополагающих принципов организации работ предприятий в этой области и государственных требований к ним. В значительно большей степени они оказались сосредоточены в области установления обновленных требований к отдельным отраслям с тем, чтобы обеспечить соответствие таких нормативов текущей ситуации в производстве, экономике и обществе.

Разумеется, предприятиям придется учесть изменения в приказах по охране труда 2021 года.

К началу 2021 года Правительством, Минтрудом и подведомственными ему организациями проделана большая работа по актуализации нормативной базы и разработке обновленных правовых документов, вводящих оптимизированные требования в области охраны труда к российским организациям. Здесь приводится сравнительная таблица изменений по охране труда 2021 года, которая включает наиболее значимые нововведения.

Нормативный документ

Сфера применения

Основные нововведения

Приказ Минтруда от 18 июля 2019г. № 512н

Труд женщин

Сокращение количества должностных позиций, на которых запрещено применение труда женщин, с более чем 450 до 100

Постановление Правительства от 31 августа 2020 г. № 1325

Оценка пожарного риска

Новые правила выполнения независимой оценки пожарного риск для отдельных типов объектов

Постановление Правительства от 22 июля 2020 г. № 1084

Расчеты уровня пожарного риска

Введение методики расчетов уровня пожарного риска для разных типов объектов

Постановление Правительства от 16 сентября 2020 г. № 1479

Организация противопожарного режима

Новые правила организации противопожарного режима для разных типов организаций

Постановление Правительства от 18.09.2020 № 1485

Организация инструктажа

Введение нового типа инструктажа по охране труда, обязательного для всех сотрудников предприятия. Одновременно с этим должны быть сделаны изменения в инструкциях по охране труда 2021 года

Совместный приказ Минздрава и Минтруда от 31 декабря 2020 года N 988н/1420н

Организация обязательных медосмотров работников

Введение обновленного списка вредоносных факторов производства, обусловливающих обязательный характер медосмотров для работников, а также установление порядка проведения таких медицинских осмотров

Все приведенные нормативные документы уже начали применяться. Это далеко не полный список новых нормативных документов, которые начали действовать с 2021 года – эта таблица содержит только наиболее значимые из них, то есть те, которые касаются всех или большей части предприятий. Кроме этого, с 1 января 2021 года вступили в силу 40 новых приказов Минтруда, утверждающих инструкции по ОТ для разных отраслей – от работы метрополитенов до выполнения окраски поверхностей. В дополнение к ним в течение года Министерство собирается принять еще ряд инструкций.

Применение требований новых нормативных документов стало обязательным для всех предприятий, на которые распространяется их действие. Чтобы выполнить требования действующего законодательства, руководителям организаций необходимо уже в самые ближайшие недели предпринять требуемые действия. Так, они обязаны будут выполнить пересмотр всей локальной нормативной документации для внесения в нее соответствующих изменений, а также осуществить внесение изменений в инструкции по охране труда. Кроме этого, нужно учитывать, что алгоритм действий при изменении требований охраны труда, установленный постановлением № 1/29, требует в таких обстоятельствах провести внеплановые инструктажи для работников. Компаниям также необходимо следить за рекомендациями Минтруда, Минздрава и Росздравнадзора в области профилактики коронавирусной инфекции на предприятиях и отражать их в работе своих предприятий.

Впрочем, не исключено, что этим активность законодателей в области изменения действующей правовой базы по охране труда не ограничится. Появилась информация, что в течение 2021 года в нее может быть внесен еще ряд существенных изменений, которые также потребуют отражения в работе российских компаний. Эксперты считают, что такие нововведения могут коснуться вопросов организации системы управления охраной труда на предприятии, проведения обучения по ОТ для сотрудников, а также нормативов и правил выдачи защитных средств, обеспечивающих минимизацию воздействия вредоносных факторов производства на работников.

В соответствии с абз. 22 ч. 2 ст. 212 ТК РФ в каждой компании должны быть составлены и утверждены правила по охране труда. Эти правила в установленных законом случаях следует согласовывать с профкомом на основании ст. 372 ТК РФ. К числу таких правил относится и локальный нормативный акт — положение по охране труда (далее — Положение). В данном документе должен быть указан перечень мероприятий, которые работодатель обязан реализовать с целью обеспечения безопасных и комфортных условий труда для своих сотрудников.
Так, в Положении отражаются следующие типы мероприятий:

  • организационные;
  • правовые;
  • технические;
  • социальные;
  • реабилитационные;
  • профилактические.

В Положении об охране труда указываются:

  • обязанности директора по обеспечению охраны труда (далее — ОТ) на предприятии;
  • уполномоченный по охране труда ответственный сотрудник, его обязанности и порядок работы;
  • порядок планирования и проведения мероприятий в рамках обеспечения ОТ;
  • права работников в сфере ОТ;
  • порядок контроля за выполнением норм по ОТ и соблюдение правил безопасности;
  • ответственность за невыполнение обязанностей и нормативно-установленных требований по обеспечению ОТ на предприятии;
  • порядок утверждения состава комиссии по проведению оценки условий труда;
  • порядок формирования бюджета на ОТ, статьи планируемых расходов и источники для их финансирования.

В этом же документе могут содержаться сведения об организации службы по ОТ, а также информация о проведении обучения сотрудников. Но обычно для всестороннего раскрытия затронутых выше вопросов разрабатываются отдельные положения и инструкции.

К ним можно отнести:

  • Квалификационный справочник, содержащий должности руководителей, специалистов и прочих служащих, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 г. за № 37, с изменениями от 21.01. – 4.08.2000 г.;
  • Единые тарифно–квалификационные справочники, содержащие работы и профессии рабочих, утвержденные Постановлениями Минтрудсоцразвития РФ;
  • Методические указания по разработке должностных инструкций для руководителей и специалистов организаций, которые осуществляют деятельность в сфере промышленной безопасности на опасных производственных объектах – приняты в ряде областей РФ;
  • Квалификационные требования в сфере ОТ и промышленной безопасности для руководителей и специалистов предприятий – приняты в некоторых областях РФ;
  • Нормативно-правовые акты РФ и ее субъектов в области охраны труда и промышленной безопасности, экологической и пожарной безопасности и иные нормативные документы по производственному контролю;
  • Типовые отраслевые положения, регулирующие систему управления охраной труда;
  • Локальные нормативные акты предприятия \ организации по осуществлению мероприятий по охране труда, распределению обязанностей в данной области и промышленной безопасности.

Важно Результаты внеочередной проверки знаний оформляют протоколом, работнику выдают удостоверение или вносят новые данные в старый документ

В течение месяца после вступления в силу новых требований организуйте обучение и внеочередную проверку знаний. Сделать это нужно независимо от срока предыдущей проверки, даже если проводили мероприятия неделю назад (п. 3.3 Порядка № 1/29). Подготовьте приказ о проведении обучения и внеочередного экзамена.

Проверку знаний проводит комиссия, члены которой уже прошли обучение и внеочередную проверку знаний с учетом новых требований в учебном центре (пп. 2.3.2, 3.4 Порядка № 1/29). Только после этого они смогут провести экзамен на знание новых нормативных актов с работниками.

Контингент, для которого требуется проходить обучение в учебном центре, проходит внеочередные мероприятия также в обучающей организации (п. 2.3.2 Порядка № 1/29). Провести экзамен внутренней комиссией нельзя. Сотрудников, которые в течение месяца не прошли обучение по новым требованиям, отстраняют от работы до реализации мероприятий.

Грамотная организация охраны труда на предприятии

Образец Положения по ОТ трудно назвать типовым, ведь на каждом предприятии/производстве существуют особые условия труда и, соответственно, используются разные подходы для обеспечения безопасности работников. В то же время типовое положение поможет понять структуру данного нормативного локального документа, а значит, трудностей с разработкой индивидуального Положения возникнуть не должно.

При составлении этого документа необходимо придерживаться условий, перечисленных в ГОСТ 12.0.230-2007, пользоваться типовым списком мероприятий по ОТ. На нашем сайте вы сможете скачать образец Положения по охране труда, созданный на основе этого документа.

Когда и какие инструктажи по охране труда проводить на предприятии, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Работа по охране труда должна проводиться систематически, а это невозможно без планирования.

Составление планов на различные сроки и контроль за их выполнением – залог успешной работы в области охраны труда. Вот что необходимо записать в Положении по охране труда о планировании:

Планирование работы по охране труда должно предусматривать техническую эксплуатацию объектов, оборудования, технологической оснастки, средств безопасности и средств индивидуальной защиты на уровне требований правил по охране труда и выполнение мероприятий по снижению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, по сокращению количества работников, занятых на вредных и тяжелых работах, по внедрению безопасного оборудования и производственных процессов, а также проведение организационных мероприятий по охране труда (обучения, медицинских осмотров и т.п.).

И, конечно же, нужно упомянуть о том, что планы не могут быть фантастикой, а должны основываться на реальных возможностях организации:

Планируемые мероприятия по охране труда должны быть обеспечены материально-техническими ресурсами и финансированием; планироваться могут только те работы, которые имеют реальное материально-техническое обеспечение и соответствующее финансирование.

На каждом предприятии работодатель обязан обеспечивать создание безопасных условий труда для своих сотрудников. С этой целью он должен спланировать и ежегодно реализовывать ряд мероприятий, улучшающих условия труда сотрудников. Также ему следует определить уровень ответственности и круг лиц, которые обеспечат внедрение практики по выполнению норм ОТ.

С этими задачами справится единый локальный документ — положение по охране труда, в котором будет учтено всё необходимое для обеспечения безопасных и комфортных условий труда сотрудников. При разработке такого документа предприятие может использовать предложенный нами выше образец.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В соответствии с абз. 22 ч. 2 ст. 212 ТК РФ в каждой компании должны быть составлены и утверждены правила по охране труда. Эти правила в установленных законом случаях следует согласовывать с профкомом на основании ст. 372 ТК РФ. К числу таких правил относится и локальный нормативный акт — положение по охране труда (далее — Положение). В данном документе должен быть указан перечень мероприятий, которые работодатель обязан реализовать с целью обеспечения безопасных и комфортных условий труда для своих сотрудников.
Так, в Положении отражаются следующие типы мероприятий:

  • организационные;
  • правовые;
  • технические;
  • социальные;
  • реабилитационные;
  • профилактические.

В Положении об охране труда указываются:

  • обязанности директора по обеспечению охраны труда (далее — ОТ) на предприятии;
  • уполномоченный по охране труда ответственный сотрудник, его обязанности и порядок работы;
  • порядок планирования и проведения мероприятий в рамках обеспечения ОТ;
  • права работников в сфере ОТ;
  • порядок контроля за выполнением норм по ОТ и соблюдение правил безопасности;
  • ответственность за невыполнение обязанностей и нормативно-установленных требований по обеспечению ОТ на предприятии;
  • порядок утверждения состава комиссии по проведению оценки условий труда;
  • порядок формирования бюджета на ОТ, статьи планируемых расходов и источники для их финансирования.

В этом же документе могут содержаться сведения об организации службы по ОТ, а также информация о проведении обучения сотрудников. Но обычно для всестороннего раскрытия затронутых выше вопросов разрабатываются отдельные положения и инструкции.

О том, как составляется инструкция по ОТ, читайте в этой статье.

Работодатель может указать в Положении и затем ежегодно реализовывать любые мероприятия, улучшающие условия труда работников. Но к расходам для уменьшения налогооблагаемой прибыли можно будет отнести лишь те, которые упомянуты в Типовом перечне мероприятий по улучшению условий и ОТ и снижению профрисков, утвержденном приказом Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н.

3.1. Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.

3.2. Оказание помощи подразделениям предприятия в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений.

3.3. Организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением.

3.4. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда.

3.5. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда.

3.6. Согласование разрабатываемой на предприятии проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.

3.7. Разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.

3.8. Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда предприятия.

3.9. Составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

3.10. Оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляется компенсация за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда.

3.11. Организация расследования несчастных случаев на производстве в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая, оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда и др.), в соответствии с установленными сроками.

3.12. Участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями.

3.13. Составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России.

3.14. Разработка программ обучения по охране труда работников предприятия, в том числе его руководства; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

Изменения законодательства в области охраны труда в 2021 году

Для разработки локального акта следует руководствоваться Рекомендациями, утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 08.02.2000 № 14. Они разработаны с целью оказания помощи работодателям при организации работы уполномоченного органа. В соответствии с Рекомендациями, образец положения о службе охрана труда должен состоять из следующих разделов:

  • общие нормы;
  • основные задачи;
  • функции;
  • права работников;
  • организация работы;
  • формирование;
  • контроль и ответственность.

В соответствии с пунктами 1 и 3 Рекомендаций, служба создается руководителем как самостоятельное структурное подразделение организации и состоит из штата специалистов во главе с руководителем (начальником). Структура и численность определяются директором предприятия в зависимости от количества работающих, характера условий работы, опасности производства и иных факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10.

Требования к знаниям, квалификации и должностные обязанности лиц, которые могут быть специалистами, определены в разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и в профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда». Как пояснил Минтруд России, если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, работодатель самостоятельно определяет, какой акт использовать, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Уполномоченный орган организует свою работу совместно с другими подразделениями организации, уполномоченными лицами профсоюзов или иных представительных органов, комитетом (комиссией), с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в этой сфере, органами государственного надзора и контроля (п. 4 Рекомендаций).

Минтруд России в Письме от 29.12.2016 № 15-2/ООГ-4698 пояснил, что Рекомендации не являются нормативным правовым актом, так как не зарегистрированы Минюстом России, и носят рекомендательный характер. В связи с этим, разрабатывая положение о службе охраны труда в школе, не обязательно полностью копировать Рекомендации, следует руководствоваться иными документами, регулирующими этот вопрос.

Безопасные условия рабочего процесса обеспечиваются работодателем. Последний, в том числе, должен сформировать систему управления охраной труда и организовать подготовку соответствующего комплекта внутренней нормативной документации.

Особенности организации и требования охраны труда регулируются ТК РФ (Раздел Х), профильными законами и подзаконными нормативными актами, в том числе:

  • приказом Минздравсоцразвития №181н от 01.03.2012 года, которым утвержден Типовой перечень мероприятий, направленный на совершенствование условий охраны труда;
  • приказом Минтруда №438н от 19.08.2016 года, которым утверждено Типовое положение о СУОТ (система управления охраной труда);
  • постановлением Минтруда №14 от 08.02.2004 года, в котором представлены рекомендации по организации деятельности службы охраны труда.

ПОЛОЖЕНИЕ об инженере по охране труда

Общие положения

1.1. Для организации работы по охране труда руководитель Учреждения своим приказом назначает инженера по охране труда.

1.2. Инженер по охране труда подчиняется непосред­ственно руководителю Учреждения.

1.3. Инженер по охране труда осуществляет свою дея­тельность во взаимодействии с комиссией по охране труда, уполномоченным лицом по охране труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований ох­раны труда и органами общественного контроля.

1.4. Инженер по охране труда в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми акта­ми, локальными нормативными актами об охране труда, коллектив­ным договором, соглашением по охране труда.

  1. Основными задачами инженера по охране труда являются:
  • Организация работы по обеспечению выполнения работни­ками требований охраны

труда.

2.2. Контроль за соблюдением работниками законов и иных нор­мативных правовых актов об охране труда, коллективного догово­ра, соглашения по охране труда, других локальных нормативных актов школы.

2.3. Организация профилактической работы по предупреждению травматизма, профессиональных заболеваний, обусловленных произ­водственными факторами, а также работы по улучшению условий и охраны труда.

  • Информирование и консультирование работников школы, в том числе директора, по

вопросам охраны труда.

  • Изучение и распространение передового опыта работы по охра­не труда, пропаганда

вопросов охраны труда.

  1. Функции инженера по охране труда

Для выполнения поставленных задач на инженера по охране труда возлагаются следующие функции:

  • Учет и анализ состояния и причин травматизма, профессио­нальных заболеваний,

обусловленных производственными факторами.

  • Организация, методическое руководство системой оценки условий труда

и конт­роль за их проведением.

  • Проведение совместно с представителями администрации Учреждения и с участием

уполномоченного лица по охране труда профессиональных союзов или иных уполномочен­ных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, ра­боты вентиляционных систем, санитарно-бытовых помещений на соот­ветствие требованиям охраны труда.

  • Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию рекон­струированных объектов, а

также в работе комиссии по приемке Учреждения к новому учебному году в части соблюдения требований охраны труда.

3.5. Разработка совместно с администрацией Учреждения, выборным профсоюзным органом или уполномочен­ным работниками представительным органом планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению травматизма, профессиональных заболеваний, обусловленных производственными факторами, оказание организационно-методической помощи по выпол­нению запланированных мероприятий.

3.6. Участие в составлении разделов коллективного договора, ка­сающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда.

3.7. Оказание помощи администрации Учреждения в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и дол­жностей, в соответствии с которыми на основании действующего законо­дательства работникам предоставляются компенсации и льготы за тяже­лую работу и работу с вредными или опасными условиями труда.

  • Участие в расследовании несчастных случаев, оформлении и хранение документов по

расследованию несчастных случаев в соответ­ствии с установленными сроками.

  • Участие в подготовке документов дня назначения выплат по страхованию в связи с

несчастным случаем на производстве или про­фессиональным заболеванием.

3.10. Составление отчетности по охране и условиям труда по уста­новленным формам.

3.11. Организация проведения инструктажей по охране труда и кон­троль за своевременным и правильным их проведением.

3.12. Разработка программы обучения по охране труда работни­ков Учреждения, организация своевременного обучения и проверки знаний требований охраны труда, участие в работе комиссии по проверке знаний требований охраны труда, оформлении соответствующих протоколов и выдачи удостоверений о проверке зна­ний требований охраны труда.

  • Оказание методической помощи ответственным лицам при разработке и пересмотре

инструкций по охране труда.

  • Обеспечение должностных лиц и работников локальными нормативными актами по

охране труда (правилами, нормами, ин­струкциями и пр.), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда.

3.15. Подготовка информационных стендов, уголков по охране труда, ведение пропаганды по вопросам охраны труда.

3.16. Доведение до сведения работников действующих законов, иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локаль­ных нормативных актов по охране труда Учреждения.

Положение по организации работы по ОТ обязательно должно включать кроме общих положений еще и перечень основных по направленности работ по ОТ, а также порядок распределения обязанностей между сотрудниками для обеспечения безопасности на работе. В этом случае напротив каждого из наименований работ по ОТ необходимо указывать ответственное за исполнение мероприятия лицо, а также вовлеченных участников в сфере ОТ по направлениям.

Например, руководитель отвечает за общее руководство всеми техпроцессами, а также за состояние ОТ на предприятии. Директор также отвечает за проведение расследования при возникновении несчастных случаев; контролирует соблюдение законодательных норм и правил по ОТ; обеспечивает страхование сотрудников от профзаболеваний, временной нетрудоспособности и пр.

Одним из способов отслеживать состояние условий и охраны труда в организации, трудовую дисциплину на рабочих местах, соблюдение стандартов безопасности труда, норм, правил, инструкций и других правовых актов по охране труда является трехступенчатый контроль по охране труда. Обязательно ли вести такой контроль, если предприятие небольшое, узнайте, изучив экспертное мнение от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Кроме того, в данном положении указывается лицо, ответственное за обеспечение ОТ на предприятии. Прописывается порядок создания отдела (службы) по ОТ, алгоритм прохождения инструктажа по основам ОТ. В данном локальном акте обязательно следует прописать, каким образом и кем проводится анализ состояния трудовых условий. Следует описать, как будут осуществляться мероприятия по улучшению условий труда.

Первый раздел Положения по охране труда, как правило, называют Общие положения. В нем описывают такие важные детали, как общее распределение обязанностей по охране труда.

Начинать раздел уместно такой формулировкой:

Организация работы по охране труда и ответственность за состояние этой работы в организации и ее подразделениях возложена на руководителя организации, его заместителей по направлениям деятельности, руководителей подразделений, служб и других должностных лиц в соответствии с настоящим Положением.

Ответственным за охрану труда в организации является работодатель. Однако уследить за всем хозяйством, особенно если это крупная организация, он физически не может. Поэтому в общих положениях обозначают его право и возможность часть своих полномочий делегировать своим подчиненным.

Руководитель организации, его заместители при необходимости могут возлагать на руководителей подразделений обязанности по охране труда, изложенные в настоящем Положении, а также обязанности по охране труда – на специалистов в соответствии с требованиями Правил по охране труда по видам работ, оборудования, объектам повышенной опасности.

Контроль за состоянием охраны труда должен быть непрерывный. Поэтому, если ответственный за тот или иной участок работы по охране труда сотрудник отсутствует, необходимо, чтобы кто-то выполнял его обязанности. Руководитель организации может своим приказом возложить обязанности отсутствующего на других работников. В Положении это можно сформулировать так:

В случае временного отсутствия на работе (отпуск, командировка, болезнь и т. п.) руководителя подразделения или специалиста, ответственного за организацию работ повышенной опасности, их должностные обязанности по охране труда, изложенные в настоящем Положении, возлагаются на заместителей либо специалистов, временно их замещающих по приказу (распоряжению) руководителя организации.

В Положении важно закрепить, какими документами определяются обязанности по охране труда других работников. Вот пример формулировки, которую можно включить в Положение:

Должностные обязанности специалистов, рабочих и служащих, занятых на работах (объектах) повышенной опасности, определяются должностными и производственными инструкциями в объеме требований Правил по охране труда по видам работ, объектам повышенной опасности.

Есть еще один важный момент, который необходимо включить в Общие положения. Это право работника отказаться от работы, если ему угрожает опасность. Сформулировать можно так:

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности не влечет для него каких-либо необоснованных последствий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *