Какой штраф за езду без тахографа и карты водителя в 2021 и 2021 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за езду без тахографа и карты водителя в 2021 и 2021 году?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Эксплуатация транспорта в коммерческих целях предусматривает установку специального оборудования. Отсутствие тахографа, а также просроченная карта или ее отсутствие чревато наложением штрафа как на физическое лицо, так и на ИП. Поскольку представитель ИП — должностное лицо, то размер взыскания для него будет несколько больше, чем для простого водителя:

Нарушение Физическое лицо ИП
Отсутствие оборудования 1000-3000 5000-10000
Тахограф в нерабочем состоянии 1000-3000 5000-10000
Нарушен режим работы и отдыха 1000-3000 5000-10000
Отсутствие у водителя активной карты или использование чужой карты при эксплуатации ТС 1000-3000 5000-10000

Штраф за отсутствие тахографа в 2021 году

В транспортных средствах, которые используются для международных перевозок или в грузовых автомобилях нередко присутствуют два водителя. Это позволяет передвигаться без остановки для отдыха и регулярная смена водителей обеспечивает необходимый уровень безопасности грузов и пассажиров.

Каждый водитель обязан при себе иметь собственную карту для тахографа. Ряд транспортных средств оборудован новейшей системой защиты, которая блокирует работу двигателя в результате длительного нахождения за рулем одного человека. При смене водителя необходимо осуществить замену карты тахографа.

Законодательная база РФ регламентирует также наказание за эксплуатацию транспортного средства водителем, обладающим просроченной картой тахографа. В 2021 году размер штрафных санкций идентичен отсутствию карты или использованию чужого документа и составляет:

  • для физического лица от 1000 до 3000р;
  • для должностного — от 5000 до 10000р;
  • для юридического лица от 10 000 до 30 000р.

Какой штраф за езду без карты водителя для тахографа в 2021 году

Согласно международным соглашениям, а также национальным законодательным нормам закрепляется перечень видов транспортных средств, которым необходимо иметь устройство, осуществляющее фиксацию режима работы и отдыха водителя (тахограф).

В перечень таких ТС включаются машины, осуществляющие коммерческую деятельность, то есть, использующиеся для регулярного извлечения прибыли.

Так, согласно положениям законодательства, тахографы должны присутствовать на таких транспортных средствах:

  1. грузовые автомобили, относящиеся к категории N2 и N3;
  2. автобусы, относящиеся к категории М2 и М3.

Так, для грузовиков категорий N2 и N3, установка необходима как для тех, которые осуществляют перевозку опасных грузов, так для тех, кто перевозит не опасные грузы. Расшифровка категорий транспортных средств содержится в Техническом Регламенте Таможенного Союза.

1. За управление транспортным средством без тахографа, если его установка требуется по закону.

Здесь все просто. Закон требует, чтобы тахограф стоял в транспорте юридических лиц и ИП, а также в грузовиках массой от 3,5 тонн и автобусах, эксплуатируемых физическими лицами.

Наказывать за такое нарушение будут непосредственно водителя, работающего на юридическое лицо или ИП, и водителя, управляющего своим собственным грузовиком.

Штраф — 3-5 тыс. рублей.

2. За выпуск на линию транспортного средства без тахографа, если его установка требуется по закону.

Для того, чтобы избежать штрафа за тахограф в 2021 году, нужно изучить статью закона Министерства транспорта № 273, в которой прописываются правила оснащения используемых в рабочих целях автомобилей необходимыми приспособлениями.

Организации и индивидуальные предприниматели должны ответственно подходить к подготовке транспорта. Они выступают работодателями и на их технике ездят сотрудники, которые при встрече с представителем дорожной инспекции могут получить штраф за отсутствие тахографа.

Согласно законодательству, аппарат ставится в следующих случаях:

  • микроавтобусы, в которых больше 8 пассажирских кресел без учета места водителя, весом до 5 тонн, а также при наличии 9 мест и массой больше 5 тонн;
  • грузовики, имеющие массу более 3,5 тонны.

Тахограф в исправном состоянии обязательно должен находиться в транспортном средстве, при помощи которого осуществляются пассажирские перевозки или доставка груза.

В первую очередь необходимо установить приспособление в автотранспорт. Самостоятельно делать это нельзя, монтажом должна заниматься специальная организация, которая также фиксирует на тахографе индивидуальные пломбы, снятие и нарушение целостности которых строго запрещено. Для использования прибора на каждого водителя изготавливаются именные карты-чипы.

Пользование тахографом осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Вставить чип-карту водителя и ввести свой пин-код.
  2. Ввести запрашиваемые данные, в том числе и координаты отправления. Если проигнорировать это действие, система автоматически выставит местоположение.
  3. После окончания рабочей смены водитель должен дождаться соответствующих указаний тахографа, а затем вытащить чип-карту.

Сотрудник должен предоставлять прибор контролерам по их первому требованию или самостоятельно распечатывать отчеты.

Запрещается и наказывается штрафом, если дальнобойщик:

  • отправился в путь с неисправным аппаратом;
  • извлекает личную карту из слота во время смены;
  • использует просроченную, грязную или сломанную карточку;
  • совершает поездку с неработающим тахографом;
  • отменяет или корректирует сведения, полученные из устройства.

В таком случае никакого взыскания не должно быть. Единственное: должно быть доказано, что поломка произошла именно в рейсе. Потому как начинать движение с неисправным тахографом запрещено!

Для доказательства следует перед выездом сделать распечатку с тахографа, а также (не помешает) и отметку в путевом листе об исправности устройства.

Чтобы при поломке тахографа в рейсе избежать штрафа за несоблюдение режима труда и отдыха, рекомендуется на оборотной стороне чека вручную расписать график управления автомобилем и перерывов от вождения.

Внимание Физическим лицам, имеющим в собственности грузовые ТС свыше 3,5 т и автобусы!

Согласно требованиям Приказа Минтранса №273 от 21.08.2013 предусмотрен следующий график оснащения транспортных средств тахографами:

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ, ПЕРЕВОЗЯЩИЕ ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 апреля 2014

АВТОБУСЫ И ГРУЗОВИКИ С МАКСИМАЛЬНОЙ МАССОЙ БОЛЕЕ 15 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 июля 2014

ГРУЗОВИКИ С МАКСИМАЛЬНОЙ РАЗРЕШЕННОЙ МАССОЙ ОТ 12 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 сентября 2014

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ С МАССОЙ ОТ 3,5 ДО 12 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 апреля 2015

ВСЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА КАТЕГОРИИ N2, N3, М2 и М3
оснащенные организациями-изготовителями ТС тахографами до 1 апреля 2014 года, и транспортные средства , оборудованные тахографами силами сервисных мастерских, в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств до вступления в силу Приказа Минтранса №273 (до 28.02.2014г.).
до 1 января 2018

Полное право наложить штраф на водителя за отсутствие карточки тахографа имеет любой сотрудник ДПС.

Также, штраф можно получить по следующим причинам:

  • Отсутствие сертификатов соответствия техническому регламенту Таможенного союза (Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 710).
  • Сертификат о соответствии требованиям по электромагнитной совместимости внутренних составляющих прибора.
  • Верифицирующие подлинность прибора документы, которые подтверждают установку, калибровку и пломбирование прибора в аккредитованной мастерской.
  • По любым причинам, из-за которых водитель транспортного средства не может предоставить инспектору распечатку показаний прибора.
  • Отсутствие, полная неисправность бортового самописца (без обоснований причины), а также отказ в доступе к данным тоже расценивается как серьёзное нарушение.
  • Владелец транспортного средства (магистрального грузовика, тягача, школьного автобуса и так далее), осуществляющий транспортировку грузов или перевозку пассажиров на коммерческой основе, обязуется следить за тем, чтобы транспортное средство (личное или во владении компании работодателя) не проводила рейсов по заданному маршруту с неисправным бортовым самописцем (тахографом).
  • Отсутствие одной из составляющих приравнивается к неисправности устройства. В данном и случае речь идёт о карточке тахографа, так как все данные об установленной скорости, маршруте, времени труда и отдыха считываются именно с неё.
  • Самостоятельная настройка и калибровка устройства приравнивается к нарушению.
  • Водитель, нарушивший режим труда и отдыха, а также все вышеперечисленные условия будет оштрафован.

Тахографы на автобусы закон 2021

  • Активировать бортовой самописец ещё перед тем, как начать перевозку по маршруту. Активация происходит посредством ввода пин-кода. При условии, что экипаж транспортного средства состоит более чем из одного человека, второй водитель обязан произвести активацию сразу же после первого (следуя инструкциям).
  • Ввести в прибор следующие данные: род деятельности водителя, место начала и окончания маршрута, временные рамки, километраж, контактную информацию. Всё вышеперечисленное так же необходимо для второго водителя. Информация вводится вручную или автоматически.
  • Карта должна быть изъята сразу же после окончания рабочего дня, предварительно необходимо сообщить прибору о месте окончания маршрута. Извлекать карту до окончания маршрута запрещается.
  • Незамедлительно предоставить дорожной инспекции доступ к бортовому самописцу, личной карточке водителя и выдать распечатанные данные с тахографа – в противном случае можно получить штраф за неподчинение.
  • При любых дефектах в работе, поломках и окончания срока действия запрещается пользоваться карточкой – она считается непригодной для эксплуатации.
  • Использовать карту и тахограф строго следуя правилам и рекомендациям, установленными производителем устройства. Не совершать никаких физических вмешательств в архитектуру самописца и не пытаться подделать показания.

Для того, чтобы добраться до ответа на данный вопрос, необходимо ответить на несколько дополнительных вопросов:

  1. Какой у вас автомобиль?
  2. Кто эксплуатирует автомобиль?
  3. Экологический класс автомобиля, если эксплуатант частное лицо. Вид деятельности, если эксплуатант юридическое лицо.

Отвечаем на 1 вопрос: Какой тип у вашего транспортного средства? Типы ТС определены в Техническом регламенте таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»

Определить можно :

Категория технического регламента -Расшифровка -Необходимо ли оснащать

L1-L2 — Мопеды, мотовелосипеды, мотики — Нет

L3-L5 — Мотоциклы, мотороллеры, трициклы — Нет

L6-L7 — Квадрициклы — Нет

M1 — Пассажирские автомобили (легковые) — Нет

M2-M3 — Пассажирские автомобили (Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства) — Да

N1 — Грузовые автомобили до 3,5 т — Нет

N2-N3 — Грузовые автомобили от 3,5 т — Да

O1-O4 — Прицепы — Нет

Согласно законодательству, тахограф нужно устанавливать на транспорт категорий N2, N3, M2 и M3.

Такое требование установлено в 36 приказе Минтранса. В этом же приказе указан список исключений. После того, как вы определили, что тип ТС предполагает наличие тахографа, нужно проверить, не исключен ли он? Возможно именно на ваш автомобиль не нужно устанавливать тахограф. Список исключений

Отвечаем на второй вопрос: Кто эксплуатирует автомобиль? Физическое лицо (частное лицо)

Если вы физическое лицо и эксплуатируете автомобиль категорий N2, N3, M2 и M3, которые нужно оснастить, нужно еще определить экологический класс транспорта. От этого зависит срок, в который нужно оснастить. Экологический класс автомобиля можно определить по маркировке автомобиля или по документам (ПТС,СТС)

Перечень автотранспорта, на который согласно действующему законодательству не требуется установка тахографа, предусматривает несколько видов транспортных средств.

Стоит отметить, что автомобили, относящиеся к категориям N2, N3, M2, M3, владельцами которых являются физические лица и использующие их исключительно в личных целях, не связанных с предоставлением коммерческих услуг по перевозке грузов или пассажиров, не обязаны оборудоваться тахографами.

Помимо этого обязательное оборудование данным устройством не требуется для:

  1. автобусов, являющихся транспортом муниципалитета, осуществляющие внутригородские и пригородные перевозки на постоянной основе;
  2. грузовых машин, которые находятся в муниципальной собственности, при этом могут соответствовать категориям N2 и N3, на которые возлагается исполнение специальных функций;
  3. автомобильные краны;
  4. автотранспорт МЧС;
  5. автомобили, которые оборудованы подъемниками с рабочими платформами;
  6. транспорта, оборудованного для осуществления эвакуационных действий;
  7. автотранспорта, предназначенного для уборки улиц;
  8. карет скорой помощи;
  9. грузовых авто Вооруженных Сил Российской Федерации, соответствующих категорий;
  10. машин, находящихся в собственности МВД;
  11. и другие автотранспортные средства согласно действующего законодательства.

Новый год принес перевозчикам новые изменения. Сегодня рассмотрим все нюансы и подробно, простым языком расскажем о том, какие изменения внесены в законодательство и кому же все таки необходимо поставить тахограф, а кого эта участь миновала.

Начнем с теории. С 01.01.2021 вступили в силу новые приказы Минтранса, которые отменили действия предыдущих. Так к примеру утратил своё действие приказ номер 36 минтранса, который ранее регулировал требования к тахографам и был по сути основополагающим законом о тахографах. Теперь всю законодательную часть в этом вопросе взял на себя приказ Минтранса №440. Из основных изменений в нём были введены новые понятия, ранее не фигурирующие в приказе №36. Не будем углубляться в теорию, посмотрим, какие изменения в этом приказе коснутся обычных владельцев ТС и автопредприятий.

  • Теперь срок действия карты водителя исчисляется с даты начала действия карты по 24 часа 00 минут 00 секунд даты окончания действия карты. Что это значит? Раньше карта начинала действовать с периода активации сертификатов на заводе. А старая карта уже могла закончить своё действие. В результате чего, водитель не мог продолжать работу, так как старая карта уже закончила своё действие, а новая еще не начала действовать. Теперь эти моменты нивелированы, завод должен изготавливать карты с действием сертификатов до 24:00, что позволит использовать карты вне зависимости от времени её активации на заводе.
  • Вывод распечаток должен завершаться печатью на них QR-кодов, содержащих информацию из соответствующих распечаток. Требования по наличию на распечатках QR-кодов, а также серийного номера тахографа применяются для тахографов, изготовленных после 1 января 2022 г. Данное изменение ни как не должно повлиять на работу водителя. Единственным моментом может стать проверка наличия в чеке QR-кода сотрудником ГИБДД. Однако стоит напомнить сотруднику ГИБДД о том, что только тахографы, изготовленные после 1 января 2022 года, на распечатках тахографа будут содержать QR – код, но изготовленные до этого срока будут продолжать использоваться без ограничений.
  • Теперь на сайте ФБУ «Автотранс» можно увидеть список мастерских и их статус. Действующая/архивная. Это даст возможность проверить мастерскую перед выбором.
  • При замене блока СКЗИ, внеочередная поверка не требуется, если соблюдён ряд условий. 1) замена произведена с соблюдением требований технической документации организаций-изготовителей модели тахографа и модели блока СКЗИ тахографа; 2) сведения о результатах поверки нового блока СКЗИ тахографа внесены во ФГИС АРШИН; 3) проводимые при замене блока СКЗИ тахографа работы и (или) проводимая после замены блока СКЗИ настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа.
  • При замене блока СКЗИ тахографа в связи с окончанием срока эксплуатации мастерские должны: 1) демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа; 2) передать демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства»

Ранее сроки оснащения тахографами регулировал приказ №273, его действие закончилось 31.12.2020. С 01.01.2021 начинает действие приказ минтранса №438. Этот приказ вообще отменяет все сроки оснащения. Что говорит о том, что все ТС подлежащие оснащению тахографами, должны быть оснащены до 01.01.2021. В приказе есть ряд исключений.

  • Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.
  • Транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов.
  • Транспортные средства с даты выпуска которых прошло 50 и более лет.
  • Автобиблиотеки, автосцены.
  • машины для перевозки: живых животных, пчел
  • ТС для аварийно-спасательных служб и полиции; троллейбусы (в случае если Правительством Российской Федерации не будет предусмотрено обратное).
  • Так же стоит обратить внимание на формулировки владельцам карт МАП. Они должны иметь допуск к международным перевозкам и у них должно быть установлено контрольное устройство, соответствующее требованиям ЕСТР.

В остальных случаях тахографами должны быть оснащены транспортные средства подпадающие под следующие условия до 01.01.2021 по приказу №440.

  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые ФЛ;
  • транспортные средства категорий N2 и N3, эксплуатируемые ЮЛ и ИП;
  • транспортные средства категорий M2 и M3 (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров), эксплуатируемые ЮЛ и ИП;
  • транспортные средства категорий M2 и M3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные Правительством Российской Федерации.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Вид нарушения /штраф Водитель Должностное лицо Юрлицо ИП
Ст. 11.23 КоАП, ч. 1-2: Отсутствие тахографа от 3 до 5 тыс. руб. от 7 до 10 тыс. руб. от 20 до 50 тыс. руб. от 15 до 25 тыс. руб.
Ст. 11.23 КоАП, ч. 1-2: Нарушение правил эксплуатации тахографа
Ст. 11.23 КоАП, ч. 1-2:выпуск на линию ТС без тахографа
Ст. 11.23 КоАП, ч. 3: Несоблюдение норм времени управления ТС от 1,5 до 2 тыс. руб. от 7 до 10 тыс. руб. от 20 до 50 тыс. руб. от 15 до 25 тыс. руб.
Ст. 11.23 КоАП, ч. 3: нарушение режимов труда и отдыха водителей

В период 2018-2019 года были приняты несколько постановлений и приказов по обязательной установке физическими лицами тахографов на определенный вид транспорта: согласно постановлению ФЗ №386 обязательна установка тахографов на грузовики (массой от 3,5 тонн) и автобусы (свыше 8 пасс. мест).

В законе ФЗ №216, подписаном президентом в 2019 году, в Кодексе РФ об административных правонарушениях зафиксирована (обозначена) ответственность за выезд на маршрут без тахографа или за несоблюдение РТиО в форме штрафов.

Минтрансом в приказах №273 и №36 было более подробно расписаны условия установки физическими лицами тахографов. Были утверждены новые правила технического осмотра транспортных средств категории N2, N3, M2 и M3, при котором обязательно проверяется наличие тахографа.

В ПДД в начале 2020 года был вписан раздел №26, в котором конкретно обозначены временные нормы работы и отдыха для физических лиц при управлении транспортным средством указаных категорий.


Кроме установки тахографа, водитель собственного грузовика, автобуса или микроавтобуса должен также оформить и использовать карту водителя для тахографа. Ее отсутствие приравнивается к неработающему тахографу и влечет за собой такой же штраф.

Штраф за отсутствие карты тахографа

Такое нарушение как просроченый блок СКЗИ, приравнивается к отсутствию тахографа и облагается административным штрафом в соответствии со Статьей. 11.23 КоАП, ч. 1-2. Необходимо соблюдать сроки замены модуля СКЗИ установленные периодом эксплуатации в 36 месяцев или 3 года с момента активации.


Чтобы избежать штрафа, необходимо своевременно произвести замену блока СКЗИ

Для водителей грузовиков свыше 3,5 тонн и автобусов, в том числе и принадлежащих физическим лицам, эти нормативы составят:
Движении в сутки не более 9 часов;
Каждые 4,5 часа необходимо делать перерыв 45 минут;
Либо в течении 4,5 часов делать два перерыва 15 и 30 минут;
Два раза в неделю при еобходимости можно проводить за рулем 10 часов;
Общее время за рулем в неделю, не должно превышать 56 часов;
Общее время за рулем за две недели, не должно превышать 90 часов;
Отдых водителя должен совокупно составлять в сутки 11 часов;

Путешествие в Европу на личном или прокатном автомобиле может обернуться большими неприятностями. Передвигаясь на авто стоит помнить, что размеры штрафов в ЕС гораздо больше, чем в России. В зависимости от ситуации решения этой проблемы различаются:

  1. Если вы имеете на руках квитанцию о правонарушении, проще и лучше как можно быстрее оплатить её в ближайшем банковском отделении; помните, что при оплате в течение одной – двух недель вам предоставят значительную скидку, при задержке, наоборот, начислят огромные пенни.
  2. В случае фиксации нарушения на камеру видеонаблюдения, вам будет отправлено письмо; в зависимости от страны, в которой ваше авто запечатлела камера, наказание различается: в Швейцарии, например, отправят письмо так, что оно легко дойдет до вас и в России, в Финляндии вас задержат прямо на границе и заставят платить; суть в том, что большинство писем со штрафом за езду без тахографа может и не дойти, однако, если по квитанции не заплатить, можно ожидать трудностей с получением следующего шенгена.

К нюансам использования тахографов в 2021 году можно отнести требования, предъявляемые к ним. Любой аппарат подобного типа должен пройти необходимую проверку и быть признан работоспособным.

  1. В первую очередь, аппарат должен содержать прибор для измерения характеристик движения.
  2. Нужна карта-чип, вставленная в устройство и записывающая всю информацию о работе водителя.
  3. Обязательно включение на приборе навигации в соответствии с системами GPS и ГЛОНАСС.
  4. На пломбе не должно быть никаких повреждений.
  5. Сам тахограф обязан быть идеальным внешне, не иметь абсолютно никаких внутренних повреждений, не издавать странные звуки; все функции должны работать четко и без каких-либо задержек.
  6. Все компоненты, в том числе и соединительные детали в корпусе тахографа, не должны иметь видимых признаков внешнего вмешательства, таким образом, будет понятно, производились ли с прибором какие-либо незаконные манипуляции.

В 2021 году никаких изменений в закон внесено не было. Сейчас действуют законы, принятые в 2019 году и обновленные в 2020 году. С последним обновлением штраф за отсутствие тахографа стали выписывать и физическим лицам, то есть водителям транспорта.

Какие законы регулируют использование тахографов

Всем автовладельцам, попадающим в “группу риска” (то есть ИП, ООО и физлицам, владеющим грузовиком и/или автобусом), стоит познакомиться непосредственно с нормативными актами, которые и устанавливают правила езды с тахографом. В 2021 году список этих законов таков:

  • ФЗ 386 от 30.10.2018. Здесь прописана необходимость установки тахограф на транспортное средство. В законе указано, какие ТС нужно оснащать тахографами, что считается тахографом и каким требованиям должны отвечать эти устройства.
  • ФЗ 216 от 26.07.2019. В этом законе фиксируется административная ответственность за отсутствие тахографа.

В ФЗ 216 закреплены изменения 2020 года. Новых законопроектов государство не выпускало, просто корректировало старый.

Физические лица: обязанность оснащения тахографами ТС и что будет если…

Если ТС используется для перевозок через границу, то его нужно оснастить тахографом ЕСТР. Такое устройство отвечает не только российским, но и европейским требованиям к тахографам, установленным Европейским соглашением о работе экипажей транспортных средств. Так ни у водителя, ни у организации не будет проблем при пересечении границы.

Штрафы за отсутствие тахографа и его неисправность

Если в ТС не установлен тахограф, то размер штрафа зависит от того, кому принадлежит транспорт. Если это физическое лицо, то размер штрафа варьируется от 3 до 5 тысяч рублей. Юридические лица (в том числе ИП) должны будут выплатить от 30 до 50 тысяч рублей. При этом тип транспортного средства роли не играет — за неоснащенный тахографом автобус владелец должен будет выплатить столько же, сколько и за грузовик без такого счетчика.

Штраф также выписывается, если тахограф есть, но неисправен. Под неисправностью понимают также намеренную блокировку или фальсификацию сведений. Штраф составит 1–3 тысячи рублей для физлица (водителя) и от 5 до 10 тысяч рублей для ИП и других юридических лиц.

Тахограф может работать в трех режимах — вождение, проверка и ремонт. Для работы в первом режиме ему необходима карточка со встроенным микрочипом. На карточке хранятся данные о водителе, для которого она была выпущена. У каждого водителя, работающего на авто с тахографом, должна быть такая карта. Перед началом движения водитель вставляет свою карточку в тахограф, и устройство начинает регистрировать время движения и отдыха. Если карты для тахографа у водителя нет, то ГИБДД может выписать штраф.

За оформление карты водителя ответственна компания, нанимающая его. Она должна подать справку-ходатайство и пакет документов (паспорт, водительское удостоверение, СНИЛС и фото водителя) в аккредитованную компанию. И х список есть на сайте Росавтотранса. Подать документы можно онлайн, лично придя в отделение или в МФЦ по месту жительства.

Стоимость оформления карты для тахографа — около 3–5 тысяч рублей. Каждая компания, выпускающая карты с чипом, может устанавливать свои расценки, поэтому приведенная стоимость примерна. Расходы на оформление этой карты несет работодатель (это указано в статье 22 ТК РФ).

Если у водителя нет карты, его сразу оштрафуют от 1 до 3 тысяч рублей. Затем органы правопорядка будут выяснять, есть ли карта у водителя в принципе. Если ее не выпускали, то наступает ответственность и для транспортной компании, где работает этот водитель. Штраф для юрлица составит от 5 до 10 тысяч рублей. По закону водитель может избежать штрафа, если карта была утеряна в поездке, но, разумеется, никто водителю на слово верить не будет, а доказать, что карточка действительно потерялась, довольно трудно.

Итак, вы оснастили машину тахографом. Теперь можно не бояться штрафов? Как бы не так! Сотрудники ГИБДД после проверки тахографа имеют право выписать штраф за нарушение режима труда, то есть чрезмерно долгое вождение и слишком малые промежутки отдыха. Водителю будет выписан штраф в 2 000 рублей. Владельцам автомобиля (если это ООО или ИП) также будет выписан штраф, но уже крупнее. ИП заплатит до 25 000 рублей, а другие юридические лица — до 50 000 рублей.

Обратите внимание! Юридические лица несут ответственность не только за наличие нужного оборудования в машине, но и за соблюдение своими сотрудниками нормального распорядка дня.

Согласно законодательству, выписывать штраф за отсутствие или неисправность тахографа могут регулировщики — то есть фактически любые сотрудники ГИБДД. У каждого из них есть карточка с чипом, позволяющая считывать историю вождения. А вот инспекторы УГАДН не могут сверять режим водителя и проверять его тахограф. Они могут только проверять соблюдение норм ЕСТР у тех водителей и ТС, которые занимаются международной перевозкой. Таким образом, они могут выписать штраф только за несоответствие ЕСТР, но не за несоблюдение рабочего режима.

Если штраф был выписан ГИБДД, то проверить его (и оплатить) можно на сайте ГИБДД или через специальные приложения — такие, как OnlineГИБДД или ГосУслуги. Штрафы от УГАДН можно проверить и оплатить на сайте Ространснадзора.

Размер штрафа за отсутствие тахографа

Требование по установке в автомобиле тахографа обусловлено повышением уровня безопасности для участников дорожного движения. Когда есть такое оборудование, водитель просто не сможет сесть за руль в очень уставшем состоянии. Фактически, тахограф – это устройство для регистрации данных о передвижении транспортного средства на его маршруте. Оборудование позволит контролировать соблюдение режима отдыха и работы.

Важно! По закону, тахограф должен быть во всех грузовиках, свыше 3,5 т. весом, а также в автобусах коммерческого типа. Регулирует этот вопрос ст. 20 ФЗ-196, принятого в 1995 году.

Сначала, тахограф был прибором, который не даст водителю-дальнобойщику или шоферу автобуса, перерабатывать сверх нормы. После того, как устройство было модифицировано и получило встроенную систему навигации, другие дополнительные опции, стало возможно отслеживать текущее местоположение транспортного средства.

Если говорить простыми словами, то прибор необходим для предотвращения аварийных ситуаций в виду усталости водителя. Штраф за езду без тахографа – это действенная мера, которая позволит исключить вероятность возникновения ДТП на трассе.

Иногда штраф за отсутствие тахографа не может быть выписан. Причина этому вполне понятна. На некоторые виды транспорта действие указанных положений законодательства не распространяется:

  1. Транспорт коммунального типа и военного назначения. Здесь же стоит упомянуть авто, проходящие дорожное тестирование.
  2. ТС, состоящие на балансе у МЧС, МВД, ФСБ.
  3. Учебные авто, которые пассажиров не перевозят.
  4. Хоз.техника, включающая в себя дома на колесах, автокраны, бетономешалки и другие.
  5. ТС, осуществляющие транспортировку по специальной карточке доступа. Такие автомобили оснащены специальными контрольными устройствами, отвечающими требованиями ЕСТР.
  6. Автомобили, перевозящие пассажиров в пределах городской черты или пригорода. Масса не играет роли, а количестве мест может превышать восемь.

В отношении других авто, отсутствие тахографа расценивается как нарушение и проверяющие лица вправе выписать штраф.

Как уже было отмечено, инспектор наделен правом остановить автомобиль. В дальнейшем, организуется проверка и здесь важно учесть два момента:

  1. Установлен ли в ТС тахометр?
  2. Является ли прибор исправным и работает?

Руководствуясь этими пунктами, инспектора осматривает салон, удостоверяется, что тахометр правильно зафиксирован. После этого может потребоваться распечатка данных с карточки водителя. Неисправный и неработающий тахограф, отсутствие возможности сделать распечатку – это гарантированный штраф. При нарушении обязательно составляется протокол, который в дальнейшем и служит основанием для выписывания штрафа.

Внимание! Ни проверяющий сотрудник, ни представители организации, где работает водитель, не вправе забрать у водителя карточку, поскольку это его личная собственность, необходимая для эксплуатации в цифровом приборе учета.

Водитель вправе потребовать от инспектора проставления отметки о проведенной проверке. Она ставится на обратную сторону таходиска или на распечатке данных.

Индивидуальные предприниматели не ответственны за то, что устройство в автомобиле отсутствует и за прочие нарушения. Единственное наказание, которое может быть применено – это не проведение проверки тахографа перед выездом. Впрочем, даже в этом случае, предприниматель не должен уплачивать штраф, поскольку взыскание направлено на должностное лицо.

Все, ранее описанные нарушения, приводят к штрафу. Заплатить деньги нужно будет обязательно, чтобы иметь возможность в дальнейшем вести трудовую деятельность. Впрочем, исключения тоже бывают. Есть случаи, когда водителю разрешено продолжить поездку, к примеру, в отсутствие карты.

Важно! Штраф за отсутствие карты водителя для тахографа не назначается, если во время поездки карточка была утеряна или сломана. Разумеется, данный факт необходимо подтвердить проверяющему лицу.

В отсутствие карточки, необходимо писать все данные о поездке вручную на обратной стороне ленты тахографа. Иных обстоятельств, позволяющих избежать наказания за отсутствие учетного прибор, отсутствуют.

С моим клиентов Владимиром случилась недавно история. Он зарегистрировал свое ИП и решил заняться грузоперевозками. Возит он продукты между магазинами по городу. Иногда берет заказы на перевозку мебели из квартир и офисов.

И вот недавно он получил наказание за то, что он ездил без установленного тахографа. До этого момента он даже не знал что это и зачем оно нужно. Он думал, что такие устройства устанавливают только водители автобусов и дальнобойщики.

Пример 1: Алексей ехал пустой на своей фуре из Екатеринбурга. Он хотел проехать несколько километров, чтобы загрузить товар в Первоуральске. Но его остановили сотрудники ГИБДД, и оказалось, что Алексей не вставил карту в тахограф. За это нарушение на него составили протокол и он получил штраф 5000 рублей.

Это устройство создано, чтобы контролировать время, в течение которого вы что-то перевозите и время, в которое вы отдыхаете. Он может собирать и дополнительные показатели. К примеру, расстояние, которое вы проехали.

Такая мера должна обезопасить водителей и пассажиров, которые пользуются услугами перевозчика.

На самом деле по новому закону тахограф должны ставить все водители, которые занимаются коммерческой деятельностью. Даже если вы являетесь индивидуальным предпринимателем, он вам тоже нужен. В крупных компаниях за установку отвечают специальные работники.

Помните, что подделать показания тахографа практически невозможно. Все данные хранятся в зашифрованном виде. Если вы попытаетесь самостоятельно эти данные переписать, это будет зафиксировано автоматически. При очередной проверке это будет обнаружено, и вы получите штраф.

Есть определенные правила по длительности перевозок. За один день нельзя ехать более 10 часов. Каждые 5 часов нужно делать перерыв на 45 минут. Есть также правила по количеству часов в неделю. Эти нормы не окончательные, они могут изменяться в меньшую сторону.

На новые грузовики или автобусы тахограф ставят на заводе. Установка этого устройства не роскошь и не российская выдумка. В большинстве стран водители уже давно так ездят.

Кстати, по статистике, после введения данного закона, снизилось количество аварий с участием грузовиков на 20%. Также уменьшилось количество аварий с автобусами на 5%.

Алексей
Сейчас у меня не установлен тахограф. Уже получал за это штраф. Если остановят еще раз, какое мне грозит наказание?

Ответ
На обычных водителей штраф составляет от 1000 до 3000 рублей. Если вы должностное лицо, то сумма возрастет до 10000 рублей.

Анатолий
Могут ли по нашим законам меня лишить водительских прав, если у меня не установлен тахограф?

Ответ
Нет, могут только выписать штраф.

Сергей
Я индивидуальный предприниматель. У меня есть самосвал. Можно ли ездить без покупки данного устройства?

Ответ
Вам обязательно нужно произвести установку.

Евгений
У меня есть грузовик на 14 тонн. В каких случаях можно ездить без тахографа?

Ответ
Нужно ставить обязательно

Вячеслав
У нас фура на 19 тонн. Занимаемся грузоперевозками. Машина находится в собственности у физического лица. Можно не устанавливать тахограф?

Ответ
Если вы осуществляете предпринимательскую деятельность, то нужно ставить обязательно.

Владимир
У меня пассажирский автобус в собственности. Масса около 6 тонн, 24 места. Часто вожу родственников на нем. Иногда жителей деревень на свадьбах. Нужно ли ставить тахограф?

Ответ
Обязательно нужно ставить. Вы никак не сможете доказать сотрудникам ГИБДД, что ваш рейс не коммерческий. Если вас поймают, то придется платить штраф в размере нескольких тысяч рублей.

Проверить автомобиль на наличие тахографа и его соответствие установленным нормам могут сотрудники ГИБДД, а также Ространснадзора (п. 102 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утв. постановлением Правительства РФ 10 сентября 2009 г. N 720).

Проверять устройство необходимо не реже, чем один раз в два года.

Порядок проверки регулируется приложениями 3 и 5 Приказа Минтранса №36 от 13.02.2013.

Водитель обязан знать, как использовать тахограф, иметь к нему инструкцию. Если водитель не знает, как сделать распечатку данных с тахографа или по какой-либо причине не может ее предоставить, инспектор имеет право задержать водителя за нарушение правил эксплуатации устройства и наложить штраф. Нарушение требований к эксплуатации тахографов приравнивается к управлению ТС без тахографа. Размеры штрафов определены в ч. 1 ст. 11.23. КоАП.

Согласно действующим законодательным нормам, предусматривается ответственность и за отсутствие карты водителя.

Карта водителя — это регистрационная пластиковая карта, в которую встроен микрочип, фиксирующий особенности передвижения автотранспортного средства (скорость, длительность), а так же условия работы водителя (время проведенное за рулем, время отдыха и сна водителя).

Так, исходя из законодательных норм, за ее отсутствие водителя полагается привлекать к административной ответственности в соответствии со ст.11.23 КоАП.

Размер наказания составит от одной до трех тысяч рублей. Для должностного лица автотранспортной компании будет необходимость оплатить штраф от пяти до десяти тысяч рублей.

Согласно действующему в РФ законодательству, если ТС должно быть оборудовано тахографом, то нужно:

  • Обеспечить соответствие типа контрольного устройства условиям эксплуатации ТС. Для рейсов в Российской Федерации — тахограф с блоком СКЗИ, для выездов за рубеж — самописец, поддерживающий стандарт ЕСТР.
  • Выходить в рейс с исправным, правильно подключённым, поверенным, откалиброванным и опломбированным тахографом.
  • Для каждой сессии использовать личную карту водителя, устанавливая ее в соответствующее гнездо тахографа и активируя вводом PIN-кода.
  • Соблюдать установленные законом ограничения, касающиеся максимальной продолжительности рабочего времени (управление ТС, другие виды деятельности) и минимальной продолжительности отдыха.

Соблюдение всех этих требований контролируется государственными органами. При этом нарушения могут допускать как водители в ходе выполнения рейса, так и должностные лица, отвечающие за техническое оснащение транспортных средств.

Анализируя действующее законодательство можно заметить, что неисправность тахографа тоже является нарушением. При этом, важно отметить, что в случае выпуска на линию такого транспортного зная о неисправности будет считаться нарушением.

Если же данная неисправность была обнаружена в пути — то санкция статьи не может применяться ни к одному из участников правоотношений. Это потому, что в действиях должностного лица или водителя отсутствует умысел.

При составлении административного протокола инспектор будет ссылаться на нарушение пункта 2.1.1. ПДД РФ, либо ч.3 ст. 2.2 ПДД РФ, и выносить постановление о привлечении к административной ответственности согласно ст.11.23 КоАП РФ.

Размер штрафных санкций предусматривает разбег от одной тысячи до трех для водителя автотранспортного средства, и от пяти до десяти тысяч для лиц обеспечивающих руководство поездками.

Согласно данным, находящимся в сети интернет, а также иных источников информации, существует миф о запрете использования аналогового тахографа с 1 июля 2021 года.

На самом деле данная информация не соответствует объективной действительности. Аргументом, который приводится в качестве законодательной нормы, является Письмо Федерального бюджетного учреждения «Росавтотранс», направленное участникам всем участникам реализации тахографического контроля.

Но стоит отметить, что данное требование не соответствует и более того противоречит требованию ряда нормативно-правовых актов, обладающие высшей по отношению к нему юридической силой.

Проводя анализ законов, а в данном случае письмо не является источником закона, можно сделать вывод, что аналоговые тахографы, имеющие сертификат соответствия, могут использоваться после указанной даты, а также могут устанавливаться и это не будет противоречить действующим законам, равно как и не будет являться его нарушением.

С 1 ноября 2021 г. ответственности за нарушение режима труда и отдыха подлежат не только водители, но также ИП, должностные и юридические лица. Размеры штрафов:

  • Для водителя — 1 500 — 2 000 рублей;
  • Для должностного лица — 7 000 — 10 000 рублей;
  • Для ИП — 15 000 — 25 000 рублей;
  • Для юридического лица — 20 000 — 50 000 рублей;

Юридическое и должностное лицо будут нести ответственность только в том случае, если организация допускает нарушения при составлении графиков работы водителей либо заставляет водителей фактически нарушать режим иным способом. Если график составлен в соответствии с нормами, но водитель в него не уложился, то отвечать будет только водитель.

Подробнее о режиме труда и отдыха водителя


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *