Федеральный закон№ 53 от 28. 03. 1998« о воинской обязанности и военной службе»: изменения для 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный закон№ 53 от 28. 03. 1998« о воинской обязанности и военной службе»: изменения для 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — граждане) предусматривает:

воинский учет;

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:

призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

военное обучение в период военного положения и в военное время.

3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

6. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации) и их должностные лица. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также — другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 08.12.2011 N 424-ФЗ, от 04.03.2013 N 18-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 29.12.2017 N 473-ФЗ)

2. Прохождение военной службы осуществляется:

гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 04.03.2013 N 18-ФЗ)

3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

4. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 26.04.2004 N 29-ФЗ)

5. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 07.11.2000 N 135-ФЗ)

1. В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются: (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом. (в ред. Федеральных законов от 06.07.2006 N 104-ФЗ (ред. от 24.10.2007))

3. Врачи-специалисты, участвующие в медицинском освидетельствовании, медицинском обследовании и медицинском осмотре граждан, члены призывных комиссий, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями уклонению граждан от исполнения воинской обязанности либо незаконному призыву граждан на военную службу, а также препятствующие исполнению гражданами воинской обязанности или не исполняющие обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 288-ФЗ, от 21.07.2014 N 246-ФЗ)

1. Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:

освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом;

проходящих военную службу; (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 343-ФЗ)

отбывающих наказание в виде лишения свободы;

женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;

постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

1.1. Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы на должностях рядового и начальствующего состава, а также проходящих службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, определяются Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

2. Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, — по месту их пребывания. (в ред. Федеральных законов от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 30.11.2011 N 343-ФЗ)

Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет. (в ред. Федерального закона от 06.02.2019 N 8-ФЗ)

Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете. (в ред. Федерального закона от 06.02.2019 N 8-ФЗ)

Военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее — структурные подразделения). (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)

Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета в поселениях, муниципальных и городских округах, на территориях которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответственно органам местного самоуправления поселений, органам местного самоуправления муниципальных округов и органам местного самоуправления городских округов. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 211-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

2. Должностные лица организаций обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

3. В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в указанные в ней время и место для первоначальной постановки на воинский учет. (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)

4. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, граждан, проживавших за пределами Российской Федерации и прибывших для постоянного проживания в Российскую Федерацию, а также граждан, обязанных явиться для первоначальной постановки на воинский учет, но не явившихся в сроки, установленные пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года. (в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 248-ФЗ)

5. Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:

должностное лицо военного комиссариата — председатель комиссии; (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)

представитель местной администрации;

специалист по профессиональному психологическому отбору;

секретарь комиссии;

врачи-специалисты. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

6. Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.

7. Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

Изменения в Закон «О воинской обязанности и военной службе»

1. В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

состоять на воинском учете в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, — в указанных органах; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.09.2005 N 125-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 30.11.2011 N 343-ФЗ, от 06.02.2019 N 8-ФЗ)

явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову местной администрации соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющей первичный воинский учет; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет; (в ред. Федеральных законов от 28.04.2009 N 69-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 30.11.2011 N 343-ФЗ)

сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 211-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 06.02.2019 N 8-ФЗ, от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию; (в ред. Федеральных законов от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 06.02.2019 N 8-ФЗ)

Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны. (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 100-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Новый закон ужесточит контроль за отсрочками от призыва

Принят Государственной Думой 20 апреля 2021 года

Одобрен Советом Федерации 23 апреля 2021 года

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

1 апреля в России начался очередной воинский призыв — весенний призыв 2021 года. Несмотря на то, что наша страна в течение как минимум 25 лет декларирует переход к контрактному способу формирования армии, такой пережиток прошлого, как обязательный призыв, продолжает существовать в России и сегодня. Вокруг темы призыва и законодательства, связанного с ним, ходит множество новостей и слухов.

Разберемся с тем, существует ли новый закон и призыве в армию в 2021 году, какие законодательные новинки готовят нам депутаты Госдумы прямо сейчас.

По состоянию на начало апреля 2021 года нового закона о воинском призыве в России, к счастью, нет. Призыв проходит в соответствии с нормами, которые действуют в течение нескольких последних лет.

Вот основные моменты действующего законодательства:

  • призыву подлежат граждане России мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет,
  • срок обязательной службы в российской армии составляет 12 месяцев,
  • до отправки в войска каждый гражданин должен пройти медицинское обследование,
  • явка на медкомиссию и отправку в войска проходит по повестке, которая вручается лично в руки.

Одним из ключевых моментов действующего законодательства пока остается обязанность молодого россиянина явиться в военкомат на медицинскую комиссию или для отправки в войска по повестке, врученной лично в руки. Закон обязывает вручать повестку в соответствии с определенным перечнем правил, соблюсти которые военкоматы не всегда могут, а часто — элементарно не желают.

К примеру, вручать правильно заполненные и оформленные повестки имеют право только сотрудники военкоматов, отвечающие за воинский учет местные чиновники, а также отвечающий за воинский учет сотрудники организации, в которой работает призывник. Очень часто на практике повестки разносит невесть кто, иногда к этому даже привлекают других призывников.

Это само по себе незаконно, и такую повестку можно оспорить в суде.

Слабым для военкоматов местом действующего закона является и то, что повестку необходимо вручать исключительно самому призывнику лично в руки под расписку. Если документ вручается родителям, соседям или еще кому-то, кроме самого призывника, повестка также не считается действительной, и призывник может, даже зная о ней, игнорировать ее.

Если в прежние, советские времена избежать вручения повестки было сложно, то сейчас это — элементарно. Институт прописки в его советском виде был упразднен в 1993 году, сейчас свобода передвижения и проживания там, где человеку нравится, намного выше.

И отыскать молодого человека, который зарегистрирован по одному адресу, а проживает совершенно по другому, бывает не так просто.

Не случайно именно правила вручения повесток в военкомат и являются в последнее время предметом повышенного интереса у государства. Законодатели ищут способ, как изменить эти правила так, чтобы заставить призывников бегать за сотрудниками военкоматов, а не наоборот, как это происходит сегодня.

В 2017 году в кулуарах Госдумы активно обсуждалась идея электронных повесток, которые должны были бы приходить на электронный почтовый ящик призывника. Такая идея, хотя и используется в некоторых постсоветских странах, все-таки слишком сомнительная, чтобы применять ее на практике.

В итоге про нее забыли.

Тем не менее, весной 2021 года в Думе серьезно начали говорить о новом законе о призыве в армию, который может заметно осложнить жизнь молодых россиян, для которых интерес к гражданской жизни неизмеримо выше, чем к военным порядкам.

По состоянию на начало апреля 2021 года нового закона о воинском призыве в России, к счастью, нет. Призыв проходит в соответствии с нормами, которые действуют в течение нескольких последних лет.

Вот основные моменты действующего законодательства:

  • призыву подлежат граждане России мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет,
  • срок обязательной службы в российской армии составляет 12 месяцев,
  • до отправки в войска каждый гражданин должен пройти медицинское обследование,
  • явка на медкомиссию и отправку в войска проходит по повестке, которая вручается лично в руки.

Одним из ключевых моментов действующего законодательства пока остается обязанность молодого россиянина явиться в военкомат на медицинскую комиссию или для отправки в войска по повестке, врученной лично в руки. Закон обязывает вручать повестку в соответствии с определенным перечнем правил, соблюсти которые военкоматы не всегда могут, а часто — элементарно не желают.

К примеру, вручать правильно заполненные и оформленные повестки имеют право только сотрудники военкоматов, отвечающие за воинский учет местные чиновники, а также отвечающий за воинский учет сотрудники организации, в которой работает призывник. Очень часто на практике повестки разносит невесть кто, иногда к этому даже привлекают других призывников.

Это само по себе незаконно, и такую повестку можно оспорить в суде.

Слабым для военкоматов местом действующего закона является и то, что повестку необходимо вручать исключительно самому призывнику лично в руки под расписку. Если документ вручается родителям, соседям или еще кому-то, кроме самого призывника, повестка также не считается действительной, и призывник может, даже зная о ней, игнорировать ее.

Если в прежние, советские времена избежать вручения повестки было сложно, то сейчас это — элементарно. Институт прописки в его советском виде был упразднен в 1993 году, сейчас свобода передвижения и проживания там, где человеку нравится, намного выше.

И отыскать молодого человека, который зарегистрирован по одному адресу, а проживает совершенно по другому, бывает не так просто.

Не случайно именно правила вручения повесток в военкомат и являются в последнее время предметом повышенного интереса у государства. Законодатели ищут способ, как изменить эти правила так, чтобы заставить призывников бегать за сотрудниками военкоматов, а не наоборот, как это происходит сегодня.

в 2021 году в кулуарах Госдумы активно обсуждалась идея электронных повесток, которые должны были бы приходить на электронный почтовый ящик призывника. Такая идея, хотя и используется в некоторых постсоветских странах, все-таки слишком сомнительная, чтобы применять ее на практике.

В итоге про нее забыли.

Тем не менее, весной 2021 года в Думе серьезно начали говорить о новом законе о призыве в армию, который может заметно осложнить жизнь молодых россиян, для которых интерес к гражданской жизни неизмеримо выше, чем к военным порядкам.

Вкратце перечислим изменения:

  1. Отсрочка по учёбе предоставляется не два, а три раза.
  2. У выпускников школ появилось право на отсрочку, которая длится до 1 октября года, в котором они получают аттестат.
  3. Отсрочка полагается слушателям подготовительных отделений вузов в год, когда они окончили школу.

Юношам, которым 18 лет исполняется до окончания школы, в Госдуме решили дать возможность окончить до призыва в армию не только бакалавриат, но и магистратуру

Вот что это значит на практике:

  1. Поскольку отсрочка предоставляется трижды, выпускника школы, которому весной в год её окончания уже есть или исполнится 18 лет, если он поступит в вуз, не призовут в армию между бакалавриатом и магистратурой. Раньше были обязаны отправить в войска, поскольку право на обе отсрочки он исчерпал: первую получил, чтобы окончить школу, вторую — для обучения на бакалавриате. Резерва на магистратуру, для которой нужна отдельная отсрочка, не оставалось.
    Иной вариант: парню в 11 классе исполняется 18 лет. Он использует одну отсрочку для окончания школы, вторую — для учёбы в колледже. После колледжа одна дорога — в армию. А теперь появилась возможность ещё поучиться на бакалавриате.
  2. Если ученику 11 класса общеобразовательной средней школы весной в год окончания школы исполняется 18 лет, его не призовут не только до того, как он получит аттестат, но и не раньше осеннего призыва. Тем самым у него будет возможность поступить в вуз.
  3. Когда выпускник, подлежащий призыву осенью, не наберёт баллов для зачисления в выбранный вуз, но запишется на подготовительное отделение, благодаря отсрочке получит шанс всё же поступить на следующий год.

Набор стандартный:

  1. Учебное заведение, будь то школа, колледж, техникум, вуз, должно иметь государственную аккредитацию.
  2. Образовательная программа — соответствовать государственному стандарту.
  3. Время, на которое предоставляется отсрочка — не превышать срок, предусмотренный госстандартом для конкретной образовательной программы. Если учиться надо три года, значит, и отсрочка положена на три года. Если два — значит, и отсрочка на два.
  4. Отсрочка полагается только тем, кто учится очно, в том числе и в школе. Вечерняя, заочная, очно-заочная и семейная (для школьников) формы обучения права на отсрочку не дают.
    Исключение — отсрочка всем, кто успешно прошёл итоговую аттестацию, до 1 октября года, в котором проводилась аттестация. Если призывник учился в школе заочно или находился на семейном обучении, но благополучно сдал ЕГЭ, право на отсрочку во время вступительной кампании есть и у него.

Особый набор оговорок в отношении слушателей подготовительных отделений:

  1. Только при государственном вузе.
  2. Обучение — исключительно за счёт бюджета.
  3. Срок обучения на подготовительном отделении — не меньше года.
  4. Отсрочка предоставляется исключительно в год окончания школы.

Если выпускник школы в 2019 году не набрал баллов для зачисления в вуз, но был зачислен на бюджет на подготовительное отделение, в армию его не призовут. Но второй раз этой лазейкой воспользоваться не удастся — если никуда не поступит, отправится в казарму.

Так что на вариант поступить куда-то на подготовительное отделение снова — и так до 27 лет, пока не истечёт призывной возраст, уповать не стоит.

А вот если не поступил в вуз, при котором окончил подготовительное отделение, но был зачислен в другой или, скажем, в колледж — без проблем. Доучиться дадут.

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить».

2484; N 49, ст. 4848; 2005, N 14, ст. 1212; 2006, N 11, ст. 1148; N 29, ст. 3122; 2007, N 44, ст. 5280; 2009, N 51, ст. 6149; 2011, N 27, ст. 3878; N 49, ст. 7053, 7054; 2012, N 53, ст. 7613; 2013, N 27, ст.

Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони. Федеральный закон от 28.03.

1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) регулирует вопросы воинского учёта, призыва на военную службу, обязательной подготовке к военной службе, призыв на военные сборы, а также все вопросы, связанные с прохождением военной службы по призыву.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет порядок постановки на воинский учёт и снятие с учёта, а также обязанности граждан Российской Федерации по воинскому учёту.

Федеральный закон регулирует порядок призыва на военную службу, поступление на военную службу по контракту, общие положения и порядок увольнения с военной службы.

Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ

Федеральным законом от 15 февраля 2019 г.

№ 20-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Дополненными положениями регламентируются отдельные случаи присвоения воинского звания военнослужащему, а также случаи, когда военнослужащему очередное воинское звание не присваивается.

С 1 января 2019 года федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых указанным Федеральным законом предусмотрена военная служба, наделяются полномочием определять случаи, когда военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы могут носить гражданскую, специальную, форменную или иную одежду, не относящуюся к военной форме одежды, а также устанавливать требования к этой одежде. Также внесены изменения в статью 28-5 Федерального закона от 27 мая 1998 г.

С 1 января 2019 г. вступят в силу изменения в ст.

24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», внесенные Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 302-ФЗ.

На сегодняшний день правом на отсрочку от призыва на военную службу при поступлении в организации среднего профессионального образования имеют граждане, обучающиеся на очной форме обучения в: —образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные организации не получили среднее образование, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и до достижения указанными обучающимися возраста 20 лет;—образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные организации получили среднее общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.

Все отсрочки от армии закреплены в Федеральном Законе «О воинской обязанности и военной службе». Согласно 24 статье этого закона, молодые люди имеют право на отсрочку по учебе в средних, средне-специальных и высших образовательных учебных заведениях.

Однако такое право распространяется не на всех студентов и школьников. Кого военкомат временно освобождает от службы и в каких случаях сохраняется отсрочка от призыва в армию, расскажу в этой статье. Первая отсрочка от призыва в армию по учебе может быть предоставлена молодым людям, не успевшим закончить основное общее образование.

На период обучения в школе ученик не может быть призван на службу, вне зависимости от его возраста. Не забирают сейчас в армию и сразу же после получения аттестата. Всем призывникам дают отсрочку от армии в 11 классе до 1 октября того года, в котором они заканчивают школу.

Понятие воинской повинности в России впервые было введено с 1 января 1874 года, когда ряды армии стали пополнять не рекруты, а все без исключения представители мужского населения страны без различия сословий, достигшие 21-летнего возраста. В действующих сегодня нормативных документах повинность заменили более ёмким понятием – воинская обязанность.

Существует ли альтернативная гражданская служба, и что нужно знать людям призывного возраста о Призыве-2018? Основополагающим нормативным актом, регулирующим порядок и сроки прохождения срочной службы, выступает Федеральный закон №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» 2021, 2020

Настоящее издание содержит тексты Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Тексты приводятся с изменениями и дополнениями на 2021 год. Если есть изменения, вступающие в силу позднее, то вместе с редакцией нормы, действующей на эту дату, приводится норма в новой редакции и указывается дата, с которой она вступает в силу.

Федеральным законом от 30 апреля 2021 года № 130-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (вступил в силу 11 мая 2021 года) расширен установленный пунктом 7 статьи 35 данного федерального закона перечень оснований для досрочного увольнения с военной службы, при которых у граждан, окончивших военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, возникает обязанность возмещения расходов, затраченных на их военную или специальную подготовку.

Прежняя редакция данной правовой нормы предусматривала наступление этих правовых последствий в случае досрочного увольнения в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, лишением его воинского звания, вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы, лишения свободы условно за преступление, совершённое умышленно или по неосторожности, либо приговора о лишении права занимать воинские должности в течение определённого срока.

Принятые изменения направлены на установление для военнослужащих, уволенных с военной службыф по негативным основаниям, равных обязанностей по возмещению бюджетных средств, затраченных на их военную или специальную подготовку

В новой редакции закона к числу таких оснований дополнительно отнесены: утрата доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении; непринятие военнослужащим, являющимся командиром, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов у подчинённого ему военнослужащего; отказ в допуске к государственной тайне или прекращение указанного допуска; нарушение запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы; несоответствие требованиям, неисполнение обязанностей, нарушение запретов и несоблюдение ограничений, связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, войсках национальной гвардии Российской Федерации; непрохождение в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов; совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Принятые изменения направлены на установление для военнослужащих, уволенных с военной службы по негативным основаниям, равных обязанностей по возмещению бюджетных средств, затраченных на их военную или специальную подготовку.
Условие о возмещении указанных бюджетных средств, а также их размер отражаются в контракте о прохождении военной службы, заключаемом с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования.

Номер документа: 53-ФЗ
Дата принятия: 28/03/1998
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 02/04/1998
Органы эмитенты: Парламент

Текущая редакция принята: 26/05/2021 документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 5.1 Федерального закона О воинской обязанности и военной службе № 146-ФЗ от 26/05/2021
Вступила в силу с: 06/06/2021


Редакция от 30/04/2021, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О воинской обязанности и военной службе № 130-ФЗ от 30/04/2021
Вступила в силу с: 11/05/2021


Редакция от 30/04/2021, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О воинской обязанности и военной службе и статью… № 131-ФЗ от 30/04/2021
Вступила в силу с: 11/05/2021


Редакция от 30/04/2021, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 117-ФЗ от 30/04/2021
Вступила в силу с: 30/04/2021


Редакция от 22/12/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О воинской обязанности и военной службе № 461-ФЗ от 22/12/2020
Вступила в силу с: 02/01/2021


Редакция от 31/07/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О воинской обязанности и военной службе № 285-ФЗ от 31/07/2020
Вступила в силу с: 01/01/2021


Редакция от 08/12/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 429-ФЗ от 08/12/2020
Вступила в силу с: 08/12/2020


Редакция от 15/10/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статьи 11 и 20 Федерального закона О мобилизационной подготовке и мобилизации… № 332-ФЗ от 15/10/2020
Вступила в силу с: 26/10/2020


Редакция от 13/07/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона О мобилизационной подготовке и мобилизации… № 200-ФЗ от 13/07/2020
Вступила в силу с: 24/07/2020


Редакция от 01/04/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 57.7 Федерального закона О воинской обязанности и военной службе… № 81-ФЗ от 01/04/2020
Вступила в силу с: 12/04/2020


Редакция от 01/04/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 38 Федерального закона О воинской обязанности и военной службе № 80-ФЗ от 01/04/2020
Вступила в силу с: 01/04/2020


Редакция от 18/03/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О войсках национальной гвардии Российской Федерации и статью… № 64-ФЗ от 18/03/2020
Вступила в силу с: 18/03/2020


Редакция от 01/10/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные… № 328-ФЗ от 01/10/2019
Вступила в силу с: 01/01/2020


Редакция от 16/12/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования… № 432-ФЗ от 16/12/2019
Вступила в силу с: 27/12/2019


Редакция от 01/05/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статьи 22 и 51 Федерального закона О воинской обязанности и военной службе № 98-ФЗ от 01/05/2019
Вступила в силу с: 01/09/2019

  1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:
    • а) по возрасту — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
    • б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
    • в) по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;
    • г) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;
    • д) в связи с лишением его воинского звания;
    • д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:
      • непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
      • непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
      • участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
      • осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
      • вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
      • нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в значении, определенном указанным Федеральным законом;
    • д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;
    • е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
    • е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;
    • ж) в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;
    • з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
    • и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;
    • к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;
    • л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;
    • м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.

1.1. Сведения об увольнении военнослужащего с военной службы в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых военнослужащий проходил службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Принят Государственной Думой 6 марта 1998 года

Одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года

(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 12.02.2001 N 15-ФЗ, от 12.02.2001 N 16-ФЗ, от 19.07.2001 N 102-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ, от 21.05.2002 N 56-ФЗ, от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 25.07.2002 N 113-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.12.2002 N 186-ФЗ, от 22.02.2003 N 27-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.02.2004 N 4-ФЗ, от 22.04.2004 N 20-ФЗ, от 26.04.2004 N 29-ФЗ, от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.12.2004 N 149-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 30.06.2005 N 77-ФЗ, от 15.07.2005 N 86-ФЗ, от 21.07.2005 N 99-ФЗ, от 21.07.2005 N 100-ФЗ, от 30.09.2005 N 125-ФЗ, от 17.10.2005 N 130-ФЗ, от 02.12.2005 N 149-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 211-ФЗ, от 11.03.2006 N 37-ФЗ, от 04.05.2006 N 61-ФЗ, от 03.07.2006 N 96-ФЗ, от 06.07.2006 N 103-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ (ред. 24.10.2007), от 06.07.2006 N 105-ФЗ, от 02.10.2006 N 159-ФЗ, от 25.10.2006 N 169-ФЗ, от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 06.01.2007 N 3-ФЗ, от 12.04.2007 N 50-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 30.10.2007 N 241-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.12.2007 N 313-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 09.02.2009 N 1-ФЗ, от 28.04.2009 N 69-ФЗ, от 03.06.2009 N 110-ФЗ, от 28.06.2009 N 126-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее – граждане) предусматривает:

воинский учет;

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:

призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

военное обучение в период военного положения и в военное время.

3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

6. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее – организации) и их должностные лица.

7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

1. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее – другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее – воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее – органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами – в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

2. Прохождение военной службы осуществляется:

гражданами – по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

иностранными гражданами – по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

4. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1. Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:

оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов соответствующих территорий (далее – военные комиссариаты);

обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;

направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

2. Руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица (работники) этих организаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более трех месяцев, которые состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете.

3. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:

направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете;

производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;

направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет.

4. Органы записи актов гражданского состояния обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

5. Органы дознания и органы предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд.

6. Федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты:

о возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.

7. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о признании инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

ЗАКОН ОТ 28.03.1998 № 53-ФЗ «О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»

1. Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.

Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.

2. Гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.

1. Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости – врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.

2. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

А – годен к военной службе;

Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В – ограниченно годен к военной службе;

Г – временно не годен к военной службе;

Д – не годен к военной службе.

3. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

4. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

5. В случае необходимости гражданин при постановке на воинский учет может быть направлен в медицинскую организацию для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

6. Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

7. Финансовое обеспечение медицинского обследования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

1. Граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.

2. Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее – воинская часть), оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.

3. Гражданам, проходящим военные сборы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию устанавливаются коэффициенты (районные, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

Для заключения нового контракта им необходимо будет приобрести российское гражданство. Остальные поправки касаются в основном отсрочки от призыва и медицинского отбора:Если вы хотите узнать, как в 2021 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  1. Москва: .
  2. Санкт-Петербург: .
  • Молодые люди, считающиеся ограниченно годными, при желании смогут пройти медицинскую комиссию еще раз. Если специалисты посчитают, что рядовой годен, то он получит воинское звание и при этом не будет находиться в запасе.
  • При очном обучении студенты аспирантуры так же имеют право на отсрочку.
  • Студентам магистратуры разрешено получать отсрочку от .
  • Срочники и контрактники будут проходить жесткий медицинский отбор, отвечающий за профпригодность и возможность получения определенной специализации.

В случае, если руководитель государственных органа либо организации или муниципального органа уведомлен в письменной форме военным комиссариатом о вынесении в отношении гражданина, который замещает должность государственной службы или муниципальной службы в таких органе либо организации, заключения, указанного в пункте 1.1 статьи 28 настоящего Федерального закона, данный руководитель обязан уведомить в письменной форме военный комиссариат об увольнении этого гражданина с государственной службы или муниципальной службы в течение десяти дней со дня его увольнения.

, от 06.07.2006 N 105-ФЗ, от 02.10.2006 N 159-ФЗ, от 25.10.2006 N 169-ФЗ, от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 06.01.2007 N 3-ФЗ, от 12.04.2007 N 50-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 30.10.2007 N 241-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.12.2007 N 313-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 09.02.2009 N 1-ФЗ, от 28.04.2009 N 69-ФЗ, от 03.06.2009 N 110-ФЗ, от 28.06.2009 N 126-ФЗ, от 28.11.2009 N 285-ФЗ, от 28.11.2009 N 286-ФЗ, с изм., внесенным Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.04.2009 N 7-П) Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

в текущей редакции по сравнению с предыдущей Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Сравнить редакции закона Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони. Редакция закона от 01.09.2021 Редакция закона от 29.03.2021 Редакция закона от 17.02.2021 Редакция закона от 31.01.2021 Редакция закона от 08.01.2021 Редакция закона от 29.12.2018 Редакция закона от 09.12.2018 Редакция закона от 03.08.2018 Редакция закона от 08.07.2018 Редакция закона от 18.03.2018 Редакция закона от 16.02.2018 Редакция закона от 09.01.2018 Редакция закона от 01.01.2018 Редакция закона от 08.12.2017 Редакция закона от 06.08.2017 Редакция закона от 28.06.2017 Редакция закона от 12.05.2017 Редакция закона от 15.04.2017 Редакция закона от 05.03.2017 Редакция закона

По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Заявление прикладывается к протоколу заседания призывной комиссии.ФЗ №8 от 06.02.2021 привнес дополнения в список обязанностей ответственных должностных лиц за военно-учетные мероприятия (статья №4 ФЗ №53 от 28.03.1998). Так, должностные лица обязаны:

  1. содействовать гражданам в возможности обеспечения явки по повесткам комиссариатов;
  2. направлять в комиссариаты в течение двух недель информацию о гражданах по запросу;
  3. осуществлять оповещения граждан о повестках комиссариатов;
  4. направлять в комиссариаты в течение двух недель информацию о выявленных гражданах, которые не состоят на воинском учете;
  5. направлять граждан, не состоящих на воинском учете, в комиссариат на постановку на учет, согласно статье №8 ФЗ №53 от 28.03.1998.

ФЗ №39 от 18.03.2021 внес изменения в статью №24 ФЗ №53 от 28.03.1998, в которой содержится список граждан, имеющих право на отсрочку от срочной военной службы.

Закон о военной службе и воинской обязанности 2019 год

Оформить отсрочку от армейской службы – считается целью многих граждан призывного возраста, которые обладают собственными планами на жизнь, не совмещенные со службой. Причинами способны стать наиболее различные варианты: от простого желания уклониться от службы до простого права получения профессии и должного образования. Методы получения отсрочки могут также быть разными: от незаконных и аморальных до полностью легальных, которые будут ниже подробно рассмотрены.

Какие есть отсрочки от призыва в армию в 2019 году:

  1. Учеба в образовательных учреждениях.
  2. Семейные обстоятельства.
  3. Дети.
  4. Отсрочка по работе.
  5. Состояние здоровья.

Самый распространенный и надежный метод – оформить отсрочку от призыва на период учебы. Ее предоставляют в следующих вариантах:

  • Если призывной гражданин еще не успел закончить получить среднее образование, то до окончания школьной учебы он может оформить отсрочку на время учебы.
  • В целях обретения средне-специального профильного образования. Юноша получит отсрочку.
  • На момент учебы в высшем учебном заведении на квалификацию бакалавра, специалиста либо магистра.
  • На период послевузовского образования в аспирантуре либо докторантуре.

Отсрочка для учебы оформляется лишь одни раз. Исключением в таком случае могут выступать ситуации, когда вторая отсрочка от службы требуется в целях обретения высшего образования либо в аспирантуре.

Молодые люди, которые учатся на очном обучении в образовательном учреждении (школы), обладают правом на оформление отсрочки от армейской службы в момент освоения указанных образовательных программ. Лица, воспользовавшиеся правом на оформление отсрочки от службы по школьному обучению, имеют право получить отсрочку еще по обучению в высшем учебном заведении.

Молодые юноши, которые получили удовлетворительные оценки на государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) среднего школьного образования 11-ти классов, обладают правом на оформление отсрочки от службы до 1 октября текущего года окончания школы.

Если молодой человек учится на очном отделении в образовательном учреждении, которое имеет государственную аккредитацию программы среднего профильного образования (техникум или колледж), то ему оформят отсрочку на период обучения. Данная отсрочка оформляется лишь в ситуации, если юноша раньше не использовал собственное право на получение отсрочки в школе.

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» 2021

При оформлении академического отпуска на период учебы за молодым человеком сохраняется право на отсрочку от службы, при этом общий период учебы не возрастает более, чем на год.

Если гражданин переводится с одной профессии на иную в рамках одного образовательного учреждения, или переводится в иное образовательное заведение по образовательной программе того же уровня, при этом общий период учебы не повышается либо повышается не больше, чем на год, то за ним остается право на оформление отсрочки от армии.

Стоит обратить внимание, что в целях вступления отсрочки в силу, право на отсрочку нужно осуществить. Если первая отсрочка была выдана с нарушением регламента, то нужно понимать это в качестве нереализованного права на отсрочку и добиваться собственного права на повторную отсрочку от призыва в суде.

Вопросы которые часто задаются гражданами, поступившими на учёбу в образовательные организации среднего и высшего профессионального образования, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

Общие вопросы предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную службу.

Отсрочка от призыва на военную службу гражданам, получающим образование среднего профессионального и высшего образования, предоставляется призывной комиссией муниципального образования на основании подпункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Следует уяснить:

  • а) право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения;
  • б) учеба студента по очной форме обучения, не является отсрочкой от призыва на военную службу;
  • в) отсрочку предоставляет призывная комиссия муниципального образования на основании справки формы приложения № 2, подтверждающую учёбу гражданина в вузе;
  • г) отсрочка гражданину, студенту предоставляется только один раз (разъяснение далее по тексту).

Для справки:

Принят Государственной Думой 6 марта 1998 года

Одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Причина одна из распространенных. Иногда избегающие армейской службы люди целенаправленно идут служить в ОВД и подобные им структуры, чтобы не оказаться в казарме.

Итак, какие обязанности помогут получить отсрочку?

  • замещающих должности в органах внутренних дел, в государственной противопожарной службе, УИН;
  • в Национальной гвардии РФ;
  • исполняющие обязанности депутатов ГД, депутатов законодательных структур субъектов РФ и муниципалитетов.

Отметим сразу, что не служивший выпускник ССУЗа не имеет прав на отсрочку. С учетом сроков весеннего призыва придется сначала отдать военный долг стране, а затем продолжить обучение.

Условия предоставления временного освобождения от службы:

  • обучение по очной форме;
  • поступление на аккредитованные государством факультеты.

Бакалавриат дает основание для сдвига сроков призыва. Причем независимо от времени совершеннолетия. Даже если студенту исполнилось 18 лет до окончания 11 классов средней школы, он воспользуется льготой на первой ступени вузовского образования.

Магистратура позволит своему студенту отсрочить казарменное положение при условии непрерывного продолжения обучения после присвоения статуса бакалавра. Действовать нужно быстро, ведь если успешный выпускник не успеет оформить льготу, его вполне могут призвать в армию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *