Что такое операционные счета в бухгалтерском учёте
573 0
Учётная политика представляет собой внутренний нормативный документ организации, который содержит в себе способ ведения учёта, порядок отражения отдельных операций, а также формы первичной документации.
В документе отражается способ начисления амортизации, порядок расчёта резерва для выплаты отпускных, какие первичные документы используются при отгрузке товара и прочие важные аспекты ведения учёта.
Компания должна для себя определить, каких норм придерживаться для целей бухгалтерского или налогового учёта.
Так, например, при расчёте суммы амортизации в налоговом учёте допускается использовать амортизационную премию, которую можно списать на текущие расходы в размере 10%.
Согласно нормам бухгалтерского учёта, любая организация обязана создавать резервы по предстоящим отпускам, исключение составляют только малые предприятия, при этом сама методика расчёта резерва не установлена, поэтому компания может самостоятельно решить: производить расчёт персонально по каждому сотруднику или в целом по подразделениям.
Компания может для себя решить: использовать в учёте исключительно унифицированные бланки или самостоятельно разработать отдельные виды первичных документов. Например, график отпусков, штатное расписание и другая документация.
Положения учётной политики должны соответствовать следующим требованиям:
полнота отражения фактов хозяйственной жизни
своевременность отражения операций
соответствие оборотов аналитического и синтетического учёта по итогам каждого месяца
В учётной политике необходимо закрепить рабочий план счётов с перечнем счетов, которые компания будет использовать в учёте.
В случае если налоговое законодательство допускает применение нескольких способов учёта в отношении одной и той же операции, компания должна отразить в учётной политике один из них.
На законодательном уровне отсутствует чёткая регламентация по вопросу того, кто именно должен составлять учётную политику, а также о предъявляемых к ней требованиях.
В большинстве случаев ответственность ложится на главного (или единственного) бухгалтера компании, который отвечает за то, чтобы утверждённая учётная политика соответствовала нуждам организации, а также была грамотно оформлена.
Единственным требованием к компаниям является составление внутреннего приказа об утверждении учётной политики за подписью руководителя (ПБУ 1/2008). Его отсутствие может повлечь за собой финансовые санкции со стороны проверяющих органов, поскольку некоторые хозяйственные операции могут быть признаны неверно оформленными. Приказ составляется в свободной форме с указанием перечня лиц, ответственных за учётную политику, обязательным является наличие следующих реквизитов: номер, дата и подпись руководителя.
Как правило, учётную политику формируют раздельно для налогового и бухгалтерского учёта, где каждый раздел называется в соответствии с объектом или способом учёта: «Основные средства», «Заработная плата», «Способ калькуляции» и прочее.
Компания при начале своей деятельности утверждает учётную политику, которую она может придерживаться на протяжении всего периода хозяйствования вплоть до ликвидации или вносить необходимые корректировки по окончании отчётного или налогового периода.
Сроки утверждения отличаются для бухгалтерского и налогового учёта:
для целей бухгалтерского учёта – в течение 90 дней с момента регистрации или до 1 января при внесении изменений в ранее утверждённый документ (ПБУ 1/2008)
для учёта по НДС – до завершения первого отчётного периода, нормы распространяются на деятельность с момента создания (п.12 167 НК РФ)
для учёта по налогу на прибыль – сроки не определены, но применять нужно до завершения текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ)
Вносить изменения в учётную политику допускается в следующих случаях:
новый вид деятельности или новые операции, ранее не перечисленные в учётной политике
внедрение новых поправок в налоговом законодательстве
смена способа ведения бухгалтерского учёта на более эффективный
В новых правилах закреплено, что технически сложные бытовые товары, транспортные средства и ювелирные изделия из драгметаллов и драгкамней, сертифицированных ограненных драгкамней, купленные дистанционно, покупатель вправе вернуть, даже если они надлежащего качества.
По общему правилу товар может получить как сам потребитель, так и иное лицо, предъявившее информацию о номере заказа либо другое подтверждение заключения договора (оформления заказа). Ранее иное лицо могло получить товар только при предъявлении квитанции или другого подтверждающего документа.
Если продавец не довел до потребителя информацию о форме и способах направления претензий, последний может направить претензию в любой форме и любым способом.
Продавец должен раскрыть дополнительные данные о себе: ОГРН, адрес электронной почты и (или) номер телефона.
Исключены следующие обязанности продавца:
обеспечить наличие у представителя личной карточки, заверенной подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца (при наличии печати), с фотографией, указанием ФИО представителя продавца, а также сведений о продавце;
обеспечить наличие прейскуранта;
передавать потребителю товарный чек.
Разрешена продажа в разнос таких товаров:
продовольственных товаров в потребительской упаковке;
экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм;
компьютерных программ.
VIDEO
Продавец обязан предоставить товарный чек по требованию потребителя, только если в кассовом чеке не указаны индивидуализирующие признаки товара (например, наименование, артикул, модель). Правило касается следующих товаров:
технически сложные товары;
животные и растения;
строительные материалы и изделия;
ткани, одежда, меховые товары и обувь;
мебель.
Для продавцов ювелирных и иных изделий из драгметаллов и драгкамней обязанность по предоставлению товарного чека исключена.
На расфасованных продтоварах можно не указывать номер или фамилию весовщика.
При передаче автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов нужно предоставить информацию о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара, поддержания его в пригодном к эксплуатации состоянии.
АЗС обязаны представлять по требованию потребителей заверенную копию документа о качестве (паспорт). В нем должны быть указаны наименование изготовителя, поставщика топлива, дата и объем поставки.
С 1 января 2021 г. МРОТ повысился, и теперь он равен 12 792 руб. Напомним, в каких расчетах применяется этот показатель
С 2021 г. минимальная зарплата сотрудников, которые отработали месячную норму рабочего времени, должна составлять следующие суммы:
нет регионального соглашения о минимальной зарплате на 2021 г. — 1 МРОТ;
есть региональное соглашение, но им установлена минимальная зарплата меньше 12 792 руб. — 1 МРОТ;
есть региональное соглашение, им предусмотрена минимальная зарплата 12 792 руб. и больше, организация не отказалась участвовать в соглашении — минимальный размер зарплаты согласно региональному соглашению;
есть региональное соглашение, им предусмотрена минимальная зарплата больше 12 792 руб., но организация отказалась в нем участвовать — 1 МРОТ (с обязательным последующим повышением).
Повышение окладов — не единственный способ довести уровень зарплаты до минималки. Сделать это можно за счет иных выплат. Например, специальной доплаты сотрудникам, у которых зарплата ниже МРОТ.
Что не входит в расчет минималки
Ряд выплат нельзя включать в расчет минималки. К ним относятся следующие выплаты:
премии к праздникам и юбилейным датам;
оплата сверхурочной, ночной работы, работы в выходные и праздники;
северные надбавки и районные коэффициенты;
зарплата внутренних совместителей (так как ее выплачивают в рамках отдельного трудового договора);
доплата за совмещение должностей;
выплаты, которые ваш регион запретил включать в расчет минимальной заработной платы. Например, в Москве сверх МРОТ идут компенсации и надбавки за сверхурочную, вредную и опасную работу, работу ночью, в выходные и праздники, за совмещение профессий и должностей, увеличение объема работы, исполнение обязанностей отсутствующего работника.
Приказ об утверждении учетной политики
В марте нужно сдать годовую бухгалтерскую отчетность за 2020 год, а также подать декларации по ряду налогов. Подготовить отчетность бухгалтерам поможет система КонсультантПлюс
Материалы в помощь бухгалтерам:
практические пособия по бухгалтерской отчетности;
образцы заполнения бухгалтерской и налоговой отчетности;
готовые решения с ответами на вопросы по отчетности;
книги и статьи;
справочная информация.
Учетная политика любого предприятия формируется, как правило, главным бухгалтером или лицом, выполняющим его обязанности. Именно этот сотрудник определяет основные ее положения, а после того, как учетная политика окончательно подготавливается, он же согласовывает ее с руководством компании и утверждает у директора. Затем происходит составление необходимой распорядительной документации, т.е. приказа.
Приказ об утверждении учетной политики предприятия, являясь своего рода связкой между законодательством РФ по бухгалтерскому и налоговому учету и нормативно-правовыми актами компании, нужен для внутреннего использования.
Приказ обязывает все подразделения компании, независимо от их местонахождения, исполнять правила учетной политики, а также назначает ответственных по контролю за этим лиц.
Приказ пишет обычно секретарь организации, он же отдает его на подпись директору.
Утвердить учетную политику для целей бухгалтерского учета на 2021 год (Приложение № 1);
Утвердить учетную политику для целей налогового учета на 2021 год (Приложение № 2);
Контроль формирования и соблюдения положений учетной политики возложить на главного бухгалтера организации.
Изменения учетной политики производить в случаях:
изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и налогообложению — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства;
в случае начала осуществления нового вида деятельности;
разработки новых способов ведения бухгалтерского учета;
существенного изменения условий хозяйствования.
Изменения оформлять необходимыми распорядительными документами.
Настоящий приказ вступает в действие с «01» января 2021 года.
Обязательно в учетной политике надо утверждать следующие пункты:
— рабочий план счетов предприятия;
— формы первичных документов и других регистров;
— порядок проведения инвентаризации;
— способы оценки обязательств и активов;
— контроль за хозяйственными операциями.
Также организация вправе вносить и другие пункты, которые для нее важны.
В зависимости от применяемого налогового режима в учетной политике рассматриваются следующие вопросы:
метод признания доходов для расчета налога на прибыль: кассовый или по начислению;
метод определения стоимости списания материалов и товаров: по стоимости единицы, средневзвешенный или метод ФИФО — по стоимости первых закупок;
метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов: линейный или нелинейный;
возможность начисления резервов для регулирования налога на прибыль: по сомнительным долгам на оплату отпусков, на гарантийный ремонт и ремонт основных средств;
форма налогового регистра для расчета налогооблагаемой базы: книга доходов и расходов, книга продаж и книга покупок, самостоятельно разработанные регистры.
Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:
преамбула и пп. 1–3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
пп. 31–34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
пп. 37–41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
пп. 42–44, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
пп. 46–47, 49-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота в целом остаются актуальными;
п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
пп. 52–62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.
Здесь должна отражаться информация в первую очередь об отчетном году. Для всех организаций это период с 1 января по 31 декабря.
Организационный порядок бухгалтерской службы. Этот порядок предприятие устанавливает самостоятельно.
Если на предприятии учет ведет главный бухгалтер или уполномоченное на то лицо, то именно этот человек и несет ответственность за организацию бухгалтерского учета и ведения учетной политики.
В основном организации не серьезно относятся к формированию плана счетов, что в последствии ведет к серьезным проблемам.
Образец учетной политики на 2021 год с приложениями
Учетную политику субъекты должны формировать в случаях, когда они ведут бухгалтерский учет. Поэтому ее составляют все юридические лица, независимо от формы собственности. Исключением являются только кредитные организации, представительства и филиалы иностранных компаний.
Многие ошибочно думают, что если организация применяет упрощенную или иную льготную систему налогообложения, то составлять учетную политику она не должна.
На самом деле это не так. Именно в учетной политике фиксируется момент, в соответствии с которым учет предприятия строится по упрощенной схеме. Если этого не будет, то и применять упрощенный бухучет организация не сможет.
Как правило, формирование учетной политики происходит сразу же после создания компании. Ее составляет главный бухгалтер, а утверждает директор фирмы. Далее в конце каждого года в нее при необходимости вносятся коррективы, и ее заново утверждают на новый год.
Отдельный большой вопрос, нужно ли, чтобы была учетная политика ИП. Ведь согласно положению разрабатывать и использовать этот документ должны только организации. Однако НК говорит, что налогоплательщик независимо от формы должен разработать учетную налоговую политику.
Внимание! Применять ее нужно только тем предпринимателям, которые используют ОСНО или УСН. Тем, кто находится на спецрежиме (ЕНВД, ЕСХН, патент), разрабатывать ее не нужно при условии, что они не совмещают несколько режимов.
А вот разрабатывать и применять учетную политику для бухучета им не нужно, поскольку по законодательству они могут не вести бухучет вообще.
В чем сложность формирования учетной политики-2021
5 универсальных правил для учетной политики-2021
Когда учетная политика экономит деньги, а когда наоборот
Как сделать учетную политику эффективным инструментом
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Профпереподготовка для бухгалтера бюджетной сферы: зачем и по каким программам учиться
Дайджест № 64. НДС и налог на прибыль: новые законы. Важные письма по налогам
Изменения в работе бухгалтера бюджетной сферы: дайджест за май
Дайджест № 63. Новое по НДС и НДФЛ
КОСГУ и КВР в 2021 году для бюджетных учреждений
Главные новости марта для бухгалтера бюджетной сферы
Учетная политика — документ, устанавливающий методы и способы ведения налогового и бухучета фирмы. Отходить от утвержденного варианта можно только в случае своевременного внесения изменений. Формируют политику самостоятельно все субъекты, ведущие учет. То есть все юрлица пишут учетную политику по налогам и по бухучету. У индивидуальных предпринимателей задача проще: если они не ведут бухучет, то и бухгалтерская политика им не нужна, а налоговую формировать все равно придется.
Топ‑10 изменений с 2021 года для бухгалтера бюджетной сферы
Это неправда. Меняют учетную политику по мере необходимости. Для этого не обязательно ежегодно утверждать новую учетную политику. Достаточно внести дополнения или изменения в действующую учетную политику, издав соответствующий приказ.
Конечно, если есть желание, можно утверждать учетную политику и каждый год. В таком случае дата утверждения должна быть не позднее 31 декабря предшествующего года. Например, учетную политику на 2017 год следует утвердить до 31 декабря 2021 года включительно. То есть дата утверждения должна стоять именно 31 декабря или раньше.
Но еще раз повторим – достаточно составить учетную политику один раз при создании организации, а затем лишь вносить дополнения или изменения.
Прямой обязанности ежегодно пересматривать учетную политику нет. Это право организации. Но в связи с тем, что принято немало изменений законодательства, вступающих в силу с 1 января 2021 года, учетную политику на 2021 год стоит пересмотреть и обновить.
Новации с 2021 года
Введено новое ограничение при переходе с линейного на нелинейный метод амортизации основных средств — не чаще 1 раза в 5 лет. До 1 января 2021 года пятилетний мораторий действовал только при переходе с нелинейного на линейный. С 2021 года — любая смена метода амортизации — не чаще, чем через 5 лет.
С 1 января 2021 года в порядок амортизации внесены и такие изменения:
Амортизацию по основным средствам, переданным в безвозмездное пользование, нельзя признать в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
Срок полезного использования объекта на период консервации более 3-х месяцев продлеваться не будет. На период консервации свыше 3-х месяцев основные средства исключаются из состава амортизируемого имущества.
Это прямые нормы Налогового кодекса — обязательны для исполнения правила. Их нужно учесть в работе, но вносить в учетную политику необходимости нет.
Расширен горизонт применения инвестиционного вычета по налогу на прибыль:
разрешен вычет по основным средствам 8-10 амортизационных групп (кроме зданий, сооружений, передаточных устройств). Сейчас он действует только для 3-7 групп;
расширен перечень расходов, которые можно покрыть вычетом: до 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры и не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры. При условии, что создание этих объектов предусмотрено договором о комплексном освоении территории для строительства стандартного жилья.
Продлено до 31 декабря 2021 года 50% ограничение на перенос убытков прошлых лет.
Если на 2021 год вы решили изменить порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль — исходя из фактической прибыли, ежемесячные или ежеквартальные авансовые платежей по налогу на прибыль — это следует отразить в учетной политике. Если с 1 января 2020 года порядок не меняется — изменения вносить не надо.
С 26 июля 2021 года главные бухгалтеры получили право требовать от всех сотрудников четкого выполнения своих требований, если они предъявлены в письменной форме. А лучшим доказательством невиновности главбуха может послужить письменное требование об устранении соответствующего нарушения или о необходимости представления в бухгалтерию определенных сведений (новая ред. ст. 15.15.6 КоАП РФ).
Приказом Минфина России от 5 апреля 2021 года № 54н внесены изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности».
В частности, введено новое понятие «Долгосрочные активы к продаже». Но если организация не использует внеоборотный актив временно, он не считается долгосрочным активом к продаже.
Организации обязаны применять новый порядок, начиная с бухгалтерской отчетности за 2021 год. В добровольном порядке применять новую редакцию ПБУ 16/02 можно и с отчетности за 2019 год.
Обратите внимание
В качестве приложения к учетной политике можно предусмотреть форму, в которой раскрыть информацию о долгосрочных активах к продаже. Кроме того, в рабочий план счетов можно добавить субсчета для учета операций с правом пользования активами и долгосрочными активами к продаже.
Как утвердить налоговую учетную политику на 2021 год
При внесении изменений вы меняете порядок учета тех фактов жизни, которые уже были раньше. Это влечет за собой изменение финансовых результатов, доходов, расходов и, следовательно, необходимость пересчета в ретроспективе.
Дополнения возникают только в отношении тех операций, которые вы раньше не совершали. Например, появление нового вида деятельности вдобавок к старому. В таком случае просто прописывайте новые положения. Пересчитывать статьи баланса и определять влияние корректировок на прошлые даты не нужно.
При ведении бухгалтерского и налогового учета придерживайтесь разработанной учетной политики. Это поможет отстоять свою позицию при споре с ФНС. Чтобы не отходить от своей политики, воспользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия. Программа умеет работать с разными способами ведения бухгалтерского и налогового учета. Всем новичкам дарим бесплатный пробный период на 14 дней.
Скачать бесплатно: Учетная политика предприятия 2013 года на УСН.doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
: Учетная политика предприятия 2013 года на УСН.doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
Скачать бесплатно: Учетная политика организации 2013 года на УСН(с вариантами).doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
: Учетная политика организации 2013 года на УСН(с вариантами).doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
Обязательно в учетной политике надо утверждать следующие пункты:
— рабочий план счетов предприятия;
— формы первичных документов и других регистров;
— порядок проведения инвентаризации;
— способы оценки обязательств и активов;
— контроль за хозяйственными операциями.
Также организация вправе вносить и другие пункты, которые для нее важны.
Утверждает учетную политику руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.
Допустимо оба документа утвердить одним приказом, например, в декабре. То есть объединить УП для БУ и УП для НУ в одном распорядительном документе. Текст самой учетной политики оформите как приложение к приказу. Дополнительно оформите приложениями формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.
Обратите внимание, что специальной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Чиновники не утвердили унифицированной формы для этой ситуации. Следовательно, составьте приказ в произвольной форме. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги такой категории. Обязательно пропишите:
Номер и дату составления.
Законодательные нормативы, на основании чего было принято решение.
Суть распоряжения.
Дату начала действия приказа, с какого момента положения вступают в силу.
Ответственного за составление (главный бухгалтер, например).
Определите лицо, ответственное за контроль за исполнением приказа.
Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Настройка и печать учетной политики на 2021 год в «1С:Бухгалтерии 8»
Здесь должна отражаться информация в первую очередь об отчетном году. Для всех организаций это период с 1 января по 31 декабря.
Организационный порядок бухгалтерской службы. Этот порядок предприятие устанавливает самостоятельно.
Если на предприятии учет ведет главный бухгалтер или уполномоченное на то лицо, то именно этот человек и несет ответственность за организацию бухгалтерского учета и ведения учетной политики.
В основном организации не серьезно относятся к формированию плана счетов, что в последствии ведет к серьезным проблемам.
Скачать бесплатно: Учетная политика организации 2013 года на ОСНО(производство).doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб).
: Учетная политика организации 2013 года на ОСНО(производство).doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб).
Скачать бесплатно: Учетная политика организации 2013 года на ОСНО(услуги).doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб).
: Учетная политика бухгалтерского учета 2013 года на ОСНО(услуги).doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб).
Если организация планирует вести упрощённый бухучёт и пользоваться специальными формами бухотчётности, нужно прописать это в учётной политике. При выборе методов учёта руководствуются требованием рациональности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации»). Это значит, что нужно проанализировать и выбрать методы, благодаря которым можно сформировать полную и достоверную финансовую отчётность с минимальными затратами.
С 1 января 2021 года вступают в силу еще несколько федеральных стандартов для учреждений бюджетной сферы. Большинство из них вводят новые объекты учета и требуют отражения в отчетности новых сведений. С такими объектами учета и сбором сведений бухгалтеры учреждений бюджетной сферы еще не сталкивались. Например, в следующем году должны появиться следующие объекты учета:
резервы: по претензиям и искам, по убыточным договорным обязательствам, по реструктуризации и др. (стандарт «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утв. приказом Минфина РФ от 30.05.2018 № 124н);
непроизведенные активы, по которым прогнозируется получение от его использования экономических выгод или полезного потенциала (стандарт «Непроизведенные активы», утв. приказ Минфина РФ от 28.02.2018 № 34н ).
В отчетности за 2021 год бухгалтерам нужно будет указать сведения о юридических и физических лицах, на деятельность которых субъект отчетности способен оказывать влияние, а также лицах, способных оказывать влияние на деятельность субъекта отчетности, и об операциях со связанными сторонами (стандарт «Информация о связанных сторонах, утв. приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 277н
Структура УП БУ определяется самим учреждением с учетом обязательных элементов, регламентированных законом № 402-ФЗ о бухучете и отраслевыми НПА. К примеру, в п.6 Инструкции к единому плану счетов для госучреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) предусмотрены следующие обязательные составные части УП БУ:
рабочий план счетов, отвечающий необходимому уровню аналитики информации — за основу принимается План счетов бухучета бюджетных учреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н);
Об основных разделах плана счетов учреждения и составе бюджетных счетов читайте здесь.
учетные алгоритмы, включающие методы оценки имущества и обязательств;
процедуры, направленные на обеспечение сохранности имущества учреждения (инвентаризационные мероприятия, порядок организации ВФК (внутреннего финансового контроля));
О том, с какого документа начинается любая инвентаризация, читайте в статье «Приказ о проведении инвентаризации — образец заполнения» .
схема отражения в учете событий после отчетной даты;
«документальные» процедуры (формы первички и учетных регистров, порядок документооборота, детализация технологии обработки учетной информации);
Полный набор форм первичных документов, учетных регистров и отчетности для бюджетных учреждений вы найдете в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к этой правовой системе, полный пробный доступ можно получить бесплатно.
иные организационно-методологические решения.
УП БУ включает в себя положения, относящиеся к бухгалтерскому и налоговому учету. Поскольку эти положения не всегда совпадают, учетная политика либо состоит из двух частей (бухгалтерской и налоговой), либо представлена двумя самостоятельными документами. Разработанную учетную политику потребуется утвердить приказом.
Форму приказа об утверждении учетной политики можно скачать здесь.
С 2021 года положения УП стали общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а следовательно, и составлять УП.
Все представители бюджетной сферы в 2021 году обязаны опубликовать положения учетной политики на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении учетной политики вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.
Подход позволяет проконтролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжением. Простыми словами, учредитель уполномочен проконтролировать:
правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
соответствует ли он заявленным требования и стандартам;
отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.
При выявлении несоответствий дать распоряжение устранить нарушения в кратчайшие сроки.
Специфика бюджетного учетного процесса способствует тому, что УП БУ отличается от учетной политики коммерческой фирмы многообразием приложений. Если коммерческая фирма может ограничиться стандартным набором обязательных приложений к своей учетной политике (рабочий план счетов, график документооборота, формы учетных регистров и первички), то УП БУ только этими элементами не обходится.
При разработке УП БУ в части методологических вопросов бухучета требуется учесть следующее:
УП БУ должна отражать особенности работы учреждения по аспектам, не урегулированным нормативно либо по тем, в отношении которых законодательно предоставлено право выбора;
применение установленных УП БУ учетных алгоритмов должно производиться последовательно из года в год.
Далее остановимся на методологических нюансах УП БУ в разрезе основных объектов учета.
Учет нефинансовых активов
Посвященный учету нефинансовых активов раздел УП БУ может содержать:
алгоритм определения срока полезного использования основного средства (ОС), если его наименование отсутствует в классификаторе;
порядок определения: текущей оценочной стоимости ОС (комиссионно, при помощи экспертной оценки), стоимости ликвидируемых частей ОС и начисленной на них амортизации;
схему присвоения ОС уникального инвентарного номера;
особенности учета отдельных объектов имущества (библиотечного фонда, программного обеспечения);
перечень особо ценного имущества по его видам;
порядок забалансового учета имущества;
особенности учета НМА;
нюансы учета МПЗ (принятие на учет, оценка, списание);
методику раздельного учета расходов при формировании себестоимости оказываемых учреждением услуг по их видам с указанием списка прямых и накладных расходов;
иные учетные аспекты.
О специфике учета ОС в бюджетных учреждениях читайте здесь.
Учет финансовых активов
При разработке этого раздела УП БУ предусматривается:
порядок учета денежных средств на лицевых счетах учреждения;
«кассовые» алгоритмы: ведения кассовой книги, учета денежных документов;
описание процедуры выдачи денежных средств под отчет;
иные «денежные» нюансы.
О том, какую нормативку учесть при разработке данного раздела УП БУ, читайте в статье «Учет кассовых операций в бюджетных учреждениях (нюансы)» .
Учет обязательств
Соответствующий раздел может включать порядок учета отдельных видов обязательств:
по уплате налогов;
по соцобеспечению;
по привлечению денежных средств на исполнение обязательств;
по переводу активов и обязательств между видами деятельности.
Об учетно-методических аспектах по бюджетным обязательствам читайте здесь.
Учет финансовых обязательств
Среди важных моментов, описываемых в данном разделе УП БУ, можно назвать:
методику обособленного учета доходов по видам деятельности;
перечень расходов текущего финансового года и систему их учета.
Резервы предстоящих расходов
В данном разделе УП БУ расписываются нюансы формируемых учреждением резервов. К примеру, по резерву для предстоящей оплаты отпусков можно предусмотреть следующие учетные элементы:
дату формирования резерва;
формулу расчета ежемесячного процента отчислений;
предельный размер резерва;
инвентаризационные процедуры по резерву;
схему списания и доначисления резерва.
Санкционирование расходов
В УП БУ отражаются:
способы принятия обязательств (момент признания, документ-основание);
способы принятия денежных обязательств.
О том, чем примечательна организация бухучета в бюджетном учреждении, читайте в статье «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях» .
13.
Особенности формирования учетной политики бюджетного учреждения
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации, в том числе и бюджетные учреждения, обязаны самостоятельно формировать учетную политику исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.
Похожие записи: