ФЗ о детях инвалидах 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФЗ о детях инвалидах 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

ЕДВ выплачивает Пенсионный фонд вместе с пенсией. Выплата ежегодно индексируется. Сколько денег на руки получит семья — зависит от того, получает ли она набор социальных услуг (НСУ). Что такое НСУ мы кратко расскажем ниже.

Если семья ребенка-инвалида полностью отказывается от НСУ, ежемесячная денежная выплата с 01.02.2021 года составляет 2919 рублей 02 коп.

Если семья получает полный набор социальных услуг, то выплата будет 1707 рублей 36 коп. Остальную часть ЕДВ удержат в счет финансирования набора социальных услуг.

С 1.02.2021 года на финансирование НСУ из Ежемесячной денежной выплаты направляется 1211,66 рублей. Из них:

    лекарственного обеспечения — 933,25 рубля;
    санаторно-курортного лечения — 144,37 рубля;
    проезд в пригородном железнодорожном транспорте, а также в междугородном транспорте к месту лечения и обратно — 134,04 рубля.

Когда родители обращаются в Пенсионный фонд за назначением ребенку пенсии по инвалидности, их обязательно спрашивают, хотят ли они получать набор социальных услуг в денежной форме или в натуральной. Что лучше выбрать, читайте ниже.

Дети с инвалидностью в 2021 году

В некоторых регионах могут быть дополнительные налоговые льготы, например, по уплате транспортного или земельного налога. От уплаты налога полностью или частично могут освобождаться инвалиды, дети-инвалиды, их родители или иные законные представители.

Например, в Амурской, Архангельской, Волгоградской, Курганской областей и других регионах родители детей-инвалидов полностью освобождены от уплаты транспортного налога.

ВАЖНО

В законе субъекта РФ должно быть указано конкретно, что от уплаты освобождается родитель ребенка-инвалида. Иногда пишут просто «инвалиды» или «дети-инвалиды». Тогда родитель льготу не получит.

На каждой автостоянке выделяется не менее 10 % мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки автомобилей, которыми управляют инвалиды I, II групп, а также инвалиды III группы, имеющие ограничение способности к самостоятельному передвижению. Также бесплатно парковаться могут родители (или иные законные представители) детей-инвалидов.

На этих машинах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид». Информация о них должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.

Чтобы внести информацию об автомобиле в федеральном реестре инвалидов, нужно написать заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации. Это можно сделать лично, через МФЦ или через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Кто может называться ребенком-инвалидом? Это может быть любой ребенок до наступления совершеннолетнего возраста, при имении стойких заболеваний и расстройств, которые не дают ему возможность к самообслуживанию.

Такие дети не могут свободно передвигаться, получать образование вместе с их сверстниками, имеют проблемы в общении и контроле собственного поведения.

Законы и стандарты педагога, который работает с детьми с ОВЗ

Государство имеет специальные меры поддержки детям – инвалидам и их семьям, которые позволяют обеспечить всем необходимым для жизни и адаптации.

Помощь выделяется на основании федеральных законов, а финансирование происходит как с общегосударственного бюджета, так и региональной казны.

Предлагаю коротко ознакомиться с перечнем помощи, которая им полагается:

  1. Пенсионные выплаты, пособия.
  2. На предоставление жилья или улучшение жилищных условий;
  3. Транспортные льготы;
  4. Особые условия и защита согласно трудовому праву;
  5. Освобождение или льготы по налогообложению;
  6. Медицинские услуги, включающие в себя обслуживание и лечение.
  7. Помощь в образовании.

Всем детям с МСЭК полагается пенсия. Ее оформление происходит в Пенсионном фонде в заявительном порядке, и в этом году составляет 11 200 рублей.

Помимо этих выплат также есть дополнительные — ЕДВ и НСУ, однако их размер зависит от того, использует ли ребенок положенные ему социальные услуги или желает получить взамен дополнительную надбавку.

Так в общем итоге получается ЕДВ около 1 500 рублей и НСУ около 1 000 рублей. Также, предусмотрена выплата их родителям или опекунам, которые ухаживают за ребенком, и в силу своих возможностей совмещают уход с работой.

Пособие дается и неработающим опекунам, являющимся трудоспособными, размером 60%от минимального размера оплаты труда.

В этом году компенсация составляет 5 500 рублей для родителей или опекунов, и 1 200 рублей сторонним лицам, которые осуществляют уход за ребенком.

Матерям, которые ухаживали за ребенком – инвалидом до 8 лет предоставляется ранний выход на пенсию и сокращение требований касаемо трудового стажа до 15 лет, а время, потраченное на уход, засчитывается в общий стаж.

Так как совмещение работы и ухода за ребенком-инвалидом – очень сложное дело, такому сотруднику полагается сокращенная рабочая неделя, и заработная плата, зависящая от отработанного времени.

На них распространяется защита, и такие мамы могут устроиться в организации на неполный рабочий день. Такого работника нельзя уволить или отказать в представлении рабочего места, согласно трудовому законодательству.

Закон для детей-инвалидов РФ содержит, как общефедеральные, так и региональные нормативно-правовые документы. Это связано с тем, что на государственном уровне фиксируются только общие правила ведения социальной политики для инвалидов, а также обязанность муниципалитетов субъектов Федерации формировать надлежащие условия для их развития в каждом отдельном регионе (исходя из возможностей локального бюджета).

Вместе с тем, городские и областные советы вправе устанавливать локальные привилегии для детей с инвалидностью. Формирование локального законодательства основывается на демографических характеристиках региона, а также возможностях местного бюджета.

Правовое регулирование вопроса в 2021 году:

  • Федеральный закон от 28.11.2015 N 340-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 21.06.2018) «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;
  • Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция);
  • Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция).

Согласно указанным выше документам, разработан список критериев, в силу которых ребенок будет считаться инвалидом. Так, согласно ФЗ «О детях-инвалидах» в 2021 году в этот список льготников могут быть добавлены лица при соблюдении следующих условий:

  • возраст ребёнка (в общем порядке льготы будут распространяться только на несовершеннолетних, а также студентов, обучающихся на очном отделении до достижения ними 23 лет);
  • получение травмы или констатация врожденных расстройств;
  • частичная или полная потеря трудоспособности (обязательно проведение регулярных медицинских исследований для подтверждения диагноза);
  • потребность в социальной поддержке, а также медицинских реабилитациях и присмотре.

В дальнейшем, после достижения граничного возраста, в зависимости от выявленного недуга, будет устанавливаться группа инвалидности.

Федеральное законодательство охватывает все стороны жизни граждан. Особое внимание уделяется тем категориям, которые нуждаются в усиленной поддержке и опеке. К такой прослойке относятся инвалиды.

Чтобы обеспечить им достойную помощь, на государственном уровне принимаются поправки к законам, учитывающие изменения в обществе, политической и экономической сфере.

Федеральный закон № 181 от 24.11.1995 г. был принят для защиты прав инвалидов в РФ. Основные положения документа посвящены:

  • юридическому описанию понятий;
  • перечню категорий статуса инвалидности;
  • введению понятий социальной защиты категории граждан и СМЭ;
  • перечню мер социальной поддержки;
  • реабилитации и обеспечению жизнедеятельности инвалидов;
  • списку привилегий.

Ввиду того, что нормативный акт посвящен уязвимой категории граждан, перечислим основные понятия в этой сфере.

Понятие Значение Пункт документа
Инвалид. Гражданин, имеющий документальное подтверждение ограниченности трудоспособности в силу определенных причин. гл.1 ст.1 закона № 181 от 24.11.1995 г.
Определение и присвоение статуса. Присваивается группа в зависимости от степени расстройств. гл.1 ст.1 закона № 181 от 24.11.1995 г.
Социальная защита граждан с ограниченными возможностями. Разработанная и утвержденная на государственном уровне система мер, позволяющая компенсировать инвалидам ограниченность жизнедеятельности во всех сферах гл.1 ст.2 закона № 181 от 24.11.1995 г.
Экспертиза (МСЭ). Комплексная оценка состояния гражданина, признание его инвалидом и определение потребностей на основании этой оценки. гл.1 ст.7 закона № 181 от 24.11.1995 г.
Реабилитация. Процесс частичного или полного восстановления способностей гражданина в любой сфере гл.1 ст.9 закона № 181 от 24.11.1995 г.
Льготы. Преимущества для определенных категорий граждан. Предоставляются в разных сферах жизни. Налоговые – НК РФ. Социальные – для каждой категории отдельный нормативный акт.

Рекомендуем: Льготы участникам боевых действий в 2021 году

Базисный документ о правах и мерах защиты инвалидов содержит описание основных положений вопроса. Некоторые положения в 2019 году изменились или вообще утратили силу. Перечислим пункты, которые либо не претерпели изменений или остаются действующими в 2019 году:

  1. Юридические определения. Сюда входит объяснение значения термина инвалид.
  2. Остается разделение на степени инвалидности по группам (I, II и III). Отдельное значение придается понятию детей с ограниченными возможностями, которым группа не присваивается.
  3. Объяснение понятия соцзащиты. В законе расписаны обязанности органов в этом вопросе. Законодательному предписывается совершенствование нормативных актов, на исполнительный возлагается осуществление постановлений первого.
  4. Определение МСЭ и ее функций. Комиссия обязана определить категорию инвалидности и зафиксировать факт необходимости социальной помощи гражданину.
  5. Недопустимость проявлений дискриминации по отношению к инвалидам по причине этого признака.
  6. Создание реестра инвалидов на государственном уровне.
  7. Перечень мер поддержки на разных планах жизнедеятельности инвалида – социальном, трудовом, налоговом, финансовом, бытовом, жилищном, медицинском.

Также остается определение понятий реабилитации и абилитации, а также других понятий.

Государство на законодательном уровне постоянно улучшает систему поддержки и защиты уязвимых категорий граждан.

Чтобы не упустить возможности улучшения своего уровня жизнедеятельности, гражданам с присвоенной категорией инвалидности необходимо регулярно посещать отделения соцзащиты для выяснения нововведений. При невозможности лично посетить инспектора, можно получить консультацию по телефону.

Еще один вариант – посетить отделение может представитель инвалида. В этом случае данная категория граждан будет гарантировано получать принадлежащие им права и меры поддержки.

Инвалиды-дети

В Российской Федерации существует категория маленьких граждан, также имеющих ограниченные возможности. Упоминание об этой уязвимой категории находится в ст.17 закона № 181 от 24.11.1995 г.

эта статья в основном содержит перечень поддержки семьям, в которых есть дети-инвалиды. Маленькие граждане не могут жить без взрослых, поэтому меры помощи направлены также на тех, кто обеспечивает им защиту.

На основании постановления Правительства № 247 от 07.04.2008 г. существуют критерии признания ребенка инвалидом:

  1. Определенный возраст. Льготами пользуются несовершеннолетние и студенты до 23 лет, если они обучаются на очном отделении.
  2. Диагностированные врожденные расстройства организма или травмы, приведшие к ограничению жизнедеятельности.
  3. Потеря трудоспособности. Учитывается полная или частичная при условии регулярного медицинского освидетельствования и подтверждения имеющегося диагноза.
  4. Засвидетельствованная документально потребность в мерах социальной поддержки и мероприятиях медицинской реабилитации.

Когда ребенок достигнет граничного возраста, проводится МСЭ и устанавливается гркппа инвалидности в соответствии с диагнозом.

Как меняются выплаты детям-инвалидам в 2021 году

В 2021 году семьи с несовершеннолетними детками-инвалидами будут пользоваться целым списком преференций.

Вид Категория Условия
Пенсия Социальные. Выплаты действуют в течение срока действия удостоверения. размер установлен на федеральном уровне.
Ежемесячное пособие. Социальные. В 2021 году сумма равна 1478 рублей и выплачивается независимости от степени заболевания и возраста. Планируется увеличение суммы на 4%
Набор соцуслуг. Санаторные. Бесплатное санаторное восстановление. Воспользоваться разрешено один раз в год. Существует вариант замены льготы на одноразовую выплату в сумме 1500 рублей.
Набор соцуслуг. Медицинские. При наличии врачебного назначения (рецепта) бесплатное получение медикаментов, но только включенных в список соцпомощи. Вариант – монетизация в виде ежемесячной выплаты в размере 811 рублей.
Набор соцуслуг. Транспортные. Действует льгота только при проезде на общественном транспорте. Отказ возмещается в сумме 116 рублей ежемесячно.

Важно! Замена привилегий может производиться как в денежном, так и в материальном виде. Решение о замене доступно законным представителям ребенка-инвалида.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

В 2021 году все федеральные социальные выплаты, получаемые инвалидами, будут проиндексированы.

С 1 января на 6,3 % увеличили страховые пенсии по инвалидности. А также на 6,3 % повысили размеры социальных доплат к страховой пенсии (за иждивенцев и за наличие особого трудового стажа).

С 1 февраля на 4,9 % проиндексировали размеры ЕДВ и стоимость НСУ.

С 1 апреля повысят размеры социальных и государственных пенсий, получаемых инвалидами. Предположительно на 2,6 %.

С 1 августа пересчитают размеры страховых пенсий по инвалидности, получаемых работающими гражданами. Максимальная сумма увеличения составляет 279 рублей.

В конце 2020 года был принят закон о внедрении электронных сертификатов для инвалидов. Цель их формирования – помощь в приобретении технических средств реабилитации.

Такой сертификат будет привязан к карте МИР. На нем аккумулируют определенную денежную сумму, расходовать которую можно только на покупку технических средств, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации.

Покупать ТСР можно, как в обычных, так и в интернет магазинах.

Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

2-3. Части утратили силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

ЛЬГОТЫ И ПОСОБИЯ ДЛЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ В 2021 ГОДУ.

Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является расходным обязательством Российской Федерации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных организаций и библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных организаций является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, для муниципальных библиотек — расходным обязательством органа местного самоуправления. Приобретение указанной в настоящей части литературы для федеральных государственных образовательных организаций и библиотек является расходным обязательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Русский жестовый язык признается языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов. Перевод русского жестового языка (сурдоперевод, тифлосурдоперевод) осуществляют переводчики русского жестового языка (сурдопереводчики, тифлосурдопереводчики), имеющие соответствующие образование и квалификацию. Порядок предоставления услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 296-ФЗ)

Уполномоченные органы оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 30.12.2012 N 296-ФЗ)

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 296-ФЗ)

Обеспечиваются подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка преподавателей и переводчиков русского жестового языка, развитие русского жестового языка. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 296-ФЗ)

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015))

1) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

2) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

4) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

5) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015))

6) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

7) организации обучения инвалидов новым профессиям.

Порядок проведения специальных мероприятий, указанных в части первой настоящей статьи, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015))

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 168-ФЗ)

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

3-4. Части утратили силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида. (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015))

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. (в ред. Федерального закона от 09.06.2001 N 74-ФЗ)

Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. (в ред. Федерального закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ)

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: (в ред. Федерального закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ)

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; (в ред. Федерального закона от 23.02.2013 N 11-ФЗ)

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015))

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

3. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ)

Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Статья 33. Право инвалидов на создание общественных объединений

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

(в ред. Федерального закона от 04.01.1999 N 5-ФЗ)

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

(часть вторая введена Федеральным законом от 04.01.1999 N 5-ФЗ)

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 34.

Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Статьи 21, 22, 23 (кроме части первой), 24 (кроме пункта 2 части второй) настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 1995 года; статьи 11 и 17, часть вторая статьи 18, часть третья статьи 19, пункт 5 статьи 20, часть первая статьи 23, пункт 2 части второй статьи 24, часть вторая статьи 25 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1996 года; статьи 28, 29, 30 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1997 года в части расширения действующих в настоящее время льгот.

Статьи 14, 15, 16 настоящего Федерального закона вступают в силу в течение 1995 — 1999 годов. Конкретные сроки вступления в силу указанных статей определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 36. Действие законов и иных нормативных правовых актов

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

До приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Президент
Российской Федерации
Б. Ельцин
Москва, Кремль
24 ноября 1995 года
N 181-ФЗ

Федеральный закон об инвалидах в России

Инвалид — это человек, который в силу определенных причин частично или полностью утратил трудоспособность. Инвалиды являются уязвимой группой населения — их реже берут на работу, они чаще подвергаются дискриминации, их социальная адаптация затруднена и так далее. Чтобы защитить права инвалидов, был принят 181 ФЗ о защите прав инвалидов. Ниже мы узнаем основные положения этого закона, а также рассмотрим некоторые смежные вопросы.

Родители всегда мечтают о том, чтобы их ребенок был непременно красивым и талантливым, но в первую очередь – здоровым. К сожалению, в некоторых ситуациях эта мечта остается несбыточной и ребенок появляется на свет с врожденными патологиями. В иных случаях он приобретает серьезные заболевания либо получает травмы, делающие его дальнейшую жизнь отличной от жизни здоровых людей, и ему дают инвалидность. Государство стремится максимально облегчить жизнь семей, растящих такого ребенка, законодательно закрепив права детей-инвалидов.

Права ребенка-инвалида, за соблюдением которых законодатель строго следит, распространяются на различные сферы жизни и касаются:

  • предоставления скидки 50% на оплату коммунальных услуг, жилья и телефонной связи;
  • возможности бесплатной покупки лекарств, приобретаемых по рецептам врачей;
  • санаторно-курортного лечения;
  • обеспечения специальными средствами реабилитации, в том числе для передвижения;
  • бесплатного предоставления услуг сурдопереводчиков, специальных учебных пособий и учебников.

Зная, какие права имеет ребенок-инвалид, ему и членам его семьи следует добиваться их соблюдения в государственных и ведомственных инстанциях, в чьей компетенции находится тот или иной вопрос.

Законодательством определено, что дети-инвалиды могут рассчитывать на получение алиментов в размере 25% от всех видов доходов родителя. Но ввиду того, что несовершеннолетнему ребенку с ограниченными возможностями необходим особый уход, специальное оборудование и медицинское обслуживание, на дополнительные расходы могут быть взысканы средства, назначаемые в твердом денежном выражении. Они назначаются из расчета определенного числа сумм прожиточного минимума (регионального или общероссийского).

С целью обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья в РФ создана система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений, которые реализуют функции образовательного института: социально-бытовую, профессионально-трудовую, компенсирующую, реабилитационно-абилитационную.

В частности, существуют специальные группы и детские сады, школы и интернаты, детские дома, реабилитационные центры, профессионально-технические училища. В зависимости от возраста и состояния здоровья, а также конкретных семейных обстоятельств каждый ребенок с ограниченными возможностями может проходить программу обучения и реабилитации в любом из подобных заведений.

Кроме государственных существуют частные школы и центры, которые функционируют на средства спонсоров и ставят во главу угла максимальное формирование навыков самообслуживания, всестороннее развитие психофизических способностей и оказание социокультурной помощи детям со сложными дефектами. Одной из особенностей таких объединений является внедрение инновационных психолого-педагогических технологий реабилитационного процесса.

Были ли внесены в федеральный закон об инвалидах в 2019 году какие-либо изменения? Был внесен лишь один небольшой пункт, согласно которому инвалиды получают право на первоочередный ремонт технических средств, в которых нуждаются инвалиды (инвалидные коляски, протезы и так далее). Также существует специальное постановление о преимуществах инвалидам по 44 ФЗ, которое должно помочь инвалидам. Его основные положения:

  • Во время осуществления госзакупок в некоторых случаях заказчик должен отдавать предпочтения товарам, произведенных инвалидами.
  • Заказчик обязан предоставлять преференции не инвалидам-предпринимателям, а различным общероссийским организациям инвалидов, где инвалиды и их представители составляют не менее 80%; также предпочтение нужно отдавать дочерним фирмам этих организаций, где количество инвалидов составляет не менее 50%.
  • Если во время тендера одержала победу организация инвалидов, то заказчик обязан заключить с ней контракт по цене, которая превышает заявленную величину на 1-15%.
  • Отдавать предпочтение организациям инвалидов нужно только в том случае, если инвалиды производят строго регламентированные товары и услуги (перчатки, куртки, некоторые металлические и бетонные изделия, образовательные услуги и так далее).

12.03.2020

В нем дается определение тому, какие лица признаются инвалидами и на какие меры поддержки от государства они могут рассчитывать. Статус присваивается, если человек имеет стойкие проблемы со здоровьем, вызванные травмой или врожденным дефектом. Именно они ограничивают жизнедеятельность.

Заключение выдают специалисты медико-социальной экспертизы (МСЭ) после обследования (Постановление Правительства РФ №95 от 26.02.2006 г.)

Закон установил три важных момента:

  • нет дискриминации инвалидов в обществе;
  • гарантирована поддержка в лечении, реабилитации и адаптации к жизни;
  • МСЭ определяет степень потери трудоспособности.

Есть целый комплекс мер, гарантированных законом. Поэтому важно разобраться в тонкостях и понять, на что можно рассчитывать, если со здоровьем начнутся серьезные проблемы.

Россия присоединилась к Конвенции о защите прав инвалидов, после чего были внесены коррективы в ФЗ №181. В закон были добавлены следующие изменения:

  • гарантировано право на сопровождение;
  • улучшается доступность среды;
  • уточнен алгоритм предоставления льгот на оплату коммунальных платежей.

С начала 2018 года инвалиды имеют право на сопровождение, оказывать услуги должны социальные работники. Если же специалист не прикреплен, то можно обратиться в соцзащиту или требовать помощь от провизоров аптеки.

В весеннюю сессию Госдумой был принят закон, внесенный на рассмотрение Михаилом Терентьевым и его коллегами из «Единой России» – о беззаявительном порядке назначения пенсий. Для оформления социальных и страховых пенсий по инвалидности, страховых пенсий по старости, а также региональных социальных доплат к пенсиям гражданам больше не придется самим обращаться с заявлением и собирать документы, все будет происходить автоматически – без их участия. Закон должен вступить в силу 1 января 2022 года.

Согласно новой норме, сведения из Федерального реестра инвалидов будут направляться в Пенсионный фонд. Решение о назначении пенсии должно быть принято в течение 5 рабочих дней, о чем человек с инвалидностью получит уведомление. Благодаря новым правилам люди с ограниченными возможностями здоровья смогут получить положенную пенсию в течение месяца после назначения и без лишней бюрократии, – отметил Михаил Терентьев.

При обсуждении законопроекта о «гаражной амнистии» удалось внести изменения в Земельный кодекс РФ и в Закон «О социальной защите инвалидов» в части совершенствования механизма предоставления места для стоянки и некапитального гаража рядом с домом для средств передвижения инвалидов.

По новым правилам, с 1 сентября 2021 года люди с инвалидностью получают приоритетное право на бесплатное использование земельного участка для размещения некапитального гаража или для стоянки их средств передвижения на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, рядом с местом жительства. Считаю, это позволит решить проблемы многих граждан с инвалидностью и наконец закрепить место для их транспортного средства вблизи дома, что так необходимо людям на колясках и с ограничениями в передвижении особенно в зимний период, – сообщил парламентарий.

С 1 апреля выплаты для семей c детьми от 3 до 7 лет стали более доступными для семей с детьми-инвалидами. С июня 2020 года в соответствии с указом президента малообеспеченным семьям с детьми от 3 до 7 лет выделяется ежемесячная денежная выплата. Однако некоторые родители не могли ее получить только потому, что среднедушевой доход в их семье незначительно превышал планку регионального прожиточного минимума благодаря компенсации по уходу за детьми с инвалидностью и инвалидами с детства первой группы или ежемесячным выплатам, связанным с дополнительными расходами на реабилитацию в соответствии с решением медико-социальной экспертизы.

В сотрудничестве с Минтрудом России удалось устранить эту несправедливость, внесены изменения в постановление правительства о требованиях назначения денежных выплат. Упомянутые компенсации по уходу больше не будет учитываться при расчете среднедушевого дохода для определения статуса нуждаемости.

В самом конце текущей весенней сессии в первом чтении принят законопроект, устанавливающий гарантию получения бесплатного второго высшего и среднего специального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Считаю, что у тех граждан, кто уже после получения первого образования стал инвалидом и из-за этого не может работать по специальности, должна быть возможность приобрести второе образование и новую квалификацию бесплатно, – отметил Терентьев.

15 и 16 июня во втором и третьем чтении приняты ряд поправок, которые дополнят меры социальной защиты инвалидов в области занятости. Согласно этим изменениям квота для инвалидов будет считаться выполненной работодателем только тогда, когда с необходимым количеством людей с инвалидностью заключат официальные договоры о трудовых отношениях. До этого было достаточно, если работодатель просто создавал такие позиции и заявлял о них.

Также парламентарий напомнил, что с 1 июля 2021 года начнется реформа контрольно-надзорной деятельности. Благодаря системной работе законодатель обратил внимание, в частности, на то, что муниципалитеты должны будут следить за созданием в населенном пункте безбарьерной среды при благоустройстве территорий. Требования по доступности транспорта, строений уже были установлены ранее, а требования при благоустройстве территорий были упущены.

  • законом о поправке к Конституции РФ закреплены вопросы социальной интеграции инвалидов и обеспечение условий по созданию доступной среды;
  • закон о введении штрафов за дискриминацию инвалидов и пожилых граждан при предоставлении товаров и услуг. Законом предусматривается административный штраф для должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб.;
  • в рамках антикризисных мер вместе с коллегами по партии «Единая Россия» был принят и разработан ряд антикризисных мер по поддержке инвалидов. Так, совместно с Минтруда России удалось внедрить Временный порядок признания лица инвалидом, предусматривающий заочную форму освидетельствования. Он действует в отношении граждан как впервые проходящих данную процедуру оформления инвалидности, так и повторно. В настоящее время он продлен до 1 октября 2021 года;
  • закон об электронном сертификате на приобретение средств реабилитации. Осенью 2021 года люди с инвалидностью смогут оплатить технические средства и услуги для реабилитации с помощью электронных сертификатов. Теперь они сами смогут решать, какую модель технических средств реабилитации (ТСР) им взять, и оплатить сертификатом без долгих ожиданий. Электронный сертификат поможет решить проблему ожидания компенсационных выплат. Таким образом у инвалидов появится дополнительный механизм получения ТСР к двум имеющимся (в так называемом натуральном виде и в форме получения компенсации за самостоятельно приобретенное средство);
  • закон, предусматривающий обеспечение техническими средствами реабилитации (ТСР) по месту фактического пребывания инвалида, а не только по месту жительства. До внесения изменений, если инвалид проживает не по месту регистрации или долгий период находится на лечении в санатории или медицинском учреждении, то не мог получить технические средства реабилитации по месту фактического проживания;
  • семьи с инвалидами I, IIгрупп или детьми-инвалидами имеют право на компенсацию 50% от взносов на капремонт;
  • судебные приставы теперь не имеют права взыскивать с людей, попавших в сложную ситуацию, средства пенсий по потере кормильца, льгот материнского капитала и других социальных выплат. Принято решение о том, что деньги людей, имеющих долги и оказавшихся в сложной жизненной ситуации, будут законодательно защищены от списания на уровне не ниже прожиточного минимума человека;
  • впервые на законодательном уровне закреплена паллиативная помощь как в специальных учреждениях , так и на дому, что позволяет улучшать состояние пациента и улучшать качество жизни;
  • закон, повышающий доступность для инвалидов с ограничениями к передвижению общего имущества многоквартирного дома. Благодаря изменениям в статьи 15 и 36Жилищногокодекса РФ стало возможным в случае приспособления общего имущества многоквартирного дома для создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к жилому помещению без проведения общего собрания собственников помещений, за счет средств из бюджетов всех уровней или других источников, в рамках законодательства РФ;
  • принято новое парковочное регулирование, согласно которому установлен порядок предоставления мест для бесплатной парковки транспортных средств, которыми управляют инвалиды I и II групп и инвалиды III группы при условии наличия у них ограничений к передвижению, а также транспортных средств, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов. Гражданину с инвалидностью, его законному представителю нужно направить сведения о своем транспортном средстве через личный кабинет Федерального реестра инвалидов или портал Госуслуг в электронном виде. Для получения знака «инвалид» теперь не нужно посещать МСЭ, а можно приобрести самостоятельно, однако знак обязательно должен быть установлен на автомобиле;
  • закон о предоставлении «ипотечных каникул», в котором предусмотрен льготный период на срок до 6 мес., в течение которого заемщик может либо уменьшить размер выплат, либо приостановить их. На предоставление «ипотечных каникул» могут претендовать граждане, зарегистрировавшиеся в качестве безработных, инвалиды I или II группы, а также заемщик, члены семьи которого стали инвалидами I или II группы, граждане, признанные временно нетрудоспособными на срок более двух месяцев, а также в случае смерти трудоспособного близкого родственника-заемщика, у которого на иждивении были нетрудоспособные члены семьи;
  • закон об индексации пенсий гражданам-опекунам, теперь они не будут приравниваться к работающим, и им будут ежегодно индексировать их страховую пенсию и фиксированную выплату к ней;
  • создан специальный фонд помощи в лечении тяжелобольных детей «Круг добра», в который направляются средства, собираемые за счет повышения подоходного налога для состоятельных граждан (в среднем – 60 млрд рублей в год);
  • материнский капитал теперь можно использовать на приобретение технических средств реабилитации;
  • закон, исключающий ситуации, когда инвалидам с ограниченной мобильностью не оказывается услуга по посадке на поезд и высадке из него. Внесены изменения статью 80-1 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», согласно которым определена совместная ответственность перевозчика и владельца инфраструктуры. Это особенно актуально для пригородных сообщений, когда на небольших остановках только перевозчик может оказать необходимую помощь при посадке и высадке из вагона;
  • определены критерии отнесения предприятий малого и среднего бизнеса к социальным предприятиям и меры государственной ��оддержки развития социального предпринимательства.

Федеральный закон №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.

  • Виды и методы психологической реабилитации
  • Новое в обеспечении техническими средствами реабилитации инвалидов и категории ребенок-инвалид
  • Как получить собаку-проводника при нарушениях зрения?

Действие данного закона распространяется на людей, признанных инвалидами. Инвалидами в России, согласно статье 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», считаются те люди, которые были признаны специальной социальной медицинской экспертизой.

Основными параметрами для определения инвалидности является способность человека самостоятельно оказывать себе необходимые действия для обеспечения жизнедеятельности.

В зависимости от степени самостоятельности человека врачами-экспертами устанавливается рабочие и нерабочие группы инвалидности.

Детям, не достигшим совершеннолетнего возраста 18 лет, устанавливается общая категория ребенок-инвалид. Группа инвалидности определяется только после достижения им 18 лет. Это связано с тем, что в процессе развития ребенка достаточно сложно определить степень самостоятельности исходя из возраста развития малыша.

Рекомендуем вам прочитать о том, какие полагаются льготы инвалидам второй группы в данном материале.

Глава 2 данного закона устанавливает конкретный порядок определения инвалидности. Данное заключение выдается социальной медицинской экспертизой. В нее входят врачи, которые должны определить тяжесть заболевания и его последствия, которые приводят к неполноценному функционированию человека. Определение и деятельность данной экспертной группы определены в статье 7 ФЗ «О социальной защите инвалидов».

Статья 17. Обеспечение инвалидов жильем

К одной из необходимых и наиболее затратных статей реабилитационной программы относится обеспечение инвалидов техническими средствами. Основной перечень указан в статье 11.1 данного закона. К техническим средствам относятся:

  • аппаратура для ухода;
  • для самообслуживания;
  • для обучения;
  • протезные детали;
  • средства передвижения;
  • спортивный инвентарь.

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» представляет собой нормативный акт, регламентирующий вопросы установления признаков инвалидности, ее обеспечения. Как любой другой закон, рассматриваемый имеет определенную структуру, куда входят совокупные сведения, а также конкретные аспекты, необходимые для реализации интересов соответствующей категории населения.
Общие положения законодательства о социальной защите инвалидов в РФ включают следующее:

  1. Важные для применения акта понятия. Во-первых, инвалид — определяется как человек, имеющий изъяны здоровья ввиду заболеваний, травм, дефектов, и неспособный контролировать свою жизнедеятельность. Во-вторых, группы инвалидности, поскольку отнесение к одной из них важно при установлении возможностей лиц. В-третьих, понятие социальной защиты таких граждан, которая характеризуется как система средств от государства, способствующих замещению недостающих элементов жизнедеятельности, постановке инвалидов на один уровень со здоровыми людьми.
  2. Правовая основа, включающая законодательные акты, законопроекты, принятые ФЗ и так далее. Кроме того, прямо установлен принцип недопустимости какой-либо дискриминации из-за наличия у лица группы инвалидности.
  3. Органы власти, занимающиеся вопросами инвалидов. Сюда включен перечень уполномоченных субъектом, их компетенция. Такие органы разрабатывают законы, устанавливают общие принципы и критерии для получения инвалидности, заключают международные договоры и так далее.
  4. Ответственность. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает возможность привлечения к ответу лиц, чьи действия послужили возникновению у другого человека признаков инвалида. Конкретные санкции не предусмотрены, существует лишь отсылка к таким актам, как Уголовный, Гражданский и Административный кодексы.

Указанные положения необходимы для правильного понимания рассматриваемого института на практике.

Социальная защита инвалидов в Российской Федерации начинается с определения у лица отклонений здоровья. Для этого закон предполагает проведение медико-социальной экспертизы (МСЭ ), включающей освидетельствование человека комиссией врачей и подтверждение диагнозов, выявленных ранее.

Согласно статье 7 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», такая экспертиза предусматривает комплекс мер оценки и анализа состояния человека, после чего делается вывод о наличии у него инвалидности. Опираются специалисты на отдельные критерии, а именно: степень расстройства здоровья, его диапазон, который должен быть в пределах от сорока до ста процентов.

Проводятся подобные мероприятия Федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, которое назначается Правительством РФ. Кроме того, все полномочия бюро, порядок организации и осуществления его деятельности также должен принять указанный орган власти.

Законодательством установлена обязанность государственных органов обеспечивать инвалидов необходимыми условиями для их полноценной жизнедеятельности. Эти гарантии прописаны в 4 главе ФЗ «О социальной защите инвалидов».

В данные условия входят следующие виды жизнедеятельности человека:

  • доступ к информации;
  • обеспечение доступа к транспортной, социальной и инженерной инфраструктуре;
  • бесплатная медицина;
  • обеспечение жильем;
  • профессиональная деятельность;
  • обучение;
  • социально-бытовое обслуживание инвалидов;
  • материальная поддержка.

Закон для детей-инвалидов РФ содержит, как общефедеральные, так и региональные нормативно-правовые документы.

Это связано с тем, что на государственном уровне фиксируются только общие правила ведения социальной политики для инвалидов, а также обязанность муниципалитетов субъектов Федерации формировать надлежащие условия для их развития в каждом отдельном регионе (исходя из возможностей локального бюджета).

Вместе с тем, городские и областные советы вправе устанавливать локальные привилегии для детей с инвалидностью. Формирование локального законодательства основывается на демографических характеристиках региона, а также возможностях местного бюджета.

Правовое регулирование вопроса в 2021 году:

Согласно указанным выше документам, разработан список критериев, в силу которых ребенок будет считаться инвалидом. Так, согласно ФЗ «О детях-инвалидах» в 2021 году в этот список льготников могут быть добавлены лица при соблюдении следующих условий:

  • возраст ребёнка (в общем порядке льготы будут распространяться только на несовершеннолетних, а также студентов, обучающихся на очном отделении до достижения ними 23 лет);
  • получение травмы или констатация врожденных расстройств;
  • частичная или полная потеря трудоспособности (обязательно проведение регулярных медицинских исследований для подтверждения диагноза);
  • потребность в социальной поддержке, а также медицинских реабилитациях и присмотре.

В дальнейшем, после достижения граничного возраста, в зависимости от выявленного недуга, будет устанавливаться группа инвалидности.

«У всех семей, которые стоят на учете в органах соцзащиты и признаны малоимущими, доход меньше прожиточного минимума.

Но при подсчете на «президентскую выплату» на детей от трех до семи лет он вдруг резко стал больше, — рассказывает ФАН Наталья Устименко из Новороссийска, многодетная мама детей с инвалидностью.

— «Превышение» дохода у всех — не более 500–600 рублей, но этого достаточно, чтобы отказать в выплате».

Собеседница ФАН говорит, что раньше у соцзащиты не было сомнений в статусе их семьи: у Устименко трое детей, из них два ребенка-инвалида. У старшего сына-эпилептика болезнь входит в перечень тяжелых (при этом «тяжелым» считается развитие болезни с семью приступами эпилепсии в месяц, у мальчика же семь таких приступов в день).

«С 2015 года наша семья состоит на учете в соцзащите как малоимущая. В июне 2021 года мы признаны администрацией города как малоимущие и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, — разъясняет Наталья.

— В июне подали заявление на выплату с трех до семи лет. В июле нам пришел отказ по причине превышения доходов на 500 рублей, так как в доходы включили компенсацию по уходу за ребенком-инвалидом.

Но если не включать эту компенсацию в 10 тысяч рублей, то мы дважды проходим в праве на эту выплату».

Порядок выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет определяется законодательством, которое учитывает в расчете среднедушевого дохода семьи пенсии, пособия и другие выплаты.

Почему это стало неприятным сюрпризом для малоимущих семей с детьми-инвалидами? Потому что такие семьи пользуются правом, данным постановлением правительства РФ №512 от 20 августа 2003 года (с изменениями от 21 мая 2021 года).

В нем прописано, что при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания социальной помощи от государства учитываются все виды доходов, кроме «компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами». Компенсационные выплаты за уход матерям и отцам инвалидов не являются доходом, но оказались включены в перечень доходов при описании права на новую выплату.

«Есть две категории малоимущих семей: с инвалидами и без, — объясняет Устименко. — Семьи, воспитывающие инвалидов, получают от государства компенсацию 10 тысяч рублей, потому что такие родители не могут работать. И тут государство объявляет о поддержке в виде дополнительных выплат на детей с трех до семи лет».

Конечно, родители из одних и других семей бегут подавать заявления. Но тем, кто ухаживает за инвалидами, отказывают, потому что они получают компенсацию по уходу, а другим — дают выплату, отмечает Наталья.

«Для нас изнутри ситуация выглядит так: обещанные выплаты получают все малоимущие семьи, кроме семей с инвалидами, — продолжает она. — Хотя как раз им помощь государства очень нужна: все выплаты и даже в десятки раз больше средств уходят на реабилитации. Для нас это не доход, это деньги, которых едва хватает или чаще не хватает на реабилитацию».

Семьи с инвалидами рассчитывали добавить эти деньги к затратам на реабилитацию детей. Это пособие никак не улучшит наш уровень жизни, но немного облегчит уход за инвалидами, поясняет Устименко.

По словам Натальи Устименко, с одним и тем же сценарием при подаче заявления на выплату столкнулись семьи во всех регионах. Кроме того, если в семье есть дети-инвалиды, то компенсации лишают положенной выплаты их братьев и сестер в возрасте от трех до семи лет.

В распоряжении редакции оказались истории семей из Краснодарского, Алтайского и Ставропольского краев, Самарской, Свердловской, Ростовской, Астраханской, Челябинской, Новосибирской, Московской областей, республик Башкортостан, Татарстан и Дагестан. Массовые обращения от семей регистрируют также во Всероссийском обществе родителей детей-инвалидов.

«Комбинации» проблем в таких семьях бывают разные. Где-то все деньги от выплаты на инвалида уходят на его реабилитацию. Где-то мамы-одиночки воспитывают инвалида и живут только на его выплату, потому что не успевают работать. Есть семьи с двумя детьми-инвалидами, где и мама, и папа оставляют работу, чтобы ухаживать за ними, и все вместе живут на «инвалидные выплаты».

«Мы считаемся многодетными, у нас четверо детей, причем двойняшки с инвалидностью, — рассказывает Юлия Селихова из Ставропольского края.

— Конечно, мы очень рассчитывали на объявленную выплату, потому что если посчитать, то вшестером живем на зарплату мужа, а пенсия двойняшек уходит на реабилитацию и лекарства.

Но когда нам делали расчет по заявлению, то к зарплате мужа прибавили выплаты по уходу на двойняшек и отказали из-за превышения прожиточного минимума».

В некоторых городах органы социальной защиты «разворачивают» людей еще на уровне подачи заявления — сразу объясняя, что в выплате им откажут по закону.

«Многие уходят, даже не попробовав написать заявление, — говорит Устименко. — Судя по всему, так составлен закон, но он нарушает другие постановления, защищающие права инвалидов в России, и детей, которые лишаются выплаты только потому, что у них есть братья и сестры инвалиды».

На многочисленные жалобы родителей уже отреагировали в Башкортостане. Министр семьи, труда и социальной защиты населения республики Ленара Иванова сообщила о том, что региональное ведомство прорабатывает с Минтрудом России вопрос исключения из дохода семьи компенсационных и ежемесячных выплат инвалидам и лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами.

ФАН также обратился в Министерство труда и социальной защиты РФ с просьбой прокомментировать ситуацию.

«В Минтруд России поступают обращения по этой теме, — рассказали в ведомстве. — Все они будут проработаны Минтрудом совместно с заинтересованными органами власти. Обращаем внимание, что действующее законодательство предполагает различные условия предоставления мер поддержки, в том числе — учет разных видов доходов граждан.

Например, при назначении выплат на детей до трех лет, в соответствии с федеральным законом №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», компенсация по уходу за детьми-инвалидами в составе дохода семьи учитывается.

Этот же подход к оценке нуждаемости заложен и при назначении выплат семьям с детьми от трех до семи лет включительно».

В министерстве добавили, что постановление, к которому обращаются родители детей-инвалидов, регулирует исключительно вопросы предоставления государственной социальной помощи в соответствии с 178-ФЗ, но не определение перечня доходов.

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский в разговоре с корреспондентом ФАН заявил, что в Совфеде признают проблему и готовы рассмотреть родительский запрос.

«Действительно, законом эти компенсации по уходу считаются доходом, — прокомментировал ситуацию сенатор. — Это общее правило, когда на несколько рублей может превышаться уровень материального обеспечения — подушевого дохода. Он считается «в лоб».

Общая сумма дохода делится на количество членов семьи. Если есть на два рубля превышение, то выплаты уже не положены, добавил собеседник ФАН.

«Так работает это правило получения различных социальных пособий и, к сожалению, оно всегда выглядит несправедливым. Всегда выбирается какая-то точка отсчета. Чтобы исправить правило, нужно посмотреть на практику и вносить изменения в действующий закон», — подчеркнул Рязанский.

Детям–инвалидам положена ежемесячная социальная пенсия. Ее сумма в 2021 года составляет 12 082 руб. Совершеннолетние люди с инвалидностью также могут рассчитывать на эту категорию выплат, однако сумма варьируется в зависимости от группы:

  • 1 группа – 12 082 руб.;
  • 2 группы – 10 068 руб.;
  • 3 группа – 4 279 руб.

Размер пенсии может быть больше в зависимости от региона проживания. Если человек проживает в Санкт–Петербурге, то к ежемесячной сумме добавляется 6 223 рубля. В столице добавка к ежемесячной пенсии составляет 12 000 рублей.

Детям с инвалидностью согласно Указу №175 выплачивается материальное пособие. Выплата проводится без подачи специального заявления, однако в пенсионном деле для этого должны быть все необходимые документы и справки. Сумма выплаты также зависит от группы и составляет:

  • 1 группа – 2 974 руб.;
  • 2 группы – 2 123 руб.;
  • 3 группа – 1 700 руб.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *