Новая форма СЗВ-М: что изменилось и как заполнять
1,2 тыс. 0
Главное изменение 2021 г. — отмена ЕНВД. Из конструкторов для ОСНО и УСН удалены положения о раздельном учете в связи с применением ЕНВД.
Также из конструктора для ОСНО удалены положения, предусматривающие для организаций, ведущих деятельность в области информационных технологий, возможность списания затрат на приобретение электронно-вычислительной техники в составе материальных расходов.
В конструктор для УСН добавлены формулировки, которые учитывают особые положения для небольшого превышения предельных значений доходов и средней численности работников.
В новых правилах закреплено, что технически сложные бытовые товары, транспортные средства и ювелирные изделия из драгметаллов и драгкамней, сертифицированных ограненных драгкамней, купленные дистанционно, покупатель вправе вернуть, даже если они надлежащего качества.
По общему правилу товар может получить как сам потребитель, так и иное лицо, предъявившее информацию о номере заказа либо другое подтверждение заключения договора (оформления заказа). Ранее иное лицо могло получить товар только при предъявлении квитанции или другого подтверждающего документа.
Если продавец не довел до потребителя информацию о форме и способах направления претензий, последний может направить претензию в любой форме и любым способом.
Продавец должен раскрыть дополнительные данные о себе: ОГРН, адрес электронной почты и (или) номер телефона.
Исключены следующие обязанности продавца:
обеспечить наличие у представителя личной карточки, заверенной подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца (при наличии печати), с фотографией, указанием ФИО представителя продавца, а также сведений о продавце;
обеспечить наличие прейскуранта;
передавать потребителю товарный чек.
Разрешена продажа в разнос таких товаров:
продовольственных товаров в потребительской упаковке;
экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм;
компьютерных программ.
Проводим ревизию учетной политики: какие изменения нужно внести на 2021 год
На расфасованных продтоварах можно не указывать номер или фамилию весовщика.
При передаче автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов нужно предоставить информацию о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара, поддержания его в пригодном к эксплуатации состоянии.
АЗС обязаны представлять по требованию потребителей заверенную копию документа о качестве (паспорт). В нем должны быть указаны наименование изготовителя, поставщика топлива, дата и объем поставки.
С 1 января 2021 г. МРОТ повысился, и теперь он равен 12 792 руб. Напомним, в каких расчетах применяется этот показатель
С 2021 г. минимальная зарплата сотрудников, которые отработали месячную норму рабочего времени, должна составлять следующие суммы:
нет регионального соглашения о минимальной зарплате на 2021 г. — 1 МРОТ;
есть региональное соглашение, но им установлена минимальная зарплата меньше 12 792 руб. — 1 МРОТ;
есть региональное соглашение, им предусмотрена минимальная зарплата 12 792 руб. и больше, организация не отказалась участвовать в соглашении — минимальный размер зарплаты согласно региональному соглашению;
есть региональное соглашение, им предусмотрена минимальная зарплата больше 12 792 руб., но организация отказалась в нем участвовать — 1 МРОТ (с обязательным последующим повышением).
Повышение окладов — не единственный способ довести уровень зарплаты до минималки. Сделать это можно за счет иных выплат. Например, специальной доплаты сотрудникам, у которых зарплата ниже МРОТ.
Что не входит в расчет минималки
Ряд выплат нельзя включать в расчет минималки. К ним относятся следующие выплаты:
премии к праздникам и юбилейным датам;
оплата сверхурочной, ночной работы, работы в выходные и праздники;
северные надбавки и районные коэффициенты;
зарплата внутренних совместителей (так как ее выплачивают в рамках отдельного трудового договора);
доплата за совмещение должностей;
выплаты, которые ваш регион запретил включать в расчет минимальной заработной платы. Например, в Москве сверх МРОТ идут компенсации и надбавки за сверхурочную, вредную и опасную работу, работу ночью, в выходные и праздники, за совмещение профессий и должностей, увеличение объема работы, исполнение обязанностей отсутствующего работника.
VIDEO
В марте нужно сдать годовую бухгалтерскую отчетность за 2020 год, а также подать декларации по ряду налогов. Подготовить отчетность бухгалтерам поможет система КонсультантПлюс
Материалы в помощь бухгалтерам:
практические пособия по бухгалтерской отчетности;
образцы заполнения бухгалтерской и налоговой отчетности;
готовые решения с ответами на вопросы по отчетности;
книги и статьи;
справочная информация.
\n\n
Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.
\n\n
Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.
\n\n
\n\n
Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.
\n\n
На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.
\n\n
По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.
Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.
Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.
Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.
На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.
По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.
Утвердить учетную политику для целей бухгалтерского учета на 2021 год (Приложение № 1);
Утвердить учетную политику для целей налогового учета на 2021 год (Приложение № 2);
Контроль формирования и соблюдения положений учетной политики возложить на главного бухгалтера организации.
Изменения учетной политики производить в случаях:
изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и налогообложению — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства;
в случае начала осуществления нового вида деятельности;
разработки новых способов ведения бухгалтерского учета;
существенного изменения условий хозяйствования.
Изменения оформлять необходимыми распорядительными документами.
Настоящий приказ вступает в действие с «01» января 2021 года.
Составляем учетную политику бухгалтерского учета на 2021 год
Обязанность по подаче учетной политики введена с 2021 года (подп. 1.4.2 п. 1 ст. 22 НК РБ). Плательщик обязан представлять годовую индивидуальную отчетность, а также положение об учетной политике на текущий налоговый период в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.
Такая обязанность распространяется на организации, составляющие отчетность в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности.
Обязанность по предоставлению учетной политики не распространяется на:
бюджетные организации;
некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность;
иностранные организации, не осуществляющие деятельность, которая согласно статье 180 НК РБ рассматривается как деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство;
Нацбанк и его структурные подразделения;
крестьянские (фермерские) хозяйства, которые вели по состоянию на 31 декабря истекшего отчетного года бухгалтерский учет в книге учета доходов и расходов крестьянского (фермерского) хозяйства.
Если в середине календарного года прекращено ведение учета в книге учета доходов и расходов и начато применение бухгалтерского учета, то учетная политика должна быть сформирована и утверждена руководителем до начала ведения бухгалтерского учета, а не со следующего календарного года. Такая ситуация может возникнуть при превышении критериев для применения УСН.
Учетную политику можно утверждать не каждый год. Однако из-за изменения законодательства необходимо периодически проверять учетную политики на актуальность в ней ссылок на нормативные акты.
Таким образом, организациям, ведущим бухучет, до 31 марта 2021 г. необходимо представить в налоговую инспекцию по месту постановки на учет положение об учетной политики на 2021 год .
28.01.2021
Компания УП «Бухгалтерия» оказывает бухгалтерские услуги в Минске на аутсорсинге уже почти 20 лет. В нашем штате подобраны исключительно квалифицированные специалисты, имеющие высшее образование, постоянно повышающие свой профессиональный уровень и следящие за изменениями в бухгалтерском и налоговом учете Республики Беларусь.
Аутсорсинговые услуги – это востребованный тип услуг не только среди ИП, но также и среди крупных компаний, которые стремятся снять нагрузку с собственных штатных сотрудников и передают определенный участок бухгалтерских операций сторонним работникам. Благодаря опыту западноевропейских стран, известно, что бухгалтерские услуги, оказываемые по аутсорсингу, наилучшим образом отражаются на развитии бизнеса небольших масштабов, так как позволяют предпринимателю полностью сконцентрироваться на собственном деле.
Бухгалтерские услуги на аутсорсинге – это возможность передать ответственной компании функции ведения учета, а также обязанности по сдаче налоговой отчетности. Такое решение минимизирует налоговые нагрузки, а так же выводит работу с налоговыми органами на новый уровень.
Если вы ищете, где заказать бухгалтерские услуги в Минске – наша компания гарантирует профессиональную ответственность в работе, а также максимальную конфиденциальность вашей информации.
Вы позвонили нам
Шаг №2
Мы встретились и обсудили условия работы
Новости потребителям молочной продукции16 июня 2021
Как начать предпринимательскую деятел…28 апреля 2021
До 31 марта необходимо подать в налог…28 января 2021
Учетная политика — документ, устанавливающий методы и способы ведения налогового и бухучета фирмы. Отходить от утвержденного варианта можно только в случае своевременного внесения изменений. Формируют политику самостоятельно все субъекты, ведущие учет. То есть все юрлица пишут учетную политику по налогам и по бухучету. У индивидуальных предпринимателей задача проще: если они не ведут бухучет, то и бухгалтерская политика им не нужна, а налоговую формировать все равно придется.
Настройка и печать учетной политики на 2021 год в «1С:Бухгалтерии 8»
Это неправда. Меняют учетную политику по мере необходимости. Для этого не обязательно ежегодно утверждать новую учетную политику. Достаточно внести дополнения или изменения в действующую учетную политику, издав соответствующий приказ.
Конечно, если есть желание, можно утверждать учетную политику и каждый год. В таком случае дата утверждения должна быть не позднее 31 декабря предшествующего года. Например, учетную политику на 2017 год следует утвердить до 31 декабря 2021 года включительно. То есть дата утверждения должна стоять именно 31 декабря или раньше.
Но еще раз повторим – достаточно составить учетную политику один раз при создании организации, а затем лишь вносить дополнения или изменения.
Прямой обязанности ежегодно пересматривать учетную политику нет. Это право организации. Но в связи с тем, что принято немало изменений законодательства, вступающих в силу с 1 января 2021 года, учетную политику на 2021 год стоит пересмотреть и обновить.
Новации с 2021 года
Введено новое ограничение при переходе с линейного на нелинейный метод амортизации основных средств — не чаще 1 раза в 5 лет. До 1 января 2021 года пятилетний мораторий действовал только при переходе с нелинейного на линейный. С 2021 года — любая смена метода амортизации — не чаще, чем через 5 лет.
С 1 января 2021 года в порядок амортизации внесены и такие изменения:
Амортизацию по основным средствам, переданным в безвозмездное пользование, нельзя признать в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
Срок полезного использования объекта на период консервации более 3-х месяцев продлеваться не будет. На период консервации свыше 3-х месяцев основные средства исключаются из состава амортизируемого имущества.
Это прямые нормы Налогового кодекса — обязательны для исполнения правила. Их нужно учесть в работе, но вносить в учетную политику необходимости нет.
Расширен горизонт применения инвестиционного вычета по налогу на прибыль:
разрешен вычет по основным средствам 8-10 амортизационных групп (кроме зданий, сооружений, передаточных устройств). Сейчас он действует только для 3-7 групп;
расширен перечень расходов, которые можно покрыть вычетом: до 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры и не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры. При условии, что создание этих объектов предусмотрено договором о комплексном освоении территории для строительства стандартного жилья.
Продлено до 31 декабря 2021 года 50% ограничение на перенос убытков прошлых лет.
Если на 2021 год вы решили изменить порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль — исходя из фактической прибыли, ежемесячные или ежеквартальные авансовые платежей по налогу на прибыль — это следует отразить в учетной политике. Если с 1 января 2020 года порядок не меняется — изменения вносить не надо.
С 26 июля 2021 года главные бухгалтеры получили право требовать от всех сотрудников четкого выполнения своих требований, если они предъявлены в письменной форме. А лучшим доказательством невиновности главбуха может послужить письменное требование об устранении соответствующего нарушения или о необходимости представления в бухгалтерию определенных сведений (новая ред. ст. 15.15.6 КоАП РФ).
Приказом Минфина России от 5 апреля 2021 года № 54н внесены изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности».
В частности, введено новое понятие «Долгосрочные активы к продаже». Но если организация не использует внеоборотный актив временно, он не считается долгосрочным активом к продаже.
Организации обязаны применять новый порядок, начиная с бухгалтерской отчетности за 2021 год. В добровольном порядке применять новую редакцию ПБУ 16/02 можно и с отчетности за 2019 год.
Обратите внимание
В качестве приложения к учетной политике можно предусмотреть форму, в которой раскрыть информацию о долгосрочных активах к продаже. Кроме того, в рабочий план счетов можно добавить субсчета для учета операций с правом пользования активами и долгосрочными активами к продаже.
Все существенные изменения отражайте в бухгалтерской отчетности. Для этого составьте пояснительную записку. П.21 ПБУ 1/2008 содержит перечень информации, которую нужно отразить:
причина изменения;
характер изменений;
как отражаются изменений в отчетности;
сумма корректировок в результате изменения УП.
Если политику переработали из-за требований законодательства, то раскрывать последствия нужно так, как это указано в соответствующем законе.
Учетная политика на 2021 года
При внесении изменений вы меняете порядок учета тех фактов жизни, которые уже были раньше. Это влечет за собой изменение финансовых результатов, доходов, расходов и, следовательно, необходимость пересчета в ретроспективе.
Дополнения возникают только в отношении тех операций, которые вы раньше не совершали. Например, появление нового вида деятельности вдобавок к старому. В таком случае просто прописывайте новые положения. Пересчитывать статьи баланса и определять влияние корректировок на прошлые даты не нужно.
При ведении бухгалтерского и налогового учета придерживайтесь разработанной учетной политики. Это поможет отстоять свою позицию при споре с ФНС. Чтобы не отходить от своей политики, воспользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия. Программа умеет работать с разными способами ведения бухгалтерского и налогового учета. Всем новичкам дарим бесплатный пробный период на 14 дней.
Учетная политика любого предприятия формируется, как правило, главным бухгалтером или лицом, выполняющим его обязанности. Именно этот сотрудник определяет основные ее положения, а после того, как учетная политика окончательно подготавливается, он же согласовывает ее с руководством компании и утверждает у директора. Затем происходит составление необходимой распорядительной документации, т.е. приказа.
Приказ об утверждении учетной политики предприятия, являясь своего рода связкой между законодательством РФ по бухгалтерскому и налоговому учету и нормативно-правовыми актами компании, нужен для внутреннего использования.
Приказ обязывает все подразделения компании, независимо от их местонахождения, исполнять правила учетной политики, а также назначает ответственных по контролю за этим лиц.
Приказ пишет обычно секретарь организации, он же отдает его на подпись директору.
Несмотря на широко заявляемое сближение с международными стандартами, бухгалтерия российских предприятий по-прежнему жестко регулируется на государственном уровне в подавляющем большинстве основных аспектов.
Причиной этого, возможно, следует считать особые взгляды российских законодателей на учет. Данные учета в первую очередь рассматриваются как данные для исчисления, удержания и контроля налогов. В то время как распространенные в мире системы стандартов и правил (например, IFRS или GAAP) ориентированы на формирование и представление данных, годных для принятия решений в отношении фирмы заинтересованными лицами. Налоговые расчеты, как правило, остаются именно расчетами, без обособления в отдельный (почти ведущий) раздел учета.
Поэтому ничего нет удивительного в том, что каждая попытка еще больше детализировать регулятивные налоговые законы ведет к тому, что это так или иначе отражается и на бухгалтерском учете предприятия и, как следствие, на применяемой учетной политике.
Попробуем разобраться, откуда и куда дует ветер.
Из изменений последних лет, предшествующих 2017 году, наиболее существенными стали:
увеличение до 100 000 руб. стоимости приобретаемого имущества для целей его признания в налоговом учете основным средством (ОС);
увеличение до 15 млн руб. суммы среднеквартального дохода, дающего право на уплату квартальных авансов по прибыли;
введение возможности применять вычет по НДС в таком же, как и для реализации на территории РФ, порядке для экспортеров несырьевых товаров и расширение круга лиц, имеющих право на применение заявительного порядка возмещения;
принятие закона об онлайн-кассах, меняющего состав лиц, обязанных применять обновленные ККТ и освобождаемых от этой обязанности;
уточнение критериев СМП, которые не вправе пользоваться упрощенными методами ведения учета (в первую очередь это те СМП, отчетность которых подлежит обязательному аудиту), и появление в ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 18/02 отдельно оговоренных разрешений не применять их положения тем, кто ведет бухучет упрощенными методами;
введение обязанности по начислению налога на имущество от кадастровой стоимости для лиц, ранее освобождавшихся от таких платежей.
Вступившие в силу с 2017 года изменения, которые имеют значение для учетной политики, таковы:
появились варианты определения размера резерва по сомнительным долгам;
ограничена величиной 50% доля прибыли, которую можно использовать для списания убытков прошлых лет, но снято 10-летнее ограничение срока на списание;
изменено соотношение распределения налога на прибыль между бюджетами (3 и 17% вместо 2 и 18%);
обновлены ОКОФ и классификатор ОС;
увеличены лимиты, значимые для применения УСН (до 112,5 млн руб. — 9-месячный доход, до 150 млн руб. — общий годовой доход, до 150 млн руб. — предел стоимости ОС);
регионам предоставлено право принятия решения о применении освобождения от налога на имущество движимых объектов, приобретенных после 2012 года;
страховые взносы на ОПС, ОМС, ОСС (по нетрудоспособности и материнству) начали подчиняться положениям НК РФ, пределы баз по ним традиционно выросли, появилось ограничение для сумм суточных, не облагаемых взносами;
определена последовательность предпочтений при выборе образца в случае самостоятельной разработки способов ведения бухучета: стандарты МСФО — аналоги в стандартах РСБУ — рекомендации в области РСБУ;
шире стал перечень энергоэффективных объектов, допускающих применение ускоренной амортизации.
В 2018 году были приняты следующие изменения, которые необходимо учесть при составлении учетной политики:
скорректирован алгоритм исчисления резерва по сомнительным долгам;
с 01.01.2018 введен инвестиционный вычет по издержкам на капремонт и покупку ОС;
дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (некоторые из них ограничены определенным периодом действия);
на период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация, а в отношении зданий с высокой энергоэффективностью сокращен;
изменились требования к раздельному учету НДС по «правилу 5%»;
покупателей металлолома и сырых шкур обязали уплачивать НДС;
ставка налога в отношении движимого имущества снижена до 1,1%.
О других изменениях 2018 года мы рассказывали з д есь.
Образец учетной политики на 2021 год с приложениями
Изменения, вступившие в силу с 2019 года, оказались не менее значимыми, чем предшествовавшие этому году.
В части бухучета изменений не произошло. Исключение — бюджетные учреждения, которые с января 2019 года обязаны публиковать учетную политику на своих сайтах и подробно раскрывать ее положения в отчетности.
А в сфере налогового законодательства новшества есть. Среди значимых обновлений:
увеличение ставки НДС с 18% до 20% — подробности см. здесь;
спецрежимники на ЕСХН стали плательщиками НДС — подробности в этом материале;
установлен норматив в 700 руб. по НДФЛ с полевого довольствия;
отменен налог на движимое имущество — о нюансах читайте здесь .
О наиболее значимых налоговых обновлениях-2019 читайте здесь.
Работая над учетной политикой на 2020 год помимо вышеперечисленных нужно было учитывать также нововведения 2019 года, в т.ч.:
введение нового ограничения на изменение метода амортизации ОС: переходить с линейного метода на нелинейный теперь тоже можно не чаще раза в 5 лет;
продление действия 50%-ного ограничения на перенос убытков до 31.12.2021 включительно;
возможность применять инвествычет к ОС восьмой — десятой амортизационных групп, кроме зданий, сооружений, передаточных устройств;
многочисленные изменения по имущественным налогам и др.
Подробнее о налоговых изменениях с 2020 года мы рассказали в этой статье.
И конечно, не забывайте, что с 2020 года введены изменения в порядок сдачи бухгалтерской отчетности.
Если посмотреть в комплексе на такие изменения, как:
тотальное введение системы электронной передачи данных по наличным расчетам в ФНС через онлайн-кассы;
передача ФНС всего комплекса зарплатных налогов и сборов;
приведение в определенный формат плана счетов и строк отчетов;
Приоритетный с точки зрения госрегулирования налоговый учет переводится под полный контроль налоговых органов. Более того, скорее всего, будет сделана попытка выведения налоговых расчетов из компетенции самого предприятия. Все вычисления попробуют производить силами ФНС на основе поступающих сведений и отчетов самих плательщиков для контрольной сверки. Недаром в СКБ «Контур», который собирается стать оператором фискальных данных, разработку соответствующего ПО ведет отдел, занимающийся, кроме этого, системой ЕГАИС. В ЕГАИС видна вся цепочка движения товаров от продавцов до конечной реализации потребителям. Теперь того же стараются добиться по всем остальным (неалкогольным) товарам.
Исходя из этого, возможно, что в дальнейшем следует ожидать:
Обособления налогового учета от бухгалтерского с переходом многих функций по налоговым расчетам и контролю в ФНС.
Упрощения способов и методов учета для тех предприятий, чья отчетность не подлежит аудиту. Для этого будет сразу несколько резонов:
Единообразие учетных политик поможет ФНС упростить обработку поступающих данных по деятельности этих фирм.
Унифицикация порядка учета доходов и расходов позволит лучше контролировать, а также автоматизировать расчет налогов к уплате на основе этого порядка. Возможно, что будут внесены дополнительные изменения в законы, исключающие варианты выбора метода учета по инициативе предприятия, — наподобие закрытого перечня принимаемых в уменьшение налога расходов по УСН.
Полноформатный бухгалтерский учет получит свою «нишу» — подготовку отчетов для заинтересованных лиц: инвесторов, акционеров, кредиторов. На этом фоне, должно быть, станет действительно возможным полное принятие какой-либо системы международных стандартов. Если же и дальше будут отдельно «совершенствовать» РСБУ, то такое выделение бухучета и финансовой отчетности в отдельную категорию вообще может утратить смысл. Крупные игроки в экономике и финансах все равно захотят видеть отчеты в международных стандартах (и аудированные по международным же стандартам), а мелкие акционеры и инвесторы на внутреннем рынке не имеют достаточного практического опыта и соответствующих традиций, чтобы вникать в нюансы отчетности в РСБУ. То есть у финансовой отчетности по РСБУ не будет пользователей (может быть, кроме проверяющих инспекторов ФНС, если сохранятся штрафы за некорректное ведение бухучета).
Подробнее о международных стандартах читайте в рубрике МСФО .
Услуги бухгалтеров также по-прежнему будут нужны налогоплательщикам для ведения управленческого учета, необходимого для принятия менеджерских решений и планирования деятельности (в том числе в сфере налоговых вопросов, например, выбора системы налогообложения).
Больше об управленческом учете читайте в рубрике «Управленческий учет» .
Таковы тенденции. Будет ли реформация в учетной сфере идти по этому пути — покажет практика.
Нововведения в законодательстве, затрагивающие учетную политику в бухгалтерском и налоговом аспектах, ведут к дальнейшему обособлению бухгалтерского учета от налогового учета. При этом то, что связано с исчислением налогов, сборов, страховых взносов, полностью переходит в компетенцию ФНС, с совершенствованием получения ФНС оперативной информации по деятельности плательщиков. Бухгалтерский учет и подготовленная на его основе информация отходят в сферу предоставления информации заинтересованным лицам: руководству и акционерам предприятия, инвесторам и кредиторам.
Бытует мнение, что учетную политику требуется утверждать в конце каждого календарного года. Но это не так. Если в деятельности, бухучете и налогообложении организации ничего не изменилось, то «переутверждать» документ не нужно. Следует пользоваться уже действующей. Если же произошли изменения, то придется переработать документ. Коррективы допустимо утвердить отдельным приказом, определив только конкретные нововведения. Также организация вправе отменить действие старых правил отражения хозяйственных операций и формирования отчетности и подготовить новый приказ.
С 06.08.2017 г. в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» вступили в силу поправки (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Его положения включают, в частности, следующие новшества:
действие ПБУ «Учетная политика» теперь распространяется на всех юрлиц, кроме кредитных и государственных организаций,
введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций, а дочерние общества выбирают из стандартов, утвержденным основным обществом (п. 5.1),
понятие рациональности ведения бухучета уточнено — бухгалтерская информация должна быть достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование (п. 6),
в случаях, если определенный способ ведения бухучета в федеральных стандартах отсутствует, организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1), а фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованиями рациональности (п. 7.2),
Положения учетной политики должны отражать:
перечень нормативных актов, на основании которых компания ведет учет: Закон о бухучете № 402-ФЗ, ПБУ, НК РФ и др.,
рабочий план счетов, оформленный как приложение к учетной политике,
должности ответственных за организацию и ведение учета в компании,
формы применяемой «первички», бухгалтерских и налоговых регистров — унифицированные формы, или самостоятельно разработанные,
вопросы амортизации – методы начисления, периодичность (ежемесячно, раз в год и т.д.),
лимиты стоимости основных средств, порядок их переоценки,
учет материалов, готовой продукции, товаров,
учет доходов и расходов,
порядок исправления существенных ошибок и критерии отнесения к ним,
прочие положения, которые организация сочтет нужным отразить.
Если «бухгалтерская» часть учетной политики организации достаточно универсальна для всех, то налоговая будет отличаться для каждого режима налогообложения, но в любом случае должна содержать:
информацию о применяемой налоговой системе, а если имеет место совмещение налоговых режимов — порядок ведения раздельного учета,
каким образом уплачиваются налоги в обособленных подразделениях, при их наличии,
имеет ли предприятие налоговые льготы, и при каких условиях они действуют.
В документе под названием «учетная политика для целей бухгалтерского учета» рассматриваются общие способы ведения учета и отраслевая специфика.
Независимо от вида деятельности организации утверждают:
рабочий план счетов и формы первичных документов;
способ контроля заготовления, приобретения и списания материально-производственных запасов;
способ начисления амортизации;
порядок исправления ошибок.
Торговые организации указывают способ отражения транспортно-заготовительных расходов — в стоимости товара или по мере продажи.
Розничные торговые организации указывают метод учета товаров — по покупным ценам без наценки.
Организации с длительным циклом изготовления продукции указывают способ признания доходов по мере готовности работ, услуг, продукции.
Один из главных пунктов налоговой политики при ОСНО – ведение учета по налогу на прибыль. В документе следует отразить:
порядок признания прямых и косвенных расходов предприятия (кассовый, или метод начисления),
порядок учета основных средств, применяются ли повышающие коэффициенты при амортизации, амортизационная премия, для каких объектов,
методы оценки материалов, сырья и товаров,
формируются ли резервы для равномерного распределения расходов в течение года (отпусков, по сомнительным долгам, на ремонт ОС и др.),
учет операций с ценными бумагами,
в каком порядке исчисляется и уплачивается налог на прибыль и авансовые платежи по нему,
применяемые налоговые регистры и т.д.
Особенности учета НДС при формировании учетной политики стоит указать тем, кто от налога освобожден, или проводит операции, облагаемые по ставке 0% — это касается порядка распределения «входящего» НДС.
Учетная политика по бухгалтерскому учету представляет собой принятую организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета.
В этой статье мы расскажем, как правильно настроить и распечатать учетную политику на 2021 года в программе «1С:Бухгалтерия 8»
Нужно ли каждый год утверждать учетную политику?
В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.
В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.
Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Отсутствие учетной политики вызывает затруднения в определении того, насколько правильно организация ведет оценку своих активов, затрат, прибыли и в конечном счете рассчитывает и уплачивает налоги.
В связи с этим учетная политика обязательна для всех без исключения организаций, осуществляющих экономическую деятельность и обязанных вести бухгалтерский учет.
Несоблюдение правил учетной политики расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.
Учетную политику организация формирует самостоятельно, но с соблюдением ряда обязательных требований. Данные требования установлены в том числе положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н.
Так, в отношении каждого объекта выбирается один из способов ведения бухучета, допускаемых федеральными стандартами.
Если по какому-либо объекту способ ведения учета стандартами не установлен, то организация вправе самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). По общему правилу организация выбирает способы ведения бухучета независимо от всех прочих организаций.
Но если головная организация утверждает собственные стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерними предприятиями, то дочерние общества обязаны выбрать способы ведения бухгалтерского учета исключительно исходя из утвержденных организацией стандартов (п. 5.1 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).
В свою очередь организации, применяющие упрощенные способы учета, при отсутствии в ПБУ соответствующих способов учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.
При этом учетная политика каждой организации в обязательном порядке должна содержать следующие элементы (п. 4 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н):
рабочий план счетов бухучета. Этот план должен включать в себя синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухотчетности;
конкретные способы оценки активов и обязательств организации;
порядок проведения инвентаризации;
правила документооборота и контроля за всеми хозяйственными операциями.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации соответствующей организационно-распорядительной документацией. В частности, учетная политика может утверждаться приказом или распоряжением генерального директора организации (п. 8 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).
Все существенные способы ведения бухучета, утвержденные в учетной политике, подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
При этом в промежуточной бухотчетности информацию об учетной политике организации указывать не обязательно. Исключения составляют случаи внесения изменений в учетную политику (приказ Минфина от 28.04.2017 № 69н).
Скачать бесплатно: Учетная политика предприятия 2013 года на УСН.doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
: Учетная политика предприятия 2013 года на УСН.doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
Скачать бесплатно: Учетная политика организации 2013 года на УСН(с вариантами).doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
: Учетная политика организации 2013 года на УСН(с вариантами).doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
Обязательно в учетной политике надо утверждать следующие пункты:
— рабочий план счетов предприятия;
— формы первичных документов и других регистров;
— порядок проведения инвентаризации;
— способы оценки обязательств и активов;
— контроль за хозяйственными операциями.
Также организация вправе вносить и другие пункты, которые для нее важны.
Похожие записи: