Штрафы за непроведение соут в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за непроведение соут в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • новых рабочих местах;
  • изменении технологического процесса;
  • использовании нового сырья;
  • изменении средств защиты;
  • несчастном случае на производстве;
  • профессиональном заболевании.

Проверка направлена на выявление вредных факторов на производстве, она необходима для определения класса условий труда. Например, аттестация по электробезопасности. Процедура, которая рассчитана на проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала предприятия, в компетенцию которого входит монтаж, эксплуатация, обслуживание, отладка и ремонт электроустановок. Если работники не прошли аттестацию, то к деятельности с использованием электроустановок он не допускается. СОУТ осуществляется компанией, имеющей аккредитованную лабораторию для контроля рабочих мест.

Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2021 года

  1. определение состава комиссии во главе с работодателем, в неё входят представители профсоюза;
  2. определение перечня проверяемых рабочих мест;
  3. выбор экспертной организации, заключение договора;
  4. идентификация производственных факторов;
  5. проведение измерений факторов вредности, определение классов.
  6. составление отчета.

Законом предусмотрено предоставление отчёта в экспертную организацию не позднее 3 рабочих дней, ознакомление работников с данными отчета в течение 30 дней. СОУТ не проводится для надомников, сотрудников, работающих дистанционно, лиц, оформивших трудовые отношения с работодателями физическими лицами. Не предусмотрена проверка на вакантных рабочих местах.

За нарушение сроков проведения СОУТ предусмотрены административное взыскания. Размеры штрафов в в Москве и по всей Московской области:

  • для должностных лиц и ИП – 5.000–10.000 руб.;
  • для юридических лиц – 60.000–80.000 руб.;
  • при повторных нарушениях для должностных лиц ИП – 30.000–40.000 руб.;
  • в той же ситуации для юридических лиц – 100.000–200.000 руб.

Если подобные нарушения были выявлены ранее, применима дисквалификация должностного лица на срок 1–3 года, приостановка работы предприятия до 90 дней. В случае нанесения тяжкого вреда здоровью человека размер штрафа увеличивается до 400.000 руб., предусмотрены обязательные или исправительные работы, лишение свободы.

Если СОУТ была проведена несвоевременно или с нарушениями, организация получит официальное предупреждение. В документе будет установлен срок для устранения нарушений. Если работодатель вовремя отреагирует, наказание не последует. Отказ от проведения чреват серьезными последствиями для руководителя. Если произошёл несчастный случай, не проведение СОУТ становится доказательством вины. Если вам необходима помощь, обратитесь в компанию НОПСС. Наши эксперты проконсультируют, дадут рекомендации, проведут аттестацию сотрудников.

Мы предоставим вам:

  • бесплатное юридическое сопровождение;
  • консультации;
  • оперативное решение проблемы.

Для специализированной организации потребуется дополнительная информация:

  • штатное расписание;
  • СНИЛСы работников;
  • используемое оборудование на каждом рабочем месте;
  • продолжительность рабочего дня;
  • график работы
  • должностные инструкции на каждого работника;
  • результаты производственного контроля рабочих мест (обязательное нововведение с 2020 года);
  • марка автотранспортного средства, а также год выпуска, госномер и используемое топливо;
  • карта фотографии рабочего времени (очень муторное занятие, не люблю им заниматься, и радуюсь, когда специализированная организация берет это на себя).

Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается.

Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия. Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.

Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.

Если сотрудник уволился и на его место пришел новый, его необходимо также ознакомление с результатами СОУТ. Лист ознакомления очень важен:

  • во-первых, потому что в случае несчастного случая карта СОУТ на данное рабочее место с листом ознакомления будет затребована членами комиссии. Нет листа – штраф по все той же статье КоАП.
  • во-вторых, если работник ознакомился и подписал документ, значит он согласен с теми опасными и вредными производственными факторами, которые на него воздействуют. И компенсацией, которая ему полагается, за работу в таких условиях.

Еще одной обязанностью является размещение на официальном сайте результатов СОУТ. Причем если сайта у вас на самом деле нет, то это обязательство снимается. Во всех остальных случаях оформить их на своем интернет–ресурсе вы обязаны.И сделать это необходимо в течение 30 календарных дней.

В 21 веке уже у каждой компании есть хотя бы не большой, но сайт, где необходимо размещение результатов СОУТ на сайте:

  1. Сводная ведомость.
  2. План мероприятий по улучшению условий труда.

Помимо соблюдения закона, это еще дает работодателю небольшой плюсик в карму. Грамотный соискатель, рассматривая ваш сайт, может обратить внимание на информацию о спецоценке и сделает для себя вывод, что компания серьезная, законы соблюдает и не пройдет мимо. Важно заметить, если будет прием новых сотрудников на данную должность, от руки ничего вписывать не нужно, используйте для этих целей лист ознакомления.

По окончании специальной оценки условий труда, готовится приказ о завершении, где «по полочкам» разложено, с какого числа необходимо предоставлять компенсации, кому и в каком размере. Этот документ по закону необязателен, и готовить его или нет, тут уже вам решать. Готовила я его для большей прозрачности, потому что, если организация большая, потом может начаться: «А мы и не знали».

Хочется акцентировать ваше внимание на тему “Вопросы по специальной оценке условий труда”. Они возникали у меня организовывая СОУТ на предприятии и по окончании работ. В последствии и коллеги обращались за помощью с теми же вопросами. Вот и решила помочь своим читателям и рассказать о всех проблемных ситуациях, которые могут у вас возникнуть, какие бывает ошибки при проведении СОУТ.

Предложу решение, подкрепляя свой рассказ образцами документов и нормативным подтверждением. Кроме того, часто можно реально сэкономить бюджет компании и лишний раз не «прогонять» рабочие места через СОУТ, в каких случаях, узнаете прочитав заметку до конца.

При приеме на вновь введенную должность сотрудника, где СОУТ еще не провели, естественно указывать в трудовом договоре нечего. Что делать в этом случае? Можно (хочу подчеркнуть слово «можно») указать с каким оборудованием придется работать, какие-либо особенности, описать рабочее место.

А вот гарантии и компенсации сотрудник начинает получать только с момента вступления в силу результатов СОУТ. К примеру, я с уверенностью могу сказать, что сварщикам полагается надбавка к зарплате, но выплачивать ее можно только, когда будет утвержден отчет об окончании специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

С 30.12.2020 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ (далее – Закон № 503-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Первое изменение касается декларации соответствия условий труда. Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда (далее – декларация) подается работодателем по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:

  • не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы;
  • условия труда признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.

До 30.12.2020 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

Заметим, что бессрочными станут декларации, которые были внесены в соответствующий реестр до 30.12.2020 и считались поданными на 5 лет. Этот вывод следует из п. 2 ст. 2 Закона № 503-ФЗ.

Второе изменение касается пятилетнего срока проведения спецоценки. Напомним, что в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено Законом № 426-ФЗ.

Закон № 503-ФЗ добавил в эту часть новое положение. Так, работодатель может не проводить повторную спецоценку на рабочих местах, в отношении которых была подана декларация соответствия.

Исключение составляют случаи (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ):

  • когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);
  • когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;
  • когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

При наступлении любого из этих случаев работодатель должен провести внеплановую спецоценку. Таким образом, законодатель фактически закрепил позицию Минтруда России по вопросу проведения плановой спецоценки рабочих мест с нормальными условиями труда (см. письмо от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968).

Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

  • не назначен специалист по охране труда или не проводятся инструктажи по охране труда; или
  • не проводится обучение, инструктажи по электробезопасности.

Ответственность: часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ — предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Кто рассматривает дело: Инспекция труда или суд.

Если работодатель впервые допустил непроведение обучения по охране труда, штраф ему все равно придется заплатить. Однако его размер будет несколько меньше, чем при повторном нарушении. Кроме того, контролирующие органы обратят внимание на статус компании:

  • для юридического лица штраф за отсутствие обучения по охране труда составит 110-130 тысяч рублей;
  • для предпринимателя, работающего без создания юридического лица, — 15-25 тысяч рублей.

Кроме того, штраф за непрохождение обучения по охране труда может быть наложен также непосредственно на работника, который был ответственным за этот комплекс работ в организации. В данном случае размер санкций составит 15-25 тысяч рублей.

Повторное нарушение повлечет за собой более строгие меры воздействия по отношению к виновнику. Так, должностное лицо, вновь допустившее такую ситуацию, должно будет уплатить штраф размером 30-40 тысяч рублей. Другим вариантом наказания является дисквалификация на период от одного до трех лет.

Нарушение #2:

  • работники допускаются к работе без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда.

Ответственность: часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Кто рассматривает дело: Инспекция труда или суд.

Существует несколько видов инструктажей и в том числе внеплановый инструктаж по охране труда, который проводится в случае определенной необходимости.

Целью его, как и остальных инструктажей, является информирование работников о возможности возникновения опасных ситуаций, заблаговременное предупреждение. Но в отличие от всех остальных, для внепланового необходим конкретный повод.

Штрафы за нарушение правил охраны труда в 2021 году

За отсутствие записи в журнале, подтверждающей проведение внепланового инструктажа, либо при нарушении времени инструктирования, грозит штраф, потому как допускать персонал к работам без инструктирования категорически запрещено.

И наказывает ГИТ по ч.3 ст.5.27.1 КоАП:

  • должностных лиц в размере от 15000 до 25000 рублей;
  • юридических лиц в размере от 110000 до 130000 рублей.
  • Нарушение выявить инспектору особого труда не составит, он просто может посмотреть журнал регистрации несчастных случаев, либо запросит табель учета рабочего времени и все сразу станет ясно и понятно – требование трудового законодательства не выполнено.

    Проводит внеплановый инструктаж в организации непосредственный руководитель, к примеру, мастер, прораб, начальник отдела, главное, чтобы он прошел обучение в учебном центре по охране труда в объеме 40 часов.

    Если это обязательное требование (п. 2.3.2 Постановления Минтруда № 1/29) и если оно не будет соблюдено, то инструктирование можно считать невыполненным.

    В зависимости от причины инструктирования может проводиться как отдельно для каждого из работников, так и группе сотрудников одной профессии и только тем работникам, к которым относятся причины для его проведения.

    И стоит сказать, что проведение внепланового инструктажа – это не только обязанность работодателя, но и работника, потому что он является одним из видов обучения в процессе трудовой деятельности (ст. 214 ТК РФ).

    Уклонятся это инструктирования он не имеет права и в случае, если покажет неудовлетворительные результаты по окончании, то может быть отстранен от работы (ст. 76 ТК РФ).

    • отсутствие обучения работников пожарно-техническому минимуму; или
    • непроведение проверок знания мер пожарной безопасности, в том числе внеплановых проверок; или
    • не проводятся противопожарные инструктажи.

    Ответственность: часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ — предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

    Кто рассматривает дело: Государственный пожарный надзор.

    Итак, согласно статье 5.27.1 строгость наказания за непроведение спецоценки или нарушение правил ее выполнения является равнозначной. Она зависит от двух основных факторов: кто является виновником допущенного нарушения, и было ли оно первичным или повторным. В соответствии с этими критериями определяется объем санкций, которые могут иметь форму денежного штрафа или иного наказания.

    Виновник нарушения Штраф за первичное нарушение Санкции за вторичное нарушение
    Сотрудник компании, ответственный за организацию СОУТ 5-10 тысяч руб. Штраф 30-40 тысяч руб. или дисквалификация продолжительностью 1-3 года
    Индивидуальный предприниматель 5-10 тысяч руб. Штраф 30-40 тысяч руб. или остановка работы продолжительностью до 90 дней
    Юрлицо 60-80 тысяч руб. Штраф 100-200 тысяч руб. или остановка работы продолжительностью до 90 дней

    Поводом для наложения денежного штрафа за несоблюдение порядка организации СОУТ может стать любое невыполнение требований, установленных законодательством. Поэтому организациям и индивидуальным предпринимателям перед тем, как начинать работу в этом направлении, полезно ознакомиться с основными обязанностями, которые налагаются на работодателя в этом процессе. В их число входят:

    • создание комиссии по проведению СОУТ внутри организации с подготовкой соответствующего приказа. Она должна утвердить список рабочих мест для проведения спецоценки и определить, какие из них являются аналогичными;
    • передача исполнителю работ полного пакета документов, необходимого для проведения спецоценки. В него могут войти эксплуатационная документация на оборудование, отчет о предыдущей оценке и другие документы;
    • составление графика проведения работ и его утверждение внутриорганизационным приказом. Для большей эффективности этот график следует составлять совместно с организацией-исполнителем;
    • своевременное утверждение отчета, подготовленного экспертной организацией. Если руководство компании не согласно с информацией, представленной в отчете, не стоит затягивать процедуру утверждения под надуманными предлогами: вместо этого необходимо действовать в порядке, предусмотренном приказом Минтруда № 709н. В нем описаны правила разрешения конфликтных ситуаций, связанных с проведением спецоценки;
    • подача декларации о соответствии рабочих мест действующим гигиеническим требованиям в территориальное подразделение ГИТ. Этот документ составляется только для мест, признанных оптимальными или допустимыми;
    • доведение до работников сведений о результатах оценки. Это необходимо сделать в письменном виде и получить от каждого работника его подпись, подтверждающую факт ознакомления. Если этого не сделать, высока вероятность получить штраф за неознакомление с СОУТ;
    • размещение данных об итогах процедуры на официальном портале компании, чтобы все заинтересованные лица могли ознакомиться с этой информацией;
    • передача соответствующих сведений в территориальное подразделение ФСС посредством заполнения формы 4-ФСС. Это необходимо для корректного расчета размеров основного и дополнительного страховых тарифов, уплачиваемых организацией;
    • внесение информации об итогах спецоценки в трудовые договоры с работниками;
    • предоставление предусмотренных законодательством гарантий и льгот работникам, которые трудятся во вредных и опасных условиях.

    Кроме этого, работодателю желательно проконтролировать работу исполнителя в части передачи сведений об итогах спецоценки в Федеральную государственную систему учета. Дело в том, что в соответствии с 426-ФЗ в случае, если экспертная организация не выполнила эту обязанность, она автоматически переходит к работодателю.

    Ответственность непроведение соут

    До 31 декабря 2018 года в России действовал переходный период в отношении специальной оценки условий труда. Некоторым организациям разрешалось проводить ее поэтапно, другие пока что могли пользоваться результатами аттестации рабочих мест, проведенной ранее. Однако с 2019 года все эти послабления были ликвидированы: теперь каждая организация, которой уже исполнилось 12 месяцев, должна иметь корректно оформленные документы, подтверждающие выполнение СОУТ. При этом проводить спецоценку заново необходимо каждые пять лет. Кроме того, в случаях, предусмотренных статьей 17 426-ФЗ, процедура должна проводиться во внеплановом порядке.

    В настоящий момент контролирующие органы уже ужесточили процедуру надзора за выполнением этих требований: предприятия, у которых в ходе плановой или внеплановой проверки обнаруживаются нарушения при СОУТ или даже отсутствие спецоценки, штрафуют по всей строгости закона. А с 2020 года, информирует Роструд, избежать штрафа за непроведение специальной оценки условий труда, станет практически невозможно.

    Это связано с тем, что налагать санкции за непроведение спецоценки государственные ведомства будут в автоматическом режиме: сегодня состояние технических инструментов, необходимых для этого, вполне позволяет осуществить эту идею. Для этого будут использоваться две основных базы данных: государственная система учета результатов спецоценки и реестр юридических лиц и предпринимателей, в котором фиксируется дата регистрации компании. Если с этого момента прошло уже более 12 месяцев, и в систему учета не поступили сведения о выполнении СОУТ, на компанию налагается штраф, предусмотренный статьей 5.27.1 КоАП РФ. Учитывая размеры наказания за первичное, а главное, повторное нарушение, эксперты рекомендуют не откладывать в долгий ящик процедуру оценки, если по закону Вам необходимо ее пройти.

    Проведение спецоценки условий труда занимает около месяца

    • Создаётся комиссия, в составе которой должны находится представитель работодателя, специалист по охране труда. Главным условием остаётся то, что в комиссии должно быть нечётное число членов. Состав и порядок деятельности комиссии проводится приказом руководителя организации.
    • Далее установленная приказом Комиссия должна определить перечень рабочих мест для проведения СОУТ. На этом этапе необходимо определить, какие рабочие места по характеристикам сходятся. Такая процедура позволит снизить расходы на проведение процедуры.
    • Составить договор с организацией, которая проводит СОУТ и согласуйте график проведения процедуры.
    • Подготовьте для представителей организации, которая проводит СОУТ, техническую документацию, документы на оборудование и сырье, должностные инструкции.

    СОУТ выполняется независимой экспертной комиссией. Основная задача — выявление или подтверждение факторов, на основании которых производству может быть присвоен повышенный класс вредности или опасности. При наличии таковых комиссия проводит необходимые обследования, замеры и другие действия, направленные на определение степени вредности.

    Итоговый отчет отправляется в трудовую инспекцию, которая на его основании регистрирует присвоенный класс вредности или опасности в официальном реестре.

    Статьей 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КОАП РФ) в случае нарушения ГНТОТ в отношении работодателя предусмотрены следующие штрафы и санкции:

    • Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц — от 60 до 80 тысяч рублей.

    Статьей 14.54 КОАП РФ в случае нарушения экспертной организацией порядка проведения СОУТ предусмотрено наложение следующих штрафов и санкций:

    • Административный штраф на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 70 до 100 тысяч рублей
    • Повторное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — в размере от 100 до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Невыполнение требований по проведению аудита условий трудовой деятельности грозит компании ответственностью перед законом. Виновные лица могут быть привлечены к административным или уголовным наказаниям.

    Раньше государственный надзор в вопросе несоблюдения графика проведения СОУТ действовал по единым критериям. Соответственно, меры наказаний также были едины и не зависели от типа совершенного правонарушения.

    С введением поправок в статью 5.27 КоАП нормы трудового права стали выделять размеры штрафов согласно видам нарушений:

    Вид нарушения Суммы штрафов, тыс. руб.
    для ответственных работников или ИП для предприятий
    Несоблюдение регламента специальной оценки условий труда или пожарной сертификации. 5-10 60-80
    Допуск к трудовой деятельности гражданина, не прошедшего обучение по охране труда или медицинское обследование. 15-25 110-130
    Отсутствие средств индивидуальной защиты. 20-30 130-150
    Повторное нарушение требований охраны труда. 30-40 100-200
    Несвоевременное предоставление сертификатов о прохождении или непрохождении СОУТ. 20-50 100 — 200

    При серьезных нарушениях, помимо штрафа, в отношении виновных лиц применяется лишение права занимать определенные должности на срок 1-3 года, а для предприятий и ИП — приостановка деятельности на период до 3 месяцев.

    Штрафы за непроведение специальной оценки условий труда и другие нарушения, не указанные в таблице, составляют 2-5 тыс. руб. и 50-80 тыс. руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, компаний соответственно.

    Изменения в спецоценке условий труда с 1 января 2021 года

    Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатели должны провести специальную оценку условий труда на рабочих местах. СОУТ введён вместо аттестации рабочих мест с 2014 года. Работодателям дали 4 года на подготовку. После 31 декабря подготовительный срок завершается. А это означает, что работодателей, которые не провели СОУТ, будут штрафовать, согласно новым положениям КоАП.

    За нарушение порядка СОУТ или за ее не проведение работодателей ждет административная ответственность:

    • предупреждение
    • наложение административного штрафа на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
    • на юридических лиц — от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.

    Такая ответственность предусмотрена поправками в КоАП от 03 августа 2021 года. Изменения в КоАП вступают в силу с 1 октября 2018 года.

    В случае нарушения регламента проведения и работы с результатами спецоценки условий труда, закон предусматривает ряд санкций. В отношении должностных лиц применяется четыре вида ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

    Если положением о кадровом подразделении или должностной инструкцией на кадровика возложена определенная обязанность, касающаяся спецоценки, а сотрудник ее не исполняет или исполняет с нарушениями, то он может быть подвергнут дисциплинарной ответственности. Например, если за кадровиком была закреплена обязанность найти организацию, занимающуюся проведением спецоценки условий труда, а он этого не сделал, то руководитель может наложить дисциплинарное взыскание.

    Гражданско-правовая ответственность наступает, если кадровик не выполнил свои обязанности в части проведения спецоценки и применения результатов спецоценки, и это повлекло причинение ущерба, в том числе другим работникам. Тогда возможно возложение на кадровика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: сначала заплатит работодатель, а потом он вправе подать в суд и взыскать с нерадивого кадровика уплаченную сумму.

    Уголовная ответственность наступает, когда работодатель не провел спецоценку рабочего места, и это повлекло тяжкие последствия. Например, работник трудился во вредных или опасных условиях, а поскольку спецоценка не производилась, обеспечения необходимыми средствами индивидуальной защиты не было предусмотрено. В результате произошел несчастный случай со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.

    Что касается административной ответственности, то особое внимание следует обратить на ч. 3 ст. 5.27 КоАП. Этим документом руководствуется ГИТ, если в организации ненадлежащим образом оформлен трудовой договор.

    В частности, если в трудовом договоре или допсоглашении не указано, в каких условиях будет трудиться работник, за это налагается штраф. Для должностных лиц (руководителя организации или кадровика) он составит от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

    В случае повторного нарушения применяется и ч. 5 ст. 5.27 КоАП: для граждан предполагается штраф в размере 5 тысяч рублей, для должностных лиц — дисквалификация на срок от года до трех, для юридических лиц — штраф 100-200 тысяч рублей.

    Начала действовать новая статья КоАП — 5.27.1. В ней речь идет о нарушении нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и нормативных актах. Например, по закону работника обязаны ознакомить с результатами спецоценки в течение 30 дней. В этот период не включается время нахождения на больничном, в отпуске, в командировке. За нарушение накладывается штраф от 5 до 10 тысяч на руководителя, инженера по охране труда или кадрового работника, если будет установлена его вина. Штрафы за непроведение у работников медосмотра составляют от 15 до 25 тысяч. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты карается штрафом от 20 до 30 тысяч рублей. И конечно, значительно ужесточается ответственность за совершение повторных правонарушений.

    Также ст. 13.12 КоАП предусмотрены штрафы за нарушение установленного порядка, касающегося персональных данных. Допустим, в обязанности кадровика входит обеспечение их надлежащего хранения, а он этого не выполнил. Штраф составит от 500 до 1 000 рублей.

    И конечно, значительно ужесточается ответственность за совершение повторных правонарушений.

    В первую очередь специалист кадрового подразделения должен ознакомить сотрудников организации с результатами спецоценки рабочих мест. В том числе кадровик информирует работников:

    • об условиях труда, в которых придется работать;
    • полагающихся льготах и компенсациях;
    • возможных рисках и средствах индивидуальной защиты.

    В трудовом договоре должны быть указаны условия труда работника. Они определяются спецоценкой или аттестацией. Если трудовой договор оформлялся до проведения спецоценки, то необходимо заключить с работником дополнительное соглашение о том, что он знает, в каких условиях ему придется трудиться.

    Для отдельных категорий работников предусмотрены дополнительные льготы и компенсации. Классы вредных или опасных условий труда кадровик должен брать из карты аттестации или спецоценки. Например, если у сотрудника, в соответствии с установленным классом вредности, сокращенная рабочая неделя, а он хочет за доплату работать больше положенного времени, то следует составить дополнительное соглашение, в котором надо указать, сколько у работника будет часов в неделю и какая будет доплата. Изначально в трудовой договор подобную информацию включать нельзя.

    Обязательная аттестация рабочих мест в 2021

    28 декабря 2013 года был принят Федеральный закон &8470; 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее 426-ФЗ). В связи с принятием данного нормативного правового акта 28 декабря 2013 года Федеральным законом &8470; 421-ФЗ были внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

    Во исполнение 212 статьи ТК РФ и с целью предоставления безопасных условий и охраны труда работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) у себя на предприятии. Спецоценка проводится в соответствии с требованиями 426-ФЗ и Приказа от 24.01.2014 &8470; 33н (далее — Методика СОУТ) по следующим этапам:

    1. Подготовительный этап:

      • Создание комиссии по СОУТ и графика ее проведения
      • Составление перечня рабочих мест, подлежащих спецоценке
    2. Выбор экспертной организации и заключение с ней договора (контракта);

    3. Предоставление экспертной организации сведений, необходимых для проведения СОУТ;

    4. Этап идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

    5. Этап исследований (испытаний) и измерений;

    6. Утверждение отчета по СОУТ;

    7. Заключительный этап:

      • Ознакомление работников с условиями труда на их рабочих местах
      • Уведомление экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ
      • Подача декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее — ГНТОТ)
      • Размещение информации об условиях труда по результатам проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии)

    Статьей 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КОАП РФ) в случае нарушения ГНТОТ в отношении работодателя предусмотрены следующие штрафы и санкции:

    • Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц — от 60 до 80 тысяч рублей.

    Статьей 14.54 КОАП РФ в случае нарушения экспертной организацией порядка проведения СОУТ предусмотрено наложение следующих штрафов и санкций:

    • Административный штраф на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 70 до 100 тысяч рублей
    • Повторное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — в размере от 100 до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
    1. Непроведение специальной оценки условий труда плановой или внеплановой

    2. Нарушение сроков проведения плановой или внеплановой спецоценки (для внеплановой СОУТ сроки определены 17 статьей 426-ФЗ)

    3. Непредоставление работодателем в экспертную организацию сведений, характеризующих условия труда на рабочих местах, а также предложений работников по осуществлению идентификации на их рабочих местах (пункт 2 части 2 статьи 4 426-ФЗ)

    4. Некорректное создание комиссии по СОУТ (части 1−4 статьи 9 426-ФЗ)

    5. Отсутствие утвержденного графика проведения СОУТ (часть 1 статьи 9 426-ФЗ)

    6. Отсутствие или некорректное составление утвержденного комиссией перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ (часть 5 статьи 9 426-ФЗ)

    7. Намеренное необеспечение штатных режимов функционирования предприятия при проведении экспертной организацией исследований (испытаний) и измерений (п. 15 Методики)

    8. Нарушение сроков ознакомления работников с результатами проведенной на их рабочих местах спецоценки (часть 5 статьи 15 426-ФЗ)

    9. Нарушение сроков уведомления экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ (часть 51 статьи 15 426-ФЗ)

    10. Нарушение сроков размещения сведений о результатах проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии такового) (часть 6 статьи 15 426-ФЗ)

    11. Нарушение сроков подачи деклараций соответствия ГНТОТ (часть 11 статьи 12 426-ФЗ)

    12. Невыполнение мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, по результатам проведенной спецоценки

    13. И т.д.

    Для минимизации рисков привлечения к административной ответственности работодатель должен ответственно подойти к выбору экспертной организации.

    Какие штрафы предусмотрены за непроведение специальной оценки условий труда?

    Неправильно проведенная спецоценка, иногда заканчивается скамьей подсудимых. Это может случиться, если работник предприятия получил на производстве серьезную травму по вене руководства. Например, не были созданы условия по технике безопасности и работник пострадал. За это предусматривается срок заключения до 2 лет. Для виновника, пребывание в колонии – это не все. Пострадавшему или его близким родственникам придется выплачивать крупную компенсацию за нанесенный вред и оплачивать моральный ущерб. Всего этого можно избежать, если внимательно ознакомиться с российским законодательством и выполнять все его требования, желательно в указанные сроки.

    Штраф для организаций за отсутствие СОУТ — 60-80 тыс. рублей. Важно знать, что такие суммы штрафов взимаются лишь при первом нарушении. За повторное нарушение — 100-200 тыс. руб. или приостановка работы на период до 90 суток. Должностные лица, допустившие вторичное нарушение правил спец оценки, могут быть дисквалифицированы на период от 1 года до 3 лет (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП).

    А работодатель обязан подать декларацию по результатам СОУТ согласно 11 статьи 426 ФЗ и разъяснениям Министерства труда, в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета. Дополнительно работодатель обязан указать данные о проведении СОУТ в таблице 10, отчета 4-ФСС.

    Роструд уточнил, что штрафовать предприятия с рабочими местами, которые действуют больше года и по которым нет информации о проведении СОУТ в системе ФГИС СОУТ, начнут с 2021 года в автоматическом режиме.

    Суть данного механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда. В предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения.

    Если же в результате непроведенной спецоценки будет причинен тяжкий вред здоровью работника, работодатель попадает под действие ст. 143 Уголовного кодекса. В таком случае наказание составит от 400 000 рублей в виде штрафа. В наиболее тяжелых случаях, например, при смертельном исходе, встанет вопрос лишения свободы для работодателя на срок от 1 до 5 лет.

    Штрафные меры при нарушении действующих требований к порядку спецоценки определяются аналогичным образом. При этом во внимание принимаются не только требования основного 426-ФЗ, но и специальных нормативных документов, устанавливающих правила проведения СОУТ. К ним относятся приказ Минтруда № 33н и другие.

    Непроведение специальной оценки условий труда и другие нарушения

    Взять и примитивно сослаться на карту спецоценки не будет считаться правильным действием. В трудовом договоре необходимо четко указать класс (подкласс) условий труда, взятые из 030 строки карты спецоценки. Со старыми работниками, у которых уже есть трудовой договор, придется заключить допсоглашение и указать в нем особенности условий труда, полученные в результате СОУТ на его рабочем месте.

    «. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора»

    • Нормативная база для определения объема ответственности за непроведение СОУТ
    • Нарушения по СОУТ, влекущие за собой ответственность работодателя
    • Ответственность работодателя при первичном нарушении
    • Ответственность работодателя при повторном нарушении

    Действующее законодательство рассматривает отсутствие специальной оценки условий труда как нарушение административного характера. В этой связи в целях определения объема ответственности по специальной оценке условий труда для работодателя, допустившего нарушение, применяются положения КоАП. В частности, вопросам установления санкций за несоблюдение положений законодательства посвящена ст. 5.27.1 указанного нормативного документа.

    Действующий КоАП рассматривает как равнозначные два основных вида нарушений в области спецоценки. Речь идет о решении о полном отказе от реализации СОУТ, оформленное соответствующим протоколом, и несоблюдении правил ее проведения. Таким образом, ответственность за отсутствие специальной оценки условий труда и невыполнение порядка проведения данной процедуры будет одинаковой.

    Ответственность по специальной оценке условий труда, применяемая по отношению к субъекту, который уже был замечен в подобном нарушении, квалифицируется по ч.5 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Она также дифференцируется в зависимости от виновника нарушения:

    • если в этой роли выступает должностное лицо, к нему применяется штраф в размере 30-40 тысяч рублей. Другим вариантом наказания является дисквалификация на период от года до трех лет;
    • если виновником является предприниматель, работающий без создания юрлица, штраф по СОУТ для него составит 30-40 тысяч рублей. Вместо этого его работу могут приостановить на период до 90 суток;
    • если в нарушении виновата организация, ей придется уплатить штраф в размере 100-200 тысяч рублей. В качестве альтернативного способа наказания ее работу также могут приостановить на срок до 90 суток.
    • новых рабочих местах;
    • изменении технологического процесса;
    • использовании нового сырья;
    • изменении средств защиты;
    • несчастном случае на производстве;
    • профессиональном заболевании.

    Проверка направлена на выявление вредных факторов на производстве, она необходима для определения класса условий труда. Например, аттестация по электробезопасности. Процедура, которая рассчитана на проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала предприятия, в компетенцию которого входит монтаж, эксплуатация, обслуживание, отладка и ремонт электроустановок. Если работники не прошли аттестацию, то к деятельности с использованием электроустановок он не допускается. СОУТ осуществляется компанией, имеющей аккредитованную лабораторию для контроля рабочих мест.

    Спецоценка условий труда: за что штрафуют кадровиков?

    1. определение состава комиссии во главе с работодателем, в неё входят представители профсоюза;
    2. определение перечня проверяемых рабочих мест;
    3. выбор экспертной организации, заключение договора;
    4. идентификация производственных факторов;
    5. проведение измерений факторов вредности, определение классов.
    6. составление отчета.

    Законом предусмотрено предоставление отчёта в экспертную организацию не позднее 3 рабочих дней, ознакомление работников с данными отчета в течение 30 дней. СОУТ не проводится для надомников, сотрудников, работающих дистанционно, лиц, оформивших трудовые отношения с работодателями физическими лицами. Не предусмотрена проверка на вакантных рабочих местах.

    СОУТ выполняется независимой экспертной комиссией. Основная задача — выявление или подтверждение факторов, на основании которых производству может быть присвоен повышенный класс вредности или опасности. При наличии таковых комиссия проводит необходимые обследования, замеры и другие действия, направленные на определение степени вредности.

    Итоговый отчет отправляется в трудовую инспекцию, которая на его основании регистрирует присвоенный класс вредности или опасности в официальном реестре.

    Если на предприятии произошел несчастный случай, повлекший за собой тяжкий вред здоровью сотрудника или его смерть, должностное лицо, ответственное за проведение аттестации рабочих мест, может быть привлечено к наказанию уголовного характера.

    При причинении тяжкого вреда здоровью применяются санкции:

    • наложение штрафа в 400 тыс. руб.;
    • обязательные общественные работы на период в 180-230 часов;
    • принудительные исправительные работы — до 2 лет;
    • лишение свободы на период до 1 года.

    При несоблюдении безопасных условий работы, повлекших за собой смерть работника, в отношении виновного применяется мера ответственности в виде обязательных исправительных работ сроком в 4 года с лишением возможности трудоустройства на отдельные должности на период в 3 года.

    Если нарушения повлекли за собой смерть двух и более человек, то назначается мера ответственности в виде принудительных работ сроком в 5 лет или же лишение свободы на такой же срок. Период дисквалификации остается аналогичным – 3 года.

    Итак, согласно статье 5.27.1 строгость наказания за непроведение спецоценки или нарушение правил ее выполнения является равнозначной. Она зависит от двух основных факторов: кто является виновником допущенного нарушения, и было ли оно первичным или повторным. В соответствии с этими критериями определяется объем санкций, которые могут иметь форму денежного штрафа или иного наказания.

    Виновник нарушения Штраф за первичное нарушение Санкции за вторичное нарушение
    Сотрудник компании, ответственный за организацию СОУТ 5-10 тысяч руб. Штраф 30-40 тысяч руб. или дисквалификация продолжительностью 1-3 года
    Индивидуальный предприниматель 5-10 тысяч руб. Штраф 30-40 тысяч руб. или остановка работы продолжительностью до 90 дней
    Юрлицо 60-80 тысяч руб. Штраф 100-200 тысяч руб. или остановка работы продолжительностью до 90 дней


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *