Анализы по ОМС в 2021 году: полный перечень по полису

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Анализы по ОМС в 2021 году: полный перечень по полису». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если врач предлагает провести платный анализ и при этом предполагается оплата помимо кассы, рекомендуется отказаться. Действия врача незаконны, а доказать оплату для возврата средств будет нереально.

Когда пациент точно знает, что назначенный анализ есть в списке ОМС, а доктор настаивает на направлении в платную клинику, следует попросить врача дать письменный отказ в предоставлении бесплатной услуги. Обычно даже на этом этапе доктор находит возможность дать направление на бесплатные процедуры. Если этого не произойдет, следует жаловаться главврачу или в страховую.

Перечень бесплатных услуг по полису ОМС на 2021 год

  • Автострахование
    • ОСАГО
    • КАСКО
  • Недвижимость
  • Жизнь и здоровье
    • ОМС
    • ДМС
  • Пенсионное и социальное
  • Бизнес
  • Финансы
    • Инвестиции
    • Кредит
  • Туризм
  • Ещё
    • Страховые компании РФ

Обладатель полиса обязательного медицинского страхования (ОМС) может рассчитывать на прохождение всех необходимых обследований в рамках действующей программы страхования. Согласно закону № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», каждое застрахованное лицо имеет право на получение медпомощи в гарантированном объеме на бесплатной основе в соответствии с условиями страхового договора. Все ли анализы ОМС бесплатные и что входит в этот список?

Примерно седьмая часть семейных пар РФ не могут зачать ребёнка путём естественного оплодотворения. Зачастую это обусловлено особенностями физиологического строения репродуктивных органов или банальной несовместимостью партнёров. К счастью государство предлагает решать эту проблему, предоставляя квоту на ЭКО, под которую попадают представители обоих полов, больные бесплодием.

Больной не может самостоятельно решать, какие исследования необходимо пройти – это определяет врач. Все мероприятия, которые назначаются специалистом, делаются бесплатно в этой же поликлинике. Если у клиники нет возможности провести какое-то исследование, пациент направляется в другое медицинское учреждение.

  • сохранить все квитанции об оплате медицинских услуг, предоставленных на платной основе;
  • принести их в страховую компанию и выяснить, попадает ли проведение данное исследование под программу ОМС;
  • если сданные анализы входят в перечень бесплатных, нужно написать заявление на возврат средств и указать в нём реквизиты своего банковского счёт для возврата денег.
  • клинические анализы крови и мочи;
  • биохимический анализ крови;
  • анализы на аллергены (при наличии кожных реакций и реакций слизистых)
  • исследования на выявление инфекционных недугов;
  • выявление антител к вирусным инфекциям – кори и краснухе;
  • забор крови на резус-фактор и группу;
  • забор крови на TORCH инфекции;
  • гормональная панель: ХГЧ, эстроген, прогестерон, пролактин.

Теоретически все просто: каждый гражданин России имеет право на бесплатную медицинскую помощь. Иди в поликлинику, получай направление и сдавай анализы. На практике все не так: в лаборатории может не быть реагентов, анализ делают за дополнительную плату, а иногородних не принимают.

Например, москвич Владимир временно жил и работал в Челябинске. Ему потребовалось сделать пробу Манту. Этот анализ предусмотрен территориальной программой Челябинской области, но его нет в базовой. В связи с этим в больнице Владимиру отказались делать этот анализ. Устно пояснили, что в 2016 году больницу оштрафовал территориальный фонд за то, что Манту сделали бесплатно пациенту с полисом из другого региона. Это законно.

Все граждане России застрахованы в фонде ОМС. В каждом регионе всего одно территориальное отделение фонда ОМС, а больниц и пациентов много. Поэтому фонд направляет собранные средства в страховые медицинские организации, которые оплачивают больницам и поликлиникам ваши медицинские услуги. Для вас они бесплатные, но по факту за них платят из ваших же денег.

Но если по результатам анализа установят проблему, пациенту придется искать причину заболевания и сдавать для этого другие анализы, например гормоны. Не у каждой больницы есть оборудование, позволяющее сделать такой анализ. Врач может отправить пациента в частную лабораторию.

По закону вы можете это сделать: ст. 3 закона об ОМС сообщает, что страховой случай — это не только заболевание, но и профилактические мероприятия. Анализы как раз нужны, чтобы определить, есть болезнь или нет. Поэтому настаивайте на необходимости получить объективные данные, а не субъективную оценку вашего здоровья врачом или работником регистратуры. Ссылайтесь на закон.

1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 08.04.2008 N 43-ФЗ, от 13.07.2015 N 265-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. То же деяние, повлекшее причинение особо крупного ущерба, —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 265-ФЗ)
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 265-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть третья введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.
(примечание в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 265-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Женщины, у которых было диагностировано бесплодие, могут претендовать на ЭКО по квоте. Также в 2021 году у владельцев полисов ОМС появится возможности при наличии направления от врача бесплатно сделать МРТ обследование. Для некоторых социальных групп общества предусмотрены дополнительные льготы. В них включены услуги, которые можно также получить по полису ОМС.

В Москве на базе городских поликлиник функционирует несколько десятков центров здоровья. Если в поликлинике, к которой вы прикреплены, есть центр здоровья, можете пройти там бесплатное профилактическое обследование. Его можно пройти в любом возрасте, 1 раз в год, а сам визит займет от 30 минут до 1 часа.

  • измерение роста, массы тела, окружности талии, определение индекса массы тела;
  • измерение артериального давления и диагностика артериальной гипертонии;
  • определение уровня общего холестерина в крови экспресс-методом, диагностику нарушений жирового обмена;
  • определение уровня глюкозы в крови экспресс-методом, выявление сахарного диабета;
  • определение суммарного сердечно-сосудистого риска (оценивается риск развития сердечно-сосудистых осложнений в течение ближайших 10 лет);
  • определение концентрации монооксида углерода в выдыхаемом воздухе (позволяет оценить тяжесть курения и выявить факт пассивного курения);
  • спирометрию — оценку основных показателей дыхательной системы;
  • биоимпедансометрию — определение состава тела человека, соотношение воды, жировой и мышечной массы;
  • экспресс-оценку состояния сердца по ЭКГ-сигналам от конечностей (проводится с помощью кардиовизора);
  • определение лодыжечно-плечевого индекса (выявление ранних признаков атеросклероза в сосудах нижних конечностей);
  • измерение внутриглазного давления и проверку остроты зрения (оба исследования проводятся на современном оборудовании, внутриглазное давление измеряется бесконтактным методом);
  • прием (осмотр) стоматологического гигиениста с оценкой гигиены и диагностикой болезней полости рта.

В центре здоровья вы можете также посещать занятия лечебной физкультуры и школы здоровья: школу по профилактике артериальной гипертензии, школу профилактики бронхиальной астмы, школу профилактики сахарного диабета, школу профилактики заболеваний опорно-двигательной системы, школу здорового образа жизни, школу отказа от курения.

Поправки к закону об ОМС, которые вступят в силу с 1 января 2021 г., кардинально поменяли способ распределения и оплаты медпомощи, оказанной федеральными медцентрами – то есть медорганизациями, подведомственными Правительству РФ и федеральным органам исполнительной власти (Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»). Однако правки не ограничиваются только этой реформой, затронуты и иные сферы ОМС:

    ранее вся медпомощь распределялась согласно терпрограммам ОМС – в каждом регионе своя теркомиссия определяла, какой объем и кому должен быть выделен. Со следующего года вся медпомощь будет поделена на две группы: специализированная, включая ВМП, которая оказывается федеральными медцентрами, и вся остальная (в ее составе тоже будет специализированная и ВМП). Первая будет

«3.2. Объемы предоставления медицинской помощи, указанной в части 3.1 настоящей статьи, распределяются и перераспределяются между медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, с учетом мощностей таких организаций и объемов оказываемой медицинской помощи за счет иных источников финансирования. Порядок распределения и перераспределения указанных объемов устанавливается Правительством Российской Федерации.»;

  • комплексное УЗИ — печени, желчного пузыря и протоков, поджелудочной железы; почек; селезенки
  • УЗИ органов малого таза / предстательной железы и мочевого пузыря, для женщин / мужчин соответственно
  • электрокардиограмма
  • рентген грудной клетки
  • гастроэзофагодуоденоскопическое исследование

Кроме того, пациент выбирает одно дополнительное исследование по рекомендации специалиста. Хирург направит на рентген пояснично-крестцового или шейного отдела позвоночника, гинеколог — на маммографию, отоларинголог — на исследование придаточных пазух носа или функций внешнего дыхания.

В стремительном ритме жизни многие закрывают глаза на регулярные недомогания и начинают решать проблемы со здоровьем, когда они похожи на снежный ком. А как иначе, если в поликлиниках очереди, а уровень медицины и оснащение муниципальных лечебных учреждений оставляют желать лучшего? Комплексное обследование (еще называют — check-up) даст полную картину о состоянии здоровья и поможет избежать осложнений. Его можно пройти по программе добровольного медицинского страхования с использованием современного оборудования.

Цена первичной консультации уролога, кардиолога, эндокринолога или другого частного врача варьируется от 1500–2000 руб. Если посещать узких специалистов в частных клиниках, это обойдется дороже, чем стоимость полного обследования по страховке с анализами по функциональным исследованиям.

Многие хронические заболевания протекают в скрытой форме. Выявить их может только общее обследование. Мало кто прислушивается к советам медиков регулярно делать электрокардиограмму, рентген органов грудной клетки, записываться на прием к специалистам в профилактических целях. На это не хватает времени. Оплатив услугу комплексного медицинского обследования, вы сдадите необходимые анализы и посетите врачей на территории одного медучреждения. Вся процедура обычно занимает 1—2 дня.

— проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения;

В соответствии с законодательством Российской Федерации граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.

Экстренная форма предусматривает оказание медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. При этом медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

— специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи не должны превышать 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями — 14 календарных дней с момента установления диагноза заболевания.

— для детей в возрасте до четырех лет создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации, а для ребенка старше указанного возраста — при наличии медицинских показаний;

Перечень бесплатных анализов по ОМС: что предусмотрено полисом в 2021 году

С крахом социалистического строя изменилась и система бесплатного предоставления медицинских услуг. Если раньше вся медицина была бесплатной для больного, то сейчас платить не нужно только за определенный набор услуг, круг которых оговорен системой обязательного медицинского страхования (ОМС).

Полис ОМС является гарантией получения таких услуг. Система охватывает поголовно всех жителей страны. В цепочку участников входят:

  • физические лица (застрахованные);
  • страховые компании с лицензией на ведение деятельности по ОМС – посредники между медицинскими учреждениями и фондами ОМС (федеральным и территориальными);
  • фонды ОМС;
  • медицинские организации с соответствующими лицензиями;
  • страхователи: предприятия, учреждения, ИП, специальные фонды и государство (субъекты – источники денежных поступлений).

Страховой полис ОМС действующего образца гарантирует получение экстренной, неотложной, плановой и паллиативной помощи.

  • обязательные – те, которые входят в базовую программу, одинаковые для всех регионов России;
  • входящие в территориальную программу, разработанную в конкретном регионе сверх обязательной программы.
  • медико-санитарная первичная, включая профилактическую;
  • скорая (кроме эвакуации с помощью средств авиации);
  • специализированная, включая некоторые виды высокотехнологической помощи, необходимость в которой возникла в результате заболеваний из перечня болезней, по которым проводится лечение по полису ОМС.

В разделе 3 постановления дается список заболеваний, которые входят в базовую программу или обязательный минимум оказываемых услуг.

  • инфекционных;
  • паразитарных;
  • связанных с новообразованиями;
  • эндокринной системы;
  • нервной системы;
  • крови и кроветворных органов, системы кровообращения;
  • связанных с нарушением обмена веществ и расстройством питания;
  • включающих отдельные нарушения иммунного механизма;
  • глаз, включая придаточный механизм;
  • ушей, включая сосцевидный отросток;
  • огранов дыхания;
  • органов пищеварения;
  • мочеполовой системы;
  • кожи;
  • костей, мышц и соединительной ткани.
  • отравлениях, травмах и других проблемах, возникающих в результате внешних воздействий;
  • врожденных аномалиях;
  • деформациях и хромосомных нарушениях;
  • беременности, родах, абортах, послеродовых явлениях;
  • дородовых;
  • расстройств психики и поведения.

Кроме заболеваний и состояний лечению подлежит ряд признаков, симптомов и отклонений.

Если интересующее заболевание или состояние не найдено в базовой программе, чтобы проверить, можно ли по полису ОМС его вылечить, нужно обратиться к территориальной программе бесплатного страхования.

Она помимо критериев, условий и порядка оказания медицинской помощи содержит перечень медицинских услуг, которые должны осуществляться бесплатно:

  • перечень лекарств, отпускаемых по рецепту врача бесплатно;
  • список групп населения, которые должны получать лекарства с 50%-ной скидкой;
  • порядок обеспечения медицинскими препаратами, имплантируемыми изделиями, лечебным питанием; донорской кровью;
  • порядок обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями при оказании паллиативной помощи;
  • порядок предоставления всех видов медицинской помощи.

Территориальная программа должна включать многие административные указания, а также расширенный перечень медицинских услуг и заболеваний, в том числе, лечение зубов по полису ОМС.

Несмотря на то, что человек с медицинским полисом имеет право лечиться в любом населенном пункте страны, нужно знать, что он получит в чужом регионе бесплатно только услуги из базовой программы. Например, приехав в столицу, где территориальная программа значительно расширена, застрахованный получит значительно меньший набор бесплатных услуг, чем лицо с московским полисом ОМС.

Это положение не относится к ситуациям, когда застрахованный приезжает с направлением в специализированный медицинский центр для получения помощи, которую должны оказывать бесплатно, но не могут этого сделать на месте. В приложении к Постановлению №1506 перечислены все виды бесплатной высокотехнологической помощи.

Ознакомиться с конкретной территориальной программой можно на сайте ТФОМС.

  • на срок работы на рынке ОМС;
  • режим работы;
  • доступность офиса;
  • круглосуточную горячую линию;
  • максимальный охват регионов;
  • наличие интернет-чатов;
  • возможность онлайн консультаций.

Будет правильным заключить договор с той СК, с которой ранее человек работал по другим видам страхования и остался доволен обслуживанием. Раз в год застрахованный может сменить страховщика, если недоволен его работой.

Кроме страховой компании человек имеет право выбрать поликлинику по полису ОМС, к которой он прикрепляется, и сменить врача. Поликлинику лучше выбирать с учетом:

  • доступности,
  • оснащенности,
  • наличия узких специалистов,
  • рейтинга медицинской организации.

Информацию можно почерпнуть на официальном сайте поликлиники, а с ее рейтингом – на сайте регионального департамента здравоохранения.

Кроме государственных и муниципальных поликлиник и стационаров бесплатные услуги в рамках ОМС оказывают аккредитованные частные клиники. Сейчас их на рынке более 3 тысяч. Попасть туда на диагностику или лечение можно по направлению врача медицинского учреждения, к которому прикреплен застрахованный.

Если человек по ОМС выбирает поликлинику не по своему месту жительства, он должен понимать, что не сможет вызвать из нее врача на дом. Вызвав врача по месту жительства, ему нанесет визит врач, у которого нет его карточки и который не знаком с состоянием его здоровья.

Конституция Российской Федерации в статье 41 гарантирует оказание в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатной медицинской помощи, в том числе, за счет средств страховых взносов. Правоотношения, предметом которых являются права и обязанности сторон в связи с оказанием указанной медицинской помощи, регламентируются федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об ОМС»). Под данным видом обязательного социального страхования нормативный акт понимает систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая (заболевание или иное состояние здоровья застрахованного лица) гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи.

Положения Конституции уточняются в статье 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» где указывается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации и устанавливает перечень видов, форм и условий бесплатной медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, для которых оказание медицинской помощи осуществляется бесплатно.

В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливается базовая программа обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств ОМС медицинской помощи на всей территории Российской Федерации. Территориальная программа ОМС определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.

Эффективность системы обязательного медицинского страхования, между тем, ставится под сомнение не только плательщиками взносов и пациентами, но и врачами, а также экспертами, включая аудиторов Счетной палаты. Так, еще в 2017 году Счетная палата выявила, что в листе ожидания находились пациенты, для которых наличествовала возможность оказания медицинской помощи ранее, планируемые объемы на год были не выполнены, в том числе, федеральными медучреждениями. Например, Военно-медицинская академия им. Кирова в 2016 г. получила объемы на 3 трансплантации, из которых была осуществлена только одна. При этом, объемы высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой на платной основе, росли кратно.

В целях повышения эффективности обязательного медицинского страхования и обеспечения доступности медицинской помощи, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.09.2020 г. № 2492-р в Государственную Думу был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 1027750 — 7. После ряда корректировок проекта, система обязательного медицинского страхования была трансформирована вследствие издания федерального закона от 08.12.2020 № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Изменения потребовали разработки ряда подзаконных актов.

В данной статье подробно рассматриваются новеллы законодательства, регулирующего систему обязательного медицинского страхования, которые начнут работать в 2021 году.

В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» субъектами обязательного страхования являются, в том числе, страхователи, обязанные уплачивать страховые взносы, застрахованные лица, которые имеют право на страховое обеспечение, и страховщики, осуществляющие при наступлении страхового случая страховые выплаты или иные виды обеспечения.

Для целей регулирования ОМС выделяют две группы акторов:

субъект участник
  • застрахованные лица:
    • граждане Российской Федерации;
    • отдельные категории иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев
  • ТФОМС – территориальный фонд обязательного медицинского страхования
  • страхователи:
    • работодатели;
    • частнопрактикующие лица;
    • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для неработающих
  • страховые медицинские организации
  • ФФОМС – федеральный фонд обязательного медицинского страхования
  • медицинские организации

По общему правилу, полномочия страховщика были распределены между ФФОМС (в части базовой программы ОМС, действующей на всей территории Российской Федерации), ТФОМС (в части территориальной программы ОМС, действующей в конкретном субъекте) и страховыми медицинскими организациями, которые заключают договоры о финансовом обеспечении ОМС с ТФОМС.

Изменения в ФЗ «Об ОМС» вводят дополнительное основание классификации медицинских организаций:

медицинские организации
функции и полномочия учредителей, в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (далее — медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти) иные
характеризует осуществление и финансовое обеспечение деятельности
в соответствии с едиными требованиями базовой программы ОМС опционально: территориальной программой ОМС по территориальным программам ОМС
на основе договора
на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования с ФФОМС; опционально: на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС с ТФОМС и страховой организацией на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС с ТФОМС и страховой организацией

Следовательно, исключение из правоотношений с первой группой медицинских организаций ТФОМС и страховых медицинских организаций влечет переход к ФФОМС всего объема полномочий страховщика в части организации оказания и оплаты медицинской помощи застрахованным лицам.

Новеллы повлекли изменение и статусов базовой и территориальной программ ОМС в составе программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Теперь непосредственно базовой программой регулируются особенности оплаты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти.

Вы имеете право на бесплатные анализы по ОМС

Порядок направления застрахованных лиц в медицинские организации, функции и полномочия учредителей, в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, для оказания медицинской помощи в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования утвержден Приказом Минздрава России от 23.12.2020 № 1363н и зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2020 № 61884.

В соответствии с указанным документом направление пациента в федеральную медицинскую организацию будет осуществляться лечащим врачом той медицинской организации, которая в рамках территориальной программы проводила диагностику пациента и предоставляла первичную или специализированную медицинскую помощь.

Показаниями к оказанию специализированной медицинской помощи федеральными медицинскими организациями являются:

  • нетипичное течение заболевания или отсутствие эффекта от лечения;
  • необходимость в отсутствующих в медицинской организации регионального подчинения методов лечения;
  • риск хирургического лечения в связи с осложнениями;
  • потребность в повторных хирургических вмешательствах;
  • повторное обследование в диагностически сложных случаях;
  • повторная госпитализация по рекомендации федеральной медицинской организации.

Вопрос о госпитализации пациента решается врачебной комиссией.

На этапе обсуждения законопроекта высказывались опасения относительно ограничения права пациента на выбор медицинской организации. Однако, обновленный порядок предусматривает обязанность врача проинформировать пациента о возможности выбора федеральной медицинской организации в случае, если помощь при заболевании (состоянии) пациента имеют возможность оказать несколько учреждений.

Тем не менее, в отсутствие правоприменительной практики, остается неясным, будут ли у лечащего врача стимулы фактически обеспечивать полноту информации о возможности направления пациентов в федеральные медицинские организации при наличии иных медицинских организаций, оказывающих аналогичную специализированную медицинскую помощь, или же новый порядок станет очередным коррупциогенным фактором в медицине. Сергей Готье, директор НМИЦ трансплантологии и искусственных органов им. академика В.И. Шумакова, полагает, что попасть в федеральные медицинские организации пациентам станет проще, однако, Юрий Демин, генеральный директор СМК «РЕСО-Мед», напротив, считает поправки фактическим ограничением права на выбор медицинской организации.

Еще до первого чтения на законопроект обрушилась критика. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку раскритиковал уменьшение установленного нормативного размера средств, предоставляемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования страховой медицинской организации на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, отметив, что существенное изменение действующих подходов приведет к снижению роли страховых медицинских организаций в системе ОМС, что не соответствует определенным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» стратегическим национальным приоритетам в части обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и завершения ее перехода на страховые принципы. При этом, сокращение финансирования страховых медицинских организаций при сохранении обязанностей, возложенных на них законодательством об ОМС и Национальной программой развития здравоохранения, отразится на их финансовой устойчивости. Отток с рынка страховых медицинских организаций и их представителей, имеющих достаточный опыт по обеспечению защиты прав застрахованных лиц, из сферы ОМС, неблагоприятным образом отразится на качестве защиты прав и законных интересов застрахованных лиц. Комитет отметил, что экономия от изъятия части средств страховых организаций может быть сопоставима с затратами на формирование собственной системы контроля качества медицинской помощи ФФОМС, тем более что средства на эти цели не заложены. Отмечен и потенциальный конфликт интересов ФФОМС и медицинских организаций, а «передача функции экспертизы медицинской помощи, оказанной гражданам в федеральных медицинских организациях, от страховых медицинских организаций в ведение ФФОМС лишает систему медицинской экспертизы в обязательном медицинском страховании второго контура контроля».

Счетная палата указала, что в проекте закона усматриваются риски отхода от страховых принципов в системе ОМС и ее финансовой устойчивости. Целесообразность решения о сокращении средств, предоставляемых ТФОМС на ведение дел страховым организациям, не подтверждена обосновывающими материалами. Помимо этого, Счетная палата отметила, что несмотря на то, что предполагается ведение федерального реестра экспертов качества медицинской помощи, источник затрат на его формирование и сопровождение не определен.

При прохождении законопроекта в Совете Федерации Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам также отметил риски снижения доходов страховых организаций, и, соответственно, ликвидации собственно компаний или рабочих мест, и в связи с необходимостью недопущения негативных последствий рекомендовал Правительству Российской Федерации осуществлять мониторинг ситуации с возможностью оперативной корректировки в случае необходимости.

Разумеется, представители страховых организаций первыми выразили обеспокоенность инициативой экономии бюджета за счет снижения нормативов на ведение дел, выступили с публичными заявления о том, что новшества приведут к снижению качества и доступности медицинской помощи, повысят риски бюрократизации и коррумпированности отрасли. Снижение объемов финансирования страховых медицинских организаций, кроме того, приведет к сокращению рабочих мест и даже банкротству некоторых из них. Всероссийский союз страховщиков потребовал публичного обсуждения проекта, к диалогу подключились Российский союз промышленников и предпринимателей, Всероссийский союз пациентов. Неоднозначность предстоящей реформы освещалась ведущими СМИ, такими как Forbes, ТАСС, Коммерсантъ, критика звучала даже в Российской газете. Лидер страхового лобби Игорь Юргенс направлял обращения ключевым политическим фигурам и добился компромиссного варианта текста закона, который был, в конце концов, поддержан.

Стоит отметить, что изменения в текст ФЗ «Об ОМС» подразумевают корректировку ряда подзаконных актов. Однако, до настоящего времени отсутствуют изменения в Постановление Правительства РФ от 21.04.2016 № 332 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования», которые бы позволили медицинской организации реализовать право на использование средств нормированного страхового запаса ФФОМС на обучение и ремонт. Согласно введенной части 3.1. статьи 26 ФЗ «Об ОМС» средства нормированного страхового запаса ФФОМС предоставляются получателям указанных средств, определенным в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса ФФОМС, на основании соглашений, типовые формы и порядок заключения которых утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказ Минздравсоцразвития России от 30.12.2010 № 1229н «Об утверждении Порядка использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования», зарегистрированный в Минюсте России 08.02.2011 № 19744 действует в редакции от 13.02.2020, соответственно, вряд ли в ближайшее время медицинские организации фактически смогут осуществить свои права в указанной части.

Целью реформирования системы ОМС является обеспечение доступности медицинской помощи гражданам, которые нуждаются в медицинской помощи с использованием современных методов лечения. Медицинские организации федерального подчинения, подавшие соответствующую заявку и включенные в единый реестр, смогут заключить договоры непосредственно с ФФОМС и предоставлять специализированную медицинскую помощь (в том числе, высокотехнологичную) в рамках базовой программы ОМС. Федеральные медицинские организации параллельно могут оказывать первичную помощь в соответствии с территориальной программой ОМС.

ФФОМС будет проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями федерального подчинения.

Реформа повлекла снижение нормативного размера средств, предоставляемых территориальным фондом ОМС страховой медицинской организации, на расходы на ведение дела по ОМС, который устанавливается в диапазоне от 0,8% до 1,1% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (ранее от 1% до 2%).

Разумеется, преобразования в системе здравоохранения вызвали острую общественную дискуссию.

Представители Министерства здравоохранения убеждены, что нормативы отчислений на ведение дел во многих регионах и без того невысоки, изъятие средств сопряжено с возвратом части полномочий страховщика ФФОМС, издержки страховых организации снижаются за счет подключения сервисов госуслуг и многофункциональных центров.

Сторонники реформы отмечают, что недофинансирование федеральных центров со стороны субъектов приводило к оттоку квалифицированных специалистов. С другой стороны, высокотехнологичная помощь является дорогостоящей и неподъемной для некоторых региональных бюджетов, а новый порядок позволит расширить доступ пациентов к ней. Прямое финансирование, по мнению спикера Государственной Думы В. Володина, позволить исключить «лишнее» звено в виде страховых медицинских организаций.

Некоторые эксперты высказываются о поспешности легализации двух подсистем ОМС вместо ранее существовавшей единой, поскольку такой подход может породить неравные возможности получения медицинской помощи для разных категорий пациентов. Кроме того, тот факт, что тарифы для федеральных и иных медицинских организаций будут формироваться по-разному, вызывает опасения их возможное несправедливое неравенство.

Кроме того, страховые организации, будучи независимыми, по мнению ряда экспертов, способны более эффективно контролировать качество предоставляемой медицинской помощи, чем «огосударственный» ФФОМС в отношении «прогосударственных» медицинских организаций. Правительство утверждает, что к проведению контроля будут привлекаться независимые эксперты.

Таким образом, можно заключить, что централизация свойственная всем сферам общественной жизни, нашла выражение в медицине.

Очевидно, что для медицинских организаций федерального подчинения изменения повлекут, как минимум, увеличение бюрократической нагрузки – подача заявок, заключение договоров с ФФОМС в рамках базовой программы и параллельно с ТФОМС и страховыми организациями в целях реализации территориальной программы и администрирование финансовых потоков из различных источников.

Вместе с тем, рынку страховых медицинских организаций реформа дает негативный сигнал, объявляя их «лишним» звеном, по крайней мере, в части обеспечения инновационного лечения. Остается открытым вопрос, почему применительно к одному и тому же учреждению, в оставшейся части услуг, они по-прежнему необходимы и будет ли в дальнейшем урезаться их сфера деятельности.

Кроме того, на первом этапе пациенты также могут столкнуться с неопределенностью в части инстанции, куда следует обращаться при ненадлежащем лечении. Вряд ли все из них способны четко классифицировать течение своей болезни по видам оказанной медицинской помощи. Долгое время пациенты вообще не знали, как защитить свои права, но на сегодняшний момент, благодаря СМИ, люди привыкли звонить по номеру горячей линии, указанному в полисе ОМС. Теперь же некоторым их них придется освоить еще один канал подачи жалоб, который, к тому же, территориально удален от ряда регионов по сравнению с региональными страховыми организациями.

Для детей правила проведения осмотра совершенно другие, выполняются в строго установленные сроки и в обязательном порядке: 1, 3, 6-7, 10, 14, 15, 16, 17 лет. Увеличенная частота в последние четыре года объясняется пиком проявления заболеваний именно в этот возрастной период.

Диспансеризация детей в 2021 году

Год рождения Возраст
2020 1
2018 3
2015-2014 6-7
2011 10
2007 14
2006 15
2005 16
2004 17

Диспансеризация детей в 2020 году

Год рождения Возраст
2019 1
2017 3
2014-2013 6-7
2010 10
2006 14
2005 15
2004 16
2003 17

Важным изменением 2020 года стало введение обязательного получения согласия законных представителей ребенка на проведение диспансеризации не позднее чем за 5 дней до ее начала. Ранее таких временных ограничений не было.Диспансеризация детей в 2019 году

Год рождения Возраст
2018 1
2016 3
2012-2013 6-7
2009 10
2005 14
2004 15
2003 16
2002 17

Диспансеризация детей в 2018 году

Год рождения Возраст
2017 1
2015 3
2011-2012 6-7
2008 10
2004 14
2003 15
2002 16
2001 17

Помимо полной диспансеризации, дети возрастом младше 3 лет должны регулярно проходить общие осмотры у участкового педиатра. Именно он по необходимости назначает дополнительное обследование у других специалистов.

Возраст ребенка Как часто проходить осмотр
до 1 года Ежемесячно (из них первые 3 дня после выписки из роддома ежедневно и на 14 и 20 день)
до 2 лет 1 раз в 3 мес
до 3 лет 1 раз в 6 мес

Не платите: частные клиники бесплатно делают дорогие исследования и анализы

Порядок прохождения осмотра у врачей подразделяется на 3 этапа:

  1. Первичный прием терапевта – это измерение основных показателей веса, роста, давления, заполнение анкеты на выявление хронических заболеваний и психических расстройств, сдача анализов и прохождение флюорографии на наличие воспалительных процессов в организме и осмотр основных специалистов: гинеколог, уролог, кардиолог, окулист и стоматолог.

Порядок проведения диспансеризации зависит от возрастной группы детей. Команда специалистов формируется на основе данных о физиологии разного возраста и заболеваниях, проявляющихся в тот или иной период жизни ребенка.

Что включает диспансеризация детей в возрасте 1 и 2 года?

Перечень специалистов Возраст
до 1 года (включительно) 2
Педиатр +

(обязательно
в 1 год и 3 месяца, затем в 1,5 года)

Остальные обследования и приемы у специалистов назначаются по необходимости педиатром

+
Детский стоматолог +
Детский/подростковый психиатр +
Дополнительные
исследования
до 1 года (включительно) 2
Общий анализ крови Назначаются по необходимости
педиатром или специалистами, к которым он отправил родителей
+
Общий анализ мочи +
УЗИ органов брюшной полости Назначаются по необходимости
педиатром или специалистами, к которым он отправил родителей
Эхокардиографи
ЭКГ
УЗИ почек
Скрининг на выявление группы риска возникновения психических нарушений + +

Что включает диспансеризация детей в возрасте от 3 до 17 лет?

Перечень специалистов Возраст
3 6-7 10 14 15 16 17
Педиатр + + + + + + +
Невролог + + + + + +
Детский хирург + + + + +
Детский стоматолог + + + + + + +
Офтальмолог + + +
ЛОР + + + + +
Акушер-гинеколог
(девочам)
+ + + + + + +
Уролог-андролог
(мальчикам)
+ + + + + + +
Травматолог-ортопед + + + + +
Детский/подростковый психиатр + + + + +
Детский эндокринолог + + + + +
Функциональные исследования 3 6-7 10 14 15 16 17
Общий анализ крови + + + + + + +
Общий анализ мочи + + + + + + +
УЗИ органов брюшной полости + +
Эхокардиография +
ЭКГ + + +
УЗИ почек + +

Данные осмотра детей вносятся в уже существующую историю развития ребенка, которая хранится в поликлинике и передается в образовательное учреждение, где он обучается. Родителям выдается копия исследований и рекомендации врачей.

Осмотр может проводиться в любое время в течение года для определенной возрастной категории в соответствие с таблицей периодичности.

Первый этап обследования занимает обычно до 6 часов, в зависимости от возрастной группы. Следующий визит к врачу происходит через несколько дней, что зависит от длительности получения результатов. Затем посещать клинику следует по необходимости лечения выявленного заболевания. Врач, медсестра или работник регистратуры должны подробно рассказать о процедуре обследования и индивидуально определить дату и продолжительность диспансеризации.

Для прохождения скринингового обследования следует обратиться в больницу по месту постоянной или временной регистрации, учебы или по выбору медучреждения, в котором уже идет лечение. При себе необходимо иметь в обязательном порядке полис ОМС, паспорт и СНИЛС. Без полиса медицинского страхование осмотр будет на платной основе. Запись к врачу происходит в регистратуре поликлиники или по электронному терминалу. После первичного осмотра по направлению можно записаться к остальным докторам. Что касается работающих граждан, то на основании закона РФ (ст.24 от 21.11.2011г №323-ФЗ) «Об основах охраны здоровья», руководитель обязан создать условия для прохождения медосмотра своих работников. Также скрининговое исследование может проводиться мобильными бригадами врачей с выездом на предприятия или в районы, где иные медицинские учреждения отсутствуют.

В данном видео-репортаже, от корреспондента Наталии Шешеговой, доступно рассказано — кому следует проходить диспансеризацию и для чего она нужна:

  • высокий уровень артериального давления и одышка
  • повышенные показатели холестерина в крови, сигнализирующие о проблемах с метаболизмом
  • увеличение уровня глюкозы и возможность возникновения сахарного диабета
  • избыточная масса тела как результат проблем с обменом веществ, гормональных сбоев
  • частые головные боли, недомогания, хроническая усталость

Многие хронические заболевания протекают в скрытой форме. Выявить их может только общее обследование. Мало кто прислушивается к советам медиков регулярно делать электрокардиограмму, рентген органов грудной клетки, записываться на прием к специалистам в профилактических целях. На это не хватает времени. Оплатив услугу комплексного медицинского обследования, вы сдадите необходимые анализы и посетите врачей на территории одного медучреждения. Вся процедура обычно занимает 1—2 дня.

По условиям страховки пациент может пройти бесплатно такие исследования, как:

  • комплексное УЗИ — печени, желчного пузыря и протоков, поджелудочной железы; почек; селезенки
  • УЗИ органов малого таза / предстательной железы и мочевого пузыря, для женщин / мужчин соответственно
  • электрокардиограмма
  • рентген грудной клетки
  • гастроэзофагодуоденоскопическое исследование

Кроме того, пациент выбирает одно дополнительное исследование по рекомендации специалиста. Хирург направит на рентген пояснично-крестцового или шейного отдела позвоночника, гинеколог — на маммографию, отоларинголог — на исследование придаточных пазух носа или функций внешнего дыхания.

  1. Экономическая выгода. Суммарная стоимость анализов, исследований и консультаций, включенных в программу, не превышает сумму в 12 — 15 тыс. руб.
  2. Эффективная забота. Отдельный визит к отоларингологу, пульмонологу или урологу не дает полной картины о состоянии здоровья, как и несколько анализов без консультации или дополнительных исследований. Поэтому тем, кто заинтересован поддерживать здоровье, а не просто нуждается в «галочке» рабочего отчета, подойдет именно такой подход.
  3. Экономия времени и нервов. Теоретически эти услуги можно получить и в муниципальной поликлинике, но ценой такой «заботы о здоровье» станет потеря нервных клеток и уймы времени на очереди, талончики и выяснение отношений.
  4. Высокое качество услуг. Участниками страховых программ в рамках ДМС становятся только аккредитованные лаборатории, квалифицированные специалисты, кабинеты, укомплектованные современным диагностическим оборудованием.

Стоимость этой услуги по программе страхования невелика. Ежегодный контроль необходим и пожилому человеку, и студенту, привыкшему думать о чем угодно, кроме здоровья. Оформленный на год полис будет полезнее уговоров и плановых осмотров в обычной поликлинике. Следить за здоровьем таким способом намного проще и приятнее!

Твитнуть Поделиться Плюсануть Поделиться Отправить Класснуть Запинить

Автор: Александр Селезнёв

Дата: 19.10.2016

Обратите внимание на некоторые реформы (информация будет полезна для работодателей, работников и сотрудников медучреждений):

  1. Перед прохождением медосмотра работник должен предоставить ряд документов. Список остался прежним, что и раньше, но к нему добавился полис ОМС и ДМС (при наличии).
  2. Теперь периодический медосмотр допустимо проводить с использованием передвижной бригады врачей (к примеру, медики могут приехать на предприятие с целью оценки состояния здоровья работников). В нынешних условиях пандемии это важное изменение, которое позволяет как сократить риск заражения сотрудников коронавирусной инфекцией, так и оптимизировать время рабочего процесса (не придется терять рабочий день для посещения клиники).
  3. С первого дня апреля нынешнего года работодателям будет разрешено не предоставлять список некоторых сотрудников в Роспотребнадзор (полный список представлен в Приложении к приказу №29Н).
  4. Оценка состояния здоровья проводится на основе анализа условий труда, которые могут варьироваться в зависимости от специфики профессиональной деятельности. Это означает, что работнику могут потребоваться дополнительные обследования, которые не всегда указаны в обязательном списке к прохождению.
  5. Медосмотр необходимо проходить теперь и работникам офисов, чья деятельность предполагает использование компьютерной техники с излучением.
  6. Для всех трудящихся в медицинской сфере, независимо от рода деятельности, теперь необходимо прохождение медосмотра. Ранее эта мера была предусмотрена только для медицинского персонала.
  7. Для работников сферы общепита медосмотр больше не будет проводиться для всех сотрудников (как было до нововведений). Пройти медицинское обследование теперь должны только те работники, чья профессиональная деятельность связана со складированием/продажей/перевозкой/ хранением пищевых продуктов.
  8. Работодатель обязан утверждать также списки штатных единиц для прохождения предварительного профосмотра при трудоустройстве.

Компаниям и работодателям, которые намерены организовать медобследование своим сотрудникам, рекомендуется заблаговременно создать списки работников, которым предстоит медицинское обследование.

В 2021 году по полису ОМС можно получить больше услуг

В соответствии с частью 11 статьи 40 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 49, ст. 6422; 2020, № 50, ст. 8075), подпунктом 5.2.1365 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526; 2020, № 52, ст. 8827), приказываю:

Утвердить порядок осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.

Министр М.А. Мурашко

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 апреля 2021 г.
Регистрационный № 63206

Утвержден
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 26 марта 2021 г. № 255н

11. В день начала проведения проверки руководитель, члены комиссии (рабочей группы) предъявляют руководителю страховой медицинской организации (руководителю филиала страховой медицинской организации) копию приказа территориального фонда о проведении проверки, служебные удостоверения.

12. Руководитель страховой медицинской организации (руководитель филиала страховой медицинской организации) представляет руководителя и членов комиссии (рабочей группы) руководителям структурных подразделений страховой медицинской организации и назначает ответственное лицо, которое координирует работу структурных подразделений страховой медицинской организации при проведении проверки страховой медицинской организации.

Руководитель страховой медицинской организации (руководитель филиала страховой медицинской организации) обязан предоставить руководителю и (или) членам комиссии (рабочей группы) возможность ознакомиться с документами, связанными с вопросами проверки, получать копии документов (в том числе в электронной форме) и копии иных записей (в присутствии сотрудников страховой медицинской организации), а также обеспечить доступ к информационным системам страховой медицинской организации, предназначенным для выполнения обязательств страховой медицинской организации (в том числе расположенным в пунктах выдачи полисов ОМС), в режиме просмотра и выборки необходимой информации.

13. Проверке подлежат основные вопросы деятельности страховых медицинских организаций:

осуществление деятельности в сфере обязательного медицинского страхования (пункт 14 настоящего порядка);

организация и проведение контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (пункт 15 настоящего порядка);

защита прав и законных интересов застрахованных лиц, рассмотрение обращений и жалоб застрахованных лиц (пункт 16 настоящего порядка);

информирование застрахованных лиц и их законных представителей, в том числе информационное сопровождение застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи (пункт 17 настоящего порядка).

14. Проверка осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования включает проверку:

14.1. Учредительных документов страховой медицинской организации, изменений и дополнений к ним, в том числе в части размера уставного капитала страховой медицинской организации и состава ее учредителей.

14.2. Доверенности, выданной руководителю филиала страховой медицинской организации, срока ее действия (в случае проведения проверки деятельности филиала страховой медицинской организации).

14.3. Лицензии страховой медицинской организации на осуществление страхования в части обязательного медицинского страхования, выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке (рассматривается оригинал или надлежаще заверенная копия), даты ее выдачи.

14.4. Соблюдения страховой медицинской организацией норм части 3 статьи 14 Федерального закона № 326-ФЗ (отсутствие иной деятельности страховой медицинской организации, кроме деятельности по обязательному и добровольному медицинскому страхованию).

14.5. Соответствия документов страховой медицинской организации сведениям, содержащимся в реестре страховых медицинских организаций субъекта Российской Федерации.

18. По результатам проверки составляется акт проверки, включающий:

18.1. Заголовочную часть, в которой указывается наименование темы проверки, полное наименование страховой медицинской организации (филиала страховой медицинской организации) и дата составления акта.

18.2. Содержательную часть, в которой отражается следующая информация:

номер и дата приказа территориального фонда о проведении проверки;

фамилии, инициалы и должности руководителя и членов комиссии (рабочей группы), проводивших проверку;

даты начала и окончания проведения проверки (датой начала проведения проверки, которая отражается в содержательной части акта проверки, является дата начала работы комиссии (рабочей группы), а датой окончания — дата подписания акта проверки руководителем и членами комиссии (рабочей группы), проводившими проверку);

наименование темы и способа проверки;

проверяемый период;

фамилии, инициалы руководителя страховой медицинской организации (филиала страховой медицинской организации), и других должностных лиц страховой медицинской организации (филиала страховой медицинской организации), которые в проверяемом периоде имели право первой (второй) подписи. При наличии изменений в проверяемом периоде в составе вышеназванных лиц их перечень приводится с одновременным указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям о назначении их на должность и увольнении с занимаемой должности;

реквизиты счетов (включая счета, закрытые на дату проведения проверки, но действовавшие в проверяемом периоде), используемых страховой медицинской организацией при осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, открытых в кредитных организациях, с указанием остатков денежных средств на дату начала и окончания проверяемого периода, а также на дату начала проведения проверки;

сведения о лицензии (номер, дата выдачи и окончания срока действия);

иные данные, необходимые для полной характеристики страховой медицинской организации, в том числе в акте проверки кратко отражаются сведения о предыдущих проверках деятельности страховой медицинской организации территориальным фондом и контрольными органами, об устранении (неустранении) недостатков и нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

сведения о способе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный) с указанием на то, какая документация проверена сплошным, а какая выборочным способом;

описание проверенных вопросов деятельности страховой медицинской организации в соответствии с программой проверки (при необходимости, исходя из конкретных обстоятельств проведения проверки, в акте проверки может быть отражена информация по вопросам и периодам деятельности страховой медицинской организации, не включенным в проверяемый период и программу проверки).

Содержательная часть акта проверки должна быть объективной и обоснованной, четкой, лаконичной, доступно и системно изложенной.

Результаты проверки излагаются в акте проверки на основании проверенных данных и фактов, подтвержденных документами, результатами проведенных проверок и процедур фактического контроля, других действий, связанных с проведением проверки.

Описание фактов нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки (в том числе фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и фактов нарушения договорных обязательств, по которым предусмотрено применение штрафных санкций), должно содержать обязательную информацию о конкретно нарушенных нормах законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или их отдельных положений с указанием, за какой период допущены нарушения, когда и в чем они выразились, сумм документально подтвержденных нецелевых расходов и расходов, произведенных с нарушением законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В акте проверки не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами.

В случае непредставления или неполного представления страховой медицинской организацией документов для проведения проверки в акте проверки приводится их перечень.

Объем акта проверки количеством страниц не ограничивается.

18.3. Заключительную часть, включающую обобщенную информацию о результатах проверки, с указанием выявленных нарушений, недостатков и сроков их устранения или сроков представления плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

При выявлении фактов нарушения договорных обязательств, установленных договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, в том числе фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования страховой медицинской организацией, а также фактов невозврата (невозмещения) и (или) несвоевременного возврата (несвоевременного возмещения) страховой медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в бюджет территориального фонда, в заключительную часть акта проверки включается обобщенная информация о направлениях нарушений договорных обязательств и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования с требованием о возврате (возмещении) страховой медицинской организацией (филиалом страховой медицинской организации) средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за исполь��ование не по целевому назначению страховой медицинской организацией целевых средств в соответствии с частями 11, 12 статьи 38 Федерального закона № 326-ФЗ и (или) уплате штрафов, пеней за нарушение договорных обязательств.

37. В день начала проведения проверки руководитель, члены комиссии (рабочей группы) предъявляют руководителю медицинской организации копию приказа территориального фонда о проведении проверки, служебные удостоверения.

38. Руководитель медицинской организации представляет руководителя и членов комиссии (рабочей группы) руководителям структурных подразделений медицинской организации и назначает ответственное лицо, которое координирует работу структурных подразделений медицинской организации при проведении проверки медицинской организации.

Руководитель медицинской организации обязан предоставить руководителю и (или) членам комиссии (рабочей группе) возможность ознакомиться с документами, связанными с вопросами проверки, получать копии документов (в том числе электронные) и копии иных записей (в присутствии сотрудников медицинской организации), а также обеспечить доступ к информационным системам медицинской организации, предназначенным для выполнения обязательств медицинской организации, в режиме просмотра и выборки необходимой информации.

39. Проверка использования средств обязательного медицинского страхования, полученных медицинскими организациями, включает проверку:

39.1. Обоснованности получения средств обязательного медицинского страхования медицинской организацией на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе проверяются:

наличие лицензии медицинской организации на право осуществления ею определенных видов медицинской деятельности, сроки ее действия и виды медицинской помощи и услуг, указанные в лицензии, и фактически оказываемые виды медицинской помощи по данным статистической документации и сводных учетных документов, составленных на основании счетов, предъявляемых медицинской организацией на оплату за оказанную медицинскую помощь;

правильность составления заявок на авансирование медицинской помощи в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

правильность и своевременность представления медицинской организацией в страховые медицинские организации реестра счетов и счета на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам (в течение 5 (пяти) рабочих дней месяца, следующего за отчетным);

соответствие размера полученных средств обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи стоимости оказанной медицинской помощи в представленных медицинской организацией реестрах счетов и счетах на оплату медицинской помощи (с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию). При проверке в том числе отражаются факты полученных средств обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи по счетам и реестрам счетов с нарушениями в их оформлении и предъявлении на оплату медицинской организацией, и на оплату медицинской помощи при взимании платы с застрахованных лиц за оказанную медицинскую помощь, предусмотренную территориальной программой обязательного медицинского страхования;

наличие актов сверки расчетов между медицинской организацией и страховыми медицинскими организациями, составленных в соответствии с договорами на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (согласно Типовому договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию сверка расчетов страховой медицинской организацией и медицинской организацией проводится ежемесячно на 1 число месяца, следующего за отчетным, а также ежегодно по состоянию на конец финансового года, по результатам которой составляется акт о принятии к оплате оказанной медицинской помощи, подтверждающий сумму окончательного расчета между сторонами);

соблюдение требований ведения раздельного учета по операциям со средствами обязательного медицинского страхования;

наличие, продолжительность и размеры дебиторской и кредиторской задолженности по оплате медицинской помощи, причины задолженности;

наличие и обоснованность претензий медицинской организации к страховым медицинским организациям в части осуществления оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

наличие претензий и (или) исков страховых медицинских организаций к медицинской организации в целях возмещения вреда, причиненного застрахованному лицу, и примененных к медицинской организации санкций.

Перечень услуг по полису ОМС расширен в Нижегородской области с 2021 года


Для ТФОМС установлены правила контроля:

— деятельности страховых медорганизаций в сфере ОМС;

— использования средств ОМС медорганизациями и указанными страховыми организациями.

Предусмотрены документарные и выездные проверки. Они могут быть плановыми и внеплановыми. Проверка проводится сплошным или выборочным способом.

Срок проверки по общему правилу не может превышать 30 дней. По результатам составляются акты.

Процедура оказания гражданам бесплатной медпомощи по полисам ОМС регулируется следующими нормативными актами:

  • законом № 326;
  • Постановлением № 1403;
  • законами субъектов РФ.

Всем гражданам РФ, получившим полис ОМС, гарантированна медицинская помощь, как по базовой, так и по дополнительной (региональной) программам. В основную программу входит не только лечение установленных врачом патологий, но и своевременное выявление таких патологий, а также профилактические мероприятия.

Перечень заболеваний, подлежащих бесплатной терапии на всей территории РФ, кратко представлен в п. 6 ст. 35 закона № 326, а более подробно приведен в Перечне раздела 4 Постановления № 1403.

Бесплатными являются анализы, назначаемые для следующих целей:

  1. лечения патологии, присутствующей в Перечне;
  2. диагностика данной патологии;
  3. диагностика возможных сопутствующих патологий;
  4. профилактика подозреваемой патологии и сопутствующих заболеваний.

В ряде случаев финансовые средства, затраченные пациентом на сдачу бесплатных анализов можно вернуть. Возвращать средства можно 2-мя способами:

  • в кассе поликлиники;
  • в страховой компании.

Если пациента направили на сдачу платного анализа в клинике обращения, то для возврата средств нужно сделать следующее:

  1. составить заявление на имя главного врача о возврате денежных средств;
  2. приложить к заявлению чек об оплате анализов и договор об оказанных медицинских услугах;
  3. получить приказ-резолюцию о выплате компенсации;
  4. обратиться с копией приказа и паспортом в бухгалтерию медицинского учреждения.

Большинство анализов в государственных клиниках обладатели полисов ОМС могут сдавать на бесплатной основе. Чтобы реализовать свои права, следует искать назначаемый анализ в перечне бесплатных услуг и при необходимости требовать направления в другое медучреждение, а для возврата потраченных средств важно сохранять копию договора и квитанцию. Большинство сложных ситуаций решаются путем обращения к представителям страховой компании.

Бесплатные услуги по омс список 2021

Июнь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Обладатель полиса обязательного медицинского страхования (ОМС) может рассчитывать на прохождение всех необходимых обследований в рамках действующей программы страхования. Согласно закону № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», каждое застрахованное лицо имеет право на получение медпомощи в гарантированном объеме на бесплатной основе в соответствии с условиями страхового договора. Все ли анализы ОМС бесплатные и что входит в этот список?

Примерно седьмая часть семейных пар РФ не могут зачать ребёнка путём естественного оплодотворения. Зачастую это обусловлено особенностями физиологического строения репродуктивных органов или банальной несовместимостью партнёров. К счастью государство предлагает решать эту проблему, предоставляя квоту на ЭКО, под которую попадают представители обоих полов, больные бесплодием.

Случается, что застрахованное лицо сдаёт ряд анализов по собственной инициативе, чтобы не терять времени на посещение поликлиники. Соответственно, оплата за проведённые исследования производится из его собственного кармана. В такой ситуации обосновать необходимость предоставления медицинских услуг на бесплатной основе крайне сложно. Шанс вернуть потраченные деньги всё же есть, однако для этого необходимо поступить следующим образом:

Больной не может самостоятельно решать, какие исследования необходимо пройти – это определяет врач. Все мероприятия, которые назначаются специалистом, делаются бесплатно в этой же поликлинике. Если у клиники нет возможности провести какое-то исследование, пациент направляется в другое медицинское учреждение.

Объем медицинских услуг по договору обязательного страхования имеет некоторые территориальные ограничения. За пределами своего региона застрахованный получает медпомощь на условиях базовой программы, которая действует по всей стране. В границах своего региона, он обслуживается по программе, утверждённой территориальным фондом обязательного медстрахования (ТФОМС), которая охватывает более широкий перечень услуг.

В то время как, согласно п.2 ст. 36 Федерального Закона №326 “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” от 29.11.2010 , именно территориальная программа определяет бюджет для оказания планового лечения каждому, проживающему в регионе гражданину, в том числе включая лечение хронических заболеваний, прохождения диспансеризаций, и диагностик, реабилитации и эндопротезирование для застрахованного лица.

  • Экстренная и неотложная санитарная помощь;
  • Профилактическая и диагностическая помощь;
  • Медицинская высокотехнологичная помощь;
  • Лечение инфекционных и паразитарных болезней;
  • Диагностику и лечение ряда болезней, а именно:
  • инфекционных
  • эндокринной системы;
  • нервной системы;
  • крови, кроветворных органов;
  • глаза и его придаточного аппарата;
  • уха и сосцевидного отростка;
  • системы кровообращения;
  • органов дыхания;
  • органов пищеварения;
  • мочеполовой системы;
  • кожи и подкожной клетчатки;
  • костно-мышечной системы и соединительной ткани;
  • А также лечение:
  • отдельных нарушений, вовлекающих иммунный механизм;
  • травм, отравлений и других последствия воздействия внешних причин;
  • расстройств питания и нарушения обмена веществ;
  • врожденных аномалии (пороки развития);
  • деформаций и хромосомных нарушений;
  • отдельных состояний, возникающих у детей в перинатальный период;
  • ведение беременности, родов, наблюдение в послеродовой период;
  • совершение абортов.

В соответствии с Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы и Московского городского ФОМС N 1067/147 “Об утверждении порядка прикрепления граждан, застрахованных по ОМС, к государственным учреждениям здравоохранения города Москвы, оказывающим первичную медико-санитарную помощь” от 5 октября 2012 г., для того, чтобы получать медицинскую помощь амбулаторно, на постоянной основе, нужно пройти процедуру прикрепления к выбранной поликлиники.

Поэтому, если человек меняет регион проживания или на длительное время переезжает на другое место жительство, ему необходимо зарегистрировать свой полис в территориальной системе ОМС субъекта, в который он переехал. Особенно важно это для лиц, постоянно нуждающихся получении бесплатных лекарств, ведь пока человек не будет зарегистрирован в реестре региона, в качестве льготника, ему могут отказать в назначении и выдаче бесплатных лекарств. Зарегистрировать свой полис с региональном реестре, можно обратившись в МФЦ города или района, в который Вы прибыли.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 201 “Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета”, в случае, если полученное пациентом лечение не входит в стоимость страховки по ОМС и было оплачено самостоятельно, его стоимость, можно вернуть, оформив «налоговый вычет на лечение».

Теоретически все просто: каждый гражданин России имеет право на бесплатную медицинскую помощь. Иди в поликлинику, получай направление и сдавай анализы. На практике все не так: в лаборатории может не быть реагентов, анализ делают за дополнительную плату, а иногородних не принимают.

Например, москвич Владимир временно жил и работал в Челябинске. Ему потребовалось сделать пробу Манту. Этот анализ предусмотрен территориальной программой Челябинской области, но его нет в базовой. В связи с этим в больнице Владимиру отказались делать этот анализ. Устно пояснили, что в 2016 году больницу оштрафовал территориальный фонд за то, что Манту сделали бесплатно пациенту с полисом из другого региона. Это законно.

В этот момент велик соблазн плюнуть и пойти в частную лабораторию, где вам сделают любые анализы за ваши деньги. Но не торопитесь: дело в том, что вы за анализы уже заплатили своими страховыми взносами. В большинстве ситуаций анализы вам должны делать бесплатно, а проблемы с реагентами — это не ваши проблемы.

По закону вы можете это сделать: ст. 3 закона об ОМС сообщает, что страховой случай — это не только заболевание, но и профилактические мероприятия. Анализы как раз нужны, чтобы определить, есть болезнь или нет. Поэтому настаивайте на необходимости получить объективные данные, а не субъективную оценку вашего здоровья врачом или работником регистратуры. Ссылайтесь на закон.

Чтобы прикрепиться к поликлинике, нужно взять паспорт, полис ОМС, СНИЛС и копии трех этих документов и заполнить в регистратуре заявление на имя главврача. Еще можно подать электронную заявку на прикрепление через госуслуги — в Москве мою заявку рассмотрели за сутки. Если в клинике отказываются принимать заявление, жалуйтесь в Росздравнадзор.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *