Критерии выездной налоговой проверки 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Критерии выездной налоговой проверки 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

Такие сервисы

  • рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

  • формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

  • создают счета и договора

  • заполняют декларации

  • напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок

Налоговая нагрузка является очень важным показателем — чем она больше, тем большую часть своего дохода бизнесмен отдает в виде налогов. Рассчитывается налоговая нагрузка по формуле:

Сумма налогов / Выручка * 100%

Обратите внимание! НДФЛ, который работодатель оплачивает за работников, включается в расчет суммы налогов, а страховые взносы — нет.

Для каждой отрасли рассчитывается собственный уровень налоговой нагрузки. Если у бизнесмена этот уровень ниже среднего по отрасли, то его шансы попасть в план проверок увеличиваются.

Например, в сфере общепита уровень налоговой нагрузки — 9,5%. Допустим, бизнесмен заработал на своем кафе в год 10 млн рублей и из них уплатил в виде налогов 600 тыс. рублей. Уровень налоговой нагрузки составит 600 000 / 10 000 000 * 100% = 6%, что ниже, чем в среднем по отрасли. Это не значит, что бизнесмен автоматически попадет в план проверок, но вероятность такого развития событий возрастет.

Когда налоговый орган направляет компании или предпринимателю требование представить пояснения, на ответ отводится 5 дней. Если это требование проигнорировать или пояснить ситуацию не полностью, не предоставить необходимые документы, не объяснить несостыковки и так далее, можно стать кандидатом на налоговую проверку.

Мигрирующая компания

В данном случае под миграцией понимается переход из одной ИФНС в другую связи со сменой адреса. В целом в этом нет ничего страшного — это может быть обусловлено вполне объективными причинами. Однако если бизнес мигрирует периодически, то это может заставить налоговиков задуматься — не пытается ли он таким образом уйти из поля зрения старой ИФНС.

Расходами считаются затраты бизнеса, которые уменьшают налоговую базу. Если они растут быстрее, чем доходы, то это повод для подозрений. Может быть, дело в конъюнктуре рынка, которая сложилась на данный момент, или в не очень эффективном управлении. Но не исключено, что бизнесмен завышает свои расходы или же скрывает доходы, чтобы платить меньше налогов.

ИП на основном налоговом режиме уплачивает НДФЛ с собственных доходов, уменьшенных на размер налоговых вычетов — подтвержденных документально расходов. Если расходы приближаются к доходам, то и налог платить не с чего. Поэтому при очень больших расходах может возникнуть подозрение в том, что они завышаются искусственно.

Считается, что безопасная доля вычетов ИП составляет 83%. Если в течение двух лет расходы предпринимателя составляют более 83% от доходов, то это может стать поводом для подозрений и назначения ВНП.

Налоговая нагрузка является очень важным показателем — чем она больше, тем большую часть своего дохода бизнесмен отдает в виде налогов. Рассчитывается налоговая нагрузка по формуле:

Сумма налогов / Выручка * 100%

Обратите внимание! НДФЛ, который работодатель оплачивает за работников, включается в расчет суммы налогов, а страховые взносы — нет.

Для каждой отрасли рассчитывается собственный уровень налоговой нагрузки. Если у бизнесмена этот уровень ниже среднего по отрасли, то его шансы попасть в план проверок увеличиваются.

Например, в сфере общепита уровень налоговой нагрузки — 9,5%. Допустим, бизнесмен заработал на своем кафе в год 10 млн рублей и из них уплатил в виде налогов 600 тыс. рублей. Уровень налоговой нагрузки составит 600 000 / 10 000 000 * 100% = 6%, что ниже, чем в среднем по отрасли. Это не значит, что бизнесмен автоматически попадет в план проверок, но вероятность такого развития событий возрастет.

Постоянные убытки в течение двух и более лет подряд могут вызвать у налоговых инспекторов подозрение. Не создаются ли они искусственно с целью не платить налоги? Это может стать дополнительным камушком на весах в пользу налоговой проверки.

В данном случае под миграцией понимается переход из одной ИФНС в другую связи со сменой адреса. В целом в этом нет ничего страшного — это может быть обусловлено вполне объективными причинами. Однако если бизнес мигрирует периодически, то это может заставить налоговиков задуматься — не пытается ли он таким образом уйти из поля зрения старой ИФНС.

[1]

В список кандидатов на выездную проверку можно угодить не только за собственные прегрешения, но и за то, что бизнесмен оказался в плохой компании. Ведь выбирая контрагентов, он должен проявлять осмотрительность. Если среди партнеров фигурируют однодневки, ФНС может заподозрить фирму в желании получить необоснованную налоговую выгоду. Либо обвинить как минимум в том, что руководство не предприняло должных мер безопасности и не провело проверку контрагента.

Такая проверка подразумевает запрос учредительных документов, подтверждение полномочий и личности директора, проверку информации о компании в открытых источниках, а также получение данных из Реестра юридических лиц или ИП. Рекомендуем прочитать подробную статью о том, как оценить надежность партнера и отвести от себя подозрения налоговиков.

Контрагенты-однодневки опасны тем, что могут не уплатить НДС, который вы заявляете к вычету. Если есть подозрение, что кто-то из контрагентов мог поступить столь недобросовестно, рекомендуется исключить предъявленные ему суммы НДС из вычетов. А если такие вычеты уже заявлены, восстановить налог и подать уточненную декларацию.

Для применения специальных налоговых режимов в Налоговом кодексе установлены определенные предельные показатели. Как только они будут превышены, применять налоговый режим будет запрещено.

Например, для УСН установлены такие значения:

  • объем годового дохода должен быть не более 150 млн рублей;
  • остаточная стоимость основных средств — также не более 150 млн рублей;
  • доля организаций в Уставном капитале — не более ¼;
  • количество работников — не более 150 человек.

Если субъект бизнеса применяет общий режим налогообложенияи вычитает НДС, ему нужно следить за безопасной дол ей вычета . Есть федеральный пороговый размер этот значения — на сегоднящний день он составляет 89%. Также этот показатель рассчитывается ежеквартально по каждому региону — инспекция будет ориентироваться именно на него.

Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

  1. Исчисленные налоги за период ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
  2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
  3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.
  4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
  5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
  6. Доходы и численность сотрудников у налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.
  7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
  8. В сделках задействованы цепочки контрагентов-перекупщиков (посредников) и для этого нет разумных деловых целей.
  9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
  10. Компания неоднократно меняла адрес, то есть «мигрирует» между налоговыми органами.
  11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
  12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства или указывают на их отсутствие. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  • Несвоевременная регистрация фирмы
  • Несдача деклараций
  • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  • Недоимка по налогам
  • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  • Отсутствие первичных подтверждающих документов
  • Грубые ошибки в первичке

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2020 году. В 2021 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

\n\n

Налоговый кодекс не содержит четкого определения термина «выездная налоговая проверка». Но из положений статей 82, 88 и 89 НК РФ следует, что выездная налоговая проверка (ВНП) — мероприятие налогового контроля, которое характеризуется двумя основными признаками. Во-первых, во время такой проверки изучается правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (в то время как в рамках «камералки» исследуются только данные конкретной декларации). Во-вторых, в ходе ВНП инспекторы могут присутствовать на территории налогоплательщика.

\n\n

\n\n

Как уже упоминалось, сначала руководство ИФНС выносит решение о назначении проверки. Принять его может только та инспекция, в которой налогоплательщик состоит на учете. В решении указываются данные о контрольном мероприятии. Например, по каким налогам и за какой период пройдет проверка, кто именно входит в ревизионную группу.

\n\n

Второй раз проверить те же налоги (страховые взносы) за тот же период, по которому уже проводилась выездная проверка, можно только в трех случаях. Первый — для контроля за работой инспекции, которая осуществляла первую ВНП. Такую повторную ревизию назначает и проводит вышестоящий налоговый орган (УФНС по субъекту РФ или непосредственно ФНС).

Проверки 2021: к чему готовиться бизнесу?

Как уже упоминалось, сначала руководство ИФНС выносит решение о назначении проверки. Принять его может только та инспекция, в которой налогоплательщик состоит на учете. В решении указываются данные о контрольном мероприятии. Например, по каким налогам и за какой период пройдет проверка, кто именно входит в ревизионную группу.

Второй раз проверить те же налоги (страховые взносы) за тот же период, по которому уже проводилась выездная проверка, можно только в трех случаях. Первый — для контроля за работой инспекции, которая осуществляла первую ВНП. Такую повторную ревизию назначает и проводит вышестоящий налоговый орган (УФНС по субъекту РФ или непосредственно ФНС).

Михаил Носков

Количество выездных налоговых проверок существенно снизилось: сейчас это 0,18% от всех предприятий за год. Причём гораздо чаще проверяют крупные компании, то есть для небольшого бизнеса вероятность попасть на проверку в разы меньше. Но шанс всё равно ненулевой, да и невозможно гарантировать, что ваша компания не встретит ни одну проверку за всё время работы.

На всякий случай давайте разберёмся, в каких случаях проверяют малый бизнес, что именно вправе запрашивать инспекторы и как действовать при проверке.

Самое главное, что нужно знать — какие ограничения закон накладывает на инспекторов.

  1. Налоговая проверка может охватывать только текущий год + 3 предыдущих.

  2. Инспекторы действуют в рамках своей компетенции, например, они не имеют права самостоятельно наказывать за неправильное оформление трудовых договоров. Для этого необходимо участие трудовой инспекции.

  3. Инспекторы должны иметь на руках решение о проведении проверки и служебные удостоверения определённого образца. Документы важно рассмотреть, потому что порой мошенники притворяются инспекторами, находят нарушения и предлагают «договориться».

  4. По результатам инспекторы обязаны составить акт налоговой проверки и отправить вам один из экземпляров в течение 2 месяцев после окончания. Если этого не произошло, проверку можно оспорить. Если акт прислали, но вы с ним не согласны, можете записать свои возражения прямо в документе.

В определённых случаях закон позволяет выиграть время и отложить начало выездной проверки. Например, по ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право присутствовать при проверке. Представлять интересы ИП может только он сам — соответственно, если предприниматель находится в командировке, он может прислать в налоговую официальное письмо об этом и попросить перенести срок.

Инспекторам будут интересны все документы, которые касаются деятельности предпринимателя. Вот топ самых популярных:

  • налоговые декларации,

  • бухгалтерская отчетность ООО,

  • первичные документы,

  • банковские и кассовые документы,

  • КУДиР,

  • лицензии.

12 критериев выездной налоговой проверки

Представляет из себя сбор информации. Результатом отбора является решение проводить или не проводить в отношении налогоплательщика предпроверочный анализ. Ключевую роль на данном этапе играют сведения полученные из внешних и внутренних источников информации.

К первой категории в том числе относится информация:

  • полученная от иных контролирующих (правоохранительных) органов;
  • общедоступная информация из интернета;
  • жалобы физических и юридических лиц.

Внутренние источники информации — это специализированные информационные ресурсы (ИР), автоматизированные системы контроля (АСК) и программные комплексы (ПК/ПИК), находящиеся в пользовании сотрудников ФНС. Их перечень впечатляет. Мы насчитали десятки таких помощников, предоставляющих инспекторам на местах огромный объём информации. Например:

  • ИР «Сведения о доходах ФЛ» позволяет проверяющим получить сведения о доходах конкретных физических лиц, в том числе чтобы установить их реальное место работы;
  • ИР «Допросы и осмотры» предоставляет информацию обо всех поручениях провести допрос, о проведенных допросах и осмотрах или о невозможности их проведения;
  • ПИК «Таможня-Ф» — предоставляет данные об экспорте и импорте;
  • ИР «Ограничения» -содержит перечень объектов недвижимости, в отношении которых собственниками в налоговый орган поданы заявления о запрете на регистрацию в их помещениях юридических лиц;
  • ППО «Анализ на основе среднеотраслевых индикаторов» — автоматически формирует информацию по всем налогоплательщикам отрасли за 3 года и проводить анализ уровня уплаты налогов в увязке с результатами финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации. Задача — выявить уровень отклонений и отнести в определённую группу риска.

Предпроверочный анализ включает в себя проведение инспекторами ряда обязательных процедур:

Предпроверочный анализ включает в себя проведение инспекторами ряда обязательных процедур:

1) Истребование документов по конкретным сделкам

Безусловно, требования от налогового органа поступают налогоплательщикам постоянно и не всегда это означает инициацию проведения предпроверочного анализа. Тем не менее, участившиеся требования от ИФНС — первый звонок.

2) Проведение допросов должностных лиц контрагентов налогоплательщика

Как правило проводится в целях установления реальности сделок.

3) Анализ банковских выписок и информации из АСК «НДС 2»

Цели анализа: (а) сопоставить данные о товарных потоках с денежными потоками; (б) установить звенья вывода денежных средств (обналичивание) либо факт возврата денег налогоплательщику.

4) Запрос в банках информации о представителях налогоплательщика и его контрагентов

Конечно, речь идёт не обо всех контрагентах, а лишь о подозрительных (потенциально подконтрольных). В ходе данной процедуры инспекторы запрашивают сведения: (а) о личности лиц, участвовавших в открытии расчётных счетов, лиц и/или имеющих право распоряжаться деньгами; (б) данные таких представителей: контактные телефоны, IP и MAC адреса устройств, с которых они управляют счетами.

5) Анализ обстоятельств сделки

Цель анализа — определить, было ли вообще возможно её реальное исполнение, с точки зрения экономических и физических обстоятельств.

6) Истребование информации о сделках налогоплательщика у его контрагентов

«Встречной проверкой», в целом, тоже никого не удивишь и получение требований контрагентами также не гарантирует проведение предпроверочного анализа. Однако, как и в пункте 1, при получении информации от контрагентов об участившихся требованиях в отношении компании, стоит быть начеку.

7) Установление подконтрольности между контрагентом и анализируемым налогоплательщиком

Речь идёт о выявлении некого перечня связанных с налогоплательщиком субъектов, которые используются им в целях уклонения от уплаты налогов. Данный процесс носит вероятностный характер. То есть налоговый орган выдвигает некоторые предположения о подконтрольности на основе собранных к текущему моменту доказательств, что вовсе не гарантирует верность их предположений.

8) Изучение информации о контрагенте налогоплательщика

В рамках данного мероприятия, налоговый орган должен собрать в отношении контрагентов информацию, аналогичную той, что была собрана в отношении самого налогоплательщика на этапе отбора, то есть с использованием внешних и внутренних источников информации.

9) Установления факта «злоупотребления» именно налогоплательщиком

Иными словами, налоговый орган должен убедиться, что именно анализируемый налогоплательщик организовал схему уклонения от уплаты налогов. Кроме того, он или его бенефициары являются выгодоприобретателями от схемы уклонения.

10) Составление графической схемы товарных и денежных (в т.ч. заёмных) потоков

Данная процедура предполагает условное изображение модели ведения деятельности конкретным налогоплательщиком и его взаимодействия с иными контрагентами, отношения с которыми вызывают подозрения.

11) Расчёт предполагаемых сумм доначислений

Здесь в целом всё понятно, налоговый орган должен прикинуть потенциальный куш, для определения целесообразности проведения проверки в отношении налогоплательщика.

12) Передача материалов в другой субъект

Эта процедура выполняется в случае, если проверяющими будет выявлен иной налогоплательщик, стоящий на учёте в другом регионе и являющийся выгодоприобретателем от схемы.

Декларируемая ФНС цель всех вышеописанных процедур — собрать доказательства совершения налогового правонарушения. Однако совершенно очевидно, что помимо сбора доказательств, инспекторы решают вопрос целесообразности проведения проверки с точки зрения возможных доначислений и перспектив взыскания денежных средств.

Не секрет, что ликвидация, реорганизация или изменение адреса, могут спровоцировать выездную налоговую проверку. Анализируемые рекомендации подтверждают этот тезис.

ФНС разъясняет, что в отношении реорганизуемых или ликвидируемых организаций должна быть проведена оценка наличия рисков совершения налоговых правонарушений. Данную оценку даёт управление налоговой службы соответствующего субъекта. При выявлении указанных рисков, принимается решение о включении субъекта в план ВНП.

Фактически это означает, что Управления ФНС в регионах имеют установку анализировать любую реорганизационную процедуру или ликвидацию на предмет целесообразности проведения проверки.

Что касается смены адреса, то с точки зрения рекомендаций потенциально подозрительным является смена региона. На этот случай у налоговой есть три сценария, применение которых зависит от определённых вводных условий:

1) Юридическое лицо включено в план ВНП на текущий квартал

В этом случае текущий налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения сведений о предстоящей смене региона инициирует назначение выездной налоговой проверки.

2) В отношении компании проводится предпроверочный анализ

В этом случае текущий налоговой орган в течение 5 рабочих дней направляет в налоговую по новому адресу материалы предпроверочного анализа, дабы налогоплательщика могли включить в план ВНП на текущий квартал.

3) Компании нет в плане ВНП и предпроверочный анализ в отношении неё не проводится

В этом случае налоговому органу по новому адресу предоставлен месяц на проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на основе рекомендаций по проведению предпроверочного анализа. Иными словами, в отношении компании проводят предпроверочный анализ.

Сам по себе порядок формирования и утверждения плана ВНП мало интересен налогоплательщику, поскольку повлиять на этот процесс снаружи — невозможно. Однако, в рекомендациях ФНС затронуты два интересных нюанса данного процесса:

  1. Например, то, что план ВНП по крупнейшим налогоплательщикам утверждается один раз в полугодие. А вот по обычным налогоплательщикам — один раз в квартал. Соответственно, среднестатистический налогоплательщик «играет в рулетку с налоговой» 4 раза в год.
  2. В ходе утверждения плана ВНП Управления ФНС в регионах, посредством отправки уведомлений в другие регионы, могут инициировать проверки филиалов и иных обособленных подразделений налогоплательщиков, а также его контрагентов. При этом, в случае отказа Управления ФНС соответствующего региона в проведении проверки, инициатор процесса может пожаловаться в ФНС России, дабы пролоббировать решение о проведении проверки на самом верхнем уровне.

Эти особенности должны быть интересны любителям договариваться. Во-первых, договорённость, достигнутая с конкретным лицом в начале года, вовсе не гарантирует, что к третьему кварталу лицо не сменится и в следующем квартале инспекция выйдет на проверку.

Во-вторых, даже имея договорённости в своей инспекции, нельзя исключать ситуацию, при которой указание проверить, прилетит от вышестоящего органа.

Для всех организаций и ИП

К бизнесмену придут с проверкой, если он игнорирует налоговую: в течение пяти дней не отвечает на запросы, не подает документы, которые требуют налоговики, или отказывается пояснять нестыковки и ошибки в декларации, которые выявил инспектор.

Для всех организаций и ИП

Если бизнесмен чаще одного раза меняет адрес фирмы так, что переходит в другую налоговую, это подозрительно. Возможно, бизнесмен старается избежать внимания налоговой и уклониться от проверок.

Для организаций на общей системе налогообложения

Если в каждом квартале расходы растут быстрее доходов, это подозрительно. Возможно, бизнесмен занижает доходы или завышает расходы, чтобы не платить налог на прибыль.

Расходы ИП близки к доходам

Для ИП на общей системе налогообложения

Бывает, предприниматель по результатам года выходит в ноль — расходы равны доходам. В этом случае платить налог на доходы физических лиц не с чего. Налоговая может заподозрить, что бизнесмен подгоняет расходы под доходы, чтобы не платить налог.

Также бизнесмена заподозрят в махинациях, если налоговый вычет на доходы физических лиц окажется выше 83% от суммы доходов.

Мы поговорили с бизнесменом из Питера, который производит мебель. Он руководит ООО на общей системе налогообложения. Это самый сложный налоговый режим из всех: бизнесмен платит НДС, налог на прибыль, транспортный налог и налог на имущество. Он поделился опытом, как ему удается избегать выездных проверок.

За пять лет к бизнесмену ни разу не пришли с налоговой проверкой. Это заслуга бухгалтера на аутсорсе — он проверяет показатели фирмы по всем 12 критериям. В течение года он следит, чтобы налоговая нагрузка была не ниже, чем по отрасли, контролирует доходы, расходы, начисление НДС и сумму налоговых вычетов по нему. Фирма не связывается с сомнительными схемами и подозрительными компаниями — дотошно проверяет каждого поставщика. А в конце года, прежде чем подать декларацию, бухгалтер еще раз прогоняет показатели фирмы по всем критериям налоговой. Это работает: бизнесмен не нарушает закон, и налоговики его не тревожат.

Бизнесмен рассказал, что помимо 12 критериев есть еще один, на который ориентируются налоговики — минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Они наверняка придут с проверкой к тем, кто платит своим работникам зарплату ниже минимального уровня. Для Питера с 1 мая 2018 года МЗП равна 17 000 ₽, но бизнесмен предпочитает платить на тысячу-две больше, чтобы наверняка. Этим негласным правилом руководствуются как налоговики, так и бизнесмены.

Мы не можем гарантировать, что вы не попадете в план проверок, даже если у вас все показатели в норме. Но опыт бизнесмена, с которым мы разговаривали, показывает, что ни разу не попасть в план проверок возможно.

Налоговики составляют план проверок не наобум, а только после того, как проанализируют годовую отчетность. Потенциальных нарушителей отбирают по 12 критериям. В первую очередь займутся теми, кого заподозрят в преступной деятельности, отмывании денег и уклонении от уплаты налогов. Затем заинтересуются бизнесменами, у которых зашкаливают один-два показателя. Бизнесмены, у которых все показатели в норме, вряд ли попадут в план проверок

Чтобы узнать, грозит ли вам проверка:

1. Оцените свой бизнес по критериям налоговой.

2. Если обнаружили отклонения, проверьте, все ли операции попали в отчет для налоговой и нет ли ошибок в расчетах.

3. Если ошиблись, подайте корректирующий отчет. Если ошибок нет, вы ничего не нарушили, всё законно и подтверждающие документы на месте, предоставите их налоговой в случае проверки.

4. Чтобы в дальнейшем не попасть в план проверок налоговой, старайтесь не отклоняться от нормы по тем показателям, на которые они ориентируются.

Если предприятие более двух лет декларирует убытки, налоговики заподозрят его в занижении налоговой базы. Иными словами, заподозрят, что компания скрывает часть доходов и приписывает расходы. По мнению налоговиков, нет смысла цепляться за убыточный бизнес. Если предприниматель его не закрыл, значит, убытки только по отчетам, и компанию необходимо проверить.

Особенности выездных налоговых проверок

Компания разделилась на две самостоятельные организации, одну оставили на ОСНО, вторую перевели на УСН. Совокупные выплаты в бюджет сократились, поэтому организацию могут заподозрить в уклонении от налогов. Чтобы уличить предпринимателя в «серой» схеме снижения налогооблагаемой базы, проверяющие сравнивают деятельность каждой компании. Подозрения вызывают сделки внутри группы, заниженная стоимость сделок, родственные связи между учредителями и руководителями компаний, общее имущество, одни и те же поставщики и покупатели. Если найдут что-то из перечисленного, проверять будут оба предприятия.

Аудиторы не только проверяют финансовую сторону компании, но и оказывают дополнительные услуги: ведут бухгалтерский учет, сдают отчетность, проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности и оценку имущества компании. По договору аудиторских услуг вы можете передать партнеру любые финансовые и юридические документы. Поэтому, если проверяющий требует первичные документы, их отсутствие можете объяснить проверкой аудитора. Чтобы запросить документы у аудитора, необходим письменный запрос, его пишет руководитель ИФНС или его заместитель. «Пока начальник налоговой службы составит запрос и отправит его аудитору, пройдет несколько дней. И еще 10 дней есть у аудитора, чтобы предоставить запрашиваемые документы. В итоге налоговый инспектор получит необходимые документы, но у вас будет 10–14 дней, чтобы привести их в порядок». Родион Железнов, кандидат юридических наук

Очень рекомендую при планировании своей хозяйственной деятельности никогда не забывать об этих двух вышеперечисленных документах. Напомню, это

  1. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) “Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок”
  2. Письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722

Знакомство с ними и их применение поможет Вам избежать, как минимум:

  1. внеплановой, а иногда и плановой выездной проверки
  2. снизить риск доначислений налогов и обвинений в необоснованной налоговой выгоде
  3. избавит от лишних тяжб в суде и т.д.

Практика показывает, что результативность выездных налоговых проверок остается очень высокой, и в среднем лишь две проверки из ста заканчиваются без доначислений и штрафов. У предпринимателей создается вполне оправданное впечатление, что инспекторы выискивают любые малейшие неточности, чтобы применить санкции и «оправдать» проводимую выездную проверку. Хотя большинство действующих в России организаций и индивидуальных предпринимателей стараются быть добросовестными налогоплательщиками и рассчитывают на справедливость налоговых претензий.

Некоторые крупные налогоплательщики, стремясь избавиться от налоговых проверок, предоставляют онлайн-доступ к своим информационным системам, а налоговая служба получает возможность непрерывного мониторинга полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет. К налоговому мониторингу сегодня уже присоединились 44 организации, которые обеспечивают 12,5% поступлений федерального бюджета.

Часть налогоплательщиков пытается снизить налоговые риски, привлекая независимых аудиторов и самостоятельно выявляя ошибки в налоговых расчетах. Так, через подачу уточняющих деклараций налогоплательщиками в 2018 году было внесено всего 80 млрд. рублей, что составляет около трети всех доначислений налогов.

По результатам выездных и камеральных налоговых проверок в бюджетную систему РФ было начислено 363 млрд. руб., что на 7,9 млрд. руб. (или на 2,1%) меньше, чем в 2017 году. В эту сумму входят как доначисления налогов, штрафы и пени, а также другие платежи с которыми сталкивается налогоплательщик в случае нарушения валютного законодательства, правил осуществления наличных расчетов или порядка использования ККМ, При этом, 84,7% всех доначислений, включая пени, штрафы (т.е. 308 млрд. руб.), приходится на результат выездных налоговых проверок.

Несмотря на то, что за период с 2010 года сумма доначислений налогов сократилась более чем на 30%, снижение количества выездных налоговых проверок повысило эффективность отдельной налоговой проверки.

Эффективность камеральных налоговых проверок намного ниже и составляет чуть более 5%, хотя при их проведении инспектор имеет возможность выявить основные способы ухода от налогов, необоснованные вычеты и другие нарушения. Но все равно 95% камеральных налоговых проверок проводятся безрезультатно, а их количество постоянно увеличивается, что приводит к росту трат времени налогоплательщиков на их прохождение. Размеры доначислений по камеральным налоговым проверкам также сокращаются, и к 2018 году они упали до 600 руб. с 1 камеральной налоговой проверки в среднем.

Снижение среднего размера доначислений по результатам одной камеральной налоговой проверки обусловлено, прежде всего ростом числа таких проверок бизнеса.

Таким образом, тенденцией текущего реформирования системы налогового контроля является максимальное сокращение количества выездных налоговых проверок наряду с увеличением камеральных, а также организацией прямого онлайн-мониторинга налогоплательщиков.

Например, с 2020 года ФНС планирует отменить сдачу налоговых деклараций субъектами малого предпринимательства, использующими УСН и уплачивающими налог по ставке 6% от выручки, при условии подключения налогоплательщика к онлайн-кассе для мониторинга поступающей выручки.

За период с 2018 года поступления по налогу на прибыль увеличились в 2,31 раза, а по НДС — в 2,72 раза. Наибольший прирост поступлений показали налог на добычу полезных ископаемых и акцизы, которые за 2010-2018 гг. выросли в 4,36 и в 3,38 раза соответственно.

Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за последние 5 лет также существенно изменилась.

Увеличилась доля НДПИ в налоговых поступлениях благодаря росту налоговой нагрузки на добывающие компании, которые обеспечивают почти 37% всех налоговых поступлений. Доля налога на прибыль в консолидированном бюджете РФ занимает чуть меньше 20%, однако доначисления существенно возросли, благодаря качественному анализу экономической обоснованности и целесообразности расходов, который проводится налоговыми органами.

Важнейшими бюджетообразующими налогами также являются косвенные налоги: НДС и акцизы, поступления по которым составляют почти 35% налоговых доходов консолидированного бюджета.

Тенденция роста налоговых поступлений продолжается и в текущем году, так за 1 квартал 2019 года в консолидированный бюджет РФ поступило 5,2 трлн. руб., из них:

  • 1,1 трлн (прирост на 14,1%) — налог на прибыль;
  • 1,1 трлн (увеличение на 11%) – НДС;
  • 1,48 трлн (рост на 15,8%) – НДПИ;
  • 0,81 трлн (рост 7,8%) – НДФЛ.

Общая величина налоговой нагрузки на бизнес определяется отношением суммы налоговых начислений к ВВП (в текущих ценах).

Текущий уровень налоговой нагрузки на российских бизнес составляет 19,9% к ВВП, это достаточно высокий показатель при этом следует отметить, что из года в год уровень налоговой нагрузки существенно возрастает. Наиболее налогоемкой является добыча полезных ископаемых. Уровень налоговой нагрузки предприятий, добывающих углеводородное сырье, достигает 45%. Проводимый налоговый маневр способен повысить этот уровень до 50%. Высоким уровнем налоговой нагрузки, составляющим более 28%, обладает производство пищевых продуктов (включая напитки и табак). В структуре налоговых расходов этой отрасли наибольший удельный вес занимают акцизы и НДС.

Операции с недвижимым имуществом, аренда и риэлторские услуги имеют уровень налоговой нагрузки более 21%.

Налоговые доначисления в структуре ВВП снижаются, благодаря росту собираемости налогов, выходу бизнеса из серых схем. Налоговая нагрузка бизнеса 2018 года за счет доначислений увеличилась лишь на 0,2 процентных пункта и составила 20,1%.

В программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 вы можете самостоятельно проанализировать и оценить вероятность налоговой проверки. Программа берет усредненные данные по 12 показателям в вашей отрасли (например, средняя з/п) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей компаниями.

Для этих целей предназначен отчет «Оценка риска налоговой проверки», который расположен на закладке «Отчеты». С помощью отчета проводится анализ по двенадцати критериям, приведенным в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Проверка на соответствие этим критериям осуществляется по данным, которые содержатся в базе и по данным созданной ранее регламентированной отчетности в информационной базе. Отчет можно сформировать за 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев, год.

Найти отчет можно в меню ОтчетыАнализ учетаОценка риска налоговой проверки.

Низкая налоговая нагрузка

  • Для всех организаций и ИП;
  • Общая налоговая нагрузка — соотношение суммы уплаченных налогов к выручке в пределах одного года. Если это соотношение ниже среднего уровня по отрасли, это вызовет подозрение у налоговиков.

Убыточная деятельность на протяжении двух и более лет

  • Для всех организаций и ИП;
  • Налоговиков заинтересуют убытки, как в бухгалтерской, так и в налоговой отчетности.

Значительные суммы вычетов по НДС

  • Для организаций и ИП на общей системе налогообложения;
  • Если вычет по НДС за 12 месяцев превышает 89% от суммы начисленного налога, это может стать поводом для налоговой проверки. 89% – это общий показатель. Дополнительно по каждому субъекту РФ рассчитывают отдельные средние показатели, отклоняться от которых опасно.

Расходы растут быстрее, чем доходы

  • Для организаций на общей системе налогообложения;
  • Нужно сравнить темпы роста расходов и доходов от реализации по данным налоговой и бухгалтерской отчетности. Сюда же относятся ситуации, когда доходы падают быстрее, чем расходы, или если доходы падают, а расходы растут.

Среднемесячная зарплата на одного сотрудника меньше отраслевого показателя в регионе

  • Для всех организаций и ИП;
  • Информацию о среднем уровне зарплаты по региону можно найти на сайтах территориальных отделений Росстата.

При спецрежиме — неоднократное приближение к предельным значениям

  • Для организаций и ИП на спецрежимах;
  • У инспекторов вызовет подозрение, если два или более раза за год вы приблизились к лимиту дохода по спецрежиму, и разница между вашим фактическим доходом и лимитом составляет менее 5%. Проверяющие могут посчитать, что вы специально занижаете показатели, чтобы «не слететь» со спецрежима.

Доходы ИП почти равны расходам

  • Для ИП на общей системе налогообложения
  • Также предпринимателя могут заподозрить в махинациях, если вычеты по НДФЛ будут выше 83% от доходов.

Деятельность через цепочку контрагентов

  • Для всех организаций и ИП;
  • Работа с перекупщиками, посредниками без обоснованных экономических причин, привлечение фирм-однодневок, работников-инвалидов и прочее.

Игнорирование запросов ФНС

  • Для всех организаций и ИП;
  • Внимание налоговиков вызывают случаи, когда компания не дает пояснений об ошибках, выявленных при камеральных проверках, а также не сохранила документы, необходимые для расчета и уплаты налогов.

Деятельность с высоким налоговым риском

  • Для всех организаций и ИП;
  • Работа с фирмами-однодневками, вывод части средств в офшоры, обналичивание денег — эти действия приведут к тому, что инспекторы будут подозревать вас в получении необоснованной налоговой выгоды.

Миграция между налоговыми инспекциями

  • Для всех организаций и ИП;
  • Инспекторы обратят внимание на налогоплательщика, который два и более раза после регистрации менял адрес местонахождения. Возможно, бизнесмен старается избежать внимания налоговой и уклониться от проверок.

Низкий уровень рентабельности

  • Для организаций на общей системе налогообложения;
  • Для сравнения инспекторы возьмут два показателя: рентабельность продаж и активов по данным бухгалтерского учета.

Цель выездной налоговой проверки (ВНП) — контроль за правильностью расчета и уплаты в бюджет налогов, взносов или сборов. Проверку могут провести как по одному налогу, так и по всем видам. Предмет проверки можно узнать из решения о проведении ВНП. Менять его по ходу проверки или выходить за его рамки инспектор не может.

Если вы понимаете, что выездная проверка неизбежна, следует подготовиться.

Проверьте первичные документы

Конкретного перечня документов, который могут запросить налоговики, нет. Все зависит от того, какой налог они проверяют. Поэтому, тщательно пересмотрите документы:

  • кассовые документы на предмет того, куда и на что расходуется наличность из кассы, правильно ли оформлены приходно-расходные документы, в каком размере деньги сдаются в банк;
  • счета-фактуры на правильность оформления в соответствии с законодательством;
  • накладные — проверьте их на наличие необходимых реквизитов, печатей и подписей;
  • акты приема-передачи. Если они подписаны неуполномоченными сотрудниками (водителями-экспедиторами, приемщиками товаров, кассирами), поменяйте. Документы должны быть подписаны руководителем, представителем бухгалтерии, заведующим складом или другими уполномоченными лицами;
  • авансовые отчеты и товаросопроводительные документы проверьте на правильность оформления;
  • если компания пользуется налоговыми льготами, проверьте наличие документов, которые подтверждают право на их применение;

Помните, что все расходы должны иметь деловую цель, быть направлены на получение прибыли, быть разумными, экономически обоснованными и соответствовать рыночным ценам. При утере или порче документов, обязательно свяжитесь с контрагентами и возьмите дубликат.

Документы должны быть подписаны «живой» подписью и уполномоченными лицами. Если во время пандемии организация экстренно перешла на электронный документооборот, не забудьте внести эти изменения в учетную политику.

Все документы передавайте налоговикам по акту приема-передачи и под роспись. Документы нужно прошить и пронумеровать.

Проверьте штатное расписание, приказы о назначении, доверенности, должностные инструкции персонала

Если руководитель организации – внешний совместитель и трудится в рамках неполного рабочего времени, то документы, подписанные им, должны содержать именно те даты, когда руководитель официально выполнял свои должностные обязанности. То же самое – с отпуском руководителя или должностного лица, уполномоченного подписывать документы.

Пересмотрите документы с подрядчиками и контрагентами

Одна из целей проверки — разобраться, не участвует ли проверяемая организация в схемах незаконной оптимизации налогов и не работает ли с фирмами-однодневками. Важно подтвердить, что при выборе делового партнера вы проявили должную осмотрительность и собрали весь пакет документов. Это нужно сделать до проверки.

Cмотрите на будущего партнера глазами налогового инспектора и собирайте как можно больше документов.

В их число могут войти:

  • устав и учредительные документы компании;
  • свидетельство о госрегистрации и о постановке на налоговый учет;
  • решение о назначении руководителя, вторая и третья страницы паспорта;
  • сданная бухгалтерская отчетность за последний отчетный период.

Обязательно проверьте компанию-контрагента:

  • зарегистрирована ли фирма в ЕГРЮЛ;
  • есть ли у нее налоговая задолженность и сдает ли она отчетность;
  • является ли фирма действующей;
  • как часто она судится и по каким вопросам;
  • есть ли у фирмы долги по исполнительным документам.

Если вы вели переписку с контрагентом по крупному договору, включите ее в досье. По возможности, сохраните фотографии его складских помещений, протоколы совещаний, докладные записки и прочее. Все это станет весомым доказательством того, что вы действовали осмотрительно и при заключении сделки полностью проверили добросовестность делового партнера.

Проведите инструктаж сотрудников

Обязательно объясните сотрудникам, что если проверяющий попросил дать доступ к бухгалтерской базе, показать список поставщиков и контрагентов или показать кассовые документы, предъявить их можно только по официальному запросу, а не по личной просьбе.

Найдите помещение для проверяющих

Желательно разместить налоговиков в отдельном помещении, куда сотрудник будет приносить документы для проверки по требованию.

Назначьте сотрудника, который будет общаться с налоговиками

Лучше, если это будет главный бухгалтер компании или его помощник. Во-первых, он знает все о финансово-хозяйственной деятельности организации и может аргументировать, ссылаясь на законы. Во-вторых, готов к проверкам и имеет опыт общения с контролерами.

Как проходит выездная налоговая проверка

Проходит она обычно на территории налогоплательщика. Если компания или ИП не могут предоставить помещения, то проверка будет проведена в здании налоговой службы.

Инспектор при выездной проверке обладает широким кругом полномочий и имеет право:

  • истребовать документы у вас (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ);
  • требовать документы и информацию у ваших контрагентов или у третьих лиц в рамках встречных проверок (ст. 93.1 НК РФ);
  • допрашивать свидетелей, в том числе, ваших работников (ст. 90 НК РФ);
  • осматривать ваши помещения, территорию, предметы (п. 13 ст. 89, ст. 92 НК РФ);
  • изымать документы и предметы (п. 14 ст. 89, ст. 94 НК РФ);
  • проводить экспертизу (ст. 95 НК РФ);
  • привлекать к участию специалиста (ст. 96 НК РФ).
  • Уточните полномочия ревизоров

Проверяющие должны предоставить решение о проведении проверки и служебное удостоверение. Зафиксируйте эти данные в журнале проверок. Запишите ФИО, № удостоверения, должность, кем и когда оно выдано.

Обращайте внимание, какие налоги и за какой период проверяют инспекторы, смотрите на дату начала и окончания проверки и перечисленные мероприятия по контролю. Если в решении не указан кто-то из проверяющих, вы имеете право не допускать его к проверке. Проверяющие не могут выходить за пределы полномочий, указанных в распоряжении на проведение проверки.

  • Ведите себя уверенно и доброжелательно

Инспектор может запросить практически любой документ, относящийся к проверяемому налогу и позволяющий установить правильность его исчисления. В запросе проверяющий обязан указать конкретный перечень требуемых документов — наименование, реквизиты, индивидуальные признаки и сроки, в течение которых их нужно предоставить.

  • Обеспечьте юридическое сопровождение

Контроль переписки, осмотра, выемки, экспертизы, сопровождение свидетелей желательно проводить в присутствии юриста. Каждая из процедур имеет определенный законом порядок. Например, перед выемкой документов инспекторы должны объявить, какие документы они хотят получить и предложить выдать их добровольно.

Выемка производится только в присутствии проверяемого, под протокол, с полной переписью изъятых документов и в присутствии понятых. Выемку нельзя делать ночью — с 22 до 6 часов по местному времени (п. 2 ст. 94 НК РФ).

  • Предлагайте помощь в проверке

Предлагайте своих свидетелей и экспертов. Если вы понимаете, что какая-то сделка заинтересовала контролеров, проявите инициативу и предложите кандидатуры сотрудников, представителей контрагентов, которые могут предоставить объективную информацию без лишних деталей.

Если налоговики решили проверить ваши складские помещения, предложите им помощь вашего кладовщика. Пусть он покажет нужные склады. Инспекторы, конечно, могут отказаться от помощи, но такое поведение налогоплательщика будет безусловным плюсом — вы не препятствовали проверке, а предлагали помощь в поиске доказательств и свидетелей.

По итогам налоговой проверки инспекторы составляют справку о проведенной ВНП и вручают налогоплательщику. Два месяца займет оформление акта проверки. После вручения акта у вас есть месяц, чтобы подготовить возражения. Как только истечет срок на подачу возражений, налоговый орган может приступить к рассмотрению материалов проверки и принять итоговое решение. Его принимает начальник налогового органа или его заместитель после того, как рассмотрит материалы проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Срок на вынесение решения — 10 рабочих дней.

Немногие компании могут похвастать редким получением требований о представлении документов (информации), как в рамках, так и вне проверок. Причем количество истребуемых документов порой просто шокирует.

Если вы получили требование о представлении документов, которое не в состоянии исполнить в срок, надо быстро действовать для получения «отсрочки». В течение 1 дня, следующего за днем получения требования необходимо письменно уведомить инспекцию о невозможности представления в указанные сроки документов и указать причину (например, большое количество документов) (п. 3 ст. 93 , п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Стоит отметить, что продление срока, это право, а не обязанность налогового органа, и не всегда инспекция идет на встречу налогоплательщикам.

В этом случае есть два варианта действий:

  • постараться предоставить все документы в срок,
  • представить своевременно часть документов, а остальную — позже.

Как показывает практика, при втором варианте действий есть существенный риск получить штраф по ст. 126 НК РФ — 200 руб. за каждый непредставленный документ. Например, у компании истребовали в ходе выездного контроля более 1 млн. документов, отведя на это 10 рабочих дней с даты получения требования, затем, не продлевая срок, привлекли к ответственности. Благо, что суды поддержали налогоплательщика, освободив от штрафа и признав непредставление большого количества документов в короткий срок уважительной причиной (Постановление Девятого ААС от 16.07.2020 № 09АП-9404/2020). Кстати, инспекция упорно настаивала на физической возможности подготовить копии документов в срок, если привлечь всех работников компании. Приятно, что суды умерили пыл налогового органа. Так что, если инспекция не идет на встречу, можно попытаться оспорить штраф в судебном порядке.

Не всегда из требований можно точно определить, какие именно документы компании следует предоставить, тем не менее ее могут оштрафовать за непредставление таковых. Иногда суды в таких ситуациях могут снизить сумму штрафа (Постановление АС Северо-Западного округа от 12.03.2020 № Ф07-2209/2020).

Инспекторы могут допустить ошибки, в том числе в сроках представления документов. Например, в рамках выездной проверки компании было направлено требование о представлении документов, в котором инспекция, ссылаясь на ст. 93 НК РФ ошибочно указала срок представления не 10, а 20 рабочих дней со дня его получения. Поскольку в установленный НК РФ срок документы не были представлены, компанию оштрафовали. Суды освободили компанию от штрафа, указав, что налогоплательщик вправе руководствоваться информацией, указанной в требовании — 20 дней и в его действиях отсутствует вина в совершении налогового правонарушения. (Постановление Седьмого ААС от 26.06.2020 по делу № А03-13296/2019).

И еще популярная налоговая «фишка» текущего года —сравнить показатели деклараций по НДС и налогу на прибыль и попросить налогоплательщика пояснить причины расхождений налоговых баз по этим налогам. Знакомая ситуация, не правда ли? И никого не смущает, что правила исчисления налога на прибыль и НДС (включая порядок определения «дохода» для целей начисления налога на прибыль и порядок определения «отгрузки» для исчисления НДС) существенно различаются. Данные, содержащиеся в налоговых декларациях по налогу на прибыль и НДС несопоставимы и не находятся в зависимости друг от друга. Тем не менее в этой ситуации пояснения давать надо, даже в части «налоговых азов». Кстати, суды тоже считают различия между показателями налоговых деклараций по налогу на прибыль и НДС нельзя классифицировать в качестве ошибок (противоречий, несоответствий), упомянутых в п. 3 ст. 88 НК РФ, поэтому представление выписок из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета или иных документов является правом, а не обязанностью налогоплательщика (например, Решение АС Липецкой области от 30.06.2020 № А36-2872/2020).

Несомненно, требования о представлении пояснений и документов будут приходить налогоплательщикам регулярно. Но если вы хотите сократить этот поток, не забывайте о своих правах, анализируйте каждый запрос на предмет его правомерности и возможности своевременного его исполнения.

Слухи о скором появлении неких оперативных проверок налоговых органов появились еще в 2019 году, но что под этим подразумевалось, оставалось только догадываться. И вот получен ответ на «загадку» — это проверки применения ККТ, только в новом обличии и с расширенными возможностями. Предлагается отменить Закон 54-ФЗ о применении ККТ и административные штрафы за «кассовые» нарушения (ст. 14.5 КоАП РФ) и перенести их в Налоговый кодекс (Законопроекты «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники» — ID проекта 02/04/07-20/00106012, «О внесении изменений в КоАП РФ» -ID проекта 02/04/07-20/00106036).

Отметим важные изменения для бизнеса:

  • увеличат размеры штрафных санкций за неприменение ККТ и расширят основания для их применения. Например, расчет без ККТ будет грозить организации штрафом — в размере 100% суммы расчета, осуществленного без фиксации, но не менее 30 000 руб. (сейчас штраф может быть от 3/4 до 1 размера суммы расчета без применения ККТ), а за непредставление организацией всех положенных фискальных данных в налоговые органы введут штраф — 200 000 руб.
  • вводятся новые способы наказаний для компаний, неправильно применяющих ККТ. Например, блокировка автоматических устройств для расчетов, банковских счетов, сайтов, программных продуктов, мобильных приложений и страниц в соцсетях, через которые проводятся расчеты без ККТ, приостановление деятельности. Блокировку интернет-ресурсов будут производить с привлечением Роскомнадзора;
  • увеличится срок давности по нарушениям — вместо 1 года будет 3;
  • появятся новые термины. Например, «фиксация расчетов» — действия, совершаемые организацией или ИП с использованием средств автоматизации — ККТ или информационного ресурса на сайте ФНС (кабинет ККТ);
  • бланки строгой отчетности (БСО) исчезнут из делового оборота;
  • оперативные налоговые проверки, заменяющие привычные проверки ККТ, будут с более широкими полномочиями инспекторов. Инспекторы смогут привлекать сотрудников ФСБ. Длительность оперативной проверки увеличится до 20 рабочих дней, с возможностью ее продления до 40 рабочих дней, а акт проверки будет составляться только в электронном виде;
  • право на контрольные закупки инспекторами закрепят на законодательном уровне. Проводить их можно будет и при дистанционной торговле (услугах);
  • будет проводиться постоянный мониторинг — сбор, обобщение, систематизация информации о конкретном лице (например, данные о применении ККТ, поступающие в инспекцию, жалобы и данные любых открытых источников). О том, что проводился мониторинг, компания сможет узнать, получив через кабинет ККТ предписание об устранении нарушений.

Следует констатировать, что ФНС активно расширяет полномочия и возможности для тотального онлайн-контроля за деятельностью налогоплательщиков, в том числе за всеми расчетами и выручкой компаний и ИП. При таком подходе и темпах вполне реально в самые короткие сроки исполнение намерения Минфина о собираемости налогов не менее 99% (Проект Плана деятельности Министерства финансов РФ на 2020-2025 годы).

Как видим, налоговый контроль ежегодно усиливается, а значит, руководителям важно всерьез задуматься о налоговом порядке в своих компаниях и принять необходимые меры по снижению налоговых рисков.

Оптимальным решением для исключения рисков налогового контроля и налоговых доначислений является проведение системного комплексного аудита в «Правовест Аудит» со страховкой от налоговых претензий, юридической защитой проверенного периода и компенсацией штрафов и пени в случае доначисления налогов в течении 3 лет. Также налоговые юристы компании «Правовест Аудит» -при необходимости готовы представлять интересы в налоговых органах и судах, сопровождать и защищать ваши права при проведении допросов, выемке документов и осмотре территорий.

► Налогообложение при ведении ВЭД ► Критерии для выездных проверок

Извлечение из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@:

3. Структура отбора налогоплательщиков

для проведения выездных налоговых проверок

Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

В соответствии с основными целями и принципами настоящей Концепции выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом, всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты, как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

4. Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков

Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплатель­щиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

Предпроверочный анализ задумывался как инструмент, позволяющий эффективно планировать выездные проверки. И предполагается, что «выездники» на ВНП приходят уже подготовленные, то есть если они и не будут владеть информацией о нарушениях, то, по крайней мере, будут знать, где их искать.

Такой анализ проводят так называемые аналитики. В каких-то ИФНС это целые отделы, в каких-то — специально созданные группы.

Безусловно, в каждом регионе «аналитики» по-своему подходят к отбору претендентов на включение в план ВНП, но общие моменты предпроверочной работы везде одинаковы.

Отбор претендентов для включения в план ВНП напоминает конкурс красоты: из большой массы организаций отбираются самые «красивые» и «перспективные» с точки зрения налоговиков. Только вот руководители таких организаций, когда узнают о «победе», не очень-то ей рады.

Проанализировав информацию об организации, «аналитики» рассчитывают предполагаемую сумму доначислений по ВНП. Она является своеобразным подтверждением того, что они обоснованно заострили внимание на конкретной организации. Эту сумму «аналитики» могут рассчитать по любому расхождению, показанному в нашей шпаргалке, но чаще всего они это делают по следующим основаниям.

ОСНОВАНИЕ 1. Наличие расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета. В этом случае сумма всех доходов по форме № 2 (выручка, проценты к получению, доходы от участия в других организациях и прочие доходы) сравнивается с суммой доходов «прибыльной» декларации (доходы от реализации, внереализационные доходы, доходы, исключаемые из прибыли, и доходы от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами). Аналогичным образом анализируются и все расходы организации. Из выявленных расхождений «аналитики» могут сделать вывод о возможном занижении налога на прибыль, если:

  • доходы по данным бухучета превышают доходы по налоговым данным;
  • расходы по данным налогового учета превышают бухгалтерские расходы.

При наличии таких расхождений полученная разница умножается на ставку налога на прибыль. Так и получается предполагаемая сумма доначислений. Правда, она в ходе выездной проверки обычно не подтверждается, так как расхождения возникают из-за разных правил учета доходов и расходов для бухгалтерских и налоговых целей.

ОСНОВАНИЕ 2. Есть расхождения между оборотами от реализации, отраженными в налоговых декларациях по НДС и по налогу на прибыль. В этой ситуации «прибыльные» доходы считаются так же, как при сравнении с данными бухучета, а по декларации по НДС суммируется реализация, облагаемая по ставкам 0%, 10%, 18%, а также реализация, не облагаемая НДС. При наличии расхождений между оборотами по этим декларациям «аналитики» рассчитают предполагаемую сумму доначислений в зависимости от того, какие доходы преобладают:

  • налог на прибыль, если обороты от реализации по НДС превышают обороты по прибыли;
  • НДС, если «прибыльная» реализация превышает реализацию по НДС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *