Трудовой кодекс РФ 2021 с комментариями сокращение штата

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовой кодекс РФ 2021 с комментариями сокращение штата». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сокращением называется процесс ликвидации рабочих должностей, который производится с учетом соблюдения Трудового Кодекса. Одним из вариантов снижения количества штата является упразднение должностей. Штатное расписание — это основное доказательство, которое подтверждает процесс сокращения количества сотрудников. Если на предприятии не существует этого расписания, то список сотрудников либо ведомость о заработной плате тоже может являться правомерным доказательством.

Сокращение сотрудника пошаговая инструкция в 2021 году

На практике очень часто отмечается и неправомерное сокращение, не имеющее реальных обоснований. Этот процесс является незаконным. Руководители используют его, если им нужно сократить свой штат, но основных причин для этого нет.
Во время некорректного выполнения процесса расторжения трудового контракта либо во время несоблюдения процедуры эти действия тоже считаются незаконными. Права сокращенного человека в этом случае можно оспаривать в судебном порядке. Однако, как показала практика, очень сложно доказать неправомерность действий руководителя. Потому необходимо знать, кого нельзя сократить при сокращении штата по ТК РФ.

Работодатель может не оценивать преимущественное право, если сокращается:

  • Единственная должность структурного подразделения.
  • Все штатные единицы одной должности.
  • Должность, по которой предусмотрена одна штатная единица.

В таких случаях сравнивать работников уже не с кем. О том, что делать попавшим под сокращение и на какие выплаты можно рассчитывать, мы уже писали ранее.

Оптимизация кадров: 13 шагов при увольнении по сокращению численности или штата

Трудовое законодательство определяет категории работников, которые обладают преимущественным правом на оставление на работе при сокращении численности или штата (ст. 179 ТК РФ). Это сотрудники, обладающие высокой квалификацией и демонстрирующие хорошие показатели производительности труда.

В случае равных показателей по квалификации и производительности, преимущественным правом на оставление на работе обладают:

Кроме списка тех, кого не могут сократить на работе по ТК РФ, в кодексе находится и такое определение, как «преимущественное право». С учетом законодательства оно дает работникам преимущество на сохранение должности во время увольнения, с учетом социальных причин или качества исполняемых обязанностей. Этих сотрудников можно сократить лишь в последнюю очередь.

Преимущественное право имеют граждане с повышенным уровнем продуктивности и специальной квалификацией. Также нужно учитывать образование и стаж работы. Квалификация должна подтверждаться документацией о завершении учебы, выписками о присвоении разряда, справками о повышении квалификации. Для оценки квалификации руководитель имеет право провести аттестацию.

Преимущественное право имеют и следующие лица:

  1. Самостоятельно содержащие семью (нет иного источника прибыли).
  2. Содержащие иждивенцев.
  3. Повышающие квалификацию по назначению руководителя.
  4. Инвалиды любой категории.
  5. Получившие во время трудовой деятельности увечья.

В коллективном соглашении также могут указываться и другие группы работников, которые имеют преимущественное право.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

разрешению трудовых споров;

обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ)

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Трудовой кодекс Российской Федерации

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 03.07.2016 N 347-ФЗ)

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

1. В ч. 1 ст. 180 на работодателя возлагается обязанность при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников обеспечить внутреннее трудоустройство высвобождаемого работника, предложив ему другую имеющуюся работу. Среди критериев, предъявляемых к другой работе, определено, что должна предлагаться вакантная должность. Другие требования, которым должна отвечать предлагаемая работа, закреплены в ч. 3 ст. 81 ТК.

Работодатель может предложить выполнение работы временно отсутствующего работника в связи с длительной болезнью, пребыванием в командировке, нахождением в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и т.д.

Предлагая другую работу, руководитель указывает, в чем будут состоять трудовые обязанности работника, каков размер оплаты труда. С таким предложением он обращается к работнику не только в день предупреждения о предстоящем увольнении, но и в течение всего срока предупреждения, если в организации появляются новые вакансии. Несоблюдение этого правила свидетельствует о том, что работодатель ненадлежащим образом выполняет возложенную на него обязанность по трудоустройству увольняемого работника.

2. Работник, предупрежденный о предстоящем увольнении, не вправе требовать от работодателя предоставления возможности пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку, если в организации есть соответствующие вакансии, куда он мог бы быть трудоустроен после обучения.

Однако в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда работник на основании ст. 219 ТК имеет право на дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя.

3. Каждый увольняемый работник должен быть лично письменно предупрежден о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца. Свое ознакомление он удостоверяет подписью и указывает дату, когда он был предупрежден. При отказе от подписи работодатель составляет соответствующий акт. На следующий день после ознакомления начинает исчисляться установленный ч. 2 ст. 180 срок предупреждения.

Работодатель, предупреждая работника о предстоящем высвобождении, указывает конкретную дату увольнения. Перенесение в дальнейшем по инициативе работодателя срока увольнения на более позднее время свидетельствует о продлении трудовых отношений, что повышает возможность трудоустройства работника. Правомерность таких действий работодателя обусловлена его инициативой в расторжении трудового договора. Если высвобождаемый работник к исходу срока предупреждения был болен, то работодатель расторгает с ним трудовой договор по окончании временной нетрудоспособности. Работники, которые оказались временно нетрудоспособными после предупреждения, но до истечения его срока, не вправе требовать продления срока на период временной нетрудоспособности.

4. Часть 3 ст. 180 предоставляет работодателю возможность расторгнуть трудовые отношения с работником в течение срока предупреждения о предстоящем увольнении.

В этом случае прекращение трудового договора возможно при соблюдении следующих условий:

— работник должен быть предупрежден не менее чем за 2 месяца о предстоящем увольнении;

— обращение работодателя с предложением прекратить трудовые отношения в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников должно быть направлено к работнику именно после предупреждения об увольнении, а не до предупреждения;

— от работника должно быть получено письменное согласие расторгнуть трудовой договор до истечения срока предупреждения.

Поскольку инициатива в прекращении трудовых отношений принадлежит, как правило, работодателю, следовательно, он и определяет дату прекращения трудового договора.

С предложением о прекращении трудовых отношений до окончания срока предупреждения может обратиться и работник. Расторжение трудового договора в этом случае зависит от усмотрения работодателя.

Дополнительная компенсация выплачивается работнику в день увольнения одновременно с выплатой выходного пособия.

5. При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель — индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (ст. 25 Закона о занятости).

Массовое высвобождение работников организации может быть обусловлено различными причинами: рационализацией производства, совершенствованием организации труда, перепрофилированием предприятия или его структурных подразделений, полной или частичной приостановкой производства и т.д.

Ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза (ст. 12 Закона о профсоюзах).

Увольняем в связи с сокращением

В её начале указывается, что в ситуации оптимизации штата сотрудников приоритет в продолжении работы имеют сотрудники с более значительной производительностью труда и квалификацией.

Далее классифицируются группы сотрудников, которым отдаётся предпочтение в ситуации равной производительности и степени квалификации. Статья выделяет пять таких приоритетных категорий. В них входят сотрудники, которые:

  • имеют двух и больше иждивенцев в своей семье: неспособных по разным причинам полноценно трудиться лиц;
  • не имеют в семье других трудящихся лиц;
  • получили во время работы у данного нанимателя профзаболевание или увечье;
  • являются инвалидами ВОВ или боевых действий;
  • повышают свой профессиональный уровень без отрыва от трудовой деятельности.

В заключении указывается, что колдоговор может предполагать и другие категории сотрудников, пользующиеся приоритетом для оставления на работе при сокращении персонала.

Разобранная статья подробно описывает моменты, которые должен принимать во внимание наниматель, планируя массовое уменьшение численности персонала. Нужно отметить, что перечень привилегированных групп имеет открытый характер, оставляя возможность сохранить на работе и других сотрудников, помимо прямо указанных в статье.

Как законодательно регулируются понятия производительности и квалификации?

Целостное определение понятия производительности труда в актуальном законодательстве отсутствует. В этой области нужно ориентироваться на понятие нормирования труда, которое де-факто заменяет производительность. Вопросам нормирования труда в ТК отведена отдельная глава 22, а само понятие норм труда разобрано в ст. 160. Под ними подразумевают разнообразные нормы выработки, устанавливаемые относительно имеющегося уровня технологий и прочих подобных факторов. Показателем, иллюстрирующим, насколько успешно сотрудник выполняет установленные для него нормы выработки, как раз и является его производительность. Как можно заметить, нормы труда в такой трактовке являются синонимом производительности.

Другая ситуация с квалификацией сотрудников. Это понятие отдельно разобрано в ст. 195.1 ТК. Здесь имеется в виду имеющийся у сотрудника уровень знаний, умений, специальных навыков и опыта трудовой деятельности.

Поэтому для понимания терминов производительности и квалификации сотрудника с точки зрения рассматриваемой статьи нужно ориентироваться на ст. 160 и 195.1 ТК.

Дополнительные сведения по этому вопросу содержатся в Определении КС № 917-О-О от 17.06.10.

Отдельно нужно отметить, что на практике производительность не всегда связана с профессиональной квалификацией и при решении вопроса, какого сотрудника можно оставить, выбирают более производительного.

Какие иные категории привилегированных, с точки зрения разбираемой статьи, сотрудников могут указываться в колдоговорах?

Перечисленный в статье круг сотрудников, которые обладают приоритетом в продолжении своей трудовой деятельности при массовых увольнениях, обычно расширяют за счёт лиц:

  • предпенсионного возраста (до срока выхода на пенсию остаётся 3 года и менее);
  • имеющих большой и успешный стаж работы у данного нанимателя;
  • имеющих награды и отличия за их трудовую деятельность и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что перечисленные в колдоговоре группы не должны отбираться по признакам пола, политическим убеждениям и прочим субъективным факторам, иначе это будет считаться нарушением базовых принципов в области дискриминации, изложенных в ст. 3 ТК. В частности, таким нарушением будет считаться попытка установить привилегированный статус для членов профсоюза.

Отдельно нужно отметить, что трудовым законодательством предусмотрены привилегированные группы сотрудников, которых затруднительно уволить по желанию нанимателя в любой ситуации. Для них не нужно отдельное упоминание в колдоговоре. К ним относятся:

  • беременные женщины;
  • участвующие в забастовке (запрет локаута);
  • несовершеннолетние;
  • руководители профсоюзных структур и т.д.

Для каждой из перечисленных групп в ТК присутствуют особые статьи, прописывающие специальные процедуры увольнения. Следовательно, к ним неприменимы в полном объёме критерии производительности и квалификации, перечисленные в ст. 179. Даже если представители этих групп не обладают необходимыми навыками, они имеют привилегированный статус при массовых сокращениях персонала.

Если говорить о типичных ошибках при сокращении, то к ним можно отнести:

  • отсутствие (невручение) уведомления о сокращении;
  • увольнение работника ранее двухмесячного срока уведомления;
  • неуведомление органов занятости и профсоюза (при его наличии) в установленные сроки;
  • непредложение вакансий при их наличии.

Когда речь идет о сокращении численности работников, достаточно распространенной ошибкой является непроведение или неправильное проведение оценки преимущественного права (ст. 179 ТК РФ). Так, например, часто у работодателей вообще отсутствуют критерии оценки производительности труда и квалификации либо данные критерии судами признаются субъективными.

Владелец бизнеса, анализируя его работу, может прийти к выводу, что отдельные штатные единицы в настоящее время создают дополнительную финансовую нагрузку, поэтому оптимизация численности персонала позволит извлечь дополнительные ресурсы на развитие дела или повысит его рентабельность.

Планируя предстоящее сокращение, работодатель должен учитывать, что отдельные категории работников должны быть сокращены в последнюю очередь. К такой категории относятся:

  • беременные;
  • лица, имеющие двух и более иждивенцев;
  • работники, являющиеся единственными трудоустроенными в семье;
  • работники, которые получили трудовое увечье или профессиональное заболевание у данного работодателя;
  • инвалиды боевых действий;
  • сотрудники, повышающие квалификацию по направлению работодателя без отрыва от производства.

Когда принято окончательно решение о предстоящем сокращении, работодатель издает соответствующий приказ, в котором также утверждается новое штатное расписание. С приказом необходимо ознакомить всех заинтересованных работников.

Важно знать! На нашем сайте открылся каталог франшиз! Перейти в каталог…

Несколько иной порядок предусмотрен если деятельность организации прекращается совсем. Закрытие ООО осуществляется исключительно по решению его учредителей на общем собрании. Данное решение оформляется протоколом, который служит основанием для издания приказа о предстоящем сокращении в связи с ликвидацией предприятия.

Если бизнес велся в форме индивидуального предпринимательства, то предприниматель должен издать приказ о сокращении персонала, указав причину – прекращение деятельности ИП.

После издания приказа о сокращении необходимо провести уведомление всех работников, которые подлежат сокращению. Важно помнить, что такое уведомление работник должен получить не позднее, чем за два месяца до даты сокращения, вне зависимости от причины сокращения.

Уведомление составляется в письменном виде в произвольной форме, в нем необходимо указать:

  • ф.и.о. работника;
  • дату сокращения;
  • основание сокращения – здесь можно дать ссылку на приказ, а также указать причину сокращения, например, ликвидация юридического лица;
  • дату уведомления.

Важно, чтобы данное уведомление работник подписал – только в таком случае он будет считаться уведомленным должным образом. Иногда возникают ситуации, что работник отказывается подписывать подобный документ. В этом случае можно действовать следующим образом:

  • пригласить работника и двух свидетелей, зачитать уведомление о сокращении и предложить подписать, если работник отказывается, то составить акт об отказе в подписании, который заверяют приглашенные в качестве свидетелей работники. Желательно зафиксировать этот процесс на камеру, в случае возникновения спора – запись будет хорошим доказательством;
  • направить по месту жительства работника заказное письмо с описью вложения. В этом случае срок уведомления будет отсчитываться с момента получения данного письма или возврата по истечению срока хранения.

Практика показывает, что различные сложности, которые могут возникнуть при уведомлении о сокращении, заставляют работодателя сообщать о предстоящем сокращения гораздо раньше, чем два месяца.

С момента уведомления работника работодатель обязан предлагать высвобождаемому сотруднику вакантные места на предприятии. Причем вакансии должны подходить по уровню квалификации, образованию, личностным качествам, в том числе допускается предложение вакансии с окладом ниже действующего. Работник может принять решение о переходе на вакантную должность в любой момент до даты увольнения.

Совет: предложение вакантных должностей необходимо документально фиксировать, например, направить работнику предложение-уведомление с перечнем должностей, на которые он может быть переведен. Подпись работника на таком предложении в дальнейшем позволит доказать при необходимости, что работодатель приложил все усилия по сохранению рабочего места для работника.

Увольнение по сокращению штатов: расчет компенсации

В трудовом законодательстве есть такая форма защиты прав работников, как профессиональные союзы. Они создаются в самых различных отраслях, а их структурные подразделения могут формироваться на любом предприятии, вне зависимости от формы собственности и размеров организации. Создание профсоюзов является добровольным решением работников, также и у работодателей есть право на инициирование создания профобъединения. Функций у них достаточно много, но одна из главных – защита прав работников. Поэтому законодательство и предусматривает обязательное уведомление профсоюза при его наличии о предстоящем сокращении. Для этого работодатель должен направить приказ о сокращении руководителю профессионального объединения на его предприятии. В течение семи дней профсоюз должен вынести мотивированное решение о согласии или несогласии с данным приказом. После чего законодательство отводит три дня на согласование условий сокращения.

Собственник бизнеса не обязан соглашаться с решением профсоюзных органов, но в таком случае необходимо учитывать, что возникает риск обращения в суд. Впрочем, судебная практика последних лет показывает, что если работодатель строго следует требованиям ТК РФ при сокращении, то несогласие с решением профсоюза не создает серьезных трудностей по отстаиванию своей позиции в суде.

Ст. 261 ТК РФ устанавливает категории лиц, которые не подлежат сокращению. К ним относятся:

  • беременная женщина;
  • женщина, имеющая ребенка в возрасте до 3-х лет;
  • одинокая мать, воспитывающая ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
  • одинокая мать, воспитывающая ребенка в возрасте до 14 лет;
  • другое лицо, воспитывающее указанных выше детей без матери;
  • родитель (иной законный представитель ребенка), являющийся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до 3-х лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.

Более подробно о категориях лиц, которых нельзя сокращать, читайте в статье «6 ситуаций, когда сокращение сотрудника может обернуться судом».

Дополнительная документация также как и основная оформляется полноценно. Ошибок и любых недочетов быть не должно. Среди дополнительной документации есть несколько документов, которые заполняются при необходимости. Сюда относится:

  • уведомление профсоюзной организации, если работник является ее членом;
  • работник может предоставить справки и документы, которые регламентируют его льготы или трудовые гарантии с преимущественным правом по запросу кадрового отдела, если у них информации нет или недостаточно. Пример, женщина усыновила ребенка до трех лет, следовательно она уже не может быть сокращена;
  • договор досрочного расторжения трудовых взаимоотношений, то есть согласие всех сторон оформленное письменно;
  • отказ или согласие сотрудника на предоставленную свободную вакансию.

Все эти документы оформляются в зависимости от ситуации. Требуется не нарушать правила заполнения и оформления таких документов, так как они регламентируют особые нюансы процедуры.

При процессе сокращения должны быть предоставлены все документы и справки, которые влияют на порядок и особенности процедуры. Вся документация должна оформляться по установленным правилам. Также стоит помнить, что даже после увольнения сотрудник может запросить различные выписки из приказов с помощью простого заявления. Любое нарушение в ведении документов или отсутствие их может привести к аннулированию процедуры сокращения.

Обязанность по доказыванию факта сокращения лежит на работодателе. Запуск процедуры сокращения начинается с принятия решения уполномоченным лицом компании о проведении сокращения.

Такое решение должно быть оформлено письменно. Это может быть, например, приказ генерального директора или протокол совета директоров. На основании этого решения издается приказ об изменении штатного расписания и непосредственно изменяется штатное расписание. Именно эти документы будут являться доказательством проведения сокращения.

Кроме того, поскольку трудовые споры чаще всего возникают уже после увольнения в связи с сокращением численности или штата работников, то судом исследуется и факт того, не был ли после увольнения принят на ту же должность новый работник. В данном случае сокращение может быть признано незаконным («мнимым»). Из этого можно сделать вывод, что факт наличия сокращения можно доказать и отсутствием должности в штатном расписании, действующем на момент рассмотрения спора.

Не позже двух месяцев до увольнения надо обратиться в профсоюз, если он имеет место быть в организации, заявив о планируемом событии. Не всегда в компании имеются профсоюзы и если они отсутствуют, то тогда на основании установленных норм трудового законодательства уведомить о расторжении трудового договора по инициативе работодателя надо ту организацию, в рядах которой работник состоит. Также упомянуть надо о службе занятости населения. Ее уведомлять нужно также, как и профсоюзы за два месяца до увольнения работников. Но есть небольшое исключение и оно касается индивидуальных предпринимателей. В частности, для таких категорий юридических лиц срок равен двум календарным неделям.

Трудовое законодательство Российской Федерации обязывает работодателя отчитываться о проделанных действиях в службу занятости в определенных ситуациях. Например, когда ликвидируется компания или реорганизовывается, что в свою очередь влияет на численность штата. Если сокращение приведет к массовому увольнению, то отчитаться требуется не позднее чем за три месяца. Кроме того, администрация обязана сообщать о введении режима неполного рабочего времени в случае приостановки производства. Подавать такие данные следует в течение трех рабочих дней после того, как был издан приказ и было принято решение руководства компании о сокращении штата.


Если в компании сокращаются две одинаковых должности, то тогда работодатель должен определиться с тем, кого можно оставить, а кого в итоге уволить. Преимущество получают сотрудники, которые имеют большую квалификацию и производительность труда.


  • Супруги военнослужащих;
  • Единственные кормильцы несовершеннолетних детей;
  • Работники, имеющие иждивенцев. Например, многодетные граждане;
  • Ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • Работники, получившие профессиональное заболевание в ходе осуществления своей трудовой деятельности.

Есть некоторые работники, которые не могут по закону подлежать увольнению и сокращению. К таким гражданам относятся сотрудники, обладающие доступом к государственной тайне.


Каждый сокращаемый работник в компании обязан быть уведомленным за два месяца о сокращении. При этом факт уведомления надо подкрепить подписью работника, то есть то должен понимать, что происходит процесс уведомления и не возражать против него. Если работник фактически отсутствует на работе, то тогда работодатель направляет ему уведомление заказным письмом с уведомлением о вручении почтой. Но помнить надо о том, что сотрудники должны ознакомиться с фактом предстоящего увольнения не менее чем за два календарных месяца. месяца, поэтому, направляя письмо, необходимо учесть сроки его доставки.


По закону работодатель должен предложить сокращаемым гражданам иные вакансии, которые имеются в его распоряжении. Эти должности должны быть вакантными и не противопоказанными по состоянию здоровья. Если не сделать это, то тогда работник может обратиться с исковым заявлением в суд и восстановить свою штатную единицу. Факт предложения вакантных должностей обязательно оформляется письменным образом. Если работник не хочет воспользоваться предлагаемой ему вакансией, то тогда он должен подписать отказ и составленный акт.


Дождаться надо получения мнения профессионального союза о сокращении работника, который является членом этой организации. Мнение профсоюза, имеющегося на предприятии носит обязательный характер в соответствии с положениями статьи 373 Трудового кодекса Российской Федерации. После уведомления у профсоюза есть неделя на то, чтобы выработать позицию по вопросу, связанному с сокращением сотрудников. В случае согласия руководство профессионального союза напишет о том, что оно не возражает против проведения сокращения. В ситуации с несогласием профсоюза с решением, принятым работодателем требуется в трехдневный срок проведение консультации с целью поиска оптимального и компромиссного решения.


Приняв решение о сокращении численности или штата, руководитель организации должен оформить соответствующий приказ. Специальной формы приказа законом не предусмотрено. Главное, отразить в нем причину и дату предстоящего сокращения, а также отметить сокращаемые должности. Этим же либо отдельным приказом следует утвердить новое штатное расписание.

БЛАНКИ И ОБРАЗЦЫ

Приказ о сокращении численности или штата

Уведомление работника о сокращении штата организации и наличии вакантных должностей

Акт об отказе от подписания документа

Уведомление службы занятости о сокращении численности (штата) работников

Уведомление профсоюза о сокращении численности (штата) работников

Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (Форма № Т-8)

Заявление о выдаче справки о сумме заработной платы за два года

Справка о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года

Образец заполнения справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года

Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (Форма № Т-61)

Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников предоставляется тем сотрудникам, чьи показатели производительности труда и квалификации выше, чем у остальных (ст. 179 ТК РФ).

При равной производительности труда и квалификации предпочтение отдается:

  • семейным работникам – при наличии у них двух или более иждивенцев;
  • лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
  • работникам, получившим в период работы в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание;
  • инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
  • работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Иные категории работников, которые имеют преимущество при оставлении на работе, можно установить в коллективном договоре (ч. 3 ст. 179 ТК РФ).

Кроме того, не могут быть уволены по сокращению штата беременные сотрудницы, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет/ребенка-инвалида до 18 лет (ст. 261 ТК РФ).

О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работника нужно предупредить персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ). Из этого правила есть несколько исключений – так, сотрудника, заключившего трудовой договор на срок до двух месяцев, об увольнении нужно предупредить не менее чем за три календарных дня, а занятого на сезонных работах, – не менее чем за семь календарных дней (ч. 2 ст. 292, ч. 2 ст. 296 ТК РФ). Также трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении – с письменного согласия сотрудника (ч. 3 ст. 180 ТК РФ).

Если работник отказывается ставить отметку о получении уведомления, необходимо составить соответствующий акт в присутствии не менее чем двух свидетелей – этот документ станет подтверждением факта уведомления работника об увольнении.

В письменной форме не позднее чем за два месяца до увольнения работодатель должен сообщить о сокращении численности или штата сотрудников профсоюз, а также службу занятости (ст. 82 ТК РФ, п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). Если же решение о сокращении может привести к массовому увольнению, сделать это нужно не позднее чем за три месяца.

В уведомлении, направляемом в профсоюз, указываются Ф. И. О. подпадающих под сокращение работников, а также наименования их профессий, должностей или специальностей.

В обращении в службу занятости следует указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к каждому из сокращаемых работников и условия оплаты их труда.

Если работник не согласился ни на одну из предложенных вакансий, в последний день его работы отдел кадров оформляет приказ о прекращении трудового договора (форма № Т-8 или Т-8а). Формулировка причины увольнения может быть следующая: «Сокращение численности (штата) работников организации, п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ».

С этим приказом работника нужно ознакомить под роспись в день увольнения (ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ).

Сокращение штата работников: как правильно оптимизировать штатное расписание?

Перед увольнением работника соответствующая запись вносится отделом кадров в его личную карточку (форма № Т-2).

В «Основании прекращения трудового договора (увольнения)» нужно прописать причину увольнения: «Сокращение численности (штата) работников организации, п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ».

В строке «Дата увольнения» – указать последний день работы.

Затем следует внести реквизиты приказа о прекращении трудового договора – его дату и номер.

После этого работник и сотрудник отдела кадров заверяют информацию об увольнении своими подписями.

В последний день работы отдел кадров совместно с бухгалтерией заполняют записку-расчет о прекращении трудового договора с сотрудником (форма № Т-61). На лицевой стороне сотрудник отдела кадров указывает общие сведения о работнике, а также информацию об увольнении и факте расторжения трудового договора. А на оборотной стороне бухгалтер рассчитывает сумму положенной работнику выплаты.

Знакомить сотрудника с запиской-расчетом работодатель не обязан.

Стоит учитывать, что есть ряд работников, которых организация во главе с руководителем уволить на законных основаниях не может. К ним относятся:

  • работники с временной нетрудоспособностью, подтвержденной документально;
  • несовершеннолетние лица;
  • женщины в декретном отпуске (ч. 4 ст. 256 ТК РФ);
  • беременные, если сокращение не подразумевает ликвидацию организации;
  • женщины воспитывающие детей в возрасте до 3-х лет, а так же матери-одиночки;
  • женщины воспитывающие ребенка-инвалида;
  • работники находящиеся в ежегодном, учебном отпуске, а так же отпуске без сохранения заработной платы;
  • многодетные семьи, если супруг или супруга официально не работает;
  • члены профсоюза.

Поэтому до того как волноваться и начинать искать себе новое место неплохо подумать не попадает ли человек в одну из перечисленных категорий. Тут приведены, конечно, не все «льготные» категории. Подробнее можно прочитать в статье №261 ТК РФ.

В том случае если работник не попадает этот перечень, стоит вернуться к теме о выплатах, положенных при сокращении.Иногда бывает так, что работодатель сокращает пенсионеров или молодых сотрудников, имеющих малый стаж.

Если человек не согласен с увольнением, то он имеет право обратиться в трудовую инспекцию или подать в суд. Сделать это можно, даже если увольнение уже произошло. Если суд решит увольнение несправедливым, то работодатель обязан восстановить работника.

Права рабочего должны быть соблюдены.

Существует определенная процедура сокращения. Им заведует руководящее лицо организации. Именно оно письменно уведомляет работника о ликвидации штатной единицы.

Сотрудник в обязательном порядке расписывается в уведомлении об ознакомлении. Согласно закону сделать это необходимо за два месяца до предполагаемой даты увольнения.

Затем работодатель издает приказ об увольнении работника, где обязательно указывает причину сокращения.

Но есть небольшие нюансы по срокам извещения работников об увольнении:

  • трудящихся на сезонных работах уведомляют за 7 дней до сокращения;
  • работников со стажем работы на предприятии менее 2-х месяцев и работающих по срочному договору за три дня;

Кроме того работодателю необходимо поставить в известность профсоюзную организацию, если такая имеется.

В 2021 году в ТК РФ вышли дополнения, где указано, что в уведомлении работника помимо срока увольнения, работодатель должен предложить другой вариант, который поможет избежать сокращения. Например другую должность или короткий рабочий день. К сожалению, не всегда имеются вакансии.

«Подводные камни» процедуры сокращения персонала

Сотруднику выдаются в последний рабочий день все положенные выплаты в соответствии с действующими законами Российской Федерации и коллективным договором. В обязательном порядке выплачивается заработок за текущий месяц и компенсация за отпуск, который был не использован. Согласно российскому ТК (ст. 140) и трудовому договору существуют специальные выплаты:

  1. Выходное пособие. Может считаться как средний месячный заработок.
  2. Помощь, которая равна среднему заработку за месяц. Выплачивается с учетом выходного пособия на протяжении двух месяцев, до времени нового трудоустройства.
  3. Оплачивается третий месяц в случае регистрации сотрудника в двухнедельный срок после расчета в центр занятости (на биржу), который не смог за это время трудоустроить соискателя.
  4. Другие выплаты, если они предусмотрены индивидуальным договором.

Согласно статье 180 ТК РФ выходные пособия при сокращении на 2021 год начисляются сотруднику в такие сроки:

  • зарплата за последний рабочий месяц, неиспользованные отпускные дни, пособие — выдаются не позже последнего трудового дня;
  • плата за сокращение раньше срока в случае соблюдения всех условий также оплачивается в последний отработанный день;
  • по прошествии двух месяцев в случае нетрудоустройства после сокращения выплачивается средняя зарплата. Для этого сотрудник обращается с письменным заявлением к бывшему работодателю и предоставляет подтверждающий документ (можно предъявить трудовую книжку).

Расчет выходного пособия при сокращении штата 2021 года регламентируется российским законодательством, в частности: Постановлением Российского Правительства от 24.12.2007 г. № 922. Основой для определения всех компенсационных выплат увольняемому является средняя зарплата.

Расчет среднего заработка при сокращении работника 2021 г. производится по формуле:

СЗ = ГВ/ОД, где

СЗ — средний заработок,

ГВ — годовые выплаты, до момента увольнения,

ОД — отработанные дни за год.

При расчете важно знать, что больничные и отпускные не учитываются. Это касается и тех выплат, которые не имеют отношения к оплате труда — проезд, жилье, обучение и другая денежная помощь.

Пособие сокращенному с основного места трудоустройства выдается в размере одной средней зарплаты, если же эта работа по совместительству, сотрудник не может претендовать на компенсацию, так как основную работу не теряет.

Пример расчета пособия при сокращении штатов в 2021 году: для определения его суммы необходимо умножить рабочие дни по календарю после того, как рассчитали сотрудника, на среднедневную зарплату (ВП = РД*ЗПсрд).

Чтобы посчитать, сколько денежного довольствия получит рабочий за последующие второй, третий месяцы, в эту же формулу подставляют дни за нужный период.

Рассчитать компенсационные выплаты за увольнение раньше положенного срока можно путем умножения среднемесячной зарплаты на рабочие дни с момента сокращения до конца двух месяцев (КВ = ЗПсрм*РД).

Еще одним немаловажным фактором является то, что выходное пособие сокращаемого работника не облагается налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховыми взносами, но только в случае непревышения размера пособия трехкратной среднемесячной зарплаты. Налоги и взносы начисляются только на превышающую часть компенсации.

Согласно статьям 127 и 178 Трудового кодекса РФ, расторжение трудового договора с работником предусматривает следующие выплаты:

  1. Выходное пособие в размере среднего месячного заработка (абз. 1 ст. 178 ТК РФ);
  2. Компенсация за все неиспользованные отпуска;
  3. Средний месячный заработок на период трудоустройства, но не более двух месяцев со дня увольнения – за вычетом выходного пособия) (абз. 1 ст. 178 ТК РФ).

Итак, какие выплаты положены при сокращении работника в 2021 году и как их считают, рассмотрим подробнее. Пример расчета выплат при сокращении работника 2021 смотрите ниже.

1. Выходное пособие в размере среднемесячного заработка. Выходное пособие выплачивают в размере среднемесячного заработка, размер которого определяют в соответствии с ч. 3 ст. 139 ТК РФ и пунктом 9 Положения о среднем заработке.

К числу законных оснований перевода сотрудника, которые предусмотрены действующим законодательством, относятся:

  • временная потеря трудоспособности (например, при длительном заболевании, беременности и др.);
  • сотрудница находится в отпуске по уходу за ребенком;
  • работник направляется в длительную командировку;
  • на предприятии произошли кадровые перестановки, из-за которых образовались новые вакантные места;
  • другие факторы, имеющие прямое отношение к производственной необходимости.

При этом большая часть кадровых перестановок определена интересами организации.

Если требуется по таким же основаниям выполнить ряд заданий, информацию о которых не содержит трудовой договор, но они необходимы с целью обеспечения сохранения имущества, предотвращения материального ущерба, замены специалиста, отсутствующего по уважительным причинам, согласия не требуется. Но срок такой работы не должен превышать 1 месяц.

Если изменения носят постоянный характер, от начальника структурного подразделения, куда направляется специалист, необходимо письменное заявление для администрации или служебная записка с обоснованием.

Процедура сокращения сотрудников представляет собой достаточно трудоемкий процесс, включающий в себя несколько обязательных действий. Например, во время ее осуществления должно быть составлено новое штатное расписание.

В отношении письменного предложения о наличии другой вакансии – здесь действующие нормы не устанавливают какой-либо формы документа. Следовательно, он может быть составлен в произвольном порядке, с учетом действующих правил по делопроизводству, а также норм внутреннего порядка, действующего в определенной организации.

Более того, в трудовом законодательстве не имеется четких указаний относительно письменной формы такого предложения. Теоретически это можно сделать и устно, однако лучше выбрать все же стандартную – письменную форму. Наличие подтверждающего документа сможет обеспечить работодателю дополнительную страховку в том случае, если в процессе сокращения между ним и работником возникнут определенные споры.

Структура документа будет состоять из следующих сведений:

  • вверху листа должно быть указано полное наименование учреждения, в соответствии с информацией, содержащейся в Уставе организации или в иных учредительных документах. Далее указывается непосредственная дата составления письменного предложения;
  • далее идет указание фактического назначения документа: «Предложение о вакансии»;
  • затем необходимо внести всю важную информацию о самой процедуре сокращения, а в частности – на основании чего она осуществляется. Здесь отмечается номер и дата ранее созданного приказа о сокращении численности штата;
  • далее идет указание одной или нескольких вакансий, на которые сокращаемый сотрудник может перейти. Вакансии указываются кратко, но с обязательной отметкой о размере оплаты труда, который установлен для каждого предложения;
  • далее идут все дополнительные сведения, например, точный срок, до которого работник должен дать свой ответ, относительно того, будет ли он переходить на одну из предложенных вакансий или нет;
  • заключительным этапом становится постановка подписи уполномоченного лица – работодателя, с оформлением дополнительного места, куда сотрудник должен вписать свой ответ.

При предложении должностей сотрудникам необходимо соблюдать определенный порядок:

  • Вакансии предлагаются в соответствии с квалификацией работника. В первую очередь тем, у кого высокая квалификация и большой опыт (статья 179 ТК РФ)
  • Рабочее место, которое планируется сократить, не может быть предложено в качестве вакансии
  • Все предлагаемые вакансии нужно оформить списком. Изначально имеет смысл выдать такой список вместе с уведомлением о сокращении
  • Нельзя предлагать вакансии в другом регионе
  • Все отказы от вакансий оформляются в письменном виде
  • Сотруднику нужно предлагать вакансии, даже если они предполагают работу на полставки
  • Если при сокращении будут выявлены нарушения, то суд обяжет восстановить работника на прежней должности, даже если она попала под сокращение

Новая должность, как правило, предполагает новые обязанности. Иногда они радикально отличаются от прежних. Классический пример — переход с позиции сотрудника-исполнителя на «ступеньку» руководителя.

Многие высококлассные профессионалы оказываются никудышными организаторами. Прежде чем занять кресло начальника, спросите себя, сумеете ли вы:

  • требовать и настаивать на своём;
  • делегировать полномочия;
  • слушать и слышать окружающих;
  • быть душой компании и воодушевлять людей,
  • свободно вести себя на публике;
  • с лёгкостью соблюдать правила делового этикета.

Возможно, вам лучше предпочесть горизонтальную карьеру — то есть, приобретать дополнительные компетенции, а не менять должности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *