Кто устанавливает размеры материальной помощи в бюджетном учреждении 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто устанавливает размеры материальной помощи в бюджетном учреждении 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с пунктом 2(1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 33, ст. 3852; 2017, № 47, ст. 6985), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» (далее — Примерное положение).

2. Рекомендовать федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям сферы образования, подведомственным Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, привести в трехмесячный срок со дня государственной регистрации настоящего приказа Министерством юстиции Российской Федерации системы оплаты труда в соответствие с Примерным положением.

3. Признать не подлежащим применению приказ Федерального агентства научных организаций от 21 апреля 2015 г. № 10н «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений сферы образования, подведомственных Федеральному агентству научных организаций» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 мая 2015 г., регистрационный № 37218).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр В.Н. Фальков

Материальная помощь, не облагаемая налогом в 2021 году

1. Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» (далее соответственно — Положение, учреждения) разработано в соответствии с пунктом 2(1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 33, ст. 3852; 2017, № 47, ст. 6985) (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583), с учетом Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2008 г. № 425н (признан Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 01/8393-АВ), в который были внесены изменения приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. № 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный № 32284), и устанавливает систему оплаты труда работников и руководителей учреждений.

2. Положение регулирует порядок оплаты труда работников учреждений за счет средств субсидий, поступающих из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), средств, поступающих от приносящей доход деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования (далее — финансовое обеспечение).

3. Системы оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов) (далее — оклады), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При утверждении положения об оплате труда работников учреждения и иных локальных нормативных актов, касающихся системы оплаты труда, необходимо учитывать мнение представительного органа работников.

Система оплаты труда устанавливается с учетом фонда оплаты труда, сформированного на календарный год.

Фонд оплаты труда работников учреждения формируется из финансового обеспечения учреждения.

4. Экономия фонда оплаты труда может быть использована для осуществления выплат социального характера, включая оказание материальной помощи, в соответствии с локальными нормативными актами учреждений о выплатах социального характера или коллективным договором.

5. Определение размеров заработной платы осуществляется в соответствии с системой оплаты труда работников учреждений, в том числе замещаемым в порядке совместительства. Оплата труда работников учреждений, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени либо в зависимости от выполненного объема работ. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, замещаемой в порядке совместительства по другому трудовому договору, производится раздельно по каждой из должностей.

6. Педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год, осуществляемая в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 августа 2003 г., регистрационный № 4963), оплачивается пропорционально количеству отработанных часов в соответствии с размером оплаты за один час, установленным локальным нормативным актом учреждения в зависимости от реализуемых образовательных программ и (или) уровня квалификации педагогического работника.

7. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации. Месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

8. Заработная плата работников (без учета выплат стимулирующего характера), устанавливаемая в соответствии с Положением, в случае изменения (совершенствования) системы оплаты труда работников не может быть меньше заработной платы (без учета выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения (совершенствования), при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

12. Системы оплаты труда работников учреждения устанавливаются с учетом:

единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;

номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций;

продолжительности рабочего времени педагогических работников (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю, в год);

государственных гарантий по оплате труда;

особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2008 г., регистрационный № 11081), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. № 738н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2009 г., регистрационный № 13145), от 17 сентября 2010 г. № 810н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г., регистрационный № 18714) и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. № 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный № 32284) (далее — Перечень видов выплат компенсационного характера);

перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 818 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2008 г., регистрационный № 11080), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. № 739н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2009 г., регистрационный № 13146) и от 17 сентября 2010 г. № 810н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г., регистрационный № 18714) (далее — Перечень видов выплат стимулирующего характера);

Положения;

единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878);

отраслевого соглашения;

мнения представительного органа работников;

систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором на основе типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, рекомендуемые штатные нормативы, нормы обслуживания и другие типовые нормы).

13. Размеры окладов работников, размеры ставок заработной платы, установленные за норму часов педагогической работы в неделю (в год), представляют собой фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Размеры окладов, ставок заработной платы работников учреждений устанавливаются на основе отнесения их профессий (должностей) к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ).

Нормы часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников определяются в соответствии с приложением 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 февраля 2015 г., регистрационный № 36204) с изменениями, внесенными приказами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 755 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2016 г., регистрационный № 42884) и Министерства просвещения Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 234 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 мая 2019 г., регистрационный № 54675).

В случае если профессии (должности) работников, включенные в ПКГ, не структурированы по квалификационным уровням, то размеры окладов, ставок заработной платы устанавливаются по ПКГ.

Минимальные размеры окладов, ставок заработной платы по ПКГ (уровням) приведены в приложении к Положению.

14. Оклады, ставки заработной платы пересматриваются учреждением в случае, если они установлены в меньшем размере, чем Положением. Принятие Положения не является основанием для снижения окладов, если они установлены в большем размере.

15. Оклады заместит��лей руководителей (начальников) структурных подразделений учреждения, за исключением окладов заместителей главного бухгалтера, рекомендуется устанавливать на 10-20 % ниже окладов руководителей (начальников) соответствующих структурных подразделений.

31. В целях поощрения работников учреждения за выполненную работу в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера работникам учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:

выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

выплаты за качество выполняемых работ;

выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

премиальные выплаты по итогам работы.

32. Финансирование выплат стимулирующего характера осуществляется за счет финансового обеспечения.

33. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются в учреждениях самостоятельно в пределах фонда оплаты труда.

34. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с Положением, коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, и конкретизируются в трудовом договоре работника.

Максимальным размером выплаты стимулирующего характера не ограничены.

35. Выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются с целью мотивации работников учреждений к повышению уровня квалификации. Рекомендуется применять повышающие коэффициенты за наличие квалификационной категории, установленной по результатам аттестации, почетного звания с наименованием «заслуженный», ученого звания и ученой степени к окладу, а для педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, — к заработной плате, исчисленной с учетом фактического объема учебной (преподавательской, педагогической) работы.

Повышающие коэффициенты к окладу за квалификационную категорию, почетное звание, ученое звание и ученую степень суммируются по каждому из оснований.

36. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера за высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы для всех категорий работников учреждений устанавливаются с учетом разрабатываемых в учреждении формализованных показателей и критериев оценки эффективности труда работников.

При этом рекомендуется учитывать:

36.1. Для педагогических работников учреждений:

реализацию программ по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольных и общеобразовательных организациях, участие в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;

участие педагогического работника в разработке и реализации основной общеобразовательной программы;

работу с детьми из социально неблагополучных семей;

использование в деятельности современных образовательных технологий;

долю направлений подготовки и специальностей высшего образования, образовательные программы по которым реализуются с использованием дистанционных образовательных технологий;

наличие разработанных и утвержденных основных образовательных программ (рабочих учебных планов) по всем специальностям и направлениям подготовки высшего образования, реализуемым учреждением;

наличие учебно-методических комплексов, в том числе на сайте учреждения;

работу по финансируемой теме научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической работы, либо подготовку заявки на научный конкурс, принятой к рассмотрению;

публикационную активность в рецензируемых отечественных и ведущих зарубежных периодических изданиях, в журналах, индексируемых в наукометрических базах данных;

присуждение ученой степени и (или) ученого звания и (или) почетного звания;

издание учебников, учебных пособий, публикацию монографии либо проведение персональной творческой выставки;

участие в международных, всероссийских, региональных научных мероприятиях (конференциях, научных семинарах (форумах), конгрессах, симпозиумах) с докладом;

наличие подготовленных преподавателем (по дисциплинам кафедры, на факультете) студентов-победителей и призеров всероссийских (международных) олимпиад, конкурсов и соревнований;

руководство научно-исследовательской работой студента, представленной на международный, всероссийский, региональный научный конкурс, либо подготовка студента к выступлению с научным докладом;

публикацию научной статьи в сборнике научных трудов (материалов конференций) в соавторстве со студентом;

наличие и выполнение программы развития учреждения;

организацию, проведение или участие в профориентационных мероприятиях, организованных кафедрой (факультетом, учреждением);

количество долгосрочных (не менее 3 лет) договоров с юридическими и физическими лицами о практической подготовке студентов, обучающихся по очной форме обучения по всем реализуемым учреждением направлениям подготовки, специальностям высшего образования;

количество выпускных квалификационных работ, выполненных студентами очной формы обучения по официальным заявкам работодателей, под руководством педагогического работника;

наличие объектов интеллектуальной собственности, получение охранных документов, патентов на них;

участие в инновационной деятельности учреждения;

долю ставок, занятых научно-педагогическими работниками, имеющими ученую степень кандидата (доктора) наук;

использование новых эффективных технологий в процессе работы;

работу с лицами с ограниченными возможностями здоровья;

применение в работе иностранного языка;

другие показатели и условия.

36.2. Для работников учреждений, осуществляющих трудовую деятельность по профессиям рабочих:

особый режим работы (связанный с обеспечением безаварийной, безотказной и бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения учреждения);

выполнение особо важных и срочных работ;

другие показатели и условия.

42. Условия оплаты труда руководителей учреждений определяются трудовым договором, заключаемым в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 16, ст. 1958; 2018, № 47, ст. 7262).

43. Размер оклада руководителя учреждения определяется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления, особенностей деятельности и значимости учреждения, и отражается в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору с руководителем учреждения.

44. Оклад президента учреждения определяется решением ученого совета учреждения, либо по представлению руководителя учреждения, в размере до 30% ниже должностного оклада руководителя учреждения и устанавливается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору с президентом учреждения.

45. Оклады заместителей руководителей и главного бухгалтера учреждения устанавливаются на 10-30% ниже оклада руководителя учреждения приказами по учреждению.

46. Руководителю учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:

за интенсивность и высокие результаты работы;

премиальные выплаты по итогам работы.

47. Выплата за интенсивность и высокие результаты работы руководителю учреждения осуществляется по решению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за достижение высоких результатов работы руководителя учреждения с указанием размера такой выплаты.

48. Премиальные выплаты по итогам работы осуществляются руководителю учреждения по решению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности учреждений и их руководителей.

49. Руководителю учреждения устанавливаются выплаты компенсационного характера в соответствии с главой III Положения в зависимости от условий труда.

50. Заместители руководителя учреждения, президент учреждения и главный бухгалтер имеют право на получение выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с главами III и IV настоящего Положения в зависимости от условий труда.

51. Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера) не может превышать предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера), установленный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. № 64н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2018 г., регистрационный № 52945).

Материальная помощь работнику БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

52. Выплата материальной помощи руководителю учреждения производится на основании подтверждающих документов в следующих случаях:

а) вступление в брак руководителя учреждения (в размере оклада);

б) рождение ребенка у руководителя учреждения (в размере оклада);

в) смерть супруга, супруги, родителей, детей руководителя учреждения (в размере оклада);

г) утрата или повреждение имущества руководителя учреждения в связи с несчастным случаем, стихийным бедствием (в размере оклада);

д) 50-летие, 60-летие руководителя учреждения и далее каждые пять лет (в размере оклада);

е) болезнь руководителя учреждения свыше одного месяца подряд (в размере оклада).

53. В случае смерти руководителя учреждения материальная помощь выплачивается семье умершего (супруге (супругу), родителям, детям) на основании подтверждающих родство документов (в размере оклада).

54. Решение о выплате материальной помощи руководителю учреждения оформляется приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

55. Условия выплаты материальной помощи президенту учреждения, заместителям руководителя учреждения, главному бухгалтеру учреждения и работникам, ее конкретные размеры устанавливаются локальным актом с учетом мнения представительного органа работников.

56. Решение об оказании материальной помощи президенту учреждения, заместителям руководителя учреждения, главному бухгалтеру учреждения и работникам принимается руководителем учреждения после рассмотрения мотивированного письменного заявления работника, заместителя руководителя учреждения или главного бухгалтера учреждения и документов, подтверждающих наличие оснований для получения материальной помощи.

57. Работникам учреждения при наличии средств по фонду оплаты труда могут выплачиваться иные выплаты социального характера (в том числе в связи с выходом на пенсию, к юбилейным датам и праздникам, в связи с получением государственных наград Российской Федерации и ведомственных наград Министерства науки и высшего образования Российской Федерации).


Минобрнауки урегулировало вопросы оплаты труда работников подведомственных образовательных учреждений.

Установлены минимальные размеры окладов и ставок зарплаты, порядок назначения компенсационных и стимулирующих выплат, условия оплаты труда руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. Экономия фонда оплаты труда может быть использована на соцвыплаты, включая оказание материальной помощи.

Положение об оплате труда работников образовательных учреждений упраздненного ФАНО утратило силу.

Во избежание проблем с ИФНС и ФСС в некоторых случаях при выплате материальной помощи необходимо запастись подтверждающими документами. Особенно это касается ситуаций, когда вся сумма помощи не облагается НДФЛ и страховыми взносами. Например, при выплате помощи в связи со смертью члена семьи необходимо попросить у работника копию свидетельства о смерти его близкого, а также документ, подтверждающий то, что умерший являлся работнику членом семьи (например, свидетельство о браке или о рождении).

Согласно Письму Минфина от 15.07.2016 № 03-04-06/41390, с суммы до 50 000 рублей на каждого малыша платить НДФЛ и страховые взносы не надо. Это предусмотрено в п. 8 статьи 217 НК РФ и п. 1 статьи 422 НК РФ. Как объяснил Минфин (см. Письмо от 16.05.2017 № 03-15-06/29546), страховые взносы не берут даже в том случае, если оба родителя получили максимально возможные суммы. С НДФЛ ситуация немного отличается: в целях налогообложения предусмотрен суммарный лимит для обоих родителей, усыновителей или опекунов. Этот лимит — 50 000 рублей. Если и отец, и мать получают такие выплаты, одному из работодателей придется выполнять функции налогового агента и удержать НДФЛ с суммы, превышающей 50 000 руб.

Организация вправе выплатить работнику 50 тыс. рублей единовременно в качестве материальной помощи в связи с рождением ребенка.
По общему правилу, установленному абзацем 7 пункта 8 статьи 217 Налогового кодекса, эта помощь не облагается НДФЛ, если она выплачивается:

  • в течение первого года жизни ребенка;
  • в сумме, не превышающей 50 тыс. рублей на каждого ребенка.

Если соблюдаются эти условия, выплата в размере 50 тыс. рублей в связи с рождением ребенка не облагается и страховыми взносами (письмо Минфина России от 08.07.2019 N 03-04-06/50324).

При этом претендовать на выплату в указанном размере сможет каждый из родителей, даже независимо от того, что они работают в одной компании. Необлагаемый лимит для них в таком случае составит 100 тыс. рублей (письма Минфина 08.07.2019 № 03-04-06/50324, от 21.03.2018 № 03-04-06/17568).

Матпомощь при рождении ребенка 2021

Чтобы получить от работодателя доплату, работник обязан предоставить:

  • заявление;
  • копию свидетельства о рождении (об установлении опекунства, об усыновлении);
  • документ, подтверждающий, что супруг (супруга) не получали никаких денег на малыша (из Письма Минфина от 01.07.2013 № 03-04-06/24978 следует, что к таким документам могут быть отнесены справка 2-НДФЛ от второго родителя, а если он не трудоустроен — копия трудовой или подтверждение из службы занятости);
  • если второго родителя нет, работодателю предоставляются документы о разводе, смерти или иные бумаги, подтверждающие факт воспитания малыша единственным родителем.

Порядок налогообложения материальной помощи при рождении ребенка в 2017-2018 году установлен п. 8 ст. 217 НК РФ. Если выплачивается сумма меньше 50 000 рублей, то НДФЛ не уплачивается. Если же сумма больше 50 000 рублей, выплаты сверх данной суммы облагаются налогом. Если родилась двойня, от подоходного налога освобождается 100 000 рублей, а если тройня – 150 000 рублей.

Похожее правило установлено и для страховых взносов. Если матпомощь выплачена в размере менее 50 000 рублей, страховые взносы не уплачиваются. Страховыми взносами облагаются суммы сверх 50 000 рублей (п. 1 ст. 422 НК РФ).

Поскольку дополнительные деньги выплачиваются по инициативе и желанию работодателя, нередко между ним и его подчиненными возникают споры, кому и какая сумма положена. Если в ЛНА организации предусмотрена поддержка молодых родителей, то на нее могут рассчитывать все без исключения сотрудники, у которых родились дети или которые взяли под опеку, усыновили малышей. Сумма и сроки выплаты также оговариваются в документах компании.

Надо помнить, что единовременная материальная помощь при рождении ребенка является необязательной выплатой, требовать ее от начальства нельзя. Но если эта выплата зафиксирована в ЛНА, трудовом или коллективном договорах, можно обратиться в профсоюз и трудовую инспекцию. Если мирным путем не удастся решить проблему, возможно также обращение в суд.

Законодательство обходит стороной вопросы регулирования порядка начисления матпомощи, в том числе работникам, у которых родились дети. Однако это не значит, что рассчитывать на поддержку работодателем молодые родители не могут.

Существует два варианта получения материальной помощи на работе при рождении ребенка:

  1. Если порядок начисления рассматриваемых сумм не урегулирован локальными актами или коллективным договором, требуется передать работодателю заявление с просьбой о выдаче матпомощи. В этом случае, руководство само будет решать, производить выплату, или нет.
  2. Если порядок выплат урегулирован внутренними документами организации, необходимо изучить установленные ими требования и действовать согласно прописанной процедуре.

Решение о выплате (как в первой, так и во второй ситуации) принимает работодатель, издавая волевой акт – приказ.

Мать может рассчитывать на 2 пособия: пособие при раннем обращении в женскую консультацию и описанное выше единовременное пособие. Отец также может рассчитывать на определенную поддержку. Для получения такой помощи ему потребуется предоставить следующие документы:

  • копию документа о рождении;
  • справку о том, что мать не получала аналогичную помощь на данного ребенка;
  • справку о доходах.

В случае если мать получала матпомощь по месту своей работы, отец все равно может обратиться с просьбой об оказании ему помощи к руководству, которое может принять решение выплатить определенные денежные средства. Однако такая выплата отдается полностью на усмотрение руководителя.

Какие льготы имеет малоимущая семья и как их получить

Дата публикации 16.02.2021

Вопрос аудитору

По каким КВР и КОСГУ в 2021 году начислить и выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск, материальную помощь и пособие на погребение родственникам умершего сотрудника?

При определении статей (подстатей) КОСГУ учреждения бюджетной сферы руководствуются порядком, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н). Коды видов расходов следует определять согласно порядку, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее — Порядок № 85н).

Право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию и прочих денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам. Это установлено п. 1 ст. 1183 ГК РФ, ст. 141 ТК РФ.

Расходы на выплату компенсации сотрудникам за неиспользованный отпуск отражаются по элементу видов расходов 111 и подстатье 211 КОСГУ (п. 48.1.1.1 Порядка № 85н, п. 10.1.1 Порядка № 209н). Тот факт, что компенсация выплачивается родственникам умершего сотрудника, не меняет экономической сущности расходов учреждения. Следовательно, начисление и выплату компенсации в рассматриваемом случае необходимо отражать также по элементу видов расходов 111 и подстатье 211 КОСГУ.

В соответствии с п. 48.3.2.1 Порядка № 85н расходы учреждений, направленные на социальные выплаты в пользу граждан, в т.ч. выплату материальной помощи членам семьи умершего сотрудника, отражаются по элементу видов расходов 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств».

В Порядке № 209н расходы на единовременную выплату (в т.ч. в виде материальной помощи) членам семьи умершего работника отражаются по подстатье 264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в денежной форме» КОСГУ. Аналогичные разъяснения даны в п. 2.5.3 письма Минфина России от 11.12.2020 № 02-08-10/109210.

Таким образом, в случае смерти сотрудника выплата материальной помощи членам его семьи, близким родственникам отражается по элементу видов расходов 321 и подстатье 264 КОСГУ.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ социальное пособие на погребение выплачивается организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию, в день обращения на основании справки о смерти. Эти выплаты производит работодатель, а фонд возмещает понесенные затраты (п. 10 положения об особенностях назначения и выплаты страхового обеспечения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294).

В соответствии с п. 10.6.5 Порядка № 209н возмещение расходов супруга, близких родственников, иных родственников или иного лица, связанных с погребением бывшего работника, относятся на подстатью 265 КОСГУ (п. 2.5.3 письма Минфина России от 11.12.2020 № 02-08-10/109210).

В свою очередь, социальное пособие на погребение отражается по элементу видов расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» (п. 48.1 Порядка № 85н, письмо Минфина России от 16.10.2020 № 02-08-10/91015).

Таким образом, в 2021 г. расходы на выплату пособия на погребение родственникам умершего сотрудника отражаются по элементу видов расходов 119 и подстатье 265 КОСГУ.

Эти увязки предусмотрены таблицей соответствия видов расходов и статей (подстатей) КОСГУ, применяемой в 2021 году (нформация Минфина России от 13.01.2021).

Диана Шигапова

Материальная помощь — это деньги, которые выплачивает работодатель своим работникам при наступлении определенных событий.

Как выплачивать матпомощь законами не установлено, работодатель определяет порядок выплат сам. Расскажем, как это делается.

Ситуации, когда работникам нужно оказать материальную помощь, работодатель определяет сам. Это может быть:

  • вступление работника в брак,

  • рождение в его семье ребенка,

  • лечение работника или его детей (например, покупка дорогих лекарств, получение платных медуслуг),

  • смерть члена семьи работника (например, матери, отца, супруги),

  • выход работника на пенсию.

Все основания получения матпомощи обычно прописывают в локальном нормативном акте или коллективном договоре. Там же указывают, какие документы нужно принести работнику, сколько дадут денег, в какие сроки они будут перечислены.

Работодатель может предусмотреть как конкретные суммы матпомощи, так и диапазон, например, 20 000 ₽ — 100 000 ₽.

Если условия матпомощи нигде не прописаны, руководитель организации по обращению работника может принять решение о выплатах лично.

Матпомощь не входит в систему оплаты труда по ст. 135 Трудового кодекса РФ, то есть ее не дают за перевыполнение плана или вредные условия труда.

Материальная помощь — выплата социального характера, она предназначена для участия в хороших и поддержки работников в плохих жизненных событиях. Тем самым работодатель показывает свое небезразличие и взамен получает лояльность работников. Такие выплаты — популярная практика всех крупных компаний.

В Трудовом кодексе РФ и других законах нет норм, которые бы обязывали работодателя выплачивать матпомощь, он делает это по собственному волеизъявлению. Поэтому требовать выплаты, если такая обязанность работодателя не установлена локальными документами, работник не может.

Топ‑10 изменений с 2021 года для бухгалтера бюджетной сферы

В положении о матпомощи или коллективном договоре подробно описывают весь этот процесс.

Обращение к работодателю. Обычно от работника требуется заявление с документом, доказывающим факт события. Таким документом может быть копия свидетельства о браке, о рождении ребенка, о смерти родителя.

Издание приказа об оказании материальной помощи. На основании полученного сообщения работодатель издает приказ об оказании матпомощи, где указывает сумму и срок выплаты.

Выплата матпомощи. Бухгалтерия проводит эту операцию на основании приказа руководителя.

Если происходит задержка выплаты матпомощи, за каждый день просрочки на нее начисляются проценты в соответствии со ст. 236 ТК РФ. При этом работник не вправе приостанавливать работу, ссылаясь на ст. 142 Трудового кодекса РФ.

Как мы писали выше, матпомощь — не зарплата, поэтому задержка ее выплаты не может повлечь приостановление работы.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Все важные изменения в бюджетной сфере с 2021 года 841.7 КБ

  • Важные новости для бухгалтера бюджетной сферы за июнь
  • Профпереподготовка для бухгалтера бюджетной сферы: зачем и по каким программам учиться
  • Дайджест № 64. НДС и налог на прибыль: новые законы. Важные письма по налогам
  • Изменения в работе бухгалтера бюджетной сферы: дайджест за май
  • Дайджест № 63. Новое по НДС и НДФЛ
  • КОСГУ и КВР в 2021 году для бюджетных учреждений

Стандарт регламентирует порядок бухгалтерского учета объектов, возникающих при осуществлении совместной деятельности по договору простого товарищества без образования юридического лица или по соглашению о совместных действиях без объединения имущества (вкладов), направленных на достижение целей, не связанных с извлечением прибыли, без образования юридического лица, а также правила раскрытия в отчетности информации об участии субъекта учета в указанной деятельности.

Если имущество участников соглашения о совместной деятельности не объединяется, каждый субъект учета оставляет на своем балансе все используемые активы (ОС, НМА, НПА, МЗ), не переводя их в категорию финансовых вложений. Учреждение ведет бухгалтерский учет в соответствии с действующими нормативными актами, Учетной политикой. В части, относящейся к совместной деятельности, следует применять обособленную аналитику.

В результате выполнения совместных операций у госучреждения могут образоваться активы и доходы, которые нужно принять к учету. При признании таких активов и доходов и выполнении их стоимостной оценки следует руководствоваться:

  • действующим законодательством в сфере бухучета, в том числе инструкциями и стандартами;
  • внутренними локальными нормативными актами, в первую очередь Учетной политикой;
  • соглашением о ведении совместной деятельности.

У субъекта учета, выполняющего завершающие хозяйственные операции, возникают активы и доходы, подлежащие передаче другим участникам. Активы при этом следует учитывать на забалансе, откуда и производить передачу, а причитающиеся другим субъектам учета доходы следует отразить в качестве обязательств перед ними.

В бухгалтерской отчетности учреждению-участнику нужно представить следующие сведения:

  • по каждому соглашению, не предусматривающему объединения имущества: цель и гражданско-правовую форму совместной деятельности, величину активов и обязательств, доходов и расходов, признанных за отчетный период в связи с совместной деятельностью;
  • по каждому договору простого товарищества: цель совместной деятельности, величину вклада по договору и размер дохода за отчетный период;
  • субъект, ведущий общий бухучет, должен сформировать обособленную бухгалтерскую отчетность простого товарищества в соответствии с действующими инструкциями. Если участниками договора были юрлица, не имеющие отношения к бюджетной сфере, нужно раскрыть информацию о размере их вкладов.

Минфин выпустил методические рекомендации по применению федерального стандарта бухучета госфинансов «Выплаты персоналу». В них обобщены правила учета выплат персоналу, в том числе за счет резервов предстоящих расходов.

В учетной политике предусмотрите, на какую дату будете впервые начислять резерв по пенсионным и иным аналогичным выплатам. Это новый вид резерва. Он включает суммы государственного пенсионного обеспечения (кроме выплат из ПФР), а также суммы, которые назначаются на основании локального акта организации по достижении работником установленного законом пенсионного возраста или стажа работы.

Порядок первоначального признания резерва согласуйте с учредителем и финорганом. В стандарте этот вопрос не урегулирован. При этом требования к учету нового вида резерва применяются с 1 января 2021 года. Показатель по счету 401.60 будете отражать в том числе в промежуточной отчетности следующего года. Полагаем, что показатели такой отчетности должны учитывать информацию о новом виде резерва.

В силу п. 4 СГС «Выплаты персоналу», данный стандарт применяется одновременно с положениями СГС «Концептуальные основы».

Федеральные стандарты 2021 года: важные детали для бюджетного учета

Порядок признания в бухгалтерском учете выплат персоналу зависит от их классификации.

Текущие выплаты персоналу признаются в составе расчетов по принятым обязательствам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда по факту их начисления за период, когда персонал исполнял трудовые функции (возлагаемые на него отдельные полномочия), должностные обязанности.

Объекты учета текущих выплат признаются в сумме денежных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в размере, установленном законом, иным нормативным правовым актом, включая локальные нормативные акты, и (или) трудовым договором (служебным контрактом, контрактом) (п. 8 СГС «Выплаты персоналу»).

После первоначального признания стоимостная оценка объектов учета текущих выплат персоналу изменению не подлежит (п. 11 СГС «Выплаты персоналу»).

Отложенные выплаты персоналу признаются в составе резерва предстоящих расходов на выплаты персоналу в том отчетном периоде, когда работники исполняли свои трудовые функции (должностные обязанности), в следующих размерах (п. 10 СГС «Выплаты персоналу»):

  • в части предстоящих расходов на оплату отпусков — в сумме предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время и (или) компенсаций за неиспользованные отпуска, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование. Порядок расчета резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу устанавливается учреждением в рамках учетной политики;
  • в части предстоящих расходов на пенсионные и иные аналогичные выплаты — в сумме бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) или в сумме показателей, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения и предусмотренных на соответствующие цели на очередной финансовый год и плановый период (п. 10 СГС «Выплаты персоналу»).

Стоимостная оценка объектов учета отложенных выплат персоналу подлежит пересмотру и (при необходимости) корректировке не реже чем на годовую отчетную дату (п. 12 СГС «Выплаты персоналу»).

Выбытие с учета текущих выплат осуществляется по мере их исполнения. Прекращение признания отложенных выплат происходит по мере их признания текущими выплатами за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов.

Прекращение признания объектов учета отложенных выплат персоналу осуществляется по мере их признания за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу. В случае избыточности суммы признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) размер резерва корректируется (уменьшается) с отнесением на расходы текущего отчетного периода (п. 14 СГС «Выплаты персоналу»).

Сведения о выплатах персоналу подлежат раскрытию в годовой отчетности учреждения. В частности, раскрывается следующая информация (п. 15 СГС «Выплаты персоналу»):

1) сумма задолженности по текущим выплатам персоналу на начало и конец отчетного периода;

2) сумма резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) на начало и конец отчетного периода по каждому виду обязанностей по выплатам персоналу;

3) сумма корректировок (увеличений, уменьшений) величины резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) по каждому виду таких выплат в структуре оснований. К данным операциям относятся:

  • признание объектов учета отложенных выплат персоналу;
  • признание объектов учета текущих выплат персоналу за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу;
  • корректировка резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу в части избыточно начисленных сумм.

Дополнительно в составе бюджетной информации учреждения указывается информация о пенсионных и иных аналогичных выплатах на плановый период (п. 16 СГС «Выплаты персоналу»).

Обратите внимание: при первом применении стандарта сопоставимая сравнительная информация за предыдущие отчетные периоды по отложенным выплатам в части пенсионных и иных аналогичных выплат в бухгалтерской отчетности не приводится (п. 17 СГС «Выплаты персоналу»).

Для целей применения стандарта связанными сторонами являются следующие лица (п. 5 СГС «Информация о связанных сторонах»).

Связанные стороны

Аффилированные лица субъекта отчетности в соответствии с законодательством РФ

Лица, которые являются заинтересованными в заключении субъектом отчетности сделок в соответствии с законодательством РФ

Лица, хозяйственные решения которых субъект отчетности на основании законодательства РФ, учредительных документов и соглашений имеет право определять или в принятии решений которых он может участвовать

Иные лица, имеющие право на основании законодательства РФ, учредительных документов и соглашений определять хозяйственные решения, принимаемые субъектом отчетности, или имеющие возможность участвовать в их принятии

Операцией между субъектом отчетности и связанной стороной (далее — операции со связанными сторонами) считается любая операция по передаче (получению) активов, выполнению работ (оказанию услуг), их получению или факт хозяйственной жизни, ведущий к возникновению (прекращению) обязательств, независимо от того, являются ли указанные операции и (или) факты хозяйственной жизни обменными либо необменными операциями (п. 6 СГС «Информация о связанных сторонах»).

Образец приказа об оказании материальной помощи работнику

Работодатель, заботящийся о своих сотрудниках, в случае особых обстоятельств в их жизни может финансово поддержать их, выплатив материальную помощь. В некоторых компаниях такая помощь гарантирована специально предоставляемым «соцпакетом». В любом случае, это передача денежных средств, поэтому она должна отвечать определенным критериям, быть правильно оформлена, иметь установленную процедуру назначения и выплаты. Возникают вопросы, касающиеся бухгалтерского учета и налогов, связанных с оформлением материальной помощи сотруднику.

В Трудовом кодексе и других законодательных актах РФ четкое определение «материальная помощь» отсутствует, поэтому и могут возникать различные толкования и разночтения.

Более точен Стандарт РФ ГОСТ Р52495-2005, рассматривающий это понятие в связи с бедствиями людей при катастрофах, терактах и других чрезвычайных ситуациях. По этому стандарту, в качестве материальной помощи могут быть переданы:

  • денежные средства;
  • продукты питания;
  • одежда и обувь;
  • медикаменты;
  • предметы ухода за детьми;
  • вещи первой необходимости.

[3]

Этот нормативный документ далеко не всегда можно применить к отношениям в процессе труда.

Различные нормативные акты об оказании этого вида социальной помощи могут быть изданы местными федеральными органами исполнительной власти. Внутренний документ предприятия – «Положение о материальной помощи» – часто разрабатывается в качестве локального нормативного акта.

Если с сотрудниками заключен коллективный договор, условия выплаты финансовой поддержки могут быть прописаны в нем.

ВАЖНО! Иногда положения о материальной помощи вписываются прямо в трудовой договор или являются частью других локальных документов, например, о премировании. Работодателю не стоит этого делать, т.к. эта выплата является социальной помощью, не зависящей от трудовой деятельности сотрудника.

Проанализировав различные нормативные акты, регламентирующие выплату материальной помощи, можно сделать вывод об основных ее признаках и отличиях от других выплат на предприятии.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Даже если в компании закреплено «Положение о материальной помощи», это не может обязать работодателя ее выплатить. «Положение» лишь регламентирует основания и порядок данной выплаты, но решение о ее назначении работодатель принимает индивидуально в каждом конкретном случае.

Теоретически, рассчитывать на эту выплату может любой сотрудник предприятия, даже бывший, попросивший о ней в сложный жизненный момент. На практике социальную поддержку работодатель чаще всего оказывает по факту:

  • необходимости поправки здоровья (если нетрудоспособность не связана с виной работодателя);
  • неожиданного финансового ущерба сотрудника (стихийное бедствие, кража, коммунальные неприятности, авария и т.п.);
  • наступления финансово дорогих жизненных событий (свадеб, похорон, рождения детей и т.д.);
  • ухода на пенсию (помимо положенных законом выплат).

К СВЕДЕНИЮ! Материальная помощь может быть и нецелевой, в заявлении в таком случае пишут «в связи с тяжелым материальным положением». Но, поскольку она подпадает под другие категории налогообложения, ее редко начисляют в размере больше 4 тыс. руб.

Если таким особым обстоятельством является смерть самого сотрудника, то финансовую помощь работодатель окажет его ближайшим родственникам (при наличии заявления от них, подкрепленного свидетельством о смерти, и подтверждающих родство документов).

СПРАВКА! Размер пособия в каждом случае определяется работодателем, во внимание принимаются сами обстоятельства и тонкости налогообложения. Ориентировочные суммы могут указываться в «Положении о материальной помощи», если такой акт действует в данной компании. Сроки подачи письменной просьбы на оказание этой помощи не регламентируются, кроме рождения малыша: в этом случае заявление принимается не позже, чем пройдет год с этого события.

Все обстоятельства, которые могут служить основанием для назначения финансовой помощи, обязательно перечисляются в соответствующем локальном акте – «Положении о материальной помощи», колдоговоре. Формулировки их должны быть как можно более точными и конкретными, во избежание обвинений в снижении налоговой базы со стороны инспекции.

Для сотрудника нужно совершить всего лишь три действия:

  • написать заявление, приложив к нему соответствующие документальные подтверждения;
  • дождаться резолюции начальства;
  • получить деньги на банковскую карту или на руки под роспись в ведомости или отдельном кассовом ордере.

Порядок действий работодателя несколько сложнее:

  1. Рассмотрение поданного заявления:
    • оценка основания обращения (включен ли повод в перечень локального документа о начислении материальной помощи);
    • изучение подтверждающей документации (свидетельства о браке, рождении, смерти, справки, выданной подразделением МЧС или ЖЭКом и т.п.).
  2. Издание приказа о выплате указанной помощи в обозначенном размере в определенный срок. В приказе обязательно должно быть:
    • ФИО претендента на данную выплату;
    • основание для начисления (указать вид обосновывающего документа);
    • ссылка на локальный правовой акт, регламентирующий такие выплаты в компании;
    • источник помощи (обычно это прибыль предприятия – текущая или прошлая; признание социальной выплаты частью оплаты труда неправомерно).
  3. Начисление назначенной суммы бухгалтером предприятия.
  4. Перечисление ее на банковскую карту работника или выдача наличными кассиром предприятия.
  5. Расчет бухгалтерским отделом налогов и отчислений в социальные фонды.

С 2010 года большинство поводов для социальных выплат не освобождаются от взносов в Пенсионный, страховой и другие фонды. Освобождается от отчислений:

  • любая помощь до 4 тыс. руб. в год на одного работника;
  • помощь, связанная с кончиной близкого родича;
  • начисление в случае чрезвычайных обстоятельств, в том числе природных катаклизмов;
  • поддержка при появлении новорожденного на сумму не выше 50 тыс. руб. на обоих родителей.

НДФЛ не начисляется, если суммы назначенных выплат не превышают 4 тыс. руб. в течение года.

В кадровых документах организаций можно встретить приказ о выплате материальной помощи. Хотя Трудовой кодекс и иные законы прямо не регулируют оказание такой помощи работнику. Не закреплены ни основания издания приказа, ни размеры помощи (не касается государственных организаций).

Обычно работодатель выплачивает материальную помощь в 2 случаях – приятные события (рождение ребенка, вступление в брак и т.п.) и, наоборот, печальные (смерть близкого родственника, болезнь, затруднительное материальное положение). Мы разместили пример приказа о выплате материальной помощи для использования в текущей деятельности.

Материальная помощь распространяется на такие группы учащихся в государственных вузах РФ:

  • если они являются членами семей, которым определен статус многодетных;
  • малоимущих;
  • если малоимущий проживает сам и не имеет дополнительного дохода (например, сдача аренды в жилье).

Может сразу возникнуть вопрос: кто такие малоимущие? Статус малоимущего присваивают, если заработок меньше установленного в регионе прожиточного минимума.

Также в первую очередь претендовать на стипендию могут такие категории учащихся в ВУЗах:

  • сироты, оставшиеся без опеки родителей;
  • инвалиды, получившие инвалидность 1-й или 2-й группы;
  • лица, которые подверглись воздействию радиации;
  • получившие инвалидность по причине военной травмы или болезни;
  • служащие от 3-х лет по контракту или в органах МВД.

Материальная помощь бюджетным работникам

  • Государственные ВУЗы
  • Как поступить
  • Льготы студентам
  • Полезные советы
  • Проходные баллы
  • Стипендия
  • Экзамены

Что касается остальных случаев оказания материальной поддержки, то ее размер не должен превышать 4 тыс. руб. за год одному сотруднику. Однако исключением является денежное пособие, выданное на лечение, если деньги для этой помощи были взяты из оставшихся у предприятия средств после внесения им всех налогов и взносов, а также при выдаче финансов непосредственно трудящемуся, а не медучреждению.

Вся сумма средств, выданная в связи со смертью родственника, не подлежит налогообложению. Важно отметить, что членами семьи считаются супруги, дети работника и его родители. Финансовая поддержка может выплачиваться частями и при этом признаваться единовременной по одноразово принятому предприятием решению. Если для этого будут использованы разные распоряжения компании, то такая помощь не является единовременной.

Код материальной помощи, которая выплачивается государственными организациями за счет фонда зарплаты, — 211. Такой учет регламентируют указания Минфина РФ от 10.12.2004 г. за номером 114н. Порядок применения бюджетной классификации указывает и на код, на который относят материальную помощь бывшим сотрудникам.

Такого понятия, как «материальная помощь сотруднику», не содержит ни один законодательный акт. Определение данного термина можно найти в экономическом словаре. Именно он разъясняет, что материальная помощь сотруднику — это не что иное, как денежные выплаты или передача материальных благ в вещественной форме нуждающимся работникам.

Выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда, в частности материальная помощь не включают в расчет среднего заработка (п. 3 Положения № 922). С этим согласился и Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в решении от 2 декабря 2014 г. № 2-6933/2014.

Приведем еще один пример из арбитражной практики. Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в решении от 25 марта 2015 г. № 2-116/2015 установил, что локальным нормативным правовым актом работодателя материальная помощь отнесена к выплатам, не связанным с оплатой труда, поскольку не соотносится с выполнением муниципальным служащим его должностных обязанностей. Следовательно, материальная помощь не включается в расчет при исчислении среднего заработка.

Шпаргалка для бухгалтера: премия и материальная помощь к праздникам

Чаще всего предприятия относят любые денежные выплаты своим работникам к материальной помощи, не считая заработной платы, чтобы избежать включения ее в статью оплаты труда. Причиной тому служит тот факт, что налог на прибыль несколько меньше единого социального налога. Зная это, сотрудники налоговой службы могут начать поиски признаков безосновательного отнесения выплат такого характера к материальной помощи.

1) руководителя государственного органа — администратора бюджетной программы (подпрограммы) либо лица, его замещающего (в случае если в данном центральном исполнительном органе не введена должность ответственного секретаря и не определено должностное лицо, на которое в установленном порядке возложены полномочия ответственного

Сноска. В пункт 1 внесены изменения — постановлениями Правительства РК от 31 декабря 2003 г. N 1385 ; от 13 мая 2004 г. N 532 ; от 11 сентября 2007 года N 793 (порядок введения в действие см. п.2 ).
Примечание РЦПИ!
Часть вторая пункта 2 действует до 31.12.2019 включительно в соответствии с постановлением Правительства РК от 29.12.2019 № 939 (вводится в действие с 01.01.2019).

справка, подтверждающая статус одиночки,документ о назначении группы инвалидности,свидетельства о рождении малышей Смерть членов семьи Ксерокопия свидетельства о смерти Средства на погребение Свидетельство о смерти, квитанции и счета Свадьба Свидетельство о браке Рождение малыша Свидетельство о рождении Основание для начисления материальной помощи – приказ руководителя.

Порядок оформления материальной помощи 3.1. Для получения материальной помощи на имя директора оформляется личное заявление работника (его близкого родственника), пенсионера с указанием причин для выплаты материальной помощи и приложением документов, подтверждающих право на ее получение.

В форме 6-НДФЛ материальная помощь отражается: PDF

в периоде выплаты

  • В Разделе 1 «Обобщенные показатели»: стр. 020 — сумма начисленной матпомощи вместе с НДФЛ;
  • стр. 030 — сумма предоставленных вычетов;
  • стр. 040 — сумма исчисленного налога.

в периоде, на который приходится срок уплаты НДФЛ в бюджет

  • В Разделе 2 «Даты и суммы фактически полученных доходов и удержанного налога на доходы физических лиц»: стр. 100 и 110 — 03.2019, дата выплаты матпомощи;
  • стр. 120 — 03.2019, следующий рабочий день после выплаты;
  • стр. 130 — 9000, сумма матпомощи вместе с НДФЛ;
  • стр. 140 — 130, сумма удержанного налога.

В форме 2-НДФЛ материальная помощь отражается в периоде выплаты: PDF

  • Код дохода — 2760 «Материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию».
  • Код вычета — 503 «Вычет из суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту».

Этот вид материальной помощи не учитывается в расходах по налогу на прибыль и упрощенному налогу, поэтому в декларациях не отражается.

См. также:

  • Начисление заработной платы
  • Как отразить материальную помощь в сумме не более 4000 руб. в отчетности по НДФЛ?
  • Справка 2-НДФЛ в 1С 8.3 Бухгалтерия предприятия 3.0
  • Как отразить в 1С материальную помощь к отпуску?
  • Как отразить в 1С материальную помощь к отпуску при УСН?

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *