Страхование ответственности по договору в 2021 году что это такое, гражданской, перевозчика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страхование ответственности по договору в 2021 году что это такое, гражданской, перевозчика». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Тогда нам необходимо будет выплачивать компенсацию за причиненный ущерб из своих сбережений. Но если заранее застраховать свою гражданскую ответственность, то выплачивать деньги и покрывать убытки будет уже страховая компания.

Гражданская ответственность – ответственность перед другими людьми, которые могут понести убытки от виновных лиц. Кроме того, наличие полиса страхования гражданской ответственности позволят сохранить ваши денежные средства, так как ущерб будет выплачивать страховая компания. Стоимость полиса гражданской ответственности составляет небольшой процент от суммы возможного ущерба, который может быть компенсирован страховой компанией.

Страхование гражданской ответственности это целое самостоятельное направление в страховании. Здесь объектом страхования будет выступать ответственность застрахованного лица за возможный причиненный ущерб имуществу, здоровью или жизни третьего лица. Естественно, что такое страхование гражданской ответственности не защищает от административных и уголовных наказаний, предусмотренных за причинение вреда здоровью, жизни и имуществу других людей. Но спасти от необходимости оплачивать ремонт в соседних квартирах, если в вашей прорвало трубу, вполне может или позволит покрыть расходы на восстановление чужой машины в ДТП, виновником которой вы стали, но за создание аварийной ситуации ответить все равно придется.

Страхование гражданской ответственности распространяется на следующие виды ущерба:

  • Вред материальному имуществу – ремонт, восстановление, другие сопутствующие расходы,
  • Личный ущерб – лечение, уход, реабилитация,
  • Вред окружающей среде от промышленной или производственной деятельности,
  • Моральный ущерб.

Особенно актуально приобретение страхового полиса гражданской ответственности для владельцев автомобилей, бизнесменов, собственников квартир. Страховка сбережет не только ваши деньги, но и ваши нервные клетки в случае форс-мажорной ситуации.

О страховке стоит подумать жителям многоквартирных домов, особенно там, где давно не проводилась замена сантехники и коммуникаций, так как риски возникновения аварии или утечки воды повышаются в несколько раз.

Виды страхования условно можно разделить на две группы: добровольное и обязательное. Добровольное, как следует из названия, заключается по инициативе самих граждан. Обязательное страхование гражданской ответственности это уже инициатива государства в принудительном порядке заставить оформить страховку для физических и юридических лиц с целью защиты интересов тех, кто может пострадать в непредвиденных ситуациях. Отсутствие полиса обязательного страхования гражданской ответственности влечет за собой наказание.

Вот несколько наиболее популярных видов страхования:

Обычный страховой полис заключается сроком на один год, но при желании и в зависимости от ваших целей можно выбрать абсолютно любой срок. Это вопрос можно обсудить на этапе выбора программы и ее условий. Действовать приобретенный полис начинает со следующего дня после внесения оплаты или ее части, а заканчивается в 24.00 дня, который в полисе будет указан как последний. Все, что произошло до и после действия полиса не будут считаться страховыми случаями.

Мария Мартынова, руководитель управления страхования транспортных операторов компании «Ингосстрах», выразила своё мнение о том, что возможность страхования ответственности за нарушение договора возникла с 18 марта 2020 года в результате внесения соответствующих изменений в законодательство. “Благодаря стандартам у транспортных компаний есть возможность при помощи страхования защититься практически от всех рисков, которые возникают в процессе их деятельности”, – сообщила Мария Мартынова.

Андрей Романов, руководитель дирекции вип-клиентов “РЕСО-Гарантия”, сказал о том, что с появлением новой ответственности и новых стандартов само страхование ответственности перевозчиков и экспедиторов выйдет на совершенно иной новый уровень и могут снять все возникающие сегодня разночтения по подаче нужных документов и сроков рассмотрения убытков. Он также напомнил, что все же не все риски войдут в периметр страхования договорной ответственности и будут регулироваться Стандартом. Например, остается гражданская ответственность за причинение вреда грузом третьим лицам, таможенные риски и т.п.

По ходу мероприятия все участники разных сторон активно обменивались мнениями по всем положениям нового Стандарта, по итоге сошлись в том, насколько необходима эта работа по систематизации условий страхования перевозчиков и экспедиторов.

Новый стандарт страхования автоперевозчиков

06.04.2021 г.

Страхование гражданской ответственности – это возможность застраховать вашу гражданскую ответственность перед лицами, которым может быть причинен вред по вашей вине при эксплуатации вашего имущества.

Страхованием покрывается гражданская ответственность, связанная с причинением вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, в результате случаев, непреднамеренно возникших по вине лица, ответственность которого застрахована.

Страхование гражданской ответственности – отрасль, которая включает различные типы страхования, где объект – имущественные интересы. Они связаны с финансовой компенсацией нанесенного вреда личности, имуществу иных лиц.

Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса РФ «Общие основания ответственности за причинение вреда» лицо, причинившее вред личности (здоровью или жизни), имуществу гражданина или юридического лица, обязано возместить ущерб пострадавшим в полном объеме.

Страхование ответственности включает в себя следующие категории:

  • Ответственность за нанесение ущерба. Вид страхового продукта, используемый физическими и юридическими лицами, которые своими действиями потенциально могут нанести вред, ущерб другим людям, организациям, предприятиям.

  • Ответственность за несоответствующее регламентам или договоренностям исполнение договора.

Страхование гражданской ответственности распространяется на следующие виды ущерба:

  • Вред материальному имуществу – ремонт, восстановление, другие сопутствующие расходы.

  • Личный ущерб – лечение, уход, реабилитация.

  • Вред окружающей среде от промышленной или производственной деятельности.

  • Моральный ущерб.

Особенно актуально приобретение страхового полиса гражданской ответственности для владельцев автомобилей, бизнесменов, собственников квартир.

Виды страхования условно можно разделить на две группы: добровольное и обязательное. Добровольное, как следует из названия, заключается по инициативе самих граждан. Обязательное страхование гражданской ответственности — это уже инициатива государства в принудительном порядке заставить оформить страховку для физических и юридических лиц с целью защиты интересов тех, кто может пострадать в непредвиденных ситуациях.

Страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). Договор страхования является публичным договором. В случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами настоящей главы. Для страховщиков заключение договоров страхования на предложенных страхователем условиях не является обязательным. Законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование).

В соответствии с п. 1 ст. 940 Гражданского кодекса Российской Федерации договор страхования должен быть заключен в письменной форме.

Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.

Согласно п. 1 ст. 942 ГК РФ при заключении договора страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:

1) об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования;

2) о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая);

3) о размере страховой суммы;

4) о сроке действия договора.

При некачественном оказании услуг по договору страхования либо в случае расторжения договора потребителю необходимо обратиться в страховую компанию с соответствующим требованием. Претензия пишется в двух экземплярах, один экземпляр отдается (направляется) страховщику, страховой организации. Согласно ст. 11 ГК РФ и ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом.

Во многих видах деятельности было бы актуальным страхование договорной ответственности. Разберем пример транспортно‑экспедиционной деятельности.

Закон допускает страхование имущественных интересов страхователя в соответствии с пунктом 2.1 статьи 929 Гражданского кодекса (риск утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества) грузов клиентов. Однако при наступлении страхового случая они часто отказывают в выплате страхового возмещения, ссылаясь на пункт 1 статьи 932 Гражданского кодекса. И многие суды, разделяя их позицию, признают такие договоры ничтожными (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 № 09АП‑15407/2013‑АК по делу № А40‑3826/13‑68‑38, постановления ФАС Уральского округа от 06.07.2009 № Ф09‑4760/09‑С5 и Поволжского округа от 17.04.2009 по делу № А57‑8927/2008).

При этом применяются последствия, установленные пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса, когда каждая сторона возвращает все, что получено по недействительной сделке, то есть страховщику придется возвратить страхователю полученную от него страховую премию. Понятно, что подобное развитие событий может не устроить ни страхователя, ни страховщика.

Страховщик как профессиональный участник рынка не может не знать, что совершает ничтожную сделку. Поэтому ВАС РФ защитил страхователей в ситуации, когда страховщики устанавливают правила ответственности, являющиеся общими для всех страхователей, в которых зачастую одним из рисков является страхование ответственности за неисполнение договорных обязательств. ВАС РФ обоснованно указал на злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ, определение ВАС РФ от 03.09.2010 № ВАС‑11371/10 по делу № А45‑3518/2009).

Обратите внимание

Страхование договорной ответственности в случаях, не предусмотренных законом, запрещено.

В другом случае ВАС РФ признал возможность страхования ответственности по договору транспортно‑экспедиционного обслуживания в отношении рисков, за которые экспедитор отвечает перед клиентом в силу общих оснований ответственности за причинение вреда (постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 № 16996/09). Он указал, что в договоре страхования страховым случаем являлось признание страхователем предъявленной к нему со стороны потерпевших лиц претензии или вступление в силу решения суда, устанавливающего обязанность страхователя возместить реальный ущерб, причиненный им в процессе осуществления деятельности экспедитора, включая утрату, гибель грузов, выдачу груза без получения документа, свидетельствующего о наличии права собственности на груз. При этом закон не устанавливает ограничений для страхования рисков за утрату, недостачу или повреждение груза, за которые экспедитор несет ответственность перед клиентом в силу общих оснований ответственности за причинение вреда, а не в связи с нарушением договорных обязанностей.

Следовательно, если наступление страхового случая обусловлено причинением вреда клиенту, страхователь вправе потребовать выплаты возмещения, а в случае отказа – обращаться в суд.

Иногда допускают правомерность заключения договоров страхования, например, неисполнения или ненадлежащего исполнения по договору подряда (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 № 09АП‑34602/2013‑ГК по делу № А40‑48846/13).

Несмотря на то, что суды разграничивают «законное» причинение вреда и причинение вреда вследствие неисполнения/ненадлежащего исполнения договора, то есть договорную ответственность (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 по делу № А62-4274/2014), страхование ответственности за причинение вреда (ст. 931 ГК РФ) во многих случаях может заменить страхование ответственности за нарушение договора. Но по такому договору лицо, чья ответственность застрахована, уже не сможет обратиться к страховщику за выплатой, если он возместил причиненный вред.

Так, Арбитражный суд Центрального округа постановил, что страховым случаем является наступление ответственности за причинение вреда, возникшего вследствие ненадлежащего исполнения договора на централизованную охрану (постановление от 05.12.2014 по делу № А14‑14747/2013).

Еще одним вариантом защиты может выступить страхование имущества в случаях, когда предметом основного договора являются физически существующие объекты (или те, которые будут созданы) – грузы, охраняемые объекты. Статья 930 Гражданского кодекса предусматривает наличие законного имущественного интереса в сохранении имущества, при этом имущественный интерес может быть у страхователя либо у выгодоприобретателя. Следовательно, любое лицо имеет право заключить подобный договор, главное, чтобы он был заключен в пользу лица, имеющего законный имущественный интерес (собственника либо пользователя имуществом). В ситуации экспедирования договор страхования может заключаться также и в пользу самого экспедитора, так как присутствует интерес в сохранении груза, базирующийся на нормах действующего законодательства о транспортно‑экспедиционной деятельности (ст. 803 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ).

По аналогии со страхованием экспедиторов возможно заключение договоров страхования охраняемого имущества, где страхователем будет выступать охранное предприятие, а выгодоприобретателем – собственник имущества.

Такой способ обеспечения обязательств, как страхование, эффективно действует для малого и среднего бизнеса, а также при расширении рыночных границ в Европе.

Если страховщик заключит договор страхования договорной ответственности с экономическим субъектом, в отношении которого законодательство его не предусматривает, в России в случае судебного спора договор с большой долей вероятности может быть признан ничтожным. Тогда страхователь не сможет рассчитывать на возмещение по результатам разбирательства, а страховщик должен будет вернуть страховую премию. Тогда в случае проверки существует вероятность признания страховой премии неправомерно повлиявшей на налоговую базу страховщика и страхователя.

Конечно, можно рискнуть и застраховать договорную ответственность. В этом случае наряду с условиями договора рекомендуется особенно внимательно изучать правила страхования. Также следует согласовать условия договора: если сумма страхового возмещения указана в валюте, на какой день определяется курс валюты, основания освобождения от страховой выплаты, исключения из страховых случаев и так далее. Если страховщик откажется вносить изменения в договор, это можно сделать в судебном порядке на основании части 2 статьи 428 Гражданского кодекса о договоре присоединения.

Анна Полетаева, юрист, для журнала «Практическая Бухгалтерия»

Страхование ответственности перевозчика предполагает компенсации при нанесении вреда жизни и здоровью пассажиров и ущерба их багажу. Основной его объект – защита интересов пассажиров. Риски также включают в себя ущерб, что был нанесен третьим лицам, находящимся рядом с транспортным средством.

ВАЖНО! Полис не распространяется на неприятные ситуации, которые произошли с пассажирами вне транспортных средств. Поэтому этот вид страхования относят к гражданской ответственности перед третьими лицами. Даже если водитель не является виноватым в причиненном ущербе, ответственность все равно лежит на перевозчике.

Перевозчик должен предоставлять следующие данные:

  • наименование страховой компании, ее местонахождение;
  • номер, дата и длительность действия страхового договора.

Эта информация должна размещаться на сайте перевозчика, в месте продажи билетов и в самом транспорте.

При несоблюдении правил предусматриваются следующие штрафы:

  • до 1 млн. рублей при отсутствии полиса (для должностного лица – до 50 тыс.)
  • до 30 тысяч рублей за отсутствие данных о страховом договоре (до 3 тыс. для должностного лица).

В случае нарушения обязательств со стороны перевозчика предусматривается ответственность по статье 11.31 КоАП.

Страховка ответственности перевозчика покрывает риски, связанные со следующими обстоятельствами:

  • Травмирование, ранение либо гибель одного либо нескольких пассажиров, пребывающих на транспортном средстве при аварии или ином событии, связанным с использованием транспорта страхователем.
  • Потеря либо частичное повреждение багажа независимо от его вида ввиду событий, предусматриваемых законом.
  • Потеря, недостача, полная утрата либо повреждение груза, переданного для доставки.
  • Нарушение сроков, определенных для доставки людей или грузов в место назначения (если причина включена в перечень оснований для компенсации).
  • Нарушения при выдаче: безосновательные задержки, отсутствие необходимой документации, подтверждающей право получателя забрать доставленный груз.
  • Неправильная засылка отправления груза.
  • Увечья и смерть людей, что находились рядом с транспортным средством страхователя, потеря чужого имущества ввиду неправильной эксплуатации транспорта, который был застрахован.

В указанных случаях страховщик должен компенсировать ущерб всем пострадавшим из-за страхователя.

Тариф будет определяться конкретным страховым риском. Закон определяется следующие минимальные лимиты компенсации:

  • при нанесении вреда здоровью и жизни потерпевшего – от 2025 рублей;
  • за ущерб имуществу пассажиров – от 600 рублей за кг багажа;

При наличии иного имущества предусматривается дополнительная выплата в размере от 11 тысяч рублей. При смерти пассажира максимальный размер выплаты – 160 000 рублей.

  • Автострахование
    • ОСАГО
    • КАСКО
  • Недвижимость
  • Жизнь и здоровье
    • ОМС
    • ДМС
  • Пенсионное и социальное
  • Бизнес
  • Финансы
    • Инвестиции
    • Кредит
  • Туризм
  • Ещё
    • Страховые компании РФ

Ваш комментарий опубликован.

Провокационные или оскорбительные комментарии запрещены.

AO «АльфаСтрахование» разработало страховую программу по защите интересов перевозчиков/экспедиторов от правомерных претензий, заявленных Страхователю на основании:

  • Устава автомобильного транспорта РФ;
  • положений международных правовых договоров и Конвенций в области перевозок грузов и оказания экспедиторских услуг CMR/КДПГ, FIATA;
  • требований национального законодательства в области перевозок грузов, оказания экспедиторских услуг государства, на территории которого оказываются данные услуги или юрисдикция которого применяется при урегулировании претензий, предъявляемых Страхователю в связи с наступлением страхового случая;
  • условий любого другого договора, предварительно одобренного Страховщиком.
  • Ответственность за гибель, повреждение или утрату груза / необеспечение надлежащей сохранности груза, в случае столкновения средств транспорта с препятствиями и между собой, пожаров, опрокидываний транспортных средств, провала мостов, огня или взрыва, кражи или разбойного нападения, нарушения температурного режима.
  • Ответственность за финансовые убытки, наступившие в результате просрочки в доставке груза, неправильной засылки груза, возмещения провозных платежей.
  • Возмещение таможенных сборов и пошлин.
  • Ответственность перед третьими лицами за вред, причиненный грузом имуществу и здоровью третьих лиц.
  • Расходы по расследованию обстоятельств страхового случая.
  • Расходы по предотвращению или уменьшению размера ущерба.
  • 0,5…2,5% от брутто-фрахта.
  • От 100 до 1 500 долларов США за один грузовой автомобиль (с любым типом прицепа).

В каждом конкретном случае размеры тарифных ставок могут быть скорректированы в зависимости от номенклатуры перевозимого груза, маршрутов перевозок, количества транспортных средств, объемов перевозок, условий страхования и лимитов ответственности.

Страхование профессиональной ответственности таможенного перевозчика предполагает заключение генерального договора, который ориентирован на компании, занимающиеся перевозкой грузов под таможенным контролем. Срок действия — от 3 месяцев до 3 лет.

В рамках договора можно застраховать профессиональную ответственность таможенного перевозчика. Помимо обычной ответственности за груз перед грузовладельцем, страхование может покрывать ответственность за доставку груза в таможенный орган назначения перед таможенными органами, определенную Таможенным Кодексом Таможенного союза.

Тариф по страхованию профессиональной ответственности таможенного перевозчика составляет 0,5…2% от лимита ответственности.
В каждом конкретном случае размеры тарифных ставок могут быть скорректированы в зависимости от вида транспорта, количества транспортных средств, рода перевозимых грузов, маршрутов перевозок.

При безубыточном страховании предусмотрены скидки.

Страхование договорной ответственности

1 Высочайшее качество обслуживания
2 Более 200 страховых продуктов для частных лиц и компаний
3 Около 270 региональных представительств
4 Высокий уровень надежности ruAA+ рейтингового агентства «Эксперт РА»
5 Более 28 лет на рынке страховых услуг
6 Удобное оформление полисов онлайн

Объект страхования в данном случае – это интересы самого перевозчика, страхующего свою деятельность.

Действующее законодательство указывает на то, что в случае причинения ущерба жизни пассажира или его имуществу во время движения транспортного средства, ущерб этот должен быть возмещен перевозчиком.

В том случае, когда ущерб подпадает под определение «страховой случай», обязательства по выплате денежной компенсации третьим лицам (потерпевшим) страховая компания берет на себя.

Главным законодательным документом, регулирующим порядок оформления ОСГОП, является ФЗ под номером 67-ФЗ, который был утвержден 14.06.2012 г.

Случаи, для которых обязательно оформление ОСГОП:

  • пассажирские перевозки согласно заключенным договорам о перевозках;
  • перевозки согласно заключенным договорам фрахтования;
  • перевозки, относящиеся к рассмотренным пунктам, осуществляемые без оформления договоров.

Таким образом, данный страховой полис необходимо оформлять на железнодорожный, морской, внутренний водный транспорт. Кроме того, он оформляется на городские троллейбусы, трамваи, а также автобусы. Органом, контролирующим оформление полиса обязательного страхования перевозчиков, является Ространснадзор. Кроме того, к полномочиям этого органа относятся взимание штрафов, применение к нарушителям прочих санкций. В том, как проверить ОСГОП, нет ничего сложного. Это можно сделать на сайте НССО (сокр. от «Национальный союз страховщиков ответственности»).

То, каким будет размер страховой выплаты, зависит от вида страхового случая.

  • ущерб, причиненный имуществу пассажира – максимальная сумма возмещения может достигать 25 тыс. руб.
  • ущерб здоровью – страховой случай, максимальный размер выплаты по которому составляет 2 млн. руб.
  • в случае гибели пассажира страховое возмещение выплачивается его семье. Оно может достигать 2 млн. 25 тыс. руб.

Теперь вам известно, как расшифровывается ОСГОП, что это такое, в каких случаях оформляется.

Короткий раздел, имеющий целью лаконично разъяснить используемые в статье термины. Здесь не будет длинных и скучных толкований, претендующих на всеобъемлемость и энциклопедичность.

Страхователь — тот, кто страхует свой риск.
Страховщик — страховая компания.
Страховая премия — деньги, уплачиваемые за страховку.
Страховая выплата — деньги, выплачиваемые страховой компанией при наступлении страхового случая.
Франшиза — часть убытка, которая не покрывается страховкой.

Страхование ответственности перевозчика грузов и пассажиров

Чаще всего такой договор заключается между страховщиком и грузовладельцем, решившим уменьшить риск утраты или порчи груза в процессе перевозки. Однако, ничто не запрещает заключить такой тип договора перевозчику или экспедитору. Для такого типа договора характерны следующие особенности:

  • страхование каждой партии отправляемого груза;
  • определение размера страховой премии исходя из стоимости и характера груза;
  • наличие безусловной франшизы;

Среди договоров страхования именно этот договор обеспечивает наилучшую защиту для грузовладельца в случае утраты или повреждения (порчи) груза.

Страховщик вправе произвести осмотр и оценку (в том числе и с привлечением эксперта) груза.

Для этого вида договора характерна одна особенность, связанная с декларированием стоимости груза (страховой стоимости). Согласно ст. 947 ГК РФ страховая сумма (сумма, подлежащая выплате при наступлении страхового случая) не должна превышать действительную стоимость застрахованного имущества.

Разберем пример. Допустим, грузовладелец страхует отправленную партию конфет, действительная (страховая) стоимость которой составляет 100 тысяч рублей. При этом договором страховая сумма установлена в размере 50 тысяч рублей. Происходит страховой случай и страховщику становится известна действительная стоимость партии конфет. В этом случае он возмещает грузовладельцу не 50 тысяч рублей, как могло бы показаться на первых взгляд, а 25 тысяч рублей, как это указано в ст. 949 ГК РФ:

“Если в договоре страхования имущества или предпринимательского риска страховая сумма установлена ниже страховой стоимости, страховщик при наступлении страхового случая обязан возместить страхователю (выгодоприобретателю) часть понесенных последним убытков пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости.

Договором может быть предусмотрен более высокий размер страхового возмещения, но не выше страховой стоимости.”

Такой договор заключается с целью передачи рисков экспедитора страховой компании. Эти договоры очень специфичны и не каждый юрист может адекватно проанализировать их и указать экспедитору на факторы риска конкретного договора. Часто в подобных договорах используется формулировка “от всех рисков”, однако, это не означает, что страховая компания будет радостно и с улыбкой производить выплату возмещения по любому поводу. Риск порчи груза вследствие нарушения температурного режима (рефрижераторный риск или реф риск), а также риск утраты груза вследствие мошенничества почти всегда являются опцией для подобного рода видов страховых договоров.

Ряд условий договоров страхования ответственности экспедитора является условно выполнимыми. Например, практически в каждом таком договоре страхователь принимает на себя обязательство организовывать перевозки транспортом не старше 10 лет или производить остановки для отдыха экипажа только на охраняемых стоянках. Формально эти условия не являются невыполнимыми, однако, кто из экспедиторов на практике проверяет год выпуска автомобиля и прицепа, заключая заявку на перевозку или может обязать перевозчика останавливаться только на охраняемых стоянках?

Такой договор чем-то похож на договор страхования рисков экспедитора, но его действие распространяется на перевозки грузов, выполняемые конкретными транспортными средствами (привязка может быть как к государственным регистрационным знакам, так и к собственнику транспортного средства). Как и в случае со страхованием ответственности экспедитора, страхование отдельных видов риска является опцией.

Этот вид страхования довольно полезен для перевозчиков, особенно перевозящих скоропортящиеся грузы, не допускающие длительного воздействия температуры (мороженое, пельмени и т.п.). Практически все страховщики при страховании реф рисков требуют наличие исправного термописца, установить который не является большой проблемой, а цена установки не идет ни в какое сравнение с возможными потерями.

С 18 марта 2020 года перевозчики и экспедиторы получили возможность страховать свои риски, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением договоров. Дело в том, что согласно ст. 932 Гражданского кодекса РФ страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в только случаях, предусмотренных законом. В силу ч. 2 ст. 168 ГК РФ договор, заключенный с нарушением закона, является недействительной сделкой и не порождает у ее сторон обязательств.

Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции отметил, что такого рода договоры широко распространены в международной практике, не нарушают права третьих лиц и предусмотрены российскими законами, регулирующими воздушные и морские перевозки грузов. Кроме того, Верховный Суд отметил, что отказ в выплате страхового возмещения по этому основанию является недобросовестным поведением страховщика, что, в соответствии с ч. 5 ст. 166, влечет умаление правового значения заявления о совершении недействительной сделки.

Страхователь после заключения договора со страховщиком обычно получает страховой полис (красивый и цветной) и договор страхования. Однако, следует знать, что помимо этих двух документов на правоотношения договора страхования влияют также правила страхования, принятые в страховой компании. Обязательно требуйте заверенную копию этих правил до заключения договора, чтобы при возникновении страхового случая у вас был официальный документ, на который вы сможете ссылаться в споре со страховщиком.

Договор страхования имеет превалирующее значение перед правилами страхования, то есть, правила применяются во всех случаях, когда договором не предусмотрено иного (ст. 943 ГК РФ). К примеру, правилами может быть установлено, что при страховании реф риска возраст рефрижераторной установки не должен превышать 10 лет, а договором этот возраст может установлен в размере 15 лет. В этом случае при возникновении спора в большинстве случаев будет применяться возраст рефрижераторной установки из договора (15 лет).

С правилами, как и с договором страхования, следует очень внимательно ознакомиться, лучше с привлечением опытного и квалифицированного юриста, который укажет на все тонкие места такого договора. В результате вы получите ясное понимание нужна ли вам такая страховка, или же оплата страховой премии будет выброшенными на ветер деньгами.

Особенности транзитного ОСАГО в 2021-м году

При заключении договора страхования или при наступлении страхового случая страхователь может указать в качестве лица, которое получит страховое возмещение, третье лицо — выгодоприобретателя (ст. 939 ГК РФ).

При этом выгодоприобретатель не является стороной договора страхования. Страховщик вправе требовать от выгодоприобретателя выполнения предусмотренных договором страхования действий, если они не были исполнены страхователем (предоставить определенный пакет документов, предоставить доступ специалисту к поврежденному грузу и т.п.). Эта норма является исключением из общего правила, которым устанавливается отсутствие обязательств у лиц, не участвующих в этом обязательстве (ч. 3 ст. 308 ГК РФ).

Пассажир – лицо, признаваемое пассажиром транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами, а также ребенок, перевозимый бесплатно или по льготному тарифу с предоставлением или без предоставления отдельного места в транспортном средстве.

Перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки пассажиров, в том числе по договору фрахтования (независимо от того обстоятельства, являются ли они перевозчиками по договору перевозки или осуществляют перевозку фактически).

Потерпевший – пассажир, жизни, здоровью, имуществу которого при перевозке причинен вред.

Выгодоприобретатель – потерпевший либо в случае его смерти лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца), при отсутствии таких лиц – супруг, родители, усыновители, дети умершего, лица, у которых потерпевший находился на иждивении, а в отношении возмещения необходимых расходов на погребение потерпевшего – лица, фактически понесшие такие расходы.

Закон Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика имеет социальную направленность. Законом предусмотрены высокие страховые суммы на каждый страховой случай.

Риски Страховая сумма (не менее)
Причинение вреда жизни 2 025 000 ₽
Причинение вреда здоровью 2 000 000 ₽
Причинение вреда имуществу 23 000 ₽

При возникновении обязательств перевозчика по возмещению вреда, причиненного при перевозке жизни, здоровью, имуществу пассажиров в течение срока действия договора обязательного страхования (страховой случай) Страховщик выплачивает страховое возмещение выгодоприобретателям, принимая на себя ответственность перевозчика.

Независимо от вида транспорта (кроме метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность.

Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (кроме метрополитена), ответственность которого не застрахована.

Перевозчик, не исполнивший возложенной на него Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, несет ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

За несоблюдение требований законодательства налагается административный штраф в размере

  • от 40 000 до 50 000 ₽ для должностных лиц
  • от 500 000 до 1 000 000 ₽ для юридических лиц

Законом установлены следующие размеры страховых компенсаций на одного пассажира:

  • за причинение вреда жизни потерпевшего — не менее 2 млн 25 тыс. руб.
  • за причинение вреда здоровью потерпевшего — не менее 2 млн руб. (возмещение происходит в процентах от страховой суммы в зависимости от степени повреждения)
  • за причинение вреда имуществу потерпевшего — не менее 23 тыс. руб.

Этот страховой продукт условно классифицируется по типам средств, которые используются в для транспортировки каждом конкретном случае:

  • автомобильный,
  • водный,
  • воздушный,
  • железнодорожный.

Также классификацию проводят по категориям людей, которые могут понести убытки в результате работы транспортной компании.

Поэтому полисы могут покрывать следующие риски:

  • вред здоровью человека, смерть,
  • поврежденный багаж,
  • утеря, неверная отправка груза, его порча,
  • разные виды ущерба, причиненного посторонним (тем, кто не является пассажиром, и тем, кто не сотрудничает с компанией-перевозчиком).

Страховая защита полиса может распространяться на внутренние и заграничные перевозки.

Полис страхования ответственности перевозчика предусматривает выплату компенсации только третьим лицам – людям, которые понесли убытки в результате некомпетентной перевозки груза или собственного багажа, пассажирам, если они получили увечья или наступила их смерть.

Страхователем может стать любая организация, имеющая различные транспортные средства в собственности либо эксплуатирующая их по договорам лизинга либо аренды с целью осуществления регулярных перевозок людей либо грузов.

Компания обязательно должна иметь лицензию, сертификат, официально разрешающий предоставлять подобные услуги.

Согласно договору, страхователь должен оплатить страховой полис. Взамен этого выдавшая его компания берет на себя обязательство по выплатам компенсаций третьим лицам после наступления страховых случаев с участием внесенных в договор транспортных средств страхователя.

Компенсации выплачиваются также в случаях, которые определены российским законодательством, а также законами других государств и нормативами международного права.

Это особый

. Лимит ответственности зависит от нескольких факторов, среди них характер его деятельности и степень риска.

Страхование ответственности перевозчика покрывает такой риск, как причинение ущерба страхователем другим людям или организациям.

Это могут быть следующие обстоятельства:

  1. Ранение, травмирование, смерть одного либо нескольких пассажиров, находившихся на ТС в момент аварии или во время события иного рода, имеющего непосредственную связь с процессом эксплуатации транспорта страхователем.
  2. Утрата/частичное повреждение любого вида багажа в результате предусмотренных законодательством событий.
  3. Потеря, тотальная утрата, недостача, повреждение переданного для доставки груза.
  4. Несоблюдение сроков, установленных для грузовой перевозки/доставки людей в место назначения, если причина просрочки есть в списке оснований для компенсации ущерба.
  5. Нарушения при выдаче: необоснованная задержка, отсутствие документов, подтверждающих право адресата на получение доставленного груза.
  6. Неверная засылка грузового отправления.
  7. Нанесение увечья, смерть людей, не находящихся в транспорте страхователя, утрата чужого имущества по причине неправильной эксплуатации застрахованных ТС.

Во всех перечисленных случаях страховщик обязуется возместить всем пострадавшим ущерб, который причинил страхователь другим лицам. Однако есть исключения, которые освобождают страховщика от его обязательства выплачивать компенсацию.

Страховщик не платит возмещение при следующих условиях:

  • Страхователь умышленно нарушил правила пожарной безопасности, условия хранения пожароопасных материалов, эксплуатации техники, иные предписания и нормативы.
  • Владелец знал до начала транспортировки о неисправности застрахованного ТС, отсутствии должной квалификации своих сотрудников или болезни, неготовности водителя/пилота к выполнению предстоящей работы.
  • Страхователь знал об обстоятельствах, способных повысить риск возникновения страхового случая, но не сообщил о них в страховой компании.
  • Об обстоятельствах, которые могли бы увеличить страховой риск, было заявлено, однако страхователь не выполнил в конкретные сроки предъявленные ему страховщиком требования по их устранению.
  • Кроме прямого назначения, связанного с транспортировочной деятельностью, застрахованная техника использовалась в других целях: на ней проводили обучение персонала, она участвовала в гонках, иных соревнованиях, осуществлялись проверки потенциала ТС и прочее.
  • Техсредства эксплуатировались в таких условиях, которые не предусматриваются их прямым назначением.
  • Транспорт задействовался в местах, не прописанных в договоре, за исключением форс-мажорных обстоятельств, когда технику пришлось эксплуатировать в другом районе.
  • На транспорте перевозилось больше груза или размещалось больше людей, чем предписывается техническими нормативами.
  • Техника использовалась по назначению после того, как суд принял решение приостановить деятельность компании.
  • Транспорт применялся для незаконной деятельности, перевозки контрабанды и др.
  • Страховое событие произошло при форс-мажоре.
  • Убыток нанесен в период войны и активных боевых действий.
  • Причиной ущерба стал взрыв мины, бомбы, другого военного оружия. Исключение – данные военные орудия являлись грузом, который находился на застрахованном ТС.
  • ТС было захвачено, арестовано или задержано во время забастовки, военного маневра.
  • Ущерб стал следствием восстания, мятежа и т. д.
  • Грузы или пассажиры получили повреждения/увечья во время акта саботажа, теракта, иными действиями политического характера.
  • Убыток нанесен во время забастовки/локаута.
  • Груз утерян в связи с конфискацией, реквизицией органами, принявшими на себя управление страной, а также изданием ими актов, противоречащих прежнему законодательству.
  • Убыток нанесен в результате воздействия радиации, радиоактивных веществ/отходов, ядерного топлива.
  • Перечисленные материалы могут являться грузом либо находиться вне застрахованного ТС.
  • Потерпевшее лицо умышленно спровоцировало страховой инцидент.

Компания – экспедитор в большинстве случаев не имеет возможности страхования грузов за свой счет. Это не имеет смысла, поскольку сумма страховой премии намного выше. Услугой страхования ответственности экспедитора пользуются:

  • транспортные, экспедиторские компании;
  • люди, осуществляющие деятельность в таможенной сфере;
  • компании и терминалы, осуществляющие логистические услуги.

Страхование предполагает покрытие ответственности страхователя, возникшее по любой причине. Должен быть указан исчерпывающий перечень случаев, которые не попадают под страховое покрытие.

Страхование ответственности регулируется такими законодательными актами:

  • устав автомобильного транспорта Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Таможенный кодекс РФ;
  • Федеральный закон РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности»
  • международные договора и конвенции, регламентирующие правила перевозки грузов (CMR/КДПГ, FIATA);
  • требования законодательства, касающиеся правил перевозок грузов;

Компания перевозчик, осуществляющая экспедиционную деятельность обязана:

  • обеспечить безопасность перевозки пассажиров;
  • нести ответственность автоперевозчика за сохранность груза до момента прибытия на место;
  • компенсировать убытки, возникшие по её вине;
  • возместить ущерб в результате ошибки сотрудников (неправильная погрузка или засыпка груза, нарушение правил перевозки, неправильное комплектование, ошибки при формировании тарифов)
  1. Связаться с менеджером Компании любым удобным способом, как указано ниже
  2. Получить у менеджера и заполнить заявление на обязательное страхование
  3. Приложить к заявлению на обязательное страхование следующие документы:
  • Сведения о транспортных средствах, допущенных к эксплуатации, по видам транспорта, указанным в заявлении на обязательное страхование;

  • Копия(-ии) лицензии(-ий) (и/или иных обязательных разрешительных документов) на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров видами транспорта, указанными в Заявлении на обязательное страхование;

  • Расчет количества перевезенных пассажиров и копии документов, обосновывающих расчет, по видам транспорта, указанным в Заявлении на обязательное страхование.

Страхование ответственности транспортно-экспедиционных предприятий

При договоре страхования ответственности объекты, которые можно застраховать это:

  • жизнь и здоровье пассажиров, если это Турфирма;
  • возможный вред, причиненный перевозимому имуществу;
  • имущественные интересы экспедитора (расходы при спасении грузов, снижение убытка при наступлении страхового случая).

Рекомендуем вам прочитать про обязательное страхование пассажиров в данном материале.

В перечень объектов страхования входит также ущерб, нанесенный другим лицам.

Воздушный кодекс России от 1997 г. предусматривает определение размера ответственности авиаперевозчика по предписаниям ГК РФ, если в страховом полисе не стоит другая сумма.

Также транспортная авиакомпания отвечает за сохранность грузовых отправлений, багажа, вещей, которые находятся при пассажире. Любой желающий может сдать багаж, заранее указав его цену, – тогда размер компенсации будет соответствовать заявленной им стоимости.

Если пассажир этого не сделал, то компенсация будет равняться стоимости багажа, но при этом максимальная цена за 1 кг будет не более 2-х МРОТ.

Возмещение за ручную кладь тоже зависит от стоимости, но если установить ее ценность не представляется возможным, выплачивается компенсация, не превышающая 10 МРОТ.

Мы предоставляем защиту на случай предъявления третьими лицами претензий о возмещении причиненного им вреда в результате страхового случая.

Объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с риском наступления ответственности за причинение физического и/или имущественного ущерба третьим лицам.

Мы предлагаем следующие виды страхования ответственности:

  • обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов;
  • обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами;
  • страхование гражданской ответственности при осуществлении текущей коммерческой и производственной деятельности (в том числе страхование ответственности собственников, владельцев (арендаторов) зданий и помещений);
  • страхование ответственности за вред, причиненный недостатками товаров, работ, услуг;
  • страхование ответственности лиц, оказывающих профессиональные услуги (профессиональная ответственность);
  • страхование ответственности при эксплуатации объектов использования атомной энергии или при перевозке ядерных материалов;
  • страхование профессиональной ответственности строителей, архитекторов, проектировщиков;
  • страхование ответственности таможенного представителя;
  • страхование ответственности авиаперевозчика;
  • страхование ответственности судовладельцев перед третьими лицами;
  • страхование ответственности директоров и других руководителей исполнительных органов;
  • иные виды страхования ответственности.

Мы об этом уже писали. И тому, кем является экспедитор и какую меру ответственности он несет, действительно, из года в год посвящена львиная доля судебных разбирательств.

Однако ко всему сказанному хотелось бы отметить белорусский опыт. Потому что тамошние разработчики закона все-таки постарались, насколько смогли, услышать мнение профессиональных участников транспортно-экспедиционных отношений.

В частности, подчеркнули, что экспедитор несет ответственность за груз с момента его принятия в свое ведение, а принятие груза, в свою очередь, может удостоверяться как выдачей экспедиторской расписки, так и соответствующей отметкой в товарных (товарно-транспортных) документах.

Первое, что в рамках данной страховой программы надо понять, касается самого определения. Многие отождествляют экспедиторскую страховку с полисом для перевозчика. Это не совсем верно по двум причинам.

  1. Не все перевозочные компании работают с внутренним штатом экспедиторов. Когда его нет, базовая ответственность за груз (в понимании заказчика) лежит именно на экспедиторе. То есть клиент при возникновении проблем пойдет именно в экспедиторскую организацию, которая, в свою очередь, уже будет решать финансовые вопросы возмещения с грузоперевозчиком. Это разные уровни ответственности.
  2. Область работ экспедитора и транспортника отличается.

Да, страхование экспедитора сегодня осуществляется на условиях, аналогичных страхованию ответственности транспортной компании. Но список случаев, которые могут квалифицироваться как страховые, в договорах совершенно разный. Как и степени ответственности, и описанные в страховом контракте взаимоотношения между участниками рейса. Это нужно знать, чтобы правильно вычитывать правила страховки.

Группа «АльфаСтрахование» предлагает услуги страхования компаниям, работающим с транспортом, грузами, перевозками под таможенным контролем, экспедированием и организацией перевозок различными видами транспорта.

Страхование на транспорте позволяет избежать непредвиденных расходов, связанных с опасностями предстоящей перевозки различных грузов, использованием различных видов и средств транспорта, а также возможных убытков, возникающих в рамках гражданской ответственности перевозчиков или экспедиторов.

  • страхование грузов;
  • страхование средств железнодорожного транспорта;
  • страхование контейнеров;
  • страхование гражданской ответственности перевозчиков или экспедиторов;
  • страхование профессиональной ответственности таможенных перевозчиков;

Предлагая полный спектр вариантов страхового покрытия, Группа «АльфаСтрахование» разрабатывает индивидуальные программы страховой защиты грузоперевозок, включающие ряд дополнительных услуг:

  • консультации и помощь в организации перевозок, рекомендации по документальному оформлению перевозок и минимизации потерь, а также по построению взаимосвязанной логистической системы;
  • консультационные услуги по оформлению контрактов и договоров купли-продажи, построению схем взаимодействия с поставщиками и партнерами;
  • осуществление осмотра груза и средств транспорта независимыми экспертами/сюрвейерами, проверка надежности партнеров (перевозчиков, экспедиторов), помощь в организации охраны и сопровождения грузов, прямое взаимодействие с партнерами страхователя (поставщиками, дилерами, филиалами);
  • круглосуточная информационная поддержка во время перевозки грузов;
  • юридическая и финансовая защита интересов перевозчиков и экспедиторов при осуществлении ими своей деятельности.

Свяжитесь с менеджером по корпоративным продажам:

AO «АльфаСтрахование» разработало страховую программу по защите интересов перевозчиков/экспедиторов от правомерных претензий, заявленных Страхователю на основании:

  • Устава автомобильного транспорта РФ;
  • положений международных правовых договоров и Конвенций в области перевозок грузов и оказания экспедиторских услуг CMR/КДПГ, FIATA;
  • требований национального законодательства в области перевозок грузов, оказания экспедиторских услуг государства, на территории которого оказываются данные услуги или юрисдикция которого применяется при урегулировании претензий, предъявляемых Страхователю в связи с наступлением страхового случая;
  • условий любого другого договора, предварительно одобренного Страховщиком.
  • Ответственность за гибель, повреждение или утрату груза / необеспечение надлежащей сохранности груза, в случае столкновения средств транспорта с препятствиями и между собой, пожаров, опрокидываний транспортных средств, провала мостов, огня или взрыва, кражи или разбойного нападения, нарушения температурного режима.
  • Ответственность за финансовые убытки, наступившие в результате просрочки в доставке груза, неправильной засылки груза, возмещения провозных платежей.
  • Возмещение таможенных сборов и пошлин.
  • Ответственность перед третьими лицами за вред, причиненный грузом имуществу и здоровью третьих лиц.
  • Расходы по расследованию обстоятельств страхового случая.
  • Расходы по предотвращению или уменьшению размера ущерба.

Транспортным компаниям-перевозчикам, владеющим на правах собственности, лизинга или аренды средствами транспорта, требуется надежная защита от финансовых потерь. Дело в том, что по закону перевозчик обязан возмещать ущерб, причиненный третьим лицам при эксплуатации принадлежащих ему транспортных средств. Размер компенсации порой бывает так велик, что приводит к закрытию бизнеса.

Чтобы избежать этой угрозы, используйте возможности страхования в СК «ПАРИ» – наш полис работает по всему миру (за исключением особо оговоренных стран и территорий).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *