Оплата электроэнергии по нормативу в 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оплата электроэнергии по нормативу в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Законодательные акты по вопросам, связанным с установлением и применением нормативов потребления электричества, следующие:

  • Федеральный закон № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»;
  • ФЗ № 35 «Об электроэнергетике»;
  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • региональные нормативные акты, устанавливающие норматив ресурса, приходящегося на одного проживающего в жилом помещении и правила применения социальной нормы.

Следует отметить, что государство обращает внимание граждан на экономию природных ресурсов, поэтому принимает меры к тому, чтобы в домах устанавливались приборы учета. Чтобы стимулировать население, приходится применять повышающие коэффициенты при расчете платы за электроэнергию. Тогда попросту становится невыгодно платить больше, чем фактически расходуется. А реальный расход можно определить лишь по индивидуальным приборам учета.

Нормативы потребления электрической энергии 2021

Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.

Необходимо учитывать, что при невозможности установить счетчик по техническим причинам и на то есть акт обследования, то граждане платят по нормативу. Если же они просто не желают его устанавливать, применяются повышающие коэффициенты и плата за потребление электричества становится выше с каждым годом. Установить счетчики невозможно, как правило, в ветхих и аварийных домах. Поэтому их не коснется повышение тарифов.

Чтобы рассчитать, сколько полагается в месяц платить за электричество, применяется следующая формула:

S = K × N × T, где

  • S – сумма, которую семья должна заплатить за пользование электричеством без счетчика;
  • K – количество человек в семье (прописанных в жилом помещении);
  • N – норматив количества электроэнергии на одного человека, утвержденный региональными властями;
  • T – тариф за 1 кВт/час.

Из сравнительной таблицы норматива понятно, что в него сложно уложиться. А потребление ресурса сверх нормы оплачивается по более высокому тарифу. Поэтому при возможности рекомендуется устанавливать счетчики и платить по фактическому потреблению.

Уменьшить потребление электричества возможно, соблюдя несколько простых правил. В снижении энергопотребления заинтересованы сами граждане, которые относятся бережно не только к своим деньгам, но и к природным ресурсам. Поэтому достаточно знать, что значительно меньше энергии потребляют:

  • бытовые приборы, отмеченные знаком А, А+, А++;
  • энергосберегающие и светодиодные лампы;
  • электрочайник, который вовремя очищен от накипи (при возможности лучше кипятить воду в обычном чайнике на газовой плите);
  • кондиционер, включенный при закрытых окнах и дверях;
  • холодильник, расположенный подальше от батарей, солнечного света и т.д.

Социальная норма на электричество: правила расчета и перспективы применения

Размер выплат обозначается местными властями. Поэтому в некоторых регионах показатели различны. При управлении домом благодаря договору, оформленному с ТСЖ или кооперативом, нужды на оплату коммунальных ресурсов входят в цену соглашения в порядке, оговоренном в соглашении.

Не так давно глава строительного ведомства Михаил Мень заявил в интервью «Российской газете», что долги населения за коммунальные услуги достигли 645 млрд руб., а объем общей задолженности составляет 1,34 трлн руб.

Принят Федеральный закон от 29.07.2021 № 258-фз «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно принятым поправкам, плата за ОДН теперь все также будет начисляться по нормативам, однако если в доме есть общедомовые приборы учета, то периодически (вероятней всего раз в год) будет производиться перерасчет платы за ОДН по показаниям общедомовых приборов учета (ч.9.2 ст. 156 ЖК РФ).

Оборудование помещений приборами учета в интересах жителей многоквартирных домов. Это позволит сэкономить на расходах. Особенности расчета ОДН в 2021 году – приоритет показателей счетчика над нормативами. Кроме того, в коммунальный платеж не должны включаться статьи обслуживания отсутствующих ресурсов: если в платежку включается счет за полив газона или горячую воду, а газона в вашем дворе нет и в помине, а вода в технических помещениях холодная – это мошенничество.

  • освещение чердаков, подвалов, подъездов, лифтов, технических помещений;
  • электричество, необходимое для обслуживания антенн, насосов, работы лифтов и т.д;
  • отопление этих зон;
  • расход воды при сезонных проверках отопительной системы;
  • расходы электричества и воды для обслуживания придомовой территории: полив газонов, освещение двора.

В отношении общедомовых нужд, как и индивидуальных, предусмотрены случаи, когда оплата за коммунальные услуги может быть изменена. По общим правилам перерасчет допускается в случаях, когда предоставленные услуги не соответствуют требованиям технических или санитарных норм, например, вода не очищена, мощность электричества ниже установленного минимума, имеют место перебои с обеспечением ресурсами.

Если исполнитель нарушил правила предоставления достаточно качественных услуг, потребитель может рассчитывать на освобождение от необходимости их оплаты. Также потребитель в подобной ситуации может потребовать неустойку в объеме, предусмотренном законодательной базой РФ.

Ранее к таким категориям относили только одиноко проживающих пенсионеров и их домохозяйства. Как видно из закона, перечень был расширен. Теперь большая часть граждан может воспользоваться льготами по электроэнергии.

Если счетчик есть, то нужно вовремя передавать его показатели, чтобы не пришлось платить по нормативу. Передать показания необходимо или в энергосбытовую компанию, которая является поставщиком электричества, можно в управляющую организацию, или в городской расчетный центр. Оплата по нормативу начинается с 4-го месяца отсутствия данных.

Если точную дату установить не получается, то считать будут с того месяца, когда прибор учета был сломан. В таком случае первоначально пользователя переводят на оплату по среднемесячному тарифу, исходя из ранее предоставленных данных за последние полгода. Через 3 месяца, если прибор учета не восстановлен, применяется оплата по нормативу.

Этот документ был утвержден постановлением правительства N 354 от 6 мая 2021 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». С тех пор в него вносились многочисленные изменения. С действующей версией Правил можно ознакомиться, например, здесь.

Если в доме не установлен прибор учета, расчет расхода энергии по нормативам – единственный вариант оплаты коммунальных услуг. Но и тем, кто купил счетчик электроэнергии по немалой цене, возможно, придется столкнуться с такой ситуацией. Законодательство предусматривает следующие варианты.

  • Показания прибора учета не были поданы вовремя. В этом случае расход считается по средним показателям за 6 месяцев. Но в случае, когда владелец не предоставляет показания в течение полугода, его переведут на расчеты по нормативам.
  • Представителей обслуживающей компании не допускают к счетчику. Владелец должен предоставить контролерам возможность осмотра и проверки счетчика, в ином случае показания не будут учитываться.
  • Прибор не работает. При обнаружении неисправности нужно как можно скорее написать заявление в ресурсоснабжающую организацию. За этот месяц и до того, как вы купите новый счетчик электроэнергии по цене, соответствующей вашим возможностям, расход будет вычисляться по среднему потреблению. Но если в течение трех месяцев неполадки не устранены, платить придется по нормативам.

Как рассчитывается плата за электроэнергию в случае, если в квартире установлен и исправно работает счетчик электроэнергии, знают, наверное, все.

Есть счетчик. Есть его показания. Берете количество потраченных за месяц киловатт-часов, умножаете на действующий в вашем регионе тариф. Получаете сумму, которую нужно оплатить за потребление электроэнергии. Все просто!

Но как рассчитывается плата за электроэнергию без счетчика? Действующее законодательство сводит все многообразие жизненных ситуаций к следующим вариантам:

  • счетчик есть, но его показания не были вовремя (в соответствии с установленной процедурой) переданы
  • счетчик есть, но он оказался неисправным (сломался, истек срок поверки)
  • счетчик есть, но представителей исполнителя услуги энергоснабжения к нему не пускают
  • счетчик есть, но при проверке выяснилось, что он умышленно испорчен
  • наконец, счетчика попросту нет. И такая ситуация отнюдь не редкость.

Как рассчитывается плата за услугу электроснабжение в каждом из этих случаев подробно прописано в Правилах оказания коммунальных услуг.

Этот документ был утвержден постановлением правительства N 354 от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». С тех пор в него вносились многочисленные изменения. С действующей версией Правил можно ознакомиться, например, .

Следуя Правилам, давайте разберем перечисленные выше варианты.

Начнем с начала. Для того, чтобы иметь возможность оплачивать электроэнергию, исходя из показаний счетчика, надо эти показания передать тому, кто поставляет вам электроэнергию.

Как передать показания счетчика? В какой срок? Кому? Эти вопросы вполне уместны и заслуживают отдельного разбора. Но здесь и сейчас важно отметить – если показания счетчика не переданы, то и оплачивать электроэнергию по ним не получится. Выглядит справедливо.

Так вот, в случае если вы не предоставили показания счетчика, плата за электроэнергию определяется исходя из вашего среднемесячного объема потребления. «Среднемесячное» потребление в таком случае рассчитывается исходя из тех показаний, который вы сдавали (илиони были получены, например, в ходе проверки вашего счетчика) в течении последних шести месяцев.

Исключение, о котором говорится в Правилах, представляют случаи, когда расчеты по счетчику начались менее чем за шесть месяцев до того момента, как вы не передали его показания. Например, счетчик вам поставили в июне, а уже в октябре вы не передали показания. В таком случае берется за основу ваш средний месячный расход электроэнергии за период фактической работы счетчика. Но не менее 3 месяцев.

Вы не передали показания один месяц, второй, третий… Что дальше? Начиная с седьмого месяца, в течении которого вы не передаете показания счетчика вас переведут на оплату по нормативам. Как это выглядит – см. здесь.

Оплата электроэнергии без счетчика норматив 2021

Сперва давайте определимся – что значит «не пускают»? Часто счетчики электроэнергии установлены непосредственно в квартире или же в тамбуре, доступ в который со стороны лестничной площадки закрыт «хорошейжелезной дверью» (с).

То есть постороннему лицу проникнуть к счетчику не так-то просто. При этом инспектора энергосбытов имеют привычку посещать абонентов в рабочее время. По ночам или ранним утром они не ходят. Значит шансов пересечься с обитателями квартиры у них немного.

Как раз на такой случай в Правилах предоставления коммунальных услуг подробно расписана процедура, которой должен следовать представитель энергосбыта, чтобы согласовать с хозяином квартиры время проверки.

Представители организации – поставщика электроэнергии обязаны заблаговременно уведомить хозяев проверяемой квартиры. Те, в свою очередь, должны подтвердить, что в предлагаемое время будут дома. Они не подтверждают? Значит исполнитель коммунальной услуги обязан отправить повторное уведомление. Если и на второй раз согласовать дату визита не получается (или же проверяющие пришли в согласованное время, а дома все равно никого нет), то составляется специальный документ — Акт об отказе допуска исполнителя к приборам учета.

Каждая итерация этой непростой процедуры подробно описана в п. 85 Правил. Если вам действительно необходимо точно знать — кто, что и в какой последовательности должен делать? – обязательно почитайте.

С даты, когда оформляется Акт об отказе в допуске, потребителя переводят на оплату по среднемесячному потреблению. Если вопрос с проверкой счетчика не решается в течении трех месяцев, то вам начнут приходить платежки за свет, рассчитанные по нормативу.

Эта ситуация самая неприятна для потребителя. Способ расчета за электроэнергию в таких обстоятельствах описывает п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг.

Итак, в ходе проверки инспектора обнаружили, что ваш электросчетчик умышленно приведен в неисправное состояние и считает электроэнергию в «вашу пользу», или же электричество в вашу квартиру (дома) заведено мимо счетчика. Что будет дальше? Последствия достаточно суровые.

Я даю согласие ИП Туксин Артем Александрович (далее — Оператор), расположенному по адресу: 650056, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Марковцева 6-263, на обработку (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование моих персональных данных и подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую своей волей и в своих интересах.

Согласие дается мною для целей: получения консультации по вопросам электроснабжения, заполнения форм обратной связи, регистрация профиля пользователя, совершения иных действий на сайте energo.blog; а также исполнения требований других федеральных законов и подзаконных актов с использованием как автоматизированных средств обработки моих персональных данных, так и без использования средств автоматизации, внесения полученных сведений в электронную базу данных, включения в списки (реестры) и отчетные формы, предусмотренные документами, регламентирующими предоставление отчетных данных (документов), передачи их уполномоченным органам.

Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных (включая получение от меня и/или любых третьих лиц): фамилия, имя, отчество, номера телефонов (городской, мобильный), адрес электронной почты, сведения для входа в профиль пользователя Оператором. Лицо, осуществляющее обработку моих персональных данных обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные действующим законодательством.

Настоящее согласие дано мной с даты подтверждения согласия на официальном сайте Оператора и действует бессрочно.

Приведем ряд терминов, которые характеризуют эту услугу и связаны с ней:

1. Электроэнергия – это тот объем ресурса, который поступает в общую сеть и доходит до потребителя.

2. Социальный норматив потребления – установленная законодательством величина потребления электроэнергии из расчета на одного человека. Применяется в следующих случаях:

  • не установлен индивидуальный прибор учета;
  • показания счетчика переданы позднее установленного срока;
  • счетчик вышел из строя или преднамеренно испорчен.

3. Киловатт час – количество потребляемой бытовыми осветительными и иными приборами энергии.

4. Базовый тариф – суммарное выражение стоимости единицы электроэнергии для квартир и домов, оборудованных газовыми плитами и центральным отоплением.

Законодательные акты по вопросам, связанным с установлением и применением нормативов потребления электричества, следующие:

  • Федеральный закон № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»;
  • ФЗ № 35 «Об электроэнергетике»;
  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • региональные нормативные акты, устанавливающие норматив ресурса, приходящегося на одного проживающего в жилом помещении и правила применения социальной нормы.

Следует отметить, что государство обращает внимание граждан на экономию природных ресурсов, поэтому принимает меры к тому, чтобы в домах устанавливались приборы учета.

Чтобы стимулировать население, приходится применять повышающие коэффициенты при расчете платы за электроэнергию. Тогда попросту становится невыгодно платить больше, чем фактически расходуется.

А реальный расход можно определить лишь по индивидуальным приборам учета.

Оплата одн по новому закону в 2021

Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.

Необходимо учитывать, что при невозможности установить счетчик по техническим причинам и на то есть акт обследования, то граждане платят по нормативу.

Если же они просто не желают его устанавливать, применяются повышающие коэффициенты и плата за потребление электричества становится выше с каждым годом.

Порядок расчёта нормативов электроэнергии, поставляемой населению, и прочие вопросы, связанные с потреблением данного ресурса, регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственным постановлением № 614, подписанным в июле 2021 г. и определяющим порядок социального нормирования электроэнергии. Читать постановление (документ откроется в новой вкладке).
  2. Федеральным законом № 35-ФЗ, принятым в марте 2003 г. с коррективами 2021 г., устанавливающим общие принципы российской электроэнергетики. Читать закон.
  3. Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г., направленным на энергосбережение и снижение потерь электроэнергии. Читать закон.

Последние изменения в плане утверждения ежемесячных лимитов электрической энергии вносились в 2013г. Нормы возросли на 10% по сравнению с действовавшими ранее. Данная мера направления на стимулирование граждан к установке индивидуальных приборов учёта, поскольку оплата по счётчику вынуждает потребителя экономить ресурсы.

Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.

Однако установка электросчётчиков возможна не для всех потребителей в связи с отсутствием технической возможности по причине изношенности основных фондов жилых зданий и неудовлетворительного состояния сетей. Иногда потребители не желают добровольно устанавливать индивидуальные приборы учёта.

В данной ситуации оплата производится по расчётным нормативам, зависящим от следующих факторов:

  • жилой и нежилой площади квартиры;
  • числа прописанных на жилплощади;
  • принадлежности жилья к многоквартирным или частным домам;
  • использования электрической печи для приготовления пищи;
  • способа отопления;
  • нахождении жилья в городе или сельской местности.

Указанные нормативы рассчитаны опытным путём на основе фактически замеренных показателей для групп потребителей разбитых на категории, в целом по стране.

Региональным властям дано право корректировать нормативы в соответствии с местными условиями, накладывающими отпечаток на себестоимость поставки энергоресурсов.

Однако отклонение в большую сторону от федеральных норм не должно превышать 40%.

Предельные ежемесячные нормы на одного человека, утверждённые в регионах, в зависимости от использования газо- или электроплиты, соответственно, составляют (в кВт*ч):

  • для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире – от 81 до 185 или от 108 до 263;
  • семей, проживающих в аналогичных условиях – от 28 до 63 или от 37 до 89.

Нормы рассчитываются с учётом следующих дополнительных обстоятельств:

  • жителям сельской местности показатели назначаются выше на 90 кВт*ч, в связи с необходимостью использования энергоресурсов в приусадебном хозяйстве;
  • одинокие пенсионеры при отсутствии электросчётчика, не установленного по уважительным причинам, не зависящим от потребителя, оплачивают электроэнергию по социальному нормативу, назначенному по минимальному лимиту потребления;
  • для дачного домовладения при наличии централизованного электроснабжения без установленного индивидуального прибора учёта размер платы назначается по нормативам на одного человека.

Нормы потребления электроэнергии для особых случаев

Детальнее о величине установленных нормативов изложено в постановлениях местных органов власти.

Размер оплаты потреблённой электроэнергии при отсутствии индивидуального прибора учёта определяется по следующей формуле:

П = Л*Н*Т,

в которой:

  • П – общая сумма платежа;
  • Л – количество человек, зарегистрированных в квартире;
  • Н – лимит утверждённого в регионе норматива на одного проживающего по данной жилплощади;
  • Т – стоимость одного киловатт-часа, согласно утверждённому тарифному плану.

Дополнительно применяется повышающий коэффициент, принятый с целью стимулирования граждан к установке индивидуальных приборов учёта. Повышающий коэффициент не должен учитываться только в ситуации, когда установка электросчётчиков невозможна по причине ветхости жилья или неприспособленности для этого электрических сетей.

Когда применяются нормативы электропотребления?

Ветеранам труда в Москве и других городах предоставлены разные послабления. Самой популярной среди них становится скидка на услуги ресурсоснабжающих компаний. В частности, на предоставление электрической энергии. Это связывается с тем, цены на данные услуги повышаются каждый год. Однако, заработная плата граждан остается неизменной или понижается в размере. Поэтому в сложившихся условиях у граждан возникает желание относительно экономии средств на потреблении энергии.

Указанные послабления предоставляются инвалидам 3 группы и другим категориям граждан. Действующие нормативно-правовые акты отражают то, какому органу власти принадлежат полномочия относительно назначения льгот. Законодатель указывает, что такие вопросы решаются региональными властями. По этой причине в каждом субъекте применяются свои правила для начисления выплат компенсационного значения. Выделяются они для граждан, входящих в отдельную группу.

В правовых актах отражается перечень лиц, которые могут рассчитывать на получение рассматриваемых послаблений.

К ним относятся:
  • лица, имеющие статус ветерана труда;
  • граждане, ставшие ветеранами военной службы;
  • люди, утратившие трудоспособность;
  • лица, обладающие статусом ветеранов боевых действий, который получен в ходе ВОВ, войн в Афганистане, Югославии или Чечне.

Кроме того, рассматриваемые послабления относятся к лицам, которые принимали участие в ликвидации последствий после аварии в Чернобыле. Семейства, где воспитывается большое количество детей. Правом на использование послаблений обладают граждане, имеющие статус героя России или Советского Союза. Семьи, где воспитывается инвалид или ребенок, утративший родителей, получают право на преференции. Указанный перечень может меняться в зависимости от того, на какой территории проживает человек.

В действующих правовых актах отражается, что существует три разновидности выплат компенсационного назначения. Все они положены за использование электрической энергии.

К ним отнесены:
  • на треть сумма уменьшается для семейств, в которых воспитывается много детей;
  • половину стоимости оплачивают дети, обладающие статусом сирот;
  • в полной мере от оплаты освобождены лица, являющиеся героями России или Сов. Союза.

В первой ситуации льгота продолжает действовать до того времени, пока самый младший ребенок не достигнет совершеннолетия. В Московской области в сельской местности гражданину потребуется собрать определенный перечень бумаг, чтобы оформить преференции. Необходимо документальное подтверждение наличия оснований для использования льготных условий.

ВНИМАНИЕ !!! Вне зависимости от того, на какой территории проживает человек, будь то столица или другой регион, льготой удастся воспользоваться после того, как произошла оплата по квитанции.

Это говорит о том, что человеку изначально потребуется внести полную сумму по квитанции, после чего заняться оформлением компенсации. Государственные органы перечисляют часть суммы на расчетный счет.

Вне зависимости от того, что у человека на руках есть бумага, дающая право на использование льгот, это не говорит о возможности затрат электрической энергии в любом количестве. В таком случае применяются установленные нормативы. Они определяются относительно одного расчетного периода.

В настоящее время такие нормативы имеют выражение:
  • если гражданин, оформляющий льготу, зарегистрирован в жилом помещении один, то для него это 50 кВт;
  • если применяется электрическая плита с целью приготовления пищи, то указанное значение повышается до 80 кВт за час;
  • когда семья полная, то отраженные нормативы имеют повышенное значение.

Если в жилом помещении установлено оборудование, работающее на газу, то потребление энергии не должно превышать показателя в 45 кВт. Если электрические сети, то цифра повышается до 70 кВт. Перечисленные показатели утверждены для одного гражданина. К примеру, когда семейство состоит из пяти людей, то тариф требуется умножить на соответствующую цифру.

ВНИМАНИЕ !!! Если имеет место превышение установленного показателя, то гражданину вне зависимости от ситуации, придется вносить дополнительную оплату. Стоит обратить внимание, что нормативы разрабатываются отдельно для каждого региона.

Это говорит о том, что в столице и прочих субъектах цифры могут разниться. Человеку для того, чтобы уточнить информацию относительно установленных пределов потребления энергии, потребуется обратиться в местные органы власти.

После того, как граждан оформляет документацию для того, чтобы использовать полагающиеся ему преференции, он получает возможность платить по счетам меньше. Однако, нужно учитывать, что такие выплаты носят компенсационный характер.

Это говорит о том, что изначально человек вносит полную стоимость потребленной энергии. Затем производятся перерасчеты.

Указанные положения говорят о том, что при отнесении лица ко льготным категориям, типа инвалидов или участников ВОВ, при этом живущих одиноко, установлено значение 50 кВт в час. Если лицо уложилось в указанные цифры, то половину стоимости оплатит государство. Когда гражданин использовал больше энергии, то оплачивается лишь 25 кВт властями муниципалитета, остальное ложиться на плечи гражданина. Аналогичные правила применимы для ситуаций, когда речь идет о семействах. Учету подлежат разработанные нормативы потребления.

Изменения законодательства по учету электроэнергии с 01.01.2021 г.

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

Начнем с того, что сразу уточним — под «СНТ» мы понимаем не только собственно «садоводческие некоммерческие товарищества», но и другие объединения. Огороднические, дачные, коттеджные. А кроме объединений так же и партнерства, кооперативы. Просто так сложилось, что аббревиатура «СНТ» стала наиболее распространенным обозначением для такого рода объедений.

Практическая сторона заключается в том, что на границе внутренней сети СНТ установлен прибор учета электроэнергии. Он показывает, сколько электроэнергии было поставлено садоводческому объединению. Весь этот объем СНТ обязано оплатить.

Средства на оплату объединение собирает со своих членов, а так же лиц, ведущих хозяйство на территории СНТ в индивидуальном порядке, и членами объединения не являющимися (назовем их для простоты «индивидуалами»). И члены СНТ, и «индивидуалы» учет потребления на своих участках ведут с помощью индивидуальных счетчиков электроэнергии.

Проблема, однако, в том, что сумма показаний всех индивидуальных счетчиков в любом случае окажется ниже, чем потребление электроэнергии, учтенное общим счетчиком на «входе» в СНТ.

Рассмотрим показательное решение суда по делу «завышенных» тарифов на электроэнергию в СНТ.

Жительница Красноярского края обратились в один из местных районных судов с претензией к своему СНТ «Аграрник». В исковом заявлении женщина потребовала отменить решение общего собрание членов СНТ, которым был установлен завышенный (с ее точки зрения) тариф на электроэнергию в размере 2 руб. за 1 кВт.ч. При том, что на территории Красноярского края на тот момент (2012 год) тариф для населения составлял лишь 1,6 руб. за кВт.ч.

Норматив потребления электроэнергии на человека в различных городах страны может значительно отличаться. На величину норматива влияют следующие факторы:

  • Площадь квартиры, количество комнат.
  • Количество зарегистрированных членов семьи на жилой площади.
  • Статус дома: многоквартирный дом или частный коттедж.
  • Газификация населенного пункта.
  • В многоквартирных домах наличие электроплит.
  • Чем отапливаются помещения – газом или электрокотлами.
  • Где расположен дом – в городе или сельской местности.

Каждый регион, учитывая факторы инфраструктуры, количество прописанных в квартире многоквартирного дома и климатические особенности, утверждает свои нормы электропотребления киловатт/час на 1 человека в месяц. Приведем таблицу утвержденных норм электроэнергии на 2021 год.

Действующие нормативы потребления

Нормативы утверждены Министерством ЖКХ Московской области распоряжением от 9 декабря 2014 года N 162-РВ, (с изменениями на 3 мая 2017 года). В 2021 году эти нормативы по-прежнему действуют.

Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения в жилых помещениях (в кВтч на 1 чел) количество комнат количество проживающих
в многоквартирных домах, оборудованных газовыми плитами в многоквартирных домах, оборудованных электрическими плитами (чел.)
1 2 3 4
94 144 1 1 чел.
58 89 1 2 чел.
45 69 1 3 чел.
37 56 1 4 чел.
32 49 1 5 чел.
143 190 2 1 чел.
88 117 9 2 чел.
68 91 2 3 чел.
56 74 2 4 чел.
49 64 2 5 чел.
197 239 3 1 чел.
122 148 3 2 чел.
95 115 3 3 чел.
77 93 3 4 чел.
67 81 3 5 чел.
252 287 4 1 чел.
156 178 4 2 чел.
121 138 4 3 чел.
98 112 4 4 чел.
86 98 4 5 чел.

Приведем таблицу норм электропотребления на одного человека по регионам.

Город Норма для одного проживающего в однокомнатной квартире при наличии газовой плиты
Санкт-Петербург 139
Волгоград 123
Ростов-на Дону 132
Вологда 97
Тюмень 135
Казань 123
Ярославль 81
Новосибирск 108
Самара 103

Более подробные нормативы ищите на сайтах поставщиков электроэнергии своего региона или муниципалитета.

По нормативам при наличии электросчетчика платят в следующих случаях.

  • Электрический прибор учета неисправен.
  • Закончился срок эксплуатации прибора контроля.
  • Собственник не подает или не вовремя предоставляет показания электросчетчика.
  • Прибор учета поврежден или отсутствуют пломбы.
  • Представителям энергосбыта не предоставили доступ для контрольного снятия показаний. Жильцы не допускают инспектора для проверки работоспособности прибора.
  • Счетчик преднамеренно испортили или подключили освещение дома, минуя прибор учета. В этом случае собственник, кроме оплаты электроэнергии по нормативу, обязан оплатить штраф за похищенную электроэнергию.

Сейчас трудно найти помещение или дом, где не установлен счетчик электроэнергии.

Многоквартирные дома и новостройки в обязательном порядке оборудованы индивидуальными приборами учета коммунальных услуг. По закону, энергосбытовые организации обязаны за свой счет менять электросчетчики, вышедшие из строя или пришедшие в негодность.

Однако еще имеется некоторое количество квартир, в которых жильцы оплачивают электроэнергию без счетчика по нормативу.

Если дом аварийный, предназначен к сносу или отсутствует техническая возможность монтажа прибора учета, то его установка не обязательна. Во всех остальных случаях он обязателен.

Для стимуляции жильцов устанавливать электросчетчик, применяются экономические рычаги. При расчетах применяются повышающие коэффициенты, которые увеличиваются год от года. Таким образом, собственнику становится невыгодно получать электричество без электросчетчика.

В России установят лимит на электричество

Не нужно путать норматив и социальную норму, это совершенно разные понятия.

Суть соцнорм в том, чтобы простимулировать жильцов экономить электроэнергию. Норматив применяют в квартирах без приборов учета, о таких нормативах мы писали выше. Социальная норма действует в квартирах со счетчиками.

Социальная норма – это количество электроэнергии в месяц (по показаниям прибора учета), лимит, при котором действует минимальный тариф на электричество. Потребленное сверх нормы электричество стоит дороже.

О том, что нужно вводить социальную норму потребления электроэнергии, заговорили еще в 2013 году. Соцнормы ввели в семи пилотных регионах.

Например, во Владимирской области размер социальной нормы потребления электроэнергии для населения был установлен в размере 100 кВт.ч. в месяц для квартир с газовыми плитами, если зарегистрирован один человек, 160 кВт.ч. — если двое, 200 кВт.ч. — если трое. Для квартир с электроплитами соцнорма составляла 190 кВт.ч. в месяц если зарегистрирован один человек, 260 кВт.ч. в — если двое, 350 кВт.ч. — если трое.

Согласно действующей редакции п. 3 Постановления № 614 высшее должностное лицо субъекта РФ принимает решение о применении СН при определении платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии, потребляемой приравненными к населению категориями потребителей, в срок до 01.03.2016. В решении должна быть указана дата начала осуществления расчетов с применением СН (с 1-го числа месяца). Решение должно быть принято не позднее чем за четыре месяца до указанной даты. Величина самой СН устанавливается до 01.04.2016, но не позднее чем за три месяца до даты начала расчета размера платы за услугу по электроснабжению с применением СН.
Единственным исключением по решению того же высшего должностного лица субъекта РФ могут стать территории, включенные в перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления (см. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 854), а также территории, технологически не связанные с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением субъектов РФ, не имеющих административных границ с другими субъектами РФ и не относящихся к территориям островов (п. 3 Постановления № 614).

В новой редакции Постановления № 614 (п. 7.3) установлены ограничения размеров тарифов на электроэнергию, потребляемую в пределах и сверх СН, при переходе к расчетам с применением СН. Так, предельный минимальный уровень тарифов на электроэнергию, поставляемую населению в пределах СН, в среднем по субъекту РФ – это уменьшенный на 10% предельный минимальный уровень тарифов, установленный ФСТ на месяц соответствующего периода регулирования, предшествующий месяцу начала осуществления расчета платы за коммунальную услугу с применением СН. В свою очередь, предельный максимальный уровень тарифов на электроэнергию, поставляемую в пределах СН, – уменьшенный на 3% соответствующий предельный максимальный уровень тарифов за указанный выше месяц. Предельным минимальным уровнем тарифов на электроэнергию, поставляемую сверх СН, является увеличенный на 40% предельный минимальный уровень тарифов на электроэнергию, поставляемую в пределах СН. Аналогичным образом на 40% отличается и максимальный уровень тарифов на электроэнергию, поставляемую сверх СН.
В пункте 7.4 Постановления № 614 закреплено, что во всех субъектах РФ, кроме «пилотных», тарифы на электроэнергию, поставляемую населению сверх СН, в первых двух периодах регулирования с момента принятия решения о применении СН не должны превышать более чем на 40% тарифы на электроэнергию, установленные для ее потребления в пределах СН.

Согласно Положению базой для расчета СН является информация об объемах годового потребления населением электроэнергии, в том числе на общедомовые нужды (ОДН). Величина СН рассчитывается по методике, приведенной в приложении 4 к Положению. Первоначально определяется базовая величина СН, которая корректируется для различных потребителей (групп домохозяйств с конкретными условиями потребления электроэнергии). Не имеет смысла вдаваться в подробности в части расчета СН для каждой категории населения. Отметим лишь некоторые моменты, которые подверглись корректировке Постановлением № 136.
Во-первых, если первоначально отнесение жилфонда к аварийному или ветхому давало право на увеличение СН в 1,5 раза, только если степень износа превышала 90% (при степени износа от 70 до 90% коэффициент составлял 1,2), то теперь СН потребления электроэнергии для домохозяйств аварийного и ветхого жилфонда со степенью износа 70% и более должна быть увеличена в 1,5 раза.

Во-вторых, для домохозяйств с численностью два человека и более СН ранее увеличивалась так: плюс 50 кВт·ч в месяц на одного человека для второго проживающего и 20 кВт·ч в месяц на одного человека для третьего, четвертого и пятого проживающих. Теперь эти показатели увеличены: 60 и 40 кВт·ч в месяц на одного человека соответственно.

В-третьих, скорректированы величины, характеризующие потребление электрической энергии на приготовление пищи с использованием стационарных электрических плит и на отопление в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке электро­отопительными и электронагревательными установками.

В-четвертых, расширен перечень домохозяйств, для которых СН, рассчитанная в соответствии с Положением, применяется с коэффициентом 1,5. Первоначально таковыми являлись одиноко проживающие пенсионеры и их домохозяйства (см. п. 14 Положения). Теперь к ним добавлены (см. п. 14.1 Положения):

  • многодетные семьи;
  • семьи, имеющие в своем составе инвалидов;
  • семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов;
  • семьи, отнесенные к категории замещающих семей, имеющие в своем составе детей, оставшихся без попечения родителей.

Причем все перечисленные льготные категории потребителей в первом году применения СН оплачивают весь объем потребленной электроэнергии по тарифу, установленному для населения в пределах СН (п. 14.2 Положения).
В-пятых, если ранее устанавливался лишь нижний предел объема электроэнергии, которая должна быть оплачена в пределах СН (70% от общего объема электроэнергии, поставленной населению), то теперь есть и верхний предел: СН должна быть установлена таким образом, чтобы совокупный объем поставки электроэнергии населению в пределах СН в субъекте РФ составлял долю не менее 70%, но не более 85% объема поставки электроэнергии населению (п. 16 Положения). При этом превышение доли более 85% является основанием для обязательного пересмотра СН в порядке, пре­дусмотренном в п. 16.1 Положения.

Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.

Однако установка электросчётчиков возможна не для всех потребителей в связи с отсутствием технической возможности по причине изношенности основных фондов жилых зданий и неудовлетворительного состояния сетей. Иногда потребители не желают добровольно устанавливать индивидуальные приборы учёта.

В данной ситуации оплата производится по расчётным нормативам, зависящим от следующих факторов:

  • жилой и нежилой площади квартиры;
  • числа прописанных на жилплощади;
  • принадлежности жилья к многоквартирным или частным домам;
  • использования электрической печи для приготовления пищи;
  • способа отопления;
  • нахождении жилья в городе или сельской местности.

Указанные нормативы рассчитаны опытным путём на основе фактически замеренных показателей для групп потребителей разбитых на категории, в целом по стране. Региональным властям дано право корректировать нормативы в соответствии с местными условиями, накладывающими отпечаток на себестоимость поставки энергоресурсов. Однако отклонение в большую сторону от федеральных норм не должно превышать 40%.

Рекомендуем: Что такое сальдо в квитанции ЖКХ

Предельные ежемесячные нормы на одного человека, утверждённые в регионах, в зависимости от использования газо- или электроплиты, соответственно, составляют (в кВт*ч):

  • для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире – от 81 до 185 или от 108 до 263;
  • семей, проживающих в аналогичных условиях – от 28 до 63 или от 37 до 89.

Установление и применение СН при расчетах платы за электроснабжение предполагают необходимость обмена информацией заинтересованными лицами: органами исполнительной власти субъектов РФ, отделениями ПФР, органами социальной защиты населения, РСО, исполнителями коммунальных услуг, комиссиями, оценивающими жилфонд, органами регистрационного учета. Пунктом 10 Положения предусмотрено, что уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ утверждает регламент обмена информацией. Мы заострим внимание лишь на потоках информации, касающейся исполнителя коммунальных услуг и прямо названной в Положении.
Исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить гарантирующему поставщику информацию о годовом объеме потребления населением электроэнергии в домах, находящихся в его управлении и попавших в выборку в целях определения СН (п. 6 Положения).

Комиссия, созданная в установленном порядке для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ, по запросу исполнителя коммунальных услуг безвозмездно предоставляет ему информацию о потребителях, жилые помещения которых отнесены к аварийному или ветхому жилому фонду со степенью износа 70% и более (п. 15 Положения). В свою очередь, исполнитель предоставляет такую информацию поставщику электрической энергии в соответствии с договором ресурсоснабжения.

Уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ, которые формируют (актуализируют) единую базу данных о численном составе домохозяйств в жилых помещениях с указанием их адресов, направляют исполнителям коммунальных услуг в отношении обслуживаемых ими потребителей выписки из единой базы данных не позднее 1 июля очередного года начиная с даты начала осуществления расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению с применением СН (п. 23 Положения).

При применении СН в первый год информацию об отнесении потребителя к категории одиноко проживающих пенсионеров или их домохозяйств исполнители коммунальных услуг получают в органах социальной защиты населения и (или) территориальных органах ПФР, органах регистрационного учета (п. 37 Положения).

При несоответствии реальности информации о категории и численности домохозяйства, имеющейся у исполнителя, либо возникновении оснований для отнесения его к иной (в том числе льготной) категории домохозяйств потребитель направляет исполнителю письменное уведомление с приложением подтверждающих документов. Если этого не будет сделано и соответствующую информацию исполнитель получит от третьих лиц (согласно указанному выше регламенту), он произведет перерасчет платы за электроэнергию (см. п. 38, 39, 42 Положения).

О расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению

Общий порядок расчета платы за коммунальные услуги преду­смотрен Новыми правилами предоставления коммунальных услуг. В связи с применением СН ключевым становится вопрос: каким образом и в каких случаях определять объемы электроэнергии, подлежащие оплате по тарифам в пределах СН и сверх нее (п. 25 Положения)? Рассмотрим возможные варианты.

На этой странице размещены нормативы потребления в жилых помещениях в отношении отопления, холодного и горячего водоснабжения и электроснабжения в Московской области. Нормативы потребления на электроэнергию приведены в третьей таблице, на воду — во второй таблице.

Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении отопления в жилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома)

Группы домов постройки до 1999 года Нормативы потребления тепловой энергии на отопление Группы домов постройки после 1999 года Нормативы потребления тепловой энергии на отопление
1 2 3 4
1этажные 0,0456 1этажные 0,0169
2 этажные 0,0423 2-3 этажные 0,0142
3-4 этажные 0,0262 4-5 этажные 0,0122
5-9 этажные 0,0219 6-7 этажные 0,0114
10-13 этажные 0,0210 8 этажные 0,0108
14 этажные 0,0217 9 этажные 0,0108
15 этажные 0,0221 10-11 этажные 0,0101
16 этажные и более 0,0228 12 этажные и более 0,0098

Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения в жилых помещениях (кубометр на 1 человека)

Категории многоквартирных домов с указанием оборудования Норматив потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению
всего в т.ч. горячее водоснабжение
1 2 3
1. Многоквартирные жилые дома, оборудованные централизованным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, водоотведением с душем и ваннами
Длиной 1650-1700 мм 8,12 2,62
Длиной 1500-1550 мм 8,01 2,56
Длиной 1200 мм 7,9 2,51
2. Многоквартирные жилые дома, оборудованные централизованным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, водоотведением с душем без ванн 7,13 2,13
3. Многоквартирные жилые дома, оборудованные централизованным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, водоотведением без душа и ванн 5,34 1,27
4. Многоквартирные жилые дома, оборудованные централизованным отоплением, холодным водоснабжением, водоотведением, оборудованные газовыми (электрическими, твердотопливными) водонагревателями, с душем и ваннами
Длиной 1650-1700 мм 8,52
Длиной 1500-1550 мм 8,4
Длиной 1200 мм 8,29
5. Многоквартирные жилые дома, оборудованные централизованным отоплением, холодным водоснабжением, водоотведением, оборудованные газовыми (электрическими, твердотопливными) водонагревателями, с душем без ванн 7,65
6. Многоквартирные жилые дома, оборудованные централизованным отоплением, холодным водоснабжением, водоотведением, оборудованные газовыми (электрическими, твердотопливными) водонагревателями, без душа и ванн 5,61
7. Многоквартирные дома, оборудованные централизованным отоплением, холодным водоснабжением, централизованным или местным водоотведением, без душа и ванн 4,89
8. Многоквартирные дома с холодным водоснабжением из уличных колонок 1,83
9. Общежития неквартирного типа, оборудованные централизованным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, водоотведением с душем и ваннами 7,76 2,5

Нормативы потребления электроэнергии (кВт.ч. на человека)

Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения количество комнат количество проживающих (чел.)
в многоквартирных домах, оборудованных газовыми плитами в многоквартирных домах, оборудованных электрическими плитами
1 2 3 4
94 144 1 1 чел.
58 89 1 2 чел.
45 69 1 3 чел.
37 56 1 4 чел.
32 49 1 5 чел.
143 190 2 1 чел.
88 117 2 2 чел.
68 91 2 3 чел.
56 74 2 4 чел.
49 64 2 5 чел.
197 239 3 1 чел.
122 148 3 2 чел.
95 115 3 3 чел.
77 93 3 4 чел.
67 81 3 5 чел.
252 287 4 1 чел.
156 178 4 2 чел.
121 138 4 3 чел.
98 112 4 4 чел.
86 98 4 5 чел.

Под термином “норматив” подразумевается минимальный объем потребления электроэнергии на одного человека. Как говорилось ранее, в зависимости от региона, сумма на норму электроэнергии может меняться.

В Москве, норма потребления электроэнергии для граждан, не имеющих индивидуальный счётчик, следующая:

  • Один гражданин с газовой плитой — 50 квт*ч в месяц;
  • Один гражданин с электрической плитой — 80 квт*ч в месяц;
  • Семья с газовой плитой — 45 квт*ч в месяц;
  • Семья с электрической плитой — 70 квт*ч в месяц.

Помимо граждан, не имеющих индивидуальных счетчиков на электроэнергию, данные нормативы применяются, если:

  • Индивидуальные счетчики пришли в негодность;
  • Счетчик установлен, но по каким-то причинам, не принят на учёт;
  • Узел учета по каким-то причинам, не обнаружен.

Полномочия принимать решения о предоставлении гражданам скидок при оплате счета за свет возложены на региональные власти. Поэтому в разных регионах категории лиц, которые могут претендовать на льготные условия, а также требования для получателей преференций, отличаются.

Рассмотрим, например, кто имеет право на льготы за электроэнергию в Москве. В эту группу граждан входят:

  • узники концлагерей;
  • ветераны воинской службы;
  • участники вооруженных конфликтов в Чечне, Афганистане, Югославии и иных странах;
  • лица, получившие лучевую болезнь после ликвидации последствий техногенных катастроф;
  • граждане с ограниченными физическими возможностями;
  • многодетные семьи;
  • участники войны, а также лица, пережившие блокаду столицы;
  • дети-сироты;
  • семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды;
  • кавалеры ордена Трудовой Славы.

Кроме того, предоставляется льгота на свет ветеранам труда.

У многих вызывает удивление то, что в этом перечне отсутствуют пенсионеры. Однако, в соответствии со столичным законодательством, если лицо не относится к одной из вышеперечисленных групп, никаких преференций оно получить не может. В том числе не предусмотрены льготы по оплате электроэнергии пенсионерам.

Ознакомьтесь подробнее, как можно получить льготы по оплате коммунальных услуг.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *