Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностная инструкция специалиста по воинскому учету 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2008 N 277, от 14.02.2009 N 128, от 06.10.2011 N 824, от 22.12.2011 N 1092, от 22.03.2012 N 228, от 15.10.2014 N 1054, от 21.04.2016 N 333, от 29.12.2016 N 1540, от 27.06.2017 N 754, от 01.08.2018 N 896, от 16.03.2019 N 274, от 09.10.2019 N 1302, от 06.02.2020 N 103, от 21.05.2020 N 723, от 20.07.2020 N 1077, от 29.12.2020 N 2346, от 15.03.2021 N 372)
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о воинском учете.
2. Министерству обороны Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации в I полугодии 2007 г. привести в соответствие с настоящим постановлением ведомственные нормативные правовые акты.
3. Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N 1092)
4. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541 «Об утверждении Положения о воинском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 1, ст. 192);
пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 г. N 599 «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 34, ст. 3294);
пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N 91 «Об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 7, ст. 654);
пункт 34 изменений и дополнений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 г. N 475 «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3269);
пункт 21 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 51 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 8, ст. 663);
III. Обязанности работников, осуществляющих воинский учет в организациях
17. Первичный воинский учет органами местного самоуправления осуществляется по документам первичного воинского учета:
а) для призывников — по картам первичного воинского учета призывников; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.10.2019 N 1302)
б) для прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса — по алфавитным карточкам и учетным карточкам;
в) для офицеров запаса — по карточкам первичного учета.
18. Документы первичного воинского учета заполняются на основании следующих документов:
а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;
б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета — для военнообязанных. (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.10.2019 N 1302)
Выдается в случае отсутствия документов, являющихся основанием для выдачи военного билета, или при необходимости проверки их подлинности.
19. Документы первичного воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданах:
а) фамилия, имя и отчество;
б) дата рождения;
в) место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания; (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2020 N 103)
г) семейное положение;
д) образование;
е) место работы (учебы); (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2020 N 103)
ж) годность к военной службе по состоянию здоровья;
з) основные антропометрические данные;
и) наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
к) наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;
л) наличие бронирования военнообязанного за органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на периоды мобилизации, военного положения и в военное время;
м) наличие отсрочки от призыва на военную службу у призывника с указанием нормы Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (подпункта, пункта, статьи), в соответствии с которой она предоставлена, даты заседания призывной комиссии, предоставившей отсрочку от призыва на военную службу, и номера протокола;
н) пребывание в мобилизационном людском резерве. (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.10.2019 N 1302)
20. При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления исполняют обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
21. В целях организации и обеспечения сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, органы местного самоуправления и их должностные лица:
а) осуществляют первичный воинский учет граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, проживающих или пребывающих (на срок более 3 месяцев), в том числе не имеющих регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания, на их территории; (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2020 N 103)
27. Воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации (далее — учетные документы). (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.10.2019 N 1302)
28. Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются документы, указанные в пункте 27 настоящего Положения, являются:
а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;
б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета — для военнообязанных. (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.10.2019 N 1302)
29. При осуществлении воинского учета организации исполняют обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
30. В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы (учебы) работники, осуществляющие воинский учет в организациях: (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2020 N 103)
а) проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), справок взамен военных билетов или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также подлинность записей в них, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах или в справках взамен военных билетов отметок об их вручении), персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче), отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки об их вручении); (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.10.2019 N 1302)
б) заполняют учетные документы в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации) (учебы), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2008 N 277, от 09.10.2019 N 1302, от 06.02.2020 N 103)
в) разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
г) информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации;
д) выдают гражданам, подлежащим воинскому учету и не имеющим регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также гражданам, прибывшим на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеющим регистрации по месту пребывания, при принятии их на работу (поступлении в образовательную организацию) или увольнении (отчислении) их с работы (из образовательной организации) сведения по форме согласно приложению N 2 для постановки на воинский учет по месту пребывания (учебы) в военных комиссариатах или органах местного самоуправления. (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2020 N 103)
34. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.03.2021 N 372)
Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, граждан мужского пола, не поставленных по каким-либо причинам на воинский учет в сроки, указанные в настоящем пункте, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации и изъявивших желание проходить военную службу по призыву на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляется военными комиссариатами по месту пребывания указанных граждан при условии заключения и ратификации Российской Федерацией соответствующих международных договоров.
Комиссия по постановке граждан на воинский учет принимает решение о постановке гражданина на воинский учет либо о постановке на воинский учет и вынесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, либо об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного негодным к военной службе.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ работника, ответственного за ведение воинского учёта
48. Документы воинского учета должны содержать сведения о гражданах, предусмотренные Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.
Бланки военных билетов, справок взамен военного билета, персональных электронных карт и удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, бланки удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также бланки извещений о зачислении на специальный воинский учет изготавливаются по заказам Министерства обороны Российской Федерации, размещаемым в установленном законодательством Российской Федерации порядке. (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.10.2019 N 1302)
Обеспечение указанными бланками управлений кадров и штабов военных округов и Северного флота осуществляется Министерством обороны Российской Федерации. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.10.2019 N 1302, от 29.12.2020 N 2346)
Перечень и формы документов воинского учета в Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Службе внешней разведки Российской Федерации определяются руководителями указанных федеральных органов исполнительной власти.
49. В паспортах граждан Российской Федерации военными комиссариатами и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации (только при замене в установленном порядке паспортов граждан Российской Федерации) производятся отметки об их отношении к воинской обязанности в порядке и по образцам, которые установлены Министерством обороны Российской Федерации. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2008 N 277, от 27.06.2017 N 754)
а) состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания, в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, в военном комиссариате, а в поселении, муниципальном или городском округе, на территориях которых отсутствуют военные комиссариаты, а также в отдельных населенных пунктах муниципальных округов, на территориях которых имеются военные комиссариаты (за исключением населенных пунктов, на территориях которых воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами), — в органах местного самоуправления. При этом граждане, не имеющие регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждане, прибывшие на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеющие регистрации по месту пребывания, для постановки на воинский учет представляют заявление по форме согласно приложению N 3 и сведения по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящему Положению. Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, состоят на воинском учете в указанных федеральных органах исполнительной власти; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2008 N 277, от 06.02.2020 N 103, от 15.03.2021 N 372)
б) являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), справку взамен военного билета или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также персональную электронную карту (при наличии в документе воинского учета отметки о ее выдаче), паспорт гражданина Российской Федерации и водительское удостоверение при его наличии; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2008 N 277, от 09.10.2019 N 1302)
в) явиться при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в 2-недельный срок со дня исключения из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания для постановки на воинский учет; (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2020 N 103)
г) сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы (учебы) или должности; (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2020 N 103)
Подпункт «г» признан недействующим, в части, устанавливающей обязанность граждан, подлежащих воинскому учету, сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о состоянии здоровья (получении инвалидности) (Решение Верховного Суда РФ от 31.07.2013 N АКПИ13-558).
д) сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или возвращении в Российскую Федерацию; (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2020 N 103)
После оформления трудовых отношений с работником, ответственным за военно-учетную работу, необходимо разработать и предоставить в военный комиссариат следующие документы :
приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
функциональные обязанности работника, ответственного за военно-учетную работу;
план работ по ведению воинского учета и бронированию граждан в организации;
экземпляр карточки учета организации.
Приказ об организации воинского учета, план работ и функциональные обязанности предоставляются в военный комиссариат для ознакомления и проставления отметки об ознакомлении, а потом возвращаются обратно в организацию на хранение.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, может осуществляться:
по перечню должностей и профессий, утвержденному Постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования;
персонально в отношении отдельных работников.
Наиболее распространенным способом бронирования в организациях граждан, пребывающих в запасе, является бронирование по перечню должностей и профессий. Организация вправе оформлять персональные отсрочки от призыва только в отношении квалифицированных работников, не подпадающих под бронирование в соответствии с Перечнем должностей и профессий, утвержденным Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе.
Для получения персональных отсрочек организация должна направить в районную комиссию по бронированию список граждан, которым требуются персональные отсрочки.
Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719
Постановка на воинский учет – это обязательная процедура для каждого военнообязанного мужчины. При этом важно различать обычную и первоначальную постановку на воинский учет.
проводится с 1 января по 31 марта в год, когда гражданину исполняется 17 лет. Если молодой человек не успел прикрепиться к военкомату в эти месяцы, он может встать на учет и позже, но в этом случае его могут привлечь к административной ответственности;
если мужчина стал гражданином РФ, ему нужно встать на учет в 2-недельный срок после получения гражданства — вне зависимости от возраста и времени года.
стоять на военном учете в военкомате по месту жительства;
лично являться в военкоматы для постановки и снятия с воинского учета;
своевременно (срок 2 недели) оповещать военкомат об изменениях в семейном положении, месте работы и должности, места жительства, образования;
при переезде на новое место жительства (или на новое место пребывания на срок более 3 месяцев) сняться с воинского учета, а затем встать на воинский учет в комиссариат по новому месту жительства (пребывания);
при выезде за пределы Российской Федерации на срок более 6 месяцев сняться с воинского учета, а по возвращении в Россию – встать на учет в двухнедельный срок.
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает штраф в размере от 500 до 3000 рублей за следующие нарушения:
несвоевременная постановка на воинский учет
несвоевременное предоставление информации по воинскому учету (изменение семейного положения, образования, места жительства и т.д.) в военный комиссариат;
утеря, умышленная порча или небрежное хранение, повлекшее утрату военно-учетного документа (приписного свидетельства или военного билета).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 «Об утверждении положения о воинском учете», государственные и частные организации должны выполнять обязанности по соблюдению порядка воинского учета.
Поэтому в каждом учреждении существует орган, ответственный за воинский учет и взаимодействие с военными комиссариатами. Например, в университете это военно-учетный стол, а на работе – отдел кадров.
Благодаря работе этих органов призывник всегда остается в поле зрения сотрудников военкомата.
C уважением к Вам, Михеева Екатерина, руководитель юридического отдела Службы Помощи Призывникам.
Вся ответственность за организацию воинского учёта на предприятии возлагается на руководителя. Допускается делегировать эти полномочия на других ответственных лиц. Ими могут быть другие представители высшего руководства.
Сотрудник, несущий ответственность за ведение воинского учёта, назначается приказом или распоряжением руководителя предприятия. Перечень его обязанностей должен быть изложен в трудовом договоре или в должностной инструкции. В крупных организациях допускается создание отдельной службы для ведения воинского учёта (ВУ).
Число ответственных лиц напрямую зависит от количества сотрудников, состоящих на ВУ. Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, количество военнообязанных сотрудников определяется на 31 декабря предшествующего года. Далее по нормативам п. 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется число ответственных работников. Для большего понимания я составила для вас таблицу, где обозначила данные соотношения.
Освобождённый работник — этот тот, для кого ведение воинского учёта в соответствии с должностной инструкцией является основной обязанностью. Обращаю ваше внимание, что в крупных компаниях воинский учёт могут осуществлять два и более работников, в этом случае их объединяют в отдельное подразделение, именуемое военно-учётный стол (п. 12 Положения о воинском учёте). Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оборудованном металлическими картотечными шкафами.
Как организовать воинский учёт в организации: пошаговая инструкция 2021
К категории граждан, подлежащих воинскому учёту, относят только две группы лиц, это призывники и военнообязанные.
Призывниками считаются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не быть в запасе.
К военнообязанным относятся:
Все категории военнослужащих и военных, которые были отправлены в запас;
Лица, которые получили отсрочку или освобождение от службы;
Лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
Граждане, проходившие службу на военных кафедрах в соответствующих заведениях;
Женщины с военными полномочиями.
Не относятся к военнообязанным:
иностранцы и граждане, которые постоянно проживают за пределами нашей страны;
офицеры запаса ФСБ или СВР;
женщины, не имеющие военно-учётные специальности, и освобождённые от призыва по ст. 23 закона № 53-ФЗ.
Далее приступаем к подготовке нормативной и организационно-правовой документации по воинскому учёту. Обратите внимание, что перечисленные формы являются обязательными для всех организаций. Такие рекомендации предусмотрены п. 39 Методических рекомендаций.
Подготовленные документы:
1. Приказ об организации воинского учёта граждан, в том числе бронирования граждан, которые находятся в запасе. Оформите его в момент создания предприятия. Приказ необходимо утверждать ежегодно, накануне начала календарного года. Проект приказа нужно будет согласовать с местным военным комиссариатом. В случае, если такого не имеется по месту нахождения предприятия, то с органом местного самоуправления. Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.
2. План работы по ведению воинского учёта, утверждённый руководителем при создании фирмы. Его ежегодно пересматривают, затем повторно подтверждают, но не позднее даты, установленной военным комиссариатом.
Для справки: в воинском учёте многое происходит не по регламенту, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Я вам рекомендую учитывать это в работе.
Вот, например, из года в год план на согласование подавали в декабре. А в 2019 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.
Дату согласования плана на 2021 год рекомендую самостоятельно обговорить со своим военным комиссариатом.
3. Картотека личных карточек граждан призывников и лиц в запасе. Вести карточки нужно по унифицированным формам №Т-2. Для государственных и муниципальных служащих предусмотрена иная форма №Т-2ГС(МС).
4. Специальный журнал проверок на бланке, утверждённом Приложением № 18 Методических рекомендаций. В нём заполняют мероприятия по проведению контроля ведения воинского учёта и бронирования граждан запаса.
5. Карточка учёта организации (КУО форма № 18) сдаётся ежегодно не позднее 31 декабря текущего года. Я вам рекомендую заполнить сразу несколько карточек по форме 18. Требования в регионах разные, где-то карточку нужно будет предоставить только в районную комиссию, а где-то её потребуют ещё и в военном комиссариате.
Убедитесь, что организации присвоили регистрационный номер. Его указывают в правом верхнем углу карточки. Если в номере будет проставлен индекс Б, это означает, что на предприятии надо вести ещё и специальный воинский учёт. Информация о нём доступна только в военном комиссариате.
6. Расписки в получении документов от сотрудников предприятия, относящихся к категориям военнообязанных. Расписку нужно заполнить по унифицированному формуляру, утверждённому Приложением № 14 к Методическим рекомендациям.
Представленный список не является конечным. В разных регионах поступают требования вести и другие дополнительные документы. Отмечу, что ответственные работники проводят методическую работу и объясняют, для чего нужен воинский учёт сотрудников, и в чём его предназначение.
Согласование документации — обязательный этап перед началом ведения воинского учёта. Согласовывают, как правило, приказ, план работы и какие-то другие документы, запрошенные военным комиссариатом. Для этого необходимо обратиться в территориальное отделение военного комиссариата по месту регистрации фирмы. Бывает, что в муниципальном образовании нет военкомата, в таком случае документы нужно подать в органы местного самоуправления.
До 2020 года штраф за нарушение правил ведения воинского учёта составлял примерно 100-500 рублей. По этой причине некоторые лица пренебрегали сроками постановки или снятия с учёта.
Но сейчас опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Законом ужесточена административная ответственность за нарушения ведения воинского учёта ст. 21.1-21.7 КоАП РФ.
На 2021 год план необходимо согласовать не позднее 31 декабря 2020 г
Совет
Ответственные по ВУ должны тесно работать с военными комиссариатами, так как многие вопросы решаются в соответствии с их рекомендациями. Поэтому рекомендуем дату согласования плана работы на 2021 год обсудить с военкоматом.
Отчеты по воинскому учету со сроками сдачи
Сведения
Срок сдачи
О работниках мужского пола, подлежащих постановке на первоначальный воинский учет в следующем году.
Приложение 11
Каждый год до 1 ноября
Конкретный перечень функций, которыми наделяются работники, занимающиеся учетом военнообязанных сотрудников в компании, должен быть закреплен в специальной инструкции по ведению воинского учета.
Такая инструкция очерчивает требования к сотруднику, занимающемуся учетом военнообязанных: какие нормы законодательства он должен знать и чем ему следует руководствоваться в своей работе. Кроме того, в этом документе определяются основные должностные обязанности и права работника, осуществляющего воинский учет в фирме, а также прописываются положения в отношении мер ответственности такого специалиста за нарушения, которые он может допустить при ведении учета.
Как было указано выше, военный учет в фирме организуется с момента издания приказа, подписанного руководителем, об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования сотрудников, пребывающих в запасе.
Форму такого приказа вы можете скачать на нашем сайте.
В этом приказе необходимо прописать, кто именно будет осуществлять воинский учет в компании, а также кто будет замещать основного специалиста в период, когда тот будет по каким-либо причинам отсутствовать.
Поскольку ведение воинского учета в организации — это ее обязанность, а не право, то соответственно, за неисполнение/некорректное исполнение этой обязанности законодатель предусматривает меры ответственности.
С 05.05.2020 ответственность за нарушения с воинским учетом для должностных лиц организаций, ответственных за военно-учетную работу, усилена. Соответствующие изменения в КоАП РФ внесены законом от 24.04.2020 № 132-ФЗ. Так:
за непредставление в установленный срок в военкомат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, штраф будет составлять 1000-3000 руб. вместо 300-1000 руб. (ст. 21.1);
неоповещение граждан о вызове их по повестке военкомата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке — 1000-3000 руб. вместо 500-1000 руб. (ст. 21.2);
несообщение сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, — 1000-5000 руб. вместо 300-1000 руб. (п. 3 ст. 21.4).
Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2021 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат. Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме. Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю.
Источники:
Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719
КоАП РФ
Вся ответственность за организацию воинского учёта на предприятии возлагается на руководителя. Допускается делегировать эти полномочия на других ответственных лиц. Ими могут быть другие представители высшего руководства.
Сотрудник, несущий ответственность за ведение воинского учёта, назначается приказом или распоряжением руководителя предприятия. Перечень его обязанностей должен быть изложен в трудовом договоре или в должностной инструкции. В крупных организациях допускается создание отдельной службы для ведения воинского учёта (ВУ).
Число ответственных лиц напрямую зависит от количества сотрудников, состоящих на ВУ. Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, количество военнообязанных сотрудников определяется на 31 декабря предшествующего года. Далее по нормативам п. 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется число ответственных работников. Для большего понимания я составила для вас таблицу, где обозначила данные соотношения.
Освобождённый работник — этот тот, для кого ведение воинского учёта в соответствии с должностной инструкцией является основной обязанностью. Обращаю ваше внимание, что в крупных компаниях воинский учёт могут осуществлять два и более работников, в этом случае их объединяют в отдельное подразделение, именуемое военно-учётный стол (п. 12 Положения о воинском учёте). Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оборудованном металлическими картотечными шкафами.
К категории граждан, подлежащих воинскому учёту, относят только две группы лиц, это призывники и военнообязанные.
Призывниками считаются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не быть в запасе.
К военнообязанным относятся:
Все категории военнослужащих и военных, которые были отправлены в запас;
Лица, которые получили отсрочку или освобождение от службы;
Лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
Граждане, проходившие службу на военных кафедрах в соответствующих заведениях;
Женщины с военными полномочиями.
Не относятся к военнообязанным:
иностранцы и граждане, которые постоянно проживают за пределами нашей страны;
офицеры запаса ФСБ или СВР;
женщины, не имеющие военно-учётные специальности, и освобождённые от призыва по ст. 23 закона № 53-ФЗ.
Далее приступаем к подготовке нормативной и организационно-правовой документации по воинскому учёту. Обратите внимание, что перечисленные формы являются обязательными для всех организаций. Такие рекомендации предусмотрены п. 39 Методических рекомендаций.
Подготовленные документы:
1. Приказ об организации воинского учёта граждан, в том числе бронирования граждан, которые находятся в запасе. Оформите его в момент создания предприятия. Приказ необходимо утверждать ежегодно, накануне начала календарного года. Проект приказа нужно будет согласовать с местным военным комиссариатом. В случае, если такого не имеется по месту нахождения предприятия, то с органом местного самоуправления. Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.
2. План работы по ведению воинского учёта, утверждённый руководителем при создании фирмы. Его ежегодно пересматривают, затем повторно подтверждают, но не позднее даты, установленной военным комиссариатом.
Для справки: в воинском учёте многое происходит не по регламенту, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Я вам рекомендую учитывать это в работе.
Вот, например, из года в год план на согласование подавали в декабре. А в 2019 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.
Дату согласования плана на 2021 год рекомендую самостоятельно обговорить со своим военным комиссариатом.
3. Картотека личных карточек граждан призывников и лиц в запасе. Вести карточки нужно по унифицированным формам №Т-2. Для государственных и муниципальных служащих предусмотрена иная форма №Т-2ГС(МС).
4. Специальный журнал проверок на бланке, утверждённом Приложением № 18 Методических рекомендаций. В нём заполняют мероприятия по проведению контроля ведения воинского учёта и бронирования граждан запаса.
5. Карточка учёта организации (КУО форма № 18) сдаётся ежегодно не позднее 31 декабря текущего года. Я вам рекомендую заполнить сразу несколько карточек по форме 18. Требования в регионах разные, где-то карточку нужно будет предоставить только в районную комиссию, а где-то её потребуют ещё и в военном комиссариате.
Убедитесь, что организации присвоили регистрационный номер. Его указывают в правом верхнем углу карточки. Если в номере будет проставлен индекс Б, это означает, что на предприятии надо вести ещё и специальный воинский учёт. Информация о нём доступна только в военном комиссариате.
6. Расписки в получении документов от сотрудников предприятия, относящихся к категориям военнообязанных. Расписку нужно заполнить по унифицированному формуляру, утверждённому Приложением № 14 к Методическим рекомендациям.
Представленный список не является конечным. В разных регионах поступают требования вести и другие дополнительные документы. Отмечу, что ответственные работники проводят методическую работу и объясняют, для чего нужен воинский учёт сотрудников, и в чём его предназначение.
Согласование документации — обязательный этап перед началом ведения воинского учёта. Согласовывают, как правило, приказ, план работы и какие-то другие документы, запрошенные военным комиссариатом. Для этого необходимо обратиться в территориальное отделение военного комиссариата по месту регистрации фирмы. Бывает, что в муниципальном образовании нет военкомата, в таком случае документы нужно подать в органы местного самоуправления.
До 2020 года штраф за нарушение правил ведения воинского учёта составлял примерно 100-500 рублей. По этой причине некоторые лица пренебрегали сроками постановки или снятия с учёта.
Но сейчас опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Законом ужесточена административная ответственность за нарушения ведения воинского учёта ст. 21.1-21.7 КоАП РФ.
Абсолютно у всех работодателей имеется такая обязанность, как организация воинского учета, и его предназначение — удовлетворить потребности государства и помочь управлять имеющимися ресурсами во время военных действий (в военное время). Но первым делом необходимо изучить документы, которые регламентируют порядок ведения воинского учета в организации в 2021 году.
Должностная инструкция специалиста по воинскому учету (образец заполнения)
Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организациях включает в себя и такое отдельное направление как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время.
Бронирование заключается в предоставлении гражданам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.
Забронированные граждане, пребывающие в запасе, подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки, и от призыва на военные сборы.
Нормативное и методическое обеспечение и контроль за этим осуществляет Межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.
1. Общие положения.
1.1. Работник по ведению воинского учета работающих граждан назначается приказом директора, по согласованию с районным военкоматом, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.
1.2. Работник по ведению воинского учета работающих граждан подчиняется руководителю организации.
1.3. В своей работе руководствуется:
— Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации;
— Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
— Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.12.98 г., № 1541 «Положение о воинском учете» и от 16.12.98 г. № 258 «Основные положения по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе ВС РФ, Федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
— другими действующими законодательными и нормативно-регламентирующими актами Российской Федерации, Администрации Санкт-Петербурга и Администрации Кировского района Санкт-Петербурга;
1.4. Работник по ведению воинского учета работающих граждан должен знать:
— действующее законодательство РФ, регламентирующее воинский учет
работающих граждан.
2. Должностные обязанности.
Работник по ведению воинского учета работающих граждан обязан вести воинский учет в соответствии с руководящими документами, в том числе:
2.1. Производить постановку на воинский учет граждан, пребывающих в запасе ВС РФ (далее — ГПЗ), а также граждан, подлежащих призыву на военную службу (далее – ГПП) принятых на работу. Проверять у граждан воинские учетные документы и отметки военкомата о постановке на воинский учет. Заполнять на граждан личные карточки формы Т-2.
2.2. Производить снятие с учета ГПЗ и ГПП.
2.3. Вносить в личные карточки ГПЗ (ГПП) изменения по служебному и семейному положению, образованию, месту жительства. Проводить сверку личных карточек с записями в военных билетах граждан. Обновлять личные карточки, пришедшие в негодность.
2.4. Направлять в военкомат сведений о принятых на работу и уволенных с работы ГПЗ (ГПП), а также об изменениях их военно-учетных данных.
2.5. Осуществлять сверку картотеки с личными карточками ГПЗ (ГПП) военкомата.
2.6. Составлять необходимую отчетность в установленные сроки.
2.7. Изымать из картотеки карточки ГПЗ и подлежащих исключению с воинского учета по возрасту или болезни.
2.8. Осуществлять учет ГПЗ, заявивших об изменении состояния здоровья и сообщение об этом в военкомат.
2.9. Выявлять граждан женского пола, которые в соответствии с перечнем специальностей подлежат постановке на воинский учет.
2.10. Уточнять план оповещения ГПЗ в рабочее время.
2.11. Уведомлять Комиссию по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, в Кировском районе Санкт-Петербурга об изменениях в организации (изменение места нахождения, телефонов, факсов; изменения в руководстве, назначение нового военно-учетного работника; изменение кодов и т.д.). Представлять в комиссию необходимые сведения и отчеты в установленном порядке.
2.12. Изучать руководящие документы по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе ВС РФ.
3. Права.
Работник по ведению воинского учета работающих ГПЗ (ГПП) имеет право:
3.1. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.
3.2. Получать от руководителей структурных подразделений информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.3. Требовать от руководства предприятия оказания содействия для исполнения своих должностных обязанностей.
4. Ответственность.
Работник по ведению воинского учета работающих граждан несет ответственность:
За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым, административным и гражданским законодательством РФ.
С инструкцией ознакомлен:
подпись, дата
Пользователи сервиса «Моё дело» получают консультационную поддержку по бухгалтерским и налоговым вопросам. В любой момент задайте экспертам вопрос по своей деятельности.
Как получить консультацию?
Эксперты консультируют в письменном виде через личный кабинет.
Обратиться в службу консалтинга может любой пользователь с оплаченным доступом к сервису.
Чтобы получить ответ на интересующий вопрос, напишите его в разделе «Консультация бухгалтера». Чем подробнее вы сформулируете вопрос, тем точнее будет полученная консультация.
По каким вопросам можно проконсультироваться?
Вы можете задать любой налоговый или бухгалтерский вопрос по вашей деятельности.
В частности, получить консультацию можно по следующим темам:
Бухгалтерский учет малого бизнеса
Расчет налогов по УСН, ЕНВД, ПСН
Ведение налогового учета
Составление отчетности
Кадровый учет и расчет зарплаты
Порядок документооборота
Консультации пользователям предоставляются ведущими экспертами в области бухгалтерского и налогового учета, имеющими 10-летний опыт.
Сколько вопросов можно задать?
Количество вопросов не ограничено.
При необходимости можно задать уточняющие вопросы, чтобы до конца разобраться в ситуации.
Ответ на свой вопрос вы получите в течение суток.
Не узнает ли налоговая о моих вопросах?
Вы можете быть уверены, что ваша информация не попадет в чужие руки.
Мы гарантируем полную конфиденциальность. Данные пользователя, заданные им вопросы и полученные ответы никогда не будут переданы третьим лицам, в том числе и контролирующим органам.
Сервис «Моё дело» обменивается данными с ведущими российскими банками. Достаточно подключить интеграцию.
Обмен электронными документами с банком полностью автоматизирован. Вы сможете получать банковские выписки и отправлять платежные поручения на оплату прямо из личного кабинета.
Чем полезна интеграция?
С подключенной интеграцией вы сможете проводить платежи в считанные минуты.
Вы можете создать платежное поручение на тот или иной платеж в сервисе в удобном и привычном интерфейсе, а затем просто загрузить готовую платежку в личный кабинет банка в один клик. Останется только подтвердить платеж (как правило, кодом, полученным по смс) и готово.
Также интеграция позволяет загружать из банка выписки о ваших операциях по счету. Вам больше не нужно каждый день посещать банк. Весь документооборот с ним будет проходить по электронным каналам связи.
Отслеживать актуальный остаток денег на расчетном счете банка вы можете в режиме онлайн прямо с мобильного телефона.
Как интеграция облегчит ведение учета?
Интеграция позволяет загружать выписки операций по расчетному счету в банке непосредственно в систему учета. Чтобы выписка загрузилась, нужно просто нажать на активную ссылку.
На основании загруженной выписки, в учете будут отражены операции по поступлениям и платежам. Эти операции автоматически сформируют в учете необходимые бухгалтерские проводки.
После загрузки банковских выписок отраженная в них информация по движению денег попадет во все регистры и отчеты: КУДИР, декларацию по УСН, годовую оборотно-сальдовую ведомость и бухгалтерскую отчетность. Вам не придется отражать доходы и расходы вручную.
В сервисе «Моё дело» реализован полноценный кадровый учет, а также расчет зарплаты и формирование отчетности по сотрудникам.
Учет кадров
Вы сможете вести учет по каждому сотруднику: штатному и внештатному.
В сервисе в автоматическом режиме можно сформировать:
Трудовые договоры
Приказы о приеме или увольнении
Приказы о предоставлении отпусков
Личные карточки сотрудников
Расчет зарплаты
В сервисе предусмотрен расчет любых зарплатных начислений и реализован зарплатный проект со «Сбербанком» и «Альфа-Банком».
Вы сможете рассчитать зарплату сотрудника при любом графике его работы.
Помимо зарплаты сервис выполнит расчет:
Больничных
Отпускных
Премий
Командировочных
Если сотрудник претендует на налоговые вычеты по НДФЛ, укажите это в данных на сотрудника, и расчет налога с зарплаты будет выполнен с учетом вычетов.
На основании сведений о начислениях работникам, в сервисе автоматически можно сформировать справки о зарплате для назначения социальных пособий.
Налоговый календарь сервиса заблаговременно напомнит о датах выплаты зарплаты и налогов с нее.
Отчетность по сотрудникам
Учет зарплаты и кадров в сервисе позволяет в автоматическом режиме рассчитать все зарплатные налоги и сформировать отчетность:
Формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ
Отчетность по формам РСВ, СЗВ-М, СЗВ-Стаж, 4-ФСС
Сроки сдачи каждого отчета отображаются в Налоговом календаре.
Перейдя по ссылке соответствующего отчета, вы без труда сможете пошагово сформировать его. А если подключить электронную подпись, отправить отчет можно, не выходя из дома.
Платите зарплату сотрудникам через банк по реестрам? Мы упрощаем выплату зарплаты: встречайте зарплатный проект со «Сбербанком» и «Альфа-Банком».
Больше не нужно начислять зарплату отдельно каждому сотруднику. Просто внесите общую сумму выплаты и выберите сотрудников, а сервис автоматически распределит суммы и начислит зарплаты. У сотрудников должны быть карты «Альфа-банка» или «Сбербанка».
Мы не останавливаемся на достигнутом: список банков и уровень автоматизации данной доработки будут расти так же быстро, как курс доллара!
Сервис сам рассчи��ает налоги и взносы к оплате с учетом изменений законодательства.
Вероятность ошибок по человеческому фактору исключена, поскольку расчет автоматизирован. Благодаря этому можно не опасаться штрафов и пени.
55. Стимулирование работников, осуществляющих воинский учет в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях, а также должностных лиц военных комиссариатов субъектов Российской Федерации и военных комиссариатов проводится по итогам смотра-конкурса на лучшую организацию работы среди субъектов Российской Федерации в области мобилизационной подготовки..
Приложение №1 к Положению о воинском учете
Должностная инструкция специалиста по воинскому учету (образец заполнения)
Открытое акционерное УТВЕРЖДЕНО общество «Старт» приказом ОАО «Старт» (ОАО «Старт») от 15.04.2011 N 25 ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ Москва специалист по воинскому учету
1. Специалист по воинскому учету относится к категории специалистов.
2. На должность специалиста по воинскому учету назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование, специальную подготовку по установленной программе и стаж работы по профилю не менее 1 года.
3. Назначение на должность специалиста по воинскому учету и освобождение от нее производится приказом генерального директора по представлению начальника отдела кадров.
4. Специалист по воинскому учету должен знать:
4.1. Законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по ведению воинского учета.
4.2. Трудовое законодательство.
4.3. Формы и методы контроля исполнения документов.
4.4. Структуру и штаты организации.
4.5. Правила оформления, ведения и хранения материалов по воинскому учету.
4.6. Основы делопроизводства.
4.7. Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.
4.8. Правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты организации.
4.9. Правила техники безопасности, производственной санитарии, охраны труда и противопожарной безопасности.
5. Специалист по воинскому учету в своей работе руководствуется:
5.1. Положением о воинском учете.
5.2. Настоящей должностной инструкцией.
6. Специалист по воинскому учету подчиняется непосредственно начальнику отдела кадров
7. На время отсутствия специалиста воинскому учету (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом генерального директора, которое несет ответственность за их надлежащее исполнение.
Специалист по воинскому учету обязан:
1. Проверять у граждан, принимаемых на работу:
— наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности;
— наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания;
— наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона).
2. Заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет.
3. Разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ, осуществлять контроль за их исполнением, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.
4. Информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.
5. Направлять в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений). В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещать граждан о том, что они должны лично явиться в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления.
6. Направлять в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
7. Представлять ежегодно в сентябре в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году.
8. Сверять не реже раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан.
9. Сверять не реже раза в год в порядке, определяемом Минобороны, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления.
10. Вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты.