Правила ведения бухгалтерского учета в РК 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила ведения бухгалтерского учета в РК 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Процесс
  • Общество
  • Бизнесс
  • Экология

Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета

Next Prev

  1. Почему налоговики могут вами заинтересоваться?


    Основные причины вероятности быть включенным в план документальных налоговых проверок проводимых органами налоговой службы:

    В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

    • Все важные изменения в бюджетной сфере с 2021 года 841.7 КБ

    1. Настоящий федеральный стандарт бухгалтерского учета (далее — Стандарт) устанавливает требования к документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете экономических субъектов, за исключением организаций бюджетной сферы.

    2. Для целей настоящего Стандарта:

    а) под документами бухгалтерского учета понимаются первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета;

    б) под документооборотом в бухгалтерском учете понимается движение документов бухгалтерского учета в экономическом субъекте с момента их составления до завершения исполнения (в частности, использования для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, помещения в архив).

    3. В случаях, установленных нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2019, N 30, ст. 4149) (далее — Федеральный закон «О бухгалтерском учете»), кредитные и некредитные финансовые организации, регулирование деятельности которых осуществляет Центральный банк Российской Федерации, не применяют пункты 5-7, 22 настоящего Стандарта.

    4. Документы бухгалтерского учета должны соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом «О бухгалтерском учете», а также настоящим Стандартом.

    5. Документы бухгалтерского учета должны быть составлены на русском языке, за исключением случаев, установленных абзацем вторым настоящего пункта и в абзацем первым пункта 6 настоящего Стандарта.

    Первичный учетный документ, составленный на иностранном языке, должен содержать построчный перевод на русский язык, за исключением случая, установленного абзацем первым пункта 6 настоящего Стандарта.

    6. В случае если законодательство или правила страны — места ведения деятельности за пределами Российской Федерации требуют составления документов бухгалтерского учета на языке данной страны, то такие документы составляются на соответствующем иностранном языке.

    При этом регистр бухгалтерского учета, составленный на иностранном языке, должен содержать построчный перевод на русский язык.

    7. Величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета записывается в регистрах бухгалтерского учета в рублях независимо от валюты факта хозяйственной жизни и (или) места ведения деятельности экономическим субъектом, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

    Величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, записывается в регистрах бухгалтерского учета одновременно в такой валюте и в рублях, если иное не установлено федеральными стандартами бухгалтерского учета, принимаемыми в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

    8. При указании реквизитов, предусмотренных частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (далее — обязательные реквизиты), в первичном учетном документе:

    а) в качестве даты составления первичного учетного документа указывается дата его подписания лицом (лицами), совершившим (совершившими) сделку, операцию и ответственным (ответственными) за ее оформление, либо лицом (лицами), ответственным (ответственными) за оформление совершившегося события;

    б) в случае отличия даты составления первичного учетного документа от даты совершения факта хозяйственной жизни, оформляемого этим первичным учетным документом, указывается также информация о дате совершения факта хозяйственной жизни;

    в) в случае включения обязательных реквизитов в первичный учетный документ на основании другого документа, содержащего информацию о факте хозяйственной жизни (далее — оправдательный документ), указывается информация, позволяющая идентифицировать соответствующий оправдательный документ.

    9. При составлении экономическим субъектом первичных учетных документов допускается:

    а) оформлять несколько связанных фактов хозяйственной жизни одним первичным учетным документом;

    б) оформлять длящиеся факты хозяйственной жизни (в частности, начисление процентов, амортизация активов, изменение стоимости активов и обязательств), а также повторяющиеся факты хозяйственной жизни (в частности, поставка товара, продукции партиями в разные даты по одному долгосрочному договору) первичными учетными документами, составляемыми с периодичностью, определяемой экономическим субъектом исходя из существа факта хозяйственной жизни и требования рациональности, предусмотренного Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 106н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2008 г., регистрационный N 12522)1 (в частности, сутки, неделя, месяц, квартал), при условии их составления на отчетную дату;

    в) оформлять ряд сделок, заключенных участником биржевых торгов, по договорам с разными контрагентами одним первичным учетным документом;

    г) использовать в качестве первичных учетных документов документы, составленные или полученные в процессе деятельности экономического субъекта, в частности, для оформления его гражданско-правовых отношений с контрагентами, работниками, государственными органами, для управления экономическим субъектом (в частности, договор, кассовый чек, квитанция об оплате, авансовый отчет, судебный акт, торговый товарный счет) при условии, что указанные документы содержат все установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» обязательные реквизиты первичного учетного документа.

    10. Система регистров бухгалтерского учета, принятая экономическим субъектом, должна обеспечивать:

    а) полноту информации (получение информации, необходимой всем заинтересованным пользователям);

    б) отражение объектов бухгалтерского учета в хронологической последовательности (далее — хронологическая запись) и систематическое накапливание информации о них на счетах бухгалтерского учета (далее — систематическая запись);

    в) ведение бухгалтерского учета на синтетических счетах (далее — синтетический учет) и аналитических счетах (далее — аналитический учет);

    г) системность информации (взаимосвязь хронологической и систематической записей, синтетического и аналитического учета, учетной и отчетной информации);

    д) обоснованность учетных записей (соответствие данным первичных учетных документов);

    е) достоверность информации (полнота и точность представления объектов бухгалтерского учета);

    ж) своевременность информации (формирование информации об объектах бухгалтерского учета в период, когда эта информация необходима ее пользо��ателям);

    з) юридическую значимость учетных записей (свойство учетных записей выступать в качестве подтверждения объектов бухгалтерского учета, включая свершившиеся факты хозяйственной жизни).

    18. Допустимые способы исправления документов бухгалтерского учета устанавливаются экономическим субъектом с учетом требований настоящего Стандарта, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации или принятыми в соответствии с ним правилами внесение исправлений в документы бухгалтерского учета запрещено.

    19. Исправление в документе бухгалтерского учета производится таким образом, чтобы были ясны ошибочные и исправленные данные. Оно должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших первичный учетный документ (при исправлении первичного учетного документа) или ответственных за ведение регистра бухгалтерского учета (при исправлении регистра бухгалтерского учета), внесших это исправление, с указанием их должностей, фамилий и инициалов, либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

    20. Допускается исправление документа бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа, путем составления нового (исправленного) электронного документа. При этом новый (исправленный) документ должен содержать указание на то, что он составлен взамен первоначального электронного документа, дату исправления, а также электронные подписи лиц, составивших первичный учетный документ (при исправлении первичного учетного документа) или ответственных за ведение регистра бухгалтерского учета (при исправлении регистра бухгалтерского учета), с указанием их должностей, фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Средства воспроизведения нового (исправленного) электронного документа должны обеспечить невозможность использования его отдельно от первоначального электронного документа.

    21. Исправление в документе бухгалтерского учета, составленном на бумажном носителе, производится путем зачеркивания ошибочного текста или суммы и указания исправленного текста или суммы над зачеркнутым.

    Зачеркивание производится чертой таким образом, чтобы можно было прочитать ошибочный текст или сумму.

    Исправление в документе бухгалтерского учета, составленном на бумажном носителе, должно сопровождаться надписью «Исправлено» и содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших первичный учетный документ (при исправлении первичного учетного документа) или ответственных за ведение регистра бухгалтерского учета (при исправлении регистра бухгалтерского учета), в котором произведено исправление, с указанием их должностей, фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

    Исправления в виде подчисток (в частности, замазывания, стирания) в документе бухгалтерского учета, составленном на бумажном носителе, не допускаются.

    22. Исправление в регистре бухгалтерского учета может также производиться путем внесения в него исправительной записи по счетам бухгалтерского учета. Исправительная запись производится в форме записи на ту же сумму, что и ошибочная запись (часть суммы ошибочной записи), но со знаком минус (сторнировочная запись), либо в форме записи на сумму, дополняющую сумму ошибочной записи до правильной величины (дополнительная запись).

    23. Экономический субъект должен хранить подлинники документов бухгалтерского учета, составленных на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

    24. Документы бухгалтерского учета должны храниться в том виде, в котором они были составлены. Перевод документов бухгалтерского учета, составленных на бумажном носителе, в электронный вид с целью последующего хранения не допускается.

    25. Экономический субъект должен хранить документы бухгалтерского учета, а также данные, содержащиеся в таких документах, и размещать базы указанных данных на территории Российской Федерации.

    В случае если законодательство или правила страны — места ведения деятельности за пределами Российской Федерации требуют хранения документов бухгалтерского учета на территории данной страны, то такое хранение должно быть обеспечено.

    26. Доступ к первичным учетным документам, принятым к бухгалтерскому учету, а также к регистрам бухгалтерского учета предоставляется в порядке, установленном экономическим субъектом, с обязательным информированием главного бухгалтера или иного должностного лица экономического субъекта, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор оказания услуг по ведению бухгалтерского учета.

    27. В случае утраты документов бухгалтерского учета (в частности, гибели, пропажи), а также их порчи, приводящей к невозможности использования, экономический субъект должен принять все возможные меры по их восстановлению.


    Минфин утвердил федеральный стандарт бухучета, который устанавливает требования к первичным учетным документам и регистрам бухучета, порядок их исправления и хранения, а также правила документооборота в бухучете. Он не распространяется на организации бюджетной сферы.

    Стандарт вступает в силу с 1 января 2022 г., но организация вправе принять решение о его применении до этого срока.

    Правила ведения бухучёта в Казахстане изменены

    Нормативно правовая база Казахстана состоит из четырех уровней:

    • Первый уровень – это закон «О бухучете и финансовой отчетности». В соответствии с этим законом устанавливаются основные правила бухучета, которые должен соблюдать любой объект предпринимательской деятельности.
    • Второй уровень – это стандарты бухучета. Они представляют собой свод общепринятых методов, которые бухгалтеры используют для оценивания, учета и раскрытия активов, а также доходов, расходов, обязательств и капитала. Любой субъект предпринимательской деятельности должен четко придерживаться этих методов.
    • Третий уровень – это методические рекомендации и инструкции. Они используются в качестве разъяснения к стандартам бухучета на конкретных примерах. Данные рекомендации и инструкции используются финансовыми сотрудниками предприятия с целью обеспечения правильной трактовки и применения стандартов бухучета.
    • Четвертый уровень – учетные документы конкретного предприятия. Руководитель предприятия должен позаботиться о разработке и утверждении данных документов. Они должны быть подготовлены на основании трех вышеописанных уровней. В этих документах должны быть указаны правила ведения учета, а также подготовки и представления финансовой отчетности. Эти правила должны соблюдать все представители бухгалтерского отдела предприятия.

    Чтобы узнать подробнее о каждом из четырех уровней, необходимо обратиться в Центральный дом бухгалтеров.

    В заключение остается добавить, что общее методологическое руководство бухучетом в Казахстане осуществляет Министерство финансов. Что касается банковской системы, то отношения бухучета и отчетности в этой сфере деятельности определяются банковским законодательством. Все нормативные акты и указания Министерства финансов распространяются на все хозяйствующие субъекты РК.

    • оптимизации качества, достоверности сведений отчетности;
    • увеличения гибкости системы регулирования БУ — прямого взаимодействия органов власти, бухгалтерского сообщества на основе разумного сочетания и дополнения;
    • повышения эффективности контроля в отношении квалификации специалистов, которые занимаются ведением БУ и аудитом отчетности;
    • соответствия запросам пользователей отчетности, уровню развития науки и практики БУ;
    • эффективного международного взаимодействия представителей бизнеса в условиях рыночной экономики
    • применения признанных в международной практике принципов учета и отчетности.

    Чтобы достичь этих и других целей, нормативные документы должны быть собраны в четкую, логически выстроенную систему. В России у нее четыре основных уровня иерархии.

    • федеральные стандарты по бухгалтерскому учету;
    • отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету;
    • рекомендации в области бухгалтерского учета;
    • стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта.

    Поясним, что Стандарт БУ – это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

    • сформулированы определения, объекты и задачи бухгалтерского учета;
    • указаны ключевые законодательные акты, которыми регламентируется бухгалтерский учет;
    • перечислены требования к ведению бухгалтерского учета и документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, оценке активов/обязательств, проведению инвентаризаций, организации внутреннего контроля;
    • определены состав, правила оформления и сдачи отчетности;
    • указаны документы, регулирующие бухгалтерский учет, порядок их соответствия и применения;
    • определены субъекты регулирования учета, даны ответы на вопросы:

    — кто выполняет функции государственного регулирования, утверждая федеральные и отраслевые стандарты,

    — кто участвует в негосударственном регулировании, разрабатывая эти стандарты, а также различные рекомендации, инструкции и т.д.

    • определены правила хранения/архивирования документов бухгалтерского учета.

    Закон на государственном уровне определяет обязанность для каждого экономического субъекта вести бухучет, формировать отчетную документацию и обеспечивать непрерывность, полноту и достоверность представленной в отчетности информации.

    Правила ведения бухгалтерского учета

    Выделим три «практических» уровня определяющих правовое значение для участников экономической деятельности документов, регламентирующих бухгалтерский учет в РФ. Они объединяют все документы, в которых сформулированы руководства, правила, порядок организации бухгалтерского учета, изданные как органами власти, так и ответственными лицами экономических субъектов.

    Первый уровень представляют документы обязательные для применения, изданные органами исполнительной власти и обладающие статусом нормативных документов в контексте правоприменительной практики. Порядок издания этих документов определен правилами, установленными на государственном уровне (регистрация, публикация).

    Отсюда, прежде всего, ТОО нужно определиться, какие Стандарты бухгалтерского учета оно будут применять при формировании Учетной политики.

    ТОО, чтобы выбрать, какой стандарт применить в учете, должны сравнить основные учетные аспекты МСФО и НСФО.

    Между МСФО и НСФО существует множество различий.

    НСФО – один национальный продукт, а МСФО – 45 документов, разработанных международным советом МСФО.

    Согласно Закону от 28.11.2018 г. № 444-ФЗ, начиная с 2020 г., бухотчетность нужно подавать только в электронном виде. Переход на такой формат заканчивается, и это касается всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от их размеров или сферы деятельности.

    В 2020 г. субъекты малого и среднего предпринимательства могли подавать отчетность в ИФНС на бумажных носителях. Такое право закончилось. И теперь с отчетности за 2020 г. абсолютно все компании, в т.ч. и субъекты МСП должны сдавать бухгалтерскую отчетность в электронном виде.

    Внимание! Если нет возможности купить программу для сдачи электронной отчетности, ее можно заполнять на сайте ФНС в личном кабинете налогоплательщика.

    В соответствии с Приказом Минфина от 19.04.2019 г. № 61н при формировании отчетности за 2020 г. нужно использовать новую форму Отчета о финансовых результатах. Ранее она только рекомендовалась, а потому не все налогоплательщики использовали ее для сдачи в ИФНС. Теперь она будет иметь обязательный характер.

    В новой форме отчета содержатся корректировки, связанные с изменениями в ПБУ 18/02.

    Согласно Приказу Минфина от 04.12.2018 г. № 248н в балансе следует отражать информацию о величине полученной, использованной и оставшейся неиспользованной госпомощи. Сведения указываются по отдельным строкам баланса:

    • неиспользованная сумма полученных средств в составе целевого финансирования;
    • дебиторская задолженность по полученным средствам, отраженным в учете;
    • кредиторская задолженность по возврату полученных средств, отраженная в учете;
    • доходы будущих периодов, признанные краткосрочными обязательствами при получении госпомощи на финансирование текущих расходов.

    Изменения в правилах ведения бухгалтерского учета (Проект)

    По Закону от 28.01.2020 г. № 5-ФЗ работодатели больше не должны отчитываться о среднесписочной численности отдельным документом. Эта информация будет сдаваться 1 раз в год и включаться в годовой РСВ. Впервые расчет с информацией о среднесписочной численности нужно будет сдать за 2020 г. в срок не позже 1 февраля 2021 г.

    Согласно п. 8 ст. 1 Закона от 01.04.2020 г. № 90-ФЗ работодателям будет назначаться штраф, если они не представят отчет СЗВ-ТД в срок или же сдадут отчет, но с ошибками или недостоверными сведениями. Штраф составит от 300 до 500 руб.

    Если нарушение совершено впервые, госорганы могут выписать предупреждение.

    В бухотчетности начиная с 2020 г. нужно указывать новые показатели — о прекращаемой деятельности и активах к продаже. Это указано в Приказе Минфина от 05.04.2019 г. № 54н. По прекращаемой деятельности нужно отражать информацию до того периода, пока по ней не будут закончены все расчеты. До этого такие сведения отражались в отчетности только до того периода, в котором прекратилась деятельность. И в этом случае расчеты могли быть и не завершены.

    В бухотчетности необходимо указывать информацию о прекращении использования долгосрочных активов к продаже согласно ПБУ 16/02. К ним относятся:

    • ОС и другие внеоборотные активы, не используемые из-за принятия решения по их реализации (исключение — финансовые активы);
    • материальные ценности для реализации, остающиеся от выбытия внеоборотных активов или полученные при реконструкции или ремонте.

    Такие долгосрочные активы к реализации нужно учитывать в составе оборотных активов, но только обособленно. Если компания не использует их, то информация по ним отражается в отчетности в составе информации о прекращаемой деятельности.

    На основании Закона от 09.11.2020 г. № 371-ФЗ у компаний появится новая обязанность с 1 июля 2021 г. Она будет связана с п. 2.3 ст. 23 НК РФ, а именно организации должны будут представлять отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами, а также документы, в которых фиксируются реквизиты прослеживаемости.

    Представлять эту документацию должны те компании, которые проводят операции с прослеживаемыми товарами. К таким товарам относятся предметы, выпущенные в России согласно установленной таможенной процедуре выпуска для потребления внутри страны.

    С 15 декабря 2020 г. начинают действовать новые формы отчетности о движении денег за границей. Об этом ФНС указала в Письме от 19.10.2020 г. № ВД-4-17/17065@.

    Граждане РФ должны регулярно отчитываться в ИФНС по месту регистрации о движении денег по счетам в иностранных банках. Для этого должны использоваться специальные электронные форматы для отчетов, которые заполняются и сдаются в соответствии с Постановлением Правительства от 12.12.2015 г. № 1365. Организации и ИП также отчитываются, но по формам, утвержденным Постановлением Правительства от 28.12.2005 г. № 819.

    Для формирования отчетов резидентам нужно использовать такие форматы:

    • КНД 1112520 — отчет о движении средств физлица по счету (вкладу) в иностранном банке за пределами РФ;
    • КНД 1112521 — отчет о движении средств юрлица и ИП по счету (вкладу) в иностранном банке за пределами РФ.

    Топ‑10 изменений с 2021 года для бухгалтера бюджетной сферы

    • Обособленные подразделения

    С 2021 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.

    • Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли

    С 1 января 2021 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.

    • Инвестиционный вычет по НИОКР

    С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.

    • Сократили список операций, по которым ИТ-компании не платили НДС

    Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.

    • Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.

    С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:

    — 6% на обязательное пенсионное страхование;

    — 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

    — 0,1% на обязательное медицинское страхование.

    • Льгота по социальным взносам для МСБ

    Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.

    • Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций

    Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.

    С отчетности за 2020 год нужно заполнять новую форму декларации по налогу на прибыль. Приказом ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655 внесены изменения в декларацию, ее электронный формат и порядок заполнения.

    Применяется с отчетности за 2020 год.

    Документ: Приказ ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655.

    Появилась новая особая экономическая зона, где действуют льготный режим налогообложения. Это – Арктика.

    Компании, зарегистрированные в Арктической зоне получают право на нулевую ставку налога на прибыль в федеральный бюджет и пониженную ставку налога в региональный бюджет. Поправки внесены в пункт 1.8 статьи 284 и статью 284.4 НК.

    Основные условия такие же, как и для резидентов ТОСЭР и СВП, но есть особенности. Например, резиденты Арктической зоны не должны добывать полезные ископаемые, производить сжиженный природный газ, перерабатывать углеводородное сырье в продукты нефтехимии.

    Вступает в силу с 1 января 2021 года.

    Документы: Закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ. Закон от 13.07.2020 № 195-ФЗ, п. 7 и 8 ст. 1.

    Перечень услуг, при покупке которых россиянин может получить социальный вычет дополнили новыми позициями.

    В перечне теперь есть такие услуги, как медицинская эвакуация и паллиативная помощь.

    Виды дорогостоящее лечение объединены в пункт медицинские услуги, оказанные в рамках высокотехнологичной помощи. Среди новых, в перечне появились услуги по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов, услуги оказываемые в рамках паллиативной медицинской помощи и услуги репродуктивной технологии.

    Вступает в силу с 1 января 2021 года.

    Документ: Постановление Правительства от 08.04.2020 № 458.

    • Дайджест № 55: приняты поправки к налоговому кодексу
    • Дайджест № 54: новости для тех, кто на УСН
    • Дайджест № 53: разъяснения по НДС и новая декларация по налогу на имущество
    • Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н
    • Дайджест № 52. Перешли с ЕНВД на УСН? Переведите на «упрощенку» все расчеты и обязательства
    • Дайджест по налогам № 51. Важное за первую половину декабря

    ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.

    На какие стандарты опираться при ведении бухучета, узнайте здесь.

    ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п. 3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета. К таковым относятся, в част��ости, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).

    С отчетности за 2020 год бухгалтерам организаций, на балансе которых есть транспорт, не нужно сдавать налоговую декларацию по транспортному налогу.

    Рассчитать налог и авансовые платежи бухгалтерия организации должна самостоятельно.

    ИФНС со своей стороны также сделает расчет на основании имеющейся у нее информации и результаты направит в организацию.

    Если сумма транспортного налога по данным налоговой инспекции будут больше, организация нужно подать возражения и приложить к ним подтверждающие документы.

    Рассмотрев возражения, инспекция направит организации ответ по рекомендованной форме (письмо ФНС от 06.11.2019 № БС-4-21/22635). Транспортный налог может быть либо скорректирован, либо сохранен с сумме, изначально рассчитанной налоговиками.

    Декларация отменена с отчетности за 2020 год.

    Основания: П. 17 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ и Приказ ФНС от 04.09.2019 № ММВ-7-21/440.

    Сведения в налоговую инспекцию для расчета транспортного налога по самоходным транспортным средствам передает Гостехнадзор, по морским (речным) судам – Росморречфлот, по автомототранспортным средствам – ГИБДД.

    С 2021 года все эти ведомства обновили формы, по которым они будут передавать сведения налоговикам.

    Гостехнадзор и Росморречфлот применяют новые формы с 1 января 2021 года, ГИДББ с 1 июля 2021 года.

    Документы: Приказ ФНС от 13.02.2020 № ЕД-7-21/99, Приказ ФНС от 01.06.2020 № ЕД-7-21/363, Приказ ФНС от 13.03.2020 № ЕД-7-21/156.

    Патент могут оформить фотографы, преподаватели, повара и фермеры. Вот список новых сфер деятельности, на которые распространили право, работать на патенте:

    • все фотографы, а не только по услугам фотоателье, фото- и кинолабораторий;
    • преподаватели в сфере дошкольного и дополнительного образования для детей и взрослых (сейчас – только на услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству);
    • повара, которые готовят и поставляют блюда на торжественные и другие мероприятия (сейчас – только по изготовлению блюд на дому);
    • фермеры, которые занимаются растениеводством (не только производством плодово-ягодных посадочных материалов, выращиванием рассады овощных культур и семян трав); в сфере животноводства и растениеводства ИП могут получать один патент.

    Вступает в силу с 1 января 2021 года.

    Документ: Закон от 06.02.2020 № 8-ФЗ.

    Специальные автомобили для людей с ограниченными возможностям можно продавать без НДС, если есть соответствующая отметка в одобрении типа транспортного средства или в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства.

    Льгота по НДС распространяется на импорт и реализацию на внутреннем рынке легковых автомобилей для перевозки инвалидов по коду ТН ВЭД – 8703.

    Вступает в силу с 1 января 2021 года.

    Документ: Постановление Правительства от 18.09.2020 № 1480.

    В перечень медицинских товаров, которые освобождены от НДС добавили более 20 новых позиций. Среди них новые виды хирургических, стоматологических и офтальмологических инструментов, диагностического и лечебного оборудования, медицинской мебели, протезов и имплантов.

    Вступает в силу с 1 января 2021 года.

    Документы: Постановление Правительства от 30.09.2015 № 1042, постановление Правительства от 01.10.2020 № 1574.

    Внутрение воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20 процентов.

    НДС по нулевой ставке облагаются авиаперевозки:

    • в Крым, Севастополь и обратно;
    • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
    • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

    Вступает в силу с 1 января 2021 года.

    Документ: Закон от 06.04.2015 № 83-ФЗ, п. 6 ст. 3.

    Налоговая служба утвердила новые формы, порядок и формат заполнения реестров, предусмотренных подпунктами 10 и 12 пункта 15 статьи 165 Налогового кодекса: реестра деклараций на товары для экспресс-грузов и реестра деклараций на товары либо таможенных деклараций CN 23.

    Вступает в силу с 1 января 2021 года

    Документ: Приказ ФНС от 20.08.2020 № ЕД-7-15/593

    С нового года в учете необходимо применять обновленные коды бюджетной классификации и принимать во внимание связанные с ними изменения:

    • в порядке формирования КБК № 85н – новые КВР (246, 247, 614, 624, 635 и 816);
    • действующий приказ № 207н для всех участников бюджетного процесса (и региональных, и местных) заменят новые перечни КБК № 99н;
    • внесены поправки в порядок применения КОСГУ № 209н. Например, добавлена подстатья 139 КОСГУ, по которой отражаются доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма, профзаболеваний и т.д.

    Поправки следует учесть при обновлении учетной политики на следующий год.

    • Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 98н
    • Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 99н
    • Приказ Минфина России от 29.09.2020 N 222н
    • Приказ Минфина России от 12.10.2020 N 236н

    В связи с изменением системы счетов с 1 января в налоговых платежках необходимо указывать новые реквизиты. В поле, в котором сейчас отражается номер счета УФК, нужно будет указывать новый казначейский счет, начинающийся с 03100. Новый счет УФК (начинается с 40102) вносится на строку выше, в поле для номера счета банка получателя.

    Также нужно указывать новые БИК и наименование банка получателя.

    • Письмо ФНС России от 08.10.2020 N КЧ-4-8/16504
    • Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ
    • Приказ Казначейства России от 13.05.2020 N 20н
    • Приказ Казначейства России от 15.05.2020 N 22н
    • Приказ Минфина России от 23.06.2020 N 119н

    В 2021 году ряд отчетов в ФНС и ПФР необходимо сдавать по обновленным формам:

    • 6-НДФЛ за I квартал — не позднее 30 апреля;
    • РСВ за 2020 год не позже 1 февраля;
    • декларацию по НДС за IV квартал 2020 года – не позже 25 января;
    • декларацию по налогу на прибыль за 2020 год – до 29 марта включительно.

    Учет объектов нематериальных активов осуществляется на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы». Согласно дополнениям, внесенным в п. 67 Инструкции № 157н, данный счет содержит:

    1) аналитические коды группы синтетического счета:

    • 20 – особо ценное движимое имущество;

    • 30 – иное движимое имущество;

    • 90 – имущество в концессии;

    2) аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:

    • N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

    • R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

    • I «Программное обеспечение и базы данных»;

    • D «Иные объекты интеллектуальной собственности».

    В Единый план счетов введены следующие счета:

    Синтетический счет

    Аналитические счета

    0 102 90 000 «Нематериальные активы – имущество в концессии»

    0 102 0N 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

    0 102 0R 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

    0 102 0I 000 «Программное обеспечение и базы данных»;

    0 102 0D 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности»

    Таким образом, счет 0 102 00 000 детализируется соответствующими аналитическими счетами в зависимости от принадлежности и вида объекта.

    Пункт 67 Инструкции № 157н также дополнен следующими положениями:

    1. На счете 102 9I 000 подлежит отражению информация о являющихся объектами концессионных соглашений программах для электронных вычислительных машин (программах для ЭВМ), базах данных, информационных системах (в том числе государственных информационных системах) и (или) сайтах в Интернете или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, либо о совокупности указанных объектов, а также об операциях, их изменяющих.

    2. Установление в составе рабочего плана счетов дополнительных аналитических кодов видов синтетического счета объекта учета, детализирующих группу «Иные объекты интеллектуальной собственности» (по счету 0 102 0D 000), производится учреждением (централизованной бухгалтерией) в рамках учетной политики исходя из требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, требований по раскрытию информации о нематериальных активах учреждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

    • Электронная сдача отчётности

    Это касается всех налогоплательщиков. Малый бизнес ещё мог сдать бухотчётность в 2020 году в бумажном варианте. Но с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.

    • Применение ФСБУ 5/2019 вместо ПБУ 5/01

    Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2021 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2021 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ФСБУ 5/2019).

    Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.

    • Разрешили к применению ФСБУ 6/2020

    Учитывать основные средства по новому ФСБУ 6/2020 обязательно с 2022 г. Но организация может принять решение о досрочном применении нового стандарта.

    • Обособленные подразделения

    С 2021 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.

    • Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли

    С 1 января 2021 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.

    • Инвестиционный вычет по НИОКР

    С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.

    • Сократили список операций, по которым ИТ-компании не платили НДС

    Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.

    • Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.

    С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:

    — 6% на обязательное пенсионное страхование;

    — 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

    — 0,1% на обязательное медицинское страхование.

    • Льгота по социальным взносам для МСБ

    Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.

    • Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций

    Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.

    Какие поправки внесены в закон о бухучете

    С отчетности за 2020 год нужно заполнять новую форму декларации по налогу на прибыль. Приказом ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655 внесены изменения в декларацию, ее электронный формат и порядок заполнения.

    Применяется с отчетности за 2020 год.

    Документ: Приказ ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655.

    Появилась новая особая экономическая зона, где действуют льготный режим налогообложения. Это – Арктика.

    Компании, зарегистрированные в Арктической зоне получают право на нулевую ставку налога на прибыль в федеральный бюджет и пониженную ставку налога в региональный бюджет. Поправки внесены в пункт 1.8 статьи 284 и статью 284.4 НК.

    Основные условия такие же, как и для резидентов ТОСЭР и СВП, но есть особенности. Например, резиденты Арктической зоны не должны добывать полезные ископаемые, производить сжиженный природный газ, перерабатывать углеводородное сырье в продукты нефтехимии.

    Вступает в силу с 1 января 2021 года.

    Документы: Закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ. Закон от 13.07.2020 № 195-ФЗ, п. 7 и 8 ст. 1.

    Перечень услуг, при покупке которых россиянин может получить социальный вычет дополнили новыми позициями.

    В перечне теперь есть такие услуги, как медицинская эвакуация и паллиативная помощь.

    Виды дорогостоящее лечение объединены в пункт медицинские услуги, оказанные в рамках высокотехнологичной помощи. Среди новых, в перечне появились услуги по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов, услуги оказываемые в рамках паллиативной медицинской помощи и услуги репродуктивной технологии.

    Вступает в силу с 1 января 2021 года.

    Документ: Постановление Правительства от 08.04.2020 № 458.

    • Дайджест № 55: приняты поправки к налоговому кодексу
    • Дайджест № 54: новости для тех, кто на УСН
    • Дайджест № 53: разъяснения по НДС и новая декларация по налогу на имущество
    • Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н
    • Дайджест № 52. Перешли с ЕНВД на УСН? Переведите на «упрощенку» все расчеты и обязательства
    • Дайджест по налогам № 51. Важное за первую половину декабря

    ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.

    На какие стандарты опираться при ведении бухучета, узнайте здесь.

    ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п. 3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета. К таковым относятся, в частности, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).

    В 2020 году в РФ применяются 24 различных ПБУ, определяющих правила бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.

    Министерством финансов ведется глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2021–2023 годы. Согласно приказу Минфина от 05.06.2019 № 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.

    № п/п

    Название проекта ПБУ

    Предполагаемый срок вступления в силу для обязательного применения

    Разработка новых федеральных стандартов

    1.1

    Запасы

    2021

    1.2

    Нематериальные активы

    2021

    1.3

    ОС

    2021

    1.4

    Незавершенные капвложения

    2021

    1.5

    Документы и документооборот

    2021

    1.6

    Некоммерческая деятельность

    2021

    1.7

    Бухгалтерская отчетность

    2021

    1.8

    Доходы

    2022

    1.9

    Участие в зависимых организациях и совместная деятельность

    2022

    1.10

    Финансовые инструменты

    2022

    1.11

    Долговые затраты

    2022

    1.12

    Расходы

    2023

    Внесение изменений в текущие ПБУ

    2.1

    ПБУ 16/02

    2020

    2.2

    ПБУ 1/2009

    2021

    Порядок отражения в бухучете сведений о различных фактах и результатах хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов регламентируется отдельными источниками права — ПБУ. В 2020 году их действует 24, а 25-й уже утвержден, но еще не вступил в действие. Со временем они будут заменяться новыми бухгалтерскими НПА — федеральными стандартами.

    Узнать больше о специфике ПБУ вы можете из статей:

    • «Бухгалтерский учет валютных операций (ПБУ, проводки)»;
    • «В чем основные отличия ПБУ от МСФО?».

    \r\n\r\n

    Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.

    \r\n\r\n

    Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.

    \r\n\r\n

    \r\n\r\n

    Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.

    \r\n\r\n

    На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.

    Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.

    Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.

    Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.

    На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.

    • Новости

    Согласно нормам Федерального закона “О некоммерческих организациях” №7-ФЗ, под учреждениями бюджетной сферы понимают организации некоммерческого типа, открытые в Российской Федерации с целью оказания государственных и муниципальных услуг, реализации госпрограмм.

    Существует три вида учреждений, финансируемых из бюджета:

    • казённые;
    • автономные;
    • бюджетные.

    Бухгалтерский учет в них осуществляется согласно требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ.

    Рассмотрим сравнительную характеристику регулирования деятельности каждого из трех видов:

    Сравнительный критерий

    Бюджетное

    Автономное

    Казённое

    Какой закон регулирует бухгалтерский учет

    Закон №7-ФЗ

    Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ

    Бюджетный Кодекс РФ

    Чем занимается

    Предоставляет населению услуги в области медицины, образования, социальной защиты, науки

    Предоставляет населению услуги в области медицины, образования, социальной защиты, науки

    Оказывает государственные услуги и выполняет определенные функции

    Может ли использовать доход от деятельности в своих целях

    Да

    Да

    Нет, все деньги перечисляются в бюджет

    Источники финансирования

    Субсидии

    Субсидии

    Средства из бюджета

    Документ-основание расходования средств

    План финансово-хозяйственной деятельности

    План финансово-хозяйственной деятельности

    Бюджетная смета

    Где открыт расчетный счет

    В Федеральном казначействе

    В казначействе и в банке

    В Федеральном казначействе

    Автономные, бюджетные и казенные учреждения ведут финансово-хозяйственную деятельность согласно следующим правилам:

    • учет в разрезе КОСГУ и КБК;
    • контроль за исполнением доходного и расходного раздела планового документа — сметы или ПФХД;
    • распределение расходов на кассовые и фактические.

    Учреждения бюджетной сферы сдают отчетность в вышестоящие инстанции. Периодичность предоставления документов разная: ежемесячно, ежеквартально, ежегодно.

    Инструкции по формированию и подаче отчетности, ее формы и правила их заполнения описаны в:

    • Приказе Минфина РФ “Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации” от 28 декабря 2010 г. №191н.
    • Приказе Минфина РФ “Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений” от 25 марта 2011 г. №33н.

    Отличается от коммерческих организаций и бухгалтерский баланс учреждений бюджетной сферы. Различие заключается в структуре активов и пассивов.

    Основные правила осуществления бухгалтерского учета в бюджетных, казенных и автономных учреждениях:

    1. Учет ведется исключительно в рублях.
    2. Он осуществляется непрерывно, начиная с даты государственной регистрации организации.
    3. Используется бюджетный план счетов, утвержденный Приказом Минфина РФ “Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти…” от 1 декабря 2010 г. №157н.
    4. Операция регистрируется в форме двойной записи по корреспондирующим счетам.
    5. Аналитические данные должны быть идентичны оборотам и сальдо в разрезе синтетических счетов.
    6. Каждая операция должна быть зарегистрирована, проведена и подтверждена первичной документацией.

    Учетную политику учреждения бюджетной сферы разрабатывают самостоятельно.

    Обязанность вести полный бухгалтерский учет и формировать финансовую отчетность

    Организации используют бюджетный план счетов, утвержденный Приказом Минфина №157.

    Указанный регистр актуален для государственных органов и для учреждений бюджетной сферы. Но в едином плане имеется отметка, что государственные организации разных типов должны использовать свой план счетов:

    • автономные — согласно Приказу № 183н от 23.12.2010;
    • бюджетные — в соответствии с Приказом № 174н от 16.12.2010;
    • казенные — Приказ № 162н от 06.12.2010.

    Бюджетный план счетов состоит из балансовых и забалансовых счетов. Балансовые счета делятся на 5 типов:

    1. Нефинансовые активы.
    2. Финансовые активы.
    3. Обязательства.
    4. Финансовый итог
    5. Санкционирование расходов.

    На забалансовых счетах отражается движение в стоимостной оценке тех активов, которые не принадлежат организации либо по установленным причинам не могут быть учтены на балансовых счетах.

    Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.

    С 1 января 2021 в дополнение к указанной инструкции и другим ФСБУ появилось семь новых:

    1. «Нематериальные активы» — объекты нематериальных активов учитывают по первоначальной стоимости. Она зависит от типа операции, по которой приобретен актив — обменная или необменная. НМА распределяются по новым группам учета во время инвентаризации.
    2. «Выплаты персоналу» — выплаты персоналу делят на текущие и отложенные, для них отличаются правила учета и оценки. Также появляется резерв по пенсионным и иным аналогичным выплатам, который включает суммы государственного пенсионного обеспечения и суммы, назначенные на основании локального акта организации работникам с определенным возрастом или стажем.
    3. «Непроизведенные активы» — стандарт в основном касается учреждений, которые управляют госимуществом в сферах недропользования, водных ресурсов, некультивируемых биологических ресурсов и иных непроизведенных активов. В документе определяются правила первоначальной оценки и переоценки стоимости непроизведенных активов.
    4. «Финансовые инструменты» — стандарт предусматривает новые правила бухгалтерского учета финансовых активов и обязательств, возникающих при операциях с финансовыми инструментами. Для каждой группы активов и обязательств предусмотрены свои требования.
    5. «Информация о связанных сторонах» — в стандарте разработан порядок раскрытия в годовой отчетности сведений о лицах, на работу которых бюджетная организация способна оказывать влияние, или наоборот, о лицах, которые способны влиять на организацию. В нем же прописан порядок раскрытия информации об операциях со связанными сторонами.
    6. «Совместная деятельность» — в стандарте регулируется учет деятельности, которую учреждение ведет совместно с другими лицами и которая не связана с извлечением прибыли. Порядок учета зависит от формы совместной деятельности — договор простого товарищества с объединением имущества или соглашение о совместных операциях без вклада.
    7. «Затраты по заимствованиям» — стандарт предусматривает для учреждений общие требования к порядку признания затрат по заимствованиям и государственному (муниципальному) долгу. Требования к информации об этих затратах в отчетности также предусмотрены стандартом.

    Принципы ведения бухгалтерского учета подразумевают отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством бухгалтерских проводок. Проводка — это инструмент учета, при помощи которого записываются операции учреждения.

    Схема составления проводок довольна проста — каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого (корреспондирующего) счета учета. Данный способ получил название двойная запись. Метод двойной записи — это ключевой принцип ведения бухучета.

    Все счета учета подразделяются на три вида:

    • активные — на них проводятся активы организации;
    • пассивные — необходимы для отражения источников формирования активов, то есть пассивов;
    • активно-пассивные, или смешанные — для записи попеременно сформировавшейся дебиторской и кредиторской задолженности перед контрагентами на одном и том же счете, а также для учета активных и пассивных финансовых результатов.

    При этом в проводке могут быть учтены следующие комбинации счетов:

    • актив — пассив;
    • актив — активно-пассивный;
    • пассив — активно-пассивный;
    • два активно-пассивных счета.

    В план счетов введут новые аналитические коды для учета нематериальных активов: N, R, I, D по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00. Для прав пользования нематериальными активами предусмотрят отдельную группу «60» по счетам 104 00, 106 00, 114 000, 111 00.

    Исправление прошлогодних ошибок, которые нашли контроллеры, нужно будет отображать с использованием новых счетов и аналитических кодов по счетам 304 06, 401 10 и 401 20. Для учета вложений в имущество казны предусмотрели счет 106 50.

    Регулирование бухучета в Казахстане

    Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

    Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.

    Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.

    Часть поправок предусматривает порядок учета, который учреждения и органы уже могли применять на практике.

    Например, на счете 103.00 непроизведенные активы учитывают в разрезе ответственных лиц, местонахождения и идентификационных номеров (кадастровых, реестровых, учетных). Учреждения и органы могли и ранее отражать эти данные в инвентарной карточке.

    К спецодежде на счете 105.05 относят только запасы, которые учреждение использует в целях охраны труда, соблюдения техники безопасности, гражданской обороны и защиты от ЧС.

    На счете 105.06 отражают в том числе БСО. Исключение — бланки, которые выданы со склада для оформления сотрудникам или которые поступили последним, минуя склад. Такие бланки учитывают на забалансовом счете 03. Минфин уже предписывал применять этот подход в учете.

    К забалансовому учету подарков Минфин предъявлял аналогичные требования. Их также закрепили в инструкции по забалансовому счету 07.

    Предусмотрели поправки и в отношении операций, которые совершает малое число организаций бюджетной сферы. К примеру, ввели недостающие счета для учета концессии и операций по долгосрочным договорам стройподряда.

    В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.

    В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

    от 22 июня 2007 года №221

    Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета

    В целях реализации подпункта 2) пункта 5 статьи 20 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Утвердить прилагаемые Правила ведения бухгалтерского учета.

    2. Департаменту методологии управления государственными активами Министерства финансов Республики Казахстан (Айтжанова Ж.Н.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и официальное опубликование в установленном законодательством порядке.

    3. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2008 года.

    О первичных учетных документах, составленных в электронном виде

    4. Индивидуальный предприниматель или организация для осуществления ведения бухгалтерского учета, руководствуясь Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», международными и национальными стандартами финансовой отчетности, а также другими нормативными правовыми актами в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности и разрабатывают порядок контроля за операциями и событиями, принимают другие решения, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета.

    5. Индивидуальный предприниматель или руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:

    учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

    ввести в штат должность главного бухгалтера;

    передать на договорной основе ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности бухгалтерской или аудиторской организации или профессиональному бухгалтеру;

    вести бухгалтерский учет лично.

    На организации публичного интереса действие двух последних абзацев не распространяется.

    6. Руководителем бухгалтерской службы (далее — главный бухгалтер) является главный бухгалтер или другое должностное лицо, обеспечивающее ведение бухгалтерского учета, составление и представление финансовой отчетности, формирование учетной политики.

    7. Функциональные обязанности главного бухгалтера определяются в соответствии с положением о нем, утвержденным индивидуальным предпринимателем или руководителем организации.

    8. При ведении бухгалтерского учета главный бухгалтер обеспечивает:

    неизменность принятой учетной политики отражения операций и событий и оценки активов и обязательств в течение отчетного периода;

    бесплатный документ

    Полный текст доступен после авторизации.

    Номер документа: 221
    Дата принятия: 22/06/2007
    Состояние документа: Утратил силу
    Начало действия документа: 01/01/2008
    Органы эмитенты: Государственные органы и организации
    Утратил силу с: 20/02/2012

    «Юридическая газета» от 24 августа 2007 г. № 130 (1333);

    «Официальная газета» от 29 сентября 2007 года № 39 (353)

    Приказ Министра финансов Республики Казахстан «О признании утратившими силу некоторых приказов Министра финансов Республики Казахстан»

    Ссылка на Приказ Министра финансов Республики Казахстан О признании утратившими силу некоторых приказов Министра финансов Республики Казахстан

    Ссылка на Закон Республики Казахстан О бухгалтерском учете и финансовой отчетности :: 5. Уполномоченный орган:

    Ссылка на Закон Республики Казахстан О бухгалтерском учете и финансовой отчетности

    Привет. Мы ищем таланты:

    • Тебе интересен форум? Ты хочешь зарегистрироваться? Ты хочешь участвовать и развивать форум вместе с друзьями на форуме?
    • Тебе интересно в твоей профессии?
    • Тебе есть чем поделиться из твоего опыта с коллегами на форуме? Есть чем поделиться из собственного опыта, научить или рассказать?

    Мы ищем таланты, которые помогут вместе развить форум. Что взамен:

    • Ты сможешь получить приглашение для регистрации на форуме
    • Радость общения с друзьями и коллегами
    • Совместное развитие в своей профессии

    Тогда и мы с радостью примем Вашу помощь
    Перечислите любую сумму на Билайн-номер +7-777-398-41-00


    Каждое перечисление поможет форуму!


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *