Трудовой кодекс РФ действующий на 2021 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовой кодекс РФ действующий на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
организации труда и управлению трудом;
трудоустройству у данного работодателя;
подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
разрешению трудовых споров;
обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Трудовой кодекс Российской Федерации
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)
обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ)
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 03.07.2016 N 347-ФЗ)
Трудовой кодекс (ТК РФ)
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.
Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.
Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Трудовой кодекс РФ
1 ТК РФ статья: 1 — 14
2 ТК РФ статья: 15 — 22
3 ТК РФ статья: 23 — 28
4 ТК РФ статья: 29 — 34
5 ТК РФ статья: 35 — 35.1
6 ТК РФ статья: 36 — 39
7 ТК РФ статья: 40 — 51
8 ТК РФ статья: 52 — 53
9 ТК РФ статья: 54 — 55
10 ТК РФ статья: 56 — 62
11 ТК РФ статья: 63 — 71
12 ТК РФ статья: 72 — 76
13 ТК РФ статья: 77 — 84.1
13 ТК РФ статья: 85 — 90
14 ТК РФ статья: 91 — 99
16 ТК РФ статья: 100 — 105
17 ТК РФ статья: 106 — 107
18 ТК РФ статья: 108 — 113
19 ТК РФ статья: 114 — 128
20 ТК РФ статья: 129 — 132
21 ТК РФ статья: 133 — 158
22 ТК РФ статья: 159 — 163
23 ТК РФ статья: 164 — 165
24 ТК РФ статья: 166 — 169
25 ТК РФ статья: 170 — 172
26 ТК РФ статья: 173 — 177
27 ТК РФ статья: 178 — 181.1
28 ТК РФ статья: 182 — 188
29 ТК РФ статья: 189 — 190
30 ТК РФ статья: 191 — 195
31 ТК РФ статья: 195.1 — 197
32 ТК РФ статья: 198 — 208
33 ТК РФ статья: 209 — 210
34 ТК РФ статья: 211 — 215
35 ТК РФ статья: 216 — 218
36 ТК РФ статья: 219 — 231
37 ТК РФ статья: 232 — 233
38 ТК РФ статья: 234 — 237
39 ТК РФ статья: 238 — 250
40 ТК РФ статья: 251 — 252
41 ТК РФ статья: 253 — 264
42 ТК РФ статья: 265 — 272
43 ТК РФ статья: 273 — 281
44 ТК РФ статья: 282 — 288
45 ТК РФ статья: 289 — 292
46 ТК РФ статья: 293 — 296
47 ТК РФ статья: 297 — 302
48 ТК РФ статья: 303 — 309
48.1 ТК РФ статья: 309.1 — 309.2
49 ТК РФ статья: 310 — 312
49.1 ТК РФ статья: 312.1 — 312.5
50 ТК РФ статья: 313 — 327
50.1 ТК РФ статья: 327.1 — 327.7
51 ТК РФ статья: 328 — 330
51.1 ТК РФ статья: 330.1 — 330.5
52 ТК РФ статья: 331 — 336
52.1 ТК РФ статья: 336.1 — 336.3
53 ТК РФ статья: 337 — 341
53.1 ТК РФ статья: 341.1 — 341.5
54 ТК РФ статья: 342 — 348
54.1 ТК РФ статья: 348.1 — 348.12
55 ТК РФ статья: 349 — 351.5
56 ТК РФ статья: 352
57 ТК РФ статья: 353 — 369
58 ТК РФ статья: 370 — 378
59 ТК РФ статья: 379 — 380
АПК РФ
Бюджетный кодекс РФ
Водный кодекс РФ
Воздушный кодекс РФ
Градостроительный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
ГПК РФ
Жилищный кодекс РФ
Земельный кодекс РФ
КоАП РФ
Лесной кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Таможенный кодекс ЕАЭС
Трудовой кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Изменения в трудовом законодательстве — 2021
С 2021 года в России начнет действовать 15% ставка НДФЛ для доходов свыше 5 млн руб. в год. К доходам в размере 5 млн руб. и меньше будет применяться ставка 13%, а к доходам сверх 5 млн руб. — 15% с доходов, превышающих 5 млн руб., помимо суммы налога в размере 650 000 руб. Основание — Федеральный закон № 372-ФЗ от 23 ноября 2020 года.
С 1 января 2021 года работникам, начинающим карьеру и впервые устраивающимся на работу, будут открывать только электронные трудовые. Бумажные варианты документа им уже заводить не будут.
Трудовые старого формата (бумажные) останутся только у действующих работников, которые написали заявление об использовании именно таких книжек. В этом случае работодателю придется одновременно вести и бумажную и цифровую трудовую книжку.
Власти подготовили, но пока не утвердили новую форму сведений о трудовой деятельности работников (СЗВ-ТД). В нее добавят раздел со сведениями о работодателе, правопреемником которого является страхователь. А также коды для обозначения сотрудников, которые работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
-
5 рекрутинговых секретов хитрых работодателей
2,3 тыс. 0
Отпускной стаж — это не стабильная величина. Это означает, что одновременно со сменой работодателя работник начинает заново копить стаж, дающий право на получение отпуска. Время работы у предыдущего работодателя не может быть зачислено в стаж у настоящего работодателя, поскольку увольнение с предыдущего места работы влечет за собой получение всех компенсаций, в том числе:
- либо предоставление отпуска в натуре;
- либо выплату компенсации за неиспользованный отпуск.
Изменения трудового законодательства 2021
Определение ВАС РФ от 14.06.2013 N ВАС-7622/13 по делу N А67-4468/2012 Применив при рассмотрении спора положения статей 121, 234 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовых книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках», пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, суды признали указанную выплату выплатой в пользу работника за время вынужденного прогула, подлежащей включению в объект обложения страховыми взносами при исчислении расчетной базы страховых взносов. При этом суды исходили из того, что выплаты в размере среднего заработка за все время вынужденного прогула в перечень, предусмотренный статьей 9 указанного Закона, не включены.
Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 N 231-О
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Г. Злобин оспаривает конституционность положения статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 157-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которому часть первая статьи 121 Трудового кодекса Российской Федерации была изложена в новой редакции, в соответствии с которой в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включается время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года.
Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2019 N 1267-О
1. Гражданин А.А. Федоров оспаривает конституционность части третьей статьи 121 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2019 N 60-АПА19-2
Довод в апелляционной жалобе правительства Камчатского края о необоснованной ссылке суда первой инстанции на статью 121 Трудового кодекса Российской Федерации существенного значения для административного дела не имеет, поскольку суд не указывал на необходимость исключения каких-то конкретных периодов работы, которые не включаются в стаж, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, а лишь констатировал, что Положением о порядке компенсации такой вопрос не урегулирован.
Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 932-О
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.М. Богданов оспаривает конституционность части третьей статьи 121 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2020 N 57-КГ20-8-К1
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования УПФР в Алданском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) о взыскании с Тарасюк Е.В. компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, суд первой инстанции применил к спорным отношениям положения статей 121 и 325 Трудового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что при определении права на такую компенсацию лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в стаж работы, дающий право на ежегодный отпуск и, соответственно, на эту компенсацию, не включается время отпуска по уходу за ребенком, в связи с чем пришел к выводу о том, что Тарасюк Е.В., находившейся в периоды с 16 декабря 2015 г. по 17 мая 2021 г. и с 18 июня 2021 г. по 18 сентября 2021 г. в отпуске по уходу за ребенком, работодателем в нарушение норм трудового законодательства излишне начислена компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в сумме 83 336,9 руб., факт получения которой Тарасюк Е.В. не оспаривается.
Не подлежит включению в отпускной стаж:
- время доказанных прогулов;
- время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет (256 ТК);
- время отбывания уголовного наказания или административного ареста.
Основаниями для исключения того или иного периода из отпускного стажа являются:
- табели учета рабочего времени;
- приказы об отстранении от работ;
- приказы о назначении дисциплинарного взыскания за прогул;
- акты о прогуле;
- приказы о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и т.д.
Изначально в проекте Постановления «Особенности правового регулирования трудовых отношений в 2020 году» от 27.05.2020 г. № 14-5/10/П-4922 существовало 12 пунктов, и сам документ был на нескольких листах.
На момент публикации статьи утверждено Постановление Правительства РФ от 19.06.2020 г. № 887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году», в котором осталось совсем немного от первоначальной задумки. Срок действия Постановления, кстати, до конца этого года.
Остались положения о возмещении расходов на проезд, лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и продлился срок уведомления работников по электронным трудовым книжкам (до 31 октября 2020 года).
Я хотела бы рассказать, что вообще предусматривалось изначально, а также пробежимся по некоторым законопроектам в трудовых отношениях.
Общие положения
Простой – временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ст. 72.2 ТК РФ).
Всех работников делили на две категории, на которых распространяются или не распространяются ограничительные меры, введенные в субъекте РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 11.05.2020 г. № 316.
В отношении работников, на которых распространяются ограничительные меры, простой не может быть введен.
В отношении работников, на которых не распространяются ограничительные меры, простой вводится в соответствии с законодательством. В частности, это работники:
- непрерывно действующих организаций, организаций имеющих оборудование, предназначенное для непрерывного технологического процесса;
- медицинских и аптечных организаций;
- организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости;
- организаций, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;
- организаций, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
- организаций, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам).
А также те организации, деятельность которых была приостановлена или ограничена властями в конкретном субъекте РФ.
Увольнение работников, на которых распространяются ограничительные мероприятия, осуществляется по собственному желанию или по соглашению сторон.
Тут же указывали, что в случае сокращения численности или штата работников, если срок уведомления истекает в период действия ограничительных мероприятий, увольнение производится в ближайший следующий за окончанием данного периода рабочий день.
А куда делось увольнение, в связи с истечением срока действия трудового договора? Или перевод к другому работодателю? Или ликвидация? Зачем вообще здесь нужен первый абзац?
Что касается сокращения. Видимо, эти дни приравнивают к периоду временной нетрудоспособности или отпуска, когда в случае увольнения работника по инициативе работодателя (а сокращение оно есть), увольнение производят в первый рабочий день выхода работника (ч. 6 ст. 81 ТК РФ).
Предполагалось уменьшение срока уведомления работников об изменении условий трудового договора по инициативе работодателя.
Норма как бы дублировала статью 74 Трудового кодекса РФ, но со своими особенностями.
Так, условия трудового договора, в том числе, режим работы (введение режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели), за исключением трудовой функции, могут быть изменены по инициативе работодателя с предупреждением работников об этом не позднее, чем за 2 недели (а не за 2 месяца). Изменения условий трудового договора должны быть вызваны ограничительными мероприятиями по предупреждению новой коронавирусной инфекции и их последствиями.
Отличия в том, что согласно статье 74 Трудового кодекса РФ, ввести режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели возможно только тогда, когда причины могут повлечь за собой массовое увольнение работников и в целях сохранения рабочих мест. Кстати говоря, максимальный срок – 6 месяцев, но в проекте этот срок не был указан.
Если честно, то это очень интересная часть статьи 72.2 Трудового кодекса РФ, о которой раньше не особо-то и вспоминали.
Работник может быть переведен без его согласия на срок до 3-х месяцев (в ТК РФ — 1 месяц) на не обусловленную трудовым договором работу:
- для предотвращения или устранения последствий эпидемии или любых исключительных случаев, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
- в случаях простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если простой или необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны эпидемией или любым исключительным случаем, ставящем под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
Из практически похожей формулировки частей 2 и 3 статьи 72.2 Трудового кодекса РФ убрана ссылка на «чрезвычайные обстоятельства», оставив только эпидемию и любые исключительные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
Скорее всего, из-за того, что чрезвычайные обстоятельства должны быть признаны решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ). А чрезвычайное положение вообще указом Президента РФ (ст. 4 ФКЗ от 30.05.2001 года № 3-ФКЗ). Ни того ни другого как вы понимаете нет. Хотя и там и там есть эпидемия. Кстати, подскажите, каким документом у нас установлена эпидемия Ковид 19?
Перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника.
Оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
Работник может отказаться от перевода и не может быть подвернут дисциплинарному взысканию, в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (например, ФЗ «Об использовании атомной энергии), до устранения такой опасности либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (ст. 219, 220 ТК РФ). Об этом писал еще Верховный суд РФ в своем Постановлении от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (пункт 19).
Сменная работа — работа в две, три или четыре смены — вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг (ст. 103 ТК РФ).
В обычном виде, работодатель обязан знакомить работников с графиком сменности не позднее, чем за 1 месяц до их введения в действие (часть 4 указанной выше статьи).
По проекту допускалось доведение до сведения работников графиков сменности не позднее, чем за 7 календарных дней до введения их в действие.
Изменения в трудовом законодательстве в 2021 году
Минимальный возраст трудоустройства, установленный законом, составляет 16 лет, при согласии родителей или усыновителей — 14 лет. При этом закон не запрещает обучающимся в образовательных учреждениях лицам в свободное от учебы время работать на легкой работе.
Для работников в возрасте до 18 лет, получающих общее или среднее профессиональное образование, работодатель обязан установить рабочую неделю, продолжительность которой не может превышать половины установленной настоящей статьей продолжительности рабочей недели для работников данной возрастной категории.
Продолжительность рабочей смены/дня не может превышать:
- для работников в возрасте до 15 лет — пяти часов;
- для работников в возрасте от 16 до 18 лет — 7 часов;
- для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и совмещающих учебу и работу лиц в возраст от 14 до 16 лет — 2,5 часов;
- для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и совмещающих учебу и работу лиц в возрасте 16-18 лет — 4 часов.
Работникам, обучающимся в вечерних общеобразовательных учреждениях, в период учебного года должна быть установлена либо сокращенная на один день рабочая неделя, либо сокращенная на это количество часов рабочая смена (рабочий день).
Трудовым Кодексом определен возраст, с которого граждане принимаются на работу — 16 лет. Существует возможность принятия на работу с 15 лет лиц, получивших основное общее образование либо оставивших в соответствии с федеральным законом общеобразовательное учреждение. Но при заключении трудового договора с несовершеннолетним работником есть свои нюансы.
Для работающих в сельской местности женщин Постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» установлена продолжительность рабочей недели, равная 36 часов.
Аналогичная продолжительность рабочей недели устанавливается для женщин, работающих на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях (статья 320 ТК РФ). Это условие должно быть оговорено в трудовом договоре.
Нормы рабочего времени для инвалидов устанавливаются с учетом требований Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и на основании медицинского заключения о состоянии здоровья конкретного лица (статья 94 ТК РФ).
С целью реализации положений Федерального закона организации, имеющие в штате более 30 работников, обязаны установить у себя квоту для приема на работу инвалидов. Квота определяется как процент от среднесписочной численности персонала организации и составляет не более 4% (но не менее двух работников).
Если принять инвалида в организацию не представляется возможным, она обязана выплачивать в региональный бюджет плату за каждого нетрудоспособного инвалида согласно квоте.
Если работник стал инвалидом по вине работодателя, то работодатель обязан создать для него специальное рабочее место. Вне зависимости от организационно-правовой формы работодатель обязан создать для работника необходимые условия труда в соответствии с ИПРА — индивидуальной программой реабилитации и абитилации. При этом в трудовом договоре, заключенным с работником-инвалидом, не должно иметься условий, ухудшающих положение работника в сравнении с теми, что оговорены в Трудовом кодексе и иных нормативных актах РФ.
Рабочее время по ТК РФ – это период на протяжении которого работник должен реализовывать свои трудовые функции. По общему правилу длительность рабочего времени равна 40 часам. Для несовершеннолетних установлены меньшие показатели.
От возраста несовершеннолетнего будет зависеть длительность его рабочего дня. Конкретные показатели утверждены в ст. 92 ТК РФ.
Данные нормы должны в безусловном порядке соблюдаться работодателем. В противном случае можно обращаться с жалобой на его действия в трудовую инспекцию.
Трудовой кодекс РФ дополнен новой статьёй
Норма рабочего периода для несовершеннолетних представляет собой конкретную цифру, которая утверждена в законе.
Следует понимать, что несмотря на сокращённую длительность рабочего периода, сотрудники получат те же средства, как если бы они трудились по 40 ч/нед.
В отношении несовершеннолетних предусмотрено два показателя:
- длительность ежедневной смены;
- норма ч/нед.
Данные цифры являются взаимосвязанными. Они применяются комплексно. Соответственно, работодатель обязан при утверждении рабочего времени для сотрудника соблюсти и нормативы смены, и уложится в еженедельную продолжительность.
1. Статья 209 “Основные понятия”
Добавлено новое понятие – “опасность”:
“Опасность — потенциальный источник нанесения вреда здоровью работника в процессе трудовой деятельности.”
Кроме того, в проекте отмечается, что безопасные условия труда напрямую зависят от СИЗ и управления профессиональными рисками:
“Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо их уровни с учетом применения средств индивидуальной (коллективной) защиты и управления профессиональными рисками не превышают установленных нормативов.”
Мы считаем своим долгом предупредить наших читателей, что подавляющее большинство комментариев к ТК РФ, имеющихся в свободном Интернет-доступе, не может служить безусловным основанием для их использования в конкретном трудовом правоотношении.
Дело в том, что комментировать и толковать ТК РФ вправе абсолютно все. Однако руководством к действию могут служить только толкования, данные на официальном уровне.
Инкорпорирование существующих толкований — это технически сложная задача, поэтому на настоящий момент не существует единого сборника нормативных и казуальных толкований к ТК. Имеющиеся на настоящий момент толкования статей ТК разрознены и содержатся во множестве бюллетеней и ведомостей, относящихся к практике Верховного и Конституционного судов РФ.
Дифференциация толкований находится в прямой зависимости от их правовых последствий.
Так, толкования и комментарии различных министерств и ведомств относительно статей ТК РФ не порождают правовых последствий, поскольку не являются обязательными к применению.
В то же время официальные толкования, данные компетентным органом и опубликованные в специальном акте, приравниваются по юридической силе к самому нормативному акту и, как следствие, становятся обязательными к применению. По сути, подобные толкования — это данная государством директива, объясняющая, как именно следует применять ту или иную норму права.
В свою очередь, компетентные официальные толкования и комментарии подразделяются на два вида: нормативные и казуальные.
Нормативное толкование — это эквивалент закона, которое обязывает любые органы, применяющие право, действовать определенным образом при обращении к той или иной статье ТК РФ в случае, если сама статья содержит в себе нарушения логики или дает возможность двоякого понимания.
Как правило, нормативные толкования дает орган, разработавший и утвердивший закон. В условиях Российской Федерации этими органами являются:
- Государственная Дума РФ;
- Президент РФ;
- законодательные органы на региональном уровне;
- Конституционный Суд РФ относительно положений Конституции;
- Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего арбитражного суда РФ. Толкования нормативных актов в свете их применения в судебной практике оформляются в виде Постановлений Пленума ВС и ВАС РФ. В первую очередь эти постановления обязательны для судебных органов.
К казуальному толкованию можно отнести то или иное решение судебного органа, дающее толкование нормы права по конкретному правоотношению. Обязательность исполнения казуального толкования применительна только к этому конкретному правоотношению.
Подвидом казуального толкования является административное толкование. К примеру, административное толкование статьям ТК РФ дает Минтруд РФ, а статьям НК РФ — ФНС РФ. Сфера распространения этих толкований — это подведомственные органы. Например, для суда толкования, данные Минтрудом РФ, обязательными не будут.
Что касается различных толкований ТК, даваемых общественными организациями, Интернет-сайтами или практическими работниками, то все они будут неофициальными и носящими исключительно рекомендационный или научный характер.
По источнику происхождения неофициальные толкования и комментарии можно, в свою очередь, дифференцировать по признаку их компетентности или некомпетентности.
Рекомендуем осторожно относиться к толкованиям из некомпетентных источников. Их почти всегда можно отличить от компетентных источников по отсутствию юридической терминологии.
С точки зрения юриста, любой отраслевой кодекс, включая Трудовой, — это своего рода литературное произведение. Как и в каждом литературном произведении, в кодексе имеется своя сюжетная линия.
Для кодекса принципиально важна линейность сюжета, то есть последовательно регламентируемые правоотношения от их возникновения до их окончания.
Например, ГПК РФ отличается хорошо проработанным линейным сюжетом — задачи ГПК, подача иска, принятие иска, рассмотрение в первой инстанции, в апелляционной инстанции, кассация, надзорная инстанция, исполнение решения.
Сюжетная линия ТК РФ весьма нарушена. Например, вопросы прекращения трудового договора интегрированы в раздел «Трудовой договор», и, соответственно, вопросы, связанные с рабочим режимом и дисциплиной труда, расположены после статей, регламентирующих вопросы расторжения трудового договора.
С точки зрения казуистики подобный логический «зигзаг» можно рассматривать, как продолжение трудовых отношений после их прекращения.
Статья 92 ТК РФ. Сокращенная продолжительность рабочего времени
Формальная структура Трудового кодекса РФ представлена шестью частями, которые посвящены:
- основным понятиям и положениям;
- социальному партнёрству между государством и представителями организаций со стороны работодателей и трудовых коллективов;
- спорам и защите прав работников и работодателей;
- договору, рабочему времени, отдыху, оплате труда;
- регулированию труда некоторых категорий работников;
- процедуре введения минимальной величины оплаты труда.
Формальная структура преимущественно отражает основные ключевые моменты кодекса. Однако есть необходимость выделить наиболее важные содержательные блоки. К ним можно отнести нормативы, регламентирующие:
- договорные отношения;
- режим работы;
- заработную плату;
- порядок разрешения споров;
- деятельность государственных органов по защите прав сторон трудовых отношений.
- Раздел I. Общие положения
- Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
- Раздел III. Трудовой договор
- Раздел IV. Рабочее время
- Раздел V. Время отдыха
- Раздел VI. Оплата и нормирование труда
- Раздел VII. Гарантии и компенсации
- Раздел VIII. Трудовой распорядок, дисциплина труда
- Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
- Раздел X. Охрана труда
- Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора
- Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
- Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
- Раздел XIV. Заключительные положения
В ноябре 2021 года завершены процедуры по рассмотрению законопроекта №611690-7. Результат — закон №372-ФЗ от 12.11.2019, который вносит следующие изменения в ТК РФ:
- Отредактирована статья 262.
- Добавлена новая статья 263.1. Теперь труженицы села получают право на дополнительный (неоплачиваемый) выходной, сокращенную 36-часовую рабочую неделю, повышение оплаты труда на должностях, где рабочий день разбит на части.
Второй кодекс был принят постановлением ВЦИК за подписями М. Калинина, народного комиссара труда В. Шмидта, секретаря ВЦИКа Енукидзе в ноябре 1922 года. Новый кодекс из 192 статей отразил в себе принятый в 1921 году курс Новой Экономической Политики, а также аспекты трудовой деятельности граждан, многие из которых сохранились до настоящего времени[3].
По сравнению с предыдущим кодексом вводились новые понятия, такие как:
-
коллективный договор
; -
трудовой договор
; -
расчётная книжка
; -
артель
; - выходное пособие;
Кодекс устанавливал 8-часовой рабочий день, непрерывный отдых, продолжительностью не менее 42 часов [4] , ежегодный очередной оплачиваемый 2-недельный отпуск. Запрещалась эксплуатация детского труда (до 16 лет). Для женщин предусматривалось освобождение от работ на время до родов и после родов: 6 недель до и 6 недель после — для работников умственного труда, 8 недель — для работников физического труда; также вводились дополнительные (кроме обеденных) перерывы для кормления грудных детей.
Кодексом устанавливался список государственных праздников, а также вводилось понятие профессий «конторского и умственного труда». Отсутствовала пенсия по старости, вместо этого было лишь «право на социальное обеспечение при инвалидности.»
С некоторыми поправками кодекс действовал почти половину столетия.
Что изменится в трудовом законодательстве в 2021 году?
2020 год был урожайным на законодательные инициативы в области трудового права. Вот самые значимые:
№748788-7. Изменение закона о персонифицированном учете в системе страховых пенсий. Касается введения электронных трудовых книжек.
№736455-7. Электронный документооборот с персоналом. Предполагает возможность подавать заявления о трудоустройстве и заключать трудовые договоры в цифровом виде. Возможные изменения в ТК РФ на 2021 год — введение новых статей 15.1–15.3.
№722526-7. Изменения в Трудовом кодексе статей 133 и 133.1 в части включения определенных выплат в зарплату при применении МРОТ.
№755304-7. Касается обязательств работодателя по выплате зарплаты и других сумм. Затрагивает статьи ТК 357 и 360.
Важные изменения в ТК РФ 2021 года произойдут 1 января 2021 года и с вступлением в силу закона №305-ФЗ от 02.08.2019. Этот акт вносит коррективы в закон о ежемесячных выплатах семьям с детьми. Теперь на пособие в размере прожиточного минимума ребенка может рассчитывать родитель, который ухаживает за малышом до 3 лет. Раньше ограничивались полутора годами.
Правило действует для социально уязвимых семей, чей доход на одного человека не превышает двух прожиточных минимумов.
Следим за изменениями: регулирование удаленной работы, переход на электронные трудовые книжки, соблюдение правил по профилактике коронавируса и инструктаж работников по действиям при ЧС.
И ищем ответы на любопытные вопросы в решениях судов: о заключении срочных трудовых договоров, признании незаконным увольнения по собственному желанию и об увольнении за отсутствие на работе в день рождения
Продолжается стартовавший в 2020 г. постепенный переход на электронные трудовые книжки1. В течение этого года работники должны были определиться, перейти ли полностью на электронный формат книжки или сохранить бумажную версию.
Об электронных трудовых книжкахС 2020 г. работодатели обязаны ежемесячно направлять в Пенсионный фонд сведения о трудовой деятельности работников для формирования электронных трудовых книжек
Согласно информации с сайта Пенсионного фонда РФ от 7 декабря 2020 г., заявление о ведении трудовой книжки только в электронном виде подали 4,2 млн человек.
Те, кто выбрал электронную трудовую книжку, получают на руки бумажную трудовую с соответствующей записью о сделанном выборе. При сохранении бумажной трудовой книжки работодатель вносит в нее сведения о трудовой деятельности и при этом обязательно ведет электронный учет данных в отношении каждого работника.
Работодатель также продолжит вести трудовую книжку на бумаге, если работник не смог определиться и не подал соответствующее заявление в этом году.
Сведения о трудовой деятельности граждан, которые впервые устроятся на работу в 2021 г., будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки. В данном случае мнение работника не учитывается.
Для работодателей продлевается действие всего комплекса санитарно-эпидемиологических правил по профилактике коронавируса до 2022 г.2 Так, например, работодателям предписано:
- проводить дезинфекцию во всех рабочих помещениях;
- использовать оборудование по обеззараживанию воздуха;
- создать запас дезинфицирующих средств;
- ограничить или отменить выезды за пределы территории РФ;
- измерять температуру у сотрудников при их приходе на работу в целях выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний.
(Какие работодателю нужно соблюдать санитарные правила и предписания, чтобы не лишиться бизнеса или свободы, и как доказать их соблюдение, читайте в статье «Как компании возобновить работу после отмены режима самоизоляции?». А о возросших рисках привлечения предпринимателей к уголовной ответственности, в том числе за нарушение санитарных правил, читайте в статье «За что предпринимателя лишат свободы»).
С 2021 г. всех работодателей обяжут проводить для работников инструктаж по действиям при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера3. Делать это нужно не реже одного раза в год и при приеме на работу в течение первого месяца работы сотрудника.
Новые правила вступают в силу с 1 января 2021 г. и будут действовать до 31 декабря 2026 г.
В этом году работодатели были вынуждены временно переводить своих работников на удаленную работу, но из-за отсутствия соответствующего регулирования каждый определял порядок такого перевода по своему усмотрению.
С 1 января 2021 г. вступают в силу изменения в Трудовой кодекс РФ в части регулирования труда дистанционных работников4. Поправками удаленная работа была приравнена к дистанционной, различий между ними не предусмотрено, термины эти рассматриваются как синонимы.
Виды дистанционной работы
Дистанционная (удаленная) работа может осуществляться как на постоянной основе, так и временно. Временная непрерывная дистанционная работа предполагает ее введение на срок не более 6 месяцев, а периодическая предусматривает возможность чередования сотрудником работы в офисе и дистанционно.
№ Вид дистанционной работы 1. На постоянной основе 2. Временно: - непрерывно – на срок до 6 месяцев;
- периодически – при условии чередования работы дистанционно и на стационарном рабочем месте
Перевод на удаленную работу без согласия работника
По общему правилу, перевод на дистанционную работу осуществляется по соглашению сторон, например путем подписания дополнительного соглашения к трудовому договору. Однако в период пандемии остро встал вопрос о том, как грамотно оформить такой перевод, если работник на него не согласен и отказывается подписывать соглашение к договору. Поправки в Трудовой кодекс решают эту задачу.
Работодатель сможет перевести сотрудников на удаленную работу без их согласия в следующих случаях: 1) при чрезвычайных ситуациях; 2) при принятии соответствующего решения органом государственной власти или местного самоуправления. Такой перевод должен носить временный характер и оформляться путем принятия внутреннего документа, например приказа.
-
С 1 января 2020 года начался процесс формирования электронных трудовых книжек.
Переход на новый формат сведений о трудовой деятельности стал добровольным и осуществляется только с согласия работника.
То есть у работника до 31 декабря 2020 года включительно есть возможность выбрать — оставить бумажную трудовую или перейти на электронную. Дальнейшие действия работодателя зависят от этого выбора.
- Пилотный проект по запуску прямых выплат из ФСС стартовал 2011 года и развивался поэтапно — каждый год к нему подключились новые регионы.
- Проект предполагает, что работодатель самостоятельно рассчитывает пособие, но перечисляет лишь те суммы, которые выплачиваются за его счет — например, больничные за первые три дня.
- Далее работодатель отправляет заявление ФСС, а выплату причитающейся суммы за счет ФСС выплачивает непосредственно сам фонд.
- Изменения трудового законодательства 2020 года, с которыми мы переходим в 2021 год
- Дистанционный труд в локальных документах организации: пошаговый план для работодателя
- Роструд о порядке изменения трудовых отношений при оргизменениях и реорганизации
Праздничные дни указаны в статье 112 ТК РФ. Однако ежегодно их переносят, если они выпадают на выходной. Перенос утверждается Постановлением Правительства.
- В 2021 году перенесены следующие праздничные даты:
- 2 января — на 5 января;
- 3 января — на 31 декабря;
- 20 февраля — на 22 февраля.
Бланк СТД-ПФР, на котором работодатель сдавал сведения о трудовой деятельности, изменен и уже работает с 14 декабря 2020 года. Новый бланк содержит новые графы — «Работодатель (наименование), регистрационный номер в ПФР» и «Периоды работы».
НОВЫЙ ПРОЕКТ ГЛАВЫ X ТК РФ “ОХРАНА ТРУДА”
- Раздел I. Общие положения
- Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
- Раздел III. Трудовой договор
- Раздел IV. Рабочее время
- Раздел V. Время отдыха
- Раздел VI. Оплата и нормирование труда
- Раздел VII. Гарантии и компенсации
- Раздел VIII. Трудовой распорядок, дисциплина труда
- Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
- Раздел X. Охрана труда
- Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора
- Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
- Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
- Раздел XIV. Заключительные положения
В ноябре 2021 года завершены процедуры по рассмотрению законопроекта №611690-7. Результат — закон №372-ФЗ от 12.11.2019, который вносит следующие изменения в ТК РФ:
- Отредактирована статья 262.
- Добавлена новая статья 263.1. Теперь труженицы села получают право на дополнительный (неоплачиваемый) выходной, сокращенную 36-часовую рабочую неделю, повышение оплаты труда на должностях, где рабочий день разбит на части.
Первый российский кодекс законов о труде был принят большевиками в 1918 году. Основной задачей кодекса было регулирование взаимоотношений между трудящимся и работодателем [1].
Кодексом вводились следующие понятия:
- трудящиеся — лица, работающие за вознаграждение;
- вознаграждение за труд — предоставлялось в виде денег, услуг (например предоставление помещения для жилья) или продукции (в том числе продовольствие);
- прожиточный минимум — установленное для данной местности минимальное вознаграждение за труд;
- предварительное испытание — определённый срок, предшествующий окончательному приёму на длительную работу;
- нормальное рабочее время — время, установленное для производства данной работы тарифным положением;
- посменная работа — непрерывная работа, для выполнения которой требуется несколько рабочих смен;
- сверхурочная работа — работа сверх нормального рабочего времени, допускалась в исключительных случаях;
- праздничные дни — установленные дни, в которые работа не производится;
- норма выработки — установленный расценочной комиссией и утвержденный отделом труда объём работ, производимый в нормальных условиях в течение нормального рабочего времени;
- инспекция труда — орган, осуществляющий охрану жизни, здоровья и труда лиц, занятых хозяйственной деятельностью;
- отдел распределения рабочей силы — орган, занимающийся учётом безработных и предоставлением им рабочих мест.
В первом кодексе вводились следующие обязанности трудящихся:
- трудовая повинность — обязанность каждого гражданина РСФСР;
- персональная трудовая книжка — документ с отметками о произведенных работах, полученных вознаграждениях и пособиях;
- возможность привлечения к сверхурочным работам взрослого мужского трудоспособного населения;
- выполнение количества работ не менее установленных норм выработки ;
- соблюдение правил внутреннего распорядка ;
- сообщение отделу распределения силы и профсоюзу о факте замещения на рабочем месте трудящегося, самовольно оставившего рабочее место.
Декларировались следующие права трудящихся:
- право на труд — право на применение труда по своей специальности и за установленное вознаграждение;
- вознаграждение за труд не ниже установленного прожиточного минимума;
- получение вознаграждения за труд не реже чем раз в две недели;
- возможность увольнения по собственному желанию (фактически это право элиминировалось необходимостью обоснования причины увольнения, которое устроило бы орган рабочего самоуправления);
- длительность нормального рабочего времени не более 8 дневных или 7 ночных часов в сутки.
- сокращённое рабочее время для лиц моложе 18 лет;
- сокращённое рабочее время на тяжких и вредных работах;
- обеденный перерыв;
- дополнительный перерыв для кормящих ребенка грудью;
- еженедельный непрерывный отдых в течение не менее 42 часов;
- сокращённый рабочий день перед днём отдыха;
- ежегодный отпуск;
- денежное пособие и бесплатная врачебная помощь по случаю болезни, беременности и родам;
- пособие по безработице в размере положенного трудящемуся вознаграждения за труд согласно его тарифу, группе и категории;
- пособие трудящимся, работающим не по специальности.
Кодекс явным образом запрещал трудящимся работать во время ежегодного отпуска и в праздники, ограничивал длительность трудового дня 8-ю часами в дневное время и 7-ю часами — в ночное [1] (впервые 8-часовой рабочий день был установлен декретом от 29 октября (11 ноября) 1917 года, а до этого по закону от 2 июня 1897 года рабочий день ограничивался 11,5 часами[2]). При установлении факта таких работ с трудящегося удерживалось полученное им при этом вознаграждение. Также запрещалось получение дополнительного вознаграждения за труд кроме как за нормальное рабочее время и за сверхурочное время. Запрещалась оплата труда авансом.
Второй кодекс был принят постановлением ВЦИК за подписями М. Калинина, народного комиссара труда В. Шмидта, секретаря ВЦИКа Енукидзе в ноябре 1922 года. Новый кодекс из 192 статей отразил в себе принятый в 1921 году курс Новой Экономической Политики, а также аспекты трудовой деятельности граждан, многие из которых сохранились до настоящего времени[3].
По сравнению с предыдущим кодексом вводились новые понятия, такие как:
- коллективный договор ;
- трудовой договор ;
- расчётная книжка ;
- артель ;
- выходное пособие;
Кодекс устанавливал 8-часовой рабочий день, непрерывный отдых, продолжительностью не менее 42 часов [4] , ежегодный очередной оплачиваемый 2-недельный отпуск. Запрещалась эксплуатация детского труда (до 16 лет).
Для женщин предусматривалось освобождение от работ на время до родов и после родов: 6 недель до и 6 недель после — для работников умственного труда, 8 недель — для работников физического труда; также вводились дополнительные (кроме обеденных) перерывы для кормления грудных детей.
Кодексом устанавливался список государственных праздников, а также вводилось понятие профессий «конторского и умственного труда». Отсутствовала пенсия по старости, вместо этого было лишь «право на социальное обеспечение при инвалидности.»
С некоторыми поправками кодекс действовал почти половину столетия.
Похожие записи: