Поправки в налоговый кодекс 1 июля 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поправки в налоговый кодекс 1 июля 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 01.07.2021 в НК РФ закреплен новый, закрытый перечень оснований, по которым налоговики сочтут отчетность непредставленной.

Обнаружив хотя бы одно обстоятельство из списка, контролеры должны будут прекратить камеральную проверку полученной отчетности и направить налогоплательщику уведомление об отказе в ее приеме. Срок направления уведомления — 5 рабочих дней со дня выявления соответствующего основания, форму утвердит ФНС.

Очевидно, что всплыть данные нарушения могут не только при приеме декларации, но и после начала КНП. Поэтому данные поправки фактически закрепляют возможность аннулирования отчетности, представленной налогоплательщиком и допущенной инспекторами к проверке.

Важно! Одним из оснований для отказа в приеме декларации по НДС с 1 июля является ее несоответствие контрольным соотношениям. Какие соотношения будут критичными, видно из проекта соответствующего приказа ФНС. Ознакомиться с ними можно здесь.

Изменения в налоговом законодательстве с 1 июля 2021 года

Все больше документов переводят «в цифру».

Так, с 1 июля в электронном виде с УКЭП можно будет оформлять доверенность на право представителя налогоплательщика подписывать налоговую отчетность. ФНС утвердит формат электронной доверенности и порядок ее направления в инспекцию по ТКС (подп. «в» п. 16 ст. 1 закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Кроме этого, при камеральных проверках пояснения по льготам можно будет представлять в виде электронного реестра подтверждающих документов. Его форму и формат тоже утвердит ФНС (п. 6 ст. 88 НК РФ в ред. закона № 374-ФЗ).

А еще налоговая начнет досрочно выдавать налогоплательщикам квалифицированные электронные подписи. Кто сможет их получить и что для этого нужно предпринять, мы рассказали здесь.

С 01.07.2021 просрочка сдачи отчетности, за которую налоговая может заблокировать счет, составляет 20 рабочих дней вместо 10.

А еще налоговики могут уведомлять налогоплательщика о предстоящей блокировке — не позднее чем в течение 14 рабочих дней до принятия соответствующего решения. Ключевое слово «могут» — это их право, а не обязанность. Поэтому гарантий, что о приостановлении операций сообщат никаких.

Что ждет бухгалтеров с 1 июля 2021 года: краткий обзор нововведений

Новая форма СЗВ-ТД

С 1 июля Пенсионный фонд вводит новую форму СЗВ-ТД для работодателей (Постановление от 25.12.2019 № 730п).

Кратко об изменениях:

  • удалена строка «Отчетный период»;
  • введены новые правила заполнения графы «Код выполняемой функции»;
  • появился новый раздел для правопреемников — «Сведения о работодателе, правопреемником которого является страхователь»;
  • введена новая графа и коды для работников Крайнего Севера.

За третий квартал 2021 года декларацию по НДС будем сдавать по новой форме (постановление Правительства от 02.04.2021 № 534).

В ней заменили штрих-коды, а в разделы с 8 по 11 добавили новые строки для реквизитов прослеживаемости.

Такие же изменения внесли в журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также книги покупок и продаж.

Начиная с третьего квартала организациям и ИП придется отчитываться по операциям с прослеживаемыми товарами.

Плательщики НДС будут сдавать новую декларацию по этому налогу. А те субъекты, которые НДС не платят — специальную отчетность.

В некоторых ситуациях плательщикам НДС потребуется сдать и декларацию, и отчетность о прослеживаемых товарах. В частности, если покупателем выступает физлицо, приобретающее товар для личного пользования.

На текущий момент формы отчетности еще не утверждены. Пока этого не произошло, налогоплательщики могут использовать бланки из письма ФНС от 14.04.2021 № ЕА-4-15/5042@.

Бесплатная электронно-цифровая подпись

С 1 июля ФНС запускает выдачу бесплатный подписей для организаций и ИП.

Получить подпись смогут лица, которые вправе действовать от лица налогоплательщика без доверенности: руководитель юридического лица, сам индивидуальный предприниматель.

Выдавать ЭЦП физическим лицам, в том числе сотрудникам организаций (ИП), по-прежнему будут коммерческие удостоверяющие центры, которые до 1 июля пройдут аккредитацию.

Все действующие ЭЦП можно использовать до окончания их срока действия или до 31.12.2021 включительно (зависит от того, какая дата наступит раньше).

Какие изменения законодательства нужно учесть бухгалтеру c 1 июля

С 1 июля вступят в силу новые правила блокировки счетов организаций и ИП (закон от 09.11.2020 № 368-ФЗ).

За несданную отчетность счет будут блокировать через 20 рабочих дней. По текущим правилам счета блокируют на 10-й рабочий день со дня, в который истек крайний срок сдачи декларации или расчета.

Также налоговики будут вправе сообщать о неподаче отчетности за 14 рабочих дней до дня принятия решения о блокировке.

С 1 июля детские пособия будут перечисляться только через национальную платежную систему «Мир». Бухгалтеру важно уведомить об этом работников.

Если кто-то из работников не хочет оформлять карту «Мир», ему нужно проверить и актуализировать личные данные, в частности, о фактическом адресе, по которому он будет получать детские пособия по почте.

Начнет действовать система прослеживаемости импортных товаров. При работе с такими товарами нужно будет отчитываться перед налоговиками (Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ).

Компании и ИП, которые работают с импортными товарами, обязаны с 1 июля 2021 года:

  • сдавать в ИФНС отчет по операциям с прослеживаемыми товарами с реквизитами для прослеживания;
  • выставлять электронные счета-фактуры с прослеживаемыми товарами;
  • обеспечить прием электронных счетов-фактур с прослеживаемыми товарами;
  • предоставлять в налоговую по требованию налоговиков документы, в первую очередь счета-фактуры по операциям с прослеживаемыми товарами.

В июле обновится реестр МСП на сайте налоговой. Один раз в год, 10 июля, ФНС исключает из реестра МСП фирмы, которые:

  • не подали сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или);
  • не сдали налоговую отчетность, по которой определяется сумма дохода за прошлый год;
  • не отвечают установленным критериям малых и средних предприятий.

В прошлом году был принят закон об обязанности резидентов с 1 июля 2021 года информировать налоговые органы о переводах с использованием иностранных электронных кошельков, если сумма таких операций превысит 600 тысяч рублей в год.

Сейчас за нарушение этого правила вводится штраф. Пока проект, но он будет принят. Штраф за непредставление отчета для граждан, должностных и юрлиц составит от 20 % до 40 % суммы, зачисленной на электронное средство платежа.

Новая счет-фактура с 1 июля 2021 года. Изменения и образец заполнения

Мы сравнили формы и правила заполнения счетов-фактур: до и после 1 июля 2021 года. И выделили изменения, которые необходимо знать абсолютно всем организациям и ИП, в том числе при совершении операций с товарами, не подлежащими прослеживаемости.

  • В форме счета-фактуры появилась новая строка 5а для реквизитов документа об отгрузке товаров (о выполнении работ, об оказании услуг), о передаче имущественных прав (подп. «б» п. 1 Изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2021 № 534).

В качестве таких реквизитов указывается номер и дата составления, например, накладной или акта выполнения работ (оказания услуг). Номер отгрузочного документа должен соответствовать порядковому номеру (порядковым номерам) записи в счете-фактуре.

В случае одновременного отражения нескольких документов, подтверждающих поставку (отгрузку) товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав, в этой строке указываются номера и даты таких документов через точку с запятой («;»).

  • Рекомендация: заполняя реквизиты отгрузочного документа в строке 5а счета-фактуры, лучше сопоставлять его дату с датой счета-фактуры, указанной в строке 1, которая может отличаться. Ведь счет-фактура должен быть составлен не позднее пяти календарных дней со дня выполнения работ (оказания услуг) (п. 3 ст. 168 НК РФ).
  • Пример: если акт выполненных работ подписан заказчиком 19 июля, то счет-фактура может быть датирован 23 июля.
  • Записи о товарах, работах и услугах теперь нужно нумеровать по порядку и ставить номер в графе 1, а вот их наименование — это графа 1а. Код вида товара должен быть проставлен в графе 1б.
  • В корректировочном счете-фактуре помимо вышеназванных граф добавлены графы для страны происхождения товара и номера декларации или партии товара (п. 2 Изменений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2021 № 534).
  • Уточнены и формы журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также книги покупок, книги продаж и дополнительных листов к ним (п. п. 3 — 5 Изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2021 № 534). В этих формах отдельно нужно отражать стоимость товара, который подлежит прослеживаемости.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Образец. Счет-фактура по прослеживаемым товарам 61 КБ

  • Образец. Счет-фактура по услугам 57.5 КБ

  • Ответы на вопросы про новую счет-фактуру
  • Дайджест № 63. Новое по НДС и НДФЛ
  • Что делать, если налоговая требует документы и пояснения
  • Пособие по беременности и родам работнице. Чек‑лист для бухгалтера
  • Как развивается современный бухучет и чего ждать от 2021 года
  • Дайджест № 62: новости для тех, кто на УСН

Начиная с 2021 года, в гл. 21 НК РФ (налог на добавленную стоимость), была внесена целая система изменений. Часть из них вступили в силу сразу с начала нового года, другие же изменения в НДС с июля 2021 года начнут действовать.

Итак, что изменилось в НДС:

1. Освобождение от НДС банкротов — согласно ранее действовавшему порядку при продаже имущества, составляющего конкурсную массу обанкротившейся компании, полученный доход не облагался НДС. При этом, если организация продолжала вести хозяйственную деятельность (будучи банкротом), то обязанность по уплате налога сохранялась (с доходов, полученных от реализации товаров, работ, услуг).

Законом РФ от 7 октября 2020 года № 320-ФЗ это условие было отменено. Начиная с 1 января 2021 года, компания не должна платить НДС даже, если продолжает реализовывать товары (работы, услуги) после получения статуса банкрота. В этом случае она обязана восстановить НДС (по пока еще не проданным товарам), который был принят к вычету при осуществлении обычной деятельности.

2. Изменение порядка налогообложения IT-компаний — в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ с 1 января 2021 года от уплаты налога на добавленную стоимость освобождается реализация исключительных прав только на программы для ЭВМ и базы данных, которые входят в единый реестр российского ПО (формируется в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1236).

Данная норма не распространяется на реализацию исключительных прав, в рамках которых предусмотрена возможность размещения рекламы в интернете или получения к ней доступа, распространение предложений о покупке того или иного товара, поиска сведений о покупателях и заключения сделок.

Кроме того, п. 2 ст. 149 НК РФ был дополнен пп. 26.1, согласно которому от НДС также освобождается реализация исключительных прав на ноу-хау, изобретения, промышленные образцы и т. д., в том числе полученных по лицензионному договору.

Таким образом, данное нововведение привело к ограничению круга лиц, имеющих право на использование льготы по НДС, предусмотренной в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Теперь она не доступна организациям, реализующим права на иностранные ПО и БД (так как они не включены в российский реестр).

3. Ужесточение требований к декларации по НДС — в случае, если при проверке декларации налоговый орган обнаружит несоответствие контрольным соотношениям, то такой документ будет считаться непредставленным (аннулируется). При этом налогоплательщик обязан устранить все недочеты в течение 5 дней с момента получения соответствующего уведомления. Вводится такое изменение по НДС с 1 июля 2021 года Законом РФ от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ.

Кроме того, если при запросе пояснений к декларации по НДС, организация представит их не по установленному формату, они будут аннулированы налоговым органом (Закон РФ от 9 ноября 2020 года № 371-ФЗ).

4. Продлен период для представления декларации по НДС (после просрочки) — согласно пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ в случае непредставления декларации, в том числе по налогу на добавленную стоимость, в течение 10 дней (с момента наступления установленного законом срока) налоговые органы вправе заблокировать банковский счет организации.

Законом РФ № 368-ФЗ этот период был увеличен до 20 дней. Начнут действовать такие изменения в НДС с июля 2021 года.

5. Изменен порядок возмещения НДС — до начала нового года оформить возмещение можно было при условии отсутствия недоимок только по налогам федерального уровня.

С 1 января 2021 года требования ужесточились. Теперь недоимки должны отсутствовать не только по федеральным, но также по региональным и местным налогам.

6. Изменение порядка оформления документов по НДС — в связи с введением системы прослеживаемости товаров Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2021 года № 534 были утверждены новые формы счета-фактуры, а также иных документов для расчета НДС. Что изменилось:

  • в форму счета-фактуры добавлена новая строка 5а и графы 12, 12а, 13,
  • в корректировочном счете-фактуре помимо перечисленных выше новшеств также появились отдельные графы для: названия страны, на территории которой произведен товар, номера декларации/партии,
  • в журнале учета счетов-фактур, книге покупок/продаж и в дополнительных листах к ним, появилась отдельная строка для отражения стоимости товара, попадающего в категорию «прослеживаемых».

Изменения налогового законодательства в 2021 году

Налогоплательщик — контролирующее лицо подтверждает размер прибыли (убытка) контролируемой им иностранной компании (КИК) путем представления в налоговый орган годовой финансовой отчетности КИК, аудиторского заключения (обязательный или добровольный аудит финотчетности). Причем данные документы организациями представляются вместе с декларацией по налогу на прибыль, а физлицами — вместе с уведомлением о КИК.

С 09 декабря 2020 года за непредставление налоговому органу вышеуказанных документов либо представление заведомо недостоверных сведений грозит налогоплательщику — контролирующему лицу штрафом в размере 500 000 руб. (п.1.1 ст.126 НК РФ). Сейчас наказание — 100 000 руб., т.е. штрафные санкции увеличили в 5 раз.

Кроме того, с 09.12.2020 года за непредставление документов, необходимых для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения или документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК в течение 1 месяца с даты получения требования от налогового органа — штраф с контролирующего лица составит 1 000 000 руб. (новый п.1.1-1 ст. 126 НК РФ).

Изменения в ст.126 НК РФ внесены Федеральным законом от 09.11.2020 года № 368-ФЗ (далее — Закон № 368-ФЗ).

С 23 декабря 2020 года начнет действовать обновленный п.1 ст. 70 НК РФ, который посвящен тонкостям направления требований об уплате задолженности по налогам, сборам и взносам.

Требования физлицам. Как и ранее, в общих случаях требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. Новшество в том, что независимо от ИП-статуса физического лица требование направляется, если сумма недоимки достигла 3 000 руб. Ранее для «обычных» физлиц была установлена пониженная планка — если недоимка, пени и штрафы по ней превышали 500 руб.

Срок направления требования об уплате задолженности по пеням. Появился новый абзац в ст. 70 НК РФ, который гласит, что требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, направляется налогоплательщику не позднее 1 года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 руб.

Как известно, начисление пеней осуществляется по день фактического погашения суммы недоимки. При этом не редкость, когда сумма пени в требовании гораздо меньше той, которая будет на дату фактического погашения долга по налогу, а налогоплательщик перечисляет в бюджет только суммы, указанные в требовании. В такой ситуации инспекция может направить требование на «зависшую» сумму пени (с даты требования по день фактической уплаты налога). Отдельного срока для направления требования об уплате задолженности по пеням, когда задолженность по налогу уже уплачена, НК РФ не содержал и зачастую приходилось руководствоваться общими положениями п. 5 ст. 75 НК РФ, разъяснениями Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п.51), письмом ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, с учетом которых требование должно направляется не позднее 3 месяцев с момента уплаты всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями — с момента уплаты последней ее части), если ее размер менее 500 руб., а с учетом более новой редакции п.1 ст. 70 НК РФ — менее 3 000 руб.

Так что, очень хорошо, что с 23.12.2020 года нет необходимости определять срок направления требования по задолженности по пеням, притягивая старые, но действующие разъяснения ВАС РФ, анализируя многочисленные редакции п. 1 ст. 70 НК РФ.

Таким образом, с учетом нового абзаца в п.1 ст. 70 НК РФ, требование на уплату долга по пени с 23.12.2020 года должно быть направлено налоговым органом в течение 1 года с даты уплаты недоимки (например, при сумме долга менее 3000 руб.) либо в течение года с даты, когда размер пени превысил 3000 руб.

С 23 декабря 2020 года расширен перечень документов, которые могут быть представлены (получены) налогоплательщиком (его законным или уполномоченным представителем) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Так, через МФЦ можно будет подать в инспекцию сообщение о наличии объекта налогообложения и прилагаемые к нему копии документов, заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу, получить налоговое уведомление (п.2.1 ст. 23, п.4 ст. 52 , ст. 362 НК РФ).

Напоминаем, что организации обязаны уведомить налоговый орган о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, если не получили сообщения об исчисленной инспекцией сумме налогов по таким объектам. Если этого не сделать — штраф 20% от неуплаченной суммы налога (п. 2.2 ст. 23, п. 3 ст. 129.1 НК РФ).

Изменения внесены Законом № 374-ФЗ.

С 1 января 2021 года отменены ограничения по уточнению платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС). Для них предусмотрены общие «налоговые» правила, т.е. платежи по страховым взносам можно уточнять даже если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС (п. 9 ст. 45 НК РФ).

Кроме того, уточнено, что излишне уплаченная или излишне взысканная сумма страховых взносов на ОПС не подлежит возврату, только если по информации территориального органа ПФР указанная сумма в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ (п. 6.1 ст. 78, п. 1.1 ст. 79 НК РФ).

Следует отметить, что данная поправка связана с Постановлением Конституционного Суда от 31.10. 2019 № 32-П, которым признано «неконституционными» существующие ограничения прав страхователя на возврат излишне уплаченных им взносов.

С 01.07.2021 года начнут действовать положения о национальной системе прослеживаемости, закрепленные в налоговом законодательстве.

Компании, чья деятельность связана с товарами, подлежащими прослеживаемости, должны сдавать в налоговый орган отчеты о таких операциях, а также документы, содержащие реквизиты прослеживаемости (п. 2.3 ст.23 НК РФ).

С 01.07.2021 года налоговые органы вправе требовать представление документов, относящихся к «прослеживаемости», если найдены противоречия между данными (новый п.8.9 ст. 88 НК РФ):

  • в представленной декларации и данными отчета и (или) документов, содержащих реквизиты «прослеживаемости»;
  • декларации по НДС и отчетом другого налогоплательщика, связанного с операциями с «прослеживаемыми» товарами;
  • отчета самого налогоплательщика и сведениями отчета другой компании.

Если выявлены вышеуказанные противоречия — не исключен визит инспекторов для осмотра территорий и помещений организации (ст. 88, 91,92 НК РФ).

Изменения внесены Федеральным законом от 09.11.2020 года № 371-ФЗ

С 1 июля 2021 года у налоговой службы появится новое основание для проведения повторной выездной налоговой проверки (ВНП). Она может быть проведена не только в случае, если за проверенный период представлена «уточненка» в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (пп.2 п.10 ст.89 НК РФ), но и в случаях, когда в уточненной декларации увеличена заявленная к возмещению сумма НДС (акциза) либо увеличена сумма полученного убытка.

Дополнения в пп.2 п.10 ст. 89 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.12.2020 года № 470-ФЗ.

В соответствии с правилами налогового учёта компании имеют возможность создавать резервы предстоящих расходов на выплату премий персоналу, которые выплачиваются за выслугу лет, а также по итогам работы за год. Данная норма содержится в ст. 324.1 НК РФ.

В упомянутой статье речь в большей мере идёт о резерве по предстоящим отпускам. Однако, применять одинаковые правила к двум видам резервов на практике оказалось непросто, поскольку перечисление отпускных производится в пределах года, а выплата вышеперечисленных премий, как правило, уже в следующему году.

Начиная со следующего года в ст.324.1 НК РФ будет введён пункт 7, в котором будет приведены чёткие правила формирования премиального резерва. Вводимые поправки регламентируют порядок проведения инвентаризации, которую необходимо производить перед представлением декларации по налогу на прибыль.

После проведённой инвентаризации следует сопоставить два показателя:

  • сумма уже выплаченных премий, из которой следует исключить выплаты, произведённые за счёт резерва предыдущего периода
  • величина резерва на конец отчётного периода

Если сумма премий превысит резерв, то разницу необходимо отразить в расходах, если же наоборот, то в доходах отчётного периода.

Стоит отметит, что создание резервов не является обязательным условием осуществления деятельности. Решение о формировании и использовании резервов должно быть закреплено в учётной политике.

Комментируемым законом № 374-ФЗ с 2021 года будет введено определение остаточной стоимости НМА, которая будет определяться как разница между первоначальной стоимостью и суммой исчисленной амортизации.

По новым правилам в случае продажи нематериального актива, компания вправе уменьшить свои доходы на сумму остаточной стоимости, отраженной в учёте.

Если после продажи НМА выяснится, что в отношении него был применён инвестиционный вычет, при этом срок полезного использования ещё не истёк, то для начала следует восстановить часть налога на прибыль, и только после этого уменьшать сумму полученных доходов на величину первоначальной стоимости.

Что учесть бухгалтеру бюджетной организации с 1 июля

Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ был разработан в целях создания национальной системы прослеживаемости товаров.

Она была предусмотрена Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезённых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (которое было заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019 года и ратифицировано Федеральным законом от 02.12.2019 г. № 386-ФЗ) (далее — Соглашение).

Национальная система прослеживаемости — информационная система государства — члена ЕАЭС, которая обеспечивает сбор, учёт и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров.

Прослеживаемость товаров – организация их учёта в рамках национальной системы прослеживаемости.

Указанное следует из статьи 1 Соглашения.

Цель введения прослеживаемости товаров – контроль за их оборотом от момента ввоза в РФ до момента реализации конечному потребителю.

Этот механизм призван помочь в борьбе ввозом «серых» или контрафактных товаров и уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей.

Эксперимент по прослеживаемости уже начал применяться с 1 июля 2019 вплоть до 31 декабря 2020 года в рамках постановления Правительства РФ от 25.06.2019 № 807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления».

Он касается ряда товаров, выпущенных на территории РФ в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

При этом каждой партии товара, подлежащей прослеживаемости, присваивался регистрационный номер (РНПТ), без нанесения идентификационных меток на товар.

Со вступлением в силу Федерального закона от 09.11.2020 № 371-ФЗ положения о прослеживаемости товаров приобретают обязательный характер.

При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные счета-фактуры, должны выставляться в электронной форме.

Исключение составляют случаи:

  • реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд;

  • реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, налогоплательщикам налога на профессиональный доход;

  • реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);

  • реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию другого государства — члена ЕАЭС.

Кроме того, счета-фактуры следует оформлять с учётом новых реквизитов:

  • регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;
  • количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости;
  • количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.

Эти сведения указываются только в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости.

Если страной происхождения не являются государства — члены ЕАЭС, в счёте-фактуре следует указать регистрационный номер декларации на товары.

С 1 июля 2021 года у организаций появляется новая обязанность.

Они должны представлять отчёты об операциях с товарами, подлежащих прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости.

Эта обязанность распространяется только на организации, которые совершают операции с товарами, подлежащие прослеживаемости.

Случаи и порядок представления отчетов утвердит Правительство РФ.

Указанное следует из пункта 2.3 статьи 23 Налогового кодекса.

При проведении камеральной проверки декларации по НДС, единой упрощённой декларации, декларации по УСН или ЕСХН, инспекция вправе истребовать у организации счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащих прослеживаемости.

Такое полномочие ей предоставлено при выявлении несоответствий между сведениями:

  • в налоговой декларации и сведениями, содержащимися в отчёте об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости или в документах, содержащих реквизиты прослеживаемости;
  • об операциях, которые содержатся в налоговой декларации по НДС и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчёте об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости;
  • об операциях, содержащимися в отчёте об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчёте об операциях с подлежащими прослеживаемости товарами, который представила другая организация.

При этом ИФНС не может истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, если такие документы уже были ранее представлены в налоговый орган.

Полный обзор изменений в НК РФ в 2021 году

Как сказано в информации, размещенной на многочисленных сайтах в сети, с 1 июля в России начнут действовать поправки к статье 86 Налогового кодекса, по которым банки обязаны предоставлять налоговой службе информацию по движению денег на банковских картах физлиц. Поэтому все поступления на счет или карту физлица, которое не удалось идентифицировать, налоговики будут расценивать как прибыль, облагаемую НДФЛ по ставке 13%.

Если гражданин не сможет доказать, что полученные средства не доход, то налоговая служба получит право на взыскание штрафа в размере 20% от суммы неоплаченного налога и сам налог.

Информацию активно перепечатывают развлекательные сайты и сообщества соцсетей. Давайте разбираться в новости.

Даже беглый анализ новости, не вдаваясь в нормы НК РФ, показывает, что информация написана с грамматическими и пунктуационными ошибками. Автор явно «плавает» в теме, накручивая словесные конструкции, чтобы запутать и напугать читателя, цитаты берутся полностью из НК РФ.

Теперь перейдем к конкретике. Никаких изменений в статью 86 НК РФ с 1 июля 2021 года внесено не будет. По крайней мере, такой закон не подписывал Путин, а изменения в Налоговый кодекс, ухудшающие положения налогоплательщиков, публикуются как минимум за два месяца.

Налоговая не вправе просто так сама списать НДФЛ или другой налог с карты. В НК РФ нет такого основания, как списание НДФЛ на основании денежного перевода от одного физлица другому. Поэтому не беспокойтесь: с 1 июля 2021 года уплата налога НДФЛ при отправке денег не произойдет, такой нормы в законодательстве просто не существует.

​Кстати, подвердили это и ФНС на официальном сайте. Налоговики вправе запрашивать у банков информацию о счетах, вкладах и электронных кошельках «физиков», но только в рамках проверок этих лиц.

Например, если гражданин заявил вычет на покупку жилья, но официальных доходов у него нет. В этом случае налоговая может запросить у банка информацию.

Чиновники подчеркнули, что с 1 июля у инспекторов никаких дополнительных полномочий не появится.

Такие изменения действительно вносились, однако они не имеют отношения к контролю за денежными переводами граждан с карты на карту.

В соответствии с Федеральным законом N 343-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», с 1 июня 2021 года вступили в силу изменениям в ч. 2 ст.

86 НК РФ относительно контроля за счетами, открытыми в драгоценных металлах. Такие счета, с точки зрения налогового контроля, приравняли к обычным денежным.

С 1 июня 2021 года банки обязали «выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом».

Запросы в кредитно-финансовые организации от налоговых органов относительно счетов физлиц, ИП и юрлиц (открытие, закрытие, остаток, изменение реквизитов) могут поступать в случае проведения налоговой проверки в порядке ст.

88 НК РФ (камеральная проверка – проводится, например, при предоставлении в налоговую декларации о доходах 3 НДФЛ для получения налогового вычета) либо в случае истребования документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.

Как получить налоговый вычет при покупке квартиры?

Если налоговая в результате проверки обнаружит денежные средства, происхождение которых необходимо прояснить, соответствующий запрос будет сделан владельцу счета.

Ему в течение пяти дней необходимо будет дать пояснение.

Несмотря на то, что появившаяся информация о внесении поправок в ст.

86 НК РФ с 1 июля является фейковой, необходимо признать, что интерес ФНС к частным переводам с карты на карту, за которыми очень часто скрываются «серые» доходы, в последние годы усиливается.

Об этом хорошо знают индивидуальные предприниматели, чьи счета легко блокируются за любые подозрительные операции, особенно если платежи в налоговую составляют 0,5% от оборота.

За физическими лицами без статуса ИП контроль также усиливается. В качестве примера можно привести дело пенсионера из Белгородской области, которому доначислили НДФЛ после покупки дорогого автомобиля.

Банковские учреждения уведомляют налоговые органы об открытии текущих и депозитных счетов юридическими и физическими лицами с 2014 года. В последних законодательных изменениях нет отдельных правовых норм о том, что налоговики могут проверять счета граждан Российской Федерации.

Однако это не означает, что работники фискальной службы такого права не имели вообще. И ранее, при наличии на то законных оснований, например, при наличии задолженности по уплате налоговых платежей, движение средств по счетам и вкладам было им доступно.

Так, согласно новой редакции статьи 86 Налогового кодекса РФ, еще с 1 июля 2014 года банки обязали сообщать о факте открытия и закрытия счетов физическими лицами.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Согласно требованиям 54-ФЗ все организации и предприниматели на любых СНО при осуществлении расчетов с физическими лицами обязаны применять онлайн-кассы. Но для некоторых индивидуальных предпринимателей есть отсрочка по кассам, а для некоторых ИП применение ККТ и вовсе необязательно.

Федеральный закон 129-ФЗ от 06.06.2019 дает отсрочку применения онлайн-касс до 1 июля 2021 года для ИП без сотрудников при условии, что они работают в сфере оказания услуг или продают товары собственного производства.

Таким образом для ИП на ПСН, ЕСХН, УСН без работников отсрочка касс заканчивается 1 июля 2021 года, и дальнейшая работа без онлайн считается нарушением закона.

Новый год пришел и принес бизнесу очередные хлопоты.

1 января 2021 года

Отмена ЕНВД. С 01.01.2021 года спецрежим прекратил свое существование на всей территории России для всех предпринимателей без исключения.

Все пользователи онлайн-касс на данном режиме налогообложения, обязаны были изменить настройки онлайн-касс и установить в них новую выбранную СНО до завершения рабочего дня 31.12.2020.

Плательщики ЕНВД, которые перешли на ОСН и пользуются онлайн-кассами со сроком действия фискального накопителя 36 месяцев, вправе не менять настройки ККТ до истечения срока действия ключа фискального признака.

17.02.2021 вступил в силу Федеральный закон от № 8-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который продлил для опоздавших предпринимателей срок перехода с ЕНВД на УСН до 31 марта включительно. Организация имеет право подать такое заявление в налоговую при условии, что ее выручка за последние девять месяцев 2020 года не превысила 112,5 млн рублей. Заявление подается в режиме онлайн в личном кабинете на сайте ФНС.

Также на сайте ФНС есть инструкция, как изменить в онлайн-кассе режим налогообложения. Это позволит не обращаться к посредникам.

Платить по-новому: изменения в налоговом законодательстве с 2021 года

В связи с пандемией в 2020 году был объявлен мораторий на проверку кассовой дисциплины и действий с кассовыми аппаратами. 1 января 2021 года мораторий закончился, его продление не предвидится. Поэтому, следует очень внимательно относиться к выбитому к кассовому чеку, к реквизитам кассового чека и к самим кассовым аппаратам, чтобы избежать штрафов и наказаний.

Какие штрафы действуют в 2021 году:

  • За неприменение ККТ предусматриваются штрафы:
    при первом нарушении:

    • от 75 до 100% суммы расчета, но не менее 30 тыс. рублей для организации;

    • от 25 до 50% суммы расчета, но не менее 10 тыс. рублей для предпринимателя.

    при повторном нарушении (при сумме расчетов 1 млн. рублей и более):

    • приостановление деятельности компании на срок до 90 дней.

  • Ненаправление электронного чека по требованию покупателя, влечет предупреждение или взыскание штрафа в размере 2 тыс. рублей с ИП, и 10 тыс. рублей с ООО.

  • Если ККТ не соответствует ФЗ-54, нарушены правила регистрации ККТ или перерегистрации, фискальные документы не переданы в налоговую службу, то наказания следующие:

    • 1500 ─ 3000 рублей или предупреждение – для ИП,

    • 5000 ─ 10000 рублей или предупреждение – для ООО.

  • Штраф за отсутствие номенклатуры в чеке: ИП – до 3 тыс. рублей, ООО – до 10 тыс. рублей.

  • С 6 августа 2021 года за использование устаревшего фискального накопителя налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. рублей.

Напоминаем, что штраф налагаться не будет, если предприниматель сам обнаружит и устранит нарушение.

Исходя из вышесказанного, отмены онлайн-касс в 2021 году и в ближайшем будущем не предвидится. Главным законом о правилах применения ККТ, на который ориентируются все предприниматели и налоговая инспекция, остается 54-ФЗ. Но руку на пульсе всех законодательных изменений надо держать всегда.

Если у вас есть вопросы или затруднительные моменты в обязательном применении ККТ, рекомендуем вместо поиска информации на просторах интернета обращаться в оперативный отдел районных налоговых инспекций. Инспекторы ФНС понимают трудности бизнеса, которые он испытывает в последнее время, и подробно разъяснят все новые требования.

Дата публикации: 27.04.2021

  • Пожалуй самым главным изменением можно выделить введение с 2022 года введут специальный налоговый режим с использованием мобильного приложения.

Налогоплательщик вправе при соответствии условиям применения перейти на СНР с использованием специального мобильного приложения – с общеустановленного порядка налогообложения, специальных налоговых режимов на основе патента, для крестьянских или фермерских хозяйств.

Следует отметить, что вводимыми нормами для индивидуальных предпринимателей, применяющими СНР на основе упрощенной декларации, предусматривается возможность использования специального мобильного приложения для исполнения налоговых обязательств по расчету ИПН и социальных платежей, их уплате и представлению упрощенной декларации.

Новый 1 % налоговый режим: СНР с использованием специального мобильного приложения

  • Будут блокировать счета за долги по налогам более 6 МРП. В целях предоставления права банкам проводить расходные операции по банковскому счету до отзыва распоряжения о приостановлении расходных операций (далее – РПРО) в случае погашения задолженности, указанной в РПРО. Срок введения в действие- с 1 июля 2021 года. В целях предоставления права банкам проводить расходные операции по банковскому счету до отзыва (РПРО) в случае погашения задолженности, указанной в РПРО. Соответствующие поправки вносятся в Закон РК от 26 июля 2016 года «О платежах и платежных системах» (статья 27). Срок введения в действие — с 1 января 2022 года.

  • Фискальный чек должен содержать идентификационный номер покупателя по сделке свыше 1000 МРП. Изменения приняты с целью предоставления возможности подтверждения расходов по приобретенным товарам, работам, услугам не только наличием электронного счета фактуры, но и чеком контрольно-кассовой машины, содержащим реквизиты покупателя. Срок введения в действие — с 1 января 2022 года.
  • Расходы работодателя связанные с обследованием по коронавирусной инфекцией не должны рассматриваться в качестве доходов работников. Срок введения в действие с 1 июля 2021 года.

    • Изменения в нормы по ЭСФ приняты в целях исключения выписки электронного счета фактуры при реализации товаров конечному потребителю с предоставлением чека онлайн контрольно-кассовой машины, предоставления права не выписывать счет-фактуру при реализации конечному потребителю, а также когда реализацией занимаются субъекты микро-бизнеса, с освобождением от выписки счет-фактур, у покупателей — субъектов бизнеса должно оставаться право требовать выписки счета-фактуры при необходимости. Срок введения в действие — с 1 января 2022 года.
    • Изменения в статью 411 НК РК в части дополнительного зачета по НДС. Приняты в целях создания новых производств, а также увеличения инвестиций в обрабатывающую промышленность. Срок введения в действие с 1 июля 2021 года.

      • Освобождение от КПН с 2022 года. Принято для субъектов малого бизнеса, работающих в общеустановленном режиме налогообложения, направленного на реинвестирование в новые основные фонды, позволит увеличить инвестиции в основной капитал

      • Налогообложение цифрового майнинга введут в Казахстане. Принято в целях государственного регулирования майнинга и стимулирования в Казахстане на законодательном уровне отрасли по добыче крипто валют. В целях увеличения поступления в бюджет денежных средств от майнинга. Также, в целях сокращения без контрольного потребления электроэнергии майнинговыми фермами. Срок введения в действие 1 января 2022 года.
      • Отсрочка по ИПН и СН в период с 1 апреля до 1 июля 2021 года. Принято в части выполнения поручения Президента РК.

      — 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).

      Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.

      2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:

      • Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
      • Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
      • Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.

      Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.

      1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).

      2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.

      Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).

      Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.

      Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.

      Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.

      Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.

      Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).

      Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

      В результате внесены следующие изменения:

      • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
      • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
      • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
      • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
      • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
      • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
      • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
      • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
      • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.

      Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *