115 ФЗ дополнения от 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «115 ФЗ дополнения от 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 10.01.2021 выявление операций будет ориентировано на специфику осуществляемой деятельности и проводимых операций.

Вы всё не так поняли про 115-ФЗ! Что на самом деле ждёт бизнес в 2021-м году?

Раз уж мы говорим о внутреннем банковском контроле и рисках, то надо упомянуть и комплаенс-контроль — в банке под ним понимается комплекс мер, инструментов контроля, регламентов, направленных на соблюдение требований антиотмывочного, антитеррористического, валютного законодательства.

Комплаенс-отдел как раз и занимается мониторингом, проверкой сомнительных операций, блокировками счетов. При этом многие банки ведут активную работу с клиентами, направленную на предупреждение ограничительных мер, т.е. заранее предупреждают: у вас есть проблемы, нужно что-то менять. Поэтому относитесь к комплаенсу не только как к карателям, но и как к службе поддержки.

10.01.2021г. официально вступили в силу поправки в закон за номером 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путём». Согласно новым нормативам был ужесточен контроль над операциями с наличными, в том числе и по отношению к обороту розничной торговли.

Теперь положениями закона регулируются также и цифровые финансовые активы, лизинговые сделки и почтовые денежные переводы. Нововведения коснутся как физических, так и юридических лиц.

Специалисты отмечают, что на начальном этапе адаптации к новым условиях, поправки, ужесточающие мониторинг за финансовым оборотом, могут существенно снизить интенсивность предпринимательской деятельности. При этом динамика по ужесточению фискального контроля и мониторинга оборота финансовых потоков в дальнейшем будет только усиливаться.

До 10.01.2021 г. положения закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путём» не распространялись на организации деятельность которых была связана с оборотом наличных денежных средств.

Ввиду этого некоторые юридические лица (к примеру, занятые в сфере розничной торговли) могли осуществлять крупные операции с банковскими счетами через наличный расчёт, при этом не подпадая под положения закона.

Транзакции в таких компаниях подвергались проверке только в случае превышения лимита в 600000 руб. (в случае, если операция не была напрямую связана с характером их предпринимательской деятельности). Банками фиксировались подобные операции, и информация по ним передавалась в Росфинмониторинг, полномочия которого и заключаются в борьбе с нелегальной «отмывкой» средств.

Однако после принятия поправок теперь любые операции с банковскими счетами юридических лиц подлежат обязательному контролю вне зависимости от специализации компании. Это автоматизирует мониторинг финансовой деятельности со стороны профилирующих государственных органов, и освобождает банки от проверки каждой операции на предмет соответствия характеру деятельности юр. лица.

При этом эксперты отмечают, что на начальном этапе отладки процесса существуют риски по резкому увеличению общего объёма отчётности в ущерб выявлению конкретных сомнительных операций. В конечном итоге издержки за такие риски будет нести бизнес через возможную необоснованную блокировку счетов.

Как утверждают сами разработчики поправок, через них ЦБ намерен значительно снизить нагрузку на различные финансовые институты при формировании ими отчётности по денежным операциям подлежащим обязательному контролю.

В свою очередь в Росфинмониторинге утверждают, что вступление поправок в силу не повлечёт значительных изменений и неудобств в текущей модели взаимодействия между физическими и юридическими лицами с банковским сектором и иными уполномоченными организациями.

По этой тематике в прессе было опубликована информация, что согласно новым поправкам Росфинмониторинг начнёт ревизировать все операции с наличностью (включая оборот физических лиц на суммы свыше 600000 руб. через банкоматы). Однако это не соответствует действительности, так как мониторинг вкладов свыше 600000 руб. будет распространяться только на оборот от юридических лиц.

В рамках поправок в закон № 115-ФЗ также вводятся существенные изменения в отношение надзора за финансовой деятельностью физ. лиц. Так Росфинмониторинг берёт под контроль все переводы через счета мобильных операторов. Любая операция снятия-пополнения средств на сумму более 100000 руб. со счёта мобильного телефона будет подвергаться обязательному контролю. Аналогичная процедура вводится и для почтовых денежных переводов (также на сумму от 100000 руб. и выше).

Ещё одним важным пунктом усиления государственного контроля за финансовым оборотом организаций и граждан является факт того, что с 06.01.2021 г. банки обязаны передавать в ФНС информацию об открытии и закрытии электронных кошельков. Данные изменения касаются клиентов всех популярных платёжных сервисов: «Ю-моней» («Яндекс деньги»), PayPal, «QIWI кошелёк», WebMoney и тд.

Эксперты отмечают, что внедрение подобной практики по отношению к электронным кошелькам вполне обосновано, так как аналогичный механизм давно действует для банковских счетов. Механизм мониторинга электронных кошельков вступил в силу ещё 01.05.2020 г. Однако согласно соответствующему указанию ЦБ на практике он начал применяться только сейчас.

Что изменилось в правилах контроля за снятием наличных и переводами в 2021 году

Также согласно новым правилам финансового контроля отменяются «сделочные коды». Поправки меняют целевой «контроль над сделками» на «контроль над операциями». Теперь обязательной поверке подлежат расчётные операции в рамках сделки, а не сами соглашения.

К примеру, в законе № 115-ФЗ имеются пункт, что под его юрисдикцию подпадают сделки с недвижимостью на сумму более 3 млн руб. Однако если раньше банк без предоставления соответствующих документов мог быть и не в курсе целевого назначения платежа на сделку по купле-продаже недвижимости, то теперь этот критерий не имеет уже значения: так как контролю будут подвергаться все расчётно-финансовые операции по формальным критериям.

Подобная унификация позволит более широко трактовать подозрительные и подлежащие обязательному контролю операции. У банков появляется возможность запрашивать больше сопроводительных документов, а значит для недобросовестных плательщиков возрастут риски привлечения к ответственности в рамках нарушения закона по «отмыванию средств».

Теперь по новым правилам контролю со стороны Росфиннадзора (и иных уполномоченных органов. К примеру: ФСБ, антимонопольной службы и т.д.) будут подвергаться все операции по сделкам с недвижимостью на суммы свыше 3 млн руб. Ранее же мониторинг производился только в отношении сделок перехода права собственности на недвижимое имущество (обычно купле-продажи).

Фактически это не повлияло на процедуру отчётности, так как риелторам и раньше приходилось предоставлять сведения по сделкам свыше 3 млн. руб. Однако новые правила обязали самих покупателей подтверждать легальность происхождения у них оперируемых в рамках сделки средств, в случае поступления от уполномоченных органов соответствующего запроса.

Согласно новым поправкам все операции по лизинговым договорам на сумму свыше 600000 руб. теперь будут обязательно контролироваться Росфинмониторингом. Важно обратить внимание, что данные меры также распространяются и на участников гособоронзаказа. Порог контроля для них снижен с 50 до 10 млн руб. Подобная мера направлена на борьбу с дроблением лотов тендеров, операций транзакций и фактических платежей по ним.

Новые правила по борьбе против «отмывания средств» переносят все меры, принципы и механизмы законодательного контроля и на криптовалюты. Фактически выводя их из «полулегальных отмывочных схем» в чётко прописанное правовое поле.

Теперь с Росфинмониторингом информацией по операциям должны также делиться и держатели цифровых финансовых активов. Однако так как эти меры распространяются лишь на площадки, зарегистрированные в РФ, то основную массу держателей криптовалют торгующих своими активами на иностранных биржах (к примеру, Binance) фактически они не коснутся.

  • Росфинмониторинг будет получать от банков информацию обо всех без исключения операциях юридических лиц свыше 600 тыс. рублей. Ранее контроль прежде всего проводился в отношении операций, которые не обусловлены характером хозяйственной деятельности предприятия, а теперь это условие отменено;
  • обязательный контроль почтовых переводов, если их сумма больше 100 тыс. рублей.
  • обязательный контроль возврата средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи в сумме 100 тыс. рублей и выше.

Последние 2 пункта напрямую касаются операций с наличными, т.е. ориентированы на ликвидацию данных инструментов незаконного обналичивания средств.

Усиление контроля за операциями с наличными должно способствовать борьбе с коррупцией, считает глава комитета Госдумы по финансовому рынку и один из авторов поправок Анатолий Аксаков.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Июнь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

В ФЗ о противодействии легализации доходов полученных преступным путем последние поправки вносились 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 267. Редакция 2017 года произошла только в статье 6, пункт 1.3.

Согласно шестой статье, любая сделка, оформленная на денежную сумму от 600000 рублей (3 млн. рублей для недвижимости), попадает под контроль государственных служб. В измененном пункте 1.

3 написано, что если на счет организации или компании, относящейся к ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» или к ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации», поступает от 10 миллионов рублей и выше (при другой валюте сумма должна быть равноценна 10 миллионам рублей и выше), организация или компания сразу попадает под контроль государственных служб. Такие организации обязаны по первому требованию органов предоставлять информацию, характеристику и цели проводимых операций и сделок.

Ознакомьтесь с актуальной информацией ФЗ о банках и банковской деятельности по ссылке:

В первой статье, в которой последние изменения происходили в 2002 году, описаны цели создания и принятия этого закона. Целью считается защита прав граждан и их интересов. Кроме населения при помощи этого закона органы защищают государство против незаконных, нелегальных доходов и финансирования терроризма.

Поправки к 115-ФЗ от 10.01.2021 г.

Федеральный закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (антиотмывочный закон) был принят в августе 2001 года.

Именно в этот период развитие экономики достигло такого уровня, когда потребовалась защита и превентивные меры против получения незаконных доходов, а также инвестирования их в легальный экономический сектор или теневой бизнес.

Основным направлением действия закона о противодействии легализации доходов является охрана легальных интересов людей, общества и государства через внедрение законодательного механизма, препятствующего возможности узаконивания собственности, приобретенной преступным путем, и спонсированию терроризма.

Сфера использования данного законодательного акта достаточно масштабна.

Он распространяет свое действие и на физических лиц, независимо от их гражданства, и на организации — как российские, так и иностранные (включая филиалы, представительства и дочерние фирмы), которые проводят расчеты деньгами или имуществом.

Действие закона распространяется на процедуры расчетов, проводимых как в России, так и за рубежом в рамках заключенных международных договоров.

Статья 3 ФЗ 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» дает формулировки применяемых в тексте закона терминов, при этом с момента принятия нормативного акта статья несколько раз редактировалась и дополнялась. Последние изменения были внесены в 2015 г. — и вот что, согласно им, означают основные понятия закона 115-ФЗ:

  1. Легализация (отмывание) накоплений — это придание законодательно обоснованного права собственности на деньги или имущество, приобретенного с помощью преступления. При этом нужно отметить, что по обновленному 115-ФЗ легализация не предполагает каких-либо исключений по перечню преступлений, с помощью которых приобретались деньги или имущество. До изменений же 2015 г. не считались преступными доходы, полученные при уклонении от уплаты таможенных платежей, налогов и невозвращении из-за границы средств в валюте.
  2. Финансирование терроризма — совершение накоплений и платежей с осознанием того, что средства направляются на совершение одного или нескольких преступлений, предусмотренных рядом статей Уголовного кодекса, перечисленных в рассматриваемом законодательном акте.
  3. Обязательный контроль — комплекс мер особо уполномоченного органа, направленных на проверку расчетов денежными средствами или имуществом, исходя из сведений, принятых от организаций, проводящих такие операции.
  4. Внутренний контроль — особые процедуры в рамках предприятий, производящих расчеты деньгами или имуществом, по обнаружению расчетов, нуждающихся в особом контроле, и других взаиморасчетов, упомянутых в антиотмывочном законе.

Таблица 1. Субъекты 115-ФЗ

Категория Субъекты
Физические лица Российские граждане.
Иностранные граждане.
Лица без гражданства.
Организации и индивидуальные предприниматели Кредитные организации.
Участники рынка ценных бумаг.
Страховые компании.
Федеральная почтовая связь.
Ломбарды и компании, занимающиеся скупкой драгметаллов, драгоценных камней и изделий из них.
Устроители лотерей, тотализаторов и т.д.
Управляющие компании инвестиционных, негосударственных пенсионных, паевых фондов.
Занимающиеся операциями с недвижимостью.
Потребительские кооперативы.
Микрофинансовые организации.
Операторы связи и т.д.
Иностранные структуры.

К действиям, направленным на реализацию положений закона, относятся обязательный и внутренний контроль, а также запрет на информирование о мерах, предпринятых для его соблюдения. Исключение составляет информация о состоянии счета, его блокировке, отказе в заключении договора на банковское обслуживание или в проведении операций, а также о необходимости предоставления документов.

Контролю подлежат операции в рублях и иностранной валюте, соответствующие определенным критериям. Они делятся на операции, подлежащие обязательному контролю, и операции, имеющие признаки необычной сделки.

Таблица 2. Операции, подлежащие обязательному контролю

Сумма Суть операции
≥600 тыс. руб Операции с денежной наличностью.
Снятие или зачисление на счет юр. лица денежной наличности, если это не соответствует характеру его бизнеса.
Покупка или продажа физ. лицом наличной валюты.
Приобретение или продажа физ. лицом ценных бумаг за наличные.
Обналичивание физ. лицом чека на предъявителя, полученного у нерезидента.
Обмен банкнот одного достоинства на другое.
Внесение физ. лицом в уставный капитал компании денежной наличности.
Получение или перевод денежных средств лицу, зарегистрированному на территории государства, не придерживающегося рекомендаций ФАТФ, или имеющего счет в кредитной организации, находящейся на этой территории.
Операции по счетам и вкладам.
Сделки с движимым имуществом (драгметаллами, ювелирными изделиями, страховыми выплатами, лизинг и т.д.).
Поставки по оборонному заказу.
≥ 3 млн руб Сделки с недвижимостью.
≥ 100 тыс. руб Получение некоммерческой организацией средств и имущества от иностранных государств и организаций или переводы в их адрес.
≥ 10 млн руб Операции организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК.
Независимо от суммы Один из участников сделки — лицо, подозреваемое в участии в экстремистской деятельности.

Примечание. Полный перечень признаков необычной сделки содержится в Приложении к Положению Банка России № 375-П от 2 марта 2012 г.

Самые распространенные из них: запутанный или необычных характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла, и несоответствие сделки целям деятельности компании.

Если операция подпадает под один из пунктов перечня, клиент обязан предоставить банку документы, подтверждающие чистоту сделки.

Закон 115 с изменениями на 2021 год скачать

До недавнего времени банки отправляли в Росфинмониторинг отчеты по операциям с наличными в двух случаях:

  • деньги снимались или зачислялись на счет для нужд, не связанных напрямую с деятельностью компании;
  • сумма операции превышала 600 тыс. руб.

В новой версии закона про хозяйственную деятельность речь и вовсе не идет. То есть, теперь банкам придется отчитываться перед Росфинмониторингом за любые действия с наличными, если сумма операции превышает установленный законом лимит. Под контроль попадают внесение выручки на р/с, снятие денег для выплаты заработной платы или оплаты командировок и многое другое.

Законодатели предусмотрели и другие изменения:

  • С 1 марта 2022 года банки будут сообщать не только об операциях с наличными, но и любых сопутствующих действиях клиента, бенефициарах денежных переводов или сделок. Под действие закона попадают юридические лица, МФО, страховые организации, владельцы ломбардов и инвестиционных платформ, профессиональные участники рынков ценных бумаг и иные организации.
  • Отслеживать предполагается и почтовые переводы свыше 100 тыс. руб. (либо эквивалент в валюте иных государств).
  • Усиливается контроль операций со счетами иностранных структур без образования юридического лица (сейчас же подобная мера действует исключительно в отношении юрлиц).
  • Особое внимание уделяется выплатам страхового возмещения в адрес юрлица, получение от компаний страховых премий.
  • Планируется контролировать и сделки с недвижимостью (с любой формой оплаты), если их сумма превышает 3 млн руб. Исключение возможно для государственных корпораций, ТСЖ, потребкооперативов, а также некоторых НКО.

Зато информировать об обмене денег (например, размен крупных купюр или, наоборот, обмен мелких на крупные) не нужно – этот пункт исключен из текста закона, равно как и переводы некредитным организациям.

В России существует чёткий список организаций, которые имеют право осуществлять работу с денежными средствами, вне зависимости от того, от кого они поступают. В первую очередь, это банки. Они работают как с наличными денежными средствами, так и с безналичными. В законе прописаны 2 основные обязанности банка:

  • фиксация всех сделок, которые подлежат контролю со стороны государства. Если стоимость сделки равна или превышает отметку в 600 тысяч рублей, она должна быть зафиксирована банком, а сведения о ней направлены в уполномоченные органы. Это касается не только переводов, но и выдачи займов, кредитов, сделок купли-продажи и прочего;
  • фиксация сделок, которые, по мнению банка, имеют сомнительный характер. Здесь возникают проблемы для бизнеса, потому что понятия «сомнительная сделка» в законодательстве не прописано. Здесь полномочия по определению признаков остаются у кредитного учреждения.

Теперь нужно разобраться, где собирается информация обо всех транзакциях. Это:

  • Федеральная служба по финансовому мониторингу. Бизнесмены с этим органом исполнительной власти сталкиваются довольно редко, но его деятельность напрямую связана с ведением честного российского бизнеса;
  • Департамент банковского надзора. Он находится в ведении ЦБ РФ. Область деятельности – банки, осуществляющие деятельность на территории России. Говоря простым языком – это надзор за банками;
  • Управление по соблюдению банковского законодательства или Служба Она есть в каждом банке, именно она занимается определением «сомнительности сделки», именно с ней напрямую работают бизнесмены при возникновении проблем по сделкам.

Банкиры самостоятельно решают, какая сделка имеет признаки сомнительности, а какая нет. Может быть так, что 10 однородных сделок проведено, а 11 заблокировали. Если при совершении перевода или платежа с помощью Клиент – банка, последний перестаёт работать, то нужно сразу же обращаться в банк. Ответ будет довольно «предсказуем» – отказано по нормам Закона № 115-ФЗ. Выход – менять кредитное учреждение!

Закон № ФЗ 115 о противодействии легализации отмыванию доходов был принят 07. 08. 2001 года. В него постоянно вносятся изменения, соответствующие реалиям современной жизни. Состоит он из 5 глав, в каждой говорится о конкретных вещах. В частности:

  • Глава 1. Здесь даны общие положения данного закона. Своё действие закон распространяет на граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, а также на организации, которые в ходе своей деятельности имеют отношения с денежными средствами;
  • В главе 2 говорится о мерах, которые предпринимает государство для того чтобы сократить оборот легализации тех доходов, которые были получены преступным путём.

В законе ФЗ 115 ст. 5 «О легализации» приведен исчерпывающий перечень организаций, которые имеют право, на территории России, осуществлять операции с денежными средствами.

В ст. 6 115 – ФЗ сказано, что в России существует операции, проводимые с денежными средствами, подлежащие обязательному контролю со стороны государства. Главное условие для применения контролирующих мер, это превышение суммы по одной сделки отметки в 600 тысяч рублей. В этой статье подробно расписан перечень операций, контролируемых государством при таких условиях.

Изменения в Закон № 115-ФЗ «О противодействии» вносились много раз. Сам он был принят Государственной Думой 13. 07. 2001 года, одобрен Советом Федераций 20. 07. 2001 года, а 07. 08. 2001 года вступил в свою юридическую силу.

Первое изменение было внесено уже в 2002 году Законом 131-ФЗ. Оно включало в себя несколько дополнительных определений. В частности, было введено понятие «финансового терроризма». Была несколько откорректирована ст. 6, также были внесены изменения в ст. 7.

Последующие редакции закона вносились из-за изменяющейся ситуации в стране. Добавлялись новые понятия, термины, банкам давались новые инструкции. Последние изменения были внесены 18. 03. 2019 года Законами № 32-ФЗ и 33-ФЗ.

В прошлом и текущем году, Закон редактировался несколько раз. В 2018 году кратко:

  • в список организаций, которые могут, на законных основаниях, проводить операции с денежными средствами, были внесены негосударственные пенсионные фонды. Но, делать это они могут только в рамках своей основной деятельности;
  • было введено новое понятие «финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения»;
  • была введена новая ст. 7. 5, в которой прописаны меры, применяемые для противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения;
  • была введена ст. 10. 2, в которой говорится о международном сотрудничестве в данной сфере;
  • в ст. 7 была внесена обязанность банков заключать договоры банковского вклада только при предъявлении документов, подтверждающих открытие вклада на предъявителя;
  • в иные статьи также были внесены изменения, соответствующие сложившейся ситуации в стране.

Новые «антиотмывочные» правила 2021

Выплата физическому или юридическому лицу страхового возмещения или получение от физического или юридического лица страховой премии на сумму равную или превышающую 600 000 рублей (эквивалент) по определенным видам страхования.

Позитива можно не ожидать. Изменения, напротив, ужесточают контроль за средствами компаний и физлиц. Точнее, положительные изменения тоже есть, но они на общую обстановку с банковскими проверками не влияют и многих бизнесменов просто не коснутся. В личном электронном кабинете на портале госуслуг россияне, сделавшие прививку от Covid-19, смогут получить все необходимую информацию о вакцинации.

Почему эти операции тоже подверглись вниманию: пополнить счет мобильного может любой человек, а затем владелец счета вправе прийти в салон связи и снять аванс со счета.

То, что в наступившем году власть будет ещё больше интересоваться деньгами россиян, прямо следует из вступающих в силу поправок в знаменитый антиотмывочный закон 115-ФЗ. Во-первых, теперь информация абсолютно обо всех операциях с наличными на сумму от 600 тысяч рублей подлежит передаче в Росфинмониторинг.

Предполагается, что добросовестные клиенты не пострадают – даже в случае проверки и выявления экономической целесообразности сделок поводов для опасения не будет.

Закона № 115-ФЗ предусматривало только обязанность по представлению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений о подлежащих обязательному контролю операциях непосредственно в уполномоченный орган, то теперь в нем подробно расписано, какая организация и в отношении каких операций должна представлять в Росфинмониторинг необходимые сведения.

Предполагается, что добросовестные клиенты не пострадают – даже в случае проверки и выявления экономической целесообразности сделок поводов для опасения не будет.

Закона № 115-ФЗ предусматривало только обязанность по представлению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений о подлежащих обязательному контролю операциях непосредственно в уполномоченный орган, то теперь в нем подробно расписано, какая организация и в отношении каких операций должна представлять в Росфинмониторинг необходимые сведения.

В законе нет и не было такой нормы, чтобы любое снятие наличных с карты на сумму больше лимита попадало в Росфинмониторинг.

В каких случаях на организации и ИП, оказывающие юридические и/или бухгалтерские услуги, распространяются требования Федерального закона №115-ФЗ?
Необходимая практическая информация, повышение профессиональных навыков, решение сложных вопросов, возникающих в процессе работы.

Под обязательный контроль с 10 января 2021 года попали:

  • Почтовые переводы от 100 тысяч рублей. Обратите внимание, что не имеет значения цель перевода. Некоторые организации через почту отправляют, например, алименты, удержанные из зарплаты сотрудников, или зарплату работникам на удаленке, которые по каким-либо причинам не пользуются банковскими картами. Физлица посредством переводов оплачивают товары и услуги, отправляют деньги родственникам. Часто такими переводами пользуются работники-иностранцы, чтобы отправить семье деньги в другую страну.

В чем отличие от ранее действовавшего текста закона: раньше под контроль попадали только сделки, по которым переходило право собственности на объект недвижимости.

  • Платежи по договору лизинга (и зачисление, и списание) от 600 тысяч рублей. Лизинг — комбинация аренды и продажи в рассрочку, поэтому не удивительно, что и он попал под контроль. Тем более что в лизинг можно приобрести недвижимость.
  • Операции по зачислению и снятию со счета организации наличных от 600 тысяч рублей. Этот пункт больше всего возмутил предпринимателей. Ведь ранее закон предписывал подвергать контролю только операции на ту же сумму, которые не были связаны с непосредственной хозяйственной деятельностью организации. А теперь Росфинмониторинг будет получать информацию обо всех операциях, в том числе о снятии наличных на заработную плату или подотчет, для выплаты дивидендов, расчетов с поставщиками и т.д., внесение выручки в сумме свыше 600 тыс. руб. тоже подпадает под ОПОК.

Однако Росфинмониторинг не планирует проверять все сомнительные сделки в автоматическом режиме – вероятность выявления нарушений будет выше, если физическое лицо либо представитель бизнеса регулярно совершает крупные транзакции, что вызывает пристальный интерес контролирующего органа.

Институт обязательного контроля операций с денежными средствами и иным имуществом является одним из базовых элементов функционирования российской системы противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

Кредитные организации руководствуются положениями настоящего абзаца в том числе при заключении с клиентом договора банковского счета (вклада).

Здесь стоит учитывать сентябрьские разъяснения Банка России, в которых регулятор напомнил, что обязанность по представлению сведений о подлежащих обязательному контролю операциях возникает у кредитной организации в отношении тех операций, которые совершаются ее клиентами непосредственно в такой кредитной организации.

Так, банки, некредитные финансовые организации и иные субъекты антиотмывочной системы получили право использовать информацию, полученную из единой биометрической системы.

При этом, порядок предоставления вышеобозначенной информации должен быть зафиксирован в договоре банковского счета (вклада) или в правилах, доступных любому заинтересованному лицу для изучения (например, путем размещения на сайте финансовой организации в сети «Интернет»).

Теперь формально по каждому расчёту по сделкам с недвижимостью, если сумма более трёх миллионов рублей, банк будет запрашивать пояснения и документы по договору, копии будут храниться в деле клиента, а в Росфинмониторинг отправится справка о наличии или отсутствии признаков сомнительности сделки. Таким признаком может быть её необычный характер или отсутствие явного экономического смысла договора.
Это касается любых переводов — даже если речь об алиментах. Передавать сведения в Росфинмониторинг будет почта.

Теперь такое ограничение изъято. С указанной даты обязательному контролю подлежат все операции по снятию со счета или зачислению на счет юрлица денежных средств в наличной форме.

С января 2021 года усилится контроль по 115 ФЗ

когда снимаются или зачисляются на счет юридического лица наличные деньги;

когда гражданин покупает иностранную валюту (а вот обычный обмен банкнот с 2021 года исключается из числа подконтрольных операций);

когда открывается банковский вклад в пользу третьего лица и при этом счет пополняется наличными деньгами;

когда гражданин получает выплату по договору страхования жизни или пенсионного страхования.

  1. Всем субъектам № 115-ФЗ провести внутреннее обучение сотрудников:
    • НФО в сроки, установленные их внутренними документами;
    • иным субъектам Федерального закона № 115-ФЗ (не НФО) в течение 1-2 рабочих дней после вступления в силу вышеуказанных изменений.
  2. Факт прохождения сотрудниками обучения зафиксировать во внутренних документах организации (в журнале учета проведения целевых (внеплановых) инструктажей/журнале учета проведения вводных инструктажей).
  3. При необходимости в установленные сроки внести соответствующие изменения в Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, находящихся на Абонентском обслуживании в ООО «Акцепт Групп» по Пакету документов/Правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ в установленные сроки будут подготовлены и направлены обновленные редакции Правил внутреннего контроля, программа подготовки и обучения по вышеуказанным изменениям.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, находящихся на Абонентском обслуживании в Компании «Акцепт Групп» по пакетам «Стандарт+», «Индивидуальный+» и «ВИП» будут направлены заполненные журналы учета прохождения сотрудниками внутреннего обучения.

  • исчерпывающую информацию по всем изменениям;
  • обновленные документы;
  • проходить обучение или обучать сотрудников, повышать их квалификацию.

Задать все интересующие вас вопросы о последних изменениях законодательства и по иным темам, заключить Договор абонентского обслуживания, получить доступ к обучающим мероприятиям, заказать проверку документов и деятельности компании, возможно, обратившись в Коммерческую службу «Акцепт Групп» или к своему Персональному менеджеру.

Раз уж мы говорим о внутреннем банковском контроле и рисках, то надо упомянуть и комплаенс-контроль — в банке под ним понимается комплекс мер, инструментов контроля, регламентов, направленных на соблюдение требований антиотмывочного, антитеррористического, валютного законодательства.

Комплаенс-отдел как раз и занимается мониторингом, проверкой сомнительных операций, блокировками счетов. При этом многие банки ведут активную работу с клиентами, направленную на предупреждение ограничительных мер, т.е. заранее предупреждают: у вас есть проблемы, нужно что-то менять. Поэтому относитесь к комплаенсу не только как к карателям, но и как к службе поддержки.

Написать комментарий

      Расширение «антиотмывочного» закона авторы идеи обуславливают экономической необходимостью и преследованием сразу нескольких целей:

      • совершенствование финансового контроля;
      • предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем;
      • исключение ущемления прав добросовестных клиентов;
      • выявление подозрительных и мошеннических операций.

      Вместе с тем, 115-ФЗ – один из самых критикуемых законов в финансовой сфере, независимые эксперты опасаются, что вводимые ограничения могут пагубно сказаться на работе компаний, ведущих легальную деятельность, но вынужденных подготавливать отчетность в случае запроса контролирующих органов.

      А как было раньше? Контролю подлежали только операции, которые не обусловлены хозяйственной деятельностью, и в основном это были операции свыше тех же 600 тысяч рублей.

      То есть изменилось только одно: зафиксирована сумма в 600 тысяч и теперь не избранные операции, а по сути все операции можно и нужно контролировать.

      Основным критерием отбора остается по-прежнему странный термин «подозрительные». Господин Аксаков как идейный вдохновитель всех инициатив в финансовой сфере никак не оторвется от этого термина и вкладывает в него все что удобно банкам.

      Илья Ясинский рассказал, что в 2020 году наметился тренд на снижение сомнительных операций:

      • вывод денежных средств за рубеж снизился в 1,7 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;
      • обналичивание денег сократилось в 1,4 раза;
      • транзит средств уменьшился на 12 %.

      Этих показателей достигли благодаря онлайн-мониторингу. Однако обналичивание средств по исполнительным листам увеличилось в 1,9 раза. Банк России рекомендует уделять особое внимание этой схеме. Кроме того, выросло число операций по выводу денег в рамках авансирования импорта без последующей поставки товара на территорию РФ.

      ЦБ планирует выпустить рекомендацию, где посоветует банкам не отказывать клиентам с низким уровнем риска в проведении операций, даже если эти операции соответствуют критериям сомнительных.

      Также готовят закон об автоматическом доступе банков ко всем данным физических лиц и юридических лиц. Банки будут получать информацию об изменении номера телефона клиента, его отчислениях в ПФР, ИФНС и другие.

      Банк России работает над созданием механизма удаленной идентификации физических лиц в единой биометрической системе. Клиенты банков смогут получать финансовые услуги дистанционно, подтвердив свою личность с помощью изображения лица и голоса.

      Фото 102134

      40148

      Фото 33387

      Фото 28961

      13208

      Фото 10178

      1. «Простаивание» счета. Если больше трех месяцев вы не совершали никаких сделок, ничего и никому не платили, а потом внезапно начали – вы под пристальным вниманием! А если внезапно начатые операции не будут иметь для банка законной цели и покажутся запутанными, даже не сомневайтесь, счет «заморозят».
      2. Проблемы с оплатой налогов. Если они не платятся или платятся в незначительном объеме, банк может приостановить сделки до выяснения причин.
      3. Низкий уставной капитал. 10000 рублей – один из маяков.
      4. Занижение НДФЛ. Всегда платите и никогда не занижайте НДФЛ.
      5. Совпадение должностей. Например, если вы и учредитель и бухгалтер.
      6. Совпадение юридического адреса с местом массовой регистрации.
      7. Резкая активность на счете после смены учредителя, адреса, названия, закрытия счета в другом банке.
      8. Транзитные операции.

      Банк посчитает клиента неблагонадежным, заподозрит в легализации преступных доходов, если:

      • наличные снимаются регулярно,
      • наличными снимается более 30 процентов от оборота за неделю,
      • юридическое лицо создано менее 2 лет назад,
      • снятие денег происходит в конце операционного дня и в начале следующего,
      • деньги приходят от контрагентов, которых банк считает подозрительными,
      • деньги приходят и снимаются суммами до 600000 рублей,
      • деньги снимаются суммами, равными или чуть меньше определенной банком для выдачи за один операционный день.
      1. Фирма должна иметь историю. Что-то делать, что-то продавать, покупать, производить и т.д.
      2. Должны быть сотрудники. Их наличие – важный признак реально работающего бизнеса.
      3. Банку надо показать расходы на аренду помещения, коммуналку, связь, канцелярию и прочее жизнеобеспечение. Ну и налоги, разумеется.
      4. Если организация имеет несколько счетов в разных банках, желательно оплачивать расходы из п.3 с разных счетов. Пусть все банки видят, что фирма действительно существует. Счет, которым пользуются только для расчетов с контрагентами, наверняка вызовет вопросы.
      5. Иногда понемногу нужно снимать наличку. Живому бизнесу без этого никак. Но не стоит увлекаться! Считается, что 30% от оборота, снятые наличными, автоматически возбуждают контролирующий орган.
      6. По счету должно проводиться много операций. Причем с разными контрагентами.
      7. Все операции должны соответствовать деятельности, заявленной в ОКВЭД. Не забывайте оперативно ставить банк в известность о любых изменениях ЕГРЮЛ.
      8. Оперативно реагируйте на все вопросы и запросы от банка. Не бегайте от них.
      9. Всегда проверяйте своих контрагентов! Их подозрительные операции автоматически сделают вас мишенью для банка.

      У каждого банка есть служба комплаенс – контроль за соответствием деятельности законодательству. В службе комплаенс работают живые люди, подчиняющиеся напрямую руководству банка. Обучает их Центробанк. По большому счету, задача комплаенс – обезопасить свой банк от санкций ЦБ.
      Если вы у комплаенс вызвали подозрения, для начала блокируется счет. Формально это не называется блокировкой, которая возможна только если доказана экстремистская или террористическая деятельность, но по сути приостановка доступа к интернет-банку и операций со счетами равносильна блокировке. Работа фирмы парализована. На все запросы вы получаете стандартный сухой ответ «счет заблокирован по 115-ФЗ».

      Если вы попали под молотки 115-ФЗ, наскоро слепленные отписки не помогут. Документы, обосновывающие финансовую операцию, должны быть оформлены идеально – их будут изучать под микроскопом. Допустим, пакет документов собрать удалось. С первого, второго или десятого раза, через письма в Центробанк, через суды – вы отбились.

      К сожалению, отбиться удаётся не всегда. Тогда банк блокирует вам интернет-банкинг и вообще ведет себя так, что вы отчетливо понимаете, пора бежать. И тут оказывается, что в договоре или в открытой оферте на сайте банка есть пункт, на который раньше вы не обращали внимания. Согласно этому пункту, при закрытии счета по вине клиента, в кредитной организации остается комиссия в размере до 25% от остатка на счете. Чаще 20%. В самых вегетарианских банках – 15.

      Обычно на этом отношения с банком заканчиваются. Но конец старых отношений как правило означает начало новых, с новым банком, в который только что пришел клиент с деньгами и клеймом на лбу «Не прошел проверку по 115-ФЗ». Скорее всего, новый банк тоже попробует откусить свои 20%. Под пресс попадают все фирмы, где жертва числится генеральным директором или учредителем.

      До недавнего времени банки отправляли в Росфинмониторинг отчеты по операциям с наличными в двух случаях:

      • деньги снимались или зачислялись на счет для нужд, не связанных напрямую с деятельностью компании;
      • сумма операции превышала 600 тыс. руб.

      В новой версии закона про хозяйственную деятельность речь и вовсе не идет. То есть, теперь банкам придется отчитываться перед Росфинмониторингом за любые действия с наличными, если сумма операции превышает установленный законом лимит. Под контроль попадают внесение выручки на р/с, снятие денег для выплаты заработной платы или оплаты командировок и многое другое.

      Контроль за операциями с наличными в 2021 году усилится

      • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

      • Бюджетный кодекс РФ

      • Водный кодекс Российской Федерации РФ

      • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

      • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

      • ГК РФ

      • Гражданский кодекс часть 1

      • Гражданский кодекс часть 2

      • Гражданский кодекс часть 3

      • Гражданский кодекс часть 4

      • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

      • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

      • Земельный кодекс РФ

      • Кодекс административного судопроизводства РФ

      • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

      • Кодекс об административных правонарушениях РФ

      • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

      • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

      • НК РФ

      • Налоговый кодекс часть 1

      • Налоговый кодекс часть 2

      • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

      • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

      • Трудовой кодекс РФ

      • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

      • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

      • Уголовный кодекс РФ

      • ФЗ об исполнительном производстве

      • Закон о коллекторах

      • Закон о национальной гвардии

      • О правилах дорожного движения

      • О защите конкуренции

      • О лицензировании

      • О прокуратуре

      • Об ООО

      • О несостоятельности (банкротстве)

      • О персональных данных

      • О контрактной системе

      • О воинской обязанности и военной службе

      • О банках и банковской деятельности

      • О государственном оборонном заказе

      • Закон о полиции

      • Закон о страховых пенсиях

      • Закон о пожарной безопасности

      • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

      • Закон об образовании в Российской Федерации

      • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

      • Закон о защите прав потребителей

      • Закон о противодействии коррупции

      • Закон о рекламе

      • Закон об охране окружающей среды

      • Закон о бухгалтерском учете

        • Указ Президента РФ от 13.06.2012 N 808 (ред. от 24.06.2019)

          «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» (вместе с «Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу»)

        • Указ Президента РФ от 02.04.2013 N 309 (ред. от 13.05.2019)

          «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (вместе с «Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции»)

        • Указ Президента РФ от 03.12.2013 N 878 (ред. от 14.06.2018)

          «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» (вместе с «Положением об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»)

        • Постановление Правительства РФ от 05.02.2021 N 116

          «О внесении изменений в приложение N 8(3) к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»

        • Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 (ред. от 04.02.2021)

          «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах»

        • Распоряжение Правительства РФ от 03.02.2021 N 228-р

          «О внесении изменений в распоряжения Правительства РФ»

        • Решение Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N АКПИ20-844

          «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации»

        • Информационное сообщение Росфинмониторинга от 23.12.2020

          «О методических рекомендациях по выявлению организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий операций (сделок), которые могут осуществляться в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и представлению сведений о них»

        • Приказ Роскомнадзора от 21.12.2020 N 160

          «Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год»

        Много надзорных функций легло на плечи Росфинмониторинга — к новым критериям сомнительных операций отнесли:

        • работу с цифровыми финансовыми активами и валютой;
        • внесение средств на счёт юрлица, в суммах от 600 т.р.;
        • исполнительные листы и решения комиссий по трудовым спорам.

        Последний пункт интересен тем, что в 2020-м году, от общего объема схем обналичивания, четверть пришлась именно на исполнительные листы. В пандемию такие операции можно было совершать в обход судов, оформив документы через нотариуса или КТС. Банки, даже заподозрив неблагонадёжность таких операций, по закону не имеют права отказать в их проведении, под угрозой больших штрафов.

        В регуляторе, оценив масштаб (10,8 млрд рублей) выводимых средств через юристов, обязали их сообщать в финмониторинг обо всех сделках с недвижимостью, чья сумма будет превышать 3 млн рублей, включая ипотеку и коммерческую аренду. Контроль за лизингом, почтовые переводы и возврат средств за оплату услуг связи на суммы свыше 100 т.р. также отнесли под контроль федеральной службы.

        Для компаний, чья работа связана с физлицами или бизнесу часто нужны наличные, мы разработали продукт «Комплаенс-поддержка». За год работы мы помогли избежать блокировки сотне компаний, пользуясь уникальным преимуществом:

        Мы — единственный партнёр компании AML-Technology, поставляющей скоринг-алгоритмы в лучшие банки для бизнеса. С её помощью мы заранее видим все риски и имеем основания для ходатайства перед банком в получении индивидуальных условий для вашей компании.

        почтовые переводы на сумму от 100 000 рублей и выше (в том числе сделанные в иностранной валюте, если рублевый эквивалент перевода превышает этот порог);

        снятие наличных денег, зачисленных на баланс мобильного телефона, если его сумма 100 000 рублей и более;

        ставки в лотерее и других азартных играх на сумму от 600 000 рублей (также в числе контролируемых остается выплата выигрыша по итогам участия в азартных играх на ту же сумму).

        Также с 2021 года будут контролироваться расчеты наличными и безналичными деньгами, которые проводятся по сделкам с недвижимостью на сумму не менее 3 млн рублей. Пока же такой контроль обязателен только для сделок по передаче права собственности на недвижимость от 3 млн рублей и выше (купля-продажа, мена и рента).

        Иными словами, поправки расширяют перечень контролируемых сделок с недвижимостью: теперь добавляется и аренда, и ипотека, и коммерческий наем жилья и т. д.

        Поэтому нужно быть готовым подтвердить легальность происхождения своих средств на покупку недвижимости. Это придется сделать, если Росфинмониторинг установит подозрительный характер сделки. Например:

        если цена договора намного ниже реальной рыночной стоимости объекта недвижимости;

        если по сделке передается крупная сумма наличных денег, которая явно не соответствует социальноэкономическому статусу ее участников (например, человек, не имеющий имущества и доходов, покупает элитное жилье).

        Подробный перечень этих признаков представлен в разъяснительном Письме Росфинмониторинга и Федеральной нотариальной палаты от 4 марта 2019 г. № 2192 / 01-01-40/4546.

        С 10.01.2021 выявление операций будет ориентировано на специфику осуществляемой деятельности и проводимых операций.

        Наталья Пшеничникова предупреждает: при любых операциях с недвижимостью нужно быть готовым подтвердить легальность происхождения своих денег. Это понадобится, если Росфинмониторинг установит подозрительный характер сделки.

        Например, могут заинтересовать ситуации, когда цена в договоре намного ниже реальной рыночной стоимости объекта недвижимости. Сомнительной может показаться операция, если по сделке передаётся крупная сумма наличных денег, которая явно не соответствует социально-экономическому статусу её участников. Допустим, человек, не имеющий имущества и доходов, покупает элитное жильё. Чтобы избежать проблем в будущем, нужно проанализировать своё финансовое положение с учётом новых требований, — пояснила Наталья Пшеничникова.

        Таким образом, фактически под запретом оказались все крупные сделки с неподтверждёнными доходами. Чтобы избежать проблем, нужно исключить операции, которые могут вызвать подозрение у Росфинмониторинга. Иначе карту, с которой был совершён платёж, могут заблокировать. Но даже если это произошло, то её разблокируют при предоставлении подтверждающих документов. В противном случае участников сделки могут ждать долгие разбирательства с органами финконтроля. Всё это время деньги будут заморожены.


        В Закон о противодействии легализации преступных доходов внесены изменения, касающиеся операций, подлежащих обязательному контролю (ОПОК).

        Из числа ОПОК исключены обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого, перевод средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление средств с такого счета (вклада), перевод средств некредитными организациями по поручению клиента.

        Второе и последующие зачисления на счета по гособоронзаказу будут контролироваться от суммы в 10, а не 50 млн руб.

        К ОПОК отнесены лизинг на сумму от 600 тыс. руб., а также почтовые переводы и возврат аванса за услуги связи от 100 тыс. руб.

        Для разных видов организаций указаны ОПОК, сведения по которым представляются в Росфинмониторинг. Уточнен состав таких сведений.

        При покупке гражданами драгметаллов и камней в розницу с использованием персонифицированного электронного средства платежа обязательная идентификация будет проводиться от суммы не в 100, а в 200 тыс. руб.

        Раз уж мы говорим о внутреннем банковском контроле и рисках, то надо упомянуть и комплаенс-контроль — в банке под ним понимается комплекс мер, инструментов контроля, регламентов, направленных на соблюдение требований антиотмывочного, антитеррористического, валютного законодательства.

        Комплаенс-отдел как раз и занимается мониторингом, проверкой сомнительных операций, блокировками счетов. При этом многие банки ведут активную работу с клиентами, направленную на предупреждение ограничительных мер, т.е. заранее предупреждают: у вас есть проблемы, нужно что-то менять. Поэтому относитесь к комплаенсу не только как к карателям, но и как к службе поддержки.

        Илья Ясинский рассказал, что в 2020 году наметился тренд на снижение сомнительных операций:

        • вывод денежных средств за рубеж снизился в 1,7 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;
        • обналичивание денег сократилось в 1,4 раза;
        • транзит средств уменьшился на 12 %.

        Этих показателей достигли благодаря онлайн-мониторингу. Однако обналичивание средств по исполнительным листам увеличилось в 1,9 раза. Банк России рекомендует уделять особое внимание этой схеме. Кроме того, выросло число операций по выводу денег в рамках авансирования импорта без последующей поставки товара на территорию РФ.

        ЦБ планирует выпустить рекомендацию, где посоветует банкам не отказывать клиентам с низким уровнем риска в проведении операций, даже если эти операции соответствуют критериям сомнительных.

        Также готовят закон об автоматическом доступе банков ко всем данным физических лиц и юридических лиц. Банки будут получать информацию об изменении номера телефона клиента, его отчислениях в ПФР, ИФНС и другие.

        Банк России работает над созданием механизма удаленной идентификации физических лиц в единой биометрической системе. Клиенты банков смогут получать финансовые услуги дистанционно, подтвердив свою личность с помощью изображения лица и голоса.

        У каждого банка есть служба комплаенс – контроль за соответствием деятельности законодательству. В службе комплаенс работают живые люди, подчиняющиеся напрямую руководству банка. Обучает их Центробанк. По большому счету, задача комплаенс – обезопасить свой банк от санкций ЦБ.
        Если вы у комплаенс вызвали подозрения, для начала блокируется счет. Формально это не называется блокировкой, которая возможна только если доказана экстремистская или террористическая деятельность, но по сути приостановка доступа к интернет-банку и операций со счетами равносильна блокировке. Работа фирмы парализована. На все запросы вы получаете стандартный сухой ответ «счет заблокирован по 115-ФЗ».

        Если вы попали под молотки 115-ФЗ, наскоро слепленные отписки не помогут. Документы, обосновывающие финансовую операцию, должны быть оформлены идеально – их будут изучать под микроскопом. Допустим, пакет документов собрать удалось. С первого, второго или десятого раза, через письма в Центробанк, через суды – вы отбились.

        К сожалению, отбиться удаётся не всегда. Тогда банк блокирует вам интернет-банкинг и вообще ведет себя так, что вы отчетливо понимаете, пора бежать. И тут оказывается, что в договоре или в открытой оферте на сайте банка есть пункт, на который раньше вы не обращали внимания. Согласно этому пункту, при закрытии счета по вине клиента, в кредитной организации остается комиссия в размере до 25% от остатка на счете. Чаще 20%. В самых вегетарианских банках – 15.

        Обычно на этом отношения с банком заканчиваются. Но конец старых отношений как правило означает начало новых, с новым банком, в который только что пришел клиент с деньгами и клеймом на лбу «Не прошел проверку по 115-ФЗ». Скорее всего, новый банк тоже попробует откусить свои 20%. Под пресс попадают все фирмы, где жертва числится генеральным директором или учредителем.

        • исчерпывающую информацию по всем изменениям;
        • обновленные документы;
        • проходить обучение или обучать сотрудников, повышать их квалификацию.

        Задать все интересующие вас вопросы о последних изменениях законодательства и по иным темам, заключить Договор абонентского обслуживания, получить доступ к обучающим мероприятиям, заказать проверку документов и деятельности компании, возможно, обратившись в Коммерческую службу «Акцепт Групп» или к своему Персональному менеджеру.

        • Росфинмониторинг будет получать от банков информацию обо всех без исключения операциях юридических лиц свыше 600 тыс. рублей. Ранее контроль прежде всего проводился в отношении операций, которые не обусловлены характером хозяйственной деятельности предприятия, а теперь это условие отменено;
        • обязательный контроль почтовых переводов, если их сумма больше 100 тыс. рублей.
        • обязательный контроль возврата средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи в сумме 100 тыс. рублей и выше.

        Последние 2 пункта напрямую касаются операций с наличными, т.е. ориентированы на ликвидацию данных инструментов незаконного обналичивания средств.

        Усиление контроля за операциями с наличными должно способствовать борьбе с коррупцией, считает глава комитета Госдумы по финансовому рынку и один из авторов поправок Анатолий Аксаков.

        В России существует чёткий список организаций, которые имеют право осуществлять работу с денежными средствами, вне зависимости от того, от кого они поступают. В первую очередь, это банки. Они работают как с наличными денежными средствами, так и с безналичными. В законе прописаны 2 основные обязанности банка:

        • фиксация всех сделок, которые подлежат контролю со стороны государства. Если стоимость сделки равна или превышает отметку в 600 тысяч рублей, она должна быть зафиксирована банком, а сведения о ней направлены в уполномоченные органы. Это касается не только переводов, но и выдачи займов, кредитов, сделок купли-продажи и прочего;
        • фиксация сделок, которые, по мнению банка, имеют сомнительный характер. Здесь возникают проблемы для бизнеса, потому что понятия «сомнительная сделка» в законодательстве не прописано. Здесь полномочия по определению признаков остаются у кредитного учреждения.

        Теперь нужно разобраться, где собирается информация обо всех транзакциях. Это:

        • Федеральная служба по финансовому мониторингу. Бизнесмены с этим органом исполнительной власти сталкиваются довольно редко, но его деятельность напрямую связана с ведением честного российского бизнеса;
        • Департамент банковского надзора. Он находится в ведении ЦБ РФ. Область деятельности – банки, осуществляющие деятельность на территории России. Говоря простым языком – это надзор за банками;
        • Управление по соблюдению банковского законодательства или Служба Она есть в каждом банке, именно она занимается определением «сомнительности сделки», именно с ней напрямую работают бизнесмены при возникновении проблем по сделкам.

        Банкиры самостоятельно решают, какая сделка имеет признаки сомнительности, а какая нет. Может быть так, что 10 однородных сделок проведено, а 11 заблокировали. Если при совершении перевода или платежа с помощью Клиент – банка, последний перестаёт работать, то нужно сразу же обращаться в банк. Ответ будет довольно «предсказуем» – отказано по нормам Закона № 115-ФЗ. Выход – менять кредитное учреждение!

        Закон № ФЗ 115 о противодействии легализации отмыванию доходов был принят 07. 08. 2001 года. В него постоянно вносятся изменения, соответствующие реалиям современной жизни. Состоит он из 5 глав, в каждой говорится о конкретных вещах. В частности:

        • Глава 1. Здесь даны общие положения данного закона. Своё действие закон распространяет на граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, а также на организации, которые в ходе своей деятельности имеют отношения с денежными средствами;
        • В главе 2 говорится о мерах, которые предпринимает государство для того чтобы сократить оборот легализации тех доходов, которые были получены преступным путём.

        В законе ФЗ 115 ст. 5 «О легализации» приведен исчерпывающий перечень организаций, которые имеют право, на территории России, осуществлять операции с денежными средствами.

        В ст. 6 115 – ФЗ сказано, что в России существует операции, проводимые с денежными средствами, подлежащие обязательному контролю со стороны государства. Главное условие для применения контролирующих мер, это превышение суммы по одной сделки отметки в 600 тысяч рублей. В этой статье подробно расписан перечень операций, контролируемых государством при таких условиях.

        Изменения в Закон № 115-ФЗ «О противодействии» вносились много раз. Сам он был принят Государственной Думой 13. 07. 2001 года, одобрен Советом Федераций 20. 07. 2001 года, а 07. 08. 2001 года вступил в свою юридическую силу.

        Первое изменение было внесено уже в 2002 году Законом 131-ФЗ. Оно включало в себя несколько дополнительных определений. В частности, было введено понятие «финансового терроризма». Была несколько откорректирована ст. 6, также были внесены изменения в ст. 7.

        Последующие редакции закона вносились из-за изменяющейся ситуации в стране. Добавлялись новые понятия, термины, банкам давались новые инструкции. Последние изменения были внесены 18. 03. 2019 года Законами № 32-ФЗ и 33-ФЗ.

        В прошлом и текущем году, Закон редактировался несколько раз. В 2018 году кратко:

        • в список организаций, которые могут, на законных основаниях, проводить операции с денежными средствами, были внесены негосударственные пенсионные фонды. Но, делать это они могут только в рамках своей основной деятельности;
        • было введено новое понятие «финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения»;
        • была введена новая ст. 7. 5, в которой прописаны меры, применяемые для противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения;
        • была введена ст. 10. 2, в которой говорится о международном сотрудничестве в данной сфере;
        • в ст. 7 была внесена обязанность банков заключать договоры банковского вклада только при предъявлении документов, подтверждающих открытие вклада на предъявителя;
        • в иные статьи также были внесены изменения, соответствующие сложившейся ситуации в стране.
        • Да, это способ остановить пандемию и вести прежний образ жизни (33%)
        • Посмотрю, какие отзывы будут от уже получивших вакцину, а потом решу (33%)
        • Пока нет, я хочу поставить прививку от «Вектора», когда она появится (33%)
        • Категорически против Sputnik V, прививаться не собираюсь (0%)
        • Другой вариант (в комментариях) (0%)

        ФЗ №32 от 18.03.2019 привнес изменения и в статью №13 ФЗ №115 от 07.08.2001, которая регулирует наступление ответственности за нарушение этого закона. Так, если финансовая организация, которая является частью банковской группы, ненадлежаще исполняет целевые правила внутреннего контроля, головной офис на основании предписания ЦБ РФ или Росфинмониторинга должен принять запрет для этой организации на обмен информацией, согласно пункту №1.5-4 статьи №7 ФЗ №115 от 07.08.2001, на один год.

        ФЗ 115 с изменениями на 2020 год регламентирует полный список имеющихся прав и обязанностей иностранных граждан на территории России.

        В нынешнем году закон был подвержен некоторым поправкам. Под ним подразумевается документ, который включает в себя 38 статей.

        Далеко не каждую из них знают квалифицированные юристы, из-за чего иностранным гражданам крайне важно знать об имеющихся Положениях, регулирующие их пребывание на территории России.

        Необходимо заметить, что закон ежегодно подвержен различным поправкам. Многие иностранные граждане знают только основные Положения, которые напрямую относятся к таким немаловажным процессам, как:

        • регистрация;
        • оформление временного разрешения на пребывание в России;
        • оформление вида на жительство.

        Помимо этого, крайне важно знать и понимать об имеющихся упрощениях в вопросе миграции.

        Необходимо помнить о том, что Федеральный закон № 115 относительно легализации доходов и противодействия терроризма был принят Государственной Думой еще в июле 2001 года, а утвержден

        Советом Федерации 20 июля того же года. Законопроект включает в себя:

        • 5 глав;
        • и 17 статей.

        Он был сформирован с целью урегулирования и контроля доходов, а также защиты прав граждан и безопасности против лиц, которые финансируются терроризмом либо же обретают прибыль противозаконными методами.

        Федеральный закон отображает различные данные, в частности:

        Нумерация глав Что включает в себя
        Первая глава Подробно разъясняет Общие положения Закона. В частности описывает цели, а также защищает граждан от противозаконного дохода и терроризма в частности. Помимо этого описаны, в какой именно области может быть использован и на какие компании, филиалы и дочерние предприятия распространяется. Кроме того, подробно расписаны термины и даны определения, применяемые в статьях закона и так далее
        Вторая глава Отображены варианты и меры предупреждения противоправного получения прибыли и финансирования терроризма. Подробно изложены особенности системы мер предосторожности и безопасности, а также указаны компании, которые осуществляют контроль и регулирование, отображены операции и комплекс различных мероприятий. Помимо этого отображаются права и обязанности, включая полномочия компаний, граждан
        Третья глава Отображает меры и процедуры, благодаря которым осуществляется противодействие уже совершенным противоправным действиям. В частности указано, какие именно государственные органы могут инициировать противодействия и приведен полный перечень их служебных полномочий
        Четвертая глава Указывает на то, что страны оказывают помощь друг другу в борьбе с преступностью в данной области. В частности глава указывает на конкретные ситуации варианты предоставления помощи и поддержки государствам в области обмена данными. Обязательство в признании правомерных решений судебными органами иных стран и в частности высылку мошенников для заключения под стражу
        Пятая глава Включает в себя итоговые положения и дополнительные немаловажные условия рассматриваемого законопроекта. Подробно изложена ответственность уполномоченных сотрудников государственного органа по случаю неисполнения взятых на себя обязательств либо же неисполнения обжалования действий конкретных должностных лиц. Дополнительно содержит форму заявления с целью подачи соответствующей жалобы

        Дополнительно необходимо помнить о том, что предварительной просьбе уполномоченных ведомств, компании, филиалы либо структурные подразделения должны предоставлять сведения о сделках, клиентам и выдать копии соответствующей документации.

        Подобные операции необходимы с целью защиты гражданского населения и безопасности в частности.

        Банки берут на себя ответственность по информированию Росфинмониторинг с помощью направления электронного письма относительно удаления ранее предоставленных данных с отображением оснований в исключении в таких случаях, как:

        По причине предоставления клиентом запрашиваемой раннее документации Отсутствие которых стало причиной для принятия соответствующего решения относительно отказа в совершении операций
        В связи с аннулированием причин Для отнесения конкретного клиента к категории граждан с высокими показателями риска отмывания средств

        Только в таких случаях можно говорить о выходе из черного списка.

        С 10 января 2021 года усиливается контроль за операциями с наличными

        Конечно, некоторые вопросы у граждан вызывают определенные трудности. К примеру, для того, чтобы говорить о легализации полученных преступным путем денег, необходимо, чтобы следственные органы имели прочную доказательную базу. Должна быть связь между совершенным преступлением и полученными доходами. И применение законодательства в данной части будет невозможным, пока не будет доказан факт получения средств именно преступным путем. Это в том случае, если мы говорим об отмывании. Сам по себе термин обозначает попытку скрыть преступный или незаконный путь получения доходов с последующей их легализацией.

        Здесь также важно учитывать, что в соответствии с рассматриваемым ФЗ Российской Федерации, попытка легализации выступает как отдельное преступление. Т.е. у нас имеется субъект, какой решил отмыть преступные доходы. Значит, получение этих самых доходов — это один состав, а их последующая легализация — уже отдельное преступление. ФЗ 115 направлен на противодействие второй составляющей, т.к. для первой категории есть УК РФ.

        Противодействие также направлено в отношении финансирования терроризма. Здесь следует учитывать, что в октябре 2015 года Дума (в частности комитет по законодательству) внесла дополнение к ст. 7.4. В соответствии с ними, средства могут быть получены вполне законным путем — к примеру, путем ведения бизнеса. Но если субъект привлекает свои доходы к финансированию терроризма, то он подвергается ответственности по ряду статей закона 115. Т.е. в этом случае достаточно лишь одной попытки финансировать терроризм в Российской Федерации, что уже будет значиться отдельным составом (ст. 7.1-7.4 последней редакции с изменениями). После этого, на имущество и денежные активы, какие использовались для финансирования, будет обращено взыскание.

        Режимы пребывания иностранцев на территории РФ

        ФЗ 115-ФЗ устанавливает 3 законных режима пребывания иностранных лиц в России:

        • Постоянное проживание, ВНЖ – выдается зарубежным гостям, которые имеют РВП в России и живут по нему уже минимум один год. Продолжительность ВНЖ – 5 лет.
        • Временное проживание, на которое дает право РВП. Его срок ограничен 3-мя годами и выдается оно на основе квоты. Квота разрабатывается Правительством РФ на ежегодном собрании и представляет собой лимит на выдачу РВП для конкретных субъектов РФ. Право на получение РВП вне рамок квоты имеют только особые категории, прописанные в законе.
        • Временное пребывание – ограниченное пребывание в России (на срок визы или на 90 дней для безвизовых граждан). Пребывание можно продлить на один год, если иностранец получил трудовой договор или рабочий патент.

        ФЗ 115 с последними изменениями о трудовой деятельности иностранцев

        Для того чтобы трудиться на территории России, иностранцам требуется получить особое разрешение.

        Оно выдается как гражданам, приехавшим в страну по визе, так и некоторым другим категориям мигрантов. Разрешение позволяет работать в России в течение определенного времени.

        Инфо

        Иностранцам, приехавшим из безвизовых стран, работать в России позволяет патент на трудовую деятельность, им не требуется разрешение.

        Для граждан, прибывших из стран, с которыми заключен договор о безвизовом режиме, срок пребывания в России ограничен тремя месяцами (90 дней) суммарно за каждый период в 180 дней, если не будут нарушены правила продления. Продлить срок можно максимум на один год, если иностранец получил трудовой патент (Федеральный закон 115 статья 5, пункт 5).

        По закону 115 ФЗ, чтобы получить патент, иностранец обязан в течение первых 30-ти дней после въезда в Россию подать в орган ФМС документы:

        1. Заявление на выдачу патента;
        2. Карточка миграционного учета, где должна быть указана цель приезда;
        3. Сертификат о прохождении экзамена по русскому языку, истории и основным законодательным нормам;
        4. Регистрация по месту проживания. Если документ не предоставить, миграционный орган вправе запросить эту информацию самостоятельно;
        5. Удостоверение личности иностранца (например, иностранный паспорт);
        6. Страховой медицинский полис;
        7. Медицинские справки о том, что гражданин не болеет опасными заболеваниями, в том числе СПИДом;
        8. Квитанция об оплате штрафа за просрочку подачи заявления (30 дней).

        Срок пребывания в России продлевается как при получении патента, так и при его продлении. При конце срока патента иностранец обязан покинуть пределы России.

        В данной статье будет предоставлено описание закона, его основные постановления, а также анализ некоторых отдельных статей.

        ФЗ-115 «О противодействии отмыванию доходов» можно скачать здесь. Закон определяет методы борьбы с отмыванием денежных средств, устранение их последствий, устанавливает перечень действий, при обнаружении мошенников.

        Легализация доходов, полученных преступным путем, регламентируется ФЗ-115.

        Согласно данному законодательному документу, разрабатываются правила внутреннего и обязательного контроля финансовых организаций, за соблюдением предписанных законом правил.

        Пять лет — обязательный срок хранения документации о денежных правоотношениях с бенефициариями. Термин начинает идти с момента прекращения всех сделок и сотрудничества.

        Организация с целью защиты от участия в незаконных операциях может отказать в проведении сделки бессрочно или на пять суток (для осуществления целевой проверки). Допускается расторжение составленного соглашения, если дважды за 12 месяцев в сделках было отказано по причине недоверия.

        Экономика и бизнес / 11:50 22 июня 2020
        «Нерабочие» дни 24 июня и 1 июля сдвигают сдачу «антиотмывочной» отчетности

        Экономика и бизнес / 13:25 12 мая 2020
        Сведения по «отмыванию» доходов и противодействию терроризму надо передавать с 12 мая

        Экономика и бизнес / 12:45 5 июня 2020
        ИП и адвокатов обяжут пройти обучение по «антиотмывочному» законодательству

        Экономика и бизнес / 12:31 21 мая 2020
        Отчетность по «отмыванию» сдается не ранее отмены региональных ограничений

        Аудит / 10:55 14 декабря 2018
        Аудиторы обязаны сообщать в Росфинмониторинг о сомнительных сделках клиентов

        Экономика и бизнес / 15:52 6 августа 2018
        Легализовать бизнес мешает чрезмерный госконтроль

        Проверки / 13:31 22 мая 2020
        Росфинмониторинг прекратит проверки по «отмыванию» до конца 2020 года

        Экономика и бизнес / 14:15 14 марта 2019
        Число фирм-однодневок сокращается по 500 тысяч в год

        С августа 2001 года в силу вступил закон ФЗ-115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который в народе получил название «антиотмывочный». По задумке законодателей, он обязывает банки следить за операциями клиентов, чтобы исключить отмывание денег и другие незаконные действия с финансами.

        В соответствии с законом, служба финансового мониторинга должна обращать внимание на подозрительные операции пользователей, в противном случае банку грозит лишение лицензии. Поэтому банки тщательно соблюдают принятый в 2001 году закон и поддают тщательной проверке любые подозрительные передвижения средств между счетами клиентов. В случае обнаружения таких операций, обслуживание клиента может быть приостановлено до выяснения обстоятельств.

        Чтобы подтвердить законность операций, клиент – будь то физическое или юридическое лицо – обязан предоставить документы, подтверждающие легальность средств. При этом, в каждом конкретном случае, проверка может подразумевать предоставление различных документов.

        Как правильно обращаться с наличными в бизнесе

        Итак, если вы по неосторожности или беспечности попали под внимание вашего банка и карта заблокирована, то еще не все потеряно и можно предпринять некоторые действия.

        Первый делом сразу же идите на контакт с банком, а не пускайте ситуацию на самотек, иначе в глазах банка вы автоматически будете выглядеть виновым. Если вы юридическое лицо, то тут потребуется доказать легальность бизнеса, доходов, продемонстрировать документы, подтверждающие честность вашей работы – их список будет индивидуальным.

        Если вы выполните все требования банка, то счет будет разблокирован, и вы без проблем сможете пользоваться им в дальнейшем.

        Если вы физическое лицо и нет никаких документов, подтверждающих легальность ваших денег, то и в этом случае найти выход из ситуации можно. Как вариант, вы можете устно рассказать, откуда у вас конкретная сумма денег, при этом указав вариант, проверить который будет невозможно.

        Например, объяснить свои доходы можно заработком на криптовалютах – правда, далеко не каждый банк готов снимать блокировку карты в этом случае. Ещё один вариант – что знакомый вернул вам долг путем перевода на карту.

        Что вызовет у банков подозрение
        Какую информацию может запрашивать Росфинмониторинг
        Какие операции с наличными под особым контролем у банков
        Начинающие предприниматели и физлица — в зоне риска
        Какую информацию нужно предоставлять банку
        Как не попасть под 115-ФЗ. 9 правил
        Как поступает банк, если считает операцию подозрительной
        Что делать, если банк заблокировал счет
        Как это работает. Внутренняя банковская кухня
        Кто, помимо банка, может «сдать» вас Росфинмониторингу
        Важное о 115-ФЗ в 2021 году

        Любой держатель банковского счета рискует заинтересовать госорганы, ответственные за исполнение Федерального закона №115 «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

        Закон, ставший в последние пять лет настоящим кошмаром предпринимателей, был принят еще 20 лет назад. Никто толком и не знал о его существовании, но в 2016 резко изменилась практика применения ФЗ-115, действие которого касается очень многих сфер деятельности — от обналички до использования налоговых схем.

        Любой банк, в котором вы обслуживаетесь, может счесть какую-нибудь операцию по счету сомнительной. Тогда он вправе заблокировать операцию вплоть до момента, когда рассмотрит ваши объяснения и сочтет их убедительными.

        Нередко заблокированным оказывается, помимо самой операции, еще и доступ к банку-онлайн, а то и полностью счет. А это уже очень серьезная проблема. После блокировки счета невозможно открыть новый в другом банке. Да и новое юридическое лицо зарегистрировать не получится.

        • Неактивный счет. Банки считают, что правильный предприниматель обязательно должен пользоваться счетом хотя бы раз в три месяца. Большие перерывы в работе вызывают интерес контролирующих органов.
        • Отсутствие налоговых платежей. Счет, который не используется для оплаты налогов или налоговые отчисления с которого выглядят подозрительно маленькими, привлекает внимание банка.
        • Десятитысячный уставной капитал. Стандартные 10 тысяч рублей в графе «уставной капитал» — сигнальная ракета для банка. Маловато будет.
        • Искусственно заниженный НДФЛ. На эти цифры банковские служащие обращают особое внимание.
        • Совмещаемые должности. Допустим, директор и бухгалтер — одно и то же лицо. А если оно еще и учредитель — совсем плохо.
        • Случай, когда предприятие зарегистрировано по тому же адресу, что и множество других. Ну и что, что это офисный центр. Все равно государственная машина обратит на это внимание.
        • Всплеск финансовой активности. Особенно если накануне поменялся учредитель или название организации.
        • Операции транзита. Одна и та же сумма утром пришла, вечером ушла, и так каждое второе число каждого месяца. Добро пожаловать с объяснениями.

        Росфинмониторинг (Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ) был создан в ноябре 2001 года. Через два месяца после принятия 115 ФЗ. Это не совпадение. Одна из основных задач Росфинмониторинга, главного подразделения финансовой разведки страны — реализация 115-го закона.

        Эта структура имеет полномочия на запрос практически любой информации по движению денежных средств на счетах предпринимателей и организаций.

        В 2021 году введены новые правила, по которым банки отчитываются перед Росфинмониторингом.

        Отныне обязательному контролю подлежат:

        1. Любые операции со счетом юрлица, по которым снимается или зачисляется наличка. Причем неважно, какой деятельностью это лицо занимается;
        2. Операции иностранных структур без образования юрлица. Но только на протяжении 90 дней с момента регистрации. Если же три месяца никаких операций не совершалось, под контроль попадает первое перечисление, которое будет проведено;
        3. Выплаты причитающихся вознаграждений физическим лицам, которым повезло выиграть в лотерею;
        4. Операции с жилыми и нежилыми помещениями, которые не влекут смену собственника. Этот пункт будет работать при фигурирующих суммах, превышающих 3 миллиона рублей;
        5. Любые платежи по лизинговым договорам, превышающие 600 тысяч;
        6. Почтовые переводы. Здесь установлена контрольная планка в 100 тысяч рублей;
        7. Возврат предоплаты за связь, при условии непригодившегося остатка в размере 100 тысяч.

        Еще одно нововведение. С 2021 года структуры, работающие с денежными средствами или другим имуществом своих клиентов, не обязаны отчитываться по всем без исключениям операциям, фигурирующим в ФЗ-115. Росфинмониторинг интересуют только платежи, относящиеся к виду деятельности вышеназванных организаций.


        Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *