Проверки трудовой инспекции на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверки трудовой инспекции на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  1. Организация и проведение инспекционных посещений

    1.1 Права и обязанности инспекторов

    1.2 Права предпринимателей

    1.3 Составление акта инспекционного посещения, предписания и принятия решений по результатам инспекционного посещения

    1.4 Применение мер воздействия в связи с нарушением законодательства о труде, обжалование предписания или требования инспектора труда

  2. Выездные проверки Гоструда
  3. Комплексные проверки соблюдения трудового законодательства: кто и что будет проверять?

    3.1 Полномочия Государственной службы по вопросам труда

    3.2 Полномочия Государственной фискальной службы

    3.3 Полномочия органов Пенсионного фонда

    3.4 Национальная полиция и ее полномочия

    3.5 Ответственность за нарушения трудового законодательства

    3.6 Порядок наложения штрафов

    3.7 Административная ответственность

  4. Проверки инспекций по охране труда: полномочия, сроки, результаты

    4.1 Нормативная база

    4.2 Общие требования

    4.3 Специальные требования

    4.4 Результаты проверок

  5. Новые штрафы Гоструда со 2 февраля 2020 года

Затверджено план комплексних перевірок на 2021 рік

Основаниями для осуществления инспекционных посещений являются:

1) обращение работника о нарушении в отношении него законодательства о труде;

2) обращение физического лица, в отношении которого нарушены правила оформления трудовых отношений;

3) решение руководителя органа контроля о проведении инспекционных посещений, принятое по результатам анализа информации, полученной из средств массовой информации, других источников, доступ к которым не ограничен законодательством, и источников, указанных в подпунктах 1, 2, 4-7 настоящего пункта;

4) решения суда;

5) сообщение должностных лиц органов государственного надзора (контроля), правоохранительных органов о выявленных в ходе выполнения ими полномочий признаков нарушения законодательства о труде по неоформлению и / или нарушению порядка оформления трудовых отношений;

6) информация:

Госстата и его территориальных органов о наличии задолженности по выплате заработной платы;

ГНС и ее территориальных органов о:

— несоответствии количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, оказанных услуг) к средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности;

— факты нарушения законодательства о труде, выявленные в ходе осуществления полномочий;

— факты осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации в порядке, установленном законом, как субъекта хозяйствования;

Пенсионного фонда Украины и его территориальных органов про:

— работодателей, которые начисляют заработную плату 30 и более процентам работников меньше минимальной;

— работодателей, у которых в отношении работников отсутствует сообщение о принятии на работу;

— работодателей, у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 и более процентов;

— физических лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более года;

— работодателей, у которых в отношении работников отсутствуют начисления заработной платы в отчетном месяце;

— работодателей, у которых в течение года не проводилась индексация заработной платы или сумма повышения заработной платы составляет менее суммы начисленной индексации;

— работодателей, у которых 30 и более процентов физических лиц работают на условиях гражданско-правовых договоров;

— работодателей с численностью 20 и более работников, у которых в течение месяца произошло сокращение на 10 и более процентов работников;

7) информация профсоюзных органов о нарушении прав работников, являющихся членами профсоюза, выявленных в ходе осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде;

8) поручение Премьер-министра Украины;

9) обращение Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека;

10) запрос народного депутата Украины;

11) невыполнение требований предписания инспектора труда.

Инспекционное посещения или решения инспектора труда о посещении работодателя подлежит уведомительной регистрации Гоструда или его территориальным органом до начала их проведения.

Перед регистрацией инспекционного посещения работодателя, по которому в течение предыдущих шести календарных месяцев осуществлялись инспекционные посещения, руководитель органа контроля (другое уполномоченное им должностное лицо) изучает вопрос о целесообразности его проведения.

Во время подготовки к проведению инспекционного посещения инспектор труда может получить информацию и / или документы, относящиеся к предмету инспекционного посещения, в том числе путем проведения анализа имеющейся (доступной) информации о состоянии соблюдения объектом посещения законодательства о труде.

В случае необходимости для участия в инспекционных посещениях инспектором труда могут привлекаться (по согласию объекта посещения или другого уполномоченного им должностного лица) представители профсоюзов, их организаций и объединений, члены которых работают на объекте посещения, организаций работодателей и их объединений, государственных органов.

При проведении инспекционного посещения инспектор труда должен предъявить объекту посещения или уполномоченному им должностному лицу свое служебное удостоверение, перед подписанием акта инспекционного посещения предоставить копию соответствующего направления на проведение инспекционного посещения внести запись о его проведении в соответствующий журнал регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) объекта посещения (при его наличии).

Продолжительность инспекционного посещения не может превышать 10 рабочих дней.

Инспекторы труда при наличии служебного удостоверения беспрепятственно имеют право:

1) при проведении инспекционных посещений при наличии оснований, без предварительного уведомления в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд;

2) знакомиться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, содержащими информацию / сведения по вопросам, которые являются предметом инспекционного посещения, с целью проверки их соответствия нормам законодательства и получать заверенные объектом посещения их копии или выдержки;

3) один или в присутствии свидетелей задавать руководителю и / или работникам объекта посещения, другим лицам, обладающим необходимой информацией, вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и / или письменные объяснения;

4) при наличии признаков уголовного преступления и / или создания угрозы безопасности инспектора труда привлекать работников правоохранительных органов;

5) на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного посещения;

6) фиксировать проведение инспекционного посещения средствами аудио-, фото- и видеотехники;

7) получать от органов государственной власти, объектов посещения информацию и / или документы, необходимые для проведения инспекционного посещения.

Требование инспектора труда о предоставлении объектом посещения для ознакомления документов и / или их копий или выписок из документов, объяснений, доступа ко всем видам помещений, организации рабочего места, внесенное в пределах полномочий, является обязательным для исполнения.

Инспекторам труда запрещается:

1) выступать посредниками, арбитрами или экспертами при рассмотрении индивидуальных или коллективных трудовых споров;

2) подменять работников объекта посещения во время проведения расчетов или перерасчетов размеров принадлежащих работникам средств, готовить заключения о соответствии или несоответствии нормативных актов объекта посещения требованиям нормативно-правовых актов с целью их дальнейшей передачи работникам (в том числе уволенным), другим лицам или органам;

3) проводить инспекционные посещения с целью получения от объекта посещения любых документов или их копий для последующей передачи другим лицам;

4) рассматривать и проверять вопрос, который является предметом рассмотрения в суде или в отношении которого вступило в законную силу решение суда, проверять своевременность, правильность и полноту выполнения решений суда;

5) разглашать коммерческую тайну и конфиденциальную информацию или информацию о производственных процессах, с которыми они могли ознакомиться при исполнении своих должностных обязанностей, кроме случаев, предусмотренных законом, в том числе в течение трех лет после освобождения от должности;

6) разглашать источник всякой жалобы, доведенной до сведения, на недостатки или нарушения и сообщать объекту посещения или его представителю о том, что посещение было проведено в связи с получением такой жалобы;

7) изымать у объектов посещения оригиналы их финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеры и их части;

8) проводить инспекционное посещение сверх установленных сроков.

По результатам инспекционного посещения составляются акт инспекционного посещения и в случае выявления нарушений требований законодательства о труде — предписание по их устранению и предупреждению об ответственности за нарушение законодательства о труде.

Акт составляется в последний день инспекционного посещения в двух экземплярах, которые подписываются инспектором труда и объектом посещения или уполномоченным им лицом.

Один экземпляр акта остается у объекта посещения.

Второй экземпляр акта остается у инспектора труда.

Если объект посещения не согласен с изложенной в акте информации, акт подписывается с замечаниями, которые являются его неотъемлемой частью.

Замечания могут быть поданы объектом посещения не позднее трех рабочих дней после дня подписания акта. Письменный мотивированный ответ на замечания предоставляется инспектором труда не позднее чем через три рабочих дня с даты их поступления.

Материалы, зафиксированные средствами аудио-, фото- и видеотехники в ходе инспекционных посещений, приобщаются к акту в бумажном или электронном виде на дисках для лазерных систем считывания, на которых проставляется номер и дата составления акта. О приобщении таких материалов делается отметка в акте.

Предписание является обязательным для выполнения в определенные сроки по письменному требованию инспектора труда об устранении объектом посещения нарушений требований законодательства о труде, выявленных во время инспекционного посещения.

Предписание вносится объекту посещения не позднее чем в течение следующего рабочего дня после подписания акта (отказа от подписания), а в случае наличия замечаний — на следующий день после их рассмотрения.

Предписание составляется в двух экземплярах, которые подписываются инспектором труда, который проводил инспекционное посещение, и объектом посещения или уполномоченным им лицом.

Один экземпляр предписания остается у объекта посещения. Состояние выполнения предписания проверяется по истечении указанного в нем срока исполнения. Если объект посещения не предоставил ответа или предоставил его в объеме, недостаточном для подтверждения факта выполнения предписания, проводится инспекционное посещение.

В случае отказа объекта посещения или уполномоченного им лица от подписания или в случае невозможности личного вручения акта и / или предписания акт и предписание составляют одновременно в трех экземплярах.

В случае отказа объекта посещения подписать акт инспектор труда вносит в такой акт соответствующую запись.

Два экземпляра акта и предписания не позднее чем в течение следующего рабочего дня направляются объекту посещения по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, заказным письмом с описью документов в нем и уведомлением о вручении. На экземпляре акта и предписания, которые остаются у инспектора труда, указываются реквизиты почтового сообщения, которое приобщается к материалам инспекционного посещения.

Объект посещения обязан вернуть инспектору труда нарочно или почтовым отправлением с описью вложения подписанный экземпляр акта и предписания не позднее чем через три рабочих дня с даты его получения.

В случае непоступления в течение семи рабочих дней после дня отправки объекта посещения подписанного экземпляра акта и предписания составляется акт об отказе от подписи в двух экземплярах, один из которых направляется объектуа посещения заказным письмом с уведомлением о вручении.

При наличии нарушений требований законодательства о труде, зафиксированных актом, после рассмотрения замечаний объекта посещения к нему (в случае их поступления) инспектор труда проводит анализ материалов инспекционного посещения, по результатам которого вносит предписание и принимает меры к привлечению виновного в допущении нарушений должностного лица к установленной законом ответственности.

Мероприятия по привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности за использование труда неоформленных работников принимаются одновременно с внесением предписания независимо от факта устранения выявленных нарушений в ходе инспекционного посещения.

Предписание или требование инспектора труда могут быть обжалованы соответственно в десятидневный и однодневный срок с даты их получения до руководителя или заместителя руководителя соответствующего территориального органа Гоструда.

В случае несогласия с решением руководителя или заместителя руководителя соответствующего территориального органа Гоструда такое решение может быть обжаловано председателю или заместителю Председателя Гоструда.

Представление в установленный срок жалобы временно прекращает исполнение предписания или требования инспектора труда.

Жалоба рассматривается в 30-дневный срок после дня ее поступления, если иное не установлено законом.

На время рассмотрения жалобы решением руководителя или заместителя органа контроля проведение инспекционного посещения останавливается.

По результатам рассмотрения жалоб предписание, требование инспектора труда могут быть отменены полностью или в отдельной части.

Выездные проверки проводятся уполномоченными должностными лицами в соответствии с индивидуальным графиком, который утверждается руководителем или заместителем руководителя Гоструда или ее территориального органа в соответствии с планом работы Гоструда и ее территориального органа на соответствующий период.

О проведении выездной проверки уполномоченное должностное лицо сообщает объекту надзора не позднее чем за пять рабочих дней до ее начала.

Срок проведения выездной проверки не может превышать пяти рабочих дней и по обоснованному представлению уполномоченного лица может быть продлен руководителем или заместителем руководителя Гоструда или его территориального органа до 10 рабочих дней.

К участию в выездной проверке в случае необходимости могут привлекаться представители центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, их организаций и объединений профсоюзов, организаций работодателей и их объединений (по согласию), а также другие уполномоченные должностные лица Гоструда и ее территориальных органов.

Перед началом проведения выездной проверки уполномоченное должностное лицо должно предъявить руководителю объекта надзора или уполномоченному им должностному лицу свое служебное удостоверение.

Уполномоченному должностному лицу на время проведения выездной проверки предоставляется рабочее место с правом пользования телефонной связью, множительной техникой, другими услугами технического характера, необходимыми для реализации полномочий при выездной проверке, оформления материалов выездной проверки, общения с должностными лицами объекта надзора ( в случае необходимости получения объяснений).

С целью осуществления государственного надзора уполномоченные должностные лица имеют право:

1) беспрепятственно получать от объектов надзора документы, информацию, показатели статистической и оперативной отчетности и любые данные, связанные с осуществлением контрольных полномочий;

2) ставить должностным лицам объекта надзора вопросы, получать от них необходимые объяснения, отчеты, материалы, другую информацию об уровне и состоянии профилактической работы, причинах нарушений законодательства о труде и принятых мерах к их устранению;

3) анализировать материалы и организационно-распорядительные документы, которые составляются во время проведения и по результатам инспекционных посещений, невыездных инспекций; показатели статистической и оперативной отчетности; данные сравнения фактически достигнутых результативных показателей осуществления полномочий к показателям выполнения определенных Гоструда планов; данные интервьюирования, анкетирования, опросы граждан и сбор информации от юридических лиц;

4) получать от государственных органов, физических и юридических лиц документы и материалы по предмету государственного надзора, получать информацию из автоматизированных информационных и справочных систем, реестров и баз данных, созданных государственными органами;

5) требовать прекращения действий, препятствующих осуществлению государственного надзора;

6) делать выводы о состоянии соблюдения объектом надзора законодательства о труде при осуществлении контрольных полномочий;

7) по результатам государственного надзора инициировать проведение объектами надзора информационно-разъяснительных кампаний по наиболее эффективным способам соблюдения норм законодательства о труде, защиты и восстановления трудовых прав работников.

В случае выявления нарушения и / или недостатков при осуществлении объектами надзора контрольных полномочий уполномоченные должностные лица имеют право:

1) вносить руководителю объекта надзора обязательное для выполнения требование;

2) инициировать привлечение должностных лиц объекта надзора к ответственности за нарушение законодательства при осуществлении контрольных полномочий;

3) инициировать отмену или приостановление действия решений, принятых должностными лицами объекта надзора при осуществлении контрольных полномочий, если они противоречат законодательству о труде.

Должностные лица объекта надзора имеют право:

1) проверять у уполномоченного должностного лица наличие служебного удостоверения;

2) не допускать уполномоченное должностное лицо к проведению выездной проверки в случае отсутствия служебного удостоверения;

3) подавать в письменной форме свои объяснения, замечания об устранении нарушений к выводу и / или требованию;

4) требовать от уполномоченного должностного лица внесения записи о проведении выездной проверки в соответствующий журнал проверок (при его наличии).

Должностные лица объекта надзора обязаны:

1) допускать уполномоченных должностных лиц к проведению выездной проверки;

2) выполнять требование уполномоченного должностного лица по устранению выявленных нарушений требований законодательства о труде;

3) предоставлять документы, объяснения, справки, сведения, материалы по вопросам, возникающим при осуществлении государственного надзора;

4) отчитываться о выполнении возложенных на объект надзора контрольных полномочий по форме и в сроки, определенные Гоструда, но не чаще чем один раз в месяц;

5) сообщать уполномоченному должностному лицу о выполнении требования, а также о привлечении к ответственности должностных лиц объекта надзора за нарушение законодательства при осуществлении контрольных полномочий.

В случае создания объектом надзора препятствий в деятельности уполномоченного должностного лица (отказ в допуске к проведению выездной проверки, непредоставление информации, необходимой для осуществления государственного надзора, препятствие в реализации других прав), отсутствия документов, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, составляется акт о невозможности составления заключения, который подписывается руководителем объекта посещения или уполномоченным им должностным лицом.

Выделяются несколько категорий риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда. Речь идет о таких ценностях, как жизнь и здоровье работников, трудовые права работников, связанные с невыплатой в установленный срок зарплаты.

Если работодатель отнесен к категории низкого риска, то хотя плановая проверка Роструда ему не грозит, внеплановая вполне может случиться.

Основания для проведения внеплановой проверки следующие:

  • истечение срока исполнения работодателем выданного Рострудом предписания об устранении выявленного нарушения ТК;
  • обращения граждан с жалобами на работодателей, поступление соответствующей информации от органов власти, из СМИ о фактах нарушения трудовых прав.

В частности речь идет о следующих нарушениях трудовых прав:

  • невыплата работникам зарплаты;
  • непредставление оплачиваемых отпусков;
  • нарушение режима труда и отдыха;
  • уклонение от оформления трудовых отношений или их ненадлежащее оформление;
  • необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • допуск к работе лиц, не прошедших обучение, инструктажи, стажировку на рабочем месте, медосмотры, психиатрические освидетельствования;
  • отсутствие системы управления охраной труда или ее ненадлежащее функционирование;
  • непроведение СОУТ;
  • непредставление, нарушение порядка представления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных или опасных условиях труда по результатам СОУТ.

Утвержден план комплексных проверок на 2021 год

  • невыплата (задержка) или неполная выплата заработной платы в установленный срок;
  • установление зарплаты в размере меньшем, чем это предусмотрено трудовым законодательством, то есть ниже МРОТ;
  • невыполнение работодателем предписания инспектора труда;
  • поступление информации о фактах нарушения трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • жалоба работника на нарушение трудовых прав;
  • запрос работника на проверку условий и охраны труда на его рабочем месте;
  • приказ руководителей трудовой инспекции или Федеральной службы по труду, изданный на основании поручения Правительства РФ, Президента РФ или прокурора.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роструд или в его территориальный орган, а также обращения и заявления, в которых отсутствуют сведения об указанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки работодателя.

О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, которому поручено проведение проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Внеплановая проверка работодателя может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года.

Для ее осуществления достаточно наличие оснований, указанных в Федеральном Законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ:

  • прошло три года со дня государственной регистрации работодателя;
  • вышел трехлетний срок с момента завершения последней плановой проверки;
  • работодатель фактически осуществляет свою предпринимательскую деятельность в течение трех лет (с момента подачи особого извещения в уполномоченный орган).

Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.

Проверку государственной инспекции труда в организации можно разделить на 2 направления:

  1. Проверка кадровых документов.
  2. Проверка безопасности выполняемых работ.

К ней относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о защите персональных данных, положение о коммерческой тайне. Перечисленные документы должны соответствовать закону, не должны противоречить друг другу и не ухудшать положение сотрудников предприятия в сравнении с правилами закона.

Следует сопоставить все эти документы с трудовыми договорами, часто в них находятся разные режимы работы. Также с трудовым договором необходимо сопоставить штатное расписание, Положение об оплате труда и премировании, для исключения разных систем оплаты труда и разных дат получения зарплаты.

Инспекторы непременно обратят внимание на то, как выдается заработная плата (по закону необходимо выплачивать ее два раза в месяц). В Правилах внутреннего распорядка, коллективном и трудовом договорах должна быть отражена информация о времени и месте выдачи зарплаты.

Проверяющие также обратят внимание на размер зарплаты, помните, что она не должна быть ниже установленного законом минимума.

В случае если работнику выплачивают надбавки, премии, организация должна документировать данный факт. Также следует проверить, всем ли уволенным работникам были произведены выплаты.

  • Новый порядок выдачи листков нетрудоспособности. Что нужно знать работодателю
  • Как оплачивать и табелировать 24 июня и 1 июля 2020 года
  • Нерабочие дни с 30 марта по 30 апреля: как оплачиваются и что делать бухгалтеру
  • Учебный отпуск для работника: 5 правил для бухгалтера
  • 13 самых горячих вопросов о том, как представить новую форму СЗВ‑ТД. Часть первая?
  • Отчетность‑2020. Действия работодателя в рамках ведения воинского учета

Не важно, плановая проводится проверка, или внеплановая, закон требует от инспекторов ГИТ соблюдения следующих правил:

Ограничение Комментарий
По срокам извещения о начале проведения проверки Уведомление от ГИТ должно прийти на предприятие не позже, чем за 3 рабочих дня до приезда инспекторов. Уведомление происходит путем направления предпринимателю приказа или распоряжения о проведении проверки письмом (заказным, с уведомлением о вручении). Если проверка внеплановая, предупреждение должно поступить любым возможным способом за 24 часа до прихода инспекторов.
По продолжительности проверки Плановая или внеплановая проверка ГИТ может растянуться не более чем на 20 рабочих дней. Существует ограничение и по срокам проведения плановых выездных проверок – для субъекта малого бизнеса это максимум 50 часов в год, для микропредприятия – 15 часов.
По запрашиваемым документам Если документы, которые требует предъявить инспектор ГИТ, не относятся к предмету проверки, предприниматель не обязан их предъявлять (но перечня бумаг, которые необходимо показывать, законом не утверждено).

Важно! Поводом к проведению внеплановой проверки, согласно закону, может послужить любое нарушение предпринимателем положений Трудового кодекса или иных правовых актов, имеющих отношение к нормам трудового права.

Чаще всего внеплановая проверка проводится по той причине, что один из сотрудников предприятия подал заявление (в соответствии со всеми требованиями закона) о нарушении его трудовых прав. Но инспекторы ГИТ также обращают внимание на:

  • запросы сотрудников предприятий о проведении проверки охраны труда и условий работы на производстве;
  • заявления и обращения в Роструд граждан (в т.ч. ИП и ООО);
  • сведения, полученные из СМИ;
  • информацию, поступившую от органов гос. власти.

Предприниматель обязан допустить инспектора к проверке также при следующем обосновании ее проведения:

  • в соответствии с поручением Президента или Правительства РФ был издан приказ руководителя (или распоряжение зам. начальства) Федеральной инспекции труда о необходимости проведения выездной внеплановой проверки;
  • было получено требование Прокурора об организации проверки предприятия на предмет соблюдения требований закона, основанное на обращениях, зарегистрированных в органах прокуратуры.

Ошибка: Работник подает анонимное заявление о нарушении своих трудовых прав работодателем. Он рассчитывается на то, что будет проведена внеплановая проверка руководителя.

Комментарий: Анонимные обращения граждан не могут служить поводом к проведению внеплановой проверки ГИТ.

Ошибка: Предприниматель предоставляет инспекторам ГИТ документы на проверку, которые не относятся к предмету проверки.

Комментарий: Несмотря на то, что закрытого перечня документов, которые ГИТ вправе потребовать предъявить в ходе проверки, не определено законом, предприниматель не обязан предоставлять бумаги, не относящиеся к предмету проверки.

Вопрос №1: Можно ли избежать плановой проверки ГИТ?

Ответ: Положениями ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ определена возможность для предпринимателей и юрлиц, имеющих статус субъекта малого предпринимательства, избежать проверки Государственной инспекции труда РФ путем подачи заявления с требованием исключить фирму из плана предстоящих проверок.

Вопрос №2: Как часто Государственная инспекция труда имеет право организовывать плановые проверки?

Ответ: Закон позволяет проводить подобные проверки максимум 1 раз в 3 года.

Внеплановая проверка трудовой инспекции 2021

Можно перечислить новые виды ревизий?

Все контрольные мероприятия разделены на две большие группы: контролирующие проверки и профилактические. Внутри каждой группы собрано несколько видов ревизий.

Например, теперь к профилактическим мероприятиям контроля относится новый вид проверок: мониторинг безопасности. Хотелось бы остановиться на этом виде ревизий подробнее, так как именно с ним, на мой взгляд, столкнется большинство предприятий, если не все.

Мониторинг безопасности – это фактически бесконтактный вид контроля, ревизоры без посещения работодателя смогут провести проверки соблюдения законодательства, используя для этого только лишь государственные базы данных и межведомственное взаимодействие. Это тот вид контроля, с которым ранее никто из нас не сталкивался.

Как может выглядеть такая проверка?

В этом году уже было несколько прецедентов, когда компании столкнулись с такой ситуацией.

Не так давно мне позвонил клиент и сказал, что ему пришло уведомление из военкомата, в котором организации сообщили о пропущенном сроке уведомления о трудоустройстве военнообязанного сотрудника.

Я начала задавать уточняющие вопросы, и оказалось, что компания действительно нарушила требования закона и отправила соответствующие уведомление.

Вопрос заключается в том, как военный комиссариат узнал о трудоустройстве такого сотрудника.

Все очень просто: контролирующие органы начали использовать единую базу данных, теперь вся эта информация аккумулирована в единой цифровой платформе, что позволяет довольно быстро сверять поступающие сведения

Вернемся к ситуации с военкоматом – компания приняла на работу специалиста и подала сведения в ПФР. Фонд отразил данные в базе данных, и через некоторое время учетные системы военкомата сообщили о нарушении. Как результат, организация получила сообщение о нарушении и просьбу ревизоров предоставить пояснения, почему кадровая служба предприятия не направила сведения о новом сотруднике в военкомат.

Таким образом, мы видим взаимосвязь всех контролирующих органов между собой.

В военкомате же физически сотрудники не сверяли данные, скорее всего, информацию проверяют алгоритмы.

Да, все верно, расхождения находят не люди, это важно понять. Сверка происходит с помощью искусственного интеллекта, который проверяет сведения. Когда он находит нарушение, то информирует об этом инспектора.

Конечно, как практик могу сказать, что одна из основных проблем заключается в том, что люди привыкли недооценивать серьезность нарушений. Логика такая: если к нам придет инспектор и найдет нарушения, то мы с ним договоримся. Эта, можно сказать, традиция формировалась годами. Многие компании абсолютно не готовы к объективному контролю, который будет проводить искусственный интеллект. Как можно договориться с письмом об уже выявленном нарушении?

Более того, само письмо, скорее всего, отправляет не человек, конечно, его подписывает инспектор, но это происходит автоматически.

К тому же можно предположить, что если какой-то инспектор не допустит отправки письма, об этом станет известно его руководителю, поэтому, если нарушение выявлено, компания получит свое уведомление.

Цифровые инструменты позволяют сделать контрольную работу абсолютно прозрачной, человеческий фактор полностью исключается.

Продолжим пример с военкоматом. Компания получила уведомление, формально ревизоры уже могут ее оштрафовать?

Военкомат, как и другой контролирующий орган, имеет полное право инициировать внеплановую проверку.

Она может быть начата как на основании жалобы, так и по «мотивированному решению контрольного органа», есть такая формулировка в законодательстве. То есть, по сути, любой ревизор может самостоятельно объяснить, почему нужно провести внеплановую проверку.

В нашем примере ситуация может развиваться следующим образом: военкомат запрашивает объяснения. Факт нарушения уже зафиксирован. Нельзя исключить вероятность того, что произошла техническая ошибка, например, в ПФР отправлены некорректные данные.

После этого, если сотрудника все-таки взяли на работу, военный комиссариат может начать внеплановую проверку, результатом которой будет наказание.

Как много примеров нарушений «по забывчивости» можно привести?

Очень много. У нас действуют требования по публичному размещению информации, самое, наверное, распространенное нарушение – отсутствие размещенных данных о проведении специальной оценки условий труда и плана профилактических мероприятий, которые некоторые категории работодателей должны публиковать на сайте.

Куда большее число предприятий обязаны разместить на своих сайтах политику по обработке персональных данных. Если этой информации нет, Роскомнадзор может оштрафовать предприятие.

И мы понимаем, что, когда речь заходит о наличии на сайте той или иной информации, ее отсутствие выявляет не человек, а алгоритм.

Хочу заметить, что Пенсионный фонд РФ административные штрафы выносит едва ли не автоматически – что мешает рассылать уведомления о нарушении и требования об устранении нарушения Роскомнадзору? Ничего. Факт нарушения доказан.

Как же в этом контексте можно говорить о том, что это профилактический надзор, если ревизоры, используя цифровые инструменты, выявляют уже совершенные нарушения, а значит, компании могут быть оштрафованы? Это не предупредительная функция, а карательная.

В случае с получением штрафа от Пенсионного фонда РФ речь идет, конечно, о карательной функции, это контрольное мероприятие.

А вот мониторинг безопасности отнесен к профилактическким мероприятиям, возможно, ведомства не будут наказывать предприятия, есть шанс, что сначала бизнесу предложат исправить недочет, санкции же будут применять только в отношении злостных нарушителей.

Сколько всего видов контрольных мероприятий предусматривает новое законодательство?

Кроме мониторинга безопасности появляются также и такие профилактические меры, как, например, информирование, предостережение, профилактические визиты, мониторинговая закупка, рейдовый осмотр, выездное обследование и другие.

Список видов проверок, как я говорила ранее, значительно увеличен, каждое имеет свою специфику и особенности.

Нам еще предстоит детально разобраться в каждом из таких видов контроля, оценить их сильные и слабые стороны. На данный момент остается больше вопросов по новым видам ревизий.

Вот пример: инспекционный визит, в этом году компании, которые попали под плановую проверку, могут столкнуться именно с этим видом контрольных мероприятий: инспектор может принять решение заменить плановую проверку на инспекционный визит.

Что собой представляет такой вид ревизии? В первую очередь, инспекционный визит короче – если плановая проверка длится 20 дней, то визит ревизора продолжается один день.

При этом о плановой проверке компанию должны предупредить за три дня, а при инспекционном визите уведомление работодателя не производится. При этом сам перечень того, что инспектор имеет право делать, когда придет на территорию предприятия, значительно шире: это и осмотр, и опрос работников, и получение письменных объяснений, и истребование документов, и инструментальное обследование.

То есть, по сути, ревизор может прийти и начать изучение любой части деятельности компании. При этом ревизору нужно уложиться в один день. Что и насколько детально можно изучить за восемь часов? Думаю, что намного меньше, чем за 20 дней.

Насколько точно новые виды проверок описаны в законодательстве, все ли детали были учтены, на ваш взгляд?

Пробелы в законодательстве есть. В будущем они должны быть устранены за счет регламентов, которые создадут сами ведомства. Почему вообще есть пробелы, которые заметны уже сейчас? Дело в том, что закон един для всех контролирующих ведомств. И для Роструда, и для Ростехнадзора. С другой стороны, у каждого ведомства свои тонкости работы, закон не может быть подстроен под каждого контролера, норма регулирует принцип проверок, наделяет ревизоров инструментами для работы. И уже в соответствии с законом ведомства конкретизируют действия и инструменты своих ревизоров в административных регламентах.

Реформа контрольно-надзорной деятельности задумывалась в том числе для создания более комфортных условий работы бизнеса, но то, о чем мы сейчас с вами говорим, создает совсем другую картину.

Подпишитесь на журнал «Расчёт» или «Расчёт. Премиум» на 2-е полугодие 2021 года! Скачать счет на подписку

Теперь, после появления огромного количества самых разных проверок, подготовиться к ревизии фактически невозможно.

Есть очень простой рецепт, как подготовиться к проверке – нужно соблюдать законодательство. Одновременно с этим, после вступления в 2018 году риск-ориентированного подхода, у нас снижается количество проверок, это объективно.

Этот подход поделил работодателей на категории, сейчас их пять – от самой низкой категории риска до высокой. Так вот, в первую группу попало 80% всех юридических лиц, зарегистрированных в стране.

Что это значит? Значит, в таких компаниях плановых проверок не может быть вообще.

Да, подавляющее большинство компаний из этого списка – это ИП и микропредприятия. Таким образом, государство расставило акценты, решив проверять компании, нарушения которых могут принести негативные последствия для большого количества людей.

Кажется, крупные компании уже пристально следят за соблюдением законодательства, как трудового, так и фискального и других, при этом малый бизнес, как вы сказали, почти не проверяют. Таким образом, получается, что в зоне наибольшего риска средние компании.

Все самые грубые ошибки, которые только могут быть, происходят исключительно на небольших предприятиях: и черные выплаты заработной платы, и неоформление трудовых договоров, и непредоставление отпусков. То есть то, что казалось давно ушедшим в прошлое, малый бизнес активно практикует и сегодня.

Не все, разумеется. Чем крупнее компания, чем она публичнее, тем больше внимания там уделяется выполнению требований закона и совсем грубых нарушений, как, например, принудительно отправлять людей в отпуск без сохранения заработной платы, не допускают.

Но, поверьте, у крупных работодателей, к сожалению, нарушения тоже есть. Они есть у всех. Но если крупная компания допускает просрочку по оплате зарплаты или не оплачивает работу в выходные, то последствия таких действий гораздо критичнее, потому что страдает от этого сразу 5000 человек. Поэтому государство и ориентируется на крупные компании, чтобы они соблюдали нормы закона, в таком случае права будут защищены у гораздо большего количества людей.

Средний бизнес подвержен проверкам значительно меньше, чем крупный. С другой стороны, есть отрасли, для которых создано множество законов, регламентов, требований.

И такие компании просто вынуждены находиться в правовом поле, им просто не дают возможности нарушать нормы.

Давайте поговорим о таких видах нарушений, которые необратимы, то есть законодательство сформировано таким образом, что компании вынуждены нарушать требования нормативных актов. Что делать в этом случае?

Таких ситуаций очень много. На сегодняшний день в России действует 462 нормативно-правовых акта, которые должен знать работодатель. Как может человек запомнить 462 закона? Как ему выполнить все требования, если между нормами бывают противоречия? Как провести анализ норм и найти наиболее безопасное решение и с точки зрения интересов работников, и с позиции соблюдения требований закона, при этом соблюсти бизнес-интересы, все-таки компании создаются и работают для получения прибыли? Ответ на все эти вопросы: никак.

Сегодня невозможно найти компанию, у которой не было бы никаких нарушений, и это даже не вопрос желания самой организации. Это вопрос невозможности без больших ресурсов в этом разобраться. Значит, нужно расставлять приоритеты.

Нарушения бывают разными, это может быть мелочь, связанная с неточностями в документах, тогда компания рискует получить административный штраф. Но это могут быть и нарушения, связанные с выплатой зарплаты, тогда руководство предприятия может быть наказано и по уголовным статьям.

Я часто говорю нашим клиентам, что нельзя выполнить все требования трудового законодательства, поэтому нужно ориентировать на критически важные.

В 2018 году Роструд создал чек-лист нарушений, своего рода рейтинг, всем его рекомендую. В ведомстве разработали перечень, разделили его на три категории и оценили каждое нарушение по 10-балльной шкале. В списке всего 76 пунктов. Если компания добросовестно хочет пройти проверку, то нужно взять этот список нарушений Роструда и начиная с высокорискованных проверять организацию.

Устранить те, которые находятся в первых строчках списка. Тогда любая проверка будет пройдена с минимальными рисками. Штраф в размере до 50 000 рублей, мне кажется, любая компания переживет, а вот если ревизоры найдут нарушения по охране труда, то бизнесу грозит приостановка деятельности. Это совершенно разные деньги.

Еще раз хочу вернуться к началу беседы и напомнить, что количество видов ­проверок возросло и многие из них проводятся уже не людьми, а алгоритмами. Поэтому не нужно оценивать риски компаний во время проверок, опираясь на прежний опыт.

Закон изменился, это ставит работодателя в опасную ситуацию, поэтому нужно разобраться с критичными нарушениями, не стоит тратить ресурсы на устранение незначительных, это можно и нужно сделать позже. Начните с самопроверки предприятия на обнаружение действительно серьезных нарушений. Ранжирование нужно создать в каждой компании, которая хочет сократить свои риски.

Чтобы подать жалобу, работнику необязательно ехать в инспекцию лично. Он может заполнить специальную форму на сайте Роструда онлайнинспекция.рф

Чтобы не портить отношения с начальством, работники просят инспекторов не сообщать начальнику об их жалобе. И тут закон на стороне сотрудника. Статья 358 ТК РФ защищает право на анонимность обращения и запрещает инспекторам труда разглашать данные об источнике жалобы. Анонимные заявления не могут быть основанием для проведения внеплановой проверки

Кого проверит ГИТ в 2021?

Как установило постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969, продление моратория на проверки коснулось в 2021 году не всех, а только малых предприятий.

Однако и здесь есть исключение, если СМП относится к категории высокого риска, то проверка трудовой инспекции все равно нагрянет.

Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок риск пожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Кроме того, уточняется, что запрет действует только для плановых проверок и не распространяется на административные расследования, которые проводятся по статье 28.7 КоАП.

Таким образом, инспектор ГИТ имеет право провести расследование при установлении нарушений трудового законодательства.

Напомним: для начала расследования достаточно только информации, указывающей на него: например, обращение работника.

При этом, инспекторы не обязаны уведомлять работодателя, а также согласовывать проведение расследования с прокуратурой.

Поэтому в рамках ограничений инспекторы использовали административные расследования без взаимодействия с работодателями.

Например: Роструд имеет право проводить мероприятия без взаимодействия, чтобы проверить, как организация провела специальную оценку условий труда (СОУТ) и оформила ее результаты (приказ Минтруда от 16.01.2019 № 13н).

Несмотря на то, что инспектор ГИТ имеет законное право потребовать предъявить любой документ, относящийся к предмету проверки, заранее известно, какие документы будут запрошены в первую очередь:

  • индивидуальная трудовые соглашения с сотрудниками и дополнительные соглашения;
  • личные трудовые книжки подчиненных;
  • личные карточки сотрудников;
  • приказы руководства по основной деятельности;
  • приказы начальства по личному составу;
  • внутрикорпоративные нормативные акты, в т.ч. акт об оплате труда и правила внутреннего распорядка;
  • штатное расписание;
  • графики ежегодных отпусков;
  • табели учета рабочего времени;
  • книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к книжкам;
  • приходно-расходная книга по учета бланков трудовых книжек и вкладышей к книжкам.

При проверке инспекторы могут запросить только определенный перечень документов: он не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.

Плановые проверки проводятся на основе чек-листов – это списки контрольных вопросов. То есть иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе. На текущий момент всего утверждено 133 чек-листа (приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 в ред. Приказа Роструда № 201 от 11.04.2018 г. и № 153 от 3 августа 2021 г.).

Однако не все чек-листы утверждены на данный момент: например, Ростехнадзор пока не утвердил чек-лист по сосудам под давлением

Напоминаем, плановые проверки трудинспекция проводит:

  • 1 раз в 2 года — компании из категории высокого риска
  • 1 раз в 3 года — организации, которым присвоена значительная категория риска
  • 1 раз в 5 лет — компании со средним риском
  • 1 раз в 6 лет — предприятия из категории с умеренным риском

Все чек-листы можно найти в открытом доступе и подготовиться заранее к проверке, проведя аудит по соответствующему вашей деятельности списку вопросов. Мы собрали для вас базу всех чек-листов ГИТ, ее можно скачать по ссылке ниже.

Какие документы проверяет трудовая инспекция

Действующее законодательство не только указывает, что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке или внеплановом визите, но и регламентирует порядок проведения контроля. Так, законом 294-ФЗ установлены следующие ограничения полномочий трудовой инспекции при проверке по жалобе или в других случаях:

  • общая длительность проверочных мероприятий не должна превышать 20 рабочих дней. Это ограничение применяется как для плановых, так и для внеплановых визитов;
  • при выполнении контроля на малых предприятиях для инспекторов установлены дополнительные временные ограничения: не более 50 часов для собственно малых компаний, 15 часов – для микрокомпаний.

В отдельных случаях, когда в ходе работы выявляются многочисленные нарушения или важные сопутствующие обстоятельства, закон разрешает продлить срок проведения проверки трудовой инспекцией: но не более, чем на аналогичный период. Это значит, что для микропредприятиймаксимальная продолжительность взаимодействия с ГИТ составит не более 30 часов по одному контролирующему мероприятию, для малыхкомпаний – 100 часов, для всех остальных – 40 суток.

Проверки ГИТ бывают разные, к некоторым можно успеть подготовиться, а к другим – не особо. Мне все же кажется, что лучше максимально заранее все подготовить, чтобы не сидеть и переживать: “Найдет, не найдет?”

Так что давайте в рамках статьи детально разбираться, что из себя представляет эта проверка и как к ней быть готовым. Прежде чем перейти к документации, мы должны разобраться, какие же виды бывают:

В любом случае, какая бы ни была проверка, она должна проходить в рамках Федерального Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 “О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля”.

Название “Плановая проверка ГИТ” говорит само за себя, проводится она по сводному плану проверок, который публикуется в конце года на сайте Прокуратуры, на будущий год.

Открыв план проверок ГИТ, вы можете найти предстоящие визиты инспектора, причем не только Государственной инспекции по труду, а также и других ведомств. Хорошая новость в чем: зная, в каком месяце предстоит встреча, есть возможность оперативно подготовиться или же проверить себя.

Плановые проверки ГИТ бывают двух видов, сначала расскажу про выездные. Если о ней вы не узнали с сайта прокуратуры, ничего страшного, вы в любом случае получите уведомление минимум за три рабочих дня. Срок маленький, чтобы успеть подготовиться, поэтому лучше мониторить в конце года план проверок.

Из распоряжения ГИТ о выездной проверке, которое обычно присылают на электронную почту с досылом, вы узнаете, по каким проверочным листам будет проходить процедура. С чек-листами можно ознакомиться этой статье.

И даже если не ждете проверку в текущем году, вы можете использовать их, чтоб проверить себя.

Хотя сейчас инспекциям и положено проверять, используя проверочные листы, в феврале 2020 года получила распоряжение ГИТ, где был указан запрос на представление документов по определенному перечню.

А ведь это не правомерно, так как они не могут сейчас проверять не по проверочным листам, соответственно запрос должен быть по листу, а не по хотелке, время хотелок ушло и в подкреплении моих слов, предлагаю вашему прочтению разъясняющее письмо Генпрокуратуры от 9 февраля 2018г. № 76/2-156-2018.

И если вы получили уведомление и остаются вопросы, позвоните инспектору и уточните, не нужно его бояться 🙂

Начиная с 22 октября 2019 года, подготовка к проверке ГИТ должна проходить с учетом нового законодательства по регламенту (Приказ № 160 от 13.06.19г.), который также определяет их периодичность в зависимости от категории риска.

Проверить, какая категория риска предприятия по охране труда, вы можете на сайте Государственной инспекции по труду вашего региона. Вот, к примеру информация по Краснодарскому краю.

Раньше все предприятия проверялись 1 раз в 3 года, теперь же периодичность проверок ГИТ зависит от категории, если ее не присвоили, значит, она низкая и планового приезда инспектора можно не ждать.

Категория риска предприятия по охране труда зависит от

  1. Количества несчастных случаев. Если в организации за 3 предыдущих года был смертельный несчастный случай, категорию риска изменят на высокую
  2. Наличия задолженности по зарплате.
  3. Наличия административных наказаний.

Трудовые проверки в 2021 году – кого проверит ГИТ?

Плановые проверки выполняются с соблюдением установленного графика, который утверждается заранее. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 ежегодный план должен быть утвержден до 31 декабря года, предшествующего проведению контроля. Этот план должен быть согласован с Генеральной прокуратурой РФ.

После его окончательного утверждения план проведения контроля соблюдения требований трудового законодательства размещается в открытом доступе на сайте прокуратуры, Роструда и самого контролирующего ведомства.

Территориальные подразделения ГИТ публикуют планы проверок по конкретным субъектам Федерации на соответствующих региональных порталах инспекции.

Категория риска напрямую определяет частоту проведения плановых проверок в отношении конкретной компании. Государственная инспекция труда присваивает каждой проверяемой компании одну из следующих категорий риска:

  • высокий — для этих компаний плановые проверки организуются 1 раз в 2 года;
  • значительный – плановые проверки проводятся 1 раз в 3 года;
  • средний – проверки проводятся 1 раз в 5 лет;
  • умеренный – проверки выполняются 1 раз в 6 лет;
  • низкий – плановые проверки не проводятся.

При этом в соответствии с действующим законодательством на региональных портала ГИТ публикуются актуализированные списки работодателей, отнесенных к наиболее серьезным категориям – от средней до высокой. Если организация полагает, что такая категория присвоена ей ошибочно, она вправе подать в инспекцию мотивированное заявление о пересмотре этого параметра.

График плановых проверок публикуется на сайте ответственных государственных органов в табличном виде. Обычно ее можно скачать в формате Excel. Каждая строка этой таблицы содержит все основные сведения, позволяющие достоверно идентифицировать компанию, включенную в план. В их число входят:

  • название предприятия;
  • место ее государственной регистрации;
  • основные реквизиты, включая ИНН и ОГРН;
  • дата регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • цель проведения проверки;
  • дата начала предыдущей проверки, которая позволяет оценить соблюдение установленных законодательством сроков организации планового контроля;
  • дата начала запланированной проверки;
  • число дней, отведенных на проведение контроля;
  • тип запланированной проверки – в соответствии с действующим законодательством она может быть выездной или документарной;
  • название государственного органа, ответственного за выполнение контроля.

Для аккумулирования информации о выполненных задачах постановлением Правительства от 28 апреля 2015 года N 415 в Российской Федерации предусмотрено ведение Единого реестра проверок. Каждый запланированный визит инспекторов вносится в указанный реестр с присвоением индивидуального номера.

Заблуждаетесь, если думаете, что ГИТ никого не будет проверять с 2021 года. Частичный мораторий действовал только до конца 2020 года, постановление правительства от 03.04.2020 № 438. Затем частичный мораторий продлили до конца 2021 года, постановление правительства от 30.11.2020 № 1969. Полный мораторий на проверки никто не вводил.

Вы рискуете получить штрафы до 100 тыс. руб. за каждую ошибку, если понадеетесь на мораторий и станете нарушать права работников или игнорировать требования Трудового кодекса. В 2021 году ГИТ будет проводить как плановые, так и внеплановые проверки. Кого включат в план проверок на 2021 год и какие ситуации станут поводом для внеплановой проверки — далее в статье.

Это правда только отчасти. Чиновники полностью освободили от плановых проверок все компании, которые отнесены к субъектам малого предпринимательства по реестру МСП.

РБК Pro
сервис для вашего бизнеса

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы получить доступ к этому и другим материалам РБК Pro. Первые 30 дней бесплатно.

И снова инженеру по охране труда не стоит паниковать. Нужно проверить, что написано в распоряжении или приказе на проведение проверки. Инспектор вправе проверять только те аспекты работы компании, которые указаны в этих документах:

  • если проводится плановая проверка трудовых правоотношений, то инспектор едет не в охрану труда, а в кадры. Справедливо и обратное: если инспектор едет проверять состояние безопасности и охраны труда, проверять все, что с охраной труда не связано, ему запрещено;
  • при внеплановой проверке проверяется только то, что стало предметом обращения. Например, работник пожаловался, что с ним не заключили трудовой договор. Приехала проверка из ГИТ и проверяет кадры. И тут работник вспоминает, что ему еще и респираторы недовыдали, и требует проверить еще и охрану труда. Инспектор в рамках данной проверки это сделать не сможет – у него полномочия проверить только первую жалобу. По жалобе насчет респираторов должна быть отдельная проверка.

Итак, вы убедились, что проверка законная и точно относится к охране труда. Наступает время «включать форсаж». А вот паниковать все еще не стоит. Этому есть несколько причин:

  1. Если вы упадете в обморок, состояние охраны труда от этого не улучшится. А ухудшиться может, если вы при этом травмируетесь.
  2. Согласно ст.212 ТК РФ за обеспечение безопасных условий и охраны труда отвечает работодатель. Т.е. предписание будет выписано на него, и штраф, если он будет, также с высокой долей вероятности также будет выписан на работодателя.
  3. В течение рабочего времени вы трудились, и результаты вашей деятельности должны быть отображены документально. Так что чем лучше вы работали до этого, тем проще вам будет пройти проверку. Если же вы не делали ничего, за 3 суток до визита инспектора вы сможете сделать только минимум.
  4. Предприятий с идеальной охраной труда не бывает. Поэтому инспектор в любом случае что-то найдет. Есть мнение, что если инспектор на предприятии ничего не находит, то «что-то здесь не так». Чтобы «закрыть проверку», важна легкость устранения выявленных нарушений. Например, составить перечень действующих на предприятии инструкций по охране труда, ознакомить работника с инструкцией или провести ему инструктаж гораздо проще и дешевле для предприятия, чем в авральном порядке выполнить капитальный ремонт доменной печи.
  5. Если проверка плановая, есть вероятность, что инспектор так же хочет видеть вас, как вы его. Например, за день он должен объехать 2–3 маленьких предприятия, или в день визита к вам ему нужно пораньше вернуться домой, или за окном метет так, что вечером будет уже не проехать. В этом случае инспектор может проверять компанию не от ворот до подвалов, а ровно столько, чтобы найти достаточное для заполнения среднестатистического акта проверки количество нарушений. В этом случае ваши Самые Страшные Производственные Тайны имеют шанс такими и остаться. Конечно, рассчитывать на такое стечение обстоятельств и халатно относиться к работе не стоит.

Проверки по охране труда на предприятиях и в организациях проводятся государственной инспекцией по труду. В некоторых случаях проверки также возможны и со стороны прокуратуры, Ростехнадзора или Роспотребнадзора.

По форме проведения они разделяются на плановые и внеплановые проверки. Узнать о проведении плановой проверки можно в утвержденном плане проверок, располагающемся в сети интернет на сайте Генпрокуратуры — ФГИС «Единый реестр проверок». Такие проверки проводятся с частотой 1 раз в три года.

Обычно инспекторы заранее ознакамливают компанию с перечнем вопросов и документации, которые будут проверять. Поэтому необходимые копии приказов, распоряжений, инструкций нужно приготовить заранее. Позаботьтесь о том, чтобы ответственные за помещения, которые интересуют инспектора, были на местах.

  • Проверьте, чтобы у ответственных лиц были ключи от помещений, действующие удостоверения, документация на оборудование и т.д.
  • Проинструктируйте их о том, что общаться с инспектором они могут только в присутствии руководства/юридической службы/вас/другого ответственного лица, назначенного работодателем.
  • Разъясните, какие вопросы будут проверяться. Напомните о том, что информацию, которая не относится к предмету проверки, предоставлять инспектору нельзя.
  • Объясните, что если инспектор неожиданно задает «скользкий» вопрос, работник может не отвечать на него. Для этого ему нужно ответить, что отвечать на такие вопросы он может только с разрешения руководства. Это не ответ, но возможность получить время на обдумывание и составление ответа.

Распределите между коллегами зоны ответственности – кто какие вопросы будет проверять. Чтобы понимать, кто за что отвечает, посмотрите приказы о назначении ответственных лиц по подразделениям, должностные инструкции ключевых персон,

Основные направления, которые нужно проверить — это служба охраны труда и подразделения предприятия.

Внутренняя проверка службы охраны труда.

Прежде всего, эта служба должна быть создана приказом руководителя компании. Должны быть в наличии и с актуальными датами:

  1. Положения о службе ОТ, о СУОТ, об обучении по вопросам ОТ, др.;
  2. Перечень действующих в компании инструкций по ОТ, сами инструкции с актуальными датами и подписанными листами ознакомления, журналы регистрации и выдачи инструкций;
  3. Журнал вводного инструктажа по ОТ;
  4. Приказы о назначении ответственных лиц по направлениям деятельности компании (по электробезопасности, котлонадзору, выполнению работ повышенной опасности и т.д.). Наличие таких приказов – ключевой момент. Если такие приказы есть, ответственность за нарушения по направлениям деятельности лежит на назначенных этими приказами лицах. Штрафы за такие нарушения налагаются на ответственных лиц. Если же таких приказов нет, штраф налагается на работодателя. Ну а он уже своей властью может наказать и службу охраны труда;
  5. Приказы о комиссии по проверке знаний по ОТ, по ОТ, расследованию несчастных случаев, др.;
  6. Журналы трехступенчатого контроля, выданные в ходе проверок подразделений предписания и ответы на них;
  7. Журналы учета несчастных случаев, отчеты о выполнении мероприятий по НС;
  8. План работы службы ОТ на год;
  9. Нормы обеспечения спецодеждой, которая выдается работникам предприятия;
  10. Графики обучения по вопросам ОТ (если по приказу этим не занимается другая служба, например кадры);
  11. Наличие разрешительной документации. Если окажется, что действие вашего разрешения на выполнение работ или декларации соответствия закончилось, инспектор вправе остановить предприятие до тех пор, пока нужные документы будут получены.

Внутренняя проверка подразделений предприятия:

  1. Медосмотры. На дату проверки абсолютно все сотрудники компании должны иметь действующий медосмотр, пройденный по их профессиям. Если выяснится, что у кого-то действие медосмотра закончилось, немедленно отстраняйте этого работника от работ приказом по предприятию и отправляйте на медосмотр. Естественно, это нужно делать не только перед проверкой, а постоянно.
  2. Обучение. Все сотрудники должны пройти обучение и проверку знаний. Это делается в учебных центрах или в собственной комиссии по проверке знаний. Если времени обучить не остается, отстраняйте приказом сотрудника от работы и обучайте его. Особое внимание уделите журналам инструктажей. Главное, чтобы все сотрудники были вовремя проинструктированы по всем нужным им для работы инструкциям. Если в журналах инструктажей будут несоответствия по оформлению, это не такой «плохой» пункт предписания, как необученные работники. Проверьте, правильно ли отмечены в журналах стажировки, все ли подписи стоят. Листы ознакомления с инструкциями должны быть заполнены.
  3. Документация на оборудование. Это протоколы поверок, паспорта, технологические карты, схемы.
  4. Документация на сырье, продукцию, технологические процессы и т.д.

Помимо документации, нужно еще раз проконтролировать фактическое состояние охраны труда в подразделении. Если у инженера по охране труда нет на все это времени, не беда. Это зона ответственности назначенных приказами лиц, о которых мы говорили ранее. Будьте готовы к тому, что даже если вам удалось идеально все подготовить, все равно в какой-то момент что-то пойдет не так, и нарушение все равно найдется.

Если у вас действует пропускной режим, заранее подготовьте инспектору пропуск с нужным для его работы уровнем доступа. Если нужно, приготовьте спецодежду соответствующего размера, подумайте, как вы будете перемещаться по предприятию. Например, для передвижения между цехами или магазинами может понадобиться транспорт.

По закону инспектор может прийти на предприятие в любое время суток. Но ради проверки предприятие не должно менять свой график работы. Например, если ваше кафе открывается в полдень, вы не обязаны являться на вызов инспектора в 7 утра. Если же ваше предприятие работает круглосуточно, инспектор может прийти на проверку конкретного технологического процесса даже ночью. Как и кого вызывать на работу в этом случае, решает руководство организации. Например, если нет возможности моментально организовать выход на работу сопровождающего лица (не успеваете сделать приказ), сообщите об этом инспектору.

  • В ходе проверки показывайте только те документы, которые просит инспектор. Не спешите соглашаться с критикой, аргументируйте, почему вы делаете так или эдак. Инспектор тоже человек, который может ошибиться, что-то перепутать или о чем-то не знать. Даже если инспектор с вами не соглашается в ходе беседы, спорный вопрос он может не включить в список нарушений. Он понимает, что его действия могут быть обжалованы в суде, а это ему не нужно.
  • Рассказывайте о документах, которые показываете. Например, показывая журнал инструктажей, обратите внимание, что вы не пропускаете строчек, не исправляете ошибки корректором и т.д. Все равно вам нужно будет о чем-то говорить, так почему бы не рассказать о том, что вы делаете правильно?
  • Помните, что изымать оригиналы любых документов инспектор не вправе. Предоставляйте ему заверенные копии. Это же правило действует относительно ответов на предписания.
  • Не приводите инспектора в полностью остановленный цех или мастерскую, в которой нет людей, если проверка происходит в разгар рабочего дня. Инспектор, который действительно хочет посмотреть рабочий процесс, придет еще.
  • Если цеха, мастерские, другие места, которые хочет осмотреть инспектор, расположены далеко друг от друга, лучше организовать подвозку. Проходя по территории предприятия, инспектор заметит гораздо больше, чем если он будет ехать на автомобиле и при этом беседовать.
  • Не отстраняйтесь, будьте готовы к диалогу. В конце концов, проверка ГИТ по вопросам ОТ – отличная возможность для службы ОТ достучаться до руководства и «выбить» средства для решения вопросов безопасности, которые в штатном режиме не выделяются.

Существует мнение, что в ходе проверки инспекторы обязательно нужно усадить за накрытый стол и хорошенько попотчевать. Действительно, иногда таким способом результаты проверки можно «улучшить» (не забываем о ст.291 УК РФ), но работает это далеко не всегда. Если инспектор откажется поучаствовать в застолье, которое должно было выступить в роли «соломинки», очков вам как специалисту это не прибавит.

В то же время инспектор – обычный человек на работе. Ему может быть жарко или холодно, он может преодолеть длинный путь, чтобы добраться до вашего предприятия. В этом случае предложить чай/кофе с бутербродами или стакан минералки – обычное проявление вежливости. Обычно инспектора не отказываются от предложения привезти их на предприятие (особенно если они – иногородние, или предприятие находится в промзоне за городом) и отвезти обратно в инспекцию или на вокзал. Требовать этого от вас они не вправе, но если есть возможность, то почему бы и нет.

График проверок ГИТ в 2021 году в связи с коронавирусом

Не стоит забывать, что правильно организованная система охраны труда на предприятии в первую очередь позволяет сохранить здоровье и жизнь работников. Возникающие нарушения законодательства или внештатные ситуации, среди которых могут быть и несчастные случаи, влекут наложение не только административной, но также и уголовной ответственности.

Например, нарушения, связанные с трудовым законодательством, отражены в статье 5.27 Копа, некоторые нарушения по которой могут сопровождаться для предприятий штрафом в размере до 100 тысяч рублей. Нарушения уголовного кодекса могут сопровождаться не только взысканием штрафов, но также и лишением свободы.

Существует несколько шагов проверки инспекторов трудовой комиссии:

  1. Оповещение руководства компании о предстоящей внеплановой проверке;
  2. Изучение интересующих бумаг, а также проведение выездной проверки условий труда;
  3. Составление акта в двух экземпляров;
  4. Если есть нарушения, то выдается предписание для их устранения.

Согласно действующим законам, проверка не может длиться дольше двадцати рабочих дней. Однако если у предприятий есть филиалы, то время определяется индивидуально для каждого отдельного подразделения.

Общий период должен занимать максимум шестьдесят рабочих дней. Иногда допускается продление данного срока, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Для микропредприятий, а также малых предприятий дополнительное время не должно превышать пятнадцать часов.

Согласно постановлению Правительства №875, инспекторы имеют ряд полномочий:

  1. Внеплановая проверка предприятия может проводиться в любое время суток при наличии соответствующего приказа и удостоверения инспекции;
  2. Они могут потребовать бумаги для изучения не только от работодателей, но и от властей;
  3. Производить отбор проб различных веществ при оформлении соответствующих актов;
  4. Проводить расследования различных несчастных случаев;
  5. Выдавать предписания руководству организаций к дальнейшему устранению выявленных нарушений;
  6. Подавать в суд требование о временном либо полном прекращении работы предприятия;
  7. Присутствовать на заседании суда как эксперт.

Посмотрите видео о полномочиях инспекторов по труду:

После полного завершения проверки инспекторы заполняют соответствующую форму в двух экземплярах. Одна из них предоставляется руководству компании, которое имеет право отразить в данном документе собственное согласие либо несогласие с такими результатами проверки компании.

Если руководитель предприятия не согласен с постановлением, то он может обжаловать его в ближайшие пятнадцать рабочих дней.

Если инспекторы обнаружили какие-либо нарушения, то руководителю предприятия предъявляется предписание на их устранение. Помимо этого, его могут привлечь к административной ответственности. Для обжалования можно обратиться к руководителю инспекции, в суд, либо в вышестоящее учреждение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *