Типовое положение по 223 ФЗ на 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Типовое положение по 223 ФЗ на 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Все актуальные типовые стандарты заказчиков различных отраслей и организационно-правовых форм размещены в Единой информационной системе в открытом доступе и являются бесплатными. Для этого пользователь переходит на официальный сайт ЕИС и в контекстном меню выбирает раздел «Планирование». Все стандарты организаций-заказчиков будут представлены там.
Как оформить положение о закупках по 223-ФЗ с изменениями 2021 года
С 1 апреля 2021 года произойдут новшества в порядке проведения конкурентных электронных закупок среди субъектов МСП.
Во-первых, проведение электронного конкурса будет осуществляться без квалификационного отбора участников. Ранее это был один из обязательных этапов процедуры.
Во-вторых, электронный запрос предложений будет проводиться по правилам, предложенным для электронного конкурса. Подача окончательного предложения (дополнительного ценового предложения) новыми правилами не предусматривается.
Для заявки на участие в электронном аукционе предлагается структура из двух частей:
-
Предложение по предмету закупки.
-
Обязательные документы и информация, кроме ценового предложения.
Для заявки на участие в электронном запросе котировок потребуются только документы и информация, если это будет определено в закупочных документах.
Законопроект по 223 ФЗ “О закупках ТРУ отдельными видами юр лиц” от 18 июля 2011 г начал действовать с 2012 года.
На основании действия данного закона организации, которые попадают под действие закона обязаны разрабатывать и утверждать сформированные лично положения о закупках. После того как оно будет утверждено положение о закупке размещается на ЕИС в течение 15 дней.
Ключевые изменения в закупках по 223-ФЗ в 2021 году
Положение о закупках это документ, который отвечает за регламентацию деятельности закупок организации. Самое главное требование, которое предъявляется к данному документу — это грамотное оформление положения о контрактной системе закупок. Если данный документ будет правильно оформлен, тогда заказчик сможет приобретать товары и услуги, которые предназначаются для удовлетворения личных нужд.
В каждом положении о закупке должны быть указаны следующие действия:
- Порядок организации и проведения закупок;
- Выбранные способы закупок;
- Порядок заключения и исполнения контракта.
Заказчики имеют возможность утвердить изменения в положение о закупке. Периодичность внесения изменений в данный документ не предусмотрена на уровне законодательства.
Если заказчик решает внести корректировки, тогда он обязан разместить на сайте два документа:
- положение о закупке в обновленной редакции;
- документ в состав которого включен список корректировок
- Обязательная проверка заказчиками поставщиков на наличие привлечений к АО.
Следует отметить, что заказчики и раньше имели возможность это делать, но сейчас проверка стала их обязанностью. Поставщики будут проверяться на привлечение к ответственности по ст. 19.28 КоАП. Информация об этом будет поступать в ЕИС из реестра Генпрокуратуры.
- Введение квот на товары, производимые в сторонах ЕАЭС.
Правительство собирается осуществлять контроль закупок заказчиками таких товаров. Постановлением №2014 от 3-го декабря 2020 г. количество таких товаров составило 107 видов. Для каждого из них определена годовая квота в процентах – от 50 до 90. Квота на лифты, например, составляет 90%. Пока что игнорирование квот не грозит заказчикам штрафом, однако в 2022 году его планируют ввести.
- Изменение правил запроса котировок, а именно:
- увеличение максимальной цены закупок до 3 млн ₽;
- сокращение времени подачи заявок до четырех дней;
- разрешение на заключение договора с едпоставщиком при подаче только одной заявки.
- Увеличение суммы контракта при электронных закупках.
При закупках с оформлением «на бумаге» у единственного поставщика, в соответствие с п.п. 4 и 5 ст. 93 закона 44-ФЗ сумма сделки не должна превышать 600 000 ₽, а по правилам малых электронных закупок – 3 млн ₽. При запросе заказчиком товаров на электронных торгах ему подбирают несколько предложений, из которых он выбирает наилучший для себя, и заключает договор.
Положение о закупках 223 ФЗ образец 2021 г.
- Подвергание штрафу поставщиков, предоставивших недостоверную информацию.
Не имеет значения, на каком этапе торгов она была предоставлена – при подаче заявки, заключении/исполнении договора. В частности, предоставление неверных данных о товаре на этапе подачи заявки ИП и лиц «при должности» предполагается штрафовать на 10 000-30 000 ₽, юрлиц – на 50 000-200 000 ₽.
- Введение нового порядка обжалования закупок.
Оформить жалобу при подаче заявок могут только участники, которые отвечают условиям «стоимостной предквалификации», то есть уже успешно исполняли ранее контракты по госзакупкам.
- Введение квот на товары членов ЕАЭС.
Согласно постановлению правительства №2013 от 3-го декабря 2020 года квотированию подвергнут 251 товар — бумажно-картонная продукция, товары автопрома, инструменты, медоборудование, мебель, лифты и пр. На отечественный товар установлена квота в 50-60%.
- Штрафование за просрочку оплаты.
Законом №453 от 22-го декабря установлены штрафы за нарушение сроков оплаты представителями МСП товаров, приобретённых по госзакупкам в рамках 223-ФЗ. Должностные лица «наказываются» на 30 000-50 000 ₽, юрлица — на 50 000-100 000 ₽.
- Введение в область действия законов о госзакупках региональных служба по обращению с ТКО.
Таким образом, число заказчиков по 223-ФЗ возросло. Свои положения новые участники закупок должны оформить и разместить в ЕИС не позднее 90 дней с момента действия поправок.
- Уменьшение количества документов, подаваемых поставщиками, относящимися к МСП.
Заказчик лишён права требовать какие-либо иные документы, кроме следующих:
- От ИП – ФИО, адрес проживания, данные паспорта. От юрлиц – название организации, документ о ее учреждении, адрес.
- ИНН.
- Документация, требуемая для обеспечения заявки.
- Ксерокопия постановления об одобрении сделки.
- Документ, подтверждающий отсутствие налоговых долгов, процедуры ликвидации/банкротства.
- Описание и стоимость товара.
Другие требования, касающиеся оформления заявок и наличия в них различных документов (справок, выписок и пр.), время получения которых сопоставимо со временем подачи заявок, исключаются.
Планируется также возложение на заказчиков обязанностей обосновывать НМЦ.
- Планируют обязать заказчиков обосновывать НМЦ
Потребуется включить порядок обоснования начальной договора, единицы товара, порядок определения, формулы цены для расчета сумм, которые заказчик заплатит поставщику при исполнении договора. Когда поправки вступят в силу, у заказчиков будет 90 дней, чтобы актуализировать положения о закупке.
223-ФЗ: Курс повышения квалификации (40 часов очно, 104 дистанционно). Курс в Москве
Опытные преподаватели, включая представителя ФАС России, разъяснят правила закупок, последние изменения и сложные вопросы, возникающие при применении закона № 223-ФЗ. Слушателям будет предоставлен доступ к электронной базе нормативных, методических и учебных материалов по 223-ФЗ, тематическим подборкам судебной и административной практики, образцам и примерам заполнения документов, а также возможность закрепить и расширить полученные знания в электронной информационно-образовательной системе.
Положение о закупке – это документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.
Структура текста:
- требования к процедуре, в том числе порядок их подготовки и осуществления способами, о которых мы поговорим ниже;
- порядок и условия их применения;
- порядок заключения и исполнения договоров;
- иные связанные с обеспечением закупки положения.
Изменения в закупках по 223-ФЗ с 1 января 2021 года
То, что они нужны, не подлежит обсуждению. Так зачем же они так необходимы?
Во-первых, благодаря данному документу происходит связь экономического поля, разработка условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах;
Во-вторых, для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности;
В-третьих, происходит правильная реализация денежных средств;
В-четвертых, возникает возможность участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия;
В-пятых, появляется добросовестная конкуренция, обеспечивается гласность и прозрачность торгов, исключается коррупция и другие зловредные явления.
Этот регламент нужен, прежде всего, самому заказчику. Если он имеется, то закупочную деятельность он обязан осуществлять исключительно в предусмотренном им порядке.
Организация закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ и имеет ряд преимуществ:
- Выбор любого удобного способа проведения закупки.
- Установка собственных требований к поставщикам.
- Быстрое внесение изменений в план закупок.
- Самостоятельное прописывание сроков проведения.
- Определение оснований, необходимых для закупок у единственного поставщика.
- Снижение количества обжалований в ФАС путем уменьшения для этого оснований.
Чем точнее будут сформулированы требования к участникам и конкретнее настроена закупочная деятельность, тем быстрее организация сможет поднять проведение торгов на более высокий уровень работы и получить качественную услугу по приемлемой цене.
Конкурентные
Условия конкурентной закупки
1) информация сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением необходимой документации;
б) посредством направления приглашений принять участие в данной процедуре в случаях, которые предусмотрены ст. 3.5 223-ФЗ, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом процедуры;
2) обеспечивается конкуренция между участниками за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие, окончательных предложениях участников;
3) описание предмета осуществляется с соблюдением требований ст. 3 ч. 6.1, 223-ФЗ.
Способы конкурентной закупки
1. проведение торгов:
— конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);
— аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
— запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);
— запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2. иными способами, установленными в регламенте и соответствующими требованиям ст. 3 ч. 3, 223-ФЗ.
- информационная открытость;
- равноправное участие, отсутствие различного рода притеснений и неясных ограничений конкурентной борьбы по отношению к участникам;
- добросовестное использование денег на приобретение товаров, работ, услуг и реализация действий, направленных на эффективную работу заказчика;
- отсутствие ограничения допуска к участию путем предъявления избыточных или недостаточных требований к участникам.
Составляем положение о закупках по правилам 2021 года
Кто вправе их утвердить?
- Федеральный орган исполнительной власти, имеющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономного учреждения;
- Федеральный орган исполнительной власти, либо организация, которые исполняют полномочия собственника имущества унитарного предприятия.
Для кого применение типового регламента является обязательным при утверждении ими положения или внесении в него изменений?
- Бюджетные учреждения;
- Автономные учреждения;
- Государственные унитарные предприятия.
Структура положения
- основные понятия и определения;
- принятые способы выбора исполнителя;
- условия внесения обеспечения;
- алгоритм подготовки к процедуре;
- этапы выбора исполнителя и заключения договора;
- порядок заключения договора с поставщиком;
- требования к извещениям и документации, а также порядок изменения извещения и документации;
- требования к срокам;
- порядок составления протоколов;
- условия формирования ежемесячной отчетности;
- регламент работы закупочной комиссии;
- порядок закупки с участием малого и среднего бизнеса (МСП).
- Типовое положение о закупках 223-ФЗ
- Приказ от 30.12.2019 № 191 «Об утверждении порядка осуществления закупок малого объема и определении информационных систем, предназначенных для осуществления закупок малого объема»
- Проект Типового положения о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (223-ФЗ)
- Формы типового положения о закупке, извещений, документаций о закупках в электронной форме и протоколов работы комиссий. (223-ФЗ)
- Изменения в приказ ЗМО № 23 20.02
- Порядок взаимодействия по 223-ФЗ
- Приказ о внесении изменений в устав ГКУ ЦОЗ
- Приказ 46 Об изложении типового положения о закупках
- Приказ об изменениях в типовое положение от 27.03.2020 №52
- Приказ об изменениях в типовое положение от 17.04.2020 №55
- ПРИКАЗ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИКАЗ ЗМО ОТ 17.04.2020 №56
- ПРИКАЗ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТ 17.04.2020 №57
- Порядок ведомственного контроля по 223-ФЗ
- ПРИКАЗ 136 ОТ 10.08.2020 ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В В ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОТ 20.12.2019 №180
- ПРИКАЗ ОТ 12.03.2020 №35
- ПРИКАЗ ОТ 27.11.20 №171
- ТПОЗ ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРИКАЗУ ОТ 27.11.20
- ПРИКАЗ от 31.03.2021 №31
- ПРИКАЗ от 11.06.2021 № 73
- ПРИКАЗ от 24.06.2021 № 86
— принято постановление Правительства Оренбургской области от 25.12.2019 № 987-пп « О ведомственном контроле за соблюдением государственными бюджетными и автономными учреждениями, а также государственными унитарными предприятиями Оренбургской области требований Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ»
— принято постановление Правительства области № 137-пп от 05.03.2020 наделяющее уполномоченный орган власти (минэкономразвития области) дополнительными полномочиями (в части определения организатора закупок по 223-ФЗ и определении порядка взаимодействия между организатором закупок и заказчиками при проведении конкурентных закупок по 223-ФЗ)
— утвержден приказ минэкономразвития области № 35 от 12.03.2020 г. «Об определении организатора закупок в соответствии с федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ»
— утвержден приказ минэкономразвития области № 40 от 18.03.2020 г.Об утверждении порядка взаимодействия между организатором закупок и заказчиками при проведении конкурентных закупок по 223-ФЗ»
— утвержден приказ минэкономразвития области № 44 от 20.03.2020 г. наделяющий ГКУ «ЦОЗ» полномочиями по проведению закупок по 223-ФЗ
— утвержден приказ минэкономразвития области от 20.12.2019 № 180 «об утверждении типового положения о закупке товаров, работ, услуг»
— несколькими приказами министерства в типовое положение внесены изменения (все приказы о внесении изменений в типовое положение и типовое положение в актуальной редакции от 17.04.2020 № 55 года размещено в разделе «Правовые акты по 223-ФЗ). Заказчикам необходимо привести в соответствие с ним положение о закупке.
Таким образом, с 1 июня 2020 года все государственные бюджетные учреждения, государственные автономные учреждения Оренбургской области в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 18.12.2019 № 946-пп, приказом министерства от 20.12.2019 № 180 «Об утверждении типового положения о закупке товаров, работ, услуг», приказом министерства № 35 от 12.03.2020 г. осуществляют все конкурентные закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ через организатора закупок — ГКУ «Центр организации закупок» посредством формирования планов закупок и проектов закупок в ГИС РИС в соответствии с типовым положением о закупках, утвержденным приказом министерства от 20.12.2019 № 180 (в редакции приказа от 17.04.2020 № 55) и в порядке, утвержденным приказом министерства № 40 от 18.03.2020 г.
При этом, информация и документы, подлежащие размещению заказчиками в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ с 1 июня 2020 года размещаются в государственной информационной системе «Региональная информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Оренбургской области» за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 19 и 21 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ, а также информации и документов, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона № 223-ФЗ, которые с 2020 года заказчики вправе размещать непосредственно в ЕИС.
II. В рамках осуществления ведомственного контроля учредители (ГРБС) в соответствии постановлением Правительства Оренбургской области от 25.12.2019 № 987-пп осуществляют предварительный ведомственный контроль в отношении государственных бюджетных и автономных учреждений Оренбургской области посредством ГИС РИС путем проведения проверки сформированных и направленных заказчиком в орган ведомственного контроля конкурентных закупок.
Новые сведения для обязательного включения в Положение о закупке по 223-ФЗ
Положение о закупке – это документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.
Структура текста:
- требования к процедуре, в том числе порядок их подготовки и осуществления способами, о которых мы поговорим ниже;
- порядок и условия их применения;
- порядок заключения и исполнения договоров;
- иные связанные с обеспечением закупки положения.
То, что они нужны, не подлежит обсуждению. Так зачем же они так необходимы?
Во-первых, благодаря данному документу происходит связь экономического поля, разработка условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах;
Во-вторых, для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности;
В-третьих, происходит правильная реализация денежных средств;
В-четвертых, возникает возможность участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия;
В-пятых, появляется добросовестная конкуренция, обеспечивается гласность и прозрачность торгов, исключается коррупция и другие зловредные явления.
Этот регламент нужен, прежде всего, самому заказчику. Если он имеется, то закупочную деятельность он обязан осуществлять исключительно в предусмотренном им порядке.
Организация закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ и имеет ряд преимуществ:
- Выбор любого удобного способа проведения закупки.
- Установка собственных требований к поставщикам.
- Быстрое внесение изменений в план закупок.
- Самостоятельное прописывание сроков проведения.
- Определение оснований, необходимых для закупок у единственного поставщика.
- Снижение количества обжалований в ФАС путем уменьшения для этого оснований.
Чем точнее будут сформулированы требования к участникам и конкретнее настроена закупочная деятельность, тем быстрее организация сможет поднять проведение торгов на более высокий уровень работы и получить качественную услугу по приемлемой цене.
Конкурентные
Условия конкурентной закупки
1) информация сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением необходимой документации;
б) посредством направления приглашений принять участие в данной процедуре в случаях, которые предусмотрены ст. 3.5 223-ФЗ, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом процедуры;
2) обеспечивается конкуренция между участниками за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие, окончательных предложениях участников;
3) описание предмета осуществляется с соблюдением требований ст. 3 ч. 6.1, 223-ФЗ.
Способы конкурентной закупки
1. проведение торгов:
— конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);
— аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
— запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);
— запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2. иными способами, установленными в регламенте и соответствующими требованиям ст. 3 ч. 3, 223-ФЗ.
Закупка является неконкурентной, если ее условия не соответствуют условиям конкурентной закупки, описанным нами выше.
Способы неконкурентной закупки, в том числе у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением.
Принципы закупок по 223-ФЗ
- информационная открытость;
- равноправное участие, отсутствие различного рода притеснений и неясных ограничений конкурентной борьбы по отношению к участникам;
- добросовестное использование денег на приобретение товаров, работ, услуг и реализация действий, направленных на эффективную работу заказчика;
- отсутствие ограничения допуска к участию путем предъявления избыточных или недостаточных требований к участникам.
Рассмотрим данный вопрос в Таблице 1.
Таблица 1
№ п/п | Заказчик | Право утверждения |
1. | государственная корпорация (ГК) | высший орган управления государственной корпорации |
2. | государственная компания (ГУ) | высший орган управления государственной компании |
3. | государственное унитарное предприятие (ГУП) | руководитель этого унитарного предприятия |
4. | муниципальное унитарное предприятие (МУП) | руководитель унитарного предприятия |
5. | автономное учреждение (АО) | наблюдательный совет данного автономного учреждения |
6. | акционерное общество | 1) совет директоров (например, наблюдательный совет);
2) коллегиальный исполнительный орган этого акционерного общества (если в уставе хозяйственного общества предусмотрено выполнение функций совета директоров, например, наблюдательного совета общим собранием акционеров хозяйственного общества) |
7. | общество с ограниченной ответственностью (ООО) | общее собрание участников общества |
Кто вправе их утвердить?
- Федеральный орган исполнительной власти, имеющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономного учреждения;
- Федеральный орган исполнительной власти, либо организация, которые исполняют полномочия собственника имущества унитарного предприятия.
Для кого применение типового регламента является обязательным при утверждении ими положения или внесении в него изменений?
- Бюджетные учреждения;
- Автономные учреждения;
- Государственные унитарные предприятия.
Структура положения
- основные понятия и определения;
- принятые способы выбора исполнителя;
- условия внесения обеспечения;
- алгоритм подготовки к процедуре;
- этапы выбора исполнителя и заключения договора;
- порядок заключения договора с поставщиком;
- требования к извещениям и документации, а также порядок изменения извещения и документации;
- требования к срокам;
- порядок составления протоколов;
- условия формирования ежемесячной отчетности;
- регламент работы закупочной комиссии;
- порядок закупки с участием малого и среднего бизнеса (МСП).
Статьи по теме
Положение о закупках – это локально-нормативный документ, который регламентирует всю закупочную деятельность заказчиков. При наличии данного акта учреждения вправе заключать сделки по нормам Закона № 223-ФЗ. Разберемся, по каким правилам составляется типовое положение и как разместить положение о закупках по 223-ФЗ в ЕИС.
Основным требованием федерального Закона № 223-ФЗ от 18.07.11 г. является разработка организациями положения о закупках. При условии правильного составления документа заказчик может заключать договора на приобретение различных товаров, работ или услуг. Положение размещается в ЕИС. Срок опубликования данных – 15 дней от даты его утверждения.
1. Размещение положения о закупках 2021 год
Законопроект по 223 ФЗ “О закупках ТРУ отдельными видами юр лиц” от 18 июля 2011 г начал действовать с 2012 года.
На основании действия данного закона организации, которые попадают под действие закона обязаны разрабатывать и утверждать сформированные лично положения о закупках. После того как оно будет утверждено положение о закупке размещается на ЕИС в течение 15 дней.
Положение о закупках это документ, который отвечает за регламентацию деятельности закупок организации. Самое главное требование, которое предъявляется к данному документу — это грамотное оформление положения о контрактной системе закупок. Если данный документ будет правильно оформлен, тогда заказчик сможет приобретать товары и услуги, которые предназначаются для удовлетворения личных нужд.
В каждом положении о закупке должны быть указаны следующие действия:
- Порядок организации и проведения закупок;
- Выбранные способы закупок;
- Порядок заключения и исполнения контракта.
Заказчик имеет возможность вносить дополнительные составляющие в изменение положений о закупке. При разработке положения о порядке закупок заказчик должен учесть все условия и новое положение должно носить соответствие требованиям законодательства. Также необходимо учесть, что не должно присутствовать никаких коррупционных факторов.
Наши специалисты готовы оказать бесплатную консультацию по имеющимся у вас вопросам!
Закупки по 223-ФЗ и применение Типового положения в г. Комсомольске
Заказчики имеют возможность утвердить изменения в положение о закупке. Периодичность внесения изменений в данный документ не предусмотрена на уровне законодательства.
Если заказчик решает внести корректировки, тогда он обязан разместить на сайте два документа:
- положение о закупке в обновленной редакции;
- документ в состав которого включен список корректировок
Перед вами таблица основных отличий 223-ФЗ от 44-ФЗ. Наверное, самое главное отличие в том, что правила проведения закупок определяет не закон, а заказчик в своем главном документе — Положении о закупке. Но и требования закона нужно знать и выполнять, тем более, что они становятся жестче.
44-ФЗ | 223-ФЗ |
---|---|
Процедурный закон — правила и сроки регламентированы 44-ФЗ | Рамочный закон — процедуры закупок, сроки и пр. заказчик устанавливает самостоятельно в Положении о закупках. Одна и та же процедура у разных заказчиков может быть прописана по-разному |
Единые правила для всех заказчиков | У каждого заказчика свои правила |
Закрытый перечень способов закупок | Каждый заказчик может применять любые способы закупок* |
На ЭТП проводится только аукцион | На ЭТП могут проводиться любые закупки |
Ограниченный перечень случаев закупки у единственного поставщика (ЕП) | Перечень случаев закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно |
Заказчик обязан заключить договор с победителем | Заказчик не всегда обязан заключать договор с победителем |
Следующий вопрос, о котором мы поговорим, это «рамочные» договоры.
Законодательство не содержит описания и однозначного определения, что такое «рамочный» договор. Но уже из самого названия следует, что это договоры, в которых не все до конца определено. Условно существует три основных группы «рамочных» договоров.
Первая группа: контракты без цены и объемов.
Допустим, две компании заключили «рамочный» договор о поставке продукции на длительный срок без указания цены и объемов поставок. Но в этом договоре буде прописано, что объем продукции и ее цена определяются на момент заявки, на момент отгрузки. Фактически, каждый раз заявка по такому договору носит силу договора.
Но при этом важно помнить, что такая закупка по «рамочному» договору – это все равно закупка по 223-ФЗ, потому что она возникла не по договору, заключенному до вступления в силу 223-ФЗ. Конкретный договор как таковой не существует с правовой точки зрения. Таким образом, вы можете в положении о закупке прописать, что закупки осуществляются по ранее заключенному «рамочному» договору, в соответствии с ранее взятыми на себя договорными обязательствами.
Вторая группа: контракты с открытыми условиями.
Здесь речь идет о том, что в договоре определены практически все условия: конкретный ассортимент, максимальная цена (определяется так же на день поставки). Фактически в договоре не хватает чего-то одного. Например, стоимости. Если определен предел в денежном отношении, а объем не указан, всегда возникает вопрос – насколько цена, получаемая в ходе данной процедуры, адекватна рыночной.
Третья группа: по конкретным заявкам заказчика.
Поставки осуществляются только по конкретным заявкам заказчика. По сути это не рамочный договор, а так называемый контракт с выборками. Допустим, у меня есть определенный лимит средств и ряд позиций, по которым я намерен заказывать продукцию. Что конкретно из этого я буду покупать и в каком объеме, я не знаю, но не более чем на выделенную сумму.
Извещение о закупке является неотъемлемой частью документации согласно ч.8 ст.4 Закона №223-ФЗ. При разработке извещения и документации о закупке следует руководствоваться ч.8-10 ст.4 Закона №223-ФЗ и положением о закупке.
Организации, работающие по 223-ФЗ, подробно перечислены в п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ.
Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.
Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства.
Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».
Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.
Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.
На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.
Далее обязательно почитайте про документооборот в системе закупок по 223-ФЗ.
Госзакупки 2021: изменения и дополнения в нормативной базе
Проблема | Предложение |
Нет единых требований к составу заявок и к участникам | Прописать требования к составу заявок и к участникам. |
Нет обоснования начальной цены договора (НМЦД) | Установить обязанность для заказчика обосновывать начальную цену договора. |
Закупки у единственного поставщика и неконкурентные проходят без ограничений | Закрепить закрытый перечень случаев, при которых заказчики будут проводить закупку у единственного поставщика. Установить предельный размер закупок неконкурентным способом и у единственного поставщика, помимо исчерпывающего перечня, 10% от годового объема закупок. |
Нет единых подходов к установлению квалификационных требований к участникам | Ввести универсальную и специальную предквалификацию на торгах. На практике это означает, что будет: Опыт исполнения не менее 20% от НМЦД. Автоматическая проверка наличия опыта у участника. Подача жалобы доступна только тем лицам, которые вправе подать заявку. |
Нет единых требований к порядку оценки заявок | Введут такие рейтинги: высокий; базовый; низкий. Эти рейтинги будут автоматически присваиваться в ЕИС в зависимости от качества, количества и стоимости исполненных контрактов. Использовать его будут для: допуска на торги; объективной оценки участника на торгах; снижения размера обеспечения заявки и договора в зависимости от рейтинга. |
Нет единых требований к банковской гарантии | Установят унифицированные требования к банковской гарантии, которая предоставляется для обеспечения заявки и договора. Утвердят единую форму банковской гарантии. Обяжут публиковать банковские гарантии в реестре по 44-ФЗ. |
Нет закрытого перечня электронных торговых площадок | Переведут все закупки на электронные площадки, которые функционируют по 44-ФЗ. |
Электронное информирование участников посредством ЕИС | Электронное информирование участников посредством ЕИС |
Нет порядка заключения и исполнения договора | Установят такой порядок и исключат возможность заказчика изменять существенные условия договора при его заключении. |
Нет порядка включения в РНП | Урегулируют действия заказчика и антимонопольного органа при рассмотрении вопроса о включении в РНП. |
Вот перечень изменений в ФЗ 223, которые вступили в силу с 2020 года.
С 01.11.2019 вступил в силу Федеральный закон № 263-ФЗ от 02.08.2019, он изменил ч. 3.1 ст. 4 223-ФЗ. Теперь план закупок на 2020 год формируется на срок не менее 3 лет.
С 01.01.2020 вступило в силу постановление правительства № 1001 от 01.08.2019. Оно увеличило минимальный объем закупок юрлиц у субъектов малого и среднего бизнеса (МСП) по 223-ФЗ. Общий годовой объем тендеров у МСП станет не меньше 20%. А доля стоимости договоров с МСП в закупках, в которых участвовали только эти субъекты, станет 18%, а не 15%, как сейчас.
С 01.01.2020 вступило в силу постановление правительства № 1205 от 18.09.2019. Заказчикам придется переводить оплату по договорам, которые заключены с субъектами МСП, в течение 15 рабочих дней.
С 05.01.2020 вступил в силу приказ Минфина № 92н от 10.06.2019. Он внес изменения в данные, которые заполняют в работе с реестром договоров. Заказчики будут вносить:
наименование признака, который отражает включение заказчика в перечень по п. 2 ч. 8.2 ст. 3 223-ФЗ (если есть такой); дату, когда компанию включили в реестр СМП (для субъектов МСП). Информация о дате сформируется автоматически после указания ИНН и КПП в соответствии со сведениями реестра МСП. Если в договоре участвуют несколько подрядчиков, субподрядчиков, такую информацию придется заполнять для каждого.
Вот какие изменения в 223 ФЗ с 2020 года планируют ввести. Минпромторг выложил на сайте проектов нормативных актов проект постановления правительства, которое вносит изменения в правила о приоритете товаров российского происхождения по постановлению правительства № 925 от 16.09.2016. Ведомство планировало с 01.01.2020 запретить заказчикам покупать по 223-ФЗ иностранные устройства хранения данных. Но этого не случилось.
С апреля 2020 года планируют установить минимальную долю закупок российского производства, которая будет касаться отдельных видов юридических лиц. Уведомление о разработке таких изменений опубликовал Минпромторг на сайте проектов нормативных актов.
С 03.12.2019 вступил в силу приказ госкорпорации «Росатом» № 1/23-НПА от 22.10.2019, который утвердил критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции или высокотехнологичной продукции для формирования плана закупки.
А вот изменений 223 ФЗ от 01.07.2019 нет. В Федеральном законе № 70-ФЗ от 01.05.2019 прописали изменения для тендеров по 223-ФЗ, которые вступили в силу с 31.07.2019. С этой даты заказчики расходуют, по 223-ФЗ, деньги, которые подарили, в том числе пожертвования, или достались по завещанию, при условии, что они внесли изменения в положение о закупках и прописали в нем такое право. Это нужно было сделать до 01.10.2019.
С 27.07.2019 формально вступило в силу постановление правительства № 878. С этой даты заработали новые правила ведения реестра радиоэлектронной продукции и положения о приоритете отечественной радиоэлектроники в закупках по 223-ФЗ. Но фактически реестр появился на сайте Минпромторга только с 16.09.2019. Соответственно, и изменения в правилах о преференциях для отечественной радиоэлектроники применяют с этой даты.
Изменения в 223-ФЗ внесла ст. 3 федерального закона № 505-ФЗ от 31.12.2017. А в статье 4 говорится о том, когда и какие положения начинают применяться. Часть правил действует с момента опубликования закона № 505. Другая часть вступила в силу с 01.07.2018.
По п. 3 ст. 4 № 505-ФЗ, заказчики обновляли, утверждали и размещали в ЕИС положение о закупках до 01.01.2019. Если этого не сделали, документ не имеет силы.
В положении о закупке предусматривали как конкурентные, так и неконкурентные способы. Причем для первых в приоритете закон ставит электронные торги (иное заказчик прописывает в документах сам). Если такие процедуры проводятся для субъектов малого и среднего предпринимательства, то допускаются только электронные закупки.
223-ФЗ: новые правила в 2021 году, практика закупок, спорные вопросы
конкурсы;
аукционы;
запросы предложений;
запросы котировок.
- Не требуется обоснование закупок
- Планирование закупок на 1 год
- Не требуется обоснование начальной (максимальной) цены закупки
- Указание товарных знаков в документации без обязательного эквивалента (ограничено в 2018 году)
- Удобство малых закупок до 100 тыс. руб.
- Требования к участникам, форма закупки, критерии оценки определяются заказчиком в положении о закупках
При умелом использовании преимуществ закона, заказчик по 223-ФЗ может быстро провести закупку у эффективного поставщика с учетом последних требований к опыту, квалификации, техническому предложению и т.п.
Новые предложения ФАС по реформированию 223-ФЗ 20.02.2020 на сайте Антимонопольной службы опубликовали презентацию с предложениями по реформированию тендеров госкомпаний и естественных монополий. Сроки вступления в силу не озвучивались и проекта ФЗ нет, но инициатива заслуживает внимания.
Правильное описание объектазакупки
Чтобы исключить вероятность сниженияконкуренции, ФЗ №223 устанавливает новые правила, касающиеся обозначенияобъекта закупок в сопровождающей документации. Заказчик больше не может вноситьсведения о стране производства, а также использовать товарный знак. В последнемслучае есть и исключение. При размещении товарного знака можно использоватьсловосочетание “или эквивалент”. Но при этом закон также требует прописатьнекоторые параметры, которые описывают необходимые требование к товарам илиработам, требующимся заказчику — своеобразные параметры эквивалентности. Тогдасчитается, что заказчик исполнил требования закона.
Разрешается использовать товарный знак безуказанного уточнения в следующих случаях:
- если предоставляемая заказчикомпродукция не может использоваться с товарами иных производителей;
- если предметом сделки являютсязапасные части или детали комплектации техники определенной марки;
- приобретаемая продукция необходимадля выполнения государственного заказа;
- если регулирование закупкипроизводится международным соглашением, предписывающем обязательноеиспользование товарного знака.
- Государственные корпорации, такие как
- Агенство страхования вкладов (АСВ)
- Внешэкономбанк (ВЭБ)
- Роснано
- Росатом
- Ростех
- Роскосмос
- Государственные компании, такие как
- Роснефть
- Транснефть
- Сбербанк
- ВТБ
- РусГидро
- Холдинг МРСК
- Ростелеком
- Алроса
- Аэрофлот
- Субъекты естественных монополий
- Газпром
- РЖД
- Почта России
- Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах
- Электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение
- Водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод,
- Обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП)
- Автономные учреждения, а также хозяйственные общества с долей государства более 50%
- Дочерние хозяйственные общества с долей юридических лиц (п. 1-6) более 50% (“дочки” госкомпаний)
- Дочерние хозяйственные общества с совокупной долей дочерних юридических лиц п. 7 более 50% (“внучки” госкомпаний)
- Бюджетные учреждения, как исключение из 44-ФЗ, в случае получения ими грантов, выполнения госконтрактов или собственных доходов