Основы обязательного и добровольного пенсионного страхования в РФ в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основы обязательного и добровольного пенсионного страхования в РФ в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Организационные основы обязательного пенсионного страхования состоят в:

  • гарантировании всем застрахованным лицам вне зависимости от религиозных, идеологических убеждений, социального статуса, семейного положения, прочих факторов, получения страхового обеспечения при условии подтверждения факта наступления страхового случая;
  • утверждении Правительством НПА в сфере ОПС, обязательных к исполнению всеми гражданами, юридическими лицами и органами государственной, региональной, муниципальной властей без каких-либо исключений;
  • установлении четко разграниченных полномочий и обязанностей субъектов (участников) сферы пенсионного страхования и в их взаимодействии друг с другом только в пределах указанных прав и обязательств;
  • формировании бюджета ПФР за счет источников, представленных в законе, а также в обеспечении его надлежащего функционирования и платежеспособности;
  • наличии законодательной возможности по разрешению споров, возникающих между субъектами сферы пенсионного страхования, как в досудебном, так и в судебном режимах;
  • предоставлении права для всех застрахованных передать накопления, которые учтены в спец. части ИЛС, из ПФР в негосударственный фонд.

Основы обязательного и добровольного пенсионного страхования в РФ в 2021 году

Финансовые основы системы ОПС состоят в формировании бюджета ПФР и в последующем расходовании средств из фонда на выплату страхового финансового обеспечения, на его доставку, на техническое обеспечение текущей деятельности госстраховщика, на уплату гарантийных взносов и на прочие цели, предусмотренные нормативным законодательством.

Финансовые основы пенсионного страхования практически аналогичны таковым в сфере других видов страхования:

  • страхователи, они же работодатели и налоговые агенты граждан, осуществляющих деятельность по трудовому контракту, платят страховые взносы на условиях, которые указаны в Главе 34 НК;
  • за счет заплаченных страховых взносов, межбюджетных трансфертов, прибыли от инвестирования свободных денежно-финансовых средств и иных источников, формируется бюджет ПФР на очередной финансовый год;
  • наконец, граждане, которые были застрахованными в соответствии с ФЗ об основах ОПС (ФЗ № 167), получают страховую, накопительную пенсию из средств бюджета ПФР.

Как видим, финансовая основа сферы пенсионного страхования заключается в солидарной ответственности ее участников. То есть “платят все, а получают лишь некоторые – у кого произошел страховой случай”.

Страховые пенсии в РФ выплачиваются застрахованным в соответствии с ФЗ № 400, при выполнении определенных условий.

Так, чтобы получать пенсию по старости, лицу нужно:

  • достичь пенсионного возраста (по новым нормам – 65 лет для муж., 60 лет для жен., с учетом переходных положений);
  • иметь как минимум 15 лет периодов трудовой деятельности или иных периодов (например, уход за нетрудоспособным гражданином, служба в армии, период получения в ЦЗН пособия по безработице) (с учетом переходных положений);
  • обладать 30-ю пенсионными баллами или более (с учетом норм, указанных в ч. 3 ст. 35 ФЗ № 400).

А для пенсии по инвалидности нужно выполнить меньше условий:

  • иметь хотя бы 1 день стажа;
  • быть признанным инвалидом согласно заключению МСЭ.

Размеры страховых пенсий всегда зависят от ИПК. Чем больше в наличии баллов, тем выше размер назначаемой пенсии. В этом и заключаются основы пенсионного страхования – чем больше человек заплатил страховых взносов за свою жизнь, тем больше он будет получать в старости или при инвалидности.

С 2021 года отменили зачётную систему ФСС, при которой работодатели сами выплачивали пособия и уменьшали на них начисленные страховые взносы. На выплаты пособий напрямую из соцстраха перешли последние участники зачётной системы:

  • Москва;
  • Московская область;
  • Санкт-Петербург;
  • Краснодарский край;
  • Свердловская область;
  • Пермский край;
  • Челябинская область;
  • ХМАО.

Теперь по всей России соцстрах перечисляет почти все пособия сразу на счета застрахованных. Работодатели обязаны только вовремя передавать в ФСС информацию для назначения и выплаты пособий.

У организаций и ИП остаётся обязанность выплачивать за счёт собственных средств:

  • первые 3 дня больничного при заболевании или травме работника;
  • пособие на погребение, причём после выплаты работодатель может обратиться в ФСС за возмещением расходов.

Больничный с четвёртого дня и остальные виды пособий платит соцстрах.

Вот как теперь получают прямую выплату пособия из ФСС.

  1. Работник передаёт своему работодателю документы для назначения и расчёта пособия: листок нетрудоспособности (или его номер, если больничный электронный), справки с других мест работы, реквизиты для перечисления денег и др. Обратите внимание, что заявление о выплате пособия (оплате отпуска) с 1 января 2021 годп работнику больше не нужно заполнять.
  2. Работодатель в течение пяти календарных дней передаёт документы с описью в соцстрах или отправляет электронный реестр сведений.
  3. ФСС проверяет, все ли документы предоставлены. Если комплект неполный или есть ошибки, в течение пяти рабочих дней работодатель получит извещение. Передать в соцстрах недостающие документы или внести исправления нужно тоже не позднее пятого рабочего дня.
  4. Получив всю нужную информацию, ФСС принимает решение о назначении и выплате пособия. Деньги отправляют на счёт застрахованного в течение 10 календарных дней, считая с даты получения соцстрахом всех документов.

С 1 января 2021 года действуют новые лимиты, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 1935 от 26.11.2020. Их устанавливают только для взносов на обязательное социальное и пенсионное страхование. Для страховых взносов от несчастных случаев и на обязательное медстрахование предельных баз нет.

Предельная величина базы на соцстрахование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) — 966 тыс. руб. Когда облагаемые доходы работника превысят эту сумму, взносы на этот вид страхования до конца года больше не начисляют.

В дальнейшем при расчёте больничных, пособий по беременности и родам, по уходу за ребёнком до 1,5 лет учитывают только облагаемый взносами заработок, то есть не более 966 тыс. руб.

По сравнению с 2020 годом они не изменились. В 2021 году для всех ИП фиксированные страховые взносы с дохода, не превышающего 300 тыс. руб.:

  • 32 448 руб. — на пенсионное страхование;
  • 8 426 руб. — на медицинское.

Осталась прежней и максимальная сумма годовых пенсионных взносов за себя — 259 584 руб. (фиксированный взнос 32 448 руб 1% допвзносов с доходов свыше 300 тыс. руб.).

Предпринимателям на патенте с 2021 года разрешили вычитать страховые взносы за себя и работников из стоимости патента. Вычет действует по аналогии с УСН 6% и отменённым ЕНВД. ИП без работников могут уменьшить стоимость патента на сумму уплаченных взносов вплоть до 100%, ИП с работниками — максимум до 50%.

В Налоговый кодекс внесли поправки, благодаря которым стало проще возвращать излишне уплаченные пенсионные взносы. В п. 6.1 ст. 78 НК РФ уточнили условия, при которых нельзя вернуть переплату:

  • переплату уже учли в индивидуальной части тарифа страхового взноса и разнесли на лицевой счёт застрахованного физлица.
  • человеку, за которого переплатили взносы, на момент подачи заявления о возврате назначили пенсию.

Ранее в этом же пункте был полный запрет на возврат переплаты, разнесённой Пенсионным фондом по индивидуальным лицевым счетам застрахованных. Изменения внесли в связи с постановлением Конституционного суда № 32-П от 31.10.2019. В нём КС РФ признал такой запрет чрезмерным ограничением прав страхователей и разрешил возвращать разнесённую переплату:

  • в индивидуальной части тарифа — если ещё не назначена пенсия;
  • в солидарной части тарифа — независимо от назначения пенсии.

В современном ракурсе предполагается формирование пенсии из трех составляющих. Итоговая цифра к выплате будет получена за счет суммирования таких видов пенсионного обеспечения, как:

  • базовое;
  • накопительное;
  • страховое.

Эти правила коснуться граждан, родившихся после 1967 года. Работодатель по ним отчисляет 8% в страховой фонд и 6% в накопительный. Для тех лиц, которые родились в 1966 году и ранее актуальны только страховые удержания из дохода, по размерам которых и будет определяться величина будущей пенсии.

В 2020 году размер базовой пенсии после ее индексации на 6,6% составил 5686 рублей. Индексация затронула и пенсионные баллы, увеличив их до отметки 93 рубля.

Минимальная пенсия в 2020 году может быть выплачена только при выполнении условий:

достижение пенсионного возраста (для мужчин – 65 лет, для женщин – 60 лет);

наличие минимального страхового стажа, определяемого временным периодом, на протяжении которого работодатель отчислял средства в Пенсионный фонд (в 2020 году – 10 лет, с перспективой увеличения к 2025 году до 15 лет);

наличие минимального количества пенсионных баллов, привязанных к страховым взносам (планируется увеличение до отметки 30).

Для разных категорий граждан базовая пенсия неодинаковая. При смене категории пенсионером, она пересчитывается. На увеличение ее размера можно рассчитывать:

— при достижении пенсионером 80 лет — за счет удвоения базовой части пенсии;
— при появлении иждивенцев — дополнительно предоставляется 33,3% за каждого представителя, но не более, чем за трех;
— при наличии 15 лет стажа работы на Крайнем Севере – увеличивается базовая пенсия на 50%;
— при наличии 20 лет стажа ведения трудовой деятельности в районах, по характеристикам приравненных к Крайнему Северу – к пенсии добавляют 30%;
— при получении статуса инвалида – увеличение компенсации на 100%.


Оформление пенсии возможно в любой день после получения такого права и не раньше, чем за месяц до его появления. Заявление с пакетом документов можно подать в онлайн или офлайн режиме в ПФР и МФЦ лично или через работодателя. В нем отображаются персональные данные заявителя, а также информация из документов, подтверждающих право человека на пенсионное обеспечение, его страховой стаж и доходы. Пакет бумаг формируется из документации, подтверждающей отображенные в заявлении данные.

Поданные документы рассматриваются на протяжении 10 дней. Страховые выплаты начисляются со дня обращения за ее получением.


Не многие знают, что такое негосударственная пенсия, и кто на нее может рассчитывать. До начала пенсионной реформы люди могли повлиять на размер своей пенсии только за счет официального трудоустройства на работу с более высоким окладом. На сегодняшний день каждый человек может смоделировать уровень своей жизни в старости. В законе предусмотрена возможность переводить собственные средства на выделенный счет в Пенсионном Фонде, чтобы воспользоваться ими, когда уже не сможешь работать в полную силу. Перечислять средства в ПФ могут:

самозанятые лица;

индивидуальные предприниматели;

работодатели с официальной заработной платы.

Человек не может по собственной инициативе пополнять свой счет. При желании участвовать в программе негосударственного пенсионного обеспечения лица, которые не относятся к вышеперечисленным категориям, могут решить вопрос только в ракурсе софинансирования.

В будущем планируется придать негосударственным пенсиям более надежный и выгодный статус, чем у государственных. Основной задачей пенсионной реформы является такое перенаправление ориентиров и доведение до сведения народа, что государственное обеспечение является прерогативой Советского Союза вместе с различными программами поддержки для незащищенных слоев населения. Люди должны понять, что в развитых странах люди не живут за счет пособий от государства.

Плюсами негосударственных фондов являются возможности:

планирования будущих доходов;

накопления любой суммы и распоряжения в будущем ею по своему усмотрению;

увеличения вклада не только за счет собственных инвестиций в проект, но и за счет процентов, начисляемых банком за предоставляемое вкладчиком ему право пользоваться деньгами для получения инвестиционного дохода до момента, пока они полностью не будут выведены.

Из минусов программы можно отметить:

необходимость регулярного пополнения счета, что в некоторых жизненных обстоятельствах может вызвать финансовые затруднения;
риски потерять все инвестиции;

риски обесценивания сбережений ввиду падения курса национальной валюты.



В начале 2020 года уже была произведена индексация базовых пенсий и социальных выплат. На 7% проиндексировались пособия граждан, пенсионный возраст которых в связи с переходным периодом проводимой реформы начнется в 66,5 лет для мужчин и в 61,5 лет для женщин. Это коснулось тех пенсионеров, которые не заработали минимальный страховой стаж. На октябрь запланировано индексация в 3% для военных пенсионеров.

Пенсионеры, относящиеся к числу ветеранов Великой Отечественной войны, получат единоразовую помощь ко дню Победы в мае, в размере 75000. Труженикам тыла будет выплачено по 50000 рублей.

МРОТ 2021 составляет 12392 рублей. Показатель напрямую не привязан к размеру пенсионных выплат, однако его изменение приведет к росту прожиточного минимума. А пенсия не может быть ниже по значению, поэтому происходит ее увеличение. Если показатель будет увеличен, то можно ожидать корректировки пенсии.


Пенсия накопительная и страховая: в чем разница и что изменилось в 2021 году

Согласно федеральному закону, единственным государственным пенсионным страховщиком является Пенсионный фонд РФ. Государственная организация ведет подсчеты и выдачи всех финансовых средств, связанных с пенсионными накоплениями. Правительство Российской Федерации на обязательной основе составляет подробный отчет, в котором указаны действия, происходящие с бюджетом.

    • 2021: Мишустин: Взносы на обязательное пенсионное страхование для ИТ-компаний сократятся с 8% до 6%
    • 2020: Добровольное пенсионное страхование жизни: почему это выгодно
    • Смотрите также
    • Примечания

Размер взносов на обязательное пенсионное страхование для российских ИТ-компаний в 2021 году будет снижен с 8% до 6%. Об этом 12 февраля сообщил председатель Правительства РФ Михаил Мишустин во время заседания кабинета министра. Подробнее здесь.

По состоянию на ноябрь 2020 года, 9% населения нашей планеты — пенсионеры. По данным ООН, к 2070 году пенсионером будет уже каждый пятый[1]. Во всем мире растет продолжительность жизни, но как сделать эту долгую жизнь обеспеченной, если государственные ресурсы ограничены? Решением становится добровольное пенсионное страхование жизни.

Как рассказали в «Ассоциации Страховщиков Жизни» 11 ноября 2020 года, в России пенсионное страхование — небольшой, но уверенно растущий сегмент страхования жизни. Его сборы пока составляют 0,5% рынка, зато за 2020 год они увеличились больше, чем на треть[2]. Это говорит о том, что люди все активнее заботятся о своем будущем, самостоятельно обеспечивая себе прибавку к государственным выплатам.

11 изменений в пенсионной системе в 2021 году

Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения;

обязательное страховое обеспечение — исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии, накопительной пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; (в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

средства обязательного пенсионного страхования — денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

обязательные платежи — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также — страховые взносы) — обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

Абзац восьмой. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

солидарная часть тарифа страховых взносов — часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

индивидуальная часть тарифа страховых взносов — часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, в том числе в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации создаются по решению правления Пенсионного фонда Российской Федерации и являются юридическими лицами. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Пенсионное страхование в РФ – можно ли комфортно жить на пенсию в России?

1. Страховщик имеет право:

проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

получать у налоговых органов информацию о налогоплательщиках, включая сведения о регистрации в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, а также необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах и иные сведения, составляющие налоговую тайну, в целях выполнения функций страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

Абзац пятый. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

осуществлять управление средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и контроль за их расходованием в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;

осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены;

осуществлять обмен информацией с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, ведение документации в целях выполнения функций, возложенных на страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, на бумажном носителе, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Порядок формирования, использования, хранения, приема и передачи документов в форме электронного документа устанавливается с учетом требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи», Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

требовать и получать у государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство) информацию о порядке, размерах и об условиях получения гарантийного возмещения в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

1. Страхователи имеют право:

участвовать через своих представителей в управлении обязательным пенсионным страхованием;

бесплатно получать у страховщика информацию о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании, а также информацию о размерах обязательного страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам, за которых страхователь уплачивал страховые взносы;

обращаться в суд для защиты своих прав;

уплачивать взносы работодателя в пользу застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». (в ред. Федеральных законов от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

2. Страхователи обязаны:

зарегистрироваться в порядке, установленном статьей 11 настоящего Федерального закона;

своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения;

выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

Абзац 6 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ)

Взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1-3 статьи 28 в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, — в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в постановлениях от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П, от 3 июня 2004 года N 11-П и от 23 декабря 2004 года N 19-П и Определении от 24.05.2005 N 223-О, — утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 N 223-О).

Обязательное пенсионное страхование – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное страховое обеспечение – исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является:

  • Пенсионный фонд РФ;
  • негосударственные пенсионные фонды.

Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Территориальные органы Пенсионного фонда РФ создаются по решению правления Пенсионного фонда РФ и являются юридическими лицами. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица;

2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.
К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.

Застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ”), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев:

  • работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);
  • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  • являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • священнослужители;
  • иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г.

N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:

  • Конституции Российской Федерации;
  • ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”;
  • ФЗ “Об основах обязательного социального страхования”;
  • ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования”;
  • ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”;
  • ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”;
  • иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации.

сущность пенсионного страхования заключается в предоставлении физлицам финансового обеспечения в связи со старостью, инвалидностью или утерей кормильца в семье. Сущность права на пенсию закреплена в стат. 39 российской Конституции, поэтому пенсии гарантируются всем и каждому при наступлении соответствующих обстоятельств.

Основной НПА, регламентирующий сущность и основы данного страхования – это 167-ФЗ от 15-го дек. 2001-го “Об обязательном…” (далее – ФЗ № 167).

Также сущности некоторых правовых норм содержатся в следующих НПА:

  • 27-ФЗ от 1-го апр. 1996-го “Об индивидуальном…” – о том, как учитываются взносы, уплаченные работодателем, на ИЛС;
  • 165-ФЗ от 16-го июля 1999-го “Об основах…” (далее – ФЗ № 165) – о сущности обязательного соц. страхования (куда входит и пенсионное) в РФ;
  • 400-ФЗ от 28-го дек. 2013-го “О страховых…” (далее – ФЗ № 400) – об условиях, сроках, порядке и сущности назначения страховых пенсий;
  • 424-ФЗ от 28-го дек. 2013-го “О накопительной…” (далее – ФЗ № 424);
  • 56-ФЗ от 30-го апр. 2008-го “О дополнительных…” – о доп. взносах на накопительную пенсию;
  • прочие ФЗ.

Главные определения и понятия системы ОПС представлены в ст. 3 ФЗ № 167. Приведем некоторые из них:

Понятие Расшифровка
Пенсионное страхование Система общегосударственных юридических и организационных мер, целью которых является компенсирование физлицам потерянного ими дохода в связи со старостью, признанием инвалидом или утратой кормильца
Страховое обеспечение Выполнение страховщиком своей обязанности по выплате страховой, накопительной пенсии или денежного пособия на захоронение
Взносы на ОПС Обязательные финансовые платежи, которые платятся в ПФР в порядке и на условиях, указанных в Главе 34 НК РФ, для обеспечения правомочий граждан на получение страхового денежного обеспечения
Субъекты обязательного пенсионного страхования, в обязательном порядке принимающие участие при его осуществлении Страховщик, страхователь и застрахованные физлица
Страховщик ПФР
Страхователи Работодатели-организации, ИП и физлица, осуществляющие выплату зарплат
Застрахованные граждане Россияне, иностранцы и лица без определенного гражданства, которые работают по трудовому договору, или являются ИП, адвокатами, нотариусами, или членами КФХ, или священнослужителями

Виды пенсий, которые могут выплачиваться в рамках системы ОПС, перечислены в ст. 9 ФЗ № 167:

  • страховая по возрасту, назначаемая лицам мужского пола с 65 лет, женского с 60 лет (с учетом переходных норм, указанных в Приложении 6 к ФЗ № 400);
  • страховая по инвалидности, назначаемая инвалидам, имеющим хотя бы 1 день страхового стажа, вне зависимости от возраста;
  • страховая по утере кормильца, которая назначается нетрудоспособным гражданам, состоявшим на иждивении у умершего трудоспособного лица;
  • фиксированная надбавка к пенсии, базовый размер которой с 1-го января 2021-го составляет 5334,19;
  • накопительная, назначаемая вместе с той, которая по старости, при соблюдении условий, указанных в стат. 6 ФЗ № 424;
  • единовременно осуществляемая выплата (производится, если физлицо не получило правомочие на накопительную пенсию, но в спец. части ИЛС есть деньги (стат. 4 ФЗ № 360 от 30-го ноября 2011-го года “О порядке…”));
  • срочная выплата (осуществляется, если лицо в период своей жизни осуществляло дополнительные взносы на накопительную пенсию);
  • выплата средств, находящихся в спец. части ИЛС, наследникам застрахованного;
  • пособие на захоронение (платится из средств системы ОПС, если лицо на момент смерти не было застраховано по ВНиМ).

Пенсия в России формируется за счет взносов, которые уплачивает работодатель в ПФР. Общий объем взносов составляет 22%.

СПРАВКА! Для перечислений в ПФР граждане должны работать официально и иметь индивидуальный номер лицевого счета для начисления страховых взносов и трудовой пенсии – СНИЛС. Документ выдается в Пенсионном фонде России при достижении 14-летнего возраста.

22% взносов делятся на 2 части: 16% по умолчанию идет на формирование страховых взносов, а 6% составляют накопительную пенсию. Процентное соотношение устанавливается государством и остается без изменений с 2002 года.

Законодательство в сфере пенсионного обеспечения

Это накопления, состоящие из страховых взносов работодателя и дохода от их инвестирования. То есть это часть пенсии, которой гражданин распоряжается самостоятельно, выбирая негосударственные пенсионные фонды. Деньги, переданные НПФ, будут инвестироваться.

Особенностью этих отчислений является то, что каждый человек вправе сам решить, сколько отчислять — 2 или 6% дохода. Отчисления делаются добровольно. Для этого пишут соответствующее заявление на имя работодателя. Также необходимо заключить договор с НПФ или управляющей компанией, куда и будут перечисляться проценты с заработка.

Еще одна особенность – это возможность наследования денежных средств. То есть если человек, производивший отчисления в НПФ, умер раньше, чем смог получить деньги, это вправе сделать его наследники.

Формированием такого вида пенсионных выплат занимаются:

  • ПФР;
  • управляющая компания;
  • негосударственный пенсионный фонд.

ВАЖНО!
До конца 2023 формирование приостановлено, и взносы полностью направляются на финансирование страховой пенсии (Федеральный закон № 405-ФЗ от 08.12.2020).

В чем разница, между базовой накопительной и страховой пенсии? Отличие страховой пенсии от накопительной в следующем: страховые выплаты никак не зависят от действий гражданина. Их доля в общем объеме перечислений от работодателя устанавливается регламентом ПФР и не может быть изменена по желанию клиента.

Накопительная часть представляет собой выплаты в размере 6%, на которые может повлиять сам гражданин. Их формирование будет складываться исходя из его выбора. В случае перевода средств в негосударственную пенсионную компанию они подлежат индексированию согласно доходу НПФ. Если клиент откажется от перевода накопительной части пенсии, то деньги останутся на счете в ПФР. Дальнейшая их судьба зависит от текущих обязательств перед бюджетниками, пенсионерами или другими выгодоприобретателями.

Какая пенсия больше и что лучше выбрать? Государство заинтересовано в том, чтобы россияне оставляли свои 6 % перечисленных средствна счетах ПФР. Наличие свободных финансов позволяет ПФР выполнять свои обязательства в полном объеме.

Но в случае добровольного отказа от перевода накопительной части пенсии граждане лишают себя достойной пенсии в будущем. В среднем до выхода на пенсию гражданин с заработной платой в 30-35т тыс. рублей в месяц может накопить до 3 млн. рублей. Сверх этой суммы будут начислены проценты, которые инвестирует фонд. Чем выше доходность НПФ, тем выгоднее будет вложение средств и будущая пенсия граждан.

Чтобы сделать выбор в пользу собственной пенсии, 6% взносов гражданину следует перевести в частную компанию. Объем накопленных средств зависит от срока перевода, заработной платы клиента, дохода фонда. Минимальный доход НПФ в России составляет 9%. Этого достаточно, чтобы покрыть уровень инфляции в стране и обеспечить инвестиционный доход сверх начисленных средств.

С начала 2021 года в силу вступила пенсионная реформа, согласно которой поэтапность увеличения возраста должна завершиться к концу 2024 года. По планам преобразования установленным сроком для выхода на пенсию по старости для мужской части населения станет 65 лет, а для женской – 60 лет.

Помимо глобальных изменений возрастной границы для пенсии изменяются и условия страховых выплат: обязательное наличие пенсионных баллов в количестве 30, при этом имея 15-ти летний трудовой стаж.

На данном этапе текущего года на пенсию женщины смогут выйти в 55,5 лет, а мужчины – в 60,5 лет. Касаемо требуемого стажа, система гласит о 10 годах, с накопленными при этом 16,2 пенсионными баллами.

Формула, по которой определяется страховая пенсия, выглядит таким образом: СЧ=(КПВ*ФВ)+(КПВ*ИПК)*СПК. В данной формуле СК – страховая пенсия, КПВ – коэффициент поощрения выхода на пенсию, ФВ – базовый платеж, ИПК – индивидуальный коэффициент, СПК – пенсионный коэффициент.

Чем же отличаются страховая и накопительная часть пенсии? Примеры расчета страховой пенсии. Человек выходит на пенсию в 60 лет. Накопленный страховой капитал составляет 12 000 рублей. Первым делом высчитывается индивидуальный коэффициент по формуле: 12000-3910,34/64,1=126,2 баллов. Дальнейший расчет выглядит таким образом: страховая пенсия = базовый платеж* премиальный коэффициент + сумма всех годовых ИПК * стоимость одного балла * премиальный коэффициент. Таким образом, в нашем случае, страховая часть пенсии будет составлять 3910,34*1+126,2*64,1*1=11999,76 рублей. Под фиксированной выплатой в данном случае понимается выплата страховая, базовая. Накопительная часть пенсии рассчитывается несколько по-другому, об этом дальше.

Пенсионная модель в СССР носила распределительный характер. Выплаты производились из средств государственного бюджета, который, в свою очередь, включал средства бюджета государственного социального страхования, пополняемого взносами предприятий. Трудовой стаж влиял на размер пенсии, однако, прямых отчислений для этих целей с заработных плат не было.

Данная пенсионная модель просуществовала до 2002 года. К пенсионной реформе привели несколько факторов. Нагрузка на госбюджет увеличивалась, так как росла доля пенсионеров по отношению к трудоспособному населению. Ситуацию усугубляла необходимость ежегодной индексации пенсий в связи с ростом инфляции.

Далее произошли следующие ключевые изменения в пенсионной системе РФ:

  • 2002 год: введен новый накопительно-распределительный подход к формированию пенсионных выплат. Частично пенсия по-прежнему гарантируется государством, но значительная часть отдана под ответственность самого гражданина. У каждого появился индивидуальный пенсионный счет, размер которого зависел от заработанного дохода, а не напрямую от трудового стажа.
  • 2004 год: негосударственные пенсионные фонды (НПФ) получили право заключать договоры об обязательном пенсионном страховании. У граждан появилась возможность передавать управление накопительной частью пенсии в НПФ, чтобы увеличить будущий доход.
  • 2008 год: начала действовать программа софинансирования накопительной части пенсии государством.
  • 2010 год: установлен минимальный размер пенсии, который больше, чем прожиточный минимум для пенсионера.
  • 2013 год: Правительство одобрило новую пенсионную формулу, которая учитывает стаж и возраст выхода на пенсию. Согласно новым правилам минимальный общий стаж для получения пенсии ежегодно будет увеличиваться на 1 год и в 2024 году достигнет 15 лет.
  • 2014 год: «заморозка» накопительной части пенсии. Все взносы по обязательному пенсионному страхованию направляются на формирование страховой части пенсии, то есть тариф взносов на накопительную часть пенсии составляет 0%.
  • 2015 год: с 1 января в РФ действует новый порядок формирования и расчета страховой пенсии. Страховая пенсия рассчитывается не в рублях, а в пенсионных коэффициентах или баллах.
  • 2019 год: начало постепенного повышения общеустановленного возраста (у женщин до 60 лет, у мужчин до 65 лет), дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению.

В основе современной пенсионной модели РФ, как и во многих развитых странах, лежит пенсионное страхование, то есть страхование с целью формирования источников финансирования пенсий. Согласно данным официального сайта Пенсионного Фонда РФ (ПФР): «сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.»

  • государственное (обязательное) пенсионное страхование (ГПО или ОПС);
  • негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение (НПО или ДПО);
  • государственные пенсии (выплаты военным, космонавтам, летчикам по выслуге лет или нанесении вреда здоровью, а также пострадавшим в природных катастрофах и социально незащищенным нетрудоспособным неработающим гражданам).

Страховые пенсионные взносы в 2021

  • достижение пенсионного возраста;
  • наличие минимального трудового стажа (в 2020 году минимальный стаж составляет 11 лет);
  • накопленная пороговая сумма пенсионных коэффициентов (минимальный балл в 2020 году -18,6).

Если условия выше не соблюдены, получение пенсии все же возможно. Если не хватает трудового стажа или накопленных баллов, государство будет выплачивать социальную пенсию, право на которую появляется на 5 лет позже установленного пенсионного возраста. Также на получение социальной пенсии могут рассчитывать инвалиды и дети без кормильца. Средний размер социальной пенсии в 2019 году составлял 9266 рублей.

Накопительная часть пенсии существует отдельно от страховой и служит в качестве дополнительной «подушки безопасности» будущего пенсионера. Это денежные средства, которые копятся на пенсионном счете застрахованного лица с возможностью их инвестирования государственными или частными управляющими компаниями (по выбору гражданина) для получения им дополнительного дохода. Эти денежные средства выплачиваются по достижении пенсионного возраста либо единовременно, либо ежемесячно и частями.

До 2014 года эта часть пополнялась за счет 6% страховых взносов. В 2014 году государство «заморозило» накопительную часть пенсии, тем самым направив все отчисления (22%) в страховую часть. По последним данным, проект бюджета Пенсионного фонда предполагает продление моратория на формирование накопительной части пенсии на 2021−2023 годы.

  • О филиале
  • Структура филиала
  • Персоналии
  • Студенческая жизнь
  • Система РАНХиГС
  • Выпускники
  • Доска почета
  • Международная деятельность
  • Вакансии/Конкурсы
  • Экскурсия по Академии
  • Контактная информация
  • Бакалавриат
  • Специалитет
  • Магистратура
  • Повышение квалификации
  • Проф. переподготовка
  • Издательская деятельность
  • Наука в филиале
  • Студенческая наука в филиале
  • Студенческое научное общество
  • Новости науки Алтайского филиала
  • Общеакадемические мероприятия
  • Конкурсы и гранты
  • Конференции
  • Научный отдел
  • #Учимся дома
  • Школа студенческого актива
  • Школа управления
  • Юридическое клиническое образование
  • Клуб руководителей образовательных организаций
  • Президентская академия – Алтайскому краю
  • Государственным и муниципальным служащим


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *