Заполняем транспортные накладные 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заполняем транспортные накладные 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Транспортная накладная — это первичный документ, которым оформляют автомобильные грузоперевозки по России. Она подтверждает реальность сделки и расходы на перевозку. В накладной грузоотправитель и перевозчик утверждают условия перевозки.

Если транспортной накладной нет, она утрачена или оформлена неправильно, организация может подтвердить расходы другими документами: договором, счетом-фактурой, платежными документами (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26).

Накладная понадобится, когда продавец доставляет груз покупателю на своем автотранспорте. Исключение — если цена доставки входит в цену товара. Еще накладная нужна, когда продавец или покупатель нанимают для доставки груза стороннюю транспортную компанию.

Покупатели, которые забирают груз самовывозом на своей машине, транспортную накладную не оформляют, так как услугу транспортировки никто не оказывает. Расходы на транспорт и саму перевозку можно будет подтвердить путевым листом, зарплатными ведомостями и другими документами.

Пример заполнения нового бланка транспортной накладной с 1 января 2021 года

Транспортные накладные обычно выписывает организация, которая заказывает перевозку груза (грузоотправитель). Заказчиком может быть продавец или сам покупатель. К примеру, если покупатель заказал перевозку в транспортной компании, то он будет грузоотправителем и составит транспортную накладную. С 2021 года в роли грузоотправителя может выступать и экспедитор.

В договоре перевозки стороны могут выбрать, кто будет выписывать накладную. Например, поручить это самому перевозчику.

Транспортные накладные составляют на бумаге в трех экземплярах — по одному для каждого участника перевозки: грузополучателя, грузоотправителя и транспортной компании. Все экземпляры должны быть заверены подписями грузоотправителя и перевозчика.

Транспортная накладная формируется на каждую машину. Если в один автомобиль погрузили несколько партий груза, будет достаточно одной накладной. Но если одну партию распределили на несколько машин — понадобится накладная на каждый автомобиль.

Накладную составляет грузоотправитель, а во время провоза ее дополняет перевозчик. Получатель вносит свои данные на приемке груза. В итоге в составлении документа принимают участие три стороны.

Грузоотправителем может быть продавец, покупатель или экспедитор. Например, если покупатель нанял перевозчика, чтобы самовывозом забрать товар со склада продавца, то покупатель будет и грузоотправителем, и грузополучателем.

Грузоотправитель заполняет шапку накладной: дату, номер документа, номер экземпляра (документ составляется в количестве трех штук, каждый экземпляр имеет свой номер), дату и номер заявки. Дополнительно он оформляет разделы, 1–7, 15 и 16.

Раздел 1 «Грузоотправитель». Укажите ФИО физлица или наименование организации, ИНН, адрес, телефон. Если перевозку оплачивает экспедитор, то он и будет грузоотправителем, в таком случае проставляется отметка «является грузоотправителем» и заполняется подраздел 1а (при необходимости).

Раздел 2 «Грузополучатель». Заполните аналогично первому разделу, но данными получателя груза.

Как заполнить транспортную накладную

При погрузке водитель перевозчика ставит свою подпись в разделе 6 «Прием груза», а при разгрузке — в разделе 7 «Сдача груза». Перевозчик самостоятельно заполняет разделы 8-11, 13, 15 и 16. При необходимости можно заполнить разделы 12, 14 и 17.

Раздел 8 «Условия перевозки». Здесь перевозчик прописывает, когда груз можно считать утраченным, размер платы за хранение в терминале, размеры штрафов за невывоз груза, задержку транспорта и пр. Часто его оставляют пустым — это значит, что все условия определяются по общим правилам Устава автомобильного транспорта.

Раздел 9 «Информация о принятии к исполнению». В разделе проставляется дата приема заказа, ФИО и должность принявшего и его подпись. У перевозчика есть три дня на рассмотрение заявки грузоотправителя.

Грузополучатель должен заполнить раздел 7 «Сдача груза» в присутствии перевозчика. Он указывает:

  • дату и время приезда автомобиля на разгрузку, а также дату и время выбытия;
  • описание состояния груза, тары, упаковки, пломб, маркировки;
  • массу груза (определяется тем же способом, что и при сдаче груза отправителем);
  • количество грузовых мест.

Состояние груза, его массу и количество занятых мест можно не проверять, если все приехало на исправном закрытом транспортном средстве, в контейнере и с пломбами. При повреждении или отсутствии пломб проверка обязательна, как и при нарушении сроков доставки скоропортящихся грузов (п. 9 ст. 15 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ).

Приемку груза подтверждает представитель получателя, он ставит свою подпись, ФИО и должность.

Постановление Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 должно в корне изменить сложившуюся практику указания в 10-ой графе транспортной накладной экспедитора, с которым у грузовладельца заключен договор в качестве перевозчика. Причин изменений две:

  • уточнено понятие “водитель” — это лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
  • Приложением № 4 к ППГАТ 2021 изменена форма транспортной накладной; теперь в ней нашлось место для указания сведений об экспедиторе, а также появилась необходимость указания типа владения транспортным средством — собственность, аренда или лизинг.

Законодатель как бы настойчиво говорит: указывайте в накладных фактического перевозчика, после которого нет другого контрагента-участника перевозки. Цель такой определенности вполне понятна — фискальные органы хотят иметь четкое представление кто является конечным получателем платежа за перевозку, чтобы остальные участники не могли применять льготные режимы налогообложения или уменьшать налог на прибыль списанием горюче-смазочных материалов и приобретением запчастей.

Похоже, что государство всерьез намерено контролировать движение денег по всем перевозкам. Для честных предпринимателей, работающих без применения серых и черных схем ухода от уплаты налогов, изменения практически никак не скажутся на деятельности. Указание в качестве перевозчика владельца транспорта применяется в международных грузовых автоперевозках — в CMR перевозчик ставит свой штамп, подтверждая прием груза у отправителя и никому от этого хуже не становится.

Нет. Верховный Суд РФ дважды высказался по этому поводу: требовать оплату перевозчик может только у лица, с которым у него заключен договор (п. 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции; п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26).

Однако следует учитывать, что если между грузовладельцем и перевозчиком будет существовать только один посредник, это уменьшит количество неплатежей. Причина тому проста — сложность процедуры заключения договоров с крупными грузовладельцами. Таким образом, “первый” экспедитор будет заинтересован в сохранении отношений с перевозчиками и своевременной оплате их услуг. В свою очередь перевозчик может рассчитывать на успешное взыскание задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами при обращении в суд — ведь его контрагентом с большей долей вероятности будет не фирма-однодневка, а организация, которая непосредственно заинтересована в продолжительном существовании, ликвидация которой ударит по доходам бенефициаров.

Таким образом, в среднесрочной перспективе вполне возможно уменьшение неплатежей в сфере грузовых автоперевозок.

Раскрытие информации о фактических перевозчиках в транспортной накладной может спровоцировать у грузовладельцев желание работать с перевозчиками напрямую. Но оправданы ли опасения экспедиторов потерять клиентов из-за этого? На мой взгляд это маловероятно.

  1. Процедура заключения договора с более-менее крупным грузовладельцем достаточно длительная, и это не подходит перевозчикам, работающим в режиме “ищу загрузку когда освободился”.
  2. Основная часть перевозчиков в России — небольшие организации или предприниматели с автопарком до 15 единиц. Этого количества не хватит для закрытия потребности в автотранспорте любого относительно крупного грузовладельца. Грузовладельцу проще заключить договоры с 4-5 экспедиторами, чем с тысячами перевозчиками.
  3. Применяемое крупными грузовладельцами контрактование, то есть закрепление за экспедитором определенного количества перевозок по фиксированной цене, которые он обязан выполнить. За невыполнение условий контракта — штраф.
  4. НДС. Большинство перевозчиков не применяет общую систему налогообложения, следовательно, грузовладелец не может возместить налог на добавленную стоимость.
  5. Наработанная дебиторская задолженность позволяет производить зачет любых нарушений условий договора, начиная от опозданий и срывов погрузок, заканчивая полной утратой груза при перевозке. При перевозке грузов каждый раз с новым перевозчиком дебиторской задолженности образоваться неоткуда, следовательно, взыскивать штрафы и убытки придется в судах, что значительно увеличит нагрузку на юридические подразделения.

Кроме того нужно понимать, что и до принятия новых Правил перевозки грузов грузовладелец всегда мог узнать фактического перевозчика — достаточно было спросить у водителя телефон работодателя. Однако грузовладельцы предпочитали не создавать себе лишние трудности и работали с экспедиторами.

Транспортная накладная для ГИБДД в 2021 году

Больше всего вопросов после вступления в силу новых Правил перевозки грузов возникает касательно порядка заполнения основного перевозочного документа — транспортной накладной. В этом разделе будет произведен разбор этих вопросов. Если вопросы все-таки останутся — задавайте их в комментариях после текста статьи либо через форму обратной связи.

Резюмирую основные моменты, которые необходимо учитывать при заполнении транспортных накладных после 2021 года:

  • если перевозку организует экспедитор, то именно он должен быть указан в графе 1 «Грузоотправитель» с проставлением соответствующей отметки в чекбоксе «Является экспедитором»;
  • клиент экспедитора, заключивший договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, указывается в графе 1а;
  • в разделе 10 «Перевозчик» указываются сведения о фактическом перевозчике, владеющим транспортным средством по праву собственности, аренды или лизинга (тип владения указывается в графе 11) и имеющем трудовые или гражданско-правовые отношения с водителем.

Не все грузовладельцы осознают важность правильного оформления транспортных накладных, однако, если продолжать оформлять их по-старому, у экспедитора и грузовладельца возникают реальные риски привлечения к налоговой и даже уголовной ответственности. У многих экспедиторов договорами предусмотрена обязанность контролировать правильность заполнения транспортных документов. Вы можете скачать шаблон письма и направить его своим клиентам. Письменное уведомление с предупреждением о рисках действует убедительнее, чем просто разговор по телефону.

При выдаче транспортной накладной экспедитором, клиент должен получить документ, подтверждающий принятие груза экспедитором (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”). Таким документом, в силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 “Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности”, является экспедиторская расписка. Форма бланка экспедиторской расписки и других экспедиторских документов установлена Приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23 “Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов”.

Неприменение экспедиторских документов в правоотношениях между клиентом и экспедитором может повлечь отказ налогового органа учесть расходы грузовладельца (ст. 252 Налогового кодекса РФ) при исчислении налога на прибыль, что станет причиной повышенной налоговой нагрузки. В письме Федеральной налоговой службы от 27 мая 2021 г. № ЕА-4-26/7321@ «О форме и порядке заполнения транспортной накладной на перевозку грузов автомобильным транспортом» фискальное ведомство особо отметило это обстоятельство: само по себе указание в транспортной накладной лица, не являющегося стороной договора перевозки (имея ввиду экспедитора), не освобождает стороны от оформления документов, предусмотренных главой 41 Гражданского кодекса «Транспортная экспедиция».

Экспедитору или грузовладельцу следует удостовериться в том, что перевозчик является тем лицом, которое будет фактически выполнять перевозку груза. Для этого необходимо получить документы, подтверждающие:

  • владение транспортным средством (свидетельство о регистрации транспортного средства и действующий путевой лист);
  • наличие трудовых или гражданско-правовых отношений с водителем.

Обратите внимание, что собственник транспортного средства — не обязательно перевозчик. Собственник может передать автомобиль арендатору, который будет его эксплуатировать и выполнять перевозки. Именно для этого следует требовать путевой лист, который, в силу п. 8 Приказа Минтранса РФ от 11.09.2020 г. № 368, выдается эксплуатантом транспортного средства.

В таком случае наиболее целесообразно заключить агентский договор. Схема взаимоотношений участников всей цепочки будет выглядеть так: грузовладелец заключает договор с экспедитором. Экспедитор подыскивает транспорт и может заключить договор с перевозчиком либо с агентом, который за плату сообщает сведения о перевозчике (в свою очередь, агент может получить сведения о перевозчике от другого агента, с которым он также заключает агентский договор). После этого экспедитор заключает договор с перевозчиком.

В этой схеме грузовладелец уплачивает экспедитору его вознаграждение, экспедитор производит два платежа — агенту и перевозчику, а агенты самостоятельно производят взаиморасчеты друг с другом.

Следует признать, что такая схема значительно повышает прозрачность платежей за услуги по перевозке грузов и приводит правоотношения сторон к полному соответствию с нормативными актами.

Первый позволяет перемещать имущество от одного пункта в другой. По этой бумаге происходит списание с баланса грузоотправителя в счет нового владельца. Ключевой момент — наличие автотранспортного средства в этой схеме. Это действие может происходить не в виде сделки между двумя фигурантами, а в качестве пересылки ТМЦ между отделениями одной организации.

ТН (второй из представленных) необходим конкретно при осуществлении продажи и переходе права на собственность. При этом неважно задействован здесь транспорт или нет.

Для опытных специалистов ее составление не составляет труда, поскольку бланк со значениями готов к оформлению. Нужно лишь знать, что и куда вписывать.

Пошаговый инструктаж:

  1. Сначала документу присваиваем № и указываем его (используя внутреннюю нумерацию, принятую на предприятии), проставляем дату.
  2. В строчку «грузоотправитель» пишем информацию о компании, отправляющей ТМЦ (с полным названием, геолокацией и работающим телефоном).
  3. По аналогии прописываем сведения об адресанте в пункте «грузополучатель».
  4. Там, где стоит слово «плательщик», надо вписать фирму, оплачивающую услуги по перевозке.
  5. Рядом со всеми сторонами сделки надо написать верные коды ОКПО.

Она бывает унифицированной, то есть единой для применения. Можно брать стандартный для всех формат, чтобы наверняка избежать претензий от налоговой за самоуправство при ведении документации. Все сведения умещаются на одном листе А4 при компактном размещении информации и горизонтальном расположении. Используемые здесь коды можно смотреть в общероссийском классификаторе.

При использовании специализированной программы формирование док-та происходит автоматически, если правильно внести все данные. Но сегодня разрешено самим разрабатывать удобную форму, сокращая ее, что значительно облегчает работу.

Поскольку это учетный документ, то следует соблюдать нормы его оформления. Он в обязательном порядке будет задействован в бухучете, если удостоверяет реальный факт хозяйственной жизни предприятия. Нельзя недописать информацию в нужных ячейках, делать простые помарки поверх готового варианта, неточно представлять здесь информацию и пр. Исправления должны заверяться с простановкой даты их внесения. Ответственные лица расписываются и оставляют здесь свои Ф.И.О. Первичную документацию разрешено составлять на бумажном носителе или хранить в виде электронного экземпляра. Но поскольку здесь идет речь о сопроводительном документе, то он делается исключительно в бумажной версии. Его предстоит доставить по условленным адресам и собрать подписи.

Несмотря на разрешение не использовать унифицированный формат, структурированность в ТТ-накладной обязательно имеется. Все нужно излагать четко и информативно. В начале ведения хоздеятельности можно взять в открытом доступе распространенные примеры. Но в дальнейшем рекомендуется отладить работу и применять типовые формы. Помочь в составлении помогут специализированные программы.

Транспортная накладная: нюансы заполнения

Выше упоминалось понятие ТОРГ-12. Это форма Т-накладной (а именно «товарная»). Она стандартизирована на государственном уровне. Здесь также присутствуют столбцы и строчки со значением, которые следует заполнить. Предоставляется частная информация об участниках и используется общероссийская кодировка.

ТТ-накладная оформляется, если для доставки привлекается транспорт (с его полным описанием), а с вышеупомянутой можно обойтись и без него. Первую разрешено использовать при совершении продаж и при простом перемещении груза. А вторая требуется исключительно при наличии товарно-денежных отношений. Она более обширна и включает много сведений (в т.ч. условия совершения сделки, количество ТМЦ, стоимость, НДС).

Кроме того, существует другое понятие ТН («транспортная»). Предназначена для автогрузовой перевозки.

Транспортная накладная на перевозку груза оформляется согласно Правилам, утверждённым правительством РФ от 15.04.2011 г. № 272, с учётом внесённых изменений от 12.12. 2017 г. № 1529, в трёх экземплярах (по одному на каждого участника сделки). Все три варианта являются оригиналами и должны быть заверены печатями, а также подписаны ответственными лицами, представляющими грузоотправителя и перевозчика. Документ оформляется грузоотправителем, если в договоре не прописано выполнить эту обязанность другими лицами, например, перевозчиком. В случае, когда товар отгружает филиал организации, в графе реквизитов грузоотправителя документа всё равно указываются данные головного предприятия.

Необходимое количество экземпляров ТН зависит от числа транспортных средств, которые будут перевозить груз. Одна накладная используется только тогда, когда несколько партий груза отправляются автомобильным транспортным средством от одного поставщика к одному получателю. При сборных транспортировках, где комплект груза следует в одном направлении, но предназначается разным покупателям, оформляются несколько накладных на каждую партию. Транспортные накладные на трансфер груза автотранспортом в обязательном порядке должны содержать следующую информацию:

  • данные всех участников сделки;
  • сведения о грузе;
  • данные о транспортном средстве;
  • стоимость грузоперевозки;
  • перечень сопроводительных документов.

Все пункты накладной должны быть заполнены, а если данные для внесения в любой из разделов отсутствуют, то ставится прочерк. Исправления в обязательном порядке заверяются отправителем и перевозчиком (или их представителями), о чём гласят Правила.

Пункт 1 и 2. Данные о Грузоотправителе и Грузополучателе: наименование, ИНН, адрес, банковские реквизиты.

  • в разделе 1 «Грузоотправитель» предусмотрено место для отметки о том, что грузоотправителем является экспедитор;
  • добавлен раздел 1а, в котором при необходимости указываются сведения о клиенте (заказчике организации перевозки);

Пункт 3. Записывается отгрузочное наименование груза, размеры (высота, ширина и длина) в метрах, объем грузовых мест в кубических метрах и масса нетто (брутто) грузовых мест в килограммах.

  • в пункте 3 «Груз» требуется, указывать объявленную стоимость (ценность) груза и реквизиты документа, подтверждающего отгрузку товаров;

Пункт 4. Указываются сопроводительные документы на груз, это могут быть различные сертификаты, паспорта и т.д.

Пункт 5. Тут при необходимости вписываются особые требования к грузоперевозке от грузоотправителя – параметры транспортного средства и указания, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных, таможенных и прочих требований.

Пункт 6. В данном пункте отмечается Лицо, от которого забирается груз, Масса груза, Адрес, Дата, Время погрузки и номер пломбы.

  • в пункте 6 «Прием груза» дополнительно вносятся сведения о лице, от которого забирается груз, проставляется подпись этого лица, а также при необходимости подпись перевозчика;

Пункт 7. Указывается Адрес, Дата, Время разгрузки товара и номер пломбы.

Пункт 8. Условия перевозки. Сюда вносят или выбирают из представленных, некоторые условия перевозки или временного складского хранения.

Пункт 9. Сюда записываются ФИО лица ответственного за грузоперевозку товара.

Пункт 10. Этот пункт заполняет компания-экспедитор, выполняющая перевозку.

Пункт 11. Записывается информация о транспортном средстве: марка, грузоподъемность и регистрационный номер.

  • пункт 11 «Транспортное средство» дополнен сведениями о типе владения ТС («1» — собственность; «2» — аренда; «3» — лизинг).

Пункт 12. Тут заполняются пункты о фактическом состоянии груза, упаковки при его загрузке и при отгрузке.

Пункт 13. Заполняется для перевозки опасных, температурных, негабаритных грузов.

Пункт 14. Требует заполнения, если изменилось место доставки груза.

Пункт 15. Ставятся подписи сторон.

Пункт 16. В этом пункте записывается стоимость услуг грузоперевозки, порядок расчета, и размер провозной платы.

Пункт 17. Сюда можно вписать нарушения при осуществлении грузоперевозки.

Мы рекомендуем грузоотправителю перед перевозкой подготовить ТрН в 5 оригинальных экземплярах:

1-й образец остается у грузоотправителя в подтверждение приема груза водителем, остальные уезжают вместе с грузом. Все экземляры должны быть подписаны водителем при получении груза.

Затем на выгрузке 4 бланка ТН отдаются получателю для заверения его печатью и подписью. Из них:

2–й образец ТН остается у грузополучателя

3, 4 и 5-й отдаются водителю. Эти бланки транспортной накладной уже распределяются между перевозчиком (один экземпляр), экспедитором (один экземпляр), а последний затем отправляется грузополучателю для подтверждения факта окончания перевозки и передачи материальных ценностей получателю в полном объеме и без претензий.

1) Грузоотправителю: нет документа подтверждающего прием груза водителем, а также подтверждения доставки товара до получателя. Поэтому «размыта» ответственность транспортной компании и получателя перед отправителем.

Следствие: при конфликтной ситуации не найдешь концов!

2) Грузополучателю: трудно сравнить груз (общий вес, количество единиц и т.д.), погруженный на складе отправителя, с фактически пришедшим на выгрузку.

3) Транспортной компании: нет подтверждения факта перевозки для налоговой. При спорной ситуации по сохранности груза перевозчик находится между отправителем и получателем, как «между молотом и наковальней».

4) Хотя есть ИСКЛЮЧЕНИЕ: довольны остаются контролирующие органы на дороге, которые могут под угрозой постановки машины с грузом на штраф-стоянку оштрафовать водителя.

Транспортная компания «ДА-ТРАНС» рекомендует готовить перевозочные документы в полном объеме! Отправка груза без сопроводительных транспортных документов заметно усложняет жизнь всем участникам процесса доставки!

Новый формат отношений грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков

  • оформляется в трех оригинальных экземплярах для сторон-участников операции – перевозчика, отправителя, получателя;
  • выдается в копиях на каждый автомобиль, участвующий в перевозке;
  • если доставка нескольких партий товара осуществляется одним транспортным средством, допускается внесение данных об этом грузе в один бланк;
  • удостоверяется печатями и подписями отправителя с одной стороны и перевозчика с другой;
  • изменения, которые могут вноситься в процессе заполнения, заверяются подписями и печатями сторон в обязательном порядке;
  • в строке 1, 2 отмечаются данные сторон с указанием средств связи;
  • 3 – наименование перевозимого груза;
  • 4 – документы на груз сопровождающего характера: накладные, сертификаты, счета-фактуры;
  • 5 – наименование средства транспортировки;
  • 6,7 – точные адреса, по которым должен быть доставлен груз и адрес отправителя, уточняющие данные о наличии маркировки, спецупаковки, вес, дата отправки/прибытия груза, подпись водителя;
  • 8 – правила перевозки заполняются уточняющими данными;
  • 9 строка оформляется датой приемки груза транспортной компанией с указанием ФИО приемщика и его подписи;
  • на обратной стороне бланка в графе 15 необходимо указать плательщика;
  • ТН, оформляемая не директором предприятия, требует указания доверенности, выписанной на уполномоченного сотрудника;
  • 16 строка предназначена для окончательного визирования документа подписями и печатями сторон;
  • строка «объявленная стоимость» заполняется в случае особой ценности груза.

Согласно Указаниям по заполнению и применению форм первичной учетной документации по учету торговых операций, товарная накладная составляется в 2-х экземплярах, но при осуществлении транзитной торговли минимальное количество участников — трое, а минимальное количество договоров — два. Следовательно, согласно условиям 2 договоров, должно быть составлено всего 2 накладные в 2-х экземплярах.

После осуществления доставки товара получателю, водитель отдает ему второй экземпляр ТТН. Грузополучатель заверяет своими подписями третий и четвертый экземпляры 1-Т и передает их водителю. Эти бумаги сдаются в бухгалтерию компании, которая осуществила грузоперевозку.

Но, можно оформить больше в том случае, если экспедитор и перевозчик не являются одним лицом. В такой ситуации, экспедитору также необходим бланк для учета. Все экземпляры должны быть заверены подписями в обязательном порядке.

Вслед за Министерством труда и соцзащиты, которое внесло изменение в инструкцию о порядке ведения трудовых книжек (печать уже можно об увольнении и на титульном листе трудовой не проставлять), Минфин внес изменения в свои постановления, касающиеся печатей на ТН и ТТН и в других документах.

Постановлением Минфина РБ от 28.04.2021 № 26 внесены изменения в 38 (!) действующих своих постановлений. Изменения касаются необходимости проставления печати в документах, порядок заполнения и составления которых регламентирует Минфин.

Да, отвыкнуть от проставления печати или штампа на ТН и ТТН довольно сложно. Но если все-таки на накладных появится печать или штамп (ваши или контрагента) — все в порядке. В ТН или ТТН можно вносить дополнительную информацию, которая, по мнению организации, там необходима. Именно к ней сейчас и относится печать или штамп. При этом сейчас можно изменить место их проставления. Ведь где указывать дополнительную информацию, организация определяет сама. Главное, чтобы оттиск не мешал прочтению иных записей в накладной .

С 1 января 2021 — новая форма транспортной накладной

Как уже выяснили, для перевозки груза обязательно требуется товарная накладная, или просто ТТН. Но возникает логичный вопрос относительно использования одного бланка 1Т для различных грузоперевозок. Важно помнить, что каждая транспортировка груза подразумевает оформление отдельной товарно-транспортной накладной согласно бланку 1Т. А потому использование одной и той же накладной под несколько грузоперевозок категорически запрещается. Аналогично обстоит ситуация, если одинаковый груз перевозится на разные конечные пункты, то есть в различные компании, фирмы или организации. Здесь каждая отдельная отправляемая партия товара, предназначенная для той или иной компании, требует собственной отдельной товарной накладной.

Конкретный вид формуляра для международных сообщений определяется типом используемого транспортного средства и особенностями перевозки.

Выделяют следующие международные транспортные документы:

  1. Экспортная декларация EX-1 оформляется при отправке товара за границу.
  2. Транзитная декларация T-1 необходима для партий заграничных товаров, проезжающих через территорию ЕС.
  3. Административный сопроводительный документ или ААД выписывается на подакцизный товар из ЕС, направляемый на экспорт.
  4. Книжка международных дорожных перевозок (МДП) или TIR позволяет осуществлять транзитные перевозки по нескольким государствам без оплаты пошлин и прохождения досмотров. Действует на территории стран-участников конвенции
  5. Карнет ATA выполняет функцию таможенного документа, с помощью которого упрощается ввоз товаров (для выставок, ярмарок, спортивных мероприятия и пр.). Действует на территории многих стран.
  6. Накладная СМГС применяется на международных железнодорожных сообщениях в странах бывшего СССР, во Вьетнаме, Польше, Молдавии и многих других. Государства, не являющиеся участниками соглашения СМГС, оформляют накладную по другой форме.

При организации международных перевозок следует тщательно подходить к сбору документов, чтобы груз не задержали на таможне или в пути из-за неверно выбранного вида транспортной документации.

ТТН относят к сопроводительным документам первостепенной важности. Потому их проверка будет осуществляться достаточно тщательно. Чтобы избежать любых проблем и загвоздок при транспортировке груза, следует опираться на принятые стандарты при заполнении формы. Многие забывают о том, что здесь не допускается оставлять пустые ячейки. Где это необходимо, просто ставится прочерк. Также запрещено писать с ошибками и вносить некорректную или неточную информацию. Помимо ТТН, к стандартной форме 1Т может потребоваться приложить некоторые дополнительные бумаги и документы. Здесь в основном речь идёт о:

  • сертификатах;
  • договорах;
  • свидетельствах;
  • паспортах и пр.

Если к товарно-транспортной накладной прикладываются документы, все они в обязательном и правильном порядке прописываются в соответствующей строке, выделенной для Приложений к ТТН. После заполнения ТТН печатается сразу в 4 экземплярах. То есть вполне допускается использование современных средств ввода и оргтехники для распечатки. Заполнять всю ТТН только вручную ручкой необязательно. Документ не будет считаться действительным, если на нём отсутствуют соответствующие подписи сторон.

При этом из четырёх копий только одна предназначена для грузоотправителя. Все остальные экземпляры должен держать при себе водитель, осуществляющий грузоперевозки. Вторая копия передаётся получателю товара. Ещё два экземпляра нужны для руководства грузоперевозчика. Причём обязанностью водителя, который доставляет товар, является необходимость получить подписи грузоотправителя и грузополучателя на этих 2 копиях накладной. Теперь третья копия, куда выписывается окончательный счёт за предоставленные услуги, передаётся заказчику. В роли заказчика грузоперевозки может выступать отправитель или получатель. Тут уже учитывается та фирма, с которой транспортная компания заключила соглашения. В итоге четвёртый экземпляр остаётся у грузоперевозчика. Это необходимо для ведения бухгалтерского учёта.

При заполнении необходимой товарно-транспортной накладной крайне важно соблюдать определённые правила и стандарты. При этом отправитель или получатель, в зависимости от того, кто занимается подписанием договора с грузоперевозчиком, может обратиться за помощью к специалистам. Но если разобраться во всех нюансах, ничего сложного в самостоятельном заполнении нет. Для начала нужно выполнить несколько общих правил, после чего отдельно изучить нюансы оформления первой и второй части ТТН.

  1. Первым делом в накладной записывается номер. Он берётся не из воздуха, а согласно внутреннему обороту документации в компании, которая выписывает накладную. Также ставится дата, когда документ заполняется.
  2. Далее идёт пункт о грузоотправителе. Не путайте с компанией грузоперевозчика. Здесь указывается информация о компании, которая будет осуществлять отправку груза. Причём тут важно внести данные про полное название организации, её фактический адрес и контактные данные.
  3. По аналогии заполняется строка, которая предназначена для грузополучателя. Как и в предыдущем пункте, здесь нужно записать полное наименование, адрес и контактную информацию.
  4. Следующей строкой идет плательщик. Здесь вносят информацию о компании, которая берёт на себя обязательства по оплате услуг транспортной организации.
  5. Напротив грузоотправителя, грузополучателя и плательщика есть специальные ячейки, предназначенные для указания кодов ОКПО. Это специальный классификатор, действующий в РФ, классифицирующий организации и предприятия.

Когда основная информация заполнена, следует приступить к оформлению товарной и транспортной части ТТН.

С 25 июля 2021 года для подтверждения расходов на доставку товаров компании применяют новую транспортную накладную (утв. приложением 4 к постановлению Правительства РФ от 15.04.11 № 272). Новую накладную составляют в трех экземплярах для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Каждая сторона должна была ставить в накладной подписи и заверять их печатями компании. Однако на практике это вызвало много затруднений.

Печати в новой транспортной накладной больше не ставят. Вместо этого грузополучателю, грузоотправителю, перевозчику или их уполномоченным лицам надо будет расшифровывать свои подписи. Такие изменения приняло Правительство РФ в постановлении от 30.12.11 № 1208. Документ вступит в силу через семь дней после опубликования, но на момент подписания этого номера газеты в печать комментируемое постановление опубликовано не было.

С 1 января 2022 года электронные перевозочные документы приравняются к бумажным. Сейчас компании могут использовать электронные накладные, но взаимодействие с государством происходит по-прежнему в бумажном виде. Компании сами выбирают, переходить на ЭТрН или нет.

Транспортную накладную теперь можно составить:

— в бумажном виде в 3 экземплярах для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика;

— в электронном виде, подписанном УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью).

Несмотря на то, что правительство ввело понятия «электронная транспортная накладная», «электронный заказ-наряд», «электронная сопроводительная ведомость», но передавать данные в Минтранс и ФНС можно будет только с 2022 года. Сейчас по-прежнему передавать документы государственным службам нужно в бумажном виде.

Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

С 30.09.2011 г. организации должны для целей определения срока хранения документов руководствоваться Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения.

Пунктом 362 Перечня установлено, что первичные учетные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей (кассовые документы и книги, банковские документы, корешки банковских чековых книжек, ордера, табели, извещения банков и переводные требования, акты о приеме, сдаче, списании имущества и материалов, квитанции, накладные и авансовые отчеты, переписка и др.) должны храниться 5 лет.

Так как ТТН относится к первичной учетной документации, срок её хранения составляет не менее пяти лет. Исчисление сроков хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством.

До введения транспортной накладной (ТН) применялся другой документ: товарно-транспортная накладная (ТТН). Однако после того, как в практику вошла первая, отмены второй не произошло. Сейчас используются оба документа: и ТН, и ТТН. В чем разница между ними?

Товарно-транспортная накладная (ТТН):

  • Служит для учета движения товаров между продавцом и покупателем.
  • Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
  • Включает два раздела: товарный и транспортный. В них указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки.
  • Служит основанием для (а) расчетов за грузоперевозку автотранспортом, (б) списания товаров отправителем и оприходования их получателем.
  • Заполняется в четырех экземплярах. Более подробно о правилах выдачи ТТН, бланк и образец — здесь >>

Транспортная накладная (ТН):

  • Подтверждает заключение договора грузоперевозки.
  • Подтверждает правомерность перевозки.
  • Включает только транспортный раздел. Он содержит сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, условиях перевозки, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на нее.
  • Включает сведения о таре, используемой для грузоперевозки, о способе упаковки, о маркировке, о грузовых местах: их массе, объеме, размерах. В ТТН нет этой информации.
  • Включает указания грузоотправителя о нужных параметрах автомобиля, данные об условиях перевозки, о фактическом состоянии груза, пломб, тары и упаковки, оговорки и замечания перевозчика. В ТТН эти сведения не указываются.
  • Не включает номеров телефонов юрлиц (отправителей, получателей, перевозчиков), но содержит номера лиц, ответственных за перевозку.
  • Не требует подписей должностных лиц, разрешивших отпуск груза, и лиц, отпустивших груз. Также не нужна подпись бухгалтера, главного или старшего. В ТТН должны быть все эти подписи — в товарном разделе.
  • Не включает сведений о плательщике — наименования, адреса, банковских реквизитов, — в отличие от ТТН.
  • Служит основанием для расчетов за перевозку груза автотранспортом.
  • Подтверждает расходы на автоперевозку.
  • Не может служить основанием для оприходования ТМЦ покупателем и для списания их поставщиком. В ТН нет раздела с нужной информацией: не приводится цена за единицу товара и общая стоимость всех перевозимых товаров. Можно указать только объявленную стоимость груза. Тогда в случае недостачи или порчи товара по вине перевозчика можно будет рассчитать сумму компенсации.
  • Заполняется в трех экземплярах. Инструкция по оформлению транспортной накладной, пример заполнения и пустой бланк на 2021 год — ниже.

Если вы выписываете ТН, для списания и оприходования ТМЦ нужно выписать также товарную накладную ТОРГ-12. В ней есть необходимая информация о товаре: цена за единицу, количество и наименование.

Правила оформления транспортной накладной

Товарно-транспортная – унифицированный документ. Предназначен сопровождать товар во время перевозки от продавца к покупателю. Неважно, кто осуществляет перевозку: продавец, покупатель или наемный грузоперевозчик.

Документ распечатывают в 4‑х экземплярах (1 экземпляр продавцу, второй покупателю и еще два бланка грузоперевозчику). Заполненный документ используется как для подтверждения учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ), так и для расчетов за автоперевозку.

  • Грузополучателю документ нужен для сверки перечня отгруженного товара с перечнем в документе.
  • Грузоотправителю ТТН необходима для получения документального доказательства передачи груза водителю и приемки его получателем.
  • Грузоперевозчик фиксирует в документе факт перевозки товара.

Хотите забыть о проблемах с оформлением новой транспортной накладной раз и навсегда? Интернет-сервис МойСклад специально для вас разработал систему автоматического заполнения и печати всех необходимых бухгалтерских документов. Для работы с ним вам потребуется только компьютер с принтером и доступ в интернет. И вы сможете оформлять и печатать документы в любое время суток и из любого места, где бы вы ни находились.

Более 1 500 000 компаний уже печатают счета, накладные и другие документы в сервисе МойСклад Начать использовать

В общем случае — грузоотправитель, если иное не предусмотрено договором перевозки. Но это может быть неудобно, так как отправитель, заполнив свою часть документа, должен будет передать оригинал водителю вместе с грузом. Тот, вместо того чтобы везти товар напрямую получателю, должен будет сначала съездить в офис компании-перевозчика с транспортной накладной, чтобы ее заполнили ответственные лица. И только после этого водитель займется доставкой груза. Удобнее предусмотреть в договоре, что транспортную накладную оформит грузоперевозчик. Тогда транспортная компания заполняет свою часть бланка в своем офисе, оригинал передается водителю, и тот отвозит его грузоотправителю, выезжая за грузом.

Заполнение документа происходит в несколько этапов:

  • до начала погрузки,
  • в период перемещения груза,
  • после доставки товара.

Бремя оформления товарно-транспортной накладной может лежать на собственнике товара (продавце) если перевозкой занимается собственник самостоятельно. Если же в отношениях между грузоотправителем или грузополучателем есть посредник, который осуществляет транспортировку ТМЦ, то необходим отдельный договор с грузоперевозчиком. В зависимости от того, какая из сторон нанимает посредника, и возникает обязанность по составлению ТТН.

Транспортная накладная (ТН или ТрН) 2021

Согласно новым правилам, ТН может быть сформирована как на бумажном носителе, так и в электронной форме (ранее электронная форма для ТН не была предусмотрена). Однако электронный способ станет доступен только с 01.01.2022. К этой дате ФНС (в сотрудничестве с Минтрансом) должны разработать формат ее представления.

Среди новшеств в бланке можно отметить:

  • новые поля, которые нужно заполнять, если грузоотправитель является экспедитором (например, нужно дополнительно указать реквизиты юрлица — заказчика перевозки);
  • в разделе «Прием груза» отражают сведения о лице, от которого забирается груз;
  • нужно указывать код типа владения транспортным средством (собственность, аренда или лизинг);
  • скорректирован раздел, в котором отражают стоимость услуг перевозчика.

В письме от 26.03.2021 № Д3/6976-ИС Минтранс указал, что все поля транспортной накладной обязательны к заполнению, за исключением случаев, когда информация имеет отметку «(при необходимости)».

Товарно-транспортная накладная (ТТН) – это первичный учетный документ, изначально предназначавшийся для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Простыми словами, товарно-транспортная накладная – это документ, который определяет взаимоотношению между продавцом и покупателем (контрагентами по договору), с помощью которого осуществляется учет транспортных коммерческих перевозок.

Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2020 г.: С 1 января 2021 года утверждены новые правила грузовых перевозок со сроком действия до 2027 года и действует новая ТТН по форме «1Т». Такое изменение позволит отследить движение денежных средств при оплате услуг по транспортировке и уменьшить количество посредников, принимающих участие в одной операции по доставке груза.

Товарно-транспортную накладную в обязательном порядке выписывают в случае перевозки этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, причем независимо от того, перевозка происходит силами грузоотправителя или же он нанимает перевозчика. Оформление ТТН обязательно даже в случае, когда перевозка осуществляется между собственными складами или между обособленными подразделениями организации (о чем пишут в своих Письмах Росакогольрегулирование и Министерство финансов России).

ТТН можно составлять и при перевозке других грузов. Но расходы на доставку для налога на прибыль этот документ не подтверждает – нужна транспортная накладная. Ее оформляют при заключении договора перевозки автомобильным транспортом. Она подтверждает прием и сдачу груза перевозчиком и расходы на перевозку для налога на прибыль.

Первая часть формы предусматривает внесение следующей информации:

  • Объёмы груза;
  • Наименование товара;
  • Параметры и характеристики продукции;
  • Информация об отправителе и грузополучателе.

За счёт этой части применяемая при грузоперевозках ТТН даёт основания, чтобы списать отправляемый груз со склада грузоотправителя, а также подтвердить прибытие к получателю. Потому эту часть документа называют товарной. Вторая часть уже является транспортной. Здесь вносится информация следующая информация:

  • Информация о перевозке;
  • Транспортной компании;
  • Водителе;
  • Марке используемого автомобиля;
  • Километраже доставки;
  • Времени перевозки;
  • Товаре и пр.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *