ФЗ о банкротстве юридических лиц 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФЗ о банкротстве юридических лиц 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Определяя круг лиц, к которым применяются мораторные правила, Верховный суд указал, что для применения моратория достаточно установить соответствие лица формальным критериям, установленным Правительством.

Так, положения о моратории автоматически распространяются на все организации и ИП из пострадавших отраслей, а также организации, включенные в перечень системообразующих и стратегических.

Доказывать признаки недостаточности имущества такой организации или ее неплатежеспособности необходимости нет. При этом необходимо учитывать, что мораторий не распространяется на лица, в отношении которых на день введения моратория уже было возбуждено дело о банкротстве.

Таким образом, определяющим фактором при установлении возможности применить к тому или иному лицу мораторные правила является дата включения отрасли, к которой относится такое лицо, в перечень пострадавших или системообразующих и стратегических отраслей.

Разъясняя положения Закона о банкротстве по данному вопросу, Пленум ВС РФ однозначно установил, что если кредитор имеет к должнику требование, которое возникло после начала действия моратория, то такое требование необходимо квалифицировать как текущее, и указанный кредитор не вправе инициировать дело о банкротстве до истечения трехмесячного срока с момента прекращения действия моратория (т.е. до 8 апреля 2021 г.).

По истечении указанного трехмесячного срока к квалификации будут применяться общие правила статьи 5 Закона о банкротстве.

Положениями ст. 9.1 Закона о банкротстве на период действия моратория было приостановлено начисление финансовых санкций по денежным обязательствам, возникшим до введения моратория. В состав понятия «финансовые санкции» входят следующие начисления:

  • неустойка (статья 330 ГК РФ);
  • проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ);
  • пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 НК РФ) и др.

Верховный суд разъяснил, что взыскать указанные начисления за период действия моратория не получится даже в том случае, если они заявлены в общеисковом порядке.

Однако справедливости ради стоит отметить, что из данного правила предусмотрено исключение.

Так, если истцу удастся доказать, что ответчик в действительности не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, и ссылки на указанные обстоятельства являются проявлением заведомо недобросовестного поведения ответчика, суд вправе удовлетворить такой иск. При этом возражения должника о наличии моратория в данном случае должны быть отклонены судом, рассматривающим дело.

Вышеуказанные ограничения вполне ожидаемо не распространяются на требования о взыскании процентов за пользование денежными средствами, предоставленными по договорам (в том числе по займу или кредитному договору), либо в качестве коммерческого кредита, поскольку указанные начисления не носят санкционного характера.

Перспективы и последствия изменений в законодательстве о банкротстве в 2021 году

Законопроект об упрощенном банкротстве обсуждался с 2017 года. Учитывая кризис и недовольство населения, Госдума приняла поправки о внесудебном (упрощенном) банкротстве в июле 2020 года. Закон вступил в силу в сентябре 2020 года.

Суть закона о внесудебном банкротстве физлиц заключается в следующем:

  • процесс проводят во внесудебном порядке через МФЦ;
  • это бесплатно;
  • срок процедуры 6 месяцев;
  • списывают долги граждан, если сумма всех недоимок составляет от 50 000 до 500 000 рублей. Основной расчет сделан на то, что исполнительные производства закрыты за невозможностью взыскания. То есть пристав уже проанализировал финансовую ситуацию должника и сделал вывод, что имущества и доходов нет.

    Тогда повторять этот же анализ в платной процедуре банкротства нерационально. Если кредиторы в течение 6 месяцев, пока идет внесудебное банкротство, не подадут возражений, долги спишут без участия Арбитражного суда — как итог работы ФССП.

    Если же в течение полугода, который отводится на упрощенное банкротство, приставы или кредиторы найдут имущество должника (например, он устроится на работу или внезапно получит наследство), то процедуру банкротства перенесут по инициативе кредитора в суд. Оплачивать услуги финуправляющего в этом случае обязан кредитор.

Бесплатная упрощенная процедура банкротства без суда подходит только самым бедным людям. Подробнее мы разобрали механизм и риски внесудебного списания долгов в этой статье.

По закону единственная квартира или дом должника считаются неприкосновенными, продажа жилья в судебном порядке запрещена. Даже если долг составляет миллиард рублей, а у должника во владении единственный элитный особняк, его не имеют права изъять для реализации.

Данные условия не распространяются на ипотечную собственность — по закону она подлежит реализации для расчетов с кредитором — залогодержателем, даже будучи единственным жильем должника.

Некоторые законодатели посчитали такое положение несправедливым. Рассматриваются поправки о продаже роскошной недвижимости и покупке для должника и его семьи жилья по нормативам площади жилых помещений в регионе. Разница в цене могла бы помочь удовлетворить требования кредиторов.

Идея пока не оформлена в полноценный законопроект и не рассматривалась на заседаниях Госдумы. Возможно, когда-нибудь и будет принят порядок изъятия дорогостоящего единственного жилья, однако как это будет выглядеть, пока не разъясняется.

В конце апреля 2021 года Конституционный суд (КС РФ) принял решение о том, что если жилье банкрота принадлежит к категории роскошного, обладающего избыточной площадью (в деле фигурировала квартира с метражом более 100 метров при одном жильце), то его можно продать. КС потребовал от судов принимать решения о реализации единственного жилья в процедуре банкротства физлица, особенно если физ лицо до банкротства успело «влезть в долги», а единственное жилье купило уже после того, как эти долги набрало.

Но продать единственную квартиру или дом разрешается только в том случае, если взамен должнику будет выделено новое жилье, удовлетворяющее социальным нормам. То есть кредиторы должны договориться на общем собрании о совместной покупке для должника более дешевой квартиры. Жилье должно быть куплено в том же населенном пункте, где находится то имущество, которое по суду будет решено продавать. Если только должник сам не заявит о своей готовности к переезду.

Также КС потребовал срочно внести изменения в законы РФ, которыми прописан статус неприкосновенности единственного жилья, и напомнил, что требует таких поправок от законодателей уже 9 лет, а «воз и ныне там».

Серьезные изменения ожидаются закон «О банкротстве» в 2021 году. О подготовленных поправках заявил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Должников — физ. лиц, желающих пройти банкротство, разделят на три группы — по уровню их доходов.

Обсуждается повышение платы за работу финуправляющих в 4 раза — с 25 тыс. рублей за каждую процедуру (реструктуризация долга и реализация имущества) до 100 тыс. рублей. Хотя, возможно, депутаты эту поправку и не примут, но уже сейчас известно, что основные изменения поддерживает комитет Думы по собственности.

Иначе, чем сейчас, будут отбираться финансовые управляющие и вообще институт арбитражных управляющих будет глобально реформирован.

Против многих поправок выступает Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — напомним, что закон говорит не только о банкротстве физ. лиц, но и о процедуре несостоятельности компаний. Но опыт говорит, что при активном правительственном лобби Госдума принимает законы очень быстро, иногда три чтения проходят за одну неделю.

Пакет поправок в «Закон о банкротстве» был внесен в Госдуму 17 мая 2021 года. Нижняя палата парламента может принять нововведения уже до конца весенней сессии, то есть, в крайнем случае, в июле 2021 года. Но вступить в силу они должны в полном объеме только через год после их принятия. Поправки уже довольно давно, еще в 2019 году, были разработаны Минэкономразвития. Но их критиковали все юрики и физики, причастные к банкротному процессу. И вот, наконец-то, кажется, что все интересы учтены. Но битва в Думе предстоит жесткая.

Законопроект даже меняет название действующего федерального закона. В новой редакции он называется федеральный закон «О реструктуризации и банкротстве». Даже из названия понятно, что упор правительство делает на возврат долгов, а не на их списание. Что ж, для списания кредитов должникам придется прилагать больше усилий.

Внесенный вариант поправок согласован с управлением правовой информации президента. Именно у этого управления ранее было больше всего нареканий к новациям, предлагаемым в законопроект.

Третье. Введение бальной системы оценки фин управляющих. По ней планируется оценивать результативность работы управляющих.

Рассчитывать баллы будут ежеквартально за проведение каждой из следующих процедур:

  • за реструктуризацию долгов, в том числе гражданина;
  • за конкурсное производство;
  • за реализацию имущества гражданина.

Количество баллов повлияет, в частности, на выбор кандидатуры управляющего.

Кроме того, хотят сформировать регистр управляющих. На его сайте можно будет узнать:

  • о СРО, в составе которой числится управляющий;
  • о договорах обязательного страхования ответственности управляющего;
  • о проведенных им делах о банкротстве, в том числе – успешных (с точки зрения как должника, так и кредиторов);
  • о сдаче экзамена по программе подготовки управляющих;
  • о количестве баллов результативности управляющих и СРО;
  • о судебных актах, которыми действия управляющего признали незаконными;
  • о дисквалификации управляюшего.

Планируется, что торги по реализации имущества будут проводить путем поэтапного повышения или понижения начальной цены на один шаг торгов, то есть на одну величину изменения цены. То есть цена на имущество может падать ровно до того момента, когда кто-то из желающих вызовется это имущество купить. Как только такая заявка поступает в систему, то фиксируется минимальная цена желающего купить, а далее торги начинаются с новой отсечки. Цена на имущество начинает повышаться. Сделано это для того, чтобы заинтересованные лица не сбивали цену и не покупали квартиры, машины, заводы и пароходы банкрота за бесценок.

Поправки начнут действовать по истечении года со дня опубликования закона в «Российской газете». Проект предусматривает множество переходных положений.

Если у Вас есть вопросы по поводу законодательства, или долги, от которых Вы хотите избавиться через признание своей финансовой несостоятельности в суде — позвоните сейчас, мы с удовольствием дадим ответы на все вопросы, обеспечим юридическое сопровождение на всех этапах процедуры, а также поможем организовать банкротство в Арбитражном суде.

Наши кредитные юристы проследят за тем, чтобы права гражданина были соблюдены, а суд вынес положительное решение в деле о банкротстве физлица в кратчайшие сроки.

1 сентября 2020 вступил в силу ФЗ №289, разрешивший гражданам банкротиться во внесудебном порядке, без привлечения финансового управляющего и бесплатно. Условия для применения такой процедуры:

  1. Сумма долга не меньше 50 и не более 500 тысяч рублей;
  2. В отношении гражданина нет действующих исполнительных производств – и минимум одно исполнительное производство окончено в связи с п. 4 ч. 1 статьи 46 229-ФЗ (нет имущества, которое можно взыскать).

Если эти признаки имеют место, физлицо может подать заявление в МФЦ. В документе нужно перечислить всех кредиторов и сумму обязательств перед ними. МФЦ проведёт проверку, опубликует сведения о банкротстве, а спустя 6 месяцев долги будут списаны.

Новый проект устанавливает следующие суммы вознаграждения для управляющего:

  • Должник 1 группы – 100 000 рублей;
  • 2 группы – 300 000 рублей;
  • 3 группы – 500 000 рублей.

Сейчас физлица (будут отнесены к первой группе) платят фиксировано 25 000 рублей за каждую процедуру и, как правило, ограничиваются всего одним действием: реализацией активов. То есть, расходы на управляющего для граждан вырастут в 4 раза. В целом банкротство по 127-ФЗ станет сложнее и дороже. Рекомендуем либо провести процедуру до вступления нового проекта в силу, либо признать себя несостоятельным в принятом с последними изменениями внесудебном порядке.

После признания в судебном порядке должника банкротом, все исполнительные производства в отношении него прекращаются. Останавливается начисление пеней и штрафов, открываются заблокированные счета, снимается арест с имущества. Суд назначает процедуры в рамках дела о банкротстве, которые обязаны учесть баланс интересов кредиторов и при этом защитить права должника.

В большинстве случаев судьи изначально применяют к банкроту процедуру наблюдения. Арбитраж, как правило, ничего не знает о финансовом состоянии должника и не может сразу вынести решение по делу о банкротстве.

Судом назначается временный (арбитражный) управляющий, которого обязуют следить за проведением всех этапов процедуры. Зарплата временного управляющего — 30 000 рублей в месяц. Кроме того, помимо фиксированной суммы вознаграждения арбитражный управляющий может рассчитывать на проценты, определяемые согласно ст. 20.6 ФЗ № 127.

Первым делом управляющий обязан зафиксировать факт начала процедуры. Он включает сведения о банкротстве в реестр ЕФРСБ и публикует их в газете «Коммерсантъ». Оплата публикации ложится на должника. Несмотря на то, что в законе о банкротстве (ФЗ № 127, ст. 28) нет прямого обязательства публиковать сведения в определенной газете, издание «Коммерсантъ» установило монополию на публикации обязательных сведений о банкротстве в СМИ. Монополия фактически узаконена специальным распоряжением Правительства РФ № 1049-р от 21.07.2008г. Оплата за каждую публикацию обходится банкроту в 7 000-12 000 рублей. Во время исполнения процедур банкротства, должнику зачастую приходится оплачивать несколько публикаций в газете «Коммерсантъ». Для малого бизнеса, ИП и физлиц такие издержки только усугубляют их, и без того сложное, положение.

Далее по своему регламенту управляющий обязан решить следующие задачи:

  • провести анализ финансового состояния банкрота;
  • принять меры по сохранности имущества банкрота;
  • выявить всех кредиторов должника;
  • назначить дату первого собрания кредиторов и уведомить их об этом по почте не позднее 14 дней до начала собрания. (ФЗ № 127, ст. 13);
  • ввести в свой реестр законные требования кредиторов;
  • предъявить суду отчет о своей работе и представить протокол первого собрания кредиторов.

Временный управляющий имеет право получать любую информацию, касающуюся деятельности должника. Все госучреждения, а также юридические и физические лица, располагающие данными о должнике, обязаны предоставить их управляющему не позднее 7 суток после официального запроса. Также временный управляющий может ходатайствовать в суд об отстранении от дел руководителя предприятия-банкрота.

Само же руководство должника (юрлица) ограничено в своих действиях следующим регламентом (ФЗ № 127, ст. 64):

  • предприятие-банкрот не имеет права без разрешения временного управляющего кредитовать и кредитоваться либо передавать имущество в доверительное управление;
  • нельзя без ведома временного управляющего совершать сделки купли-продажи, превышающие 5% балансовой стоимости имущества;
  • запрещено проводить реорганизацию, самоликвидацию, открывать от имени банкрота новые юрлица или входить в состав других юрлиц;
  • нельзя размещать на фондовом рынке свои акции, облигации;
  • банкрот не вправе создавать новые филиалы и представительства;
  • руководству предприятия запрещено из прибыли выплачивать дивиденды акционерам и денежные доли учредителям.

По остальным направлениям хозяйственной деятельности банкрот имеет привычную свободу действий.

Максимальный срок проведения процедуры — семь месяцев. После этого все результаты процедуры наблюдения должны быть переданы временным управляющим в суд для рассмотрения дела о банкротстве.

Законопроект о банкротстве в Госдуме: процедуру будут реформировать

Процедура финансового оздоровления может быть запущена по ходатайству собрания кредиторов в суд или по ходатайству третьего лица, которое обязуется предоставить финансовое обеспечение для банкрота. Сам должник не вправе напрямую ходатайствовать в суд о начале этой процедуры, но он может официально обратится с подобной просьбой к первому собранию кредиторов.

При запуске процедуры суд назначает административного (арбитражного) управляющего с гонораром 15 000 рублей в месяц, плюс проценты. Обычно им становится временный управляющий из процедуры наблюдения. Отстранить административного управляющего может только назначивший его арбитражный судья. Все другие участники могут только аргументировано ходатайствовать в суде о его отстранении.

Административный управляющий обладает более расширенными полномочиями, чем временный. Он обязан через суд пресекать все сомнительные сделки должника. В случае нарушения установленного по процедуре плана платежей, управляющий вправе требовать от поручителя должника оплатить задолженность из заявленного обеспечения. При отказе поручителя его ждет наказание в соответствии с гражданским законодательством (ФЗ № 127, ст. 91).

Сам же должник обладает почти теми же ограничениями в деятельности, что и при процедуре наблюдения. Несмотря на относительную свободу действий, собственники и руководство юрлица фактически не могут направлять значительные денежные суммы на развитие бизнеса или на свои нужды.

Максимально допустимый срок прохождения процедуры финансового оздоровления – два года. По окончании процедуры, должник предоставляет своему административному управляющему полный отчет о состоянии дел. На основании отчета управляющий дает свое заключение. В случае, если требования кредиторов не удовлетворены, управляющий созывает собрание кредиторов, где они принимают решение о введении более жестких процедур. Соответствующее ходатайство кредиторов передается в суд.

Процедура внешнего управления запускается в случаях, когда кредиторы смогли убедить суд в отсутствии у руководства юрлица-банкрота добросовестности или организационной компетенции. Зачастую внешнее управление вводят сразу после процедуры наблюдения. Внешнее управление вводится на срок, не превышающий 1,5 года, но по особым обстоятельствам он может быть продлен еще на 6 месяцев.

Суд назначает должнику внешнего (арбитражного) управляющего с фиксированным гонораром в 45 000 рублей в месяц, плюс проценты. Управляющий отстраняет руководителя юрлица-банкрота от ведения дел, и даже вправе уволить его. В течение 3-х дней бывший руководитель обязан передать арбитражному управляющему всю документацию, материальные ценности и печати.

Кроме стандартных управленческих возможностей, суд наделяет внешнего управляющего особыми полномочиями. Он вправе:

  • отказаться в течение первых трех месяцев от исполнения ранее заключенных невыгодных сделок. При этом сделки не должны быть частично или полностью реализованы;
  • расторгнуть в течение первых трех месяцев невыгодные договоры.

Помимо этого, при запуске процедуры устанавливается мораторий на выплату кредиторам по долгам. Задачей внешнего управления является восстановить платежеспособность предприятия без необходимости распродажи прибыльных активов.

Когда предприятие не способно в разумные сроки восстановить необходимую прибыльность, кредиторы ходатайствуют в арбитражный суд о применении к должнику процедуры конкурсного производства. По сути, она направлена на распродажу имущества банкрота с целью погашения долговых обязательств. Установленный срок проведения процедуры — шесть месяцев, но по ходатайству участвующего лица срок может быть продлен еще на полгода, а потом еще. И так неограниченное число раз.

После утверждения процедуры судом, назначается конкурсный (арбитражный) управляющий с гонораром 30 000 рублей в месяц, плюс проценты. Он отстраняет руководство предприятия от ведения дел и традиционно фиксирует факт начала процедуры с помощью ЕФРСБ и публикации в газете «Коммерсантъ». С момента публикаций у кредиторов есть 2 месяца, чтобы попасть в реестр требований кредиторов, по которому будут осуществляться выплаты с проданного имущества.

Как и другие процедуры, конкурсное производство приостанавливает начисление пеней и штрафов по долгам. Срок выплаты считается наступившим и начисление процентов по кредитам также прекращается. Снимается арест с имущества.

Конкурсный управляющий привлекает оценщика для составления так называемой «конкурсной массы» — имущества, подлежащего продаже. Из общей конкурсной массы арбитражный управляющий исключает следующие виды имущества:

  • имущество, которое изъято из оборота, с продаваемого предприятия (ст. 132 ФЗ № 127);
  • социально-значимые объекты и объекты культурного наследия (они продаются отдельно, в порядке, установленном ст. 110 ФЗ № 127);
  • личное имущество и имущественные права третьих лиц;
  • залоговое имущество – оно не исключается, но учитывается отдельно (ст. 131 ФЗ № 127).

Далее управляющий назначает аукционные торги по продаже имущества. От обычного аукциона отличие в том, что ряд участников имеют право приоритетного выкупа имущества. Также управляющий может ограничить доступ к торгам, сделав их закрытыми.

По общему правилу кредиторов принято разделять на следующие категории (п. 4 ст. 134 ФЗ № 127):

  • Кредиторы первой очереди – это лица, требующие законной компенсации, чья жизнь или здоровье пострадали от действий должника.
  • Кредиторы второй очереди – лица, работавшие на должника по трудовому договору.
  • Кредиторы третьей очереди – все иные физлица и юрлица, перед которыми образованы долговые обязательства: банки, партнеры, контрагенты.

Вместе с тем, из выручки от продажи конкурсной массы в приоритетном порядке погашают долги по текущим платежам, преимущественно возникшие до подачи заявления на признание должника банкротом.

Также приоритетно оплачиваются расходы, связанные с предотвращением техногенных катастроф и гибелью людей, которые могли возникнуть от закрытия предприятий (п. 1 ст. 134 ФЗ № 127).

Выплаты по долгам банкрота, относящиеся к текущим платежам, производят в следующей очерёдности:

  • расходы, связанные с процессом судебного разбирательства, в том числе вознаграждение управляющему;
  • зарплаты физлиц, которые были наняты по трудовому договору уже после подачи в суд заявления о банкротстве;
  • гонорары привлечённым лицам: оценщику, аукционному персоналу;
  • коммунальные и другие эксплуатационные платежи;
  • иные платежи.

В случае, если конкурсному управляющему не хватило вырученных средств для погашения всех долгов банкрота, долги все равно считаются погашенными. Даже те, кто не получил от банкрота ничего, не могут повторно требовать в суде возврата долга. Нераспроданное имущество, которое кредиторы не пожелали взять в счет уплаты долга, возвращается банкроту.

В любой момент кредитор и должник могут прийти к мировому соглашению и остановить тем самым банкротство. Соглашение оформляется в письменном виде и передается в арбитраж. После утверждения судом ни одна из сторон не может выйти из мирового соглашения. Все участники обязаны следовать положениям заключенного компромисса. Иначе дело о банкротстве будет восстановлено с преимуществом для добросовестного исполнителя.

Мировое соглашение со стороны должника подписывает уполномоченный представитель, а со стороны кредиторов — лицо, выбранное на общем собрание кредиторов.

В условиях соглашения могут быть прописаны сроки погашения задолженности, взаимозачет требований, передача должником доли в уставном капитале. В качестве отступных банкротом могут быть предложены денежные суммы и ценные бумаги. По мировому соглашению можно изменить сроки платежей и размер выплат. Но при этом стоит учитывать, что судья может не утвердить соглашение, если решит, что оно не соответствует определенным требованиям.

Арбитражный суд вправе отказать в утверждении поданного мирового соглашения, если обнаружил следующее:

  • по факту не погашены долги кредиторам 1,2 очереди;
  • нарушен непосредственно порядок заключения мирового соглашения;
  • не соблюдена форма процедуры;
  • предложенная процедура нарушает права третьих лих;
  • условия заключаемого соглашения противозаконны;
  • сделки, прописанные в условии, ничтожны по своей сути (мизерная оплата, чрезмерно малый объем поставок и т.д.).

Решение судьи об отказе может быть обжаловано, но в судебной практике редко утверждают мировое соглашение, которое уже ранее было отклонено судом.

Правительство поддержало масштабную реформу банкротства юрлиц

Правительство РФ, вводя мораторий на банкротства, стремилось сохранить не просто отдельные компании, а целые отрасли. И принятые меры позволили это сделать. Но даже отмена большей части ограничений, введенных в 2020 году, не означает, что бизнес быстро сможет вернуть себе прежние позиции, выйти на докризисную прибыль. У многих не будет средств для погашения имеющихся долгов.

На практике это означает, что уже к концу весны 2021 года в Арбитражные суды будут поступать тысячи исков о признании должника банкротом. Кредиторы попытаются компенсировать хотя бы часть своих потерь.

Согласно ст. 65 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом) за исключением:

  1. казенного предприятия;
  2. учреждения;
  3. религиозной организации;
  4. политической партии;
  5. публично-правовой компании.

Закон № 127-ФЗ определяет условия, согласно которым юридическое лицо может быть признано банкротом. Когда компания отвечает признакам неплатежеспособности, размер ее задолженности составляет не менее 300 тысяч рублей и обязательство не исполнялось в течение 3 месяцев, то должник или иное установленное законом лицо вправе подать заявление о признании несостоятельности (банкротства) этого юридического лица.

Обратите внимание! Подведомственность рассмотрения дел о банкротстве ООО относится к арбитражному суду по месту нахождения (государственной регистрации) должника, в соответствии со ст. 33 Закона № 127-ФЗ.

При возникновении у компании финансовой несостоятельности, когда она не в силах уплатить задолженность перед кредиторами и по обязательным государственным платежам, как должник, она вправе подать заявление в арбитражный суд о признании собственной несостоятельности (банкротства) согласно ст. 8 Закона № 127-ФЗ. Инициировать процедуру банкротства ООО также могут конкурсный управляющий, кредиторы и уполномоченный орган. Уполномоченным органом выступает ФНС РФ, которая вправе истребовать внесение обязательных государственных платежей с ООО при наличии задолженности через свои территориальные органы. Заявление может быть подано и работником компании (в том числе бывшим), перед которым общество имеет долг в виде неуплаты выходных пособий и заработной платы либо по иным обязательным платежам.

Обратите внимание! Руководитель должника обязан написать в арбитражный суд заявление о банкротстве при наличии условий, установленных ст. 9 Закона № 127-ФЗ.

Заявитель перед подачей заявления о банкротстве ООО в арбитражный суд обязан уплатить государственную пошлину, согласно пп. 5 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ, в размере 6 тысяч рублей, а также оплатить услуги арбитражного управляющего. В последнем случае средства вносятся на депозит арбитражного суда, а размер этой суммы определяется в соответствии со ст. 20.6 Закона № 127-ФЗ.

Одновременно на основании п. 4 ст. 37 Закона № 127-ФЗ должник обязан уведомить кредиторов о начале процедуры банкротства, отправив им заказным письмом с уведомлением копии поданного заявления. К заявлению необходимо приложить требуемый пакет документов.

Приняв заявление о банкротстве юридического лица, арбитражный суд проверяет его обоснованность на основании указанных условий и признаков неплатежеспособности должника, о чем выносит определение и начинает процесс банкротства.

Обратите внимание! Процедура банкротства юридических лиц направлена, прежде всего, на восстановление платежеспособности компании и погашение задолженности. Ликвидация юрлица происходит только, если все предпринятые меры, направленные на выход из кризисной ситуации, не помогли.

В первую очередь за компанией вводится наблюдение и назначается временный финансовый управляющий, который проверяет деятельность юрлица в течение 7 месяцев, после чего предоставляет суду отчет.

На стадии наблюдения составляется список (реестр) требований кредиторов и задолженности по обязательным платежам, наступает срок исполнения по возникшим до начала введения наблюдения всех обязательств и проводится первое собрание кредиторов. Наблюдение на основании отчета может перейти на следующий этап процедуры банкротства – финансовое оздоровление и внешнее управление. Если же юрлицо не имеет выхода из финансовой несостоятельности, вводится сразу конкурсное производство.

Финансовое оздоровление направлено на восстановление платежеспособности должника и вводится на срок до 2 лет; именно в это время собрание кредиторов и должник могут прийти к компромиссу, утвердив удовлетворяющий их график погашения задолженности. При добросовестном исполнении должником обязательств в порядке очередности, указанной в ст. 134 Закона № 127-ФЗ, в установленный срок юрлицо признается платежеспособным, дело о банкротстве прекращается, а компания продолжает свою деятельность.

Внешнее управление является необязательной процедурой банкротства и вводится арбитражным судом по ходатайству собрания кредиторов на срок до 18 месяцев. Внешний управляющий может в данный период сменить сферу деятельности общества, закрыть нерентабельные направления и применить другие меры, направленные на выход юрлица из финансового кризиса. Если эти меры окажутся недостаточными для восстановления платежеспособности компании, арбитражный суд введет конкурсное производство.

Обратите внимание! На этапе внешнего управления должник вправе внести мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

ст. 95 Закона № 127-ФЗ

Конкурсное производство возможно после принятия судом решения о признании юридического лица банкротом. Его максимальная длительность – 6 месяцев. Данная процедура направлена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов посредством реализации с торгов принадлежащего должнику имущества назначенным судом арбитражным управляющим. Вырученные с торгов средства идут на погашение задолженности в порядке очередности. После исполнения обязательств должника юридическое лицо ликвидируется, о чем производится запись в ЕГРЮЛ.

Банкротство некоторых категорий должников, согласно гл. IX Закона № 127-ФЗ, имеет свои особенности:

  • градообразующие организации;
  • сельскохозяйственные организации;
  • финансовые организации;
  • кредитные организации;
  • стратегические предприятия и организации;
  • субъект естественных монополий;
  • застройщики;
  • участники клиринга и клиенты участника клиринга.

Юридическое лицо, в отличие от физических лиц и индивидуальных предпринимателей, отвечает по обязательствам перед кредиторами и по обязательным государственным платежам только своим имуществом в рамках и в порядке очередности, установленных действующим законодательством.

Процедура банкротства юридического лица является трудоемким и затратным процессом с множеством нюансов. Справиться с нею вам поможет юрист по банкротству, который окажет помощь как на этапе подготовки, так и в процессе судебного производства.

Федеральный закон № 289-ФЗ от 31.07.2020 года о внесении изменений в Закон о банкротстве в части внесудебного банкротства граждан вступает в силу уже с 1 сентября 2020 года. Данные изменения, как представляется, являются первой ласточкой изменения целого ряда институтов банкротства в РФ в 2020 году.

Указанным законом устанавливаются правила проведения процедуры банкротства граждан во внесудебном порядке и без прямого участия арбитражного, финансового управляющего.

Изменения в законе о банкротстве в 2020-2021

В заключение рассмотрим еще один проект изменений в Закон о банкротстве, подготовленный Минэкономразвития России и пока не внесенный в Государственную Думу.

Сразу обращает на себя внимание изменение наименования самого федерального закона: «О реструктуризации и банкротстве». Таким образом, законодатель уделяет особое внимание процедуре реструктуризации долгов, которую предлагают применять не только в отношении гражданина, но также и в отношении коммерческих участников делового оборота, к юридическим лицам.

Статья 1 закона № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» содержит определение отношений, являющихся сферой регулирования закона. Это отношения, которые возникли между тремя сторонами (кредиторами, должником, третьими лицами) по причине ненадлежащего исполнения должником денежных обязательств перед кредиторами.

Федеральный закон о банкротстве юридических лиц определяет механизм предупреждения финансовой несостоятельности, регулирует порядок процедур в арбитражном суде, проводимых в рамках рассмотрения дел о банкротстве. Юридическое лицо может быть признано банкротом только на основании судебного решения.

Некоторые положения законодательства вступают в противоречие с Гражданским кодексом, но при этом нормы закона № 127-ФЗ являются приоритетными (то есть положения ГК применимы в той степени, в которой не противоречат закону о банкротстве).

Таким образом, закон «О банкротстве» — это главный документ, определяющий порядок правоотношений, которые возникают при проведении судебной процедуры.

Законодательство различает общие признаки банкротства (статья 3 ФЗ), применимые к отдельным категориям организаций или рассматриваемые в рамках сложившихся специфических ситуаций. К общим положениям, включенным в закон о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, относятся:

  • неспособность уплачивать обязательные платежи в течение трех месяцев от утвержденной даты их исполнения (просроченная задолженность перед кредиторами или государством);
  • сумма просроченной задолженности составляет не менее 300 тысяч рублей.

Федеральный закон «О несостоятельности» предусматривает проведение пяти этапов в делах о банкротстве, определяет порядок мероприятий и их задачи. Мировое соглашение, являющееся частью процедурного механизма, разрешено проводить и возобновлять на всех стадиях судебного производства.

Стадии (этапы) дела тесно взаимосвязаны между собой и осуществляются в законодательной последовательности:

  • наблюдение;
  • финансовая санация;
  • перевод под внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Рассмотрим подробнее каждую стадию процедуры о финансовой несостоятельности.

Цель финансовой санации — восстановление платежеспособности организации. На этом этапе выявляются скрытые резервы и возможности компании по погашению долга. Восстановление бизнеса (реанимация хозяйственной деятельности) представляет собой наиболее благоприятное для всех сторон разрешение конфликта, если банкротство не является фиктивным.

На первом собрании кредиторами принимается решение о санации с одновременно разработанной схемой и графиком по выплате задолженности.

Ходатайство о применении стадии допускается к обсуждению и последующему голосованию в случае предоставления документа не позже, чем за 2 недели до назначенной даты первого собрания кредиторов.

Один экземпляр поступает в распоряжение временного управляющего, другой — в арбитражный суд. Перечень документов, подтверждающих возможность проведения финансовой санации и прилагаемых к ходатайству, определен статьями 77 и 78 закона о банкротстве.

К общим обязательным бумагам относятся: гарантия обеспечения выполнения обязательств (поручительство, залог, гарантии банков, государственных или муниципальных учреждений), план финансового оздоровления, график погашения задолженности.

В период финансового оздоровления предпринимается ряд действий:

  • отменяются решения по взысканию долга, принятые до суда;
  • вводится запрет на выдачу дивидендов и выплату процентов по ценным бумагам;
  • запрещается проводить бартерные, зачетные и другие операции с обязательствами;
  • снимается арест с активов организации, прекращается начисление каких-либо финансовых взысканий.

Арбитражный управляющий — лицо, отвечающее за исполнение плана финансовой санации.

Процедура проводится в течение двух календарных лет. Это максимальный срок, определенный законодательством для стадии финансовой санации. В том случае, когда предпринятые меры не привели к реанимации бизнеса, принимается решение о переходе к внешнему управлению или продаже активов (конкурсному производству).

Закон разрешает подписать мировое соглашение на всех этапах банкротства. Предложение об урегулировании конфликта может быть инициировано должником или кредиторами, но его реализация возможна только при согласии двух сторон. Если инициативу проявляют кредиторы, то это решение утверждается на общем собрании. После подписания мирового соглашения процедура ведения дела о финансовой несостоятельности автоматически прекращается.

В документе прописывается:

  • порядок погашения задолженности;
  • график платежей;
  • форма проведения расчетов и суммы (в том числе процентные ставки).

В документе могут содержаться другие условия, не противоречащие законодательству, а также принимать участие третьи лица. Чаще всего это инвесторы, заинтересованные в сохранении бизнеса (физические и юридические лица).

Банкротство юридического лица — это прекращение деятельности организации по решению арбитражного суда в связи с признанием финансовой несостоятельности.

Заявление в суд для возбуждения дела о банкротстве имеют права подавать:

  • должник;
  • кредиторы;
  • уполномоченные органы (ФНС, прокуратура, Минфин и государственные организации).

Важно! Заявитель имеет право выдвинуть кандидатуру арбитражного управляющего, который наделен полномочиями управлять компанией-должником во время проведения процедуры банкротства. Исходя из этого положения, в определенных ситуациях выгодно первому подать заявление в арбитраж.

Закон определяет обязанность должника подавать иск в арбитраж о признании себя банкротом в течение одного месяца с момента выявления признаков финансовой несостоятельности.

Положительный момент завершения банкротства для должника — освобождение от денежных обязательств. Отрицательные стороны:

  • потеря финансов;
  • утрата репутации надежного бизнес-партнера;
  • пристальный надзор со стороны органов правосудия.

Поскольку фиктивное банкротство, несмотря на серьезное наказание, по-прежнему распространенное явление, руководство организаций-должников тщательно проверяют на предмет возможного мошенничества и финансовых нарушений.

В случае подтверждения фактов, свидетельствующих против должника, предусмотрено административное и уголовное наказание. Кредиторы, не получившие свои деньги, нередко обращаются в суд для обвинения руководства в противоправных действиях, если есть документальные доказательства вины ответственных лиц.

Даже, если банкротство не было умышленным, судебные разбирательства являются стрессом для ответчика, тем более что решения не всегда бывают объективными. В зону ответственности попадают:

  • учредители;
  • генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер;
  • лица, распоряжавшиеся акциями и имуществом предприятия.

Таким образом, объявление организации банкротом далеко не всегда является окончанием судебных тяжб.

В современных экономических условиях все чаще поднимается вопрос о банкротстве юридических лиц. В данном разделе речь пойдет как раз об этом.

В случае, когда юридическое лицо не может платить по имеющимся счетам, при этом его руководство не видит перспектив и дальнейших путей развития организации, возникает огромная задолженность, погасить которую становится невозможным. Долги возникают, как перед кредиторами, так и перед работниками.

Несостоятельность юридического лица признается в судебном порядке. Инициатором данного производства может выступить любая из заинтересованных в этом сторон.

По решению суда к юрлицу могут применяться антикризисные процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление и другие). Помимо этого к юридическому представителю может применяться процедура ликвидации.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.

Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.

Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.

Банкротство юридического лица в 2021 году: пошаговая инструкция

Признаки банкротства — условия, при наступлении которых, юридическое или физическое лицо могут быть признаны банкротами (несостоятельными).

Санация — меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.

Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Арбитражный управляющий — профессиональный управленец, основной функцией которого является антикризисное управление организацией под контролем арбитражного суда.

Временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» полномочий.

Конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» полномочий, или Агентство по страхованию вкладов, осуществляющее указанные полномочия в случаях, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Финансовый управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина.

Статья актуальна на 1 мая 2021 года, написана на основе Федерального закона 98-ФЗ и Обзоров Верховного Суда РФ №1 и №2.

Спустя три недели с момента принятия изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002 года 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в виде новой статьи 9 1 . Мораторий на возбуждение дел о банкротстве можно делать первые выводы, как это работает на практике.

1 апреля 2021 года был принят Федеральный закон №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», который внес ряд изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002 года 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в виде новой статьи 9 1 . Мораторий на возбуждение дел о банкротстве.

Отметим основное и самое важное.

В пункте 1 статьи 9 1 Правительству Российской Федерации даются полномочия на право ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами.

Отдельно стоит отметить, что, следуя логике статьи, запрет на подачу таких заявлений относится только к кредиторам. Видимо, сами должники не лишаются права подать заявление о собственном банкротстве. В первоначальной версии проекта были отдельные положения, касающиеся статуса должников, но в окончательный вариант они не вошли. Тем не менее, запрета на инициирование банкротства должником нет.

Основанием для моратория на возбуждение дел о банкротстве являются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, существенное изменение курса рубля и подобные обстоятельства. Срок моратория определяется Правительством РФ.

Мораторий может быть введен как для всех, так и для отдельных отраслей, определяться это будет так же актом Правительства РФ. Перечень отдельных отраслей размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Принятие такого акта не заставило себя долго ждать: уже 3 апреля 2021 года было принято Постановление Правительства №428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников».

В первоначальный список лиц, на которых распространяется действие моратория, вошли 22 отрасли, признанные пострадавшими, а также организации, включенные в перечень системообразующих организаций и стратегических предприятий. Но уже буквально через неделю этот список начал расширяться, а премьер-министр РФ Михаил Мишустин сделал заявление, что принцип отнесения организаций к списку попадающих под действие моратория нужно менять.

В настоящее время самый простой способ выяснить, попадает ли какая-либо организация под действие моратория, – воспользоваться сервисом Федеральной налоговой службы: достаточно ввести ИНН или ОГРН организации – и сервис выдает информацию о ее включении или невключении в список пострадавших.

В окончательной версии закона допускается вариант введения моратория В ОТНОШЕНИИ ВСЕХ ДОЛЖНИКОВ, то есть полный мораторий на банкротство, если такое решение будет принято Правительством РФ.

С первых недель действия закона «вылез» главный его недостаток: что делать организациям, которые попали в список, но не нуждаются в поддержке такого рода? Ведь на них автоматически может распространяться ряд ограничений. Наибольшую обеспокоенность вызывал запрет на выплату дивидендов, а также урон деловой репутации и последствия в виде отказа от сотрудничества с такими предприятиями.

Пункт 2 статьи 9 1 регулирует подачу заявлений о банкротстве. Заявления кредиторов о признании должника банкротом возвращаются.

Особенностью изменений является то, что возвращаются заявления, поданные не только в период моратория, но и до него, если вопрос об их принятии не был решен судом к дате введения моратория.

В первой версии проекта закона речь шла обо всех поданных заявлениях, в том числе о заявлениях, обоснованность которых не была рассмотрена на момент введения моратория. Это было нелогично, потому что часто рассмотрение обоснованности заявления о банкротстве растягивается на многие месяцы, и эта категория должников явно пострадала не от тех факторов, которые повлияли на введение моратория.

Не подлежат размещению в период действия моратория объявления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом. Уже опубликованные объявления не дают права обратиться с заявлением, если заявление не было подано до даты введения моратория, а сведения, содержащиеся в таком объявлении, утрачивают силу со дня введения моратория.

То есть по окончании моратория публиковать заявление о намерении придется заново (соответствующие разъяснения даны во Обзоре №2 Верховного Суда РФ).

К настоящему времени уже появилась судебная практика, а Верховный Суд РФ 21 апреля опубликовал Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1.

В Обзоре раздел III посвящен вопросам применения законодательства о банкротстве. Верховный Суд разъяснил, что включение должника в перечень лиц, на которых распространяется мораторий, будет являться безусловным основанием для возврата заявления кредитора о признании такого должника банкротом.

Обстоятельства, а также период возникновения задолженности значения не имеют.

Разъяснения эти появились не просто так, ибо как только был введен мораторий на банкротство, у многих возникли вопросы: а если задолженность возникла задолго до появления ограничений, связанных с пандемией коронавируса, справедливо ли распространять мораторий на таких должников? Верховный Суд высказался однозначно – обстоятельства, а также период возникновения задолженности значения не имеют.

Пункт 3 статьи 9 1 раскрывает последствия введения моратория для тех лиц, на которых он распространяется, то есть для всех должников либо отдельной категории лиц должников (в зависимости от распоряжения Правительства РФ).

На срок действия моратория частично наступают последствия, предусмотренные в рамках процедуры наблюдения: не допускается

  • удовлетворение требований участника должника в связи с выходом из состава его участников,
  • выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли,
  • зачеты взаимных требований, если нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов,
  • выплата дивидендов,
  • распределение прибыли,
  • начисление неустоек, штрафов и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей,
  • обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке.

На время действия моратория исполнительные производства приостанавливаются, но при этом аресты на имущество должника и иные ограничения на распоряжение имуществом не снимаются.

Данное изменение видится очень важным: мораторий вводится не только на банкротства, но и на исполнительные производства в целом, при этом, возможно, в отношении ВСЕХ должников, которые не находятся в процедуре банкротства на момент введения моратория, если действие моратория будет распространяться на всех должников, а закон такое допускает.

На практике тут же возникли вопросы: исполнительные производства приостановлены, но можно ли получать в отношении должников исполнительные листы? В первую очередь речь идет об обеспечительных мерах. Уже упомянутый выше Обзор Верховного Суда от 21 апреля 2021 говорит о том, что исполнительные листы могут выдаваться судом.

При этом в ходе исполнительного производства по данным исполнительным листам допустимо совершение действий по ограничению распоряжением имуществом должника (обеспечительные меры), но в Обзоре №2 Верховный Суд поясняет, что получение взыскателем принудительного исполнения путем предъявления исполнительного документа непосредственно в банк невозможно.

То есть обеспечительные меры ввести можем, взыскать — не можем.

Применение законодательства о банкротстве в 2021 году

Для того чтобы признать человека неспособным погасить финансовый долг, необходимо, чтобы:

  • срок просрочки по денежным обязательствам составлял не менее 90 суток
  • общая сумма долга превышала 500000 рублей.

Изменения, внесенные в закон о банкротстве, позволяют обратиться в судебные органы людям, не дожидаясь превышения установленного объема задолженности и раньше принятого срока.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Федеральный закон № 127 о банкротстве физических лиц (точнее, изменения в этот закон по ФЗ-476) появился в связи с принятием соответствующих поправок в ранее утвержденном законе о несостоятельности.

Вследствие чего подать заявление в Арбитражный суд на проведение процедуры банкротства теперь могут не только ИП и юридические лица, но и обычные жители государства, имеющие огромную закредитованность и не в силах выполнять свои обязательства перед кредиторами, партнерами, другими уполномоченными органами. Официальный процесс может стать результатом полного списания долгов заемщика.

Главные нормы в отношении банкротства гражданина освещены в главе Х действующего закона (ст. 213.1 — 213.32). Отметим, что банкротство физических лиц применимо в нашей стране и для иностранных граждан, если на то имеются соответствующие условия. Например, белорус, получивший кредит в российском банке, может быть признан обанкротившимся, опираясь на «местное» законодательство.

Законодатель определил четкие требования к должникам для доказательства их несостоятельности, порядок прохождения процедуры, применяемые методики решения вопросов с кредиторами. В законе отведена особая роль финансовому управляющему, который за вознаграждение проводит все необходимые этапы реализации процедуры банкротства.

Закон о банкротстве физических лиц разрешает обращаться в Арбитражный суд с заявлением о признании физлица банкротом не только самому должнику, но и конкурсносу кредитору, а также уполномоченным органам. Об этом свидетельствует п.1 ст. 213.3 ФЗ № 127.

Чтобы суд смог рассмотреть официальный запрос, должник обязан соответствовать ряду требований, отраженных в этой же статье (п.2), а именно:

  1. Иметь общий размер задолженности по одному или нескольким кредитам не менее 500 000 рублей.
  2. Не исполнять требования кредиторов в течение 3-х месяцев с даты, когда их нужно было исполнить.

Федеральный закон о несостоятельности банкротстве физических лиц на многих юридических сайтах трактуется несколько неграмотно. Так, как указано выше, размер долга потенциального банкрота должен быть не менее 500 000 рублей, однако в этом же законе в ст. 213.6 присутствуют и другие предпосылки признания гражданина несостоятельным человеком, например:

  1. Со стороны заемщика полностью прекращены расчеты с кредиторами.
  2. Более 10% от всех обязательств, обязанностей должника не исполнено им в период свыше 1 месяца с необходимой к погашению долга даты.
  3. Размер всей задолженности человека превышает стоимость его законного имущества.

Также суд вправе присвоить статус «банкрот» гражданину, у которого вообще нет никакого имущества.

Получается, что суд рассматривает ряд исчерпывающих объяснений, подтверждающих реальную неплатежеспособность физического лица, а не только указанный в ст. 213.3 ФЗ № 127 порог долга — 500 000 рублей и выше.

Вывод – внимательнее читайте Федеральный закон о банкротстве физических лиц с изменениями на 2020 год.

Опираясь на ст. 34 и ст. 2 закона о банкротстве физических лиц под действующей редакцией, дадим определение арбитражного управляющего: это гражданин РФ, являющийся членом СРО арбитражных управляющих. Им может выступать:

  1. Временный – проводит наблюдения.
  2. Административный – занимается финансовым оздоровлением.
  3. Внешний – назначается для внешнего управления.
  4. Конкурсный – работает над конкурсным производством.
  5. Финансовый управляющий – является непосредственным участником дела о банкротстве гражданина.

Назначается представитель закона арбитражным судом, т.е.

сам должник по сути не принимает участия в выборе кандидата на «должность» арбитражного управляющего, но, как правило, суд выбирает того управляющего, который находится в составе СРО, прописанной должником в заявлении о банкротстве.

Задаваться целью найти финуправляющего – бессмысленно. На заметку, в наиболее крупных саморегулирующих организациях число управляющих составляет свыше140 человек, и суд самостоятельно примет решение, кого именно из них назначить.

Закон не допускает к делу людей заинтересованных в отношении потенциального банкрота или кредиторов. Возможен также вариант замены арбитражного управляющего согласно п.4 ст. 45 ФЗ на основе ходатайства от заявителя.

Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) вступил в силу в Российской Федерации в октябре 2002 года. Он состоит из преамбулы, глав и статей. Им регулируются правоотношения по признанию несостоятельными юридических лиц. Говоря доступным языком, здесь установлены отдельные аспекты осуществления денежных расчетов, меры по предупреждению банкротства и др.

Отдельными главами в законе регулируется порядок признания лица банкротом, последствия этого, порядок и очередность погашения долговых обязательств и др.

Итак, должник банков, МФО и пр. возможных органов объявлен банкротом. Теперь кредиторы потребуют возместить долг согласно судебному решению по максимуму. Стадия реализации имущества банкрота (если имеется) происходит в несколько этапов. Отметим, в ст. 213.25 описано, что все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия судебного решения, входит в конкурсную массу за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание, например, единственная квартира должника, земельный участок, на котором расположен его единственный дом или доля жилья супруги банкрота.

После признания гражданина банкротом все вопросы по реализации его имущества будет решать финансовый управляющий. Звонки от коллекторов, рост долговых обязательств прекращаются еще на стадии объявления процедуры согласно п. 5 ст. 213.25 ФЗ.

Имущество должника или его части после объявления гражданина банкротом реализуется на специальных торгах, аукционах, что указано в п. 3 ст. 213.26 ФЗ, если иное не предусмотрено по решению собрания кредиторов. Драгоценности, различные предметы роскоши (движимое или недвижимое имущество) по стоимости от 100 000 рублей также подлежат продаже на открытых торгах.

Процесс описи, оценки и реализации имущества должника должен быть отмечен управляющим в отчетах перед кредиторами, гражданином и другими уполномоченными органами (п. 6 ст. 213.26).

Если при продаже, например, квартиры должника затрагивается доля его супруги, которая ей принадлежит согласно СК РФ (50%), то деньги, вырученные от сделки, в соответствующем доли размере передаются жене банкрота.

Признание физического лица банкротом несет определенные для него последствия, освещенные в ст. 213.30 ФЗ, а именно:

  1. В течение 5 лет нельзя оформлять кредиты, займы, не указав факт своего банкротства.
  2. В течение 5 лет подать гражданином повторное заявление на процедуру банкротства не разрешается.
  3. В течение 3-х лет не допустимо занимать руководящие должности в органах управления юрлица или участвовать иным образом в управлении юрлица.

Также суд вправе запретить банкроту выезд за границу на определенный промежуток времени (срок устанавливается в индивидуальном порядке).

В случае возникновения ситуации банкротства физического лица, федеральное законодательство предусматривает два варианта развития событий:

  1. Задолженность может быть реструктуризирована.
    Это означает, что строится новый график выплаты долга, который учитывает текущее финансовое состояние должника. Данный график фиксирует сроки платежей, размер ежемесячного взноса, а также прожиточный минимум, который необходим должнику и его семье. Не включенные в план реструктуризации долги списываются по завершении выплат.

    Напомним, что требования кредиторов проверяются судом, и сомнительные микрозаймы, несоразмерные проценты и неустойки значительно снижаются. Это дает возможность перестроить систему выплат. Однако данный вариант возможен, если у должника имеется подтвержденный источник дохода. Несостоятельность при реструктуризации не признается (ведь человек расплатился), но о ней ходатайствуют менее 15% заявителей, остальные хотят сразу перейти к реализации имущества.

  2. Процедура реализации в банкротстве физического лица.
    В этом случае финансовый управляющий контролирует обязательства должника и наделен правом распоряжаться его доходами. При этом сделки, которые совершает должник, контролируются финансовым управляющим и согласовываются с ним. Ценная собственность должника подлежит реализации, то есть продаже на торгах.

Принятие закона о банкротстве физических лиц стало скорее необходимостью в нашей стране в связи с наступившим кризисом. Он позволил многим простым людям избавиться от долгового бремени. Естественно, каждый случай следует рассматривать отдельно, но шанс полного списания долга на стадии процедуры все же есть.

Да, долг возвращать придется, однако его размеры могут быть гораздо меньшими, ранее установленных кредиторами обязательств. Кроме того, закон не предусматривает лишение должника его единственного имущества, предметов первой необходимости, выигранных призов, наград, учитывает долевое разделение (супруги, дети, родственники).

Не обойтись и без минусов в законе, например:

  1. Дороговизна процедуры — все траты судебного процесса возлагаются на банкрота, который, по сути, уже является безденежным и несостоятельным человеком.
  2. Ограничения к гражданину, описанные в разделе выше.
  3. Длительность всего процесса (до 6 месяцев).
  4. Абсолютный контроль за финансами должника переходит в руки финансового управляющего.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *