Покупка бизнеса – как не приобрести «кота в мешке»
974 0
Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. В соответствии с последними изменениями с 2021 года проведение аудита необязательно также для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции ):
государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.
Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.
Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:
для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:
если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.
Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» ), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ :
от 2000 до 4000 руб. для граждан;
от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.
Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.
SCHNEIDER GROUP – 500 экспертов, офисы в восьми странах, ваш универсальный партнер.
SCHNEIDER GROUP помогает своим международным клиентам выйти на рынок, предлагает консультирование и услуги бэк-офиса, необходимые им для создания и развития своего бизнеса в Армении, Беларуси, Казахстане, Польше, России, Украине и Узбекистане.
К числу предлагаемых нами услуг относятся: разработка стратегий выхода на рынок, услуги в области бухгалтерского учета и отчетности, консультации по налоговым вопросам, импорт, услуги по внедрению ERP-систем (1C, SAP und Microsoft Dynamics NAV), правовая поддержка в разрешении споров, а также консультации по широкому спектру юридических вопросов, в том числе в областях комплаенса, миграционного, трудового, договорного и корпоративного права.
SCHNEIDER GROUP – ваш универсальный партнер в русскоговорящих странах и Польше.
Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 476-ФЗ внесено изменение в часть 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», которая определяет случаи обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций. Данные изменения предусматривают как корректировку самих случаев обязательного аудита, так и изложение этих случаев в новой редакции:
Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» установлены базовые требования к независимости аудиторов и аудиторских организаций. Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ уточнены эти требования:
установлена общая обязанность аудиторских организаций и аудиторов быть независимыми и соблюдать правила независимости аудиторов и аудиторских организаций (ранее — общая обязанность не формулировалась) ;
определено, что под независимостью аудиторской организации, аудитора понимается отсутствие отношений связанности (аффилированности), основанной на имущественной, родственной или иной зависимости аудиторской организации, аудитора от аудируемого лица, его учредителей (участников, акционеров), руководителей и иных должностных лиц, других лиц, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», иными федеральными законами, правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций (ранее — такое определение не формулировалось) ;
установлено, что правила независимости аудиторов и аудиторских организаций разрабатываются на основе кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров (ранее — такое положение не формулировалась) .
Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ на саморегулируемую организацию аудиторов возложен ряд новых функций:
устанавливать порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форму (ранее — утверждал Минфин России) ;
устанавливать порядок обмена квалификационных аттестатов аудитора, в том числе выданных до 1 января 2011 г., в случаях утери (утраты) их, изменения фамилии, имени, отчества либо иных сведений, содержащихся в них (ранее — утверждал Минфин России) ;
принимать решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора, в том числе выданного до 1 января 2011 г., в отношении своих членов и лиц, не являющихся членом ни одной саморегулируемой организации аудиторов (ранее — квалификационный аттестат аудитора, выданный до 1 января 2011 г. лицу, не являющемуся членом саморегулируемой организации аудиторов, аннулировался по решению Минфина России) .
Малый бизнес освободили от обязательного аудита с 2021 года
Выделяют еще один вид аудита — инициативный. Он проводится в том случае, если акционеры или руководство компании приняли решение о его проведении самостоятельно. В основном его проводят перед принятием важных решений, влияющих на дальнейшее развитие предприятия. Данный вид аудита можно проводить в любое время года несколько раз по желанию руководства, тогда как обязательный аудит проводят не чаще одного раза в год.
Обязательный аудит проводят в следующих случаях:
если предприятие акционерное, независимо от типа;
если акции компании торгуются на профессиональных рынках;
различные кредитные организации, профессиональные участники рынков ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды и другие;
если выручка предприятия от продажи равна 400 млн. рублей и более за предшествующий отчетному году или сумма активов равна 60 млн. рублей и более по состоянию на конец предшествующего отчетному году.
если организация раскрывает результаты своей деятельности в средствах массовой информации;
если уставной капитал компании состоит более чем из 25% акций или облигаций, принадлежащих государству.
в других случаях, установленных федеральными законами РФ.
Проверяющий может оставить либо положительное мнение, либо составить модифицированное заключение. Для получения положительного мнения, как показывает практика, необходимо устранять все замечания аудитора в период проведения проверки (если данные замечания незначительны и аудитор идет вам навстречу).
Заключение подписывается двумя сторонами: аудитором и руководителем. Крайне важно наличие печати на подписях. Своей подписью руководитель подтверждает тот факт, что он согласен с результатами деятельности фирмы, описанными аудитором. К заключению аудитор прикладывает отчетность. Такое заключение составляется в двух экземплярах: один остается у проверяющего, другой – у руководителя проверяемого объекта.
VIDEO
Проводить данную процедуру могут лишь те лица, которые имеют соответствующий аттестат. В нашей стране существует реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторы выбираются на основе конкурса, по всем законам и требованиям, которые устанавливаются Правительством РФ.
Чтобы быть востребованным на рынке проверяющим, необходимо иметь высокий рейтинг своей аудиторской деятельности. В связи с этим, разработаны правила и требования, предъявляемые к аудитору.
Среди основных требований выделяют следующие:
наличие высшего образования (юридического или экономического), полученного в учебном заведении, прошедшем аккредитацию. Такое образование может быть получено и за пределами РФ, но диплом должен котироваться в Российской Федерации;
опыт работы по специальности.
Предприятия, уклоняющиеся от обязательно аудита, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством по решению суда.
В основном суд назначает штрафные санкции: с предприятия – от 100 до 500-кратный размер минимального размера оплаты труда , с руководителя – от 50 до 100-кратный минимальный размер оплаты труда . Все взысканные судом суммы перечисляются в Федеральный бюджет РФ.
Важным является и тот факт, чтобы аудитор или аудиторская организация, проводившая проверку, соответствовала необходимым требованиям, а именно:
имела лицензию на совершение аудиторских проверок;
не имелось родственных связей с руководством проверяемой компании;
не имелось работников среди аудиторов, прямо или косвенно относящихся к проверяемой компании;
запрещено пользоваться услугами компании, которая в течение предшествующих трех лет занималась ведением бухгалтерии на проверяемом объекте.
Современные аудиторы рекомендуют проводить проверку компании в несколько этапов не одновременно, а разбивать их на весь финансовый год. Это связано с резко увеличенными штрафами и повышением ответственности за недостоверную информацию. Такой аудит поможет снизить различные финансовые и налоговые риски, избежать штрафов и санкций, снизить вероятность представления искаженной отчетности и другие.
К грубейшим нарушениям законодательства относят:
занижение налоговых сумм более чем на 10% из-за недостоверных показателей в документах;
неверное отражение хотя бы одного показателя в отчетности более чем на 10%;
неверное ведение счетов бухгалтерского учета, отличных от регистров;
отсутствие у предприятия первичных документов, иной отчетности в течение утвержденного для таких документов сроков хранения.
Срок давности для привлечения к ответственности составляет два года со дня совершения правонарушения, согласно Кодексу об административных правонарушениях.
Планируется появление штрафа за несвоевременное предоставление заключения аудитора в статистику. Штраф за такое правонарушение планируется в следующих размерах:
для индивидуальных предпринимателей – от 25 тыс. рублей до 40 тыс. рублей;
для руководителей – от 50 до 100 тыс. рублей;
для предприятий – от 100 до 200 тыс. рублей.
Как правило, обязательный вид аудита планируют в организации до проведения общего годового собрания акционеров.
В заключении хотелось бы обобщить информацию по обязательному аудиту, а именно, сказать о том, что проведение такого аудита требует от руководства максимально четкого выполнения всех рекомендаций и правил, отраженных в законодательстве РФ, начиная от правильного выбора аудитора, заканчивая верным сроком сдачи готового аудиторского заключения в статистику.
Организациям следует при решении вопроса о проведении обязательного аудита в 2020 г. руководствоваться критериями, которые установлены п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». И если организация соответствует хотя бы одному критерию из списка, то она попадает под проведение обязательного аудита (те же самые правила действуют и для ИП).
Организация попадает под обязательный аудит в случае, если:
организация является акционерным обществом;
организация является кредитной, страховой, клиринговой, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным фондом (НПФ) или иным фондом (за исключением имеющих статус международного фонда), акционерным инвестиционным фондом (АИФ), управляющей компанией АИФ, ПИФ или НПФ (исключение – государственные внебюджетные фонды);
ценные бумаги организации участвуют в торгах;
объем выручки от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 400 млн руб.
сумма активов бухгалтерского баланса на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 млн руб.;
организация, представляющая годовую консолидированную бухгалтерскую отчетность;
в иных случаях, установленных федеральными законами.
Бухгалтер может ознакомиться с полным перечнем случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности на сайте Минфина РФ, эти данные являются открытыми, доступными и ежегодно обновляются.
Бухгалтерам следует обратить внимание, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Изменения затрагивают требования к проведению обязательного аудита в отношении некоммерческих организаций, и рассмотрение данного проекта ориентировочно планируется на июль 2020 г.
После проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности его результаты вносят в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц. Если данные составляют коммерческую тайну, то организация может не вносить их в госреестр. Также, начиная с 2020 г., федеральная налоговая служба РФ ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) согласно федеральному закону от 28.11.2018 № 444-ФЗ.
В «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0, реализована возможность заполнять в бухгалтерском балансе строку, в которой указывается – подлежит ли организация обязательному аудиту или нет. Если пользователем не будут заполнены соответствующие сведения, то бухотчетность не выгрузится и не отправится в ФНС, а в базе будет выдаваться соответствующее сообщение об ошибке.
Если организация подлежит обязательному аудиту, то в отчетности ставится отметка в поле «Да », а ниже указываются данные об аудиторской организации или индивидуального аудитора, которые проводят аудит.
Обязательный аудит по новому закону – только по итогам 2021 года
Штрафов за непроведение обязательного аудита российское законодательство не предусматривает. Но следует учесть, что начиная с отчетности за 2019 г., аудиторское заключение предоставляется в ФНС (Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ст. 23 НК РФ). А за непредставление организацией годовой бухгалтерской отчетности в контролирующий орган установлен и подлежит взысканию штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. За отсутствие аудиторского заключения выпишут штраф от 5000 до 10 000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определенная категория организаций обязана проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности (аудит). За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом.
Ответственность за отсутствие обязательного аудита — это штрафные санкции, которые применяются к организациям, перечисленным в законе «Об аудиторской деятельности». Для них независимая проверка бухгалтерии обязательна. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.
С точки зрения собственника финансовые затраты на аудиторскую проверку балансируются уверенностью в достоверности данных для анализа финансового положения бизнеса, подготовленных бухгалтерской службой, тестируется качество бухгалтерской службы как составной части организации, выявляются риски финансовых потерь.
С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», устанавливающей условия для проведения обязательного аудита (Федеральный закон от 29.12.2020 № 476-ФЗ).
В Совет Федерации направлен законопроект № 840046-7 с поправками к Закону «Об аудиторской деятельности». С 1 января 2021 года обязательный аудит отчётности проводится в случаях, установленных федеральными законами, и в отношении отчётности:
Вам будет интересно ==> Пособия одиноким матерям в 2021 году ярославль
За отсутствие (непредставление, не опубликование) аудиторского заключения на Федресурсе законодательством предусмотрена административная ответственность : п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 5000 до 50000 рублей, а в случае повторного правонарушения — дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет.
Последствия непроведения обязательного аудита (штрафы)
1. Штрафы со стороны налоговых органов, органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (ст.28.3 КоАП).
За не предоставление аудиторского заключения в налоговый орган ответственность не установлена (ст. 14 Закона № 402-ФЗ; подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ), тем не менее, налоговый орган, установив при проверке отсутствие у проверяемого лица аудиторского заключения, вправе составить протокол об административном правонарушении.
Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным). Сумма штрафа для руководителя за отсутствие заключения составляет от 5 000 до 10 000 руб., а при повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 руб., либо руководителю грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.
Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества относятся, в том числе годовой отчет общества и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам его проверки, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторское заключение и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки такой отчетности.
Таким образом, отсутствие аудиторского заключения является нарушением требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ и влечет за собой наложение штрафа:
— на граждан в размере от 2 до 4 тысячи рублей;
— на должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года;
— на юридических лиц — от 500 тысяч до 700 тысяч рублей.
2. Штрафы со стороны Банка России
С конца июня 2021 года в силу вступили положения, в соответствии с которыми, если обязательства возникли из-за недобросовестных или неразумных действий руководителей/учредителей, то кредиторы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с этих лиц, что ранее было возможно только в рамках процедуры банкротства (п. 3.1. ст. 3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Вам будет интересно ==> Средний доход в нижегородской области для определения статуса малоимущей семьи
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определенная категория организаций обязана проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности (аудит). За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом.
Ответственность за отсутствие обязательного аудита — это штрафные санкции, которые применяются к организациям, перечисленным в законе «Об аудиторской деятельности». Для них независимая проверка бухгалтерии обязательна. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.
С точки зрения собственника финансовые затраты на аудиторскую проверку балансируются уверенностью в достоверности данных для анализа финансового положения бизнеса, подготовленных бухгалтерской службой, тестируется качество бухгалтерской службы как составной части организации, выявляются риски финансовых потерь.
С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», устанавливающей условия для проведения обязательного аудита (Федеральный закон от 29.12.2020 № 476-ФЗ).
В Совет Федерации направлен законопроект № 840046-7 с поправками к Закону «Об аудиторской деятельности». С 1 января 2021 года обязательный аудит отчётности проводится в случаях, установленных федеральными законами, и в отношении отчётности:
Вам будет интересно ==> С какого времени 2021 г и какая сумма добавиться участникам и ликвидаторам чернобыльской аварии
За отсутствие (непредставление, не опубликование) аудиторского заключения на Федресурсе законодательством предусмотрена административная ответственность : п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 5000 до 50000 рублей, а в случае повторного правонарушения — дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет.
Последствия непроведения обязательного аудита (штрафы)
1. Штрафы со стороны налоговых органов, органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (ст.28.3 КоАП).
За не предоставление аудиторского заключения в налоговый орган ответственность не установлена (ст. 14 Закона № 402-ФЗ; подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ), тем не менее, налоговый орган, установив при проверке отсутствие у проверяемого лица аудиторского заключения, вправе составить протокол об административном правонарушении.
Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным). Сумма штрафа для руководителя за отсутствие заключения составляет от 5 000 до 10 000 руб., а при повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 руб., либо руководителю грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.
Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества относятся, в том числе годовой отчет общества и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам его проверки, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторское заключение и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки такой отчетности.
Таким образом, отсутствие аудиторского заключения является нарушением требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ и влечет за собой наложение штрафа:
— на граждан в размере от 2 до 4 тысячи рублей;
— на должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года;
— на юридических лиц — от 500 тысяч до 700 тысяч рублей.
2. Штрафы со стороны Банка России
С конца июня 2021 года в силу вступили положения, в соответствии с которыми, если обязательства возникли из-за недобросовестных или неразумных действий руководителей/учредителей, то кредиторы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с этих лиц, что ранее было возможно только в рамках процедуры банкротства (п. 3.1. ст. 3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Вам будет интересно ==> Уборщик клининг профстандарты
31 декабря 2020 года истекает срок для представления аудиторских заключений
Обязательный аудит в акционерных обществах не зря выделен в отдельный случай. Организационно-правовая форма является определяющим критерием для проведения указанной проверки. Подлежат аудиту все без исключения акционерные общества, вне зависимости от их статуса (публичные, непубличные). Также не имеет значения формат регистрации организационно-правовой формы (изначальная регистрация компании как АО или ПАО, смена формы после преобразования и т.п.).
Проводится аудит в акционерных обществах согласно нормативным требованиям. Объектом проверки является бухгалтерская отчетность. Специалисты проверяют отчетные данные на предмет соответствия реальным результатам финансово-хозяйственной деятельности компании. Проверка является полной, поэтому имеющиеся ошибки выявляются во всех отчетных документах и, соответственно, учетных секторах.
Если компания публикует сводную бухгалтерскую отчетность, она должна пройти обязательный аудит. Организационно-правовая форма, статус юридического лица, специфика коммерческой деятельности, применяемый режим налогообложения значения не имеют. Данная норма закреплена ФЗ №307 (ст. 5 п. 5).
Что касается сводной отчетности, она должна формироваться, публиковаться в соответствии с требованиями, установленными ФЗ №208 (27.10.2010). Отражает такая отчетность реальное финансовое положение, результаты деятельности организации. Составляются документы по МСФО. Отчетным периодом является календарный год. На представление консолидированной отчетности организации отводится 120 дней с момента окончания отчетного периода. Просрочка грозит серьезными финансовыми, юридическими последствиями.
Обязательный аудит в организациях, формирующих консолидированную отчетность, проводится до момента ее публикации. Заключение публикуется вместе с отчетными документами. Контролирует раскрытие отчетности преимущественно Центробанк.
Аудиторское заключение компании сдают в контролирующие структуры. Сроки и порядок представления документов установлены действующим законодательством. В 2019 компании, попадающие под критерии для проведения обязательного аудита, должны отчитаться по результатам финансово-хозяйственной деятельности и проверки бухгалтерской отчетности за 2018 год.
Годовая отчетность, аудиторское заключение сдаются в органы статистики. Причем заключение должно быть представлено в контролирующую структуру не позднее 10 дней с даты его оформления аудиторской компанией. Сведения о результатах обязательного аудита вносятся заказчиком аудита в Единый федеральный реестр сведений о деятельности юрлиц. Данная норма закреплена ФЗ №307 (30.12.2008) и ФЗ №402 (06.12.2011).
Годовая бухгалтерская отчетность сдается только в налоговую. ИФНС не вправе требовать от юридического лица представления результатов аудита.
Если компания не попадает под критерии обязательного аудита, но его провела, заключение сдавать ни в налоговую, ни в органы статистики не нужно.
В этом году правила представления отчетности и аудиторского заключения организациями, проходящими обязательный аудит, меняются. За 2019 год в органы статистики большинство компаний будут сдавать только результаты аудита. Бухгалтерскую отчетность будет принимать только налоговая. Но есть исключения.
Обязанность по представлению в Росстат бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения остается у организаций, в отчетности которых фигурируют сведения, относящиеся к гостайне. Также отдельные случаи сдачи в статистику полного пакета отчетности будут устанавливаться правительством РФ.
Что касается сведений о бухгалтерской отчетности, они все так же будут отражаться в реестре. Обязанности по ведению информационного ресурса возлагаются на ФНС. Доступ к сведениям будет платным.
Сроки представления отчетности в налоговую и аудиторского заключения в Росстат остаются неизменными.
Если организация не представит в налоговый орган вместе с бухотчетностью аудиторское заключение или представит его с опозданием, в неполном объеме или в искаженном виде, то она будет оштрафована. Согласно статье 19.7 КоАП РФ, размер штрафа составит:
для должностного лица организации – от 300 до 500 руб.;
для юрлица – от 3 000 до 5 000 руб.
Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц «стоит» дороже.
Если не внести данные в Реестр или внести их с ошибками, то должностных лиц организации оштрафуют на сумму от 5000 до 10 000 рублей (п. 7 ст. 14.25 КоАП РФ). А несвоевременное представление сведений в Реестр влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей (п. 6 ст. 14.25 КоАП РФ).
Напомним, ранее налоговики часто штрафовали компании по ст. 126 НК РФ за несдачу в составе обязательной отчетности аудиторских заключений.
Такие штрафы компаниям удавалось оспаривать в судебном порядке (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2016 № А55-24924/2015). Суды сходились во мнении, что непредставление в составе отчетности аудиторских заключений не образует состава правонарушения по вышеуказанной статье.
Теперь оспорить в суде штраф за непредставление вместе с бухотчетностью аудиторского заключения не удастся, поскольку и эта обязанность, и штраф прямо предусмотрены в законодательстве. Равным образом не получится оспорить и штраф/предупреждение за неразмещение данных о проведении обязательного аудита в Едином реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Новые критерии проведения обязательного аудита
Закон устанавливает следующие группы обществ с ограниченной ответственностью , для которых аудит годовой отчетности является обязательным:
По видам деятельности – аудит обязаны проводить банки, страховые компании, пенсионные фонды, холдинговые компании, которые готовят консолидированную отчетность по холдингу и публикуют ее, компании, чьи облигации обращаются на организованном рынке ценных бумаг.
По финансовым показателям эти требования распространяются на предприятия с объемом выручки, превышающим 400 миллионов рублей, а также если валюта актива баланса превышает 60 миллионов рублей.
Если общество с ограниченной ответственностью попадает под эти критерии, требования по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности для нее становятся обязательными. По сравнению с прошлым годом в этих критериях ничего не изменилось, новых субъектов или требований не появилось.
Кроме основных законов регулируется обязательный аудит по нормам Приказом Минфина №192н, вышедшим 24 октября 2016 года. Им введено в силу 30 международных стандартов аудита .
Также чуть позже был принят Приказ №203н, который утвердил еще 18 стандартов. Среди наиболее значимых изменений :
внедрение принципов поэтапного аудита;
введение понятия аудиторских доказательств;
изменение формы заключения, вместо стандартного отчета предлагается расширенный документ с анализом деятельности организации, рисков бизнеса и других вопросов;
подготовка модифицированного заключения;
аудиторское заключение, выполненное для организаций, для которых требуется обязательный аудит, должно публиковаться.
Ответственность аудиторских организаций с введением новых стандартов усилилась, увеличится и конкуренция, так как публикация отчетов даст возможность всем желающим ознакомиться с качеством работы аудиторов до заключения договоров.
Серьезное влияние на работу аудиторов оказала отмена положений об аудиторской тайне . Согласно ему на сотрудников аудиторских компаний возложена обязанность сообщения в органы финансового мониторинга о так называемых «странных» операциях клиентов.
Новые стандарты существенно увеличили трудоемкость работы проверяющих отчетность специалистов. Серьезно измененные требования, необходимость заполнения дополнительных таблиц увеличили трудозатраты специалистов на 30-40% , пропорционально должна была увеличиться и цена на эти услуги.
В любом случае, стоимость услуг аудитора должна быть утверждена участниками общества, поэтому при вынесении вопроса об обязательном аудите на собрание участников цена должна быть определена.
Аудиторская проверка и ее суть не претерпели каких-либо изменений . Стандартно проверяется правильность ведения бухгалтерского учета на основании документов по определенной выборке, сплошной аудит не проводится. Но существенно увеличился объем предоставляемой информации, а значит, и нагрузка на бухгалтера.
Кроме того, необходимость анализа бизнеса вынуждает принимать участие в проверке и руководство предприятия , от которого потребуются комментарии к тем или иным рискам в деятельности. На самих аудиторов стандартами возлагается обязанность об информировании руководства о недочетах в работе систем внутреннего аудита.
Аудитор должен быть определен на собрании участников. К проверке он приступает по мере готовности отчетности, но до ее сдачи. Таким образом основная работа на аудитора придется на март – для бухгалтерской отчетности, на июнь – для налоговой.
С учетом существенного усложнения требований лучше не рисковать и приступать к проверке как можно раньше, велик риск не успеть подготовить отчет, что может привести к различным санкциям.
Кроме того, проведение поэтапного аудита даст возможность бухгалтерам и финансистам в течение года пользоваться консультациями аудиторов по спорным вопросам налогового законодательства и бухгалтерского учета.
Результатом проверки станет составление заключения , серьезно отличающегося от ранее принятых форм. Сборник рекомендуемых форм заключений утвержден Минфином, в нем приведены рекомендации для обычных и специальных заключений, которые формируются по итогам проверки консолидированной отчетности.
Приказ Минфина России от 19.04.2019 № 61н внёс многочисленные изменения в приказ Минфина от 2 июля 2010 года № 66н (далее — приказ № 66н), которым утверждены сами формы бухгалтерской отчетности организаций.
Поправки связаны с внесением изменений в:
Таким образом, бухотчетность за 2019 год необходимо сдавать по обновлённым формам.
О проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности
Поправки есть в заголовочной части всех форм отчетности.
Коды форм по ОКУД приведены в соответствие с постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299 в действующей редакции приказов Росстандарта. Также заменена отсылка с кодов видов деятельности по ОКВЭД на ОКВЭД 2.
Обратите внимание, что теперь в бухбалансе и отчете о финрезультатах вносить данные можно только в «тыс. руб.», а в «млн руб.» — нельзя (ранее можно было выбирать).
Последний показатель исключен из форм.
VIDEO
Строка 2410 получила новое название — «Налог на прибыль», где убрали слово «текущий».
Из формы исключены строки:
2421 «Постоянные налоговые обязательства (активы)»;
2430 «Изменение отложенных налоговых обязательств»;
2450 «Изменение отложенных налоговых активов».
Одновременно появились новые строки:
налог на прибыль (отражают расход и доход по налогу на прибыль; ранее — отсутствовал);
2411 «Текущий налог на прибыль» (ранее — текущий налог на прибыль, в т. ч. постоянные налоговые обязательства (активы);
2412 «Отложенный налог на прибыль» (ранее — изменение отложенных налоговых обязательств/изменение отложенных налоговых активов);
2530 «Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода» (участвует в формировании совокупного финансового результата периода; ранее отсутствовал).
Совокупный финрезультат теперь нужно будет определять, как сумму строк:
РЕЗУЛЬТАТ ОТ ПЕРЕОЦЕНКИ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ, НЕ ВКЛЮЧАЕМЫЙ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ПЕРИОДА
РЕЗУЛЬТАТ ОТ ПРОЧИХ ОПЕРАЦИЙ, НЕ ВКЛЮЧАЕМЫЙ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОТ ОПЕРАЦИЙ, РЕЗУЛЬТАТ КОТОРЫХ НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ПЕРИОДА
То есть, это строки 2400 2510 2520 2530.
Таким образом, Минфин уточнил показатели, характеризующие налог на прибыль. А именно — состав и наименование показателей, раскрывающих величину налога на прибыль в отчете о финансовых результатах (информационное сообщение Минфина России от 28.05.2019 № ИС-учет-18 ).
Соответствующим образом изменены коды строк, установленные в Приложении № 4 к приказу № 66н.
Отметим, что перечисленные изменения в отчете нужно иметь в виду с бухотчетности за 2020 год. Хотя организация вправе принять решение использовать их и ранее.
субъекты малого предпринимательства (за исключением субъектов, которые осуществляют виды деятельности или имеют организационно-правовую форму, в отношении которых федеральными законами предусмотрена обязанность аудировать бухгалтерскую отчетность);
фонды, поступление имущества, в том числе денежных средств, которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн руб.;
организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
Организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества (ст. 88 закона «Об акционерных обществах») .
Кредитная организация (ст. 42 закона «О банках и банковской деятельности»).
Страховая организация (ст. 29 закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
Общество взаимного страхования (ст. 22 закона «О взаимном страховании»).
Клиринговая организация (ст. 5 закона «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»).
Организатор торговли (ст. 5 закона «Об организованных торгах»).
Негосударственный пенсионный фонд (за исключением государственных внебюджетных фондов / ст. 22 закона «О негосударственных пенсионных фондах»).
Акционерный инвестиционный фонд (ст. 50 закона «Об инвестиционных фондах»).
Управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ст. 50 закона «Об инвестиционных фондах»).
Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов (за исключением государственных внебюджетных фондов / ст. 22 закона «О негосударственных пенсионных фондах»)
Аудит
Налоговый консалтинг
Судебные споры
Юридический консалтинг
Включение в реестр МСП