Государственная кадастровая оценка земель в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная кадастровая оценка земель в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В 2017 году на основании положений Федерального кодекса № 135 «Об оценочной деятельности» устанавливались все размеры стоимости по кадастру. Они важны не только государству, которое проводит расчет налоговой базы, но владельцам земли. Все результаты определения показателей вводятся в единую базу Росереестра.

Собственнику земельных участков необходимо знать кадастровую стоимость, так ка она влияет на множество действий:
  1. Уменьшения размера налога на землю.
  2. Установление более выгодной цены во время проведения сделки.
  3. Уменьшение платы за пользование арендой.

ВНИМАНИЕ !!! В 2014 году в России была проведена массовая переоценка. Это привело к тому, что владельцы столкнулись с большим повышением. При этом чаще всего стоимость кадастра получалась выше, чем предложения на рынке. Из-за этого многие владельцы земель пошли с исковыми заявлениями для оспаривания.

Изменения в законе, внесенные в 2021 году, предполагают при расчете налога брать за основу кадастровую стоимость, определенную до 2014 года.

С 2015 года многие субъекты рассчитывали земельный налог по результатам оценки по кадастру. В планах Правительства ввести эту систему с начала 2020 году во всех регионах без исключения.

ВНИМАНИЕ !!! С начала 2021 года налог на участки коснулось значительное увеличение. Он был поднят на 20% по сравнению с 2018 годом. В 2020 году это увеличение достигнет уже 60%. Одновременно запланировано проведение переоценки. В соответствии с новыми поправками в законодательстве будет изменена формула расчета налогов, и уменьшены параметры льгот и вычетов.

Очередная кадастровая переоценка проводится органами субъекта. Процедура должна проводиться каждые пять лет.

В Москве, столице Крыма и Санкт-Петербурге действует исключение. Здесь можно проводить переоценку каждые два года.

С 2021 года кадастровую оценку будут проводить только бюджетные организации, относящиеся к категории независимых. Сама процедура будет проходить под надзором Росреестра.

Если возникла необходимость обращения за переоценкой, владелец участка может привлекать независимых специалистов. Результаты их актов рассматриваются судом. Кроме этого, в каждом субъекте должна быть создана комиссия, занимающаяся определением кадастровой стоимости. У владельцев земельных участков есть право обратиться как в суд, так и в комиссию.

ВАЖНО !!! Форма оспаривания размера стоимости через судебные инстанции относится к самым сложным, тем не менее она самая эффективная. Право на выдвижении инициативы по проведению переоценки дается не только самим собственникам, а также арендаторам.

Такое становится возможным в том случае, если арендная плата за пользование землей зависит от стоимости по кадастру. Но для проведения проверки правильности установления стоимости по кадастру по заявлению арендатора, потребуется предоставить дополнительно письменное согласие самого собственника.

ВАЖНО !!! Органы муниципалитета не могут подать обращение о перерасчете кадастровой стоимости в судебном порядке, не пройдя комиссию. В 2021 году действует мораторий на проведение переоценки самими владельцами и представителями администраций.

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Если вы уже успели снизить кадастровую стоимость вашей земли — вам можно только позавидовать: ведь теперь экономить на земельных платежах вы будете на целых два года дольше, чем планировалось изначально.

Если же ранее вы отказались от оспаривания кадастровой стоимости из-за незначительной экономии — самое время пересмотреть свое решение!

Не секрет, что суды неохотно взыскивают компенсацию расходов на оспаривание в пользу владельцев земли, поэтому до начала процесса всегда необходимо считать, окупит ли экономия на налогах или арендной плате затраты на оценку и услуги юриста. Оспаривая кадастровую стоимость сейчас, вы гарантированно получите два дополнительных года экономии, что вполне может окупить все расходы.

Важно:

Собственники земельных участков после оспаривания кадастровой стоимости могут вернуть излишне уплаченный земельный налог за последние 3 года.

Арендаторы публичной земли могут пересчитывать арендную плату с 1 января года, в котором они обратились за оспариванием кадастровой стоимости. Чтобы иметь возможность вернуть часть платежей за 2020 год, арендаторам необходимо до 31 декабря 2020 года собрать необходимый пакет документов и обратиться за оспариванием кадастровой стоимости в Комиссию или суд.

Другим вариантом посмотреть кадастровую стоимость земельного участка в режиме онлайн является сервис «Публичная кадастровая карта» на сайте Росреестра.

Пошаговая инструкция:

Российское законодательство разработало ряд законодательных проектов на федеральном уровне, регулирующих вопросы по оценке земель поселений:

  • Земельный кодекс РФ.
  • Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ).
  • ФЗ № 135 от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в РФ».
  • ФЗ № 237 от 03.07.2016 «О государственной кадастровой оценке».
  • ФЗ № 221 от 24.07.2007 «О кадастровой деятельности».
  • ФЗ № 218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости».
  • Приказ № 226 от 12.05.2017.
  • Приказ № 358 от 07.06.2016.
  • Постановление № 945 от 25.08.1999.
  • Постановление № 316 от 08.04.2000.
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 1).
  • ФСО № 2.
  • ФСО № 3.
  • ФСО № 4.

О том, как изменится проведение кадастровой оценки в 2021 — 2023 годах

В этом случае используется метод распределения. Метод распределения как раз и основывается на соотношении стоимости земли и сооружений на ней. Такой метод близок по своей сути методу сравнения продаж. И в первом и во втором случае требуются данные о реальной стоимости земельных участков на рынке. К этому разряду можно отнести и так называемый метод выделения. Отличается он тем, что применяется к тем земельным участкам, постройки на которых не имеют высокой цены и ее доля в общей стоимости имущественного комплекса незначительная.

Методика государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, изложенная в Приказе № 358 не должна противоречить правилам, утвержденным Постановлением № 316.

Кадастровая стоимость земель поселений определяется на основании ниже перечисленных показателей:

  • рыночных цен застроенных или пустующих земель;
  • площади участков;
  • принадлежности их к определенному виду разрешенного использования (ВРИ);
  • территориальная составляющая (близость или, наоборот, отдаленность лесов, водоемов, полей).

На основании принятой методики высчитываются определенные удельные показатели, как для массовых, так и для индивидуальных оценок земель различных ВРИ. Высчитанные площади участков и индивидуальные показатели для соответствующих кварталов дают возможность обозначить кадастровую стоимость конкретных участков.

Для осуществления процедуры оценки необходимо пройти несколько этапов:

  1. Принятие решения об осуществлении данных действий.
  2. Подготовка, сбор и обработка всей необходимой информации.
  3. Разбивка территории на значимые зоны.
  4. Расчет кадастровой стоимости и формирование об этом отчета.
  5. Утверждение и оформление результатов в Государственном земельном реестре.

Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области отменил проведение кадастровых оценок земли в Кузбассе.

6 октября КУГИ КО отменил (ссылка на документ) проведение запланированных ранее кадастровых оценок для земель трех категорий:

Примечательно, что оценка земель населенных пунктов и сельхоз назначения фактически была проведена. Как мы писали ранее, на сайте Фонда кадастровой оценки уже был опубликован «чистовой» вариант отчетов. Планировалось, что эти отчеты будут официально утверждены КУГИ КО в конце ноября и новая кадастровая оценка начнет применяться для расчета земельных платежей с 1 января 2021 года. Однако теперь очевидно, что в 2021 году мы продолжим использовать ту же кадастровую стоимость, что действует сейчас.

В 2021 году кадастровые оценки были отменены не только в Кузбассе. Так, мэр Москвы Сергей Собянин еще в конце июля объявил, что запланированной на 2021 год переоценки земли не будет. В качестве основной причины он назвал пандемию COVID-19: изначально планировалось, что московская недвижимость будет оценена по состоянию на 1 января 2021 года. Однако в начале года никто еще не мог знать о грядущей пандемии и вызванном ей локдауне, так что в июле цены недвижимости по состоянию «на 1 января года» были уже очевидно неактуальными.

Однако в Кузбассе помимо этих очевидных соображений явно учитывали еще один фактор: 31 июля 2021 года был принят Федеральный закон № 269, существенно меняющий порядок проведения и оспаривания кадастровых оценок (узнать подробнее). Помимо прочего данный закон предусматривает, что кадастровые оценки всех категорий земли во всех регионах необходимо провести в 2022 году, а всех зданий и сооружений — в 2023 году. В итоге кузбасские власти были вынуждены отменить оценку в 2021 году, чтобы провести ее в 2022 году в соответствии с новыми требованиям закона (см. Приказ о проведении оценки ссылка на документ).

То есть кадастровые оценки земельных участков всех категорий будут действовать в Кемеровской области до 31.12.2022 года, а новые начнут действовать с 1 января 2023 года. Это означает, что период действия кадастровой оценки земель населенных пунктов в Кемеровской области составит 7 лет — с 2021 по 2022 годы.

Аналогично по зданиям — актуальная на 2021 год оценка будет действовать до 31.12.2023 года, новая — с 1 января 2024 года.

Дальнейшие переоценки также должны будут идти синхронно — раз в 4 года.

Таким образом, становится понятна причина отмены кадастровых оценок в 2021 году: если бы в 2021 году начала действовать новая оценка сельхоз земель и земель населенных пунктов, то промежуток до очередной переоценки оказался бы слишком коротким — всего 2 года.

Как изменится кадастровая стоимость земли в 2021 году?

Согласно принятым изменениям государственная кадастровая оценка проводится одновременно в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) на территории субъекта РФ земельных участков и/или зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.

Первая такая «сплошная» государственная кадастровая оценка по новым правилам во всех субъектах РФ должна быть проведена в отношении земельных участков в 2022 г. и в 2023 г. – в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.

В дальнейшем государственная кадастровая оценка будет проводиться каждые четыре года. В городах федерального значения по решению региональных властей периодичность государственной кадастровой оценки может быть сокращена до двух лет. Нормы о проведении внеочередной государственной кадастровой оценки из закона исключаются.

Процедура государственной кадастровой оценки осуществляется специализированным государственным учреждением под постоянным контролем Росреестра. Руководители соответствующих учреждений несут персональную ответственность за качество кадастровой оценки, вплоть до увольнения.

Меняется порядок исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Заявление об исправлении допущенных ошибок вправе подать любые (а не только заинтересованные) юридические и физические лица, а также органы государственной власти и местного самоуправления в течение пяти лет со дня внесения в ЕГРН сведений о соответствующей кадастровой стоимости.

Ошибкой является, в том числе, допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости и/или использование недостоверных сведений о его характеристиках.

Решение о необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть принято уполномоченным органом субъекта РФ и без соответствующего заявления.

Важным изменением является то, что при выявлении ошибок, допущенных в ходе оценки кадастровой стоимости (не важно, были они обнаружены самим учреждением, осуществлявшим оценку, Росреестром или третьими лицами), в обязательном порядке проводится проверка относительно того, применима ли такая ошибка к иным объектам недвижимости, в том числе соседним, смежным, однотипным. При выявлении соответствующей необходимости кадастровая стоимость таких объектов также пересчитывается.

Упраздняются комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости.

Согласно новой терминологии закона, порядок установления кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости предусматривает:

  1. заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной подается заинтересованными лицами в учреждение, осуществляющее государственную кадастровую оценку, непосредственно или через МФЦ, и рассматривается этим учреждением;
  2. к заявлению должен быть приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта, составленный лицом, не являющимся сотрудником учреждения, производящего государственную кадастровую оценку;
  3. заявление может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости;
  4. решение, принятое учреждением в отношении заявления об установлении рыночной стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Уточняется период применения кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством (в первую очередь речь идет о налогообложении):

1) по общему правилу кадастровая стоимость применяется с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости;

2) в случае изменения кадастровой стоимости в сторону увеличения новая кадастровая стоимость применяется с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта о внесении изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости;

3) измененная кадастровая стоимость применяется со дня начала применения изначальной кадастровой стоимости (т. е. имеет ретроспективное действие) в случаях:

  • исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, повлиявшей на кадастровую стоимость;
  • внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в сторону ее уменьшения;
  • уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибки, допущенной при ее определении;

4) в случае изменения кадастровой стоимости в связи с изменением учтенных в ЕГРН характеристик объекта новая стоимость применяется со дня внесения в ЕГРН сведений о таких измененных характеристиках объекта;

5) в случае увеличения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибки, допущенной при ее определении, новая кадастровая стоимость применяется со дня внесения ее в ЕГРН;

6) кадастровая стоимость, установленная в размере рыночной стоимости объекта, применяется с 1 января года, в котором подано соответствующее заявление в учреждение, осуществляющее кадастровую оценку;

7) в случае уменьшения величины индекса рынка недвижимости более чем на 30% кадастровая стоимость изменяется в соответствии с индексом рынка с 1 января года, по состоянию на который рассчитан соответствующий индекс (индексы рынка недвижимости рассчитываются кадастровой палатой ежегодно, порядок их расчета планируется определить подзаконным актом).

В случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей.

Текущая редакция изменений содержит в себе ряд неопределенных положений. До 2023 г. фактически будет длиться переходный период, в течение которого будет осуществляться перенастройка системы государственной кадастровой оценки, включая нормативную базу. Правообладателям объектов недвижимости следует проанализировать состоявшиеся изменения законодательства, отслеживать принятие подзаконных актов и разъяснения уполномоченных органов.

Об отмене проведения государственной кадастровой оценки в 2021 году

Утверждены результаты государственной кадастровой оценки в Москве и Московской области на 2019-2020 год 08.01.2019 01:43

1. Утверждены результаты государственной кадастровой оценки в Москве и Московской области.

Департаментом городского имущества города Москвы и Министерством имущественных отношений Московской области утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и земельных участков по состоянию на 1 января 2018 года.

Кадастровая оценка была проведена государственными бюджетными учреждениями по новым правилам, установленным законом о государственной кадастровой оценке, и будет использоваться для расчета налогов и арендных платежей, начиная с 2019 года. Оспаривание утвержденной кадастровой стоимости будет проводиться по новой процедуре в соответствии с указанным законом.

Кроме того, Москва и Московская область утвердили перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость в 2019 году.

Ознакомиться с информацией подробнее можно, скачав документы по приведенным ниже ссылкам.

Город Москва

Стоимость проведения кадастровой оценки зависит от сложности и объемов работ, срочности. Окончательно размер затрат клиента определяется после предварительной консультации и анализа существующих документов. Чтоб уточнить условия экспертизы или оформить заказ, мы приглашаем вас связаться с нами через форму на сайте или по телефону 8 (495) 708-45-56.

После анализа всех представленных документов наши специалисты оговаривают с клиентом условия работы и цену услуги. Выбирается дата проведения процедуры, которая совпадает с датой выставления КС. При достижении согласия заключается договор, учитывающий обоюдные интересы. В нем отмечаются цели оценки, методы проведения, сроки, стоимость и ответственность за итоги.

При расчете КС мы используем оценочные методики:

  • доходный или рентный (метод капитализации земельной ренты);
  • сравнительный;
  • затратный.

Сравнительная оценка строится на сравнении с аналогичными, ранее оцененными участками в тех же зонах местоположения, по параметрам таким, как ландшафт, состояние экологии, расположение относительно крупных городских и сельских поселений, объектов инфраструктуры. В процессе экспертизы выявляются поправочные коэффициенты и рассчитывается близкая по значению КС. Затратный метод основан на учете затрат муниципальных и государственных властей на обустройство дорог, инженерных сетей и коммуникаций, вспомогательных зданий и сооружений. Доходный расчет применяется к ценным в коммерческом смысле участкам и строится на оценке возможных доходов от сдачи в аренду.

На выбор вида расчета влияют пожелания заказчика и конечные цели экспертизы. Результаты по итогам разных методов могут варьироваться, поэтому мы подбираем оптимальный или используем комбинации. Для экспертизы оценщик выезжает непосредственно на объект. Затем в течение нескольких дней он составляет отчетный документ, включающий сведения о технических характеристиках участка, технический план, данные о владельце, использованном методе, полученной КС. Выводы нашего специалиста сопровождаются утверждением саморегулируемой организации оценщиков на соответствие экспертизы и результатов общегосударственным нормативным требованиям, ФСО.

Процедура кадастровой оценки является необходимой для определения кадастровой стоимости недвижимости. В статье рассмотрены все ключевые вопросы, связанные с кадастровой оценкой.

Согласно Конституции РФ (пункты в) и к) части 1 статьи 72), земельное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Распределение государственных полномочий в сфере регулирования земельного законодательства закреплено в Земельном кодексе РФ и иных нормативно-правовых актах. Одним из ключевых полномочий в этой сфере, делегированным федеральным законодательством на нижестоящий уровень, является усредненный расчет кадастровой стоимости земельных участков с разграничением по административным единицам (муниципальные районы или городские округа).

В целях реализации указанного полномочия субъекты Российской Федерации проводят комплекс мероприятий по оценке земель различных категорий с целью определения кадастровой стоимости.

Процедура проведения оценки регламентируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года № 316 (далее – Правила). Данный документ закрепляет основные принципы и порядок проведения оценки, компетенцию должностных лиц и государственных органов.

Важной частью проведения оценки земель является зонирование территории, при котором в отдельные зоны включаются земли, однородные по типу целевого назначения, функциональному использованию и близкие между собой по ценовым показателям. При этом уполномоченный орган обязан учитывать сведения государственных кадастров, а также взаимодействовать с другими уполномоченными органами.

Для того, чтобы определить в отношении каждого участка его кадастровую стоимость, применяется Федеральный стандарт оценки, который был утвержден Приказом МЭР России от 22.10.2010 г. № 508. Данный документ устанавливает следующие универсальные методы оценки: затратный, сравнительный и доходный. Выбор метода оценки зависит от достаточности и достоверности представленной на рынке информации, а также исходя из особенностей разрешенного вида пользования объекта оценки. Для массовой оценки выбираются объекты, имеющие схожие характеристики на основании выбранного оценщиком метода.

Среди указанных вариантов приоритет отдается сравнительному методу, который позволяет учесть информацию о максимальных, минимальных и средних ценах сделок, а также о предложениях на рынке оборота земельных участков.

После проведения работ субъект Российской Федерации формирует итоговый отчет о кадастровой оценке, а сведения о стоимости вносятся в соответствующий кадастр.

  • Tag Cloud
  • Опросы
  • Поиск
  • Ленты новостей
июня 2021
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Кадастровая стоимость земельных участков определяется в результате комплекса действий по кадастровой оценке земель или по итогам судебных споров об оспаривании такой стоимости.

Основной целью является определение стоимости конкретных участков земли в для целей учета в сфере кадастра. Для земель каждой категории (земли сельских и городских поселений, сельскохозяйственные угодья вне черты поселений, иные категории) сформированы критерии и методы проведения оценки, которые основываются на классификации земель по цели назначения и типу функционального использования.

Перечни целевого назначения земель и виды их использования находятся в открытом доступе в земельном кадастре, а также в публичной карте на официальном сайте Росреестра.

Оценка земель для кадастровых целей осуществляется уполномоченным органом – Федеральным агентством кадастра в лице его региональных органов. Для выполнения конкретных работ Агентство имеет право привлекать оценщиков, обладающих полномочиями по оценке земель. Работа оценщиков оформляется путем размещения заказа на выполнение работ для государственных нужд в рамках контрактной системы.

Кадастровая стоимость является публичной и открытой информацией. Заинтересованные лица могут узнать точную кадастровую стоимость участка через публичную карту Росреестра, либо запросить указанные сведения через территориальный орган Росреестра в электронной или письменной форме.

Как указывалось выше, оценкой земель для расчета кадастровой стоимости занимается Федеральное агентство кадастра. После завершения процедуры оценки земель, субъект РФ формирует итоговый отчетный документ об определении кадастровой стоимости участков, при этом сведения о стоимости вносятся в государственный земельный кадастр.

Для определения методов расчета кадастровой стоимости участка земли применяется Федеральный стандарт оценки, утвержденный Приказом МЭР России от 22 октября 2010 года № 508.

Данный документ устанавливает следующие универсальные методы оценки: затратный, сравнительный и доходный. Выбор метода оценки зависит от достаточности и достоверности представленной на рынке информации, а также исходя из особенностей разрешенного вида пользования объекта оценки. Для массовой оценки выбираются объекты, имеющие схожие характеристики на основании выбранного оценщиком метода.

Среди указанных вариантов приоритет отдается сравнительному методу, который позволяет учесть информацию о максимальных, минимальных и средних ценах сделок, а также о предложениях на рынке купли-продажи земельных участков.

Оценке подлежат все субъекты РФ. Подсчет стоимости производится как минимум один раз в 5 лет.

В части определения кадастровой стоимости для субъектов РФ установлен переходный период (2017 – 2021 гг.). Это означает, что к 2021 году все регионы должны будут работать по единой методике, утвержденной Приказом № 226. Согласно ст. 24 ФЗ № 237 участки, подлежащие оценке после 01.01.2017 г., должны рассчитываться согласно принятому Закону № 237, который вступил в силу с этой даты. А участки, прошедшие оценку ранее 01.01.2017 г., могут до 2021 года подчиняться расчетной методике ФЗ № 135.

Чтобы рассчитать кадастровую стоимость (КС) интересующего участка, нужно выяснить его точную площадь (S) и установленный для его кадастрового квартала удельный показатель (УПКС), соответствующий ВРИ земли. Формула для расчета применяется следующая: КС = S * УПКС

Если земельному участку присвоен смешанный ВРИ (например, «Земли гаражей и личное приусадебное хозяйство», что относится и к 3, и ко 2 виду), то для расчета стоимости берется тот удельный показатель, числовое значение которого больше.

Средний уровень КС по федеральным округам России (в расчете руб. на 1 кв.м.) представлен в таблице.

Налоговые органы проводят исчисление земельного налога в отношении конкретных участков земли исходя из результатов проведения государственной кадастровой оценки земли. Для этих целей ФНС использует информацию, содержащуюся в ежегодном отчете субъекта РФ об утвержденном результате оценки.

Исчисление налога в отношении конкретного участка земли производится по формуле:

ЗН (Земельный налог) = Кст x Д x Cт x Кв, где

Кст – кадастровая стоимость участка земли;

Д – размер доли в праве на земельный участок;

Ст –ставка налога (различается в зависимости от конкретного региона);

Кв – коэффициент владения земельным участком.

По итогам начисления земельного налога в адрес субъектов налогообложения направляются налоговые уведомления, где содержится подробный расчет суммы налога. В случае несогласия с размером начисленного земельного налога, либо с базовым значением формулы расчета, налогоплательщик имеет право пожать жалобу в налоговый орган в порядке подчиненности либо обратиться в судебные органы.

К инструментам контроля за земельными ресурсами относятся:

  • Кадастровая карта, показывающая фактические границы всех земельных участков страны. На карте указываются и данные собственника земельного надела.
  • Государственный кадастровый учет представляет собой более подробное описание систематизированных сведений о земельных участках в реестре (ЕГР). Именно, исходя из данных кадастрового учета, и производится государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, городов, лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения всех регионов России.

После определения цены, каждому конкретному земельному участку присваивается персональный кадастровый номер.

О проведении в 2021 году государственной кадастровой оценки

  • Стратегия социально-экономического развития
  • Паспорт региона
  • Районы и города
  • Знаменитые вятчане
    • Знаменитые вятчане
    • Почетные граждане
    • Награды и премии Кировской области
  • Герои Отечества
  • О награждении государственными наградами
  • История и символика
    • История
    • Символика
  • Культурное наследие
  • Великорецкий крестный ход
  • Народные промыслы
    • Народные промыслы Вятского края
    • Дымковская игрушка
  • Средства массовой информации
  • Общественная палата

Недавно на «Клерке» писали о совершенно дикой истории про то, как человек купил недвижимость за 200 тысяч рублей и попал на налог в 2,5 миллиона — и все из-за нюансов с кадастровой стоимостью зданий. Чтобы такие истории не повторялись, мы решили разобраться, что сейчас нужно знать о кадастровой оценке и стоимости принадлежащего вам имущества.

Чтобы избежать повторения ошибок, допущенных ранее частниками, была выстроена новая система государственной кадастровой оценки, которую теперь осуществляют региональные государственные бюджетные учреждения (ГБУ). Особое внимание в ГБУ уделяется подбору кадров: специалисты должны обладать квалификацией, позволяющей им на достойном профессиональном уровне определять справедливую стоимость проблемных активов, систематизировать и анализировать рыночные цены на недвижимость.

Президент РФ ещё несколько лет назад жёстко раскритиковал процедуру проведения кадастровой оценки объектов недвижимости. Он обратил внимание на проблему объективности, столь характерную для кадастровой оценки. И — не станем долго держать интригу — это подействовало. Сработало!

Неплохо смотрится идея в части «работы над ошибками». Например, для того, чтобы впредь исключить методологические ошибки, которые до сих пор нередко случаются в процессе определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, законотворцы предусмотрели глобальный подход: теперь, если такая ошибка будет выявлена, то будет перерассчитана кадастровая стоимость всех объектов, входящих в рассматриваемую оценочную категорию. Подать заявление с просьбой об исправлении ошибки можно в МФЦ или обратиться в ГБУ.

По оценкам экспертов-юристов, уже сегодня можно с уверенностью говорить о заметных качественных улучшениях в сфере кадастровой оценки в РФ. Хотя в прошедшем 2020-м году количество судебных споров о кадастровой стоимости оказалось одним из наибольших за последние несколько лет, но суммарное снижение кадастровой стоимости по итогам судебных споров составило порядка 228 млрд рублей. Это примерно в четыре раза меньше, чем в среднем за прошедшую пятилетку.

Кадастровая оценка изменится

О том, как изменится проведение кадастровой оценки в 2021 — 2023 годах поделились в Управлении Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике. Теперь с 2021 года при определении кадастровой стоимости будут учитываться сведения, которые на нее влияют в силу указания закона. Например, в отношении зданий, помещений, машино-мест важны данные об их местоположении, годе постройки, материале стен, серии многоквартирного дома, сведения о ветхом или аварийном состоянии. А в отношении земельных участков учитываются местоположение, нахождение в границах зоны с особыми условиями использования территории. С 2022 года очередная кадастровая оценка земельных участков будет осуществляться каждые четыре года с года проведения последней оценки, а в городах федерального значения — через два года, если высший исполнительный орган власти субъекта РФ примет соответствующе решение. При этом в 2022 г. оценка земельных участков должна быть проведена во всех субъектах РФ без учета ограничений периодичности. с 2023 г. с указанной периодичностью будет осуществляться очередная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест. Так же в 2023 г. их оценка должна быть проведена во всех субъектах РФ без учета ограничений периодичности.

Федеральным законом от 31.07.2020 N 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в закон о государственной кадастровой оценке введена новая статья, которая предусматривает использование индексов рынка недвижимости в целях изменения кадастровой стоимости, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Так же вводится новый механизм досудебного обжалования результатов кадастровой оценки. Заявления об установлении индивидуальной рыночной оценки в качестве кадастровой рассматривают бюджетные учреждения, занимающиеся кадастровой оценкой. До 2023 года этот механизм может применяться только в тех регионах, которые ввели его на своей территории.

Также государством определены показатели кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в субъектах РФ (таблицу смотрите здесь). В Республике Адыгея кадастровая стоимость 1 гектара составляет 23960 руб, в Краснодарском крае – 43560, а в Тюменской области – 7260.

Государственная кадастровая оценка основывается на принципах единстве методологии, непрерывности актуализации сведений и открытости процедуры проведения мероприятий. Ее результаты могут быть оспорены в суде. Такая возможность регламентируется Федеральными законами «О государственной кадастровой оценке» и «Об оценочной деятельности в РФ». Заявление могут подать:

  • Определить интегральные показатели: по плодородию, местоположению и технологическим свойствам.
  • Выявить удельную стоимость методом капитализации рентного дохода.
  • По результатам определить кадастровую стоимость — умножается удельный показатель на площадь сельскохозяйственного угодья.

Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения – комплекс технических и административных мероприятий, которые необходимы для определения стоимости участка в границах этого образования. Метод оценивания основывается на классификации земли по виду функционального использования и целевому назначению. Он проводится с учетом данных лесного, градостроительного, водного, земельного и других кадастров.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 24 11 – 24 18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», постановлением Правительства Ростовской области от 14.03.2013 № 140 «О проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области», частью 2 статьи 7 Областного закона от 01.08.2011 № 635-ЗС «О Правительстве Ростовской области», приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.09.2018 № 514 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» Правительство Ростовской области постановляет:

2.2.3. Площади почвенных разновидностей в составе земельного участка определяются путем соотнесения границ почвенных разновидностей, устанавливаемых на основе почвенных карт, и границ земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, устанавливаемых на основе данных Государственного земельного кадастра.

2.1.1. Перечень земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ.

1.1. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения (далее — Методические указания) разработаны в соответствии с пунктом 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 16, ст. 1709; 2006, N 16, ст. 1744; N 52, ст. 5587; 2007, N 39, ст. 4668).

2.2.7. Коэффициент капитализации определяется на основе среднерыночного соотношения земельной ренты и рыночной цены земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения. При отсутствии данных показателей коэффициент капитализации определяется путем корректировки ставки доходности к погашению государственных ценных бумаг Российской Федерации с наиболее поздней по отношению к дате оценки датой погашения на риски, связанные с инвестированием капитала в приобретение земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе природно-климатические, земледельческие, локальные риски.

2.4.6. Удельные показатели кадастровой стоимости земель, указанных в подпункте 1.2.3 настоящих Методических указаний, устанавливаются равными рыночной стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади (удельным показателям рыночной стоимости) земель в составе эталонного земельного участка соответствующей группы.

Кадастровая оценка земельных участков необходима для создания единого кадастра, ее развитие направлено на получение усредненных показателей, которые отображают различия в качестве земель сельхозназначения. Основная цель кадастровой оценки стоимости земли — обоснование земельного налога, арендной платы и других платежей.

Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения – комплекс технических и административных мероприятий, которые необходимы для определения стоимости участка в границах этого образования. Метод оценивания основывается на классификации земли по виду функционального использования и целевому назначению. Он проводится с учетом данных лесного, градостроительного, водного, земельного и других кадастров.

  • Земель, занятых под пашни, пастбища, сенокосы и залежи.
  • Земли под пашню, используемые для выращивание технологических культур.
  • Земли, на которых расположены строения для хранения, переработки или производства сельскохозяйственной продукции.
  • Земли, на которых расположены водные объекты для коммерческой деятельности.
  • Земли, занятые лесами.
  • Земли, занятые свалками либо полигонами.

Процесс определения стоимости земель по кадастру базируется на классификации земель по виду использования, а также по целевому назначению. Установление стоимости участков выполняется с учетом зонирования территорий по целевому назначению и виду использования, с учетом факторов застройки, пользования землей, размещения объектов (дорог, водотоков, рек, железных дорог, путепроводов, и др.), границ районов и кварталов по кадастру.

Оценка земли по кадастру государства — это мероприятия (экономические, правовые, технические) по определению кадастровой стоимости участков, фиксированной на конкретную дату, для целей установлению платы за землю и осуществления регулирования государством оборота земель.

Кадастровая оценка была проведена государственными бюджетными учреждениями по новым правилам, установленным законом о государственной кадастровой оценке, и будет использоваться для расчета налогов и арендных платежей, начиная с 2019 года. Оспаривание утвержденной кадастровой стоимости будет проводиться по новой процедуре в соответствии с указанным законом.

Согласно «новому» порядку определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о ГКО, а не оценочной организацией, отбираемой на основе конкурса (ч. 1 ст. 14 Закона № 237-ФЗ). Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости – то есть вступления в силу соответствующего акта уполномоченного органа субъекта РФ, считается 1 января года, следующего за годом проведения ГКО. Но в любом случае акт вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (ч. 4 ст. 15 Закона № 237-ФЗ). Убытки, причиненные в результате нарушений при определении кадастровой стоимости, возмещаются в полном объеме за счет бюджетного учреждения (ч. 4 ст. 7 Закона № 237-ФЗ).

Срок подачи такого заявления ограничен – оно может быть подано в течение шести месяцев с даты, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости. Теперь закон не требует, чтобы отчет об оценке рыночной стоимости был составлен на дату определения кадастровой стоимости. Тем самым заявление можно будет подать в течение 6 месяцев с даты, на которую был составлен отчет. При этом ГБУ будет рассматривать заявление о пересмотре стоимости без участия заявителя.

До 31 декабря 2020 года Государственное бюджетное учреждение Псковской области «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» (далее — Учреждение) осуществляет подготовку к проведению в 2021 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее — Закон о ГКО) и Распоряжением Администрации Псковской области от 12 июля 2019 года № 331-р.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона о ГКО правообладатели вправе предоставить декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости (далее – Декларация), рассмотрение которых осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 04.06.2019 № 318 «Об утверждении порядка рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее формы».

Периодичность кадастровой оценки земельных участков

Государственный земельный кадастр – систематизированный ресурс, который содержит перечень всех участков земли на территории РФ. Каждая зона отличается своим описанием и сопроводительными документами. Для установления стоимости участка проводится государственная кадастровая оценка земель. Специальная методика позволяет унифицировать результаты определения цены на всей территории страны.

  1. Определение показателей по плодородию, локации и технологическим свойствам. Таким образом вычисляется средняя кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения.
  2. Выявление удельного показателя через капитализацию рентного дохода.
  3. Умножение удельного показателя на площадь участка.

Кадастровая оценка сельскохозяйственных земель – это ряд технических и административных мероприятий по определению стоимости участка в границах зоны. Способ оценивания базируется на классификации земли по виду функционального использования и целевому критерию. Он проводится с учётом сведений из лесного, градостроительного и других кадастров.

Объекты кадастровой оценки – земельные участки, находящиеся в составе населенных пунктов. В этом контексте важно понимать особенности устройства административно-территориальных единиц. Они состоят из кадастровых кварталов, которые отличаются между собой размерами и назначением.

Неправильная оценка земли влечет за собой множество проблем вроде завышения налоговых ставок и сборов или существенного снижения размера прибыли от коммерческой эксплуатации территории. Чтобы выйти из этой ситуации, собственнику придется инициировать досрочную процедуру оценивания. Для этого ему нужно:

Кадастровая оценка сельскохозяйственных земель – это ряд технических и административных мероприятий по определению стоимости участка в границах зоны. Способ оценивания базируется на классификации земли по виду функционального использования и целевому критерию. Он проводится с учётом сведений из лесного, градостроительного и других кадастров.

Под землями сельхозназначения следует понимать участки и водные объекты, выделенные для следующих целей:

  • пашни, пастбища, сенокосы;
  • выращивание технологических культур;
  • возведение построек под хранение, переработку или производство с/х продукции;
  • коммерческая деятельность.

Неправильная оценка земли влечет за собой множество проблем вроде завышения налоговых ставок и сборов или существенного снижения размера прибыли от коммерческой эксплуатации территории. Чтобы выйти из этой ситуации, собственнику придется инициировать досрочную процедуру оценивания. Для этого ему нужно:

  1. Выбрать оценочную фирму.
  2. Указать цель оценки.
  3. Заключить договор.
  4. Оплатить услугу.
  5. Согласовать даты проведения оценочных мероприятий.
  6. Предоставить документы.
  7. Обеспечить специалисту допуск к объекту исследования.
  8. Получить отчет об оценке.

Особое внимание нужно уделить заключению специалиста. В акте обязательно должны быть указаны технические характеристики участка, его вид, данные собственника, обоснование применения конкретной методики, вывод и собственно КС земли.

Еще в 2021 году вступили в действие поправки, изменяющие порядок снижения кадастровой стоимости. Проект ознаменовал начало подготовительного этапа к внеочередной волне переоценки недвижимости с 2021 года.

Не успели собственники привыкнуть к новой системе налогоисчисления, связанной с кадастровой стоимостью, как правительство подготовило поправки, которые вновь затрагивают область кадастра недвижимости. Напомним, что с 2021 года каждый объект недвижимости был оценён муниципалитетами, и его стоимость занесена в единый реестр.

Кадастровая стоимость необходима для любых денежных операций с собственностью. Из неё вычисляются:

  • налог (вместо старой инвентаризационной стоимости);
  • арендная ставка на землю;
  • стоимость выкупа земли.

Самое интересное, что оценка проводилась без участия граждан, т. е. ей занимались независимые эксперты, нанятые местными администрациями. Кадастровая стоимость сама по себе в разы выше инвентаризационной, но многие собственники стали жаловаться на чересчур завышенные показатели. Судебные заседания, связанные с оспариваем, проходят до сих пор. Новые поправки призваны упростить этот процесс и навести порядок в области оценки.

Сейчас граждане в праве самостоятельно решить, стоит ли идти в комиссию или сразу обращаться в суд. Как показала практика, чиновники крайне редко соглашались с доводами собственников и в большинстве случаев отказывали в пересмотре стоимости. Перечень документов, которые понадобятся для обращения в комиссию, остался практически без изменений. Только вместо выписки из упразднённой ЕГРП понадобится аналогичный документ из ЕГРН. Полный набор документов следующий:

  • выписка из ЕГРН с указанием кадастровой стоимости;
  • документ, подтверждающий, что вы собственник;
  • данные об оценке стоимости (рыночной) на бумажном и электронном носителях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *