Обязан ли водитель предоставлять права по требованию 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязан ли водитель предоставлять права по требованию 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вы вправе требовать от сотрудника автоинспекции всё то, что он обязан предъявить или сделать согласно пункту 20 «Административного регламента ГИБДД», а именно, чтобы он представился (должность, звание, имя и фамилия) и чётко сформулировал причину остановки вашего автомобиля. Кроме этого, сотрудник ГИБДД по требованию водителя обязан предъявить своё служебное удостоверение в развёрнутом виде. Помните, что удостоверение вам в руки автоинспектор передавать не обязан, поэтому не настаивайте на этом!

Что будет, если отказаться предъявлять инспектору ГИБДД права

Передавать документы на автомобиль лично в руки инспектору ДПС вовсе не обязательно, достаточно просто показать их в своих руках или приложить к стеклу. Требовать передачи документов в руки дорожные инспекторы не имеют права. Не стоит и выходить из автомобиля, если на это нет особых причин (и желания).

В соответствии с Административным регламентом 2021 года сотрудники дорожной полиции вправе останавливать автомобили для проверки документов водителя в каком угодно месте, не только на стационарных постах ДПС.

Перед тем как потребовать документы, инспектор ДПС обязан представиться и показать свое служебное удостоверение (пункт 2.4 ПДД). Водитель должен иметь с собой (и по требованию предъявить полицейскому) водительское удостоверение, документы на автомобиль, страховой полис (пункт 2.1.1 ПДД). В принципе, сотрудник полиции может еще потребовать паспорт. Если водитель не нарушил ПДД, не совершил ничего противозаконного, его обязаны сразу отпустить. Если же инспектор интересуется, что у вас в карманах, в багажнике, в салоне, под капотом, то это уже личный досмотр или досмотр транспортного средства, а его проведение строго регламентируется.

Личный досмотр проводят в соответствии с требованиями статьи 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Досматривает только лицо одного пола с водителем, в присутствии понятых того же пола. Если, к примеру, инспектор решил досмотреть водителя-женщину, то ему придется вызвать на место инспектора-женщину и понятых-женщин. Иначе личный досмотр проводить нельзя! Исключение составляют случаи, когда достоверно известно о наличии у водителя оружия или орудия преступления. О проведении личного досмотра обязательно составляется протокол, копию вручают водителю.

На борту патрульного ТС должен быть контактный номер телефона дежурного. Если нет, автомобилист может потребовать сведения по местонахождению или номеру телефона дежурного или ответственного должностного лица, а инспектор обязан предоставить водителю такую информацию.

О законных основаниях для остановки или проверки документов можно узнать у дежурного. Также сотрудник должен по соответствующему запросу предоставить сведения о проведении специального мероприятия, информацию о том, какой инспектор остановил его, правомерны ли его действия.

Бывает, что инспектор — особенно после того, как выслушает замечание особо умного водителя, — занимает выжидательную позицию. Иные начинают суетиться, зачем-то предлагают добровольно показать офицеру все вещи, а то и вовсе договориться… Зачем? Достаточно напомнить инспектору о статье 12.35 КоАП РФ. По ней за незаконное ограничение права на управление транспортным средством должностному лицу, то есть инспектору ДПС, грозит штраф — 20 000 рублей!

И то, что инспектор ограничивает движение автомобиля без законных оснований, можно (и нужно!) зафиксировать на диктофон, камеру телефона или видеорегистратор. В соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ такие записи являются доказательствами и будут использованы при рассмотрении жалобы на действия инспектора.

Права водителя при остановке ГИБДД

Для проверки документов водителя паспорт не требуется. Удостоверением личности выступают права, но при отсутствии удостоверения при себе инспектор может попросить паспорт. Это необходимо для идентификации личности.

Еще могут остановить, чтобы привлечь водителя в качестве понятого или при необходимости оказать помощь пострадавшему. Иногда инспектору срочно нужно поехать по служебной надобности, а машины своей нет… И последнее основание (им довольно часто пользуются инспекторы ДПС для обоснования остановки и досмотра автомобилей прямо на дороге) – проведение специальных мероприятий. Но такие мероприятия (в обязательном порядке!) должны проводиться на основании распоряжения, которое отдает руководитель подразделения органа внутренних дел. Понятно, что у инспектора на руках может не быть письменного приказа его начальника осматривать все проезжающие «вольво» для розыска сбежавшего преступника N. Но он обязан сослаться на это самое распоряжение и назвать фамилию и должность руководителя, который его отдал.

Примечательно, что из окончательной редакции документа убрали запрет инспекторам на курение во время общения с водителем. В числе прочего в новом приказе МВД уточняется процедура проверки водителя на состояние опьянения.

В протоколе будет указана вся информация с удостоверения, и чтобы инспектор не указал ложных сведений, вам необходимо все сверить; — ознакомление с документом поможет вам сориентироваться в ситуации, когда необходимо подать жалобу, а в протоколе указанная информация написана неразборчивым почерком.

Статья будет полезна водителям транспортных средств, особенно начинающим. Из статьи вы узнаете, какие права и обязанности имеются у водителя, автомобиль которого остановил инспектор ДПС ГИБДД, какими правами наделен инспектор, какие у него обязанности связанные с остановкой транспортного средства. Изложение прав и обязанностей сопровождается ссылками на законодательство, действующее на момент написания статьи.

Данной статьей можете воспользоваться как шпаргалкой в случае, если вас остановили сотрудники ДПС. Чтобы долго не искать ее, добавьте ссылку на статью в свою учетную запись в социальных сетях, для этого ниже есть кнопки «поделиться».

Внимание!

20 октября 2017 года вступил в силу новый Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 23.08.2017 года № 664, а точнее указанный Приказ «Об утверждении Административного регламента исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения»

В связи с этим некоторые положения, указанные в данной статье претерпели изменения с обозначенной даты. Однако много того, что написано ниже настоящего примечания перекочевало в новый Регламент, чему-то не нашлось в нем места.

Первое что хочется отметить, это то, что по старому 185 Приказу МВД от 02.03.2009 года остановка автомобиля не на стационарном посту ДПС для проверки документов являлась нарушением со стороны инспектора указанного Приказа. Новый Административный регламент дает право инспектору ДПС ГИБДД остановить автомобиль для проверки документов в любом месте, за исключением мест, в которых в соответствии с ПДД остановка запрещена.

Одновременно ужесточились требования к проверке документов. По новому Регламенту, где бы не остановил инспектор ГИБДД для проверки документов, на стационарном посту, или в ином месте, ему теперь нужны для этого основания (п. 106 нового Регламента).

Остальные основания для остановки транспортного средства, указанные в Приказе №185 остались прежними, однако к ним добавилось еще несколько. Например, сотрудник ГАИ может останавливать транспортные средства для обеспечения проезда автомобилей специального назначения, в том числе скорой помощи, МЧС и иных машин аварийно-спасательных служб.

Кроме того работнику ДПС предоставлено право проверять документы не только у водителя, но и у пассажиров. Однако такое право возникает тогда, когда имеются основания подозревать, что они совершили преступление или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания.

Также в старом Регламенте было четко определено, что водитель вправе при общении с инспектором ГИБДД снимать его действия на видео или вести аудиозапись, а инспектор в свою очередь не вправе препятствовать этому. Новый Административный регламент такое право водителя не содержит. Зато право инспектора производить видео или аудио запись осталось. Значит ли это, что водители лишились права запечатлеть общение с сотрудниками ДПС ГИБДД? Об этом читайте в одной из следующих статей раздела блога – «Дела дорожные».

В новом Регламенте просьба сотрудника ГИБДД выйти из автомобиля так и осталась просьбой, в требование не трансформировалась. Случаи, при которых инспектор может попросить водителя выйти из машины, остались прежними. В каких случаях такая просьба становиться требованием, а у водителя возникает обязанность выйти из-за руля, как и обещал в данной статье, можно будет узнать из новых публикаций.

Ссылки на новые публикации раздела блога – «Дела дорожные», имеющие отношение к правам и обязанностям водителя, а также инспектора при остановке им автомобиля, будут даны ниже в настоящем примечании.

Ссылки на статьи:

Можно ли снимать на видео сотрудника ДПС ГИБДД с 20 октября 2017 года?

Законодательно закреплены 10 оснований для остановки транспортного средства, перечень которых содержит Административный регламент, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 № 185 (далее – Административный регламент или Регламент). Эти основания указаны в п. 63 Регламента.

Основаниями к остановке являются:

  1. установленные визуально или зафиксированные техническими средствами нарушения ПДД;

  2. наличие данных о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступлению или административному правонарушению;

  3. наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также, если имеются основания полагать, что т/с находится в розыске;

  4. необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

  5. необходимость привлечения водителя в качестве понятого;

  6. выполнение распорядительно-регулировочных действий;

  7. необходимость использования транспортного средства (транспортные средства граждан могут быть использованы сотрудниками полиции в исключительных случаях, например, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств и др. неотложных случаях);

  8. необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

  9. проведение специальных мероприятий, связанных с проверкой транспортных средств, находящихся в них лиц и перевозимых грузов (такие мероприятия проводятся на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции;

  10. проверка документов, таких как водительское удостоверение, доверенность, полис ОСАГО документов на транспортные средства и перевозимые грузы, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

2.1.1.1.

Со 2 января 2020 года если водитель заключил со страховой компанией электронный договор ОСАГО, то он имеет право предъявить сотруднику ГИБДД для проверки полис ОСАГО в электронном виде, например, на экране смартфона. Сотрудник ГИБДД, в свою очередь, может проверить в автоматизированной системе ОСАГО заключал ли водитель такой договор или нет. Не запрещается возить с собой и предъявлять для проверки распечатанную копию полиса ОСАГО.

2.1.2.

До начала движения водитель обязан пристегнуться ремнями безопасности проверить, чтобы пристегнулись пассажиры.

Мотошлем для мотоциклиста и его пассажира – это одно из основных средств пассивной безопасности. К таким средствам еще относится соответствующая экипировка с защитными накладками, но ПДД запрещают движение на мотоцикле именно без застегнутого мотошлема.

2.3.1.

ПДД подразделяют неисправности ТС на две подгруппы. Первая подгруппа включает неисправности, при которых запрещается движение ТС. Их пять, они перечислены в этом пункте ПДД. Стоим на месте (не начинаем и не продолжаем движение) при неисправности:

— рабочей тормозной системы

— рулевого управления

— сцепного устройства (в составе автопоезда)

— негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости

— не работающим со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

К второй подгруппе относятся неисправности, при которых запрещается эксплуатация ТС. При возникновении этих неисправностей, движение ТС не запрещено. Двигаясь к месту ремонта, водитель обязан помнить, что в случае ДТП ответственность за управление неисправным автомобилем будет на нем.

К мерам предосторожности, которые можно использовать при управлении ТС в данном случае, относятся: движение по крайней правой полосе с малой скоростью, включение аварийной сигнализации и другие действия в зависимости от возникшей неисправности.

2.3.2.

Водитель, в отношении которого имеются основания предположить, что он находится в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), подлежит отстранению от управления транспортным средством.

В соответствии со ст. 27.12 КоАП. основаниями полагать, что водитель, управляющий ТС, находится в состоянии опьянения, являются:

— характер движения ТС, вызывающий сомнение в способности водителя управлять им;

— наличие признаков опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, изменение зрачков при соответствующем поведении);

— заявления свидетелей об употреблении водителем спиртных напитков или наркотических средств.

При наличии таких оснований сотрудники полиции в соответствии с действующим законодательством имеют право направлять (доставлять) этих лиц на медицинское освидетельствование, с целью установления состояния опьянения.

2.4.

По требованию водителя остановленного транспортного средства, лица, указанные в пункте 2.4, обязаны представиться и предъявить (показать) ему служебное удостоверение.

Работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах, уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта также являются регулировщиками движения, но проверять документы у водителей не имеют права.

Сотрудники военной автоинспекции имеют право проверять только транспорт Министерства обороны.

2.6.

Действия водителя, который причастен к ДТП, должны выполняться именно в той последовательности, как это изложено, и как можно быстрее. Если, кроме водителя, на месте ДТП есть пассажиры или другие лица, которые могут оказать помощь, их следует также при влечь, например, для вызова «скорой», сообщения о ДТП в полицию и т.д.

Если необходимо зафиксировать следы ДТП, но при этом следует освободить проезжую часть, рекомендуется каким-либо острым предметом отметить на дороге расположение колес в районе осей транспортного средства, чтобы потом можно было предельно точно установить его недавнее местонахождение. Рисовать мелом нежелательно, так как такие следы вскоре могут быть стерты проходящим мимо транспортом.

Следует обратить внимание на правильность составления протокола и схемы аварии, так как первичные документы имеют значительный «вес» при дальнейшем разборе происшествия в отделе ГИБДД. Можно будет дополнить написанное и подписанное ранее, но исправить первичные документы будет уже невозможно.

2.6.1.

Ожидать прибытия сотрудника ДПС к месту аварии иногда приходится очень долго (в условиях крупного города так случается часто). У водителей есть возможность оформить ДТП своими силами, но это можно сделать только, если в ДТП участвовало 2 автомобиля, имеющих ОСАГО, и вред причинен только автомобилям, т.е. пострадала только техника, без людских пострадавших.

Прежде чем покидать место происшествия, следует грамотно все оформить: составить схему аварии, зафиксировать средствами фотосъемки или видеозаписи положение транспортных средств по отношению друг к другу и к элементам дорожной инфраструктуры, указать свидетелей и виновника (если таковой имеется), текущее время и прочие обстоятельства, а также поставить под этим подписи всех участников ДТП.

С 1 октября 2019 года можно оформить Д��П самостоятельно, без участия ГИБДД (по европротоколу), в т.ч. в случае, если между участниками имеются разногласия. Оформление ДТП при разногласиях должно быть зафиксировано с помощью ЭРА-ГЛОНАСС или специального мобильного приложения, одобренного союзом автостраховщиков.

Какие документы проверяет инспектор гибдд на дороге в 2021 при остановке тс

  1. Остановка автомобиля с целью его использования инспектором. Закон предусматривает нанесения вреда правам гражданина, если потенциальный вред будет больше, чем причиненный. Естественно, что все убытки и расходы будут компенсированы. За невыполнение требования, может наступить ответственность. Хотя вовсе не обязательно отстранение от управления транспортным средством, инспектор может просто сесть в автомобиль. После чего водитель получит специальный документ, содержащий всю информацию и сможет получить компенсацию;
  2. Если проводится специальная операция. О ее подробностях сотрудники полиции могут не сообщать, но перед обращением они все также должны соблюсти формальные требования закона;
  3. Произведение досмотра автомобиля. Может быть произведен только при двух понятых, при этом составляется протокол и ведется фиксация всех подробностей. Перед проведением процессуального действия, инспектор предлагает выдать вещи, изъятые из открытого оборота, добровольно;
  4. Требования показать аптечки, огнетушители и другие предметы. Не являются законными, если у водителя есть действующее свидетельство о прохождении технического осмотра.
  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

В октябре 2021 года вступил в силу новый Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения (приказ МВД России от 23.08.2021 N 664), который детализировал права и обязанности водителей и инспекторов ДПС.

Административный регламент о процедуре проверки документов:Пункт 82: основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении являются выявление нарушения ПДД, ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, осуществление контрольных мероприятий на стационарном посту ДПС. Основаниями для проверки документов, удостоверяющих личность водителя, пассажиров, пешехода, являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, подозрение к причастности указанных лиц к совершению преступления, необходимость возбуждения дела об административном правонарушении, выявление признаков подделки правоустанавливающих документов, а также в случае их привлечения в качестве свидетеля, понятого.

На борту патрульного ТС должен быть контактный номер телефона дежурного. Если нет, автомобилист может потребовать сведения по местонахождению или номеру телефона дежурного или ответственного должностного лица, а инспектор обязан предоставить водителю такую информацию.

О законных основаниях для остановки или проверки документов можно узнать у дежурного. Также сотрудник должен по соответствующему запросу предоставить сведения о проведении специального мероприятия, информацию о том, какой инспектор остановил его, правомерны ли его действия.

Обязанности Водителя Когда Остановил Сотрудник Дпс 2021

Для проверки документов водителя паспорт не требуется. Удостоверением личности выступают права, но при отсутствии удостоверения при себе инспектор может попросить паспорт. Это необходимо для идентификации личности.

Еще могут остановить, чтобы привлечь водителя в качестве понятого или при необходимости оказать помощь пострадавшему. Иногда инспектору срочно нужно поехать по служебной надобности, а машины своей нет… И последнее основание (им довольно часто пользуются инспекторы ДПС для обоснования остановки и досмотра автомобилей прямо на дороге) – проведение специальных мероприятий. Но такие мероприятия (в обязательном порядке!) должны проводиться на основании распоряжения, которое отдает руководитель подразделения органа внутренних дел. Понятно, что у инспектора на руках может не быть письменного приказа его начальника осматривать все проезжающие «вольво» для розыска сбежавшего преступника N. Но он обязан сослаться на это самое распоряжение и назвать фамилию и должность руководителя, который его отдал.

Примечательно, что из окончательной редакции документа убрали запрет инспекторам на курение во время общения с водителем. В числе прочего в новом приказе МВД уточняется процедура проверки водителя на состояние опьянения.

В протоколе будет указана вся информация с удостоверения, и чтобы инспектор не указал ложных сведений, вам необходимо все сверить; — ознакомление с документом поможет вам сориентироваться в ситуации, когда необходимо подать жалобу, а в протоколе указанная информация написана неразборчивым почерком.

Обязательно убедитесь в том, что в документах, которые вы передаёте в руки инспектору, нет ценных бумаг или денег! В противном случае, вам будет практически невозможно доказать, что вы не пытались предложить взятку госслужащему при исполнении.

Сохраняя спокойствие, включите правый поворотник и, убедившись, что вы не мешаете движению на дорожной полосе, приступайте к остановке на обочине. Будьте внимательны, ведь за вами следит сотрудник органов автоинспекции, который не прибегнет оштрафовать вас в случае неправильной парковки. Если останавливающий сигнал инспектора застал вас в том месте, где парковка запрещена, здесь необходимо знать следующее.

Тем не менее, определенные изменения в ПДД с 20 октября 2021 года произошли. В этом материале мы рассмотрим эти нововведения, опубликуем своего рода конспект прав и обязанностей полицейских и водителей, ответим на наиболее важные вопросы, интересующие водителей.

Права сотрудников ГИБДД В соответствии с новым регламентом, сотрудники ГИБДД имеют следующие права: · остановить транспортное средство;· проверить документы на право пользования и управления транспортным средством;· проверить документы у любого человека, находящегося в салоне транспортного средства;· проверить документы на транспортное средство и перевозимые грузы;· проверить наличие полиса ОСАГО.

Глава 3. Права и обязанности водителей

Согласно последним внесенным изменениям инспекторы Государственной автомобильной инспекции могут останавливать машины вне стационарных постов или проще говоря фактически в любом месте и в любое время. Также исключена проверка документов без причины на стационарных постах ГИБДД. Был введен так называемый единый список оснований, которые могут быть предусмотрены для проверки водителя и его авто сотрудником инспекции.


  • Имеющиеся признаки дорожно-транспортного происшествия;
  • Проведение специальных мероприятий, связанных с безопасностью дорожного движения, таких как «безопасность ребенка», «трезвый водитель;
  • Наличие у сотрудников ГИБДД ориентировки о причастности автомобиля или водителя к дорожно-транспортному происшествию.

Иметь надо в виду то, что перечисленные выше факторы могут служить основаниями для того, чтобы ваши документы были проверены. Помимо прочего могут быть и основания для остановки и самого автомобиля, такие как:

  • Визуальные или зафиксированные камерами признаки нарушения правил дорожного-движения;
  • Организация органами ГИБДД регулировочных действий (часто требуется остановка всего движения на магистрали);
  • Когда нужно произвести опрос свидетелей и пассажиров о том, как произошло дорожно-транспортное происшествия;
  • Для проверки достоверности ориентировок на автотранспортное средство либо водителя машины;
  • При необходимости организации помощи другим лицам;
  • Для привлечения в качестве понятных лиц пассажиров авто либо же непосредственно самого водителя;
  • При необходимости остановки авто для организации проезда машинам оперативных служб или автомобилям скорой медицинской помощи.

Исходя из сказанного можно обозначить то, что инспектор может остановить вашу машину фактически где угодно, будь то шумная магистраль или пустая сельская дорога для того, чтобы проверить документы. Отказ от проверки может привести к административному наказанию со стороны водителя.

Должен ли сотрудник автомобильной инспекции предоставлять документ или ориентировку, подтверждающие наличие специального мероприятия? Согласно имеющемуся административному регламенту сотрудник Государственной автомобильной инспекции не может препятствовать ознакомлению автомобилиста со специальными мероприятиями или ориентировками на автомобиль или человека за рулем. Конечно, если вас остановят можно возразить и потребовать предоставить какой-либо документ, подтверждающий требования представителя власти.

Между тем, это не обязывает инспектора держать при себе документ и по первому требованию водителя предъявлять сведения, подтверждающие такие мероприятия или ориентировки. Документы могут храниться как раз на стационарном посту или в отделении ГИБДД. В этом случае задача сотрудников Государственной автомобильной инспекции заключается лишь в том, чтобы не препятствовать ознакомлению с ними. То есть предъявить их водителю по месту непосредственного нахождения этих документов.

При остановке машины инспектор ГИБДД обязан представиться водителю, назвав свое ФИО и звание. Также он должен предупредить гражданина о том, что будет вестись видеозапись, устройство для проведения которой находится на инспекторе или же в служебной машине представителя Государственной автомобильной инспекции. Инспектор может записывать как видео, так и разговор на диктофон, поэтому нужно следить за тем, что вы говорите ему. Водитель в свою очередь по требованию инспектора обязан предъявить свое водительское удостоверение без обложки вместе с документами на машину.


  • При подозрении на совершение ДТП;
  • При наличии подозрения на состояние алкогольного либо наркотического опьянения водителя;
  • Для устранения неисправности в авто или нарушений, связанных с транспортировкой грузов;
  • Для проверки соответствия государственных автомобильных номеров, которые указаны в водительских документах с фактическими номерными знаками;
  • Когда инспектору требуется помощь автомобилиста в качестве свидетеля или понятного лица.

Если машина требуется инспектору ГИБДД для служебных целей, регламентированных законодательными нормами, то тогда он должен заполнить путевой лист для автотранспортного средства, принадлежащего организации или выдать справку водителю. По требованию инспектора Государственной автоинспекции водитель машины может предъявлять документы не только на право управления автомобилем, но и документацию на груз, если он везет его. Просят при остановке инспекторы также и страховой полис ОСАГО, если он имеется.

Остановить машину может инспектор и в темное время суток и даже на безлюдной трассе. Но это делается только для предупреждения преступления или для устранения угрозы совершения правонарушений. Используется обычно для осуществления этих целей специализированный транспорт, оборудованный спецсигналами. А как быть, если вы переживаете и думаете, что инспектор ненастоящий? Бывают случаи, когда преступники таким образом грабили и даже угоняли машины. Вы можете не останавливаться по первому требованию на остановке, но при этом следует обязательно по телефону сообщить об этом факте в органы полиции или же доложить о происшествии на ближайшем стационарном посту ГИБДД.

В любом случае, если вы считаете, что вас незаконно остановил инспектор, то тогда обязательно обжалуйте примененные санкции к вам. Делать это лучше не самостоятельно, а при помощи обращения к опытному юристу, который прекрасно разбирается в тонкостях и нюансах административных правоотношений.


Второе важное изменение касается маршрутов, по которым проходит практическая часть экзамена в городе. Сейчас у каждого экзаменационного подразделения ГИБДД есть свой утверждённый маршрут, включающий перекрёстки, пешеходные переходы, развороты и другие дорожные элементы, позволяющие оценить навыки курсанта по управлению автомобилем.

С 1 апреля 2021 года решено отказаться от использования стандартных экзаменационных маршрутов. Теперь будет утверждаться лишь перечень улиц и проспектов, на которых допускается проведение экзамена. Сам же маршрут каждый раз будет меняться – его будет определять экзаменатор прямо во время движения.

Регламентом вводятся новые упражнения для экзаменов на подкатегорию «В1» (квадрициклы и трициклы) – проверка у кандидата в водители навыков торможения транспортного средства и остановки при движении на различных скоростях, включая экстренное торможение, а также прямолинейного движения задним ходом.

Изменились некоторые упражнения для получения прав и на мотоцикл. К примеру, предусмотрена новая схема упражнения «Габаритная восьмёрка».

В новом регламенте ошибки при вождении разделены на подгруппы по одному, двум или трем штрафным баллам. При этом, грубые ошибки, при совершении которых экзамен завершится сразу, вынесены в отдельный блок. Как и ранее, экзамен считается проваленным при получении 5 штрафных баллов.

Пересмотрена степень влияния ошибок на безопасность. К примеру, теперь ошибки «не пристегнул ремень безопасности» и «использовал во время движения телефон» будут считаться грубыми и станут основанием для прекращения проведения экзамена.

Оценка «Не сдал» будет выставляться при совершении следующих ошибок:

  • Не пристегнул ремень безопасности;
  • Действие или бездействие кандидата в водители, вызвавшее необходимость вмешательства в процесс управления экзаменационным ТС с целью предотвращения возникновения ДТП;
  • Допустил наезд на бордюр, препятствие;
  • Не уступил дорогу (создал помеху) транспортному средству, имеющему преимущество;
  • Не уступил дорогу (создал помеху) пешеходам, имеющим преимущество;
  • Выехал на полосу встречного движения (кроме разрешенных случаев) или на трамвайные пути встречного направления;
  • Проехал на запрещающий сигнал светофора или регулировщика;
  • Не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1, 1.3, а также знаков особых предписаний, за исключением парковочных мест;
  • Пересек стоплинию (разметка 1.12) при остановке при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика);
  • Нарушил правила выполнения обгона;
  • Нарушил правила выполнения поворота;
  • Нарушил правила выполнения разворота;
  • Нарушил правила движения задним ходом;
  • Нарушил правила проезда железнодорожных переездов;
  • Превысил установленную скорость движения;
  • Нарушил правила опережения ТС при проезде пешеходных переходов;
  • Использовал во время движения телефон и (или) иное средство связи, пользовался подсказками других лиц;
  • Не выполнил (проигнорировал) задание экзаменатора;
  • Использовал передачи заднего хода 3 и более раза при демонстрации навыков предусмотренных п.п. 1.1. – 1.5, 1.18 (парковка, разворот).

3 штрафных балла будут начисляться за следующие ошибки:

  • Выехал на перекресток при образовавшемся заторе, создав помеху движению транспортному средству в поперечном направлении;
  • Нарушил правила остановки, стоянки;
  • Не подал сигнал световым указателем поворота перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) или остановкой;
  • Выбрал скорость движения без учета дорожных и метеорологических условий;
  • В установленных случаях не снизил скорость и не остановился;
  • Нарушил правила перевозки пассажиров;
  • Нарушил правила применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки.

2 штрафных балла грозят за следующие ошибки:

  • Не выполнил требования дорожной разметки (кроме разметки 1.1, 1.3, 1.12);
  • Нарушил правила расположения ТС на проезжей части;
  • Двигался без необходимости со слишком малой скоростью, создавая помехи другим ТС;
  • Нарушил правила пользования внешними световыми приборами и звуковым сигналом;
  • Не обеспечил контроль отката стояночным или рабочим тормозом;
  • Не соблюдает правило преимущественного проезда.
  • Резко затормозил при отсутствии необходимости предотвращения ДТП
  • Не пользуется зеркалами заднего вида

1 штрафной балл будет начисляться за мелкие ошибки:

  • Двигался без необходимости со слишком малой скоростью;
  • При начале движения допустил резкий старт (рывок, пробуксовка);
  • Несвоевременно подал сигнал поворота;
  • Неправильно оценил дорожную обстановку;
  • Неуверенно пользуется органами управления ТС, не обеспечивает плавность движения;
  • Допустил остановку двигателя;
  • Допустил иные нарушения ПДД.

Результаты экзамена могут быть аннулированы в следующих случаях:

  • при поступлении жалобы кандидата в водители на результат проведения экзамена;
  • при выявлении поддельных документов, представленных заявителем;
  • при получении от компетентного органа иностранного государства информации об отсутствии сведений о выдаче иностранного водительского удостоверения – в случае обмена иностранного водительского удостоверения;
  • при проведении экзамена с нарушением действующих требований.

Новый регламент также содержит причины, по которым уже выданные права могут аннулировать. Так, водительские права могут быть аннулированы в следующих случаях:

  • истечение срока действия;
  • изменение персональных данных водителя;
  • износ или повреждение прав;
  • выдача прав на основе поддельных документов или с нарушениями действующих требований;
  • поступление заявление об утрате или хищении прав;
  • подтверждено наличие у водителя медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством;
  • поступление информации о смерти водителя.

Обязан ли водитель давать в руки документы сотруднику ДПС?

Новый регламент уже действует (прик 664). Останавливает на загородной трассе ГАИшник, называет причину остановки — «операция трезвый водитель» и просит предъявить документы. Я ему задаю вопрос — как вы по моим документам сможете определить трезвый я или нет.

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Права водителя перед сотрудником дпс 2021г». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Инспектор может назвать в качестве причины остановки проведение специальной операции. Водитель вправе уточнить у остановившего его сотрудника телефон дежурной части, позвонить туда и спросить действительно ли в этой местности проводится названная операция.

Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», все юрлица и ИП, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, должны иметь в штате ответственного за обеспечение БДД. Этот специалист необходим, даже если на балансе организации всего один автомобиль, или весь транспорт — автобусы и грузовые автомобили — берётся в аренду и используется только для собственных нужд.

Если в штате организации немного водителей, то достаточно иметь одного специалиста по обеспечению БДД. При этом он может совмещать должность с другими обязанностями. Если автопарк и штат водителей большие, то имеет смысл создать специальный отдел по БДД (от двух человек). Чем больше водителей, тем больше специалистов должно быть в отделе.

Ч. 2 ст. 20 Федерального закона №196 от 10 декабря 1995 года утверждает, что организация при эксплуатации транспортных средств должна иметь в своем штате такого работника, который будет отвечать за БДД. Должности могут быть названы так: специалист по БДД, инженер по БДД.

Обязательным условием должно быть прохождение таким работником аттестации согласно нормам приказа Минтранса №106 от 20 марта 2017 года. В результате такого мероприятия работник получает право занимать указанную должность.

То, какими знаниями и навыками должен обладать такой специалист, прописано в ч. 16 приказа Минтранса №287 от 28 сентября 2015 года. Именно эту информацию можно использовать для составления должностной инструкции.

Внимание! К составлению бумаги нужно подходить со всей ответственностью. Документ может быть использован в суде при решении споров между работодателем и работниками.

Логично возложить обязанности ответственного за БДД на специалистов, которые занимаются схожей деятельностью. Если в организации такие есть. Это могут быть:

  • руководители и заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения;
  • начальники отделов эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта, колонн (маршрутов), отрядов;
  • диспетчеры и механики отдела технического контроля;
  • механики колонн и отрядов.

Если таких должностей нет, обязанности специалиста, ответственного за БДД, может выполнять любой сотрудник предприятия, чьи функции близки к функциям перечисленных выше работников. Отвечать за БДД может главный инженер организации, директор или зам. директора.

Однако назначенный на должность человек должен соответствовать ряду требований, которые предъявляются к образованию и стажу.

Требования к выпускникам колледжей и техникумов:

  1. Профессия или специальность из группы «Техника и технологии наземного транспорта»:
  • Организация перевозок и управление на транспорте,
  • Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,
  • Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог,
  • Автомеханик,
  • Водитель городского электротранспорта,
  • Машинист дорожных и строительных машин,
  • Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей,
  • Машинист локомотива

и др.

  1. Если образование получено по другой специальности, нужно пройти профессиональную переподготовку на специалиста, ответственного за обеспечение БДД, и аттестацию на право занимать соответствующую должность.
  2. Стаж работы в области обеспечения безопасности дорожного движения не менее трех лет.

Требования к выпускникам вузов:

  1. Диплом об образовании по одному из направлений подготовки:
  • Технология транспортных процессов
  • Наземные транспортно-технологические комплексы
  • Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
  1. Если высшее образование получено по другой специальности, также требуется пройти профессиональную переподготовку на специалиста, ответственного за обеспечение БДД и аттестацию.

Требований к стажу работы выпускников вузов не предъявляется.

Как общаться с сотрудниками ГИБДД, что они могут, а что нет?

После получения ВО в образовательном учреждении и сдачи аттестации по БДД, у молодых специалистов появляется вопрос о том, смогут ли они добиться успеха по выбранной профессии. Это требует разъяснения.

Работу нельзя назвать легкой и высокооплачиваемой. Данный сотрудник будет востребован еще долгое время, пока есть транспортные средства. Но перспектив карьерного роста нет.

Важно! Специалист БДД может работать в автотранспортных, логистических компаниях, службах такси и организациях, перевозящих грузы.

Обязанности ответственного за БДД обычно перекликаются с требованиями к его умениям, перечисленным в пункте 15.2 приказа Минтранса №282. Вот некоторые из них:

  • проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе, мероприятия по предупреждению ДТП;
  • анализировать причины аварий и нарушений ПДД, которые совершили водители организации;
  • готовить отчеты о ДТП и принятых мерах по их предупреждению;
  • информировать водительский состав, инженерно-технических работников и руководителей о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах ДТП;
  • составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;
  • контролировать, чтобы водители допускались за руль только тех категорий транспорта, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями;
  • контролировать, соблюдают ли водители режим труда и отдыха, прошли ли они медосмотр и обучение оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП;
  • проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктажи водителей;
  • организовывать работу контролеров технического состояния транспортных средств;
  • проверять наличие документов о ТО, регистрационных документов при выпуске автомобилей на линию;
  • оперативно переключать автомобили с маршрута на маршрут или на другой путь следования в связи с ремонтом дорог;
  • организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников.

Из положительных моментов стоит выделит:

  1. Трудоустройство официальное.
  2. Рабочий день нормированный.
  3. Несмотря на количество обязанностей, деятельность не утомительна.
  4. Кроме заработной платы, возможность получать премии.
  5. Должность руководящая.

Специалистом по БДД выйдет устроиться без труда в каждом регионе РФ. Но прежде, придется пройти обучение. Требования к профессии предъявляются серьезные.
Минусы следующие:

  1. Отсутствует время для самообразования.
  2. Трудиться нужно с большим количеством работников. Их требуется и контролировать.
  3. Должность подразумевает десятки обязанностей.
  4. Профессия специалиста БДД нервная.
  5. Высокая ответственность.
  6. Сложно устроиться на работу не имея опыта 3 года.

Эти минусы главные. Каждый человек сам решает, что выбрать.

Разумеется, если вы просто пропустили сигнал, т. к, например, совершали трудный маневр, или сам он был подан слишком поздно, никаких тяжелых последствий это не повлечет. Другой разговор, если вы проигнорировали сигнал намеренно и не остановились даже при повторной подаче соответствующего сигнала.

Невыполнение требования об остановке транспортного средства автоматически дает инспектору право начать преследование. Также он (гаишник) может передать информацию иному наряду ДПС. А тот, в свою очередь, и произведет принудительную остановку транспортного средства, водитель которого выказал неподчинение.

Подтверждение этим словам можно найти в административном регламенте ГИБДД (ст.72). А если обратиться к ФЗ «О полиции», то узнаем, что инспектор вправе производить остановку транспортного средства, водитель которого пытался убежать, используя:

  • Различные спец-средства, разработанные специально для этих целей;
  • Временное ограничение /запрет движения на конкретных дорожных отрезках;
  • Патрульные и/или грузовые автомобили, выставленные на проезжей части на манер заслона;
  • Огнестрельное оружие.

Если говорить о штрафе за не остановку по требованию инспектора, имеет смысл упомянуть и о самой процедуре остановки. Она подробно расписана все в том же п.

6.11. действующих ПДД, и необходима для ознакомления в первую очередь.

Чтобы водитель остановился, инспектор должен при помощи громкоговорящего устройства или жестом выделить его машину, а затем указать место, где та должна остановиться.

Для достижения большей четкости сигнала допускается использовать для указания не только руку, но также полосатый жезл или диск со световозвращателем красного цвета. Кроме того, в целях привлечения внимания водителя и других участников дорожного движения может применяться свисток или специальные сигналы (свет/звук).

В заключение хотим напомнить, что количество машин на дорогах в разы превышает число сотрудников ГИБДД, а значит, вероятность того, что остановить для проверки решат именно вас, равна сотым долям процента (при условии, что вы, конечно, ничего не нарушали и не подходите ни под какую ориентировку). Однако, если вы все-таки увидели характерный взмах жезла, не раздувайте из мухи слона, а просто проследуйте к обочине – добропорядочным водителям подобные встречи никаких неприятностей не принесут.

В некоторых случаях водителя не могут наказать, даже если инспектор выполнит все требования п. 6.11 ПДД. Существует несколько обстоятельств, оправдывающих отказ от совершения остановки по требованию сотрудника ГИБДД:

  1. Если инспектор стоял на неосвященном участке дороги вдали от патрульного автомобиля или не в светоотражающей униформе сотрудника ГИБДД. Проще говоря, водитель может не остановиться, если у него будет достаточные основания полагать, что его пытался остановить не сотрудник Госавтоинспекции, а мошенник.
  2. Если остановка по требованию инспектора привела бы к созданию аварийной ситуации. Однако, если водитель не смог остановиться и проехал мимо сотрудника ГИБДД, он должен остановиться в ближайшем безопасном месте и самостоятельно вернуться к инспектору.

Если же инспектор все же составил протокол и назначил штраф, несмотря на наличие оправдывающих водителя обстоятельств, то наказание можно обжаловать. На это дается 10 дней после составления протокола.

Нарушитель должен установить ОГИБДД, к которому относился сотрудник, выписавший штраф, и написать жалобу на имя начальника отделения, приложив к ней доказательства невиновности. К сожалению, единственным весомым доказательством будет только запись с видеорегистратора.

На ней должно быть запечатлено одно из следующих обстоятельств:

  • инспектор на самом деле не подавал жеста остановиться или находился за препятствием, которое ограничивало видимость для водителя ТС;
  • жест, требующий остановки, был неявным, неточным, направлялся на другой автомобиль или был явно похож на случайное движение руки;
  • инспектор не имел светоотражающей формы в ночное время суток;
  • остановка в указанном месте могла привести к аварийной ситуации (это обстоятельство оправдывает только тех водителей, которые все же остановились, но не в указанном инспектором месте).

Ходят слухи, что сотрудники ГИБДД могут стрелять по автомобилю, только если их здоровью угрожает опасность, однако это не совсем верно. Фактически, сотрудники получают право на применение табельного оружия сразу после начала преследования, но при соблюдении некоторых формальностей.

Перед выстрелом по автомобилю инспектор должен предупредить о намерении применить оружие: с помощью громкоговорителя, установленного в патрульной машине, и выстрела в воздух.

Также использование оружия ограничивается некоторыми условиями:

  • на линии огня и поблизости не должно находиться третьих лиц, которым может быть причинен ущерб;
  • целиться необходимо не в нарушителя, а в его автомобиль (причиняемый вред должен быть минимальным);
  • в результате выстрелов водитель не должен потерять управление ТС, так как это может привести к жертвам.

Таким образом, сотрудники ГИБДД стреляют по пытающейся скрыться машине только в крайних случаях, так как при применении оружия инспекторы тоже несут некоторую ответственность за последствия. Однако все перечисленные условия могут быть законно не соблюдены, если действия водителя предоставляют прямую угрозу жизни и здоровью инспекторов или окружающих людей и если другими методами, кроме применения табельного оружия, остановить преступника не выйдет.

Среди некоторых водителей существует мнение, что инспектор может остановить автомобиль только при наличии на то весомых оснований. Это правило верно лишь отчасти и порой игнорирование требования об остановки влечет более серьезные проблемы.

Раньше возможность остановить автомобиль без каких-либо оснований (лишь с целью проверки документов) была исключительно на специально оборудованных постах. Однако с недавнего времени это правило было изменено и теперь вышестоящее руководство ГИБДД имеет право определять пункты остановки.

Водитель не может и не должен знать об их местоположении, поэтому остановиться следует в любом случае. После остановки можно выяснять ее причину и принимать дальнейшие действия.

Если выяснится, что инспектор поступил не по закону, его можно будет привлечь к ответственности в административном или судебном порядке.

С другой стороны, когда водитель продолжил движение и уехал, избежать ответственности вряд ли получится.

Вначале перечислим все допустимые уголовные и административные процедуры, которые имеют право производить инспекторы дорожной службы:

  1. Осуществлять задержание пассажиров и водителей, находящихся в машине.
  2. Производить осмотр и досмотр транспортных средств, водителей, пассажиров, их вещи.
  3. Снимать на видеокамеру или фотокамеру автомобиль и водителя.
  4. Использовать автомобили людей в экстренных ситуациях.
  5. Использовать водителей для сотрудничества по согласию.
  6. Пользоваться мобильным телефоном другого лица в особых случаях.
  7. Производить задержание и доставку лиц в полицию.
  8. Оформлять протоколы, возбуждать дела в административном порядке.
  9. Составлять постановления за нарушения в виде штрафных санкций. Лишать водителя прав инспектор ДПС не имеет права, это решает суд.
  10. Производить эвакуацию автомобиля на законных основаниях.
  11. Требовать от нарушителя о прекращении противоправных действий (уголовных и административных).
  12. Проверять документы, если на это есть законные основания.
  13. Вызывать в полицию по повестке водителей, пассажиров или пешеходов.
  14. Сохранять персональные данные водителя в установленных законом случаях.
  15. Осуществлять проникновение в закрытые помещения в определенных случаях.
  16. Производить патрулирование улиц населенных пунктов.
  17. Выдвигать требования уйти с места происшествия или с другого места, по условиям административного дела.
  18. Останавливать автомобили и другой транспорт для контроля документов и по другим причинам.
  19. Направлять на медицинское освидетельствование на опьянение алкоголем, и проводить его самостоятельно.
  20. Производить розыскные мероприятия в пределах своих прав.
  21. Оформлять представления в некоторых случаях и определенным лицам.

Разберемся подробнее, какие полномочия имеют инспекторы ДПС из указанных выше. Узнаем, в каких ситуациях сотрудник может осуществлять ту или другую процедуру, а когда не имеет право.

Эту возможность ему предоставляет статья 13 пункт 20 Закона о полиции. Регулирование указанной процедуры осуществляется Административным регламентом, а именно, пунктами с 84 по 89. Многих водителей волнуют причины остановки автомобиля инспектором.

В 2021 году остановить движущуюся по дороге машину сотрудник ДПС может по следующим причинам:

  1. Проверка документов. Для этого определены свои причины, которые рассмотрены ниже. Такие же условия действуют для грузов.
  2. Проведение специальных операций и мероприятий.
  3. При нарушении водителем Правил дорожного движения.
  4. Привлечение людей в качестве понятых.
  5. При обнаружении автомобиля, похожего на разыскиваемый или угнанный.
  6. При дальнейшей невозможности движения по дороге (проезд правительственного кортежа, дорожная авария и другие причины).
  7. Во время острой необходимости в использовании автомобиля сотруднику ГИБДД для пресечения совершения преступления.
  8. Нужна срочная помощь водителя.

Сотрудник имеет право останавливать автомобиль не только специальным жезлом, но и рукой. Инспектору нельзя останавливать автомобиль в местах, запрещенных для этого, согласно Правилам дорожного движения, кроме исключительных ситуаций.

Непосредственно после ост��новки сотрудник должен сразу представиться, обратиться к водителю, сообщить причину остановки. Важно, что предъявлять удостоверение инспектор не обязан, если этого не требует водитель.

Где и когда сотрудники ГИБДД могут останавливать водителей ?!

На первый взгляд, кажется, что Росгвардию по полномочиям практически сравняли с Госавтоинспекцией, однако это совсем не так. Все полномочия Росгвардии в сфере дорожного движения они реализуют только в отношении транспорта своей же службы. То есть останавливать и проверять они должны только служебные, а не гражданские автомобили.

Если обратиться к ПДД, то можно найти п. 2.1.1, который обязывает водителей предоставлять свои документы (в/у, СТС, ОСАГО) по просьбе сотрудников полиции. Росгвардия же относится не к полиции, а к Внутренним войскам Министерства внутренних дел. Следовательно, они не должны и не имеют права брать на себя обязанности и полномочия ГИБДД.

Вновь обращаемся к определению Росгвардии: она является органом исполнительной власти. В ФЗ «О Росгвардии» указано, что граждане обязаны исполнять законные требования ее сотрудников при реализации ими своих полномочий. Если росгвардеец находится при исполнении и его требования законны, то гражданин обязан следовать им. Неповиновение сотруднику Росгвардии наказывается так же, как неповиновение сотруднику полиции.

Причины для остановки автомобиля перечисляются в п. 84 Приказа МВД №644. И данный документ не проводит различий между сотрудниками ППС и ДПС. Он указывает, что остановить гражданское транспортное средство может любой сотрудник полиции. Подробнее о возможных основаниях остановки и о том, могут ли сотрудники ГИБДД останавливать водителей без причины, написано в отдельном материале (ВСТАВИТЬ ССЫЛКУ НА СТАТЬЮ «Могут ли ДПС останавливать без причины»).

По закону сотрудник ППС имеет полное право составить протокол об административном правонарушении точно так же, как и сотрудник Госавтоинспекции. Однако тут стоит разобрать пару важных нюансов.

Во-первых, составление протокола и назначение штрафа – 2 разных действия. Сам протокол штраф не назначает, он лишь служит основанием для вынесения постановления. Именно постановление означает назначение штрафа. И если оно составляется на основе протокола о нарушении главы 12 КоАП (то есть за нарушение ПДД), то вынести его может только сотрудник ГИБДД. Поэтому, если ППС-ник замечает какое-либо нарушение на дороге, он может и должен остановить автомобиль, составить протокол и направить его в ГИБДД.

Во-вторых, существуют некоторые правонарушения, фиксировать которые могут только сотрудники ГИБДД, например, превышение скорости, вождение в состоянии опьянения или отказ от прохождения освидетельствования (у сотрудников ППС нет специальных приборов: радаров и алкотестеров). ППС-ники могут фиксировать нарушения главы 12 КоАП, перечисленные в статьях: 1-3, 6, 7, 10-20, 25 и 29.

  • Автокредитование
  • Все о ОСАГО
  • Все о КАСКО
  • Автострахование
  • Налоги на авто
  • ДТП — что делать?
  • Все о каршеринге
  • Штрафы
  • Регистрационные действия
  • Общение с ГИБДД
  • В помощь водителям
  • Рассчитать транспортный налог
  • Рассчитать ОСАГО
  • Рассчитать КАСКО
  • Рассчитать автокредит
  • Рассчитать расхода топлива
  • Калькулятор растаможки авто

Статья будет полезна водителям транспортных средств, особенно начинающим. Из статьи вы узнаете, какие права и обязанности имеются у водителя, автомобиль которого остановил инспектор ДПС ГИБДД, какими правами наделен инспектор, какие у него обязанности связанные с остановкой транспортного средства. Изложение прав и обязанностей сопровождается ссылками на законодательство, действующее на момент написания статьи.

Данной статьей можете воспользоваться как шпаргалкой в случае, если вас остановили сотрудники ДПС. Чтобы долго не искать ее, добавьте ссылку на статью в свою учетную запись в социальных сетях, для этого ниже есть кнопки «поделиться».

Внимание!

20 октября 2017 года вступил в силу новый Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 23.08.2017 года № 664, а точнее указанный Приказ «Об утверждении Административного регламента исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения»

В связи с этим некоторые положения, указанные в данной статье претерпели изменения с обозначенной даты. Однако много того, что написано ниже настоящего примечания перекочевало в новый Регламент, чему-то не нашлось в нем места.

Первое что хочется отметить, это то, что по старому 185 Приказу МВД от 02.03.2009 года остановка автомобиля не на стационарном посту ДПС для проверки документов являлась нарушением со стороны инспектора указанного Приказа. Новый Административный регламент дает право инспектору ДПС ГИБДД остановить автомобиль для проверки документов в любом месте, за исключением мест, в которых в соответствии с ПДД остановка запрещена.

Одновременно ужесточились требования к проверке документов. По новому Регламенту, где бы не остановил инспектор ГИБДД для проверки документов, на стационарном посту, или в ином месте, ему теперь нужны для этого основания (п. 106 нового Регламента).

Остальные основания для остановки транспортного средства, указанные в Приказе №185 остались прежними, однако к ним добавилось еще несколько. Например, сотрудник ГАИ может останавливать транспортные средства для обеспечения проезда автомобилей специального назначения, в том числе скорой помощи, МЧС и иных машин аварийно-спасательных служб.

Кроме того работнику ДПС предоставлено право проверять документы не только у водителя, но и у пассажиров. Однако такое право возникает тогда, когда имеются основания подозревать, что они совершили преступление или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания.

В первом разделе под названием «Общие положения» для начала следует отметить, к какой категории работников относится водитель (рабочий, технический персонал, специалист и т.д.), затем указывается, кому он подчиняется и кто его замещает в случае такой надобности (здесь достаточно указывать должности уполномоченных сотрудников, без фамилий). Далее в документ вносятся квалификационные требования к водителю (специализация, образование, дополнительная проф.подготовка), а также требуемый опыт работы и стаж. Тут же стоит указать, на основании каких документов происходит назначение водителя и снятие его с должности.

Затем в этом же разделе ниже необходимо перечислить все правила, законы, распоряжения, нормативные акты, с которыми водитель обязан быть знаком, а также требования к знанию автомобиля.

Вторая часть «Должностные обязанности водителя» касается непосредственно инструкций, которые на него возлагаются. Прописывать их нужно максимально подробно и четко, учитывая особенности предприятия, на котором трудится водитель.

Раздел «Права» включает в себя полномочия, которыми наделяется водитель с целью эффективного исполнения своей работы. Здесь можно отдельно указать его право на различные инициативы, включая взаимодействие с руководством и другими подразделениями организации при возникновении такой потребности, а также право на участие во внутренних мероприятиях компании и дополнительное обучение.

В разделе «Ответственность» четко устанавливаются нарушения, за которые работодатель вправе привлечь водителя к взысканию. Тут необходимо отметить, что водитель несет персональную ответственность за сохранность автомобиля и его частей, а также соблюдение правил трудового распорядка и норм безопасности.

После оформления документ должен быть согласован с вышестоящим (над водителем) сотрудником организации (либо непосредственным руководителем, либо лицом, уполномоченным вести контроль за соблюдением правил и норм, прописанных в должностной инструкции). Здесь следует внести его должность, название организации, фамилию, имя, отчество, а также поставить подпись с расшифровкой.

Ниже необходимо указать данные о водителе: его фамилию, имя, отчество (полностью), снова название организации, паспортные данные, подпись и дату ознакомления с документом. Печатью заверять должностную инструкцию не надо, поскольку она относится к внутренним документам предприятия.

2.1.1.1.

Со 2 января 2020 года если водитель заключил со страховой компанией электронный договор ОСАГО, то он имеет право предъявить сотруднику ГИБДД для проверки полис ОСАГО в электронном виде, например, на экране смартфона. Сотрудник ГИБДД, в свою очередь, может проверить в автоматизированной системе ОСАГО заключал ли водитель такой договор или нет. Не запрещается возить с собой и предъявлять для проверки распечатанную копию полиса ОСАГО.

2.1.2.

До начала движения водитель обязан пристегнуться ремнями безопасности проверить, чтобы пристегнулись пассажиры.

Мотошлем для мотоциклиста и его пассажира – это одно из основных средств пассивной безопасности. К таким средствам еще относится соответствующая экипировка с защитными накладками, но ПДД запрещают движение на мотоцикле именно без застегнутого мотошлема.

2.3.1.

ПДД подразделяют неисправности ТС на две подгруппы. Первая подгруппа включает неисправности, при которых запрещается движение ТС. Их пять, они перечислены в этом пункте ПДД. Стоим на месте (не начинаем и не продолжаем движение) при неисправности:

— рабочей тормозной системы

— рулевого управления

— сцепного устройства (в составе автопоезда)

— негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости

— не работающим со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

К второй подгруппе относятся неисправности, при которых запрещается эксплуатация ТС. При возникновении этих неисправностей, движение ТС не запрещено. Двигаясь к месту ремонта, водитель обязан помнить, что в случае ДТП ответственность за управление неисправным автомобилем будет на нем.

К мерам предосторожности, которые можно использовать при управлении ТС в данном случае, относятся: движение по крайней правой полосе с малой скоростью, включение аварийной сигнализации и другие действия в зависимости от возникшей неисправности.

2.3.2.

Водитель, в отношении которого имеются основания предположить, что он находится в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), подлежит отстранению от управления транспортным средством.

В соответствии со ст. 27.12 КоАП. основаниями полагать, что водитель, управляющий ТС, находится в состоянии опьянения, являются:

— характер движения ТС, вызывающий сомнение в способности водителя управлять им;

— наличие признаков опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, изменение зрачков при соответствующем поведении);

— заявления свидетелей об употреблении водителем спиртных напитков или наркотических средств.

При наличии таких оснований сотрудники полиции в соответствии с действующим законодательством имеют право направлять (доставлять) этих лиц на медицинское освидетельствование, с целью установления состояния опьянения.

2.4.

По требованию водителя остановленного транспортного средства, лица, указанные в пункте 2.4, обязаны представиться и предъявить (показать) ему служебное удостоверение.

Любой автомобилист должен знать, что может проверить инспектор при остановки автотранспортного средства.

Знак аварийной остановки, аптечка и огнетушитель. Эти предметы должны быть в каждом автотранспортном средстве. Проверить их инспектор может, но вот отсутствие их в автомобиле совсем не причина для определения правонарушения. Водитель вполне может заявить, что некоторое время назад использовал один из данных предметов или несколько из них для обеспечения безопасности и сейчас как раз отправляется за покупкой новых.

При остановке автотранспортного средства водитель должен знать некоторые особенности поведения при общении с сотрудников правоохранительных органов.

  • Самое главное — не паниковать, и быть вежливым и внимательным.
  • Если сотрудник не может сформулировать причину останови и проверки документов, то это уже нарушение закона. Потребуйте назвать номер документа, на который он ссылается.
  • Уточните у инспектора какое правило нарушено, и что будет вписано в протокол.
  • Потребуйте предоставить удостоверение сотрудника ГИБДД в развёрнутом виде. Можно уехать с места остановки, если сотрудник ГИБДД не предъявил удостоверение или всего лишь показал справку или выписку.
  • Водитель имеет право фиксировать все действия инспектора на фото-видео-аудио аппаратуру.

Также разрешено законом не останавливаться по требованию сотрудника, если водитель считает эти требования безосновательными, тоже самое касается и проверки документов. Но после отказа, водитель должен передать данную информацию на ближайший пост ДПС или позвонить на горячую линию МВД.

Согласно 106 пункту 664 приказа ГИБДД, основания остановки автомобиля инспектором в 2021-2021 гг. для проверки документов следующие:

  • выявление сотрудником совершения нарушений утвержденных в Российской Федерации ПДД (Правил дорожного движения);
  • наличие у сотрудника данных о позволяющих обоснованного предполагать причастность водителя или управляемого им транспортного средства к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления, административного правонарушения;
  • наличие оснований полагать, что транспортное средство используется в противоправных целях;
  • наличие данных о том, что данное транспортное средство находится в розыске;
  • осуществления Госавтоинспекцией централизованных мероприятий по снижению числа и тяжести дорожно-транспортных происшествий;
  • установление сотрудником на основании визуального наблюдения или наблюдения с использованием технических средств признаков совершения водителем нарушений требований по обеспечению безопасности дорожного движения.

Под данными и сведениями в указанном пункте понимаются:

  • ориентировки;
  • данные дежурного;
  • информация, поступившая от других нарядов;
  • сведения, полученные от участников дорожного движения;
  • визуально зафиксированные сотрудником обстоятельства.

Водитель обязан остановиться по требованию инспектора. Остановке предшествует взмах жезла сотрудника. При этом водителю следует внимательно следить за действиями инспектора, чтобы понять, точно ли жест указывает на водителя.

Если инспектор указал на вашу машину, то он также укажет и на место для остановки. Остановка авто по требованию – обязанность водителя, иначе он становится нарушителем. Для остановки авто водителю нужно включить правый поворот и прижаться к обочине (если водитель из-за волнения включит другой поворотник, то ему грозит штраф).

Инспектор не может остановить авто без каких-либо оснований. Это будет считаться нарушением законодательства. Стоит обратить внимание, что ранее действующий утратил свою юридическую силу в 2017 году, и вместо него теперь действует . Существенных изменений в 2021 году не произошло.

Водитель может вести запись на диктофон или на видеокамеру. В дальнейшем это может стать уликой в суде в пользу водителя. Видеосъемка может стать доказательством нарушений со стороны инспекторов: например, в случае, если у водителя потребовали взятку или провели досмотр без участия понятых и без протокола.

Инспектор не может препятствовать использованию средств видеофиксации. Стоит учесть, что инспектор — это сотрудник полиции и на него не распространяются понятия неприкосновенности частной жизни. На основании сотрудник не вправе препятствовать использованию видео- и аудиозаписи участником движения.

Запрет на видеосъемку допустим только в исключительных обстоятельствах, например, при проведении оперативных мероприятий или мероприятий, связанных с гостайной. Без веских оснований инспекторы не могут запретить снимать.

Сотрудник ГИБДД также может снимать на камеру разговор, но должен уведомить об этом факте водителя.

Водитель не обязан передавать водительские права инспектору и лучше этого не делать, достаточно только показать права. Если инспектор требует передать ему права, техпаспорт и полис лично в руки, то водитель может не исполнять его требования со ссылкой на .

Сотрудники других подразделений полиции могут останавливать транспортные средства только в целях предотвращения и/или пресечения преступления, административного правонарушения, задержания лиц, подозреваемых в их совершении, при обращении граждан с заявлениями о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия на территории РФ независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток. Данное положение закреплено в ч. 2 ст. 27 Закона “О полиции”.

Пункт 2.4 ПДД дает регулировщикам право остановки транспортных средств:

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а также:

  • уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
  • уполномоченным должностным лицам таможенных органов в отношении остановки транспортных средств, в том числе не осуществляющих международные перевозки товаров, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы Российской Федерации, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, также на иных территориях Российской Федерации, определенных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, в местах, специально обозначенных дорожным знаком 7.14.1.

Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и таможенных органов должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Т.е. останавливать автомобили могут регулировщики.

Ряд средств массовой информации после входа нового регламента написали в обзорных статьях, что теперь ориентировки не являются основанием для проверки документов, так как они не указан в п. 107 Регламента. Однако буквальное прочтение п. 106 и п. 107 ясно показывает, что ориентировки перечислены в основаниях для проверки документов конкретно у водителей, а п. 107 распространяется на всех граждан, в нем указаны основания для проверки документов, позволяющих идентифицировать личность.

Содержит ли пункт 106 «Основания для проверки документов» противоречия с ПДД 2.1.1?

Нет, он вполне согласуется с ним. Ведь в соответствии именно с данным положением ПДД водитель обязан иметь при себе и предъявить по требованию представителя власти ряд документов.

Вопросы возникают по поводу толкования такого основания, как «выявление признаков правонарушения». Что входит в понятие «выявление», в регламенте не указано, судебная практика и системное прочтение документа показывают, что достаточно результатов визуального наблюдения.

Законность положения регламента об остановке ТС вне стационарных постов в целях проверки документов уже подтверждена решением Верховного суда РФ от 12.2.2021г.

На самом деле, ряд автолюбителей и специалистов сходятся во мнении, что на практике мало, что поменялось. Сотрудники ГИБДД и ранее могли и сейчас вправе при остановке и проверке документов сослаться на устные или письменные ориентировки, доказывать их наличие документально регламент не обязывает.

Рассмотрим пункт 6.15 правил дорожного движения:

6.15. Водители и пешеходы должны выполнятьтребования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.

Если Вы получили сигнал регулировщика об остановке транспортного средства, то Вы должны остановить свой автомобиль именно там, где указал регулировщик. Даже если остановка в указанном месте запрещена правилами дорожного движения.

Тем не менее на практике у Вас остается небольшое пространство для маневра. Сотрудник ДПС только обозначает место, где водитель должен остановиться. Однако конкретное место (метр влево или метр вправо) Вы можете выбрать самостоятельно. Поэтому при остановке автомобиля постарайтесь сделать это таким образом, чтобы создать минимум неудобств другим водителям и не подвергать себя и свой автомобиль риску ДТП.

На практике регулировщик может подать сигнал об остановке нечетко. В этом случае постарайтесь остановить автомобиль без нарушения правил дорожного движения.

Эту возможность ему предоставляет статья 13 пункт 20 Закона о полиции. Регулирование указанной процедуры осуществляется Административным регламентом, а именно, пунктами с 84 по 89. Многих водителей волнуют причины остановки автомобиля инспектором.

  1. Инспектор останавливает машину, если подозревает нетрезвого водителя.
  2. Если есть основания, составляется протокол отстранения от управления авто, акт освидетельствования, приглашаются понятые. Водитель имеет право отказаться.
  3. Если прибор не выявил опьянение, либо вы отказались, но у инспектора есть сомнения, либо сомневается сам водитель, то выдается направление на медицинское освидетельствование.
  4. По его результатам принимается решение: лишение прав через суд, эвакуация автомобиля на штрафную стоянку, либо водителя отпускают.
  1. Наличие признаков, указывающих на опьянение или болезненное состояние.
  2. При надобности устранения неисправности или нарушений правил по перевозке груза.
  3. Для проведения сверки номеров узлов и агрегатов с записями в регистрационных документах в присутствии водителя.
  4. Когда необходимо участие в проведении процессуальных действий, а также оказании помощи сотрудникам полиции или иным участникам дорожного движения.
  5. Для проведения осмотра, личного досмотра или обыска автотранспорта и груза.
  6. Создание угрозы водителем транспортного средства личной безопасности сотрудникам полиции.
  7. Для того чтобы занять место в автомобиле представителя органов власти или пройти в служебное помещение. Бывает так, что участие водителя необходимо в целях оформления процессуальных документов.

Если было совершено административное правонарушение с находящимися в автотранспорте пассажирами, не стоит забывать, что эти лица являются свидетелями. При этом не имеет значения родство или иные отношения: сестра, муж, жена и т. д. Сотрудник полиции должен внести свидетелей в протокол. Если представитель ГИБДД отказался это сделать, то лицо, в отношении которого он составляется, имеет право написать, что гаишник отказался внести в документ свидетеля. Тогда можно сделать это самому с указанием фамилии, имени и отчества, адресом места жительства.

Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы имеют свои указания на рассматриваемое действие. Регламентируется его понятие, порядок и последствия издания в статьях и иных нормативно-правовых актах. Так, вопрос о предоставлении амнистии рассматривается Государственной Думой РФ. После этого вносится постановление об объявлении указа.

  1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  6. Необходимость использования транспортного средства (в соответствии с пунктом 37 ч. 1 ст.13 ФЗ «О полиции»).
  7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
  12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Полиция в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции» имеет право:
1) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;
2) проверять документы на право пользования и управления транспортным средством;
3) проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы;
4) проверять наличие страхового полиса ОСАГО владельца транспортного средства;
5) осматривать с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, транспортные средства и грузы при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;
6) задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;
7) временно ограничивать или запрещать дорожное движение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *