Ответственный за бдд на предприятии требования 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственный за бдд на предприятии требования 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Считается, что такой сотрудник нужен только на предприятиях, оказывающих услуги по транспортировке грузов и людей, с большим собственным автопарком. Но это не так. Поскольку автомобили используют в той или иной степени практически все компании, и безаварийная езда нужна всем, лучше иметь в штате соответствующего специалиста.

По закону «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, назначение такого сотрудника необходимо в любой организации, которая имеет свой автопарк либо арендует легковые машины, грузовики, автобусы и др.

Ответственный за безопасность дорожного движения на предприятии может не назначаться, если:

  • отсутствуют собственные или арендованные автомобили, а предприятие пользуется услугами специализированных перевозчиков;
  • свой автотранспорт есть, но компания сдает его в аренду. В этом случае за дорожную безопасность отвечают арендаторы.

Новые требования к специалисту, ответственному за обеспечение БДД

Назначить сотрудника на такую должность обязывает статья 20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995. Но прежде чем издавать приказ о назначении ответственного за БДД, необходимо:

  1. Изучить Приказ Минтранса № 287 от 28.09.2015 и убедиться, что претендент соответствует квалификационным требованиям, приведенным в части 16.
  2. Если у него нет профильного образования, обеспечить его профессиональную переподготовку.
  3. Направить его на аттестацию в соответствии с Приказом Минтранса № 106 от 20.03.2017.
  4. Составить должностную инструкцию, где указать основные обязанности, права и меры ответственности такого специалиста.

После этого можно начинать документ о назначении ответственного за безопасность дорожного движения.

Профессиональная переподготовка «Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения»

будет интересна студентам последних курсов колледжей и высших учебных заведений, а также лицам, уже имеющим среднее или высшее образование, по другому профилю. Таким образом, дипломом о высшем образовании по направлению группы 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» быстро и эффективно восполняется получением дополнительного профобразования в
Национальном технологическом университете
.

Выпускники НТУ, закончившие обучение по программе профпереподготовки «Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения»

, знают:

  • основы трудового законодательства;
  • правила ОТ, ТБ, ПБ и безопасности дорожного движения;
  • правила тех. эксплуатации автомобильного транспорта,
  • системы планирования и учета автоперевозок;
  • организационные моменты рабочего процесса и т.д.

Профессиональная переподготовка «Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения»

позволяет Вам:

  • заниматься предупреждением ДТП на местах проведения дорожных работ;
  • следить за правомерным допуском водителей к управлению ТС;
  • обеспечивать прохождение сотрудниками обязательных медосмотров;
  • следить за соблюдением режима труда и отдыха;
  • организовывать стажировку новый сотрудников.

Данное предложение будет интересно не только лицам, решившим освоить дополнительную профессию, но и корпоративным клиентам. Чем больше различных задач может выполнять один специалист, тем большую ценность он будет иметь для работодателя. Таким образом, инвестирование в образование действующих сотрудников является рациональным решением ввиду неутихающего в стране кризиса.

Первоочередной задачей аттестованного лица в организации является разработка и внедрение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Необходимые шаги оформляются в виде годового плана, в котором прописаны все действия руководителя, специалистов и смежных лиц.

В план могут быть включены следующие направления:

  • работа с персоналом: проведение периодических, предрейсовых и послерейсовых медосмотров с целью недопущения к управлению автомобилями лиц, имеющих ограничения медицинского характера; инструктажи, повышение квалификации, разбор ДТП с целью повышения профессионального мастерства водителей;
  • работа с транспортом: планирование периодических технических обслуживаний, контроль технического состояния транспортных средств с целью недопущения выпуска неисправных автомобилей на линию;
  • работа с документацией: мониторинг изменений законодательства, обновление ЛНА.

В каких организациях должен быть ответственный за БДД

Ответственного за БДД назначают в каждой организации, которая эксплуатирует транспортные средства (п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Для этого издают приказ.

Если организация транспортная, для профилактики дорожно-транспортных происшествий, взаимодействия с ГИБДД и управлением государственного автодорожного надзора (далее — УГАДН) по вопросам безопасности дорожного движения в организациях создают службу БДД при транспортном цехе. Для организаций, которые занимаются транспортными перевозками, УГАДН является контролирующим органом. Он имеет право привлечь к административной ответственности работодателей, если они не выполняют требования федерального законодательства.

Кого назначить ответственным за БДД

У сотрудника должен быть диплом о высшем образовании по направлению подготовки, которая входит в группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». Кроме того, ответственный должен пройти аттестацию по безопасности дорожного движения (смотрите памятку).

Если у работника нет профильного образования, он может пройти профессиональную переподготовку по квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения в объеме не менее 250 часов на базе любого другого высшего образования. После повышения квалификации работник проходит аттестацию по безопасности дорожного движения.

Работника без высшего образования назначить ответственным за БДД нельзя, даже если у него большой трудовой стаж и среднее профессиональное образование. Если работодатель не соблюдает требования к квалификации ответственного за БДД, его могут привлечь к административной ответственности по части 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ.

Законодательство не предъявляет требования к стажу работы ответственного за безопасность дорожного движения, но назначать на должность малоопытного сотрудника нецелесообразно (п. 16.4 профессиональных и квалификационных требований, утв. приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287). Для выполнения функций ответственного нужны технические знания, авторитет среди персонала, практика работы контролером транспортных средств, производственный опыт, а также знания логистики и экономики перевозок.

Если в организации не выделяют отдельную штатную единицу, ответственным за безопасность дорожного движения обычно назначают начальника транспортного участка или главного механика.

Руководителя организации и специалиста по охране труда не назначают ответственными за безопасность дорожного движения, так как должностное лицо не может одновременно выполнять контролирующие и исполнительские функции. Специалист по охране труда проверяет соблюдение охраны труда на транспортном участке и оказывает методическую помощь. Ответственный за БДД обязан исполнять предписания специалиста по охране труда.

Какие обязанности выполняет ответственный

Перечень обязанностей, пределы ответственности, а также необходимый объем знаний, умений и профессионального опыта прописывают в должностной инструкции ответственного за БДД. При составлении должностной инструкции можно руководствоваться проверочным чек-листом соблюдения требований в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Чек-лист опубликован на официальном сайте Ространснадзора.

Ключевые обязанности ответственного за БДД:

Инженер по безопасности дорожного движе-ния обязан владеть многими знаниями. Иначе будет не профпригодным. Он регулярно проходит тестирование.
Оно предусмотрено для проверки соответствия квалификации. Разберемся подробнее.

Специалист БДД для управления сотрудниками обязан досконально изучить:

  1. Правила дорожного движения.
  2. Законодательные и нормативные акты.
  3. Принцип работы ТС.
  4. Правила составления документов, указанных в инструкции.
  5. Разбираться в основах юриспруденции.
  6. Знать необходимую информацию об охране труда.

Специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, требуется идеально выучить свои должностные обязанности. Их нарушение влечет увольнение, штраф, уголовную ответственность.

Детальная информация видна на видео:

  1. Работник, ответственный за безопасность дорожного движения (далее — БДД), относится к категории специалистов, принимается на должность и увольняется с нее приказом руководителя компании.
  2. На данную должность принимается лицо, имеющее высшее образование, прошедшее обучение по направлению «Техника и технология наземного транспорта» и стажем работы не менее 3 лет.
  3. Лицо, ответственное за БДД, подчиняется руководителю компании.
  4. При выполнении своей работы сотрудник опирается на:
    • законодательные акты РФ;
    • методические материалы по вопросам БДД;
    • приказы и распоряжения Минтранса РФ;
    • систему стандартов БДД;
    • ПДД;
    • правила ВТР;
    • делопроизводство в организации;
    • порядок и сроки составления отчетных документов об осуществлении мероприятий по БДД;
    • другую нормативную документацию, действующую в сфере БДД;
    • настоящий документ.

Ответственный за БДД в организации имеет такие трудовые функции:

  1. Работа над мероприятиями по предупреждению ДТП и контроль их осуществления.
  2. Консультация водителей и других сотрудников по вопросам БДД.
  3. Учет ДТП и нарушений ПДД, совершенных водителями компании, анализ причин их возникновения.
  4. Подготовка отчетов о ДТП и принятых мерах по их профилактике.
  5. Проведение инструктажей по БДД, проверок знаний по БДД.
  6. Разработка на основе материалов проверок и анализа состояния аварийности предложений по предотвращению ДТП и нарушений ПДД и ознакомление с ними руководства компании.
  7. Постоянная сверка информации о ДТП, в которых участвовал подвижной состав компании, с данными Госавтоинспекции.
  8. Подготовка или участие в подготовке проектов приказов, указаний и других документов компании по вопросам обеспечения БДД.
  9. Организация агитационно-массовой работы по БДД среди работников компании.
  10. Постоянное оповещение водительского состава, инженерно-технического состава, руководство компании о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах ДТП.
  11. Вместе с сотрудниками отдела кадров составление и представление руководству компании сведений о награждении отличившихся водителей.
  12. Участие в выяснении причин и обстоятельств возникновения ДТП, а также в установлении нарушений утвержденных норм и правил по обеспечению безопасности движения, связанных с недостатками в деятельности компании.
  13. Контроль допуска водительского состава к управлению только теми ТС, право управления которыми предоставлено согласно их водительским удостоверениям.
  14. Контроль за прохождением водительского состава предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, за соблюдением утвержденных сроков медицинского переосвидетельствования.
  15. Контроль за применением ТС, работой водителей на линии, соблюдением режима их труда.
  16. Контроль за стажированием водителей и работой водителей-наставников.
  17. Организация ежегодных курсов для водителей по 20-часовой программе.
  18. Оказание методической помощи руководству служб и подразделений компании в проведении занятий и инструктажей водительского состава по вопросам обеспечения БДД.
  19. Участие в работе аттестационной комиссии по повышению квалификации водителей и ИТР компании.
  20. Информирование органов Госавтоинспекции о ДТП с подвижным составом компании, а также о случаях возвращения транспорта с внешними повреждениями.
  21. Представление в Госавтоинспекцию документации о сумме материального ущерба от повреждения ТС и груза при ДТП с подвижным составом компании.
  22. Обеспечение исправного состояния подвижного состава и выпуска его на линию согласно графику, а также возврата с линии.
  23. Установление причин неисправностей, из-за которых происходит простой автомобилей, и принятие мер по их ликвидации.
  24. Составление графиков обслуживания и ремонта подвижного состава и контроль за качеством и своевременностью осуществления ремонта.
  25. Обеспечение соблюдения утвержденных норм расхода ГСМ запасных частей к оборудованию.

Работник на данной должности имеет следующие права:

  1. На все социальные гарантии, которые отмечены в трудовом законодательстве РФ.
  2. На повышение своей квалификации.
  3. На требование от начальства и других работников всей нужной информации и документации для выполнения своей работы.
  4. На ознакомление с проектами решений руководства компании, относящимися к сфере его деятельности.
  5. На отстранение в установленном законами порядке от работы водителей и других сотрудников ведомственного транспорта, состояние или действия которых являются угрозой безопасности движения, и требовать от соответствующих руководителей принятия к ним необходимых мер.
  6. На запрет выпуска на линию подвижного состава компании или возврат его с линии при выявлении поломок и технических неисправностей, представляющих угрозу безопасности движения.
  7. На представление к поощрению водителей за достигнутые успехи в работе по обеспечению БДД транспорта.
  8. На предложения о привлечении к ответственности работников, которые не обеспечивают выполнение требований нормативных документов по вопросам БДД.

Сотрудник, ответственный за обеспечение БДД в компании, несет ответственность:

  1. За некачественное исполнение или неисполнение своих трудовых задач, указанных в настоящем документе, — в рамках положений актуального законодательства о труде в РФ.
  2. За правонарушения, которые были совершены в ходе работы, — в рамках, обозначенных актуальным административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
  3. За причинение материального вреда — в границах положений актуального трудового и гражданского законодательства РФ.

Документ распечатывают на белой бумаге формата А4. В готовом виде он должен содержать такую информацию:

  1. Название компании и ее реквизиты.
  2. Гриф «Утверждаю» для главы компании. Он должен будет поставить в специально отведенных для этого графах дату утверждения и свою подпись.
  3. Название документа по центру.
  4. Текст документа с пронумерованными положениями. Он должен быть разбит на указанные выше разделы.
  5. Подписи руководителя работника, самого работника и сотрудников, составлявших и утвердивших документ: юриста, специалиста отдела кадров.

Важно! Документ создают в двух экземплярах. Один — для работника, второй — для отдела кадров. Работник подписывает каждый экземпляр. Хранить документ ответственный за БДД может на своем рабочем месте. Так будет легче при необходимости обратиться к тексту документа.

Ответственного за БДД назначают в каждой организации, которая эксплуатирует транспортные средства (п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Для этого издают приказ.

Если организация транспортная, для профилактики дорожно-транспортных происшествий, взаимодействия с ГИБДД и управлением государственного автодорожного надзора (далее — УГАДН) по вопросам безопасности дорожного движения в организациях создают службу БДД при транспортном цехе. Для организаций, которые занимаются транспортными перевозками, УГАДН является контролирующим органом. Он имеет право привлечь к административной ответственности работодателей, если они не выполняют требования федерального законодательства.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.10.2020 № 1742 с 1 января 2021 года отменяются ряд нормативных правовых актов устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора).

Произошло множество изменений в сфере БДД.

Ниже приведен список изменений в нормативные акты, которые вступили в силу с начала 2021 года.

  • 1. Порядок аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью.
  • 2. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.
  • 3. Порядок оснащения транспортных средств тахографами.
  • 4. Требований к тахографам, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов.
  • 5. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей.
  • 6. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
  • 7. Правил организованной перевозки группы детей автобусами.
  • 8. Правила лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
  • 9. Правила учета дорожно-транспортных происшествий.
  • 10. Правил перевозок грузов автомобильным транспортом.

Как видно из вышеперечисленного, изменения затронули очень много аспектов в деятельности «Контролеров» и «Специалистов по БДД».

Изменились правила заполнения путевых листов, порядок оснащения транспортные средства тахографами, правила перевозки детей автобусами, правила перевозок грузов автомобильным транспортом и многое другое.


Дополнительно вы получаете: доступ к тренажеру тестов для сдачи аттестации в РОСАВТОДОРЕ, комплект шаблонов документов, методические пособия, доставку заказным письмом АО Почтой России.

Кого можно назначить ответственным за БДД на предприятии?

Доставка оригиналов документов (договор, счет, акт выполненных услуг, квалификационный документ, протокол):

  • Посредством АО «Почта России» заказным письмом (бандеролью). С последующим предоставлением трек-номера Заказчику в целях отслеживания местоположения отправленной корреспонденции на электронный адрес Заказчика. Доставка оригиналов документов осуществляется за счет средств Исполнителя образовательных услуг (НОУ «СТО»). Срок доставки от 3 до 10 дней
  • Доставка курьерской службой по выбору и инициативе Заказчика. Доставка оригиналов документов осуществляется за счет средств Заказчика. Срок доставки от 2 до 5 дней.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2018, N 45, ст. 6841) и подпунктом 5.2.10(3) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Министр
Е.И. ДИТРИХ

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 31 июля 2020 г. N 282

Считается, что такой сотрудник нужен только на предприятиях, оказывающих услуги по транспортировке грузов и людей, с большим собственным автопарком. Но это не так. Поскольку автомобили используют в той или иной степени практически все компании, и безаварийная езда нужна всем, лучше иметь в штате соответствующего специалиста.

По закону «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, назначение такого сотрудника необходимо в любой организации, которая имеет свой автопарк либо арендует легковые машины, грузовики, автобусы и др.

Ответственный за безопасность дорожного движения на предприятии может не назначаться, если:

  • отсутствуют собственные или арендованные автомобили, а предприятие пользуется услугами специализированных перевозчиков;
  • свой автотранспорт есть, но компания сдает его в аренду. В этом случае за дорожную безопасность отвечают арендаторы.

Обеспечением безопасности дорожного движения (БДД) занимаются с целью снизить возможные риски возникновения различных инцидентов с участием транспорта.

Обычно одного специалиста хватает, если среди персонала насчитывается не более 50 водителей. Если их число выше, стоит создать отдельную службу, которая займётся обеспечением безопасности передвижения.

Должностная инструкция ответственного за БДД

Чтобы принять решение о том, кто отвечает за БДД в организации и стоит ли для этого привлекать персонал со стороны или можно обойтись своими силами, необходимо исходить из количества работников, обслуживающих автопарк. Если их больше 50, лучше создать отдельную ставку. Когда водителей 50 и менее, обязанности ответственного за безопасность дорожного движения можно возложить дополнительно на кого-то из сотрудников, а если желающих не найдется, привлечь специалиста по совместительству.

На предприятиях с большим автопарком, специализирующихся на перевозках, зачастую создаются целые службы по обеспечению безопасности на дороге. При этом важно учитывать, что все назначенные сотрудники обязаны соответствовать квалификационным требованиям, обозначенным в Приказе № 287, а аттестовать нужно только начальствующее лицо.

Внимание! Специалисту по БДД для работы достаточно ориентироваться на должностную инструкцию (ДИ). Но все остальные лица, занимающиеся безопасностью движения, действуют согласно другим локальным актам.

Среди перечня необходимых документов, регламентирующих деятельность ответственных за БДД лиц, выделяют:

  • ДИ контролера техсостояния автотранспорта;
  • личную карточку водителя;
  • ДИ диспетчера;
  • путевые листы;
  • журнал регистрации проверок (пред- и/или послерейсовых);
  • инструкцию по мерам безопасности при вождении т/с;
  • ДИ водителя (для каждого типа транспорта составляется отдельная инструкция).

Лицо по обеспечению безопасности дорожного движения должно быть обучено и аттестовано, если в уставе вашей . Если же такого вида деятельности не обозначено, то у вас такой обязанности нет. Также если в уставе нет такого пункта, а по факту вы осуществляете перевозки на сторону, то в устав вам необходимо внести соответствующее дополнение и назначить ответственного. Данное лицо должно быть компетентным в вопросах безопасности дорожного движения на предприятии. Этот сотрудник должен иметь соответствующее образование или опыт, записанный в трудовую книжку. Для тех, у кого нет подобного опыта или образования, назначают обучение, на основании которого человеку можно поручить данные обязанности. Иначе существует риск, что в случае возникновения внештатной ситуации (ДТП), сотрудник может обратиться в суд, и он признает назначение данного лица на должность незаконным. Аттестовывать сотрудника в этом случае необязательно.

Для эффективной работы компании, необходимо распределить ответственность по БДД на трёх сотрудников:

  • ответственный по БДД;
  • специалист по контролю за техническим состоянием транспорта;
  • ответственный за ведение путевой документации.

Назначение должно осуществляться с занесением в должностную инструкцию конкретных обязанностей, каждому из них. т. к. если назначить приказом, а обязанности не прописать в инструкции, то такой сотрудник не будет отвечать за порученный ему сектор. Если ваша компания имеет в своей структуре филиалы, то в каждом из филиалов должно быть по три ответственных. А специалисты головного филиала, должны контролировать работу остальных. Это необязательно три разных сотрудника, все обязанности может выполнять и один человек (всё зависит от величины организации и от количества подвижного состава в наличии). И помимо обязанностей по контролю БДД, он может выполнять и другие (механик, диспетчер и др.). У данного специалиста должен быть диплом о высшем образовании в направлениях «Наземный транспорт» или опыт работы на подобной должности, занесённый в трудовую книжку.

Инженер по пожарной безопасности: специалист

Документом о назначении ответственного является должностная инструкция. Она содержит несколько страниц и пунктов. Перед пунктом 1 вписывается полное наименование работодателя, дата, когда была утверждена должностная инструкция специалиста по транспортной безопасности и лицо, утвердившее инструкцию.

  • 1 пункт включает основания и требования для назначения специалиста. 2 пункт – это перечисление перечня обязанностей. Их количество может достигать несколько десятков, чем больше организация и чем сложнее устроены перевозки, тем больше будет обязанностей у ответственного лица.
  • 3 пункт – это права специалиста. Как правило, они заключаются в законности действий по контролю за подчиненными сотрудниками, службами и действующей документацией. Например, проверка пропусков водителей, анализ действий специальных противоаварийных служб.
  • 4 пункт – ответственность специалиста по БДД, меры наказаний, штрафов и ситуации для отстранения от должности специалиста.
  • И последний, 5 пункт – это условия работы. В подпунктах ответственное лицо может сослаться на условия работы, указанные в трудовом договоре. При необходимости постоянных командировок и наличии особого распорядка в организации, об этом стоит указать в документе.

В самом конце документа ставится подпись, подтверждающая ознакомление и согласие со всем вышесказанным, проставляется дата подписи документа.

На таких предприятиях (или ИП), где на балансе есть хотя бы один автомобиль, должна быть организована служба (или отдел) по безопасности дорожного движения (БДД). Если в организации используется транспорт для перевозки работников или грузов (даже для собственных нужд), закон обязывает назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. (п.2 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995г № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с изменениями 8.12.2020г.).

Требования к образованию специалистов, ответственных за БДД, изменились

Считается, что такой сотрудник нужен только на предприятиях, оказывающих услуги по транспортировке грузов и людей, с большим собственным автопарком. Но это не так. Поскольку автомобили используют в той или иной степени практически все компании, и безаварийная езда нужна всем, лучше иметь в штате соответствующего специалиста.

По закону «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, назначение такого сотрудника необходимо в любой организации, которая имеет свой автопарк либо арендует легковые машины, грузовики, автобусы и др.

Ответственный за безопасность дорожного движения на предприятии может не назначаться, если:

  • отсутствуют собственные или арендованные автомобили, а предприятие пользуется услугами специализированных перевозчиков;
  • свой автотранспорт есть, но компания сдает его в аренду. В этом случае за дорожную безопасность отвечают арендаторы.

Чтобы принять решение о том, кто отвечает за БДД в организации и стоит ли для этого привлекать персонал со стороны или можно обойтись своими силами, необходимо исходить из количества работников, обслуживающих автопарк. Если их больше 50, лучше создать отдельную ставку. Когда водителей 50 и менее, обязанности ответственного за безопасность дорожного движения можно возложить дополнительно на кого-то из сотрудников, а если желающих не найдется, привлечь специалиста по совместительству.

На предприятиях с большим автопарком, специализирующихся на перевозках, зачастую создаются целые службы по обеспечению безопасности на дороге. При этом важно учитывать, что все назначенные сотрудники обязаны соответствовать квалификационным требованиям, обозначенным в Приказе № 287, а аттестовать нужно только начальствующее лицо.

Техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать его безопасность (п. п. 1, 2 ст. 16. ФЗ-196). В каждой организации (учреждении), использующей автобусы или грузовые автомобили при перевозках (как коммерческих, так и для собственных нужд), обязательно назначается ответственный за безопасность дорожного движения (ОБДД), это необходимо в соответствии с Правилами обеспечения безопасности перевозок автотранспортом (Приложение 1 к приказу Минтранса №7 от 15.01.2014 (ред. от 01.03.2018)). К должностному лицу предъявляются следующие требования (приказ Минтранса №287 от 28.09.2015):

  • высшее образование по направлению подготовки укрупненной группы 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» или диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение БДД;
  • аттестация на право заниматься такой деятельностью.

ВАЖНО!

Аттестация не распространяется на организации, которые занимаются перевозками грузов и пассажиров для собственных нужд (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.10.2018 №Ф09 6396/18 по делу №А76-40269/2017; п. 3 постановления Пленума Верховного Суда №26 от 26.06.2018). Ответственный за БДД аттестуется в установленном порядке (п. 2 ст. 20 ФЗ-196). Цель — проверка его знаний и умений на соответствие Профессиональным и квалификационным требованиям (приказ Минтранса №287 от 28.09.2015, п. 3 Порядка аттестации, утв. приказом Минтранса №106 от 20.03.2017). Кадровая служба готовит приказ о назначении ответственного за БДД совместно с инженером по БДД или руководителем (в зависимости от специфики каждого учреждения).

Первоочередной задачей аттестованного лица в организации является разработка и внедрение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Необходимые шаги оформляются в виде годового плана, в котором прописаны все действия руководителя, специалистов и смежных лиц.

В план могут быть включены следующие направления:

  • работа с персоналом: проведение периодических, предрейсовых и послерейсовых медосмотров с целью недопущения к управлению автомобилями лиц, имеющих ограничения медицинского характера; инструктажи, повышение квалификации, разбор ДТП с целью повышения профессионального мастерства водителей;
  • работа с транспортом: планирование периодических технических обслуживаний, контроль технического состояния транспортных средств с целью недопущения выпуска неисправных автомобилей на линию;
  • работа с документацией: мониторинг изменений законодательства, обновление ЛНА.

Инструкция специалиста по безопасности дорожного движения предполагает, что он назначается на должность и освобождается от должности приказом директора автотранспортного предприятия. Квалификационные требования — высшее техническое образование (степень бакалавра или специалиста). Его опыт работы должен соответствовать высокому уровню ответственности и позволять в полной мере соблюдать требования к специальности.

Инструкция: как назначить ответственного за безопасность дорожного движения

Должностные обязанности инженера по безопасности дорожного движения включают в себя:

  • контроль за соблюдением работниками ПДД и правил технической эксплуатации автомобилей;
  • анализ причин дорожно-транспортных происшествий и нарушений ПДД и разработка мер по их устранению, выезд на места совершения ДТП для расследования причин;
  • участие в разработке мер, нацеленных на обеспечение безопасности движения;
  • контроль технического состояния выпускаемого на линию подвижного состава;
  • обеспечение надлежащих условий труда для водителей;
  • разбор дорожно-транспортных происшествий и допущенных водителями нарушений ПДД;
  • проверка качества работы контрольных пунктов при выпуске автомобилей на линию и их возврате.

Кроме того, должностные обязанности специалиста по БДД предусматривают проведение им учета по безопасности движения и аттестации водителей.

Обязанности инженера по БДД в автотранспортном предприятии определяют его право участвовать в принятии всех решений, касающихся его сферы деятельности, но и это не все.

Этот специалист имеет право требовать и получать необходимые для его работы документы и сведения, обращаться к руководству организации с ходатайством о поощрении отличившихся или о наказании виновных в нарушении правил дорожного движения лиц, участвовать в разработке программ по проведению инструктажей водителей подвижного состава предприятия и т. д.

Часть 2 упомянутой статьи гласит: если компания применяет в работе транспортное средство, она обязана иметь в штате сотрудника, который возьмет на себя обязанности ответственного по БДД. Это может быть:

  • специалист в этой сфере;
  • инженер по БДД;
  • сотрудник, занимающий другую должность, но взявший на себя эти функции по совместительству.

Как следует из выше обозначенного нормативно-правового акта, это должен быть специалист с высшим образованием. Если он прошел обучение по направлению «Техника и технология наземного транспорта», то достаточно пройти аттестацию и подтвердить свою профпригодность.

Если же образование у сотрудника по другой специальности, сначала ему придется пройти профпереподготовку в объеме не менее 250 часов. Только после этого можно переходить к аттестации. Требований относительно продолжительности работы в Приказе нет.

Кто несет ответственность за безопасность дорожного движения на предприятии

В связи с бурным ростом количества транспортных средств, увеличением протяженности дорог, увеличением перевозок грузов и пассажиров увеличивается интенсивность дорожного движения, что ведет к росту количества ДТП, в этой связи обеспечение БДД — приоритетная задача как государства, так и отдельно взятого предприятия.

Для организации работы по предупреждению ДТП на предприятии должна быть организована служба (отдел) безопасности дорожного движения. Численность отдела БДД рассчитывается по числу водителей. При численности водителей менее 50 чел. допускается работу по обеспечению БДД возложить на работника, совмещающего эту работу с другими обязанностями, при численности водителей 51–200 чел. численность службы БД должна составлять 1 чел., при численности водителей 201–500 чел. должно быть 2 человека, при численности водителей свыше 500 чел. – должно быть 3 человека, а при численности водителей свыше 750 чел. – на каждые 250 чел. водителей должна вводиться дополнительная штатная единица.

[1]

Рассмотрим Положение о службе безопасности движения. Положение готово к применению, вам останется только скопировать его. Можно внести свои дополнения, распечатать, утвердить руководством, а после ознакомления сотрудников можно запускать в действие.

1. Общие положения.

1.1. Служба безопасности движения — это структурное подразделение предприятия.

1.2. Создание, ликвидация или реорганизация осуществляется приказом директора.

1.3. Структуру, штат утверждает директор, исходя из объема и условий его работы.

1.4. Обязанности, права, ответственность, оплата труда работников службы БД устанавливаются должностными инструкциями, условиями трудовых договоров, штатным расписанием, другими локальными, нормативными актами.

Наверное, чаще всего от клиентов мы слышим такой вопрос: «А если у нас вот совсем маленькая организация, 5-7-15 единиц техники, и перевозки не являются нашим видом деятельности, а просто для работы используется техника, то вот этот ответственный БДД — его обязательно назначать, да? И кто еще нужен, кроме него, какие еще нужны «корочки»? А то везде звоним и везде разное говорят».

Если коротко – обученный и аттестованный в УГАДН специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения в организации (или специалист БДД) нужен всем без исключения перевозчикам, а также всем без исключения организациям и ИП – владельцам грузового транспорта и автобусов (согласно последней, от 30.10.2018, редакции Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», которая вступает в силу 30 декабря 2018 года).

1. Первое и главное для всех организаций, имеющими в собственности автотранспорт – назначить специалиста, ответственного за обеспечение БДД в организации. Именно он, согласно своей должностной инструкции, должен разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению ДТП, анализировать причины их возникновения, проводить инструктажи с водителями и другими сотрудниками отдела. Это ключевой специалист, так как он контролирует работу водителей, диспетчера и контролера.

Контролером может быть сотрудник с дипломом не ниже среднего профессионального по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (23.02.03). При наличии такого диплома опыт работы, согласно Приказу Минтранса 287, не является обязательным.

Если у потенциального контролера диплом об образовании (не ниже среднего профессионального) по любой другой специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 (Техника и технологии наземного транспорта), кроме специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», то для назначения на должность контролера ему необходим стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не меньше одного года.

Или же контролером может быть любой сотрудник организации, у которого есть образование не ниже среднего профессионального – в таком случае ему необходимо получить диплом о профессиональной переподготовке по специальности «Контролер технического состояния автотранспортных средств». В этом случае опыт опять же необязателен.

Приказ Минтранса РФ от 31.07.2020 N 282

  • Тема 1. Нормативные акты и организация работы по обеспечению БДД, в том числе в части режима труда и отдыха водителей, буксировки транспортных средств
  • Тема 2. Обеспечение безопасности перевозок пассажиров, включая детей (в т.ч. легковыми такси)
  • Тема 3. Обеспечение безопасности регулярных перевозок пассажиров и перевозок пассажиров по заказам
  • Тема 4. Обеспечение безопасности перевозок организованных групп детей автобусами
  • Тема 5. Обеспечение безопасности при перевозке грузов, в том числе по размещению и креплению грузов на транспортных средствах
  • Тема 6. Перевозка по территории Российской Федерации отдельных видов грузов, имеющих свою специфику при обеспечении безопасности — крупногабаритные грузы, тяжеловесные грузы, скоропортящиеся грузы
  • Тема 7. Обеспечение безопасности перевозки опасных грузов по территории Российской Федерации
  • Тема 8. Основы трудового законодательства
  • Тема 9. Правила и нормы охраны труда на автомобильном транспорте
  • Тема 10. Назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок
  • Тема 11. Правила технической эксплуатации транспортных средств, в том числе допуск транспортных средств к эксплуатации
  • Тема 12. Обеспечение профессиональной пригодности и надежности водителей (допуск к управлению транспортными средствами, медицинский осмотр, стажировка, инструктаж)
  • Тема 13. Государственная система управления безопасностью дорожного движения, федеральный государственный надзор в сфере безопасности дорожного движения и транспорта
  • Тема 14. Ответственность за административные правонарушения на транспорте, в области дорожного движения и при эксплуатации транспортных средств

Пишите нам, сообщайте, спрашивайте. Для более оперативной связи звоните по телефону +7(904)4807943.

В регионах нашей необъятной Родины ответы на некоторые из представленных вопросов отличаются от других. Мы разместим на сайте предоставленную Вами информацию о таких вопросах.

Отправляя сообщение Вы выражаете свое согласие на необходимое использование Ваших персональных данных, в том числе в информационных системах, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

1. Общие положения

  • Лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств назначается приказом руководителя организации.
  • Лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, руководствуется положениями, инструкциями, приказами руководства организации, законодательными актами РФ, приказами и распоряжениями Министерства транспорта РФ и другими нормативными актами, действующими в сфере транспорта и безопасности дорожного движения, а также настоящей должностной инструкцией.
  • Лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, отвечает за выпуск на линию исправных транспортных средств и их безаварийную эксплуатацию, определение неисправностей при приеме с линии и по окончании работы.
  • Лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, контролирует правильную эксплуатацию транспортных средств, осуществляет контроль за техническим состоянием транспортных средств на линии, выявляет причины неисправностей и принимает меры к их устранению.
  • Организовывает передачу транспортных средств в ремонт и прием их из ремонта в эксплуатацию после контроля выполненных работ.
  • Осуществляет контроль за качеством и своевременностью выполнения работ по техническому обслуживанию транспортных средств согласно графиков технического обслуживания.
  • Оформляет документацию на ремонт транспортных средств с повреждениями возникшими в результате ДТП.
  • После окончания работы контролирует постановку транспортных средств на охраняемую стоянку.
  • Принимает непосредственное участие в проведении технического осмотра транспортных средств.
  • Вносит предложения о наложении дисциплинарных взысканий на водителей.
  • Организовывает проведение ежедневного предрейсового и послерейсового технического осмотра транспортных средств.
  • Осуществляет контроль за исправностью спидометров и одометров и за сохранностью пломб. Ежемесячно осуществляет контрольную проверку показаний одометров.
  • Перед выездом на линию проверяет у водителей документы на право управления транспортным средством и путевую документацию.
  • Не выпускать на линию транспортные средства имеющие технические неисправности.
  • Не принимать после технического обслуживания или ремонта транспортные средства с невыполненным объемом работ.
  • Запрещать выпуск на линию транспортных средств незарегистрированных в установленном порядке или не прошедших периодический технический осмотр.
  • Проведения планового технического обслуживания транспортных средств, согласно рекомендациям завода-изготовителя или в соответствии с требованиями норм безопасности.

Всегда ли нужен специалист, ответственный за безопасность дорожного движения

Считается, что такой сотрудник нужен только на предприятиях, оказывающих услуги по транспортировке грузов и людей, с большим собственным автопарком. Но это не так. Поскольку автомобили используют в той или иной степени практически все компании, и безаварийная езда нужна всем, лучше иметь в штате соответствующего специалиста.

По закону «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, назначение такого сотрудника необходимо в любой организации, которая имеет свой автопарк либо арендует легковые машины, грузовики, автобусы и др.

Ответственный за безопасность дорожного движения на предприятии может не назначаться, если:

  • отсутствуют собственные или арендованные автомобили, а предприятие пользуется услугами специализированных перевозчиков;
  • свой автотранспорт есть, но компания сдает его в аренду. В этом случае за дорожную безопасность отвечают арендаторы.

Лицо, ответственное за БДД на предприятии, назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя организации. Трудовой договор заключается с сотрудником, назначаемым на данную должность, во всех случаях, кроме тех, когда обязанности возлагаются в порядке совмещения должностей. При совмещении оформляется дополнительное соглашение к существующему трудовому договору работника.

Первоочередной задачей аттестованного лица в организации является разработка и внедрение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Необходимые шаги оформляются в виде годового плана, в котором прописаны все действия руководителя, специалистов и смежных лиц.

В план могут быть включены следующие направления:

  • работа с персоналом: проведение периодических, предрейсовых и послерейсовых медосмотров с целью недопущения к управлению автомобилями лиц, имеющих ограничения медицинского характера; инструктажи, повышение квалификации, разбор ДТП с целью повышения профессионального мастерства водителей;
  • работа с транспортом: планирование периодических технических обслуживаний, контроль технического состояния транспортных средств с целью недопущения выпуска неисправных автомобилей на линию;
  • работа с документацией: мониторинг изменений законодательства, обновление ЛНА.

Сотрудника, в обязанности которого входит обеспечение дорожной безопасности, за неудовлетворительное их исполнение допустимо наказывать только в рамках трудового законодательства. Это может быть дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора, а в исключительных случаях — увольнение по соответствующему основанию.

Если же специалист по БДД отсутствует или не соответствует требованиям, за дорожную безопасность в организации отвечает ее руководитель. Он является должностным лицом, которого контролирующие органы могут наказать в рамках ст. 12.31.1 КоАП.

Перечень обязанностей, пределы ответственности, а также необходимый объем знаний, умений и профессионального опыта прописывают в должностной инструкции ответственного за БДД. При составлении должностной инструкции можно руководствоваться проверочным чек-листом соблюдения требований в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Чек-лист опубликован на официальном сайте Ространснадзора.

Ключевые обязанности ответственного за БДД:

1. Подписывает заключение по допуску работника к самостоятельной работе. Безопасность работников транспортного отдела — основная задача ответственного за БДД.

Это лицо наделяется полномочиями и несёт ответственность как специалист по безопасности дорожного движения. Для этого должен быть издан приказ по предприятию с внесением в должностную инструкцию соответствующих обязанностей. Далее, необходимо ознакомить работника с приказом и обязанностями под роспись, и только после этого он становится полноценным руководителем.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *