Закон о социальных сетях в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о социальных сетях в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Уголовный кодекс дополнен положениями об ужесточении уголовной ответственности за клевету.

Статья 128.1 Уголовного кодекса РФ изложена в новой редакции. Теперь:

  • прямо предусматривается уголовная ответственность за клевету в сети «Интернет»;
  • клевета может быть направлена не только против конкретного лица, но и нескольких лиц, как указал законодатель «индивидуально не определенных»;
  • клевета в сети «Интернет», СМИ, публичном выступлении, сопряженная с использованием должностного положения, указанием на наличие у потерпевшего опасного для окружающих заболевания или его обвинением в совершении преступления против половой неприкосновенности, тяжкого или особо тяжкого преступления теперь грозит лишением свободы на срок до пяти лет.

Что меняется в законодательстве о социальных сетях

Уголовное преследование за клевету в интернете теперь проводится в публичном, а не частном, как это было ранее, порядке. Правом на подачу заявления о преступлении фактически обладает любое лицо, которое оценивает публикацию как клеветническую и посчитает себя заинтересованным.

Если предыдущая редакция статьи предполагала, что потерпевший самостоятельно подает заявление в мировой суд, где оно рассматривается в порядке, близком к гражданскому процессу, то по новому закону преследование будет осуществляться правоохранительными органами, а не заявителем.

В том числе поэтому стоит ожидать увеличения количества заявлений и дел о клевете, хотя ранее количество осужденных за клевету было не так уж и велико — 33 человека за первое полугодие 2020 годаСводные статистические сведения о состоянии судимости в России за первое полугодие 2020 года Судебного департамента при Верховном суде РФ № 10-а «Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации» Разд. 3 Гл. 17.

Теперь законодателем определено, что сеть «Интернет» сама по себе является площадкой для распространения заведомо ложных сведений. Но в ходе дознания может возникнуть проблема в доказывании субъекта преступления — лица, распространившего сведения.

Значительное число сайтов в сети «Интернет» принадлежат юридическим лицам, а установить автора публикации возможно не во всех случаях. В России уголовная ответственность юридических лиц не предусмотрена.

В связи с чем, в случае распространение заведомо ложной информации на корпоративном сайте, риск уголовного преследование за данное деяние может возникать для руководства компании.

При этом маловероятно, что закон сам по себе скажется на деятельности анонимных сайтов.

1 февраля 2021 года, спустя три года после своего инициирования, вступает в силу закон о регулировании деятельности социальных сетей.

  • Закон устанавливает обязанности для всех владельцев социальных сетей, ориентированных на российскую аудиторию. Критерии таких соцсетей: возможность публикации материалов пользователями на языках народов России, возможность публикации рекламы для российских потребителей и посещаемость ресурса не менее 500 тыс. пользователей из России в сутки.
  • Для учета социальных сетей Роскомнадзором будет создан реестр социальных сетей. Включение сведений в него будет осуществляться по инициативе Роскомнадзора на основе данных, представленных владельцами соцсетей.
  • Владельцы социальных сетей обязаны самостоятельно проводить мониторинг в отношении 12 видов информации, относимой законодателем к запрещенной, рассматривать касающиеся ее обращения пользователей, самостоятельно блокировать ее или обращаться в Роскомнадзор при наличии сомнений в ее противоправности.
  • Правила пользования социальной сетью должны быть опубликованы и доведены до российской аудитории, а также не противоречить отечественному законодательству.

Закон весьма компромиссный, но может привести к двояким результатам для пользователей и бизнеса, в частности.

С одной стороны, социальные сети обязаны самостоятельно вести мониторинг запрещенной информации, хотя такой мониторинг не вел и сам Роскомнадзор (принятие решений об ограничении доступа, как правило, осуществляется на основании поступающих обращений).

С другой, не вводится ответственности за отказ ее блокировать, реагировать необходимо на обращения пользователей, а само принятие решений может быть оставлено Роскомнадзору.

Последнее может привести к тому, что «Закон о социальных сетях» постигнет судьба «Закона о праве на забвение»Статья 10.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: в отсутствие решения компетентного органа социальные сети могут отказывать пользователям в удалении информации или оставлять эти решения регулятору.

Это наиболее вероятный исход, с учетом того, что критерии признания некоторых видов информации не всегда очевидны. Например, в законе предусмотрена обязанность мониторинга сведений о новых потенциально опасных веществах — их перечень не публикуется, постоянно обновляется и известен лишь экспертам МВД России.

Опасность в том, что, обращаясь в Роскомнадзор, социальная сеть обязана временно заблокировать спорную информацию до принятия решения. В этом случае не исключается ситуация, когда на основании обращения пользователя будет заморожена целая рекламная кампания. Ответственность же за злоупотребление не предусмотрена.

Закон связывает возникновение статуса социальной сети с количеством ее российских пользователей — их должно быть не менее 500 тыс.

Такой же критерий раньше использовался при регулировании деятельности блогеров, новостных агрегаторов и аудиовизуальных сервисов — это значит, что сам закон фактически заработает тогда, когда Роскомнадзор примет все нормативные акты, необходимые для определения посещаемости.

Ранее схожие по своему характеру санкции устанавливались лишь в отношении интернет-провайдеров, контроль за которыми осуществляется в автоматизированном режиме. По данным Роскомнадзора в 2019 году в отношении операторов связи было возбуждено 468 дел об административных правонарушениях, 327 из которых завершились в пользу государстваПубличный доклад Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций за 2019 г., с. 55.

Их деятельность лицензируема, и регулятор мог однозначно установить нарушителя. С новым составом правонарушения не все так очевидно: привлекаемое к ответственности лицо не всегда может иметь хоть какое-то отношение к контенту.

В качестве «иных лиц, обеспечивающих размещение в сети “Интернет” информационного ресурса» Роскомнадзор часто определяет владельцев сетевых адресов (IP), используя при этом общедоступные сервисы типа WHOIS (с августа 2019 года — LookUp). Именно им Роскомнадзор зачастую направляет свои требования.

Но чаще всего владельцами сетевых адресов являются компании по защите от Ddos-атак или информационной безопасности. Если блокировка самого виновного ресурса сказывается на их деятельности незначительно, то угроза административного штрафа создает существенные риски, которые могут сказаться на стоимости конечных услуг.

В свою очередь, установление штрафов вряд ли скажется на деятельности анонимных ресурсов, а именно такие сайты наряду с социальными сетями становятся основным источником тиражирования незаконного контента.

С 1 февраля 2021 года вступают в силу изменения, внесенные в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В чем их суть? Нововведения касаются обязанности соцсетей отслеживать и блокировать информацию:

  • о способах, методах разработки, изготовления, использования наркотических и психотропных веществ;
  • о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
  • о дистанционной розничной продаже алкоголя;
  • о проведении азартных игр;
  • направленную на склонение или иное вовлечение детей в совершение противоправных действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровья;
  • выражающую в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам;
  • о пропаганде порнографии, культа насилия и жестокости;
  • содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;
  • порочащую людей по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка;
  • содержащую нецензурную брань.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *