Нужен ли путевой лист установленной формы 2021 г на служебный автомобиль

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужен ли путевой лист установленной формы 2021 г на служебный автомобиль». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов. Мы собрали информацию в таблицу.

Время оформления Срок действия
Один или несколько рейсов в течение смены в пределах одного дня До начала первого рейса На один день
Рейс превышает продолжительность смены До начала рейса На срок, соответствующий длительности рейса
или
На срок, соответствующий количеству календарных дней, к которым относится смена (рабочий день), приходящаяся более чем на один календарный день

Если во время действия путевого листа транспортным средством посменно пользуется несколько водителей, то можно оформить несколько путевых листов для каждого водителя на один автомобиль.

Кому не нужен путевой лист 2021

Теперь в сведениях о транспортном средстве надо указывать марку транспортного средства и прицепа (при наличии). Раньше указывали только тип и модель.

Тут же будем указывать показания одометра при выезде с парковки и заезде на неё после окончания смены. Показания, как и раньше, включают полные километры пробега. Но в старой редакции заносить данные одометра при заезде на парковку не требовалось.

В новых правилах указали, что за контроль технического состояния отвечает должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспорта. Сейчас указано, что это делает контроллёр технического состояния. Если всё в порядке, нужно проставить отметку «Выпуск на линию разрешён».

Также в правилах прописали, какую отметку ставить в путевом листе после медосмотра водителя:

  • по результатам предрейсового осмотра — «прошёл предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
  • по результатам послерейсового осмотра — «прошёл послерейсовый медицинский осмотр».

Теперь журнал можно вести на бумаге или в электронной форме на выбор. Если будете вести электронно, заверяйте внесённые в него сведения усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). А также обязательно предусмотрите возможность печати журнала на бумаге.

Если ведёте бумажный журнал, учитывайте, что все его страницы должны быть пронумерованы и прошнурованы.

Заполняем путевые листы в 2021 году: инструкция и образцы для бухгалтера

Раньше указывали только тип и модель авто, теперь же включили дополнительную информацию. Это:

  • марка транспорта и прицепа, если такой имеется,
  • показания одометра при выезде ТС с парковки и заезде на нее после того, как закончилась смена.

Внимание к отметке о медосмотре и техконтроле

Новые правила гласят: состояние транспортного средства контролирует должностное лицо, ответственное за техобслуживание и эксплуатацию.

Если никаких неполадок при проверке машины техник не нашел, ставит отметку «Выпуск на линию разрешен».

Отметки после медосмотра водителя будут такие:

  • для осмотра перед рейсом — «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
  • после рейса — «прошел послерейсовый медицинский осмотр».

Обязательные реквизиты путевого листа в 2021 г. можно условно поделить на две категории. Подробности — в таблице.

Две категории обязательных реквизитов путевого листа

Сведения для допуска ТС к эксплуатации

Сведения для принятия документа к учету

  • наименование и номер ТС
  • срок действия путевого листа
  • вид перевозки и сообщения
  • собственник ТС
  • сведения о самом ТС
  • информация о водителе
  • наименование документа
  • дата составления путевого листа
  • наименование организации
  • информация о хозоперации
  • натуральные и денежные измерители операции
  • ФИО ответственных лиц
  • подписи ответственных

Допреквизиты зависят от специфики деятельности организации. Такими реквизитами могут выступать:

  • нормы расхода топлива;
  • маршрут движения транспортного средства;
  • экономия (перерасход) топлива.

Организация может разработать бланк «путевки» сама, учитывая требования к первичной документации. Или доработать под себя унифицированные формы из Постановления Госкомстата России от 28.11.1997 № 78.

Бланк, который фирма будет применять, закрепляют в учетной политике организации.

Власти указали, как регистрировать путевые листы электронно

С 2021 г. журнал регистрации путевых листов можно вести в электронном формате, но нужна ЭЦП. То есть все внесенные в журнал сведения надо заверять усиленной квалифицированной электронной подписью.

Нормы расхода топлива — в Распоряжении Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Все минтрансовские лимиты — рекомендованные, это следует из самого названия НПА, но придерживаться их стоит, чтобы в будущем можно было доказать, что траты экономически оправданы.

На основании норм Минтранса утвердите свои нормы расхода топлива и смазочных материалов для каждой модели (марки, модификации) эксплуатируемых автотранспортных средств.

Приказом от 11.09.2020 № 368 (далее – приказ № 368) Минтранс России утвердил новые правила заполнения путевых листов. Они вступят в силу с 1 января 2021 года и будут применяться до 1 января 2027 года. Действующие сейчас правила, утв. приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (далее – приказ № 152), утратят силу с 1 января 2021 года. Разберемся, какие требования будут предъявляться к путевым листам с нового года.

Поездки директора на служебном авто: нужен ли путевой лист?

Порядок и условия предоставления работникам в пользование служебного авто должны быть прописаны:

•или в локальном нормативном акте компании, например в положении об использовании служебного транспорта;

•или в трудовом договоре (дополнительном соглашении) с сотрудником.

В 2021 году компании или ИП обязательно оформлять путевой лист на каждую легковую машину по новым правилам.

Документ для легкового автомобиля составляется с использованием типовой формы №3. Теперь нужно прописывать марки транспортного средства, вид перевозок и сообщения, время выпуска на линию, сведения о предрейсовом и послерейсовом медосмотре водителя и техосмотре машины.

Была изменена последовательность некоторых пунктов, что значительно повлияло на структуру бланка. Также с 1 января 2021 разрешено вести журнал путевых листов в электронном формате.

Как такового строгого предписания по порядку выдачи и учета движения п/л нет. Предрейсовые осмотры проводятся проводятся на осовании ФЗ.Различные формы собственности, количество автотранспорта, ограниченный штат сотрудников диктуют свой способ выдачи и контроля за движением документов. Путевки может выдавать любой сотрудник, которому поручили этим заниматься.

В крупных транспортных организациях вводят должность диспетчера. В других – это может взять на себя бухгалтер или сам директор компании. В новом законе Минтранса №152 прямого указания на обязательное ведение журнала нет. В нем оговаривается журнал отраслевого уровня. Но лучше иметь книгу, где можно проследить даты поступления листов в бухгалтерию, сколько уходит времени на их обработку.

Форма журнала есть в редакции Госкомстата №78, можно использовать ее. Каким образом контролировать первичные документы, кто и когда их получает, передает другим служащим, обрабатывает, хранит и учитывает, прописывается в “Учетной политике” компании в разделе “Документооборот”. Не будет лишним включить обязанности по заполнению и сдаче путевок в должностные инструкции тех работников, которым вы собираетесь это поручить.

Заключение: Правильно оформленный путевой лист выгоден владельцу транспортного средства. Заполненный с нарушением – налоговой инспекции и ГИБДД.

Обязательные реквизиты путевого листа в 2021 г. можно условно поделить на две категории. Подробности — в таблице.
Две категории обязательных реквизитов путевого листа

Сведения для допуска ТС к эксплуатации Сведения для принятия документа к учету
  • наименование и номер ТС
  • срок действия путевого листа
  • вид перевозки и сообщения
  • собственник ТС
  • сведения о самом ТС
  • информация о водителе
  • наименование документа
  • дата составления путевого листа
  • наименование организации
  • информация о хозоперации
  • натуральные и денежные измерители операции
  • ФИО ответственных лиц
  • подписи ответственных

Допреквизиты зависят от специфики деятельности организации. Такими реквизитами могут выступать:

  • нормы расхода топлива;
  • маршрут движения транспортного средства;
  • экономия (перерасход) топлива.

Так как путевой лист относится к первичным документам, обосновывающим затраты организаций и ИП, то они должны быть заполнены правильно. Приказом Минтранса России №152 определен правила заполнения этого документа:

  1. Оформление на каждое ТС, используемое в перевозках
  2. Оформление минимум на 1 день, но не более 1 месяца, причем, если за 1 день ТС используется несколькими водителями, то допускается предоставление каждому водителю отдельного путевого листа
  3. В наименовании обязательно указывает тип ТС (легковой, грузовой автомобиль, троллейбус и т.д.), номера – в хронологическом порядке, принятом в организации
  4. Дата, время и показания пробега ТС (и при выезде, и при въезде) осуществляется лицами, уполномоченными на это, указываются подпись и расшифровкой
  5. Дата и время медосмотров водителя осуществляется медработником, заверяются его личной печатью и подписью с расшифровкой
  6. Дата и время технического контроля ТС осуществляется назначенным контролером, заверяются фразой: «прошел предрейсовый контроль технического состояния», подписью с расшифровкой
  7. Путевые листы на ТС должны быть зарегистрированы в специально отведенном журнале регистрации
  8. Путевые листы обязаны хранить не менее 5 лет (75 лет для опасных производств)

Для машин автотранспортного предприятия путевые листы оформляйте ежедневно, ведь такие документы действительны в течение одного дня или смены.

Действительный государственный советник РФ 3-го класса С. Разгулин

В работе компаний, использующих транспорт, путевой лист — едва ли не главный первичный документ.

Путевые листы – 2021: обзор новых требований

  • унифицированные формы путевых листов;
  • самостоятельно разработанные путевые листы.

Подробнее об этом см. «Путевые листы с 15 декабря 2017 года: новые бланки и образцы заполнения».

По общему правилу формы первичных документов определяет руководитель организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухучета (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). То есть руководитель должен утвердить одно из двух:

  • либо самостоятельно разработанную организацией форму путевого листа;
  • либо факт использования организацией унифицированных форм.

Формы первичных документов утверждайте в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008). Образцы самостоятельно разработанных форм путевых листов, утвержденные руководителем, включите в приложение к приказу об утверждении формы путевых листов.

Путевой лист (далее п/л), в первую очередь, – первичный отчетный документ. Его наличие обязательно для ведения бухучета. Налоговая инспекция требует его, как доказательство ведения контроля и списания ГСМ на предприятии. Поэтому все транспортные организации и ИП обязаны иметь правильно заполненный п/л.

Такие документы как путевые листы имеют унифицированные формы, регламентированные Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. № 78. В 2021 году компании и ИП могут использовать не их, а самостоятельно разработанные образцы документов. При создании шаблонов необходимо учитывать такие моменты:

  1. необходимо включать обязательные реквизиты, предусмотренные для первичной учетной документации;
  2. следует включать обязательные реквизиты для путевых листов, указанных в Приказе Минтранса РФ от 18.09.2008 г. № 152.

Все разработанные шаблоны путевых листов утверждаются через приказ и учетную политику в качестве приложений. В последующем заполненные документы по выбранному образцу будут использоваться для подтверждения расходов в налоговом учете, связанных с эксплуатацией транспортного средства.

Путевой лист — это первичный документ, который содержит информацию о работе водителя, технических характеристиках и пробеге транспортного средства, а также маршруте его следования. Помимо этого, путевой лист является основным документом для списания ГСМ и используется для обоснования признания расходов по ним в уменьшение налоговой базы организаций и ИП, работающих на ОСНО и УСН «доходы минус расходы».

Вот почему выбор правильной формы путевого листа и ее дальнейшее корректное заполнение — важнейшая задача для любой организации и ИП, использующих в своей работе транспортные средства.

Организации и ИП, для которых автотранспортные перевозки не являются основным видом деятельности, могут выписывать путевые листы с произвольной периодичностью: на день, неделю, но не более чем на месяц. Для лиц, занимающихся регулярными автотранспортными перевозками, установлена обязанность выписывать путевые листы ежедневно, за исключением случаев, когда сотрудник направляется в командировку.

Составление данного документа необходимо водителям, сотрудникам курьерской службы, торговым представителям, бухгалтерам, юристам, менеджерам продаж и т.п. Именно эти категории работников наиболее часто ездят по городу со служебными целями. Кроме того, маршрутные листы используются теми командировочными, которые ездят в служебные поездки на своих автомобилях.

В некоторых случаях, помимо фискального значения, маршрутные листы бывают нужны руководству организаций для анализа маршрутов работников с целью поиска наиболее оптимальных, коротких путей, что в свою очередь может существенно снизить затраты предприятия на передвижение сотрудников по городу.

Пункт 15 инструкции от 30 ноября 1983 г. Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 гласит: «Все организации, имеющие как собственные, так и арендованные грузовые автомобили, обязаны при выпуске автомобиля на линию выдавать водителю путевой лист соответствующей формы. Выпуск грузового автомобиля на линию без путевого листа утвержденной формы категорически запрещается».

«Самодельные» путевые листы можно оформлять ежемесячно. Правда, такая «самодеятельность» разрешена только организациям, не являющимся автотранспортными.

Первая правоприменительная проблема «самодельных» путевых листов заключается в том, что понятие автотранспортных организаций нормативно не определено. Но Устав автомобильного транспорта РСФСР (утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12) приравнивает к автотранспортным и неспециализированные предприятия, имеющие автомобили. Кроме того, на унифицированных бланках указано, что путевые листы всех автотранспортных средств являются типовыми межотраслевыми формами.

Вторая проблема в том, что путевой лист является документом, предусмотренным Правилами дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, далее — ПДД). И вряд ли инспектор ГИБДД удовольствуется сокращенной формой, разработанной предприятием. Согласитесь, кто же на трассе станет вникать в индивидуальные особенности учетной политики.

Минфин России однозначно ответил на вопрос о применении самодельных месячных путевых листов в письме от 15 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/363. Они допускаются для легкового автомобиля, управляемого сотрудником по доверенности и не осуществляющего перевозки грузов или пассажиров. Более того, такие листы предназначены для подтверждения расходов на горючее в целях налогообложения прибыли. И оснований для применения этих документов за пределами данной конкретной ситуации не имеется.

Обратите внимание, что постановление № 78 предписывает хранить путевые листы грузового автомобиля совместно с товарно-транспортными накладными для возможности их одновременной проверки. В путевом листе по форме № 4-п вписываются номера товарно-транспортных документов. Не нужно также забывать, что в путевых листах ведется учет работы водителя. А значит, они могут быть предметом проверки трудовой инспекции.

Ну и требование о прохождении предрейсовых медицинских осмотров водителей никто не отменял (п. 1 ст. 20 и п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Согласно письму Минздрава России от 21 августа 2005 г. № 2510/9468-03-32, водители проходят медосмотр с предъявлением путевого листа перед каждой поездкой, то есть ежедневно.

В итоге мы видим, что «самодельный» путевой лист не исчерпывает многообразия ситуаций, связанных с эксплуатацией автотранспорта. А бездумное стремление бухгалтера «упростить» унифицированные формы может не только обернуться бесполезной двойной работой, но и повлечь финансовые санкции.

Унифицированной формы маршрутного листа не существует, предприятия и организации могут разрабатывать шаблон маршрутного листа самостоятельно или писать его в свободной форме. Главное – в него обязательно должны быть включены все поездки по порядку, совершенные сотрудником в определенный период времени с указанием их целей, а также ссылками на первичные документы. Оформлять его можно как на обычном листе А4 формата, так и на фирменном бланке предприятия.

Маршрутный лист нужно составлять в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию организации, второй остается на руках у сотрудника. Заверять его печатью нет необходимости, поскольку он относится к внутреннему документообороту.

Маршрутный лист всегда пишется по стандартным правилам делопроизводства, поэтому никаких особых затруднений он вызвать не должен. В данном образце рассматривается маршрутный лист, который оформляет водитель по итогам своих разъездов по городу за один день.

  1. Вверху документа по центру строки пишется его название, а чуть ниже указывается населенный пункт, в котором он оформляется и дата: число, месяц (прописью), год.
  2. Затем вписывается фамилия, имя, отчество сотрудника, на которого он составляется, указывается его должность, марка автомобиля, а также цель поездки.
  3. Далее в документ вносится таблица, в которую по порядку вписывается дата поездки, место назначения (адрес), отметки о прибытии и убытии (часы и минуты с точностью), подтверждающий затраты документ (номер, дата), а также сумма затраченных средств.
  4. Маршрутный лист должен быть подписан сотрудником, на которого он оформлен, а также бухгалтером предприятия.

Путевой лист – это официальный документ, регламентированный соответствующими подзаконными актами и подлежащий учету.

В путевом листе отражаются следующие показатели:

Рабочая поездка

  • номер документа
  • дата документа
  • данные о ТС
  • сведения о его собственнике
  • информация о водителе авто
  • расход горючего
  • текущий пробег автомобиля
  • точный маршрут движения автомобиля
  • место отправления (откуда выехал) и место приезда (куда поехал)
  • время выхода и время возврата авто в гараж
  • данные спидометра на начало и окончание рабочего дня
  • подпись диспетчера, подтверждающая время отбытия и прибытия авто
  • дата и время предрейсового осмотра
  • подпись медработника, проводившего предрейсовый медосмотр
  • количество рейсов
  • номера ТТН, по которым осуществлялась перевозка

Путевой лист состоит из двух частей. Первая – это основной лист, в котором отражен расчет расходования ГСМ. Вторая часть – это отрывной талон, являющийся основным документом, по которому заказчику работ выставляется счет за оказанные услуги. К первой части должна обязательно прилагаться ТТН. Водитель получает путевой лист минимум на один день, а максимальный срок выдачи составляет один месяц. Срок хранения у путевых листов такой же, как и у других бухгалтерских документов – пять лет.

Путевые листы с 2021 года в 1С — образец

Согласно пп. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” (УАТиГНЭТ) путевой лист — документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Осуществление перевозок грузов без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещено (ст. 6 УАТиГНЭТ).

Прием груза к перевозке осуществляется после предъявления водителем путевого листа и документа, удостоверяющего личность (ч. 1 ст. 10 УАТиГНЭТ). Время прибытия транспортного средство удостоверяется отметкой в путевом листе (ч. 2 ст. 11 УАТиГНЭТ), однако, действующая судебная практика позволяет перевозчикам приводить в подтверждение своих доводов о дате и времени прибытия транспортного средства под погрузку и другие доказательства — акты, показания систем GPS/ГЛОНАСС слежения и прочее. В любом случае, грузоотправители и грузополучатели обязаны отмечать в путевом листе время подачи транспортного средства в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них (ч. 5 ст. 11 УАТиГНЭТ).

Отметки в путевых листах служат основанием для взыскания с грузополучателя штрафов за задержку (простой) транспортных средств (ч. 6 ст. 35 УАТиГНЭТ). Ответственность перевозчика также может удостоверяться отметками в путевых листах (ч. 1 ст. 38 УАТиГНЭТ). Такие отметки осуществляют уполномоченные на то лица.

На момент написания настоящего материала не существует унифицированной формы путевого листа. Заполнение путевых листов регулируется Приказом Минтранса России от 11.09.2020 N 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов” (Обязательные реквизиты). Этот приказ регламентирует сведения, которые должны содержаться в путевом листе, порядок выдачи, учета и хранения путевых листов, предельный срок, на который организация выдает путевые листы и прочее.

В путевом листе делаются отметки о предрейсовом и послерейсовом медицинском осмотре водителя(ей), а также отметки о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.

Проставление на путевом листе заведомо подложного штампа о прохождении медицинского осмотра либо отметки о прохождении предрейсового контроля технического состояния автомобиля может повлечь уголовную ответственность по ч. 1 ст. 327 Уголовного кодекса РФ.

В соответствии с п. 9 Обязательных реквизитов путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Написано слишком сложно — примененная юридическая формулировка слишком громоздкая и неудобочитаемая. Воспринимать ее затруднительно, хотя законы в идеале должны быть удобными для восприятия теми, для кого они пишутся. Более того, я не видел, чтобы в профильных изданиях кто-то разъяснял эти изменения, ведь оно довольно сильно меняют весь процесс подготовки перевозчика к выполнению перевозок.

С 1 января 2021 года в путевом листе появился новый обязательный реквизит — сведения о перевозке. Согласно п. 6 Приказа Минтранса от 11.09.2020 N 368 к таким сведениям относится информация о видах сообщения и видах перевозок. В отношении грузовых перевозок виды сообщения перечислены в статье 4 Устава автомобильного транспорта, они бывают:

  • городские (в границах населенных пунктов);
  • пригородные (между населенными пунктами на расстоянии до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов);
  • междугородные (между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов);
  • международные (с пересечением государственной границы РФ, в том числе транзитом, например, в Калининградскую область из других регионов).

Если перевозчик выполняет перевозки в нескольких видах сообщения, в путевом листе их следует указывать через запятую.

Понятие «вид перевозки», применительно к грузовым автомобильным перевозкам, законодательством не установлено, поэтому Минтрансу пришлось выпускать дополнительное разъяснение (Письмо Минтранса России от 03.03.2021 N Д3-468-ПГ). Из письма следует, что для грузовых автоперевозок в путевом листе следует указывать один из следующих видов: перевозка грузов для собственных нужд либо коммерческая перевозка грузов.

Часто встречается вопрос: нужен ли путевой лист индивидуальному предпринимателю, находящемуся за рулем принадлежащего ему транспортного средства? Да, нужен, если выполняется перевозка груза или пассажиров в целях осуществления предпринимательской деятельности. Об этом недвусмысленного говорит ст. 6 Устава автомобильного транспорта, п. 8 Приказа Минтранса от 11.09.2020 N 368. Это же правило применяется и для легковых автомобилей.

Доказывание того, что транспорт используется в некоммерческих (личных) целях — бремя эксплуатанта. Инспектор, привлекая нарушителя к административной ответственности, указывает в протоколе и постановлении обстоятельства, которые послужили причиной полагать, что транспортное средство в момент его остановки использовалось для осуществления предпринимательской деятельности. Задача нарушителя (водителя) — указать в протоколе свое несогласие с выводами инспектора, сослаться на обстоятельства, подтверждающие некоммерческое использование транспорта.

Обязанность водителя предъявлять и передавать оформленный путевой лист сотрудникам ГИБДД или Ространснадзора предусмотрена п. 2.1 Правил дорожного движения РФ.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КРФоАП) предусмотрена ответственность за отсутствие у водителя, перевозящего груз, надлежащим образом оформленного путевого листа. Согласно ч. 2 ст. 12.3 КРФоАП управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, наказывается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей.

Более суровое наказание ждет организацию или индивидуального предпринимателя, который не выдал водителю путевой лист или не провел предрейсовый медосмотр и контроль технического состояния автомобиля. Отсутствие путевого листа грузового автомобиля дает инспектору ГИБДД или Ространснадзора основания для привлечения перевозчика к ответственности по ч. 2 (медосмотр водителей) и ч. 3 (контроль технического состояния транспортных средств) ст. 12.31.1 КРФоАП. Штраф в этом случае составляет 30 тысяч рублей.

В некоторых случаях инспекторы необоснованно пытаются привлечь организацию-перевозчика, не выдавшей путевой лист, к ответственности по ч. 4 ст. 12.31.1 КРФоАП, предусматривающей наказание до 100 тысяч рублей. Указанное правонарушение применяется только при нарушении перевозчиком требований об обеспечении безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, определяемых п. 72 Приказа Минтранса России от 15.01.2014 года № 7 “Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации”.

Обратите внимание, что к ответственности по ст. 12.31.1 КРФоАП перевозчик может быть привлечен при выполнении проверки уполномоченными на то государственными органами, поэтому храните надлежащим образом оформленные путевые листы в течение 5 лет (ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

«Сведения о перевозке» — новый обязательный реквизит в путевых листах. В соответствующем поле «путевки» указывайте вид сообщения и вид перевозки транспортного средства.

Возможные виды перевозок (ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ):

  • регулярные,
  • по заказам,
  • на легковом такси.

Виды сообщения (ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ):

  • перевозки пассажиров и багажа, грузов в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении;
  • перевозки в городском сообщении в границах населенных пунктов;
  • перевозки в пригородном сообщении между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно;
  • перевозки в междугородном сообщении между населенными пунктами на расстояние более 50 км;
  • перевозки в международном сообщении за пределы РФ или на территорию РФ с пересечением Госграницы РФ, в том числе транзитом через Россию.

Раньше указывали только тип и модель авто, теперь же включили дополнительную информацию. Это:

  • марка транспорта и прицепа, если такой имеется,
  • показания одометра при выезде ТС с парковки и заезде на нее после того, как закончилась смена.

Внимание к отметке о медосмотре и техконтроле

Новые правила гласят: состояние транспортного средства контролирует должностное лицо, ответственное за техобслуживание и эксплуатацию. Если никаких неполадок при проверке машины техник не нашел, ставит отметку «Выпуск на линию разрешен».

Отметки после медосмотра водителя будут такие:

  • для осмотра перед рейсом — «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
  • после рейса — «прошел послерейсовый медицинский осмотр».

Обязательные реквизиты путевого листа в 2021 г. можно условно поделить на две категории. Подробности — в таблице.

Две категории обязательных реквизитов путевого листа
Сведения для допуска ТС к эксплуатации Сведения для принятия документа к учету
  • наименование и номер ТС
  • срок действия путевого листа
  • вид перевозки и сообщения
  • собственник ТС
  • сведения о самом ТС
  • информация о водителе
  • наименование документа
  • дата составления путевого листа
  • наименование организации
  • информация о хозоперации
  • натуральные и денежные измерители операции
  • ФИО ответственных лиц
  • подписи ответственных

Допреквизиты зависят от специфики деятельности организации. Такими реквизитами могут выступать:

  • нормы расхода топлива;
  • маршрут движения транспортного средства;
  • экономия (перерасход) топлива.

Приказ об утверждении путевого листа. Образец и бланк 2021 года

С 2021 г. журнал регистрации путевых листов можно вести в электронном формате, но нужна ЭЦП. То есть все внесенные в журнал сведения надо заверять усиленной квалифицированной электронной подписью.

На какие нормы расхода топлива ориентироваться в 2021 году

Нормы расхода топлива — в Распоряжении Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Все минтрансовские лимиты — рекомендованные, это следует из самого названия НПА, но придерживаться их стоит, чтобы в будущем можно было доказать, что траты экономически оправданы.

На основании норм Минтранса утвердите свои нормы расхода топлива и смазочных материалов для каждой модели (марки, модификации) эксплуатируемых автотранспортных средств.

Путевой лист представляет собой документ, позволяющий на законных основаниях находиться человеку за рулем автомобиля, при этом удостоверяя состояние транспорта и водителя. Лист — официальное доказательство на дороге того, что автовладелец имеет право перевозить грузы, людей, совершать рейсы, здесь удостоверяется маршрут и цель поездки.

Важно знать, что данный документ используется для контроля расходов горючего, расчета пробега.

Узнайте, какое наказание предусмотрено за отсутствие путевого листа при перевозки грузов, людей для водителей и ИП.

С 2017 года штраф за отсутствие путевого листа расписан в КоАП и регламентируется 2-мя статьями:

Согласно им, ответственность за авто несет водитель, и он же оплачивает штраф или получает предупреждение.

За отсутствие документа минимальный денежный штраф — 500 рублей, а по статье 12.31.1 — 20 тыс. рублей и привлечение к ответственности должностного лица (сотрудника предприятия). Максимальный размер штрафа — 100 тыс. (виновником является юридическое лицо).

Хуже отсутствия путевки ее некорректное заполнение. Это идет по статье 12.31.1 КоАП, где за отсутствие соответствующих записей штрафуют от 5 до 30 тыс. рублей.

В частности, установлено, что в путевом листе проставляется дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством РФ). Кроме того приказом Минтранса России от 21.12.2018 N 467, скорректированы сведения о транспортном средстве, включаемые в путевой лист, а также сроки оформления путевого листа.

Назначение путевого листа — это в большей степени отчетность. По нему высчитывают затраты на топливо, запчасти и обслуживание автомобиля в процессе его эксплуатации на службе. Документом пользуется бухгалтерия предприятия, сотрудники налоговой службы.

Ежедневное оформление путевого листа процесс трудоемкий. Согласно пункту 10 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 — данный документ можно оформить на несколько дней.

По законодательству без путевого листа транспортное средство не может использоваться в определенных сферах деятельности. Без него запрещено:

  1. заниматься перевозкой пассажиров;
  2. заниматься перевозкой грузов;
  3. использовать городской транспорт на маршруте.

Именно для этой деятельности необходим получить путевку на маршрут.

Как рассчитать путевой лист и сделать это правильно

Отсутствие путевки влечет за собой денежное наказание на законных основаниях. Ответственными за это являются водитель транспорта, индивидуальный предприниматель, управляющий транспортом, а также собственник автотранспорта.

Размер штрафа выписывается в соответствии со статьей, указанной сотрудником ГИБДД, когда составляется протокол по факту нарушения. Сумма его варьируется от 500 рублей до 100 тыс. — достаточно большие затраты для ИП или малых организаций. Дешевле и по закону стоит выписывать документы, а водителям проверять, что выдается на руки и правильно ли оформлено.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В действующих Правилах дорожного движения говорится только о необходимости иметь путевой лист (который называют коротко – «путевка») водителю автомобиля, не принадлежащего частному лицу, в установленных (законом. – Прим.) случаях. Сами случаи, обязательные пункты документа и штраф за отсутствие путевого листа для ИП или его неправильное оформление устанавливаются законами и приказами Министерства транспорта.

Формы первичных сопровождающих документов на автомобиль определяются непосредственно руководителем предприятия. Их образцы утверждаются соответствующим распоряжением. Законом предусматриваются обязательные пункты (реквизиты), которые должны присутствовать в них. Индивидуальный предприниматель, во избежание получения штрафов, обязан следить за изменениями в форме этих документов.

Так, в начале 2017 года Министерство транспорта утвердило некоторые нововведения в оформлении пунктов путевых листов для автотранспорта.

Итак, штраф за отсутствие путевого листа для ИП в 2017 году: каков его размер и на кого он распространяется

Согласно пункту 2 статьи 12.3 Кодекса административных правонарушений, водитель автомобиля (в том числе и водители такси), не имеющий путевого листа (равно как и товарно-транспортных накладных при перевозке груза), карается штрафом в пятьсот рублей.

Статьей 12.31.1 этого же документа устанавливается, что штрафные санкции могут налагаться не только на водителя, но и на юридическое лицо, которому принадлежит транспортное средство. В примечании к статье говорится, что в этих случаях индивидуальные предприниматели несут такую же ответственность (административную), как и юрлица.

Так, если у водителя нет путевого листа, сумма штрафа может составлять 20 000 рублей, если санкции взыскиваются с должностных лиц, и 100 000 рублей в случае наложения взыскания на юридическое лицо.

За некорректное (неправильное) заполнение документов (путевого листа) сумма штрафа составляет 30 000 рублей для организации, а должностное лицо наказывается на 5 000 рублей.

Таким образом, оштрафовать можно одновременно и водителя, и должностное лицо. Последний имеет право обжаловать действия инспектора, который оштрафовал его, если докажет вину водителя в сложившейся ситуации (например, путевой лист был утерян). Для этого он должен предъявить заполненный журнал выдачи путевых листов.

Ну и, конечно же, автоинспектор может ограничиться устным предупреждением за такие нарушения.

С помощью путевого листа ведется учет:

  • фактического рабочего времени водителя;
  • расхода топлива трактора, заправок;
  • пробега трактора в течение смены, рейса.

Обязанность оформления путевых листов установлена приказом Минтранса от 18 сентября 2008 года №152. В этом приказе содержатся необходимые реквизиты, которые должны иметься в путевом листе, а также оговорен порядок заполнения путевых листов, в том числе путевого листа трактора.

Путевой лист – это документ, который, с помощью, которого ведется учет передвижение транспортного средства, учет рабочего времени водителя, а так же учет расхода ГСМ. Топливо учитывается для его списания и уменьшения налогооблагаемой базы.

Предприятия, которые специализируются на транспортных средствах, и их деятельность непосредственно связана с транспортом, тогда они обязаны заполнять путевой лист установленного образца с теми реквизитами, которые прописаны в приказе Минтранса России «О порядке заполнения путевых листов» от 18.09.2008 № 152.

Путевые листы в грузовых автоперевозках

На лицевой стороне путевого листа указываются следующие данные:

  1. номер путевого листа. Листы нумеруются в валовом порядке, начиная с 1 января нового года;
  2. название организации;
  3. коды ОКУД, ОКПО;
  4. дата оформления листа;
  5. ФИО тракториста, табельный номер;
  6. сведения о технике, прицепе, если трактор работает с прицепом;
  7. ФИО ответственного за прицепку и бригадира;
  8. номер бригады;
  9. отметка о разрешении выезда, дата и подпись бригадира, разрешившего выезд;
  10. подпись водителя, принявшего технику.

В данном поле указываются данные о заданиях, которые поручаются в течение рабочей смены трактористу:

  1. наименование службы или ФИО специалиста, в чье распоряжение поступает трактор;
  2. место отправки и доставки груза;
  3. расстояние, на которое перевозится груз;
  4. сведения о грузе;
  5. количество поездок, которое потребовалось для перевозки груза;
  6. число мест и вес груза в тоннах.

Если имели место опоздание или простой техники, также ставятся соответствующие отметки.

В отдельном поле делается отметка о выдаче топлива, его остатках при выезде и возвращении, а также о заправке, если такая проводилась. По окончании смены тракторист и бригадир ставят свои подписи, фиксируя возврат техники в гараж.

Минфином РФ разрешено подтверждать затраты на ГСМ не только при оформлении путевых листов, но также и сведениями, получаемыми с использованием системы слежения за транспортным средством. Об этом указано в Письме Минфина РФ от 16.06.2011 г. № 03-03-06/1/354. Если необходимо подтвердить расходы ГСМ с применением системы слежения, следует использовать сформированный ею отчетный документ, который в обязательном порядке должен быть доработан. В него нужно включить обязательные реквизиты, перечень которых содержится в Федеральном законе от 06.12.2011 г. №402-ФЗ.

Важно! Использовать сведения системы ГЛОНАСС можно только в том случае, если компания транспортирует груз для собственных нужд.

Соответственно, если организация является автотранспортной, то есть специализируется на осуществлении данного мероприятия для других хозяйствующих субъектов, то она обязана оформлять путевые листы. Об этом указано в Федеральном законе от 08.11.2007 г. №259-ФЗ. Другие организации (не транспортные) могут подтверждать расход ГСМ не путевыми листами, а иными документами, и этот момент также подтверждается судьями (Постановление ФАС Московского округа от 18.09.2013 г. по делу № А40-19421/ 13-99-60, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012 г. № 09АП-12355/ 2012-АК).

На обороте путевого листа делаются отметки о ходе выполнения служебных заданий. Она заполняется трактористом, специалистом, в распоряжение которого поступал трактор, и бухгалтером. В таблице указываются:

  1. пункт отправки и назначения груза;
  2. наименование груза и его класс;
  3. время отправки и прибытия трактора;
  4. номер бригады-заказчика;
  5. бухгалтерский код работы;
  6. единицы измерения;
  7. отработанное время;
  8. количество перевезенного груза;
  9. норма выработки;
  10. расценка;
  11. сумма к оплате;
  12. количество завершенных нормо-смен;
  13. условные гектары;
  14. пробег;
  15. расход топлива.

Под таблицей указываются итоги работы за смену, ставятся подписи водителя и бригадира.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *