Пособие освободившимся из мест лишения свободы 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пособие освободившимся из мест лишения свободы 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Нахождение в местах лишения свободы накладывает на дальнейшую, за пределами пенитенциарного учреждения, жизнь осужденного не самый положительный след. Как правило, таким людям сложно устроится на хорошую работу, не редкость и отсутствие жилья, а потому возврат обратно в тюрьму не за горами. К тому же, сама социальная адаптация осужденного довольно сложна – чем больше он провел за решеткой, тем сложнее ему потом прийти в себя.

Чтобы минимизировать такие негативные последствия для бывшего осужденного, государство разработало несколько социальных мероприятий для адаптации – в частности выплачивается пособие освободившимся из мест лишения свободы, предоставляется помощь на региональном уровне в социальных центрах и центрах занятости. Об этом далее расскажем более подробно.

Единовременное пособие при освобождении

В соответствии с п. 3. ст. 173 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при освобождении из мест лишения свободы администрация исправительного учреждения (ИУ) обязана выдать осужденному: — принадлежащие ему вещи и ценности, — средства, хранящиеся на его лицевом счете, — личные документы и ценные бумаги, — документы об освобождении осужденного от наказания, — документы о его трудовой деятельности. При отсутствии в личном деле заключенного паспорта администрация ИУ обязана заблаговременно до освобождения принять меры по получению паспорта заключенным. В соответствии с законодательством Российской Федерации бывшим заключенным, освободившимся из мест лишения свободы, предоставляется право на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи, которое включает в себя: 2.

Право на трудоустройство; 3. Право на иные виды социальной помощи, в том числе: — на бесплатный проезд к месту жительства, — на обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда, — на обеспечение одеждой за счет государства при отсутствии у осужденного необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение, — на дополнительную помощь больным заключенным, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним заключенным, инвалидам, престарелым, беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей. Более подробно вышеуказанные права заключенных будут рассмотрены ниже. Задайте вопрос юристу и получите ответ за 1 минуту!

1. Осужденные к аресту или лишению свободы, как правило, отбывают наказание в соответствующих учреждениях на территории субъекта РФ по месту жительства осужденных или месту осуждения. Однако в случае если подобные учреждения по месту осуждения или жительства осужденного отсутствуют, то они направляются для отбывания наказания в другие регионы России.

Выплаты после освобождения из СИЗО

Право на обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда Кроме обеспечения проезда к месту пребывания или жительства, осужденные, освобождаемые из ИУ, на время, необходимое для проезда к месту жительства, обеспечиваются продуктами питания по минимальным нормам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 N 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» (в ред.
от 01.01.2001). [info]Больные осужденные, беременные женщины, кормящие матери, несовершеннолетние на пути следования обеспечиваются продуктами по нормам, утвержденным Приказом Министерства юстиции России от 01.01.2001 N 125.[/info]

Где получить материальную помощь после освобождения? Ее должна выдать вместе с личными документами администрация пенитенциарного учреждения.

Также согласно Федеральному Закону №178, если доход лица ниже минимального прожиточного минимума, то он имеет право обратиться в территориальный орган социальной защиты населения и получить дополнительное материальное пособие.

Выплата денежных средств до момента устройств на работу будет осуществляться и службой занятости. Бывшему осужденному нужно встать на учет в качестве безработного, при себе нужно иметь такие документы:

  • паспорт;
  • трудовая книжка;
  • справка о доходах за последние три месяца – это нужно для расчета пособия по безработице;
  • документ об образовании, получении специальности, квалификации – если есть;
  • СНИЛС и ИНН.

Размер пособия по безработице будет зависеть от средней заработной платы за последние 3 месяца, а также стажа работы. Кроме выплаты пособия в службе занятости бывшему осужденному будут содействовать в трудоустройстве.

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России

Материальная помощь освободившимся из мест лишения свободы

  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Администрации учреждений, в которых осужденные отбывают наказание, заранее направляют уведомления в службу занятости и органы местного самоуправления по месту жительства об их планируемом освобождении.

Также указывают степень трудоспособности, профессиональные навыки, данные о наличии или отсутствии жилья. Те, в свою очередь, принимают меры по обеспечению лиц материальной помощью, работой и т.д.

Для получения поддержки заинтересованные лица должны обратиться за ней самостоятельно.

Те, кто имеют инвалидность 1-ой и 2-ой группы, а также мужчины и женщины, старше 60 и 55 лет соответственно направляются в организации, обеспечивающие стационарное социальное обеспечение (по личной просьбе).

Исправительные учреждения имеют и другие обязанности перед осужденными. Они должны обеспечить:

Права освободившихся указаны в 182-ой статье УИК РФ. Социальная помощь осужденным после освобождения направлена на их адаптацию, создание условий, которые будут способствовать их скорому возвращению к нормальной жизни и представляет собой денежные выплаты в определенном размере, бесплатные услуги, лекарства, расходы на еду, одежду и т.д.

Согласно статистике, более половины отбывших наказание людей не справляются со сложностями жизни после тюрьмы, скатываются по наклонной и снова оказываются на зоне. Почти все повторно осужденные в числе причин своего возвращения в места заключения называют следующие:

► Сложность социальной адаптации

Чем больше времени человек провёл на зоне, тем сложнее ему приспособиться к нормальным условиям жизни на воле. От социума освободившийся оторван, свобода пугает его своей неизвестностью и неопределённостью, общество относится предвзято.

► Отсутствие средств к существованию

Многие из тех, кто только вышел из тюрьмы, не имеют крыши над головой, лишены поддержки родных и близких, не знают куда податься. Проблемы с трудоустройством освободившиеся зачастую пытаются решить в одиночку, второпях и опускают руки после первых же нескольких отказов. Не имея средств к существованию и потеряв всякую надежду на то, что скоро всё уладится, большинство бывших заключённых идут на рецидив и возвращаются назад – в привычные условия изоляции…

► Отсутствие трудовых навыков

Несмотря на официальные заверения о возможности приобретения заключёнными «мирной профессии» в тюрьме, во многих российских колониях работы на всехне хватает, и значительная часть сидельцев вынужденно бездельничает. Соответственно, никаких профессиональных навыков эти заключённые не получают. И, если они выходят на волю напрямую с зоны, минуя колонию-поселение, то оказываются вовсе неподготовленными к трудовой жизни.

► Отсутствие моральной поддержки

Случается, что от совершивших преступление людей отворачиваются родственники и близкие друзья. После тюрьмычеловек оказывается совсем один, с миллионом навалившихся проблем.

► Ярлык бывшего заключённого

Никто на воле не ждёт освободившихся с распростёртыми объятиями. Общество накладывает на отбывших наказание«клеймо» и категорически не хочет принимать ихв свои круги. Поэтому освободившимся необходимо быть готовымина первом этапе стоически переносить все проявления непонимания, осуждения и несправедливости со стороны окружающих.

🔔 Надо помнить, что всё это временно – стоит зацепиться за нормальную жизнь, закрепить своё положение, и постепенно прошлое забудется. И ни в коем случае нельзя впадать в отчаяние, искать утешение в бутылке и подавать повод для новых обвинений.

Ведь люди, имевшие судимость, являются уязвимой категорией. При каждом происшествии подозрение в первую очередь падает на них, и, если человек злоупотребляет спиртным, не работает и не проявляет никакой положительной гражданской активности, он легко может снова оказаться в тюрьме, по ошибке.

Психологи уверены, что успешность реабилитации после мест лишения свободы целиком и полностью зависит от человека, твёрдости его характера, целеустремлённости и готовности долго и упорно выстраивать свою жизнь с нуля. Даже если после тюрьмы Вы остались одни, без поддержки родных и близких, действуйте по принципу: «Спасение утопающего – дело рук самого утопающего».

Да, статус «бывшего заключённого» значительно усложняет задачи трудоустройства, налаживания социальных связей, построения личной жизни. Многие сетуют, что определённые барьеры и тупики из-за тюремного прошлого преследуют их всю жизнь. Но на самом деле важно не сломаться в первое время после выхода, не теряться, потрудиться походить по инстанциям и наладить себе хоть какое-то существование на ближайшую перспективу. Дальше будет легче!

Государство заинтересовано в том, чтобы переломить печальную статистику возвращения 50% отсидевших в места лишения свободы. Оно разработало ряд мер, направленных на помощь вышедшим из тюрьмы людям в социальной адаптации. Права бывших осужденных закреплены в статье 182 УПК РФ. По закону, освободившийся из мест заключения имеет право на получение единовременного денежного пособия, а также материальную помощь, если его доход ниже прожиточного минимума. Также бывший осужденный имеет право на поддержку регионального социального центра в решении жилищных и прочих проблем на первое время и помощь регионального центра занятости населения в поиске работы. Обо всём этом по порядку.

В обязанности администрации пенитенциарного учреждения по отношению к отбывшему наказание входит заблаговременная передача информации о нём в службу занятости и органы местного самоуправления по адресу прописки.

  • В уведомлении для центра занятости населения указываются степень трудоспособности гражданина, его специальность и профессиональные навыки.
  • Органы местного самоуправления администрация исправительного учреждения должна оповестить о наличии / отсутствии у освободившегося жилья, чтобы те смогли оказать соответствующие меры поддержки.

Непосредственно от самой администрации колонии в день освобождения человек получает:

  • Личные вещи и документы.
  • Единоразовое материальное пособие в размере 850₽, а также все остатки денежных средств, заработанных осужденным на территории исправительного учреждения.
  • Комплект одежды по погоде.
  • Оформленный проездной билет либо денежная компенсация, обеспечивающие бесплатный проезд освободившегося в пункт проживания.

По прибытии на место жительства бывшему осужденному рекомендуется незамедлительно обратиться в администрацию, учреждение социальной защиты, отделение полиции, а также специализированный реабилитационный центр для бывших заключённых. Контакт с первыми тремя государственными структурами необходим не только для оповещения о своём возвращении, но идля получения информации к дальнейшим действиям по социальной адаптации. Что касается центра реабилитации, то в нём, помимо практической помощи, можно получить психологическую и моральную поддержку.

В статье 182 УИК РФ закреплены все меры государственной помощи в социальной адаптации освободившихся из мест заключения, включая денежные выплаты, бесплатные услуги и лекарства, компенсации расходов на еду и одежду.

Согласно статьи 7 Федерального закона №178-ФЗ, бывшие осужденные, чей доход не достигает величины прожиточного минимума, могут обратиться за материальной помощью на уровне региона. Для этого нужно самостоятельно подать заявление в территориальные органы соцзащиты по месту прописки или регистрации. При себе необходимо иметь паспорт, справку о доходах, копию трудовой книжки и прочие документы по запросу учреждения. Размер дополнительного материального пособия отбывшим наказание и порядок его получения в каждом регионе определяется по-своему. Освободившемуся надо не стесняться, активно разузнавать всё о данной мере поддержки в общественных и государственных организациях.

Если самостоятельно урегулировать вопрос с получением материальной помощи не получается, есть смысл обратиться в специализированный центр социальной адаптации.

Тем, кто вышел из тюрьмы и оказался без крыши над головой, следует обратиться в специализированный реабилитационный центр по месту регистрации. Такие фонды, организованные волонтёрами или местными властями, сегодня есть практически в каждом крупном городе РФ. Центр социальной адаптации может предоставить бывшему заключённому жильё на 6 месяцев бесплатно или за символическую плату 100-150₽ в сутки.

В продолжениеполугодаследует подыскать комнату или квартиру с минимальной стоимостью аренды. Если прибыльной работы в своём городе найти не удалось, есть смысл рассмотреть вариант переезда в другой город или посёлок, где цены на съёмное жильё ниже. В России есть населённые пункты, где снять квартиру можно за пару тысяч рублей в месяц.

Инвалиды 1-ой и 2-ой группы, а также мужчины и женщины старше 60 и 55 лет соответственно по собственному волеизъявлению могут быть направлены в организации, обеспечивающие стационарное социальное обеспечение.

Чтобы быстрее социализироваться, бывшему заключённому нужно как можно скорее трудоустроиться. На первое время подойдёт любая, даже самая низкооплачиваемая работа. Она поможет оперативно встроиться в типовые условия жизни на воле, заполучить доверие близких. Трудоустроившийся человек сразу же начинает чувствовать себя полноправным гражданином общества, уходят чувства тревоги, безнадёжности, а также необоснованные опасения относительно своей неприспособленности к нормальной жизни. Найдя работу, бывший осужденный получает средства к существованию и может спокойно отдышаться, осмотреться, пережить трансформацию собственного сознания с тюремного уклада на «мирный» в социально защищённых условиях.

Искать работу после тюрьмырекомендуется через биржу труда. В первые же дни по возвращении домой следует встать на учёт в центре занятости населения. После подачи заявления в ЦЗН человек сможет получать пособие по безработице до тех пор, пока специалисты не смогут его трудоустроить.

В службу занятости соискатель должен прийти лично, захватив с собой весь перечень необходимых документов: паспорт, трудовую книжку,справку о заработке за последние 3 месяца на прежнем месте работы (для расчёта пособия по безработице), документ об образовании или имеющейся специальности, квалификации (для тех, кто ранее не работал), страховое свидетельство и ИНН.

Каждые 2 недели ЦЗН будет оповещать соискателя о новых подходящих вакансиях. Тот, в свою очередь, должен ходить на собеседования и дважды в месяц отчитываться о предпринятых действиях по получению работы.

Если официально трудоустроиться длительное время не удаётся, можно попробовать неофициальный заработок: работу дворника, разгрузку вагонов и фур, работу на пилораме или грузчиком на продуктовых складах.

Но в таком виде механизм существует лишь на бумаге. О школах социальной адаптации заключенные часто и не слышали, а с работой бывают сложности даже в самих колониях. «Это, видимо, невыгодно самим предприятиям. Хотя бы потому, что заключенные часто живут по принципу «время идет — срок идет» и отказываются работать. А руководство колонии не видит смысла их заставлять. На рабочем месте обязательно должен быть надзорный, должен вестись учет — всё это означает только лишнюю ответственность. Их задача не перевоспитать человека путем труда, а внимательно следить, чтобы никто не убежал, не пронес запреты, не употреблял алкоголь. За это спрашивают, а не за производственные успехи», — считает Антон, который провел в колонии-поселении чуть больше года и вышел на свободу по амнистии.

Центры занятости субъекта РФ осуществляют следующие меры поддержки данной категории граждан:

  1. Выплата пособия по безработице в случае получения освобожденным статуса безработного. Выплачивается в течение 6 месяцев, размер пособия устанавливается государством.
  2. Помощь в поиске работы. Гражданину выдается база текущих вакансий и работодателей, в соответствии с уровнем его образования и стажа работы.
  3. Помощь в получении новой профессии. Прохождение курсов и смена квалификации осуществляется за счет государства.

Обращение в центр занятости гражданин может направить еще до момента освобождения, указав точную дату выхода на свободу. Для постановки на учет необходимо будет представить следующие документы:

  1. Паспорт
  2. СНИЛС
  3. ИНН
  4. Документы об образовании (при наличии)

Также центр занятости может запросить справку о доходах. Специалисты центра обязаны оказывать помощь в поиске работе всеми способами, входящими в их компетенцию.

Оказавшись на свободе, бывший заключенный может обратиться за помощью в следующие учреждения:

  1. Фонд социальной защиты населения
  2. Центр занятости региона проживания
  3. Центр социальной адаптации
  4. Правозащитные организации
  5. Реабилитационные центры
  6. Фонды духовной поддержки
  7. Учреждение здравоохранения (в случае болезни или инвалидности).

Освобожденный гражданин может обратиться к участковому для получения разъяснения своих прав и содействия поиску соответствующих инстанции.

В некоторых регионах созданы общественные объединения и реабилитационные центры для данной категории граждан. Некоторые благотворительные фонды также оказывают материальную помощь и поддержку бывшим заключенным.

На территории России проводят работу по адаптации и помощи бывшим заключенным несколько специализированных реабилитационных центров.

Одним из крупнейших является «Дом Трудолюбия». Организация является некоммерческой и включает в себя 9 центров, расположенных в Воронежской, Белгородской, Курской, Брянской и Липецкой областях. Специалисты центра готовы помочь освобожденным гражданам из любого города. Центры предлагают проживание, питание и оплачиваемую трудовую деятельность. Существуют программы творческого, научного и социального развития личности.

в качестве приоритета осуществляет помощь как осужденным, так и освободившимся женщинам. Особое внимание и забота уделяется детям женщин этой категории, а также подросткам, имеющим судимость. Специалисты помогают решить вопросы с жильем и питанием, трудоустройством, реализацией права на получение пособий и выплат от государства.

Духовный фонд «Святителя Антония Смирницкого» действует в Воронежской области, но готов принять любого нуждающегося. Кроме решения материальных и бытовых условий организация предлагает программу духовного и социального развития.

На базе фонда для наркозависимых «Новая жизнь» готовы оказать помощь и осужденным гражданам. Организация помогает улучшить социальную адаптацию в обществе. Основным направлением помощи является психологическая поддержка.

Во всех регионах страны работают «Дома ночного пребывания», где можно получить койко-место и горячее питание. Учреждения готовы круглосуточно помочь нуждающимся.

Важно! Правительство утвердило план создания единой системы реабилитационных центров для бывших заключенных с целью улучшить социализацию данной категории граждан. В ряде регионов уже открыты и функционируют новые учреждения.

«Русь сидящая» – это проект Благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям. Создатели и участники этого проекта — юристы, адвокаты, журналисты, экономисты помогают писать жалобы, делать передачи в СИЗО и колонии. Собирают и отправляют посылки заключенным в СИЗО и колонии, вещи для специнтернатов, оказывают гуманитарную помощь семьям заключенных. Несмотря на то, что главный офис «Руси сидящей» находится в Москве, в Новосибирске, Ярославле и Санкт-Петербурге также располагаются обособленные объединения проекта.

«ФСИН России ведёт официальную статистику по возвращению людей в места лишения свободы. И, к сожалению, эта статистика ужасает. Например, в прошлом году более половины людей, отбывающих наказание в местах лишения свободы, были судимы ранее, около трети из них – три и более раза», – рассказывает юрист проекта «Русь сидящая» Ольга Подоплелова.

«Кроме того, проблем добавляет то, что плата за труд, которую люди получают на производстве, не позволяет даже думать о каких-то сбережениях на день освобождения. Люди выходят из колоний буквально без денег в кармане, и наш фонд помогает им с обеспечением даже самых базовых потребностей (от зубной пасты до зимних курток, в которых можно выйти на улицу). Естественно, какой-либо поддержки в виде временных пособий или временного жилья освободившиеся люди не получают, и это тоже влияет на уровень рецидивов и возвращения людей в колонии. Поэтому можно сказать, что на сегодняшний день пенитенциарная система вообще не рассчитана на то, чтобы вернуть человека в общество и дать ему инструменты для нормальной жизни», – говорит Ольга Подоплелова.

Информация о мерах, предпринимаемых в Республике Саха (Якутия), для трудоустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе о мерах стимулирования работодателей, осуществляющих прием на работу в 2020 году

Информация о мерах по содействию трудоустройству граждан, освобожденных из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, за 3 квартал 2018 г.

Соглашение с УФСИН от 28 августа 2018 года

Информация о мерах по содействию трудоустройству граждан, освобожденных из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, за 2017 г.

(в ред. Приказов Минюста РФ от 08.09.2006 N 290, от 26.12.2019 N 321)

В соответствии с частью первой статьи 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 2, ст. 198; 2019, N 30, ст. 4110), пунктом 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2018, N 23, ст. 3261), подпунктом 7 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4109; 2013, N 52(часть II),ст. 7137),приказываю: (в ред. Приказа Минюста РФ от 26.12.2019 N 321)

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

2. Федеральной службе исполнения наказаний (А.П. Калашников) обеспечить исполнение утвержденной Инструкции. (в ред. Приказа Минюста РФ от 26.12.2019 N 321)

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря — заместителя Министра В.В. Федорова. (в ред. Приказа Минюста РФ от 26.12.2019 N 321)

И.о. Министра
В.У.ЯЛУНИН

УТВЕРЖДЕНА
Приказом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 13 января 2006 г. N 2

Реабилитация бывших заключенных: как наладить жизнь после мест лишения свободы

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок оказания администрацией исправительного учреждения (далее — ИУ) содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также порядок оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в ИУ уголовно-исполнительной системы.

Далее — Инструкция.

2. Администрация ИУ взаимодействует в решении вопросов трудового и бытового устройства лиц, освобождаемых от отбывания наказания, с органами местного самоуправления, внутренних дел, опеки и попечительства, управления здравоохранением, образованием, социальной защиты населения, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, и федеральной службой занятости населения по избранному ими месту жительства.

3. Организация и осуществление мероприятий по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобождаемых из ИУ, возлагаются на сотрудников группы социальной защиты осужденных с участием начальников отрядов, психологов, сотрудников отделов (групп) специального учета и других заинтересованных служб, для проведения консультаций по наиболее актуальным вопросам по возможности могут привлекаться специалисты территориальных социальных служб.

4. Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в ИУ, начинается не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы и включает в себя:

проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе, с разъяснением ему целесообразности возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения;

проведение занятий с освобождающимися осужденными в «Школе подготовки осужденных к освобождению»;

получение от освобождаемых письменных заявлений с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства (приложение N 1);

рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным.

5. За шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев — после вступления приговора в законную силу — администрация ИУ уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях (приложения N 2, 3, 4). (в ред. Приказа Минюста РФ от 26.12.2019 N 321)

В случае освобождения от отбывания наказания несовершеннолетнего осужденного администрация ИУ уведомляет в указанные сроки о его предстоящем освобождении комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту его жительства. (в ред. Приказа Минюста РФ от 26.12.2019 N 321)

6. В орган внутренних дел по избранному осужденным месту жительства направляются запросы о возможности проживания по указанному адресу (приложение N 4).

7. На основании письменного заявления осужденного о выборе места жительства после освобождения из мест лишения свободы и желания трудоустроиться администрация ИУ направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья (приложение N 5, 6) . Предварительные результаты, полученные при переписке, доводятся до осужденного.

В случае поступления от осужденного просьбы об оказании ему содействия в трудовом или бытовом устройстве направляются соответствующие запросы (приложения N 5, 6), при отсутствии необходимости в оказании содействия — направляются сообщения (приложения N 2, 3).

8. В отношении осужденных, не имевших до осуждения постоянного места жительства и работы и отказавшихся от помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы, направляются запросы в органы местного самоуправления, внутренних дел, органы федеральной службы занятости населения по месту проживания их родственников. При отсутствии родственников направляются запросы по месту их осуждения или месту дислокации ИУ.

9. В необходимых случаях ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после освобождения.

10. В случае получения ответа о невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных ставит об этом в известность освобождаемого осужденного и с его согласия принимает меры к положительному решению этих вопросов в других местностях.

11. Осужденным могут быть разрешены краткосрочные выезды продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.

12. За 30 дней до окончания срока отбывания наказания, а при освобождении по иным основаниям в течение 10 рабочих дней после освобождения в органы внутренних дел направляются письма-сообщения (приложение N 7).

13. Учет осужденных, срок лишения свободы которых истекает через 6 месяцев, ведется в специальном журнале (приложение N 8).

14. Все материалы по предварительному решению вопросов трудового и бытового устройства осужденных, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, составляются в двух экземплярах. Первые экземпляры направляются адресатам. Вторые экземпляры приобщаются к личным делам осужденных.

16. По просьбе осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, а также осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет в орган социальной защиты представление о помещении их в дома инвалидов и престарелых (приложение N 10). (в ред. Приказа Минюста РФ от 08.09.2006 N 290)

17. С согласия инвалида или престарелого, который до осуждения не имел постоянного места жительства, администрация ИУ решает вопрос о его направлении в дом инвалидов и престарелых на территории того субъекта Российской Федерации, где расположена колония. С этой целью не позднее двух месяцев до освобождения в орган социальной защиты представляются необходимые документы (личное заявление осужденного, выписка из медицинской карты по установленной форме и паспорт, характеристика за время пребывания в учреждении).

18. Подготовка к освобождению из мест лишения свободы беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, проводится сотрудниками группы социальной защиты осужденных в контакте с медицинскими работниками ИУ. Выясняется возможность регистрации и трудового устройства освобождаемых, а также определения детей в дошкольные детские учреждения по избираемому ими месту жительства.

19. В случае, когда вопрос трудового и бытового устройства освобождаемых беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, по избранному месту жительства решить невозможно, принимаются меры к установлению их родственных связей. Выясняется возможность их регистрации, трудового устройства, а также определения детей в дошкольные детские учреждения по месту жительства родственников.

20. В отношении освобождаемых женщин, имеющих при себе малолетних детей, больных острыми заболеваниями или с обострением хронических заболеваний, сотрудники группы социальной защиты осужденных совместно с медицинскими работниками ИУ оказывают содействие в помещении таких детей в учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения по избранному ими месту жительства.

21. Осужденные, освобождаемые из исправительных учреждений, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, беременные женщины, женщины, имеющие малолетних детей, несовершеннолетние направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника ИУ (часть 5 статьи 181 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). (в ред. Приказа Минюста РФ от 26.12.2019 N 321)

22. Несовершеннолетние осужденные, подлежащие освобождению из воспитательных колоний, направляются, как правило, к месту жительства родственников либо иных лиц.

23. Родственникам либо иным лицам сообщается о дне освобождения несовершеннолетнего осужденного и предлагается прибыть в воспитательную колонию для встречи и сопровождения его к месту жительства.

24. Если у освобождаемого несовершеннолетнего осужденного нет родственников или иных лиц, администрация колонии направляет запрос в орган опеки и попечительства, подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, по его прежнему месту жительства с просьбой решить вопрос устройства такого лица на работу или учебу и обеспечения его жилой площадью.

25. В необходимых случаях несовершеннолетний осужденный после освобождения в установленном порядке может быть направлен в школу-интернат, другое учебно-воспитательное учреждение на государственное попечение либо передан органам опеки и попечительства.

26. Несовершеннолетние осужденные направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника ИУ. (в ред. Приказа Минюста РФ от 26.12.2019 N 321)

27. К решению вопросов социальной защиты, трудового и бытового устройства освобождающихся несовершеннолетних осужденных привлекаются попечительские советы, создаваемые при каждой воспитательной колонии.

Виды помощи освободившимся из мест лишения свободы

32. Администрация ИУ обеспечивает осужденных, освобождаемых от отбывания наказания, проездными билетами либо деньгами для оплаты проезда к месту жительства (часть 1 статьи 181 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

33. Осужденные, освобождаемые от отбывания наказания, обеспечиваются проездными билетами по кратчайшему маршруту следования:

железнодорожным транспортом — в плацкартных вагонах пассажирского (скорого) поезда;

при наличии только морского сообщения — в каютах IV категории судов транспортных линий;

при наличии только речного сообщения — на местах III категории судов транспортных линий;

при наличии только автомобильного сообщения — в автобусах общего типа, а при их отсутствии — в мягких автобусах;

при наличии только авиационного сообщения — в салонах самолетов экономического (низшего) класса.

Вместо проездных билетов им могут быть выданы деньги для оплаты проезда:

при наличии железнодорожного сообщения — по тарифу проезда в общем вагоне пассажирского (скорого) поезда;

при наличии только морского сообщения — по тарифу проезда в каютах IV категории судов транспортных линий;

при наличии только речного сообщения — по тарифу проезда на местах III категории судов транспортных линий;

при наличии только автомобильного сообщения — по тарифу проезда автобусом общего типа;

при наличии только авиационного сообщения — по тарифу проезда в салонах самолетов экономического (низшего) класса.

34. Освобождаемым от отбывания наказания осужденным, которые следуют к месту жительства на транспорте местного или пригородного сообщения, для приобретения проездных билетов выдаются деньги в соответствии с установленными тарифами.

35. В тех случаях, когда освобождаемые инвалиды и лица престарелого возраста, а также несовершеннолетние осужденные, не имеющие родителей, следуют в дома инвалидов или престарелых, в интернаты или к попечителям, они обеспечиваются билетами до места нахождения указанных учреждений или места жительства попечителей.

Материальная помощь освободившимся из мест лишения свободы может предоставляться на уровне регионов. Ее размер и способ получения нужно узнавать самостоятельно в общественных и государственных организациях.

Их адреса известны органам соцзащиты, полиции, администрации. Единовременного пособия в размере 850 рублей хватит мало на что, поэтому стоит рассмотреть и этот вариант.

Центры занятости субъекта РФ осуществляют следующие меры поддержки данной категории граждан:

  1. Выплата пособия по безработице в случае получения освобожденным статуса безработного. Выплачивается в течение 6 месяцев, размер пособия устанавливается государством.
  2. Помощь в поиске работы. Гражданину выдается база текущих вакансий и работодателей, в соответствии с уровнем его образования и стажа работы.
  3. Помощь в получении новой профессии. Прохождение курсов и смена квалификации осуществляется за счет государства.

Обращение в центр занятости гражданин может направить еще до момента освобождения, указав точную дату выхода на свободу. Для постановки на учет необходимо будет представить следующие документы:

  1. Паспорт
  2. СНИЛС
  3. ИНН
  4. Документы об образовании (при наличии)

Также центр занятости может запросить справку о доходах. Специалисты центра обязаны оказывать помощь в поиске работе всеми способами, входящими в их компетенцию.

Помощь в трудоустройстве освободившимся из мест лишения свободы предоставляется центром занятости. Туда нужно самостоятельно придти и встать на учет по безработице.

Пока специалисты будут подыскивать подходящую работу, освободившийся имеет право на получение пособия. Его размер зависит от региона проживания, периода работы, размера з/п и т.д. (нужно узнать самому).

Чтобы встать на учет, достаточно подготовить пакет документов и принести их в центр помощи в трудоустройстве. Это:

  • Паспорт;
  • Трудовая книжка;
  • Справка о заработке за последние 3 месяца на прежнем месте работы;
  • Документ об образовании или имеющейся квалификации – для тех, кто ранее не работал;
  • Страховое свидетельство и ИНН.

Полный перечень документов нужно узнать в ЦЗН по месту жительства.

Искать работу гражданин может и самостоятельно – через сайт или лично посещая учреждение. Новые вакансии представлены на информационных стендах.

Во время подачи документов необходимо написать заявление. После этого обратившийся получает статус безработного.

Каждые 2 недели ему предоставляют перечень организаций с открытыми вакансиями, которые ему необходимо посещать. Дважды в месяц человек отчитывается о предпринятых им действиях.

Иногда люди намеренно отказываются от работы и просят ставить отметки об отказе в их приеме на предоставленную должность, чтобы получать пособие.

Поскольку его размер невелик (разный в зависимости от региона и иных особенностей), лучше так не делать и цепляться за любую возможность устроиться на работу.

Размер пособия и другие выплаты

Оказавшись на свободе, бывший заключенный может обратиться за помощью в следующие учреждения:

  1. Фонд социальной защиты населения
  2. Центр занятости региона проживания
  3. Центр социальной адаптации
  4. Правозащитные организации
  5. Реабилитационные центры
  6. Фонды духовной поддержки
  7. Учреждение здравоохранения (в случае болезни или инвалидности).

Освобожденный гражданин может обратиться к участковому для получения разъяснения своих прав и содействия поиску соответствующих инстанции.

В некоторых регионах созданы общественные объединения и реабилитационные центры для данной категории граждан. Некоторые благотворительные фонды также оказывают материальную помощь и поддержку бывшим заключенным.

На территории России проводят работу по адаптации и помощи бывшим заключенным несколько специализированных реабилитационных центров.

Одним из крупнейших является «Дом Трудолюбия». Организация является некоммерческой и включает в себя 9 центров, расположенных в Воронежской, Белгородской, Курской, Брянской и Липецкой областях. Специалисты центра готовы помочь освобожденным гражданам из любого города. Центры предлагают проживание, питание и оплачиваемую трудовую деятельность. Существуют программы творческого, научного и социального развития личности.

в качестве приоритета осуществляет помощь как осужденным, так и освободившимся женщинам. Особое внимание и забота уделяется детям женщин этой категории, а также подросткам, имеющим судимость. Специалисты помогают решить вопросы с жильем и питанием, трудоустройством, реализацией права на получение пособий и выплат от государства.

Духовный фонд «Святителя Антония Смирницкого» действует в Воронежской области, но готов принять любого нуждающегося. Кроме решения материальных и бытовых условий организация предлагает программу духовного и социального развития.

На базе фонда для наркозависимых «Новая жизнь» готовы оказать помощь и осужденным гражданам. Организация помогает улучшить социальную адаптацию в обществе. Основным направлением помощи является психологическая поддержка.

Во всех регионах страны работают «Дома ночного пребывания», где можно получить койко-место и горячее питание. Учреждения готовы круглосуточно помочь нуждающимся.

Важно! Правительство утвердило план создания единой системы реабилитационных центров для бывших заключенных с целью улучшить социализацию данной категории граждан. В ряде регионов уже открыты и функционируют новые учреждения.

Граждане совершают преступления по разным причинам. Кто-то руководствуется корыстными мотивами, другими движет месть и ревность. Подавляющее большинство тяжких и особо тяжких правонарушений в РФ совершается под влиянием спиртных напитков. Студент первого курса или заводской фрезеровщик совершенно не мечтают провести несколько лет в колонии. Их жизнь навсегда ломают спиртные напитки. Бутылка водки, “полезное” красное вино и крепкое пиво лишают людей разума. Они совершают в пьяном угаре то, что никогда бы не сделали на трезвую голову.

Помните! Тюрьма меняет граждан не в лучшую сторону. В местах лишения свободы заключённый подвергается постоянному прессингу со стороны зеков и представителей администрации. Особенно тяжело приходится “первоходам”. Они совершенно не знают норм и правил тюремной жизни. Реальные уголовники часто отличаются от своих книжных и киношных прототипов. В тюрьме очень тяжёлая психологическая атмосфера и бытовые условия. Её выдерживают далеко не все, многие опускаются и сводят счёты с жизнью. Когда человек выходит на свободу “с чистой совестью”, он часто не может вернуться к нормальной жизни. Все двери для него закрыты, судимость не даёт устроится на нормальную работу и завести крепкую семью.

Хронические алкоголики, которые попадают в тюрьму, вынуждены отказаться от употребления спиртных напитков. Такая “камерная терапия” часто сопровождается тяжёлым абстинентным синдромом, который может быть причиной смерти заключённого. Некоторые любители алкогольной отравы умудряются употреблять спиртное и в МЛС. Его приносят за взятки коррумпированные работники колонии. Кто-то готовит алкоголь из подручных средств. Для этого нужно раздобыть дрожжи и любой органический субстрат. Когда зек выходит на свободу, он снова начинает сильно пить, чтобы “наверстать упущенное”. Длительный запой снова приводит его в камеру или в могилу. Бросить пить может один уголовник из десяти тысяч. “Кодекс блатного” не предполагает монашеской жизни.

Важно! Социальная реабилитация уголовников не является приоритетной задачей для государства. Эти люди считаются изгоями общества, их судьба особенно никого не заботит. Именно поэтому они снова попадают в криминально-алкогольную яму, причиняя ущерб собственному здоровью и экономике страны. Некоторые восстановительные центры для зависимых не очень охотно работают с ранее судимыми лицами. Руководители клиник считают, что спецконтингент может установить в палатах “тюремный режим”. Охотно сотрудничают с ранее судимыми лицами только сомнительные религиозные организации, которым нужны “бойцы духовного фронта”. Уголовник с головой уходит в новую веру и становится сектантским проповедником.

Нормальная жизнь предполагает полную трезвость, трудовую занятость и наличие прочных семейных отношений. Эта идеальная картина практически никогда не наблюдается в реальной действительности. Криминальный образ жизни обладает огромной притягательной силой, которая ведёт человека прямо в ад.

Права освободившихся указаны в 182-ой статье УИК РФ. Социальная помощь осужденным после освобождения направлена на их адаптацию, создание условий, которые будут способствовать их скорому возвращению к нормальной жизни и представляет собой денежные выплаты в определенном размере, бесплатные услуги, лекарства, расходы на еду, одежду и т.д.

Материальная помощь освободившимся из мест лишения свободы может предоставляться на уровне регионов. Ее размер и способ получения нужно узнавать самостоятельно в общественных и государственных организациях.

Их адреса известны органам соцзащиты, полиции, администрации. Единовременного пособия в размере 850 рублей хватит мало на что, поэтому стоит рассмотреть и этот вариант.

Поддержка освободившимся из мест лишения свободы не ограничивается только небольшой материальной помощью. Также действуют специальные реабилитационные центры, которые организованы волонтерами или местными властями.

В таких специализированных центрах социальной адаптации оказывают следующую помощь:

  • Обеспечение местом проживания – в среднем в таком реабилитационном центре можно проживать бесплатно до полугода.
  • Юридическая помощь.
  • Обеспечение предметами первой необходимости: одежда, предметы гигиены, постельное белье и так далее.
  • Питание.
  • Психологическая помощь.
  • Содействие в оформлении личных документов.

Адреса таких центров можно получить в органе социальной защиты, также информацию о них иногда размещают на сайтах муниципалитета.

Центры занятости субъекта РФ осуществляют следующие меры поддержки данной категории граждан:

  1. Выплата пособия по безработице в случае получения освобожденным статуса безработного. Выплачивается в течение 6 месяцев, размер пособия устанавливается государством.
  2. Помощь в поиске работы. Гражданину выдается база текущих вакансий и работодателей, в соответствии с уровнем его образования и стажа работы.
  3. Помощь в получении новой профессии. Прохождение курсов и смена квалификации осуществляется за счет государства.

Обращение в центр занятости гражданин может направить еще до момента освобождения, указав точную дату выхода на свободу. Для постановки на учет необходимо будет представить следующие документы:

При таких обстоятельствах на единовременную материальную помощь могут претендовать:

одинокие и неработающие пенсионеры;

одинокие инвалиды;

неполные семьи, включая ребенка, потерявшего родителя;

семьи, воспитывающие ребенка-инвалида;

сироты;

семейства, потерявшие своего кормильца;

родители с инвалидностью;

дети, чьим родителям не исполнилось 18 лет;

многодетные семейства;

семья, где ребенок (дети) обучается на дневном отделении ВУЗа;

дети, чьи родители отбывают наказание по судебному решению либо находятся в розыске.

Единовременные социальные выплаты для малообеспеченных на общих основаниях

Кроме того, существуют единовременные соцвыплаты для малообеспеченных на общих основаниях, без учета их положения:

Выплата при ранней постановке на учет при беременности сроком до 12-ти недель. Разовая помощь дается женщинам из малоимущих семейств при наличии соответствующей справки из женской консультации.

Выплата в последнем триместре беременности. Помощь полагается женам военнослужащих по призыву. Супруга военнослужащего может обратиться за пособием при прохождении мужем срочной службы либо его увольнении в запас по сроку до полугода до времени обращения за пособием.

Пособие при рождении ребенка. Суммы выплачиваются всем родителям, включая одиноких, с подтверждением справкой о неполучении вторым родителем такого пособия.

Денежные средства при усыновлении. Помощь выплачивается не позднее полугода после вступления в силу судебного решения об усыновлении (удочерении). Родители получают такую финансовую поддержку независимо от возраста ребенка.

От чего зависят выплаты?

Единовременная материальная помощь малоимущим семьям, производимая на обосновании этого статуса, зависит от законодательных региональных норм и возможностей местного бюджета и в разных областях ее варианты различны. Подобные выплаты производятся не повсеместно, на федеральном уровне такая разовая матпомощь не утверждена и решение о назначении принимается на местном уровне. В основном, веским условием получения рассматривается воспитание ребенка одиноким родителем (усыновителем), болезнь.

Адресная помощь доступна взрослым лицам. Подробно об этом конкретно следует узнавать у сотрудников местных отделений социальной защиты.

Как правило, поддержка может быть выделена семьям либо одинокому человеку, если:

у претендентов отсутствует собственное имущество;

у граждан нет статуса индивидуального предпринимателя;

неработающие и трудоспособные лица имеют официальную регистрацию безработных.

Размер материальной помощи малоимущим семьям

В связи с тем, что комплекс мер соцподдержки формируется на региональном уровне, размер единовременной материальной помощи малоимущим семьям твердо и фиксировано не определен. Помимо того, выплаты такого рода регион может не производить в силу отсутствия средств в бюджете, но во многих субъектах разовые финансовые меры все же предусмотрены.

Размер пособия может составлять до 15000 рублей для лиц, попавших в трудную ситуацию, и до 30000 рублей – при тяжелом материальном положении граждан.

Основным законодательным документом, который регулирует вопросы социальной поддержки на государственном уровне, служит Федеральный закон от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Этим регламентом определены критерии нуждающихся в мерах такого субсидирования, категории лиц, список льгот, на которые они могут рассчитывать. Законом установлено, что семейство, претендуя на разные преференции от государства, обязано подтвердить факт малообеспеченного уровня жизни.

Документ определяет понятие трудной жизненной ситуации как обстоятельства, усугубившие условия жизни и деятельности россиянина, с последствиями которых справиться самостоятельно он не в силах. Претендент на выплату должен представить доказательства ситуации финансовой нужды, наступившей по независящим от человека причинам – болезнь, травма, инвалидность, утрата имущества и пр.

Стремясь поддержать нуждающихся, государство определило ряд льгот поддержки: жилищные – в виде скидок на услуги; налоговые – как освобождение от налогообложения; образовательные – это приоритетное, внеконкурсное зачисление в высшие учебные заведения и еще один вид – денежные выплаты. Среди ежемесячных, ежегодных получаемых пособий, перечисляемых деньгами, существует и возможная единовременная материальная помощь малоимущим семьям.

Единовременное пособие малоимущим семьям в 2021 году выделяется на основании решения, которое выносит государственный орган социальной защиты населения. Для этого гражданину надо обратиться с заявлением в отделение, занимающееся проблемами малоимущих граждан по их месту проживания (пребывания). Чтобы реализовать право на получение денег, один из членов семьи обращается с заявлением лично либо доверяет действия законному представителю. Заявительный документ должен описывать трудности, вызвавшие обстоятельства обращения гражданина за финансовой помощью.

Чтобы получить единовременную денежную выплату, малоимущей семье (или гражданину) следует обратиться в соцзащиту по месту жительства. В большинстве регионов есть возможность подать документы и через многофункциональный центр (МФЦ), а в некоторых субъектах можно даже воспользоваться федеральным или региональным порталом Госуслуг.

Список документов может отличаться в зависимости от региона и конкретной ситуации, но обычно он включает в себя:

В интернете в последнее время начали муссироваться слухи о том, что в связи с непростыми событиями в России и мире малоимущие и пенсионеры могут получить выплату в 7000 рублей от соцзащиты.

К сожалению, эти слухи не соответствуют действительности. На самом деле выплата нуждающимся в 7000 рублей действительно ранее осуществлялась в некоторых регионах, например, в Ульяновской области.

  • Но, во-первых, данная выплата была региональной, а не федеральной, то есть полностью зависела от решения местных властей.
  • А во-вторых, даже в тех немногочисленных регионах, где она была введена, ее уже нельзя оформить, поскольку выплаты происходили разово, летом 2020 года, и в настоящее время их продолжение не планируется.

Таким образом, единовременная материальная выплата для малоимущих на федеральном уровне не предусмотрена. Но она может вводиться на усмотрение региональных властей.

Для получения права на единовременную помощь должны соблюдаться два ключевых условия:

  1. Семью должны в установленном порядке признать малоимущей.
  2. Она должна постоянно проживать в регионе, в котором она обращается за получением помощи, и в котором такая форма выплат предусмотрена местными нормативно-правовыми актами.

Также в регионах могут предъявляться дополнительные требования к претендентам: например, отсутствие недвижимости в собственности, отсутствие предпринимательского статуса и пр.

Из-за того, что решение о предоставлении единовременной материальной помощи формируется на местном уровне, размер такой поддержки не зафиксирован. Из практики он может составлять до 15000 р. для семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и до 30 000 р. при затруднительном материальном положении.

Уточнить, можно ли оформить в регионе проживания единовременную помощь, можно на сайте службы Соцзащиты.

Администрации учреждений, в которых осужденные отбывают наказание, заранее направляют уведомления в службу занятости и органы местного самоуправления по месту жительства об их планируемом освобождении.

Также указывают степень трудоспособности, профессиональные навыки, данные о наличии или отсутствии жилья. Те, в свою очередь, принимают меры по обеспечению лиц материальной помощью, работой и т.д.

Для получения поддержки заинтересованные лица должны обратиться за ней самостоятельно.

Те, кто имеют инвалидность 1-ой и 2-ой группы, а также мужчины и женщины, старше 60 и 55 лет соответственно направляются в организации, обеспечивающие стационарное социальное обеспечение (по личной просьбе).

Исправительные учреждения имеют и другие обязанности перед осужденными. Они должны обеспечить:

  1. Бесплатный проезд к месту жительства;
  2. Продуктами питания или денежными средствами на время следования к месту проживания;
  3. Одеждой с учетом времени года.

Дополнительно может быть выдано единовременное денежное пособие в размере 850 рублей (на чай и сигареты должно хватить). Все выплаты и иную помощь обеспечивает администрация учреждения, в котором находился осужденный.

А вот после прибытия в пункт проживания ему необходимо узнать адреса реабилитационных центров и обратиться туда за дополнительной помощью. Рекомендуется посетить администрацию, органы соцзащиты или отделение полиции и получить там необходимую информацию.

Права освободившихся указаны в 182-ой статье УИК РФ. Социальная помощь осужденным после освобождения направлена на их адаптацию, создание условий, которые будут способствовать их скорому возвращению к нормальной жизни и представляет собой денежные выплаты в определенном размере, бесплатные услуги, лекарства, расходы на еду, одежду и т.д.

Согласно 7-ой статьи ФЗ №178 за выплатами могут обратиться люди, чей доход ниже величины прожиточного минимума. Для этого нужно придти в органы соцзащиты по месту проживания или регистрации и написать заявление. Понадобится паспорт, справка о доходах, копия трудовой книжки и иные документы, запрашиваемые учреждением.

Помощь в трудоустройстве освободившимся из мест лишения свободы предоставляется центром занятости. Туда нужно самостоятельно придти и встать на учет по безработице.

Пока специалисты будут подыскивать подходящую работу, освободившийся имеет право на получение пособия. Его размер зависит от региона проживания, периода работы, размера з/п и т.д. (нужно узнать самому).

Чтобы встать на учет, достаточно подготовить пакет документов и принести их в центр помощи в трудоустройстве. Это:

  • Паспорт;
  • Трудовая книжка;
  • Справка о заработке за последние 3 месяца на прежнем месте работы;
  • Документ об образовании или имеющейся квалификации – для тех, кто ранее не работал;
  • Страховое свидетельство и ИНН.

Полный перечень документов нужно узнать в ЦЗН по месту жительства.

Искать работу гражданин может и самостоятельно – через сайт или лично посещая учреждение. Новые вакансии представлены на информационных стендах.

Во время подачи документов необходимо написать заявление. После этого обратившийся получает статус безработного.

Каждые 2 недели ему предоставляют перечень организаций с открытыми вакансиями, которые ему необходимо посещать. Дважды в месяц человек отчитывается о предпринятых им действиях.

Иногда люди намеренно отказываются от работы и просят ставить отметки об отказе в их приеме на предоставленную должность, чтобы получать пособие.

Поскольку его размер невелик (разный в зависимости от региона и иных особенностей), лучше так не делать и цепляться за любую возможность устроиться на работу.

Рассмотрим ситуацию на примере.

Курочкин Э. В..обратился 10.07.2019 года к руководителю с заявлением о выплате матпомощи в сумме 50 тысяч рублей.

12.07.2019 руководителем ООО Весенний день» было принято решение выплатить матпомощь в полном объеме.

Бухгалтер произвел начисление и перечислил, одновременно отразил матпомощь в налоговой отчетности.

ВАЖНО! С 2021 года применяется новая форма справки 2-НДФЛ. Заполнение устаревшего формата не допустимо.

Суммы, выплачиваемые в форме материальной помощи, не входят в состав фонда оплаты труда. Они не носят стимулирующего характера и не являются обязательными. Назначение таких выплат осуществляется по заявлению работников при условии, что работодатель согласен и финансово способен оказать материальную поддержку члену своего трудового коллектива.

Также стоит заметить, добровольная попытка переквалифицировать данный вид выплат под вторую категорию обязательно повлечет за собой ответственность за подобные действия. Потому, если финансовое вознаграждение не носит характера соцподдержки, следует в полном объеме облагать данные суммы налогами и требуемыми страховыми взносами, также можно включить в расходы, направленные на оплату труда.

Любая система оплаты труда (СОТ) заключает в себе размеры ставок или окладов, премиальных, доплат компенсационного характера. Последнее во многом относится к работе в условиях, которые отличаются от установленных норм. К тому же СОТом предусмотрены системы стимулирующих надбавок, а также способы премий, которые устанавливаются коллективными соглашениями, различными нормативными актами. Все это указано в трудовом законодательстве. СОТ различных работодателей может значительно расходиться в собственной специфике, но пока она находится в рамках закона, система будет полностью правомерной.

Рассчитывайте зарплату, отпускные и другие виды начислений в Упрощенка 24/7. Программа ведет налоговый, бухгалтерский и кадровый учет и готовит первичные документы и отчетность в один клик. Войдите в программу и получите годовой бесплатный доступ с автоматическими обновлениями. Для пользователей доступна консультация по всем бухгалтерским вопросам 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Имейте в виду, что материальная помощь не учитывается в расходах по налогу на прибыль (п.23 ст.270 НК РФ). Учет матпомощи в целях налогообложения прибыли не зависит ни от того, за счет каких средств она выплачивается, ни от того, предусмотрена ли ее выплата трудовым (коллективным) договором или локальным нормативным актом.

Поводом для назначения матпомощи может, в частности, стать:

  • рождение ребенка;
  • свадебное или другое торжество;
  • тяжелое материальное положение;
  • смерть члена семьи сотрудника;
  • траты на лечение;
  • ремонт;
  • отпуск;
  • помощь пострадавшим от последствий чрезвычайного происшествия (пожара, теракта, стихийного бедствия и т.п.).

Налоговым кодексом в ст. 217 материальная помощь выделена в категорию выплат, которые частично или полностью не включаются в базу налогообложения НДФЛ.

Материальная помощь не влияет на размер обязательств по налогу на прибыль – сумма этой выплаты присутствует в перечне издержек, не учитываемых при налогообложении (п. 23 ст. 270 НК РФ).

Материальная помощь, не облагаемая налогом в 2021 году, не может превышать 4000 рублей, причем, в каждом календарном году (п. 28 ст. 217 НК РФ). Эта норма действует при назначении материальной поддержки сотруднику от работодателя, необлагаемый лимит сохраняется и в отношении единовременных выплат бывшим работникам, причиной увольнения которых стал выход на пенсию по возрасту или в связи с присвоением им статуса инвалида. НДФЛ при этом исчисляется из суммы, оставшейся после вычета налоговой льготы (4000 руб.).

Полное освобождение от налога предусмотрено для случаев материальной поддержки работника (бывшего работника на пенсии) при его лечении или закупке медпрепаратов для его близких родственников (п. 10 ст. 217). Льгота действует при условии, что закупка медикаментов подтверждена документально и препараты были назначены врачом, а выплата произведена из чистой прибыли компании.

Полностью и без ограничений освобождаются от налогообложения и выплаты, связанные с материальной поддержкой пострадавших или членов семей погибших в результате произошедшего стихийного бедствия либо по причине другого чрезвычайного обстоятельства (п. 8.3 ст. 217 НК РФ), а также пострадавшим вследствие террористического акта в РФ, или членам семей погибших от него (п. 8.4 ст. 217 НК РФ). В этих случаях получателями матпомощи могут быть не только работники организации.

К материальной помощи, не облагаемой налогом, при условии ее единовременной выплаты, относится помощь:

  • в связи со смертью работника (в т.ч. вышедшего на пенсию) – единовременная выплата производится в пользу его родственников (п. 8 ст. 217);
  • в случае смерти близких родственников сотрудника при условии подтверждения степени родства (супруг, ребенок, родитель – ст. 2 Семейного кодекса), если близость родства не будет документально подтверждена, с единовременной выплаты удерживается НДФЛ в полном объеме, на всю сумму начисляются страховые взносы;
  • единовременная матпомощь при рождении (усыновлении) ребенка в течение первого года его жизни – не облагается НДФЛ до 50 000 руб.

Первое, на что надеются люди, которые были вынуждены оставить свою страну и искать убежища в другой – защита и кров. Затем остро встает вопрос материального обеспечения, медицинского обслуживания, трудоустройства. Наконец, беженец и его семья могут получить ВНЖ и в отдельных случаях даже гражданство России. Но для этого сначала необходимо стать официальным беженцем и получить соответствующее удостоверение.

Выдача всех пособий и компенсаций осуществляется из федерального бюджета. Различий между приезжими из Украины и других конфликтных стран нет. Размеры обозначены законодательно правительством РФ, и для всех они едины.

Выплачиваются:

  • Ежедневное пособие;
  • Однократное пособие.

Кроме того, беженцам положены:

  • Компенсация проезда;
  • Предоставление жилья;
  • Бесплатное профессиональное обучение;
  • Помощь в трудоустройстве;
  • Услуги переводчика;
  • Медицинская помощь;
  • Льготные лекарства.

Чтобы оформить все льготы и пособия и получить компенсации, необходимо обратиться ГУВМ. Региональные отделы занимаются всеми вопросами выплат и предоставления льгот. Здесь же можно подать ходатайство для получения единовременного пособия на выданном бланке.

Кстати. Рассматривать обращение будут сутки. После этого заявителю дается справка-разрешение на получение денежных средств с указанием банка выдачи.

Действительна справка семь дней, поэтому все причитающиеся выплаты необходимо забрать из банка в течение этого срока.

Рассчитывать на разовое пособие может лишь беженец, подавший ходатайство о признании его таковым и получивший свидетельство о рассмотрении статуса.

Если лица особо нуждающиеся и претендуют на материальную помощь в исключительном порядке, они могут подавать заявление о помощи только после вручения им свидетельства.

В случаях, являющихся исключительными, несмотря на отсутствие законных материальных выплат, региональным властям дано право принимать решения о материальной помощи.

  1. Кроме предоставления жилого помещения до момента найма, беженцам может полагаться компенсация, если они снимают или приобретают жилье самостоятельно (по усмотрению региональной власти);
  2. Также людям помогают в трудоустройстве. Причем прохождения квалификационного экзамена не требуют даже у тех, кто приехал в Россию без трудовой книжки и документов об образовании;
  3. Детям беженцев без очереди помогают поступить в детский сад, школу, лицеи, колледжи и институты;
  4. Взрослым, которые по каким-либо причинам не могут работать по своей специальности, предлагают бесплатную переквалификацию.

2.1. Единовременная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье попечителя, приемных родителей, патронатных воспитателей, в связи с достижением возраста 18 лет — 24 888

2.2. Единовременная денежная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, поступившим на обучение по очной форме обучения за счет средств бюджета города Москвы по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих — 21 403, из них:

2.2.1. единовременное денежное пособие — 12 444

2.2.2. единовременная денежная компенсация в целях приобретения одежды и обуви — 8 959

2.3. Единовременная денежная выплата детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, по окончании обучения в образовательной организации по очной форме обучения за счет средств бюджета города Москвы по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих (за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по указанным образовательным программам за счет средств бюджета города Москвы), — 82 355 из них:

2.3.1. единовременное денежное пособие — 12 444

2.3.2. денежная компенсация для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования — 69 911

3.1. Именные стипендии Правительства Москвы студентам государственных образовательных организаций высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и расположенных на территории города Москвы, частных образовательных организаций высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и расположенных на территории города Москвы — 6 500

5.1. Ежемесячная городская денежная выплата при условии, что денежный доход гражданина не превышает одного миллиона восьмисот тысяч рублей в год — 1 096

5.2. Ежемесячная денежная компенсация абонентам телефонных сетей на оплату услуг местной телефонной связи, предоставляемых на территории города Москвы — 264

6.1. Доплата к пособию по безработице — 850

6.2. Материальная помощь в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице — 850

6.3. Единовременная материальная помощь в случае смерти члена семьи безработного, а также одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного — 4 900

6.4. Доплата к стипендии в период прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости населения города Москвы — 850

6.5. Единовременная материальная помощь в период прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости населения города Москвы в случае смерти члена семьи, а также одному из членов семьи гражданина, проходящего обучение, в случае смерти самого гражданина — 4 900

6.6. Стипендия гражданам в возрасте 50 лет и старше, обучающимся в рамках программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан в возрасте 50 лет и старше в городе Москве до 2024 года — 12 130

6.7. Стипендия женщинам, имеющим детей дошкольного возраста, обучающимся в рамках программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, имеющих детей дошкольного возраста — 12 130

7.1. Денежные премии лицам, награжденным знаком отличия «За заслуги перед Москвой» — 500 000

7.2. Денежные премии лицам, награжденным знаком отличия «За безупречную службу городу Москве» — 300 000

7.3. Денежные премии лицам, которым присвоено почетное звание города Москвы по профессии — 250 000

7.4. Денежные премии лицам, награжденным Почетной грамотой Правительства Москвы — 250 000

7.5. Денежные премии лицам, которым объявлена Благодарность Мэра Москвы — 200 000


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *