ООО для грузоперевозок 2021 с НДС
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ООО для грузоперевозок 2021 с НДС». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Чтобы понять, на какой вид налогообложения лучше перейти после отмены ЕНВД, рассмотрим предприятие из сферы грузоперевозки, зарегистрированное в Санкт-Петербурге. Рассчитаем для него налоги на разных режимах. Делать расчёт будем исходя из таких параметров:
- доход в год – 18 000 000 рублей;
- затраты в год – 11 500 000 рублей (расходы на персонал, топливо, ремонт, стоянку и прочие);
- количество единиц транспорта – 5;
- количество работников – 6;
- расходы на страховые взносы за сотрудников в год – 550 000 рублей (входят в состав затрат).
Взносы за работников указаны отдельно, поскольку для УСН Доходы, а с 2021 года и для ПСН, предусмотрен вычет на их сумму. Он равен размеру уплаченных отчислений, но не более 50% от суммы налога.
Если бизнес ведёт ИП, к вычету добавляются и его собственные взносы. В 2021 году это 40 874 рубля + 1% от суммы дохода свыше 300 000 рублей. Для чистоты эксперимента будем считать, что они не вошли в состав расходов.
Теперь рассмотрим разные режимы и решим, какой выбрать, когда отменят ЕНВД для ИП и компаний сферы грузоперевозки.
Ооо для грузоперевозок 2021 с ндс
Сведём в таблицу все данные, которые рассчитали выше для спецрежимов.
Таблица. Сравнение фискальной нагрузки на разных режимах для грузоперевозок (в рублях)
Налог | Взносы | Всего | |
---|---|---|---|
Организация | |||
УСН Доходы | 540 000 | 550 000 | 1 090 000 |
УСН Доходы-расходы | 975 000 | 550 000 | 1 525 000 |
ИП | |||
УСН Доходы | 540 000 | 655 874 | 1 307 874 |
УСН Доходы-расходы | 975 000 | 652 874 | 1 627 874 |
Патент | 120 000 | 627 874 | 747 874 |
Из таблицы видно, на какой режим оптимально перейти нашему предприятию, когда отменят ЕНВД. Если это ИП, ему лучше купить патент. Организации же для грузоперевозок больше подходит УСН со ставкой налога 6% с дохода, чем 15% с разницы между доходом и расходами.
Однако следует понимать, что расчёт этот условный, ведь он основан на примерных данных, хотя и приближённых к реальным. Поэтому перед решением вопроса о том, чем заменить ЕНВД для ИП или организации после отмены вменёнки для грузоперевозки, следует повторить этот расчёт уже исходя из собственных показателей выручки и затрат. Кроме того, важно учитывать специфику регионального законодательства, ведь некоторые параметры налоговых режимов в разных субъектах РФ могут существенно различаться.
эт ясный пень, но одно дело — рассматривать свои шансы в суде, другое — считать, сколько возможно придется провести времени без денек, пока по суду не отобьешь и как эти риски компенсировать в цене, третье — рассказывать контрагенту о том что будет и как будет
- ставку 0% применяют при экспортируемых товарах;
- в список 10% входят (продовольственные товары, детские товары, книжки и печатная продукция, медицинские изделия и лекарства);
- во всех остальных случаях применяется ставка 18%.
С 01.10.2021 не нужно представлять документы, если ранее вы подавали их для подтверждения ставки 0% за предыдущие периоды. Вместо них следует подать уведомление с указанием реквизитов документа, которым были представлены подтверждающие документы, и налогового органа, в который они были поданы.
- при международной грузоперевозке (кроме перевозки российскими железнодорожными перевозчиками) нулевую ставку подтвердите (пп. 2.1 п. 1 ст. 164, п. 3.1 ст. 165 НК РФ):
В такой ситуации не рекомендуем принимать налог к вычету. Поскольку не выполняется одно из условий для вычета НДС — наличие правильно оформленного счета-фактуры. Счет-фактура не является правильно оформленным, если в нем указана неверная ставка и сумма НДС (п. п. 2, 5 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ, Письмо Минфина России от 25.04.2021 N 03-07-08/124, п. 7 Приложения к Письму ФНС России от 07.07.2021 N СА-4-7/12211@, Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2021 N 13893/08).
Исполнитель, в свою очередь должен своевременно подать транспортное средство в пригодном для погрузки состоянии. Во время доставки, перевозчик несет ответственность за сохранность груза, обязан доставить груз в срок и по указанному адресу.
Компания, которая отправляет груз, должна его предоставить к назначенному времени, в соответствующей таре, или без, если этого не требуется. Водитель от грузоотправителя получает необходимые документы, перечисленные выше. После этого происходит погрузка, грузоотправитель должен проконтролировать это процесс, если это необходимо и оговорено соглашением. Это предотвратит недоразумения, если произойдет порча груза. А также позволит предъявлять финансовую компенсацию в соответствующих ситуациях.
Однако, не стоит забывать, что инвестирование – это не благотворительность. Взамен вложенных средств новые участники могут потребовать значительную долю в вашей организации. Поэтому прежде чем обращаться к инвесторам, лучше сначала все хорошенько обдумать.
Переоценивать значимость выбора организационно-правовой формы не стоит. Самое главное – начать свой бизнес, а его форма – это по сути всего лишь договор с государством, на условиях которого вы соглашаетесь вести предпринимательскую деятельность.
Характерная черта рынка автомобильных грузовых перевозок — это полный хаос! Там, где должен быть порядок. По разным источникам, это порядка 1,5 млн транспортных средств на всю страну. Первые всегда лояльны с точки зрения формирования цены и могут позволить, скажем, обратный рейс забрать по себестоимости. Зато вторые четко работают по утвержденному прейскуранту компании.
Вячеслав Перевалов. Предыдущая статья Следующая статья. Рассылка Rusbase. Агрегатор новостей 24СМИ. События Возможности Мы в соцсетях RB в Facebook. RB во ВКонтакте. RB в Одноклассниках. RB в Telegram Telegram канал rusbase.
- База знаний
- Как заполнить отчеты
- Форматы первичных документов
- Электронные трудовые книжки
- Электронные больничные
- Как перевести офис на удаленную работу
- Что важно знать о 54-ФЗ
- ЭДО и как он работает
- Как ИП участвовать в тендерах
- Электронный аукцион по 44-ФЗ
- Что такое и как открыть спецсчет
Часто перевозчики оказывают услуги по размещению рекламы снаружи и внутри автомобиля. В этом случае организациям подойдет только УСН — и для грузоперевозок, и для рекламы.
У предпринимателей есть выбор. Для перевозок подходит патент — важно лишь соблюдать лимиты, о которых мы писали выше. Какая налоговая система подойдет для размещения рекламы — зависит от законодательства в вашем регионе.
С 2021 года регионы могут включать в список видов деятельности по патенту новые направления (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Если в вашем регионе разрешат применять ПСН при размещении рекламы на внешних и внутренних поверхностях транспортных средств, то вы сможете работать на патенте по этому виду деятельности. Если же нет, придется с рекламой работать на УСН, а с перевозками на патенте и совмещать режимы.
Перевозчик может стать самозанятым: это доступно для ИП и физлиц. По налогу на профессиональный доход есть ограничения:
- лимит по выручке в год — до 2,4 млн рублей;
- работать можно строго без сотрудников;
- нельзя совмещать НПД с другими системами налогообложения.
Для работы на НПД достаточно скачать приложение “Мой налог”: оно формирует чеки для клиентов и рассчитывает налог. Сдавать отчетность на этом режиме не придется.
С 2021 года совмещение доступно только для ИП: УСН + патент и ОСНО + патент. Это вполне рабочие варианты для перевозок, если ИП занимается еще одним или несколькими видами деятельности. При такой работе нужно вести раздельный учет по деятельности на каждом режиме и следить за соблюдением ограничений.
При работе на УСН + патент придется следить за лимитами, чтобы не “слететь” с патента полностью на упрощенку:
- выручка по всей деятельности не должна превышать 60 млн рублей;
- в деятельности по патенту должно работать не больше 15 человек, а всего по предприятию — не более 130 сотрудников, при этом если работник занят одновременно в двух видах деятельности, придется отнести его к патенту;
- остаточная стоимость основных средств по всему предприятию не должна превышать 150 млн рублей.
При совмещении ОСНО + патент следить придется только за лимитами по патенту:
- выручка по ПСН — не более 60 млн рублей в год;
- не более 15 сотрудников, занятых по патенту.
Если предприниматель нарушает указанные лимиты, он должен перевести всю деятельность на свой базовый налоговый режим (УСН или ОСНО) с начала того периода, на который куплен патент. Если ИП покупает в течение года несколько патентов, например, каждый месяц, то при нарушении лимитов, перейти полностью на упрощенку или ОСНО нужно с начала действия того патента, при котором лимиты были нарушены.
Сравнение налогов ИП и ООО в 2021 году: памятка для начинающего предпринимателя
Вторая обязательная статья расходов предприятия — страховые взносы. Все работодатели обязаны перечислять их ежемесячно с выплат заработной платы своим сотрудникам, работающим по трудовым договорам. В 2021 году для малого бизнеса действуют такие тарифы:
- на пенсионное страхование — 22% от размера заработной платы в пределах МРОТ или 10%, если сумма выплат больше;
- на медицинское страхование — 5,1% от размера заработной платы в пределах МРОТ или 5%, если сумма выплат больше;
- на социальное страхование — 2,9% от размера заработной платы в пределах МРОТ, если сумма выплат больше, то взнос не платится.
ИП и компании, которые не были внесены в реестр субъектов малого и среднего бизнеса должны платить взносы по стандартной ставке — без учета величины МРОТ. Если наемные работники оформлены по гражданско-правовым договорам, то работодатель обязан делать отчисления только на пенсионное и медицинское страхование.
ИП, работающий без наемного персонала, в любом случае обязан выплачивать страховые взносы за себя в фиксированном размере — 40 874 рубля за год, независимо от того, велась ли деятельность ИП за прошедший период и какой доход получен. У ООО здесь преимущество — если организация в прошедшем налоговом периоде не работала и не выплачивала заработную плату сотрудникам, то и делать отчисления в бюджет не нужно.
Кроме налогов, которые оплачиваются в рамках выбранной системы, предприятие в зависимости от особенностей своей деятельности может уплачивать также:
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- акцизный сбор;
- сбор за пользование биологическими ресурсами;
- транспортный налог;
- торговый сбор и другие отраслевые отчисления в бюджет.
Суммы этих взносов должны рассчитываться ФНС самостоятельно, для этого используются данные из разных государственных реестров. Предпринимателю приходит уведомление с размером налога и реквизитами для оплаты.
Налог на добавленную стоимость должны уплачивать компании и ИП, которые выставляют счета с выделением данного вида сбора. В общем случае ИП на любом из спецрежимов освобождены от уплаты НДС.
ОСНО — это базовый для ИП и ООО налоговый режим. Его главное преимущество в том, что бизнес не ограничен в каких-либо сферах деятельности, организационно-правовой форме, числе сотрудников, размере доходов и т. д. При этом общая система налогообложения предполагает большой объем отчетности и отчислений в бюджет.
Предприятию не нужно специально переходить на ОСНО — система налогообложения применяется автоматически после регистрации ИП или ООО.
Налогообложение ИП и компаний на ОСНО представлено в таблице:
ООО |
ИП |
|
Объект налогообложения |
Доходы минус расходы |
|
Налог и ставка |
Налог на прибыль 20% |
НДФЛ 13% |
НДС |
0-20% |
|
Сферы деятельности |
Нет ограничений |
Есть ограничения на некоторые ОКВЭД, например, запрещено продавать некоторые подакцизные товары |
Число сотрудников |
Нет ограничений |
|
Доход за год |
Нет ограничений |
Компании и ИП также должны оплачивать водный, транспортный, земельный и другие виды налогов, если соответствующие ресурсы используются в предпринимательской деятельности. Ставка налога утверждается в каждом регионе отдельно.
УСН — самая популярная система среди малого бизнеса. Особенно часто ее выбирают индивидуальные предприниматели, поскольку данный налоговый режим освобождает от сложного бухгалтерского учета, высокой налоговой нагрузки и многих обязательных отчетов в своей деятельности. Предприниматели и ООО на УСН обязаны соблюдать лимиты по количеству персонала, величине дохода за год и ограничены в выборе видов деятельности.
УСН объединяет два варианта налогообложения: «Доходы» и «Доходы минус расходы». За счет этого предприниматель может еще лучше оптимизировать расходы на налоги.
Налогообложение ООО и ИП на упрощенной системе налогообложения «Доходы» представлено в таблице:
ООО |
ИП |
|
Объект налогообложения |
Сумма всех поступивших доходов за период |
|
Налог и ставка |
Единый налог 6% (ставка может снижаться по решению местных властей). Единый налог 8% — на время переходного периода при превышении лимитов |
|
НДС |
Не является плательщиком (кроме отдельных случаев) |
|
Сферы деятельности |
Любые ОКВЭД, кроме видов деятельности из перечня в ст. 246.12 Налогового кодекса РФ |
|
Число сотрудников |
До 130 человек |
|
Доход за год |
До 200 млн рублей |
Если выбран налоговый режим УСН «Доходы минус расходы», то налогообложение организаций и предпринимателей будет выглядеть так:
ООО |
ИП |
|
Объект налогообложения |
Сумма всех поступивших доходов за налоговый период минус расходы |
|
Налог и ставка |
Единый налог 15% (тариф может снижаться по решению региональных властей). Единый налог 20% — на время переходного периода при превышении лимитов |
|
НДС |
Не является плательщиком (кроме отдельных случаев) |
|
Сферы деятельности |
Любые ОКВЭД, кроме видов деятельности из перечня в ст. 246.12 Налогового кодекса РФ |
|
Число сотрудников |
До 130 человек |
|
Доход за год |
До 200 млн рублей |
Какие транспортно-экспедиционные услуги с 1 января 2021 г. не облагаются НДС
Если планируется открытие небольшого бизнеса, где клиентами будут физические лица и предприниматели, то однозначно стоит выбрать ИП на УСН или ПСН. В этом случае минимум рисков наделать ошибок в документации и опоздать с подачей отчетности. К тому же здесь минимальная налоговая нагрузка и достаточно большой выбор видов деятельности, подпадающих под эти налоговые режимы.
Также стоит выбирать ИП на УСН или ОСНО, если работа будет связана с розничной торговлей и оказанием услуг компаниям и населению. Если бизнес наберет большие обороты, то всегда можно будет открыть ООО, а если нет, то зарегистрированное как ИП неликвидное предприятие гораздо легче закрыть или приостановить его деятельность.
Когда предприниматель хочет сразу инвестировать большие средства в развитие бизнеса и работать с крупными организациями, то необходимо выбирать вариант ООО на ОСНО.
Можно ли применять налоговый режим — это зависит от организационно-правовой формы, выручки, наличия работников и их численности, видов деятельности и других условий. Так, для применения УСН установлены лимиты по выручке и численности работников, стоимости основных средств, доле участия организаций в уставном капитале.
ИП оказывает в Москве бытовые услуги — ремонтирует одежду, обувь, металлические изделия и делает ключи. Его годовая выручка — 2 500 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 416,67 тыс. рублей), расходы — 1 400 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 150 тыс. рублей), из них учитываемые при УСН — 1 300 тыс. рублей. У него один работник с зарплатой 40 тыс. рублей в месяц.
Рассмотрим 5 режимов налогообложения и определим, какой из них будет выгоднее.
На ОСНО доходы и расходы для определения налоговой базы по НДФЛ берутся без НДС. Налоговая база составит 2 083 333 — 1 250 000 = 833 333 рубля, а сумма налога 13 % от неё — 108 333 рубля. НДС к уплате составит 266 667 рублей = 416 667 — 150 000.
Определим сумму страховых взносов.
Страховые взносы за работника составят 12 × (12 392 × 30,2 % + (40 000 — 12 392) × 15,2%) = 95 265,60 рублей за год, где:
- 12 — количество месяцев;
- 12 392 — МРОТ на 2021 год;
- 30,2 % — совокупный тариф взносов (включая травматизм);
- 15,2 % — совокупный пониженный тариф взносов с выплат сверх МРОТ.
«За себя» ИП уплатит взносы в фиксированном размере — 40 874 рубля, а также «переменную» часть в ПФР — 1 % × (833 333 — 300 000) = 5 333,33 рубля.
Сумма взносов за работника и фиксированных взносов ИП «за себя» будет одинаковой во всех вариантах.
Налогообложение ООО в 2021 году
Расходы для целей исчисления налога не учитываются, поэтому налоговая база равна сумме доходов — 2 500 000 рублей, а рассчитанная сумма налога равна 6 % от неё — 150 000 рублей.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 рублей. При этом налог, исчисленный при применении УСН, можно уменьшить на величину страховых взносов, но только на 50 %. В итоге сумма взносов «к зачёту» составит 75 000 рублей.
База для исчисления налога — сумма размеров потенциально возможного годового дохода по каждому из видов деятельности. В данном случае их три, по каждому из них этот размер составляет 660 000 рублей. Значит, налог составит 6 % × (660 000 × 3) = 118 000 рублей. Нельзя учитывать расходы, но с 2021 года можно уменьшить налог на величину страховых взносов за себя и работников.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 руб.
Налог можно уменьшить только на 50 %. Поэтому оплатить патент нужно в размере 59 400 рублей.
- ликвидация ЕНВД
- введение «промежуточных» ставок по УСН
С начала 2021 года льготы получили компании IT-сферы: ставка по налогу на получаемую ими прибыль уменьшена до 3%; увеличено число льгот по страховым взносам.
Всеми этими бонусами компания сможет воспользоваться в том случае, если у неё имеется государственная аккредитация.
Постановление Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 должно в корне изменить сложившуюся практику указания в 10-ой графе транспортной накладной экспедитора, с которым у грузовладельца заключен договор в качестве перевозчика. Причин изменений две:
- уточнено понятие “водитель” — это лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
- Приложением № 4 к ППГАТ 2021 изменена форма транспортной накладной; теперь в ней нашлось место для указания сведений об экспедиторе, а также появилась необходимость указания типа владения транспортным средством — собственность, аренда или лизинг.
Законодатель как бы настойчиво говорит: указывайте в накладных фактического перевозчика, после которого нет другого контрагента-участника перевозки. Цель такой определенности вполне понятна — фискальные органы хотят иметь четкое представление кто является конечным получателем платежа за перевозку, чтобы остальные участники не могли применять льготные режимы налогообложения или уменьшать налог на прибыль списанием горюче-смазочных материалов и приобретением запчастей.
Похоже, что государство всерьез намерено контролировать движение денег по всем перевозкам. Для честных предпринимателей, работающих без применения серых и черных схем ухода от уплаты налогов, изменения практически никак не скажутся на деятельности. Указание в качестве перевозчика владельца транспорта применяется в международных грузовых автоперевозках — в CMR перевозчик ставит свой штамп, подтверждая прием груза у отправителя и никому от этого хуже не становится.
Нет. Верховный Суд РФ дважды высказался по этому поводу: требовать оплату перевозчик может только у лица, с которым у него заключен договор (п. 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции; п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26).
Однако следует учитывать, что если между грузовладельцем и перевозчиком будет существовать только один посредник, это уменьшит количество неплатежей. Причина тому проста — сложность процедуры заключения договоров с крупными грузовладельцами. Таким образом, “первый” экспедитор будет заинтересован в сохранении отношений с перевозчиками и своевременной оплате их услуг. В свою очередь перевозчик может рассчитывать на успешное взыскание задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами при обращении в суд — ведь его контрагентом с большей долей вероятности будет не фирма-однодневка, а организация, которая непосредственно заинтересована в продолжительном существовании, ликвидация которой ударит по доходам бенефициаров.
Таким образом, в среднесрочной перспективе вполне возможно уменьшение неплатежей в сфере грузовых автоперевозок.
Раскрытие информации о фактических перевозчиках в транспортной накладной может спровоцировать у грузовладельцев желание работать с перевозчиками напрямую. Но оправданы ли опасения экспедиторов потерять клиентов из-за этого? На мой взгляд это маловероятно.
- Процедура заключения договора с более-менее крупным грузовладельцем достаточно длительная, и это не подходит перевозчикам, работающим в режиме “ищу загрузку когда освободился”.
- Основная часть перевозчиков в России — небольшие организации или предприниматели с автопарком до 15 единиц. Этого количества не хватит для закрытия потребности в автотранспорте любого относительно крупного грузовладельца. Грузовладельцу проще заключить договоры с 4-5 экспедиторами, чем с тысячами перевозчиками.
- Применяемое крупными грузовладельцами контрактование, то есть закрепление за экспедитором определенного количества перевозок по фиксированной цене, которые он обязан выполнить. За невыполнение условий контракта — штраф.
- НДС. Большинство перевозчиков не применяет общую систему налогообложения, следовательно, грузовладелец не может возместить налог на добавленную стоимость.
- Наработанная дебиторская задолженность позволяет производить зачет любых нарушений условий договора, начиная от опозданий и срывов погрузок, заканчивая полной утратой груза при перевозке. При перевозке грузов каждый раз с новым перевозчиком дебиторской задолженности образоваться неоткуда, следовательно, взыскивать штрафы и убытки придется в судах, что значительно увеличит нагрузку на юридические подразделения.
Кроме того нужно понимать, что и до принятия новых Правил перевозки грузов грузовладелец всегда мог узнать фактического перевозчика — достаточно было спросить у водителя телефон работодателя. Однако грузовладельцы предпочитали не создавать себе лишние трудности и работали с экспедиторами.
Больше всего вопросов после вступления в силу новых Правил перевозки грузов возникает касательно порядка заполнения основного перевозочного документа — транспортной накладной. В этом разделе будет произведен разбор этих вопросов. Если вопросы все-таки останутся — задавайте их в комментариях после текста статьи либо через форму обратной связи.
Резюмирую основные моменты, которые необходимо учитывать при заполнении транспортных накладных после 2021 года:
- если перевозку организует экспедитор, то именно он должен быть указан в графе 1 «Грузоотправитель» с проставлением соответствующей отметки в чекбоксе «Является экспедитором»;
- клиент экспедитора, заключивший договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, указывается в графе 1а;
- в разделе 10 «Перевозчик» указываются сведения о фактическом перевозчике, владеющим транспортным средством по праву собственности, аренды или лизинга (тип владения указывается в графе 11) и имеющем трудовые или гражданско-правовые отношения с водителем.
Не все грузовладельцы осознают важность правильного оформления транспортных накладных, однако, если продолжать оформлять их по-старому, у экспедитора и грузовладельца возникают реальные риски привлечения к налоговой и даже уголовной ответственности. У многих экспедиторов договорами предусмотрена обязанность контролировать правильность заполнения транспортных документов. Вы можете скачать шаблон письма и направить его своим клиентам. Письменное уведомление с предупреждением о рисках действует убедительнее, чем просто разговор по телефону.
При выдаче транспортной накладной экспедитором, клиент должен получить документ, подтверждающий принятие груза экспедитором (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”). Таким документом, в силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 “Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности”, является экспедиторская расписка. Форма бланка экспедиторской расписки и других экспедиторских документов установлена Приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23 “Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов”.
Неприменение экспедиторских документов в правоотношениях между клиентом и экспедитором может повлечь отказ налогового органа учесть расходы грузовладельца (ст. 252 Налогового кодекса РФ) при исчислении налога на прибыль, что станет причиной повышенной налоговой нагрузки. В письме Федеральной налоговой службы от 27 мая 2021 г. № ЕА-4-26/7321@ «О форме и порядке заполнения транспортной накладной на перевозку грузов автомобильным транспортом» фискальное ведомство особо отметило это обстоятельство: само по себе указание в транспортной накладной лица, не являющегося стороной договора перевозки (имея ввиду экспедитора), не освобождает стороны от оформления документов, предусмотренных главой 41 Гражданского кодекса «Транспортная экспедиция».
Экспедитору или грузовладельцу следует удостовериться в том, что перевозчик является тем лицом, которое будет фактически выполнять перевозку груза. Для этого необходимо получить документы, подтверждающие:
- владение транспортным средством (свидетельство о регистрации транспортного средства и действующий путевой лист);
- наличие трудовых или гражданско-правовых отношений с водителем.
Обратите внимание, что собственник транспортного средства — не обязательно перевозчик. Собственник может передать автомобиль арендатору, который будет его эксплуатировать и выполнять перевозки. Именно для этого следует требовать путевой лист, который, в силу п. 8 Приказа Минтранса РФ от 11.09.2020 г. № 368, выдается эксплуатантом транспортного средства.
В таком случае наиболее целесообразно заключить агентский договор. Схема взаимоотношений участников всей цепочки будет выглядеть так: грузовладелец заключает договор с экспедитором. Экспедитор подыскивает транспорт и может заключить договор с перевозчиком либо с агентом, который за плату сообщает сведения о перевозчике (в свою очередь, агент может получить сведения о перевозчике от другого агента, с которым он также заключает агентский договор). После этого экспедитор заключает договор с перевозчиком.
В этой схеме грузовладелец уплачивает экспедитору его вознаграждение, экспедитор производит два платежа — агенту и перевозчику, а агенты самостоятельно производят взаиморасчеты друг с другом.
Следует признать, что такая схема значительно повышает прозрачность платежей за услуги по перевозке грузов и приводит правоотношения сторон к полному соответствию с нормативными актами.
4 особенности бухучета в транспортной компании в 2020-2021
Уплатив налоги, ИП может пользоваться всей полученной выручкой, как своими личными денежными средствами: расходовать ее на свое усмотрение, в любое время, бесплатно, не отчитываясь и не ограничиваясь в сумме выводимых средств.
Все доходы ООО являются собственностью организации. Их расходование должно иметь экономическое обоснование, быть согласовано между учредителями и отражено в бухгалтерском учете. На личные нужды учредитель может тратить только свои дивиденды, которые выплачиваются с периодичностью, установленной уставом общества. При этом прибыль делится между учредителями в соответствии с их совместным решением, а полученная учредителем доля прибыли может не совпадать с его долей в уставном капитале. Другим источником личных средств для учредителя общества может стать его зарплата, если он одновременно выполняет обязанности работника организации.
Ограничения в деятельности предпринимателей, осуществляющих грузоперевозку, одинаковы для обеих форм бизнеса, зависят от выбранной ими специальной системы налогообложения и связаны в основном с количеством работников, единиц транспорта и совокупным годовым доходом.
Для предпринимателей на УСН:
- Количество работников — не более 100.
- Совокупный годовой доход — не более 150 миллионов рублей.
Для индивидуальных предпринимателей, использующих патентную систему:
- Количество работников — не более 15.
- Совокупный годовой доход — не более 60 миллионов рублей.
- Пункт отправления или назначения груза должен находиться на территории того субъекта РФ, в котором выдан патент. Если оба пункта находятся на территории другого субъекта РФ, требуется приобретение патента на работу в этом субъекте.
Ограничения в деятельности предпринимателей, осуществляющих грузоперевозку, одинаковы для обеих форм бизнеса, зависят от выбранной ими специальной системы налогообложения и связаны в основном с количеством работников, единиц транспорта и совокупным годовым доходом.
Для предпринимателей на УСН:
- Количество работников — не более 100.
- Совокупный годовой доход — не более 150 миллионов рублей.
Для индивидуальных предпринимателей, использующих патентную систему:
- Количество работников — не более 15.
- Совокупный годовой доход — не более 60 миллионов рублей.
- Пункт отправления или назначения груза должен находиться на территории того субъекта РФ, в котором выдан патент. Если оба пункта находятся на территории другого субъекта РФ, требуется приобретение патента на работу в этом субъекте.
Чтобы понять, на какой вид налогообложения лучше перейти после отмены ЕНВД, рассмотрим предприятие из сферы грузоперевозки, зарегистрированное в Санкт-Петербурге. Рассчитаем для него налоги на разных режимах. Делать расчёт будем исходя из таких параметров:
- доход в год – 18 000 000 рублей;
- затраты в год – 11 500 000 рублей (расходы на персонал, топливо, ремонт, стоянку и прочие);
- количество единиц транспорта – 5;
- количество работников – 6;
- расходы на страховые взносы за сотрудников в год – 550 000 рублей (входят в состав затрат).
Взносы за работников указаны отдельно, поскольку для УСН Доходы, а с 2021 года и для ПСН, предусмотрен вычет на их сумму. Он равен размеру уплаченных отчислений, но не более 50% от суммы налога.
Если бизнес ведёт ИП, к вычету добавляются и его собственные взносы. В 2021 году это 40 874 рубля + 1% от суммы дохода свыше 300 000 рублей. Для чистоты эксперимента будем считать, что они не вошли в состав расходов.
Теперь рассмотрим разные режимы и решим, какой выбрать, когда отменят ЕНВД для ИП и компаний сферы грузоперевозки.
УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.
УСН – доходы
Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.
Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.
УСН – доходы минус расходы
Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:
- УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
- УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
- УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.
У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.
Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).
Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.
При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).
Для этого нужно документировать все покупки и траты.
Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).
Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.
Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работае�� с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.
Переходим к УСН — Упрощённой системе налогообложения.
Она бывает двух видов: 6% от доходов или 15% от доходов минус расходы.
Это ещё одна простая система, не требующая сложных расчётов.
Предприниматель платит налог 6% от всех сумм полученных от клиентов, то есть, что называется, от грязного дохода.
✔ И всего 1 раз в год подаётся декларация, которую не сложно заполнять самому.
✔ Так же, как на ЕНВД, здесь можно уменьшать налог на сумму уплаченных страховых взносов.
Вот и всё — ничего сложного.
Но выгодна ли данная система для автоперевозчика?
— Финансовая нагрузка на УСН-доходы почти та же, что и при новом Налоге на Профессиональный доход (НПД). То есть, опять же, если от заказчика перевозки вам поступит 100000 рублей, 6% налога будут браться прямо от этой суммы и составят 6000 рублей. А если от 200000? Тогда уже 12000 рублей. И т.д.
Так что, перейдём к самому сложному режиму — Общей (или Основной) системе налогообложения — ОСН. Или, как её чаще сокращают — ОСНО.
Здесь надо сразу заметить, что ОСНО — не обязательно только для ООО, а УСН — не обязательно только для ИП.
ООО (Общество с Ограниченной Ответственностью) и ИП (Индивидуальный Предприниматель) — это организационно-правовые формы, а ОСНО, УСН и прочие — это системы налогообложения.
ООО (одна из форм юридического лица), может работать как на ОСНО, так и на УСН, и даже, при определённых условиях, на ЕНВД (правда, до конца 2020).
Точно так же и ИП может работать не только на упрощённых или специальных системах налогообложения, но и на общей, то есть на ОСНО.
Но зачем эти сложности частникам или небольшим фирмам?
Может ли оказаться для них выгодна ОСНО (общая система налогообложения)?
А также: есть ли смысл для небольших предприятий менять ИП на юридическое лицо (ООО)?
Новый формат отношений грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков
Занимаюсь грузовыми перевозками, своего транспорта мало, а точнее 3 DAF’a , появился клиент на постоянную основу, но вот незадача, свои машины на другом проекте, под который и брались в лизинг. А расширятся хочется. Возможности еще купить авто пока нет. Решил нанять пару ИП шников со своими фурами и тут случилась проблема.
Этот новый клиент требует, чтобы заключали договор на фирму, которая с НДС (без НДС не хочет работать, хотя такая фирма у меня есть тоже, на ней договора с поставщиками транспортных услуг, те самые ИП с фурами).
Предприниматель знает, если не доплатить, или что хуже, постараться обойти правила — последствия будут плачевны. Поэтому использовали полностью законные методы снижения сумм. В первую очередь это выбор системы налогообложения. Ведя одну и ту же деятельность, отчисления могут сильно измениться, просто выбрав другой налоговый режим.
Одно время в сфере грузоперевозок преобладала система ЕНВД (Единый налог на вменённый доход). Об этом была наша предыдущая статья: Выбор системы налогообложения для ИП грузоперевозки в 2020г. Однако с января 2021 года, данная система отменена. Это стало ударом для предпринимателей, надеявшихся, что ЕНВД все же оставят. Многим пришлось срочно выбирать новую систему налогообложения. Основные варианты: УСН и покупка патента.
УСН — упрощенная система налогообложения. Предприниматель освобождается от НДС и налога на прибыль. Вместо этого он, по своему выбору платит:
- 6% со всех доходов
- 15% с разницы между доходами и расходами.
Налоговый режим ориентирован на малый, частично средний бизнес. При этом, если Грузоперевозчик выберет УСН 6%, он может уменьшить размер налоговых платежей на сумму уплаченных страховых взносов. Если у ИП-грузоперевозчика есть наемные работники, не может быть больше 50% от суммы, подлежащей уплате.
Эту систему можно выбрать при выполнении следующих условий:
- Среднее число работников
- Доход
- Остаточная стоимость основных средств
Если хотя бы одно правило не будет выполнено — у налоговой появятся претензии.
Грузоперевозки достаточно затратная сфера, выбор второго — в большинстве случаев будет предпочтительнее.
Можно ли применять налоговый режим — это зависит от организационно-правовой формы, выручки, наличия работников и их численности, видов деятельности и других условий. Так, для применения УСН установлены лимиты по выручке и численности работников, стоимости основных средств, доле участия организаций в уставном капитале.
ИП оказывает в Москве бытовые услуги — ремонтирует одежду, обувь, металлические изделия и делает ключи. Его годовая выручка — 2 500 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 416,67 тыс. рублей), расходы — 1 400 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 150 тыс. рублей), из них учитываемые при УСН — 1 300 тыс. рублей. У него один работник с зарплатой 40 тыс. рублей в месяц.
Рассмотрим 5 режимов налогообложения и определим, какой из них будет выгоднее.
Сразу отмечу, что новые ППГАТ не изменяют баланс интересов перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев напрямую, так как никаких изменений, устанавливающих или изменяющих права и обязанности этих лиц, по сравнению с Постановлением Правительства от 15.04.2011 г. № 272, не было внесено. Поэтому — каждый сам кузнец своего счастья, а за место под солнцем (хорошие условия договоров и ставки за перевозку) по-прежнему нужно биться самостоятельно.
Основная цель новых Правил четко прослеживается — сделать отрасль автомобильных грузоперевозок более прозрачной, уменьшить “серый” рынок грузоперевозок с оплатой наличными в кабину водителю. Это приведет к улучшению администрирования и повышению собираемости налогов и сборов, что окажет положительное влияние на ситуацию в сфере грузоперевозок — перевозчикам-нелегалам станет сложнее оказывать свои услуги и они будут вынуждены легализоваться либо покинуть рынок, что приведет к небольшому усилению конкуренции. Цифровизация транспортного документооборота также сократит количество “серых” поставок товаров, характерного для продажи нелегального алкоголя, медикаментов, природных ресурсов и т.д.
Постоянный интерес российских властей сделать автомобильные грузоперевозки более прозрачными был облечен в форму Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 и с начала 2021 года все перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы волей-неволей будут обязаны играть по новым правилам.
Федеральный закон, во исполнение которого принимаются Правила перевозки грузов — Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта — остался без изменений.
При этом в новых Правилах есть несколько побочных положительных эффектов (помимо вышеупомянутого увеличения конкуренции), играющих на руку практически всем участникам рынка автоперевозок грузоперевозок. О них ниже по тексту.
На самом деле их немного, перечислю главные из них по порядку, изложенному в новых ППГАТ:
- транспортную накладную, заказ-наряд и сопроводительную ведомость (перевозочные документы) можно формировать не только на бумаге, но и в электронном виде;
- введено понятие “водитель”, которым является лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
- обмен и подписание электронных провозных документов должны происходить в системах электронного документооборота с применением усиленных квалифицированных электронных подписей;
- установлены обязательные требования к заявке на перевозку груза;
- описан измененный порядок переадресовки груза при использовании систем электронного документооборота;
- добавлен раздел VIII, описывающий организацию электронного документооборота в грузоперевозках с использованием систем электронных перевозочных документов;
- обновлена форма транспортной накладной.
Пунктом 6 новых Правил перевозки грузов установлено, что под водителем понимается физическое лицо, осуществляющее управление транспортным средством, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком. На основании этого пункта контролирующие и фискальные органы вправе потребовать от лица, указанного в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика, подтверждение наличия правоотношений с водителем (трудовой договор, договор на оказание услуг по управлению автомобилем и т.п.).
Указанное нововведение, в совокупности с необходимостью указания типа владения транспортным средством, по замыслу законодателя, влечет одно из двух последствий:
- при заполнении транспортной накладной указывать в 10-ой графе фактического перевозчика (предпринимателя или юридическое лицо, выполняющее перевозку принадлежащим ему транспортным средством)
- создавать дополнительный документооборот между экспедитором и фактическим перевозчиком — заключать договор аренды транспортного средства с владельцем автомобиля и прицепа, а также договор на оказание услуг по управлению этой техникой с водителем.
Очевидные цели таких нововведений — довести количество экспедиторов в перевозке до одного или вовсе избавиться от них и повысить прозрачность движения денежных потоков в грузовых автоперевозках. Это, в свою очередь, указывает на то, что фискальные органы будут квалифицировать отношения между грузовладельцами и экспедиторами (в том виде, в котором они существуют сейчас) как агентские с соответствующими требованиями к их оформлению. Другими словами, когда-то необязательная для принятия Хартия АТС легким движением пера законодателя превратилась в закон.
Если ИП занимается грузоперевозками, то применять общую систему налогообложения он не решится — это неводного по налогам (платеж НДФЛ и НДС) и по нагрузке на бухгалтера (придется держать несколько человек для учета всех документов). Поэтому ИП выбирают спецрежимы взимания налогов.
До 2021 года ИП в сфере грузоперевозок мог выбрать такие специальные режимы налогообложения: УСН, патент, ЕНВД.
Любой ИП на патенте обязан работать в соответствии с требованиями этой системы налогообложения:
- не больше 15 человек сотрудников;
- доход не должен превышать 60 млн;
- работать необходимо по месту прописки.
Если какое-то из этих условий не работает, то ИП следует поменять или же изначально выбрать другую систему. Например, УСН, где возможный размер дохода выше и нет привязки к регистрации.
У налоговой неоднозначное отношение к ИП, которые работают на патенте, а возят товары в другие города. В большинстве регионов на это закрывают глаза, в других же — могут пригрозить лишением патента. Однако последние пять лет неизвестно о судах по таким делам. В открытом доступе решения суда в пользу предпринимателей, однако это старые дела (2014 года).
Если вы определились с типом налогообложения, необходимо написать заявление. Важное отличие патента от УСН — подать заявление на патент можно в любой день года, сумма патента рассчитывается пропорционально оставшемуся времени года (или периоду, на который вы взяли патент).
При заполнении заявления самые популярные вопросы о коде транспортного средства и ОКВЭДу. Объясним нюансы ниже.
Что лучше открыть для грузоперевозок в 2021 году — ИП или ООО
Заполнять форму заявление на патент можно на компьютере либо от руки, тщательно записывая каждую печатную букву.
ИП с грузоперевозками надо заполнить три обязательных раздела заявления и один дополнительный лист Б.
ИП заполняет:
- общую информацию о себе и сроки работы на патенте, подписывает документ;
- код деятельности, наличие наемных сотрудников;
- информация о регионе, где работает предприниматель.
Титульный лист содержит такие сведения:
- код инспекции ФНС по месту деятельности;
- полное имя физлица;
- если ИП уже зарегистрировано, то ОГРНИП;
- полный адрес регистрации;
- сколько месяцев действует патент;
- с какого момента начинает работу;
- количество листов заявления;
- дата подачи;
- контактный телефон.
На второй странице указываются коды. Возможно, будет сложно подобрать классификатор кода предпринимательской деятельности. Код этот имеет шесть цифр и необходимо пользоваться специальным классификатором. Единого общего кода предпринимательской деятельности нет, так как в число кода записаны коды самой деятельности и код региона.
На той же странице заполняется информация о количестве работников и о налоговой ставки. Напомним, что ставка на патенте — 6%, но эта цифра заполняется, если ставка отличается от обычной. Например, сниженный коэффициент.
Третья страница заявление на предпринимательскую деятельность в сфере грузоперевозок — лист А. В нем заполняется:
- Код субъекта РФ;
- Код налогового органа.
Строчка с адресом не заполняется, так как речь о постоянном перемещении (даже в пределах города).
Система предполагает, что предприниматель выплачивает 6% от всех поступлений, связанных с его бизнесом. Также есть повышенная ставка 8%, ее применяют в случае, если доходы выросли свыше 150 млн рублей (но не более 200 млн рублей).
Плюсы УСН для грузоперевозок:
- более крупный лимит возможного дохода;
- можно заниматься не только грузоперевозочной деятельностью, а оказывать экспедиторские услуги.
6% с условного 100 млн дохода в год — это приличные 6 млн рублей налогов, поэтому большинство предпринимателей совмещают патент и УСН, чтобы сэкономить. Также сэкономить можно, если уменьшить налог на сумму уплаченных за сотрудников взносов.
Расходы при грузоперевозках предполагаются огромные, поэтому предприниматели задумываются о применении УСН “Доходы минус расходы”. Суть этого режима в оплате 15% с чистой прибыли.
Однако все не так просто. На практике получается, что такой вид налога выгоден только тем предпринимателям с грузоперевозками, у которых документально подтвержденные траты составляют 60% и более от всего дохода.
Таким образом, если у ИП большой штат работников и в автопарке более 10 автомобилей, то вероятно, этот вид налога будет выгоден. Но желательно взвесить все “за” и “против” и заранее прикинуть объем расходов.
УСН “Доходы минус расходы” не подойдет ИП, например, с тремя “Газелями”, который:
- получает доход наличкой;
- чинит авто в неофициальных автосервисах-гаражах.
Изменения УСН с 2021 года: разбор всех поправок тут >>
Совмещать УСН и патент при грузоперевозках ИП разрешено. Более того — консультанты рекомендуют это делать, так как в патент на грузоперевозки входит только сама доставка грузов.
Если ИП оказывает еще и экспедиторские услуги, то необходимо оформить дополнительно УСН. Причем в договоре указывать отдельный счет на грузоперевозки, отдельный — на экспедиторские услуги.